RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Уроки Константина Симонова
28 августа 2018 г.

Уроки Константина Симонова

28 августа 1979 года умер выдающийся военный писатель полковник Константин Михайлович Симонов
Физики нашли Создателя
9 ноября 2013 г.

Физики нашли Создателя

"Методология общения с Богом" – такой документ направил руководству страны Центр инструментальных наблюдений за окружающей средой, руководимый кандидатом геолого-минералогических наук Игорем ЯНИЦКИМ.
Скоты мы, видит Бог!
17 декабря 2017 г.

Скоты мы, видит Бог!

13 декабря, не дожив каких-то 14 дней до своего 93-летия, скончалась моя мама. Ушла, как и жила – тихо, без ропота и стенаний – во сне…
Великому Суворову — слава!
23 ноября 2017 г.

Великому Суворову — слава!

24 ноября 1730 года (по некоторым данным - 1729) родился непобедимый воевода Русского Народа
Мемориал погибшим в зарубежье
14 июля 2017 г.

Мемориал погибшим в зарубежье

В Московском Доме национальностей прошло заседание круглого стола по теме : "Создание мемориала героям подвига самопожертвования"
Главная » Памятные даты » Октябрь » Первый историк Отечественной войны 1812 года

Первый историк Отечественной войны 1812 года

11 октября 1785 года родился Дмитрий Иванович Ахшарумов, первый историк Отечественной войны 1812 года, генерал-майор.

11 октября 1785 года родился Дмитрий Иванович Ахшарумов

По окончании 1-го кадетского корпуса в чине прапорщика Черниговского пехотного полка участвовал в кампании 1806—1807 годов в Восточной Пруссии и в войне с Турцией в 1809—1811 годах. В последней, за отличие в сражении при Базарджике, награждён орденом св. Владимира 4-й степени с бантом. Затем, в рядах сначала 20-го егерского полка и далее лейб-гвардии Егерского полка, принял участие в Отечественной войне 1812 года, с отличием сражался под Смоленском, под Бородиным, при Тарутине и в особенности в битве под Малоярославцем, за что 13 февраля 1813 года был награждён золотым оружием с надписью «За храбрость». В 1814 году он сопровождал союзные армии до Парижа и, по окончании военных действий, остался за границей, в должности дежурного штаб-офицера при корпусе русских войск, оккупировавших Францию.

В 1819 году он выпустил в свет своё «Описание войны 1812 года». Труд этот в своё время имел большое значение. Авторы «Военной энциклопедии» дали следующую характеристику его труду: «Русский воин-самовидец не только обстоятельно и кратко (вся книга имеет 294 страниц) изложил фактическую сторону войны, но во многих местах не забыл высказать свои мысли и замечания, не утратившие во многом своей правильности и интереса даже и до настоящего времени».

Ещё в этот день:

Первый историк Отечественной войны 1812 года

Вице-адмирал Александр Орлов

11 октября 1900 года родился Александр Григорьевич Орлов

Службу начинал матросом команды охраны штаба Волжской военной флотилии в декабре 1918 года. Участник Гражданской войны. В 1921 году работал инструктором всеобуча Бобруйского военкомата и военмором роты молодых моряков Центрального флотского экипажа. С 1923 по 1928 годы учился в Высшем военно-морском инженерном училище имени Дзержинского. С декабря 1928 по ноябрь 1931 года служил котельным, трюмным, машинным инженер-механиком на линкоре «Парижская коммуна». С ноября 1931 по декабрь 1933 года был слушателем факультета военного кораблестроения Военно-морской академии им. Ворошилова. В 1933 году был назначен командиром электромеханического сектора крейсера «Красный Кавказ». В 1935 году назначен помощником флагманского механика, а в 1937 году — начальником 5-го отдела штаба Черноморского флота. С января 1938 по апрель 1945 года был начальником Главного технического управления ВМФ. Погиб в авиационной катастрофе 28 апреля 1945 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Подробнее »

Авиаконструктор Владимир Мясищев

11 октября 1902 года родился Владимир Михайлович Мясищев

Самолёты конструкторского бюро В. М. Мясищева до сих пор состоят на вооружении дальней авиации России, а те из них, которые оборудованы системой заправки в воздухе, поз­воляют преодолевать межконтинентальные расстояния другим самолётам. Оригинальным применением одного из самолётов КБ В. М. Мясищева явилось использование его в качестве самолёта-носителя советского корабля многоразового использования «Буран» для доставки его с аэродрома завода-изготовителя на космодром Байконур.

Мясищев прошёл большой творческий путь конструктора, учёного, профессора. В студенческие годы работал в ЦИАМ, в отделе В. Я. Климова и занимался авиа­ционными двигателями, которые в СССР только начинали проектироваться. Несколь­ко позже Мясищев был конструктором на научно-опытном аэродроме ВВС, а затем, как и многие авиационные конструкторы, в течение ряда лет рабо­тал в отделе опытного самолётостроения ЦАГИ.

В ОКБ В. М. Мясищева во время войны продолжались работы и по созданию бомбар­дировщиков. В конце 1945 года руководимый В. М. Мясищевым коллектив ОКБ разработал проект ре­активного бомбардировщика РБ-17 с четырьмя турбореактивными двигателями РД-10. Самолёт имел две герметические кабины и трёхколёсное шасси, убирающееся в фюзеляж. Проек­тируемая скорость составляла 800 км/ч.

24 марта 1951 года перед ОКБ была поставлена задача создать стратегический реактивный самолёт, высота и дальность полёта которого в 1,5-2 раза, а взлётная масса в 3-4 раза превы­шали бы данные самолётов, имевшихся на вооружении. В 1961 году на воздушном параде в Тушине состоялся первый показ нового самолёта — сверхзвукового ракетоносца М-50. Для постройки этого воздушного корабля потребовались не только широкие аэродинамические исследования, но и разработка конструкции планера из крупногабаритных прессованных панелей, исключающих трудоёмкий процесс клёпки. Кроме того, была освоена герметизация больших объёмов крыла и фюзеляжа, которые использова­лись как ёмкости для топлива.

Самолёты конструкторского бюро В. М. Мясищева до сих пор состоят на вооружении дальней авиации России, а те из них, которые оборудованы системой заправки в воздухе, поз­воляют преодолевать межконтинентальные расстояния другим самолётам. Оригинальным применением одного из самолётов КБ В. М. Мясищева явилось использование его в качестве самолёта-носителя советского корабля многоразового использования «Буран» для доставки его с аэродрома завода-изготовителя на космодром Байконур.

 

Подробнее »

Гибель комбрига Франца Гринкевича

11 октября 1943 года умер от ран Франц Андреевич Гринкевич

Гринкевич Франц Андреевич родился в Гомеле 20 апреля 1905 года. В 1924 году вступил в ряды Красной Армии. Находясь в армии, дослужившись до командира отделения, Франц Андреевич подал рапорт о направлении на учёбу. После окончания учёбы стал командовать сначала взводом, потом ротой, и батальоном. В 30-х г. с отличием закончил Академию имени Фрунзе. К началу войны был направлен в Ворошиловград. В первые тяжелые дни боев под Сталинградом принял командование танковой бригадой. После боев под Сталинградом батальон участвовал в боях в Миллерово, форсировал Дон, принимал участие в сокрушении Миус-фронта, затем освобождал населенные пункты Донбасса. Неоднократно проявив отвагу и мужество бригада Гринкевича получила звание «Гвардейской», многие из экипажей боевых машин награждаются знаками отличия, а Франц Андреевич получил три ордена: Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны.

Во всех официальных документах указано, что Франц Андреевич был ранен 1 октября под Большим Токмаком Запорожской области. Как это произошло можно узнать из письма однополчан Гринкевича, которые они послали в Москву жене комбрига — Анне Исааковне.

Сейчас этот уникальный исторический документ хранится в Донецком областном краеведческом музее. «5 декабря 1943 года. Многоуважаемая, Анна Исааковна! Мы очень долго не решались сообщать Вам о тяжести случившегося… 1 октября, ночью, когда он ехал в легковой машине и попал под сильный артобстрел, был ранен в правый бок. Ранение оказалось тяжелым, осколком была затронута печень… Были вызваны лучшие хирурги фронта. Десять дней он чувствовал себя хорошо, собираясь ехать в Москву к Вам, но вдруг состояние ухудшилось, и 11 октября он скончался», — такие строки есть в письме.

 

Подробнее »

Анатолий Бредов: «Русские не сдаются!»

11 октября 1944 года погиб Анатолий Фёдорович Бредов, Герой Советского Союза

Родился 14 июля 1923 года в Новгороде в семье рабочего. По национальности — русский. Окончил семилетнюю школу в Мурманске. Работал электриком с 1938 года на Мурманской судостроительной верфи. Призван в ряды Красной Армии в апреле 1942 года. В действующей армии с июля того же года. Служил командиром пулемётного отделения 155-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии 14-й армии Карельского фронта. 11 октября 1944 года 155-й стрелковый полк вышел на автодорогу Титовка—Петсамо и начал штурм высоты Придорожная. Пулемётный расчёт Бредова выдвинулся вперёд и уничтожил 80 немцев. Вскоре пулемётная точка была обнаружена и окружена немецкими войсками. Начался массированный обстрел. Патроны у расчёта закончились, а в живых остались лишь командир Анатолий Бредов и наводчик Никита Ашурков. Они стали отбиваться гранатами. Когда осталось две последние гранаты, Ашурков встал во весь рост и со словами: «Русские в плен не сдаются! Получайте, гады!» метнул гранату в гитлеровцев. После чего Бредов и Ашурков обнялись и подорвали последней гранатой себя и пулемёт. Воины 155-го стрелкового полка, воодушевившись подвигом пулемётчиков, заняли высоту Придорожную. Однако, Ашуркову повезло, он не погиб, и на пятый день был подобран бойцами из санитарного батальона.

Анатолий Фёдорович Бредов похоронен на воинском кладбище Мурманска. На могиле героя установлен обелиск. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года сержанту Анатолию Фёдоровичу Бредову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза

Подробнее »

Умер Серго Берия

11 октября 2000 года умер Серго Лаврентьевич Берия

Серго Лаврентьевич Берия (Сергей Алексеевич Гегечкори) родился 24 ноября 1924 года в городе Тбилиси. В 1938 году, окончив семь классов немецкой и музыкальной школ, вместе с семьёй переехал в Москву, где в 1941 году, после окончания средней школы № 175, был зачислен в Центральную радиотехническую лабораторию НКВД СССР.

В первые дни войны добровольцем по рекомендации райкома комсомола направлен в разведшколу, в которой на ускоренных трёхмесячных курсах получил радиотехническую специальность и в звании техника-лейтенанта начал службу в армии. По заданию Генерального штаба выполнял ряд ответственных заданий (в 1941 — Иран, Курдистан; в 1942 — Северо-Кавказская группа войск). В октябре 1942 года приказом наркома обороны С. Берия направляется на учёбу в Ленинградскую военную академию связи имени С. М. Будённого. За время учёбы он неоднократно отзывался по личному указанию Верховного Главнокомандующего и Генерального штаба для выполнения специальных секретных заданий (в 1943—1945 годах — Тегеранская и Ялтинская конференции глав государств антигитлеровской коалиции; 4-й и 1-й Украинские фронты). За образцовое выполнение заданий командования награждён медалью «За оборону Кавказа» и орденом Красной Звезды.

В 1947 году под руководством д.т. н., профессора П. Н. Куксенко он разрабатывает проект ракетной управляемой системы класса «воздух-море». 8 сентября 1947 года выходит Постановление Совета Министров СССР по организации специального бюро — «СБ № 1 МВ». В этом Постановлении начальником и главным конструктором назначался П. Н. Куксенко, а его заместителем — С. Берия. Когда в 1950 году для создания зенитно-ракетной системы ПВО Москвы на его основе было образовано КБ-1, С. Берия становится одним из двух его главных конструкторов (второй — П. Н. Куксенко) и участвует в разработке системы С-25 «Беркут». За успешное выполнение правительственного задания по созданию новых образцов вооружения (ракетная система «Комета») — награждён орденом Ленина и удостоен Сталинской премии. Работая в СБ-1 и КБ-1, Серго Берия в 1948 году защитил кандидатскую, а в 1952 — докторскую диссертации.

После смещения и ареста отца Серго Лаврентьевич вместе с матерью был интернирован на одной из подмосковных госдач, затем также был арестован и до конца 1954 года содержался в одиночном заключении сначала в Лефортовской, а затем в Бутырской тюрьмах.

Решением Президиума ЦК от 27 ноября 1954 г. Н. Т. Берия (жена Л. П. Берия) и С. Л. Берия назначена административная ссылка с возможностью работы по ракетной тематике. Согласно официальной версии, по их просьбе им были выданы паспорта на фамилию Гегечкори (девичья фамилия матери), мотивируя тем, что «с фамилиями Берия нас население растерзает». В городе Свердловске, находясь под постоянным наблюдением, он почти десять лет проработал в должности старшего инженера в НИИ п/я 320. По ходатайству перед правительством группы видных учёных страны в связи с болезнью матери Нины Теймуразовны ему был разрешён перевод в город Киев в организацию п/я 24, преобразованную впоследствии в НПО «Квант» (сейчас ГП НИИ «Квант»). До сентября 1988 года он там работал ведущим конструктором, начальником сектора, начальником отдела. Позднее он был привлечён к работе Отделения новых физических проблем ИПМ Академии наук Украинской ССР в качестве заведующего отделом системного проектирования-главного конструктора комплекса. С 1990 по 1999 годы С. Л. Берия — научный руководитель, Главный конструктор киевского НИИ «Комета» (ранее — Киевский филиал ЦНПО «Комета»). С 1999 года — на пенсии. Умер 11 октября 2000 года в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище.

Подробнее »

Сегодня
22 октября
понедельник
2018

В этот день:

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Он родился в семье портового грузчика. Окончил церковно-приходскую школу. С 9 лет работал пастухом, кучером, батраком, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром на солеваренных заводах в Славянске, рулевым на барже. В мае 1915 года призван в Русский императорский флот, окончил школу рулевых Черноморского флота. Служил на минном тральщике. После Февральской революции избран председателем судового комитета. Член РКП(б) с февраля 1917 года. Во время Октябрьской революции командовал отрядом моряков, участвовал в установлении Советской власти в Одессе. Сразу после революции вступил в отряд Красной Гвардии. В Красной Армии с февраля 1918 года. В Гражданскую войну — комиссар штаба 2-й Революционной армии (Екатеринослав), командир и комиссар бронепоезда № 4, в 1920 году — командир-военком группы бронепоездов 13-й армии. Отличался храбростью, дважды ранен, один раз контужен в боях.

С 1934 года — в танковых войсках, командир 3-го отдельного танкового полка в Московском военном округе; с 2 мая 1935 года — командир 15-й механизированной бригады Украинского военного округа. С августа 1937 года — начальник автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 Особого) военного округа. С июня 1940 года начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления. Генерал-лейтенант танковых войск (4.06.1940).

С июля 1941 года — заместитель наркома обороны СССР — начальник Автобронетанкового управления РККА, с декабря 1942 года — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Генерал-полковник танковых войск (1.01.1943). Был представителем Ставки Верховного Главнокомандования в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, участник оборонительных операций Северо-Западного фронта в 1942 году и наступательной операции на Брянском фронте в июне-августе 1943 года, наступательных сражений на Воронежском фронте в 1943 году. Внёс в годы войны большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск, способов их применения в ходе военных действий, в повышение выпуска танков и в их техническое совершенствование исходя из опыта боевых действий. Первый, наряду с П. А. Ротмистровым, советский военачальник, которому присвоено воинское звание маршал бронетанковых войск (указ от 21 февраля 1944 года). После войны, с апреля 1946 года — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск

 

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Позже, накануне празднования 25-летия КБ, сам Туполев предложил считать датой образования конструкторского бюро 22 октября 1922 года. За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

 Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.

Ныне ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время основными направлениями деятельности компании являются продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

 Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом. Он был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. В сентябре 1942 г. здесь была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулемета. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк. Командир обороны острова И.К.Гусев 22 октября написал в записной книжке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побило много фашистов»

После войны на острове была расположена метеостанция. С 1991 года остров является необитаемым, последние смотрители маяка покинули его несколько лет назад, однако сам маяк, «зажженный» еще в СССР, функционирует исправно.

 

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя.

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя.

 Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя. Особенностью обслуживания такого реактора стала необходимость поддержания металлического сплава в расплавленном состоянии, когда температура его плавления составляла 125 °C. Лодка имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Под командованием И. И. Гуляева она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии