RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Витязи неба
5 апреля 2018 г.

Витязи неба

5 апреля 1991 года создана авиационная группа высшего пилотажа "Русские Витязи"
Подводная преисподняя
24 февраля 2016 г.

Подводная преисподняя

24 февраля 1972 года на подводной атомной ракетной подводной лодке К-19 произошла страшная авария
Алтайский самородок Владимир Возовиков
8 декабря 2017 г.

Алтайский самородок Владимир Возовиков

В начале 2017 года Владимиру Степановичу Возовикову исполнилось 80 лет
Татьяна Петрова: царица русской песни
22 сентября 2017 г.

Татьяна Петрова: царица русской песни

Эта поистине народная артистка России отмечает юбилей
Крылья России
12 августа 2014 г.

Крылья России

12 августа — День Военно-Воздушных Сил нашей страны
Главная » Герои нашего времени » Гимн ядерному полигону

Гимн ядерному полигону

17 сентября 1954 года на Новой Земле были начаты работы по испытанию атомного оружия

Отмечаем эту дату публикацией воспоминаний академика РАН В. Н. Михайлова
Гимн ядерному полигону

Не раз мне приходилось делать ночные морские переходы из посёлка Белушья Губа в пролив Маточкин Шар. Моряки — особые люди. Традиции, заложенные ещё Петром Великим, северные военные моряки сохраняют и ныне. Всегда восхищался крутыми скалами и птичьими базарами береговой части островов. А Баренцево Море! Впервые прошёл по нему в декабре 1945 года из Мурманска в порт Петсамо при переезде в город Никель. Тогда был восьмибалльный шторм — поднимающиеся значительно выше палубы глыбы воды производили впечатление гигантского демона на фоне ночного неба, озарённого северным сиянием. Свинцово-синяя гладь Баренцева моря в тихую погоду всё-таки всегда ласкала глаз и как бы говорила, что только сильным людям по плечу преодолеть её пространство. В такие минуты вспоминаешь наших предков, архангелогородских мужиков, которые на самодельных судёнышках проводили своё промысловое лето.

Теперь, в своём московском рабочем кабинете, с тоской в сердце вспоминаю тех, кого вряд ли ещё раз встречу, и особенно тех, кого уже никогда не увижу. Это были прекрасные товарищи.

Штольня на Новой Земле! Вход в неё всегда напоминал о вечной мерзлоте — удивительно белые кристаллы воды и снега на слое грунта, казалось, ведут в царство вечности. Сколько же пришлось протопать по шпалам этих горизонтальных выработок в горах по берегам пролива Маточкин Шар, в конце которых устанавливались ядерные устройства, а вдоль всей штольни — диагностические приборы. Это многие сотни километров! Вы знаете, что такое абсолютно чёрное пространство? Я ощутил это, когда в глубине штольни вдруг отключалось освещение, тогда просто садился на рельсы и видел только огонек своей сигареты.

Здесь мне довелось познакомиться с удивительно сильными и приветливыми горняками из города Жёлтые Воды, что на Украине. Труд горнопроходчиков, особенно на работах по забивке штольни, после установки всех ядерных диагностических устройств, для локализации продуктов ядерного взрыва в утробе горы, — это труд, за который всегда буду снимать шляпу и кланяться до земли этим людям. А ведь это работа в условиях суровой Арктики!

...Никогда не забуду такой случай. Как обычно, мы готовили подземный ядерный взрыв. Шёл 1981 год. Радиационная обстановка после взрыва была нормальной, и мы сняли все диагностические результаты регистрации процессов развития и протекания взрыва. После анализа обнаружили, что около половины данных информации нет. Вот это сюрприз! Чрезвычайное происшествие, так как обычно потери составляли мизерное количество. При анализе ситуации мой коллега-теоретик и товарищ спросил, а не мог ли кто топором разрубить кабели информационной системы, идущие из штольни к регистраторам, находящимся в трейлере на расстоянии сотни метров от входа в штольню. Я ответил, что сам лично делал последний осмотр и прошёл по металлическим коробам, в которые укладываются обычно кабели от штольни к трейлерам. После этого последним покинул площадку с трейлерами. Всё было в порядке.

Но до чего же прозорлив мозг теоретика! После тщательного рассмотрения результатов измерений всех групп мы вышли на „партизан“. Оказывается, „подземные“ моряки, так мы в шутку называли личный состав Военно-Морского Флота полигона, всегда работающий вместе с нами, в этом опыте в целях отработки методики локализации продуктов взрыва самостоятельно установили сотни дымовых морских шашек-бидонов между двумя бетонными гермостенками в штольне для создания дымом от них противодавления вытекающему потоку радиоактивных продуктов взрыва. Да вот промашка вышла, поджог шашек провели по дистанционной команде раньше времени. И вытекающий горячий дымовой газ от шашек стал плавить наши кабели ещё до взрыва. Потом мы проверили это на микроэксперименте только с одной шашкой, и всё подтвердилось.

А ведь все мы сотни раз ходили мимо запретных деревянных дверей в штольне, где в дополнительных выработках были установлены сотни дымовых шашек. Я не обращал на эти двери никакого внимания, обычно так обустраивали горняки свои склады или бытовки с оборудованием. Как надо внимательно и осторожно относиться ко всему в штольне, здесь нет мелочей.
И каждый раз в короткие минуты отдыха, закрыв глаза, перебирал в голове все этапы и диагностические схемы, включая забивочный комплекс работ и данные геологических исследований состояния горного массива, — думал, всё ли правильно сделано, всё ли проверено. И только после этого спокойно, накоротко засыпал.

...Подземный ядерный взрыв: стоя на командном пункте в нескольких километрах от горы, вы сначала видите, как сделала вздох гора, а потом — будто с берега прыгнули в лодку, где твёрдое дно, а вас плавно качает. Как бывалый теоретик-испытатель, а это не сразу приходит, уже по этим признакам понимал, что сегодня разум человека проник ещё в одну тайну природы. Были и неудачи — когда природа-мать не хотела делиться своими тайнами и не прощала ошибок человеку.

Вообще говоря, физика — наука экспериментальная. Это мостик между двумя экспериментами. И не всегда, и не каждому удавалось построить красивый мост, по которому от одного эксперимента можно было твёрдо пройти к другому, в глубь неиссякаемых тайн природы. Редко, но бывало, когда гора после вздоха выдохнет вдоль штольни грозное облако смертельной радиации. И вот на этот случай правильно выбранная синоптическая ситуация должна обеспечить безопасность персонала на командном пункте и жителей островов, удалённых на сотни километров от места взрыва. В любом случае бригада по снятию диагностической информации о процессах ядерного взрыва должна вернуться к месту испытания в аппаратурные диагностические трейлеры. Иногда это можно было сделать спустя сутки после взрыва, но, как правило, через несколько часов, и всегда, когда радиационная обстановка в районе установки трейлеров была нормальной.

Однажды после такого исхода испытания я задержался на командном пункте, где вместе с руководителями службы радиационного контроля отслеживал растекание радиационного потока по местности. Обычно движение происходит в приземном слое по водостоку с гор, вдоль рек и долин. Медленно радиация продвигалась к командному пункту. Дозиметры, установленные в тундре, чётко отслеживали этот фронт движения. На командном пункте почувствовали запах сероводорода — это под действием взрыва разлагаются кристаллы пирита, а их здесь в породе великое множество. Мы втроём вышли из трейлера. Командный пункт был пуст, а до этого здесь находились несколько сотен человек. Вдали увидели полевой автобус, который на большой скорости мчался по дороге к причалу, где нас ожидал сторожевой корабль.

К сожалению, в такой ситуации командование и персонал полигона оказались не на высоте. Забыв про нас, бросив всё, включая личные вещи, на вертолётной площадке, в панике они кинулись убегать, кто к вертолётам, кто к пирсу, где стоял сторожевой военный корабль, хотя уровень радиации на КП был ещё достаточно низок для профессиональных работников. Мы подошли к своему джипу (ГАЗ-69) и тронулись тоже к причалу. И здесь я увидел, как к нам бегут щенята с собакой, которые жили под домиком на КП. Мохнатые и милые малыши, а впереди них мама. На севере живут прекрасные собаки, они беззаветно любят людей и вместе с ними приходят на новое место и вместе уходят. Собаки очень чувствуют необычную ситуацию. Вообще о новоземельских собаках, особенно с ядерного полигона, этих верных спутниках нашей кочевой жизни, можно написать много замечательных слов. Мы остановились, и вся лохматая семья моментально оказалась у меня в ногах. Их преданные глаза смотрели на меня с любовью. Вот это любовь!

...Особенно запомнилась наиболее сложная и трудная подготовка подземного ядерного испытания в чреве горы Чёрная, названной так по её тёмно-синему цвету даже в ясную солнечную погоду. Гора находится выше по реке Шумилихе, в десяти километрах от посёлка Северный. Геологи говорили, что грунт этой горы составляет мёрзлый глинозём с большим количеством кристаллов пирита. Устье штольни выходило к реке Шумилихе, что несёт свои воды от ледников гор в пролив Маточкин Шар. Обычно спокойная и сравнительно мелкая, так что можно пересечь её на газике-джипе, после обильных дождей, когда идёт интенсивное таяние ледников, она неузнаваемо меняет свой нрав. Бурный поток в несколько метров глубиной с рёвом и брызгами всё сносит на своём пути, и нет силы, способной преодолеть её 100-200-метровую ширину. В это время Шумилиха всегда доставляла нам много хлопот: то порвёт трассу кабелей, проложенных от штольни к командному пункту, то полностью заблокирует доставку бетона, срывая график забивочных работ в штольне перед опытом. Только потом, в конце концов, были построены мосты и укреплена дорога вдоль реки, но это было уже в середине восьмидесятых годов. Пока же были одни трудности.

Однажды мы с Колей Логуновым возвращались в посёлок уже после спада бурливого потока в Шумилихе и, несмотря на знание места переправы, попали в глубокую яму на дне реки, так что нам пришлось взобраться на брезентовый тент кузова газика. Бурный поток ледяной воды вымыл на дне такую яму, что из воды торчала только крыша газика, на которой мы и обосновались, с тревогой посматривая по сторонам. В такое время машины редко ездили по этому маршруту, и нас не на шутку охватило беспокойство. Поток подмывал наш газик, и он стал медленно давать крен. До пролива от нас было совсем близко и купание в ледяной воде, да ещё при таком течении, ничего хорошего нам не сулило. И на этот раз судьба преподнесла нам подарок: вскоре нас заметил шофёр проезжавшего невдалеке КрАЗа — мощного грузовика с тремя ведущими осями колес, которому и море было по колено.

Но это было не последнее испытание на этом опыте. Название своё гора оправдала и дальше. Во время подготовки эксперимента вертолёт, который обычно облетал гору и если позволял профиль вершины, то там и садился (для установки датчиков регистрации начала возможного выхода радиоактивных газов с поверхности горы), при посадке на неё в этот раз рухнул метров с двадцати в ложбину на плоской вершине. Лётчики потом объяснили, что на высоте вершины горы они обнаружили сильное течение воздуха вдоль её поверхности, но для подъёма было уже поздно. К счастью, всё обошлось ушибами, и многие из нас наблюдали, как вертолётчики с трудом спускались с шестисотметровой высоты. Падение вертолёта не было видно, и мы все были удивлены, приняв спускавшихся с отвесных скал людей за туристов, и только когда они, окровавленные, подошли к нам, мы осознали всю трагедию, разыгравшуюся там на высоте. Я отдал лётчикам свой газик, и он отвёз их в посёлок. Долго мы стояли у устья штольни и смотрели вверх: что ещё преподнесёт нам Чёрная?

Подготовка к эксперименту проходила своим порядком. После долгих анализов мы решили установить трейлеры с регистрирующей аппаратурой на расстоянии около полутора километров от устья штольни. Это было нетрадиционное решение, обычно аппаратурные трейлеры устанавливались на расстоянии сотни метров от входа в штольню. Но уж очень отвесный был склон горы у устья этой штольни. Трейлеры переправили через долину, где весной и после дождя протекала безымянная речка-ручеёк, и разместили на склоне противоположного горного массива. Пришлось удлинить кабельные трассы для передачи сигналов от датчиков, установленных в штольне, к регистрирующей аппаратуре, а это всё затраты, и немалые, но безопасность результатов регистрации очень важна — уж что-то тревожное было в этой отвесной скале у устья штольни.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
25 апреля
среда
2018

В этот день:

Генерал-фельдмаршал Борис Шереметев

25 апреля 1652 года родился Борис Петрович Шереметев (умер в 1719), русский военный деятель и дипломат, генерал-фельдмаршал, граф, сподвижник Петра I.

Генерал-фельдмаршал Борис Шереметев

25 апреля 1652 года родился Борис Петрович Шереметев (умер в 1719), русский военный деятель и дипломат, генерал-фельдмаршал, граф, сподвижник Петра I.

В Азовских походах Шереметев (1695-1696) командовал армией, действовавшей на Днепре. В 1697-1699 годах он ездил с дипломатической миссией в Европу, посетил Польшу, Австрию, Италию и остров Мальту. Современники-иностранцы называли Шереметева “самым вежливым и наиболее культурным человеком в стране” и даже “украшением России”.

Во время Северной войны (1700 — 1721) Шереметев под Нарвой командовал конницей, которая успешно действовала против крымцев, затем уже в звании генерал-фельдмаршала возглавил русские войска в Прибалтике, где одержал важные победы при Эрестфере (1701), Гуммельсгофе (1702), взял Копорье (1703) и Дерпт (1704).

В Полтавском сражении (1709) Шереметев командовал всей пехотой русской армии, в 1710 руководил блокадой Риги. В 1712-14 Шереметев командовал наблюдательной армией против Турции, в 1715-17 — корпусом в Померании и Мекленбурге.

По указу Петра I Шереметев составил “Уложение или право воинского поведения генералов, средних и меньших чинов и рядовых солдат” — один из первых воинских уставов регулярной русской армии XVIII в.

 

Память о Георгиевских кавалерах

25 апреля 1849 года Русский император Николай I повелел написать имена всех кавалеров ордена Георгия на памятных досках Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца.

Память о Георгиевских кавалерах

25 апреля 1849 года Русский император Николай I повелел написать имена всех кавалеров ордена Георгия на памятных досках Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца.

Это самый большой парадный зал во всем дворце: длина 61 метр, ширина 20,5 метра, высота 17,5 метра. Здесь расположены мраморные доски, на которых высечены названия 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 тысяч фамилий офицеров и генералов, удостоенных звания Георгиевских кавалеров. Их перечень оканчивается на героях русско-японской войны.

Недавно спикер Госдумы, председатель Российского исторического общества (РИО) Сергей Нарышкин предложил внести на памятные доски в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца имена Георгиевских кавалеров Первой мировой войны.

Первая советская малолитражка

25 апреля 1940 года на московском автозаводе им. КИМа собран первый опытный советский малолитражный автомобиль «КИМ-10».

Первая советская малолитражка

25 апреля 1940 года на московском автозаводе им. КИМа собран первый опытный советский малолитражный автомобиль «КИМ-10».

 КИМ — коммунистический интернационал молодежи, предшественник комсомола.

Технические характеристики «КИМ-10»: длина: 3960мм, ширина: 1480мм, высота: 1650мм, база: 2385мм, дорожный просвет: 210мм, колея: 1145мм, радиус поворота: 6,3 м.

Двигатель: 30л.с./4000об/мин, 1172 куб. см. Коробка передач: 3 скорости. Вес без нагрузки: 840кг. Максимальная скорость: 90 км/ч, расход топлива: 9 л/100км

Проект кузова «КИМ-10» был создан горьковским художником-конструктором В. Бородским. По его модели в США разработали чертежи кузова и изготовили штампы. В 1940 году завод начал производство этой модели. Параллельно разработаны модификации КИМ-10-51 кабриолет и КИМ-10-52 — четырёхдверный седан. КИМ-10 должен был стать первым по-настоящему «народным» советским автомобилем, однако воплощению в жизнь этого плана помешала Великая Отечественная война — с её началом выпуск КИМов был свёрнут, а завод переориентирован на военную продукцию.

Встреча на Эльбе

25 апреля 1945 года недалеко от города Торгау на Эльбе войска 1-го Украинского фронта встретились с войсками 1-й армии США.

Встреча на Эльбе

25 апреля 1945 года недалеко от города Торгау на Эльбе войска 1-го Украинского фронта встретились с войсками 1-й армии США.

В результате - остатки вооружённых сил Германии были расколоты на две части — северную и южную. На германо-советском фронте фашисты имели в два раза больше личного состава, танков, самолетов, орудий и минометов, чем на англо-американском направлении. К тому же против наших «союзников» они выставили наименее боеспособные части.

 

Маршал Буденный

25 апреля 1883 года родился Семен Михайлович БУДЁННЫЙ, (умер 17.10.1973), легендарный командарм 1-й Конной, Маршал и трижды Герой Советского Союза.

Маршал Буденный

25 апреля 1883 года родился Семен Михайлович БУДЁННЫЙ, (умер 17.10.1973), легендарный командарм 1-й Конной, Маршал и трижды Герой Советского Союза.

До революции Буденный закончил Петербургскую школу наездников, дослужился до унтер-офицерского чина. Но его звездный час пришелся на годы гражданской войны, когда Буденный возглавил красную конницу и нанес не одно поражение белым генералам.

В 1935 году он стал одним из первых советских маршалов, а геройские звания получил благодаря своему удивительному долголетию уже на склоне лет в память былых заслуг. Он прекрасно соответствовал образу лихого рубаки, был любим вождями и простым народом.

Отойдя от военных дел, Буденный занялся коневодством: написал 70 работ по коневодству и возглавил редактирование фундаментального пятитомного труда «История лошади».

 

Пограничник Карацупа

25 апреля 1911 года родился Никита Федорович КАРАЦУПА, пограничник, Герой Советского Союза, задержавший 467 нарушителей границы.

Герой России Сергей Соколов

25 апреля 1984 года совершил свой подвиг в Афганистане командир звена истребителей-бомбардировщиков Су-17 Сергей Соколов.

Герой России Сергей Соколов

25 апреля 1984 года совершил свой подвиг в Афганистане командир звена истребителей-бомбардировщиков Су-17 Сергей Соколов.

В ходе Панджшерской операции при выполнении задачи по уничтожению средств ПВО противника самолет Соколова был сбит зенитной ракетой "стингер". Летчик, приземлившись на парашюте, в течение часа вел бой с окружившими его боевиками. Уничтожив до 20 моджахетов, чудом вырвался из окружения. Подробно смотри:

http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/april/vtoroe-rozhdenie-istrebitelya-sokolova

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии