RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Наполеон в Кремле: огонь и пепел
14 сентября 2017 г.

Наполеон в Кремле: огонь и пепел

14 сентября 1812 года французские войска вошли в Москву
Россия должна подавить США
5 августа 2014 г.

Россия должна подавить США

Несколько советов президенту Владимиру Владимировичу Путину
Путин против США
16 февраля 2015 г.

Путин против США

«Россия капитулировала перед Западом!» - такой «диагноз» поставили либеральные СМИ (да и некоторые патриотические) итогам Минска-2
Пророчества Иоанна Кронштадского
14 июня 2015 г.

Пророчества Иоанна Кронштадского

14 июня 2015 года отмечается 25-летний юбилей со дня прославления святого праведного Иоанна Кронштадсткого
Герои шествуют по стране
2 октября 2015 г.

Герои шествуют по стране

Передвижная выставка о первых Героях Советского Союза и и тех, кто совершил подвиг, названный именем Александра Матросова, продолжает работу
Главная » Памятные даты » Ноябрь » Последний Маршал СССР

Последний Маршал СССР

8 ноября 1923 (официально, на самом деле — 1924) года родился Дмитрий Тимофеевич ЯЗОВ, советский военный и политический деятель, последний (по дате присвоения звания) Маршал Советского Союза (1990) и предпоследний министр обороны СССР с 1987 по 1991. C 18 по 21 августа 1991 года — член ГКЧП.

В Красную Армию вступил добровольно в ноябре 1941 года, не успев окончить среднюю школу. Окончил Московское военное пехотное училище имени Верховного Совета РСФСР. На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Воевал на Волховском и Ленинградском фронтах в должностях командира стрелкового взвода и заместителя командира стрелковой роты. Участвовал в обороне Ленинграда, в наступательных операциях советских войск в Прибалтике, в блокаде Курляндской группировки германских войск. Был ранен в бою, награждён орденом.

Сразу после Победы был направлен на Курсы усовершенствования офицеров пехоты Красной Армии, которые окончил в 1946 году и был назначен командиром стрелковой роты. Только в 1953 году окончил среднюю школу. В 1956 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе с золотой медалью и назначен командиром мотострелкового батальона. С октября 1958 года — старший офицер в Управлении боевой подготовки Ленинградского военного округа. С октября 1961 года — командир мотострелкового полка, полковник (20.06.1962). С сентября 1963 года — заместитель, а затем начальник отдела планирования и общевойсковой подготовки штаба Ленинградского военного округа (до 1965 года).

В 1967 году окончил Военную академию Генерального штаба. С октября 1967 года — командир мотострелковой дивизии, генерал-майор (22.02.1968). С марта 1971 года — командир армейского корпуса, генерал-лейтенант (15.12.1972). С января 1973 года — командующий армией. С мая 1974 года — начальник управления в Главном управлении кадров Министерства обороны СССР. С октября 1976 года — первый заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа, генерал-полковник (28.10.1977). С января 1979 года — командующий войсками Центральной группы войск на территории Чехословакии. С ноября 1980 года — командующий войсками Среднеазиатского военного округа, генерал армии (6.02.1984). С июня 1984 года — командующий войсками Дальневосточного военного округа. С января 1987 года — начальник Главного управления кадров (ГУК) — заместитель Министра обороны СССР по кадрам. Назначен на должность Министра обороны СССР Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 мая 1987 года) неожиданно для себя, после полёта Маттиаса Руста и последующей отставки министра Маршала Советского Союза С. Л. Соколова. Первые три года в должности министра Язов оставался генералом армии, что было необычно (с 1935 года все главы военного ведомства были Маршалами Советского Союза, за исключением Сталина, который, став наркомом обороны в 1941, до 1943 не имел никакого звания). Лишь 28 апреля 1990 года Президент СССР М. С. Горбачёв присвоил Д. Т. Язову звание Маршала Советского Союза; это было последним таким присвоением маршальского звания в истории СССР.

В 1991 году примкнул к готовящемуся ГКЧП и с первого дня вошёл в его состав; в Москву по его приказу были введены танки и прочая тяжёлая техника, обсуждался план штурма "Белого" дома. Был арестован. После освобождения из тюрьмы — в отставке.

Ещё в этот день:

Последний Маршал СССР

Орден «Победа»

8 ноября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был учреждён орден «Победа» для лиц высшего командного состава.

Первое награждение состоялось 10 апреля 1944 года. Обладателем ордена № 1 стал командующий 1-м Украинским фронтом Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Орден № 2 получил начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза А. М. Василевский. Орденом «Победа» № 3 был награждён Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. В. Сталин. Все они отмечены этой наградой за освобождение Правобережной Украины.

Всего было произведено 20 награждений семнадцати претендентов (трое награждались дважды).

 

Подробнее »

Орден Славы

8 ноября 1943 года учрежден орден Славы для лиц рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации могли награждаться и младшие лейтенанты. Вручался только за личные боевые заслуги.

Орден Славы по своему статуту и цвету ленты почти полностью повторял одну из самых почитаемых в дореволюционной России наград — Георгиевский крест. Орден Славы имеет три степени, из которых орден высшей I степени — золотой, а II и III — серебряные (у второй степени был позолочен центральный медальон). Полных кавалеров ордена Славы насчитывается 2674 человека, среди них — четыре женщины. Полные кавалеры ордена — лётчик штурмового авиационного полка Иван Григорьевич Драченко, морской пехотинец Павел Христофорович Дубинда и артиллеристы Николай Иванович Кузнецов, Андрей Васильевич Алёшин в годы войны также удостоились и звания Героя Советского Союза.

Подробнее »

Трагедия на «Нерпе»

8 ноября 2008 года произошла трагическая авария на подводном атомоходе АПЛ К-152 «Нерпа».

Во время проведения испытаний в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения на подводной лодке погибло 20 членов экипажа. 28 декабря 2009 года была введена в состав ВМФ России. 23 января 2012 года, с задержкой по контракту на пять лет, официально передана в лизинг в ВМС Индии.

31 марта 2011 года Военная прокуратура ТОФ передала уголовное дело в Тихоокеанский флотский военный суд. Обвинения были предъявлены командиру подлодки капитану 1-го ранга Дмитрию Лаврентьеву — по статье за халатность и трюмному машинисту старшине Дмитрию Гробову, который якобы случайно включил систему пожаротушения. На заседании 5 июля Дмитрий Гробов, отказался от сделанных ранее признаний и фактически заявил о своей невиновности. По словам адвоката: «Он категорически отрицает, что нажимал какие-либо кнопки на пульте управления, и не имеет отношения к выбросу газа». Свои прежние показания Гробов назвал самооговором, данным им под «воздействием силовых структур».

30 сентября 2011 года коллегия присяжных оправдала обвиняемых. Однако 4 мая 2012 года коллегия Верховного суда РФ, по представлению прокуратуры, отменила приговор и отправила дело на повторное рассмотрение в Тихоокеанский флотский военный суд.

26 апреля 2013 года суд присяжных единогласно признал подсудимых невиновными, в связи с чем суд вынес оправдательный приговор.

Подробнее »

Сегодня
17 января
среда
2018

В этот день:

Отец аэродинамики

17 января 1847 года родился Николай Егорович Жуковский, русский учёный, создатель аэродинамики (ум. 1921).

Отец аэродинамики

17 января 1847 года родился Николай Егорович Жуковский, русский учёный, создатель аэродинамики (ум. 1921).

 При его активном участии был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), на базе которого в 1920 году был сформирован Институт инженеров Красного воздушного флота, с мая 1922 года ставший Военно-воздушной инженерной академией им. Жуковского.

Николай Жуковский родился в деревне Орехово под Владимиром (ныне Собинский район Владимирской области) в семье инженера. В феврале 1858 года поступил в 4-ю Московскую гимназию. В 1864 году, окончив гимназию с серебряной медалью, Николай Жуковский без экзаменов был зачислен на физико-математический факультет Московского университета.

14 сентября 1874 г. Жуковский утверждён доцентом кафедры аналитической механики училища; 4 ноября 1876 г. состоялась публичная защита его магистерской диссертации, а 30 апреля 1882 г. Жуковский защитил диссертацию на степень доктора прикладной математики, представив работу «О прочности движения». С 1886 г. Н. Е. Жуковский — экстраординарный профессор Московского университета по кафедре прикладной механики. С 1893 г. — действительный статский советник. В 1894 г. Жуковский был избран членом-корреспондентом Академии наук. В 1905 г. избран президентом Московского математического общества.

Работы Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука. Он всесторонне исследовал динамику полёта птиц, 3 ноября 1891 года сделал доклад «О парении птиц». В 1892 году сделал доклад «По поводу летательного снаряда Чернушенко»; составив основные уравнения динамики для центра тяжести планирующего тела (то есть, при постоянном угле атаки), Жуковский нашёл траектории при различных условиях движения воздуха, в том числе теоретически предсказал возможность мёртвой петли.

Осенью 1898 года на Х съезде русских естествоиспытателей и врачей Жуковский прочитал обзорный доклад «О воздухоплавании».

В 1904 г. Жуковский открыл закон, определяющий подъёмную силу крыла самолёта; определил основные профили крыльев и лопастей винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта.

15 ноября 1905 года Жуковским был прочитан доклад «О присоединенных вихрях», заложивший теоретическую основу развития методов определения подъемной силы крыла аэроплана; в 1906 г. он опубликован в виде отдельной научной работы.

В техническом училище в 1908 г. он создал Воздухоплавательный кружок, из которого впоследствии вышли многие известные деятели авиации и техники: А. А. Архангельский, В. П. Ветчинкин, Г. М. Мусинянц, Г. Х. Сабинин, Б. С. Стечкин, А. Н. Туполев, Б. Н. Юрьев; в 1909 году Жуковский возглавил создание аэродинамической лаборатории в Московском высшем техническом училище. При его активном участии был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), на базе которого в 1920 году был сформирован Институт инженеров Красного воздушного флота, с мая 1922 года ставший Военно-воздушной инженерной академией им. Жуковского.

Воздушный истребитель танков

17 января 1916 года родился Виктор Максимович ГОЛУБЕВ, дважды Герой Советского Союза

Воздушный истребитель танков

17 января 1916 года родился Виктор Максимович ГОЛУБЕВ, дважды Герой Советского Союза

Виктор Голубев родился в Петрограде в семье рабочего. Детство и юность прошли в Угличе, закончил среднюю школу. Работал на заводе в Ленинграде.В рядах Красной Армии с 1936 года. В 1939 году окончил Харьковское пограничное училище НКВД.

В Великую Отечественную войну, с первых её дней, — в штурмовой авиации. Воевал в составе 285-го штурмового авиаполка 228-й штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии. Командуя звеном штурмовиков «Ил-2», участвовал в боях под Смоленском, Ростовом-на-Дону. В период Сталинградской битвы (с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года) лётчики-штурмовики его звена, а затем и эскадрильи проявили образцы героизма и мастерства, уничтожая технику и живую силу гитлеровцев, рвущихся к Волге.

12 августа 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 693).

8 февраля 1943 года «за проявленную отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава в разгроме фашистских войск под Сталинградом» 285-й штурмовой авиаполк был преобразован в 58-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

В ходе Курской битвы (с 5 июля по 23 августа 1943 года) по всему фронту гремела слава о мастерских ударах по хвалёным немецким «Тиграм», «Пантерам» и «Фердинандам» лётчика-штурмовика Героя Советского Союза штурмана 58-го гвардейского авиаполка гвардии майора В. М. Голубева. В ожесточённых боях на «курском выступе» он многократно водил в бой шестёрку штурмовиков «Ил-2», которой нередко удавалось за один вылет уничтожать десятки танков врага.

24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майор Голубев В. М. был удостоен второй медали «Золотая Звезда». Он стал первым дважды Героем 16-й воздушной армии. К этому времени на его боевом счету насчитывалось 257 боевых вылетов, в ходе которых им уничтожено и повреждено 69 танков, 875 автомашин, 10 цистерн с горючим, много другой боевой техники, а также выведена из строя не одна сотня вражеских солдат и офицеров.

С 1943 года гвардии майор Голубев — слушатель Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. 17 мая 1945 года его жизнь оборвалась при выполнении учебно-тренировочного полёта. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

 

Схватка с океаном

17 января 1960 года десантную баржу с четырьмя советскими бойцами унесло в Тихий океан.

Схватка с океаном

17 января 1960 года десантную баржу с четырьмя советскими бойцами унесло в Тихий океан.

 Четыре парня 49 суток мужественно боролись и со стихией, и с голодом, и с жаждой.

Они не потеряли человеческого достоинства и победили. Вот имена героев: Анатолий Крючковский, 21 год, Филипп Поплавский, 20 лет, Иван Федотов, 20 лет, Асхат Зиганшин, 21 год.

Спасла отважную четверку береговая охрана США, а об их одиссее был поставлен художественный фильм, который так и назывался — «49 дней».

Фронтовой бомбардировщик Су-24

17 января 1970 года впервые поднялся в воздух Су-24

Фронтовой бомбардировщик Су-24

17 января 1970 года впервые поднялся в воздух Су-24

Он предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

Су-24 принят на вооружение 4 февраля 1975 года. Выпускался на Новосибирском авиазаводе и КнААПО. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 этих машин. Модернизированный Су-24М2 совершил первый полёт в 2001 году. Этот самолет стоит на вооружении не только России, но и Белоруссии, Украины, Узбекистана, Алжира, Анголы, Сирии, Казахстана и др.
Максимальная взлётная масса машины — 39,7 т, максимальная скорость полёта на высоте составляет 1700 км/ч, потолок — 11 500 м.

Вооружение. Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.

Управляемые ракеты: «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8), «воздух-земля»:. 4 × Х-25МЛ/МР или Х-23. Неуправляемые ракеты: 192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32. Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты 3 × 1500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т. д.)

Су-24 применялись в Афганской войне (1979—1989). Самолёты, доставшиеся Азербайджану, ограниченно применялись в ходе Карабахской войны. Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита. Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было по разным причинам потеряно три машины. Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии в 2008 году.

Последний бой генерала Малофеева

17 января 2000 года геройски погиб Михаил Юрьевич Малофеев — начальник отдела боевой подготовки 58-й армии

Последний бой генерала Малофеева

17 января 2000 года геройски погиб Михаил Юрьевич Малофеев — начальник отдела боевой подготовки 58-й армии

Михаил Малофеев родился 25 мая 1956 года в городе Ломоносов Ленинградской области (ныне в составе города Санкт-Петербург). По национальности — русский. В 1973 году, по окончании средней школы, поступил и в 1977 году окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище имени С. М. Кирова. Служил командиром взвода, роты, начальником штаба батальона. Проходил службу в Группе советских войск в Германии, после чего был переведён в Закавказский военный округ, а через два с половиной года вместе с полком на два года убыл в Туркестанский военный округ.

В 1989 году Малофеев окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе и был назначен на должность командира батальона в Заполярье; последовательно занимая в дальнейшем должности заместителя командира полка, начальника штаба, командира полка и заместителя командира дивизии. В 1995 году — Командир 134 МСП (в/ч 67616) 45МСД. С 1995 по 1996 годы принимал участие в восстановлении конституционного порядка в Чеченской республике. С декабря 1997 года полковник Малофеев служил на должности командира 138-й отдельной гвардейской Краснознамённой Ленинградско-Красносельской мотострелковой бригады Ленинградского военного округа (посёлок Каменка Ленинградской области), и в последующем стал заместителем начальника управления боевой подготовки Ленинградского военного округа.

С 1999 года генерал-майор Малофеев участвовал в антитеррористической операции на Северном Кавказе, занимая пост начальника отдела боевой подготовки 58-й армии Северо-Кавказского военного округа — заместителя командующего группировкой федеральных войск «Север» в Чеченской Республике.

14 января 2000 года генерал-майору Малофееву М. Ю. были поручены разработка и проведение специальной операции по овладению силами батальона Внутренних войск МВД РФ зданиями Грозненского консервного завода. Операция имела стратегическое значение для дальнейшего продвижения федеральных сил к центру столицы Чечни. Для реализации этого замысла утром 17 января 2000 года две штурмовые группы выдвинулись к западной окраине завода. Понимая складывающуюся обстановку, боевики отчаянно оборонялись, открыв плотный огонь из стрелкового оружия. Попав под шквальный огонь, штурмовые группы залегли и стойко отражали атаки боевиков. При этом трое военнослужащих были ранены и один погиб. Нависла угроза уничтожения штурмующих групп и срыва боевой задачи федеральной группировки. В это время на северо-западную окраину Грозного прибыл генерал-майор Малофеев с оперативной группой, состоявшей из начальника артиллерии 276-го мотострелкового полка, двух связистов и капитана-стажёра из Общевойсковой академии. Посчитав, что после проведенной мощнейшей огневой подготовки, в ближайшем к боевикам здании в живых никого не осталось, генерал занял его. Но отсидевшиеся в подвалах боевики, как только утих огонь, вышли наружу и столкнулись с группой генерала Малофеева. Генерал вступил в бой и отстреливался, прикрывая отход подчинённых, несмотря на полученное ранение головы. Боевики открыли огонь из гранатомётов и миномётов, и генерал Малофеев со своей группой погиб под обломками стены. В течение полутора суток федеральные войска никак не могли подойти к месту гибели генерала, но, когда зданием удалось, наконец, овладеть, — при разборе завалов вместе с генерал-майором Малофеевым было обнаружено тело сержанта Шараборина — радиста, сопровождавшего своего командира в его последнем бою.

28 января 2000 года генерал-майор Малофеев был похоронен с воинскими почестями на Никольском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. Указом Президента РФ от 9 февраля 2000 года № 329 за мужество и героизм, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований в Северо-Кавказском регионе, генерал-майору Малофееву Михаилу Юрьевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

23 февраля 2000 года в Большом Кремлёвской дворце в Москве «Золотая Звезда» Героя России была передана вдове Героя — Светлане Малофеевой.

Сарыкамышская операция

17 января 1915 года завершилась Сарыкамышская операция

Сарыкамышская операция

17 января 1915 года завершилась Сарыкамышская операция

Это операция  русской Кавказской армии (генерал И. И. Воронцов-Дашков) против 3-й турецкой армии (командующий — военный министр Энвер-паша).

В результате упорных боев турки потерпели поражение, что упрочило положение Кавказского фронта и облегчило действия английских войск в Ираке и при обороне Суэца.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии