RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Легендарный пожарный ХХ века
8 октября 2018 г.

Легендарный пожарный ХХ века

18 декабря 2003 года генерал-майору внутренней службы Владимиру Михайловичу Максимчуку присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.
Михаилу Ножкину 80 лет
18 января 2017 г.

Михаилу Ножкину 80 лет

19 января 1937 года родился выдающийся поэт-патриот, писатель, киноактер
День рождения военного министра
21 мая 2018 г.

День рождения военного министра

21 мая 1955 года родился Сергей Кужугетович ШОЙГУ, министр обороны, который наконец-то начал настоящую реформу Вооруженных Сил России.
Российско-белорусский военный кулак
12 марта 2014 г.

Российско-белорусский военный кулак

12 марта 2014 года президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил России разместить на территории республики дополнительно до 15 самолётов
Ангельский глас России
22 декабря 2013 г.

Ангельский глас России

22 декабря 1968 года родился Олег Евгеньевич Погудин, исполнитель русских романсов, заслуженный артист России, лауреат фестиваля «Глас Ангельский России» и кавалер награды «Ангел Трубящий»
Главная » Герои нашего времени » Засекреченная трагедия «Адмирала Сенявина»

Засекреченная трагедия «Адмирала Сенявина»

13 июня 1978 года на Тихоокеанском флоте произошла трагедия, сведения о которой были уничтожены сразу же после расследования ЧП.

В тот день флагманской крейсер Тихоокеанского флота "Адмирал Сенявин" выполнял артиллерийские стрельбы главным калибром. На девятом залпе корабль содрогнулся от мощного внутреннего взрыва.
Засекреченная трагедия «Адмирала Сенявина»

Капитан 1 ранга в отставке Леонид Мрочко, который в то время служил на "Адмирале Сенявине", так рассказал мне о своих тогдашних впечатлениях:

- Стрельба была парадно-показательной. На корабле находилось множество гостей - журналисты, артисты, писательская делегация. Сначала отстреляли подготовительное упражнение. Все снаряды попали в цель. Тогда находившийся на командирском мостике крейсера командир соединения контр-адмирал Варганов разрешил провести зачетную стрельбу. Мне было поручено сопровождать по крейсеру корреспондента газеты "Красная звезда" Леонида Климченко. Проводил его на время учебного боя в носовую башню главного калибра, а сам на короткое время отлучился по неотложным служебным делам. Услышав взрыв, я выскочил на верхнюю палубу. Смотрю: носовая башня окутана дымом. Когда отдраили бронированную дверь, живых там уже не было. 37 человек - боевой расчет башни, а также присутствовавшие на стрельбе (в том числе Леня Климченко) - погибли.

Почему же боевая стрельба проходила при столь большом скоплении посторонних? Все дело в том, что незадолго до ЧП корабль посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, осуществлявший поездку по Дальнему Востоку. Он вышел в море. Присутствовал вместе с министром обороны Дмитрием Устиновым и главкомом ВМФ Сергеем Горшковым на артиллерийской стрельбе. За ее успешное выполнение командир крейсера капитан 2 ранга Владимир Плахов и замполит капитан 3 ранга Игорь Спицын получили из рук генсека часы с лаконичной надписью: "От Л.И. Брежнева. 1978 г."

После того как Брежнев уехал, на крейсер одна за другой зачастили делегации. Морякам некогда стало по-настоящему заниматься боевой подготовкой. Снизилась требовательность к звездному "экипажу" и со стороны вышестоящего командования. И как итог - через два месяца и шесть дней после визита Брежнева на крейсере произошло тяжелейшее ЧП.

Из акта комиссии по расследованию происшествия (цитируется по памяти составителей): "При подаче электросигнала на производство девятого залпа правое орудие башни № 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в каморе - части зарядного механизма орудия. От вылетевшей струи газов воспламенились приготовленные к стрельбе заряды, в башне возник пожар, быстро перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение... Причиной происшествия явились ошибочные действия расчета правого орудия башни и недостаточная натренированность личного состава по устранению возможных неисправностей и задержек при стрельбе... Происшествию способствовали серьезные упущения со стороны командования соединения и корабля". В акте отмечалось, что накануне стрельбы уволились в запас многие опытные моряки из боевого расчета башни. Натренировать и обучить молодежь они в достаточной степени не успели. Вот та и растерялась в нештатной ситуации, допустила роковые ошибки.

По итогам расследования многие должностные лица были наказаны в административном порядке. Приказом министра обороны командира и замполита сняли с должностей и назначили с понижением. Командир соединения контр-адмирал Варганов был предупрежден министром обороны о неполном служебном соответствии.

Трудно не заметить «ножниц» между тяжестью происшествия (37 загубленных жизней!) и мягкостью взысканий. Даже уголовное дело не было возбуждено. Похоже, что по решению «сверху» трагедию решили замять. Эту версию подтверждает и то, что в 1979 году на флоте были уничтожены все документы, относящиеся к взрыву на "Адмирале Сенявине". Вероятно,

это было сделано для того, чтобы "дорогой товарищ Брежнев" никогда не узнал о трагедии на корабле, который он посетил. Говорят, генсеку о дурных новостях старались не сообщать. С тех пор до самой смерти Брежнева название крейсера "Адмирал Сенявин" напрочь исчезло со страниц газет. Лишь в сентябре 1990 года в СМИ прошла коротенькая тассовка о том, что "в соответствии с планом сокращения состава флота во Владивостоке произведен ритуал спуска Государственного и Военно-морского флагов СССР на крейсере "Адмирал Сенявин", выслужившем установленные сроки". А в 1992 году уже «рыночники» продали его на металлолом за рубеж.

 

Помянем крейсер и его погибших моряков:

 

капитан 2 ранга Климченко Леонид Леонидович

матрос Гилазиев Фарид Гариевич

матрос Архипенко Валерий Николаевич

ст. лейтенант Пономарев Александр Васильевич

Страницы:   1 2 3 4  »

Комментарии:

Николай Борисович Харитонов 06.12.2013 в 14:39 # Ответить
Это была не показательная, а зачетная(т.е. согласно плана боевой подготовки артиллерийская стрельба), предусматривалось 18 залпов по схеме стрельбы, выполнили, как у Вас и указано, девять. С первых двух залпов (пристрелочных) пошли ,,накрытия,,-т.е. попадания в цель, в данном случае-в буксируемый щит, остальные 7 залпов тоже были в пределах нормы. К особенностям этой стрельбы следует отнести следующие факторы: 1) 18 залпов по схеме стрельбы вместо обычных 12 2) данная стрельба велась, ,оптическим способом,,-т.е. дистанция и направление стрельбы определялись оптическими дальномерами ивизирами, а РЛС работали только для контроля, это сложнее. 3) темп стрельбы был задан достаточно высокий(допустимым считается не более 12 сек между соседними залпами), фактический был выше -9-10сек. Данный фактор учитывается при общей оценке стрельбы. В любом случае цепь стрельбы не замкнется (выстрела не последует), если не выполнено любое из 7 условий ее прохождения - в числе этих условий выполнение горизонтальной наводки(общей для башни) и вертикальных наводок(для каждого орудия), после соблюдения 7 условий замыкается цепь стрельбы ( в вашем тексте-электросигнал на башню подан). Следует уточнить, что боевой расчет башни был больше 37 человек, ненамного, но больше, т.е. погибли почти все. Башня состоит из 1)боевого отделения(сама башня, погибли все) 2)верхнего перегрузочного отделения - погибли все) 3) нижнего перегрузочного отделения-из 8 человек погибли четверо. Следует отметить, что выжившие - из числа штатного расписания- т.е. непосредственно служили в башне, а четверо погибших - из числа, ,прибегающих,,-так называют матросов, которые служат в других подразделениях, а по боевому расписанию приписаны к какому-либо боевому посту. В условиях задымления штатный личный состав сориентировался мгновенно, т.к. они, по сути, дневали и ночевали на своем посту, сзавязанными глазами могли работать, чему, к сожалению, не удалось обучить прибегающих 4) 5)снарядный и зарядный погреба - тоже были погибшие, из-за дыма, выполняли действия по проверке затопления погребов, не все успели покинуть погреба. Среди них матрос другой боевой части - связист Золотарев, который спустился помочь погребникам, и погиб. Кстати, единственный из 37 человек, кто не был похоронен в братской могиле, его забрала мать для захоронения на Родине. Что касается стрельбы 8 апреля 1978г. во время посещения Л.И. Брежнева, то она как раз и была неудачной, но на это закрыли глаза. День трагедии - последний день 10-дневного сборпохода, крейсер должен был вернуться в базу, но вернуться пришлось таким образом. С уважением, капитан 3 ранга запаса Харитонов Н.Б., а в описываемое время- командир группы управления артиллерийским огнем главного калибра, старший лейтенант, участвовавший в выполнении той стрельбы.
Шевелёв Григорий Алексеевич 27.06.2014 в 15:13 # Ответить
Уважаемый Николай Борисович! Я в это время работал в составе группы, проводившей испытания спутниковой станции. Для друзей написал воспоминания, которые хочу предложить Вашему вниманию. Если заметите ошибки, сообщите пожалуйста. С благодарностью, Шевелёв.
Сергей Иванович 15.11.2014 в 07:51 # Ответить
Уважаемый Григорий Алексеевич, пришлите, пожалуйста, Ваши воспоминания в Российский героический календарь. Мы с удовольствием опубликуем.
Главный редактор
Ринат Миронов 20.02.2015 в 09:03 # Ответить
Николай Борисович, добрый день! Я главкорстаршина запаса БЧ-1 Ринат Миронов. С Вами служил на крейсере с 1978-1981 гг. В построении на юте с Вами стояли рядом. Вы были капитан-лейтенантом. Что Вы помните о нашем походе в 1979 г. в район китайско-вьетнамского конфликта? Где сейчас командир корабля Рыбин и командир БЧ-1 В.А. Советов? С уважением, Ринат Миронов.
Борис 15.06.2016 в 23:14 # Ответить
Рыбин Игорь-мой родственник, жив, на пенсии, проживает в Питере
Анатолий Воротников 03.07.2018 в 17:09 # Ответить
Рыбин Игорь
Этот офицер был и моим командиром, до трагедии на Сенявине командовал эсминцем Бесшумный. Вспоминается тоько хорошим.
Александр Солдатенков 30.03.2016 в 07:11 # Ответить
"Прибегающие" на самом деле называются приходящими, а за остальное спасибо.
Серей Витальевич 29.11.2016 в 20:02 # Ответить
Коля, здравствуй, Сергей Рекечинский, БЧ-7 с 80 по 89г. Читал про Сенявин, Увидел твой комментарий. Живу в Калининграде. 8(4012)33-01-11.
Валерий Белов 30.03.2016 в 17:41 # Ответить
Помню тот день похорон, от БМК до места захоронения, гробы несли на руках, у нас был ст.1 статьи Бипков, когда начали работать лопатами, услышали плачь родственников, это было самое страшное, на всю жизнь запомнил. БПК Способный 1975-1978гг.
Александр сергеевич 03.04.2016 в 19:55 # Ответить
Покозаь все фамилии экипажа бч-5 машинного одделения
Владимир 14.06.2016 в 23:06 # Ответить
Николаю Харитонову. Коля, я тебя прекрасно помню и был знаком с тобой, когда ты был на "Вдохновенном". Ты меня вряд ли помнишь, поэтому представляться не буду. Я друг вашего ПКСа в ту пору и приходил к вам на корабль в гости.
Спасибо тебе за твою заметку. Она одна дороже и перевешивает тонны дезинформации и тупой трескотни людей, совершенно не владеющими темой. Чего проще приплести Брежнева, комуняк, соцсоревнование и прочую белиберду и раздувать потом победно щёки.
"Иди за теми, кто ищет истину. Беги от тех, кто её нашёл." (Конфуций)
C уважением, кап.1р. в отставке В.У.
Рыбак Андрей 18.06.2016 в 19:28 # Ответить
Николаю Харитонову - привет от служившего на Сенявине с 1979 по 1956 г. комсорга, а затем зама БЧ-5 Рыбак андрея. Помню вас и других офицеров и многих матросов корабля. Привет всем, кого знаете и в том числе - передайте наилучшие пожелания командиру - Рыбину игорю Трофимовичу С уважением - Рыбак А. Н.
Кисельников Владимир Викторович 17.08.2016 в 17:48 # Ответить
С уважением Рыбаку Андрею Николаевичу, от гл.старшины Кисельникова Владимира ЭТД, ЭТГ. 1983-1986г вессенник. Командиры дивизиона Козлов, Солкин. Командиры крейсера Рыбин Игорь Трофимович, Ковальчук Леонид Михайлович. После Русского острова курса молодого бойца поход на Камчатку в бухту Саранная, обеспечение связи и поднятия ПЛ.
Андрей Рыбак 03.11.2017 в 02:18 # Ответить
Всего доброго, уважаемый Владимир Викторович!Судьба разбросала экипаж, но бывших моряков не бывает. Успехов в жизни, всего доброго!. Часто вспоминаю корабль и людей его экипажа!
Александр 29.06.2016 в 12:58 # Ответить
У меня в этой замолченной трагедии погиб друг и земляк Фарид (жили в Ижевске в одном подъезде, он на первом этаже, я на пятом). Тело отцу не отдали, как я понял Фарид погиб не от разрыва , а от затопления. Не передать горе в семье (Фарид был единственным сыном + две сестры). Мне Фарид был как старший брат, родители уходя на работу оставляли меня под его присмотр. Пусть будут прокляты все ненужные понты нашей военной крутизны, когда гибнут призывники срочной службы. Слава и вечная память всем погибшим.
Эрдман Светлана 14.06.2017 в 14:31 # Ответить
Александр, а живы ли родители Фарида Гилазиева? Может быть Вы знаете, как связаться с родственниками Фарида? Мы, родственники погибших ребят ищем фотографии погибших моряков. Я - сестра погибшего на крейсере "Адмирал Сенявин" - Свинина Александра Романовича из Ташкента.
Наталья 04.08.2016 в 23:02 # Ответить
Рыбин Игорь Трофимович, жив, здоров! Он отец моего мужа. Живёт в Питере. Я обязательно передам ему от вас пожелания
Тихонова Любовь Александровна 30.09.2016 в 19:28 # Ответить
Болдырев Александр Владимирович-мой папа, тоже служил на коробле, рассказывал нам и про китайско-вьетнамсий конфликт и про трагедию на корабле.
Владимир Цмокун 08.11.2016 в 23:28 # Ответить
Всем, кого затронула эта трагедия- большой привет и благодарность за память! Я служил командиром зенитной артбатареи на крейсере Владивосток. Хорошо помню день возвращения со стрельб Сенявина. Мы сразу поняли, что что то произошло, потому что он швартовался с башней, развёрнутой на борт. Меня потом назначили давать салют из салатных пушек во время похорон. Вечная память ребятам!
Зарипов Артем 14.12.2016 в 14:48 # Ответить
Здравствуйте!мой отец Зарипов Шавкат служил боцмоном в то время.расказывал про взрыв и про китайско-вьетнамский конфликт!призывался с Ташкента и по сей день живет там!
Людмила Бриедис 04.02.2017 в 15:23 # Ответить
Здравствуйте Артем. Я сестра одного из погибших матросов Скоробогатова Сергея. Он был помощником электрика и погиб в башне. Вы говорите, что ваш отец еще жив и может рассказать о взрыве. Наверное про взрыв я уже знаю все. Но я хочу спросить, нет ли у вашего отца фотографий с моим братом или с теми кто погиб? Кстати, в Ташкенте живет сестра побившего матроса Александра Свинина. Светлана Эрдман. С уважением Людмила.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 января
понедельник
2020

В этот день:

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Родился в селе Солдатское ныне Ефремовского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую академию в 1932 году и курсы лётчиков при Качинской военной авиашколе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 годов (с мая 1937 по ноябрь 1938). С декабря 1938 года — член Военного совета ВВС РККА, дивизионный комиссар. В августе 1940-го года понижен в звании до полковника и назначен командиром 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка в Прибалтийский Особый военный округ.

В Великую Отечественную войну участвовал в боевых действиях на Северо-Западном фронте. В августе 1941-го отозван с фронта. В 1941—1943 годах — начальник Тамбовской школы младших авиаспециалистов, с марта 1943 года — командир 292-й штурмовой авиационной дивизии, С 28 мая 1943го — генерал-майор авиации. С декабря 1944 года — командир 1-го польского смешанного авиационного корпуса. За умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и ВМФ 21 февраля 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945-го — командующий 4-м штурмовым авиационным корпусом. С 1 марта 1946-го — генерал-лейтенант авиации. С февраля 1947 года — командующий 16-й воздушной армией. С июня 1949 года — 1-й заместитель, с апреля 1953 — заместитель главкома ВВС. Генерал-полковник авиации (8.08.1955) С мая 1956 — генерал-инспектор ВВС, с февраля 1958 заместитель главкома ВВС по боевой подготовке. С 1962 года маршал авиации. В 1962—1969 годы — командующий дальней авиацией ВВС, с 1971 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 29 июня 1980 года в Москве.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Операция по освобождению Новгорода от фашистов началась 14 января 1944 года. Она стала первым этапом стратегической операции из так называемых десяти «Сталинских ударов» 1944 года. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. За время оккупации Новгород был почти полностью разрушен. Некоторые уникальные достопримечательности города безвозвратно погибли. Разрушения были столь велики, что воспринимались как непоправимая утрата части национальной культуры. Постановлением от 1 ноября 1945 года Новгород был включён в число 15 древнейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. К настоящему времени новгородскими реставраторами исследовано, восстановлено или законсервировано более 200 памятников зодчества, составляющих богатейшее наследие региона. По решению ЮНЕСКО в 1992 году 37 памятников и ансамблей Великого Новгорода были включены в Список Всемирного культурного наследия. 29 октября 2008 года президент России подписал Указ о присвоении Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы».

 

 

 

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

Bison — «Бизон») создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью и бомбовой нагрузкой, но меньшим радиусом действия. Эту машину впервые поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский, штурман А. И. Помазунов, радист И. И. Рыхлов, бортинженер Г. А. Нефедов, ведущие инженеры А. И. Никонов и И. Н. Квитко).

Из построенных серийно 32-х самолётов, три погибли вместе с экипажами, едва родившись. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья — случилась при облете самолёта заводским экипажем (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых летчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте.

Технические характеристики:

Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)

Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)

Высота: 14,1 м

Площадь крыла: 326,35 м²

Масса пустого: 79 700 кг

Нормальная взлётная масса: 138 500 кг

Максимальная взлётная масса: 181 500 кг

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 947 км/ч

Практическая дальность: 8 100 км

Практический потолок: 11 000 м

Длина разбега: 1 470 м

Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках

Бомбовая нагрузка: нормальная: 5 000 кг, максимальная: 24 000 кг

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии