RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

В российской политике мужиков мало...
13 апреля 2016 г.

В российской политике мужиков мало...

Зато есть великолепная женщина, которая показывает пример героизма мужчинам или тем, кто таковыми называется
Годовщина нашего сайта
1 апреля 2014 г.

Годовщина нашего сайта

"Российский героический календарь" поздравили известные политики, депутаты Государственной думы, ученые, писатели, актеры и многие читатели
Не летайте на рухляди!
18 ноября 2013 г.

Не летайте на рухляди!

Разбившийся в Казани Boeing 737-500 приоткрыл завесу над «коммерческой тайной» российской авиации
День воина-интернационалиста
14 февраля 2017 г.

День воина-интернационалиста

15 февраля в России, Белоруссии и на Украине отмечается День памяти о воинах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
Командир легендарного
21 марта 2019 г.

Командир легендарного "Ила"

21 марта 1940 года родился Владимир Ильич Шарпатов, командир экипажа, под руководством которого был совершен дерзкий побег наших летчиков из афганского плена.
Главная » Герои нашего времени » Инцидент на траверзе Фороса

Инцидент на траверзе Фороса

Как наши моряки "дали прикурить" американцам

12 февраля 1988 года в Черном море произошло столкновение между отрядом кораблей США, пытавшихся проникнуть в территориальные воды СССР, и советскими кораблями. Вылазка янки была успешно отбита.
Инцидент на траверзе Фороса

Подробности таковы. 12 февраля американская группа кораблей в составе ракетного крейсера Yorktown и эсминца Caron, пройдя турецкие проливы, вошла в Черное море. Незваных гостей сразу же взяли под наблюдение корабли разведки Черноморского флота. В тот же день главнокомандующий ВМФ СССР Владимир Чернавин отдал командующему Черноморским флотом адмиралу Михаилу Хронопуло приказ действовать в соответствии с ранее разработанной для такой ситуации директивой.

В операцию были назначены два сторожевых корабля: "Беззаветный" и СКР-6. Кроме них, американские корабли сопровождались пограничным СКР "Измаил" и разведывательным кораблем "Ямал" (пр.596П, 1967 г.).

В 09.45, т.е. за полчаса до предполагаемого входа американцев в Форосский залив, с "Беззаветного" открытым текстом передали на Yorktown : "Ваш курс ведет к пересечению территориальных вод СССР". Предлагаю лечь на курс 110." Сигнал был оставлен без ответа.

В 10.45 Yorktown, а затем и Caron пересекли границу территориальных вод СССР.

О том, что происходило потом рассказывает бывший начальник штаба Черноморского флота Валентин СЕЛИВАНОВ:

— С подтверждением приказания "Действовать по плану операции" пошли на "навал" крейсера ("СКР-6" — эсминца). Богдашин сманеврировал таким образом, что первый удар пришелся по касательной под углом 30 град. к левому борту крейсера. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. Как потом рассказывали пограничники, на мгновение корабли оказались как бы в огненном облаке, после чего за ними некоторое время тянулся густой шлейф дыма. При ударе наш якорь одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. От удара СКР отбросило от крейсера, форштевень нашего корабля пошел влево, а корма стала опасно приближаться к борту крейсера.

На американском крейсере сыграли аварийную тревогу, личный состав ринулся с палуб и площадок вниз, командир крейсера бросился внутрь ходового мостика. В это время он, видимо, на какое-то время потерял управление крейсером, и тот от удара отвернул несколько вправо, что еще более увеличило опасность его навала на корму СКР "Беззаветного". После этого Богдашин, скомандовав "право на борт", увеличил ход до 16 узлов, что позволило несколько отвести корму от борта крейсера, но одновременно и крейсер довернул влево на прежний курс, — после этого как раз и произошел следующий наиболее мощный и результативный навал, вернее таран крейсера. Удар пришелся в район вертолетной площадки, — высокий острый форштевень с полубаком СКР, образно говоря, влез на крейсерскую вертолетную палубу и с креном 15-20 град на левый борт стал крушить своей массой, а также вывешенным из клюза якорем все, что ему попадалось, постепенно сползая в сторону крейсерской кормы: порвал обшивку борта надстройки, срубил все леера вертолетной площадки, разломал командирский катер, далее сполз на палубу юта (на корму) и тоже снес все леера со стойками. Затем зацепил пусковую установку ПКР "Гарпун", — казалось, что еще немного и пусковая установка будет сдернута с ее крепежа к палубе. Но в этот момент, зацепившись за что-то, якорь оторвался от якорь-цепи и, как мячик (3,5 тонн весом!), перелетев через кормовую палубу крейсера с левого борта, рухнул в воду уже за его правым бортом, чудом не зацепив никого из находившихся на палубе матросов аварийной партии крейсера. Из четырех контейнеров пусковой установки ПКР "Гарпун" два были разломаны пополам вместе с ракетами, их оторванные головные части свисали на внутренних кабелях. Еще один контейнер был погнут.

Вспоминает командир «Беззаветного» Владимир БОГДАШИН (ныне контр-адмирал):

— Когда полубак СКР сполз с кормы крейсера на воду, мы отошли от крейсера и заняли позицию на его траверзе в расстоянии 50-60 метров, предупредив, что повторим навал, если американцы не выйдут из тервод. В это время на палубе крейсера наблюдалась странная суета личного состава аварийных партий (все негры): растянув пожарные шланги и слегка попрыскав водой разломанные ракеты, которые не горели, матросы эти шланги и другие противопожарные средства вдруг стали спешно затаскивать во внутренние помещения корабля. Как позднее выяснилось, там начался пожар в районе погребов ПКР "Гарпун" и противолодочных ракет "Асрок".

Американцы попытались поднять в воздух вертолеты, но наше командование предупредило, что они будут немедлено уничтожены нашей авиацией.

Вспоминает вице-адмирал Николай МИХЕЕВ (в то время начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ):

— В это время над нами и американцами прошла на высоте 50-70 метров, сделав несколько кругов над американскими кораблями и демонстративно зависая несколько в стороне от них, пара наших вертолетов Ми-26 с полной боевой подвеской бортового оружия, — вид внушительный. Это видимо подействовало, — американцы свои вертолеты заглушили и закатили в ангар.

О том, что происходило в Москве, расказал мне бывший главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Владимир ЧЕРНАВИН:

— Как раз 12 февраля шла коллегия Министерства обороны. Я никому не стал докладывать о наших намерениях, потому что начнут согласовывать и, как всегда, просогласовывают до того, что действовать будет поздно. В конце концов надо проучить зарвавшихся янки.

Идёт заседание. Ведёт его маршал Советского Союза Д.Т. Язов, сменивший Соколова на посту министра обороны. К Язову подходит офицер-порученец с запиской. Язов читает, хмурится и, отыскав меня взглядом, подзывает к себе.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 марта
воскресенье
2019

В этот день:

Первая в мире передача радиосигнала

24 марта 1896 года А. С. Попов осуществил в Русском физико-химическом обществе первую в мире передачу радиосигнала.

Адмирал Анатолий Сорокин

24 марта 1921 года родился Анатолий Иванович СОРОКИН, адмирал флота, Герой Советского Союза.

Адмирал Анатолий Сорокин

24 марта 1921 года родился Анатолий Иванович СОРОКИН, адмирал флота, Герой Советского Союза.

 В 1966 году он руководил первым в истории советского флота трансокеанским переходом атомных подводных лодок Северного флота к берегам Камчатки вокруг Южной Америки проливом Дрейка.
Анатолий Иванович Сорокин родился в Калуге. Закончил школу, на флоте с 1939 года, он был призван по комсомольскому набору. В 1941 году окончил Черноморское военно-морское училище в Севастополе. И сразу же после выпуска он ушел на войну.

С ноября 1941 года по май 1943-го он командир взвода отдельной роты автоматчиков 82-й отдельной морской стрелковой бригады Северного флота, а с мая по сентябрь 1943 года — командир отдельной роты автоматчиков 510-го стрелкового полка Западного фронта. Участвовал в боях за освобождение городов Ельня и Дорогобуж, был дважды ранен. По окончании войны фронтовик продолжил службу на кораблях, в частях и соединениях ВМФ СССР.

С 1959 года по июль 1961 года капитан 1-го ранга Анатолий Сорокин командовал различными соединениями подлодок Северного флота. В 1964 году, уже став контр-адмиралом, Сорокин окончил Военную академию Генерального штаба, был назначен командующим флотилией. Ну, а в 1966 году Сорокин возглавил то самое плавание, ставшее уникальным, никем не повторенным до сих пор. На "К-133" в течение всей кругосветки североморцы вели рукописный журнал "Летопись похода, или 25000 миль под водой". В него вошли стихи, очерки, рисунки подводников — словом, все лучшее, созданное корабельными поэтами, художниками и писателями за время плавания. По сей день этот журнал хранится в Центральном военно-морском музее.

Героическое кругосветное плавание наших подлодок, которым руководил адмирал Сорокин, никто больше не повторил. Как пишет историк флота Сергей Васильев, уже после развала Союза российские подводники несколько раз выходили "наверх" с инициативой выполнить еще одно кругосветное плавание. В 1992 году с таким почином выступил экипаж АПЛ "Пантера". Несколько позднее совершить "орбитальный" поход в честь 300-летия Российского флота готовился гвардейский атомный подводный ракетный крейсер "Воронеж". Однако североморцев вышестоящее командование не поддержало. Так что уникальная "сорокинская" кругосветка и поныне остается легендарной.

В 1985 году вице-адмирал Анатолий Иванович ушел в отставку. Но долго пробыть без моря и без флотской службы так и не сумел. Он ушел из жизни 30 декабря 1988 года. Похоронен адмирал в Москве на Кунцевском кладбище. Почетная похоронная процессия, участники которой несли на бархатных подушечках награды адмирала, растянулась, по свидетельствам очевидцев, более чем на сотню метров.

 

Смерть командира «Альфы»

24 марта 2003 года скоропостижно скончался Виктор Федорович КАРПУХИН, председатель правления Ассоциации ветеранов войны в Афганистане, в прошлом - командир группы антитеррора КГБ СССР «Альфа», Герой Советского Союза.

Смерть командира «Альфы»

24 марта 2003 года скоропостижно скончался Виктор Федорович КАРПУХИН, председатель правления Ассоциации ветеранов войны в Афганистане, в прошлом - командир группы антитеррора КГБ СССР «Альфа», Герой Советского Союза.

Виктор Федорович Карпухин родился 27 октября 1947 г. в семье военнослужащего в г. Луцк. В 1969 г. закончил Ташкентское высшее военное танковое командное училище. До 1974 г. служил в Пограничных войсках. С 1974 г. обучал первый состав только что созданного спецподразделения КГБ (Группа «А») вождению боевых машин и стрельбе из вооружения, установленного на бронетехнике. В сентябре 1979 г. Карпухин пришел в Группу «А» («Альфа») 7-го Управления КГБ СССР, где прошёл путь от заместителя командира отделения до руководителя «Альфы». За этот период Виктор Федорович неоднократно руководил и лично участвовал в различных оперативно-боевых мероприятиях и специальных операциях, в том числе в штурме дворца Амина «Тадж-Бек» в столице Республики Афганистан г. Кабул 27 декабря 1979 г. В день штурма этой хорошо охраняемой цитадели, БМП Карпухина, преодолев крутой серпантин дороги вокруг холма, на котором был выстроен дворец Амина, первой прорвалась к «Тадж-Беку». Карпухин и его подчинённые открыли прицельный огонь по дворцу, дав возможность остальным бойцам своей подгруппы десантироваться. Результатом таких стремительных и грамотных действий стало то, что штурм, считавшегося неприступным, «Тадж-Бека», имевшего стены 2-метровой толщины и располагавшего 2,5-тысячной охраной, длился 40 минут. Спецназовцы КГБ потеряли убитыми 5 человек. Во время этого жестокого боя, когда почти все бойцы «Грома» и «Зенита» были ранены, Карпухин не получил ни одной царапины. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1980 года «за мужество и отвагу, проявленные в специальных боевых операциях» капитану Карпухину Виктору Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». По окончании Высшей школы КГБ СССР с 1984 г. Карпухин заместитель начальника Группы «А». Вместе с «Альфой» он прошёл все «горячие точки» на территории СССР. В 1988-1991 гг. встал во главе Группы «Альфа». В августе 1990 г. «альфовцы» Карпухина вместе с бойцами Группы «Витязь» освободили заложников из сухумского следственного изолятора. Эта специальная операция, как и штурм дворца Амина, золотыми буквами вписана в историю легендарного подразделения антитеррора. После событий в Москве 19-21 августа 1991 г. генерал-майор В.Ф. Карпухин в запасе. С 1991 по 1992 гг. Виктор Федорович руководил Службой безопасности Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Затем с 1993 г. работал в сфере частного детективного бизнеса, и с этого же времени стал председателем правления Ассоциации ветеранов войны в Афганистане. Карпухин был членом Комитета Торгово-промышленной Палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, возглавлял крупную некоммерческую структуру «Росфонд». Он известен своей активной общественной деятельностью, направленной на оказание помощи ветеранам боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике. В.Ф.Карпухин скончался в 2003 г. в поезде «Минск-Москва». Похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище.

Царский посох Михаила Романова

24 марта 1613 года 16-летний Михаил РОМАНОВ, ранее избранный на царство, дал согласие принять царство и был наречен государем. Архиепископ Казанский и Муромский Феодорит вручил ему царский посох.

Памяти генерала-«оборонщика»

24 марта 2010 года ушел из жизни военный ученый, Герой Социалистического труда, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант в отставке О.К.Рогозин.

Памяти генерала-«оборонщика»

24 марта 2010 года ушел из жизни военный ученый, Герой Социалистического труда, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант в отставке О.К.Рогозин.

Олег Константинович Рогозин, отец известного российского политика и государственного деятеля Д.О.Рогозина, родился 31 октября 1929 г. в Москве. В годы Великой Отечественной войны юнгой Днепровской флотилии принимал участие в освобождении г. Смоленска. Вернувшись с фронта, с 1943 по 1946 гг., еще подростком, работал слесарем-механиком завода 339 НКАП (г. Москва). После войны окончил Оренбургское военно-воздушное училище, а затем, в 1959 году - Военно-воздушную инженерную академию.
Всю свою сознательную жизнь Олег Константинович Рогозин посвятил военной науке, более 40 лет прослужив в Вооруженных силах СССР. Он стоял у истоков создания и был одним из руководителей развития оборонной промышленности СССР в послевоенный период. Работал в центральном аппарате Министерства обороны СССР. Занимал должности начальника управления перспективных систем вооружений и первого заместителя начальника службы вооружений до отставки в 1989 г. О.К.Рогозин после отставки и до последнего времени продолжал трудиться над научными исследованиями в области обороны. Работая ведущим научным сотрудником РАН, он посвятил свои научные разработки теории вооружения, проблемам развития вооружений, военной безопасности. За выдающийся вклад в науку и развитие отечественной оборонной промышленности профессору О.К.Рогозину были присвоены звания Лауреата Государственной премии СССР (1981) и Героя Социалистического Труда (1984). О.К.Рогозин награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, девятнадцатью медалями СССР, тремя орденами и восемью медалями стран-участниц Варшавского договора. В 2004 г. ему было присвоено звание Лауреата Золотой медали имени генерального конструктора ракетно-космической техники академика В.Ф.Уткина в номинации «За вклад в развитие экономики и укрепление обороноспособности страны». О.К.Рогозин – автор многочисленных книг по военной стратегии, посвященных развитию вооружения и военной техники, включая фундаментальный научный труд «Стратегия сдерживания - основа глобальной безопасности XXI века» (1994), глоссарий «Война и мир в терминах и определениях» (2004) - руководитель авторского коллектива, воспоминания «Незабываемые имена и свершения» (2004) об организации и развитии оборонной промышленности СССР в послевоенный период, книгу «Отечественный военно-промышленный комплекс и его историческое развитие» (2005).
Вся жизнь Олега Константиновича была образцом служения долгу. Талант ученого и организатора, эрудицию, глубочайшую компетентность - все это он сполна посвятил Отчизне. Генерал-лейтенант О.К.Рогозин скончался в 2010 г. Отпевание покойного проходило в Москве в Храме Святого Митрофания Воронежского.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии