RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

В рубриках:

Подвиг чекиста Молодцова
12 июля 2017 г.

Подвиг чекиста Молодцова

75 лет назад 12 июля 1942 года расстрелян румынами Владимир Молодцов
Американский террор
13 января 2014 г.

Американский террор

Главная опасность 2014 года — кровожадная политика Соединенных Штатов
НАТО в Дебальцевском котле
9 февраля 2015 г.

НАТО в Дебальцевском котле

В Донбассе попали в окружение более двух тысяч иностранных наёмников, присланных Западом для «демократизации» Украины
Православная стойкость
20 января 2017 г.

Православная стойкость

21 января 1610 года победой русского духа закончилась осада польско-литовскими войсками Троице-Сергиевской лавры.
Счастья вам, выпускники!
26 мая 2020 г.

Счастья вам, выпускники!

В эти дни в школах прозвенел последний звонок, выпускники готовятся к своему последнему школьному балу
Главная » Памятные даты » Сентябрь » Космонавт Николай Рукавишников

Космонавт Николай Рукавишников

11 сентября 1932 года родился Николай Николаевич Рукавишников (ум. 2002), космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля. Также впервые в истории космонавтики он вручную совершил посадку в аварийном режиме  в апреле 1979 года при полёте на корабле Союз-33.

Ещё в этот день:

Исследователь Арктики Отто Шмидт

18 сентября 1891 года родился Отто Юльевич Шмидт (ум. 1956), советский учёный, Герой Советского Союза.

Шмидт один из основателей и главный редактор Большой советской энциклопедии (1924—1942). Основатель и зав. кафедрой высшей алгебры (1929—1949) физико-математического / механико-математического факультета МГУ. В 1930—1934 годах руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах «Седов», «Сибиряков» и «Челюскин». В 1930—1932 гг. директор Всесоюзного арктического института, в 1932—1938 гг. начальник Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). С 28 февраля 1939 года по 24 марта 1942 года был вице-президентом АН СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года за руководство организацией дрейфующей станции «Северный полюс-1» Шмидту Отто Юльевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» (№ 35).

Подробнее »

«Крылатый» адмирал Павел Абанькин

18 сентября 1902 года родился Павел Сергеевич Абанькин (ум. 1965), советский адмирал-лётчик.

Родом из Тамбовской губернии. Трудовую деятельность начал рабочим в порту Ростова-на-Дону, потом был машинистом на паровой шхуне, учился в техникуме водного транспорта. 1927 году оканчил Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе в Ленинграде, после которого в 1927—1933 годах проходил службу на линкоре «Парижская коммуна». Затем увлекся авиацией: учился в школе лётчиков в городе Ораниенбаум, стал начальником штаба отдельного авиаотряда, авиаэскадрильи, затем авиабригады.
В 1937 году окончил Военно-морскую академию и отправился служить военным комиссаром Военно-морского авиационного училища в Ейске. С июня 1939 года — служил на Тихоокеанском флоте. Во время Второй мировой войны командовал попеременно Амурской военной флотилией, с середины 1943 года был переброшен командовать Онежской военной флотилией, но уже в январе 1944 вернулся на Дальний Восток. В сентябре 1944 года назначен начальником Военно-морской академии, с апреля 1945 заместитель Главкома ВМФ по кадрам. С 1947 года заместитель главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению. В 1952—1958 годах служил начальником Гидрографического управления ВМФ. Скончался в Ленинграде 15 августа 1965 года.

Подробнее »

Воздушный ас Виктор Талалихин

18 сентября 1918 года родился Виктор Талалихин, Герой Советского Союза, военный лётчик, первым применивший ночной таран. Погиб в бою 21 октября 1941 года.

Родился в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии. Сын рабочего. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в советско-финской войне. Совершил 47 боевых вылетов, сбил четыре финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды. В Великую Отечественную войну был заместителем командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиаполка. В ночь на 7 августа 1941 года на И-16 произвёл таран в ночном воздушном бою, сбив около Москвы бомбардировщик He-111. Его самолёт упал в лес вблизи деревни Мансурово (Домодедовский район), а сам раненый летчик на парашюте спустился в речку Северку. В последующих боях сбил ещё пять немецких самолётов. Погиб в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года.

Подробнее »
Космонавт Николай Рукавишников

Гвардейский квартет 100, 127, 153 и 161 дивизий

18 сентября 1942 года четыре стрелковые дивизии (100, 127, 153 и 161-я) были преобразованы в 1, 2, 3 и 4-ю гвардейские.

В приказе № 308 народного комиссара обороны СССР так описаны их подвиги: «В многочисленных боях за нашу Советскую Родину против гитлеровских орд фашистской Германии 100, 127, 153 и 161 стрелковые дивизии показали образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности. В трудных условиях борьбы эти дивизии неоднократно наносили жестокие поражения немецко-фашистским войскам, обращали их в бегство, наводили на них ужас.

Почему этим нашим стрелковым дивизиям удавалось бить врага и гнать перед собой хваленые немецкие войска?

Потому, во-первых, что при наступлении они шли вперед не вслепую, не очертя голову, а лишь после тщательной разведки, после серьезной подготовки, после того как они прощупали слабые места противника и обеспечили охранение своих флангов.

Потому, во-вторых, что при прорыве фронта противника они не ограничивались движением вперед, а старались расширять прорыв своими действиями по ближайшим тылам противника, направо и налево от места прорыва.

Потому, в-третьих, что, захватив у противника территорию, они немедленно закрепляли за собой захваченное, окапывались на новом месте, организуя крепкое охранение на ночь и высылая вперед серьезную разведку для нового прощупывания отступающего противника.

Потому, в-четвертых, что, занимая оборонительную позицию, они осуществляли ее не как пассивную оборону, а как оборону активную, соединенную с контратаками. Они не дожидались того момента, когда противник ударит их и оттеснит назад, а сами переходили в контратаки, чтобы прощупать слабые места противника, улучшить свои позиции и вместе с тем закалить свои полки в процессе контратак для подготовки их к наступлению.

Потому, в-пятых, что при нажиме со стороны противника эти дивизии не впадали в панику, не бросали оружие, не разбегались в лесные чащи, не кричали "мы окружены", а организованно отвечали ударом на удар противника, жестко обуздывали паникеров, беспощадно расправлялись с трусами и дезертирами, обеспечивая тем самым дисциплину и организованность своих частей.

Потому, наконец, что командиры и комиссары в этих дивизиях вели себя как мужественные и требовательные начальники, умеющие заставить своих подчиненных выполнять приказы и не боящиеся наказывать нарушителей приказов и дисциплины.

На основании изложенного и в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета СССР Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:

1. За боевые подвиги, организованность, дисциплину и примерный порядок указанные дивизии переименовать в гвардейские дивизии, а именно: 100 стрелковую дивизию - в 1-ю гвардейскую дивизию. Командир дивизии генерал-майор Руссиянов; 127 стрелковую дивизию - во 2-ю гвардейскую дивизию. Командир дивизии полковник Акименко; 153 стрелковую дивизию - в 3-ю гвардейскую дивизию. Командир дивизии полковник Гаген;

161 стрелковую дивизию - в 4-ю гвардейскую дивизию. Командир дивизии полковник Москвитин.

2. В соответствии с Постановлением Верховного Совета Союза ССР указанным дивизиям вручить особые гвардейские знамена.

3. Всему начальствующему (высшему, старшему, среднему и младшему) составу с сентября с.г. во всех четырех гвардейских дивизиях установить полуторный, а бойцам двойной оклад содержания.

4. Начальнику тыла Красной Армии разработать и к 30 сентября представить проект особой формы одежды для гвардейских дивизий.

5. Настоящий приказ объявить в действующей армии и в округах во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях и командах.

Народный Комиссар Обороны СССР И. СТАЛИН.

Начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза Б. ШАПОШНИКОВ».

Подробнее »

Подвиг майора Алексея Леженина

18 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР майору А. И. Леженину присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Алексей Иванович Леженин, заместитель командира 1339-го стрелкового полка 318-й дивизии 18-й армии. Участник Новороссийской операции. В ночь на 10 сентября 1943 года он возглавлял 2 батальона, высадившихся в составе морского десанта в Цемесской бухте в районе электростанции и цементного завода «Красный Октябрь». Тяжелые бои длились неделю — 16 сентября 1943 года порт и город Новороссийск были полностью освобождены. В одном из последних боёв Алексей Иванович Леженин погиб.

18 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР А. И. Леженину присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Подробнее »

Сегодня
21 января
четверг
2021

В этот день:

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Вскоре была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина. Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн. Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

125 воинов - инженеров за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами. За подвиги во время Великой Отечественной войне и в послевоенное время более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

В ходе «реформирования» системы военного образования в 2006 году была ликвидирована главная кузница инженерных кадров — Военно-инженерная академия. 9 мая 2006 года преподаватели и слушатели академии последний раз участвовали в параде на Красной площади. 1 августа 2006 года академия присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации») в качестве структурного подразделения: Военного института (инженерных войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Паша Ангелина в 16 лет окончила курсы трактористов, через четыре года организовала женскую тракторную бригаду на Старо-Бешевской МТС (тогда не Донецкой, а Сталинской области), которая выполнила план на 129 % и заняла первое место среди других бригад. Выступая в Кремле на совещании передовиков сельского хозяйства с руководителями партии и правительства в 1935 году, Паша в ответ на реплику Сталина: «Кадры, кадры!» дала обязательство организовать еще 10 женских тракторных бригад. А в 1938 году она обратилась с призывом ко всем советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!». На призыв откликнулись 200 тысяч женщин. Так простая советская женщина стала активным государственным деятелем.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». О столкновении командир нашей ПЛ сразу же доложил командованию флота. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал аварийную ПЛ подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки в Камрани среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла.

После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Без акустических станций, практически на ощупь с развороченным носом К-10 добралась до своей базы. Это был подвиг, но никого не наградили...

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии