Генерал-полковник в рясе
7 апреля 1947 года родился Юрий Леонидович Шевченко, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН
.jpg&w=180)
Юрий Шевченко – человек, что называется, публичный, хотя судьба его поначалу ничем особенным не отличалась. В 1974 году он окончил Военно-медицинскую академию имени Кирова. Служил врачом-хирургом в войсках. С 1980 года – в Военно-медицинской академии. Был старшим преподавателем кафедры госпитальной хирургии, начальником кафедры сердечно-сосудистой хирургии. В апреле 1992 года стал начальником Военно-медицинской академии. 5 июля 1999 года Указом Президента Российской Федерации Шевченко был назначен министром здравоохранения России. Сегодня он занимает должность президента Национального медико-хирургического центра имени Пирогова и одновременно является протоиереем православного храма в этом же центре. Кроме того, он – член-корреспондент Российской академии медицинских наук (1997), вице-президент (1996) Российской академии естественных наук, действительный член Нью-Йоркской академии наук (1995), академик Итальянской академии наук.
О своем новом служении отец Георгий старается не распространяться. "Я экстерном окончил семинарию, учился два года", – скромно говорит он. И вспоминает, что огромную роль в перемене судьбы сыграл Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Несколько лет назад Юрий Шевченко попросил Патриарха Московского и всея Руси Алексия II освятить Министерство здравоохранения. Что и сделал лично Его Святейшество. Тогда же Патриарх наградил министра орденом "За милосердие и исцеление".
Благословения Патриарха Кирилла на священнослужение в Москве Георгий Шевченко не испрашивал и не имеет. Как священнослужитель никогда не назначался в штат Московской епархии. Удостоверение клирика Московской епархии у него отсутствует.
Случай прихода генерала, да еще такого уровня, на пастырскую службу - большая редкость. Но в целом в последнее время РПЦ отмечает небывалую популярность в среде российского офицерства церковной карьеры. Конкретной статистики нет, но бывший председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными Cилами и правоохранительными учреждениями протоиерей Дмитрий Смирнов считает, что большинство принявших в последнее время сан священников – бывшие офицеры или прошедшие армейскую школу люди. Что это за новое явление в российской армии? Какие мотивы приводят вчерашних командиров и политработников на амвон? Попробуем узнать об этом из конкретных примеров.
Первая волна «священников в погонах» прошла по России (тогда СССР) во время афганской войны. Те ужасы, которые пришлось нашим военнослужащим претерпеть, некоторых ломали, других очищали, заставляли задуматься о смысле жизни, человеческом предназначении. Одним из таких был капитан Василий Нетреба.
- После окончания Хмельницкого высшего артиллерийского училища меня направили служить во Львов, – рассказывает он. - К тому времени у меня уже были жена и дочь. И вот в 1987 году пришла моя очередь служить в Афгане. Назначили на реактивную батарею. Не стану вспоминать того, что пережил и увидел. Но решил: если останусь живым, даже пусть искалечат, уйду в священнослужители. Вернувшись в Союз, уволился в запас, спрятал в стол орден "Красной Звезды" и медаль "За отвагу" и отправился в духовную семинарию. В 1991 году получил приход. Но это стоило семьи. Жена сказала: «Я выходила замуж за офицера, а не за попа». И ушла. Жаль – не поняла, что я так и остался офицером: хотя и служу Богу, но готов при необходимости вернуться из запаса в действующую армию и там нести слово Правды.
***
Капитан Дмитрий Тюрин сумел вернуться в армию после 10-летнего перерыва, связанного со службой в храме. В свое время он после Сызранского военного вертолетного училища служил в Эстонии, на Дальнем Востоке, в Забайкалье, но первое сокращение армии после развала СССР открыло другие перспективы.
- До армии я был и пионером, и комсомольцем, и даже членом КПСС, но когда служил в Эстонии, ходил там в православный храм, - рассказывает капитан Тюрин.- Наверное, это что-то важное заронило в душу. Потому что после встречи с духовником Троице-Сергиевой лавры отцом Кириллом, совпавшей с увольнением в запас, решил поступить в семинарию. За 8 лет учёбы в семинарии и духовной академии я прошёл путь церковного «студента», и это было покруче, чем армейская жизнь. Всю стипендию отдавал за съёмный угол, а семья кормилась за счёт семинарской столовой. Домой ежедневно приносил банки с едой. Вот на этих баночках мы прожили с матушкой и детьми пять лет. А потом вроде настало неплохое время для церковной карьеры. Пять лет я служил священником на патриаршем подворье в селе Мышкино Московской области. В армии между тем рос интерес к священнослужителям. Многие мои коллеги стали работать в войсках на добровольной основе. И задумка о возвращении в армию застряла, как заноза в сердце. Ночами даже вертолёты снились. Я пытался гнать от себя такие «грешные» мысли. Но однажды как был в рясе, так и пришёл в штаб одной из воздушных армий. Генералы выслушали меня не без удивления, пообещав, что найдут летающую должность с возможностью внештатно справлять обязанности священника. И я на радостях уже мечтал о строительстве полкового храма. Но, оказывается, уволиться из армии гораздо легче, чем восстановиться. Три месяца я собирал килограммы справок, разных документов. Прошёл все круги бюрократического ада. И, в конце концов, понял, что все генеральские обещания оказались липовыми. Попытка встать в армейский строй растянулась на три года. Но чудо свершилось, и вот я в армии. Днем «воюю», вечерами духовно окормляю православных военнослужащих. Говорят, что я пошёл служить из-за корысти. Господи, вразуми людей, которые видят корысть в служении Отечеству!
***
Отец Александр Бондаренко никогда из армии не уходил. Он одновременно и майор военно-морской авиации Черноморского флота, и священник Крымской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Отец Александр рассказал о том, как пришел к этому:
- Семья у меня была военная, никто мне религиозного воспитания не давал. Первое личное прикосновение к Богу было таким. По окончании военного училища я попал служить под Вологду. Однажды в воскресный день мы проходили мимо храма. Ребята предложили зайти, все согласились, но, когда подошли к храму и оттуда пахнуло ладаном (ведь шла служба), я испугался. Я был некрещеный в то время; меня что-то остановило. Как я сейчас понимаю, это было чувство собственного недостоинства: я не могу войти, я еще не готов – хотя о том, что я некрещеный, я тогда даже не вспомнил. Следующий момент прикосновения Господня ко мне – это Крещение. Я крестился в 24 года; тогда я уже перевелся в Севастополь, в Качу, служил офицером. Я познакомился со своей будущей супругой, мы собирались пожениться, и она сказала, что брак должен быть венчанным. Она очень настаивала на этом, да и я был не против. Но я был не крещен, и перед Венчанием было совершено Таинство Крещения. Конечно, это было не очень осознанно, но я все это принял с большим желанием за две недели до Венчания.
Потом родился сын, мы его крестили. Но в церковь мы в это время не ходили. После Крещения старшего сына мы не пошли его причащать, хотя священник сказал, что это необходимо; я не придал этому значения, да и вообще не знал, что такое «причащать», а объяснить некому было. А чуть позже у него начались очень серьезные проблемы со здоровьем – не буду вдаваться в подробности, но мы уже не знали, что и делать. Будучи людьми нецерковными, мы искали помощи везде. Сначала у врачей, потом у экстрасенсов. Бесполезно. Жена вспомнила о Церкви. Пошли к батюшке, исповедались. Причастились. Причастили сына. Все стало налаживаться. И я прикипел к Церкви. Поступил в духовное училище по очно-заочной системе. После рукоположения в 2000 году меня назначили в Севастополь настоятелем Михайловского храма. Храм этот всегда был воинским. В нем во время обороны Севастополя отпевали прославленных адмиралов Истомина, Нахимова и Корнилова. Поскольку я продолжал служить на флоте, возникли организационные проблемы, и тут мне повезло. Командир части поставил меня на должность военного психолога. Удивительно то, что сам он – татарин. Но сказал так: «В части большинство православных. Если хотя бы несколько человек из всего личного состава изменятся благодаря Церкви – я считаю, что это дело нужное». Вот и служу – и на флоте, и в Церкви, но главное – людям.
***
На космодроме «Плесецк» есть храм Архангела Михаила. Недавно священником туда назначен отец Виталий Белицкий. Он родился в 1969 году. Окончил Харьковское военное ракетное училище. Офицером проходил военную службу на космодроме "Плесецк". Был в числе первых христиан, кто организовывал общину на космодроме. Помогал во всем священнику, да так прилепился к церкви, что когда начались в армии сокращения, остался служить при церкви – сначала дьяконом, потом после учебы стал священником.
- Я понял, что сейчас передовая линия защиты Отечества проходит через души людей, которые враг растлевает всеми возможными средствами, - говорит Отец Виталий. – Поэтому я - в Церкви.
Такой настрой у многих офицеров, ставших священниками. Люди, привыкшие служить Родине, полностью отдаваться этому, находят в церковной службе аналог самоотверженной деятельности во благо обществу.
Комментарии:
Сегодня
22 января
пятница
2021
В этот день:
Великий князь Иван III
Великий князь Иван III
В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр общерусского государства.
В состав России вошли: Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Московского княжества Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское княжества. Остались независимы лишь Псковское и Рязанское княжества, однако и они не были полностью самостоятельны. После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского государства вошли Новгород-Северский, Чернигов, Брянск и ещё ряд городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского). Иван III передал своему преемнику в несколько раз бо́льшие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате знаменитого «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается.
От рядового до комбата
От рядового до комбата
Войну начал рядовым, защищал Сталинград, сражался на Курской дуге, в Западной Украине, Польше, а завершил в Берлине, где командир батальона стрелкового полка майор Артеменко в третий раз был ранен. Свои две Звезды Героя он получил за прорыв вражеской обороны южнее Варшавы и бои за Берлин.
Бой в бандитском тылу
Бой в бандитском тылу
Свой подвиг он совершил в июне 1995 года во время первой чеченской войны, когда батальон майора Романова десантировался с вертолётов в тыл боевиков и занял все господствующие высоты на путях отхода бандформирований.
Сам майор с группой из 40 десантников занял с боем село Шатой, обороняемое силами до полутора сот боевиков, большинство из которых принудил к сдаче. Действия батальона майора Романова способствовали главным силам российских войск успешно завершить намеченную операцию.
Алексей Викторович Романов родился 19 декабря 1962 года в городе Кургане в семье рабочего. После окончания в 1980 году средней школы № 36 работал на Курганском машиностроительном заводе. Сдал нормативы на звание кандидата в мастера спорта по дзюдо и биатлону. В мае 1981 года призван в ряды Вооружённых Сил СССР. После прохождения шестимесячной подготовки в учебном отряде Воздушно-десантных войск служил санинструктором парашютно-десантного взвода 317-го полка 103 гвардейской (Витебской) воздушно-десантной дивизии. В составе полка принимал участие в военных действиях в Демократической Республике Афганистан. В ходе одной из боевых операций был тяжело ранен. За мужество и героизм, проявленные при исполнении интернационального долга, награждён орденом Красной Звезды.
Затем учился в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище, по окончании которого в звании гвардии лейтенанта продолжил службу в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане заместителем командира разведывательной роты. После вывода советских войск из Афганистана продолжил службу в 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии на должностях командира роты, начальника противовоздушной обороны полка, исполняющего обязанности начальника штаба полка. Побывал во многих горячих точках Кавказа (ирано-азербайджанская граница, Нагорный Карабах, Баку).
В 1994 году в звании гвардии майора назначен командиром парашютно-десантного батальона. С апреля 1995 года принимал участие в боевых действиях при наведении конституционного порядка на территории Чеченской Республики.
После окончания в 1998 году Военной академии имени М. В. Фрунзе назначен начальником штаба 45-го отдельного разведывательного полка ВДВ.
С ноября 1999 года в составе сводного разведывательный отряд полка принимал участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. В начале марта 2000 года руководил операцией по преследованию и разгрому остатков бандформирований, пытавшихся рассеяться после боя с 6-й ротой псковских десантников на высоте 776. В ходе операции были захвачены в плен 70 боевиков и свыше 200 — уничтожены.
Продолжил службу в должности заместителя начальника Управления «В» Центра специального назначения ФСБ России. С января 2012 года занимает должность начальника департамента региональной политики Управления по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерации. Заместитель председателя межрегиональной общественной организации «Союз десантников».
Присоединение Кенигсберга к России
День авиации ПВО
День авиации ПВО
Именно в этот день в 1942 году авиации ПВО была выделена в род войск противовоздушной обороны. Приказом НКО СССР № 056 от 22.01.1942 г. корпуса, дивизии, полки истребительной авиации, выделенные для противовоздушной обороны территории страны, а также 56 батальонов аэродромного обслуживания переданы в полное подчинение командующему Войсками ПВО территории страны. За годы войны истребительная авиация стала одним из основных родов войск противовоздушной обороны и основным средством борьбы с самолетами противника на дальних подступах к объектам прикрытия. Она совершила около 170 тысяч самолето-вылетов и уничтожила в воздушных боях и на аэродромах 4170 вражеских самолетов.
После войны советские летчики ПВО успешно били американцев в Корее и во Вьетнаме, а сегодня надежно защищают небо России.