RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Спецназовец Евгений Остроухов
25 августа 2014 г.

Спецназовец Евгений Остроухов

25 августа 2002 года погиб в ходе проведения специальной операции по пресечению действий незаконных вооружённых формирований в чеченском селе Старые Атаги Герой России старший лейтенант милиции Евгений Остроухов
Памяти Вадима Сергеевича Турченко
18 мая 2019 г.

Памяти Вадима Сергеевича Турченко

18 мая 2019 года ушел из этой жизни мой дорогой сыночек, бывший командир группы целеуказания гвардейского ракетного крейсера «Варяг» гвардии старший лейтенант запаса Турченко Вадим Сергеевич
Армейские перспективы-2014
3 января 2014 г.

Армейские перспективы-2014

Минобороны России приступит к строительству Национального центра управления обороной государства
Памяти владыки Иоанна Снычева
2 ноября 2015 г.

Памяти владыки Иоанна Снычева

20 лет назад отошел ко Господу митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн
Россия — США: газовая дуэль
7 июля 2015 г.

Россия — США: газовая дуэль

Американская стратегия вытеснения нашей страны из европейского газового рынка терпит фиаско
Главная » Герои нашего времени » Подо льдами к Северному полюсу

Подо льдами к Северному полюсу

17 июля июля 1962 года первая советская атомная подводная лодка, впоследствии названная «Ленинский комсомол», достигла подо льдами "крыши мира"

Сообщение о подводном покорении русскими Северного полюса потрясло весь мир: ослабленный разрушительной войной СССР догнал американцев в атомном подводном кораблестроении!
Подо льдами к Северному полюсу

В подготовке, осуществлении и обеспечении этого исторического похода принимало участие немало людей, но наибольшая ответственность легла, безусловно, на главнокомандующего Военно-морским флотом в то время адмирала флота Сергея Горшкова, чей замысел лег в основу первого похода к полюсу, и на командира атомохода капитана 2 ранга Льва.Жильцова, который с экипажем этот замысел осуществил. Мне довелось с ними побеседовать, когда оба были еще живы, и записать на диктофон воспоминания главных действующих лиц этого выдающегося события.

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:

Подводный поход на полюс — это уже история, но история нашего времени — яркая страница в летописи свершений первого в мире социалистического государства. Идея подледного плавания к Северному полюсу всегда будоражила умы советских подводников. Но воплотить ее в жизнь на дизельных подводных лодках было невозможно. Они требуют периодического всплытия для подзарядки аккумуляторных батарей, что невозможно в условиях высоких широт, почти сплошь покрытых ледяным панцирем.
В начале пятидесятых годов в ответ на активные действия США по созданию атомных подводных лодок в нашей стране была выработана своя программа строительства подводных кораблей с ядерной энергетикой. Первая советская атомная подводная лодка была создана в рекордно короткий срок. Заблаговременно, с особой тщательностью отбирали мы на нее экипаж. Первым командиром-атомником стал капитан 2 ранга Л.Осипенко, его заместителем по политической части — капитан 3 ранга Г.Беляшов, старшим помощником командира был назначен капитан-лейтенант Л.Жильцов, командиром электромеханической боевой части — инженер-капитан-лейтенант Б.Акулов. Весь экипаж прошел глубокую и всестороннюю подготовку к работе с атомной энергетической установкой и к концу пятидесятых годов успешно закончил испытания нового корабля. Только тогда идея подледного похода к полюсу легла в плоскость практических возможностей. Именно тогда в Центральном Комитете КПСС мне был задан вопрос: можем ли мы подо льдами достичь Северного полюса? Я ответил с убежденностью, что можем. Нужно только некоторое время для всесторонней подготовки. Меня не торопили. Но уже тогда был оговорен и конкретный корабль, названный впоследствии «Ленинский комсомол».

Контр-адмирал Л.ЖИЛЬЦОВ:
К началу 60-х годов наша лодка прошла не только все испытания, опытные походы, но и выполнила десятки учебно-боевых задач. Словом, в отсеках мы чувствовали себя совершенно уверенно. Однако каждый отдавал себе отчет в том, что плавания подо льдами, которые экипаж начал осваивать, таят множество неожиданностей. В памяти экипажа надолго осталась первая попытка уйти под кромку льда. Еще на подходе к ней нас смутили неожиданные шумы винтов (как потом оказалось, это было эхо собственных шумов, отражавшихся от проходящих над головой одиночных льдин). Решили всплыть и разобраться в надводной обстановке. Над головой чистая вода. Начали поднимать перископ — и вдруг… толчок, скрежет. Натолкнулись на лед. Для подводников потерять перископ — это лишиться возможности визуально контролировать один из самых ответственных моментов — время всплытия. Чтобы выяснить обстановку, решили всплыть и осмотреться. Штормило. Я выбрался через верхний рубочный люк. Боцман мичман Н.Шейко тогда страховал меня. Погнутый перископ лежал на боку. Пришлось возвращаться в базу. Так был получен первый урок в подготовке к походу на полюс, о котором в то время мы, конечно, и не думали. Известие о таком походе для командования корабля оказалось неожиданностью, как и то, что вскоре он был отложен.

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:
Да, задачу готовиться к походу на полюс «Ленинский комсомол» получил задолго до осуществления его. По некоторым причинам сроки плавания были перенесены. Командование ВМФ решило использовать «Ленинский комсомол» для активной работы с надводными кораблями и получения опыта подледного плавания. Корабль и экипаж работали в экстремальных условиях. Естественно, что это был очень хорошо подготовленный экипаж, имевший большой практический опыт работы в нештатных ситуациях.

Когда срок похода к полюсу был определен окончательно, я побывал на Северном флоте, детально проверил готовность лодки к такому ответственному заданию. Побеседовал с офицерами корабля, которые произвели на меня благоприятное впечатление своими знаниями и готовностью к выполнению специального задания. Подводная лодка, как я оценил, была вполне подготовлена, о чем была сделана запись в вахтенном журнале корабля.

Естественно, что готовили мы и лодку-дублера на случай непредвиденных обстоятельств. Это был атомоход значительно моложе «Ленинского комсомола». Командовал кораблем капитан 2 ранга В.Чернавин, ныне адмирал флота, главнокомандующий ВМФ. Лодка Чернавина начала активно отрабатывать методику подледных плаваний, и экипаж этого корабля, вообще отличавшийся высоким мастерством, сплоченностью, сплаванностью, быстро обрел необходимый опыт.

И вот наступил день начала похода.

Контр-адмирал в отставке Л.ЖИЛЬЦОВ:
Коллеги-атомники провожали нас в плавание не без сомнений. Задача необыкновенно сложная, требующая высочайшей надежности техники. И еще очень многое на корабле требовало более обстоятельного восстановления. Однако моряки у нас будто видели корабль насквозь, обладали отличными ремонтными навыками. Поэтому верили, что любая неожиданность нам по силам.

Не успели мы миновать Баренцево море, как экипаж был подвергнут жесточайшему испытанию.

Греется опорный подшипник электродвигателя главного циркуляционного насоса, – вдруг доложили с пульта управления ГЭУ. Все — от командира перехода контр-адмирала А.Петелина до каждого матроса — поняли, что это значит. Придется отключить один из важных механизмов. А значит — стоп поход. Ибо в таком состоянии идти под арктический лед — самый настоящий авантюризм.

Вызвал нашего главного электрика капитан-лейтенанта А.Шурыгина. Да чего там вызывать, он и сам устремился в центральный пост. До подхода к ледовой кромке подшипник необходимо сменить. А ведь он новый, только установленный на заводе. Но и на заводе это немалая трудность. А здесь надо поднимать тяжелейший электромотор вертикального исполнения и работать вплотную с обжигающими паропроводами. Но главное — наши электрики старый подшипник запасливо оставили на корабле. Контр-адмирал Петелин утвердил мое решение продолжать поход к полюсу, производя ремонт на ходу. Опытные старшины Н.Воробьев, Н.Метельников, матросы А.Ильинов, Г.Вьюхин под руководством командира электротехнического дивизиона капитан-лейтенанта А.Шурыгина начали замену подшипника. В неудобном положении, без отдыха работали они несколько часов подряд. И насос был введен в строй. На заводе такой ремонт требует не одни сутки.

И вот все у нас в порядке, мы — подо льдами. Участок пути, где наиболее вероятна встреча с айсбергами, шли на большой глубине. Несмотря на всестороннее оснащение лодки различными приборами для обнаружения льда и его измерения, лучшим все же оставался перископ, в который можно смотреть своими глазами. Мы установили пост «вверхсмотрящего», тем более что подо льдом кое-кто оказался «безработным». Это были свободные от вахты связист Десятчиков и два радиометриста — Федоров и Булгаков. Они первыми увидели Арктику снизу. С большой глубины она весьма своеобразна. Под толстым паком — почти полная темнота. Серо-зеленые поля соответствуют льду потоньше. А свежий нилас или чистая вода разводий, полыней — ярко-зеленые, цвета жизни.

 

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:
К моменту похода на «Ленинском комсомоле» уже произошли значительные изменения и в личном составе, и в командовании корабля. Лев Михайлович Жильцов, исключительно хорошо зарекомендовавший себя еще на должности старшего помощника, несколько лет возглавлял экипаж. Его заместителем по политической части был капитан-лейтенант А.Штурманов, старшим помощником — капитан 3 ранга Г.Первушин, командиром электромеханической боевой части — инженер-капитан 3 ранга Р.Тимофеев — все офицеры молодые, но атомники опытные. В выборе командира перехода у нас не было сомнений. Командир соединения подводных лодок контр-адмирал Александр Иванович Петелин являлся одним из опытнейших подводников.

Накануне похода меня интересовала не только информация о готовности к походу корабля, экипажа, меня очень интересовало настроение, самочувствие подводников. Да, американские подводники уже побывали подо льдами. Но делиться с кем-либо опытом, конечно, не собирались. И советским атомникам предстояло идти, по сути дела, в неизведанное. Первоначально «Ленинскому комсомолу» предписывалось пройти подо льдом до 85-й параллели, затем возвратиться к чистой воде. Капитан 2 ранга Жильцов обратился ко мне с предложением не возвращаться к ледовой кромке, а всплыть в полынье, тогда и доложить о ходе плавания. Я согласился. Это давало нам экономию времени.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 августа
четверг
2019

В этот день:

22 августа -День Государственного флага Российской Федерации.

Праздник был установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации.

22 августа -День Государственного флага Российской Федерации.

Праздник был установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации.

Госуда́рственный флаг Росси́йской Федера́ции как официальный государственный символ утверждён указом президента Российской Федерации № 2126 от 11 декабря 1993 года «О Государственном флаге Российской Федерации». Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.  Исторически «триколор» являлся торговым или коммерческим флагом Российской Империи.

В артикуле 6 утверждённого Петром Первым 13 января 1720 года Уставе морском было сказано: "Корабли торговые Российские повинны иметь флаг полосатой трех колеров: белый, синий, красной". В 1885 году бело-сине-красный флаг был подтвержден императором Александром III флагом коммерческих судов: "Флаг для коммерческих судов состоит из трёх горизонтальных полос, считая сверху: белой, синей и красной". В государственной символике Российской Империи преобладали другие цвета. Созданное в 1696 году гербовое знамя Петра I было красным с белой каймой. В 1742 году в связи с предстоящей коронацией Елизаветы Петровны было создано новое государственное знамя Российской империи (которое являлось одной из государственных регалий наряду с короной, скипетром, печатью и использовалось на торжественных церемониях, коронациях, погребениях императоров). Оно состояло из жёлтого полотнища с изображением на обеих его сторонах чёрного двуглавого орла в окружении овальных щитков с 31 гербом, символизирующих упомянутые в императорской титулатуре царства, княжества и земли. Как символ российской государственности использовался также флаг из государственных цветов чёрно-жёлто-белого сочетания. Ельцин и его окружение выбрали коммерческий триколор как символ современной России.

Одноногий адмирал Иван Исаков

22 августа 1894 года родился Иван Степанович ИСАКОВ (умер 11.10.1967), Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза. 20-летним юношей он начал военно-морскую службу. В годы Первой мировой войны служил мичманом на эсминце "Изяслав". После революции занимал ряд руководящих командных и штабных должностей на флотах, а также в центральном аппарате ВМФ, командовал Краснознаменным Балтийским флотом.

Одноногий адмирал Иван Исаков

22 августа 1894 года родился Иван Степанович ИСАКОВ (умер 11.10.1967), Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза. 20-летним юношей он начал военно-морскую службу. В годы Первой мировой войны служил мичманом на эсминце "Изяслав". После революции занимал ряд руководящих командных и штабных должностей на флотах, а также в центральном аппарате ВМФ, командовал Краснознаменным Балтийским флотом.

В 1938 г. был назначен заместителем Народного комиссара Военно-морского Флота. В 1939 г. он вступил в ряды Коммунистической партии.  Незаурядные способности адмирала Исакова как флотоводца и крупного военачальника особенно раскрылись в годы Великой Отечественной войны, которую он встретил на посту первого заместителя Народного комиссара Военно-Морского Флота. В июле 1941 г., когда создалось тяжелое положение для наших войск и флота в Прибалтике, И. С. Исакова назначили заместителем главнокомандующего Северо-Западного направления по морской части. С образованием Северо-Кавказского направления в апреле 1942 г. И. С. Исакова назначили заместителем главнокомандующего и членом Военного совета этого направления. Организаторский талант Ивана Степановича сыграл большую роль в объединении усилий войск, действовавших в Севастополе, на Керченском полуострове и на Кавказском побережье. Он много внимания уделял боевым действиям Азовской флотилии, Керченской военно-морской базы и других частей Черноморского флота. 4 октября 1942 г. при очередной поездке на передовые линии недалеко от Туапсе, в районе Гойтхского перевала, И. С. Исаков был тяжело ранен. Ему ампутировали ногу. Три месяца продолжалась борьба за его жизнь. Зимой Исаков , не покидая палаты, начал работать, а в мае 1943 г. вернулся в Москву. Став инвалидом, Иван Степанович не потерял самообладания и мужества. Он был назначен начальником Главного штаба ВМФ и заместителем главнокомандующего Военно-Морского Флота, впоследствии занимал ряд других ответственных должностей в центральном аппарате Министерства обороны. Он был удостоен звания Героя Советского Союза, награжден шестью орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, многими медалями, а также орденами ряда иностранных государств. И. С. Исаков скончался в 1967 г. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Возвращение Порт-Артура

22 августа 1945 года советские десантники освободили Порт-Артур и Дальний (Дайрен) от японских захватчиков.

Возвращение Порт-Артура

22 августа 1945 года советские десантники освободили Порт-Артур и Дальний (Дайрен) от японских захватчиков.

13 августа 1945 года - президент США Гарри Трумэн отдал приказ занять порт Дальний до того, как туда высадятся русские. Сделать это американцы собирались на кораблях. Советское командование решило опередить США: пока те доплывут до Ляодунского полуострова, высадить русский десант на гидросамолетах.

22 августа 1945 года 27 самолетов 117-го авиаполка Военно-Воздушных Сил Тихоокеанского Флота поднялись в воздух и взяли курс на порт Дальний. На борту каждого из них было по 36 человек. В бухте порта Дальний десант высадился и занял город. Затем совместно с частями

6-й Гвардейской танковой армии и частями 39-й армии освободили весь Ляодунский полуостров вместе с Порт-Артуром. Он снова вернулся в Россию. Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин так оценил этот факт: «Свою агрессию против нашей страны Япония начала еще в 1904 году во время русско-японской войны... Как известно, в войне с Японией Россия потерпела тогда поражение. Было ясно, что Япония ставит себе задачу отторгнуть от России весь ее Дальний Восток.... Но поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны... легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня».

 

Авиаконструктор Александр Яковлев

22 августа 1989 года скончался Александр Сергеевич Яковлев (р. 1906), авиаконструктор, лауреат шести Сталинских премий, Ленинской премии и Государственной премии СССР, создатель самолётов серии ЯК.

Авиаконструктор Александр Яковлев

22 августа 1989 года скончался Александр Сергеевич Яковлев (р. 1906), авиаконструктор, лауреат шести Сталинских премий, Ленинской премии и Государственной премии СССР, создатель самолётов серии ЯК.

Под руководством Яковлева ОКБ 115 выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено 70 000 самолётов «Як». Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии