RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Мы Керном мечены
31 августа 2018 г.

Мы Керном мечены

Низкий поклон командиру, учителю и почти отцу родному...
Путин просигналил «Сбор!»
5 февраля 2015 г.

Путин просигналил «Сбор!»

5 февраля Президент России подписал указ о призыве на военные сборы в 2015 году граждан из запаса
Поздравляем РНЛ!
20 января 2015 г.

Поздравляем РНЛ!

19 января в праздник Крещения Господня в Москве в Союзе писателей России состоялась церемония вручения премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина
Герои Мариуполя
10 мая 2014 г.

Герои Мариуполя

9 мая 2014 года мариупольская милиция отказалась выполнять преступные приказы фашиствующих подонков из Киева, требовавших расправиться с митингом фронтовиков
Награды за верность Родине
16 ноября 2017 г.

Награды за верность Родине

Преподаватели и инструкторы Кубанской казачьей спортивной школы Геленджикского Центра РФС «Баско» награждены почетной правительственной медалью «Патриот России»
Главная » Герои нашего времени » Бойня в лайнере

Бойня в лайнере

18 ноября 1983 года в Тбилисском аэропорту подразделение антитеррора «Альфа» обезвредило банду, которая захватила самолёт.

Группа одичавших от пресыщенной жизни отпрысков высокопоставленных чиновников пыталась улететь на вожделенный Запад.
Бойня в лайнере

В Центральном архиве ФСБ на просьбу предоставить подробные материалы о подвиге бойцов «Альфы» мне ответили примерно так. Террористический акт в Тбилисском аэропорту действительно имел место. Преступников обезвредило подразделение антитеррора "Альфа". Но все материалы этого дела были переданы в Тбилиси, где в начале 90-х годов сгорели вместе со многими другими документами во время пожара в архиве местного управления госбезопасности.

И все же, видимо, не горят не только рукописи, но и некоторые судебно - следственные материалы. Один из грузинских адвокатов, попросивший не упоминать его фамилию, рассказал мне о ходе следствия и судебных заседаний, а также передал чудом сохранившийся номер газеты «Вечерний Тбилиси» той поры.

18 ноября 1983 года в тбилисский аэропорт к рейсу № 6833 (Тбилиси - Ленинград) прибыл свадебный кортеж. Герман Кобахидзе и Тинатин Петвиашвили якобы отправлялись в свадебное путешествие в город на Неве. Их сопровождали Давид Микаберидзе, Иосиф Церетели, Анна Мелива и Евгения Шалуташвили (забегая вперед, нужно подчеркнуть, что две последние не были посвящены в истинные цели "путешествия").
В сумках у новобрачных находились пистолеты, боевые гранаты, холодное оружие. О том, чтобы избежать досмотра, они позаботились заранее. Накануне на свадебный ужин пригласили "случайную" знакомую Анну Варсимашвили, работавшую сменной дежурной международного сектора аэропорта. Ничего худого не подозревая, Варсимашвили пропустила приятелей на посадку без спецконтроля и досмотра, за что впоследствии она села рядом с ними на скамью подсудимых. Другие члены банды - Григорий Табидзе, братья Каха и Паата Ивериели присоединились к новобрачным, пройдя через общий зал с остальными пассажирами.
В 15 часов 43 минуты самолет поднялся в воздух. В 16 часов 13 минут И. Церетели, Г. Табидзе и К. Ивериели направились в сторону пилотской кабины. Для остальных бандитов это было сигналом к тому, чтобы "разобраться" с теми, кто по внешним признакам походил на представителей службы безопасности аэропорта. В считанные секунды был убит А. Соломония, тяжело ранены А. Плотка и А. Гвалия, которые, как впоследствии выяснилось, никакого отношения к спецслужбам не имели.
Ворвавшись в пилотскую кабину, бандиты изрешетили пулями штурмана-инспектора З. Шарбатяна, бортмеханика А. Чедия. Штурман В. Гасоян открыл ответную стрельбу, сразив насмерть Г. Табидзе и тяжело ранив К. Ивериели, И. Церетели. Это позволило вышвырнуть бандитов из кабины и заблокировать дверь. Командир корабля А. Гардапхадзе связался с землей и запросил посадку в Тбилиси. Пока возвращались в аэропорт, бандиты устроили в салоне кровавую бойню: убили бортпроводницу В. Крутикову, ранили А. Меливу, Е. Шалуташвили, И. Химич, И. Киладзе, И. Инаишвили, И. Кундеренко.
В аэропорт привезли родителей бандитов, чтобы те убедили их сдаться без дальнейшего кровопролития. Но отпрыски даже не захотели выслушать отцов и матерей, передав по радио, что если те приблизятся, то самолет будет взорван вместе с пассажирами.
Пока с ними велись переговоры, из Москвы прибыла группа "альфовцев" под командованием капитана Зайцева. Операция по захвату банды длилась восемь минут. Был убит Д. Микаберидзе. Никто из пассажиров не пострадал.
Следствие длилось девять месяцев. За это время при невыясненных обстоятельствах умер лидер банды И. Церетели. В ходе следствия был выявлен идейный вдохновитель террористов, горе-священнослужитель Теймураз Чихладзе. Именно он подсказал своим "прихожанам" идею "перелета на Запад с оружием в руках". По первоначальному плану пистолеты и гранаты в самолет должен был пронести "батюшка" под своей рясой. Но у Чихладзе неожиданно появилась возможность выехать за рубеж по церковной линии, и он стал тянуть с принятием окончательного решения о захвате самолета. Инициативу перехватил Церетели. Поэтому в час "Х" священника с собой бандиты не взяли.
Тем не менее, в августе 1984 года Т. Чихладзе предстал перед верховным судом Грузии вместе с бывшим врачом К. Ивериели, бывшим ординатором кафедры хирургии Тбилисского мединститута П. Ивериели, бывшим актером киностудии "Грузия-фильм" Г. Кобахидзе, бывшей студенткой Тбилисской академии художеств Т. Петвиашвили, бывшей работницей аэропорта А. Варсимашвили.
Кроме выяснения обстоятельств преступления, на суде исследовались личности террористов, причины, побудившие их к совершению кровавого террористического акта.
Каха и Паата Ивериели - родные братья, 29 и 27 лет. Оба врачи, оба окончили Московский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Отец - Важа Ивериели, заведующий кафедрой института усовершенствования врачей, профессор. Мать - Нази Бахтадзе, домохозяйка. Братья в свое время усердиями отца были пристроены в престижный вуз, оба за нерадивость в учебе находились на грани отчисления, но и это улаживалось. Надо отметить, что не только братья Ивериели, но и все другие участники бандитской группы почему-то избежали воинской службы.
Герман Кобахидзе, 23 лет, актер киностудии "Грузия-фильм", выпускник театрального института. Его отец в прошлом кинорежиссер Михаил Кобахидзе, мать - актриса. Гега, как называли его близкие, тоже обладал актерскими способностями. Но, несомненно, было и другое: изломанность психики, преклонение перед оккультными догмами. Дед Геги Кобахидзе погиб на войне. А внук разрисовал стены своей комнаты фашистской свастикой, носил на шее металлический крест капеллана гитлеровской армии. В его доме члены банды тренировались в стрельбе из пистолета.
Тинатин Петвиашвили, 19 лет. Отец - Владимир Петвиашвили, научный сотрудник, жил в Москве, был в разводе с матерью Тинатин.
Давид Микаберидзе, 25 лет, студент четвертого курса Тбилисской академии художеств. У него, получавшего скромную студенческую стипендию, было отнюдь не ироническое прозвище - Финансист. Его отец, Ражден Микаберидзе, управляющий строительным трестом "Интуриста", и мать, Лали Микаберидзе, домохозяйка, ни в чем не отказывали сыну. И утопавший в роскоши сынок пьянствовал, дебоширил.
Иосиф Церетели, 25 лет, выпускник Тбилисской академии художеств. Будучи сыном члена-корреспондента АН Грузинской ССР, профессора Тбилисского государственного университета К. Церетели, он почему-то считал, что ему все дозволено: хулиганские выходки, драки, дебоши. В характеристике, выданной Академией художеств, отмечено: "...выделялся неорганизованностью, проявлял пассивное отношение к учебе, нередко появлялся на занятиях в нетрезвом виде...".
Григорий Табидзе, 32 года. Отец - Теймураз Табидзе, директор проектного бюро Госкомпрофтехобразования. Мать - Мери Табидзе, педагог. А сын - наркоман. Трижды судим за грабеж, угон машины, злостное хулиганство. В вытрезвителе Григорий был "своим" человеком, столь часто сюда доставлялся.
Из показаний свидетелей:
Л. ДАРЧИДЗЕ: "Всех пассажиров заставили прикрывать иллюминаторы руками и телами, показывая, что мы еще живы".
Г. БАСИЛИДЗЕ: "Кто-то из пассажиров обратился к П. Ивериели с просьбой разрешить выйти в туалет, на что он ответил: "Все равно все пассажиры скоро умрут, поэтому нечего стесняться, надобности можно справлять прямо на месте".
Г. ГАЧАВА: "Бандиты грозились каждые 5 минут расстреливать по одному пассажиру...".
И. КУНДЕРЕНКО: "Когда самолет приземлился, на мое сиденье сел Паата Ивериели. Я легла на пол... Он спросил: "Что, ранена? Покажи, где ранение, я сам врач"... Он посмотрел на рану и сказал: "Это тяжелое ранение, ты, наверное, уже не выживешь... Если хочешь, я тебя пристрелю, чтоб не мучилась...".
Из обвинительного заключения:
"Захватив воздушное судно и оставив пассажиров на борту в качестве заложников, члены банды П. Ивериели, Кобахидзе, Петвиашвили терроризировали пассажиров, запрещали вставать с мест, оказывать помощь раненым, пользоваться питьевой водой и туалетом, угрожали убийством полуторагодовалого ребенка и всячески унижали человеческое достоинство. Петвиашвили передала гранату и револьвер Кобахидзе и П. Ивернели, и через открытый люк самолета требовала от представителей аэропорта дозаправки воздушного судна горючим, замены экипажа и вылета за рубеж, угрожая в противном случае расстрелять пассажиров и взорвать самолет".

Суд приговорил: Т. Чихладзе, К. и П. Ивериели, Г. Кобахидзе к расстрелу, Т. Петвиашвили - к 14 годам лишения свободы, А. Варсимашвили - к 3 годам условно. Президиум Верховного совета Грузинской ССР отклонил просьбу приговоренных к высшей мере наказания о помиловании.

 

Сергей Турченко
18 ноября 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
12 ноября
вторник
2019

В этот день:

Летчик-испытатель Гордиенко

12 ноября 1934 года родился Владимир Гаврилович ГОРДИЕНКО, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза.

Летчик-испытатель Гордиенко

12 ноября 1934 года родился Владимир Гаврилович ГОРДИЕНКО, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза.

В 1954 году окончил Черниговское военное авиационное училище лётчиков, в 1962 году — школу лётчиков-испытателей. В 1962—1977 годах был лётчиком-испытателем Горьковского авиационного завода. Участвовал в испытаниях серийных самолётов «МиГ-21», «МиГ-25», а также их различных модификаций. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года за «мужество и отвагу, проявленные при испытании новой авиационной техники» Владимир Гордиенко был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 11397.

В 1977—1990 годах Гордиенко был лётчиком-испытателем Лётно-исследовательного института имени Громова. В 1990 году в звании полковника Гордиенко был уволен в запас. Работал лётчиком-испытателем научно-производственным объединения «Авиатика».

Первый полет Ту-95

12 ноября 1952 года первый полёт самолёта Ту-95 совершил экипаж лётчика-испытателя А. Д. Перелёта.

Первый полет Ту-95

12 ноября 1952 года первый полёт самолёта Ту-95 совершил экипаж лётчика-испытателя А. Д. Перелёта.

Ту-95 (по кодификации НАТО: Bear — «Медведь») — советский/российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Это самый быстрый винтовой самолёт, ставший одним из символов холодной войны. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях. Служит до сих пор.

30 июля 2010 установлен мировой рекорд беспосадочного полёта для серийных самолётов — за 43 часа бомбардировщики Ту-95 пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.

 

Подводный атомный ракетодром

12 ноября 1960 года вступила в строй первая российская АПЛ К-19 проекта 658 с 3 баллистическими ракетами Р-13.

Подводный атомный ракетодром

12 ноября 1960 года вступила в строй первая российская АПЛ К-19 проекта 658 с 3 баллистическими ракетами Р-13.

За многочисленные аварии лодка имела на флоте прозвище «Хиросима».
Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.

 В 2003 году была отправлена на утилизацию на завод «Нерпа», несмотря на просьбы о превращении лодки в музей. Часть ограждения выдвижных устройств сохранена как мемориал и установлена у проходных СРЗ «Нерпа».

Крейсер «Червона Украина»

12 ноября 1941 года на этот легендарный корабль вышли в атаку 28 фашистских штурмовиков

Крейсер «Червона Украина»

12 ноября 1941 года на этот легендарный корабль вышли в атаку 28 фашистских штурмовиков

В Севастополе на Графской пристани установлена мемориальная доска, где на красном граните высечен силуэт крейсера и подпись: "Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер "Червона Украина".

Судьба этого корабля богата событиями. Он был заложен 19 октября 1915 года в Николаеве. Первая мировая и Гражданская войны надолго прервали строительство. «Недострой» в феврале 1919 года захватили французские интервенты. Но уже в марте того же года экипаж поднял на корабле красный флаг и перешел на сторону Советов. В январе 1920 года, захваченный белогвардейцами, корабль был отбуксирован в Одессу и посажен на мель. Через месяц большевики сняли его с мели и вернули в Николаев. 26 декабря 1922 года крейсер получил имя « Червона Украина» и вскоре Николаевские государственные заводы приступили к достройке корабля по первоначальному проекту. Через четыре с половиной года он вошел в состав Черноморского флота.
25 июля 1929 года «Червону Украину» посетил И. В. Сталин, который благословил первый советский крейсер на переход в Средиземное море и совершение дружественных визитов в Италию и Грецию. «Червона Украина» также дважды побывала в Турции.

Великую Отечественную войну крейсер встретил под командованием капитана 1 ранга Н.Е.Басистого в составе бригады крейсеров в Севастополе. 23-25 июня он произвел постановку оборонительных минных заграждений. Затем участвовал в обороне Одессы, в эвакуации войск и населения.
5 ноября командиром корабля был назначен капитан 2 ранга И.А.Заруба. 8 ноября крейсер первым из кораблей эскадры открыл огонь по наступающим на Севастополь войскам противника. 9 и 10 ноября выполнил семь стрельб (выпущено 48 и 100 снарядов соответственно).
12 ноября 1941 года на стоящий у Графской пристани Севастополя крейсер было совершено несколько воздушных налетов фашистской авиации. Только в первой волне участвовало 28 пикирующих бомбардировщиков. В 11.00 крейсер получил попадание двух авиабомб в районе шкафута. В 12.24 еще три бомбы разорвалось в непосредственной близости от его борта. Носовая часть “Червоной Украины” заметно осела в воду, но крейсер продолжал вести бой и держаться на плаву, хотя на нем погибло 70 человек.
Воздушные налеты продолжались до наступления темноты, но больше ни одна бомба не достигла цели. Экипаж делал все возможное для спасения крейсера, однако через две огромные пробоины в правом и левом бортах во внутренние помещения корабля проникло около трех тысяч тонн воды. В ночь на 13 ноября крен на левый борт достиг критических 40°, и командир “Червоной Украины” капитан 2 ранга Заруба по приказанию командующего флотом отдал команду покинуть корабль. Когда последний барказ отошел от крейсера, он, перевернувшись, ушел под воду с поднятым кормовым флагом.
Экипаж "Червоной Украины» влился в состав частей, обороняющих Севастополь, а 17 декабря из снятых с крейсера 130-мм орудий в Севастополе сформировали четыре береговые батареи.

Но на этом судьба крейсера не завершилась. После войны он был поднят, отремонтирован и использовался в качестве плавучего учебного центра. В 1952 году крейсер был посажен на грунт в районе косы Бакая в качестве мишени для бомбометания морской авиации. Там уже окончательно погиб, отдав жизнь для совершенствования боевой подготовки морских летчиков. Вечная ему слава!

 

Подвиг спецназовца Сергея Богданченко

12 ноября 1999 года ему было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно)

Подвиг спецназовца Сергея Богданченко

12 ноября 1999 года ему было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно)

Сергей Николаевич Богданченко совершил подвиг 10 сентября 1999 года в Новолакском районе Дагестана. Бой за высоту 715,3 был одним из самых драматичных эпизодов специальной операции по уничтожению вторгшихся сюда незаконных вооруженных формирований. Захватить и удержать высоту спецназовцам предстояло 9 сентября. Незаметно миновав позиции боевиков, к шести часам утра спецназовцы заняли гребень высоты и сразу же вступили в бой. Дня организации надежной обороны группа под командованием старшего лейтенанта Сергея Богданченко была направлена в зеленку, на самый крутой скат холма. Здесь-то они и столкнулись с боевиками, которые готовили запасные позиции на случай наступления российских войск. В жестоком бою бандитов выбили с занимаемых позиций. Сергей Богданченко, получив тяжелое ранение, продолжал руководить боем. Спецназовцы выполняли поставленную задачу. Они сумели удержать высоту. При эвакуации Сергей скончался на руках своих подчиненных...
Сергей Николаевич Богданченко родился 21 февраля 1969 года в станице Вознесенская Краснодарского края. Окончил вознесенский механико-технологический техникум. В июне 1988 года призван на срочную военную службу. После службы окончил СПТУ-28 в Лабинске, работал на одном из предприятий города. В 1994 году поступил на службу по контракту во внутренние войска. В 1996-м Сергей окончил курсы подготовки младших офицеров при Санкт-Петербургском высшем военном командном училище внутренних войск МВД России. С ноября 1998 года служил в армавирском отряде специального назначения.

Навечно зачислен в списки личного состава части. Улица в станице Вознесенская, на которой жил Герой, отныне носит его имя.

День специалиста безопасности

12 ноября в России отмечается День специалистов по безопасности

День специалиста безопасности

12 ноября в России отмечается День специалистов по безопасности

10 лет назад инициатором и организатором праздника выступил крупнейший интернет-портал по безопасности Sec.Ru, и День специалиста по безопасности ежегодно стали отмечать 12 ноября, начиная с 2005 года.
Понятно, что эта профессия является одной из самых древних. Она появилась еще в античные времена и развивалась вместе с обществом. Одними из самых древних «секьюрити» можно назвать людей, которые пробовали пищу и напитки перед тем, как к трапезе приступит господин, и «сотрудников» персональной охраны, которая всегда существовала у правителя (стража, дружина и т.п.). Эти люди должны были защищать своего господина от любых видов посягательств на его личность.
В "демократической" России армия спецов по безопасности разрослась как раковая опухоль. Сотни тысяч спецов охраняют школы, магазины, гаражи, склады,жилые дома, свинофермы, всяческих чиновничков, крупных воров и бандюг, олигархов, проституток, певичек и прочую ерунду. От общественно-полезного труда отрываются сотни тысяч здоровых мужиков.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии