RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«Мёртвая рука» Путина
16 марта 2015 г.

«Мёртвая рука» Путина

16 марта 2014 года, по приказу верховного главнокомандующего, в России начались крупномасштабные учения, которые демонстрируют готовность отразить любую агрессию США
Памяти лётного главкома
1 июля 2014 г.

Памяти лётного главкома

В ночь на 1 июля скончался бывший главнокомандующий ВВС России генерал армии Анатолий Михайлович Корнуков
Фашистский шабаш США
30 мая 2014 г.

Фашистский шабаш США

Ситуация на Украине не «рассосётся», она требует решительного вмешательства
Сопротивление Натальи Поклонской
12 сентября 2017 г.

Сопротивление Натальи Поклонской

«Комсомольская правда» опубликовала интервью с депутатом Госдумы, смелой и несгибаемой женщиной
Украина в опасности!
20 февраля 2014 г.

Украина в опасности!

Более 100 тысяч пуль уже предназначены для «восстановления демократии»
Главная » Герои нашего времени » «Золотой витязь»

«Золотой витязь»

6 декабря 2013 года в Зале церковных cоборов Храма Христа Спасителя состоялась церемония закрытия IV Славянского форума искусств «Золотой витязь»

Он проходил в течении нескольких месяцев с 25 апреля 2013 года и включил в себя около 500 программ в области кино, музыки, литературы, живописи, театрального искусства.
 «Золотой витязь»

 Выступая на закрытии форума, его президент, народный артист России Николай Бурляев подчеркнул:
- География мероприятий, проведенных в рамках форума, обширна: Хабаровск, Владивосток, Биробиджан, Минск, Киев и многие другие города. Было организовано 150 концертов выдающихся хоров России, множество выставок художников, театральных постановок. В форуме приняли участие представители 60 стран мира.
Митрополит Волоколамский Иларион передал приветствие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он сказал:
- Это не только российский форум, а всеславянский. Он еще раз подтвердил, что у нас единый исток духовности — православная вера. Когда Господь создавал человека, он поселил его в Раю. И не пассивным потребителем райских благ, а дал заповедь: возделывать Рай, улучшать его. Сегодня это особенно относится к искусству. Каждый деятель искусства может уподобляться самому Богу-творцу, совершенствующему душу человеческую. Но искусство бывает как со знаком плюс, так и со знаком минус: одно возвышает, другое возбуждает низменные страсти и инстинкты. Этот форум пропагандирует только высокое искусство, которое несёт в мир нравственные идеалы.
Советник президента РФ по культуре Владимир Толстой в своем выступлении назвал «Золотой витязь» необыкновенным явлением, которое является платформой для объединения людей добра и света. Он держит в центре внимания укрепление духовно-нравственных основ общества, воспитание подрастающего поколения в высоких идеалах гражданственности и патриотизма, гармонизации семейных отношений». Ваш «Витязь» стоит на обереге всего святого и важного, что нам всем дорого».
На вечере были вручены награды театрального форума (по другим видам искусства награждения происходили раньше). Их получили: Русский духовный театр «Глас» за постановку «Черная книга», Уссурийский театр драмы за постановку «С вечера до полудня», Красноярский музыкальный театр за постановку «Царевич», Кировский драматический театр за постановку «Люби меня, как я тебя», Сербский национальный театр за постановку «Встречи на Солярисе», Тбилисский государственный академический театр имени А.С. Грибоедова за постановку «Холстомер. История лошади» и другие.
На вечере была выражена
благодарность губернатору Красноярского края Льву Кузнецову «за решительные шаги по укреплению и развитию патриотического искусства.
После торжественной части состоялся великолепный концерт.

 Мне довелось беседовать с Николаем Петровичем Бурляевым о «Золотом витязе» и о его творчестве в целом. Вот запись разговора.
- С кинематографом судьба меня свела совершенно случайно. Воспитывался я в рядовой московской семье. Отец и мать инженеры. А если еще копнуть поглубже, то мой прапрадед был сподвижником Богдана Хмельницкого. Это полковник Остап Бурляй, который приехал в Москву послом от Хмельницкого с официальной просьбой о присоединении Украины.
В семье я был четвертый ребенок, последний. Родители жили от получки до получки, так что с детства натерпелся лишений.  Актером быть никогда не хотел, поскольку к этой профессии относился и отношусь очень критически. Ибо она нас нередко подталкивает ко греху, ведь актеры часто идут туда, куда их поманит лукавый, продаются, и это, к сожалению, делают процентов 95 нашего брата. Слава Богу, я очень рано понял, что этого делать нельзя, к тому же у меня был учителем Андрей Тарковский, который часто говорил: "Помирать будешь - не продавайся, честь духа превыше всего". Поначалу я к этому, видимо, плохо прислушивался, играл что попало и где попало. На сей день у меня сделано в кинематографе более 70 работ, из которых я оставил бы 20 - 25 , остальные играть не стоило. Мой крестный отец по кино - Андрон Кончаловский. Как-то идя из школы домой по улице Горького, я попал в его поле зрения совершенно случайно...
- Может, не случайно, может, это провиденческая встреча? 

- Да, я тоже об этом в жизни думал.. Кончаловский взял меня сниматься в фильме "Мальчик и голубь". Так что "Иваново детство" не первый мой фильм, но первый, получивший такую широкую известность. Снимаясь в нем, я был одновременно приглашен в труппу Театра имени Моссовета к Завадскому. Представляете, какое это было для меня счастье - пройти школу у Мордвинова, Марецкой, Раневской, Плятта, у Завадского, наконец! За четыре года я сыграл там шесть ролей. Меня как-то душевно, что ли, отмечал Мордвинов. Когда он умер, была опубликована книжка его дневников, и меня поразило, что там он меня принимал как равного! Это, конечно, окрылило на всю жизнь! 
- Но ведь такое купание в отблесках славы великих актеров могло породить "звездную болезнь"? 
- Да, был этап после фильма "Иваново детство", который получил более 20 премий, когда у меня закружилась голова. Но повезло в том, что у меня всю жизнь была заниженной самооценка, вероятно, из-за того, что оказался последним ребенком в семье и был приучен относиться к себе как к последнему. Сей печальный момент неожиданно сыграл положительную роль. Недооценка себя заставляла еще более усиленно работать над собой. 
-Расскажите, пожалуйста, о работе над великим фильмом «Андрей Рублев».
- Андрей Тарковский и Андрон Кончаловский готовили для меня не ту роль, что я играл, а роль Фомы. Я прочитал сценарий, и этот образ мне не понравился - бледный, как тень, бродит за Андреем Рублевым. Придя на пробу, я сказал Тарковскому, что очень нравится роль Бориски. Он отмахнулся: мол, у меня есть для нее зрелый актер. Но я долго упрашивал. Наконец Андрей Тарковский решил попробовать. И в ходе пробы я видел, как он заражался идеей омоложения Бориски. Словом, я своей настойчивостью убедил режиссера, что будет более глубоко, символично, если колокол отольет по наитию отрок, а не умудренный опытом муж. Фильм делался два года, из них 12 месяцев (!) мы работали именно над темой колокола.
- Вы искренне играли православного или превозмогали в себе свойственный тому времени атеизм?
- Играл я православного, крест был на груди - это так. Но я тогда был очень далек от завещанной нам предками веры. Бабушка в детстве водила меня в церковь, но моего внутреннего соучастия не было в этом процессе. Так вышло, что только после "Андрея Рублева" я начал приближаться к нашей вере. Бог дал мне в друзья того, кто стал ныне преподобным, - это архимандрит Алипий из Пскова. Я часто у него бывал, жил с ним в келье. В беседах я начал свое приближение к Храму Божьему.
- Хотелось бы поговорить и еще об одной вашей замечательной работе, о том, как вы создавали образ Лермонтова..
- В жизни мне очень часто говорили, что я внешне похож на Лермонтова. Само творчество поэта я очень долго знал лишь по школьной программе. Педагоги открывали мне Лермонтова таким, каким его преподносит историческая сплетня, - агрессивным, жестким, ироничным, колким, маленького роста, кривоногим, хромым, язвительным, обижающим Мартынова... Так я представлял себе Михаила Юрьевича до тех пор, пока не занялся изучением его творчества и биографии более глубоко. А произошло это так.
После окончания ВГИКа я сделал удачный режиссерский дебют - "Ванька-Каин". Но после него, что ни предложу, мне рубили. 10 лет!
- Почему?
- Вероятно, предлагал слишком высокие для дебютанта темы - Пушкин, Ромео и Джульетта, Онегин, князь Серебряный... Лермонтов был одиннадцатой темой. Предложил я ее киностудии "Грузия-фильм". Чхеидзе мне ответил: мол, мы - за, поскольку Лермонтов в Грузии долго служил. Я сделал сценарий, привез его в Грузию, и он был... в жесткой форме зарублен. Дело в том, что в сценарии описывалась вся жизнь Лермонтова, а мне сказали: зачем нам, грузинам, это нужно - автор сценария - русский, актеры в большинстве - русские, грузинская тема занимает всего пятую часть фильма! Я, обиженный, уехал. Четыре года бегал по киностудиям и однажды пришел к Бондарчуку, описал свои мытарства, на что он просто ответил: "Делай у меня". И началась работа.
Почему я загорелся Лермонтовым? Да потому что когда в процессе работы над сценарием и фильмом, перечитав все, что им и о нем написано, я вдруг увидел душу этого человека, и передо мной предстала жизнь-подвиг! Ведь Лермонтов прошел крестный путь и, ведая о том, как окончит этот путь (он еще в отрочестве описал, что пуля угодит в грудь и это будет на Кавказе), все-таки жил жизнью подвижника. И осознанно отдал жизнь за идеалы русской веры, русской культуры, русской души. Он понимал, что будет убит, об этом часто говорил, ведал, что не вернется с Кавказа, знал тех, кто будет убивать, он их видел на балах - это те же люди, которые удаляли из жизни Пушкина...
- Можно поконкретней?
- Если вспомним, то косвенный убийца Пушкина - Нессельроде. Кстати, позже он привел нашу страну к войне с Турцией. И он же причастен к гибели Грибоедова, осложнениями в жизни Тютчева. А если провести трансформацию в более поздние дни, то духовные наследники Нессельроде уничтожили Есенина, Талькова. Эти люди до сих пор не отомщены!
- Вы считаете себя православным, а говорите о мщении. Не противоречит ли это самому духу христианства?
- Трудный вопрос. Мы хотя бы должны всю правду знать, чтобы не поддаваться им впредь и беречь наших пророков. А наша беда, русских, что мы - каждый по отдельности вроде бы и воин, но за руки беремся только в самые критические моменты, когда уже пылают дома и гибнут женщины и дети. Так было в Приднестровье, так было в Сербии, так будет и в России. 
- Вы говорили, что образ Лермонтова получил сильное искажение в официальном литературоведении. Кто и зачем, на ваш взгляд, это инициировал?
- Те же духовные наследники Нессельроде, о которых уже говорилось. Кстати, в школьных учебниках до сих пор настойчиво печатается "Прощай, немытая Россия". Но ведь давно доказано, что это не лермонтовские строки.
- Откуда же появились эти строки?
- Их вытащил лет через сорок после убийства Лермонтова некий библиофил Бартеньев, объявил, что это, мол, устно читал сам Лермонтов. Те, кто заказал сию "находку", охотно поверили и издали.
- Вы говорили, что из 70 своих работ в кинематографе вы оставили бы 20 - 25. Какие? Каких стыдитесь? 
- Я назову любимые, о худших и говорить не стоит, чтобы никого не обидеть. "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Игрок", "Полевой роман", "Лермонтов", "Мама вышла замуж, "Утиная охота", "Мастер и Маргарита"...
- А сейчас вы снимаетесь?
- Пока делалось хоть какое-то более или менее приличное кино, поигрывал там-сям. Я, повторюсь, и раньше не хотел быть актером, а сейчас будет даже как-то странно стать перед кинокамерой. Если и стану, то только в собственных работах и в очень достойных.
- А к "Золотому витязю" вы пришли как бы от желания свернуть с актерской дороги? 
- Долгие годы я думал, говорил, писал, что с уходом из жизни Шукшина у нас нет русского кинематографа как такового. Когда я взялся за организацию "Золотого витязя", я понял, что, к счастью, обманывался. Русский кинематограф есть, просто он собран не был и по углам как бы замалчивался. В 1991 году появился киноцентр "Русский фильм", который я возглавил. Это попытка утвердить как можно в более широком смысле понятие русского национального кинематографа. Центр был создан, но мы не могли делать картины, так как у нас не было денег на это, помочь другим по той же причине не могли. Значит, решил я, надо попробовать просто подсобрать наши силы. Так родилась идея проведения ежегодного кинофестиваля славянских фильмов "Золотой витязь". Кинофорум перерос в международный форум искусств, с каждым годом резко набирает силу. Значит, велика в нем потребность славянских народов. Значит, Провидение помогает.

 

Сергей Турченко
7 декабря 2013 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
17 октября
среда
2018

В этот день:

Маршал Советского Союза Гречко

17 октября 1903 года родился Андрей Антонович Гречко (ум. 1976), Маршал Советского Союза, министр обороны СССР (1967—1976 гг.).Дважды Герой Советского Союза (1958, 1973), Герой ЧССР (1969).

Маршал Советского Союза Гречко

17 октября 1903 года родился Андрей Антонович Гречко (ум. 1976), Маршал Советского Союза, министр обороны СССР (1967—1976 гг.).Дважды Герой Советского Союза (1958, 1973), Герой ЧССР (1969).

Родом из Ростовской области, из крестьянской семьи. В Красной Армии — с 1919 года. Окончил кавалерийскую школу (1926), Военную академию имени М. В. Фрунзе (1936) и Военную академию Генерального штаба (1941).

Участник Гражданской войны, рядовой. После окончания кавалерийской школы командовал взводом, эскадроном. С октября 1938 года — начальник штаба Особой кавалерийской дивизии БОВО, участвовал в походе на Западную Белоруссию в сентябре 1939 года.

В первые дни Великой Отечественной войны подполковник Гречко работал в Генеральном штабе. С июля 1941 года командовал 34-й кавалерийской дивизией, вступившей в 1-й половине августа в бой с немецко-фашистскими захватчиками южнее Киева и до января 1942 года сражавшейся в составе 26-й армии, 38-й армии, затем 6-й армии на Левобережной Украине. С января 1942 года — командир 5-го кавалерийского корпуса, принимавшего участие в Барвенково-Лозовской наступательной операции. С марта 1942 года возглавлял оперативную группу войск, которая в составе Южного фронта действовала в Донбассе. С января 1943 года — командующий 56-й армией, которая в ходе ожесточённых боёв прорвала сильно укреплённую оборону противника и вышла на подступы к Краснодару, а в феврале-апреле в составе Северо-Кавказского фронта участвовала в Краснодарской наступательной операции.В сентябре 1943 года войска 56-й армии во взаимодействии с 9-й армией и 18-й армией в ходе Новороссийско-Таманской наступательной операции освободили Таманский полуостров. С октября 1943 года А. А. Гречко — заместитель командующего войсками Воронежского (с 20 октября — 1-го Украинского) фронта. С декабря 1943 года — командующий 1-й гвардейской армией, которая участвовала в Житомирско-Бердичевской, Проскурово-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Западно-Карпатской, Моравско-Остравской и Пражской операциях.

После окончания войны до 1953 года А. А. Гречко командовал войсками Киевского военного округа. С 1953 года — Главнокомандующий Группой советских оккупационных войск в Германии (с 1954 года — Группа советских войск в Германии). С ноября 1957 года — первый заместитель министра обороны СССР, главнокомандующий Сухопутными войсками СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1958 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Андрею Антоновичу Гречко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

C 1960 года — первый заместитель министра обороны СССР — главнокомандующий Объединёнными ВС государств — участников Варшавского договора.

С апреля 1967 года до своей кончины — министр обороны СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1973 года за заслуги перед Родиной в строительстве и укреплении Вооружённых Сил СССР, Маршал Советского Союза Гречко Андрей Антонович награждён второй медалью «Золотая Звезда».

А. А. Гречко умер 26 апреля 1976 года. Похоронен в Москве, на Красной площади; урна с прахом замурована в Кремлевской стене.

Командир штурмовой группы Яков Павлов

17 октября 1917 года родился Яков Федотович Павлов (ум. 1981), Герой Советского Союза, старший лейтенант, во время Сталинградской битвы — командир разведывательной группы, которая в сентябре 1942 заняла и удерживала т. н. Дом Павлова в центре Сталинграда.

Командир штурмовой группы Яков Павлов

17 октября 1917 года родился Яков Федотович Павлов (ум. 1981), Герой Советского Союза, старший лейтенант, во время Сталинградской битвы — командир разведывательной группы, которая в сентябре 1942 заняла и удерживала т. н. Дом Павлова в центре Сталинграда.

Многие военные историки считают, что обороной руководил старший сержант Я. Ф. Павлов, принявший командование отделением от раненного в начале боёв старшего лейтенанта И. Ф. Афанасьева, отсюда и название дома. В последнее время среди волгоградских краеведов получила распространение версия, что Я. Ф. Павлов был командиром штурмовой группы, захватившей здание, а обороной руководил раненый старший лейтенант Афанасьев. Дом Павлова стал символом мужества, стойкости и героизма. Вот краткое описание подвига его защитников. В районе площади оборонялся 42 гвардейский стрелковый полк полковника Елина, который решил провести операцию по захвату двух жилых домов, которые имели важное значение. Были созданы две группы: одна под командованием лейтенанта Заболотного, вторая под командованием старшего сержанта Павлова, которые и захватили эти дома. Дом Заболотного впоследствии был выжжен и взорван наступавшими немцами. Он рухнул вместе с оборонявшими его бойцами. Разведывательно-штурмовая группа из четырёх солдат, возглавляемая сержантом Павловым, захватила другой четырёхэтажный дом и закрепилась в нём. На третьи сутки в дом прибыло подкрепление под командованием старшего лейтенанта Афанасьева, доставившее пулемёты, противотанковые ружья (позднее — ротные миномёты) и боеприпасы, и дом стал важным опорным пунктом в системе обороны полка и всей 13 гвардейской стрелковой дивизии. С этого момента старший лейтенант Афанасьев стал командовать обороной здания. Немцы организовывали атаки по несколько раз в день. Каждый раз, когда солдаты или танки пытались вплотную приблизиться к дому, И. Ф. Афанасьев со своими товарищами встречал их шквальным огнём из подвала, окон и крыши. Всё время обороны дома Павлова (с 23 сентября по 25 ноября 1942 года) в подвале находились мирные жители, пока советские войска не перешли в контрнаступление. Из 31 защитника дома Павлова были убиты трое — лейтенант-минометчик А. Н. Чернышенко, рядовые И. Я. Хайт и И. Т. Свирин. Были ранены, но пережили войну и Павлов, и Афанасьев. Каковы были потери немцев в численном отношении, источники не сообщают. Маршал Советского Союза Василий иванович Чуйков в своих мемуарах писал, что потери гитлеровцев, пытавшихся занять «дом Павлова», превысили их потери при взятии Парижа.

 

Медаль «За отвагу»

17 октября 1938 года в СССР была учреждена медаль «За отвагу».

Медаль «За отвагу»

17 октября 1938 года в СССР была учреждена медаль «За отвагу».

 В Положении о медали говорится: «Медаль „За отвагу“ учреждена для награждения за личное мужество и отвагу, проявленные при защите социалистического Отечества и исполнении воинского долга. Медалью „За отвагу“ награждаются военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск и другие граждане СССР».

Среди первых награждённых этой медалью были пограничники Н. Гуляев и Ф. Григорьев, задержавшие группу диверсантов у озера Хасан. До начала Великой Отечественной войны за мужество и отвагу при защите Государственных границ СССР и в советско-финской войне медалью было награждено около 26 тысяч военнослужащих. Во время Великой Отечественной войны за период с 1941 по 1945 год было произведено более 4 млн награждений.

Медаль «За отвагу» с момента своего появления стала особо популярной и ценимой среди фронтовиков, поскольку ею награждали исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. Это главное отличие медали «За отвагу» от некоторых других медалей и орденов, которые нередко вручались «за участие». В основном медалью «За отвагу» награждали рядовой и сержантский состав, но также она вручалась и офицерам (преимущественно младшего звена).

В годы Великой Отечественной войны (1941—1945) некоторые солдаты были награждены пятью медалями «За отвагу». Степан Михайлович Зольников (род. 1919) — участник парада Победы, сержант-миномётчик 8-й отдельной Гвардейской стрелковой бригады за годы войны был награждён пятью медалями «За отвагу» и орденом Славы III степени. Первой медали герой был удостоен за бой, произошедший 3 сентября 1942 года в районе Синявинских болот под Ленинградом. Последнюю, пятую медаль «За отвагу» Зольников получил за сражение на Курляндском полуострове в ночь на 9 мая 1945 года. Павел Фёдорович Грибков (род. 1922) — разведчик, участник Великой Отечественной войны, кавалер пяти медалей «За отвагу».

Ипполитова Вера Сергеевна (по мужу — Потапова; род. 1921) — гвардии сержант. Участница Великой Отечественной войны в должности заместителя командира отделения 3-й стрелковой роты 3-го отдельного стрелкового батальона 71-й отдельной морской стрелковой бригады, затем санинструктора 188-го гвардейского стрелкового полка 63-й гвардейской Красносельской стрелковой дивизии.

После разгрома СССР медаль в том же оформлении (с небольшими корректировками) была заново учреждена в системах наград России и Белоруссии.

Медаль «За боевые заслуги»

17 октября 1938 года в СССР была учреждена медаль «За боевые заслуги».

Медаль «За боевые заслуги»

17 октября 1938 года в СССР была учреждена медаль «За боевые заслуги».

 Ею награждались: военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск, другие граждане СССР, а также лица, не являющиеся гражданами СССР, за умелые, инициативные и смелые действия в бою, способствовавшие успешному выполнению боевых задач воинской частью. А также за мужество, проявленное при защите Государственной границы СССР; за отличные успехи в боевой и политической подготовке, освоении новой боевой техники и поддержании высокой боевой готовности воинских частей и их подразделений и другие заслуги.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии