RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Против массовых убийств
20 августа 2015 г.

Против массовых убийств

В Москве прошел митинг православной общественности в поддержку государственного порядка против либеральной вакханалии, абортов и разврата …
Прощай, учитель Бугаец!
6 июня 2018 г.

Прощай, учитель Бугаец!

Ушёл из жизни участник Великой Отечественной войны, военный педагог и военный журналист, кандидат исторических наук, полковник в отставке Анатолий Васильевич Бугаец
Ракетный приоритет
27 ноября 2013 г.

Ракетный приоритет

Президент России продолжает стимулировать развитие главного российского средства защиты - «баллистической дубины».
России нужна государственная идеология
23 марта 2015 г.

России нужна государственная идеология

19 марта 2015 года в старинном городе Калязине Тверской области, прошла межрегиональная конференция «Русский мир в эпоху международной нестабильности. Идеология и пути национального и духовного возрождения современной России»
Тихоокеанскому флоту, ура!
21 мая 2013 г.

Тихоокеанскому флоту, ура!

21 мая 1731 года считается днем создания Тихоокеанского флота России.
Главная » Герои нашего времени » Пять с половиной полётов

Пять с половиной полётов

Последнее интервью космонавта Геннадия Михайловича Стрекалова

Он скончался 25 декабря 2004 года в Москве на 65 году жизни от онкологии
Пять с половиной полётов

Главный редактор РГК был близко знаком с Геннадием Михайловичем. В архиве журналиста сохранилась диктофонная запись беседы с космонавтом, состоявшейся незадолго до его кончины.


СПРАВКА: Геннаадий Михаайлович Стрекаалов (28 октября 1940 — 25 декабря 2004) — советский и российский космонавт-исследователь космического корабля «Союз Т-3» и орбитальной станции «Салют-6»; бортинженер космического корабля «Союз Т-11» и орбитального научно-исследовательского комплекса «Салют-7» — «Союз Т-10», лётчик-космонавт СССР № 49, совершивший пять космических полётов. Родился 28 октября 1940 года в городе Мытищи Московской области в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1972 года.


- Геннадий Михайлович, в справочниках почему-то наблюдается разночтение: в одних пишут, что вы совершили пять полетов в космос, в других — шесть. Сколько же на самом деле?

- С оттенком грустной шутки я всегда говорю: пять с половиной. Дело в том, что у меня было шесть стартов, один из которых закончился жесточайшей аварией - взрывом ракеты.

- Расскажите поподробней.

- Это случилось 26 сентября 1983 года. Во время старта произошло возгорание топлива. Мы с Владимиром Титовым за секунду до взрыва ракеты успели катапультироваться, благодаря тому, что сработала система аварийного спасения. Эта система хорошо продумана. В момент аварии она выбрасывает пилотскую кабину вверх и в сторону, чтобы парашюты раскрылись не над очагом возгорания, а в стороне от него.

В ночь накануне старта мне приснилась мама, Прасковья Михайловна. Её день рождения 28 (!) сентября. Мама плакала и говорила: «Не надо лететь, сынок. Все будет плохо». Проснувшись, я не знал, что делать. Говорят, если рассказать сон, он не сбудется. Но каково сообщить такую историю командованию перед стартом?! Слова матери не выходили из головы. Когда ехал к старту, заметил: что-то необычно много пожарных машин. Все, однако, шло по графику: мы с Титовым облачились в скафандры, прибыли на стартовую площадку, сели в корабль, выполнили необходимые предстартовые операции. Меньше чем за две минуты до времени пуска на стартовой позиции начался пожар, быстро охвативший ракетные блоки.

- Но это же — неминуемая гибель экипажа?

- Слава Богу, у космического корабля есть система аварийного спасения (САС). При аварии на старте решение о её включении принимают два человека — руководитель пуска и технический руководитель по ракете-носителю, которые находятся в бункере поблизости и получают доклады от всех расчетов, обеспечивающих пуск. Распоряжения отдаются только голосом — никаких кнопочных наборов команд. Оба «стреляющих», независимо друг от друга, за два часа до старта получают из штаба в конвертах пароль на случай аварии, действительный только для данного пуска.

Поначалу всё шло нормально. Руководитель пуска Шумилин отдавал команды строго по графику: «Ключ на старт», «Протяжка один», «Продувка»… Внезапно он увидел в перископ языки пламени и сразу же прокричал аварийный пароль — «Днестр». Офицер в пультовой, находящейся в 20 километрах, как и положено, нажал кнопку «Авария». Но на борт эта команда может уйти только при нажатии двух кнопок. Секундой позже Шумилина команду «Днестр» выдал также технический руководитель по ракете Солдатенков. И второй офицер в другой пультовой нажал кнопку «Авария». Команда ушла на борт, на всё с момента обнаружения пламени было затрачено 10 секунд. Чуть более секунды ушло на автоматический запуск двигателя САС, он оторвал головной блок от ракеты менее чем за секунду до взрыва! САС сработала блестяще. На высоте около километра произошло разделение отсеков корабля и спускаемый аппарат опустился на парашюте примерно в четырех километрах. В иллюминатор мы видели пожар, который практически уничтожил стартовую позицию. Когда нас доставили к руководителю полётов нашлись силы даже для шуток. Титов попросил зарегистрировать рекорд — самый короткий полет в истории космонавтики продолжительностью пять с половиной минут. (Этот действительно самый короткий полет на ракете позже и в самом деле был занесен в Книгу Гиннеса). Я тоже пошутил: подошел к руководителю полётов и обратился по форме: «Товарищ генерал! Разрешите выпить по случаю досрочного прекращения космического полета…».

- Какое отношение к вам было после этой аварии?

- Нормальное. Нас ни в чем не обвиняли, да и вины нашей в этой аварии не было.

Только Герман Титов пошутил неудачно: «Двух Титовых в космосе не может быть».

Но так как это происшествие было строго засекречено, ни каких орденов и медалей нам не дали.

- Вы как-то сказали журналистам, что в космос вас привела судьба. Как это произошло?

- Я говорю об этом в шутку, хотя доля правды, возможно, в ней есть. В детстве я жил в городе Калининграде (ныне Королев), недалеко от дома, где находилась квартира Сергея Павловича Королева. Однажды совершенно случайно разбил мечом ему окно. Мне тогда было 12 лет. Правда, признался я в этом только через много лет, когда встретился с женой Королева - Ниной Ивановной на открытии музея космонавтики на ВДНХа.

Вопреки избитой фразе, с детства стать космонавтом я не мечтал. Учился на «отлично», сразу после школы пошел работать, потому что матери было трудно одной нас, детей, кормить, а отец погиб во время войны. Поступил в МВТУ, после окончания работал сначала инженером, потом старшим инженером, начальником группы, которая создавала трехступенчатую, твердотопливную ракету.

В начале семидесятых годов шел набор в Отряд космонавтов в инженерную группу. Этим занимался Королев, который считал, что лучшими космическими специалистами могут стать те, кто сами проектировали, создавали и испытывали ракеты. В 1971 году мне предложили стать членом этой группы. Я согласился, написал заявление: «Прошу зачислить меня в спецгруппу». Как раз в это время погибают космонавты Добровольский и Пацаев. Но это лишь разожгло во мне желание стать космонавтом. В августе 1971 года я прошел медкомиссию. Интересно, что все четверо претендентов, которые вместе со мной обследовались, стали космонавтами, хотя статистика такова, что из 200 человек проходит комиссию только один.

Во время прохождения медкомиссии произошел такой случай. Вызывает меня врач и сообщает, что мои нагрузочные пробы на велоэргометре отрицательны, то есть в космонавты не гожусь. Но так получилось, что сразу я не ушел из госпиталя, а остался там еще на одну ночь, чтобы отметить день рождения соседа по палате. Мы изрядно выпили, а утром выяснилось, что произошла ошибка и врачи расшифровали не мои нагрузочные пробы. Мне пришлось заново проходить это обследование. Несмотря на мое послепраздничное состояние, нагрузочные пробы были сданы на «отлично». Вот так я прошел медкомиссию.

А первый мой полет состоялся в 1980 году. Он был очень удачным. После него меня стали часто привлекать и к другим полетам. В 1983 я дважды был в космосе, затем - полеты 1984, 1990, 1995 годов

- Чем вы объясните, что вас так часто стали привлекать к полетам?

- Это, вероятно, объясняется нехваткой опытных кадров. В каждом экипаже обязательно должен быть космонавт, уже побывавший в космосе. Недостаток кадров мы испытывали всегда, а сейчас особенно. Требования к претендентам остались те же, что и при Гагарине, но если раньше отбирали одного из двухсот, то сегодня одного из тысячи.

- После аварийного старта у вас были еще полеты, не испытывали ли вы страха, что все может повториться?

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
30 октября
пятница
2020

В этот день:

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

 Дважды Герой Социалистического Труда (1942, 1961), Герой Советского Союза (1978), министр обороны СССР (1976—1984).

Родом из Самары из рабочей семьи. В 22 года вступил добровольцем в Красную армию, уаствовал в боевых действиях с басмачами. Осенью 1929 года стал студентом механического факультета Иваново-Вознесенского политехнического института. Работал секретарём комсомольской организации, являлся членом партийного бюро института. Затем перешел в

Ленинградский военно-механический институт, который закончил в 1934 году. C 1934 года — инженер, начальник бюро эксплуатации и опытных работ в Ленинградском артиллерийском научно-исследовательском морском институте. С 1937 года — инженер-конструктор, заместитель главного конструктора, директор Ленинградского завода «Большевик». С 9 июня 1941 года по 14 декабря 1957 года — нарком вооружения СССР, министр вооружения СССР, министр оборонной промышленности СССР. 14 декабря 1957 года — 13 марта 1963 года — заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. За подготовку первого полёта человека в космос (Ю. А. Гагарин, 12 апреля 1961 года) удостоен звания Героя Социалистического Труда. 13 марта 1963 года — 26 марта 1965 года — первый заместитель председателя Совета министров СССР, председатель Высшего Совета народного хозяйства СССР. 26 марта 1965 года — 26 октября 1976 года — секретарь ЦК КПСС по оборонным вопросам. 29 апреля 1976 года — 20 декабря 1984 года — министр обороны СССР. Среди членов Политбюро 1970—1980-х гг. отличался тем, что спал по 4—4,5 часа. Был исключительно энергичен, предприимчив, очень быстро решал задачи управления и руководства предприятиями.

Д. Ф. Устинов, простудившись во время учений новой боевой техники, умер 20 декабря 1984 года от скоротечного тяжёлого воспаления лёгких. Генерал-лейтенант Иван Устинов (однофамилец) вспоминал: "На последнем учении, после которого его на самолете отправили больным, мы сидели в его резиденции с 9 до 3 утра. Он всем интересовался - и делами, и в персональном плане... В конце концов я ему напомнил: "Дмитрий Федорович, пора и отдохнуть, ведь по плану в 9 часов утра начало учения". - "Иван Лаврентьевич, не беспокойтесь я сталинской закалки". Да вот видите..."

Похоронен на Красной площади (кремирован, урна с прахом замурована в Кремлёвскую стену).

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Крым имел стратегическое значение, как один из путей к нефтеносным районам Кавказа (через Керченский пролив и Тамань). Кроме того, Крым был важен как база для авиации. С потерей Крыма советская авиация лишилась бы возможности налётов на нефтепромыслы Румынии, а немцы смогли бы наносить удары по целям на Кавказе.

Севастопольский оборонительный район (СОР) к началу Великой Отечественной войны был одним из самых укреплённых мест в мире. Сооружения СОР включали десятки укреплённых орудийных позиций, минные поля и др. В систему обороны входили также две так называемые «бронебашенные батареи» (ББ), или форты, вооружённые артиллерией крупного калибра. Форты ББ-30 (командир — Г. А. Александер) и ББ-35 (командир — А. Я. Лещенко) были вооружены орудиями калибра 305 мм.

В советской историографии первым штурмом Севастополя принято считать попытки немецких войск с ходу захватить город в течение 30 октября — 21 ноября 1941 года. С 30 октября по 11 ноября велись бои на дальних подступах к Севастополю, со 2 ноября начались атаки внешнего рубежа обороны крепости. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей. Советская группировка насчитывала вначале около 20 тысяч человек.

В конце октября Ставка ВГК решила усилить гарнизон Севастополя силами Приморской армии (командующий — генерал-майор И. Е. Петров), до тех пор защищавшей Одессу. 16 октября оборона Одессы была прекращена и Приморская армия была морем переброшена в Севастополь. Силы подкрепления составили до 36 тысяч человек, около 500 орудий, 20 тысяч тонн боеприпасов, танки и другие виды вооружений и материалов. Таким образом, к середине ноября гарнизон Севастополя насчитывал, — по советским данным, — около 50-55 тысяч человек. 9—10 ноября вермахту удалось полностью окружить крепость с суши, однако в течение ноября к своим пробивались силы арьергарда, в частности, части 184-й стрелковой дивизии НКВД, прикрывавшей отход 51-й армии.

11 ноября с подходом основной группировки 11-й армии вермахта завязались бои по всему периметру . В течение 10 дней наступавшим удалось незначительно вклиниться в передовую полосу обороны после чего в сражении наступила пауза.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Она была разработана в 1954—1961 годах группой физиков-ядерщиков под руководством академика Игоря Курчатова.

Бомбардировщик Ту-95В с "Царь- бомбой" на борту, пилотируемый экипажем в составе: командир корабля А. Е. Дурновцев, штурман И. Н. Клещ, бортинженер В. Я. Бруй, вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А. Через 2 часа после вылета бомба была сброшена с высоты 10 500 метров на парашютной системе по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос». Подрыв бомбы был осуществлён барометрически через 188 секунд после сброса на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью). Самолёт-носитель успел улететь на расстояние 39 километров, а самолёт-лаборатория — на 53,5 километра. Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 километра. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отражённая ударная волна, подмявшая и отбросившая шар от земли. Световое излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров. Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут. Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар. Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра. Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров. Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров. Однако о каких-либо разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону посёлке городского типа Амдерма и посёлке Белушья Губа не сообщалось.

Основной целью, которая ставилась и достигнута этим испытанием, была демонстрация владения Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения — тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США был почти вчетверо меньше, чем у АН602. Крайне важным научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что максимальная мощность термоядерного заряда, в принципе, не ограничена ничем.

Интересно, что тогда еще любивший советскую власть академик А. Д. Сахаров (впоследствии проамериканский диссидент) предложил проект по тайному размещению нескольких десятков сверхмощных ядерных боеголовок мощностью от 200 или даже 500 мегатонн вдоль американских морских границ, что, по мнению учёного, позволило бы отрезвить неоконсервативные круги политической элиты США, не втягиваясь в разорительную гонку вооружений. В случае нападения США на СССР можно было затопить береговые города Америки — с помощью искусственного цунами. Гигантская волна высотой более 300 м приходит со стороны Атлантики и обрушивается на Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон, Аннаполис. Волна достигает крыш небоскребов. Друга волна накрывает западное побережье в районе Чарльстона. Еще две волны обрушиваются на Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Всего одной волны хватает, чтобы на побережье Мексиканского залива смыло низко расположенный Хьюстон, Новый Орлеан, Пенсаколу.

К сожалению, Хрущев отклонил этот проект. Подобную идею сегодня вынашивает академик Игорь Острецов: уничтожение США с помощью направленного взрыва, вызывающего гигантскую волну в заданном направлении.

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

 

Первым был запущен «Космос-186». Он являлся «активным» кораблём , то есть он должен был найти с помощью радиолокационной антенны «пассивный» корабль «Космос-188», сблизиться и пристыковаться.

30 октября 1967 года во время пролёта корабля «Космос-186» над космодромом был запущен «Космос-188» в той же плоскости орбиты, но с опережением на 24 км. Для осуществления стыковки необходима высокая точность вывода на орбиту, так как автоматическая система стыковки может работать только до определённой величины расстояния между кораблями. Расстояние в 24 км не превышало этого предела. Командой из центра управления были активированы системы ориентации, системы автоматического управления и счётно-решающие устройства. После обнаружения «пассивного» корабля «Космос-186» стал корректировать свою орбиту в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приближаясь к «Космосу-188» на скорости 90 км/ч. Когда расстояние между кораблями составило 300 м, отключился главный двигатель, и начали свою работу двигатели малой тяги. Последний этап стыковки называется причаливанием. Во время причаливания скорость сближения кораблей составила 0,5—1 м/с. Затем произошла сама стыковка: штанга стыковочного узла «Космоса-186» попала в конусообразный захват «Космоса-188». Состыкованными корабли летали 3,5 часа, совершив около 2 витков вокруг Земли. Затем по команде с Земли они расстыковались и последовательно приземлились: сначала «Космос-186», потом «Космос-188».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии