RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Десантный генерал
9 января 2019 г.

Десантный генерал

9 января 1909 года родился Василий Филиппович Маргелов (ум. 1990), Герой Советского Союза, генерал армии, основатель Советских ВДВ
День рождения «Ночных Волков»
31 мая 2019 г.

День рождения «Ночных Волков»

31 мая 1989 года было организовано первое советско-российское движение байкеров "Ночные Волки"
Настоящий полковник Николай Асташкин
12 октября 2018 г.

Настоящий полковник Николай Асташкин

12 октября 1953 года родился отважный военный журналист, боевой спецкор газеты «Красная звезда» полковник Николай Асташкин
Сталинский рывок в космос
1 марта 2014 г.

Сталинский рывок в космос

102 года назад родился один из создателей космической техники Борис Евсеевич Черток, который долгие годы был заместителем легендарного Сергея Павловича Королева.
Непокоренный русский офицер!
4 октября 2014 г.

Непокоренный русский офицер!

В ночь на 4 октября 1993 года при защите Советской власти погиб от рук ельцинистов старший лейтенант Игорь Викторович Остапенко
Главная » Герои нашего времени » Подо льдами к Северному полюсу

Подо льдами к Северному полюсу

17 июля июля 1962 года первая советская атомная подводная лодка, впоследствии названная «Ленинский комсомол», достигла подо льдами "крыши мира"

Сообщение о подводном покорении русскими Северного полюса потрясло весь мир: ослабленный разрушительной войной СССР догнал американцев в атомном подводном кораблестроении!
Подо льдами к Северному полюсу

В подготовке, осуществлении и обеспечении этого исторического похода принимало участие немало людей, но наибольшая ответственность легла, безусловно, на главнокомандующего Военно-морским флотом в то время адмирала флота Сергея Горшкова, чей замысел лег в основу первого похода к полюсу, и на командира атомохода капитана 2 ранга Льва.Жильцова, который с экипажем этот замысел осуществил. Мне довелось с ними побеседовать, когда оба были еще живы, и записать на диктофон воспоминания главных действующих лиц этого выдающегося события.

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:

Подводный поход на полюс — это уже история, но история нашего времени — яркая страница в летописи свершений первого в мире социалистического государства. Идея подледного плавания к Северному полюсу всегда будоражила умы советских подводников. Но воплотить ее в жизнь на дизельных подводных лодках было невозможно. Они требуют периодического всплытия для подзарядки аккумуляторных батарей, что невозможно в условиях высоких широт, почти сплошь покрытых ледяным панцирем.
В начале пятидесятых годов в ответ на активные действия США по созданию атомных подводных лодок в нашей стране была выработана своя программа строительства подводных кораблей с ядерной энергетикой. Первая советская атомная подводная лодка была создана в рекордно короткий срок. Заблаговременно, с особой тщательностью отбирали мы на нее экипаж. Первым командиром-атомником стал капитан 2 ранга Л.Осипенко, его заместителем по политической части — капитан 3 ранга Г.Беляшов, старшим помощником командира был назначен капитан-лейтенант Л.Жильцов, командиром электромеханической боевой части — инженер-капитан-лейтенант Б.Акулов. Весь экипаж прошел глубокую и всестороннюю подготовку к работе с атомной энергетической установкой и к концу пятидесятых годов успешно закончил испытания нового корабля. Только тогда идея подледного похода к полюсу легла в плоскость практических возможностей. Именно тогда в Центральном Комитете КПСС мне был задан вопрос: можем ли мы подо льдами достичь Северного полюса? Я ответил с убежденностью, что можем. Нужно только некоторое время для всесторонней подготовки. Меня не торопили. Но уже тогда был оговорен и конкретный корабль, названный впоследствии «Ленинский комсомол».

Контр-адмирал Л.ЖИЛЬЦОВ:
К началу 60-х годов наша лодка прошла не только все испытания, опытные походы, но и выполнила десятки учебно-боевых задач. Словом, в отсеках мы чувствовали себя совершенно уверенно. Однако каждый отдавал себе отчет в том, что плавания подо льдами, которые экипаж начал осваивать, таят множество неожиданностей. В памяти экипажа надолго осталась первая попытка уйти под кромку льда. Еще на подходе к ней нас смутили неожиданные шумы винтов (как потом оказалось, это было эхо собственных шумов, отражавшихся от проходящих над головой одиночных льдин). Решили всплыть и разобраться в надводной обстановке. Над головой чистая вода. Начали поднимать перископ — и вдруг… толчок, скрежет. Натолкнулись на лед. Для подводников потерять перископ — это лишиться возможности визуально контролировать один из самых ответственных моментов — время всплытия. Чтобы выяснить обстановку, решили всплыть и осмотреться. Штормило. Я выбрался через верхний рубочный люк. Боцман мичман Н.Шейко тогда страховал меня. Погнутый перископ лежал на боку. Пришлось возвращаться в базу. Так был получен первый урок в подготовке к походу на полюс, о котором в то время мы, конечно, и не думали. Известие о таком походе для командования корабля оказалось неожиданностью, как и то, что вскоре он был отложен.

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:
Да, задачу готовиться к походу на полюс «Ленинский комсомол» получил задолго до осуществления его. По некоторым причинам сроки плавания были перенесены. Командование ВМФ решило использовать «Ленинский комсомол» для активной работы с надводными кораблями и получения опыта подледного плавания. Корабль и экипаж работали в экстремальных условиях. Естественно, что это был очень хорошо подготовленный экипаж, имевший большой практический опыт работы в нештатных ситуациях.

Когда срок похода к полюсу был определен окончательно, я побывал на Северном флоте, детально проверил готовность лодки к такому ответственному заданию. Побеседовал с офицерами корабля, которые произвели на меня благоприятное впечатление своими знаниями и готовностью к выполнению специального задания. Подводная лодка, как я оценил, была вполне подготовлена, о чем была сделана запись в вахтенном журнале корабля.

Естественно, что готовили мы и лодку-дублера на случай непредвиденных обстоятельств. Это был атомоход значительно моложе «Ленинского комсомола». Командовал кораблем капитан 2 ранга В.Чернавин, ныне адмирал флота, главнокомандующий ВМФ. Лодка Чернавина начала активно отрабатывать методику подледных плаваний, и экипаж этого корабля, вообще отличавшийся высоким мастерством, сплоченностью, сплаванностью, быстро обрел необходимый опыт.

И вот наступил день начала похода.

Контр-адмирал в отставке Л.ЖИЛЬЦОВ:
Коллеги-атомники провожали нас в плавание не без сомнений. Задача необыкновенно сложная, требующая высочайшей надежности техники. И еще очень многое на корабле требовало более обстоятельного восстановления. Однако моряки у нас будто видели корабль насквозь, обладали отличными ремонтными навыками. Поэтому верили, что любая неожиданность нам по силам.

Не успели мы миновать Баренцево море, как экипаж был подвергнут жесточайшему испытанию.

Греется опорный подшипник электродвигателя главного циркуляционного насоса, – вдруг доложили с пульта управления ГЭУ. Все — от командира перехода контр-адмирала А.Петелина до каждого матроса — поняли, что это значит. Придется отключить один из важных механизмов. А значит — стоп поход. Ибо в таком состоянии идти под арктический лед — самый настоящий авантюризм.

Вызвал нашего главного электрика капитан-лейтенанта А.Шурыгина. Да чего там вызывать, он и сам устремился в центральный пост. До подхода к ледовой кромке подшипник необходимо сменить. А ведь он новый, только установленный на заводе. Но и на заводе это немалая трудность. А здесь надо поднимать тяжелейший электромотор вертикального исполнения и работать вплотную с обжигающими паропроводами. Но главное — наши электрики старый подшипник запасливо оставили на корабле. Контр-адмирал Петелин утвердил мое решение продолжать поход к полюсу, производя ремонт на ходу. Опытные старшины Н.Воробьев, Н.Метельников, матросы А.Ильинов, Г.Вьюхин под руководством командира электротехнического дивизиона капитан-лейтенанта А.Шурыгина начали замену подшипника. В неудобном положении, без отдыха работали они несколько часов подряд. И насос был введен в строй. На заводе такой ремонт требует не одни сутки.

И вот все у нас в порядке, мы — подо льдами. Участок пути, где наиболее вероятна встреча с айсбергами, шли на большой глубине. Несмотря на всестороннее оснащение лодки различными приборами для обнаружения льда и его измерения, лучшим все же оставался перископ, в который можно смотреть своими глазами. Мы установили пост «вверхсмотрящего», тем более что подо льдом кое-кто оказался «безработным». Это были свободные от вахты связист Десятчиков и два радиометриста — Федоров и Булгаков. Они первыми увидели Арктику снизу. С большой глубины она весьма своеобразна. Под толстым паком — почти полная темнота. Серо-зеленые поля соответствуют льду потоньше. А свежий нилас или чистая вода разводий, полыней — ярко-зеленые, цвета жизни.

 

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:
К моменту похода на «Ленинском комсомоле» уже произошли значительные изменения и в личном составе, и в командовании корабля. Лев Михайлович Жильцов, исключительно хорошо зарекомендовавший себя еще на должности старшего помощника, несколько лет возглавлял экипаж. Его заместителем по политической части был капитан-лейтенант А.Штурманов, старшим помощником — капитан 3 ранга Г.Первушин, командиром электромеханической боевой части — инженер-капитан 3 ранга Р.Тимофеев — все офицеры молодые, но атомники опытные. В выборе командира перехода у нас не было сомнений. Командир соединения подводных лодок контр-адмирал Александр Иванович Петелин являлся одним из опытнейших подводников.

Накануне похода меня интересовала не только информация о готовности к походу корабля, экипажа, меня очень интересовало настроение, самочувствие подводников. Да, американские подводники уже побывали подо льдами. Но делиться с кем-либо опытом, конечно, не собирались. И советским атомникам предстояло идти, по сути дела, в неизведанное. Первоначально «Ленинскому комсомолу» предписывалось пройти подо льдом до 85-й параллели, затем возвратиться к чистой воде. Капитан 2 ранга Жильцов обратился ко мне с предложением не возвращаться к ледовой кромке, а всплыть в полынье, тогда и доложить о ходе плавания. Я согласился. Это давало нам экономию времени.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 июня
понедельник
2019

В этот день:

Отечественная война 1812 года

24 июня1812 года армия Наполеона, перейдя реку Неман, вторглась на территорию Российской империи. Началась Отечественная война 1812 года. Наполеон смог собрать в поход против России, по разным источникам, от 400 до 450 тысяч солдат, из которых собственно французы составляли половину. Остальное составляли вызвавшиеся участвовать в агрессии против России представители 16 европейских государств: наиболее многочисленными были немцы и поляки.

Отечественная война 1812 года

24 июня1812 года армия Наполеона, перейдя реку Неман, вторглась на территорию Российской империи. Началась Отечественная война 1812 года. Наполеон смог собрать в поход против России, по разным источникам, от 400 до 450 тысяч солдат, из которых собственно французы составляли половину. Остальное составляли вызвавшиеся участвовать в агрессии против России представители 16 европейских государств: наиболее многочисленными были немцы и поляки.

 На основе союзных соглашений с Францией Австрия и Пруссия выделили по 30 и 20 тысяч войск, соответственно. После вторжения в Россию к Наполеону присоединилиь подразделения численностью до 20 тысяч, сформированные из жителей бывшего Великого княжества Литовского.

На первом этапе войны (с июня по сентябрь 1812 года) русская армия с боями отступала от границ России до Москвы, дав перед Москвой Бородинское сражение.На втором этапе войны (с октября по декабрь 1812 года) наполеоновская армия сначала маневрировала, стремясь уйти на зимние квартиры в неразоренные войной местности, а затем отступала до границ России, преследуемая русской армией, голодом и морозами.

Война закончилась почти полным уничтожением наполеоновской армии, освобождением территории России и переносом военных действий на земли Варшавского герцогства и Германии в 1813 году.

Основан Александровск (Полярный)

24 июня 1899 года на Кольском полуострове основан город-порт Александровск. В годы Великой Отечественной войны был главной базой Северного флота и назывался Полярный.

Основан Александровск (Полярный)

24 июня 1899 года на Кольском полуострове основан город-порт Александровск. В годы Великой Отечественной войны был главной базой Северного флота и назывался Полярный.

Сегодня это город в Мурманской области России, расположен на берегу Екатерининской гавани Кольского залива Баренцева моря, в 30 км от Мурманска. В нем расположена военно-морская база Северного флота. 5 мая 2008 Указом Президента Российской Федерации Полярному присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы».

Командир полка Михаил Шкунов

24 июня 1969 года скончался Михаил Алексеевич Шкунов, гвардии полковник, Герой Советского Союза.

Командир полка Михаил Шкунов

24 июня 1969 года скончался Михаил Алексеевич Шкунов, гвардии полковник, Герой Советского Союза.

В июле 1943 года в ходе Курской битвы 136-й гвардейский стрелковый полк под командованием М. А. Шкунова преградил под Прохоровкой путь немецким танкам и, впоследствии принял участие в общем контрнаступлении 5-й гвардейской армии, в результате которого враг был отброшен на исходные рубежи. За десять дней боёв полк под командованием М. А. Шкунова уничтожил более 3 тысяч немецких солдат и офицеров, 11 танков, освободил 20 населённых пунктов.

В сентябре 1943 года полк принимал участие в боях за Днепр. Командование 40-й армии поставило задачу совершить обходный манёвр и внезапной атакой с тыла овладеть городом Прилуки — сильным укреплённым объектом, преграждавшим путь к Днепру. Полк Шкунова выполнил эту задачу — разбив гитлеровцев у хутора Кудвабровский, красноармейцы ночью прошли 20 километров по вражеским тылам и при поддержке группы черниговских партизан рано утром 20 сентября 1943 года вошли в Прилуки с юго-запада и захватили город после упорного боя. При преследовании отступающих немцев полк Шкунова одним из первых в 40-й армии форсировал Днепр южнее Киева и захватил плацдарм в районе сел Гребенки и Юшки. Семнадцать дней продолжались бои за удержание стратегически важного плацдарма, в ходе которых были отбиты все контратаки противника, что дало возможность для дальнейшего наступления наших войск.

29 октября 1943 года М. А. Шкунову за «отвагу, мужество и умелое руководство полком при форсировании Днепра, захвате и удержании плацдарма на западном берегу реки» присвоено звание Героя Советского Союза.

17 марта 1944 года в ожесточённом бою под Винницей Шкунов был тяжело ранен. Лишённый способности двигаться, он продолжал руководить войсками до выполнения боевой задачи. В течение года полковник Шкунов находился в госпитале. В связи с инвалидностью в апреле 1945 года был уволен в отставку.

После войны окончил высшую партийную школу при ЦК КПСС, работал в Краснодарском горкоме КПСС, избирался депутатом краевого Совета депутатов трудящихсяУмер 24 июня 1969 года. Похоронен на Славянском кладбище города Краснодара.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии