RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Подвиг экипажа Ан-24
9 ноября 2019 г.

Подвиг экипажа Ан-24

Президент РФ подписал указ о награждении орденами Мужества командира воздушного корабля Владимира Коломина, бортмеханика Олега Барданова (посмертно), медалью Нестерова - второго пилота Сергея Сазонова, бортпроводницы Елены Лапуцкой
40 ракет Владимира Путина
18 июня 2015 г.

40 ракет Владимира Путина

Лицемерная реакция США на ответные действия России против развертывания дополнительных сил НАТО в восточноевропейских странах
F-16 против Су-24
25 ноября 2015 г.

F-16 против Су-24

Турецкий истребитель сбил российский самолёт из засады, которая готовилась заранее, как политическая провокация
О Путине, «пятой» колонне и угрозам России
20 июня 2013 г.

О Путине, «пятой» колонне и угрозам России

Александр Проханов представил свою новую книгу «Поступь русской победы»
 35 лет назад ушёл из жизни М.И.Жаров
16 декабря 2016 г.

35 лет назад ушёл из жизни М.И.Жаров

Михаил Иванович был народным артистом СССР, Героем Социалистического Труда, имел 7 высших орденов страны, пять медалей, три Сталинских премии.
Главная » Герои нашего времени » Бойня в лайнере

Бойня в лайнере

18 ноября 1983 года в Тбилисском аэропорту подразделение антитеррора «Альфа» обезвредило банду, которая захватила самолёт.

Группа одичавших от пресыщенной жизни отпрысков высокопоставленных чиновников пыталась улететь на вожделенный Запад.
Бойня в лайнере

В Центральном архиве ФСБ на просьбу предоставить подробные материалы о подвиге бойцов «Альфы» мне ответили примерно так. Террористический акт в Тбилисском аэропорту действительно имел место. Преступников обезвредило подразделение антитеррора "Альфа". Но все материалы этого дела были переданы в Тбилиси, где в начале 90-х годов сгорели вместе со многими другими документами во время пожара в архиве местного управления госбезопасности.

И все же, видимо, не горят не только рукописи, но и некоторые судебно - следственные материалы. Один из грузинских адвокатов, попросивший не упоминать его фамилию, рассказал мне о ходе следствия и судебных заседаний, а также передал чудом сохранившийся номер газеты «Вечерний Тбилиси» той поры.

18 ноября 1983 года в тбилисский аэропорт к рейсу № 6833 (Тбилиси - Ленинград) прибыл свадебный кортеж. Герман Кобахидзе и Тинатин Петвиашвили якобы отправлялись в свадебное путешествие в город на Неве. Их сопровождали Давид Микаберидзе, Иосиф Церетели, Анна Мелива и Евгения Шалуташвили (забегая вперед, нужно подчеркнуть, что две последние не были посвящены в истинные цели "путешествия").
В сумках у новобрачных находились пистолеты, боевые гранаты, холодное оружие. О том, чтобы избежать досмотра, они позаботились заранее. Накануне на свадебный ужин пригласили "случайную" знакомую Анну Варсимашвили, работавшую сменной дежурной международного сектора аэропорта. Ничего худого не подозревая, Варсимашвили пропустила приятелей на посадку без спецконтроля и досмотра, за что впоследствии она села рядом с ними на скамью подсудимых. Другие члены банды - Григорий Табидзе, братья Каха и Паата Ивериели присоединились к новобрачным, пройдя через общий зал с остальными пассажирами.
В 15 часов 43 минуты самолет поднялся в воздух. В 16 часов 13 минут И. Церетели, Г. Табидзе и К. Ивериели направились в сторону пилотской кабины. Для остальных бандитов это было сигналом к тому, чтобы "разобраться" с теми, кто по внешним признакам походил на представителей службы безопасности аэропорта. В считанные секунды был убит А. Соломония, тяжело ранены А. Плотка и А. Гвалия, которые, как впоследствии выяснилось, никакого отношения к спецслужбам не имели.
Ворвавшись в пилотскую кабину, бандиты изрешетили пулями штурмана-инспектора З. Шарбатяна, бортмеханика А. Чедия. Штурман В. Гасоян открыл ответную стрельбу, сразив насмерть Г. Табидзе и тяжело ранив К. Ивериели, И. Церетели. Это позволило вышвырнуть бандитов из кабины и заблокировать дверь. Командир корабля А. Гардапхадзе связался с землей и запросил посадку в Тбилиси. Пока возвращались в аэропорт, бандиты устроили в салоне кровавую бойню: убили бортпроводницу В. Крутикову, ранили А. Меливу, Е. Шалуташвили, И. Химич, И. Киладзе, И. Инаишвили, И. Кундеренко.
В аэропорт привезли родителей бандитов, чтобы те убедили их сдаться без дальнейшего кровопролития. Но отпрыски даже не захотели выслушать отцов и матерей, передав по радио, что если те приблизятся, то самолет будет взорван вместе с пассажирами.
Пока с ними велись переговоры, из Москвы прибыла группа "альфовцев" под командованием капитана Зайцева. Операция по захвату банды длилась восемь минут. Был убит Д. Микаберидзе. Никто из пассажиров не пострадал.
Следствие длилось девять месяцев. За это время при невыясненных обстоятельствах умер лидер банды И. Церетели. В ходе следствия был выявлен идейный вдохновитель террористов, горе-священнослужитель Теймураз Чихладзе. Именно он подсказал своим "прихожанам" идею "перелета на Запад с оружием в руках". По первоначальному плану пистолеты и гранаты в самолет должен был пронести "батюшка" под своей рясой. Но у Чихладзе неожиданно появилась возможность выехать за рубеж по церковной линии, и он стал тянуть с принятием окончательного решения о захвате самолета. Инициативу перехватил Церетели. Поэтому в час "Х" священника с собой бандиты не взяли.
Тем не менее, в августе 1984 года Т. Чихладзе предстал перед верховным судом Грузии вместе с бывшим врачом К. Ивериели, бывшим ординатором кафедры хирургии Тбилисского мединститута П. Ивериели, бывшим актером киностудии "Грузия-фильм" Г. Кобахидзе, бывшей студенткой Тбилисской академии художеств Т. Петвиашвили, бывшей работницей аэропорта А. Варсимашвили.
Кроме выяснения обстоятельств преступления, на суде исследовались личности террористов, причины, побудившие их к совершению кровавого террористического акта.
Каха и Паата Ивериели - родные братья, 29 и 27 лет. Оба врачи, оба окончили Московский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Отец - Важа Ивериели, заведующий кафедрой института усовершенствования врачей, профессор. Мать - Нази Бахтадзе, домохозяйка. Братья в свое время усердиями отца были пристроены в престижный вуз, оба за нерадивость в учебе находились на грани отчисления, но и это улаживалось. Надо отметить, что не только братья Ивериели, но и все другие участники бандитской группы почему-то избежали воинской службы.
Герман Кобахидзе, 23 лет, актер киностудии "Грузия-фильм", выпускник театрального института. Его отец в прошлом кинорежиссер Михаил Кобахидзе, мать - актриса. Гега, как называли его близкие, тоже обладал актерскими способностями. Но, несомненно, было и другое: изломанность психики, преклонение перед оккультными догмами. Дед Геги Кобахидзе погиб на войне. А внук разрисовал стены своей комнаты фашистской свастикой, носил на шее металлический крест капеллана гитлеровской армии. В его доме члены банды тренировались в стрельбе из пистолета.
Тинатин Петвиашвили, 19 лет. Отец - Владимир Петвиашвили, научный сотрудник, жил в Москве, был в разводе с матерью Тинатин.
Давид Микаберидзе, 25 лет, студент четвертого курса Тбилисской академии художеств. У него, получавшего скромную студенческую стипендию, было отнюдь не ироническое прозвище - Финансист. Его отец, Ражден Микаберидзе, управляющий строительным трестом "Интуриста", и мать, Лали Микаберидзе, домохозяйка, ни в чем не отказывали сыну. И утопавший в роскоши сынок пьянствовал, дебоширил.
Иосиф Церетели, 25 лет, выпускник Тбилисской академии художеств. Будучи сыном члена-корреспондента АН Грузинской ССР, профессора Тбилисского государственного университета К. Церетели, он почему-то считал, что ему все дозволено: хулиганские выходки, драки, дебоши. В характеристике, выданной Академией художеств, отмечено: "...выделялся неорганизованностью, проявлял пассивное отношение к учебе, нередко появлялся на занятиях в нетрезвом виде...".
Григорий Табидзе, 32 года. Отец - Теймураз Табидзе, директор проектного бюро Госкомпрофтехобразования. Мать - Мери Табидзе, педагог. А сын - наркоман. Трижды судим за грабеж, угон машины, злостное хулиганство. В вытрезвителе Григорий был "своим" человеком, столь часто сюда доставлялся.
Из показаний свидетелей:
Л. ДАРЧИДЗЕ: "Всех пассажиров заставили прикрывать иллюминаторы руками и телами, показывая, что мы еще живы".
Г. БАСИЛИДЗЕ: "Кто-то из пассажиров обратился к П. Ивериели с просьбой разрешить выйти в туалет, на что он ответил: "Все равно все пассажиры скоро умрут, поэтому нечего стесняться, надобности можно справлять прямо на месте".
Г. ГАЧАВА: "Бандиты грозились каждые 5 минут расстреливать по одному пассажиру...".
И. КУНДЕРЕНКО: "Когда самолет приземлился, на мое сиденье сел Паата Ивериели. Я легла на пол... Он спросил: "Что, ранена? Покажи, где ранение, я сам врач"... Он посмотрел на рану и сказал: "Это тяжелое ранение, ты, наверное, уже не выживешь... Если хочешь, я тебя пристрелю, чтоб не мучилась...".
Из обвинительного заключения:
"Захватив воздушное судно и оставив пассажиров на борту в качестве заложников, члены банды П. Ивериели, Кобахидзе, Петвиашвили терроризировали пассажиров, запрещали вставать с мест, оказывать помощь раненым, пользоваться питьевой водой и туалетом, угрожали убийством полуторагодовалого ребенка и всячески унижали человеческое достоинство. Петвиашвили передала гранату и револьвер Кобахидзе и П. Ивернели, и через открытый люк самолета требовала от представителей аэропорта дозаправки воздушного судна горючим, замены экипажа и вылета за рубеж, угрожая в противном случае расстрелять пассажиров и взорвать самолет".

Суд приговорил: Т. Чихладзе, К. и П. Ивериели, Г. Кобахидзе к расстрелу, Т. Петвиашвили - к 14 годам лишения свободы, А. Варсимашвили - к 3 годам условно. Президиум Верховного совета Грузинской ССР отклонил просьбу приговоренных к высшей мере наказания о помиловании.

 

Сергей Турченко
18 ноября 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 января
понедельник
2020

В этот день:

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Родился в селе Солдатское ныне Ефремовского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую академию в 1932 году и курсы лётчиков при Качинской военной авиашколе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 годов (с мая 1937 по ноябрь 1938). С декабря 1938 года — член Военного совета ВВС РККА, дивизионный комиссар. В августе 1940-го года понижен в звании до полковника и назначен командиром 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка в Прибалтийский Особый военный округ.

В Великую Отечественную войну участвовал в боевых действиях на Северо-Западном фронте. В августе 1941-го отозван с фронта. В 1941—1943 годах — начальник Тамбовской школы младших авиаспециалистов, с марта 1943 года — командир 292-й штурмовой авиационной дивизии, С 28 мая 1943го — генерал-майор авиации. С декабря 1944 года — командир 1-го польского смешанного авиационного корпуса. За умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и ВМФ 21 февраля 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945-го — командующий 4-м штурмовым авиационным корпусом. С 1 марта 1946-го — генерал-лейтенант авиации. С февраля 1947 года — командующий 16-й воздушной армией. С июня 1949 года — 1-й заместитель, с апреля 1953 — заместитель главкома ВВС. Генерал-полковник авиации (8.08.1955) С мая 1956 — генерал-инспектор ВВС, с февраля 1958 заместитель главкома ВВС по боевой подготовке. С 1962 года маршал авиации. В 1962—1969 годы — командующий дальней авиацией ВВС, с 1971 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 29 июня 1980 года в Москве.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Операция по освобождению Новгорода от фашистов началась 14 января 1944 года. Она стала первым этапом стратегической операции из так называемых десяти «Сталинских ударов» 1944 года. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. За время оккупации Новгород был почти полностью разрушен. Некоторые уникальные достопримечательности города безвозвратно погибли. Разрушения были столь велики, что воспринимались как непоправимая утрата части национальной культуры. Постановлением от 1 ноября 1945 года Новгород был включён в число 15 древнейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. К настоящему времени новгородскими реставраторами исследовано, восстановлено или законсервировано более 200 памятников зодчества, составляющих богатейшее наследие региона. По решению ЮНЕСКО в 1992 году 37 памятников и ансамблей Великого Новгорода были включены в Список Всемирного культурного наследия. 29 октября 2008 года президент России подписал Указ о присвоении Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы».

 

 

 

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

Bison — «Бизон») создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью и бомбовой нагрузкой, но меньшим радиусом действия. Эту машину впервые поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский, штурман А. И. Помазунов, радист И. И. Рыхлов, бортинженер Г. А. Нефедов, ведущие инженеры А. И. Никонов и И. Н. Квитко).

Из построенных серийно 32-х самолётов, три погибли вместе с экипажами, едва родившись. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья — случилась при облете самолёта заводским экипажем (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых летчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте.

Технические характеристики:

Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)

Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)

Высота: 14,1 м

Площадь крыла: 326,35 м²

Масса пустого: 79 700 кг

Нормальная взлётная масса: 138 500 кг

Максимальная взлётная масса: 181 500 кг

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 947 км/ч

Практическая дальность: 8 100 км

Практический потолок: 11 000 м

Длина разбега: 1 470 м

Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках

Бомбовая нагрузка: нормальная: 5 000 кг, максимальная: 24 000 кг

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии