RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Командир «кругосветки»
24 марта 2016 г.

Командир «кругосветки»

24 марта 1921 года родился Анатолий Иванович СОРОКИН,вице-адмирал, Герой Советского Союза
Введет ли Путин войска?
7 июля 2014 г.

Введет ли Путин войска?

Этот вопрос мучает всех, кто всем сердцем переживает кровавую драму Новороссии
Казачья смена
18 января 2015 г.

Казачья смена

В Санкт-Петербурге прошел традиционный Военно-патриотический слет казачьей молодежи имени генерала Михаила Скобелева
Полку Героев прибыло
17 марта 2016 г.

Полку Героев прибыло

17 марта 2016 года Президент РФ Владимир Путин в Георгиевском зале Кремля вручил государственные награды военнослужащим и специалистам военно-промышленного комплекса, отличившимся в ходе выполнения специальных задач в Сирии
Страшная «вина» Путина
1 января 1970 г.

Страшная «вина» Путина

Почему мировая общественность не замечает, что США объявили войну не только России, но и всему миру
Главная » Герои нашего времени » Катастрофа на Транссибирской магистрали

Катастрофа на Транссибирской магистрали

3 июня 1989 года на 1710-м километре Транссибирской магистрали недалеко от Уфы произошел взрыв газа, в результате которого пострадали встречные поезда, погибли 575 пассажиров.

Эта трагедия, как часто бывает, высветила мужество, человечность одних и эгоизм, подлость — других.
Катастрофа на Транссибирской магистрали

Объективная картина ЧП такова. В районе 1710-го километра Транссибирской магистрали в 900 метрах от железнодорожного пути проходила труба газопровода «Западная Сибирь—Урал—Поволжье». По какой-то причине в трубе образовалась узкая щель длиной 1,7 метров. Дежурный персонал участка трубопровода обнаружил падение давления, но вместо организации поиска утечки газа увеличил его подачу в трубу. Из-за отсутствия ветра газовое облако, будучи тяжелее воздуха, начало скапливаться в низине, где как раз проходила железная дорога.

В 23 часа 10 минут по московскому времени именно в этом месте встретились два пассажирских поезда «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск». Они стали притормаживать. Одной искры при этом оказалось достаточно для того, чтобы произошел объемный взрыв. Как потом подсчитали его сила составила примерно 300 тонн в тротиловом эквиваленте. По официальным данным, в поездах следовало 1284 пассажира (в т.ч. 383 - дети) и 86 членов поездных и локомотивных бригад, но истинное число находившихся в вагонах людей установить не удалось, поскольку среди пассажиров находились дети до 5 лет на которых билеты не брались. Взрывом были разрушены 37 вагонов и 2 электровоза, из них 7 вагонов сгорели полностью, а 26 - выгорели изнутри. Длина фронта пламени составляла 1,5 – 2,0 километра. Зарево было видно за десятки километров. Оказание помощи было затруднено, поскольку катастрофа произошла в труднодоступном малонаселенном районе. Но спасатели и местные жители проявили самые лучшие качества советского человека, работали самоотверженно и мужественно. На месте катастрофы было собрано 258 трупов, 806 человек доставлены в медучреждения с ожогами и травмами различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах. Всего по официальным данным погибло 575 человек (181 из них — дети).

 

Владислав Загребенко, в 1989 году — врач-реаниматолог областной клинической больницы вспоминал: "Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, не очень живых, вообще неживых. Сортировали по принципу военной медицины. Тяжело раненых — 100 процентов ожогов — на траву. Тут уже не до обезболивания, это закон: если одному тяжёлому будешь помогать, ты потеряешь двадцать. Особо хочу сказать о местных жителях. У каждого больного дежурил доброволец, сестёр же столько не наберёшь, и ещё была очередь, чтобы занять это место. Они тащили котлеты, картошку, всё, что раненые просили… Известно, что этим больным нужно много пить. Но такого количества компотов я представить себе не мог: все подоконники были уставлены, весь пол. Площадь перед корпусом была заполнена волонтёрами".

 

Салават Абдулин, отец погибшей Лены Абдулиной, сопредседатель Ассоциации родственников погибших и пострадавших в катастрофе: «Следствие по этому делу вела союзная прокуратура, и уже с самого начала следствие вышло на весьма именитые персоны: на руководителей отраслевого проектного института, утвердивших проект с нарушениями, на Донгаряна, заместителя министра нефтяной промышленности, который своим указанием ввиду экономии средств отменил телеметрию — приборы, которые контролируют работу всей магистрали. Я видел этот документ за его подписью. Раньше был вертолёт, который облетал всю трассу, его тоже отменили. Был обходчик — убрали и обходчика, тоже из экономии. А потом следствие почему-то переключилось на строителей: это они неправильно смонтировали, они во всём виноваты. Строило этот продуктопровод уфимское управление «Нефтепроводмонтаж». Поначалу привлекли руководителей, а потом амнистировали, поскольку они орденоносцы, и они проходили только как свидетели. А обвиняли во всём начальника участка, прораба… «Стрелочников», в общем».

 

Существует еще одна версия причин катастрофы: якобы она является одной из многих техногенных катастроф в последние годы существования СССР, связанных с деятельностью американских спецслужб, которым была поставлена задача максимально дестабилизировать обстановку в СССР. В качестве обоснования приводится книга Томаса Рида — бывшего главкома ВВС США, входившего при Рейгане в состав Совета национальной безопасности США. В ней описывается операция ЦРУ США по взрыву газопровода в СССР, однако конкретно уфимский газопровод не называется.

 

Сергей Турченко
3 июня 2013 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 октября
четверг
2019

В этот день:

Крепкий Орешек

24 октября 1702 года Петр Первый с войском и флотом овладел шведской крепостью Нотебург, которая была исконно русской и раньше называлась Орешек. Первые сведения о ней имеются в Новгородской летописи, в которой рассказывается, что "в лето 6831... (т. е. в 1323 году) была построена новгородским князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского, деревянная крепость, названная Ореховой".

Крепкий Орешек

24 октября 1702 года Петр Первый с войском и флотом овладел шведской крепостью Нотебург, которая была исконно русской и раньше называлась Орешек. Первые сведения о ней имеются в Новгородской летописи, в которой рассказывается, что "в лето 6831... (т. е. в 1323 году) была построена новгородским князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского, деревянная крепость, названная Ореховой".

В конце XV века Великий Новгород со своими владениями вошел в состав Московского государства, которое начало заниматься укреплением всех бывших новгородских крепостей.

Старая Ореховая крепость была разобрана до фундамента, и на ее месте построено новое мощное оборонительное сооружение, отвечающее всем требованиям защиты при осаде с помощью артиллерии. По периметру всего острова поднялись двенадцатиметровой высоты каменные стены протяженностью 740 метров, толщиной в 4.5 метра, с шестью круглыми башнями и одной прямоугольной. Высота башен достигала 14-16 метров, диаметр внутренних помещений - 6 метров. Все башни имели четыре яруса боя, нижний из которых был перекрыт каменным сводом. В разных ярусах башен размещались бойницы и специальные проемы для подъема боеприпасов.Внутри этой крепости располагается еще одно укрепление - цитадель с тремя башнями, между которыми проходили сводчатые галереи для хранения продовольствия и боеприпасов и боевой ход - "влаз". Каналы с откидными мостами, огибавшие цитадель, не только преграждали к ней подступы, но и служили внутренней гаванью.

Крепость Орешек, находящаяся на важном торговом пути по Неве к Финскому заливу Балтийского моря, преграждала всегдашним соперникам - шведам вход в Ладожское озеро. Во второй половине XVI века шведами дважды были предприняты попытки овладеть крепостью, но оба раза были успешно отбиты. В 1611 году шведские войска все-таки овладели Орешком после двухмесячной блокады, когда в результате голода и болезней из 1300 защитников крепости осталось не больше сотни.

В ходе Северной войны (1700-1721 годов) взятие крепости Нотебург Петр Первый поставил первоочередной задачей. Ее островное положение требовало для этого создание флота. Петр приказал в Архангельске построить тринадцать кораблей, из которых два судна - "Святой дух" и "Курьер" - волоком через болота и тайгу заонежские мужики дотащили от Белого моря до Онежского озера, где спустили на воду, а далее по Свири и Ладожскому озеру корабли пришли к истокам Невы.

Первые русские отряды во главе с Петром I появились под Нотебургом 26 сентября 1702 года, на следующий день началась осада крепости. 11 октября по ст. ст., после десятидневной бомбардировки, русские пошли на штурм, продолжавшийся 13 часов. Нотебург снова стал русской крепостью, официальная передача произошла 14 октября 1702 года. По поводу взятия крепости Петр написал: "Правда, что зело жесток сей орех был, однако же, слава Богу, счастливо разгрызен". По царскому указу, в память взятия Нотебурга выбили медаль с надписью: "Был у неприятеля 90 лет". Крепость Нотебург Петром была переименована в Шлиссельбург, что означает в переводе с немецкого "Ключ-город". 200 с лишним лет крепость выполняла оборонительные функции, затем стала политической тюрьмой. С 1928 года здесь был музей. Во время Великой Отечественной войны Шлиссельбургская крепость в течение почти 500 дней героически оборонялась и устояла, не допустив замыкания кольца блокады вокруг Ленинграда. Гарнизон крепости внес вклад и в освобождение города Шлиссельбурга, который в 1944 году был переименован в Петрокрепость. С 1966 года Шлиссельбургская крепость (Орешек) снова стала музеем.

Разведчица Надежда Троян

24 октября 1921 года родилась Надежда Викторовна Троян (ум. 2011), советская разведчица и медсестра партизанского отряда «Буря», Герой Советского Союза, кандидат медицинских наук, старший лейтенант медицинской службы.

Разведчица Надежда Троян

24 октября 1921 года родилась Надежда Викторовна Троян (ум. 2011), советская разведчица и медсестра партизанского отряда «Буря», Герой Советского Союза, кандидат медицинских наук, старший лейтенант медицинской службы.

Её детство прошло в Белоруссии. С началом Великой Отечественной войны, находясь на территории, временно оккупированной немецкими войсками, участвовала в работе подпольной организации в городе Смолевичи Минской области. Члены подпольной комсомольской организации, созданной на торфозаводе, собирали разведданные о противнике, пополняли ряды партизан, оказывали помощь их семьям, писали и расклеивали листовки. С июля 1942 была связной, разведчицей, медсестрой партизанских отрядов «Сталинская пятёрка» (командир М. Василенко), «Буря» (командир М. Скоромник), бригады «Дяди Коли» (командир — Герой Советского Союза П. Г. Лопатин) в Минской области. Участвовала в операциях по взрыву мостов, нападении на вражеские обозы, не раз участвовала в боях. По заданию организации приняла участие совместно с М. Б. Осиповой и Е. Г. Мазаник в операции по уничтожению немецкого гауляйтера Белоруссии Вильгельма Кубе. Об этом подвиге советских партизан рассказано в художественном фильме «Часы остановились в полночь» («Беларусьфильм») и сериале «Охота на гауляйтера» (режиссёр Олег Базилов, 2012). Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1209) Надежде Викторовне Троян присвоено 29 октября 1943 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

После войны в 1947 году окончила 1-й Московский медицинский институт. Работала директором НИИ санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, доцентом кафедры хирургии 1-го Московского медицинского института.

День подразделений спецназа

24 октября 1950 года военный министр СССР Маршал Советского Союза А.М. Василевский издал директиву о формировании 46 рот специального назначения штатной численностью по 120 человек в каждой.

День подразделений спецназа

24 октября 1950 года военный министр СССР Маршал Советского Союза А.М. Василевский издал директиву о формировании 46 рот специального назначения штатной численностью по 120 человек в каждой.

Праздничной эта дата стала после издания Указа Президента Российской Федерации № 549 от 31 мая 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Катастрофа на старте

24 октября 1960 года произошел взрыв опытной межконтинентальной ракты Р-16 на стартовом полигоне в Байконуре. В результате погибло 74 человека, в том числе председатель государственной комиссии главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин.

Катастрофа на старте

24 октября 1960 года произошел взрыв опытной межконтинентальной ракты Р-16 на стартовом полигоне в Байконуре. В результате погибло 74 человека, в том числе председатель государственной комиссии главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин.

Подробно:

http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/october/vzryiv-na-bajkonure

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии