RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Майданный экстремизм США
30 января 2014 г.

Майданный экстремизм США

За пределы Украины выдворено более 200 иностранцев, готовивших боевиков и погромы.
Охота на  Путина
31 марта 2015 г.

Охота на Путина

Французский новостной сайт AgoraVox задался вопросом: за что США и их «шестёрки» ополчились на российского Президента?
Военные полицаи
4 февраля 2014 г.

Военные полицаи

4 февраля 2014 года президент Владимир Путин подписал закон о военной полиции
Подвиг шахтёра Александра Скрябина
9 июля 2014 г.

Подвиг шахтёра Александра Скрябина

7 июля 2014 года в бою с украинскими фашистами луганский ополченец, спасая товарищей, бросился под танк со связкой гранат
Украина -боль наша!
2 октября 2014 г.

Украина -боль наша!

На статью в форме дневника писателя Михаила Захарчука мы получили сотни откликов. Публикуем некоторые из них..
Главная » Герои нашего времени » Инцидент на траверзе Фороса

Инцидент на траверзе Фороса

Как наши моряки "дали прикурить" американцам

12 февраля 1988 года в Черном море произошло столкновение между отрядом кораблей США, пытавшихся проникнуть в территориальные воды СССР, и советскими кораблями. Вылазка янки была успешно отбита.
Инцидент на траверзе Фороса

Подробности таковы. 12 февраля американская группа кораблей в составе ракетного крейсера Yorktown и эсминца Caron, пройдя турецкие проливы, вошла в Черное море. Незваных гостей сразу же взяли под наблюдение корабли разведки Черноморского флота. В тот же день главнокомандующий ВМФ СССР Владимир Чернавин отдал командующему Черноморским флотом адмиралу Михаилу Хронопуло приказ действовать в соответствии с ранее разработанной для такой ситуации директивой.

В операцию были назначены два сторожевых корабля: "Беззаветный" и СКР-6. Кроме них, американские корабли сопровождались пограничным СКР "Измаил" и разведывательным кораблем "Ямал" (пр.596П, 1967 г.).

В 09.45, т.е. за полчаса до предполагаемого входа американцев в Форосский залив, с "Беззаветного" открытым текстом передали на Yorktown : "Ваш курс ведет к пересечению территориальных вод СССР". Предлагаю лечь на курс 110." Сигнал был оставлен без ответа.

В 10.45 Yorktown, а затем и Caron пересекли границу территориальных вод СССР.

О том, что происходило потом рассказывает бывший начальник штаба Черноморского флота Валентин СЕЛИВАНОВ:

— С подтверждением приказания "Действовать по плану операции" пошли на "навал" крейсера ("СКР-6" — эсминца). Богдашин сманеврировал таким образом, что первый удар пришелся по касательной под углом 30 град. к левому борту крейсера. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. Как потом рассказывали пограничники, на мгновение корабли оказались как бы в огненном облаке, после чего за ними некоторое время тянулся густой шлейф дыма. При ударе наш якорь одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. От удара СКР отбросило от крейсера, форштевень нашего корабля пошел влево, а корма стала опасно приближаться к борту крейсера.

На американском крейсере сыграли аварийную тревогу, личный состав ринулся с палуб и площадок вниз, командир крейсера бросился внутрь ходового мостика. В это время он, видимо, на какое-то время потерял управление крейсером, и тот от удара отвернул несколько вправо, что еще более увеличило опасность его навала на корму СКР "Беззаветного". После этого Богдашин, скомандовав "право на борт", увеличил ход до 16 узлов, что позволило несколько отвести корму от борта крейсера, но одновременно и крейсер довернул влево на прежний курс, — после этого как раз и произошел следующий наиболее мощный и результативный навал, вернее таран крейсера. Удар пришелся в район вертолетной площадки, — высокий острый форштевень с полубаком СКР, образно говоря, влез на крейсерскую вертолетную палубу и с креном 15-20 град на левый борт стал крушить своей массой, а также вывешенным из клюза якорем все, что ему попадалось, постепенно сползая в сторону крейсерской кормы: порвал обшивку борта надстройки, срубил все леера вертолетной площадки, разломал командирский катер, далее сполз на палубу юта (на корму) и тоже снес все леера со стойками. Затем зацепил пусковую установку ПКР "Гарпун", — казалось, что еще немного и пусковая установка будет сдернута с ее крепежа к палубе. Но в этот момент, зацепившись за что-то, якорь оторвался от якорь-цепи и, как мячик (3,5 тонн весом!), перелетев через кормовую палубу крейсера с левого борта, рухнул в воду уже за его правым бортом, чудом не зацепив никого из находившихся на палубе матросов аварийной партии крейсера. Из четырех контейнеров пусковой установки ПКР "Гарпун" два были разломаны пополам вместе с ракетами, их оторванные головные части свисали на внутренних кабелях. Еще один контейнер был погнут.

Вспоминает командир «Беззаветного» Владимир БОГДАШИН (ныне контр-адмирал):

— Когда полубак СКР сполз с кормы крейсера на воду, мы отошли от крейсера и заняли позицию на его траверзе в расстоянии 50-60 метров, предупредив, что повторим навал, если американцы не выйдут из тервод. В это время на палубе крейсера наблюдалась странная суета личного состава аварийных партий (все негры): растянув пожарные шланги и слегка попрыскав водой разломанные ракеты, которые не горели, матросы эти шланги и другие противопожарные средства вдруг стали спешно затаскивать во внутренние помещения корабля. Как позднее выяснилось, там начался пожар в районе погребов ПКР "Гарпун" и противолодочных ракет "Асрок".

Американцы попытались поднять в воздух вертолеты, но наше командование предупредило, что они будут немедлено уничтожены нашей авиацией.

Вспоминает вице-адмирал Николай МИХЕЕВ (в то время начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ):

— В это время над нами и американцами прошла на высоте 50-70 метров, сделав несколько кругов над американскими кораблями и демонстративно зависая несколько в стороне от них, пара наших вертолетов Ми-26 с полной боевой подвеской бортового оружия, — вид внушительный. Это видимо подействовало, — американцы свои вертолеты заглушили и закатили в ангар.

О том, что происходило в Москве, расказал мне бывший главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Владимир ЧЕРНАВИН:

— Как раз 12 февраля шла коллегия Министерства обороны. Я никому не стал докладывать о наших намерениях, потому что начнут согласовывать и, как всегда, просогласовывают до того, что действовать будет поздно. В конце концов надо проучить зарвавшихся янки.

Идёт заседание. Ведёт его маршал Советского Союза Д.Т. Язов, сменивший Соколова на посту министра обороны. К Язову подходит офицер-порученец с запиской. Язов читает, хмурится и, отыскав меня взглядом, подзывает к себе.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
28 января
вторник
2020

В этот день:

Последний гетман Украины

28 января 1734 года скончался Даниил Павлович АПОСТОЛ , последний выборный гетман Левобережной Украины

Последний гетман Украины

28 января 1734 года скончался Даниил Павлович АПОСТОЛ , последний выборный гетман Левобережной Украины

 Участвовал в Петровских походах, отличился в Полтавской битве.

В последние годы правления первого российского императора попал в опалу и даже был узником Петропавловской крепости, но получил прощение от ЕКАТЕРИНЫ I, которой тоже успел послужить. Смерть единственного правнука гетмана прервала род Апостолов по мужской линии. Но у внучки, вышедшей замуж за генерал-майора М. А. Муравьева, родился сын Иван, который впоследствии взял себе двойную фамилию Муравьев-Апостол.

Открытие Антарктиды

28 января 1820 года русские моряки Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев на военных шлюпах «Восток» и «Мирный» достигли самого южного континента

Открытие Антарктиды

28 января 1820 года русские моряки Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев на военных шлюпах «Восток» и «Мирный» достигли самого южного континента

До этого исследователи лишь предполагали, что она существует. Дальше других проник в антарктические воды Джеймс Кук. Но и он вынужден был ограничиться лишь предположением: «Я не стану отрицать, что близ полюса может находиться континент или значительная земля. Напротив, я убежден, что такая земля есть, и возможно, что мы видели часть ее. Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов — все это доказывает, что земля на юге должна быть...».

Однако честь открыть шестой континент выпала русским мореплавателям. Два имени навсегда вписаны в историю географических открытий: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778—1852) и Михаил Петрович Лазарев (1788-1851).

Беллинсгаузен родился на острове Сааремаа (ныне территория Эстонии) в Балтийском море, образование получил в Морском кадетском корпусе. «Я родился среди моря, — писал он, — как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря». В 1803—1806 гг. Беллинсгаузен принял участие в первом русском кругосветном путешествии на корабле «Надежда» под руководством Ивана Крузенштерна.

На десять лет моложе был Лазарев, совершивший за всю жизнь три кругосветных путешествия. В 1827 г. он участвовал в Наваринском морском сражении против турок; позднее почти 20 лет командовал Черноморским флотом. Среди учеников Лазарева были выдающиеся русские флотоводцы Владимир Корнилов, Павел Нахимов, Владимир Истомин.

Судьба свела Беллинсгаузена и Лазарева в 1819 г. Морское министерство запланировало экспедицию в высокие широты Южного полушария. Двум хорошо оборудованным кораблям предстояло совершить нелегкое путешествие. Одним из них, шлюпом «Восток», командовал Беллинсгаузен, другим, носившим имя «Мирный», — Лазарев. Много десятилетий спустя в честь этих кораблей будут названы первые советские антарктические станции.

 

Штурмовик Анатолий Недбайло

28 января 1923 года родился Анатолий Константинович Недбайло, дважды Герой Советского Союза.

Штурмовик Анатолий Недбайло

28 января 1923 года родился Анатолий Константинович Недбайло, дважды Герой Советского Союза.

Недбайло родился в городе Изюм ныне Харьковской области в семье рабочего. В ряды РККА был призван в 1941 году. Проходил учёбу в Ворошиловградской военно-авиационной школе пилотов, которую закончил в 1943 году. В боях на фронтах Великой Отечественной войны принимал участие с марта 1943 года. Воевал на Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах в качестве лётчика, командира звена, заместителя командира и командира эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиаполка. Анатолий Недбайло отличился в боях во время Крымской операции и операции «Багратион», а также при нанесении штурмовых ударов по противнику в Восточной Пруссии.
Анатолий Недбайло к октябрю 1944 года совершил 130 боевых вылетов, нанеся противнику большие потери в живой силе и технике. Указом № 6247 Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года Анатолию Константиновичу Недбайло присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К апрелю 1945 года Анатолий Недбайло совершил ещё 89 боевых вылетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года Анатолию Константиновичу Недбайло присвоено второю звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны Анатолий Недбайло продолжил службу в ВВС СССР. Закончил Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина, преподавал, а затем занимал руководящие должности в военно-учебных заведениях ВВС. С октября 1968 года по сентябрь 1983 года работал заместителем начальника Киевского высшего военного авиационного инженерного училища.

В 1983 году генерал-майор авиации Анатолий Недбайло ушёл в отставку. После отставки жил в городе Киеве, где и умер 13 мая 2008 года. Похоронен на Байковом кладбище.

 

Вызвал огонь на себя

28 января 2003 года совершил выдающийся подвиг капитан Игорь Сергеевич Задорожный.

Вызвал огонь на себя

28 января 2003 года совершил выдающийся подвиг капитан Игорь Сергеевич Задорожный.

Во время боя с многочисленной бандой боевиков он вызвал артиллерийский огонь на себя, что заставило их бежать из оборудованной базы. Задорожный чудом остался жив, хотя и изранен.  Тем не менее с двумя подчиненными он начал преследование банды. Подорвавшись на управляемом фугасе, капитан потерял ногу (впоследствии в госпитале ему ампутировали и вторую, а также руку). Бойцы вынесли командира с поля боя. Благодаря мужеству и героизму капитана Задорожного, его профессионализму, боевая задача была успешно выполнена, база боевиков ликвидирована, уничтожено двадцать бандитов, в том числе четыре головореза из личной охраны Масхадова.
Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 2003 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, капитану Задорожному Игорю Сергеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

 

Генерал армии Тюленев

28 января 1892 года родился Иван Владимирович ТЮЛЕНЕВ, Герой Советского Союза.

Генерал армии Щеглов

28 января 1995 года умер Афанасий Федорович ЩЕГЛОВ, Герой Советского Союза.

Генерал армии Щеглов

28 января 1995 года умер Афанасий Федорович ЩЕГЛОВ, Герой Советского Союза.

Участвовал в советско-финляндской войне, в Великую Отечественную войну оборонял Ленинград, прорывал блокаду. 63-й гвардейской дивизии тогда было присвоено звание Красносельской, а ее командиру полковнику Щеглову звание Героя Советского Союза. 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии