RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Бойня в лайнере
18 ноября 2018 г.

Бойня в лайнере

18 ноября 1983 года в Тбилисском аэропорту подразделение антитеррора «Альфа» обезвредило банду, которая захватила самолёт.
С-300 готовятся к бою
30 мая 2013 г.

С-300 готовятся к бою

Сирийский президент ликует: Дамаск начал получать российские системы ПВО
Западня для Басаева
1 февраля 2018 г.

Западня для Басаева

1 февраля 2000 года при попытке выйти из блокированного Грозного истреблено более 1500 чеченских боевиков.
Рабы «демократии»
13 сентября 2017 г.

Рабы «демократии»

В это сложно поверить, но рабство в путинской России не только существует, а еще и процветает.
Какова песня - такова душа
26 февраля 2014 г.

Какова песня - такова душа

Спортивные итоги Олимпиады-2014 восхищают, технологические достижения организации Игр не имеют аналогов, но...
Главная » Герои нашего времени » Инцидент на траверзе Фороса

Инцидент на траверзе Фороса

Как наши моряки "дали прикурить" американцам

12 февраля 1988 года в Черном море произошло столкновение между отрядом кораблей США, пытавшихся проникнуть в территориальные воды СССР, и советскими кораблями. Вылазка янки была успешно отбита.
Инцидент на траверзе Фороса

Подробности таковы. 12 февраля американская группа кораблей в составе ракетного крейсера Yorktown и эсминца Caron, пройдя турецкие проливы, вошла в Черное море. Незваных гостей сразу же взяли под наблюдение корабли разведки Черноморского флота. В тот же день главнокомандующий ВМФ СССР Владимир Чернавин отдал командующему Черноморским флотом адмиралу Михаилу Хронопуло приказ действовать в соответствии с ранее разработанной для такой ситуации директивой.

В операцию были назначены два сторожевых корабля: "Беззаветный" и СКР-6. Кроме них, американские корабли сопровождались пограничным СКР "Измаил" и разведывательным кораблем "Ямал" (пр.596П, 1967 г.).

В 09.45, т.е. за полчаса до предполагаемого входа американцев в Форосский залив, с "Беззаветного" открытым текстом передали на Yorktown : "Ваш курс ведет к пересечению территориальных вод СССР". Предлагаю лечь на курс 110." Сигнал был оставлен без ответа.

В 10.45 Yorktown, а затем и Caron пересекли границу территориальных вод СССР.

О том, что происходило потом рассказывает бывший начальник штаба Черноморского флота Валентин СЕЛИВАНОВ:

— С подтверждением приказания "Действовать по плану операции" пошли на "навал" крейсера ("СКР-6" — эсминца). Богдашин сманеврировал таким образом, что первый удар пришелся по касательной под углом 30 град. к левому борту крейсера. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. Как потом рассказывали пограничники, на мгновение корабли оказались как бы в огненном облаке, после чего за ними некоторое время тянулся густой шлейф дыма. При ударе наш якорь одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. От удара СКР отбросило от крейсера, форштевень нашего корабля пошел влево, а корма стала опасно приближаться к борту крейсера.

На американском крейсере сыграли аварийную тревогу, личный состав ринулся с палуб и площадок вниз, командир крейсера бросился внутрь ходового мостика. В это время он, видимо, на какое-то время потерял управление крейсером, и тот от удара отвернул несколько вправо, что еще более увеличило опасность его навала на корму СКР "Беззаветного". После этого Богдашин, скомандовав "право на борт", увеличил ход до 16 узлов, что позволило несколько отвести корму от борта крейсера, но одновременно и крейсер довернул влево на прежний курс, — после этого как раз и произошел следующий наиболее мощный и результативный навал, вернее таран крейсера. Удар пришелся в район вертолетной площадки, — высокий острый форштевень с полубаком СКР, образно говоря, влез на крейсерскую вертолетную палубу и с креном 15-20 град на левый борт стал крушить своей массой, а также вывешенным из клюза якорем все, что ему попадалось, постепенно сползая в сторону крейсерской кормы: порвал обшивку борта надстройки, срубил все леера вертолетной площадки, разломал командирский катер, далее сполз на палубу юта (на корму) и тоже снес все леера со стойками. Затем зацепил пусковую установку ПКР "Гарпун", — казалось, что еще немного и пусковая установка будет сдернута с ее крепежа к палубе. Но в этот момент, зацепившись за что-то, якорь оторвался от якорь-цепи и, как мячик (3,5 тонн весом!), перелетев через кормовую палубу крейсера с левого борта, рухнул в воду уже за его правым бортом, чудом не зацепив никого из находившихся на палубе матросов аварийной партии крейсера. Из четырех контейнеров пусковой установки ПКР "Гарпун" два были разломаны пополам вместе с ракетами, их оторванные головные части свисали на внутренних кабелях. Еще один контейнер был погнут.

Вспоминает командир «Беззаветного» Владимир БОГДАШИН (ныне контр-адмирал):

— Когда полубак СКР сполз с кормы крейсера на воду, мы отошли от крейсера и заняли позицию на его траверзе в расстоянии 50-60 метров, предупредив, что повторим навал, если американцы не выйдут из тервод. В это время на палубе крейсера наблюдалась странная суета личного состава аварийных партий (все негры): растянув пожарные шланги и слегка попрыскав водой разломанные ракеты, которые не горели, матросы эти шланги и другие противопожарные средства вдруг стали спешно затаскивать во внутренние помещения корабля. Как позднее выяснилось, там начался пожар в районе погребов ПКР "Гарпун" и противолодочных ракет "Асрок".

Американцы попытались поднять в воздух вертолеты, но наше командование предупредило, что они будут немедлено уничтожены нашей авиацией.

Вспоминает вице-адмирал Николай МИХЕЕВ (в то время начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ):

— В это время над нами и американцами прошла на высоте 50-70 метров, сделав несколько кругов над американскими кораблями и демонстративно зависая несколько в стороне от них, пара наших вертолетов Ми-26 с полной боевой подвеской бортового оружия, — вид внушительный. Это видимо подействовало, — американцы свои вертолеты заглушили и закатили в ангар.

О том, что происходило в Москве, расказал мне бывший главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Владимир ЧЕРНАВИН:

— Как раз 12 февраля шла коллегия Министерства обороны. Я никому не стал докладывать о наших намерениях, потому что начнут согласовывать и, как всегда, просогласовывают до того, что действовать будет поздно. В конце концов надо проучить зарвавшихся янки.

Идёт заседание. Ведёт его маршал Советского Союза Д.Т. Язов, сменивший Соколова на посту министра обороны. К Язову подходит офицер-порученец с запиской. Язов читает, хмурится и, отыскав меня взглядом, подзывает к себе.

— Что у тебя там на Чёрном море творится?
— По-моему, ничего. Всё плановое.
— У тебя там корабли с американцами сталкиваются!
— Всё предусмотрено, товарищ министр, и заранее спланировано нами как ответ на очередную провокацию с их стороны. Об этом известно и руководству...
— Немедленно прекрати эту… И не своевольничай! Мне тут из МИДа обзвонились, из КГБ, сам Горбачёв звонил!

Возвращаюсь в свой кабинет. Телефоны надрываются. Снял первую трубку. Из МИДа. Чей-то истерический голос допытывается:

— Кто разрешил? Вы знаете, к чему это приведёт?!

Та же серия вопросов из КГБ, из приёмной генсека.

Чувствую, обкладывают со всех сторон… Звоню Горбачёву.. В трубке голос помощника:

— Михаил Сергеевич занят. У него люди.

Понимаю, что все пытаются оказаться ни при чём. Как позже после событий в Тбилиси, в Вильнюсе, в Баку и в других аналогичных случаях.

... Тем временем на Черном море операция была закончена. Американце взяли курс на Босфор. Урок был преподнесёт жёсткий, но эффективный. Тем не менее скандал в кремлёвских коридорах разгорелся не на шутку.

Звонит из Севастополя Хронопуло:

— На меня давят со всех сторон. Только что состоялся разговор с первым заместителем министра обороны маршалом Куликовым. Он грозится снять меня с должности.
— Михаил Николаевич, мы поступали в соответствии с ранее принятым решением. Всю ответственность беру на себя. Вас в обиду не дам.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
8 августа
суббота
2020

В этот день:

Моонзундская операция

8 августа 1915 года во время Первой мировой войны началась Моонзундская (Ирбенская) операция по отражению прорыва германского флота в Рижский залив.

Моонзундская операция

8 августа 1915 года во время Первой мировой войны началась Моонзундская (Ирбенская) операция по отражению прорыва германского флота в Рижский залив.

Германский флот, принимавший участие в прорыве, вдвое превосходил русский Балтийский флот и во много раз морские силы Рижского залива. Попытка противника протралить Ирбенский пролив 8 августа закончилась неудачей – на минах подорвались 2 тральщика, крейсер и эсминец.
В течение 16 – 19 августа траление фарватера было закончено, но русские корабли оказали ожесточенное сопротивление. После упорных боев 21 августа германский флот, понеся большие потери (2 эсминца и 3 тральщика потоплены, повреждены 2 крейсера, эсминец и тральщик), отступил, не выполнив боевой задачи.

 

Объявление войны Японии

8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии, начав ввод войск в Манчжурию.

Объявление войны Японии

8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии, начав ввод войск в Манчжурию.

Правительство СССР  в заявлении японскому правительству подчеркнуло, что в связи с отказом Японии принять требования Потсдамской декларации, прекратить военные действия против США, Англии и Китая Советский Союз, «верный союзническому долгу», с 9 августа будет считать себя в состоянии войны с Японией.

Космонавт СССР Светлана Савицкая

8 августа 1948 года родилась Светла́на Евге́ньевна Сави́цкая, дважды Герой Советского Союза, советский космонавт, вторая женщина-космонавт в мире и первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос.

Космонавт СССР Светлана Савицкая

8 августа 1948 года родилась Светла́на Евге́ньевна Сави́цкая, дважды Герой Советского Союза, советский космонавт, вторая женщина-космонавт в мире и первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос.

Родилась в Москве. Отец — Маршал авиации Евгений Савицкий. В 1966 году окончила московскую школу № 637. Поступила в Московский авиационный институт (МАИ), который окончила в 1972 году. Во время учёбы в МАИ также училась в Центральной объединённой лётно-технической школе при ЦК ДОСААФ в Калуге, которую окончила в 1971 году, получив квалификацию «лётчик-инструктор». В период с 1969 года по 1977 год входила в состав сборной команды СССР по пилотажному спорту. В 1970 году выиграла первенство мира по пилотажному спорту на поршневых самолётах в Великобритании. Установила 3 мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 18 авиационных рекордов на реактивных самолётах. После окончания института работала лётчиком-инструктором, училась в школе лётчиков-испытателей. В 1975 году вступила в КПСС. В 1976 году начала работать лётчиком-испытателем НПО «Взлёт» министерства радиоэлектронной промышленности СССР. Выполняла полёты на самолётах «МиГ-21», Е-155 («МиГ-25»), «Су-7», «Ил-18», «Ил-28». С мая 1978 года по июнь 1981 года работала лётчиком-испытателем Московского машиностроительного завода «Скорость» КБ А. С. Яковлева. В августе 1980 года была командирована в отряд лётчиков-космонавтов. В июне 1981 года назначена космонавтом-исследователем от ММЗ «Скорость». С 19 по 27 августа 1982 года в качестве космонавта-исследователя совершила полёт на кораблях «Союз Т-5», «Союз Т-7» и орбитальной станции «Салют-7». С 17 по 29 июля 1984 года в качестве бортинженера совершила полет на «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7». Во время полёта первой из женщин совершила выход в открытый космос. Готовилась к полёту на станцию «Салют-7» в 1986 г. «Союз Т-15C» в качестве командира первого в мире чисто женского экипажа (три женщины-космонавта), но этот полёт не состоялся.

Трижды Герой Иван Кожедуб

8 августа 1991 года ушел из жизни Иван Никитович КОЖЕДУБ (род.08.06.1920), прославленный летчик, трижды Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны сбивший в 120 воздушных боях 62 самолета противника.

Трижды Герой Иван Кожедуб

8 августа 1991 года ушел из жизни Иван Никитович КОЖЕДУБ (род.08.06.1920), прославленный летчик, трижды Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны сбивший в 120 воздушных боях 62 самолета противника.

В Красной Армии с 1940 года. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора. С марта 1943 года — на фронте. 6 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля - сразу 2 истребителя Bf-109. Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника. С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262.

В лётной биографии Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году самолёта P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт.

Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны.

Снайпер Олег Козлов

8 августа 1972 года родился Олег Анатольевич Козлов — российский военнослужащий, снайпер, Герой России (1994)

Снайпер Олег Козлов

8 августа 1972 года родился Олег Анатольевич Козлов — российский военнослужащий, снайпер, Герой России (1994)

Парень совершил подвиг, защищая российские рубежи, являясь военнослужащим Российской армии, но чиновники долго лишали его возможности получить российское гражданство.

Олег родился в городе Куляб Советского Таджикистана. В 1987 году после окончания 8 класса поступил в СПТУ № 32 города Куляб, где получил специальность слесаря-сантехника. ПТУ закончил в 1989 году.

В марте 1993 года был призван на военную службу в 117-й Пограничный отряд. В ночь с 18 на 19 августа 1994 года отряд моджахедов попытался прорваться через заставу, начав её обстрел. В то время, когда основные усилия пограничников-десантников были сосредоточены на правом фланге, левый фланг основной обороны оставался открытым, что создавало угрозу окружения противником. Оценив ситуацию, Козлов решил прикрыть левый фланг обороны. Заняв удобную позицию, он в одиночку вел снайперский огонь по огневым точкам противника, уничтожил расчет РПГ, двух снайперов, подавил расчет пулемета. Своими действиями рядовой Олег Козлов не допустил прорыва противника на левый фланг обороны

Указом Президента Российской Федерации рядовому Козлову Олегу Анатольевичу было присвоено звание Героя России.

Вскоре после этого Козлову было присвоено звание сержанта, а затем и прапорщика.

В 1998 году он начал служить по контракту старшиной мотострелковой роты 191-го мотострелкового полка в Курган-Тюбе. Но вся беда в том, что, служа России, получив высшую награду России, Козлов официально не являлся её гражданином.

В ходе прямого телерадиодиалога Президента России Владимира Путина с россиянами 19 декабря 2002 года, прапорщик Олег Козлов, который к тому времени служил в 201-й российской мотострелковой дивизии, дислоцированной в Таджикистане, пожаловался, что несколько раз подавал документы на российское гражданство, но так и не получил гражданства РФ. Через несколько часов прапорщика пригласил посол РФ в Таджикистане, а через 6 дней Президент России подписал указ о приеме в гражданство РФ проживающих в Республике Таджикистан Козлова Олега Анатольевича, его жену Козлову Светлану Алексеевну, а также их детей Владу и Анастасию. Ещё через 5 дней (31 декабря 2002 года) прапорщик с семьёй въехал в новую трёхкомнатную квартиру (до этого своего жилья не имел), которую ему выделил своим Указом Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов — ключи от квартиры вручил мэр Курган-Тюбе, а над входом в подъезд повесили табличку «Здесь живёт Герой России».
Конечно, приятный зигзаг удачи для Олега Козлова. Но сколько таких, но не попавшихся на глаза Президенту, русских в Таджикистане, служа России, лишены права являться её гражданами только потому, что не по их воле был разрушен подонками СССР.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии