RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Свиное рыло США
23 июля 2014 г.

Свиное рыло США

Западный историк опубликовал обобщенные данные о кровавом продвижении «американской демократии» по всему миру
Гроза америкосов Су-27
20 мая 2014 г.

Гроза америкосов Су-27

20 мая 1977 года состоялся первый полет советского истребителя четвертого поколения, который до сих пор является непревзойденным в своем классе
 Лётная слава
14 августа 2019 г.

Лётная слава

14 августа 1958 года учреждены почётные звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР»
Звездный «мешок» (морская история)
16 июля 2013 г.

Звездный «мешок» (морская история)

17 июля — День Военно-морской авиации России
Русский набат
25 июня 2014 г.

Русский набат

Русь собирается в кулак: 25 июня 2014 года на Поклонной горе в Москве состоялся Объединительный форум государственно-патриотических сил России
Главная » Герои нашего времени » Десантная «Синева»

Десантная «Синева»

Сегодня, 2 августа, День Воздушно-десантных войск России

Отдавая в первую очередь дань самим войскам, вспомним, как создавалась их любимая песня.
Десантная «Синева»

Как известно Воздушно-десантные войска берут начало со 2 августа 1930 года, когда впервые 12 военных парашютистов выполнили учебно-боевую задачу на учениях. А уже в 1939 году десантники исключительно достойно и результативно проявили себя в боях на реке Халкин-Гол, совместно с двумя механизированными бригадами разгромили базу японских войск у озера Узур-Нур, успешно сражались во время советско-финской войны, осуществляли смелые и эффективные операции при освобождении Западной Белоруссии и Западной Украины.

В марте 1941 года, учитывая высокие боевые и моральные качества, проявленные десантниками, принимается решение о развертывании воздушно-десантных корпусов. Так в организационном отношении ВДВ стали самостоятельным родом войск.

С началом Великой Отечественной войны все пять воздушно-десантных корпусов, образованных к тому времени, участвовали в ожесточенных боях с захватчиками на территории Латвии, Белоруссии, Украины. За годы войны главное командование более 40 раз применяло воздушные десанты. Самый крупный был осуществлен зимой 1942-го в период контрнаступления Красной Армии под Москвой. В Вяземской воздушно-десантной операции в январе-феврале 1942-го в тыл врага были сброшены части 4-го воздушно-десантного корпуса численностью 10 тысяч человек. 149 суток они вели боевые действия, сковав около пяти дивизий противника. Они уничтожили за это время до 15-ти тысяч вражеских солдат и офицеров, большое количество техники. Воздушные десанты применялись также в Крыму, под Одессой, на Северном Кавказе, при форсировании Днепра в 1943-м. Большой вклад воины-десантники внесли в победу под Сталинградом.

Закончилась война для десантников в августе 1945-го. Более 4 тысяч «крылатых» бойцов было высажено на аэродромах Харбина, Гирина, Мукдена, в Порт-Артуре, Пхеньяне, Южном Сахалине. Своими действиями они сорвали замысел японского военного командования и способствовали разгрому Квантунской армии.

В боях за Родину ВДВ покрыли свои боевые знамена неувядаемой славой. Все соединения удостоены звания гвардейских. Десятки тысяч солдат и офицеров награждены орденами и медалями, а 296 фронтовиков-десантников получили звание Героя Советского Союза. Всего в Великой Отечественной войне участвовало около 500 тысяч десантников.

В послевоенный период ВДВ неоднократно привлекались для решения боевых задач за пределами нашей страны. Впервые после войны ВДВ побывали в деле в 1956-м в Венгрии, где успешно выполнили все поставленные задачи, участвовали в чехословацких событиях. Особой строкой в истории ВДВ проходит Афганистан. В декабре 1979-го соединения и части ВДВ в составе 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка, проведя, по существу, самостоятельную воздушно-десантную операцию, высадились на аэродромы в Кабуле и Баграме. До прихода частей и соединений 40-й армии выполняли поставленные задачи по блокированию назначенных объектов. 56-я десантно-штурмовая бригада вошла в Афганистан в составе сухопутной группировки. В августе 1992-го возникла необходимость срочно эвакуировать российское посольство из Кабула. В результате успешно проведенной десантниками операции задача была решена с минимальными потерями. За мужество и героизм старшему сержанту С. Арефьеву присвоено звание Героя Российской Федерации. Остальные участники награждены орденами «За личное мужество» и медалями «За отвагу».

В конце 80-х - начале 90-х воины-десантники не раз вставали живым щитом между противоборствующими сторонами в Баку, Карабахе, Северной Осетии, Ингушетии, Киргизии, Узбекистане, Приднестровье и в зоне грузино-абхазского конфликта. Начиная с 1988 года, ВДВ принимали участие в 32 межрегиональных конфликтах.

В день праздника ВДВ публикуем рассказ десантника Константина Боткунова о том, как создавался гимн Воздушно-десантных войск песня «Синева»:

- Нас собралось поначалу трое единомышленников. Я – Боткунов Константин из Подмосковья, Юра Христенко из Волгограда и Ваня Здравков из Молдавии. Все - бойцы разных подразделений.
Первые репетиции проходили в курилке на акустических гитарах. Собравшиеся вокруг ребята внимательно слушали, порой звучали просьбы исполнить какую-либо песню. И мы поначалу пели "на заказ", понимая - необходимо сыгрываться, идти вперед, шлифовать исполнение, делать аранжировку…
Когда, наконец, почувствовали слаженность в игре, обратились к замполиту нашего батальона с просьбой посодействовать в добыче аппаратуры и организации нормальных условий для репетиций. Он прослушал несколько песен в нашем исполнении и обещал помочь… Наш замполит был человеком замечательным, именно благодаря его договоренности с руководством Дома офицеров у группы появилась кое-какая аппаратура и место для репетиций, хотя многое пришлось изготавливать самим, кое-что прислали из дома… В ту пору хорошая аппаратура была в музвзводе полка, но нас, «самодеятельность», до нее не допускали… Репетировали, конечно, лишь в свободное время да по выходным. Что пели?.. Бытие определяет песни, которые мы поем и слушаем. Естественно, в армии поют о войне. Ближайшая по времени к нам - Великая Отечественная. Так вошли в наш репертуар “Землянка”, “Саласпилс” и другие. Зазвучала лирика из “Веселых ребят”, “Голубых гитар”, “Червоны руты”, болгарской группы “Но то цо” и песни Мулявина…
Над названием коллектива голову долго ломать не пришлось - конечно, “Голубые береты”! И вскоре мы уже выступали на концертах в Доме офицеров, в школах и техникумах Новополоцка. Везде нас принимали очень тепло…
Но нам нужна была, как воздух, песня о десантниках, ведь каждый из нас был горд своей принадлежностью к ВДВ, к тому же близился наш праздник - 2 августа, и замполит тоже попросил поискать что-нибудь "по теме"… Легко сказать "поискать"! Мы просмотрели все доступные нам песенники военных лет и с удивлением не обнаружили ни одной подходящей песни. Но на счастье однажды кто-то из ребят принес дивизионную газету “Гвардеец” с текстом стихотворения “Синева”. Подпись под понравившимся нам текстом гласила: "Ст. л-т. Алехин". А рядовой Ваня Здравков, наш соло-гитарист, сразу взялся сочинить мелодию, уже через пару дней напев нам свой вариант. После обсуждения в группе и некоторой правки, мы подготовили песню к концерту…

Так 2 августа 1973 года на концерте, посвященном Дню ВДВ, в Доме офицеров ст. Боровуха - 1 впервые прозвучала песня “Синева”. Прозвучала она именно в том варианте, который был напечатан в газете. Вот он:

Расплескалась синева, расплескалась,
Расплескалась по глазам, по беретам...
Даже в сердце синева завязалась,
Зацвела своим заманчивым цветом.

За дюралевым бортом гул моторов.
Синева блестит на крыльях, как смазка.
Ты из племени людей, о которых
Не одна ещё расскажется сказка.

Помнишь, в детстве на коврах-самолетах
Мы открыли неземные маршруты...
И теперь нашлась нам в небе работа,-
Наполняем синевой парашюты.

У десантника особая гордость,
У десантника - особая слабость:
Дерзновенная и стойкая твердость,
Неизбежная и буйная радость.

Если в небо посылают, как в дело,
Отметай свои былые сомненья.
Значит, всё-таки оно полетело,
Полетело в синеву вдохновенье.

Расплескалась синева, расплескалась
По тельняшкам разлилась, по погонам...
Я хочу, чтоб наша жизнь продолжалась
По гвардейским, по десантным законам!

Песня была принята "на ура", вскоре став визитной карточкой нашей группы, и пошла "гулять" по дембельским альбомам, звучала под гитару в минуты недолгого солдатского отдыха.
Вскоре группа наша пополнилась еще двумя ребятами, но, уйдя на "дембель", дальнейшей судьбы коллектива я не отследил. И вдруг, спустя много лет, в конце 80-х, в телеверсии конкурса "Когда поют солдаты" услышал урезанный вариант песни из четырех куплетов в исполнении нынешних "Голубых беретов". Причину таких изменений я понял, когда в эфире прозвучало: “Слова и музыка - народные”. Годы не жалеют не только людей… Но мелодия-то была оригинальной, нашей! З50-й ПДП ("полтинник", как его называли у нас), из которого и вышли современные “Голубые береты”, дислоцировался до 1978-го года по соседству с нашим полком. Видимо, передаваясь от исполнителя к исполнителю, песня, как эстафетная палочка, была подхвачена ими, шагнув с телеэкрана во все десантные подразделения, соединив поколения солдат ВДВ. Большое спасибо мужикам за это!"
К сожалению, уже нет с нами автора легендарных слов: сердце Юрия Владимировича Алёхина, впоследствии окончившего Литературный институт имени А.М. Горького в Москве и ставшего большим писателем, перестало биться в январе 2003 года.

Как известно, "бывших десантников" не бывает. В этом соль и в этом - истина "Синевы", ее великая судьбоносная сила. "Сколько бы лет ни прошло, я горжусь тем, что служил в десанте!" - так говорит каждый десантник. Все просто. Жизнь продолжается. По гвардейским, по десантным законам...

 

 

Константин Боткунов
2 августа 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 октября
пятница
2019

В этот день:

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город—крепость» или «Укреплённый город».

В 1723—1747 годах построена центральная крепость, окружающая Кронштадт с моря и суши. В январе 1733 года при морском госпитале открылась госпитальная лекарская школа — первое военно-морское медицинское учебное заведение страны.

После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором С. И. Чевакинским. В 1783 году Екатерина II хотела перевести адмиралтейство из Санкт-Петербурга в Кронштадт; комплекс зданий Кронштадтского адмиралтейства был построен в 1780—1790-х годах по проектам архитекторов М. Н. Ветошникова, В. И. Баженова и Ч. Камерона. Павел I отменил этот проект. В 1786 году открылось Морское офицерское собрание, ставшее центром культурной жизни Кронштадта.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

 Победа при Тарутине была первой победой русских войск в Отечественной войне 1812 года после Бородинского сражения. Успех укрепил дух русской армии, перешедшей в контрнаступление.
Цель Тарутинского боя не была достигнута полностью, но её результат оказался успешным, и ещё большее значение имел успех для подъёма духа русских войск. Прежде в ходе войны ни в одном сражении у любой из сторон (даже при Бородино) не было такого количества захваченных пушек, как в этом — 36 или 38 орудий. В письме царю Александру I Кутузов сообщает о 2 500 убитых французах, 1 000 пленных, и ещё 500 пленных на следующий день взяли казаки при преследовании. Свои потери Кутузов оценил в 300 убитых и раненых.

 

 


Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

 Основной самолёт Аэрофлота до 1940 года. Всего было построено 258 самолётов этого типа.

К разработке «К-5» Калинин приступил в 1926 г., прототип был построен в 1929 г. Машину подняли в воздух пилот М.А. Снегирёв и бортмеханик П.Н. Власов. В качестве третьего члена экипажа полетел сам Калинин. Случилось это на харьковском аэродроме "Сокольники". Самолёт оказался лёгок в управлении, хорошо слушался руля. 30 мая 1930 К-5 перелетел в Москву, где выдержал экзамен перед государственной комиссией. Госкомиссия установила, что самолёт вполне отвечает предъявленным требованиям. Дальность до 1000 км, скорость до 200 км в час.

 

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Японские радиопеленгаторы регулярно засекали выходившую в эфир радиостанцию группы Зорге. Засечь точно работающий передатчик, или даже приблизиться к нему достаточно близко, японцам так и не удалось. Мнение о провале группы как следствие успешно работавших пеленгаторов — это не более чем художественный вымысел. Первая радиограмма была перехвачена в 1937 году. С тех пор донесения перехватывались регулярно. Однако, расшифровать ни одну из перехваченных радиограмм японцы так и не смогли.

И только после того, как на первом же допросе радист Макс Клаузен выдал всё, что он знал о кодах шифрования, японцы смогли расшифровать и прочитать всю подборку перехваченных донесений за несколько лет. Эти донесения фигурировали в материалах следствия, и по ним обвиняемые давали свои пояснения.

Всего по делу группы Зорге было арестовано 35 человек, привлечено к суду 17. Дознание длилось до мая 1942 года. 16 мая 1942 года официальные обвинения были предъявлены первым 7 обвиняемым: Зорге, Одзаки, Максу Клаузену, Вукеличу, Мияги, Сайондзи и Инукаи. Остальным обвинения были предъявлены позднее. Приговоры основным обвиняемым были вынесены 29 сентября 1943 года. Зорге и Одзаки были приговорены к смертной казни через повешение, Вукелич и Клаузен — к пожизненному тюремному заключению, Мияги умер в тюрьме ещё до вынесения приговора. Подробно: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2013/september/povesit-na-royalnoj-strune?searched=%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4+%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B5&advsearch=allwords&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1+ajaxSearch_highlight2

 

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

Спускаемый аппарат с набором научной аппаратуры благополучно отделился и впервые в истории космонавтики провел прямые измерения состава атмосферы Венеры при спуске в ней на парашюте.    Спускаемый аппарат мог работать при температуре вплоть до +425°C и при давлении до 10 атмосфер, причем для увеличения шансов на успех он десантировался на ночную сторону планеты. Перед стартом он был подвергнут стерилизации с целью предотвращения переноса на Венеру земных микроорганизмов.

Сигнал прекратился внезапно через 95 минут после начала спуска, на 25-26 км ниже начальной точки, когда за бортом было +280°C и 15 атмосфер. Сначала всем казалось, что это и был момент посадки и что «Венере-4» удалось дойти до поверхности в рабочем состоянии. И лишь через несколько недель стало ясно, что в действительности на высоте около 28 км аппрарат был раздавлен атмосферным давлением, оказавшимся намного больше предусмотренного при конструировании станции.

Лишь «Венера-7», запущенная 17 августа 1970 года, благополучно достигла поверхности планеты. Она разрабатывалась и строилась с учетом опыта полетов предыдущих АМС. Спускаемый аппарат был сконструирован заново, и он должен был работать не менее 30 минут на поверхности при температуре до +540°С и давлении до 150 атмосфер. Теоретические значения, полученные для поверхности планеты были такими: 500°С и 100 атмосфер, так что спускаемый аппарат был построен с запасом. На всякий пожарный случай.

Спустя 120 суток после старта, 15 декабря 1970 года, станция «Венера-7» достигла планеты.

15 декабря в 8 часов 34 минут 10 секунд спускаемый аппарат впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность Венеры. В общей сложности он передавал на Землю информацию в течение 53 минут, в том числе около 20 минут непосредственно с поверхности Венеры. Измеренная температура у поверхности Венеры составила 475°±20°С; она соответствовала давлению 90±15 атмосфер.

В 1975 году спускаемый модуль зонда "Венера-9" передал первые черно-белые фотографии поверхности планеты. И, наконец, первые цветные изображения были получены в 1982 году "Венерой-13".

Американцы далеко отстали от СССР в исследовании Венеры. Лишь в 1967 году через день после посадки советской "Венеры-4" мимо планеты на расстоянии 4000 км пролетел американский "Маринер-5". На околовенерианскую орбиту впервые США вышли с помощью аппарата «Пионер-Венера-1», запущенного 20 мая 1978 года, который проработал до августа 1992 года и осуществлял, в частности, радиолокационное картографирование планеты.

Американская пресса вынуждена была констатировать: "Русские побили США в борьбе за очень большое количество первых мест в освоении космоса: первые спутники, запуск первых животных и первого человека, первый выход в открытый космос, первая посадка зонда на Марсе, первый зонд к Венере, первая орбитальная станция, первый полет вокруг Луны».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии