RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Забытый ас Первой Мировой
6 февраля 2016 г.

Забытый ас Первой Мировой

6 февраля 1892 года родился Иван Александрович Лойко, несправедливо забытый командир 9-го истребительного авиаотряда Русской армии
Последний начальник советского Генштаба вспоминает...
22 июля 2015 г.

Последний начальник советского Генштаба вспоминает...

22 июля 2015 года исполнилось 80 лет генералу армии Владимиру Николаевичу Лобову
Это не просто кремлевская потасовка
24 августа 2015 г.

Это не просто кремлевская потасовка

По мнению ряда аналитиков, именно сейчас в российских властных структурах начинается «последняя битва за Святую Русь»
Настоящий Герой «Норд-Оста»
23 октября 2015 г.

Настоящий Герой «Норд-Оста»

23 октября 2002 года в московском Театральном центре на Дубровке был изрешечён пулями врагов России подполковник юстиции Константин Васильев
Групповое самопожертвование
2 декабря 2014 г.

Групповое самопожертвование

28 ноября 1942 года шесть советских разведчиков одновременно бросились грудью на амбразуры дзотов и заставили их замолчать, чем спасли сотни своих боевых товарищей
Главная » Памятные даты » Ноябрь » «Слава» - «убийца авианосцев»

«Слава» - «убийца авианосцев»

5 ноября 1976 года на Николаевском судостроительном заводе началось строительство ракетного крейсера «Слава» — головного корабля серии из шести первых в СССР крейсеров с газотурбинными установками. На Западе крейсера этой серии получили прозвище «убийцы авианосцев», в основном, за сверхточную стрельбу ракетами с ядерными боеголовками на дальности до 500 км.

 

 

ТТХ: Водоизмещение 11 280 т. Размеры: длина - 186,5 м, ширина - 20,8 м, осадка - 7,6 м. Скорость хода максимальная: 32 узла (примерно 60 км в час). Дальность плавания: 6000 миль при 15 узлах. Силовая установка: газотурбинная, 4х22500 л.с., 2 винта

Вооружение: 16 пусковых установок комплекса "Базальт" (16 ракет П-500), 8x8 пусковых установок Б-204 зенитно-ракетного комплекса С-300Ф "Риф" (боекомплект 64 зенитных ракеты 5В55), 2x2 пусковых установки ЗИФ-122 зенитно-ракетного комплекса "Оса-МА" (боекомплект 48 зенитных ракет 9М33), 1x2 130-мм артустановка AK-130 (боекомплект 2000 выстр.), 6 6-ствольных 30-мм артустановок АК-630 (боекомплект 16000 выстр.), 2x5 533-мм торпедных аппарата, 2x12 реактивные бомбометные установки РБУ-6000, 1 противолодочный вертолет Ка-27. Экипаж: 510 чел.

Название "Слава" в истории русского флота носили несколько кораблей. Это 16-пушечный фрегат, отличившийся в войне 1768-1774 годов с Турцией; в конце XVIII века его сменил 38-пушечный фрегат, охранявший воды Балтики; в годы 1-й мировой войны с кораблями германского флота сражался линейный корабль "Слава". Последняя «Слава» представляла главную ударную силу Краснознаменного Черноморского флота. А с 1989 года стала якшаться с американцами. В июле 1989 года на крейсере "Слава" проводился советско-американский эксперимент по возможности дистанционного обнаружения ядерных крылатых ракет морского базирования. Американская группа участников использовала прибор на основе кристалла высокочистого германия с энергетическим разрешением около 2 кэв. Детектор размещался непосредственно на пусковой установке "убийцы авианосцев". Полученный в течение 10 минут спектр излучений с пиковыми значениями, характерными для различных изотопов урана, плутония и некоторых продуктов их распада, подтверждал наличие ядерной боеголовки, но никакой дополнительной информации о её конструкции дать не мог. В начале декабря 1989 года ракетный крейсер "Слава" принимал участие в обеспечении охраны предательской встречи Горбачева с Бушем-старшим на о. Мальта, где было принято тогда еще тайное решение об одностороннем выводе войск СССР из Европы.

В 1990 году корабль поставили в завод для модернизации, но развал СССР обрек его на многолетний простой. Финансирование не поступало вообще, и первые пять лет крейсер сохранялся только благодаря самоотверженности экипажа. В 1995 году имя "Слава" променяли за помощь от Лужкова на «Москва». Но все-равно «модернизация» закончилась только в июле 1999 года.

В 2002 году "Москва" вышла в на боевую службу в Средиземное море, а в 2003 году в составе соединения кораблей ЧФ участвовала в совместных учениях с Тихоокеанским флотом и ВМС Индии в Индийском океане. В 2008-2009 годах крейсер участвовал в Средиземном море в военно-морских учениях совместно с кораблями Северного флота. С 9 по 12 августа 2008 года - в вооружённом конфликте с Грузией в водах Абхазии.

В 2012 году крейсер перестал быть отдельной воинской частью, у командира отобрали гербовую печать и Знамя.

Ещё в этот день:

Профессия - разведчик

5 ноября в России и Белоруссии отмечается День военного разведчика. Этот праздник установлен у нас приказом министра обороны РФ № 490 от 12.10.2000 года. Дата выбрана не случайно. 5 ноября 1918 года в Рабоче-крестьянской Красной армии было сформировано регистрационное управление, ставшее первым центральным органом военной разведки в новейшей истории России.

 Профессия разведчика считается одной из древнейших на земле. Еще во времена Киевской Руси разведка была делом государственной важности. Для сбора данных привлекались послы, гонцы, торговые люди, жители пограничных областей и воинские отряды. Позднее, уже при царе Алексее Михайловиче, в 1654 году был основан Приказ тайных дел - прообраз разведывательного управления того времени. В Воинском уставе 1716 года Петр I подвел под разведывательную работу законодательную и правовую базу. В царствование императора Александра I в январе 1810 года по инициативе Барклая де Толли была создана Экспедиция секретных дел при военном министерстве, а в январе 1812 года её переименовали в Особенную канцелярию при военном министре. Она решала важнейшие задачи: ведение стратегической разведки (сбор стратегически важных секретных сведений за рубежом), оперативно-тактической разведки (сбор данных о войсках противника на границах России) и контрразведки (выявление и нейтрализация агентуры противника).

На сегодняшний день Главное разведывательное управление сочетает в себе все существующие виды разведки - стратегическую, агентурную, в том числе нелегальную, техническую, экономическую, космическую и войсковую, больше известную как спецназ ГРУ.

Подробнее »
«Слава» - «убийца авианосцев»

Смерть Стаханова

5 ноября 1977 года умер Андрей (Алексей) Стаханов, знаменитый на весь мир шахтер — зачинатель массового движения новаторов производства в Советском Союзе, Герой Социалистического Труда. Среди простых работяг нет более известного имени.

 В августе-сентябре 1935 года он дважды бил мировой рекорд, добыв за смену 207 тонн угля вместо нормативных 7. Cтахановским назвали развернувшееся в стране движение за повышение производительности труда.

Известность Стаханова началась с курьеза. В газете «Правда» в сообщении о рекорде переврали его имя: вместо Андрей — Алексей. В то время точность и честность газетных сообщений блюлась досконально (не то что теперь, когда блюдется, наоборот, вранье). Чтобы не давать опровержение, Стаханова уговорили поменять паспорт — с именем Алексей. С тех пор судьба Алексея Стаханова пошла в гору. Вскоре он закончил Промакадемию, был назначен на работу в Москву. Но после смерти И.В. Сталина Хрущев, вычищавший все, связанное с вождем, отправил героя труда назад — в шахты. Падения с кручи Стаханов не пережил, спился и на этой почве умер.

 

Подробнее »

Сегодня
22 октября
воскресенье
2017

В этот день:

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Он родился в семье портового грузчика. Окончил церковно-приходскую школу. С 9 лет работал пастухом, кучером, батраком, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром на солеваренных заводах в Славянске, рулевым на барже. В мае 1915 года призван в Русский императорский флот, окончил школу рулевых Черноморского флота. Служил на минном тральщике. После Февральской революции избран председателем судового комитета. Член РКП(б) с февраля 1917 года. Во время Октябрьской революции командовал отрядом моряков, участвовал в установлении Советской власти в Одессе. Сразу после революции вступил в отряд Красной Гвардии. В Красной Армии с февраля 1918 года. В Гражданскую войну — комиссар штаба 2-й Революционной армии (Екатеринослав), командир и комиссар бронепоезда № 4, в 1920 году — командир-военком группы бронепоездов 13-й армии. Отличался храбростью, дважды ранен, один раз контужен в боях.

С 1934 года — в танковых войсках, командир 3-го отдельного танкового полка в Московском военном округе; с 2 мая 1935 года — командир 15-й механизированной бригады Украинского военного округа. С августа 1937 года — начальник автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 Особого) военного округа. С июня 1940 года начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления. Генерал-лейтенант танковых войск (4.06.1940).

С июля 1941 года — заместитель наркома обороны СССР — начальник Автобронетанкового управления РККА, с декабря 1942 года — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Генерал-полковник танковых войск (1.01.1943). Был представителем Ставки Верховного Главнокомандования в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, участник оборонительных операций Северо-Западного фронта в 1942 году и наступательной операции на Брянском фронте в июне-августе 1943 года, наступательных сражений на Воронежском фронте в 1943 году. Внёс в годы войны большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск, способов их применения в ходе военных действий, в повышение выпуска танков и в их техническое совершенствование исходя из опыта боевых действий. Первый, наряду с П. А. Ротмистровым, советский военачальник, которому присвоено воинское звание маршал бронетанковых войск (указ от 21 февраля 1944 года). После войны, с апреля 1946 года — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск

 

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Позже, накануне празднования 25-летия КБ, сам Туполев предложил считать датой образования конструкторского бюро 22 октября 1922 года. За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

 Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.

Ныне ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время основными направлениями деятельности компании являются продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

 Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом. Он был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. В сентябре 1942 г. здесь была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулемета. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк. Командир обороны острова И.К.Гусев 22 октября написал в записной книжке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побило много фашистов»

После войны на острове была расположена метеостанция. С 1991 года остров является необитаемым, последние смотрители маяка покинули его несколько лет назад, однако сам маяк, «зажженный» еще в СССР, функционирует исправно.

 

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Особенностью обслуживания такого реактора стала необходимость поддержания металлического сплава в расплавленном состоянии, когда температура его плавления составляла 125 °C. Лодка имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Под командованием И. И. Гуляева она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии