RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Поздравляем РНЛ!
20 января 2015 г.

Поздравляем РНЛ!

19 января в праздник Крещения Господня в Москве в Союзе писателей России состоялась церемония вручения премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина
Миллиардер Шарий
20 августа 2016 г.

Миллиардер Шарий

20 августа день рождения лютого разоблачителя дерьмовых укроСМИ, продвинутого видеоблогера, классного журналиста, лауреата Международного литературно-медийного конкурса имени Олега Бузины - Анатолия Анатольевича Шария
Подлое
7 сентября 2014 г.

Подлое "перемирие"

Несмотря на подписание минского протокола, украинская сторона продолжает военные действия против Новороссии
Подвиг экипажа «подводного разведчика»
2 июля 2019 г.

Подвиг экипажа «подводного разведчика»

1 июля 2019 года произошла жестокая трагедия на борту атомной глубоководной станции АС-12, которая входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ
Прощай, майор Кощавка!
8 апреля 2017 г.

Прощай, майор Кощавка!

Ушел из жизни известный в военно-журналистских кругах офицер
Главная » Герои нашего времени » Засекреченная трагедия «Адмирала Сенявина»

Засекреченная трагедия «Адмирала Сенявина»

13 июня 1978 года на Тихоокеанском флоте произошла трагедия, сведения о которой были уничтожены сразу же после расследования ЧП.

В тот день флагманской крейсер Тихоокеанского флота "Адмирал Сенявин" выполнял артиллерийские стрельбы главным калибром. На девятом залпе корабль содрогнулся от мощного внутреннего взрыва.
Засекреченная трагедия «Адмирала Сенявина»

Капитан 1 ранга в отставке Леонид Мрочко, который в то время служил на "Адмирале Сенявине", так рассказал мне о своих тогдашних впечатлениях:

- Стрельба была парадно-показательной. На корабле находилось множество гостей - журналисты, артисты, писательская делегация. Сначала отстреляли подготовительное упражнение. Все снаряды попали в цель. Тогда находившийся на командирском мостике крейсера командир соединения контр-адмирал Варганов разрешил провести зачетную стрельбу. Мне было поручено сопровождать по крейсеру корреспондента газеты "Красная звезда" Леонида Климченко. Проводил его на время учебного боя в носовую башню главного калибра, а сам на короткое время отлучился по неотложным служебным делам. Услышав взрыв, я выскочил на верхнюю палубу. Смотрю: носовая башня окутана дымом. Когда отдраили бронированную дверь, живых там уже не было. 37 человек - боевой расчет башни, а также присутствовавшие на стрельбе (в том числе Леня Климченко) - погибли.

Почему же боевая стрельба проходила при столь большом скоплении посторонних? Все дело в том, что незадолго до ЧП корабль посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, осуществлявший поездку по Дальнему Востоку. Он вышел в море. Присутствовал вместе с министром обороны Дмитрием Устиновым и главкомом ВМФ Сергеем Горшковым на артиллерийской стрельбе. За ее успешное выполнение командир крейсера капитан 2 ранга Владимир Плахов и замполит капитан 3 ранга Игорь Спицын получили из рук генсека часы с лаконичной надписью: "От Л.И. Брежнева. 1978 г."

После того как Брежнев уехал, на крейсер одна за другой зачастили делегации. Морякам некогда стало по-настоящему заниматься боевой подготовкой. Снизилась требовательность к звездному "экипажу" и со стороны вышестоящего командования. И как итог - через два месяца и шесть дней после визита Брежнева на крейсере произошло тяжелейшее ЧП.

Из акта комиссии по расследованию происшествия (цитируется по памяти составителей): "При подаче электросигнала на производство девятого залпа правое орудие башни № 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в каморе - части зарядного механизма орудия. От вылетевшей струи газов воспламенились приготовленные к стрельбе заряды, в башне возник пожар, быстро перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение... Причиной происшествия явились ошибочные действия расчета правого орудия башни и недостаточная натренированность личного состава по устранению возможных неисправностей и задержек при стрельбе... Происшествию способствовали серьезные упущения со стороны командования соединения и корабля". В акте отмечалось, что накануне стрельбы уволились в запас многие опытные моряки из боевого расчета башни. Натренировать и обучить молодежь они в достаточной степени не успели. Вот та и растерялась в нештатной ситуации, допустила роковые ошибки.

По итогам расследования многие должностные лица были наказаны в административном порядке. Приказом министра обороны командира и замполита сняли с должностей и назначили с понижением. Командир соединения контр-адмирал Варганов был предупрежден министром обороны о неполном служебном соответствии.

Трудно не заметить «ножниц» между тяжестью происшествия (37 загубленных жизней!) и мягкостью взысканий. Даже уголовное дело не было возбуждено. Похоже, что по решению «сверху» трагедию решили замять. Эту версию подтверждает и то, что в 1979 году на флоте были уничтожены все документы, относящиеся к взрыву на "Адмирале Сенявине". Вероятно,

это было сделано для того, чтобы "дорогой товарищ Брежнев" никогда не узнал о трагедии на корабле, который он посетил. Говорят, генсеку о дурных новостях старались не сообщать. С тех пор до самой смерти Брежнева название крейсера "Адмирал Сенявин" напрочь исчезло со страниц газет. Лишь в сентябре 1990 года в СМИ прошла коротенькая тассовка о том, что "в соответствии с планом сокращения состава флота во Владивостоке произведен ритуал спуска Государственного и Военно-морского флагов СССР на крейсере "Адмирал Сенявин", выслужившем установленные сроки". А в 1992 году уже «рыночники» продали его на металлолом за рубеж.

 

Помянем крейсер и его погибших моряков:

 

капитан 2 ранга Климченко Леонид Леонидович

матрос Гилазиев Фарид Гариевич

матрос Архипенко Валерий Николаевич

ст. лейтенант Пономарев Александр Васильевич

Страницы:   1 2 3 4  »

Комментарии:

Николай Борисович Харитонов 06.12.2013 в 14:39 # Ответить
Это была не показательная, а зачетная(т.е. согласно плана боевой подготовки артиллерийская стрельба), предусматривалось 18 залпов по схеме стрельбы, выполнили, как у Вас и указано, девять. С первых двух залпов (пристрелочных) пошли ,,накрытия,,-т.е. попадания в цель, в данном случае-в буксируемый щит, остальные 7 залпов тоже были в пределах нормы. К особенностям этой стрельбы следует отнести следующие факторы: 1) 18 залпов по схеме стрельбы вместо обычных 12 2) данная стрельба велась, ,оптическим способом,,-т.е. дистанция и направление стрельбы определялись оптическими дальномерами ивизирами, а РЛС работали только для контроля, это сложнее. 3) темп стрельбы был задан достаточно высокий(допустимым считается не более 12 сек между соседними залпами), фактический был выше -9-10сек. Данный фактор учитывается при общей оценке стрельбы. В любом случае цепь стрельбы не замкнется (выстрела не последует), если не выполнено любое из 7 условий ее прохождения - в числе этих условий выполнение горизонтальной наводки(общей для башни) и вертикальных наводок(для каждого орудия), после соблюдения 7 условий замыкается цепь стрельбы ( в вашем тексте-электросигнал на башню подан). Следует уточнить, что боевой расчет башни был больше 37 человек, ненамного, но больше, т.е. погибли почти все. Башня состоит из 1)боевого отделения(сама башня, погибли все) 2)верхнего перегрузочного отделения - погибли все) 3) нижнего перегрузочного отделения-из 8 человек погибли четверо. Следует отметить, что выжившие - из числа штатного расписания- т.е. непосредственно служили в башне, а четверо погибших - из числа, ,прибегающих,,-так называют матросов, которые служат в других подразделениях, а по боевому расписанию приписаны к какому-либо боевому посту. В условиях задымления штатный личный состав сориентировался мгновенно, т.к. они, по сути, дневали и ночевали на своем посту, сзавязанными глазами могли работать, чему, к сожалению, не удалось обучить прибегающих 4) 5)снарядный и зарядный погреба - тоже были погибшие, из-за дыма, выполняли действия по проверке затопления погребов, не все успели покинуть погреба. Среди них матрос другой боевой части - связист Золотарев, который спустился помочь погребникам, и погиб. Кстати, единственный из 37 человек, кто не был похоронен в братской могиле, его забрала мать для захоронения на Родине. Что касается стрельбы 8 апреля 1978г. во время посещения Л.И. Брежнева, то она как раз и была неудачной, но на это закрыли глаза. День трагедии - последний день 10-дневного сборпохода, крейсер должен был вернуться в базу, но вернуться пришлось таким образом. С уважением, капитан 3 ранга запаса Харитонов Н.Б., а в описываемое время- командир группы управления артиллерийским огнем главного калибра, старший лейтенант, участвовавший в выполнении той стрельбы.
Шевелёв Григорий Алексеевич 27.06.2014 в 15:13 # Ответить
Уважаемый Николай Борисович! Я в это время работал в составе группы, проводившей испытания спутниковой станции. Для друзей написал воспоминания, которые хочу предложить Вашему вниманию. Если заметите ошибки, сообщите пожалуйста. С благодарностью, Шевелёв.
Сергей Иванович 15.11.2014 в 07:51 # Ответить
Уважаемый Григорий Алексеевич, пришлите, пожалуйста, Ваши воспоминания в Российский героический календарь. Мы с удовольствием опубликуем.
Главный редактор
Ринат Миронов 20.02.2015 в 09:03 # Ответить
Николай Борисович, добрый день! Я главкорстаршина запаса БЧ-1 Ринат Миронов. С Вами служил на крейсере с 1978-1981 гг. В построении на юте с Вами стояли рядом. Вы были капитан-лейтенантом. Что Вы помните о нашем походе в 1979 г. в район китайско-вьетнамского конфликта? Где сейчас командир корабля Рыбин и командир БЧ-1 В.А. Советов? С уважением, Ринат Миронов.
Борис 15.06.2016 в 23:14 # Ответить
Рыбин Игорь-мой родственник, жив, на пенсии, проживает в Питере
Анатолий Воротников 03.07.2018 в 17:09 # Ответить
Рыбин Игорь
Этот офицер был и моим командиром, до трагедии на Сенявине командовал эсминцем Бесшумный. Вспоминается тоько хорошим.
Александр Солдатенков 30.03.2016 в 07:11 # Ответить
"Прибегающие" на самом деле называются приходящими, а за остальное спасибо.
Серей Витальевич 29.11.2016 в 20:02 # Ответить
Коля, здравствуй, Сергей Рекечинский, БЧ-7 с 80 по 89г. Читал про Сенявин, Увидел твой комментарий. Живу в Калининграде. 8(4012)33-01-11.
Валерий Белов 30.03.2016 в 17:41 # Ответить
Помню тот день похорон, от БМК до места захоронения, гробы несли на руках, у нас был ст.1 статьи Бипков, когда начали работать лопатами, услышали плачь родственников, это было самое страшное, на всю жизнь запомнил. БПК Способный 1975-1978гг.
Александр сергеевич 03.04.2016 в 19:55 # Ответить
Покозаь все фамилии экипажа бч-5 машинного одделения
Владимир 14.06.2016 в 23:06 # Ответить
Николаю Харитонову. Коля, я тебя прекрасно помню и был знаком с тобой, когда ты был на "Вдохновенном". Ты меня вряд ли помнишь, поэтому представляться не буду. Я друг вашего ПКСа в ту пору и приходил к вам на корабль в гости.
Спасибо тебе за твою заметку. Она одна дороже и перевешивает тонны дезинформации и тупой трескотни людей, совершенно не владеющими темой. Чего проще приплести Брежнева, комуняк, соцсоревнование и прочую белиберду и раздувать потом победно щёки.
"Иди за теми, кто ищет истину. Беги от тех, кто её нашёл." (Конфуций)
C уважением, кап.1р. в отставке В.У.
Рыбак Андрей 18.06.2016 в 19:28 # Ответить
Николаю Харитонову - привет от служившего на Сенявине с 1979 по 1956 г. комсорга, а затем зама БЧ-5 Рыбак андрея. Помню вас и других офицеров и многих матросов корабля. Привет всем, кого знаете и в том числе - передайте наилучшие пожелания командиру - Рыбину игорю Трофимовичу С уважением - Рыбак А. Н.
Кисельников Владимир Викторович 17.08.2016 в 17:48 # Ответить
С уважением Рыбаку Андрею Николаевичу, от гл.старшины Кисельникова Владимира ЭТД, ЭТГ. 1983-1986г вессенник. Командиры дивизиона Козлов, Солкин. Командиры крейсера Рыбин Игорь Трофимович, Ковальчук Леонид Михайлович. После Русского острова курса молодого бойца поход на Камчатку в бухту Саранная, обеспечение связи и поднятия ПЛ.
Андрей Рыбак 03.11.2017 в 02:18 # Ответить
Всего доброго, уважаемый Владимир Викторович!Судьба разбросала экипаж, но бывших моряков не бывает. Успехов в жизни, всего доброго!. Часто вспоминаю корабль и людей его экипажа!
Александр 29.06.2016 в 12:58 # Ответить
У меня в этой замолченной трагедии погиб друг и земляк Фарид (жили в Ижевске в одном подъезде, он на первом этаже, я на пятом). Тело отцу не отдали, как я понял Фарид погиб не от разрыва , а от затопления. Не передать горе в семье (Фарид был единственным сыном + две сестры). Мне Фарид был как старший брат, родители уходя на работу оставляли меня под его присмотр. Пусть будут прокляты все ненужные понты нашей военной крутизны, когда гибнут призывники срочной службы. Слава и вечная память всем погибшим.
Эрдман Светлана 14.06.2017 в 14:31 # Ответить
Александр, а живы ли родители Фарида Гилазиева? Может быть Вы знаете, как связаться с родственниками Фарида? Мы, родственники погибших ребят ищем фотографии погибших моряков. Я - сестра погибшего на крейсере "Адмирал Сенявин" - Свинина Александра Романовича из Ташкента.
Наталья 04.08.2016 в 23:02 # Ответить
Рыбин Игорь Трофимович, жив, здоров! Он отец моего мужа. Живёт в Питере. Я обязательно передам ему от вас пожелания
Тихонова Любовь Александровна 30.09.2016 в 19:28 # Ответить
Болдырев Александр Владимирович-мой папа, тоже служил на коробле, рассказывал нам и про китайско-вьетнамсий конфликт и про трагедию на корабле.
Владимир Цмокун 08.11.2016 в 23:28 # Ответить
Всем, кого затронула эта трагедия- большой привет и благодарность за память! Я служил командиром зенитной артбатареи на крейсере Владивосток. Хорошо помню день возвращения со стрельб Сенявина. Мы сразу поняли, что что то произошло, потому что он швартовался с башней, развёрнутой на борт. Меня потом назначили давать салют из салатных пушек во время похорон. Вечная память ребятам!
Зарипов Артем 14.12.2016 в 14:48 # Ответить
Здравствуйте!мой отец Зарипов Шавкат служил боцмоном в то время.расказывал про взрыв и про китайско-вьетнамский конфликт!призывался с Ташкента и по сей день живет там!
Людмила Бриедис 04.02.2017 в 15:23 # Ответить
Здравствуйте Артем. Я сестра одного из погибших матросов Скоробогатова Сергея. Он был помощником электрика и погиб в башне. Вы говорите, что ваш отец еще жив и может рассказать о взрыве. Наверное про взрыв я уже знаю все. Но я хочу спросить, нет ли у вашего отца фотографий с моим братом или с теми кто погиб? Кстати, в Ташкенте живет сестра побившего матроса Александра Свинина. Светлана Эрдман. С уважением Людмила.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
17 ноября
воскресенье
2019

В этот день:

День участкового

17 ноября в России отмечается День участкового-уполномоченного милиции. Это праздник многотысячной армии милицейских трудяг, которые находятся на переднем крае борьбы за общественный порядок.

День участкового

17 ноября в России отмечается День участкового-уполномоченного милиции. Это праздник многотысячной армии милицейских трудяг, которые находятся на переднем крае борьбы за общественный порядок.

6 сентября 2002 года Министерство внутренних дел Российской Федерации издало приказ № 868 «Об объявлении дня участковых уполномоченных милиции». В нем говорилось следующее: «В настоящее время в горрайорганах внутренних дел служат более 54 тыс. участковых уполномоченных милиции. Ими раскрывается каждое второе преступление по линии милиции общественной безопасности и около четверти преступлений по линии криминальной милиции. Под их контролем находится более 4 млн лиц, состоящих на профилактических учетах органов внутренних дел. В целях сохранения преемственности в работе участковых уполномоченных милиции, пропаганды и распространения положительного опыта и сложившихся традиций их деятельности, а также учитывая их существенную роль в реализации задач, выполняемых органами внутренних дел, приказываю: 1. Считать 17 ноября 1923 года датой начала формирования в органах внутренних дел участковых уполномоченных милиции. 2. Объявить 17 ноября «Днем участковых уполномоченных милиции». 3. ГУООП СОБ МВД России разработать план соответствующих организационных и практических мероприятий по празднованию Дня участковых уполномоченных милиции. 4. В установленном порядке ежегодно отмечать в «День участковых уполномоченных милиции» особо отличившихся сотрудников и работников, а также ветеранов, внесших большой личный вклад в укрепление правопорядка».

Руководство МВД Российской Федерации выбрало 17 ноября для празднования «Дня участковых уполномоченных милиции» не случайно. именно в этот день, в 1923 году, в Советском Союзе была утверждена «Инструкция участковому надзирателю». Появление этого нормативного правового акта и положило де-юре начало формированию института участковых в СССР.

Первый бой пароходо-фрегатов

17 ноября 1853 года произошло первое в истории сражение военных пароходов. Русский пароходо-фрегат "Владимир" капитан-лейтенанта Григория БУТАКОВА атаковал и захватил турецкий пароход "Перваз-Бахри".

Первый бой пароходо-фрегатов

17 ноября 1853 года произошло первое в истории сражение военных пароходов. Русский пароходо-фрегат "Владимир" капитан-лейтенанта Григория БУТАКОВА атаковал и захватил турецкий пароход "Перваз-Бахри".

Пароходо-фрегат — фрегат, имевший кроме парусного вооружения паровой двигатель и гребные колёса в качестве движителя.

Первый пароходофрегат («Медея») появился в Англии в 1832 году. Первым построенным в России пароходофрегатом стал «Богатырь» (спущен на воду со стапеля Санкт-Петербургского Адмиралтейства в 1836 году, вооружение — 28 пушек, мощность паровой машины — 260 л. с.).

К началу Крымской войны в составе Российского флота имелось 16 пароходо фрегатов. Среди них - «Владимир». Его трёхчасовой бой с турком закончился победой: «Перваз-Бахри» был вынужден спустить флаг. Правда, русские моряки едва не «перестарались» — они с большим трудом смогли довести свой трофей до Севастополя. Турецкий пароход потом отремонтировали и он вошел в состав Черноморского флота под названием «Корнилов».

Г. И. Бутаков после этого боя был произведён в капитаны 2-го ранга и награждён орденом св. Георгия IV степени.

Крейсер «Аврора» продолжает бой

17 ноября 1948 года легендарный крейсер «Аврора» был установлен на вечную стоянку у Петроградской набережной на Большой Невке.

Крейсер «Аврора» продолжает бой

17 ноября 1948 года легендарный крейсер «Аврора» был установлен на вечную стоянку у Петроградской набережной на Большой Невке.

Он вступил в строй боевых кораблей флота России в июле 1903 года. В период Русско-японской войны, совершив переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток, крейсер "Аврора" принял боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года. Возвратившись в Балтийское море, "Аврора" длительный период плавала как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса. В период Первой мировой войны крейсер "Аврора" принимал активное участие в боевых действиях на Балтийском море в составе 2-й бригады крейсеров, а в конце 1916 года был поставлен на ремонт в Петрограде. В 1917 году экипаж "Авроры" активно участвовал в революционных событиях, потом крейсер стал учебным кораблем, на котором, вплоть до 1940 года, проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ. С началом Великой Отечественной войны крейсер "Аврора" и его экипаж встали на защиту Ленинграда. Весь период ленинградской блокады "Аврора" стояла у стенки в порту Ораниенбаума (г. Ломоносов), обстреливала из своих орудий противника и сама подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Корпус корабля получил много пробоин, принял большое количество воды и сел на грунт, но небольшой экипаж мужественно боролся за жизнь своего корабля. В июле 1944 года крейсер подняли с грунта и поставили в ремонт.

В 1948 году крейсер "Аврора" был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956 года использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища. В 1956 году на "Авроре" был открыт Корабельный музей, как филиал Центрального Военно-морского музея. В июле 1992 года на нем был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг - символ морской мощи России.

В ночь с 5-го на 6-е июня 2009 года издаваемый на деньги олигарха Михаила Прохорова журнал «Русский пионер» широко отпраздновал свою годовщину на борту легендарного корабля. Среди гостей вечера оказался тогдашний полпред президента РФ Илья Клебанов, глава «Альфа-Капитал» Михаил Хабаров, пивной магнат Олег Тиньков, главный редактор русского «Форбса» Максим Кашулинский, владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико, тогдашний губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Их развлекали телеведущая Тина Канделаки и Сергей Шнуров, известный тем, что балует подобную публику песнями с нецензурной лексикой.

Возможно, это мерзкое мероприятие так и осталось бы незамеченным, но каким-то образом эта (наверняка далеко не первая и уж точно не последняя) «невинная шалость» зажравшихся и одуревших от собственного всесилия и безнаказанности чинуш, повязанных родственными, деловыми и дружескими связями с олигархией, оказалась известна прессе. И целый ряд как печатных, так и электронных СМИ выступили с публикациями и репортажами о данном событии. Как писала тогда газета «Фонтанка», «Аврора» преобразилась по случаю пьянки невообразимо: крейсер оброс прожекторами, звуковыми колонками, куда-то подевались вахтенные матросы и офицеры, а их места заняли игривые официанты, наряженные в гламурненькие тельняшечки, разносящие «сливкам нового российского общества» шампанское.

Скандал неожиданно ударил по самой «Авроре». Было принято решение вывести «Аврору» из состава Военно-морского флота России и заменить экипаж гражданским персоналом. Оно было встречено в штыки не только ветеранами, но и обычными жителями Петербурга. В защиту крейсера поднялись многие, и бывший министр обороны пошел на попятную. Военное ведомство сообщило в прессе: «Приказом Минобороны внесены изменения в директиву: экипаж крейсера «Аврора» не расформировывается, а переформировывается. Статус и подчиненность корабля останутся прежними».

«Луноход-1»

17 ноября 1970 года после мягкой посадки на поверхность Луны в районе Моря Дождей космической станции «Луна-17» в путешествие по спутнику Земли отправляется «Луноход-1».

«Луноход-1»

17 ноября 1970 года после мягкой посадки на поверхность Луны в районе Моря Дождей космической станции «Луна-17» в путешествие по спутнику Земли отправляется «Луноход-1».

Это — первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела — Луне. Принадлежит к серии советских дистанционно-управляемых самоходных аппаратов «Луноход» для исследования Луны (проект Е-8), проработал на Луне одиннадцать лунных дней (10,5 земных месяцев). Предназначался для изучения особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне, химического состава и свойств грунта.

Масса планетохода составила 756 кг, длина с открытой солнечной батареей — 4,42 м, ширина — 2,15 м, высота — 1,92 м. Диаметр колёс — 510 мм, ширина — 200 мм, колёсная база — 1700 мм, ширина колеи — 1600 мм.

В течение первых трёх месяцев запланированной работы помимо изучения поверхности аппарат выполнял ещё и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. После выполнения программы луноход проработал на Луне в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса (3 месяца). За время нахождения на поверхности Луны «Луноход-1» проехал 10 540 м, обследовав площадь в 80 000 м2, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Максимальная скорость движения составила 2 км/час. Суммарная длительность активного существования Лунохода составила 301 сутки 06 ч 37 мин. За 157 сеансов с Землёй было выдано 24 820 радиокоманд. Прибор оценки проходимости отработал 537 циклов определения физико-механических свойств поверхностного слоя лунного грунта, в 25 точках проведён его химический анализ.

15 сентября 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла. 30 сентября аппарат на связь не вышел, и 4 октября все попытки войти с ним в контакт были прекращены.

Но через 40 лет «Луноход-1» вновь дал о себе знать. На нем был установлен уголковый отражатель, с помощью которого ставились эксперименты по точному определению расстояния до Луны. Отражатель «Лунохода-1» в первые полтора года работы обеспечил порядка 20 наблюдений, но затем его точное положение утерялось. В марте 2010 года «Луноход-1» был обнаружен исследователями на снимках. 22 апреля 2010 года группа американских учёных из университета Калифорнии в Сан-Диего под руководством Тома Мерфи сообщила, что смогла впервые с 1971 года получить отражение лазерного луча от отражателя «Лунохода-1»

 

Нейтронная бомба

17 ноября 1978 года в Советском Союзе проведено успешное испытание нейтронной бомбы. Это был ответ на разработки в США этого оружия.

Нейтронная бомба

17 ноября 1978 года в Советском Союзе проведено успешное испытание нейтронной бомбы. Это был ответ на разработки в США этого оружия.

Работы над нейтронным оружием велись в нескольких странах с 1960-х годов. Впервые технология его производства была разработана в США во второй половине 1970-х. Сейчас возможностью выпуска такого оружия обладают также Россия, Франция и Китай.

Опасность нейтронного оружия, как и вообще ядерного оружия малой и сверхмалой мощности, заключается не столько в возможности массового уничтожения людей (это можно сделать и многими другими, в том числе давно существующими и более эффективными для этой цели видами ОМП), сколько в стирании грани между ядерной и обычной войной при его использовании. Поэтому в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН отмечаются опасные последствия появления новой разновидности оружия массового поражения — нейтронного, и содержится призыв к его запрещению. В 1978 году СССР предложил договориться об отказе от его применения и внёс на рассмотрение Комитета по разоружению проект международной конвенции о его запрещении. Проект не нашёл поддержки у США и других западных стран. Тогда СССР и произвёл испытание нейтронной бомбы. Но э

то не сдержало мирового агрессора. В 1981 году в США начато производство нейтронных зарядов, хотя в настоящее время они и не стоят на вооружении.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии