RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Украина в планах США
14 марта 2014 г.

Украина в планах США

ЗУБР: засечка угроз безопасности России — обстановка на 14 марта 2014 года
Русский набат
25 июня 2014 г.

Русский набат

Русь собирается в кулак: 25 июня 2014 года на Поклонной горе в Москве состоялся Объединительный форум государственно-патриотических сил России
Чистое сердце Георгия Жжёнова
22 марта 2015 г.

Чистое сердце Георгия Жжёнова

22 марта 2015 года исполнилось 100 лет великому русскому актеру Георгию Степановичу Жжёнову
Прощай, учитель Бугаец!
6 июня 2018 г.

Прощай, учитель Бугаец!

Ушёл из жизни участник Великой Отечественной войны, военный педагог и военный журналист, кандидат исторических наук, полковник в отставке Анатолий Васильевич Бугаец
Военные полицаи
4 февраля 2014 г.

Военные полицаи

4 февраля 2014 года президент Владимир Путин подписал закон о военной полиции
Главная » Герои нашего времени » Подо льдами к Северному полюсу

Подо льдами к Северному полюсу

17 июля июля 1962 года первая советская атомная подводная лодка, впоследствии названная «Ленинский комсомол», достигла подо льдами "крыши мира"

Сообщение о подводном покорении русскими Северного полюса потрясло весь мир: ослабленный разрушительной войной СССР догнал американцев в атомном подводном кораблестроении!
Подо льдами к Северному полюсу

В подготовке, осуществлении и обеспечении этого исторического похода принимало участие немало людей, но наибольшая ответственность легла, безусловно, на главнокомандующего Военно-морским флотом в то время адмирала флота Сергея Горшкова, чей замысел лег в основу первого похода к полюсу, и на командира атомохода капитана 2 ранга Льва.Жильцова, который с экипажем этот замысел осуществил. Мне довелось с ними побеседовать, когда оба были еще живы, и записать на диктофон воспоминания главных действующих лиц этого выдающегося события.

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:

Подводный поход на полюс — это уже история, но история нашего времени — яркая страница в летописи свершений первого в мире социалистического государства. Идея подледного плавания к Северному полюсу всегда будоражила умы советских подводников. Но воплотить ее в жизнь на дизельных подводных лодках было невозможно. Они требуют периодического всплытия для подзарядки аккумуляторных батарей, что невозможно в условиях высоких широт, почти сплошь покрытых ледяным панцирем.
В начале пятидесятых годов в ответ на активные действия США по созданию атомных подводных лодок в нашей стране была выработана своя программа строительства подводных кораблей с ядерной энергетикой. Первая советская атомная подводная лодка была создана в рекордно короткий срок. Заблаговременно, с особой тщательностью отбирали мы на нее экипаж. Первым командиром-атомником стал капитан 2 ранга Л.Осипенко, его заместителем по политической части — капитан 3 ранга Г.Беляшов, старшим помощником командира был назначен капитан-лейтенант Л.Жильцов, командиром электромеханической боевой части — инженер-капитан-лейтенант Б.Акулов. Весь экипаж прошел глубокую и всестороннюю подготовку к работе с атомной энергетической установкой и к концу пятидесятых годов успешно закончил испытания нового корабля. Только тогда идея подледного похода к полюсу легла в плоскость практических возможностей. Именно тогда в Центральном Комитете КПСС мне был задан вопрос: можем ли мы подо льдами достичь Северного полюса? Я ответил с убежденностью, что можем. Нужно только некоторое время для всесторонней подготовки. Меня не торопили. Но уже тогда был оговорен и конкретный корабль, названный впоследствии «Ленинский комсомол».

Контр-адмирал Л.ЖИЛЬЦОВ:
К началу 60-х годов наша лодка прошла не только все испытания, опытные походы, но и выполнила десятки учебно-боевых задач. Словом, в отсеках мы чувствовали себя совершенно уверенно. Однако каждый отдавал себе отчет в том, что плавания подо льдами, которые экипаж начал осваивать, таят множество неожиданностей. В памяти экипажа надолго осталась первая попытка уйти под кромку льда. Еще на подходе к ней нас смутили неожиданные шумы винтов (как потом оказалось, это было эхо собственных шумов, отражавшихся от проходящих над головой одиночных льдин). Решили всплыть и разобраться в надводной обстановке. Над головой чистая вода. Начали поднимать перископ — и вдруг… толчок, скрежет. Натолкнулись на лед. Для подводников потерять перископ — это лишиться возможности визуально контролировать один из самых ответственных моментов — время всплытия. Чтобы выяснить обстановку, решили всплыть и осмотреться. Штормило. Я выбрался через верхний рубочный люк. Боцман мичман Н.Шейко тогда страховал меня. Погнутый перископ лежал на боку. Пришлось возвращаться в базу. Так был получен первый урок в подготовке к походу на полюс, о котором в то время мы, конечно, и не думали. Известие о таком походе для командования корабля оказалось неожиданностью, как и то, что вскоре он был отложен.

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:
Да, задачу готовиться к походу на полюс «Ленинский комсомол» получил задолго до осуществления его. По некоторым причинам сроки плавания были перенесены. Командование ВМФ решило использовать «Ленинский комсомол» для активной работы с надводными кораблями и получения опыта подледного плавания. Корабль и экипаж работали в экстремальных условиях. Естественно, что это был очень хорошо подготовленный экипаж, имевший большой практический опыт работы в нештатных ситуациях.

Когда срок похода к полюсу был определен окончательно, я побывал на Северном флоте, детально проверил готовность лодки к такому ответственному заданию. Побеседовал с офицерами корабля, которые произвели на меня благоприятное впечатление своими знаниями и готовностью к выполнению специального задания. Подводная лодка, как я оценил, была вполне подготовлена, о чем была сделана запись в вахтенном журнале корабля.

Естественно, что готовили мы и лодку-дублера на случай непредвиденных обстоятельств. Это был атомоход значительно моложе «Ленинского комсомола». Командовал кораблем капитан 2 ранга В.Чернавин, ныне адмирал флота, главнокомандующий ВМФ. Лодка Чернавина начала активно отрабатывать методику подледных плаваний, и экипаж этого корабля, вообще отличавшийся высоким мастерством, сплоченностью, сплаванностью, быстро обрел необходимый опыт.

И вот наступил день начала похода.

Контр-адмирал в отставке Л.ЖИЛЬЦОВ:
Коллеги-атомники провожали нас в плавание не без сомнений. Задача необыкновенно сложная, требующая высочайшей надежности техники. И еще очень многое на корабле требовало более обстоятельного восстановления. Однако моряки у нас будто видели корабль насквозь, обладали отличными ремонтными навыками. Поэтому верили, что любая неожиданность нам по силам.

Не успели мы миновать Баренцево море, как экипаж был подвергнут жесточайшему испытанию.

Греется опорный подшипник электродвигателя главного циркуляционного насоса, – вдруг доложили с пульта управления ГЭУ. Все — от командира перехода контр-адмирала А.Петелина до каждого матроса — поняли, что это значит. Придется отключить один из важных механизмов. А значит — стоп поход. Ибо в таком состоянии идти под арктический лед — самый настоящий авантюризм.

Вызвал нашего главного электрика капитан-лейтенанта А.Шурыгина. Да чего там вызывать, он и сам устремился в центральный пост. До подхода к ледовой кромке подшипник необходимо сменить. А ведь он новый, только установленный на заводе. Но и на заводе это немалая трудность. А здесь надо поднимать тяжелейший электромотор вертикального исполнения и работать вплотную с обжигающими паропроводами. Но главное — наши электрики старый подшипник запасливо оставили на корабле. Контр-адмирал Петелин утвердил мое решение продолжать поход к полюсу, производя ремонт на ходу. Опытные старшины Н.Воробьев, Н.Метельников, матросы А.Ильинов, Г.Вьюхин под руководством командира электротехнического дивизиона капитан-лейтенанта А.Шурыгина начали замену подшипника. В неудобном положении, без отдыха работали они несколько часов подряд. И насос был введен в строй. На заводе такой ремонт требует не одни сутки.

И вот все у нас в порядке, мы — подо льдами. Участок пути, где наиболее вероятна встреча с айсбергами, шли на большой глубине. Несмотря на всестороннее оснащение лодки различными приборами для обнаружения льда и его измерения, лучшим все же оставался перископ, в который можно смотреть своими глазами. Мы установили пост «вверхсмотрящего», тем более что подо льдом кое-кто оказался «безработным». Это были свободные от вахты связист Десятчиков и два радиометриста — Федоров и Булгаков. Они первыми увидели Арктику снизу. С большой глубины она весьма своеобразна. Под толстым паком — почти полная темнота. Серо-зеленые поля соответствуют льду потоньше. А свежий нилас или чистая вода разводий, полыней — ярко-зеленые, цвета жизни.

 

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:
К моменту похода на «Ленинском комсомоле» уже произошли значительные изменения и в личном составе, и в командовании корабля. Лев Михайлович Жильцов, исключительно хорошо зарекомендовавший себя еще на должности старшего помощника, несколько лет возглавлял экипаж. Его заместителем по политической части был капитан-лейтенант А.Штурманов, старшим помощником — капитан 3 ранга Г.Первушин, командиром электромеханической боевой части — инженер-капитан 3 ранга Р.Тимофеев — все офицеры молодые, но атомники опытные. В выборе командира перехода у нас не было сомнений. Командир соединения подводных лодок контр-адмирал Александр Иванович Петелин являлся одним из опытнейших подводников.

Накануне похода меня интересовала не только информация о готовности к походу корабля, экипажа, меня очень интересовало настроение, самочувствие подводников. Да, американские подводники уже побывали подо льдами. Но делиться с кем-либо опытом, конечно, не собирались. И советским атомникам предстояло идти, по сути дела, в неизведанное. Первоначально «Ленинскому комсомолу» предписывалось пройти подо льдом до 85-й параллели, затем возвратиться к чистой воде. Капитан 2 ранга Жильцов обратился ко мне с предложением не возвращаться к ледовой кромке, а всплыть в полынье, тогда и доложить о ходе плавания. Я согласился. Это давало нам экономию времени.

 

Контр-адмирал в отставке Л.ЖИЛЬЦОВ:
Подошли к району первого всплытия. Как только обнаруживалась пригодная полынья, мы начинали маневр разворота, чтобы вернуться к ней. Но, подойдя через 5–10 минут к расчетной точке, мы полыньи не находили. И так не один раз. В конце концов поняли, что за время маневра ветровым дрейфом сносило льды, а лодку — течением. Пришлось менять тактику. С обнаружением полыньи стопорили ход, толчками заднего хода гасили инерцию, затем аккуратно «сдавали» корабль назад. Плавание лодки под водой задним ходом считается высшим пилотажем, так как при малейшей ошибке боцмана может привести к аварийным дифферентам. Но мы такой маневр отрабатывали заранее. Вертикальное всплытие без хода — также.
Вот долгожданная полынья. Но торопиться в Арктике нельзя. Медленно всплываем — и вдруг на экране телевизора появляется льдина. Снова погружение, снова поиск. Разводье. Задний ход. Лодка опять начала всплывать. И вдруг доклад от перископа: «Над рубкой лед». Командую: «Заполнить быструю!» Крыша ограждения рубки чуть коснулась льдины, и мы начали быстро погружаться… Наконец — полынья большой протяженности, мы не стали доходить до противоположной ее кромки. Всплыли спокойно, даже с небольшим ходом.

На переданную радиограмму квитанция пришла мгновенно. Конечно, там, на берегу, очень ждали нашего сообщения.
После четырехчасовой стоянки мы погрузились и взяли курс на полюс. Сравнивая показания эхолота с глубинами, нанесенными на карту, штурман капитан-лейтенант О. Певцов увидел неожиданное и быстрое поднятие рельефа дна. Уменьшили ход до малого. Все приковали свое внимание к эхограмме — что же будет дальше?
17 июля в 6 часов утра штурман доложил, что на полюсе будем через пятьдесят минут. Вахтенный офицер объявил об этом по кораблю. Стали готовить праздничный завтрак. Александр Иванович Петелин предложил мне произнести речь по трансляции и поздравить всех участников похода с достижением полюса. Ровно в 6.50 было объявлено об этом событии. В отсеках раздалось дружное «Ура!»

 

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:
Уже само по себе достижение Северного полюса подо льдами свидетельствовало о высоком потенциале советской науки и техники. И даже если бы только ради этого мы посылали подводную лодку к полюсу, ее поход был бы многократно оправдан. Однако ставилось немало и чисто прикладных задач: накопление опыта подледного плавания, испытание систем, приборов и многие другие. Среди них особое место занимали научные задачи. На лодке находилась группа ученых – конструкторов и гидрографов. В походе были сделаны довольно важные научные наблюдения и исследования. Например, подтверждена гипотеза советского океанографа Я.Гаккеля о наличии в Арктике еще одного подводного хребта. Позже его назвали хребтом Гаккеля, а одну из вершин — именем подводной лодки – «Ленинский комсомол».

 

Контр-адмирал в отставке Л.ЖИЛЬЦОВ:
На обратном пути решили попытаться всплыть как можно ближе к полюсу. Но сплошной паковый лед пробивали лишь трещины да небольшие полыньи. Только за полюсом начала появляться чистая вода, и мы сразу уменьшили ход. Нашли полынью. Всплыли. Как будто Арктика специально приготовила для нас бухту отдыха.
Тишина вокруг такая, что, кажется, звенит в ушах. Ни малейшего ветерка. Очень низкая облачность — не завидую нашим гидрографам и штурманам. Попробуй отловить секстаном солнышко. Но надо. Очень! Даем донесение на флот. Получаем ответное радио. Нас поздравляло командование. Затем пришла правительственная радиограмма. Пока мы стояли в полынье, все три боевые смены успели побывать на льдине.

 

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:

За успешное выполнение специального задания Родины контр-адмирал А.Петелин, капитан 2 ранга Л.Жильцов и инженер-капитан 2 ранга Р.Тимофеев (это воинское звание он получил уже в походе) удостоились звания Героя Советского Союза, а весь личный состав атомохода — высоких государственных наград.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 сентебря
суббота
2020

В этот день:

Память Архистратига Михаила

19 сентября Православный мир вспоминает Архангела Михаила, которого называют Архистратигом, что означает, глава святого воинства Ангелов и Архангелов.

Память Архистратига Михаила

19 сентября Православный мир вспоминает Архангела Михаила, которого называют Архистратигом, что означает, глава святого воинства Ангелов и Архангелов.

Святой Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых в таких религиях как Христианство, Иудаизм и Ислам. В Православии архангел Михаил именуется Архистратиг (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона.

В Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила Архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.

Праздник создателей русского оружия

19 сентября отмечается День оружейника России - новый профессиональный праздник, который появился в 2010 году, благодаря самому известному оружейнику современности — Михаилу Тимофеевичу Калашникову, создателю легендарного автомата АК-47.

Праздник создателей русского оружия

19 сентября отмечается День оружейника России - новый профессиональный праздник, который появился в 2010 году, благодаря самому известному оружейнику современности — Михаилу Тимофеевичу Калашникову, создателю легендарного автомата АК-47.

История праздника такова. 25 мая 2010 года Владимир Путин (в то время председатель российского правительства) посетил Ижевск, где совершил экскурсию по оборонному предприятию «Ижмаш». Премьер-министр осмотрел цеха, которые на протяжении десятилетий производят оружие, а около стенда с различными модификациями знаменитого автомата пообщался с конструктором Михаилом Калашниковым. Именно во время той беседы Калашников попросил Путина учредить День российского оружейника. «Мы стремимся делать все, чтобы Россия занимала достойное место на рынке вооружений, — сказал конструктор. — Просим вас сделать день, чтобы раз в году мы могли собираться и подводить итоги. Такой своеобразный день оружейников». Премьер-министр обещал, что такой день появится в календаре, тем более, что с подобной просьбой выступил также Союз российских оружейников. В качестве даты праздника выбрали 19 сентября — день, когда православная церковь чтит Архангела Михаила, покровителя небесного воинства. В пользу этого послужило и то, что имя главного небесного воина совпадает с именем главного российского оружейника — Михаила Калашникова. В тот же год был установлен новый профессиональный праздник «в целях признания выдающегося вклада создателей оружия в обеспечение защиты и независимости государства».

 

Дом-музей Циолковского

19 сентября 1935 года умер Константин Эдуардович Циолковский, великой русский учёный, основоположник теоретической космонавтики.

Дом-музей Циолковского

19 сентября 1935 года умер Константин Эдуардович Циолковский, великой русский учёный, основоположник теоретической космонавтики.

Спустя год, 19 сентября 1936 года в доме, где он жил, был открыт музей.

Он находится на въезде в город Калугу недалеко от реки Оки. С этим домом связано 29 лет жизни учёного. Здесь им были написаны десятки важнейших работ по воздухоплаванию, авиации, реактивному движению, космонавтике и другим проблемам.

К. Э. Циолковский приобрёл этот дом весной 1904 года. Тогда дом был одноэтажным и имел одну жилую комнату. Весной 1908 года вследствие сильного наводнения дом серьёзно пострадал. Пришлось делать ремонт. Одновременно был пристроен второй этаж, где разместился рабочий кабинет учёного, и веранда, где была устроена его мастерская.

Работа музея прервалась осенью 1941 года, когда Калуга была оккупирована фашистами. В доме поселились немецкие солдаты. Несмотря на то, что часть наиболее ценных экспонатов сотрудникам музея и родным учёного удалось спасти, огромной утратой было уничтожение многих мемориальных предметов, книг, фотографий. Сразу после освобождения Калуги в музее были начаты ремонтно-восстановительные работы и вскоре посетители снова переступили его порог.

Важным этапом в работе Дома-музея К. Э. Циолковского стал 1957 год. Страна отметила 100-летие со дня рождения учёного. К этому времени научно-технический раздел музея получил от Академии Наук СССР новую экспозицию, подготовленную по инициативе С. П. Королёва. Появились уникальные экспонаты, рассказывающие о претворении в жизнь идей Циолковского.

В 1967 году в Калуге был открыт Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского. Дом-музей стал его мемориальным отделом. Интерьеры дома, надворные постройки, двор и сад были воссозданы такими, какими они были при жизни семьи Циолковских в этом доме.

Юрий Алексеевич Гагарин, посетивший Калугу вскоре после возвращения из полёта в космос, записал в Книге почётных посетителей Дома-музея следующее: «С большим…. удовлетворением и волнением побывал в доме, где жил и творил Константин Эдуардович, счастлив, что мне первому удалось осуществить мечту Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полёт человека в космос».

 

Трижды Герой Алеександр Покрышкин

19 сентября 1944 года советскому воздушному асу Александру Ивановичу Покрышкину в Кремле была вручена третья Золотая Звезда Героя Советского Союза.

Трижды Герой Алеександр Покрышкин

19 сентября 1944 года советскому воздушному асу Александру Ивановичу Покрышкину в Кремле была вручена третья Золотая Звезда Героя Советского Союза.

 Он единственный человек, кто в годы войны стал трижды Героем. Жуков, Кожедуб и другие получили по третьей Звезде  уже после Победы.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии