RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Два подвига майора Задорожного
28 января 2014 г.

Два подвига майора Задорожного

В бою он потерял обе ноги и руку, но остался настоящим мужчиной, офицером, защитником Родины
Морская душа Алексея Крысова
15 сентября 2017 г.

Морская душа Алексея Крысова

Поминальное слово о военно-морском патриархе «Красной звезды»
Конец злоключениям «Булавы»
30 октября 2014 г.

Конец злоключениям «Булавы»

30 октября стратегическая атомная подлодка "Юрий Долгорукий" проекта 955 (класса "Борей") произвела удачный пуск новой межконтинентальной баллистической ракеты по полигону Кура на Камчатке из акватории Баренцева моря
Новеллы Михаила Державина
15 июня 2016 г.

Новеллы Михаила Державина

Великому артисту 15 июня 2016 года исполнилось 80 лет
Мерзость человеческая
28 марта 2014 г.

Мерзость человеческая

Фашизм в «новой Украине» становится синонимом патриотизма, отменяется празднование Дня Победы 9 мая
Главная » Герои нашего времени » «Полупьяная жертва» демократии

«Полупьяная жертва» демократии

В ночь с 20 на 21 августа 1991 года в районе пересечения Калининского проспекта с Садовым кольцом погибли Д.Комаров, И.Кричевский и В.Усов.

Их кончина стала катализатором падения ГКЧП и точкой невозврата к СССР
«Полупьяная жертва» демократии

«Демократическая» пресса сразу же всю вину за гибель «этих мальчиков» начала валить на военных, которые на боевых машинах пехоты (БМП) якобы прорывались для штурма к «Белому дому», но были остановлены его безоружными защитниками. Оболваненные ельцинской пропагандой тысячи людей вышли на улицы, некоторые даже легли под танки с требованием  "остановить террор КПСС", тем самым блокировали действия ГКЧП, на тот момент единственного защитника СССР.  24 августа с большой помпой прошли похороны погибших. В тот же день им посмертно в качестве дичайшего парадокса присвоили звание Героя Советского Союза. Однако наблюдалась одна (теперь уже понятная) странность: об обстоятельствах гибели парней говорилось туманю, общими фразами или скороговоркой. Кстати, и сегодня трудно понять за что этим  "жертвам демократии" дали  Героев СССР, против которого они выступали и совершенно глупо погибли.

Следствие, проведенное прокуратурой Москвы, а конкретней — под руководством смелой и честной женщины Валентины Фокиной, сделало однозначный вывод: военные невиновны. Правда, материалы дела тут же забрала себе прокуратура России, решив продолжить работу.

Что же в действительности произошло в ночь с 20 на 21 августа на Калининском?

Со следователем по особо важным делам при Генеральном прокуроре России Б.Кузнецовым мы листали восьмитомное уголовное дело, в котором только документы, никаких эмоций и предположений. Картина вырисовывалась следующая.

По линии ГКЧП войска в Москве получили всего два приказа. Один был направлен во 2-ю, другой — в 4-ю общевойсковые дивизии. Оба подписаны начальником штаба Московского военного округа и по сути одинаковы: организовать патрулирование на въездах с Садового кольца в центр Москвы с целью «не допустить провоза в город огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов». Никаких иных приказов войска не получали, т.е. распространяемые в те злополучные дни да и по нынешнее время слухи о введении армейских частей для захвата «Белого дома» — чистой воды провокация, рассчитанная на экзальтацию толпы.

К 23 часам полк под командованием А.Налетова в составе 50 БМП вышел к площади Маяковского. Здесь колонна разделилась. Батальон С.Суровикина по Садовому кольцу направился в сторону Калининского проспекта. Другие подразделения — в обратном направлении. Без всяких эксцессов они занимали места на пересечениях с радиальными магистралями, ведущими к центру города, и совместно с ГАИ начали осуществлять досмотр транспортных средств. Сложности возникли только у Суровикина. Он вел свои машины осторожно и медленно: 5–10 км/ч. Когда дошли до тоннеля под Калининским, Суровикин увидел преграду из поставленных поперек дороги троллейбусов. Связался по рации с Налетовым и получил «добро» обойти баррикаду через имеющийся справа проход.

Втянувшись в тоннель, БМП встретили еще более мощную преграду. В это время собравшаяся толпа перегородила троллейбусами сзади вход в тоннель, и техника оказалась запертой. Сверху на БМП посыпался град булыжников, кто-то бросил бутылку с зажигательной смесью. В машинах находился боезапас. Он при пожаре мог взорваться, что привело бы к страшным последствиям. Суровкин принял, по оценкам экспертов и следователей, единственно верное в той ситуации решение — прорываться через баррикады вперед. Несколько машин выскочили из тоннеля, проделав проход в баррикаде. Но часть толпы, руководимая, судя по всему, опытными наставниками, взобралась на технику, оставшуюся в тоннеле.

На БМП-536 взобрались Комарь и Чурин. Они накрыли смотровые щели брезентом. Триплексы, как уже сказано, были разбиты. Оказавшись «слепым», механик-водитель зацепил машиной бетонную колонну посреди тоннеля. От удара сломался замок и открылся правый десантный люк. Через него внутрь БМП проник полупьяный Комарь (впоследствии судмедэксперты обнаружили в его крови этиловый спирт, количественно соответствующий средней степени опьянения). В левом десантном отсеке в это время находился рядовой Б. Он, понимая, какую опасность рядом с боеприпасами может представлять собой разгоряченный, к тому же нетрезвый человек, попытался окриком заставить его выйти. Комарь сорвал висевший на переборке ломик и стал орудовать им, стремясь нанести удар рядовому Б. Тот произвел выстрел вверх. То ли от страха, то ли по какой-то другой причине Комарь выскочил из БМП и завалился головой вниз. В этот момент он и ударился обо что-то, получив смертельные ушибы (огнестрельной раны судмедэксперты у него не обнаружили).

Не зная, что происходит снаружи, а только слыша усиливающиеся крики и удары булыжников по обшивке, рядовой Б. произвел повторный предупредительный выстрел вверх через открытый люк. Но в тот самый миг машина дернулась, болтающаяся крышка люка с разбитыми замком и стопором наклонилась, и пуля, попав в «броняшку», раскололась. Шальные осколки нанесли легкие ранения нескольким людям из толпы, а один угодил в голову Усову. Тот замертво упал под гусеницы (это тоже с точностью установила экспертиза).

В толпе послышались крики: «Бей солдатню!», «Взрывай все!» Посыпались бутылки с зажигательной смесью, БМП-536 вспыхнула. Для того, чтобы ее потушить и не дать взорваться боезапасу, нужно было как минимум выйти из машины и накрыть ее брезентом. Кроме того, внутри концентрировался дым, нечем стало дышать. Но солдатам не давали покинуть машину. На видеопленке, отснятой неким датским гражданином и представленной следствию, видно, как в них, 19-20-летних, ни в чем не повинных парней, спасающихся из пламени, летят камни, палки. Выскочившего на асфальт механика-водителя обливают сверху бензином, одежда на нем воспламеняется (благо комбинезон не подкачал, и товарищи сумели быстро потушить — получил всего-то (!) ожог второй степени). И все это дикарство назовут впоследствии героизмом, благородным порывом защитников «демократии».

Еще и еще раз мысленно возвращаясь к дикому эпизоду, я не перестаю восхищаться выдержкой и человечностью этих почти мальчишек в военной форме, к тому времени так заплеванной «демократами». Ведь они шли, никого не трогая, выполнять приказ, содержащий в себе совершенно безобидную для нормальных людей задачу — не допустить ввоз в Москву оружия и взрывчатки. Конституционно или нет вводить в город войска — это проблема политиков. Что могли знать тогда об этом солдаты? На них напали. Но, даже защищая свои жизни (кстати, и жизни тех, кто напал, ибо взрыв боезапаса мало кого из собравшихся оставил бы в живых), они впрямую по нападавшим оружия не применили. Нетрудно представить себе, что случилось бы, окажись у кого-то из толпы, защищавшей «общечеловеческие ценности», хоть один «ствол». А эти «слуги хунты», обливаемые бензином, избиваемые камнями, стреляли только вверх. К несчастью, одна из пуль (следствием не установлено, из какого «ствола» — солдатского или чьего-то другого — она была выпущена) нашла цель. Видеокамера с бесстрастной точностью запечатлела и этот момент. Вот Илья Кричевский поднимает с земли камень, размахивается, бросает в солдат, выпрыгивающих из горящей машины, и тут же сам падает, сраженный кем-то насмерть. Как тягостно, больно и… стыдно на все это смотреть!

В уголовном деле есть акт военно-уставной экспертизы. Приведем из него лишь коротенькую цитату: «…Офицеры и личный состав действовали в соответствии с ранее разработанными планами, приказами и распоряжениями своих командиров и старших начальников…».

Итак, следствие установило: военнослужащие действовали в рамках закона. Но кто-то же виновен в гибели трех молодых парней? Можно, конечно, отмахнуться: мол, сами виноваты или виноваты обстоятельства. Но тут если и есть правда, то только малая ее часть. Об этом мы в свое время беседовали со старшим помощником Генерального прокурора России А.Фроловым, возглавлявшим следственную бригаду по делу ГКЧП. Александр Васильевич подчеркнул, что выделяет, так сказать, три эшелона ответчиков. С низшего — это личный состав — ответственность следствием снята полностью. У среднего эшелона — командиры рот, батальонов, полков — просматриваются определенные отступления от уставов и инструкций. Но они тоже не могут быть привлечены к уголовной ответственности, так как действовали в сложных условиях Москвы, что не предусмотрено их профессиональной подготовкой. Всю полноту ответственности могут нести только представители высшего эшелона — те, кто отдавал приказ на введение войск в Москву и должен был предусмотреть возможные последствия.

Не могу не согласиться с таким подходом. Но позволю себе добавить и свои суждения. Если следствие ведется объективно, то оно должно рассматривать дело всесторонне. А в трагедии на Калининском очевиден и другой аспект. Кто спровоцировал нападение? Кто подстрекал? Кто конкретно поджег механика-водителя, избивал камнями наших, никем пока не объявленных вне закона солдат? Ведь тут тоже явно просматриваются признаки преступления. К тому же – не было бы нападения на БМП, не появились бы и жертвы. Тот, кто его спровоцировал, организовал, тоже должен нести ответственность. Почему же следствие оставило этот аспект без внимания? Следователь Б.Кузнецов ответил мне не очень внятно, примерно так: то была революционная ситуация, а люди подумали, что БМП идут к «Белому дому». Как выяснилось, ошиблись… Но разве это дает право поджигать себе подобных, избивать камнями? Следствие обязано опираться только на правовую базу и ни в коем случае не на «революционную целесообразность», от которой до 37-го года рукой подать.

Сергей Турченко
20 августа 2013 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
14 ноября
четверг
2019

В этот день:

Первооткрыватель Антарктиды адмирал Лазарев

14 ноября 1788 года родился Михаил Петрович Лазарев (ум. 1851), адмирал, совершивший три кругосветных плавания и открывший Антарктиду вместе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном.

Первооткрыватель Антарктиды адмирал Лазарев

14 ноября 1788 года родился Михаил Петрович Лазарев (ум. 1851), адмирал, совершивший три кругосветных плавания и открывший Антарктиду вместе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном.

В 1800 году поступил в Морской кадетский корпус. В 1808—1813 годах служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской войне 1808—1809 и Отечественной войне 1812. В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение — командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в плавание вокруг земного шара. Оно длилось до 1815 года.

В апреле 1819 года Лазарев, командуя шлюпом «Мирный»,отправился к Южному полюсу вместе с Белинсгаузеном, командовавшим шлюпом «Восток». Им принадлежит открытие Антарктиды.

10 июня — 6 октября 1827 года Лазарев, командуя кораблём «Азов», совершил переход из Кронштадта на Средиземное море. Здесь, 8 октября1827 года, являясь командиром «Азова», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея. За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами (греческий — «Командорский крест Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика) , а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.

В 1828—1829 руководил блокадой Дарданелл; в 1830 вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота. В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале — июне 1833, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833 года. С 1833 — главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а летом 1834 года — командующий Черномор­ским флотом и командиром портов Севастополя и Николае­ва. В том же году он был произведен в вице-адмиралы. Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его под­линным преобразователем. Он ввел совершенно новую сис­тему обучения моряков непосредственно в море в обстанов­ке, максимально приближенной к боевой.

Особая заслуга Лазарева в подготовке командиров, прославив­ших русский флот и Россию в годы Крымской войны 1853—1856 годов. Он был наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.

Великий адмирал скончался в 1851 году. Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе. Там же впоследствии были похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.

 

«Сталинец» подорвался на минах

В ночь с14 на 15 ноября 1941 года при выполнении боевого задания погибла подводная лодка Л-2.

«Сталинец» подорвался на минах

В ночь с14 на 15 ноября 1941 года при выполнении боевого задания погибла подводная лодка Л-2.

Она была заложена 6 сентября 1929 года на заводе № 189 в Ленинграде под именем «Марксист». Спуск на воду состоялся 21 мая 1931 года. В 1932 году лодка получила имя «Сталинец», а 24 октября 1933 года вошла в состав Балтийского флота.
12 ноября 1941 года в 18:00 лодка вышла из Кронштадта на минную постановку в Данцигскую бухту в составе конвоя № 4, направлявшегося на о. Ханко. В ночь с 14 на 15 ноября лодка подорвалась на трёх донных минах и затонула. Почти весь экипаж погиб. Вместе со всеми известный поэт-маринист Алексей Лебедев, служивший на Л-2 штурманом.

93 диверсии Константина Заслонова

14 ноября 1942 года погиб Константин Сергеевич Заслонов (р. 1910), Герой Советского Союза, командир партизанского отряда и бригады, с октября 1942 командующий всеми партизанскими силами Оршанской зоны.

93 диверсии Константина Заслонова

14 ноября 1942 года погиб Константин Сергеевич Заслонов (р. 1910), Герой Советского Союза, командир партизанского отряда и бригады, с октября 1942 командующий всеми партизанскими силами Оршанской зоны.

Родился в семье рабочего 7 января 1910 года. В 1930 году окончил Великолукскую железнодорожную профтехшколу. С 1935 помощник начальника паровозного депо Новосибирска, с 1937 начальник паровозного депо станции Рославль, с 1939 — паровозного депо Орша. В начале войны при подходе немецких войск к Орше эвакуировался в Москву и работал в депо им. Ильича.

В октябре 1941 по собственной просьбе был отправлен в тыл врага в составе группы железнодорожников. Партизанский псевдоним — «Дядя Костя». Создал подпольную группу, участники которой путём применения «угольных мин» (мины, замаскированные под каменный уголь) за три месяца подорвали 93 немецких паровоза.

Ввиду угрозы ареста в марте 1942 года Заслонов с группой покинул Оршу и организовал партизанский отряд, который провёл ряд успешных боевых рейдов в районе Витебск — Орша — Смоленск, уничтожив большое количество вражеских солдат и техники. 14 ноября 1942 года Константин Заслонов геройски погиб в бою с карательным отрядом у д. Куповать Сенненского района.

Герои китайской войны

14 ноября 1938 года звание Героя Советского Союза присвоено военным летчикам Благовещенскому Алексею Сергеевичу и Полынину Федору Павловичу.

Герои китайской войны

14 ноября 1938 года звание Героя Советского Союза присвоено военным летчикам Благовещенскому Алексею Сергеевичу и Полынину Федору Павловичу.

Оба проявили героизм в боях с японскими захватчиками в Китае.

Алексей Благовещенский родился 5 (18) октября 1909 года в городе Брест-Литовск (ныне — город Брест, Белоруссия). В 1929 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Брянске), с 1933 года — в авиации Тихоокеанского флота. С сентября по декабрь 1937 года — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-5, И-15 и И-16. С декабря 1937 года по август 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае. Был командиром истребительной авиаэскадрильи, затем — командиром истребительной авиагруппы. Совершил 73 боевых вылета на истребителе И-16, в 11 воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 16 самолётов противника.
В 1939 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генштаба. Командовал 54-й истребительной авиабригадой (в Ленинградском военном округе). Участник советско-финляндской войны 1939—1940 годов в должности командира 54-й истребительной авиационной бригады. Совершил 39 боевых вылетов на истребителе И-16, участвовал в 3 воздушных боях.
Участник Великой Отечественной войны: в октябре 1942-феврале 1945 — командир 2-го истребительного авиационного корпуса. Корпус под его командованием сражался на Калининском, Волховском, Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Великолукской операции, прорыве блокады Ленинграда, Ржевско-Вяземской и Орловской операциях, освобождении Белоруссии и Литвы, в Висло-Одерской операции. 9 февраля 1945 года был тяжело ранен (подорвался на мине) на аэродроме города Любин (Польша). До мая 1945 года находился на излечении в госпитале. За время войны совершил 48 боевых вылетов для оценки воздушной обстановки, участвовал в 3 воздушных боях.
После войны — начальник ГК НИИ ВВС. Принимал участие в государственных испытаниях различных самолётов, в том числе реактивных истребителей Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19, СМ-12, СМ-50, реактивного разведчика Як-25Р, пассажирского самолёта Ил-18.

Умер 25 мая 1994 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Федор Полынин в РККА с 1928 года. Окончил Вольскую лётную школу, школу лётчиков в Оренбурге, курсы усовершенствования командного состава Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в 1935 году. С ноября 1937 по апрель 1938 участвовал в Японо-китайской войне. Полынин командовал бомбардировочной авиагруппой: на самолёте СБ принимал участие в бомбардировке японского аэродрома на острове Формоза (Тайвань). В должности командующего ВВС 13-й армии Полынин участвовал в советско-финской войне.
На фронтах Великой Отечественной войны Полынин c июня 1941 года в должности командира 13-й бомбардировочной авиационной дивизии. Командующий 6-й воздушной армией. С октября 1944 — командующий ВВС Войска Польского. В 1959—1971 годах — начальник тыла ВВС. С 1971 года в отставке.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии