RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Гроза на «Лебедином озере»
11 июля 2017 г.

Гроза на «Лебедином озере»

Чайковский под открытым небом: гром, молнии, ливень и … полный аншлаг на небывалом спектакле в Липецкой области
Солдаты неудачи
1 июля 2014 г.

Солдаты неудачи

Американские наёмники удирают из Украины с воплями «Русские идут!»
17 мгновений с Муслимом
17 августа 2017 г.

17 мгновений с Муслимом

17 августа 2017 года – 75 лет со дня рождения М.Магомаева
Украина нон грата
13 ноября 2014 г.

Украина нон грата

Как и предупреждал наш президент, Запад нашу сестрицу поматросил и бросил
Призыв к наступлению
24 июля 2014 г.

Призыв к наступлению

Реакция лидера Движения развития Юрия Крупнова на заседание Совета безопасности на тему сохранения целостности и суверенитета России
Главная » Герои нашего времени » Тайна гибели Ту-144

Тайна гибели Ту-144

3 июня 1973 года во время показательного полёта на авиасалоне в парижском предместье Ля Бурже потерпел катастрофу суперсовременный советский воздушный лайнер

Все шесть членов экипажа (заслуженный летчик-испытатель М. В. Козлов, летчик-испытатель В. М. Молчанов, штурман Г. Н. Баженов, заместитель главного конструктора инженер генерал-майор В. Н. Бендеров, ведущий инженер Б. А. Первухин бортинженер А. И. Дралин) погибли.
Тайна гибели Ту-144

Материалы расследования катастрофы до сих пор засекречены, и о ее истинных причинах знают очень немногие. Объективно на видеоролике запечатлено, как при взлете на пути нашего Ту-144 неожиданно появился французский «Мираж» (у него якобы имелась задача сфотографировать советский лайнер в полете). Пытаясь избежать столкновения, наш экипаж вынужден был совершить слишком резкий маневр, возникли запредельные перегрузки, и фюзеляж начал разрушаться в воздухе. Экипаж проявил невероятное мужество, до последней минуты борясь за машину и уводя её от скопления посетителей авиасалона. К сожалению, трагедии избежать не удалось.

Некоторые тайны этой катастрофы приоткрыл мне в беседе бывший авиаконструктор из подмосковного Жуковского, кандидат технических наук Леонид Гладун, который принимал участие в расследовании ЧП. Вот его рассказ:

 

- В 60-е годы прошлого столетия началась разработка сверхзвукового пассажирского самолета. На Западе этим занимались (проект «Конкорд») совместно Англия и Франция. У нас - КБ Туполева.

В это время Андрей Николаевич Туполев был уже серьезно болен, поэтому главным конструктором он назначил сына — Алексея Андреевича. Но фактически работами руководил сам. Используя личный авторитет в ЦК партии и госструктурах, он сумел замкнуть на «свой» проект все основные лаборатории ЦАГИ, ЦИАМ, ЛИИ и другие институты и заводы. При этом на второй план были отодвинуты работы по созданию

Ту-22М Д.С. Маркова, Ту-154 его же, Ту-142 Н.И. Базенкова. Но в самом техническом задании на Ту-144 крылась серьезная опасность. Ставилась задача добиться дальности полета на сверхзвуке до 6500 километров (Москва - Хабаровск). Однако у единственного существовавшего тогда двигателя с нужной тягой НК-144-22 не имелось технических возможностей достичь таких показателей. А вопрос о создании Ту-144 уже вышел в разряд государственно-политических, как вопрос о превосходстве над Западом. Поняв, что впереди ожидает перспектива провала, Андрей Николаевич решил самолет переделать, не прося денег у правительства и не докладывая о причинах переделки. Он своей властью снял значительную сумму с упомянутых ранее трех проектов. Но законы физики не обманешь — с теми же двигателями дальность выходила примерно 3200 км, т.е. не до Хабаровска, а лишь до Ташкента или до Алма-Аты с расходом на каждого пассажира почти по тонне топлива. Первые Ту-144 стали обслуживать линии только на Ташкент и Алма-Ату. Потом был дан заказ ОКБ Соловьева на двигатель с тягой 20 тонн в бесфорсажном режиме. Такой двигатель был создан, но температура на его корпусе была такой, что в гондоле она составляла «всего» 430 градусов по Цельсию. Никакая пайка, никакое авиамоторное масло не выдерживало такой температуры. Коробки приводов пришлось выносить из гондол, обеспечивая механическую связь длинными валиками.

И вот во время авиасалона опытного и осторожного летчика-испытателя Михаила Козлова обстоятельства вынудили выполнить маневр, который самолет сделать не мог по своим недостаточным техническим характеристикам. Поэтому и засекретили материалы расследования катастрофы, чтобы не ронять престиж нашего самолетостроения. К сожалению, вскоре последовала вторая катастрофа Ту-144 в районе Ильинского Погостаког в результате пожара на борту. Самолет, благодаря четким профессиональным действиям экипажа, был аварийно посажен. После приземления через форточку кабины борт покинули командир экипажа В. Д. Попов, второй пилот Э. В. Елян и штурман В. В. Вязигин. Находившиеся в салоне инженеры В. М. Кулеш, В. А. Исаев, В. Н. Столповский покинули самолет через переднюю входную дверь. Бортинженеры О. А. Николаев и В. Л. Венедиктов оказались зажатыми на рабочем месте деформировавшимися при посадке конструкциями и погибли.

Полеты Ту-144 были прекращены (что и требовалось конкурентам), хотя к тому времени уже построили 14 самолетов. В рыночное время, по указанию Черномырдина, их продали по дешевке американцам вместе с многочисленными ноу-хау, в том числе совершенно секретными, которые сегодня используются в военной технике ВВС США. Политический и экономический вред от этого был еще больший, чем от катастрофы в Ля Бурже.

 

Сергей Турченко
3 июня 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
27 ноября
пятница
2020

В этот день:

День матери

27 ноября в России отмечается День матери. В отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы женского пола, в этот день принято поздравлять матерей и беременных женщин.

День матери

27 ноября в России отмечается День матери. В отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы женского пола, в этот день принято поздравлять матерей и беременных женщин.

В России праздник День матери учреждён в 1998 году указом президента РФ от 30 января 1998 года № 120, которым определено отмечать его в последнее ноябрьское воскресенье. Инициатива учреждения этого праздника принадлежит комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодёжи, а конкретно Алевтине Викторовне Апариной — депутату Государственной Думы РФ, члену ЦК КПРФ. Цель праздника — поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека — Матери. Впервые же праздник День матери (именно под таким названием) был проведен 15 октября 1988 года в школе № 228 г. Баку, его автор — Эльмира Джавадовна Гусейнова, учитель русского языка и литературы, ныне проживает в городе Ставрополь. На Дне матери было принято обращение ко всем школьникам с призывом сделать праздник ежегодным. Текст этого обращения опубликовали многие газеты, о празднике написала газета «Советская Россия» (13 ноября 1988 года), журнал «Школа и производство» (№ 3 от 1989 г.). Сценарий праздника, высланный Эльмирой Гусейновой, был опубликован в журнале «Воспитание школьников» (№ 5, 6 от 1992 г.). Начиная с 1988 года, Эльмира Гусейнова ежегодно проводила праздник День матери в Баку, а затем в Ставрополе. Добрая традиция была подхвачена многими школами страны, постепенно праздник стал всенародным. После 1991 года о нём забыли. Спасибо Апариной — вспомнила.

 

Слава Александру Невскому!

27 ноября 1263 года скончался Александр Ярославович (род. 30 мая 1220 года), Новгородский князь, правнук Юрия Долгорукого и внук Всеволода Большое Гнездо, прозванный Невским за победу над шведами на Неве.

Слава Александру Невскому!

27 ноября 1263 года скончался Александр Ярославович (род. 30 мая 1220 года), Новгородский князь, правнук Юрия Долгорукого и внук Всеволода Большое Гнездо, прозванный Невским за победу над шведами на Неве.

 Величайший русский полководец и дипломат, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом — Золотой Ордой — и отразив нападения шведов и немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии.

В шестнадцать лет — по смерти брата — Александр уже самостоятельно княжил в Новгороде. А вскоре для него и для Руси начались серьезные испытания. К началу 1240 года сложилась мощная антирусская коалиция в составе Ливонии, Дании, Швеции и Ганзейского союза. Первыми летом того же года напали шведы. 15 июля на берегах Невы у слияния с Ижорой Александр в стремительном бою разбил численно превосходящего противника, потеряв всего несколько десятков убитых. В апреле 1242 года настала очередь рыцарей-меченосцев. На льду Чудского озера Александр Невский разгромил и их (Ледовое побоище). В 1245 году у Торопца князь разбил и главные силы литовцев, тем самым установив на западных рубежах Руси относительное спокойствие.

В 1262 году сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Там Александр заболел. Уже будучи больным, он выехал на Русь. По пути приняв схиму под именем Алексия, он 14 ноября (27 ноября по новому стилю) 1263 года скончался в Городце. Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли». «Соблюдение Русской земли, — писал историк Сергей Соловьёв, — от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».

Изначально Александр Невский был похоронен в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I его мощи торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь (с 1797 года — лавра) в Санкт-Петербурге.

 

Казнь комиссара

27 ноября 1941 года погиб Михаил Алексеевич Гурьянов (род. 01.10.1903), комиссар партизанского отряда, действовавшего на временно оккупированной территории Калужской области, Герой Советского Союза.

Казнь комиссара

27 ноября 1941 года погиб Михаил Алексеевич Гурьянов (род. 01.10.1903), комиссар партизанского отряда, действовавшего на временно оккупированной территории Калужской области, Герой Советского Союза.

Родился в селе Петровское ныне Истринского района Московской области в семье рабочего.

Член ВКП(б) с 1931 года. Работал на московском заводе «Проводник», затем на суконной фабрике. С 1938 года — председатель исполнительного комитета Угодско-Заводского районного Совета депутатов трудящихся Московской области (ныне Жуковский район Калужской области). Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 года.

Комиссаром партизанского отряда Михаил Гурьянов участвовал в подготовке и проведении операции по разгрому штаба армейского корпуса вермахта. В ночь на 24 ноября 1941 года партизанские группы, возглавляемые Гурьяновым и Карасёвым, окружили здание бывшего райисполкома и уничтожили находившихся в нём гитлеровцев. При отходе возле деревни Рыжково ныне Жуковского района Калужской области Гурьянов попал в засаду, был ранен и схвачен карателями. Враги пытали партизанского комиссара, но, не добившись сведений, 27 ноября 1941 года повесили его.

Похоронен в селе Жуково, (с 1997 года город Жуков Калужской области), где установлены бюст Героя и мемориальная доска.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм комиссару партизанского отряда Гурьянову Михаилу Алексеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Первый посланец на Марс

27 ноября 1971 года советская космическая станция «Марс-2» достигла планеты.

Первый посланец на Марс

27 ноября 1971 года советская космическая станция «Марс-2» достигла планеты.

 Спускаемый аппарат не смог совершить мягкую посадку и разбился о поверхность планеты, но он все-таки стал первым предметом с Земли, оказавшимся на поверхности Марса.
Станция была запущена с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя Протон-К 19 мая 1971 года в 19:22:49 по московскому времени.
Полёт станции к Марсу продолжался более 6 месяцев. Спускаемый аппарат Марса-2 был отстыкован от орбитальной станции 27 ноября 1971 года. Перед отделением спускаемого аппарата бортовая ЭВМ из-за программной ошибки сработала неправильно. Спускаемый аппарат слишком круто вошел в марсианскую атмосферу, из-за чего не успел затормозить на этапе аэродинамического спуска. Парашютная система в таких условиях спуска была неэффективной, и спускаемый аппарат, пройдя сквозь атмосферу планеты, разбился о поверхность Марса в точке с координатами 4° с .ш. и 47° з. д.

Орбитальная станция вышла на орбиту искусственного спутника Марса с периодом обращения 18 часов 27 ноября 1971 года. Станция свыше 8 месяцев осуществляла комплексную программу исследования Марса. За это время станция совершила 362 оборота вокруг планеты. АМС продолжала исследования до исчерпания азота в системе ориентации и стабилизации. ТАСС сообщил о завершении программы исследований Марса 23 августа 1972 года.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии