RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«Прозрачные стены» Георгия Блейка
14 июля 2019 г.

«Прозрачные стены» Георгия Блейка

Нагрудным знаком № 1 " За службу в разведке" 14 июля 1990 года был награжден Георгий Блейк, он же - Жорж Бехар, он же — Джордж Блейк, он же - Георгий Иванович Бехтер
Началась охота на карателей
16 сентября 2014 г.

Началась охота на карателей

Таинственный снайпер отстреливает бандеровцев в Славянске
Бытовое предательство
3 февраля 2014 г.

Бытовое предательство

Американизация сознания убивает нас и духовно, и физически
Доброволец Новороссии
12 октября 2014 г.

Доброволец Новороссии

Наших стало на одного больше: в Донбассе принял Православие ополченец, прибывший из Парижа, бывший католик Гийон
Во главе Русской народной линии
11 марта 2015 г.

Во главе Русской народной линии

11 марта 1961 года родился Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор РНЛ, председатель международной общественной организации "Русское Собрание"
Главная » Герои нашего времени » Засекреченная трагедия «Адмирала Сенявина»

Засекреченная трагедия «Адмирала Сенявина»

13 июня 1978 года на Тихоокеанском флоте произошла трагедия, сведения о которой были уничтожены сразу же после расследования ЧП.

В тот день флагманской крейсер Тихоокеанского флота "Адмирал Сенявин" выполнял артиллерийские стрельбы главным калибром. На девятом залпе корабль содрогнулся от мощного внутреннего взрыва.
Засекреченная трагедия «Адмирала Сенявина»

Капитан 1 ранга в отставке Леонид Мрочко, который в то время служил на "Адмирале Сенявине", так рассказал мне о своих тогдашних впечатлениях:

- Стрельба была парадно-показательной. На корабле находилось множество гостей - журналисты, артисты, писательская делегация. Сначала отстреляли подготовительное упражнение. Все снаряды попали в цель. Тогда находившийся на командирском мостике крейсера командир соединения контр-адмирал Варганов разрешил провести зачетную стрельбу. Мне было поручено сопровождать по крейсеру корреспондента газеты "Красная звезда" Леонида Климченко. Проводил его на время учебного боя в носовую башню главного калибра, а сам на короткое время отлучился по неотложным служебным делам. Услышав взрыв, я выскочил на верхнюю палубу. Смотрю: носовая башня окутана дымом. Когда отдраили бронированную дверь, живых там уже не было. 37 человек - боевой расчет башни, а также присутствовавшие на стрельбе (в том числе Леня Климченко) - погибли.

Почему же боевая стрельба проходила при столь большом скоплении посторонних? Все дело в том, что незадолго до ЧП корабль посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, осуществлявший поездку по Дальнему Востоку. Он вышел в море. Присутствовал вместе с министром обороны Дмитрием Устиновым и главкомом ВМФ Сергеем Горшковым на артиллерийской стрельбе. За ее успешное выполнение командир крейсера капитан 2 ранга Владимир Плахов и замполит капитан 3 ранга Игорь Спицын получили из рук генсека часы с лаконичной надписью: "От Л.И. Брежнева. 1978 г."

После того как Брежнев уехал, на крейсер одна за другой зачастили делегации. Морякам некогда стало по-настоящему заниматься боевой подготовкой. Снизилась требовательность к звездному "экипажу" и со стороны вышестоящего командования. И как итог - через два месяца и шесть дней после визита Брежнева на крейсере произошло тяжелейшее ЧП.

Из акта комиссии по расследованию происшествия (цитируется по памяти составителей): "При подаче электросигнала на производство девятого залпа правое орудие башни № 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в каморе - части зарядного механизма орудия. От вылетевшей струи газов воспламенились приготовленные к стрельбе заряды, в башне возник пожар, быстро перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение... Причиной происшествия явились ошибочные действия расчета правого орудия башни и недостаточная натренированность личного состава по устранению возможных неисправностей и задержек при стрельбе... Происшествию способствовали серьезные упущения со стороны командования соединения и корабля". В акте отмечалось, что накануне стрельбы уволились в запас многие опытные моряки из боевого расчета башни. Натренировать и обучить молодежь они в достаточной степени не успели. Вот та и растерялась в нештатной ситуации, допустила роковые ошибки.

По итогам расследования многие должностные лица были наказаны в административном порядке. Приказом министра обороны командира и замполита сняли с должностей и назначили с понижением. Командир соединения контр-адмирал Варганов был предупрежден министром обороны о неполном служебном соответствии.

Трудно не заметить «ножниц» между тяжестью происшествия (37 загубленных жизней!) и мягкостью взысканий. Даже уголовное дело не было возбуждено. Похоже, что по решению «сверху» трагедию решили замять. Эту версию подтверждает и то, что в 1979 году на флоте были уничтожены все документы, относящиеся к взрыву на "Адмирале Сенявине". Вероятно,

это было сделано для того, чтобы "дорогой товарищ Брежнев" никогда не узнал о трагедии на корабле, который он посетил. Говорят, генсеку о дурных новостях старались не сообщать. С тех пор до самой смерти Брежнева название крейсера "Адмирал Сенявин" напрочь исчезло со страниц газет. Лишь в сентябре 1990 года в СМИ прошла коротенькая тассовка о том, что "в соответствии с планом сокращения состава флота во Владивостоке произведен ритуал спуска Государственного и Военно-морского флагов СССР на крейсере "Адмирал Сенявин", выслужившем установленные сроки". А в 1992 году уже «рыночники» продали его на металлолом за рубеж.

 

Помянем крейсер и его погибших моряков:

 

капитан 2 ранга Климченко Леонид Леонидович

матрос Гилазиев Фарид Гариевич

матрос Архипенко Валерий Николаевич

ст. лейтенант Пономарев Александр Васильевич

Страницы:   1 2 3 4  »

Комментарии:

Николай Борисович Харитонов 06.12.2013 в 14:39 # Ответить
Это была не показательная, а зачетная(т.е. согласно плана боевой подготовки артиллерийская стрельба), предусматривалось 18 залпов по схеме стрельбы, выполнили, как у Вас и указано, девять. С первых двух залпов (пристрелочных) пошли ,,накрытия,,-т.е. попадания в цель, в данном случае-в буксируемый щит, остальные 7 залпов тоже были в пределах нормы. К особенностям этой стрельбы следует отнести следующие факторы: 1) 18 залпов по схеме стрельбы вместо обычных 12 2) данная стрельба велась, ,оптическим способом,,-т.е. дистанция и направление стрельбы определялись оптическими дальномерами ивизирами, а РЛС работали только для контроля, это сложнее. 3) темп стрельбы был задан достаточно высокий(допустимым считается не более 12 сек между соседними залпами), фактический был выше -9-10сек. Данный фактор учитывается при общей оценке стрельбы. В любом случае цепь стрельбы не замкнется (выстрела не последует), если не выполнено любое из 7 условий ее прохождения - в числе этих условий выполнение горизонтальной наводки(общей для башни) и вертикальных наводок(для каждого орудия), после соблюдения 7 условий замыкается цепь стрельбы ( в вашем тексте-электросигнал на башню подан). Следует уточнить, что боевой расчет башни был больше 37 человек, ненамного, но больше, т.е. погибли почти все. Башня состоит из 1)боевого отделения(сама башня, погибли все) 2)верхнего перегрузочного отделения - погибли все) 3) нижнего перегрузочного отделения-из 8 человек погибли четверо. Следует отметить, что выжившие - из числа штатного расписания- т.е. непосредственно служили в башне, а четверо погибших - из числа, ,прибегающих,,-так называют матросов, которые служат в других подразделениях, а по боевому расписанию приписаны к какому-либо боевому посту. В условиях задымления штатный личный состав сориентировался мгновенно, т.к. они, по сути, дневали и ночевали на своем посту, сзавязанными глазами могли работать, чему, к сожалению, не удалось обучить прибегающих 4) 5)снарядный и зарядный погреба - тоже были погибшие, из-за дыма, выполняли действия по проверке затопления погребов, не все успели покинуть погреба. Среди них матрос другой боевой части - связист Золотарев, который спустился помочь погребникам, и погиб. Кстати, единственный из 37 человек, кто не был похоронен в братской могиле, его забрала мать для захоронения на Родине. Что касается стрельбы 8 апреля 1978г. во время посещения Л.И. Брежнева, то она как раз и была неудачной, но на это закрыли глаза. День трагедии - последний день 10-дневного сборпохода, крейсер должен был вернуться в базу, но вернуться пришлось таким образом. С уважением, капитан 3 ранга запаса Харитонов Н.Б., а в описываемое время- командир группы управления артиллерийским огнем главного калибра, старший лейтенант, участвовавший в выполнении той стрельбы.
Шевелёв Григорий Алексеевич 27.06.2014 в 15:13 # Ответить
Уважаемый Николай Борисович! Я в это время работал в составе группы, проводившей испытания спутниковой станции. Для друзей написал воспоминания, которые хочу предложить Вашему вниманию. Если заметите ошибки, сообщите пожалуйста. С благодарностью, Шевелёв.
Сергей Иванович 15.11.2014 в 07:51 # Ответить
Уважаемый Григорий Алексеевич, пришлите, пожалуйста, Ваши воспоминания в Российский героический календарь. Мы с удовольствием опубликуем.
Главный редактор
Ринат Миронов 20.02.2015 в 09:03 # Ответить
Николай Борисович, добрый день! Я главкорстаршина запаса БЧ-1 Ринат Миронов. С Вами служил на крейсере с 1978-1981 гг. В построении на юте с Вами стояли рядом. Вы были капитан-лейтенантом. Что Вы помните о нашем походе в 1979 г. в район китайско-вьетнамского конфликта? Где сейчас командир корабля Рыбин и командир БЧ-1 В.А. Советов? С уважением, Ринат Миронов.
Борис 15.06.2016 в 23:14 # Ответить
Рыбин Игорь-мой родственник, жив, на пенсии, проживает в Питере
Анатолий Воротников 03.07.2018 в 17:09 # Ответить
Рыбин Игорь
Этот офицер был и моим командиром, до трагедии на Сенявине командовал эсминцем Бесшумный. Вспоминается тоько хорошим.
Александр Солдатенков 30.03.2016 в 07:11 # Ответить
"Прибегающие" на самом деле называются приходящими, а за остальное спасибо.
Серей Витальевич 29.11.2016 в 20:02 # Ответить
Коля, здравствуй, Сергей Рекечинский, БЧ-7 с 80 по 89г. Читал про Сенявин, Увидел твой комментарий. Живу в Калининграде. 8(4012)33-01-11.
Валерий Белов 30.03.2016 в 17:41 # Ответить
Помню тот день похорон, от БМК до места захоронения, гробы несли на руках, у нас был ст.1 статьи Бипков, когда начали работать лопатами, услышали плачь родственников, это было самое страшное, на всю жизнь запомнил. БПК Способный 1975-1978гг.
Александр сергеевич 03.04.2016 в 19:55 # Ответить
Покозаь все фамилии экипажа бч-5 машинного одделения
Владимир 14.06.2016 в 23:06 # Ответить
Николаю Харитонову. Коля, я тебя прекрасно помню и был знаком с тобой, когда ты был на "Вдохновенном". Ты меня вряд ли помнишь, поэтому представляться не буду. Я друг вашего ПКСа в ту пору и приходил к вам на корабль в гости.
Спасибо тебе за твою заметку. Она одна дороже и перевешивает тонны дезинформации и тупой трескотни людей, совершенно не владеющими темой. Чего проще приплести Брежнева, комуняк, соцсоревнование и прочую белиберду и раздувать потом победно щёки.
"Иди за теми, кто ищет истину. Беги от тех, кто её нашёл." (Конфуций)
C уважением, кап.1р. в отставке В.У.
Рыбак Андрей 18.06.2016 в 19:28 # Ответить
Николаю Харитонову - привет от служившего на Сенявине с 1979 по 1956 г. комсорга, а затем зама БЧ-5 Рыбак андрея. Помню вас и других офицеров и многих матросов корабля. Привет всем, кого знаете и в том числе - передайте наилучшие пожелания командиру - Рыбину игорю Трофимовичу С уважением - Рыбак А. Н.
Кисельников Владимир Викторович 17.08.2016 в 17:48 # Ответить
С уважением Рыбаку Андрею Николаевичу, от гл.старшины Кисельникова Владимира ЭТД, ЭТГ. 1983-1986г вессенник. Командиры дивизиона Козлов, Солкин. Командиры крейсера Рыбин Игорь Трофимович, Ковальчук Леонид Михайлович. После Русского острова курса молодого бойца поход на Камчатку в бухту Саранная, обеспечение связи и поднятия ПЛ.
Андрей Рыбак 03.11.2017 в 02:18 # Ответить
Всего доброго, уважаемый Владимир Викторович!Судьба разбросала экипаж, но бывших моряков не бывает. Успехов в жизни, всего доброго!. Часто вспоминаю корабль и людей его экипажа!
Александр 29.06.2016 в 12:58 # Ответить
У меня в этой замолченной трагедии погиб друг и земляк Фарид (жили в Ижевске в одном подъезде, он на первом этаже, я на пятом). Тело отцу не отдали, как я понял Фарид погиб не от разрыва , а от затопления. Не передать горе в семье (Фарид был единственным сыном + две сестры). Мне Фарид был как старший брат, родители уходя на работу оставляли меня под его присмотр. Пусть будут прокляты все ненужные понты нашей военной крутизны, когда гибнут призывники срочной службы. Слава и вечная память всем погибшим.
Эрдман Светлана 14.06.2017 в 14:31 # Ответить
Александр, а живы ли родители Фарида Гилазиева? Может быть Вы знаете, как связаться с родственниками Фарида? Мы, родственники погибших ребят ищем фотографии погибших моряков. Я - сестра погибшего на крейсере "Адмирал Сенявин" - Свинина Александра Романовича из Ташкента.
Наталья 04.08.2016 в 23:02 # Ответить
Рыбин Игорь Трофимович, жив, здоров! Он отец моего мужа. Живёт в Питере. Я обязательно передам ему от вас пожелания
Тихонова Любовь Александровна 30.09.2016 в 19:28 # Ответить
Болдырев Александр Владимирович-мой папа, тоже служил на коробле, рассказывал нам и про китайско-вьетнамсий конфликт и про трагедию на корабле.
Владимир Цмокун 08.11.2016 в 23:28 # Ответить
Всем, кого затронула эта трагедия- большой привет и благодарность за память! Я служил командиром зенитной артбатареи на крейсере Владивосток. Хорошо помню день возвращения со стрельб Сенявина. Мы сразу поняли, что что то произошло, потому что он швартовался с башней, развёрнутой на борт. Меня потом назначили давать салют из салатных пушек во время похорон. Вечная память ребятам!
Зарипов Артем 14.12.2016 в 14:48 # Ответить
Здравствуйте!мой отец Зарипов Шавкат служил боцмоном в то время.расказывал про взрыв и про китайско-вьетнамский конфликт!призывался с Ташкента и по сей день живет там!
Людмила Бриедис 04.02.2017 в 15:23 # Ответить
Здравствуйте Артем. Я сестра одного из погибших матросов Скоробогатова Сергея. Он был помощником электрика и погиб в башне. Вы говорите, что ваш отец еще жив и может рассказать о взрыве. Наверное про взрыв я уже знаю все. Но я хочу спросить, нет ли у вашего отца фотографий с моим братом или с теми кто погиб? Кстати, в Ташкенте живет сестра побившего матроса Александра Свинина. Светлана Эрдман. С уважением Людмила.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
30 марта
понедельник
2020

В этот день:

Авиаконструктор Сергей Ильюшин

30 марта 1894 года родился Сергей Владимирович ИЛЬЮШИН (умер 09.02.1977 года), авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, семикратный лауреат Сталинской премии, генерал-полковник, академик АН СССР.

Авиаконструктор Сергей Ильюшин

30 марта 1894 года родился Сергей Владимирович ИЛЬЮШИН (умер 09.02.1977 года), авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, семикратный лауреат Сталинской премии, генерал-полковник, академик АН СССР.

В 1926 году Сергей Ильюшин закончил Военно-воздушную Академию имени профессора Н. Е. Жуковского. С ноября 1931 года на руководящей конструкторской работе. Первым его самолетом стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26. 17 июля 1936 года Владимир Коккинаки установил на нём первый советский мировой авиационный рекорд (высоты подъёма груза), официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией (ФАИ). Затем в ОКБ Ильюшина были сконгструированы бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4), осуществившие ряд налётов на Берлин в августе-сентябре 1941 года, а также «летающий танк» — штурмовик Ил-2, самый массовый самолёт СССР в Великой Отечественной войне. С 1943 года ОКБ Ильюшина по приказу Сталина приступило к разработке пассажирских самолётов. Серия гражданских Илов началась с Ил-12. Потом последовали Ил-14, Ил-18, Ил-62. Последним самолётом, разработанным под руководством Сергея Владимировича, стал Ил-62 — флагман Аэрофлота 1960-х — 1970-х годов.

 

Партизанский «батя» Алексей Фёдоров

30 марта 1901 года родился Алексей Федорович ФЁДОРОВ (умер 09.09.1989 года), руководитель партизанского движения, дважды Герой Советского Союза.

Подводник Анатолий Коняев

30 марта 1909 года родился Анатолий Михайлович КОНЯЕВ (умер 13.5.1992 года), офицер-подводник, капитан 1 ранга, Герой Советского Союза.

Космонавт Елена Кондакова

30 марта 1957 года родилась Елена Владимировна КОНДАКОВА, космонавт, Герой России.

Гибель лётчика-испытателя Василия Борисова

30 марта 2001 года погиб Василий Петрович БОРИСОВ (род. 10.01.1929 года), подполковник ВВС, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза.

Гибель лётчика-испытателя Василия Борисова

30 марта 2001 года погиб Василий Петрович БОРИСОВ (род. 10.01.1929 года), подполковник ВВС, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза.

Василий Борисов родился 10 января 1929 года в деревне Чернобровкина Белоярского района Свердловской области в семье крестьянина. В 1947 году был призван на службу в Советскую Армию. В 1950 году Борисов окончил военное авиационное училище лётчиков в Омске, был лётчиком в частях ВВС СССР.

В 1959 году в звании подполковника был уволен в запас. В 1960 году, не желая уходить с лётной работы, окончил школу лётчиков-испытателей и поступил на работу в ОКБ Туполева. Участвовал в испытаниях 80 разновидностей самолётов, в том числе: «Ту-104», «Ту-134», «Ту-144», «Ту-154», «Ту-22», «Ту-22М», «Ту-22М2» и их модификации. В 1994 году Борисов вышел на пенсию. Проживал в городе Жуковском Московской области. 30 марта 2001 года был убит в подъезде своего дома в стычке с грабителями.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии