RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Захват осиного генезда
19 января 2014 г.

Захват осиного генезда

Как североморские морпехи взяли президентский дворец в Грозном 19 января 1995 года
День ПВО России
11 апреля 2015 г.

День ПВО России

12 апреля 2015 года воины противовоздушной обороны страны празднуют свой профессиональный праздник
Бойня в лайнере
18 ноября 2018 г.

Бойня в лайнере

18 ноября 1983 года в Тбилисском аэропорту подразделение антитеррора «Альфа» обезвредило банду, которая захватила самолёт.
«Русский крест»
1 ноября 2017 г.

«Русский крест»

Спектакль с таким названием по одноименной поэме Николая Мельникова, убитого 24 мая 2006 года, поставил Московский театр «ЛАД»
Казачья рубка
26 сентября 2017 г.

Казачья рубка

Во второй половине сентября 2017 года состоялись военно-полевые сборы Ейского казачьего отдела Кубанского казачьего войска
Главная » Герои нашего времени » Актер-герой Олег Борисов

Актер-герой Олег Борисов

28 апреля 2014 года - 20 лет со дня смерти этого поистине народного артиста СССР

Он был бескомпромиссен, смел, самоотвержен, решителен, честен — и на сцене, и в жизни
Актер-герой Олег Борисов

Олег Иванович Борисов (настоящее имя - Альберт) родился в Приволжске Ивановской области. После Школы-студи при МХАТе - актёр Киевского русского драматического театра им. Леси Украинки. С 1964 – работает в ленинградском ГАБДТ им. М. Горького. В 1983 году переезжает в Москву. Трудится во МХАТе и непродолжительное время в ЦАТСА. С 1991 года - руководитель театра «Антреприза Олега Борисова». Актёр и режиссер-постановщик единственного фильма (совм. с А. Войтецким) «Стежки-дорожки». Лауреат Государственной премии СССР за театральные работы. Лауреат премии РСФСР им. Братьев Васильевых за фильм «Остановился поезд». Народный артист СССР.

*

Ни дня не служивший в армии главный режиссёр БДТ Георгий Товстоногов очень любил людей военных. К автору сих строк вообще относился по-отечески. И когда-нибудь я об этом непременно расскажу в цветах и красках. Пока же остановлюсь на том, что благодаря активному содействию Георгия Александровича, я взял интервью для «Красной звезды» у нескольких ведущих актёров его театра: Кирилла Лаврова, Владислава Стржельчика, Евгения Лебедева, Валерия Ивченко и других. Дошла очередь до Олега Борисова, которого я на ту пору искренне полагал лучшим неврастеником Советского Союза. А он в полном соответствии со своим амплуа, взял и отказался со мной даже беседовать. Сказать, что я опешил – ничего не сказать. Потому как в БДТ Товстоногов был не просто главным режиссёром, а царём, Богом и воинским начальником в одной ипостаси. И чтобы кто-то из артистов, вверенного ему подразделения где-то в чём-то его ослушался, – да такого не случалось никогда. У меня, обиженного до глубины души (специально ведь из Москвы приехал!), хватило, однако, ума не пожаловаться главрежу. Зато поплакался в жилетку Дине Шварц – завлиту театра и его же легенде. О ней Товстоногов как-то заметил: «Я не взялся бы описать идеального завлита. Я бы просто сослался на Д.М.Шварц. Свои спектакли я могу ставить и без её помощи. Но мне невозможно представить себе, как без её участия я мог бы строить свой театр».

Вот у Дины Борисовны я и поинтересовался: почему Борисов так некрасиво со мной поступил? А надо вам заметить, читатель, что в БДТ курили очень многие актёры. Если не большинство. Но первое и второе мест стабильно делили между собой Товстоногов и Шварц. Они, когда были чем-то серьёзно увлечены, смолили беспрерывно, прикуривая следующую сигарету от предыдущей.

- Да вы здесь, как бы и с боку припёка,- Шварц достала из сумочки нераспечатанную пачку сигарет.- Только история эта длинная. Но если у вас есть время и желание слушать,- расскажу.

Так я впервые, через воспоминания и размышления Дины Шварц прикоснулся к непростой, нервической биографии большого русского актёра. А, пожалуй, что и великого. И всё, что вы, читатель, в дальнейшем узнаете о восемнадцати годах, проведённых Борисовым в БДТ – это расшифровка и осмысление записей из моего журналистского блокнота, сделанных летом 1982 года в беседе с завлитом. Благо, Дина Борисовна знала об актёрах своего театра, порой, даже больше, чем они сами о себе…

Альберта в роддоме перепутали. Натурально. Выдали матери при выписке девочку. Надежда Андреевна лишь дома обнаружила подмену. В дикой истерике потом ползала перед обслугой, выпрашивая своего сына. И второй раз нарекла его Аликом. Став уже известным стране актёром, Олег Иванович однажды с болью признался: «На всём моём поколении лежит невидимая печать: при родах перепутали».

Детство Борисов провёл в Карабихе, где отец был директором техникума. А в нескольких километрах от их дома располагалось имение великого русского поэта Н.А.Некрасова. Многие годы спустя Олег познакомился в Киеве и крепко сдружился с другим Некрасовым – Виктором Платоновичем,- автором бесподобного романа «В окопах Сталинграда». Всю жизнь затем мистически полагал, что некие Высшие Силы неспроста разместили его в координатах между двумя Нерасовыми. И, наверное, был в чём-то прав. Во всяком случае, бесспорно то, что глубокая, философская книга Борисова «Отзвучье земного», вышедшая много лет после его смерти, могла появиться лишь при активном воздействии Виктора Некрасова. Чего сам автор, к его чести, никогда не отрицал.

В школе Олег учился весьма посредственно. Относительно точных наук был туп предельно. Поэтому поступил в Институт востоковедения. Но уже на втором курсе случайно набрёл на книгу Станиславского о его великом методе перевоплощения и сразу, безоговорочно понял: это написано специально для него. Поступил в Школу-студию МХАТа. Его сразу заметил мастодонт Тарханов, но посетовал: «Жаль, что ты – комик». Долгие годы потом Олег Иванович сознательно вытравливал в себе комедийное. Однако жизнь заставляла его играть сарказм, иронию гиньоль, извиняюсь,- ужастики. А шутить зло и смешно, о, ещё как умел! В БДТ судачили, что языком Борисова можно при желании побриться. И, кстати, в «Отзвучьях земного» мы находим великое множество подтверждений этого утверждения. Да и, положа руку на сердце, откровенно признаемся себе: лучшая роль Борисова в кино – всё-таки Свирид Петрович Голохвостый. И вообще это – лучшая историческая и бытовая комедия за все годы советской власти.

Как одного из самых способных выпускников Школы, Борисова обещали оставить во МХАТе. Только взяли в итоге сына педагога, который, говорили, был на дружеской ноге с самим Лазарем Кагановичем. А Олега распределили в Киевский русский драматический театр имени Леси Украинки. На той благодатной сцене актёр с блеском сыграл отставного солдата Коня из «Врагов» Горького, слугу Порфирия из «Мёртвых душ» в инсценировке Булгакова, матроса Шарыгина из «Хождения по мукам» Толстого, слуг близнецов Дромио из «Комедии ошибок» Шекспира, Аркадия Счастливцева из «Леса» Островского, Белардо из «Учителя танцев» Лопе де Веги. И ещё - полтора десятка других крупных ролей отечественной и зарубежной драматургии. В Киеве на Борисова ходили точно так же, как на Лемешева в Большом.

Первая его киноработа случилась в фильме Марка Донского «Мать». Лишь через пять лет, в 1961 году, актёр исполнил ту самую главную роль плута Голохвостого. А дальше его "рефлектирующий талант" использовался кинематографом по большей части в ролях сомневающихся интеллигентов и трагических героев. Умел Олег Иванович закладывать в свои персонажи какой-то потаенный бунт, противопоставление собственной личности окружающему миру, которому сам по жизни чаще всего тоже не хотел подчиняться. Такой дерзкий подход существенно укрупнял характеры там, где советская драматургия, пугающаяся как чёрт ладана серьёзного конфликта, предлагала усредненный или шаблонный варианты. Борисов всегда был готов к борьбе как на съёмочной площадке, так и на театральных подмостках. Практически любой из его даже бытовых персонажей выплёскивал сумасшедшее внутреннее напряжение и огромный запас энергетики. С такой невероятной самоотдачей умел работать разве что только Иннокентий Смоктуновский. Достаточно вспомнить картину «Балтийское небо» и Борисова в роли лётчика Татаренко. Это экранизация довольно посредственного романа Н.Чуковского. Однако актёр сумел придать своему герою такие дерзновенные масштабы, которых и под лупой не обнаружишь в первооснове. Или взять гораздо позднюю его работу в фильме «Крах инженера Гарина» по роману Алексея Толстого. Ведь изначальный сценарий – самодеятельная и неуклюжая работа для младшего школьного возраста. Да и режиссёр был явно заточен на западный блокбастер. Меж тем исполнение главной роли Борисовым подняло картину на весьма приличную высоту, придав ей некий глубинный философский смысл: гениальный безумец инженер Гарин готов уничтожить земной шар во имя гиперболизированной в его сознании идеи власти. Даже скептики и недоброжелатели вынуждены были признать: блестящая работа настоящего артиста.

Товстоногову о талантливом Борисове говорили многие. Да и сам Георгий Александрович неровно дышал к артистам украинской театральной школы. В разное время он переманил к себе таких исполнителей с берегов Сивого Днепра, как Валерий Ивченко, Алексей Дикий, Дмитрий Голубинский, Григорий Гай, Михаил Волков, Павел Луспекаев, Кирилл Лавров. Весной 1964 года главреж БДТ, прихватив завлита, поехал в Киев. Увидел Борисова в роли своего тёзки Савина из спектакля В.Розова «В поисках радости». Смотрел, похрюкивая по своему обыкновению от удовольствия, и после окончания спектакля сказал Д.Шварц: «Будем брать всенепременно. Это, конечно, ещё не Кеша Смоктуновский, но мы его отшлифуем как следует, и он ни в чём не уступит «нашему гению».

Слов на ветер Товстоногов никогда не бросал. Как сказал, так и сделал. Несколько лет он возился с актёром Борисовым, как с писаной торбой. В спектакли М.Горького «Варвары» и «Мещане», в «Карьеру Артура Уи» Брехта, в «Идиота» Достоевского он с ходу ввёл Олега Ивановича. Причем, сделал это легко и непринуждённо. Как будто специально когда-то готовил роли именно для этого конкретного актёра из Хохландии. А дальше пошли премьеры одна за другой. Борисов играл в театре всё или почти всё. В том смысле, что на него несколько лет (да чуть ли не добрый десяток!) такое понятие, как амплуа практически не распространялось. У великого главрежа наблюдалась примечательная слабость: зацеловывать «объект» до потери сознания. А потом к нему охлаждаться. (В примере с Татьяной Дорониной у него вообще дело дошло чуть ли не к женитьбе!). Другими словами, пока Товстоногов был «влюблён в новичка», он нещадно выжимал гигантским прессом своих профессиональных возможностей всё, чем весьма щедро природа наградила артиста. У Борисова, в самом деле, человеческого и артистического обаяния было хоть отбавляй. А вот чисто советское обаяние просматривалось слабо. И он этого, скорее всего, не понимал. Иначе бы не обиделся, когда Георгий Александрович не назначил его следователем Шамановым из вампиловской пьесы «Прошлым летом в Чулимске». Да, то была роль, которую лучше Борисова, никто в театре сыграть не мог по определению. Но её получил Кирилл Лавров, артист в высшей степени положительный с номенклатурной точки зрения. Просто потому, что с Борисовым пьесу никогда бы не пропусти идеологические цензоры. Гениальный конформист Товстоногов знал это определённо. Борисов, судя по всему, даже не догадывался.

«Каких-то вещей,- сожалела Дина Морисовна,- Олежка действительно не постигал или не хотел в них вникать, что разнится незначительно. Как-то приходит ко мне и говорит: «Гога (театральное прозвище главного режиссёра – М.З.) вчера меня предупредил: нельзя вам всем назло играть так хорошо». Что, по-вашему, он имел в виду?» Ну, как мне было ему растолковать: имелось в виду ровно то, что сказано. Ведь в Борисове со временем действительно стали проявляться изощрённый язвительный ум, желчный сарказм и, допускаю, что неосознанное, такое понятное актерское желание - быть пупом вселенной. Но кому же неизвестно, что в нашем театре гениев на единицу сценической площади не просто переизбыток – изобилие, нигде больше в Советском Союзе не встречающееся. И всё это благодаря исключительно Товстоногову. И только он один, единственный, может управлять ансамблем БДТ, состоящим из одних первых скрипок».

Так между Товстоноговым и Борисовым пробежал маленький, пушистый, чёрный котёнок. Который, увы, со временем вырос в большую кошку. И хотя Георгий Александрович периодически «выдёргивал» Олега Ивановича на серьёзные роли (чего стоит хотя бы Григорий Мелехов из «Тихого Дона» М.Шолохова), и даже «пробил» ему «народного СССР», всё равно прежнего взаимопонимания между ними уже не наблюдалось. А потом случилось событие и вовсе из ряда вон выходящее.

По сути своей артистической натуры – нервической, в некотором смысле даже холерической, Борисов был, как нельзя лучше предрасположен к Достоевскому. Это даже в особых доказательствах не нуждается. Лев Додин, с милостивого разрешения главрежа, решил поставить в БДТ «Кроткую» с Ростовщиком Борисовым. Были долгие репетиции и, наконец, наступило время прогона. Товстоногов, который никогда особо не благоволил к драматургии Достоевского (единственный раз в своей жизни поставил «Идиота», сделав затем по нему вторую редакцию), с кислой миной на лице посмотрел действие и после длинной паузы изрёк: «Ну, что, Олег Иванович, спускайтесь, поговорим» - «Да нет,- дерзко сказал Борисов,- это уж вы к нам поднимитесь. У нас здесь лучше».

«Он, мудрый змий, конечно, поднялся,- заметила Шварц.- Только мы все поняли насколько же опустился Олежка. Теперь только вопрос времени, когда он нас покинет. Ибо никто и никогда не позволял себе такого тона в разговоре с Георгием Александровичем. Наверное, всё-таки прав был народный артист Мажуга (милиционер Саньков в телефильме «Рождённая революцией» - М.З.), который говорил: «Актёр Борисов хороший, но вот характер у него — го…но».

Завлит оказалась права. Так мне, во всяком случае, представлялось по тем временам. А Борисов оказался во МХАТе. В отличие от диктатора Товстоногова, Олег Ефремов был сугубо актёрским, то есть, демократическим режиссёром. Однако и с ним общего языка Олег Иванович, увы, не нашёл. Узнал я об этом случайно. У нас во Всероссийском театральном обществе за МХАТ отвечала Ариадна Николаевна Киселёва – мать нынешнего известного телеведущего. Она была в великолепных отношениях с Ефремовым, который искренне полагал содружество искусства и труда магистральной дорогой для отечественного театра, а всё остальное – просто стёжками. Поэтому Киселёва регулярно устраивала в ВТО внушительные, даже помпезные мероприятия по МХАТу. Захотелось ей однажды провести творческий вечер Олега Борисова, чтобы, значит, в лице одного актёра показать публике сразу два ведущих театра Москвы и Питера. Пошли мы на переговоры с Олегом Ивановичем. Как я втайне и предполагал, он категорически отказался от выступления в Доме актёра. «Но почему,- удивилась Ариадна Николаевна,- неужели вы разочарованы работой в таком замечательном театре?» - «Да,- ответил Борисов,- и у моего разочарования есть даже фамилия, имя и отчество: Олег Николаевич Ефремов». Души не чаявшая в главреже МХАТа Киселёва поднялась и гордо ушла. За ней - и я, даже не поинтересовавшись: помнит ли Олег Иванович меня по Питеру? Но слова Мажуги при этом, грешен, вспомнил.

…Вокруг Борисова в артистическом мире спорадически возникали скандальные и, прямо скажем, небезосновательные слухи. Чего стоит хотя бы случай с его отказом от роли Фёдора Михайловича Достоевского в картине А.Зархи «26 дней из жизни Достоевского». Писатель этот был для Олега Ивановича самым любимым и, как уже говорилось, наиболее соответствующим его артистической сущности. После отличной игры в «Кроткой», «Идиоте», «Подростке» воплотить на экране личность самого гения, русского «душеведа» – да об этом можно было только мечтать. Однако Борисов, возмущённый, как ему показалось, плохо организованным съёмочным процессом и примитивной трактовкой режиссера Зархи, не стал ни под кого подстраиваться и покинул площадку. После того, как почти половина фильма была уже снята. Демарш неслыханный! Руководство советского кинематографа натурально взбесилось. Борисова на два года отлучают от кино. Наверное, у него были какие-то серьёзные основания для столь дерзкого поступка – кто теперь узнает. Зато нам точно известно, что Олегу Ивановичу запретили сниматься у Никиты Михалкова в «Родне». Представляете, читатель, каким замечательным мог бы получиться дуэт Мородюковой и Борисова? А фильм «26 дней…» получил серебряного медведя на Берлинском кинофестивале. Анатолий Солоницын за роль Достоевского стал лучшим актёром на том же фестивале.

В другое время вся театральная Москва взахлёб обсуждала конфликт Борисова и Ефремова. Первый настоял на том, чтобы во МХАТе была поставлена (та самая питерская!) «Кроткая» в новой интерпретации. Главный режиссёр нехотя согласился. Он тоже недолюбливал повышенный психологизм Достоевского. На прогон прибыл сильно подвыпившим и… уснул. Когда его разбудили, заявил: «Понимаете, процесса живого я не увидел» - «Какого, какого процесса вы не увидели?- возмущённо поинтересовался Борисов.- Бред полный!» И покинул сцену. А тут как раз МХАТ собирается в Париж. И Олег Иванович узнаёт, что его Астрова (на самом деле блестящая роль, автор видел! – М.З.) будет за границей исполнять сам Ефремов. Чаша терпения оказалась переполненной. Борисов уходит на короткое время в ЦТСА, где с блеском исполняет Павла 1 в одноимённом спектакле Мережковского. Планировал ещё в том же театре же создать Арбенина в «Маскараде» Лермонтова – не получилось. И ушёл в антрепризу. Ему казалось, что там себя найдёт окончательно. Вот именно, что казалось…

Один из самых удачных его фильмов того «тревожного, смутного и непонятного времени», безусловно, «По главной улице с оркестром» Петра Тодоровского. Здесь Борисов сыграл как будто самого себя: одинокого, никем не понятого героя, живущий странно, дерзко с вечно скептической усмешкой на устах. Многими подмечено: на съемках этого фильма встретились два «брадобрея»: Борисов - Голохвостый и Меньшиков - «сибирский цирюльник». Говорят, что как раз они-то прекрасно понимали друг друга. Меньшиков хотел, чтобы мир вращался вокруг него. И почти добился этого, а Борисов – вряд ли. Он так и пролетел кометой непризнанного всеми гения, талантливого изгоя. Хотя при этом большинству из нас было ясно: Олег Борисов - один из лучших артистов Советского Союза.

Говорят, что по жизни Борисов был человеком замкнутым, тем самым интровертом, чей взгляд обращён исключительно вовнутрь себя. Судя всё по той же его замечательной книге «Отзвучья земного», так оно и было. С братом Львом (Антибиотик в многосерийном «Бандитском Петербурге» - М.З.) общался от случая к случаю. Десять лет болел лейкемией и выходил на сцену. Друзей имел не много. Среди них – Валерий Лобановский, Олег Базилевич и писатель Некрасов. Терпеть не мог заниматься бытом. В магазины ходил как на пытку. Слыл однолюбом. Жена Алла Романовна в девичестве - Латынская, много лет проработала главным редактором творческого объединения "Телефильм" киностудии "Ленфильм". Вспоминает: «Вместе мы прожили 40 лет - легко, счастливо. Мы оба праздновали свои дни рождения в ноябре. Как-то на одной из телепередач Олег Иванович оказался рядом с Тамарой Глобой, и она очень удивилась, что мы, два Скорпиона, так дружно сошлись, ведь сочетание наше - очень редкое. Так что мы опровергли то, что наговаривают на Скорпионов! Он ухаживал за мной долго, 3 года. И день нашей свадьбы - 3 февраля стал для нас главным праздником. Мы всегда отмечали его только дома, как и вообще все торжества. Мои "фирменные" праздничные блюда всегда менялись, хотя муж был скромен и неприхотлив в еде: ему нравилось все, что я готовила. И когда дома бывали застолья, он больше общался с друзьями, чем закусывал. Он вообще не придавал большого значения материальному: одежде, вещам. Для него надеть костюм с галстуком было проблемой: «Я же не Актёр Актёрыч», - ворчал. Любил свитера, джинсы, куртки. А смокингом обзавелся, только когда стал читать в концертах. В 1956 году у нас родился сын Юрий. Получив разностороннее гуманитарное образование, занялся кинематографом. Снял про отца телефильм «Бенефис несыгранных ролей» и кинокартину «Мне скучно, бес». Дневник муж писал лет тридцать, доверяя бумаге самое сокровенное. Последние записи в нём сделал за две недели до смерти. И предупредил Юру: «Когда меня не станет, не спеши это публиковать». А потом и Юра меня покинул…». (Юрий Борисов умер в 2007 году от инфаркта – М.З.).

Любил Борисов книги и животных. Собака Кеша, взятая с живодёрни, пережила хозяина. Говорил, что рыбалка – святое время, Богом в жизнь не засчитывающееся. Меж тем, Олега Ивановича всю жизнь преследовало стойкое представление окружающих о его тяжёлом характере. Почему? Как правило, выдающиеся творцы, а Борисов был им, безусловно, презирающие халтуру и поверхностность, в столкновении с ними кажутся нам, как правило, резкими, конфликтными. Мы склонны судить знаменитостей по большому, гамбургскому счёту, предъявляя им требования, какие вряд ли бы выдержали сами. А ведь дерзости в характере Борисова (и это я теперь уж доподлинно знаю) были всего лишь стойким проявлением его искренности и неравнодушия к тому делу, которое исполнил на этой грешной земле. Исполнил блестяще.

Из размышлений Олега Борисова.

Есть такое занятие – думать. Очень актёрское занятие. Ты смотришь телевизор, а думаешь о роли. Ешь – и думаешь о роли. Всегда думаешь.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

Татьяна П. 28.04.2014 в 19:20 # Ответить
Как хорошо... Странно: мне ведь не суждено было стать театралкой. Ходила только в пермские театры и всегда, затаив дыхание, попадала в особый мир. А Наденьку Павлову и на сцене , и на улице пятнадцатилетней девочкой видела. И только один ра была в МХАТе...
А сегодня снова приблизилась к этому миру. Столько откровений...
Конечно, я знаю и помню этого талантливого и серьёзного актёра. Чувствуется скрупулёзная, точнейшая работа автора над созданием в очерке образа Олега Ивановича. И, наверное, вот это право - пожизненно накапливать, трудиться и писать - всегда помогает ему.
Происходит знакомство читателя с тем, чего знать не могли, знакомство с жизнью актёра от рождения до последних его мыслей на земле.
Воспринимаешь очерк как откровение, а значит - подарок.
Особенно дорого - прикоснуться к потаённому - мыслям, размышлениям Олега Ивановича. Благодарна Михаилу Захарчуку за то новое. что узнала, за откровения и бережное, трепетное тношение к соим героям.
Наталья Г. 28.04.2014 в 22:26 # Ответить
Жизнь, как река. Быстро течет.Главное без остановок. Последняя остановка, чаще всего неожиданная, ни для себя и конечно для окружающих. Очень жаль, что мы перестали прислушиваться к своим родословным корням и все растеряли. А жизнь видимо не прощает таких ошибок и берет свое. Может и наказывает за погрешности. Мне очень нравились все выше перечисленные фильмы. Они поставлены от души и не вскользь. А духовно сильно, где были разумно, продумано приглашены артисты с большой буквы. Георгий Товстоногов режиссер с большой буквы. Он просто наперед видимо считывал визуально и своим умом человека. И видимо видил на перед, что будет представлять тот или иной артист. ВОТ И ОЧЕНЬ хорошо, что Борисов был одним из тех, что своим трудом, потом( это и без нормального отдыха и сна. Это и разлуки от семьи. Но результат -ошеломляющий- это НАША ЛЮБОВЬ к созданным фильмам в его исполнении. Да, действительно Артист с большой буквы.В памяти нашей остались нежные, хорошие, смешные с улыбкой глаза. Я благодарна тебе Михаил, за приглашение на страничку. Нельзя забывать нашей истории в любом жанре. Тем более таких артистов, как Борисова Олега Ивановича.Мне кажется, что такие люди споют свою песнь на НЕБЕСАХ.
Виктория Николаевна 28.04.2014 в 23:42 # Ответить
Здравствуйте. Благодарим издательство и интернет-ресурс за возможность читать интересные статьи. К сожалению, не всегда хватает времени комментировать все работы прекрасного и талантливого автора М.Захарчука, но читаю с большим удовольствием! И пока есть такие публикации, есть желание знакомиться с новыми героями! Браво автору!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
8 июля
среда
2020

В этот день:

Полтавская битва

8 июля 1708 года произошла Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Полтавская битва

8 июля 1708 года произошла Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Предыстория такова. В 1700 году Карл XII вторгся в Европу и развязал длительную войну с участием многих государств. Армия Карла XII продвинулась глубоко на юг, одерживая победу за победой. Карл решил атаковать центральную часть России с захватом Москвы. Но тут украинский гетман Мазепа переметнулся на сторону шведов, и Карл устремился на Украину. В районе Полтавы Петр I дал шведу блестящий бой. Накануне сражения он объехал все полки и призывал воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие». Интересно, что и Карл пытался словом воодушевить своих солдат. Но как отличается его меркантильная речь от высоких призывов русского Царя! Карл объявил, что завтра солдаты, если победят, будут обедать в русском обозе, где их ожидает большая добыча.

Конечно, победил русский дух. Тем более, что казаки в своем большинстве не поддержали Мазепу. Шведы потеряли свыше 11 тыс. солдат. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. В дальнейшем князь Меньшиков преследовал противника до Переволочны на берегу Днепра, где было взято в плен около 16 тыс. шведов.

Карл XII с Мазепой сумели бежать, шведский король скрылся на территории Османской империи.

Решительная победа русской армии привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как одной из ведущих военных сил в Европе.

 

Космонавт Виталий Севастьянов

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Виталий Севастьянов

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Член КПСС с 1963 года. Заслуженный мастер спорта СССР (1970). Депутат ГД РФ первого — четвёртого (1993—2007) созывов. Член фракции КПРФ.

В 1967—1969 годах Севастьянов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны и посадке на неё. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был назначен на 8 декабря 1968 года. Но он был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон». Приоритет остался за США — «Аполлон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны.

С 1 по 19 июня 1970 года Виталий Севастьянов совершил свой первый космический полёт в качестве бортинженера космического корабля «Союз-9» (вместе с А. Николаевым). Программа полёта включала обширный комплекс научно-технических и медико-биологических исследований и экспериментов. Экипаж корабля установил на тот момент мировой рекорд длительности пребывания в космосе — 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд. После возвращения из этого рекордного по продолжительности полёта космонавты испытывали серьёзные трудности при адаптации к земной гравитации ("эффект Николаева"), что впервые поставило вопрос о необходимости разработки тренажёров для длительных космических полётов.

С 24 мая по 26 июля 1975 года Севастьянов совершил второй полёт в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз-18» (вместе с П. Климуком) на орбитальную станцию «Салют-4». Во время полёта был выполнен большой комплекс исследований и экспериментов. Продолжительность полёта составила 62 суток 23 часа 20 минут.

Звание «Мать-героиня»

8 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня»

Звание «Мать-героиня»

8 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня»

Первое присвоение почётного звания «Мать-героиня» было произведено указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1944 года. Среди четырнадцати женщин, удостоенных этого звания, орден «Мать-героиня» № 1 и Грамота Президиума Верховного Совета СССР № 1 были вручены жительнице посёлка Мамонтовка Московской области Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей. Последнее присвоение звания «Мать-героиня» состоялось 14 ноября 1991 года. Всего орденом «Мать-героиня» было награждено приблизительно 431 тыс. женщин.

Байкало-Амурская магистраль

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

Байкало-Амурская магистраль

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути — советского проекта 1928 года. Это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) — Комсомольск-на-Амуре протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет — Усть-Кут (Лена) — 680 км, линий Бам — Тында и Тында — Беркакит — 397 км.  1 ноября 1989 года весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса.

«Эпохальные реформы» коренным образом изменили состояние БАМа. В 1997 году самостоятельное управление Байкало-Амурской железной дороги было ликвидировано, а вся трасса БАМа административно поделена между двумя железными дорогами: Восточно-Сибирской и Дальневосточной.

Подводная лодка «Краб»

8 июля (25 июня ст. ст.) 1915 года в состав Черноморского флота Российской империи вошёл первый в мире подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб»

8 июля (25 июня ст. ст.) 1915 года в состав Черноморского флота Российской империи вошёл первый в мире подводный минный заградитель

В приказе по Флоту и Морскому ведомству № 17, подписанном морским министром, говорилось: "Предписываю подводную лодку "Краб" зачислить в действующий флот с 25-го июня сего года".
Лодка была построена в Николаеве по проекту русского конструктора Михаила Петровича Налётова. 12 августа 1912 года «Краб» был спущен на воду, но только в 1915 году ПЛ вошла в состав Черноморского флота Российской империи (испытания, перепланировка).
Лодка могла принимать на борт до 60 якорных мин и 4 торпед. За время службы «Краб» успел сделать три подводных минирования. Точно известно, что на минах, поставленных подводным заградителем, подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Есть версия, что именно на минах «Краба» подорвался немецкий крейсер «Бреслау».
В 1918 году «Краб» попал в руки морского командования Антанты и был затоплен в Северной бухте Севастополя.
В 1935 году «Краб» был поднят. Но за прошедшие годы Советский Военно-Морской Флот в своём развитии ушел далеко вперёд. В его составе появились десятки новых, более совершенных подводных лодок всех типов, в том числе и подводных заградителей, и надобность в восстановлении «Краба» — лодки уже устаревшей, естественно, отпала. Поэтому «Краб» после подъёма сдали на слом.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии