RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Век Владимира Зельдина
10 февраля 2015 г.

Век Владимира Зельдина

10 февраля 2015 года — сто лет самому старейшему в мире действующему актёру
«Щит Москвы» против оккупации мигрантами
29 июня 2013 г.

«Щит Москвы» против оккупации мигрантами

Бездействие властей вынуждает молодежь самостоятельно заниматься наведением порядка
Создатель ядерного щита
19 марта 2016 г.

Создатель ядерного щита

19 марта 2016 года ушел из жизни выдающийся деятель оборонно-промышленного комплекса, доктор технических наук, профессор, Герой социалистического труда Аркадий Адамович Бриш
Верните Стрелкова!
21 октября 2014 г.

Верните Стрелкова!

Он, обладающий талантом полководца, искренне любимый ополченцами, истинный патриот-славянин способен повести за собой армию Новороссии, чтобы разгромить и уничтожить украинский национал-фашизм
«Меч» Тамерлана
19 октября 2014 г.

«Меч» Тамерлана

80 лет назад, 19 октября 1934 года, родился российский конструктор боевой техники Тамерлан Османович Бекирбаев
Главная » Герои нашего времени » «Золотой витязь»

«Золотой витязь»

6 декабря 2013 года в Зале церковных cоборов Храма Христа Спасителя состоялась церемония закрытия IV Славянского форума искусств «Золотой витязь»

Он проходил в течении нескольких месяцев с 25 апреля 2013 года и включил в себя около 500 программ в области кино, музыки, литературы, живописи, театрального искусства.
 «Золотой витязь»

 Выступая на закрытии форума, его президент, народный артист России Николай Бурляев подчеркнул:
- География мероприятий, проведенных в рамках форума, обширна: Хабаровск, Владивосток, Биробиджан, Минск, Киев и многие другие города. Было организовано 150 концертов выдающихся хоров России, множество выставок художников, театральных постановок. В форуме приняли участие представители 60 стран мира.
Митрополит Волоколамский Иларион передал приветствие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он сказал:
- Это не только российский форум, а всеславянский. Он еще раз подтвердил, что у нас единый исток духовности — православная вера. Когда Господь создавал человека, он поселил его в Раю. И не пассивным потребителем райских благ, а дал заповедь: возделывать Рай, улучшать его. Сегодня это особенно относится к искусству. Каждый деятель искусства может уподобляться самому Богу-творцу, совершенствующему душу человеческую. Но искусство бывает как со знаком плюс, так и со знаком минус: одно возвышает, другое возбуждает низменные страсти и инстинкты. Этот форум пропагандирует только высокое искусство, которое несёт в мир нравственные идеалы.
Советник президента РФ по культуре Владимир Толстой в своем выступлении назвал «Золотой витязь» необыкновенным явлением, которое является платформой для объединения людей добра и света. Он держит в центре внимания укрепление духовно-нравственных основ общества, воспитание подрастающего поколения в высоких идеалах гражданственности и патриотизма, гармонизации семейных отношений». Ваш «Витязь» стоит на обереге всего святого и важного, что нам всем дорого».
На вечере были вручены награды театрального форума (по другим видам искусства награждения происходили раньше). Их получили: Русский духовный театр «Глас» за постановку «Черная книга», Уссурийский театр драмы за постановку «С вечера до полудня», Красноярский музыкальный театр за постановку «Царевич», Кировский драматический театр за постановку «Люби меня, как я тебя», Сербский национальный театр за постановку «Встречи на Солярисе», Тбилисский государственный академический театр имени А.С. Грибоедова за постановку «Холстомер. История лошади» и другие.
На вечере была выражена
благодарность губернатору Красноярского края Льву Кузнецову «за решительные шаги по укреплению и развитию патриотического искусства.
После торжественной части состоялся великолепный концерт.

 Мне довелось беседовать с Николаем Петровичем Бурляевым о «Золотом витязе» и о его творчестве в целом. Вот запись разговора.
- С кинематографом судьба меня свела совершенно случайно. Воспитывался я в рядовой московской семье. Отец и мать инженеры. А если еще копнуть поглубже, то мой прапрадед был сподвижником Богдана Хмельницкого. Это полковник Остап Бурляй, который приехал в Москву послом от Хмельницкого с официальной просьбой о присоединении Украины.
В семье я был четвертый ребенок, последний. Родители жили от получки до получки, так что с детства натерпелся лишений.  Актером быть никогда не хотел, поскольку к этой профессии относился и отношусь очень критически. Ибо она нас нередко подталкивает ко греху, ведь актеры часто идут туда, куда их поманит лукавый, продаются, и это, к сожалению, делают процентов 95 нашего брата. Слава Богу, я очень рано понял, что этого делать нельзя, к тому же у меня был учителем Андрей Тарковский, который часто говорил: "Помирать будешь - не продавайся, честь духа превыше всего". Поначалу я к этому, видимо, плохо прислушивался, играл что попало и где попало. На сей день у меня сделано в кинематографе более 70 работ, из которых я оставил бы 20 - 25 , остальные играть не стоило. Мой крестный отец по кино - Андрон Кончаловский. Как-то идя из школы домой по улице Горького, я попал в его поле зрения совершенно случайно...
- Может, не случайно, может, это провиденческая встреча? 

- Да, я тоже об этом в жизни думал.. Кончаловский взял меня сниматься в фильме "Мальчик и голубь". Так что "Иваново детство" не первый мой фильм, но первый, получивший такую широкую известность. Снимаясь в нем, я был одновременно приглашен в труппу Театра имени Моссовета к Завадскому. Представляете, какое это было для меня счастье - пройти школу у Мордвинова, Марецкой, Раневской, Плятта, у Завадского, наконец! За четыре года я сыграл там шесть ролей. Меня как-то душевно, что ли, отмечал Мордвинов. Когда он умер, была опубликована книжка его дневников, и меня поразило, что там он меня принимал как равного! Это, конечно, окрылило на всю жизнь! 
- Но ведь такое купание в отблесках славы великих актеров могло породить "звездную болезнь"? 
- Да, был этап после фильма "Иваново детство", который получил более 20 премий, когда у меня закружилась голова. Но повезло в том, что у меня всю жизнь была заниженной самооценка, вероятно, из-за того, что оказался последним ребенком в семье и был приучен относиться к себе как к последнему. Сей печальный момент неожиданно сыграл положительную роль. Недооценка себя заставляла еще более усиленно работать над собой. 
-Расскажите, пожалуйста, о работе над великим фильмом «Андрей Рублев».
- Андрей Тарковский и Андрон Кончаловский готовили для меня не ту роль, что я играл, а роль Фомы. Я прочитал сценарий, и этот образ мне не понравился - бледный, как тень, бродит за Андреем Рублевым. Придя на пробу, я сказал Тарковскому, что очень нравится роль Бориски. Он отмахнулся: мол, у меня есть для нее зрелый актер. Но я долго упрашивал. Наконец Андрей Тарковский решил попробовать. И в ходе пробы я видел, как он заражался идеей омоложения Бориски. Словом, я своей настойчивостью убедил режиссера, что будет более глубоко, символично, если колокол отольет по наитию отрок, а не умудренный опытом муж. Фильм делался два года, из них 12 месяцев (!) мы работали именно над темой колокола.
- Вы искренне играли православного или превозмогали в себе свойственный тому времени атеизм?
- Играл я православного, крест был на груди - это так. Но я тогда был очень далек от завещанной нам предками веры. Бабушка в детстве водила меня в церковь, но моего внутреннего соучастия не было в этом процессе. Так вышло, что только после "Андрея Рублева" я начал приближаться к нашей вере. Бог дал мне в друзья того, кто стал ныне преподобным, - это архимандрит Алипий из Пскова. Я часто у него бывал, жил с ним в келье. В беседах я начал свое приближение к Храму Божьему.
- Хотелось бы поговорить и еще об одной вашей замечательной работе, о том, как вы создавали образ Лермонтова..
- В жизни мне очень часто говорили, что я внешне похож на Лермонтова. Само творчество поэта я очень долго знал лишь по школьной программе. Педагоги открывали мне Лермонтова таким, каким его преподносит историческая сплетня, - агрессивным, жестким, ироничным, колким, маленького роста, кривоногим, хромым, язвительным, обижающим Мартынова... Так я представлял себе Михаила Юрьевича до тех пор, пока не занялся изучением его творчества и биографии более глубоко. А произошло это так.
После окончания ВГИКа я сделал удачный режиссерский дебют - "Ванька-Каин". Но после него, что ни предложу, мне рубили. 10 лет!
- Почему?
- Вероятно, предлагал слишком высокие для дебютанта темы - Пушкин, Ромео и Джульетта, Онегин, князь Серебряный... Лермонтов был одиннадцатой темой. Предложил я ее киностудии "Грузия-фильм". Чхеидзе мне ответил: мол, мы - за, поскольку Лермонтов в Грузии долго служил. Я сделал сценарий, привез его в Грузию, и он был... в жесткой форме зарублен. Дело в том, что в сценарии описывалась вся жизнь Лермонтова, а мне сказали: зачем нам, грузинам, это нужно - автор сценария - русский, актеры в большинстве - русские, грузинская тема занимает всего пятую часть фильма! Я, обиженный, уехал. Четыре года бегал по киностудиям и однажды пришел к Бондарчуку, описал свои мытарства, на что он просто ответил: "Делай у меня". И началась работа.
Почему я загорелся Лермонтовым? Да потому что когда в процессе работы над сценарием и фильмом, перечитав все, что им и о нем написано, я вдруг увидел душу этого человека, и передо мной предстала жизнь-подвиг! Ведь Лермонтов прошел крестный путь и, ведая о том, как окончит этот путь (он еще в отрочестве описал, что пуля угодит в грудь и это будет на Кавказе), все-таки жил жизнью подвижника. И осознанно отдал жизнь за идеалы русской веры, русской культуры, русской души. Он понимал, что будет убит, об этом часто говорил, ведал, что не вернется с Кавказа, знал тех, кто будет убивать, он их видел на балах - это те же люди, которые удаляли из жизни Пушкина...
- Можно поконкретней?
- Если вспомним, то косвенный убийца Пушкина - Нессельроде. Кстати, позже он привел нашу страну к войне с Турцией. И он же причастен к гибели Грибоедова, осложнениями в жизни Тютчева. А если провести трансформацию в более поздние дни, то духовные наследники Нессельроде уничтожили Есенина, Талькова. Эти люди до сих пор не отомщены!
- Вы считаете себя православным, а говорите о мщении. Не противоречит ли это самому духу христианства?
- Трудный вопрос. Мы хотя бы должны всю правду знать, чтобы не поддаваться им впредь и беречь наших пророков. А наша беда, русских, что мы - каждый по отдельности вроде бы и воин, но за руки беремся только в самые критические моменты, когда уже пылают дома и гибнут женщины и дети. Так было в Приднестровье, так было в Сербии, так будет и в России. 
- Вы говорили, что образ Лермонтова получил сильное искажение в официальном литературоведении. Кто и зачем, на ваш взгляд, это инициировал?
- Те же духовные наследники Нессельроде, о которых уже говорилось. Кстати, в школьных учебниках до сих пор настойчиво печатается "Прощай, немытая Россия". Но ведь давно доказано, что это не лермонтовские строки.
- Откуда же появились эти строки?
- Их вытащил лет через сорок после убийства Лермонтова некий библиофил Бартеньев, объявил, что это, мол, устно читал сам Лермонтов. Те, кто заказал сию "находку", охотно поверили и издали.
- Вы говорили, что из 70 своих работ в кинематографе вы оставили бы 20 - 25. Какие? Каких стыдитесь? 
- Я назову любимые, о худших и говорить не стоит, чтобы никого не обидеть. "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Игрок", "Полевой роман", "Лермонтов", "Мама вышла замуж, "Утиная охота", "Мастер и Маргарита"...
- А сейчас вы снимаетесь?
- Пока делалось хоть какое-то более или менее приличное кино, поигрывал там-сям. Я, повторюсь, и раньше не хотел быть актером, а сейчас будет даже как-то странно стать перед кинокамерой. Если и стану, то только в собственных работах и в очень достойных.
- А к "Золотому витязю" вы пришли как бы от желания свернуть с актерской дороги? 
- Долгие годы я думал, говорил, писал, что с уходом из жизни Шукшина у нас нет русского кинематографа как такового. Когда я взялся за организацию "Золотого витязя", я понял, что, к счастью, обманывался. Русский кинематограф есть, просто он собран не был и по углам как бы замалчивался. В 1991 году появился киноцентр "Русский фильм", который я возглавил. Это попытка утвердить как можно в более широком смысле понятие русского национального кинематографа. Центр был создан, но мы не могли делать картины, так как у нас не было денег на это, помочь другим по той же причине не могли. Значит, решил я, надо попробовать просто подсобрать наши силы. Так родилась идея проведения ежегодного кинофестиваля славянских фильмов "Золотой витязь". Кинофорум перерос в международный форум искусств, с каждым годом резко набирает силу. Значит, велика в нем потребность славянских народов. Значит, Провидение помогает.

 

Сергей Турченко
7 декабря 2013 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 марта
воскресенье
2019

В этот день:

Первая в мире передача радиосигнала

24 марта 1896 года А. С. Попов осуществил в Русском физико-химическом обществе первую в мире передачу радиосигнала.

Адмирал Анатолий Сорокин

24 марта 1921 года родился Анатолий Иванович СОРОКИН, адмирал флота, Герой Советского Союза.

Адмирал Анатолий Сорокин

24 марта 1921 года родился Анатолий Иванович СОРОКИН, адмирал флота, Герой Советского Союза.

 В 1966 году он руководил первым в истории советского флота трансокеанским переходом атомных подводных лодок Северного флота к берегам Камчатки вокруг Южной Америки проливом Дрейка.
Анатолий Иванович Сорокин родился в Калуге. Закончил школу, на флоте с 1939 года, он был призван по комсомольскому набору. В 1941 году окончил Черноморское военно-морское училище в Севастополе. И сразу же после выпуска он ушел на войну.

С ноября 1941 года по май 1943-го он командир взвода отдельной роты автоматчиков 82-й отдельной морской стрелковой бригады Северного флота, а с мая по сентябрь 1943 года — командир отдельной роты автоматчиков 510-го стрелкового полка Западного фронта. Участвовал в боях за освобождение городов Ельня и Дорогобуж, был дважды ранен. По окончании войны фронтовик продолжил службу на кораблях, в частях и соединениях ВМФ СССР.

С 1959 года по июль 1961 года капитан 1-го ранга Анатолий Сорокин командовал различными соединениями подлодок Северного флота. В 1964 году, уже став контр-адмиралом, Сорокин окончил Военную академию Генерального штаба, был назначен командующим флотилией. Ну, а в 1966 году Сорокин возглавил то самое плавание, ставшее уникальным, никем не повторенным до сих пор. На "К-133" в течение всей кругосветки североморцы вели рукописный журнал "Летопись похода, или 25000 миль под водой". В него вошли стихи, очерки, рисунки подводников — словом, все лучшее, созданное корабельными поэтами, художниками и писателями за время плавания. По сей день этот журнал хранится в Центральном военно-морском музее.

Героическое кругосветное плавание наших подлодок, которым руководил адмирал Сорокин, никто больше не повторил. Как пишет историк флота Сергей Васильев, уже после развала Союза российские подводники несколько раз выходили "наверх" с инициативой выполнить еще одно кругосветное плавание. В 1992 году с таким почином выступил экипаж АПЛ "Пантера". Несколько позднее совершить "орбитальный" поход в честь 300-летия Российского флота готовился гвардейский атомный подводный ракетный крейсер "Воронеж". Однако североморцев вышестоящее командование не поддержало. Так что уникальная "сорокинская" кругосветка и поныне остается легендарной.

В 1985 году вице-адмирал Анатолий Иванович ушел в отставку. Но долго пробыть без моря и без флотской службы так и не сумел. Он ушел из жизни 30 декабря 1988 года. Похоронен адмирал в Москве на Кунцевском кладбище. Почетная похоронная процессия, участники которой несли на бархатных подушечках награды адмирала, растянулась, по свидетельствам очевидцев, более чем на сотню метров.

 

Смерть командира «Альфы»

24 марта 2003 года скоропостижно скончался Виктор Федорович КАРПУХИН, председатель правления Ассоциации ветеранов войны в Афганистане, в прошлом - командир группы антитеррора КГБ СССР «Альфа», Герой Советского Союза.

Смерть командира «Альфы»

24 марта 2003 года скоропостижно скончался Виктор Федорович КАРПУХИН, председатель правления Ассоциации ветеранов войны в Афганистане, в прошлом - командир группы антитеррора КГБ СССР «Альфа», Герой Советского Союза.

Виктор Федорович Карпухин родился 27 октября 1947 г. в семье военнослужащего в г. Луцк. В 1969 г. закончил Ташкентское высшее военное танковое командное училище. До 1974 г. служил в Пограничных войсках. С 1974 г. обучал первый состав только что созданного спецподразделения КГБ (Группа «А») вождению боевых машин и стрельбе из вооружения, установленного на бронетехнике. В сентябре 1979 г. Карпухин пришел в Группу «А» («Альфа») 7-го Управления КГБ СССР, где прошёл путь от заместителя командира отделения до руководителя «Альфы». За этот период Виктор Федорович неоднократно руководил и лично участвовал в различных оперативно-боевых мероприятиях и специальных операциях, в том числе в штурме дворца Амина «Тадж-Бек» в столице Республики Афганистан г. Кабул 27 декабря 1979 г. В день штурма этой хорошо охраняемой цитадели, БМП Карпухина, преодолев крутой серпантин дороги вокруг холма, на котором был выстроен дворец Амина, первой прорвалась к «Тадж-Беку». Карпухин и его подчинённые открыли прицельный огонь по дворцу, дав возможность остальным бойцам своей подгруппы десантироваться. Результатом таких стремительных и грамотных действий стало то, что штурм, считавшегося неприступным, «Тадж-Бека», имевшего стены 2-метровой толщины и располагавшего 2,5-тысячной охраной, длился 40 минут. Спецназовцы КГБ потеряли убитыми 5 человек. Во время этого жестокого боя, когда почти все бойцы «Грома» и «Зенита» были ранены, Карпухин не получил ни одной царапины. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1980 года «за мужество и отвагу, проявленные в специальных боевых операциях» капитану Карпухину Виктору Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». По окончании Высшей школы КГБ СССР с 1984 г. Карпухин заместитель начальника Группы «А». Вместе с «Альфой» он прошёл все «горячие точки» на территории СССР. В 1988-1991 гг. встал во главе Группы «Альфа». В августе 1990 г. «альфовцы» Карпухина вместе с бойцами Группы «Витязь» освободили заложников из сухумского следственного изолятора. Эта специальная операция, как и штурм дворца Амина, золотыми буквами вписана в историю легендарного подразделения антитеррора. После событий в Москве 19-21 августа 1991 г. генерал-майор В.Ф. Карпухин в запасе. С 1991 по 1992 гг. Виктор Федорович руководил Службой безопасности Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Затем с 1993 г. работал в сфере частного детективного бизнеса, и с этого же времени стал председателем правления Ассоциации ветеранов войны в Афганистане. Карпухин был членом Комитета Торгово-промышленной Палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, возглавлял крупную некоммерческую структуру «Росфонд». Он известен своей активной общественной деятельностью, направленной на оказание помощи ветеранам боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике. В.Ф.Карпухин скончался в 2003 г. в поезде «Минск-Москва». Похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище.

Царский посох Михаила Романова

24 марта 1613 года 16-летний Михаил РОМАНОВ, ранее избранный на царство, дал согласие принять царство и был наречен государем. Архиепископ Казанский и Муромский Феодорит вручил ему царский посох.

Памяти генерала-«оборонщика»

24 марта 2010 года ушел из жизни военный ученый, Герой Социалистического труда, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант в отставке О.К.Рогозин.

Памяти генерала-«оборонщика»

24 марта 2010 года ушел из жизни военный ученый, Герой Социалистического труда, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант в отставке О.К.Рогозин.

Олег Константинович Рогозин, отец известного российского политика и государственного деятеля Д.О.Рогозина, родился 31 октября 1929 г. в Москве. В годы Великой Отечественной войны юнгой Днепровской флотилии принимал участие в освобождении г. Смоленска. Вернувшись с фронта, с 1943 по 1946 гг., еще подростком, работал слесарем-механиком завода 339 НКАП (г. Москва). После войны окончил Оренбургское военно-воздушное училище, а затем, в 1959 году - Военно-воздушную инженерную академию.
Всю свою сознательную жизнь Олег Константинович Рогозин посвятил военной науке, более 40 лет прослужив в Вооруженных силах СССР. Он стоял у истоков создания и был одним из руководителей развития оборонной промышленности СССР в послевоенный период. Работал в центральном аппарате Министерства обороны СССР. Занимал должности начальника управления перспективных систем вооружений и первого заместителя начальника службы вооружений до отставки в 1989 г. О.К.Рогозин после отставки и до последнего времени продолжал трудиться над научными исследованиями в области обороны. Работая ведущим научным сотрудником РАН, он посвятил свои научные разработки теории вооружения, проблемам развития вооружений, военной безопасности. За выдающийся вклад в науку и развитие отечественной оборонной промышленности профессору О.К.Рогозину были присвоены звания Лауреата Государственной премии СССР (1981) и Героя Социалистического Труда (1984). О.К.Рогозин награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, девятнадцатью медалями СССР, тремя орденами и восемью медалями стран-участниц Варшавского договора. В 2004 г. ему было присвоено звание Лауреата Золотой медали имени генерального конструктора ракетно-космической техники академика В.Ф.Уткина в номинации «За вклад в развитие экономики и укрепление обороноспособности страны». О.К.Рогозин – автор многочисленных книг по военной стратегии, посвященных развитию вооружения и военной техники, включая фундаментальный научный труд «Стратегия сдерживания - основа глобальной безопасности XXI века» (1994), глоссарий «Война и мир в терминах и определениях» (2004) - руководитель авторского коллектива, воспоминания «Незабываемые имена и свершения» (2004) об организации и развитии оборонной промышленности СССР в послевоенный период, книгу «Отечественный военно-промышленный комплекс и его историческое развитие» (2005).
Вся жизнь Олега Константиновича была образцом служения долгу. Талант ученого и организатора, эрудицию, глубочайшую компетентность - все это он сполна посвятил Отчизне. Генерал-лейтенант О.К.Рогозин скончался в 2010 г. Отпевание покойного проходило в Москве в Храме Святого Митрофания Воронежского.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии