RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Шоко от Бандеры
27 мая 2014 г.

Шоко от Бандеры

Трюфелевый гвоздь в крышку гроба «Незалежной»
Ракетный приоритет
27 ноября 2013 г.

Ракетный приоритет

Президент России продолжает стимулировать развитие главного российского средства защиты - «баллистической дубины».
Жизнь на службе Родине
25 марта 2016 г.

Жизнь на службе Родине

25 марта 2016 года 90-летний юбилей отмечает полковник инженерных войск в отставке Василий Васильевич Князев.
Трупы без внутренностей
4 июня 2014 г.

Трупы без внутренностей

Некоторые украинские сторонники евроинтеграции окажутся в Европе раньше других, но ... по частям
Введет ли Путин войска?
7 июля 2014 г.

Введет ли Путин войска?

Этот вопрос мучает всех, кто всем сердцем переживает кровавую драму Новороссии
Главная » Герои нашего времени » Актер-герой Олег Борисов

Актер-герой Олег Борисов

28 апреля 2014 года - 20 лет со дня смерти этого поистине народного артиста СССР

Он был бескомпромиссен, смел, самоотвержен, решителен, честен — и на сцене, и в жизни
Актер-герой Олег Борисов

Олег Иванович Борисов (настоящее имя - Альберт) родился в Приволжске Ивановской области. После Школы-студи при МХАТе - актёр Киевского русского драматического театра им. Леси Украинки. С 1964 – работает в ленинградском ГАБДТ им. М. Горького. В 1983 году переезжает в Москву. Трудится во МХАТе и непродолжительное время в ЦАТСА. С 1991 года - руководитель театра «Антреприза Олега Борисова». Актёр и режиссер-постановщик единственного фильма (совм. с А. Войтецким) «Стежки-дорожки». Лауреат Государственной премии СССР за театральные работы. Лауреат премии РСФСР им. Братьев Васильевых за фильм «Остановился поезд». Народный артист СССР.

*

Ни дня не служивший в армии главный режиссёр БДТ Георгий Товстоногов очень любил людей военных. К автору сих строк вообще относился по-отечески. И когда-нибудь я об этом непременно расскажу в цветах и красках. Пока же остановлюсь на том, что благодаря активному содействию Георгия Александровича, я взял интервью для «Красной звезды» у нескольких ведущих актёров его театра: Кирилла Лаврова, Владислава Стржельчика, Евгения Лебедева, Валерия Ивченко и других. Дошла очередь до Олега Борисова, которого я на ту пору искренне полагал лучшим неврастеником Советского Союза. А он в полном соответствии со своим амплуа, взял и отказался со мной даже беседовать. Сказать, что я опешил – ничего не сказать. Потому как в БДТ Товстоногов был не просто главным режиссёром, а царём, Богом и воинским начальником в одной ипостаси. И чтобы кто-то из артистов, вверенного ему подразделения где-то в чём-то его ослушался, – да такого не случалось никогда. У меня, обиженного до глубины души (специально ведь из Москвы приехал!), хватило, однако, ума не пожаловаться главрежу. Зато поплакался в жилетку Дине Шварц – завлиту театра и его же легенде. О ней Товстоногов как-то заметил: «Я не взялся бы описать идеального завлита. Я бы просто сослался на Д.М.Шварц. Свои спектакли я могу ставить и без её помощи. Но мне невозможно представить себе, как без её участия я мог бы строить свой театр».

Вот у Дины Борисовны я и поинтересовался: почему Борисов так некрасиво со мной поступил? А надо вам заметить, читатель, что в БДТ курили очень многие актёры. Если не большинство. Но первое и второе мест стабильно делили между собой Товстоногов и Шварц. Они, когда были чем-то серьёзно увлечены, смолили беспрерывно, прикуривая следующую сигарету от предыдущей.

- Да вы здесь, как бы и с боку припёка,- Шварц достала из сумочки нераспечатанную пачку сигарет.- Только история эта длинная. Но если у вас есть время и желание слушать,- расскажу.

Так я впервые, через воспоминания и размышления Дины Шварц прикоснулся к непростой, нервической биографии большого русского актёра. А, пожалуй, что и великого. И всё, что вы, читатель, в дальнейшем узнаете о восемнадцати годах, проведённых Борисовым в БДТ – это расшифровка и осмысление записей из моего журналистского блокнота, сделанных летом 1982 года в беседе с завлитом. Благо, Дина Борисовна знала об актёрах своего театра, порой, даже больше, чем они сами о себе…

Альберта в роддоме перепутали. Натурально. Выдали матери при выписке девочку. Надежда Андреевна лишь дома обнаружила подмену. В дикой истерике потом ползала перед обслугой, выпрашивая своего сына. И второй раз нарекла его Аликом. Став уже известным стране актёром, Олег Иванович однажды с болью признался: «На всём моём поколении лежит невидимая печать: при родах перепутали».

Детство Борисов провёл в Карабихе, где отец был директором техникума. А в нескольких километрах от их дома располагалось имение великого русского поэта Н.А.Некрасова. Многие годы спустя Олег познакомился в Киеве и крепко сдружился с другим Некрасовым – Виктором Платоновичем,- автором бесподобного романа «В окопах Сталинграда». Всю жизнь затем мистически полагал, что некие Высшие Силы неспроста разместили его в координатах между двумя Нерасовыми. И, наверное, был в чём-то прав. Во всяком случае, бесспорно то, что глубокая, философская книга Борисова «Отзвучье земного», вышедшая много лет после его смерти, могла появиться лишь при активном воздействии Виктора Некрасова. Чего сам автор, к его чести, никогда не отрицал.

В школе Олег учился весьма посредственно. Относительно точных наук был туп предельно. Поэтому поступил в Институт востоковедения. Но уже на втором курсе случайно набрёл на книгу Станиславского о его великом методе перевоплощения и сразу, безоговорочно понял: это написано специально для него. Поступил в Школу-студию МХАТа. Его сразу заметил мастодонт Тарханов, но посетовал: «Жаль, что ты – комик». Долгие годы потом Олег Иванович сознательно вытравливал в себе комедийное. Однако жизнь заставляла его играть сарказм, иронию гиньоль, извиняюсь,- ужастики. А шутить зло и смешно, о, ещё как умел! В БДТ судачили, что языком Борисова можно при желании побриться. И, кстати, в «Отзвучьях земного» мы находим великое множество подтверждений этого утверждения. Да и, положа руку на сердце, откровенно признаемся себе: лучшая роль Борисова в кино – всё-таки Свирид Петрович Голохвостый. И вообще это – лучшая историческая и бытовая комедия за все годы советской власти.

Как одного из самых способных выпускников Школы, Борисова обещали оставить во МХАТе. Только взяли в итоге сына педагога, который, говорили, был на дружеской ноге с самим Лазарем Кагановичем. А Олега распределили в Киевский русский драматический театр имени Леси Украинки. На той благодатной сцене актёр с блеском сыграл отставного солдата Коня из «Врагов» Горького, слугу Порфирия из «Мёртвых душ» в инсценировке Булгакова, матроса Шарыгина из «Хождения по мукам» Толстого, слуг близнецов Дромио из «Комедии ошибок» Шекспира, Аркадия Счастливцева из «Леса» Островского, Белардо из «Учителя танцев» Лопе де Веги. И ещё - полтора десятка других крупных ролей отечественной и зарубежной драматургии. В Киеве на Борисова ходили точно так же, как на Лемешева в Большом.

Первая его киноработа случилась в фильме Марка Донского «Мать». Лишь через пять лет, в 1961 году, актёр исполнил ту самую главную роль плута Голохвостого. А дальше его "рефлектирующий талант" использовался кинематографом по большей части в ролях сомневающихся интеллигентов и трагических героев. Умел Олег Иванович закладывать в свои персонажи какой-то потаенный бунт, противопоставление собственной личности окружающему миру, которому сам по жизни чаще всего тоже не хотел подчиняться. Такой дерзкий подход существенно укрупнял характеры там, где советская драматургия, пугающаяся как чёрт ладана серьёзного конфликта, предлагала усредненный или шаблонный варианты. Борисов всегда был готов к борьбе как на съёмочной площадке, так и на театральных подмостках. Практически любой из его даже бытовых персонажей выплёскивал сумасшедшее внутреннее напряжение и огромный запас энергетики. С такой невероятной самоотдачей умел работать разве что только Иннокентий Смоктуновский. Достаточно вспомнить картину «Балтийское небо» и Борисова в роли лётчика Татаренко. Это экранизация довольно посредственного романа Н.Чуковского. Однако актёр сумел придать своему герою такие дерзновенные масштабы, которых и под лупой не обнаружишь в первооснове. Или взять гораздо позднюю его работу в фильме «Крах инженера Гарина» по роману Алексея Толстого. Ведь изначальный сценарий – самодеятельная и неуклюжая работа для младшего школьного возраста. Да и режиссёр был явно заточен на западный блокбастер. Меж тем исполнение главной роли Борисовым подняло картину на весьма приличную высоту, придав ей некий глубинный философский смысл: гениальный безумец инженер Гарин готов уничтожить земной шар во имя гиперболизированной в его сознании идеи власти. Даже скептики и недоброжелатели вынуждены были признать: блестящая работа настоящего артиста.

Товстоногову о талантливом Борисове говорили многие. Да и сам Георгий Александрович неровно дышал к артистам украинской театральной школы. В разное время он переманил к себе таких исполнителей с берегов Сивого Днепра, как Валерий Ивченко, Алексей Дикий, Дмитрий Голубинский, Григорий Гай, Михаил Волков, Павел Луспекаев, Кирилл Лавров. Весной 1964 года главреж БДТ, прихватив завлита, поехал в Киев. Увидел Борисова в роли своего тёзки Савина из спектакля В.Розова «В поисках радости». Смотрел, похрюкивая по своему обыкновению от удовольствия, и после окончания спектакля сказал Д.Шварц: «Будем брать всенепременно. Это, конечно, ещё не Кеша Смоктуновский, но мы его отшлифуем как следует, и он ни в чём не уступит «нашему гению».

Слов на ветер Товстоногов никогда не бросал. Как сказал, так и сделал. Несколько лет он возился с актёром Борисовым, как с писаной торбой. В спектакли М.Горького «Варвары» и «Мещане», в «Карьеру Артура Уи» Брехта, в «Идиота» Достоевского он с ходу ввёл Олега Ивановича. Причем, сделал это легко и непринуждённо. Как будто специально когда-то готовил роли именно для этого конкретного актёра из Хохландии. А дальше пошли премьеры одна за другой. Борисов играл в театре всё или почти всё. В том смысле, что на него несколько лет (да чуть ли не добрый десяток!) такое понятие, как амплуа практически не распространялось. У великого главрежа наблюдалась примечательная слабость: зацеловывать «объект» до потери сознания. А потом к нему охлаждаться. (В примере с Татьяной Дорониной у него вообще дело дошло чуть ли не к женитьбе!). Другими словами, пока Товстоногов был «влюблён в новичка», он нещадно выжимал гигантским прессом своих профессиональных возможностей всё, чем весьма щедро природа наградила артиста. У Борисова, в самом деле, человеческого и артистического обаяния было хоть отбавляй. А вот чисто советское обаяние просматривалось слабо. И он этого, скорее всего, не понимал. Иначе бы не обиделся, когда Георгий Александрович не назначил его следователем Шамановым из вампиловской пьесы «Прошлым летом в Чулимске». Да, то была роль, которую лучше Борисова, никто в театре сыграть не мог по определению. Но её получил Кирилл Лавров, артист в высшей степени положительный с номенклатурной точки зрения. Просто потому, что с Борисовым пьесу никогда бы не пропусти идеологические цензоры. Гениальный конформист Товстоногов знал это определённо. Борисов, судя по всему, даже не догадывался.

«Каких-то вещей,- сожалела Дина Морисовна,- Олежка действительно не постигал или не хотел в них вникать, что разнится незначительно. Как-то приходит ко мне и говорит: «Гога (театральное прозвище главного режиссёра – М.З.) вчера меня предупредил: нельзя вам всем назло играть так хорошо». Что, по-вашему, он имел в виду?» Ну, как мне было ему растолковать: имелось в виду ровно то, что сказано. Ведь в Борисове со временем действительно стали проявляться изощрённый язвительный ум, желчный сарказм и, допускаю, что неосознанное, такое понятное актерское желание - быть пупом вселенной. Но кому же неизвестно, что в нашем театре гениев на единицу сценической площади не просто переизбыток – изобилие, нигде больше в Советском Союзе не встречающееся. И всё это благодаря исключительно Товстоногову. И только он один, единственный, может управлять ансамблем БДТ, состоящим из одних первых скрипок».

Так между Товстоноговым и Борисовым пробежал маленький, пушистый, чёрный котёнок. Который, увы, со временем вырос в большую кошку. И хотя Георгий Александрович периодически «выдёргивал» Олега Ивановича на серьёзные роли (чего стоит хотя бы Григорий Мелехов из «Тихого Дона» М.Шолохова), и даже «пробил» ему «народного СССР», всё равно прежнего взаимопонимания между ними уже не наблюдалось. А потом случилось событие и вовсе из ряда вон выходящее.

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

Татьяна П. 28.04.2014 в 19:20 # Ответить
Как хорошо... Странно: мне ведь не суждено было стать театралкой. Ходила только в пермские театры и всегда, затаив дыхание, попадала в особый мир. А Наденьку Павлову и на сцене , и на улице пятнадцатилетней девочкой видела. И только один ра была в МХАТе...
А сегодня снова приблизилась к этому миру. Столько откровений...
Конечно, я знаю и помню этого талантливого и серьёзного актёра. Чувствуется скрупулёзная, точнейшая работа автора над созданием в очерке образа Олега Ивановича. И, наверное, вот это право - пожизненно накапливать, трудиться и писать - всегда помогает ему.
Происходит знакомство читателя с тем, чего знать не могли, знакомство с жизнью актёра от рождения до последних его мыслей на земле.
Воспринимаешь очерк как откровение, а значит - подарок.
Особенно дорого - прикоснуться к потаённому - мыслям, размышлениям Олега Ивановича. Благодарна Михаилу Захарчуку за то новое. что узнала, за откровения и бережное, трепетное тношение к соим героям.
Наталья Г. 28.04.2014 в 22:26 # Ответить
Жизнь, как река. Быстро течет.Главное без остановок. Последняя остановка, чаще всего неожиданная, ни для себя и конечно для окружающих. Очень жаль, что мы перестали прислушиваться к своим родословным корням и все растеряли. А жизнь видимо не прощает таких ошибок и берет свое. Может и наказывает за погрешности. Мне очень нравились все выше перечисленные фильмы. Они поставлены от души и не вскользь. А духовно сильно, где были разумно, продумано приглашены артисты с большой буквы. Георгий Товстоногов режиссер с большой буквы. Он просто наперед видимо считывал визуально и своим умом человека. И видимо видил на перед, что будет представлять тот или иной артист. ВОТ И ОЧЕНЬ хорошо, что Борисов был одним из тех, что своим трудом, потом( это и без нормального отдыха и сна. Это и разлуки от семьи. Но результат -ошеломляющий- это НАША ЛЮБОВЬ к созданным фильмам в его исполнении. Да, действительно Артист с большой буквы.В памяти нашей остались нежные, хорошие, смешные с улыбкой глаза. Я благодарна тебе Михаил, за приглашение на страничку. Нельзя забывать нашей истории в любом жанре. Тем более таких артистов, как Борисова Олега Ивановича.Мне кажется, что такие люди споют свою песнь на НЕБЕСАХ.
Виктория Николаевна 28.04.2014 в 23:42 # Ответить
Здравствуйте. Благодарим издательство и интернет-ресурс за возможность читать интересные статьи. К сожалению, не всегда хватает времени комментировать все работы прекрасного и талантливого автора М.Захарчука, но читаю с большим удовольствием! И пока есть такие публикации, есть желание знакомиться с новыми героями! Браво автору!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 июля
пятница
2018

В этот день:

Сражение при Ларге

20 июля 1770 года русские войска под командованием генерала Петра Александровича РУМЯНЦЕВА разгромили турецко-татарскую армию в устье реки Ларга (левый приток реки Прут на территории княжества Молдавия).

Сражение при Ларге

20 июля 1770 года русские войска под командованием генерала Петра Александровича РУМЯНЦЕВА разгромили турецко-татарскую армию в устье реки Ларга (левый приток реки Прут на территории княжества Молдавия).

Произошло это в ходе очередной русско-турецкой войны 1768-1774 годов. 19 июля 1770 года между реками Ларга и Бабикул разведка обнаружила передовые отряды армии крымского хана Каплан-Гирея (65 тыс. татар, 15 тыс. турок, при 33 орудиях). 20 июля рано утром русские атаковали вдвое превосходившего по численности противника. С фронта в бой вступил корпус генерал-поручика П.Г. Племянникова. Другие русские корпуса переправились через Ларгу и нанесли удар по татарским флангам. Румянцев построил свои войска в дивизионные и полковые пехотные каре и между ними расположил артиллерию, огонь которой стал решающим. Русские сразу же потеснили противника и к полудню сражение окончилось нашей победой. Потеряв более 1000 человек убитыми и до 2000 человек пленными, а также всю артиллерию и обоз, крымский хан отошел на соединение с главной турецкой армией. Русские войска в этом сражении потеряли около 100 человек убитыми и ранеными. За победу при Ларге Румянцев был награжден орденом святого Георгия высшей, 1-й степени. Он стал первым кавалером высшей степени Военного ордена Российской империи.

Памяти командира крейсера «Варяг»

20 июля 1913 года умер Всеволод Фёдорович РУДНЕВ (р. 1855), герой русско-японской войны, контр-адмирал (1905) Российского Императорского Флота, командир знаменитого крейсера «Варяг», под его командованием принявшего неравный бой у Чемульпо.

Памяти командира крейсера «Варяг»

20 июля 1913 года умер Всеволод Фёдорович РУДНЕВ (р. 1855), герой русско-японской войны, контр-адмирал (1905) Российского Императорского Флота, командир знаменитого крейсера «Варяг», под его командованием принявшего неравный бой у Чемульпо.

9 февраля 1904 года японцы блокировали порт Чемульпо, где находился крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Коерец», а также корабли «союзников» России - Англии и Франции. Командир «Варяга» решил прорываться в открытое море. На выходе из Чемульпо произошел героический бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой, состоявшей из 14 боевых единиц. Командир крейсера капитан первого ранга Всеволод Федорович РУДНЕВ умело руководил сражением, в результате был потоплен японский миноносец и повреждены два крейсера. Но на нашем корабле начался пожар. 37 человек экипажа погибли, 91 человек был ранен, включая командира корабля. Не допуская и мысли о сдаче врагу, Руднев принял решение взорвать «Кореец» и затопить крейсер (его взрыв мог повредить стоящие на рейде корабли «союзников», которые трусливо наблюдали за ходом боя, не вмешиваясь в него). Раненный в голову и контуженный Руднев последним покинул борт корабля.

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Офицеры и матросы были награждены Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев был награждён орденом св. Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» (ещё только строившегося в Петербурге). В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). 7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

Рекорд АНТ-25

20 июля 1936 года - начало беспосадочного перелета протяжённостью более 9 тыс.км экипажа АНТ-25 в составе В. П. ЧКАЛОВА, Г. Ф. БАЙДУКОВА и А. В. БЕЛЯКОВА. Он начался в Москве, проходил над заполярными районами, закончился на Дальнем Востоке. Пролетев за 56 часов 20 минут 9374 км экипаж АНТ-25 совершил посадку на песчаной косе острова Удд (ныне о.Чкалов).

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии