RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Патриотизм — наше национальное достояние
5 апреля 2016 г.

Патриотизм — наше национальное достояние

5 апреля 2016 года под председательством Президента России Владимира Путина в Большом Кремлёвском дворце состоялось 37-е заседание Российского организационного комитета «Победа»
Командир «Русской Акулы»
24 октября 2015 г.

Командир «Русской Акулы»

24 октября 2015 года исполнилось бы 60 лет выдающемуся мореходу-подводнику капитану первого ранга Александру Сергеевичу Богачеву.
Кровь Волгограда — II
29 декабря 2013 г.

Кровь Волгограда — II

Те, кого Владимир Путин всё еще «мочит» в сартирах, развязали террористическую войну против России
Фидель: гудбай, Америка!
2 сентября 2014 г.

Фидель: гудбай, Америка!

88-летний команданте в очередной раз поразил мир ясностью своего ума
Настоящий Герой настоящей Украины
11 июня 2017 г.

Настоящий Герой настоящей Украины

Правдивого журналиста Руслана Коцабу киевская хунта трамбует в тюрьме
Главная » Герои нашего времени » «Полупьяная жертва» демократии

«Полупьяная жертва» демократии

В ночь с 20 на 21 августа 1991 года в районе пересечения Калининского проспекта с Садовым кольцом погибли Д.Комаров, И.Кричевский и В.Усов.

Их кончина стала катализатором падения ГКЧП и точкой невозврата к СССР
«Полупьяная жертва» демократии

«Демократическая» пресса сразу же всю вину за гибель «этих мальчиков» начала валить на военных, которые на боевых машинах пехоты (БМП) якобы прорывались для штурма к «Белому дому», но были остановлены его безоружными защитниками. Оболваненные ельцинской пропагандой тысячи людей вышли на улицы, некоторые даже легли под танки с требованием  "остановить террор КПСС", тем самым блокировали действия ГКЧП, на тот момент единственного защитника СССР.  24 августа с большой помпой прошли похороны погибших. В тот же день им посмертно в качестве дичайшего парадокса присвоили звание Героя Советского Союза. Однако наблюдалась одна (теперь уже понятная) странность: об обстоятельствах гибели парней говорилось туманю, общими фразами или скороговоркой. Кстати, и сегодня трудно понять за что этим  "жертвам демократии" дали  Героев СССР, против которого они выступали и совершенно глупо погибли.

Следствие, проведенное прокуратурой Москвы, а конкретней — под руководством смелой и честной женщины Валентины Фокиной, сделало однозначный вывод: военные невиновны. Правда, материалы дела тут же забрала себе прокуратура России, решив продолжить работу.

Что же в действительности произошло в ночь с 20 на 21 августа на Калининском?

Со следователем по особо важным делам при Генеральном прокуроре России Б.Кузнецовым мы листали восьмитомное уголовное дело, в котором только документы, никаких эмоций и предположений. Картина вырисовывалась следующая.

По линии ГКЧП войска в Москве получили всего два приказа. Один был направлен во 2-ю, другой — в 4-ю общевойсковые дивизии. Оба подписаны начальником штаба Московского военного округа и по сути одинаковы: организовать патрулирование на въездах с Садового кольца в центр Москвы с целью «не допустить провоза в город огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов». Никаких иных приказов войска не получали, т.е. распространяемые в те злополучные дни да и по нынешнее время слухи о введении армейских частей для захвата «Белого дома» — чистой воды провокация, рассчитанная на экзальтацию толпы.

К 23 часам полк под командованием А.Налетова в составе 50 БМП вышел к площади Маяковского. Здесь колонна разделилась. Батальон С.Суровикина по Садовому кольцу направился в сторону Калининского проспекта. Другие подразделения — в обратном направлении. Без всяких эксцессов они занимали места на пересечениях с радиальными магистралями, ведущими к центру города, и совместно с ГАИ начали осуществлять досмотр транспортных средств. Сложности возникли только у Суровикина. Он вел свои машины осторожно и медленно: 5–10 км/ч. Когда дошли до тоннеля под Калининским, Суровикин увидел преграду из поставленных поперек дороги троллейбусов. Связался по рации с Налетовым и получил «добро» обойти баррикаду через имеющийся справа проход.

Втянувшись в тоннель, БМП встретили еще более мощную преграду. В это время собравшаяся толпа перегородила троллейбусами сзади вход в тоннель, и техника оказалась запертой. Сверху на БМП посыпался град булыжников, кто-то бросил бутылку с зажигательной смесью. В машинах находился боезапас. Он при пожаре мог взорваться, что привело бы к страшным последствиям. Суровкин принял, по оценкам экспертов и следователей, единственно верное в той ситуации решение — прорываться через баррикады вперед. Несколько машин выскочили из тоннеля, проделав проход в баррикаде. Но часть толпы, руководимая, судя по всему, опытными наставниками, взобралась на технику, оставшуюся в тоннеле.

На БМП-536 взобрались Комарь и Чурин. Они накрыли смотровые щели брезентом. Триплексы, как уже сказано, были разбиты. Оказавшись «слепым», механик-водитель зацепил машиной бетонную колонну посреди тоннеля. От удара сломался замок и открылся правый десантный люк. Через него внутрь БМП проник полупьяный Комарь (впоследствии судмедэксперты обнаружили в его крови этиловый спирт, количественно соответствующий средней степени опьянения). В левом десантном отсеке в это время находился рядовой Б. Он, понимая, какую опасность рядом с боеприпасами может представлять собой разгоряченный, к тому же нетрезвый человек, попытался окриком заставить его выйти. Комарь сорвал висевший на переборке ломик и стал орудовать им, стремясь нанести удар рядовому Б. Тот произвел выстрел вверх. То ли от страха, то ли по какой-то другой причине Комарь выскочил из БМП и завалился головой вниз. В этот момент он и ударился обо что-то, получив смертельные ушибы (огнестрельной раны судмедэксперты у него не обнаружили).

Не зная, что происходит снаружи, а только слыша усиливающиеся крики и удары булыжников по обшивке, рядовой Б. произвел повторный предупредительный выстрел вверх через открытый люк. Но в тот самый миг машина дернулась, болтающаяся крышка люка с разбитыми замком и стопором наклонилась, и пуля, попав в «броняшку», раскололась. Шальные осколки нанесли легкие ранения нескольким людям из толпы, а один угодил в голову Усову. Тот замертво упал под гусеницы (это тоже с точностью установила экспертиза).

В толпе послышались крики: «Бей солдатню!», «Взрывай все!» Посыпались бутылки с зажигательной смесью, БМП-536 вспыхнула. Для того, чтобы ее потушить и не дать взорваться боезапасу, нужно было как минимум выйти из машины и накрыть ее брезентом. Кроме того, внутри концентрировался дым, нечем стало дышать. Но солдатам не давали покинуть машину. На видеопленке, отснятой неким датским гражданином и представленной следствию, видно, как в них, 19-20-летних, ни в чем не повинных парней, спасающихся из пламени, летят камни, палки. Выскочившего на асфальт механика-водителя обливают сверху бензином, одежда на нем воспламеняется (благо комбинезон не подкачал, и товарищи сумели быстро потушить — получил всего-то (!) ожог второй степени). И все это дикарство назовут впоследствии героизмом, благородным порывом защитников «демократии».

Еще и еще раз мысленно возвращаясь к дикому эпизоду, я не перестаю восхищаться выдержкой и человечностью этих почти мальчишек в военной форме, к тому времени так заплеванной «демократами». Ведь они шли, никого не трогая, выполнять приказ, содержащий в себе совершенно безобидную для нормальных людей задачу — не допустить ввоз в Москву оружия и взрывчатки. Конституционно или нет вводить в город войска — это проблема политиков. Что могли знать тогда об этом солдаты? На них напали. Но, даже защищая свои жизни (кстати, и жизни тех, кто напал, ибо взрыв боезапаса мало кого из собравшихся оставил бы в живых), они впрямую по нападавшим оружия не применили. Нетрудно представить себе, что случилось бы, окажись у кого-то из толпы, защищавшей «общечеловеческие ценности», хоть один «ствол». А эти «слуги хунты», обливаемые бензином, избиваемые камнями, стреляли только вверх. К несчастью, одна из пуль (следствием не установлено, из какого «ствола» — солдатского или чьего-то другого — она была выпущена) нашла цель. Видеокамера с бесстрастной точностью запечатлела и этот момент. Вот Илья Кричевский поднимает с земли камень, размахивается, бросает в солдат, выпрыгивающих из горящей машины, и тут же сам падает, сраженный кем-то насмерть. Как тягостно, больно и… стыдно на все это смотреть!

В уголовном деле есть акт военно-уставной экспертизы. Приведем из него лишь коротенькую цитату: «…Офицеры и личный состав действовали в соответствии с ранее разработанными планами, приказами и распоряжениями своих командиров и старших начальников…».

Итак, следствие установило: военнослужащие действовали в рамках закона. Но кто-то же виновен в гибели трех молодых парней? Можно, конечно, отмахнуться: мол, сами виноваты или виноваты обстоятельства. Но тут если и есть правда, то только малая ее часть. Об этом мы в свое время беседовали со старшим помощником Генерального прокурора России А.Фроловым, возглавлявшим следственную бригаду по делу ГКЧП. Александр Васильевич подчеркнул, что выделяет, так сказать, три эшелона ответчиков. С низшего — это личный состав — ответственность следствием снята полностью. У среднего эшелона — командиры рот, батальонов, полков — просматриваются определенные отступления от уставов и инструкций. Но они тоже не могут быть привлечены к уголовной ответственности, так как действовали в сложных условиях Москвы, что не предусмотрено их профессиональной подготовкой. Всю полноту ответственности могут нести только представители высшего эшелона — те, кто отдавал приказ на введение войск в Москву и должен был предусмотреть возможные последствия.

Не могу не согласиться с таким подходом. Но позволю себе добавить и свои суждения. Если следствие ведется объективно, то оно должно рассматривать дело всесторонне. А в трагедии на Калининском очевиден и другой аспект. Кто спровоцировал нападение? Кто подстрекал? Кто конкретно поджег механика-водителя, избивал камнями наших, никем пока не объявленных вне закона солдат? Ведь тут тоже явно просматриваются признаки преступления. К тому же – не было бы нападения на БМП, не появились бы и жертвы. Тот, кто его спровоцировал, организовал, тоже должен нести ответственность. Почему же следствие оставило этот аспект без внимания? Следователь Б.Кузнецов ответил мне не очень внятно, примерно так: то была революционная ситуация, а люди подумали, что БМП идут к «Белому дому». Как выяснилось, ошиблись… Но разве это дает право поджигать себе подобных, избивать камнями? Следствие обязано опираться только на правовую базу и ни в коем случае не на «революционную целесообразность», от которой до 37-го года рукой подать.

Сергей Турченко
20 августа 2013 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 октября
пятница
2018

В этот день:

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

 Секретарем адмирала согласился стать писатель Иван Александрович Гончаров, который вел общий журнал, занимался словесностью с гардемаринами по просьбе адмирала. А впоследствии написал путевые заметки.

Фрегат «Паллада» был заложен в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года, спущен на воду 1 сентября 1832 года. Длина фрегата — 52,8 м, ширина — 13,6 м, вооружение — 52 орудия. Первым командиром фрегата был капитан-лейтенант П. С. Нахимов.

В 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. После окончания переговоров в Нагасаки фрегат направился к российским берегам, где, из опасений захвата англичанами в связи с началом Крымской войны, был затоплен в бухте Постовая Императорской (ныне Советской) гавани, где и находится на дне по сегодняшний день.

 

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Он принимал участие в создании бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25, руководил постройкой спортивных самолётов марки «Су», но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27 и некоторых его модификаций.

Интересный факт из биографии. В 1992 году на международном авиакосмическом салоне Фарнборо близ Лондона состоялась, пресс-конференция российской официальной делегации с участием двух генеральных конструкторов — Белякова («МиГ») и Симонова («ОКБ Сухого»). Ближе к концу конференции поднялся американский журналист и сообщил, что в России из-за либеризации розничных цен царит страшная инфляция, в магазинах ничего нет, «а у вас целых два блестящих истребительных конструкторских бюро — „МиГ“ и „Сухой“, вот если вы объедините их, то столько денег для вашего народа сэкономите…». В ответ на это Симонов заявил следующее: «Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с „Дженерал Дайнэмикс“ и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 „Игл“… Все это — чепуха! Названные самолеты созданы в „ОКБ Сухого“ с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!…»

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

В РККА вступил добровольно 15 сентября 1922 г.: командир взвода (сентябрь 1926 г. — декабрь 1929 г.), командир роты (по июнь 1930 г.), начальник штаба учебного батальона (по апрель 1932 г.), командир батальона (по июнь 1934 г.), начальник штаба стрелковой дивизии (октябрь 1937 г. — апрель 1938 г.), начальник отдела в штабе Харьковского военного округа (по август 1939 г.). С августа 1939 комбриг Бирюзов — командир 132-й стрелковой дивизии.

Во время Великой Отечественной войны командир стрелковой дивизии (с августа 1939 г. по апрель 1942 г.), начальник штаба армии на Брянском фронте (по ноябрь 1942 г.). В течение первого года войны получил 5 ранений, в том числе два тяжёлых. С ноября 1942 г. по апрель 1943 г. — начальник штаба 2-й гвардейской армии Сталинградского (впоследствии Южного) фронта, с апреля 1943 г. — начальник штаба Южного (впоследствии 4-го Украинского) фронта, которым командовал Ф. И. Толбухин. Основные сражения Бирюзова: Донбасская операция, освобождение Крыма, Ясско-Кишинёвская операция, взятие Белграда. С октября 1944 г. — командующий 37-й армией (по май 1946 г.) и главный военный советник Болгарской армии, почётный гражданин Софии.

После мая 1946 г. генерал-полковник С. С. Бирюзов занимал посты: заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке (кратковременно, лишь по июнь 1946 г.), заместитель Главнокомандующего Южной группой войск и командующий 10-й механизированной армией (по июнь 1947 г.), командующий войсками Приморского военного округа (по май 1953 г.). Главнокомандующий Центральной группой войск (Австрия и Венгрия, 1953—1954), первый заместитель Главнокомандующего войсками ПВО (1954—1955). Затем маршал Бирюзов возглавил ПВО как Главком, одновременно являясь замминистра обороны СССР (1955—1962). В апреле 1962 переведён на пост главкома РВСН — ракетных войск стратегического назначения. В марте 1963 Бирюзов получил назначение на должность начальника Генерального штаба Вооружённых сил СССР и был повышен до первого заместителя министра обороны СССР.

19 октября 1964 года начальник Генштаба маршал Бирюзов погиб в авиационной катастрофе вблизи Белграда, на горе Авала. Иосип Броз Тито присвоил Бирюзову (участвовавшему в освобождении Югославии, а потом там погибшему) звание Народного героя Югославии посмертно. Его прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

 

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

 Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.
Также впервые в истории космонавтики он вручную совершил посадку в аварийном режиме — в апреле 1979 при полёте на корабле Союз-33.

Родился в семье железнодорожников. Учился в средней школе № 8 в Томске. В 1951 году поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1957 закончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики МИФИ и получил квалификацию инженера-физика по специальности «Диэлектрики и полупроводники». После окончания института работал в научно-исследовательском институте, в ОКБ-1 (КБ С. П. Королёва). В 1967 зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа гражданских специалистов № 2 (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют». В 1965—1969 годах Рукавишников входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. По предварительным назначениям, Рукавишников входил в состав главного экипажа. Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон».

23 — 25 апреля 1971 года совершил свой первый космический полёт в качестве инженера-испытателя космического корабля Союз-10. (Н. Н. Рукавишников стал первым космическим инженером-испытателем). Программа полёта предусматривала трёхнедельную работу на борту орбитальной космической станции Салют-1. Однако из-за технических неисправностей работа на станции была отменена и полёт был прерван. После завершения полёта впервые была осуществлена ночная посадка космического корабля. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды.

2 — 8 декабря 1974 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-16. В полёте были проведены испытания стыковочного узла, созданного по программе ЭПАС. Полёт продолжался 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд.

10 — 12 апреля 1979 совершил свой третий космический полёт в качестве командира космического корабля Союз-33. Полёт проходил в рамках советско-болгарского проекта и предусматривал работу на борту орбитальной станции Салют-6. Из-за аварии двигателя корабля стыковка не состоялась и корабль совершил преждевременную посадку. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд.

После ухода из отряда космонавтов работал заместителем начальника отделения НПО «Энергия». Председатель Федерации космонавтики СССР (1981—1991). Президент Федерации космонавтики России (1991—1999), a c 1999 года — её почётный президент.

Умер 19 октября 2002 от инфаркта. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии