RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Новороссия просит помощи
19 июня 2014 г.

Новороссия просит помощи

Игорь Стрелков: украинская армия повсеместно перешла в решительное наступление, идут тяжелые бои
Герои России 2013 года
27 декабря 2013 г.

Герои России 2013 года

Артём Гармаш (посмертно), Сергей Яшкин, Анатолий Иванишин и Антон Шкаплеров отмечены в 2013 году высшей наградой Родины
Командир «кругосветки»
24 марта 2016 г.

Командир «кругосветки»

24 марта 1921 года родился Анатолий Иванович СОРОКИН,вице-адмирал, Герой Советского Союза
Силы спецопераций
27 февраля 2016 г.

Силы спецопераций

27 февраля глава России Владимир Путин объявил Днём Сил специальных операций
Кровавый мир
5 сентября 2015 г.

Кровавый мир

5 сентября исполнилась годовщина подписания первого Минского соглашения, предусматривающего прекращение огня на востоке Украины
Главная » Герои нашего времени » Тайна гибели Ту-144

Тайна гибели Ту-144

3 июня 1973 года во время показательного полёта на авиасалоне в парижском предместье Ля Бурже потерпел катастрофу суперсовременный советский воздушный лайнер

Все шесть членов экипажа (заслуженный летчик-испытатель М. В. Козлов, летчик-испытатель В. М. Молчанов, штурман Г. Н. Баженов, заместитель главного конструктора инженер генерал-майор В. Н. Бендеров, ведущий инженер Б. А. Первухин бортинженер А. И. Дралин) погибли.
Тайна гибели Ту-144

Материалы расследования катастрофы до сих пор засекречены, и о ее истинных причинах знают очень немногие. Объективно на видеоролике запечатлено, как при взлете на пути нашего Ту-144 неожиданно появился французский «Мираж» (у него якобы имелась задача сфотографировать советский лайнер в полете). Пытаясь избежать столкновения, наш экипаж вынужден был совершить слишком резкий маневр, возникли запредельные перегрузки, и фюзеляж начал разрушаться в воздухе. Экипаж проявил невероятное мужество, до последней минуты борясь за машину и уводя её от скопления посетителей авиасалона. К сожалению, трагедии избежать не удалось.

Некоторые тайны этой катастрофы приоткрыл мне в беседе бывший авиаконструктор из подмосковного Жуковского, кандидат технических наук Леонид Гладун, который принимал участие в расследовании ЧП. Вот его рассказ:

 

- В 60-е годы прошлого столетия началась разработка сверхзвукового пассажирского самолета. На Западе этим занимались (проект «Конкорд») совместно Англия и Франция. У нас - КБ Туполева.

В это время Андрей Николаевич Туполев был уже серьезно болен, поэтому главным конструктором он назначил сына — Алексея Андреевича. Но фактически работами руководил сам. Используя личный авторитет в ЦК партии и госструктурах, он сумел замкнуть на «свой» проект все основные лаборатории ЦАГИ, ЦИАМ, ЛИИ и другие институты и заводы. При этом на второй план были отодвинуты работы по созданию

Ту-22М Д.С. Маркова, Ту-154 его же, Ту-142 Н.И. Базенкова. Но в самом техническом задании на Ту-144 крылась серьезная опасность. Ставилась задача добиться дальности полета на сверхзвуке до 6500 километров (Москва - Хабаровск). Однако у единственного существовавшего тогда двигателя с нужной тягой НК-144-22 не имелось технических возможностей достичь таких показателей. А вопрос о создании Ту-144 уже вышел в разряд государственно-политических, как вопрос о превосходстве над Западом. Поняв, что впереди ожидает перспектива провала, Андрей Николаевич решил самолет переделать, не прося денег у правительства и не докладывая о причинах переделки. Он своей властью снял значительную сумму с упомянутых ранее трех проектов. Но законы физики не обманешь — с теми же двигателями дальность выходила примерно 3200 км, т.е. не до Хабаровска, а лишь до Ташкента или до Алма-Аты с расходом на каждого пассажира почти по тонне топлива. Первые Ту-144 стали обслуживать линии только на Ташкент и Алма-Ату. Потом был дан заказ ОКБ Соловьева на двигатель с тягой 20 тонн в бесфорсажном режиме. Такой двигатель был создан, но температура на его корпусе была такой, что в гондоле она составляла «всего» 430 градусов по Цельсию. Никакая пайка, никакое авиамоторное масло не выдерживало такой температуры. Коробки приводов пришлось выносить из гондол, обеспечивая механическую связь длинными валиками.

И вот во время авиасалона опытного и осторожного летчика-испытателя Михаила Козлова обстоятельства вынудили выполнить маневр, который самолет сделать не мог по своим недостаточным техническим характеристикам. Поэтому и засекретили материалы расследования катастрофы, чтобы не ронять престиж нашего самолетостроения. К сожалению, вскоре последовала вторая катастрофа Ту-144 в районе Ильинского Погостаког в результате пожара на борту. Самолет, благодаря четким профессиональным действиям экипажа, был аварийно посажен. После приземления через форточку кабины борт покинули командир экипажа В. Д. Попов, второй пилот Э. В. Елян и штурман В. В. Вязигин. Находившиеся в салоне инженеры В. М. Кулеш, В. А. Исаев, В. Н. Столповский покинули самолет через переднюю входную дверь. Бортинженеры О. А. Николаев и В. Л. Венедиктов оказались зажатыми на рабочем месте деформировавшимися при посадке конструкциями и погибли.

Полеты Ту-144 были прекращены (что и требовалось конкурентам), хотя к тому времени уже построили 14 самолетов. В рыночное время, по указанию Черномырдина, их продали по дешевке американцам вместе с многочисленными ноу-хау, в том числе совершенно секретными, которые сегодня используются в военной технике ВВС США. Политический и экономический вред от этого был еще больший, чем от катастрофы в Ля Бурже.

 

Сергей Турченко
3 июня 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 февраля
вторник
2018

В этот день:

Памяти Ярослава Мудрого

20 февраля 1054 года умер Святой Ярослав I Мудрый, великий князь Киевский

Памяти Ярослава Мудрого

20 февраля 1054 года умер Святой Ярослав I Мудрый, великий князь Киевский

Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. Вошла в историю составленная при Ярославе «Русская правда», ставшая первым известным сводом законов на Руси. Назван Мудрым за установление почти идеального порядка в государстве (Европа брала пример и считала за честь породниться). Ярослав Мудрый практически взял под свой контроль всю Европу с помощью своих сыновей и дочерей, выдав их за царей и принцесс западных государств. Изяслав (Дмитрий) (1025—1078) — женился на сестре польского короля Казимира I — Гертруде. Всеволод (Андрей) (1030—1093) — женился на греческой царевне (дочери византийского императора Константина IX Мономаха), от брака с которой родился князь Владимир Мономах. Игорь (Юрий) (1036—1060) — женился на германской принцессе Кунигунде. Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового. Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I. Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I. Во Франции она стала известна как королева Анна Русская или Анна Киевская.

 

Генерал-кавалерист Лев Доватор

20 февраля 1903 года родился Лев Михайлович ДОВАТОР

Генерал-кавалерист Лев Доватор

20 февраля 1903 года родился Лев Михайлович ДОВАТОР

Отличился в битве за Москву. Известен успешными операциями по уничтожению войск противника. За голову Доватора немецкое командование назначило крупную награду. Смертельно ранен пулеметной очередью 19 декабря 1941 года.

Генерал Третьяк

20 февраля 1923 года родился Иван Моисеевич ТРЕТЬЯК, генерал армии, Герой Советского Союза

Генерал Третьяк

20 февраля 1923 года родился Иван Моисеевич ТРЕТЬЯК, генерал армии, Герой Советского Союза

Родился в селе Малая Поповка Хорольского района Полтавской области (Украина) в крестьянской семье. Украинец.

В Красную Армию был призван в 1939 году. В 1941 году окончил Астраханское стрелково-пулемётное училище.

На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1941 года. Участвовал в боях на Западном и 2-м Прибалтийском фронтах, командовал ротой, был заместителем командира, а с июля 1943 года — командиром стрелкового батальона. В 20 лет командовал полком. Особо отличился при форсировании реки Великая и при освобождении города Опочка Псковской области.

 

Оружейный конструктор Евгений Драгунов

20 февраля 1920 года родился конструктор стрелкового оружия Евгений Федорович Драгунов

Оружейный конструктор Евгений Драгунов

20 февраля 1920 года родился конструктор стрелкового оружия Евгений Федорович Драгунов

Потомственный оружейник, он начинал со спортивных винтовок, был награжден за их создание орденом Знак почета. В 1958 году создал снайперскую винтовку СВД, которая в 1963 году была принята на вооружение Советской Армии и в модернизированном виде продолжает оставаться оружием Российской армии. Уже после смерти конструктора на вооружение МВД России были приняты пистолет-пулемет «Кедр» (Конструкции Евгения Драгунова) и созданный на его базе пистолет-пулемет «Клин».

Разведчик-нелегал Лев Маневич

20 февраля 1965 года разведчику Льву Маневичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно

Разведчик-нелегал Лев Маневич

20 февраля 1965 года разведчику Льву Маневичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно

Он был внедрен в деловые круги, близкие к вермахту и передавал в Центр ценнейшую информацию, которая была, в частности, использована при создании знаменитых в будущем истребителей Як и Ла.
В 1918 году Лев Маневич добровольно вступил в Красную Армию. В Гражданской войне участвовал в качестве комиссара бронепоезда, а затем - командира отряда особого назначения. В 1921 году закончил высшую школу штабной службы комсостава Красной армии, в 1924 году - Военную академию РККА. После этого ему предложили работу в военной разведке и уже в качестве будущего разведчика-нелегала Маневич в 1929 году закончил курсы при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского, поскольку предполагалось его использовать в интересах авиационной промышленности. Вскоре, по легенде внедрения, Маневич стал преуспевающим австрийским бизнесменом Конрадом Кертнером (агентурный псевдоним - Этьен).

Эта легенда позволила Маневичу внедриться в круги, близкие к военной промышленности сразу нескольких западноевропейских стран. Он передавал в Центр ценную информацию о специальных технологиях производства высокопрочных сталей, необходимых для производства бронетанковой техники, об опытных образцах подводных лодок и надводных кораблей, о новых видах автоматического стрелкового оружия.

Воспользовавшись знакомством со знаменитым испанским асом Аугусто Агирре, он регулярно появлялся на аэродроме франкистов в Испании, где зарекомендовал себя как отличный авиационный инженер, великолепно разбирающийся в самолетных двигателях. Германские и итальянские авиатехники регулярно приглашали Кертнера для участия в технических консилиумах, призванных определить причины тех или иных неполадок у «сырых» немецких и итальянских самолетов. В результате Этьен получил уникальную возможность досконально изучить как сильные, так и слабые стороны новейшей вражеской техники.

Добываемые Маневичем материалы через Центр поступали в советские авиационные конструкторские бюро, где шла работа над созданием новых истребителей - знаменитых в будущем Як и Ла.

В 1936 году Маневича арестовала итальянская контрразведка. Своего имени он не раскрыл, а назвался полковником Старостиным (фамилия его давнего друга по службе на бронепоезде). Итальянский суд приговорил советского разведчика к длительному сроку заключения. В 1943 году итальянцы передали его в Германию под именем полковника Старостина. Там он содержался в лагерях Маутхаузен, Мельк и Эбензее. 6 мая 1945 года, будучи тяжело больным, был освобожден войсками США, но уже 9 мая умер от туберкулеза. Похоронен в в германском Линце под именем Старостина, перезахоронен в 1965 году под своей фамилией на кладбище Санкт Мартин-Зюд, где погребены советские солдаты. На могильной плите надпись: «Здесь покоится прах Героя Советского Союза полковника Маневича Льва Ефимовича. 1898—1945».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1965 года за доблесть и мужество, проявленные при выполнении специальных заданий Советского правительства перед второй мировой войной и в годы борьбы с фашизмом, полковнику Маневичу Льву Ефимовичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

В Минске, Гомеле и Могилёве именем Маневича названа улица. На родине Героя, в городе Чаусы, его именем названа улица и установлена мемориальная доска. Мемориальные доски также установлены в городе Рыльск Курской области (на здании Рыльского авиационного технического колледжа гражданской авиации) и в Самаре (на здании Управления Федеральной службы безопасности по Самарской области).
Жизнь легендарного разведчика описана в романах Е. Воробьёва «Земля, до востребования» и «Этьен и его тень». Первый из романов был положен в основу одноимённого художественного фильма, созданного в 1973 году режиссёром В. Дорманом. Роль главного героя в фильме исполнил актёр Олег Стриженов.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии