RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Гангутская слава
9 августа 2020 г.

Гангутская слава

9 августа - День воинской славы России в честь победы в Гангутском сражении в 1714 году — первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут
Триумф «Триумфа» и «Ангары»
25 декабря 2014 г.

Триумф «Триумфа» и «Ангары»

Итоги 2014: новое оружие России
Сердечные люди
13 июня 2017 г.

Сердечные люди

Как часто нам не хватает теплоты и человечности во взаимоотношениях. Но если присмотреться, вокруг немало добрых примеров.
В память о Страстном монастыре
16 ноября 2015 г.

В память о Страстном монастыре

Региональная общественная организация «Бородино-2012-2045» обратилась к Патриарху Кириллу с просьбой о благословении на возведение часовни преподобных Антония и Феодосия Печерских на Страстной (Пушкинской) площади в Москве …
Цензура навыворот
27 сентября 2020 г.

Цензура навыворот

Тягостные размышления после посещения Московской книжной ярмарки 2020 года
Главная » Памятные даты » Октябрь » Авиаконструктор Владимир Мясищев

Авиаконструктор Владимир Мясищев

11 октября 1902 года родился Владимир Михайлович Мясищев

Самолёты конструкторского бюро В. М. Мясищева до сих пор состоят на вооружении дальней авиации России, а те из них, которые оборудованы системой заправки в воздухе, поз­воляют преодолевать межконтинентальные расстояния другим самолётам. Оригинальным применением одного из самолётов КБ В. М. Мясищева явилось использование его в качестве самолёта-носителя советского корабля многоразового использования «Буран» для доставки его с аэродрома завода-изготовителя на космодром Байконур.

Мясищев прошёл большой творческий путь конструктора, учёного, профессора. В студенческие годы работал в ЦИАМ, в отделе В. Я. Климова и занимался авиа­ционными двигателями, которые в СССР только начинали проектироваться. Несколь­ко позже Мясищев был конструктором на научно-опытном аэродроме ВВС, а затем, как и многие авиационные конструкторы, в течение ряда лет рабо­тал в отделе опытного самолётостроения ЦАГИ.

В ОКБ В. М. Мясищева во время войны продолжались работы и по созданию бомбар­дировщиков. В конце 1945 года руководимый В. М. Мясищевым коллектив ОКБ разработал проект ре­активного бомбардировщика РБ-17 с четырьмя турбореактивными двигателями РД-10. Самолёт имел две герметические кабины и трёхколёсное шасси, убирающееся в фюзеляж. Проек­тируемая скорость составляла 800 км/ч.

24 марта 1951 года перед ОКБ была поставлена задача создать стратегический реактивный самолёт, высота и дальность полёта которого в 1,5-2 раза, а взлётная масса в 3-4 раза превы­шали бы данные самолётов, имевшихся на вооружении. В 1961 году на воздушном параде в Тушине состоялся первый показ нового самолёта — сверхзвукового ракетоносца М-50. Для постройки этого воздушного корабля потребовались не только широкие аэродинамические исследования, но и разработка конструкции планера из крупногабаритных прессованных панелей, исключающих трудоёмкий процесс клёпки. Кроме того, была освоена герметизация больших объёмов крыла и фюзеляжа, которые использова­лись как ёмкости для топлива.

Самолёты конструкторского бюро В. М. Мясищева до сих пор состоят на вооружении дальней авиации России, а те из них, которые оборудованы системой заправки в воздухе, поз­воляют преодолевать межконтинентальные расстояния другим самолётам. Оригинальным применением одного из самолётов КБ В. М. Мясищева явилось использование его в качестве самолёта-носителя советского корабля многоразового использования «Буран» для доставки его с аэродрома завода-изготовителя на космодром Байконур.

 

Ещё в этот день:

Первый историк Отечественной войны 1812 года

11 октября 1785 года родился Дмитрий Иванович Ахшарумов

По окончании 1-го кадетского корпуса в чине прапорщика Черниговского пехотного полка участвовал в кампании 1806—1807 годов в Восточной Пруссии и в войне с Турцией в 1809—1811 годах. В последней, за отличие в сражении при Базарджике, награждён орденом св. Владимира 4-й степени с бантом. Затем, в рядах сначала 20-го егерского полка и далее лейб-гвардии Егерского полка, принял участие в Отечественной войне 1812 года, с отличием сражался под Смоленском, под Бородиным, при Тарутине и в особенности в битве под Малоярославцем, за что 13 февраля 1813 года был награждён золотым оружием с надписью «За храбрость». В 1814 году он сопровождал союзные армии до Парижа и, по окончании военных действий, остался за границей, в должности дежурного штаб-офицера при корпусе русских войск, оккупировавших Францию.

В 1819 году он выпустил в свет своё «Описание войны 1812 года». Труд этот в своё время имел большое значение. Авторы «Военной энциклопедии» дали следующую характеристику его труду: «Русский воин-самовидец не только обстоятельно и кратко (вся книга имеет 294 страниц) изложил фактическую сторону войны, но во многих местах не забыл высказать свои мысли и замечания, не утратившие во многом своей правильности и интереса даже и до настоящего времени».

Подробнее »

Вице-адмирал Александр Орлов

11 октября 1900 года родился Александр Григорьевич Орлов

Службу начинал матросом команды охраны штаба Волжской военной флотилии в декабре 1918 года. Участник Гражданской войны. В 1921 году работал инструктором всеобуча Бобруйского военкомата и военмором роты молодых моряков Центрального флотского экипажа. С 1923 по 1928 годы учился в Высшем военно-морском инженерном училище имени Дзержинского. С декабря 1928 по ноябрь 1931 года служил котельным, трюмным, машинным инженер-механиком на линкоре «Парижская коммуна». С ноября 1931 по декабрь 1933 года был слушателем факультета военного кораблестроения Военно-морской академии им. Ворошилова. В 1933 году был назначен командиром электромеханического сектора крейсера «Красный Кавказ». В 1935 году назначен помощником флагманского механика, а в 1937 году — начальником 5-го отдела штаба Черноморского флота. С января 1938 по апрель 1945 года был начальником Главного технического управления ВМФ. Погиб в авиационной катастрофе 28 апреля 1945 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Подробнее »
Авиаконструктор Владимир Мясищев

Гибель комбрига Франца Гринкевича

11 октября 1943 года умер от ран Франц Андреевич Гринкевич

Гринкевич Франц Андреевич родился в Гомеле 20 апреля 1905 года. В 1924 году вступил в ряды Красной Армии. Находясь в армии, дослужившись до командира отделения, Франц Андреевич подал рапорт о направлении на учёбу. После окончания учёбы стал командовать сначала взводом, потом ротой, и батальоном. В 30-х г. с отличием закончил Академию имени Фрунзе. К началу войны был направлен в Ворошиловград. В первые тяжелые дни боев под Сталинградом принял командование танковой бригадой. После боев под Сталинградом батальон участвовал в боях в Миллерово, форсировал Дон, принимал участие в сокрушении Миус-фронта, затем освобождал населенные пункты Донбасса. Неоднократно проявив отвагу и мужество бригада Гринкевича получила звание «Гвардейской», многие из экипажей боевых машин награждаются знаками отличия, а Франц Андреевич получил три ордена: Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны.

Во всех официальных документах указано, что Франц Андреевич был ранен 1 октября под Большим Токмаком Запорожской области. Как это произошло можно узнать из письма однополчан Гринкевича, которые они послали в Москву жене комбрига — Анне Исааковне.

Сейчас этот уникальный исторический документ хранится в Донецком областном краеведческом музее. «5 декабря 1943 года. Многоуважаемая, Анна Исааковна! Мы очень долго не решались сообщать Вам о тяжести случившегося… 1 октября, ночью, когда он ехал в легковой машине и попал под сильный артобстрел, был ранен в правый бок. Ранение оказалось тяжелым, осколком была затронута печень… Были вызваны лучшие хирурги фронта. Десять дней он чувствовал себя хорошо, собираясь ехать в Москву к Вам, но вдруг состояние ухудшилось, и 11 октября он скончался», — такие строки есть в письме.

 

Подробнее »

Анатолий Бредов: «Русские не сдаются!»

11 октября 1944 года погиб Анатолий Фёдорович Бредов, Герой Советского Союза

Родился 14 июля 1923 года в Новгороде в семье рабочего. По национальности — русский. Окончил семилетнюю школу в Мурманске. Работал электриком с 1938 года на Мурманской судостроительной верфи. Призван в ряды Красной Армии в апреле 1942 года. В действующей армии с июля того же года. Служил командиром пулемётного отделения 155-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии 14-й армии Карельского фронта. 11 октября 1944 года 155-й стрелковый полк вышел на автодорогу Титовка—Петсамо и начал штурм высоты Придорожная. Пулемётный расчёт Бредова выдвинулся вперёд и уничтожил 80 немцев. Вскоре пулемётная точка была обнаружена и окружена немецкими войсками. Начался массированный обстрел. Патроны у расчёта закончились, а в живых остались лишь командир Анатолий Бредов и наводчик Никита Ашурков. Они стали отбиваться гранатами. Когда осталось две последние гранаты, Ашурков встал во весь рост и со словами: «Русские в плен не сдаются! Получайте, гады!» метнул гранату в гитлеровцев. После чего Бредов и Ашурков обнялись и подорвали последней гранатой себя и пулемёт. Воины 155-го стрелкового полка, воодушевившись подвигом пулемётчиков, заняли высоту Придорожную. Однако, Ашуркову повезло, он не погиб, и на пятый день был подобран бойцами из санитарного батальона.

Анатолий Фёдорович Бредов похоронен на воинском кладбище Мурманска. На могиле героя установлен обелиск. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года сержанту Анатолию Фёдоровичу Бредову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза

Подробнее »

Умер Серго Берия

11 октября 2000 года умер Серго Лаврентьевич Берия

Серго Лаврентьевич Берия (Сергей Алексеевич Гегечкори) родился 24 ноября 1924 года в городе Тбилиси. В 1938 году, окончив семь классов немецкой и музыкальной школ, вместе с семьёй переехал в Москву, где в 1941 году, после окончания средней школы № 175, был зачислен в Центральную радиотехническую лабораторию НКВД СССР.

В первые дни войны добровольцем по рекомендации райкома комсомола направлен в разведшколу, в которой на ускоренных трёхмесячных курсах получил радиотехническую специальность и в звании техника-лейтенанта начал службу в армии. По заданию Генерального штаба выполнял ряд ответственных заданий (в 1941 — Иран, Курдистан; в 1942 — Северо-Кавказская группа войск). В октябре 1942 года приказом наркома обороны С. Берия направляется на учёбу в Ленинградскую военную академию связи имени С. М. Будённого. За время учёбы он неоднократно отзывался по личному указанию Верховного Главнокомандующего и Генерального штаба для выполнения специальных секретных заданий (в 1943—1945 годах — Тегеранская и Ялтинская конференции глав государств антигитлеровской коалиции; 4-й и 1-й Украинские фронты). За образцовое выполнение заданий командования награждён медалью «За оборону Кавказа» и орденом Красной Звезды.

В 1947 году под руководством д.т. н., профессора П. Н. Куксенко он разрабатывает проект ракетной управляемой системы класса «воздух-море». 8 сентября 1947 года выходит Постановление Совета Министров СССР по организации специального бюро — «СБ № 1 МВ». В этом Постановлении начальником и главным конструктором назначался П. Н. Куксенко, а его заместителем — С. Берия. Когда в 1950 году для создания зенитно-ракетной системы ПВО Москвы на его основе было образовано КБ-1, С. Берия становится одним из двух его главных конструкторов (второй — П. Н. Куксенко) и участвует в разработке системы С-25 «Беркут». За успешное выполнение правительственного задания по созданию новых образцов вооружения (ракетная система «Комета») — награждён орденом Ленина и удостоен Сталинской премии. Работая в СБ-1 и КБ-1, Серго Берия в 1948 году защитил кандидатскую, а в 1952 — докторскую диссертации.

После смещения и ареста отца Серго Лаврентьевич вместе с матерью был интернирован на одной из подмосковных госдач, затем также был арестован и до конца 1954 года содержался в одиночном заключении сначала в Лефортовской, а затем в Бутырской тюрьмах.

Решением Президиума ЦК от 27 ноября 1954 г. Н. Т. Берия (жена Л. П. Берия) и С. Л. Берия назначена административная ссылка с возможностью работы по ракетной тематике. Согласно официальной версии, по их просьбе им были выданы паспорта на фамилию Гегечкори (девичья фамилия матери), мотивируя тем, что «с фамилиями Берия нас население растерзает». В городе Свердловске, находясь под постоянным наблюдением, он почти десять лет проработал в должности старшего инженера в НИИ п/я 320. По ходатайству перед правительством группы видных учёных страны в связи с болезнью матери Нины Теймуразовны ему был разрешён перевод в город Киев в организацию п/я 24, преобразованную впоследствии в НПО «Квант» (сейчас ГП НИИ «Квант»). До сентября 1988 года он там работал ведущим конструктором, начальником сектора, начальником отдела. Позднее он был привлечён к работе Отделения новых физических проблем ИПМ Академии наук Украинской ССР в качестве заведующего отделом системного проектирования-главного конструктора комплекса. С 1990 по 1999 годы С. Л. Берия — научный руководитель, Главный конструктор киевского НИИ «Комета» (ранее — Киевский филиал ЦНПО «Комета»). С 1999 года — на пенсии. Умер 11 октября 2000 года в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище.

Подробнее »

Сегодня
20 января
среда
2021

В этот день:

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Родился в селе Солдатское ныне Ефремовского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую академию в 1932 году и курсы лётчиков при Качинской военной авиашколе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 годов (с мая 1937 по ноябрь 1938). С декабря 1938 года — член Военного совета ВВС РККА, дивизионный комиссар. В августе 1940-го года понижен в звании до полковника и назначен командиром 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка в Прибалтийский Особый военный округ.

В Великую Отечественную войну участвовал в боевых действиях на Северо-Западном фронте. В августе 1941-го отозван с фронта. В 1941—1943 годах — начальник Тамбовской школы младших авиаспециалистов, с марта 1943 года — командир 292-й штурмовой авиационной дивизии, С 28 мая 1943го — генерал-майор авиации. С декабря 1944 года — командир 1-го польского смешанного авиационного корпуса. За умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и ВМФ 21 февраля 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945-го — командующий 4-м штурмовым авиационным корпусом. С 1 марта 1946-го — генерал-лейтенант авиации. С февраля 1947 года — командующий 16-й воздушной армией. С июня 1949 года — 1-й заместитель, с апреля 1953 — заместитель главкома ВВС. Генерал-полковник авиации (8.08.1955) С мая 1956 — генерал-инспектор ВВС, с февраля 1958 заместитель главкома ВВС по боевой подготовке. С 1962 года маршал авиации. В 1962—1969 годы — командующий дальней авиацией ВВС, с 1971 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 29 июня 1980 года в Москве.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Операция по освобождению Новгорода от фашистов началась 14 января 1944 года. Она стала первым этапом стратегической операции из так называемых десяти «Сталинских ударов» 1944 года. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. За время оккупации Новгород был почти полностью разрушен. Некоторые уникальные достопримечательности города безвозвратно погибли. Разрушения были столь велики, что воспринимались как непоправимая утрата части национальной культуры. Постановлением от 1 ноября 1945 года Новгород был включён в число 15 древнейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. К настоящему времени новгородскими реставраторами исследовано, восстановлено или законсервировано более 200 памятников зодчества, составляющих богатейшее наследие региона. По решению ЮНЕСКО в 1992 году 37 памятников и ансамблей Великого Новгорода были включены в Список Всемирного культурного наследия. 29 октября 2008 года президент России подписал Указ о присвоении Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы».

 

 

 

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

Bison — «Бизон») создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью и бомбовой нагрузкой, но меньшим радиусом действия. Эту машину впервые поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский, штурман А. И. Помазунов, радист И. И. Рыхлов, бортинженер Г. А. Нефедов, ведущие инженеры А. И. Никонов и И. Н. Квитко).

Из построенных серийно 32-х самолётов, три погибли вместе с экипажами, едва родившись. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья — случилась при облете самолёта заводским экипажем (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых летчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте.

Технические характеристики:

Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)

Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)

Высота: 14,1 м

Площадь крыла: 326,35 м²

Масса пустого: 79 700 кг

Нормальная взлётная масса: 138 500 кг

Максимальная взлётная масса: 181 500 кг

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 947 км/ч

Практическая дальность: 8 100 км

Практический потолок: 11 000 м

Длина разбега: 1 470 м

Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках

Бомбовая нагрузка: нормальная: 5 000 кг, максимальная: 24 000 кг

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии