RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Умыть Америку её же соплями
15 августа 2014 г.

Умыть Америку её же соплями

Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко считает, что пришло время помочь украинцам освободиться от американско-фашистской хунты
Россия подбирается к США
14 февраля 2015 г.

Россия подбирается к США

14 февраля 2014 года закончилась несомненно историческая поездка министра обороны России Сергея Шойгу в Латинскую Америку
«Белая кость» военной журналистики
17 января 2018 г.

«Белая кость» военной журналистики

Ушёл из жизни полковник Валерий Петрович Бунин, выпускник ЛВВПУ 1973 года, бывший редактор газеты СКВО «Военный вестник Юга России»
Путин: полёт над пропастью
21 октября 2015 г.

Путин: полёт над пропастью

С одной стороны нашего президента люто ненавидят либералы, с другой — начинают проклинать и некоторые патриоты
Атомоход «Верхотурье» напугал США
12 декабря 2015 г.

Атомоход «Верхотурье» напугал США

12 декабря 2015 года этот ракетный подводный крейсер стратегического назначения из Баренцева моря достал комплексом «Синева» до противоположного полушария планеты
Главная » Герои нашего времени » Подо льдами к Северному полюсу

Подо льдами к Северному полюсу

17 июля июля 1962 года первая советская атомная подводная лодка, впоследствии названная «Ленинский комсомол», достигла подо льдами "крыши мира"

Сообщение о подводном покорении русскими Северного полюса потрясло весь мир: ослабленный разрушительной войной СССР догнал американцев в атомном подводном кораблестроении!
Подо льдами к Северному полюсу

В подготовке, осуществлении и обеспечении этого исторического похода принимало участие немало людей, но наибольшая ответственность легла, безусловно, на главнокомандующего Военно-морским флотом в то время адмирала флота Сергея Горшкова, чей замысел лег в основу первого похода к полюсу, и на командира атомохода капитана 2 ранга Льва.Жильцова, который с экипажем этот замысел осуществил. Мне довелось с ними побеседовать, когда оба были еще живы, и записать на диктофон воспоминания главных действующих лиц этого выдающегося события.

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:

Подводный поход на полюс — это уже история, но история нашего времени — яркая страница в летописи свершений первого в мире социалистического государства. Идея подледного плавания к Северному полюсу всегда будоражила умы советских подводников. Но воплотить ее в жизнь на дизельных подводных лодках было невозможно. Они требуют периодического всплытия для подзарядки аккумуляторных батарей, что невозможно в условиях высоких широт, почти сплошь покрытых ледяным панцирем.
В начале пятидесятых годов в ответ на активные действия США по созданию атомных подводных лодок в нашей стране была выработана своя программа строительства подводных кораблей с ядерной энергетикой. Первая советская атомная подводная лодка была создана в рекордно короткий срок. Заблаговременно, с особой тщательностью отбирали мы на нее экипаж. Первым командиром-атомником стал капитан 2 ранга Л.Осипенко, его заместителем по политической части — капитан 3 ранга Г.Беляшов, старшим помощником командира был назначен капитан-лейтенант Л.Жильцов, командиром электромеханической боевой части — инженер-капитан-лейтенант Б.Акулов. Весь экипаж прошел глубокую и всестороннюю подготовку к работе с атомной энергетической установкой и к концу пятидесятых годов успешно закончил испытания нового корабля. Только тогда идея подледного похода к полюсу легла в плоскость практических возможностей. Именно тогда в Центральном Комитете КПСС мне был задан вопрос: можем ли мы подо льдами достичь Северного полюса? Я ответил с убежденностью, что можем. Нужно только некоторое время для всесторонней подготовки. Меня не торопили. Но уже тогда был оговорен и конкретный корабль, названный впоследствии «Ленинский комсомол».

Контр-адмирал Л.ЖИЛЬЦОВ:
К началу 60-х годов наша лодка прошла не только все испытания, опытные походы, но и выполнила десятки учебно-боевых задач. Словом, в отсеках мы чувствовали себя совершенно уверенно. Однако каждый отдавал себе отчет в том, что плавания подо льдами, которые экипаж начал осваивать, таят множество неожиданностей. В памяти экипажа надолго осталась первая попытка уйти под кромку льда. Еще на подходе к ней нас смутили неожиданные шумы винтов (как потом оказалось, это было эхо собственных шумов, отражавшихся от проходящих над головой одиночных льдин). Решили всплыть и разобраться в надводной обстановке. Над головой чистая вода. Начали поднимать перископ — и вдруг… толчок, скрежет. Натолкнулись на лед. Для подводников потерять перископ — это лишиться возможности визуально контролировать один из самых ответственных моментов — время всплытия. Чтобы выяснить обстановку, решили всплыть и осмотреться. Штормило. Я выбрался через верхний рубочный люк. Боцман мичман Н.Шейко тогда страховал меня. Погнутый перископ лежал на боку. Пришлось возвращаться в базу. Так был получен первый урок в подготовке к походу на полюс, о котором в то время мы, конечно, и не думали. Известие о таком походе для командования корабля оказалось неожиданностью, как и то, что вскоре он был отложен.

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:
Да, задачу готовиться к походу на полюс «Ленинский комсомол» получил задолго до осуществления его. По некоторым причинам сроки плавания были перенесены. Командование ВМФ решило использовать «Ленинский комсомол» для активной работы с надводными кораблями и получения опыта подледного плавания. Корабль и экипаж работали в экстремальных условиях. Естественно, что это был очень хорошо подготовленный экипаж, имевший большой практический опыт работы в нештатных ситуациях.

Когда срок похода к полюсу был определен окончательно, я побывал на Северном флоте, детально проверил готовность лодки к такому ответственному заданию. Побеседовал с офицерами корабля, которые произвели на меня благоприятное впечатление своими знаниями и готовностью к выполнению специального задания. Подводная лодка, как я оценил, была вполне подготовлена, о чем была сделана запись в вахтенном журнале корабля.

Естественно, что готовили мы и лодку-дублера на случай непредвиденных обстоятельств. Это был атомоход значительно моложе «Ленинского комсомола». Командовал кораблем капитан 2 ранга В.Чернавин, ныне адмирал флота, главнокомандующий ВМФ. Лодка Чернавина начала активно отрабатывать методику подледных плаваний, и экипаж этого корабля, вообще отличавшийся высоким мастерством, сплоченностью, сплаванностью, быстро обрел необходимый опыт.

И вот наступил день начала похода.

Контр-адмирал в отставке Л.ЖИЛЬЦОВ:
Коллеги-атомники провожали нас в плавание не без сомнений. Задача необыкновенно сложная, требующая высочайшей надежности техники. И еще очень многое на корабле требовало более обстоятельного восстановления. Однако моряки у нас будто видели корабль насквозь, обладали отличными ремонтными навыками. Поэтому верили, что любая неожиданность нам по силам.

Не успели мы миновать Баренцево море, как экипаж был подвергнут жесточайшему испытанию.

Греется опорный подшипник электродвигателя главного циркуляционного насоса, – вдруг доложили с пульта управления ГЭУ. Все — от командира перехода контр-адмирала А.Петелина до каждого матроса — поняли, что это значит. Придется отключить один из важных механизмов. А значит — стоп поход. Ибо в таком состоянии идти под арктический лед — самый настоящий авантюризм.

Вызвал нашего главного электрика капитан-лейтенанта А.Шурыгина. Да чего там вызывать, он и сам устремился в центральный пост. До подхода к ледовой кромке подшипник необходимо сменить. А ведь он новый, только установленный на заводе. Но и на заводе это немалая трудность. А здесь надо поднимать тяжелейший электромотор вертикального исполнения и работать вплотную с обжигающими паропроводами. Но главное — наши электрики старый подшипник запасливо оставили на корабле. Контр-адмирал Петелин утвердил мое решение продолжать поход к полюсу, производя ремонт на ходу. Опытные старшины Н.Воробьев, Н.Метельников, матросы А.Ильинов, Г.Вьюхин под руководством командира электротехнического дивизиона капитан-лейтенанта А.Шурыгина начали замену подшипника. В неудобном положении, без отдыха работали они несколько часов подряд. И насос был введен в строй. На заводе такой ремонт требует не одни сутки.

И вот все у нас в порядке, мы — подо льдами. Участок пути, где наиболее вероятна встреча с айсбергами, шли на большой глубине. Несмотря на всестороннее оснащение лодки различными приборами для обнаружения льда и его измерения, лучшим все же оставался перископ, в который можно смотреть своими глазами. Мы установили пост «вверхсмотрящего», тем более что подо льдом кое-кто оказался «безработным». Это были свободные от вахты связист Десятчиков и два радиометриста — Федоров и Булгаков. Они первыми увидели Арктику снизу. С большой глубины она весьма своеобразна. Под толстым паком — почти полная темнота. Серо-зеленые поля соответствуют льду потоньше. А свежий нилас или чистая вода разводий, полыней — ярко-зеленые, цвета жизни.

 

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:
К моменту похода на «Ленинском комсомоле» уже произошли значительные изменения и в личном составе, и в командовании корабля. Лев Михайлович Жильцов, исключительно хорошо зарекомендовавший себя еще на должности старшего помощника, несколько лет возглавлял экипаж. Его заместителем по политической части был капитан-лейтенант А.Штурманов, старшим помощником — капитан 3 ранга Г.Первушин, командиром электромеханической боевой части — инженер-капитан 3 ранга Р.Тимофеев — все офицеры молодые, но атомники опытные. В выборе командира перехода у нас не было сомнений. Командир соединения подводных лодок контр-адмирал Александр Иванович Петелин являлся одним из опытнейших подводников.

Накануне похода меня интересовала не только информация о готовности к походу корабля, экипажа, меня очень интересовало настроение, самочувствие подводников. Да, американские подводники уже побывали подо льдами. Но делиться с кем-либо опытом, конечно, не собирались. И советским атомникам предстояло идти, по сути дела, в неизведанное. Первоначально «Ленинскому комсомолу» предписывалось пройти подо льдом до 85-й параллели, затем возвратиться к чистой воде. Капитан 2 ранга Жильцов обратился ко мне с предложением не возвращаться к ледовой кромке, а всплыть в полынье, тогда и доложить о ходе плавания. Я согласился. Это давало нам экономию времени.

 

Контр-адмирал в отставке Л.ЖИЛЬЦОВ:
Подошли к району первого всплытия. Как только обнаруживалась пригодная полынья, мы начинали маневр разворота, чтобы вернуться к ней. Но, подойдя через 5–10 минут к расчетной точке, мы полыньи не находили. И так не один раз. В конце концов поняли, что за время маневра ветровым дрейфом сносило льды, а лодку — течением. Пришлось менять тактику. С обнаружением полыньи стопорили ход, толчками заднего хода гасили инерцию, затем аккуратно «сдавали» корабль назад. Плавание лодки под водой задним ходом считается высшим пилотажем, так как при малейшей ошибке боцмана может привести к аварийным дифферентам. Но мы такой маневр отрабатывали заранее. Вертикальное всплытие без хода — также.
Вот долгожданная полынья. Но торопиться в Арктике нельзя. Медленно всплываем — и вдруг на экране телевизора появляется льдина. Снова погружение, снова поиск. Разводье. Задний ход. Лодка опять начала всплывать. И вдруг доклад от перископа: «Над рубкой лед». Командую: «Заполнить быструю!» Крыша ограждения рубки чуть коснулась льдины, и мы начали быстро погружаться… Наконец — полынья большой протяженности, мы не стали доходить до противоположной ее кромки. Всплыли спокойно, даже с небольшим ходом.

На переданную радиограмму квитанция пришла мгновенно. Конечно, там, на берегу, очень ждали нашего сообщения.
После четырехчасовой стоянки мы погрузились и взяли курс на полюс. Сравнивая показания эхолота с глубинами, нанесенными на карту, штурман капитан-лейтенант О. Певцов увидел неожиданное и быстрое поднятие рельефа дна. Уменьшили ход до малого. Все приковали свое внимание к эхограмме — что же будет дальше?
17 июля в 6 часов утра штурман доложил, что на полюсе будем через пятьдесят минут. Вахтенный офицер объявил об этом по кораблю. Стали готовить праздничный завтрак. Александр Иванович Петелин предложил мне произнести речь по трансляции и поздравить всех участников похода с достижением полюса. Ровно в 6.50 было объявлено об этом событии. В отсеках раздалось дружное «Ура!»

 

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:
Уже само по себе достижение Северного полюса подо льдами свидетельствовало о высоком потенциале советской науки и техники. И даже если бы только ради этого мы посылали подводную лодку к полюсу, ее поход был бы многократно оправдан. Однако ставилось немало и чисто прикладных задач: накопление опыта подледного плавания, испытание систем, приборов и многие другие. Среди них особое место занимали научные задачи. На лодке находилась группа ученых – конструкторов и гидрографов. В походе были сделаны довольно важные научные наблюдения и исследования. Например, подтверждена гипотеза советского океанографа Я.Гаккеля о наличии в Арктике еще одного подводного хребта. Позже его назвали хребтом Гаккеля, а одну из вершин — именем подводной лодки – «Ленинский комсомол».

 

Контр-адмирал в отставке Л.ЖИЛЬЦОВ:
На обратном пути решили попытаться всплыть как можно ближе к полюсу. Но сплошной паковый лед пробивали лишь трещины да небольшие полыньи. Только за полюсом начала появляться чистая вода, и мы сразу уменьшили ход. Нашли полынью. Всплыли. Как будто Арктика специально приготовила для нас бухту отдыха.
Тишина вокруг такая, что, кажется, звенит в ушах. Ни малейшего ветерка. Очень низкая облачность — не завидую нашим гидрографам и штурманам. Попробуй отловить секстаном солнышко. Но надо. Очень! Даем донесение на флот. Получаем ответное радио. Нас поздравляло командование. Затем пришла правительственная радиограмма. Пока мы стояли в полынье, все три боевые смены успели побывать на льдине.

 

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:

За успешное выполнение специального задания Родины контр-адмирал А.Петелин, капитан 2 ранга Л.Жильцов и инженер-капитан 2 ранга Р.Тимофеев (это воинское звание он получил уже в походе) удостоились звания Героя Советского Союза, а весь личный состав атомохода — высоких государственных наград.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
6 декабря
воскресенье
2020

В этот день:

Воцарение императрицы Елизаветы Петровны

6 декабря 1741 года произошел государственный переворот в России, в результате которого императрицей стала Елизавета Петровна.

Воцарение императрицы Елизаветы Петровны

6 декабря 1741 года произошел государственный переворот в России, в результате которого императрицей стала Елизавета Петровна.

Она была младшей дочерью Петра I и Екатерины I, рождённой за два года до их вступления в брак. По завещанию Екатерины I Елизавета получила права на престол после Петра II. Но после его кончины в январе 1730 года про завещание Екатерины «забыли»: вместо Елизаветы престол был отдан её двоюродной сестре Анне Иоанновне.

А после её смерти — младенцу Ивану VI (сын племянницы Анны Иоановны — Анны Леопольдовны) при регентстве Бирона. Через две недели в результате переворота Бирона арестовали и регентшей стала Анна Леопольдовна (фактически объявила себя правительницей). Все это породило большое недовольство у части элиты, на которую оперлась Елизавета в ходе переворота 6 декабря 1741 года.

32-летняя цесаревна, проявив недюжинную отвагу, отправилась в Преображенские казармы и прошла в гренадерскую роту.

— Вы знаете, кто я? — спросила она солдат. — Хотите следовать за мною?

— Как не знать тебя, матушка цесаревна? Да в огонь и в воду за тобою пойдём, желанная, — хором ответили солдаты.

Цесаревна взяла крест, стала на колени и воскликнула:

— Клянусь этим крестом умереть за вас! Клянётесь ли вы служить мне также, как служили моему отцу?

— Клянёмся, клянёмся! — ответили солдаты хором…(Так описано в романе Н. Э. Гейнце «Романовы. Елизавета Петровна»).

Не встретив сопротивления, с помощью 308 верных гвардейцев она провозгласила себя новой императрицей, распорядившись заточить в крепость малолетнего Ивана VI и арестовать всю Брауншвейгскую фамилию (родственников Анны Иоанновны, в том числе регентшу Ивана VI — Анну Леопольдовну) и её приверженцев. Фавориты прежней императрицы Миних, Левенвольде и Остерман были приговорены к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь — дабы показать Европе терпимость новой самодержицы.

Елизавета Петровна в свое царствование продолжила дела отца.

 

Печальная судьба Инженерной академии

6 декабря 1819 года Александром I в Санкт-Петербурге основано Главное инженерное училище, готовившее инженеров для русской армии.

Печальная судьба Инженерной академии

6 декабря 1819 года Александром I в Санкт-Петербурге основано Главное инженерное училище, готовившее инженеров для русской армии.

 Впоследствии было преобразовано в Николаевскую инженерную академию.

В 1925 году в результате объединения с Артиллерийской академией в Ленинграде создана Военно-техническая академия, в которой существовал инженерный факультет. В марте 1932 года он был переведен в Москву, где на базе высшего инженерно-строительного училища была создана Военно-инженерная академия, которой в 1935 году было присвоено имя В. В. Куйбышева. С 1998 года в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации Военно-инженерная академия имени В. В. Куйбышева (г. Москва) преобразована в Военно-инженерный университет с тремя филиалами: Санкт-Петербургским, Нижегородским и Тюменским. В 2004 году Военно-инженерный университет опять преобразован в Военно-инженерную академию (г. Москва), но уже без упоминания имени В. В. Куйбышева.

1 августа 2006 года академия присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск), те есть фактически расформирована, поскольку теперь, как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград. Здание в центре Москвы у бывшей академии отобрали опричники Сердюкова, и оно в 2006 году передано в ведение Минэкономразвития (не в этом ли заключаются главные мотивы проведенного «реформирова

Нарком ВМФ Николай Кузнецов

6 декабря 1974 года скончался Николай Герасимович Кузнецов (р. 1904)

Нарком ВМФ Николай Кузнецов

6 декабря 1974 года скончался Николай Герасимович Кузнецов (р. 1904)

Герой Советского Союза (1945), адмирал флота Советского Союза, в 1939—1946 и 1951—1955 возглавлял советский ВМФ (как народный комиссар Военно-морского флота (1939—1946), Военно-морской министр (1951—1953) и главнокомандующий ВМФ).

Первый ракетный завод

6 декабря 1862 года Императором АЛЕКСАНДРОМ II утвержден проект создания ракетного завода в Николаеве.

Первый ракетный завод

6 декабря 1862 года Императором АЛЕКСАНДРОМ II утвержден проект создания ракетного завода в Николаеве.

Проект был представлен ученым-артиллеристом Константином Ивановичем КОНСТАНТИНОВЫМ. В 1867 году генерал-лейтенант Константинов будет назначен командиром завода и станет лично руководить его строительством, монтажом и наладкой оборудования. Испытания первых выпущенных заводом ракет пройдут в 1871 году вскоре после смерти ученого.

Подвиг сержанта Васильковского

6 декабря 1941 года Вячеслав Васильковский одним из первых в Великой Отечественной войне закрыл своим телом амбразуру

Подвиг сержанта Васильковского

6 декабря 1941 года Вячеслав Васильковский одним из первых в Великой Отечественной войне закрыл своим телом амбразуру

 

Это произошло во время Московской битвы при освобождении деревни Рябинки Конаковского района.
Во время битвы за Москву войска Западного и Калининского фронтов 5-6 декабря 1941 года

начали контрнаступление против остановленного в 27 километрах от столицы противника. Немцы перешли к обороне. Они не успели подготовить сплошную линию обороны, но нашпиговали местность многочисленными опорными пунктами в районе сел и деревень, в основе которых были дзоты — дерево-земляные огневые точки, представляющие особую опасность для наступающей пехоты.
Дзот представлял собой окоп, обложенный толстыми досками, с амбразурой. Он накрывался бревнами в 3-4 наката и засыпался землей, которая трамбовалась и заливалась водой. От такой промерзшей земельной глыбы отскакивали не только пули, но и снаряды малого калибра. Такой опорный пункт, согласно немецкому военному искусству, можно уничтожить только прямым попаданием снаряда большой мощности. Но так считалось лишь до тех пор, пока фашисты не узнали, что такое русский наступательный порыв.
6 декабря 1319 стрелковый полк получил задачу овладеть деревней Рябинки Калиниской области. Здесь пехота неожиданно наткнулась на дзот, который простреливал всё пространство перед деревней. Дело в том, что амбразуры дзотов до боя прикрывались белыми щитами, которые сливались со снегом. Только с выходом наступающих в сектор стрельбы щиты снимались, и свинцовый шквал становился для наших бойцов жестокой неожиданностью.
Нужно было уничтожить дзот во что бы то ни стало. Тогда еще мало кто знал, как это возможно сделать. Сержант Вячеслав Васильковский тоже не знал. Но знал он другое — дзот должен быть уничтожен. Поэтому опытный воин вызвался совершить это. Он сумел близко подползти к огневой точке и метнул гранату. Она ударилась о стенку амбразуры, отскочила и взорвалась, не причинив огневой точке никакого вреда. Стало ясно: немцы делают щель амбразуры настолько узкой, что попасть туда гранатой невозможно. Обойти дзот с тыла тоже не реально, поскольку сзади его прикрывает пехота противника. Выход один: закрыть амбразуру своим телом, а там — будь что будет.

Сослуживцы видели, как Васильковский по-пластунски максимально приблизился к дзоту и прыгун на амбразуру, прижавшись к ней. Пулемет замолчал. Полк яростно ворвался в деревню, уничтожая фашистов.
Тогда никто еще не знал, что это был один из первых случаев самопожертвования при поединке бойца с дзотом. Только в 1943 году о подобном подвиге, совершенном Александром Матросовым, расскажут газеты и будет долго считаться, что первым был именно он. Лишь в наши дни поисковики выяснят: первым — 24 августа 1941 года такой подвиг совершил при обороне Новгорода политрук Александр Панкратов, Васильковский был в первой десятке. А всего его повторят, по последним данным, 435 советских военнослужащих (кстати, у немцев — ни одного, впрочем, как и у американцев).
За этот подвиг Вячеслав Викторович Васильковский приказом командующего Западным фронтом Г.К. Жуковым был награжден орденом Ленина.
Сегодня об этом Герое известно следующее. Родился в Москве. Русский. Член ВКП(б). Закончил исторический факультет Ленинградского государственного университета. Осенью 1939 года был призван в Красную Армию. Принимал участие в советско-финской войне, в качестве пулеметчика кавалерийского полка штурмовал линию Маннергейма. К началу Великой Отечественной войны стал командиром зенитно-пулеметного расчета роты ПВО.
Похоронен в деревне Рябинки, где ему установлен памятник. На историческом факультете ЛГУ Герою установлен бюст.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии