RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Барнаул: судят за Православие
26 июля 2016 г.

Барнаул: судят за Православие

27 июля 2016 года состоится суд над православным детским воспитателем Лапкиным Игнатием Тихоновичем
Дело полковника Ковтуна
27 декабря 2017 г.

Дело полковника Ковтуна

За Афган он дважды был представлен к званию Героя Советского Союза
Корифей «оборонки» Анатолий Савин
28 марта 2016 г.

Корифей «оборонки» Анатолий Савин

27 марта 2016 года ушел из жизни выдающийся ученый, один из создателей противокосмической обороны России, Герой Социалистического Труда, академик РАН Анатолий Иванович Савин
Новороссию пытаются расколоть
19 сентября 2014 г.

Новороссию пытаются расколоть

Решение о создании Объединенной Армии ДНР и ЛНР якобы было принято без согласования с некоторыми ключевыми фигурами
Подлое
7 сентября 2014 г.

Подлое "перемирие"

Несмотря на подписание минского протокола, украинская сторона продолжает военные действия против Новороссии
Главная » Герои нашего времени » Маэстро авиапрома

Маэстро авиапрома

27 октября 2020 года одному из блестящей плеяды прославивших страну легендарных отечественных авиаконструкторов Генриху Новожилову исполнилось бы 95 лет.

.
Маэстро авиапрома

В далеком 1948 году молодого выпускника МАИ распределили в ОКБ Сергея Ильюшина, где он сразу же включился в создание самолетов Ил-14, Ил-46, Ил-40 и Ил-54. Через 16 лет Новожилов стал главным конструктором и заместителем генерального, того самого, на которого, по его собственному признанию, буквально молился. Ровно полвека назад, летом 1970 года тогдашний министр авиапрома Петр Дементьев привез в ОКБ распоряжение Совмина СССР о назначении Новожилова генеральным конструктором. Как вспоминал Генрих Васильевич, основатель прославленной фирмы Ильюшин, оставляя командирский штурвал по состоянию здоровья, сказал тогда, что без сожаления передает его своему ученику.
Ученик наставника не подвел. Он принимал непосредственное участие в создании и испытаниях таких машин, как Ил-18 и Ил-62. Под руководством Новожилова встали на крыло первый реактивный грузовик Ил-76, аэробусы Ил-86 и Ил-96. На рубеже столетий появились и новые самолеты – Ил-114 и Ил-103. Дважды герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии, академик Генрих Новожилов оставил яркий след в отечественной и мировой авиации. Все, кому довелось общаться с ним, поражались не только его удивительной работоспособности, но и умению выслушать собеседника. А еще он очень уважительно относился к ремеслу нашего брата, журналиста, называя его серьезной работой. Встречаясь не одиножды с Новожиловым, могу с уверенностью сказать, что он не терял оптимизма до последних дней, но сильно расстраивался тому, что на его глазах отечественная авиапромышленность теряет свои ведущие позиции в мире.
В одном из интервью за несколько лет до своей кончины он четко определил причину этого: «Увы, руководители нашей промышленности не являются специалистами в области, которую курируют».
В конце жизни Новожилов мечтал наладить серийный выпуск начавшей летать ещё на рубеже столетий новой техники – Ил-114 и Ил-103. Несмотря на солидный возраст в его планах было и создание других машин. Но судьба распорядилась иначе. О том, что происходило в отечественной авиапромышленности, Новожилов говорил с горечью, называя происходящее пребыванием в тупике взлётной полосы, откуда старта, похоже, не предвидится. «Он и глубоким стариком много чего делал, - есть такие строки на форуме, посвященном уходу Новожилова из жизни. - Несколько лет назад, когда у нас в Самаре стартовал проект по постройке летного экземпляра Ил-2, Новожилов, хотя уже и не работая в КБ генеральным, но умудрился взять из архива КБ Ильюшина, сейчас это ОАО «Ил», все производственные чертежи (130 кг в 55 папках) и лично передал человеку, занимавшемуся постройкой самолета».
«Из самолётов марки Ил я больше всего люблю созданный Сергеем Владимировичем Ильюшиным Ил-18, - вспоминал Генрих Васильевич. - Прекрасная машина – и по лётным характеристикам, и по экономичности. Вспоминаю случай: в районе кипрского города Пафос у Ил-18 авиакомпании «Таром», пилотируемого румынским экипажем, один за другим отказали четыре двигателя (потом будет установлено, что самолёт был заправлен некачественным, разбавленным водой топливом). Четвёртый двигатель вырубился, когда до берега оставалось 30 километров. Но экипаж сумел посадить машину с невыпущенными шасси на грунт, да так, что когда мы прилетели, то увидели практически невредимый самолёт, не считая пострадавшей нижней части фюзеляжа и погнутых винтов. Тогда в одной из английских газет даже появилась заметка о том, что румынский экипаж установил мировой рекорд дальности полёта на самом тяжёлом планере...» А всем нам, безусловно, памятна еще одна машина, созданная под непосредственным руководством Новожилова – первый широкофюзеляжный самолет Ил-86. А памятен он не только своей повышенной комфортностью и вместимостью, но и уникальной безопасностью. За более чем 30-летнюю историю эксплуатации самолет не погубил ни одного авиапассажира, что достойно Книги рекордов Гиннеса.
Поразительно, но генеральный конструктор не был чиновником, прикованным должностью к начальственному креслу и застегнутым на все пуговицы. Он охотно делился с нами тем, что еще с детства увлекся фотографией. И даже когда подавал документы в МАИ, все раздумывал: а не пойти ли учиться во ВГИК. Кстати, в бюро эскизного проектирования ОКБ и сегодня хранятся толстые альбомы с новожиловскими фотографиями, на которых запечатлены отдельные элементы конструкций различных самолетов. Очень увлекался также теннисом. «Повесил на гвоздь ракетку, - признавался он, - когда понял, что состояние здоровья не позволяет мне удерживать форму, которой когда-то гордился». А еще любил музыку и театр. В пионерском ансамбле песни и пляски научился играть на музыкальном инструменте с экзотическим названием джаз-флейта. Вообще-то, пояснял он, это был простой свисток, сделанный из трубки длиной 25-30 см. Тембр звука в нем менялся поршнем, передвигавшемся внутри.
Генрих Васильевич умер в конце апреля 2019 года на 94-м году жизни. Страна, как всегда, была озабочена нескончаемыми проблемами выхода из экономического кризиса, и, по правде говоря, не слишком заметила уход последнего гуру отечественного авиапрома, посвятившего своему детищу – ОКБ Ильюшина более 70 (!) лет жизни. Почему выдающемуся российскому авиаконструктору Ил-76 и Ил-86 было отказано в упокоении на Новодевичьем кладбище, где нашли последнее пристанище его великие коллеги Туполев, Мясищев, Микоян, Яковлев, Сухой и Лавочкин, гадают до сих пор. А ведь на самом надежном в мировой авиации самолете, созданном этим человеком, Ил-96-м летает даже сам президент России. В момент погребения Генриха Васильевича на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищах под звуки Государственного гимна и оружейного салюта над его могилой пролетели три военно-транспортных самолета Ил-76МД. Те самые, что участвовали в генеральной репетиции воздушной части военного Парада, посвященного годовщине Великой Победы. Таким воздушным маневром военные летчики оказали высшие воинские почести гражданскому человеку, отдавшему всю свою жизнь делу служения своей Родине и укреплению ее обороноспособности.
Сегодня здесь, в Мытищах, коллеги помянут Новоселова торжественным открытием памятника на могиле авиаконструктора.
Не зря говорят, что человек жив до тех пор, пока его помнят... Стоит только почитать на интернет-форуме обмен мнениями авиаторов относительно достоинств хотя бы новожиловского грузовика Ил-76, чтобы убедиться в справедливости этих слов. Свой первый взлет машина совершила аж 25 марта 1971 года с Центрального аэродрома в Москве. Известно, что в этот день генеральный подписал полетный лист прямо на капоте своей «Волги». С тех пор это стало традицией - полетные листы для каждой следующей новой машины Ильюшинского КБ подписывать на капоте автомобиля. Всего за эти годы была выпущена без малого тысяча Ил-76, появилось множество его модификаций. Очень большое количество самолетов продано и за рубежом. Новожилов любил по этому поводу вспоминать слова своего учителя Ильюшина: «Славу конструктору поют его самолеты». Есть уверенность в том, что легендарному летающему грузовику уготована долгая и счастливая судьба. Не случайно же за характерную форму остекления штурманской кабины этот самолет прозвали «улыбайкой». В ОКБ, руководимом в свое время маэстро авиапрома, всегда думают не только о надежности продукции, но и о ее красоте...

Источник: https://wek.ru/slavu-konstruktoru-poyut-samolety

 

Анатолий Журин
27 октября 2020 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 ноября
вторник
2020

В этот день:

Рождение школы военных летчиков

24 ноября 1910 года в России было открыто первое военное учебное заведение летчиков - Севастопольская офицерская школа авиации (в советское время - Ка́чинское вы́сшее вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков). Она была создана по Высочайшему соизволению Николая II Великим князем Александром Михайловичем. Первый выпуск состоялся 26 октября 1911 года. 24-х первых лётчиков лично принял и напутствовал Николай II. До октября 1917 года школа подготовила 609 летчиков.

Рождение школы военных летчиков

24 ноября 1910 года в России было открыто первое военное учебное заведение летчиков - Севастопольская офицерская школа авиации (в советское время - Ка́чинское вы́сшее вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков). Она была создана по Высочайшему соизволению Николая II Великим князем Александром Михайловичем. Первый выпуск состоялся 26 октября 1911 года. 24-х первых лётчиков лично принял и напутствовал Николай II. До октября 1917 года школа подготовила 609 летчиков.

 

После революции из стен Качинской летной школы вышли замечательные летчики: Степанченко В.А., Юмашев А.Б., которые в 1929 году побили все мировые рекорды вы­соты, дальности и продолжительности полета. В 1936 году экипаж самолета АНТ- 25 в составе Чкалова В.П. и двух воспитанников Качинского училища Байдукова Г.Ф. и Белякова A.B. совершил свой беспримерный перелет из Москвы на остров Удд, пробыв непрерывно в воздухе более 60-ти часов и пролетев без посадки бо­лее 10000 км. А вскоре тот же экипаж удивил мир новым подвигом, совершив за 63 часа беспосадочный перелет из Москвы в США.

Среди выпускников Качинской школы летчиков есть маршалы авиации, более 170 генералов, трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин, 12 человек - дважды Герои и 284 - Герои Советского Союза.

В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратов­ской области. В 1945 году она переименовывается в училище с местом располо­жения в городе Сталинграде. В 1998 году расформировано.

 

Тренер Виктор Тихонов

24 ноября 2014 года на 85 году жизни скончался великий советский тренер, под руководством которого сборной СССР по хоккею не было равных. Восемь раз он выводил команду в чемпионы мира, трижды — в лидеры Олимпийских игр и даже завоёвывал Кубок Канады.

Тренер Виктор Тихонов

24 ноября 2014 года на 85 году жизни скончался великий советский тренер, под руководством которого сборной СССР по хоккею не было равных. Восемь раз он выводил команду в чемпионы мира, трижды — в лидеры Олимпийских игр и даже завоёвывал Кубок Канады.

Виктор Васильевич Тихонов родился 4 июня 1930 года в Москве. С 12 лет работал слесарем, позже закончил школу торгового ученичества. После окончания Великой Отечественной войны начал заниматься в юношеской команде спортивного клуба Центрального дома Красной армии (ЦДКА, ныне - ЦСКА). В 1948 году в составе сборной команды юниоров Москвы по футболу выиграл Кубок СССР. Одновременно играл в хоккей с мячом, затем - в хоккей с шайбой.

В 1949 году Тихонов был призван в армию и служил в футбольно-хоккейной команде Военно-воздушных сил Московского военного округа. С 1953 года играл в "Динамо" (Москва). Всего в чемпионатах СССР провел 296 матчей, забросил 35 шайб.
В 1965 году перешел на тренерскую работу, сначала ассистентом тренера в московском "Динамо", а затем возглавил тренерскую бригаду в рижском «Динамо» и сумел вывести эту команду на 4 место в чемпионате СССР.
В 1977 году Виктор Васильевич стал трудиться тренером ЦСКА. За полтора десятилетия эта команда под его руководством несколько сезонов подряд становилась чемпионом страны, 14 раз выиграла Кубок европейских чемпионов, дважды - Кубок СССР.
Одновременно Тихонов возглавлял сборную СССР, которая стала регулярно выигрывать чемпионаты мира (1978, 1979, 1981, 1982, 1983, 1986, 1989, 1990). При Тихонове сборная трижды побеждала на Олимпийских играх (команда СССР - 1984, 1988, СНГ - 1992). Под его руководством в 1981 году сборная выиграла Кубок Канады.

В последние годы Виктор Васильевич Тихонов был членом наблюдательного совета хоккейного клуба ЦСКА. В 1998 году его имя было занесено в Зал славы Международной федерации хоккея, а позже - в музей Олимпийской славы в Лозанне.

Тихонов - заслуженный тренер СССР, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный тренер Латвийской ССР, заслуженный работник физкультуры России, награжден орденами Трудового Красного Знамени (1978), Дружбы народов (1981), Ленина (1983), Октябрьской Революции (1988), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), Почета (2000), Дружбы (2010) и др.

Помянем этого незаурядного борца за высочайший престиж советского спорта и советской страны.

Севастопольская кузница русских авиаторов

24 ноября 1910 года была открыта Севастопольская офицерская школа авиации, которая через 80 лет была уничтожена кремлевскими «демократами».

Севастопольская кузница русских авиаторов

24 ноября 1910 года была открыта Севастопольская офицерская школа авиации, которая через 80 лет была уничтожена кремлевскими «демократами».

После октября 1917 года школа преобразована в Качинское училище военных летчиков. За советский период училище подготовило 16 574 лётчика, среди которых было 352 Героя Советского Союза, 17 Героев РФ, 119 заслуженных военных лётчиков и лётчиков-испытателей, 12 маршалов авиации и 200 генералов.
Но в 90-годы прошлого столетия захватившие Кремль «демократы» уничтожили училище. Теперь у России нет этой славной кузницы военных летчиков.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии