RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Создатель «Града», «Урагана», «Смерча», «Удава»
14 февраля 2016 г.

Создатель «Града», «Урагана», «Смерча», «Удава»

13 февраля 2016 года ушел из жизни великий ученый и конструктор Геннадий Алексеевич Денежкин
Помогите детям Новороссии!
29 мая 2014 г.

Помогите детям Новороссии!

Пункты сбора вещей и продуктов для жителей Луганска и Донецка открываются по всей России
«Белые лебеди» с ракетными когтями
18 декабря 2018 г.

«Белые лебеди» с ракетными когтями

18 декабря 1981 года впервые поднялся в небо самый крупный в мире советский бомбардировщик-ракетоносец Ту-160
Подвиг разведчика Валерия Арсёнова
28 февраля 2020 г.

Подвиг разведчика Валерия Арсёнова

28 февраля 1986 года в бою с душманами погиб, закрыв собою командира, девятнадцатилетний донецкий паренёк
17 мая 2020 г.

"Чакра" Фролова

17 мая 1951 года родился Евгений Иванович Фролов — российский лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель СССР, автор именной фигуры высшего пилотажа «Чакра Фролова».
Главная » Герои нашего времени » Подо льдами к Северному полюсу

Подо льдами к Северному полюсу

17 июля июля 1962 года первая советская атомная подводная лодка, впоследствии названная «Ленинский комсомол», достигла подо льдами "крыши мира"

Сообщение о подводном покорении русскими Северного полюса потрясло весь мир: ослабленный разрушительной войной СССР догнал американцев в атомном подводном кораблестроении!
Подо льдами к Северному полюсу

В подготовке, осуществлении и обеспечении этого исторического похода принимало участие немало людей, но наибольшая ответственность легла, безусловно, на главнокомандующего Военно-морским флотом в то время адмирала флота Сергея Горшкова, чей замысел лег в основу первого похода к полюсу, и на командира атомохода капитана 2 ранга Льва.Жильцова, который с экипажем этот замысел осуществил. Мне довелось с ними побеседовать, когда оба были еще живы, и записать на диктофон воспоминания главных действующих лиц этого выдающегося события.

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:

Подводный поход на полюс — это уже история, но история нашего времени — яркая страница в летописи свершений первого в мире социалистического государства. Идея подледного плавания к Северному полюсу всегда будоражила умы советских подводников. Но воплотить ее в жизнь на дизельных подводных лодках было невозможно. Они требуют периодического всплытия для подзарядки аккумуляторных батарей, что невозможно в условиях высоких широт, почти сплошь покрытых ледяным панцирем.
В начале пятидесятых годов в ответ на активные действия США по созданию атомных подводных лодок в нашей стране была выработана своя программа строительства подводных кораблей с ядерной энергетикой. Первая советская атомная подводная лодка была создана в рекордно короткий срок. Заблаговременно, с особой тщательностью отбирали мы на нее экипаж. Первым командиром-атомником стал капитан 2 ранга Л.Осипенко, его заместителем по политической части — капитан 3 ранга Г.Беляшов, старшим помощником командира был назначен капитан-лейтенант Л.Жильцов, командиром электромеханической боевой части — инженер-капитан-лейтенант Б.Акулов. Весь экипаж прошел глубокую и всестороннюю подготовку к работе с атомной энергетической установкой и к концу пятидесятых годов успешно закончил испытания нового корабля. Только тогда идея подледного похода к полюсу легла в плоскость практических возможностей. Именно тогда в Центральном Комитете КПСС мне был задан вопрос: можем ли мы подо льдами достичь Северного полюса? Я ответил с убежденностью, что можем. Нужно только некоторое время для всесторонней подготовки. Меня не торопили. Но уже тогда был оговорен и конкретный корабль, названный впоследствии «Ленинский комсомол».

Контр-адмирал Л.ЖИЛЬЦОВ:
К началу 60-х годов наша лодка прошла не только все испытания, опытные походы, но и выполнила десятки учебно-боевых задач. Словом, в отсеках мы чувствовали себя совершенно уверенно. Однако каждый отдавал себе отчет в том, что плавания подо льдами, которые экипаж начал осваивать, таят множество неожиданностей. В памяти экипажа надолго осталась первая попытка уйти под кромку льда. Еще на подходе к ней нас смутили неожиданные шумы винтов (как потом оказалось, это было эхо собственных шумов, отражавшихся от проходящих над головой одиночных льдин). Решили всплыть и разобраться в надводной обстановке. Над головой чистая вода. Начали поднимать перископ — и вдруг… толчок, скрежет. Натолкнулись на лед. Для подводников потерять перископ — это лишиться возможности визуально контролировать один из самых ответственных моментов — время всплытия. Чтобы выяснить обстановку, решили всплыть и осмотреться. Штормило. Я выбрался через верхний рубочный люк. Боцман мичман Н.Шейко тогда страховал меня. Погнутый перископ лежал на боку. Пришлось возвращаться в базу. Так был получен первый урок в подготовке к походу на полюс, о котором в то время мы, конечно, и не думали. Известие о таком походе для командования корабля оказалось неожиданностью, как и то, что вскоре он был отложен.

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:
Да, задачу готовиться к походу на полюс «Ленинский комсомол» получил задолго до осуществления его. По некоторым причинам сроки плавания были перенесены. Командование ВМФ решило использовать «Ленинский комсомол» для активной работы с надводными кораблями и получения опыта подледного плавания. Корабль и экипаж работали в экстремальных условиях. Естественно, что это был очень хорошо подготовленный экипаж, имевший большой практический опыт работы в нештатных ситуациях.

Когда срок похода к полюсу был определен окончательно, я побывал на Северном флоте, детально проверил готовность лодки к такому ответственному заданию. Побеседовал с офицерами корабля, которые произвели на меня благоприятное впечатление своими знаниями и готовностью к выполнению специального задания. Подводная лодка, как я оценил, была вполне подготовлена, о чем была сделана запись в вахтенном журнале корабля.

Естественно, что готовили мы и лодку-дублера на случай непредвиденных обстоятельств. Это был атомоход значительно моложе «Ленинского комсомола». Командовал кораблем капитан 2 ранга В.Чернавин, ныне адмирал флота, главнокомандующий ВМФ. Лодка Чернавина начала активно отрабатывать методику подледных плаваний, и экипаж этого корабля, вообще отличавшийся высоким мастерством, сплоченностью, сплаванностью, быстро обрел необходимый опыт.

И вот наступил день начала похода.

Контр-адмирал в отставке Л.ЖИЛЬЦОВ:
Коллеги-атомники провожали нас в плавание не без сомнений. Задача необыкновенно сложная, требующая высочайшей надежности техники. И еще очень многое на корабле требовало более обстоятельного восстановления. Однако моряки у нас будто видели корабль насквозь, обладали отличными ремонтными навыками. Поэтому верили, что любая неожиданность нам по силам.

Не успели мы миновать Баренцево море, как экипаж был подвергнут жесточайшему испытанию.

Греется опорный подшипник электродвигателя главного циркуляционного насоса, – вдруг доложили с пульта управления ГЭУ. Все — от командира перехода контр-адмирала А.Петелина до каждого матроса — поняли, что это значит. Придется отключить один из важных механизмов. А значит — стоп поход. Ибо в таком состоянии идти под арктический лед — самый настоящий авантюризм.

Вызвал нашего главного электрика капитан-лейтенанта А.Шурыгина. Да чего там вызывать, он и сам устремился в центральный пост. До подхода к ледовой кромке подшипник необходимо сменить. А ведь он новый, только установленный на заводе. Но и на заводе это немалая трудность. А здесь надо поднимать тяжелейший электромотор вертикального исполнения и работать вплотную с обжигающими паропроводами. Но главное — наши электрики старый подшипник запасливо оставили на корабле. Контр-адмирал Петелин утвердил мое решение продолжать поход к полюсу, производя ремонт на ходу. Опытные старшины Н.Воробьев, Н.Метельников, матросы А.Ильинов, Г.Вьюхин под руководством командира электротехнического дивизиона капитан-лейтенанта А.Шурыгина начали замену подшипника. В неудобном положении, без отдыха работали они несколько часов подряд. И насос был введен в строй. На заводе такой ремонт требует не одни сутки.

И вот все у нас в порядке, мы — подо льдами. Участок пути, где наиболее вероятна встреча с айсбергами, шли на большой глубине. Несмотря на всестороннее оснащение лодки различными приборами для обнаружения льда и его измерения, лучшим все же оставался перископ, в который можно смотреть своими глазами. Мы установили пост «вверхсмотрящего», тем более что подо льдом кое-кто оказался «безработным». Это были свободные от вахты связист Десятчиков и два радиометриста — Федоров и Булгаков. Они первыми увидели Арктику снизу. С большой глубины она весьма своеобразна. Под толстым паком — почти полная темнота. Серо-зеленые поля соответствуют льду потоньше. А свежий нилас или чистая вода разводий, полыней — ярко-зеленые, цвета жизни.

 

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:
К моменту похода на «Ленинском комсомоле» уже произошли значительные изменения и в личном составе, и в командовании корабля. Лев Михайлович Жильцов, исключительно хорошо зарекомендовавший себя еще на должности старшего помощника, несколько лет возглавлял экипаж. Его заместителем по политической части был капитан-лейтенант А.Штурманов, старшим помощником — капитан 3 ранга Г.Первушин, командиром электромеханической боевой части — инженер-капитан 3 ранга Р.Тимофеев — все офицеры молодые, но атомники опытные. В выборе командира перехода у нас не было сомнений. Командир соединения подводных лодок контр-адмирал Александр Иванович Петелин являлся одним из опытнейших подводников.

Накануне похода меня интересовала не только информация о готовности к походу корабля, экипажа, меня очень интересовало настроение, самочувствие подводников. Да, американские подводники уже побывали подо льдами. Но делиться с кем-либо опытом, конечно, не собирались. И советским атомникам предстояло идти, по сути дела, в неизведанное. Первоначально «Ленинскому комсомолу» предписывалось пройти подо льдом до 85-й параллели, затем возвратиться к чистой воде. Капитан 2 ранга Жильцов обратился ко мне с предложением не возвращаться к ледовой кромке, а всплыть в полынье, тогда и доложить о ходе плавания. Я согласился. Это давало нам экономию времени.

 

Контр-адмирал в отставке Л.ЖИЛЬЦОВ:
Подошли к району первого всплытия. Как только обнаруживалась пригодная полынья, мы начинали маневр разворота, чтобы вернуться к ней. Но, подойдя через 5–10 минут к расчетной точке, мы полыньи не находили. И так не один раз. В конце концов поняли, что за время маневра ветровым дрейфом сносило льды, а лодку — течением. Пришлось менять тактику. С обнаружением полыньи стопорили ход, толчками заднего хода гасили инерцию, затем аккуратно «сдавали» корабль назад. Плавание лодки под водой задним ходом считается высшим пилотажем, так как при малейшей ошибке боцмана может привести к аварийным дифферентам. Но мы такой маневр отрабатывали заранее. Вертикальное всплытие без хода — также.
Вот долгожданная полынья. Но торопиться в Арктике нельзя. Медленно всплываем — и вдруг на экране телевизора появляется льдина. Снова погружение, снова поиск. Разводье. Задний ход. Лодка опять начала всплывать. И вдруг доклад от перископа: «Над рубкой лед». Командую: «Заполнить быструю!» Крыша ограждения рубки чуть коснулась льдины, и мы начали быстро погружаться… Наконец — полынья большой протяженности, мы не стали доходить до противоположной ее кромки. Всплыли спокойно, даже с небольшим ходом.

На переданную радиограмму квитанция пришла мгновенно. Конечно, там, на берегу, очень ждали нашего сообщения.
После четырехчасовой стоянки мы погрузились и взяли курс на полюс. Сравнивая показания эхолота с глубинами, нанесенными на карту, штурман капитан-лейтенант О. Певцов увидел неожиданное и быстрое поднятие рельефа дна. Уменьшили ход до малого. Все приковали свое внимание к эхограмме — что же будет дальше?
17 июля в 6 часов утра штурман доложил, что на полюсе будем через пятьдесят минут. Вахтенный офицер объявил об этом по кораблю. Стали готовить праздничный завтрак. Александр Иванович Петелин предложил мне произнести речь по трансляции и поздравить всех участников похода с достижением полюса. Ровно в 6.50 было объявлено об этом событии. В отсеках раздалось дружное «Ура!»

 

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:
Уже само по себе достижение Северного полюса подо льдами свидетельствовало о высоком потенциале советской науки и техники. И даже если бы только ради этого мы посылали подводную лодку к полюсу, ее поход был бы многократно оправдан. Однако ставилось немало и чисто прикладных задач: накопление опыта подледного плавания, испытание систем, приборов и многие другие. Среди них особое место занимали научные задачи. На лодке находилась группа ученых – конструкторов и гидрографов. В походе были сделаны довольно важные научные наблюдения и исследования. Например, подтверждена гипотеза советского океанографа Я.Гаккеля о наличии в Арктике еще одного подводного хребта. Позже его назвали хребтом Гаккеля, а одну из вершин — именем подводной лодки – «Ленинский комсомол».

 

Контр-адмирал в отставке Л.ЖИЛЬЦОВ:
На обратном пути решили попытаться всплыть как можно ближе к полюсу. Но сплошной паковый лед пробивали лишь трещины да небольшие полыньи. Только за полюсом начала появляться чистая вода, и мы сразу уменьшили ход. Нашли полынью. Всплыли. Как будто Арктика специально приготовила для нас бухту отдыха.
Тишина вокруг такая, что, кажется, звенит в ушах. Ни малейшего ветерка. Очень низкая облачность — не завидую нашим гидрографам и штурманам. Попробуй отловить секстаном солнышко. Но надо. Очень! Даем донесение на флот. Получаем ответное радио. Нас поздравляло командование. Затем пришла правительственная радиограмма. Пока мы стояли в полынье, все три боевые смены успели побывать на льдине.

 

Адмирал Флота Советского Союза С.ГОРШКОВ:

За успешное выполнение специального задания Родины контр-адмирал А.Петелин, капитан 2 ранга Л.Жильцов и инженер-капитан 2 ранга Р.Тимофеев (это воинское звание он получил уже в походе) удостоились звания Героя Советского Союза, а весь личный состав атомохода — высоких государственных наград.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
1 июня
понедельник
2020

В этот день:

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Знак ордена представлял собой четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами и характерными двуглавыми орлами, помещёнными между концами креста. В центре креста располагался круглый медальон с изображением конной фигуры Александра Невского. Также к знакам ордена относилась серебряная восьмилучевая звезда с девизом ордена «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО»

Как государственная награда орден был упразднён в 1917 году. 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии. После распада Советского Союза орден был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета от 20 марта 1992 года, однако до 2010 года награждения им не производились. 7 сентября 2010 года указом Президента России учреждён новый статут и описание ордена. Знак ордена Александра Невского Российской Федерации воспроизводит дизайн дореволюционного ордена.

 

Один из отцов «Катюши»

1 июня 1894 года родился Анатолий Аркадьевич БЛАГОНРАВОВ (умер 04.02.1975), академик, генерал-лейтенант артиллерии, один из создателей знаменитой «Катюши».

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Из рабочих. Рос без отца. В годы Великой Отечественной войны находился в Одессе, которая была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Пятнадцатилетним подростком решил бороться с оккупантами. Достал оружие, но был схвачен полицией. За хранение револьвера «в пригодном для действия состоянии» фашистским военно-полевым судом 22 февраля 1944 года был приговорен к 25 годам каторжных работ. Бежал. Скрывался. После освобождения Одессы поступил в Одесскую специальную школу ВВС. Летал на самолетах различных типов: Яки, МиГи, Ла и другие. В служебной характеристике появилась редкая для казенного лексикона фраза: «Летает с упоением». С 1963 года в Центре подготовки космонавтов. Прошел полный курс подготовки к космическим полетам на кораблях типа Союз. Проходил подготовку по советской «лунной» программе. Входил в экипаж поддержки при полете космического корабля Союз-10 (апрель 1971 года). 6 - 29 июня 1971 года совершил космический полет в качестве командира космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунду. При возвращении на Землю из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата экипаж космического корабля Союз-11 погиб.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

Уже в 1932 году такие авиамотоотряды созданы в Московском, Ленинградском, Украинском и Белорусском военных округах. Военно-транспортная авиация сразу начала обретать навыки массовых десантов. В 1934 году на территории Белорусского военного округа ТБ-3 выбросили в тыл врага 900 вооруженных бойцов. Через год, уже на других учениях, число парашютистов возросло до двух тысяч, а потом и до шести тысяч бойцов.
За годы Великой Отечественной войны советская авиация совершила в зоне боевых действий 5,400,000 самолетовылетов. Из них 1,700,000 приходится на транспортные самолеты.
В ходе войны были созданы и запущены в серийное производство новые военно-транспортные самолеты Як-6 и Ще-2, предельно простые и технологичные, в максимальной степени отвечающие условиям производства военного времени. Продолжался и серийный выпуск самого массового отечественного ВТС 1940-х годов — Ля-2 (всего за годы Великой Отечественной войны ВВС было передано 1214 самолетов этого типа). Велась постройка и десантных планеров А-7, Г-11, КЦ-20 и БДП-2. Однако в годы войны планеры не нашли в советских вооруженных силах широкого применения.
Сегодня Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии