RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Колебания Путина
15 августа 2014 г.

Колебания Путина

Президент РФ ищет выход между объявлением войны и сдачей Новороссии, считает политолог Александр Дугин
Великий полковник Костя Непейвода
18 мая 2017 г.

Великий полковник Костя Непейвода

Эту исконно украинскую фамилию в свое время знавал военный люд во всех концах безбрежного Советского Союза
Самодиагноз сенатора Маккейна: немотивированное самомнение
15 сентября 2013 г.

Самодиагноз сенатора Маккейна: немотивированное самомнение

Во всем мире идет обсуждение статьи Владимира Путина "Сирийская альтернатива" в американской газете «Нью-Йорк таймс».
Судьба испытателя
16 апреля 2016 г.

Судьба испытателя

16 апреля 1952 года родился Анатолий Николаевич Кво́чур, Герой Российской Федерации, Заслуженный лётчик-испытатель СССР.
За воинов Новороссии!
27 сентября 2014 г.

За воинов Новороссии!

Они воюют с врагом в соотношении 1:10 и побеждают. Им помогает Бог. По нашим молитвам
Главная » Герои нашего времени » Подводная катастрофа в Бермудах

Подводная катастрофа в Бермудах

6 октября 1986 года затонула советская атомная подводная лодка К-219 с баллистическими ракетами на борту

Она опустилась на дно Атлантического океана (глубина 5500 метров). Что же произошло?
Подводная катастрофа в Бермудах

3 сентября 1986 года атомный подводный крейсер стратегического назначения К-219 вышел из военной базы Гаджиево и направился к побережью США, где должен был нести боевую службу с 15 ядерными ракетами на борту. Командир атомохода капитан первого ранга Игорь Британов предпринял на переходе ряд мер скрытности: маскировался в шумах попутного сухогруза, тщательно огибал установленные на морском дне технические средства американской гидроакустической системы обнаружения подводных лодок СОСУС. Однако К-219 все-таки была засечена в районе Исландии, и командование ВМС США получило сведения о входе неизвестной субмарины в Атлантику.

Навстречу нашей лодке, как позже стало ясно, вышла американская субмарина. 3 октября, за несколько часов до входа в зону патрулирования, в 680 милях на северо-восток от Бермудских островов произошёл гидроакустический контакт с подводной лодкой типа «Лос-Анджелес» USS Augusta (SSN-710). Капитан первого ранга Британов применил специальный маневр (американцы называют его «Сумасшедший Иван») с целью обнаружения следующей в кильватере лодки противника. В этот момент произошел удар, ракетная шахта №6 разгерметизировалась и в неё хлынула вода. При ее взаимодействии с компонентами ракетного топлива образовалась взрывоопасная смесь. Произошел взрыв, который разрушил внешнюю стенку прочного корпуса и плутониевые боеголовки ракеты. Некоторые части ракеты вылетели в море, остальные упали внутрь крейсера и, в реакции с водой, начали вырабатывать ядовитые газы. Через две минуты после взрыва командиру К-219 удалось поднять АПЛ на поверхность воды. Экипаж покинул полузатопленный загазованный четвёртый (ракетный) отсек и задраил герметичные переборки.

Началась борьба за живучесть крейсера. Поначалу моряки сумели уменьшить распространение ядовитых примесей из аварийного четвертого в другие отсеки. Но через поврежденные магистрали и трубопроводы по лодке все-таки медленно расползался ядовитый туман. Местами уровень загрязненности превышал предельно допустимый в 2--3 тысячи раз. Было предпринято несколько попыток слить компоненты топлива и прокачать забортной водой ракетную шахту. Но они оказались безуспешными. Аварийная партия в спецснаряжении сумела пробраться в четвертый отсек и вынести тела погибших. Через четырнадцать часов непрерывной борьбы за жизнь корабля пожар прорвался в пятый отсек. Вскоре сработала аварийная защита реакторов. При этом компенсирующие решетки, заглушающие реактор, автоматически должны опускаться вниз. Однако они «зависли». На двигатели их приводов не поступало электропитание, перегорели кабели. Теперь нужно было во что бы то ни стало заглушить реактор. Ведь в любую минуту мог произойти ядерный взрыв. А дело, кстати, было очень близко от берегов США. Кому-то нужно было идти на смертельный риск.

Первым в аварийный отсек отправился командир группы Николай Беликов. Он спустился на крышку реактора. Отвернул контргайку на одном из приводов ручного опускания КР. Вставил специальный ключ. И сумел опустить первую решетку. Но высокая температура в реакторном дала о себе знать: Беликов, едва вернувшись в соседний отсек, потерял сознание. Очнувшись, офицер ушел обратно в реакторный отсек уже с матросом Сергеем Премининым. Вместе опустили на нижний концевик еще две решетки. И опять, выйдя передохнуть в соседний отсек, Беликов потерял сознание. Сергей Преминин (вечная ему память!) в одиночку еще раз добрался до реактора и вручную заглушил последнюю решетку. Обратно выйти он уже не смог. Бушующий огонь отрезал ему путь к жизни. Парень сгорел, предотвратив ядерную катастрофу в десятки раз страшнее Хиросимы.

Через 77 часов борьбы за живучесть лодки стало ясно, что ее не спасти. Экипаж перебрался на прибывшее в точку бедствия спасательное судно. Последним покинул лодку ее командир, капитан второго ранга Британов -- в 11.00 6 октября. В 11.03 К-219 затонула, унося в своем чреве тело матроса Сергея Преминина - простого парнишки из деревни Скорняково, что недалеко от Великого Устюга - третьего, младшего сына в крестьянской семье.

К сожалению, о подвиге Сергея Преминина долго замалчивалось. Дело в том, что уже в середине октября в американскую прессу просочилось сообщение о том, что «атомная подводная лодка ВМС США в ходе патрулирования в Атлантическом океане получила повреждения корпуса в результате столкновения с подводным объектом». Горбачев в это время готовился к встрече с Рейганом в Рейкьявике, и трагедию засекретили.

Правда, был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1987 года: «За мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, наградить орденом Красной Звезды Преминина Сергея Анатольевича, матроса (посмертно)...» Но с чем это связано, мало кто знал. Тихонько уволили из Вооруженных сил капитана второго ранга Британова. Так же безгласно расформировали экипаж К-219.

В том, что катастрофа произошла в результате столкновения с американской ПЛ, мало кто из военных моряков сомневается. Когда после взрыва наша лодка всплыла в надводное положение и был отдраен верхний рубочный люк, старший помощник командира капитан третьего ранга Сергей Владимиров обнаружил вдоль левого борта, от аварийной шахты и далее в корму, двойную борозду, отливающую металлическим блеском. Обратили на нее внимание и другие члены экипажа. Откуда она взялась? Специалисты так и не нашли убедительного объяснения. Одни предполагают, что это результат воздействия оторванной крышки аварийной шахты. Другие, приводя расчеты, доказывают, что свежий след на металле не мог быть прочерчен крышкой, что дело не обошлось без воздействия постороннего предмета, возможно, даже и иностранной подводной лодки.

Впрочем и американская пресса косвенно подтверждает такую версию. Вот, например, что писала газета «Вашингтон пост»: «Американские специалисты-подводники подтвердили, что еще до того, как Горбачев известил Рейгана о случившемся, США уже знали о происшедшем на советской подводной лодке. Хотя они не пожелали раскрыть детали относительно того, кто первым передал сообщение об аварии, вероятно, что оно поступило от американской субмарины, осуществляющей слежение за советской ПЛ».

В те октябрьские дни в американской печати авария на нашей АПЛ освещалась с налетом сенсационности, но в целом информация была взвешенной. В местные газеты иногда просачивались кое-какие детали. Например, о том, что в первой половине октября 1986 года АПЛ ВМС США «Аугуста» в ходе патрулирования в Атлантике получила повреждения корпуса в результате столкновения с подводным объектом и прибыла в порт приписки Нью-Лондон (штат Коннектикут) для ремонтных работ в сухом доке. Указывалось, что в результате осмотра выявлено повреждение носовой части корпуса и обтекателя гидроакустической станции. К ремонту субмарины привлекли строго ограниченный круг специалистов частной фирмы. Официальные представители ВМС США комментировать происшедшее отказались. Кстати, через 15 лет ситуация полностью повторилась с ремонтом американской АПЛ «Гротон» после гибели АПЛ «Курск»!

Тогда, если вспомнить, поначалу информационные агентства со ссылкой на источники в штаб-квартире НАТО и американской администрации сообщили о том, что в районе аварии «Курска» находились две американские подлодки, а также разведывательный корабль ВМС США «Лоялл2». Однако впоследствии официальные представители Пентагона и НАТО стали опровергать эту информацию.

Между тем на следующий день после аварии «Курска» российские средства технической разведки осуществили радиоперехват: американская подлодка «Мемфис» запросила разрешение на экстренный заход в Норвегию для ремонта. Когда эта информация стала достоянием западной прессы, вначале последовало опровержение, а затем не очень убедительное пояснение норвежских властей, что ремонт американской лодки плановый, однако что именно ремонтируется на субмарине, какими силами и где конкретно, от СМИ пока скрыто.

И это неудивительно. История подводных столкновений свидетельствует: еще никто и никогда не признавался в том, что совершил таран иностранной субмарины. Тем не менее, рано или поздно секретные документы военно-морских штабов, хранящие информацию об этих случаях, становятся достоянием гласности. Не станет, видимо, исключением и трагедия К-219.

Кстати сказать, после того, как Кремль добился «дружбы с Америкой», подводное противостояние между нашими флотами не стало менее жестким. 11 февраля 1992 года протаранили друг друга наша атомная подлодка «Б-276» и американская «Батон-Руж». 20 марта 1993 года столкнулись российский подводный стратегический ракетный крейсер «К-407» и атомарина США «Грейлинг». Адмирал Игорь Касатонов в своих воспоминаниях «Флот вышел в океан» пишет: «20 подводных столкновений, в большей степени по вине американцев, произошло за последнее время».

Может сложиться впечатление, что в результате подводных столкновений большей частью страдают только наши лодки. Это совсем не так.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
9 апреля
четверг
2020

В этот день:

Первое соединение ПЛ

9 апреля 1906 года в Либаве (ныне Лиепая) был создан учебный отряд подводного плавания.

Первое соединение ПЛ

9 апреля 1906 года в Либаве (ныне Лиепая) был создан учебный отряд подводного плавания.

Отряд сформирован в составе: учебного судна «Хабаровск» и подводных лодок «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось», «Сиг», «Макрель», «Окунь», «Почтовый». На отряд помимо подготовки кадров возлагались задачи научных исследований и освоение вновь построенных лодок. До 1914 г. новые подводные лодки поступали в состав отряда, осваивались, укомплектовывались личным составом и после учебно-боевой подготовки направлялись, на флоты.

Капитуляция Кенигсберга

9 апреля 1945 года - взятие советскими войсками города-крепости Кёнигсберг.

Капитуляция Кенигсберга

9 апреля 1945 года - взятие советскими войсками города-крепости Кёнигсберг.

Комендант Отто Ляш подписал акт о капитуляции гарнизона.

Ядерный центр

9 апреля 1946 года принято постановление Совмина СССР о создании конструкторского бюро КБ-11.

Ядерный центр

9 апреля 1946 года принято постановление Совмина СССР о создании конструкторского бюро КБ-11.

Это центр по разработке советского ядерного оружия, более известный под именем Арзамас-16 и носящий сегодня название Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский Научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ — ВНИИЭФ).

Гибель Евгении Рудневой

9 апреля 1944 года погибла Евгения Максимовна РУДНЕВА, Герой Советского Союза.

Гибель Евгении Рудневой

9 апреля 1944 года погибла Евгения Максимовна РУДНЕВА, Герой Советского Союза.

Она была штурманом 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта. Гвардии старший лейтенант Руднева погибла севернее Керчи вместе с пилотом Панной ПРОКОПЬЕВОЙ во время своего 645-го боевого ночного вылета.

Родился главразведчик

9 апреля 1948 года родился Сергей Николаевич ЛЕБЕДЕВ, директор Службы внешней разведки Российской Федерации (2000—2007)

Герой России Алексей Махотин

9 апреля 1961 года родился Махотин Алексей Николаевич, командир спецназа "Тайфун".

Герой России Алексей Махотин

9 апреля 1961 года родился Махотин Алексей Николаевич, командир спецназа "Тайфун".

В борьбе с бандформированиями на Северном Кавказе отряд под его руководством провел девять спецопераций, уничтожил три базы боевиков, несколько десятков терриристов

Алексей Махотин родился в Воронежской области в семье рабочих. Русский. Трудовую деятельность начал в 15 лет помощником комбайнера в совхозе. Учился на вечернем отделении института и работал сборщиком на Воронежском шинном заводе.

В 1981-1983 годах проходил срочную службу в Советской Армии, в частях Ракетных войск стратегического назначения. После демобилизации пошел работать в органы внутренних дел города Лениграда (Санкт-Петербурга).

В 1983-1988 годах - милиционер роты оперативного реагирования Оперативного полка милиции Главного управления внутренних дел Леноблгорисполкомов; в 1988-1989 годах - милиционер Отряда милиции особого назначения Главного управления внутренних дел. С 1999 года служил в Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации в должности заместителя командира отряда специального назначения по боевой и служебной подготовке "Тайфун", начальника оперативного отдела Управления собственной безопасности. В августе-сентябре 1999 года во главе отряда "Тайфун" воевал в Дагестане против банд Басаева и Хаттаба. В феврале 2000 года прибыл в Чеченскую республику во вторую командировку на вторую чеченскую войну. В период с 11 по 28 февраля 2000 года отряд "Тайфун" действовал в Аргунском ущелье в районе границы с Грузией. Силами отряда уничтожены три базы боевиков, проведено девять спецопераций, уничтожено свыше сорока боевиков, при этом не имея собственных потерь.В одном из боёв, когда отряд "Тайфун" выручал попавшее в засаду мотострелковое подразделение, отважный офицер подполз под огнём к позициям противника и уничтожил гранатами пулемётную точку. В том бою вся засада - двадцать боевиков - была полностью уничтожена.

В марте 2000 года отряд "Тайфун" был направлен в село Комсомольское, где была заблокирована банда Гелаева (свыше одной тысячи боевиков). В бою 6 марта 2000 года Махотин лично уничтожил три огневые точки и пять боевиков; во главе группы из десяти бойцов прикрывал эвакуацию раненых, лично вынес из-под огня тяжелораненого солдата.

В бою 7 марта Алексей Махотин прорвался с группой в село, но был окружен. Он организовал круговую оборону, а затем прорыв к главным силам, при прорыве лично уничтожил двух снайперов врага и подавил одну огневую точку, вынес на себе раненого спецназовца.

В бою 10 марта с группой из 4 бойцов с использованием установки "Змей Горыныч" уничтожил несколько огневых точек боевиков в укреплённых зданиях. Когда осколками был перебит детонирующий шнур - под огнем заложил тротиловые шашки и взорвал ими боезаряд, уничтожив укреплённое здание с двадцатью боевиками. В тот же день во главе группы спецназа Махотин А.Н. обеспечил выход из окружения группы военнослужащих внутренних войск во главе с генерал-майором Фоменко и эвакуацию двух раненых бойцов. В боях за село Комсомольское был контужен, но остался в строю.

Указом Президента Российской Федерации в 2001 году за проявленное мужество в боях и умелое руководство подразделением в борьбе с террористическими формированиями на Северном Кавказе полковнику внутренней службы Махотину Алексею Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда".

http://www.warheroes.ru

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии