RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Трижды космонавт страны
3 декабря 2015 г.

Трижды космонавт страны

3 декабря 1934 года на Кубани родился великий космонавт СССР и России, дважды Герой Советского Союза Виктор Васильевич Горбатко
Путин готовится к бою
22 июля 2014 г.

Путин готовится к бою

22 июля 2014 года в Кремле состоялось заседание Совета Безопасности
Сергей Шойгу выпускает когти
23 апреля 2013 г.

Сергей Шойгу выпускает когти

Военные ведомства России и Беларуси приступили к развертыванию авиационной базы и четырех дивизионов С-300 против западной агрессии
Учреждение звания Героя России
20 марта 2017 г.

Учреждение звания Героя России

20 марта 1992 года в стране появилось геройское звание
СБОР трубит «Сбор!»
24 ноября 2015 г.

СБОР трубит «Сбор!»

24 ноября 2000 года в Москве состоялся Учредительный съезд Союза благотворительных организаций России
Главная » Герои нашего времени » Тайна гибели Ту-144

Тайна гибели Ту-144

3 июня 1973 года во время показательного полёта на авиасалоне в парижском предместье Ля Бурже потерпел катастрофу суперсовременный советский воздушный лайнер

Все шесть членов экипажа (заслуженный летчик-испытатель М. В. Козлов, летчик-испытатель В. М. Молчанов, штурман Г. Н. Баженов, заместитель главного конструктора инженер генерал-майор В. Н. Бендеров, ведущий инженер Б. А. Первухин бортинженер А. И. Дралин) погибли.
Тайна гибели Ту-144

Материалы расследования катастрофы до сих пор засекречены, и о ее истинных причинах знают очень немногие. Объективно на видеоролике запечатлено, как при взлете на пути нашего Ту-144 неожиданно появился французский «Мираж» (у него якобы имелась задача сфотографировать советский лайнер в полете). Пытаясь избежать столкновения, наш экипаж вынужден был совершить слишком резкий маневр, возникли запредельные перегрузки, и фюзеляж начал разрушаться в воздухе. Экипаж проявил невероятное мужество, до последней минуты борясь за машину и уводя её от скопления посетителей авиасалона. К сожалению, трагедии избежать не удалось.

Некоторые тайны этой катастрофы приоткрыл мне в беседе бывший авиаконструктор из подмосковного Жуковского, кандидат технических наук Леонид Гладун, который принимал участие в расследовании ЧП. Вот его рассказ:

 

- В 60-е годы прошлого столетия началась разработка сверхзвукового пассажирского самолета. На Западе этим занимались (проект «Конкорд») совместно Англия и Франция. У нас - КБ Туполева.

В это время Андрей Николаевич Туполев был уже серьезно болен, поэтому главным конструктором он назначил сына — Алексея Андреевича. Но фактически работами руководил сам. Используя личный авторитет в ЦК партии и госструктурах, он сумел замкнуть на «свой» проект все основные лаборатории ЦАГИ, ЦИАМ, ЛИИ и другие институты и заводы. При этом на второй план были отодвинуты работы по созданию

Ту-22М Д.С. Маркова, Ту-154 его же, Ту-142 Н.И. Базенкова. Но в самом техническом задании на Ту-144 крылась серьезная опасность. Ставилась задача добиться дальности полета на сверхзвуке до 6500 километров (Москва - Хабаровск). Однако у единственного существовавшего тогда двигателя с нужной тягой НК-144-22 не имелось технических возможностей достичь таких показателей. А вопрос о создании Ту-144 уже вышел в разряд государственно-политических, как вопрос о превосходстве над Западом. Поняв, что впереди ожидает перспектива провала, Андрей Николаевич решил самолет переделать, не прося денег у правительства и не докладывая о причинах переделки. Он своей властью снял значительную сумму с упомянутых ранее трех проектов. Но законы физики не обманешь — с теми же двигателями дальность выходила примерно 3200 км, т.е. не до Хабаровска, а лишь до Ташкента или до Алма-Аты с расходом на каждого пассажира почти по тонне топлива. Первые Ту-144 стали обслуживать линии только на Ташкент и Алма-Ату. Потом был дан заказ ОКБ Соловьева на двигатель с тягой 20 тонн в бесфорсажном режиме. Такой двигатель был создан, но температура на его корпусе была такой, что в гондоле она составляла «всего» 430 градусов по Цельсию. Никакая пайка, никакое авиамоторное масло не выдерживало такой температуры. Коробки приводов пришлось выносить из гондол, обеспечивая механическую связь длинными валиками.

И вот во время авиасалона опытного и осторожного летчика-испытателя Михаила Козлова обстоятельства вынудили выполнить маневр, который самолет сделать не мог по своим недостаточным техническим характеристикам. Поэтому и засекретили материалы расследования катастрофы, чтобы не ронять престиж нашего самолетостроения. К сожалению, вскоре последовала вторая катастрофа Ту-144 в районе Ильинского Погостаког в результате пожара на борту. Самолет, благодаря четким профессиональным действиям экипажа, был аварийно посажен. После приземления через форточку кабины борт покинули командир экипажа В. Д. Попов, второй пилот Э. В. Елян и штурман В. В. Вязигин. Находившиеся в салоне инженеры В. М. Кулеш, В. А. Исаев, В. Н. Столповский покинули самолет через переднюю входную дверь. Бортинженеры О. А. Николаев и В. Л. Венедиктов оказались зажатыми на рабочем месте деформировавшимися при посадке конструкциями и погибли.

Полеты Ту-144 были прекращены (что и требовалось конкурентам), хотя к тому времени уже построили 14 самолетов. В рыночное время, по указанию Черномырдина, их продали по дешевке американцам вместе с многочисленными ноу-хау, в том числе совершенно секретными, которые сегодня используются в военной технике ВВС США. Политический и экономический вред от этого был еще больший, чем от катастрофы в Ля Бурже.

 

Сергей Турченко
3 июня 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 мая
четверг
2018

В этот день:

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Истощенная чумой Россия смогла послать на охрану своих южных границ всего 6 тыс. Ратников. Тем не менее, отступающие русские войска укрептлись в Кремле и Китай-городе. Ханские войска принялись грабить посады, а потом подожгли их. Сильно пострадала и центральная часть города, так как "от пожарного зною" взорвались пороховые погреба. Спалив город, ордынцы покинули его, угнав с собой много пленных и увезя награбленное. За этот страшный день пребывания диких орд Девлет-Гирея в Москве население города уменьшилось в 6 раз, ибо много жителей было "задавлено, сгорело, пало от мечей неприятельских или попало в плен".

Девлет-Гирей решил пограбить Москву и на следующий год. Но русские сумели собрать 20-тысячное войско, которое под командование талантливых русских полководцев М. Воротынского, Д. Хворостинина, И. Шуйского, а также казацкого атамана М. Черкашенина разгромили 80-тысячную армаду Девлет-Гирея. Подлый хан еле ноги унес.

 

 

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

После смерти генералиссимуса пять суток огромные толпы народа осаждали дом на Крюковом канале, в котором он скончался. В последний путь полководца провожали десятки тысяч простых людей, стоявших на всем пути траурной процессии по Садовой улице и Невскому проспекту к Александро-Невской лавре.

Император Павел I встретил кортеж на Невском, снял шапку, перекрестился и заплакал. Под залпы тожественного салюта прах Суворова был опущен в могилу в Благовещенской церкви лавры. На могилу возложили белую мраморную плиту, на которой была высечена краткая надпись: "Здесь лежит Суворов".

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

В настоящее время находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге и является объектом культурного наследия Российской Федерации

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии