RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

40 ракет Владимира Путина
18 июня 2015 г.

40 ракет Владимира Путина

Лицемерная реакция США на ответные действия России против развертывания дополнительных сил НАТО в восточноевропейских странах
Русский набат
25 июня 2014 г.

Русский набат

Русь собирается в кулак: 25 июня 2014 года на Поклонной горе в Москве состоялся Объединительный форум государственно-патриотических сил России
Настоящий Герой настоящей Украины
11 июня 2017 г.

Настоящий Герой настоящей Украины

Правдивого журналиста Руслана Коцабу киевская хунта трамбует в тюрьме
Подвиг 12-й заставы
19 июля 2017 г.

Подвиг 12-й заставы

19 июля 1993 года шесть пограничников были удостоены звания Героя России
Диктатура предательства
2 июня 2014 г.

Диктатура предательства

Что будет, если Украины не будет? Об этом размышляет известный политик генерал-полковник Леонид Ивашов
Главная » Герои нашего времени » Жертвы битвы за космос

Жертвы битвы за космос

30 июня 1971 года погиб экипаж космического корабля «Союз-11» при приземлении (Георгий ДОБРОВОЛЬСКИЙ, Виктор ПАЦАЕВ, Владислав ВОЛКОВ) из-за разгерметизации спускаемого аппарата

Всего в полетах и на тренировках погибли 22 космонавта и астронавта: 5 советских, 16 американских и 1 израильский.
Жертвы битвы за космос

«Союз-11» стартовал 6 июня 1971 года. Выход на орбиту, сближение и стыковка со станцией «Салют-1» прошли без эксцессов. 7 июня, когда экипаж приступил к расконсервации станции, начались проблемы. Войдя на станцию, космонавты обнаружили, что воздух сильно задымлён. После ремонта вентиляционной системы космонавты они провели следующие сутки в спускаемом аппарате, ожидая регенерации воздуха. Потом началось выполнение задания. Но на 11-й день произошел пожар, что заставило покинуть станцию. 29 июня «Союз-11» начал снижение. В 01:47:28 30 июня прервалась связь с экипажем. В 01:54 станции слежения ПВО обнаружили спускаемый аппарат в 2200 км от расчётного места посадки. В 02:16:52 поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни. Были проведены реанимационные мероприятия. Но безрезультатно. В кабине «Союза-11» были выключены все передатчики и приёмники. Плечевые ремни у всех троих членов экипажа были отстёгнуты, а ремни Добровольского перепутаны и застёгнут только верхний поясной замок. Один из двух вентиляционных клапанов находился в открытом положении. Этот клапан открывается при парашютировании для выравнивания забортного атмосферного давления с давлением в спускаемом аппарате. Других отклонений от нормы специалисты не обнаружили.
Для расследования причин катастрофы была создана Правительственная комиссия под председательством академика Мстислава Келдыша. Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений показал, что с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в СА стало резко снижаться, и в течение 115 секунд упало до 50 мм рт. ст. Темп снижения давления соответствовал открытому вентиляционному клапану. Комиссия пришла к однозначному выводу: при разделении отсеков преждевременно и несанкционированно открылся вентиляционный клапан. В результате спускаемый аппарат разгерметизировался, и это привело к гибели космонавтов. Положение тел членов экипажа свидетельствовало о том, что они пытались ликвидировать утечку, однако в тумане, который заполнил кабину после разгерметизации, закрыли не тот клапан и потеряли на этом время. Когда Георгий Добровольский обнаружил истинную причину разгерметизации, ему уже не хватило времени устранить её.

За десятилетия пилотируемой космонавтики произошло более двадцати катастроф, в десяти из которых космонавты погибли, а в остальных случаях им удалось выжить. Всего в полетах и на тренировках погибли 22 космонавта и астронавта: 5 советских, 16 американских и 1 израильский.

Список погибших космонавтов открыл Валентин Бондаренко — член первого отряда космонавтов СССР. Это случилось за 10 дней до полёта Юрия Гагарина. Валентин проходил испытания на одиночество в сурдокамере. В помещении очень небольшого объема, где можно было только встать с кресла или же полуоткинуться в нём для сна, он провел девять суток. Трагедия произошла на десятые. Как раз когда заканчивался эксперимент. У ног космонавта стояла электрическая плитка, на которой он разогревал пищу. Одновременно Валентин начал снимать с тела медицинские датчики. Протерев кожу ваткой, смоченной в спирте, он, не глядя, бросил ее в корзину для мусора. Но попал на включенную электроплитку. В атмосфере чистого кислорода пожар вспыхнул моментально. Сразу открыть двери оказалось невозможно из-за перепада давления. Когда спасатели все-таки ворвались, было уже поздно. Бондаренко находился еще в сознании. Он бормотал: "Никого не наказывайте. Я сам виноват. Сам..."
Вторая наша потеря произошла 23 апреля 1967 года. В космическом пространстве находился испытываемый «Союз-1», пилотируемый полковником Владимиром Комаровым. На 18-м витке советский космонавт начал ориентацию для входа в атмосферу. Включил тормозные двигатели. Все операции прошли нормально. После входа космического корабля в атмосферу должны были раскрыться парашюты. Но система отказала. Со скоростью 644 км в час неуправляемый уже космический аппарат врезался в Землю. Полковник Комаров погиб мгновенно.
Гибель Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева для советской космонавтики была последней утратой.
Правда, у нас была катастрофа, которая,
казалось, должна была неминуемо привести к гибели, но, к счастью, заканчилась спасением экипажа. О ней мне рассказал ныне покойный космонавт Геннадий Стрекалов:
- Это случилось 26 сентября 1983 года. Мы с Владимиром Титовым отправлялись в экспедицию на орбитальную станцию «Салют-7». Во время старта произошло возгорание топлива. За секунду до взрыва ракеты мы успели катапультироваться, благодаря тому, что сработала система аварийного спасения. Эта система хорошо продумана. В момент аварии она выбрасывает пилотскую кабину вверх и в сторону, чтобы парашюты раскрылись не над очагом возгорания, а в стороне от него.

Поначалу всё шло нормально. Руководитель пуска Шумилин отдавал команды строго по графику: «Ключ на старт», «Протяжка один», «Продувка»… Внезапно он увидел в перископ языки пламени и сразу же прокричал аварийный пароль — «Днестр». Офицер в пультовой, находящейся в 20 километрах, как и положено, нажал кнопку «Авария». Но на борт эта команда может уйти только при нажатии двух кнопок. Секундой позже Шумилина команду «Днестр» выдал также технический руководитель по ракете Солдатенков. И второй офицер в другой пультовой нажал кнопку «Авария». Команда ушла на борт, на всё с момента обнаружения пламени было затрачено 10 секунд. Чуть более секунды ушло на автоматический запуск двигателя системы аварийного спуска (САС), он оторвал головной блок от ракеты менее чем за секунду до взрыва! САС сработала блестяще. На высоте около километра произошло разделение отсеков корабля, и спускаемый аппарат опустился на парашюте примерно в четырех километрах. В иллюминатор мы видели пожар, который практически уничтожил стартовую позицию. Когда нас доставили к руководителю полётов нашлись силы даже для шуток. Титов попросил зарегистрировать рекорд — самый короткий полет в истории космонавтики продолжительностью пять с половиной минут. (Этот действительно самый короткий полет на ракете позже и в самом деле был занесен в Книгу Гиннеса). Я тоже пошутил: подошел к руководителю полётов и обратился по форме: «Товарищ генерал! Разрешите выпить по случаю досрочного прекращения космического полета…»

Сергей Турченко
30 июня 2013 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 апреля
суббота
2018

В этот день:

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Кулибин прославился на весь мир конструированием оргинальных инженерных сооружений от микроскопических до гигантских.
В 1767 году он сделал часы, в корпусе которых был механизм часового боя, музыкальный аппарат с несколькими мелодиями и маленький автоматический театр с движущимися фигурами.
В течение 30 лет, начиная с 1769 года, Кулибин был заведующим механической мастерской в Академии наук Петербурга, где возглавлял процессы производства различных станков и приборов для навигационных, астрономических и физических целей.
В 1772 году он провёл испытания модели 300-метрового одноарочного моста, предназначенного для установки на Неве.
Кулибин изобрел фонарь-прожектор, который имел отражатель из мелких зеркал, водоход для передвижения против течения, экипаж с педальным приводом и многое другое.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Русская эскадра под командованием Г. А. Спиридова была направлена в Средиземное море вскоре после начала войны с Турцией с задачей оттянуть на себя часть сил противника с Чёрного моря и Придунайского театра и оказать помощь грекам в их борьбе за независимость. Подойдя к Наварину, после шестидневной бомбардировки русский отряд взял крепость. Десант захватил 42 пушки, 3 мортиры, 800 пудов пороха и много оружия. Некоторое время Наварин, имевший удобную бухту, использовался как временная маневренная база русского флота.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Совершил два полёта в космос — командиром экипажа «Союз ТМ-30» и командиром «Союз ТМА-1», проведя в космосе в общём счёте 83 суток 16 часов 35 минут 25 секунд.
1 мая 2014 года переведён с должности инструктора-космонавта-испытателя на должность ведущего специалиста организационно-планового отделения отряда космонавтов ЦПК, выбыв из числа действующих космонавтов.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

Задачей похода стало испытание лодки на предельных режимах для выявления возможностей лодки и проверке систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. Кроме того было необходимо выяснить оптимальные режимы работы энергетической установки. Были преодолены разные климатические зоны — поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана.
Для решения задач экипаж был усилен внештатными специалистами: в качестве руководителя похода был назначен председатель Правительственной комиссии вице-адмирал Г. Н. Холостяков, в походный штаб вошли контр-адмирал И. Д. Дорофеев и другие представители флота. Техническую часть возглавил главный конструктор лодки А. К. Назаров и ведущий конструктор СКБ-143 Г. Д. Морозкин, который отвечал за сдачу в эксплуатацию энергетической установки.
Во время похода произошла нештатная ситуация с реактором левого борта подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там. В результате в системе произошло падение вакуума, единственным способом устранить неисправность стала работа непосредственно на месте аварии, вблизи активной зоны реактора. Работы выполнил командир дивизиона капитан 3-го ранга А. В. Шпаков, который разрезал дефектную трубку и вручную прошомполил её. (Он получил значительную дозу радиации.) После этого специалисты-сварщики заварили трубку, восстановив работоспособность реактора. Наиболее экстремальные условия были в экваториальных водах, когда температура воды составила +25…+27 °C. При работе в таких условиях системы охлаждения реактора работали на пределе своих возможностей, при этом температура в реакторном и турбогенераторных отсеках была около 60 °C, за счёт этого остальные отсеки лодки прогревались до температуры в 45 °C при влажности до 100 %.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии