RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Не летайте на рухляди!
18 ноября 2013 г.

Не летайте на рухляди!

Разбившийся в Казани Boeing 737-500 приоткрыл завесу над «коммерческой тайной» российской авиации
Верните Стрелкова!
21 октября 2014 г.

Верните Стрелкова!

Он, обладающий талантом полководца, искренне любимый ополченцами, истинный патриот-славянин способен повести за собой армию Новороссии, чтобы разгромить и уничтожить украинский национал-фашизм
Американский террор
13 января 2014 г.

Американский террор

Главная опасность 2014 года — кровожадная политика Соединенных Штатов
Начальник ГРУ Игорь Коробов
2 февраля 2016 г.

Начальник ГРУ Игорь Коробов

2 февраля 2016 года Минобороны сообщило о том, что новым начальником Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил России назначен генерал-лейтенант Игорь Коробов.
Почему США боятся Путина
7 октября 2016 г.

Почему США боятся Путина

В день рождения Президента России публикуем комментарий директора информационного агентства «Русь Православная» с претенциозным заголовком «Как Путин похоронит Америку»
Главная » Герои нашего времени » Подводная катастрофа в Бермудах

Подводная катастрофа в Бермудах

6 октября 1986 года затонула советская атомная подводная лодка К-219 с баллистическими ракетами на борту

Она опустилась на дно Атлантического океана (глубина 5500 метров). Что же произошло?
Подводная катастрофа в Бермудах

3 сентября 1986 года атомный подводный крейсер стратегического назначения К-219 вышел из военной базы Гаджиево и направился к побережью США, где должен был нести боевую службу с 15 ядерными ракетами на борту. Командир атомохода капитан первого ранга Игорь Британов предпринял на переходе ряд мер скрытности: маскировался в шумах попутного сухогруза, тщательно огибал установленные на морском дне технические средства американской гидроакустической системы обнаружения подводных лодок СОСУС. Однако К-219 все-таки была засечена в районе Исландии, и командование ВМС США получило сведения о входе неизвестной субмарины в Атлантику.

Навстречу нашей лодке, как позже стало ясно, вышла американская субмарина. 3 октября, за несколько часов до входа в зону патрулирования, в 680 милях на северо-восток от Бермудских островов произошёл гидроакустический контакт с подводной лодкой типа «Лос-Анджелес» USS Augusta (SSN-710). Капитан первого ранга Британов применил специальный маневр (американцы называют его «Сумасшедший Иван») с целью обнаружения следующей в кильватере лодки противника. В этот момент произошел удар, ракетная шахта №6 разгерметизировалась и в неё хлынула вода. При ее взаимодействии с компонентами ракетного топлива образовалась взрывоопасная смесь. Произошел взрыв, который разрушил внешнюю стенку прочного корпуса и плутониевые боеголовки ракеты. Некоторые части ракеты вылетели в море, остальные упали внутрь крейсера и, в реакции с водой, начали вырабатывать ядовитые газы. Через две минуты после взрыва командиру К-219 удалось поднять АПЛ на поверхность воды. Экипаж покинул полузатопленный загазованный четвёртый (ракетный) отсек и задраил герметичные переборки.

Началась борьба за живучесть крейсера. Поначалу моряки сумели уменьшить распространение ядовитых примесей из аварийного четвертого в другие отсеки. Но через поврежденные магистрали и трубопроводы по лодке все-таки медленно расползался ядовитый туман. Местами уровень загрязненности превышал предельно допустимый в 2--3 тысячи раз. Было предпринято несколько попыток слить компоненты топлива и прокачать забортной водой ракетную шахту. Но они оказались безуспешными. Аварийная партия в спецснаряжении сумела пробраться в четвертый отсек и вынести тела погибших. Через четырнадцать часов непрерывной борьбы за жизнь корабля пожар прорвался в пятый отсек. Вскоре сработала аварийная защита реакторов. При этом компенсирующие решетки, заглушающие реактор, автоматически должны опускаться вниз. Однако они «зависли». На двигатели их приводов не поступало электропитание, перегорели кабели. Теперь нужно было во что бы то ни стало заглушить реактор. Ведь в любую минуту мог произойти ядерный взрыв. А дело, кстати, было очень близко от берегов США. Кому-то нужно было идти на смертельный риск.

Первым в аварийный отсек отправился командир группы Николай Беликов. Он спустился на крышку реактора. Отвернул контргайку на одном из приводов ручного опускания КР. Вставил специальный ключ. И сумел опустить первую решетку. Но высокая температура в реакторном дала о себе знать: Беликов, едва вернувшись в соседний отсек, потерял сознание. Очнувшись, офицер ушел обратно в реакторный отсек уже с матросом Сергеем Премининым. Вместе опустили на нижний концевик еще две решетки. И опять, выйдя передохнуть в соседний отсек, Беликов потерял сознание. Сергей Преминин (вечная ему память!) в одиночку еще раз добрался до реактора и вручную заглушил последнюю решетку. Обратно выйти он уже не смог. Бушующий огонь отрезал ему путь к жизни. Парень сгорел, предотвратив ядерную катастрофу в десятки раз страшнее Хиросимы.

Через 77 часов борьбы за живучесть лодки стало ясно, что ее не спасти. Экипаж перебрался на прибывшее в точку бедствия спасательное судно. Последним покинул лодку ее командир, капитан второго ранга Британов -- в 11.00 6 октября. В 11.03 К-219 затонула, унося в своем чреве тело матроса Сергея Преминина - простого парнишки из деревни Скорняково, что недалеко от Великого Устюга - третьего, младшего сына в крестьянской семье.

К сожалению, о подвиге Сергея Преминина долго замалчивалось. Дело в том, что уже в середине октября в американскую прессу просочилось сообщение о том, что «атомная подводная лодка ВМС США в ходе патрулирования в Атлантическом океане получила повреждения корпуса в результате столкновения с подводным объектом». Горбачев в это время готовился к встрече с Рейганом в Рейкьявике, и трагедию засекретили.

Правда, был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1987 года: «За мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, наградить орденом Красной Звезды Преминина Сергея Анатольевича, матроса (посмертно)...» Но с чем это связано, мало кто знал. Тихонько уволили из Вооруженных сил капитана второго ранга Британова. Так же безгласно расформировали экипаж К-219.

В том, что катастрофа произошла в результате столкновения с американской ПЛ, мало кто из военных моряков сомневается. Когда после взрыва наша лодка всплыла в надводное положение и был отдраен верхний рубочный люк, старший помощник командира капитан третьего ранга Сергей Владимиров обнаружил вдоль левого борта, от аварийной шахты и далее в корму, двойную борозду, отливающую металлическим блеском. Обратили на нее внимание и другие члены экипажа. Откуда она взялась? Специалисты так и не нашли убедительного объяснения. Одни предполагают, что это результат воздействия оторванной крышки аварийной шахты. Другие, приводя расчеты, доказывают, что свежий след на металле не мог быть прочерчен крышкой, что дело не обошлось без воздействия постороннего предмета, возможно, даже и иностранной подводной лодки.

Впрочем и американская пресса косвенно подтверждает такую версию. Вот, например, что писала газета «Вашингтон пост»: «Американские специалисты-подводники подтвердили, что еще до того, как Горбачев известил Рейгана о случившемся, США уже знали о происшедшем на советской подводной лодке. Хотя они не пожелали раскрыть детали относительно того, кто первым передал сообщение об аварии, вероятно, что оно поступило от американской субмарины, осуществляющей слежение за советской ПЛ».

В те октябрьские дни в американской печати авария на нашей АПЛ освещалась с налетом сенсационности, но в целом информация была взвешенной. В местные газеты иногда просачивались кое-какие детали. Например, о том, что в первой половине октября 1986 года АПЛ ВМС США «Аугуста» в ходе патрулирования в Атлантике получила повреждения корпуса в результате столкновения с подводным объектом и прибыла в порт приписки Нью-Лондон (штат Коннектикут) для ремонтных работ в сухом доке. Указывалось, что в результате осмотра выявлено повреждение носовой части корпуса и обтекателя гидроакустической станции. К ремонту субмарины привлекли строго ограниченный круг специалистов частной фирмы. Официальные представители ВМС США комментировать происшедшее отказались. Кстати, через 15 лет ситуация полностью повторилась с ремонтом американской АПЛ «Гротон» после гибели АПЛ «Курск»!

Тогда, если вспомнить, поначалу информационные агентства со ссылкой на источники в штаб-квартире НАТО и американской администрации сообщили о том, что в районе аварии «Курска» находились две американские подлодки, а также разведывательный корабль ВМС США «Лоялл2». Однако впоследствии официальные представители Пентагона и НАТО стали опровергать эту информацию.

Между тем на следующий день после аварии «Курска» российские средства технической разведки осуществили радиоперехват: американская подлодка «Мемфис» запросила разрешение на экстренный заход в Норвегию для ремонта. Когда эта информация стала достоянием западной прессы, вначале последовало опровержение, а затем не очень убедительное пояснение норвежских властей, что ремонт американской лодки плановый, однако что именно ремонтируется на субмарине, какими силами и где конкретно, от СМИ пока скрыто.

И это неудивительно. История подводных столкновений свидетельствует: еще никто и никогда не признавался в том, что совершил таран иностранной субмарины. Тем не менее, рано или поздно секретные документы военно-морских штабов, хранящие информацию об этих случаях, становятся достоянием гласности. Не станет, видимо, исключением и трагедия К-219.

Кстати сказать, после того, как Кремль добился «дружбы с Америкой», подводное противостояние между нашими флотами не стало менее жестким. 11 февраля 1992 года протаранили друг друга наша атомная подлодка «Б-276» и американская «Батон-Руж». 20 марта 1993 года столкнулись российский подводный стратегический ракетный крейсер «К-407» и атомарина США «Грейлинг». Адмирал Игорь Касатонов в своих воспоминаниях «Флот вышел в океан» пишет: «20 подводных столкновений, в большей степени по вине американцев, произошло за последнее время».

Может сложиться впечатление, что в результате подводных столкновений большей частью страдают только наши лодки. Это совсем не так.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 февраля
вторник
2018

В этот день:

Памяти Ярослава Мудрого

20 февраля 1054 года умер Святой Ярослав I Мудрый, великий князь Киевский

Памяти Ярослава Мудрого

20 февраля 1054 года умер Святой Ярослав I Мудрый, великий князь Киевский

Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. Вошла в историю составленная при Ярославе «Русская правда», ставшая первым известным сводом законов на Руси. Назван Мудрым за установление почти идеального порядка в государстве (Европа брала пример и считала за честь породниться). Ярослав Мудрый практически взял под свой контроль всю Европу с помощью своих сыновей и дочерей, выдав их за царей и принцесс западных государств. Изяслав (Дмитрий) (1025—1078) — женился на сестре польского короля Казимира I — Гертруде. Всеволод (Андрей) (1030—1093) — женился на греческой царевне (дочери византийского императора Константина IX Мономаха), от брака с которой родился князь Владимир Мономах. Игорь (Юрий) (1036—1060) — женился на германской принцессе Кунигунде. Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового. Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I. Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I. Во Франции она стала известна как королева Анна Русская или Анна Киевская.

 

Генерал-кавалерист Лев Доватор

20 февраля 1903 года родился Лев Михайлович ДОВАТОР

Генерал-кавалерист Лев Доватор

20 февраля 1903 года родился Лев Михайлович ДОВАТОР

Отличился в битве за Москву. Известен успешными операциями по уничтожению войск противника. За голову Доватора немецкое командование назначило крупную награду. Смертельно ранен пулеметной очередью 19 декабря 1941 года.

Генерал Третьяк

20 февраля 1923 года родился Иван Моисеевич ТРЕТЬЯК, генерал армии, Герой Советского Союза

Генерал Третьяк

20 февраля 1923 года родился Иван Моисеевич ТРЕТЬЯК, генерал армии, Герой Советского Союза

Родился в селе Малая Поповка Хорольского района Полтавской области (Украина) в крестьянской семье. Украинец.

В Красную Армию был призван в 1939 году. В 1941 году окончил Астраханское стрелково-пулемётное училище.

На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1941 года. Участвовал в боях на Западном и 2-м Прибалтийском фронтах, командовал ротой, был заместителем командира, а с июля 1943 года — командиром стрелкового батальона. В 20 лет командовал полком. Особо отличился при форсировании реки Великая и при освобождении города Опочка Псковской области.

 

Оружейный конструктор Евгений Драгунов

20 февраля 1920 года родился конструктор стрелкового оружия Евгений Федорович Драгунов

Оружейный конструктор Евгений Драгунов

20 февраля 1920 года родился конструктор стрелкового оружия Евгений Федорович Драгунов

Потомственный оружейник, он начинал со спортивных винтовок, был награжден за их создание орденом Знак почета. В 1958 году создал снайперскую винтовку СВД, которая в 1963 году была принята на вооружение Советской Армии и в модернизированном виде продолжает оставаться оружием Российской армии. Уже после смерти конструктора на вооружение МВД России были приняты пистолет-пулемет «Кедр» (Конструкции Евгения Драгунова) и созданный на его базе пистолет-пулемет «Клин».

Разведчик-нелегал Лев Маневич

20 февраля 1965 года разведчику Льву Маневичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно

Разведчик-нелегал Лев Маневич

20 февраля 1965 года разведчику Льву Маневичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно

Он был внедрен в деловые круги, близкие к вермахту и передавал в Центр ценнейшую информацию, которая была, в частности, использована при создании знаменитых в будущем истребителей Як и Ла.
В 1918 году Лев Маневич добровольно вступил в Красную Армию. В Гражданской войне участвовал в качестве комиссара бронепоезда, а затем - командира отряда особого назначения. В 1921 году закончил высшую школу штабной службы комсостава Красной армии, в 1924 году - Военную академию РККА. После этого ему предложили работу в военной разведке и уже в качестве будущего разведчика-нелегала Маневич в 1929 году закончил курсы при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского, поскольку предполагалось его использовать в интересах авиационной промышленности. Вскоре, по легенде внедрения, Маневич стал преуспевающим австрийским бизнесменом Конрадом Кертнером (агентурный псевдоним - Этьен).

Эта легенда позволила Маневичу внедриться в круги, близкие к военной промышленности сразу нескольких западноевропейских стран. Он передавал в Центр ценную информацию о специальных технологиях производства высокопрочных сталей, необходимых для производства бронетанковой техники, об опытных образцах подводных лодок и надводных кораблей, о новых видах автоматического стрелкового оружия.

Воспользовавшись знакомством со знаменитым испанским асом Аугусто Агирре, он регулярно появлялся на аэродроме франкистов в Испании, где зарекомендовал себя как отличный авиационный инженер, великолепно разбирающийся в самолетных двигателях. Германские и итальянские авиатехники регулярно приглашали Кертнера для участия в технических консилиумах, призванных определить причины тех или иных неполадок у «сырых» немецких и итальянских самолетов. В результате Этьен получил уникальную возможность досконально изучить как сильные, так и слабые стороны новейшей вражеской техники.

Добываемые Маневичем материалы через Центр поступали в советские авиационные конструкторские бюро, где шла работа над созданием новых истребителей - знаменитых в будущем Як и Ла.

В 1936 году Маневича арестовала итальянская контрразведка. Своего имени он не раскрыл, а назвался полковником Старостиным (фамилия его давнего друга по службе на бронепоезде). Итальянский суд приговорил советского разведчика к длительному сроку заключения. В 1943 году итальянцы передали его в Германию под именем полковника Старостина. Там он содержался в лагерях Маутхаузен, Мельк и Эбензее. 6 мая 1945 года, будучи тяжело больным, был освобожден войсками США, но уже 9 мая умер от туберкулеза. Похоронен в в германском Линце под именем Старостина, перезахоронен в 1965 году под своей фамилией на кладбище Санкт Мартин-Зюд, где погребены советские солдаты. На могильной плите надпись: «Здесь покоится прах Героя Советского Союза полковника Маневича Льва Ефимовича. 1898—1945».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1965 года за доблесть и мужество, проявленные при выполнении специальных заданий Советского правительства перед второй мировой войной и в годы борьбы с фашизмом, полковнику Маневичу Льву Ефимовичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

В Минске, Гомеле и Могилёве именем Маневича названа улица. На родине Героя, в городе Чаусы, его именем названа улица и установлена мемориальная доска. Мемориальные доски также установлены в городе Рыльск Курской области (на здании Рыльского авиационного технического колледжа гражданской авиации) и в Самаре (на здании Управления Федеральной службы безопасности по Самарской области).
Жизнь легендарного разведчика описана в романах Е. Воробьёва «Земля, до востребования» и «Этьен и его тень». Первый из романов был положен в основу одноимённого художественного фильма, созданного в 1973 году режиссёром В. Дорманом. Роль главного героя в фильме исполнил актёр Олег Стриженов.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии