RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Бытовое предательство
3 февраля 2014 г.

Бытовое предательство

Американизация сознания убивает нас и духовно, и физически
40 ракет Владимира Путина
18 июня 2015 г.

40 ракет Владимира Путина

Лицемерная реакция США на ответные действия России против развертывания дополнительных сил НАТО в восточноевропейских странах
Последний рыцарь Европы
24 марта 2019 г.

Последний рыцарь Европы

Первый президент Республики Сербской славянский поэт Радован Караджич упрятан западными ублюдками в тюрьму до конца жизни
Подлое
7 сентября 2014 г.

Подлое "перемирие"

Несмотря на подписание минского протокола, украинская сторона продолжает военные действия против Новороссии
«Белые», «красные», «голубые»... Что дальше?
29 октября 2016 г.

«Белые», «красные», «голубые»... Что дальше?

26 октября, в Санкт-Петербурге прошло заседание дискуссионного клуба «Консервативная перспектива», посвященное выполнению Стратегии национальной безопасности России
Главная » Герои нашего времени » Прерванный полет

Прерванный полет

Почему падают самолеты, ракеты и даже межпланетные станции?

19 июля 2013 года вице-премьеру Дмитрию Рогозину, который возглавляет правительственную комиссию по расследованию аварии ракеты «Протон-М», экспертная комиссия Роскосмоса представила заключение о причинах недавнего (очередного) падения «Протона».
Прерванный полет

Главный вывод экспертов: ракета-носитель «Протон-М» с тремя аппаратами «Глонасс-М» потерпела аварию из-за нештатной работы датчиков угловых скоростей.
Замруководителя Роскосмоса Александр Лопатин сообщил СМИ: Этот аварийный полет длился 32 секунды. Авария произошла из-за потери стабильности из-за нештатной работы датчиков угловых скоростей... Претензии — производственное нарушение, человеческий фактор. Основная ошибка была совершена инженерами при сборке "Протона-М" .

Эта авария продолжила череду неудач российской авиакосмической отрасли. В прошлом году ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и грузом, состоящим из двух спутников "Экспресс-МД2" и "Телком-3", стартовала с космодрома Байконур. Во время второго включения двигатели разгонного блока нештатно остановились, проработав всего 7 секунд вместо положенных 18 минут. В результате спутники не были выведены на положенную орбиту.

18 августа 2011 года был запущен "Экспресс – АМ4". Незадолго до последнего, пятого, включения маршевого двигателя разгонного блока "Бриз-М" с аппаратом пропала связь. На расчетной орбите спутника обнаружено не было.

24 августа 2011 года стартовал "Прогресс М-12М". На 325 секунде полета двигательная установка третьей ступени отключилась и вместе с не отсоединившимся кораблем начала падать на землю. Как следствие, головная часть сгорела в плотных слоях атмосферы.

9 ноября 2011 года была запущена межпланетная станция «Фобос-Грунт», однако в результате нештатной ситуации, когда не произошло расчётного срабатывания маршевой двигательной установки перелётного модуля, она не смогла покинуть окрестности Земли, оставшись на низкой околоземной орбите. 15 января 2012 года АМС сгорела в плотных слоях земной атмосферы.

Не лучше обстоят дела в авиации. По данным статистического отчета, подготовленного Сетью Авиационной Безопасности (САБ), в 2012 году в небе случилось 23 серьезных аварии с 475 жертвами. В статистике САБ фигурируют только происшествия с пассажирскими рейсами и грузовыми сетевыми перевозками. Статистика Межгосударственного авиационного комитета (МАК) неумолимо свидетельствует: если в 1982 - 1991 годах имели место две — три катастрофы на  миллион часов налета, то за последнее десятилетие их количество утроилось!

В России ситуация еще хуже. У нас в последние годы фиксируется заметный рост авиаинцидентов. По данным Государственной службы гражданской авиации (ГСГА), в 2000 году их было 761, в 2001 — 894, а за первое полугодие 2012 года — уже 436. Это значит, что в среднем два раза в день у наших самолетов или возникают проблемы с шасси, или отказывает двигатель, или происходит еще что-то, способное закончиться аварией или катастрофой. Где же в авиации «слабое звено»?

Межгосударственный авиационный комитет утверждает: более чем в 80 процентах случаев к авиапроисшествиям приводят «отклонения в действиях авиационного персонала». При этом сочетания ошибок пилотов, диспетчеров и других специалистов повторяются!

«Человеческий фактор» — эта фраза очень часто мелькает в заключениях экспертов о авиапроисшествиях и катастрофах. Об этом же свидетельствуют и ученые, производственники. Академик Российской академии космонавтики имени Циолковского, руководитель работ в области создания ракетно-космической техники Александр Железняков считает: «В нашей ракетно-космической отрасли большинство неприятных инцидентов, которые происходили в последние пару лет, были связаны с людьми. То есть, кто-то что-то там недосмотрел, кто-то что-то недокрутил, ну, а в результате ракеты летели не туда, куда нужно. В 90-е годы ракетно-космическая отрасль пережила очень-очень сложные времена, когда произошел практически ее развал. Ушли многие специалисты, высококлассные специалисты, возник такой временной разрыв: то есть, старики ушли, молодежь не шла в отрасль. И вот этот как раз образовавшийся пробел мы уже последние несколько лет пытаемся восполнить за счет перестройки, набора кадров и и системы их образования. Но пока это не удается. Кадровый дефицит жуткий. К сожалению, из-за технологического отставания мы вынуждены использовать очень часто некачественную элементную базу. Вот почему потеряли «Фобос-Грунт», почему есть некоторые проблемы с другими спутниками – ставятся те микросхемы, которые…не полностью удовлетворяют тем требованиям, которые необходимы при разработке космической техники. Там же требования очень высоки, там, в условиях космоса: и температура, и радиация. В общем, необходимо определенного рода элементы ставить. Но не всегда мы можем поставить на космические аппараты именно то, что нужно».

Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ Шота Пиралишвили: "Почему летательные аппараты время от времени падают? Думаете, там работают все без исключения добросовестные специалисты? Да там полно разных дельцов, которые вместо нормальных деталей закупают контрафакт. Несмотря на то, что это отрасль самых высоких технологий и светлых умов, здесь происходит то же, что и везде: власть захватывают жадные недалекие люди. И деньги".

Космонавт Юрий Батурин: "Все это из-за разрушения системы авиационно-космической отрасли. Руководители не понимают, что делают. Например, в свое время отменили военную приемку, а она отвечала за качество, пройти ее было не так легко. Теперь говорят: вводите ее обратно. Но по приказу это не сделаешь. Специалистов нужно 15 лет готовить. С кадрами плохо и в целом в космонавтике. Старшее поколение уходит, а молодые не приходят. В этом году был объявлен открытый набор в космонавты, но нужного числа кандидатов не нашлось, медкомиссию и вовсе прошел лишь один. Конкурс продлили, отобрали семь человек. Престиж профессии космонавта невысок. В ходу другие ценности. Кроме того вкладывается мало денег. Сейчас по уровню космонавтики Россия занимает четвертое место в мире после США, Китая и Индии. Индия вкладывает больше, чем Россия, и там появляются новые изобретения. Мы используем еще то, что было сделано в СССР, на этом и летаем. К тому же в космической отрасли, как и везде в России, воруют. Много денег уходит в личные карманы людей, которые ими распоряжаются".

К этому следует добавить вот что. Многие беды авиации, космонавтики, впрочем, как и других отраслей, происходят из-за резкого снижения уровня профессионализма и руководителей, и исполнителей. В последнее время в России все больше навязывается практика назначения на руководящие должности так называемых эффективных менеджеров (некоторые называют таких работников «дефективными менеджерами»). Они не знают и не любят дела, которым руководят, но успешны в вопросах «оптимизации». В других отраслях вред такого подхода не сразу заметен, а в авиации и космонавтике быстро оборачивается авариями, катастрофами.

Недавно мне довелось побывать в Химках, где работает ряд авиационно-космических научно-производственных объединений. Для того, чтобы приблизить подготовку авиационно-космических специалистов к их будущей работе, в Химках еще в советское время был создан филиал МАИ. В нем есть авиационный и космический факультеты, которые готовят специалистов для инженерного обеспечения полетов .Как вы думаете: кто их пестует и лелеет? Правильно, эффективный менеджер. Руководит химкинским филиалом МАИ некто А.А.Мазуров, который никогда ранее не занимался ни преподавательской, ни научной деятельностью, естественно, не имеет ученой степени и ученого звания, а также стажа научной или научно-педагогической работы (хотя все это требуется обязательно при назначении на такую должность в соответствии с руководящими документами). Зато он до этого был снабженцем,  руководил автопарком, а значит, - «эффективный менеджер». Правда, ушел он с этого места после того, как в работе автопарка Счетная палата РФ обнаружила некоторые несоответствия нормам законодательства. Куда же пристроить такого специалиста? А пусть-ка порулит подготовкой инженерно-технического персонала авиакосмической отрасли. Блестящее кадровое решение!

Это лишь один пример из множества. В современной России, где даже министерством обороны руководил специалист в мебельной сфере, такими кадровыми решениями не удивишь. Но в авиационно-космической области они неизбежно и явственно создают проблемы, скрывающиеся под общей формулировкой «человеческий фактор».

Риторический вопрос: возможно ли с подобными «эффективными менеджерами» вновь поставить на крыло авиакосмическую отрасль?

Сергей Турченко
19 июля 2013 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
30 марта
понедельник
2020

В этот день:

Авиаконструктор Сергей Ильюшин

30 марта 1894 года родился Сергей Владимирович ИЛЬЮШИН (умер 09.02.1977 года), авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, семикратный лауреат Сталинской премии, генерал-полковник, академик АН СССР.

Авиаконструктор Сергей Ильюшин

30 марта 1894 года родился Сергей Владимирович ИЛЬЮШИН (умер 09.02.1977 года), авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, семикратный лауреат Сталинской премии, генерал-полковник, академик АН СССР.

В 1926 году Сергей Ильюшин закончил Военно-воздушную Академию имени профессора Н. Е. Жуковского. С ноября 1931 года на руководящей конструкторской работе. Первым его самолетом стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26. 17 июля 1936 года Владимир Коккинаки установил на нём первый советский мировой авиационный рекорд (высоты подъёма груза), официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией (ФАИ). Затем в ОКБ Ильюшина были сконгструированы бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4), осуществившие ряд налётов на Берлин в августе-сентябре 1941 года, а также «летающий танк» — штурмовик Ил-2, самый массовый самолёт СССР в Великой Отечественной войне. С 1943 года ОКБ Ильюшина по приказу Сталина приступило к разработке пассажирских самолётов. Серия гражданских Илов началась с Ил-12. Потом последовали Ил-14, Ил-18, Ил-62. Последним самолётом, разработанным под руководством Сергея Владимировича, стал Ил-62 — флагман Аэрофлота 1960-х — 1970-х годов.

 

Партизанский «батя» Алексей Фёдоров

30 марта 1901 года родился Алексей Федорович ФЁДОРОВ (умер 09.09.1989 года), руководитель партизанского движения, дважды Герой Советского Союза.

Подводник Анатолий Коняев

30 марта 1909 года родился Анатолий Михайлович КОНЯЕВ (умер 13.5.1992 года), офицер-подводник, капитан 1 ранга, Герой Советского Союза.

Космонавт Елена Кондакова

30 марта 1957 года родилась Елена Владимировна КОНДАКОВА, космонавт, Герой России.

Гибель лётчика-испытателя Василия Борисова

30 марта 2001 года погиб Василий Петрович БОРИСОВ (род. 10.01.1929 года), подполковник ВВС, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза.

Гибель лётчика-испытателя Василия Борисова

30 марта 2001 года погиб Василий Петрович БОРИСОВ (род. 10.01.1929 года), подполковник ВВС, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза.

Василий Борисов родился 10 января 1929 года в деревне Чернобровкина Белоярского района Свердловской области в семье крестьянина. В 1947 году был призван на службу в Советскую Армию. В 1950 году Борисов окончил военное авиационное училище лётчиков в Омске, был лётчиком в частях ВВС СССР.

В 1959 году в звании подполковника был уволен в запас. В 1960 году, не желая уходить с лётной работы, окончил школу лётчиков-испытателей и поступил на работу в ОКБ Туполева. Участвовал в испытаниях 80 разновидностей самолётов, в том числе: «Ту-104», «Ту-134», «Ту-144», «Ту-154», «Ту-22», «Ту-22М», «Ту-22М2» и их модификации. В 1994 году Борисов вышел на пенсию. Проживал в городе Жуковском Московской области. 30 марта 2001 года был убит в подъезде своего дома в стычке с грабителями.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии