RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Российско-белорусский военный кулак
12 марта 2014 г.

Российско-белорусский военный кулак

12 марта 2014 года президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил России разместить на территории республики дополнительно до 15 самолётов
Герой России Андрей Карлов
21 декабря 2016 г.

Герой России Андрей Карлов

21 декабря 2016 года в 15:00 Владимир Путин подписал Указ о присвоении звания Героя России Карлову Андрею Геннадьевичу (посмертно)
Су-27 — лучший в мире истребитель
20 мая 2013 г.

Су-27 — лучший в мире истребитель

20 мая 1977 года состоялся первый полет советского истребителя четвертого поколения Су-27, который до сих пор является непревзойденным в своем классе
Крылья России
12 августа 2014 г.

Крылья России

12 августа — День Военно-Воздушных Сил нашей страны
Командир несчастной «Нерпы»
29 апреля 2014 г.

Командир несчастной «Нерпы»

29 апреля 2013 года военный суд Тихоокеанского флота объявил оправдательный приговор капитану первого ранга Дмитрию Лаврентьеву, которого несправедливо обвиняли в аварии на атомной субмарине
Главная » Герои нашего времени » «Золотой витязь»

«Золотой витязь»

6 декабря 2013 года в Зале церковных cоборов Храма Христа Спасителя состоялась церемония закрытия IV Славянского форума искусств «Золотой витязь»

Он проходил в течении нескольких месяцев с 25 апреля 2013 года и включил в себя около 500 программ в области кино, музыки, литературы, живописи, театрального искусства.
 «Золотой витязь»

 Выступая на закрытии форума, его президент, народный артист России Николай Бурляев подчеркнул:
- География мероприятий, проведенных в рамках форума, обширна: Хабаровск, Владивосток, Биробиджан, Минск, Киев и многие другие города. Было организовано 150 концертов выдающихся хоров России, множество выставок художников, театральных постановок. В форуме приняли участие представители 60 стран мира.
Митрополит Волоколамский Иларион передал приветствие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он сказал:
- Это не только российский форум, а всеславянский. Он еще раз подтвердил, что у нас единый исток духовности — православная вера. Когда Господь создавал человека, он поселил его в Раю. И не пассивным потребителем райских благ, а дал заповедь: возделывать Рай, улучшать его. Сегодня это особенно относится к искусству. Каждый деятель искусства может уподобляться самому Богу-творцу, совершенствующему душу человеческую. Но искусство бывает как со знаком плюс, так и со знаком минус: одно возвышает, другое возбуждает низменные страсти и инстинкты. Этот форум пропагандирует только высокое искусство, которое несёт в мир нравственные идеалы.
Советник президента РФ по культуре Владимир Толстой в своем выступлении назвал «Золотой витязь» необыкновенным явлением, которое является платформой для объединения людей добра и света. Он держит в центре внимания укрепление духовно-нравственных основ общества, воспитание подрастающего поколения в высоких идеалах гражданственности и патриотизма, гармонизации семейных отношений». Ваш «Витязь» стоит на обереге всего святого и важного, что нам всем дорого».
На вечере были вручены награды театрального форума (по другим видам искусства награждения происходили раньше). Их получили: Русский духовный театр «Глас» за постановку «Черная книга», Уссурийский театр драмы за постановку «С вечера до полудня», Красноярский музыкальный театр за постановку «Царевич», Кировский драматический театр за постановку «Люби меня, как я тебя», Сербский национальный театр за постановку «Встречи на Солярисе», Тбилисский государственный академический театр имени А.С. Грибоедова за постановку «Холстомер. История лошади» и другие.
На вечере была выражена
благодарность губернатору Красноярского края Льву Кузнецову «за решительные шаги по укреплению и развитию патриотического искусства.
После торжественной части состоялся великолепный концерт.

 Мне довелось беседовать с Николаем Петровичем Бурляевым о «Золотом витязе» и о его творчестве в целом. Вот запись разговора.
- С кинематографом судьба меня свела совершенно случайно. Воспитывался я в рядовой московской семье. Отец и мать инженеры. А если еще копнуть поглубже, то мой прапрадед был сподвижником Богдана Хмельницкого. Это полковник Остап Бурляй, который приехал в Москву послом от Хмельницкого с официальной просьбой о присоединении Украины.
В семье я был четвертый ребенок, последний. Родители жили от получки до получки, так что с детства натерпелся лишений.  Актером быть никогда не хотел, поскольку к этой профессии относился и отношусь очень критически. Ибо она нас нередко подталкивает ко греху, ведь актеры часто идут туда, куда их поманит лукавый, продаются, и это, к сожалению, делают процентов 95 нашего брата. Слава Богу, я очень рано понял, что этого делать нельзя, к тому же у меня был учителем Андрей Тарковский, который часто говорил: "Помирать будешь - не продавайся, честь духа превыше всего". Поначалу я к этому, видимо, плохо прислушивался, играл что попало и где попало. На сей день у меня сделано в кинематографе более 70 работ, из которых я оставил бы 20 - 25 , остальные играть не стоило. Мой крестный отец по кино - Андрон Кончаловский. Как-то идя из школы домой по улице Горького, я попал в его поле зрения совершенно случайно...
- Может, не случайно, может, это провиденческая встреча? 

- Да, я тоже об этом в жизни думал.. Кончаловский взял меня сниматься в фильме "Мальчик и голубь". Так что "Иваново детство" не первый мой фильм, но первый, получивший такую широкую известность. Снимаясь в нем, я был одновременно приглашен в труппу Театра имени Моссовета к Завадскому. Представляете, какое это было для меня счастье - пройти школу у Мордвинова, Марецкой, Раневской, Плятта, у Завадского, наконец! За четыре года я сыграл там шесть ролей. Меня как-то душевно, что ли, отмечал Мордвинов. Когда он умер, была опубликована книжка его дневников, и меня поразило, что там он меня принимал как равного! Это, конечно, окрылило на всю жизнь! 
- Но ведь такое купание в отблесках славы великих актеров могло породить "звездную болезнь"? 
- Да, был этап после фильма "Иваново детство", который получил более 20 премий, когда у меня закружилась голова. Но повезло в том, что у меня всю жизнь была заниженной самооценка, вероятно, из-за того, что оказался последним ребенком в семье и был приучен относиться к себе как к последнему. Сей печальный момент неожиданно сыграл положительную роль. Недооценка себя заставляла еще более усиленно работать над собой. 
-Расскажите, пожалуйста, о работе над великим фильмом «Андрей Рублев».
- Андрей Тарковский и Андрон Кончаловский готовили для меня не ту роль, что я играл, а роль Фомы. Я прочитал сценарий, и этот образ мне не понравился - бледный, как тень, бродит за Андреем Рублевым. Придя на пробу, я сказал Тарковскому, что очень нравится роль Бориски. Он отмахнулся: мол, у меня есть для нее зрелый актер. Но я долго упрашивал. Наконец Андрей Тарковский решил попробовать. И в ходе пробы я видел, как он заражался идеей омоложения Бориски. Словом, я своей настойчивостью убедил режиссера, что будет более глубоко, символично, если колокол отольет по наитию отрок, а не умудренный опытом муж. Фильм делался два года, из них 12 месяцев (!) мы работали именно над темой колокола.
- Вы искренне играли православного или превозмогали в себе свойственный тому времени атеизм?
- Играл я православного, крест был на груди - это так. Но я тогда был очень далек от завещанной нам предками веры. Бабушка в детстве водила меня в церковь, но моего внутреннего соучастия не было в этом процессе. Так вышло, что только после "Андрея Рублева" я начал приближаться к нашей вере. Бог дал мне в друзья того, кто стал ныне преподобным, - это архимандрит Алипий из Пскова. Я часто у него бывал, жил с ним в келье. В беседах я начал свое приближение к Храму Божьему.
- Хотелось бы поговорить и еще об одной вашей замечательной работе, о том, как вы создавали образ Лермонтова..
- В жизни мне очень часто говорили, что я внешне похож на Лермонтова. Само творчество поэта я очень долго знал лишь по школьной программе. Педагоги открывали мне Лермонтова таким, каким его преподносит историческая сплетня, - агрессивным, жестким, ироничным, колким, маленького роста, кривоногим, хромым, язвительным, обижающим Мартынова... Так я представлял себе Михаила Юрьевича до тех пор, пока не занялся изучением его творчества и биографии более глубоко. А произошло это так.
После окончания ВГИКа я сделал удачный режиссерский дебют - "Ванька-Каин". Но после него, что ни предложу, мне рубили. 10 лет!
- Почему?
- Вероятно, предлагал слишком высокие для дебютанта темы - Пушкин, Ромео и Джульетта, Онегин, князь Серебряный... Лермонтов был одиннадцатой темой. Предложил я ее киностудии "Грузия-фильм". Чхеидзе мне ответил: мол, мы - за, поскольку Лермонтов в Грузии долго служил. Я сделал сценарий, привез его в Грузию, и он был... в жесткой форме зарублен. Дело в том, что в сценарии описывалась вся жизнь Лермонтова, а мне сказали: зачем нам, грузинам, это нужно - автор сценария - русский, актеры в большинстве - русские, грузинская тема занимает всего пятую часть фильма! Я, обиженный, уехал. Четыре года бегал по киностудиям и однажды пришел к Бондарчуку, описал свои мытарства, на что он просто ответил: "Делай у меня". И началась работа.
Почему я загорелся Лермонтовым? Да потому что когда в процессе работы над сценарием и фильмом, перечитав все, что им и о нем написано, я вдруг увидел душу этого человека, и передо мной предстала жизнь-подвиг! Ведь Лермонтов прошел крестный путь и, ведая о том, как окончит этот путь (он еще в отрочестве описал, что пуля угодит в грудь и это будет на Кавказе), все-таки жил жизнью подвижника. И осознанно отдал жизнь за идеалы русской веры, русской культуры, русской души. Он понимал, что будет убит, об этом часто говорил, ведал, что не вернется с Кавказа, знал тех, кто будет убивать, он их видел на балах - это те же люди, которые удаляли из жизни Пушкина...
- Можно поконкретней?
- Если вспомним, то косвенный убийца Пушкина - Нессельроде. Кстати, позже он привел нашу страну к войне с Турцией. И он же причастен к гибели Грибоедова, осложнениями в жизни Тютчева. А если провести трансформацию в более поздние дни, то духовные наследники Нессельроде уничтожили Есенина, Талькова. Эти люди до сих пор не отомщены!
- Вы считаете себя православным, а говорите о мщении. Не противоречит ли это самому духу христианства?
- Трудный вопрос. Мы хотя бы должны всю правду знать, чтобы не поддаваться им впредь и беречь наших пророков. А наша беда, русских, что мы - каждый по отдельности вроде бы и воин, но за руки беремся только в самые критические моменты, когда уже пылают дома и гибнут женщины и дети. Так было в Приднестровье, так было в Сербии, так будет и в России. 
- Вы говорили, что образ Лермонтова получил сильное искажение в официальном литературоведении. Кто и зачем, на ваш взгляд, это инициировал?
- Те же духовные наследники Нессельроде, о которых уже говорилось. Кстати, в школьных учебниках до сих пор настойчиво печатается "Прощай, немытая Россия". Но ведь давно доказано, что это не лермонтовские строки.
- Откуда же появились эти строки?
- Их вытащил лет через сорок после убийства Лермонтова некий библиофил Бартеньев, объявил, что это, мол, устно читал сам Лермонтов. Те, кто заказал сию "находку", охотно поверили и издали.
- Вы говорили, что из 70 своих работ в кинематографе вы оставили бы 20 - 25. Какие? Каких стыдитесь? 
- Я назову любимые, о худших и говорить не стоит, чтобы никого не обидеть. "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Игрок", "Полевой роман", "Лермонтов", "Мама вышла замуж, "Утиная охота", "Мастер и Маргарита"...
- А сейчас вы снимаетесь?
- Пока делалось хоть какое-то более или менее приличное кино, поигрывал там-сям. Я, повторюсь, и раньше не хотел быть актером, а сейчас будет даже как-то странно стать перед кинокамерой. Если и стану, то только в собственных работах и в очень достойных.
- А к "Золотому витязю" вы пришли как бы от желания свернуть с актерской дороги? 
- Долгие годы я думал, говорил, писал, что с уходом из жизни Шукшина у нас нет русского кинематографа как такового. Когда я взялся за организацию "Золотого витязя", я понял, что, к счастью, обманывался. Русский кинематограф есть, просто он собран не был и по углам как бы замалчивался. В 1991 году появился киноцентр "Русский фильм", который я возглавил. Это попытка утвердить как можно в более широком смысле понятие русского национального кинематографа. Центр был создан, но мы не могли делать картины, так как у нас не было денег на это, помочь другим по той же причине не могли. Значит, решил я, надо попробовать просто подсобрать наши силы. Так родилась идея проведения ежегодного кинофестиваля славянских фильмов "Золотой витязь". Кинофорум перерос в международный форум искусств, с каждым годом резко набирает силу. Значит, велика в нем потребность славянских народов. Значит, Провидение помогает.

 

Сергей Турченко
7 декабря 2013 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 июня
воскресенье
2018

В этот день:

Отечественная война 1812 года

24 июня1812 года армия Наполеона, перейдя реку Неман, вторглась на территорию Российской империи. Началась Отечественная война 1812 года.

Отечественная война 1812 года

24 июня1812 года армия Наполеона, перейдя реку Неман, вторглась на территорию Российской империи. Началась Отечественная война 1812 года.

Наполеон смог собрать в поход против России, по разным источникам, от 400 до 450 тысяч солдат, из которых собственно французы составляли половину. Остальное составляли вызвавшиеся участвовать в агрессии против России представители 16 европейских государств: наиболее многочисленными были немцы и поляки. На основе союзных соглашений с Францией Австрия и Пруссия выделили по 30 и 20 тысяч войск, соответственно. После вторжения в Россию к Наполеону присоединилиь подразделения численностью до 20 тысяч, сформированные из жителей бывшего Великого княжества Литовского.

На первом этапе войны (с июня по сентябрь 1812 года) русская армия с боями отступала от границ России до Москвы, дав перед Москвой Бородинское сражение.На втором этапе войны (с октября по декабрь 1812 года) наполеоновская армия сначала маневрировала, стремясь уйти на зимние квартиры в неразоренные войной местности, а затем отступала до границ России, преследуемая русской армией, голодом и морозами.

Война закончилась почти полным уничтожением наполеоновской армии, освобождением территории России и переносом военных действий на земли Варшавского герцогства и Германии в 1813 году.

Основан Александровск (Полярный)

24 июня 1899 года на Кольском полуострове основан город-порт Александровск. В годы Великой Отечественной войны был главной базой Северного флота и назывался Полярный.

Основан Александровск (Полярный)

24 июня 1899 года на Кольском полуострове основан город-порт Александровск. В годы Великой Отечественной войны был главной базой Северного флота и назывался Полярный.

Сегодня это город в Мурманской области России, расположен на берегу Екатерининской гавани Кольского залива Баренцева моря, в 30 км от Мурманска. В нем расположена военно-морская база Северного флота. 5 мая 2008 Указом Президента Российской Федерации Полярному присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы».

Парад Победы

24 июня 1945 года в Москве, на Красной площади состоялся исторический парад в ознаменование Победы СССР над Германией и её союзниками в Великой Отечественной войне.

Парад Победы

24 июня 1945 года в Москве, на Красной площади состоялся исторический парад в ознаменование Победы СССР над Германией и её союзниками в Великой Отечественной войне.

Парад Победы принимал Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Командовал парадом Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский. И. В. Сталин наблюдал за парадом с трибуны Мавзолея Ленина.

Первым по площади прошёл сводный полк барабанщиков-суворовцев, за ним шли сводные полки фронтов (в порядке их расположения на театре военных действий — с севера на юг): Карельского, Ленинградского, 1-го Прибалтийского , 3-го, 2-го и 1-го Белорусских, 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Украинских, сводный полк Военно-Морского Флота. Впереди сводных полков фронтов шли командующие фронтами и армиями, Герои Советского Союза несли знамёна прославленных частей и соединений. Для каждого сводного полка оркестр исполнял особый марш. Марш сводных полков завершала колонна солдат, нёсших 200 опущенных знамён и штандартов разгромленных немецких войск. Эти знамёна под дробь барабанов были брошены на специальный помост у подножия Мавзолея Ленина. Первым был брошен Фёдором Легкошкуром лейбштандарт LSSAH — батальона СС личной охраны Гитлера.

О том, как проходил Парад Победы, редактору РГК довелось побеседовать с гвардии полковником в отставке Евгением Борисовичем Рыбниковым, который 24 июня 1945 года прошёл по Красной площади в «коробке» Артиллерийской академии имени Дзержинского. Вот что он рассказал:
- Тот исторический день был очень дождливым. Во время Парада шёл временами ливень, будто природа смывала с фронтовиков четырёхлетнюю пыль военных дорог. Зато ближе к вечеру солнце залило улицы столицы радостным светом, и праздник получился многокрасочным и ярким. Во время самого Парада Победы мы ливня почти не чувствовали, настолько велик был душевный подъём. Из-за волнения всё происходящее запомнилось, как в тумане. Как бывший кавалерист, я обратил внимание на то, что конь принимающего парад Жукова был терской породы светло-серой масти. Позже узнал, что звали его Кумир. Конь Рокоссовского был чистокровным верховым караковой масти. Позже ходили слухи, что Сталин сам хотел принимать парад, но из-за того, что разучился сидеть в седле, поручил это почётное дело Жукову. На самом деле, есть конкретное свидетельство генерал-полковника Штеменко, непосредственно руководившего подготовкой парада, о том, что Сталин изначально поручил принимать парад Жукову. В первоначальном вырианте мемуаров Георгия Константиновича Жукова «Воспоминания и размышления» это не подвергалось сомнению, а в более поздних изданиях, якобы со слов сына Сталина — Василия, утверждается, что перед самым парадом Верховный Главнокомандующий пытался научиться управляться с лошадью, но она его понесла, и Сталин упал. Думаю, это из области предположений и легенд.

Проблема была в другом — в подготовке к параду фронтовиков. С теми, кто составил «коробки» академий, проблем не было. Нас начали готовить еще с 1944 года. Сначала на академическом плацу, потом — на Ходынском поле. А вот с фронта приезжали люди, многие из которых на войну попали от станков, с полей, со школьных парт. Бить врага научились, а со строевыми приёмами было худо — в бою не до них. Фронтовиков две недели муштровали на Ходынке. Все отнеслись с ответственностью, поэтому прошли очень хорошо. Многое тут значил и душевный подъём. К тому же, я думаю, для тех, кто освоил боевые приёмы в такой жестокой войне, овладеть парадными премудростями не составило труда. Прошли изумительно! Но больше всего мне заполнился эпизод с низложением знамен противника. Было так. Гигантский сводный оркестр из 1400 музыкантов под управлением генерал-майора Чернецкого сопровождал движение войск бравурными маршами. Они исполнялись без пауз. Но вдруг оркестр оборвал все звуки. Тишина длилась с минуту и казалась неестественной. Наконец, её прерывала резкая дробь барабанов. На Красную площадь медленно вышла колонна с двумя сотнями вражеских знамен, полотнища которых почти волочились по мокрой брусчатке. Поравнявшись с Мавзолеем, бойцы сделали поворот направо и с силой побросали эту гадкую ношу на камни Красной площади. Низложение немецких знамен намеренно проводилось в перчатках, чтобы подчеркнуть отвращение к разбитому врагу. Кстати, после парада эти перчатки были торжественно сожжены.

А ещё запомнилось, что с парада я домой пробирался, как через линию фронта, используя весь фронтовой опыт, чтобы не попасть в руки москвичам и гостям столицы. В тот день человеку в военной форме приходилось туго — его хватали, поднимали на руки, качали, заливали вином, задаривали подарками, зацеловывали. Такова была благодарность людей армии за то, что она сумела защитить их от врага и лютой погибели.

Священная война

24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку.

Священная война

24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку.


26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

 

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война!

 

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война!

 

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям;

Мучителям людей!

 

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война!

 

Не смеют крылья чёрные

Над Родиной летать,

Поля её просторные

Не смеет враг топтать!

 

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война!

 

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отребью человечества

Сколотим крепкий гроб!

 

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война!

 

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война!

 

 

Командир полка Михаил Шкунов

24 июня 1969 года скончался Михаил Алексеевич Шкунов, гвардии полковник, Герой Советского Союза.

Командир полка Михаил Шкунов

24 июня 1969 года скончался Михаил Алексеевич Шкунов, гвардии полковник, Герой Советского Союза.

В июле 1943 года в ходе Курской битвы 136-й гвардейский стрелковый полк под командованием М. А. Шкунова преградил под Прохоровкой путь немецким танкам и, впоследствии принял участие в общем контрнаступлении 5-й гвардейской армии, в результате которого враг был отброшен на исходные рубежи. За десять дней боёв полк под командованием М. А. Шкунова уничтожил более 3 тысяч немецких солдат и офицеров, 11 танков, освободил 20 населённых пунктов.

В сентябре 1943 года полк принимал участие в боях за Днепр. Командование 40-й армии поставило задачу совершить обходный манёвр и внезапной атакой с тыла овладеть городом Прилуки — сильным укреплённым объектом, преграждавшим путь к Днепру. Полк Шкунова выполнил эту задачу — разбив гитлеровцев у хутора Кудвабровский, красноармейцы ночью прошли 20 километров по вражеским тылам и при поддержке группы черниговских партизан рано утром 20 сентября 1943 года вошли в Прилуки с юго-запада и захватили город после упорного боя. При преследовании отступающих немцев полк Шкунова одним из первых в 40-й армии форсировал Днепр южнее Киева и захватил плацдарм в районе сел Гребенки и Юшки. Семнадцать дней продолжались бои за удержание стратегически важного плацдарма, в ходе которых были отбиты все контратаки противника, что дало возможность для дальнейшего наступления наших войск.

29 октября 1943 года М. А. Шкунову за «отвагу, мужество и умелое руководство полком при форсировании Днепра, захвате и удержании плацдарма на западном берегу реки» присвоено звание Героя Советского Союза.

17 марта 1944 года в ожесточённом бою под Винницей Шкунов был тяжело ранен. Лишённый способности двигаться, он продолжал руководить войсками до выполнения боевой задачи. В течение года полковник Шкунов находился в госпитале. В связи с инвалидностью в апреле 1945 года был уволен в отставку.

После войны окончил высшую партийную школу при ЦК КПСС, работал в Краснодарском горкоме КПСС, избирался депутатом краевого Совета депутатов трудящихсяУмер 24 июня 1969 года. Похоронен на Славянском кладбище города Краснодара.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии