RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Звезда нашла полковника Ковтуна
15 февраля 2019 г.

Звезда нашла полковника Ковтуна

15 февраля 2019 года президент РФ присвоил звание Героя России Владимиру Павловичу Ковтуну, воевавшему в 1980-х годах в Афганистане
Космонавт № 2: последнее интервью
7 августа 2017 г.

Космонавт № 2: последнее интервью

7 августа 1961 года космонавт № 2 Герман Титов приземлился вблизи города Красный Кут (Саратовская область), выполнив космический полёт продолжительностью 1 сутки 1 час.
Соль земли
24 ноября 2018 г.

Соль земли

24 ноября 1954 года родился мой друг Александр Вагин - честный и надежный человек
Покушение на Путина?
18 июля 2014 г.

Покушение на Путина?

Метили в самолёт Президента России — попали в пассажирский «Боинг» и убили около 300 человек. Под подозрением — клика Парашенко
21 октября 2014 г.

Стрелков рвется в бой

Он считает: "С нынешней командой Путину можно гарантированно доехать только до Гаагского трибунала"
Главная » Герои нашего времени » Гибель «Нахимова»: забытый подвиг матроса Кузьмы

Гибель «Нахимова»: забытый подвиг матроса Кузьмы

31 августа 1986 года произошла страшная морская катастрофа, унесшая около полутысячи жизней

Трагедия высветила безответственность одних и самоотверженность, мужество других.
Гибель «Нахимова»: забытый подвиг матроса Кузьмы

31 августа 1986 года в 22.00 теплоход «Адмирал Нахимов» отошел от причала Новороссийского морвокзала и взял курс на Сочи. В 22.20 на мостике получили информацию о приближении на встречном курсе сухогруза «Петр Васев». По Правилам предупреждения столкновения судов в море (ППСС) «Адмирал Нахимов» должен был пропустить его, но вмешался диспетчер берегового поста регулирования движения, который дал команду «Петру Васеву» пропустить «пассажира». Капитан сухогруза Виктор Ткаченко подтвердил своему коллеге с «Адмирала Нахимова» Вадиму Маркову, что пропустит его. Однако в 23.12 «Петр Васев» врезался носовой частью под прямым углом в правый борт парохода, прорубив в нем пробоину 8 х 10 метров. Через 8 минут лайнер погрузился в морскую пучину.

8 июля 1986 года (почти за два месяца до катастрофы) пароходство составило акт: к дальнейшему использованию пароход не пригоден. Но именно на эту «старую галошу» по указанию начальника Черноморского пароходства С.Лукьянченко, подписавшего тот самый акт, посадили 1200 пассажиров и отправили в море.

Но следствие, а затем суд наказали только капитанов: Виктор Ткаченко и Вадим Марков получили по 15 лет тюрьмы. Но причины катастрофы так и не были выявлены. Суд, а до него и следствие оставили без исследования ключевой, по мнению многих флотских специалистов, факт: в период нарастания аварийной ситуации на экранах радиолокационных станций наблюдалась отметка какого-то третьего судна, которое так и не было идентифицировано. До самого момента столкновения Ткаченко практически не отходил от САРПа (системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса). Как это ни странно, но прибор показывал расхождение с судном, которое Ткаченко считал «Нахимовым», в 2 мили. Кроме того, по получаемым данным, увеличивался и пеленг. Положение неизвестного судна, судя по приборам, создавало иллюзию абсолютно благополучной обстановки. Показания Ткаченко не заинтересовали юристов, зато до сих пор дают некоторым ученым и специалистам-практикам повод для расследовательской работы. Доцент Краснодарского политехнического института Владимир Чуев выдвинул такую гипотезу. Столкновение, как известно, произошло в конце лета. Нередко это время совпадает с повышением солнечной активности. Случалось, что именно в такие дни и ночи на экранах радаров вдруг возникали цели-фантомы и, наоборот, исчезали настоящие цели. Чуев тщательно изучил сборник «Солнечные данные» Академии наук СССР. И тут выяснилось: с 17 августа 1986 года в показаниях Крымской астрофизической обсерватории обнаружился резкий скачок электромагнитного излучения из космоса, равный двадцати процентам. Однако его не зафиксировали эталонные обсерватории в Японии и Канаде. Это расхождение в данных эталонных обсерваторий и Крымской длилось до 1 сентября. А потом все пришло в норму. Проанализировав эти факты, Чуев пришел к выводу: на регион Крыма и Северного Кавказа (в том числе на Цемесскую бухту и Новороссийск) воздействовало не солнечное, а неизвестное направленное электромагнитное излучение. Оно подавалось издалека, возможно, за сотни и тысячи миль через искусственный спутник Земли. А, может, через разведывательные системы типа АВАКС, которые оборудованы специальными микропроцессорами и могут работать с любым радаром так, чтобы на его экране появлялись ложные цели и исчезали истинные. Кстати, до трагедии в Цемесской бухте на теплоходах «Герои Севастополя», «Бургас» и на других судах несколько раз судоводители регистрировали на радарах ложные цели. В четырех случаях создавалась ситуация, когда чудом удавалось избежать столкновения. Чуев не берется судить, чьих рук это дело. Но, по его мнению, кораблекрушение под Новороссийском - результат применения микроволнового оружия через спутник.

Но все это только гипотезы. К сожалению, за минувшие годы не предпринималось никаких попыток их проверить и поднять останки погибших моряков и пассажиров «Адмирала Нахимова». О затонувшем теплоходе заговорили только тогда, когда из его топливных танков началась утечка солярки. Однако серьезную подводную экспедицию организовать не удалось.

Но, пожалуй, наиболее обойденными вниманием государства оказались живые жертвы катастрофы - родные и близкие погибших. Они не получили ни компенсаций, ни страховок. Правда, в Одессе, куда был приписан «Адмирал Нахимов», родственники создали фонд помощи семьям погибших. Но он ныне влачит жалкое существование, а российских потерпевших вообще не включает в себя, поскольку Одесса теперь оказалась в другой стране.

Во время трагедии многие члены экипажа «Нахимова» проявили героизм и самопожертвование, но и их подвиги забыты.

В Москве я встретился с Ольгой Клементьевной Кузьмой, чей сын Павел служил матросом на «Адмирале Нахимове» и геройски погиб во время катастрофы. Живы свидетели, которые рассказывают, что в момент столкновения Павел Кузьма нес вахту на верхней палубе и мог спокойно покинуть тонущее судно. Однако матрос пошел спасать пассажиров, несколько раз нырял в затопленные каюты, пока не остался в одной из них навечно.

- Павлика так и не нашли, - рассказала мне Ольга Клементьевна. - Мне выдали емкость с песком и илом со дна в месте гибели парохода и триста рублей на символические похороны. Раз в два-три года, когда средства позволяют, езжу в Новороссийск, где 31 августа собираются родные наших погибших. Спасибо новороссийским властям, которые предоставляют машины, катер, кормят в матросском клубе, обеспечивают жильем. Но сэкономить денег на дорогу с каждым годом труднее. Незадолго до трагедии я пошла на пенсию, и Павлик сказал: «Ничего, теперь я тебе буду помогать». Он погиб при исполнении служебных обязанностей, и помочь мне теперь некому...

Такова печальная судьба не только Ольги Клементьевны. Государство забыло о семьях тех, кто лежит на дне вместе с «Адмиралом Нахимовым». Грандиозные планы перестройки, затем сумбурные российские реформы затмили эту трагедию. Но у таких трагедий нет срока давности. Кстати напомним, что потомки погибших на «Титанике» до сих пор получают пособия.


Справка

 

Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» был построен в Бремене (Германия) в 1925 году и первоначально носил название «Берлин». В 1938 году был передан германским Военно-морским силам и превращен в госпитальное судно. 31 января 1945 года подорвался на двух минах и 1 февраля еще на одной, после чего затонул у Свинемюнде.

В 1946-1947 годах был поднят советскими водолазами и перешел в собственность СССР в счет репараций с Германии. В 1951-1957 годах восстановлен и переименован в «Адмирал Нахимов». В 1957 году переведен с Балтики на Черное море, став самым крупным черноморским лайнером.

Водоизмещение: 9000 тонн. Длина: 174,3 м. Ширина: 21,1 м. Мощность механизмов: 12000 л.с. Скорость: 16 уз.

 

Сергей Турченко
31 августа 2013 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 июля
среда
2019

В этот день:

24 июля — день памяти Великой княгини Киевской Руси ОЛЬГИ

24 июля 969 года скончалась Великая княгиня Киевской Руси ОЛЬГА (в крещении Елена), память которой отмечается Русской православной церковью в этот день.

24 июля — день памяти Великой княгини Киевской Руси ОЛЬГИ

24 июля 969 года скончалась Великая княгиня Киевской Руси ОЛЬГА (в крещении Елена), память которой отмечается Русской православной церковью в этот день.

Подробно: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2013/july/velikaya-knyaginya-olga

Взятие Дерпта

24 июля 1704 года во время Северной войны 1700г.-1721г. русская 22-тысячная армия под командованием Б.П. Шереметева овладела сильной шведской крепостью Дерпт (ныне г. Тарту, Эстония). Шведы потеряли 811 человек убитыми, 1388 пленными и 132 орудия. Наши потери 317 убитыми и 400 ранеными.

Плавание Беринга

24 июля 1728 года с Камчатки вышел в плавание корабль «Св. Гавриил» под командованием офицера русского флота Витуса БЕРИНГА.

Плавание Беринга

24 июля 1728 года с Камчатки вышел в плавание корабль «Св. Гавриил» под командованием офицера русского флота Витуса БЕРИНГА.

 Он обошел восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки, открыл остров св. Лаврентия. Он посчитал, что открыл пролив между Азией и Америкой. Пролив был назван Беринговым, хотя первым его открыл еще в 1648 году Степан ДЕЖНЁВ. Просто отчет Дежнева был обнаружен лишь в 1736 году.

Родился Н.Г. Кзнецов

24 июля 1904 года родился Николай Герасимович Кузнецов (ум. 1974), советский военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза, Военно-морской Министр и Главнокомандующий ВМФ СССР.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии