RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Николай Пеньков: любовь и мечта
21 декабря 2017 г.

Николай Пеньков: любовь и мечта

21 декабря 2009 года ушел из жизни народный артист России Николай Васильевич Пеньков
Подлость и героизм на Дубровке
22 октября 2013 г.

Подлость и героизм на Дубровке

23 октября 2002 года вооруженными до зубов чеченскими террористами были захвачены 912 заложников (в том числе 100 детей) в Театральном центре на Дубровке
Американский террор
13 января 2014 г.

Американский террор

Главная опасность 2014 года — кровожадная политика Соединенных Штатов
Самолет имени Героя России Николая Скрыпника
17 августа 2013 г.

Самолет имени Героя России Николая Скрыпника

17 августа 2013 года в Ростове-на-Дону состоялась церемония присвоения военно-транспортному «Ан-26» имени боевого генерала
Великий  Глушко
2 сентября 2016 г.

Великий Глушко

2 сентября 1908 года родился конструктор, чи двигатели до сих пор поднимают в космос наши ракеты.
Главная » Герои нашего времени » Актер-герой Олег Борисов

Актер-герой Олег Борисов

28 апреля 2014 года - 20 лет со дня смерти этого поистине народного артиста СССР

Он был бескомпромиссен, смел, самоотвержен, решителен, честен — и на сцене, и в жизни
Актер-герой Олег Борисов

Олег Иванович Борисов (настоящее имя - Альберт) родился в Приволжске Ивановской области. После Школы-студи при МХАТе - актёр Киевского русского драматического театра им. Леси Украинки. С 1964 – работает в ленинградском ГАБДТ им. М. Горького. В 1983 году переезжает в Москву. Трудится во МХАТе и непродолжительное время в ЦАТСА. С 1991 года - руководитель театра «Антреприза Олега Борисова». Актёр и режиссер-постановщик единственного фильма (совм. с А. Войтецким) «Стежки-дорожки». Лауреат Государственной премии СССР за театральные работы. Лауреат премии РСФСР им. Братьев Васильевых за фильм «Остановился поезд». Народный артист СССР.

*

Ни дня не служивший в армии главный режиссёр БДТ Георгий Товстоногов очень любил людей военных. К автору сих строк вообще относился по-отечески. И когда-нибудь я об этом непременно расскажу в цветах и красках. Пока же остановлюсь на том, что благодаря активному содействию Георгия Александровича, я взял интервью для «Красной звезды» у нескольких ведущих актёров его театра: Кирилла Лаврова, Владислава Стржельчика, Евгения Лебедева, Валерия Ивченко и других. Дошла очередь до Олега Борисова, которого я на ту пору искренне полагал лучшим неврастеником Советского Союза. А он в полном соответствии со своим амплуа, взял и отказался со мной даже беседовать. Сказать, что я опешил – ничего не сказать. Потому как в БДТ Товстоногов был не просто главным режиссёром, а царём, Богом и воинским начальником в одной ипостаси. И чтобы кто-то из артистов, вверенного ему подразделения где-то в чём-то его ослушался, – да такого не случалось никогда. У меня, обиженного до глубины души (специально ведь из Москвы приехал!), хватило, однако, ума не пожаловаться главрежу. Зато поплакался в жилетку Дине Шварц – завлиту театра и его же легенде. О ней Товстоногов как-то заметил: «Я не взялся бы описать идеального завлита. Я бы просто сослался на Д.М.Шварц. Свои спектакли я могу ставить и без её помощи. Но мне невозможно представить себе, как без её участия я мог бы строить свой театр».

Вот у Дины Борисовны я и поинтересовался: почему Борисов так некрасиво со мной поступил? А надо вам заметить, читатель, что в БДТ курили очень многие актёры. Если не большинство. Но первое и второе мест стабильно делили между собой Товстоногов и Шварц. Они, когда были чем-то серьёзно увлечены, смолили беспрерывно, прикуривая следующую сигарету от предыдущей.

- Да вы здесь, как бы и с боку припёка,- Шварц достала из сумочки нераспечатанную пачку сигарет.- Только история эта длинная. Но если у вас есть время и желание слушать,- расскажу.

Так я впервые, через воспоминания и размышления Дины Шварц прикоснулся к непростой, нервической биографии большого русского актёра. А, пожалуй, что и великого. И всё, что вы, читатель, в дальнейшем узнаете о восемнадцати годах, проведённых Борисовым в БДТ – это расшифровка и осмысление записей из моего журналистского блокнота, сделанных летом 1982 года в беседе с завлитом. Благо, Дина Борисовна знала об актёрах своего театра, порой, даже больше, чем они сами о себе…

Альберта в роддоме перепутали. Натурально. Выдали матери при выписке девочку. Надежда Андреевна лишь дома обнаружила подмену. В дикой истерике потом ползала перед обслугой, выпрашивая своего сына. И второй раз нарекла его Аликом. Став уже известным стране актёром, Олег Иванович однажды с болью признался: «На всём моём поколении лежит невидимая печать: при родах перепутали».

Детство Борисов провёл в Карабихе, где отец был директором техникума. А в нескольких километрах от их дома располагалось имение великого русского поэта Н.А.Некрасова. Многие годы спустя Олег познакомился в Киеве и крепко сдружился с другим Некрасовым – Виктором Платоновичем,- автором бесподобного романа «В окопах Сталинграда». Всю жизнь затем мистически полагал, что некие Высшие Силы неспроста разместили его в координатах между двумя Нерасовыми. И, наверное, был в чём-то прав. Во всяком случае, бесспорно то, что глубокая, философская книга Борисова «Отзвучье земного», вышедшая много лет после его смерти, могла появиться лишь при активном воздействии Виктора Некрасова. Чего сам автор, к его чести, никогда не отрицал.

В школе Олег учился весьма посредственно. Относительно точных наук был туп предельно. Поэтому поступил в Институт востоковедения. Но уже на втором курсе случайно набрёл на книгу Станиславского о его великом методе перевоплощения и сразу, безоговорочно понял: это написано специально для него. Поступил в Школу-студию МХАТа. Его сразу заметил мастодонт Тарханов, но посетовал: «Жаль, что ты – комик». Долгие годы потом Олег Иванович сознательно вытравливал в себе комедийное. Однако жизнь заставляла его играть сарказм, иронию гиньоль, извиняюсь,- ужастики. А шутить зло и смешно, о, ещё как умел! В БДТ судачили, что языком Борисова можно при желании побриться. И, кстати, в «Отзвучьях земного» мы находим великое множество подтверждений этого утверждения. Да и, положа руку на сердце, откровенно признаемся себе: лучшая роль Борисова в кино – всё-таки Свирид Петрович Голохвостый. И вообще это – лучшая историческая и бытовая комедия за все годы советской власти.

Как одного из самых способных выпускников Школы, Борисова обещали оставить во МХАТе. Только взяли в итоге сына педагога, который, говорили, был на дружеской ноге с самим Лазарем Кагановичем. А Олега распределили в Киевский русский драматический театр имени Леси Украинки. На той благодатной сцене актёр с блеском сыграл отставного солдата Коня из «Врагов» Горького, слугу Порфирия из «Мёртвых душ» в инсценировке Булгакова, матроса Шарыгина из «Хождения по мукам» Толстого, слуг близнецов Дромио из «Комедии ошибок» Шекспира, Аркадия Счастливцева из «Леса» Островского, Белардо из «Учителя танцев» Лопе де Веги. И ещё - полтора десятка других крупных ролей отечественной и зарубежной драматургии. В Киеве на Борисова ходили точно так же, как на Лемешева в Большом.

Первая его киноработа случилась в фильме Марка Донского «Мать». Лишь через пять лет, в 1961 году, актёр исполнил ту самую главную роль плута Голохвостого. А дальше его "рефлектирующий талант" использовался кинематографом по большей части в ролях сомневающихся интеллигентов и трагических героев. Умел Олег Иванович закладывать в свои персонажи какой-то потаенный бунт, противопоставление собственной личности окружающему миру, которому сам по жизни чаще всего тоже не хотел подчиняться. Такой дерзкий подход существенно укрупнял характеры там, где советская драматургия, пугающаяся как чёрт ладана серьёзного конфликта, предлагала усредненный или шаблонный варианты. Борисов всегда был готов к борьбе как на съёмочной площадке, так и на театральных подмостках. Практически любой из его даже бытовых персонажей выплёскивал сумасшедшее внутреннее напряжение и огромный запас энергетики. С такой невероятной самоотдачей умел работать разве что только Иннокентий Смоктуновский. Достаточно вспомнить картину «Балтийское небо» и Борисова в роли лётчика Татаренко. Это экранизация довольно посредственного романа Н.Чуковского. Однако актёр сумел придать своему герою такие дерзновенные масштабы, которых и под лупой не обнаружишь в первооснове. Или взять гораздо позднюю его работу в фильме «Крах инженера Гарина» по роману Алексея Толстого. Ведь изначальный сценарий – самодеятельная и неуклюжая работа для младшего школьного возраста. Да и режиссёр был явно заточен на западный блокбастер. Меж тем исполнение главной роли Борисовым подняло картину на весьма приличную высоту, придав ей некий глубинный философский смысл: гениальный безумец инженер Гарин готов уничтожить земной шар во имя гиперболизированной в его сознании идеи власти. Даже скептики и недоброжелатели вынуждены были признать: блестящая работа настоящего артиста.

Товстоногову о талантливом Борисове говорили многие. Да и сам Георгий Александрович неровно дышал к артистам украинской театральной школы. В разное время он переманил к себе таких исполнителей с берегов Сивого Днепра, как Валерий Ивченко, Алексей Дикий, Дмитрий Голубинский, Григорий Гай, Михаил Волков, Павел Луспекаев, Кирилл Лавров. Весной 1964 года главреж БДТ, прихватив завлита, поехал в Киев. Увидел Борисова в роли своего тёзки Савина из спектакля В.Розова «В поисках радости». Смотрел, похрюкивая по своему обыкновению от удовольствия, и после окончания спектакля сказал Д.Шварц: «Будем брать всенепременно. Это, конечно, ещё не Кеша Смоктуновский, но мы его отшлифуем как следует, и он ни в чём не уступит «нашему гению».

Слов на ветер Товстоногов никогда не бросал. Как сказал, так и сделал. Несколько лет он возился с актёром Борисовым, как с писаной торбой. В спектакли М.Горького «Варвары» и «Мещане», в «Карьеру Артура Уи» Брехта, в «Идиота» Достоевского он с ходу ввёл Олега Ивановича. Причем, сделал это легко и непринуждённо. Как будто специально когда-то готовил роли именно для этого конкретного актёра из Хохландии. А дальше пошли премьеры одна за другой. Борисов играл в театре всё или почти всё. В том смысле, что на него несколько лет (да чуть ли не добрый десяток!) такое понятие, как амплуа практически не распространялось. У великого главрежа наблюдалась примечательная слабость: зацеловывать «объект» до потери сознания. А потом к нему охлаждаться. (В примере с Татьяной Дорониной у него вообще дело дошло чуть ли не к женитьбе!). Другими словами, пока Товстоногов был «влюблён в новичка», он нещадно выжимал гигантским прессом своих профессиональных возможностей всё, чем весьма щедро природа наградила артиста. У Борисова, в самом деле, человеческого и артистического обаяния было хоть отбавляй. А вот чисто советское обаяние просматривалось слабо. И он этого, скорее всего, не понимал. Иначе бы не обиделся, когда Георгий Александрович не назначил его следователем Шамановым из вампиловской пьесы «Прошлым летом в Чулимске». Да, то была роль, которую лучше Борисова, никто в театре сыграть не мог по определению. Но её получил Кирилл Лавров, артист в высшей степени положительный с номенклатурной точки зрения. Просто потому, что с Борисовым пьесу никогда бы не пропусти идеологические цензоры. Гениальный конформист Товстоногов знал это определённо. Борисов, судя по всему, даже не догадывался.

«Каких-то вещей,- сожалела Дина Морисовна,- Олежка действительно не постигал или не хотел в них вникать, что разнится незначительно. Как-то приходит ко мне и говорит: «Гога (театральное прозвище главного режиссёра – М.З.) вчера меня предупредил: нельзя вам всем назло играть так хорошо». Что, по-вашему, он имел в виду?» Ну, как мне было ему растолковать: имелось в виду ровно то, что сказано. Ведь в Борисове со временем действительно стали проявляться изощрённый язвительный ум, желчный сарказм и, допускаю, что неосознанное, такое понятное актерское желание - быть пупом вселенной. Но кому же неизвестно, что в нашем театре гениев на единицу сценической площади не просто переизбыток – изобилие, нигде больше в Советском Союзе не встречающееся. И всё это благодаря исключительно Товстоногову. И только он один, единственный, может управлять ансамблем БДТ, состоящим из одних первых скрипок».

Так между Товстоноговым и Борисовым пробежал маленький, пушистый, чёрный котёнок. Который, увы, со временем вырос в большую кошку. И хотя Георгий Александрович периодически «выдёргивал» Олега Ивановича на серьёзные роли (чего стоит хотя бы Григорий Мелехов из «Тихого Дона» М.Шолохова), и даже «пробил» ему «народного СССР», всё равно прежнего взаимопонимания между ними уже не наблюдалось. А потом случилось событие и вовсе из ряда вон выходящее.

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

Татьяна П. 28.04.2014 в 19:20 # Ответить
Как хорошо... Странно: мне ведь не суждено было стать театралкой. Ходила только в пермские театры и всегда, затаив дыхание, попадала в особый мир. А Наденьку Павлову и на сцене , и на улице пятнадцатилетней девочкой видела. И только один ра была в МХАТе...
А сегодня снова приблизилась к этому миру. Столько откровений...
Конечно, я знаю и помню этого талантливого и серьёзного актёра. Чувствуется скрупулёзная, точнейшая работа автора над созданием в очерке образа Олега Ивановича. И, наверное, вот это право - пожизненно накапливать, трудиться и писать - всегда помогает ему.
Происходит знакомство читателя с тем, чего знать не могли, знакомство с жизнью актёра от рождения до последних его мыслей на земле.
Воспринимаешь очерк как откровение, а значит - подарок.
Особенно дорого - прикоснуться к потаённому - мыслям, размышлениям Олега Ивановича. Благодарна Михаилу Захарчуку за то новое. что узнала, за откровения и бережное, трепетное тношение к соим героям.
Наталья Г. 28.04.2014 в 22:26 # Ответить
Жизнь, как река. Быстро течет.Главное без остановок. Последняя остановка, чаще всего неожиданная, ни для себя и конечно для окружающих. Очень жаль, что мы перестали прислушиваться к своим родословным корням и все растеряли. А жизнь видимо не прощает таких ошибок и берет свое. Может и наказывает за погрешности. Мне очень нравились все выше перечисленные фильмы. Они поставлены от души и не вскользь. А духовно сильно, где были разумно, продумано приглашены артисты с большой буквы. Георгий Товстоногов режиссер с большой буквы. Он просто наперед видимо считывал визуально и своим умом человека. И видимо видил на перед, что будет представлять тот или иной артист. ВОТ И ОЧЕНЬ хорошо, что Борисов был одним из тех, что своим трудом, потом( это и без нормального отдыха и сна. Это и разлуки от семьи. Но результат -ошеломляющий- это НАША ЛЮБОВЬ к созданным фильмам в его исполнении. Да, действительно Артист с большой буквы.В памяти нашей остались нежные, хорошие, смешные с улыбкой глаза. Я благодарна тебе Михаил, за приглашение на страничку. Нельзя забывать нашей истории в любом жанре. Тем более таких артистов, как Борисова Олега Ивановича.Мне кажется, что такие люди споют свою песнь на НЕБЕСАХ.
Виктория Николаевна 28.04.2014 в 23:42 # Ответить
Здравствуйте. Благодарим издательство и интернет-ресурс за возможность читать интересные статьи. К сожалению, не всегда хватает времени комментировать все работы прекрасного и талантливого автора М.Захарчука, но читаю с большим удовольствием! И пока есть такие публикации, есть желание знакомиться с новыми героями! Браво автору!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 сентебря
среда
2018

В этот день:

Память Архистратига Михаила

19 сентября Православный мир вспоминает Архангела Михаила, которого называют Архистратигом, что означает, глава святого воинства Ангелов и Архангелов.

Память Архистратига Михаила

19 сентября Православный мир вспоминает Архангела Михаила, которого называют Архистратигом, что означает, глава святого воинства Ангелов и Архангелов.

Святой Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых в таких религиях как Христианство, Иудаизм и Ислам. В Православии архангел Михаил именуется Архистратиг (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона.

В Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила Архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.

Праздник создателей русского оружия

19 сентября отмечается День оружейника России - новый профессиональный праздник, который появился в 2010 году, благодаря самому известному оружейнику современности — Михаилу Тимофеевичу Калашникову, создателю легендарного автомата АК-47.

Праздник создателей русского оружия

19 сентября отмечается День оружейника России - новый профессиональный праздник, который появился в 2010 году, благодаря самому известному оружейнику современности — Михаилу Тимофеевичу Калашникову, создателю легендарного автомата АК-47.

История праздника такова. 25 мая 2010 года Владимир Путин (в то время председатель российского правительства) посетил Ижевск, где совершил экскурсию по оборонному предприятию «Ижмаш». Премьер-министр осмотрел цеха, которые на протяжении десятилетий производят оружие, а около стенда с различными модификациями знаменитого автомата пообщался с конструктором Михаилом Калашниковым. Именно во время той беседы Калашников попросил Путина учредить День российского оружейника. «Мы стремимся делать все, чтобы Россия занимала достойное место на рынке вооружений, — сказал конструктор. — Просим вас сделать день, чтобы раз в году мы могли собираться и подводить итоги. Такой своеобразный день оружейников». Премьер-министр обещал, что такой день появится в календаре, тем более, что с подобной просьбой выступил также Союз российских оружейников. В качестве даты праздника выбрали 19 сентября — день, когда православная церковь чтит Архангела Михаила, покровителя небесного воинства. В пользу этого послужило и то, что имя главного небесного воина совпадает с именем главного российского оружейника — Михаила Калашникова. В тот же год был установлен новый профессиональный праздник «в целях признания выдающегося вклада создателей оружия в обеспечение защиты и независимости государства».

 

Дом-музей Циолковского

19 сентября 1935 года умер Константин Эдуардович Циолковский, великой русский учёный, основоположник теоретической космонавтики.

Дом-музей Циолковского

19 сентября 1935 года умер Константин Эдуардович Циолковский, великой русский учёный, основоположник теоретической космонавтики.

Спустя год, 19 сентября 1936 года в доме, где он жил, был открыт музей.

Он находится на въезде в город Калугу недалеко от реки Оки. С этим домом связано 29 лет жизни учёного. Здесь им были написаны десятки важнейших работ по воздухоплаванию, авиации, реактивному движению, космонавтике и другим проблемам.

К. Э. Циолковский приобрёл этот дом весной 1904 года. Тогда дом был одноэтажным и имел одну жилую комнату. Весной 1908 года вследствие сильного наводнения дом серьёзно пострадал. Пришлось делать ремонт. Одновременно был пристроен второй этаж, где разместился рабочий кабинет учёного, и веранда, где была устроена его мастерская.

Работа музея прервалась осенью 1941 года, когда Калуга была оккупирована фашистами. В доме поселились немецкие солдаты. Несмотря на то, что часть наиболее ценных экспонатов сотрудникам музея и родным учёного удалось спасти, огромной утратой было уничтожение многих мемориальных предметов, книг, фотографий. Сразу после освобождения Калуги в музее были начаты ремонтно-восстановительные работы и вскоре посетители снова переступили его порог.

Важным этапом в работе Дома-музея К. Э. Циолковского стал 1957 год. Страна отметила 100-летие со дня рождения учёного. К этому времени научно-технический раздел музея получил от Академии Наук СССР новую экспозицию, подготовленную по инициативе С. П. Королёва. Появились уникальные экспонаты, рассказывающие о претворении в жизнь идей Циолковского.

В 1967 году в Калуге был открыт Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского. Дом-музей стал его мемориальным отделом. Интерьеры дома, надворные постройки, двор и сад были воссозданы такими, какими они были при жизни семьи Циолковских в этом доме.

Юрий Алексеевич Гагарин, посетивший Калугу вскоре после возвращения из полёта в космос, записал в Книге почётных посетителей Дома-музея следующее: «С большим…. удовлетворением и волнением побывал в доме, где жил и творил Константин Эдуардович, счастлив, что мне первому удалось осуществить мечту Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полёт человека в космос».

 

Трижды Герой Алеександр Покрышкин

19 сентября 1944 года советскому воздушному асу Александру Ивановичу Покрышкину в Кремле была вручена третья Золотая Звезда Героя Советского Союза.

Трижды Герой Алеександр Покрышкин

19 сентября 1944 года советскому воздушному асу Александру Ивановичу Покрышкину в Кремле была вручена третья Золотая Звезда Героя Советского Союза.

 Он единственный человек, кто в годы войны стал трижды Героем. Жуков, Кожедуб и другие получили по третьей Звезде  уже после Победы.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии