RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

После молчания Путина
19 июня 2014 г.

После молчания Путина

Президент АНО «Переправа» Александр Нотин о перспективах развития украинского кризиса
Маяки духа
12 июня 2015 г.

Маяки духа

12 июня 2015 года Владимир Путин вручил в Кремле Государственные премии за достижения в науке, литературе и искусстве
Введет ли Путин войска?
7 июля 2014 г.

Введет ли Путин войска?

Этот вопрос мучает всех, кто всем сердцем переживает кровавую драму Новороссии
Бизнес предал Россию
23 августа 2014 г.

Бизнес предал Россию

В то время, когда США угрожают нам войной, вывоз капитала из страны увеличился многократно, констатирует председатель Русского экономического общества Валентин Катасонов
Путин режет правду-матку
29 сентября 2015 г.

Путин режет правду-матку

Президент РФ отшлёпал Америку, как нашкодившую институтку
Главная » Герои нашего времени » Пять с половиной полётов

Пять с половиной полётов

Последнее интервью космонавта Геннадия Михайловича Стрекалова

Он скончался 25 декабря 2004 года в Москве на 65 году жизни от онкологии
Пять с половиной полётов

Главный редактор РГК был близко знаком с Геннадием Михайловичем. В архиве журналиста сохранилась диктофонная запись беседы с космонавтом, состоявшейся незадолго до его кончины.


СПРАВКА: Геннаадий Михаайлович Стрекаалов (28 октября 1940 — 25 декабря 2004) — советский и российский космонавт-исследователь космического корабля «Союз Т-3» и орбитальной станции «Салют-6»; бортинженер космического корабля «Союз Т-11» и орбитального научно-исследовательского комплекса «Салют-7» — «Союз Т-10», лётчик-космонавт СССР № 49, совершивший пять космических полётов. Родился 28 октября 1940 года в городе Мытищи Московской области в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1972 года.


- Геннадий Михайлович, в справочниках почему-то наблюдается разночтение: в одних пишут, что вы совершили пять полетов в космос, в других — шесть. Сколько же на самом деле?

- С оттенком грустной шутки я всегда говорю: пять с половиной. Дело в том, что у меня было шесть стартов, один из которых закончился жесточайшей аварией - взрывом ракеты.

- Расскажите поподробней.

- Это случилось 26 сентября 1983 года. Во время старта произошло возгорание топлива. Мы с Владимиром Титовым за секунду до взрыва ракеты успели катапультироваться, благодаря тому, что сработала система аварийного спасения. Эта система хорошо продумана. В момент аварии она выбрасывает пилотскую кабину вверх и в сторону, чтобы парашюты раскрылись не над очагом возгорания, а в стороне от него.

В ночь накануне старта мне приснилась мама, Прасковья Михайловна. Её день рождения 28 (!) сентября. Мама плакала и говорила: «Не надо лететь, сынок. Все будет плохо». Проснувшись, я не знал, что делать. Говорят, если рассказать сон, он не сбудется. Но каково сообщить такую историю командованию перед стартом?! Слова матери не выходили из головы. Когда ехал к старту, заметил: что-то необычно много пожарных машин. Все, однако, шло по графику: мы с Титовым облачились в скафандры, прибыли на стартовую площадку, сели в корабль, выполнили необходимые предстартовые операции. Меньше чем за две минуты до времени пуска на стартовой позиции начался пожар, быстро охвативший ракетные блоки.

- Но это же — неминуемая гибель экипажа?

- Слава Богу, у космического корабля есть система аварийного спасения (САС). При аварии на старте решение о её включении принимают два человека — руководитель пуска и технический руководитель по ракете-носителю, которые находятся в бункере поблизости и получают доклады от всех расчетов, обеспечивающих пуск. Распоряжения отдаются только голосом — никаких кнопочных наборов команд. Оба «стреляющих», независимо друг от друга, за два часа до старта получают из штаба в конвертах пароль на случай аварии, действительный только для данного пуска.

Поначалу всё шло нормально. Руководитель пуска Шумилин отдавал команды строго по графику: «Ключ на старт», «Протяжка один», «Продувка»… Внезапно он увидел в перископ языки пламени и сразу же прокричал аварийный пароль — «Днестр». Офицер в пультовой, находящейся в 20 километрах, как и положено, нажал кнопку «Авария». Но на борт эта команда может уйти только при нажатии двух кнопок. Секундой позже Шумилина команду «Днестр» выдал также технический руководитель по ракете Солдатенков. И второй офицер в другой пультовой нажал кнопку «Авария». Команда ушла на борт, на всё с момента обнаружения пламени было затрачено 10 секунд. Чуть более секунды ушло на автоматический запуск двигателя САС, он оторвал головной блок от ракеты менее чем за секунду до взрыва! САС сработала блестяще. На высоте около километра произошло разделение отсеков корабля и спускаемый аппарат опустился на парашюте примерно в четырех километрах. В иллюминатор мы видели пожар, который практически уничтожил стартовую позицию. Когда нас доставили к руководителю полётов нашлись силы даже для шуток. Титов попросил зарегистрировать рекорд — самый короткий полет в истории космонавтики продолжительностью пять с половиной минут. (Этот действительно самый короткий полет на ракете позже и в самом деле был занесен в Книгу Гиннеса). Я тоже пошутил: подошел к руководителю полётов и обратился по форме: «Товарищ генерал! Разрешите выпить по случаю досрочного прекращения космического полета…».

- Какое отношение к вам было после этой аварии?

- Нормальное. Нас ни в чем не обвиняли, да и вины нашей в этой аварии не было.

Только Герман Титов пошутил неудачно: «Двух Титовых в космосе не может быть».

Но так как это происшествие было строго засекречено, ни каких орденов и медалей нам не дали.

- Вы как-то сказали журналистам, что в космос вас привела судьба. Как это произошло?

- Я говорю об этом в шутку, хотя доля правды, возможно, в ней есть. В детстве я жил в городе Калининграде (ныне Королев), недалеко от дома, где находилась квартира Сергея Павловича Королева. Однажды совершенно случайно разбил мечом ему окно. Мне тогда было 12 лет. Правда, признался я в этом только через много лет, когда встретился с женой Королева - Ниной Ивановной на открытии музея космонавтики на ВДНХа.

Вопреки избитой фразе, с детства стать космонавтом я не мечтал. Учился на «отлично», сразу после школы пошел работать, потому что матери было трудно одной нас, детей, кормить, а отец погиб во время войны. Поступил в МВТУ, после окончания работал сначала инженером, потом старшим инженером, начальником группы, которая создавала трехступенчатую, твердотопливную ракету.

В начале семидесятых годов шел набор в Отряд космонавтов в инженерную группу. Этим занимался Королев, который считал, что лучшими космическими специалистами могут стать те, кто сами проектировали, создавали и испытывали ракеты. В 1971 году мне предложили стать членом этой группы. Я согласился, написал заявление: «Прошу зачислить меня в спецгруппу». Как раз в это время погибают космонавты Добровольский и Пацаев. Но это лишь разожгло во мне желание стать космонавтом. В августе 1971 года я прошел медкомиссию. Интересно, что все четверо претендентов, которые вместе со мной обследовались, стали космонавтами, хотя статистика такова, что из 200 человек проходит комиссию только один.

Во время прохождения медкомиссии произошел такой случай. Вызывает меня врач и сообщает, что мои нагрузочные пробы на велоэргометре отрицательны, то есть в космонавты не гожусь. Но так получилось, что сразу я не ушел из госпиталя, а остался там еще на одну ночь, чтобы отметить день рождения соседа по палате. Мы изрядно выпили, а утром выяснилось, что произошла ошибка и врачи расшифровали не мои нагрузочные пробы. Мне пришлось заново проходить это обследование. Несмотря на мое послепраздничное состояние, нагрузочные пробы были сданы на «отлично». Вот так я прошел медкомиссию.

А первый мой полет состоялся в 1980 году. Он был очень удачным. После него меня стали часто привлекать и к другим полетам. В 1983 я дважды был в космосе, затем - полеты 1984, 1990, 1995 годов

- Чем вы объясните, что вас так часто стали привлекать к полетам?

- Это, вероятно, объясняется нехваткой опытных кадров. В каждом экипаже обязательно должен быть космонавт, уже побывавший в космосе. Недостаток кадров мы испытывали всегда, а сейчас особенно. Требования к претендентам остались те же, что и при Гагарине, но если раньше отбирали одного из двухсот, то сегодня одного из тысячи.

- После аварийного старта у вас были еще полеты, не испытывали ли вы страха, что все может повториться?

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 января
четверг
2021

В этот день:

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Вскоре была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина. Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн. Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

125 воинов - инженеров за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами. За подвиги во время Великой Отечественной войне и в послевоенное время более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

В ходе «реформирования» системы военного образования в 2006 году была ликвидирована главная кузница инженерных кадров — Военно-инженерная академия. 9 мая 2006 года преподаватели и слушатели академии последний раз участвовали в параде на Красной площади. 1 августа 2006 года академия присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации») в качестве структурного подразделения: Военного института (инженерных войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Паша Ангелина в 16 лет окончила курсы трактористов, через четыре года организовала женскую тракторную бригаду на Старо-Бешевской МТС (тогда не Донецкой, а Сталинской области), которая выполнила план на 129 % и заняла первое место среди других бригад. Выступая в Кремле на совещании передовиков сельского хозяйства с руководителями партии и правительства в 1935 году, Паша в ответ на реплику Сталина: «Кадры, кадры!» дала обязательство организовать еще 10 женских тракторных бригад. А в 1938 году она обратилась с призывом ко всем советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!». На призыв откликнулись 200 тысяч женщин. Так простая советская женщина стала активным государственным деятелем.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». О столкновении командир нашей ПЛ сразу же доложил командованию флота. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал аварийную ПЛ подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки в Камрани среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла.

После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Без акустических станций, практически на ощупь с развороченным носом К-10 добралась до своей базы. Это был подвиг, но никого не наградили...

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии