RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Массовая диарея в Государственной думе?
8 декабря 2015 г.

Массовая диарея в Государственной думе?

Подавляющее большинство депутатов ГД куда-то исчезло в момент голосования по вопросу об американской оккупации российских властных структур
Истребитель
22 января 2015 г.

Истребитель "фантомов" полковник Хара

Дата 22 января приказом Главнокомандующего Войсками ПВО № 300 от 25.10.1996 года объявлена годовым праздником авиации ПВО
Путин готовится к бою
22 июля 2014 г.

Путин готовится к бою

22 июля 2014 года в Кремле состоялось заседание Совета Безопасности
Путин смотрит в небо
6 марта 2014 г.

Путин смотрит в небо

Год тому назад президент России благословил истребитель пятого поколения
Марат Ахметшин: 1 против 200
14 января 2017 г.

Марат Ахметшин: 1 против 200

Раскрыты обстоятельства геройской гибели в Сирии начальника разведки штаба гаубичного самоходно-артиллерийского дивизиона
Главная » Герои нашего времени » «Золотой витязь»

«Золотой витязь»

6 декабря 2013 года в Зале церковных cоборов Храма Христа Спасителя состоялась церемония закрытия IV Славянского форума искусств «Золотой витязь»

Он проходил в течении нескольких месяцев с 25 апреля 2013 года и включил в себя около 500 программ в области кино, музыки, литературы, живописи, театрального искусства.
 «Золотой витязь»

 Выступая на закрытии форума, его президент, народный артист России Николай Бурляев подчеркнул:
- География мероприятий, проведенных в рамках форума, обширна: Хабаровск, Владивосток, Биробиджан, Минск, Киев и многие другие города. Было организовано 150 концертов выдающихся хоров России, множество выставок художников, театральных постановок. В форуме приняли участие представители 60 стран мира.
Митрополит Волоколамский Иларион передал приветствие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он сказал:
- Это не только российский форум, а всеславянский. Он еще раз подтвердил, что у нас единый исток духовности — православная вера. Когда Господь создавал человека, он поселил его в Раю. И не пассивным потребителем райских благ, а дал заповедь: возделывать Рай, улучшать его. Сегодня это особенно относится к искусству. Каждый деятель искусства может уподобляться самому Богу-творцу, совершенствующему душу человеческую. Но искусство бывает как со знаком плюс, так и со знаком минус: одно возвышает, другое возбуждает низменные страсти и инстинкты. Этот форум пропагандирует только высокое искусство, которое несёт в мир нравственные идеалы.
Советник президента РФ по культуре Владимир Толстой в своем выступлении назвал «Золотой витязь» необыкновенным явлением, которое является платформой для объединения людей добра и света. Он держит в центре внимания укрепление духовно-нравственных основ общества, воспитание подрастающего поколения в высоких идеалах гражданственности и патриотизма, гармонизации семейных отношений». Ваш «Витязь» стоит на обереге всего святого и важного, что нам всем дорого».
На вечере были вручены награды театрального форума (по другим видам искусства награждения происходили раньше). Их получили: Русский духовный театр «Глас» за постановку «Черная книга», Уссурийский театр драмы за постановку «С вечера до полудня», Красноярский музыкальный театр за постановку «Царевич», Кировский драматический театр за постановку «Люби меня, как я тебя», Сербский национальный театр за постановку «Встречи на Солярисе», Тбилисский государственный академический театр имени А.С. Грибоедова за постановку «Холстомер. История лошади» и другие.
На вечере была выражена
благодарность губернатору Красноярского края Льву Кузнецову «за решительные шаги по укреплению и развитию патриотического искусства.
После торжественной части состоялся великолепный концерт.

 Мне довелось беседовать с Николаем Петровичем Бурляевым о «Золотом витязе» и о его творчестве в целом. Вот запись разговора.
- С кинематографом судьба меня свела совершенно случайно. Воспитывался я в рядовой московской семье. Отец и мать инженеры. А если еще копнуть поглубже, то мой прапрадед был сподвижником Богдана Хмельницкого. Это полковник Остап Бурляй, который приехал в Москву послом от Хмельницкого с официальной просьбой о присоединении Украины.
В семье я был четвертый ребенок, последний. Родители жили от получки до получки, так что с детства натерпелся лишений.  Актером быть никогда не хотел, поскольку к этой профессии относился и отношусь очень критически. Ибо она нас нередко подталкивает ко греху, ведь актеры часто идут туда, куда их поманит лукавый, продаются, и это, к сожалению, делают процентов 95 нашего брата. Слава Богу, я очень рано понял, что этого делать нельзя, к тому же у меня был учителем Андрей Тарковский, который часто говорил: "Помирать будешь - не продавайся, честь духа превыше всего". Поначалу я к этому, видимо, плохо прислушивался, играл что попало и где попало. На сей день у меня сделано в кинематографе более 70 работ, из которых я оставил бы 20 - 25 , остальные играть не стоило. Мой крестный отец по кино - Андрон Кончаловский. Как-то идя из школы домой по улице Горького, я попал в его поле зрения совершенно случайно...
- Может, не случайно, может, это провиденческая встреча? 

- Да, я тоже об этом в жизни думал.. Кончаловский взял меня сниматься в фильме "Мальчик и голубь". Так что "Иваново детство" не первый мой фильм, но первый, получивший такую широкую известность. Снимаясь в нем, я был одновременно приглашен в труппу Театра имени Моссовета к Завадскому. Представляете, какое это было для меня счастье - пройти школу у Мордвинова, Марецкой, Раневской, Плятта, у Завадского, наконец! За четыре года я сыграл там шесть ролей. Меня как-то душевно, что ли, отмечал Мордвинов. Когда он умер, была опубликована книжка его дневников, и меня поразило, что там он меня принимал как равного! Это, конечно, окрылило на всю жизнь! 
- Но ведь такое купание в отблесках славы великих актеров могло породить "звездную болезнь"? 
- Да, был этап после фильма "Иваново детство", который получил более 20 премий, когда у меня закружилась голова. Но повезло в том, что у меня всю жизнь была заниженной самооценка, вероятно, из-за того, что оказался последним ребенком в семье и был приучен относиться к себе как к последнему. Сей печальный момент неожиданно сыграл положительную роль. Недооценка себя заставляла еще более усиленно работать над собой. 
-Расскажите, пожалуйста, о работе над великим фильмом «Андрей Рублев».
- Андрей Тарковский и Андрон Кончаловский готовили для меня не ту роль, что я играл, а роль Фомы. Я прочитал сценарий, и этот образ мне не понравился - бледный, как тень, бродит за Андреем Рублевым. Придя на пробу, я сказал Тарковскому, что очень нравится роль Бориски. Он отмахнулся: мол, у меня есть для нее зрелый актер. Но я долго упрашивал. Наконец Андрей Тарковский решил попробовать. И в ходе пробы я видел, как он заражался идеей омоложения Бориски. Словом, я своей настойчивостью убедил режиссера, что будет более глубоко, символично, если колокол отольет по наитию отрок, а не умудренный опытом муж. Фильм делался два года, из них 12 месяцев (!) мы работали именно над темой колокола.
- Вы искренне играли православного или превозмогали в себе свойственный тому времени атеизм?
- Играл я православного, крест был на груди - это так. Но я тогда был очень далек от завещанной нам предками веры. Бабушка в детстве водила меня в церковь, но моего внутреннего соучастия не было в этом процессе. Так вышло, что только после "Андрея Рублева" я начал приближаться к нашей вере. Бог дал мне в друзья того, кто стал ныне преподобным, - это архимандрит Алипий из Пскова. Я часто у него бывал, жил с ним в келье. В беседах я начал свое приближение к Храму Божьему.
- Хотелось бы поговорить и еще об одной вашей замечательной работе, о том, как вы создавали образ Лермонтова..
- В жизни мне очень часто говорили, что я внешне похож на Лермонтова. Само творчество поэта я очень долго знал лишь по школьной программе. Педагоги открывали мне Лермонтова таким, каким его преподносит историческая сплетня, - агрессивным, жестким, ироничным, колким, маленького роста, кривоногим, хромым, язвительным, обижающим Мартынова... Так я представлял себе Михаила Юрьевича до тех пор, пока не занялся изучением его творчества и биографии более глубоко. А произошло это так.
После окончания ВГИКа я сделал удачный режиссерский дебют - "Ванька-Каин". Но после него, что ни предложу, мне рубили. 10 лет!
- Почему?
- Вероятно, предлагал слишком высокие для дебютанта темы - Пушкин, Ромео и Джульетта, Онегин, князь Серебряный... Лермонтов был одиннадцатой темой. Предложил я ее киностудии "Грузия-фильм". Чхеидзе мне ответил: мол, мы - за, поскольку Лермонтов в Грузии долго служил. Я сделал сценарий, привез его в Грузию, и он был... в жесткой форме зарублен. Дело в том, что в сценарии описывалась вся жизнь Лермонтова, а мне сказали: зачем нам, грузинам, это нужно - автор сценария - русский, актеры в большинстве - русские, грузинская тема занимает всего пятую часть фильма! Я, обиженный, уехал. Четыре года бегал по киностудиям и однажды пришел к Бондарчуку, описал свои мытарства, на что он просто ответил: "Делай у меня". И началась работа.
Почему я загорелся Лермонтовым? Да потому что когда в процессе работы над сценарием и фильмом, перечитав все, что им и о нем написано, я вдруг увидел душу этого человека, и передо мной предстала жизнь-подвиг! Ведь Лермонтов прошел крестный путь и, ведая о том, как окончит этот путь (он еще в отрочестве описал, что пуля угодит в грудь и это будет на Кавказе), все-таки жил жизнью подвижника. И осознанно отдал жизнь за идеалы русской веры, русской культуры, русской души. Он понимал, что будет убит, об этом часто говорил, ведал, что не вернется с Кавказа, знал тех, кто будет убивать, он их видел на балах - это те же люди, которые удаляли из жизни Пушкина...
- Можно поконкретней?
- Если вспомним, то косвенный убийца Пушкина - Нессельроде. Кстати, позже он привел нашу страну к войне с Турцией. И он же причастен к гибели Грибоедова, осложнениями в жизни Тютчева. А если провести трансформацию в более поздние дни, то духовные наследники Нессельроде уничтожили Есенина, Талькова. Эти люди до сих пор не отомщены!
- Вы считаете себя православным, а говорите о мщении. Не противоречит ли это самому духу христианства?
- Трудный вопрос. Мы хотя бы должны всю правду знать, чтобы не поддаваться им впредь и беречь наших пророков. А наша беда, русских, что мы - каждый по отдельности вроде бы и воин, но за руки беремся только в самые критические моменты, когда уже пылают дома и гибнут женщины и дети. Так было в Приднестровье, так было в Сербии, так будет и в России. 
- Вы говорили, что образ Лермонтова получил сильное искажение в официальном литературоведении. Кто и зачем, на ваш взгляд, это инициировал?
- Те же духовные наследники Нессельроде, о которых уже говорилось. Кстати, в школьных учебниках до сих пор настойчиво печатается "Прощай, немытая Россия". Но ведь давно доказано, что это не лермонтовские строки.
- Откуда же появились эти строки?
- Их вытащил лет через сорок после убийства Лермонтова некий библиофил Бартеньев, объявил, что это, мол, устно читал сам Лермонтов. Те, кто заказал сию "находку", охотно поверили и издали.
- Вы говорили, что из 70 своих работ в кинематографе вы оставили бы 20 - 25. Какие? Каких стыдитесь? 
- Я назову любимые, о худших и говорить не стоит, чтобы никого не обидеть. "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Игрок", "Полевой роман", "Лермонтов", "Мама вышла замуж, "Утиная охота", "Мастер и Маргарита"...
- А сейчас вы снимаетесь?
- Пока делалось хоть какое-то более или менее приличное кино, поигрывал там-сям. Я, повторюсь, и раньше не хотел быть актером, а сейчас будет даже как-то странно стать перед кинокамерой. Если и стану, то только в собственных работах и в очень достойных.
- А к "Золотому витязю" вы пришли как бы от желания свернуть с актерской дороги? 
- Долгие годы я думал, говорил, писал, что с уходом из жизни Шукшина у нас нет русского кинематографа как такового. Когда я взялся за организацию "Золотого витязя", я понял, что, к счастью, обманывался. Русский кинематограф есть, просто он собран не был и по углам как бы замалчивался. В 1991 году появился киноцентр "Русский фильм", который я возглавил. Это попытка утвердить как можно в более широком смысле понятие русского национального кинематографа. Центр был создан, но мы не могли делать картины, так как у нас не было денег на это, помочь другим по той же причине не могли. Значит, решил я, надо попробовать просто подсобрать наши силы. Так родилась идея проведения ежегодного кинофестиваля славянских фильмов "Золотой витязь". Кинофорум перерос в международный форум искусств, с каждым годом резко набирает силу. Значит, велика в нем потребность славянских народов. Значит, Провидение помогает.

 

Сергей Турченко
7 декабря 2013 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 мая
воскресенье
2019

В этот день:

День рождения летчика Сухомлина

19 мая 1911 года родился Иван Моисеевич Сухомлин, заслуженный летчик–испытатель СССР, Герой Советского Союза.

День рождения летчика Сухомлина

19 мая 1911 года родился Иван Моисеевич Сухомлин, заслуженный летчик–испытатель СССР, Герой Советского Союза.

В 1937 — 1943 годах провел государственные испытания гидросамолетов Че–2, МБР–7, АНТ–44, Бе–4, МДР–7. В 1954 — 1973 годах — военного самолета Ту–126, бомбардировщика Ту–95, пассажирского Ту–114 и их модификаций. Установил 42 мировых авиационных рекорда (из них 5 — вторым пилотом).

Родился Николай Скоморохов

19 мая 1920 года родился Николай Михайлович СКОМОРОХОВ, летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза. Рядовым лётчиком Н. М. Скоморохов начал воевать в декабре 1942 года, а уже в январе 1943 года одержал первую победу над врагом. Всего сбил 46 фашистских самолетов (плюс 8 в группе)

Родился Николай Скоморохов

19 мая 1920 года родился Николай Михайлович СКОМОРОХОВ, летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза. Рядовым лётчиком Н. М. Скоморохов начал воевать в декабре 1942 года, а уже в январе 1943 года одержал первую победу над врагом. Всего сбил 46 фашистских самолетов (плюс 8 в группе)

Воевал в составе 5-й и 17-й воздушной армии на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Принимал, участие в обороне и освобождении Кавказа, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Австрии.

В боях за город Будапешт капитан Скоморохов Н. М. сбил 2 самолёта из «бриллиантовой эскадры» гитлеровских военно-воздушных сил. Неоднократно сбивал по 2 и по 3 вражеских самолётов в одном бою.

Всего во время Великой Отечественной войны Н. М. Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провёл более 130 воздушных боёв, сбил лично 46 фашистских самолётов и 8 самолётов в группе (7-й результат в списке советских асов-истребителей), а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолёт не горел, не был сбит.

Организация юных патриотов

19 мая 1922 года образована пионерская организация Страны Советов. Уже к 1925 году ее численность составляла полтора миллиона детей. Главной задачей организации было патриотическое воспитание юных граждан.

Дотянулись до Венеры

19 мая 1961 года советский беспилотный космический аппарат Венера-1 впервые в истоии человечества достиг окрестностей Венеры.

Дотянулись до Венеры

19 мая 1961 года советский беспилотный космический аппарат Венера-1 впервые в истоии человечества достиг окрестностей Венеры.

Вообще-то «Венера-1» на самом деле должна была бы называться «Венерой-2», так как это был дубль неудавшегося пуска. Первая ракета стартовала к Венере 4 февраля 1961 года.


Тогдашний руководитель Центра подготовки космонавтов Николай Каманин в своем дневнике записал: "4 февраля. Первый старт ракеты на Венеру состоялся точно в 4:18 по московскому времени. За два часа до восхода солнца я стоял на открытой площадке в 800 метрах от старта и наблюдал, как под ракетой с нарастающим шумом разрасталось море пламени. Зрелище было исключительно красивым. На 119 секунде полета отделилась первая ступень. Ракета простым глазом наблюдалась более четырех минут. Инверсионный след ракеты на высоте более 100 километров был освещен Солнцем. Телеметрия и все измерительные пункты работали нормально. 4-я ступень отделилась от 3-й, но команда на запуск двигателя 4-й ступени не прошла, и двигатель не запустился. В космосе появился "великий немой" - самый большой спутник Земли (весом в 8 тонн), но без радиосвязи. Оставаясь внутри 4-й ступени со свернутыми антеннами, он не мог передавать и принимать радиосигналы.

Через два часа после запуска собралась комиссия. Решали - объявлять об этом пуске или нет. Большинство, в том числе и я, высказались за немедленное опубликование сообщения о запуске. Учитывая политическую ситуацию и то, что за рубежом все равно обнаружат этот спутник, мы полагали целесообразным дать объяснение появления нового большого спутника, не раскрывая истинную цель запуска. Глушко предложил удачный вариант официального сообщения: "С целью отработки запуска более мощного космического корабля выведен на орбиту новый спутник, с помощью которого в течение первого же витка получены все необходимые телеметрические измерения". Королев и некоторые другие члены комиссии высказали свои сомнения в целесообразности публикации сообщения о пуске, но им возразили, что этот спутник за границей могут окрестить разведчиком или еще хуже - будут писать о неудачном запуске человека.

10 февраля. Вчера в 11:00 вылетел из Москвы в Тюра-Там. В 23:00 собралась комиссия и приняла решение о втором пуске ракеты с АМС на Венеру. Установлено, что при пуске 4 февраля отказал умформер 4-й ступени ракеты, который не был загерметизирован. На данной ракете умформер загерметизировали, других изменений не делали».

12 февраля в 7 часов 04 минуты 35 секунд стартовала ракета-носитель 8К78, на которой нормально отработали все четыре ступени. Вторая станция 1ВА была наконец-то выведен на межпланетную траекторию.

В 9 часов 17 минут НИП-16 из Евпатории торжествующе доложил, что первый сеанс дальней связи идет нормально. Второй сеанс в 16 часов 23 минуты подтвердил, что мы действительно запустили аппарат к Венере, - вспоминал Борис Черток. - Баллистики из Московского баллистического центра, собрав все данные, заявили, что потребуется коррекция, и если она пройдет нормально, то вымпел Советского Союза будет доставлен на Венеру!

Собравшись на завтрак после бессонной ночи в нашей столовой «люкс», мы решили столь историческое событие отметить «по маленькой». Королев повеселел и объявил: "До поверхности Венеры дойдет только вымпел, имеющий теплозащиту. Гнев Зевса должен обрушиться на тех, кто подписал акт о снаряжении АМС вымпелом. Документ подписали мы с Борисом. Так выпьем еще «по маленькой», чтобы Зевс нас простил". Под смех и шутки все с удовольствием поддержали этот тост...Через три месяца мы узнали, что станция «не попала» в Венеру, а прошла мимо. Но недалеко. И это была большая победа! Данные, полученные «Венерой-1» позволили нашим ученым создать автоматические станции, способные достичь поверхности планеты.

«Венера-1» прошла на расстоянии около 100 тысяч километров от Венеры и вышла на орбиту спутника Солнца. Радиосвязь с этой станцией продолжалась до тех пор, пока расстояние до Земли не превысило 3 миллиона километров. Основными задачами станции "Венера-1" являлись проверка методов вывода космических объектов на межпланетную трассу, отработка сверхдальней радиосвязи и управления станцией, проведение физических исследований в космосе.

Первый космический почтальон

19 мая 2000 года ушел из земной жизни лётчик-космонавт СССР № 15, полковник ВВС, Герой Советского Союза (1969) Евгений Васильевич Хрунов, который впервые в истории космонавтики доставил на орбиту письма товарищам, несшим службу на станции. Он же единственный космонавт, участвовавший в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии