RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Испытатель «Пакфайера»
27 марта 2014 г.

Испытатель «Пакфайера»

Лётчик Сергей Богдан первым поднял в воздух истребитель пятого поколения ПАК ФА
12 оборонных инициатив - 2013
31 декабря 2013 г.

12 оборонных инициатив - 2013

Изгнание Сердюкова из военного ведомства дало кое-какой положительный результат
Пример и подвиги Владимира Ковтуна
26 августа 2016 г.

Пример и подвиги Владимира Ковтуна

Почему не получил звание Героя России тот, кто его несомненно достоин
Спецназ России
24 октября 2014 г.

Спецназ России

24 октября 1950 года, когда военный министр СССР Маршал Советского Союза А.М. Василевский издал директиву о формировании 46 рот специального назначения
Брестские крепости
23 февраля 2019 г.

Брестские крепости

23 февраля 2019 года мне позвонила Народная артистка России Людмила Васильевна Зайцева и поздравила с Днём защитника Отечества
Главная » Герои нашего времени » Николай Пеньков: любовь и мечта

Николай Пеньков: любовь и мечта

21 декабря 2009 года ушел из жизни народный артист России Николай Васильевич Пеньков

Публикуем его последнее интервью, данное редактору Российского героического календаря.
Николай Пеньков: любовь и мечта

Николай Пеньков родился 4 января 1936 года на Орловщине. Окончил горный техникум в Липецке, работал два года в Магнитогорске, служил в армии на Дальнем Востоке.

В 1963 году окончил Школу-студию МХАТ (курс В. К. Монюкова) и до конца жизни работал во МХАТе (после раздела театра в 1987 года— во МХАТе им. М. Горького под руководством Татьяны Дорониной), где сыграл более 60 ролей. В кино снимался с 1960 года. На его счету более 30 фильмов, самые известные из которых "Щит и меч", "Вечный зов", "Долги наши", "Дождь в чужом городе", "Лебедев против Лебедева» и др.

Он ушел из этой жизни 21 декабря 2009 года.
Мы были близко знакомы с Николаем Васильевичем в последние годы его жизни, которую он проживал смело, честно, никому не кланяясь и глубоко презирая американскую «зелень», духовный примитивизм янки и их российских прихлебателей.

- Я крестьянский сын, - рассказывал он мне. - Считается, что славяне в том уголке, где я родился, жили еще до Святослава. Когда он шел на хазар, как говорили раньше, "примучил" славянские племена, которые жили в верховьях Оки и Сосны. Это ныне Орловская область, по выражению Бунина, край предстепья. Память моя проснулась вместе с падением советского бомбардировщика за околицей нашей деревни. Был ночью бой вверху. Я спал с дедом в пуньке (это летнее помещение с земляным полом и без крыши). Мы выскочили. Огненный шар со страшным свистом валился с неба. И за деревней приземлился. Все туда побежали. Оттуда стал строчить пулемет. Только утром разобрались: наши летчики подумали, что упали в немецком тылу, отстреливались. Их потом увезли в медсанбат... И вот это первое детское воспоминание небесного огня, краснозвездной железной птицы и окровавленных, но не сдающихся офицеров-летчиков осталось со мною на всю жизнь. Всегда освящает душу и то, что с детства жил в бунинских местах. Это станция Измалково, деревня Глотово. Там было небольшое имение у сестры Бунина, в котором, как потом я узнал, наш великий соотечественник написал все лучшее, что создано им до революции. Замечательная была, тихая деревня, где на Троицу водили девчата хороводы, плели венки... Поехал я в прошлом году туда - ничего не осталось от деревни. Было 32 двора - теперь нигде даже пепелища не видно. На том месте, где жила сестра Бунина, где он творил, проходит сейчас дорога, а рядом с ней два пенсионера получили участок, строят дом. Рассказывают: копаем землю, какие-то черепки находим. Они даже не ведают, кто там жил! Вот так и отмирают кусочки души нации. Страшно! Больно!
- А что было дальше?
- После войны, окончив семилетку, уехал учиться в Липецкий горно-металлургический техникум. Не потому, что очень тянуло, а потому, что там давали форму. Семья жила бедно, и мне не во что одеться было. Когда приехал по распределению в Магнитогорск, помню, был выходной день. У меня два рубля в кармане. Пришел в заводоуправление. Вахтерша впустила в кабинет главного инженера, показала диван, где можно переспать, накормила чем-то, чайком напоила. А на следующий день меня уже назначили на должность прораба, дали место в общежитии, вернее, в так называемом интернате для молодых специалистов. Это было уникальное учреждение. Из него можно было не выходить год. Там имелось все: клуб, кинотеатр, богатейшая библиотека с множеством книг роскошных дореволюционных изданий, видимо, в свое время конфискованных у местных "буржуев".
Просто поразительные у меня воспоминания о той поре. Я, сопляк, молодой специалист, мог в любое время прийти к директору комбината и потребовать решения любого вопроса! А зарабатывали мы, горняки, не поверите, так, что деньги без счета лежали в тумбочке. Сколько нужно - столько и взял. Забегая вперед, скажу: когда я решил поступать в театральное, мама плакала, потому что рабочий человек в то время был кормильцем в семье.
- Так что же вас свернуло с рабочей стези?
- Еще когда учился в техникуме, учительница по литературе устраивала конкурсы чтецов. Мне это дело полюбилось. Потом на магнитогорском металлургическом комбинате участвовал в самодеятельном театре. В армии почувствовал к этому особый вкус. Я был авиационным связистом. Дальний Восток, Уссурийская тайга, воинская часть. Кругом на тысячи верст - никого. И вот несколько энтузиастов организовали там театр. Я сам ставил пьесы. Командир и политработник говорят: тебе, мол, учиться надо. И ведь на четыре месяца раньше срока отпустили со службы, чтобы я успел на вступительные экзамены в театральное училище. Такое доверие я не мог не оправдать и с первого захода поступил в студию МХАТа. Учился там с 1959 по 1963 год. Это было прекраснейшее время!
- А во МХАТе вы стали работать сразу после окончания студии?
- Да, в 1963 году. Как-то так пошло и пошло: одна роль, другая, третья... Через шесть лет уже дали заслуженного артиста РСФСР. Первые же роли оказались какими-то ударными, что ли. В пьесе "6 июля" я сыграл Якова Свердлова. В спектакле "Тяжкое обвинение" - следователя Каргина. В "Соловьиной ночи" Ежова у меня была главная роль сержанта Бородина. С трепетом и счастьем вспоминаю работу над ролями в спектаклях "Я вижу солнце", "Зимняя сказка"... Потом МХАТ разделился. Олег Ефремов сказал: "Ребята, мне трудно вами, такими разными, управлять, надо разбегаться. Я беру с собой моих единомышленников, а кто "не мои", пусть сами ищут место: могут подвал снять, могут на улице выступать"... Так и появилось в России два МХАТа.
- Давайте перейдем в кино. Как вы, удачливый театральный актер, связались с этим неблагодарным делом?
- Мой первый фильм - "Лебедев против Лебедева" режиссера Габая. Потом Владимир Басов пригласил сниматься в нашумевшем в свое время фильме "Щит и меч". Мы с Любшиным на роль Вайса пробовались полтора месяца. Басов сказал: "Коля, извини, у тебя профиль, может быть, и арийский, но морда, как ни крути, орловская". И дал мне роль Хакке. Обиды никакой не было. Кстати, мы как подружились тогда со Стасом Любшиным, так до сих пор дружим. Некоторых такая ситуация разъединяет, а нас, наоборот, соединила. Потом пошли "Вечный зов", где я играл Валентика, "Долги наши", "Дождь в чужом городе"...
- Еще лет двадцать назад ваше лицо, как говорится, не сходило с киноэкранов, сейчас же почти не снимаетесь. Почему?
- Приглашают на те роли, за которые перед детьми было бы стыдно. Когда нынешние киношники жалуются, что зритель на современные отечественные фильмы не ходит, я говорю: а что вы сотворили с киноискусством в последнее время? Да некоторые ваши фильмы обходить нужно за три километра и креститься.
- Чем, кроме театра, вы сейчас занимаетесь?
- Пишу рассказы о войне, о ее детском восприятии. Я так и назвал цикл: "Из-под стола". Некоторые опубликованы. Иногда с бунинскими рассказами, которые очень люблю, удается записаться на телевидении, радио. Сейчас, на мой взгляд, происходит деградация русской прозы. Помимо упадка темы, разрушается литературный русский язык. Бунин - это как родник для русского человека.
- А как складывалась личная жизнь?
- Жена - Пенькова Нина Степановна, инженер-экономист. Двое детей.
- Живете все вместе?
- Да, мне еще в советское время МХАТ дал прекрасную квартиру, где мы все вместе хорошо уживаемся.
- Машина, дача?
- В конце 80-х сумел поднасобирать на первую модель "Жигулей". На ней и езжу, правда, кузов поменял, ведь без гаража стоит. Личной дачи нет, но к даче тестя и тещи сделал небольшую пристроечку - и прекрасно.
- Как отпуска проводите? Чем увлекаетесь?
- Раньше любили всей семьей ездить в отпуск по стране, дикарями. Тогда ведь не было разгула преступности. Сейчас не ездим. Пишу в отпуске рассказы Это и есть самое большое увлечение. Другое - грибы! Тут люблю одиночество. Жена, дети долго не хотят ходить, кричат: "Папа, ау!" Нет, лучше уж одному.
- Интересно, когда вы - известный актер, один бродите по лесу, к вам другие грибники не пристают с просьбой дать автограф?
- Когда люди идут в лес, они одеваются так, что все похожи друг на друга. В лесу меня никто не узнает.
- Вы верующий?
- Да, конечно.
- А когда к вам пришла вера, ведь вы большую часть жизни прожили в атеистическом государстве?
- Вера всегда была. Как говорил Иван Карамазов брату Алеше, мол, если я своим "евклидовым умом" никак не могу понять, как две параллельные прямые, по теории Лобачевского, пересекаются, то как же я могу понять, есть ли Бог или нет. Я априори верю, что есть, но мира, им созданного, не приемлю.
- И все-таки, когда вы первый раз пошли в церковь?
- Когда начал задумываться больше о духовной, нежели о материальной пище. Вообще-то я вначале вступил в КПСС. Мне уж было за сорок. Но в то время в партии появилось много интересной молодежи, которая, как мне казалось, стремилась дать новое развитие нашей национальной мысли. Но вскоре понял, что ошибся. И пошел в церковь искать пищу для души.
- Говорят, человека лучше всего характеризует то, о чем он мечтает. Вы могли бы поделиться своей самой сокровенной мечтой?
- Все просто: мечтаю о любви.
- Вам ее не хватает?
- Нет, в другом смысле. О любви всех ко всем и каждого к каждому. Как учит Библия. Скажете, утопия? Но вы ведь спросили о мечте. А мечта - это и есть то сокровенное желание, которое далеко не всегда сбывается.
- Дай Бог, чтобы ваша сбылась хоть когда-нибудь, ибо она имеет общечеловеческую направленность.
- Да, люди б этом мечтают, наверное, с тех пор, как стали людьми. Собственно, и искусство зародилось, как попытка выразить мечту об этом. Так что в данном смысле я мечтатель по профессии. Чем и горжусь.

 

Сергей Турченко
20 декабря 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 января
среда
2021

В этот день:

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Родился в селе Солдатское ныне Ефремовского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую академию в 1932 году и курсы лётчиков при Качинской военной авиашколе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 годов (с мая 1937 по ноябрь 1938). С декабря 1938 года — член Военного совета ВВС РККА, дивизионный комиссар. В августе 1940-го года понижен в звании до полковника и назначен командиром 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка в Прибалтийский Особый военный округ.

В Великую Отечественную войну участвовал в боевых действиях на Северо-Западном фронте. В августе 1941-го отозван с фронта. В 1941—1943 годах — начальник Тамбовской школы младших авиаспециалистов, с марта 1943 года — командир 292-й штурмовой авиационной дивизии, С 28 мая 1943го — генерал-майор авиации. С декабря 1944 года — командир 1-го польского смешанного авиационного корпуса. За умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и ВМФ 21 февраля 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945-го — командующий 4-м штурмовым авиационным корпусом. С 1 марта 1946-го — генерал-лейтенант авиации. С февраля 1947 года — командующий 16-й воздушной армией. С июня 1949 года — 1-й заместитель, с апреля 1953 — заместитель главкома ВВС. Генерал-полковник авиации (8.08.1955) С мая 1956 — генерал-инспектор ВВС, с февраля 1958 заместитель главкома ВВС по боевой подготовке. С 1962 года маршал авиации. В 1962—1969 годы — командующий дальней авиацией ВВС, с 1971 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 29 июня 1980 года в Москве.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Операция по освобождению Новгорода от фашистов началась 14 января 1944 года. Она стала первым этапом стратегической операции из так называемых десяти «Сталинских ударов» 1944 года. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. За время оккупации Новгород был почти полностью разрушен. Некоторые уникальные достопримечательности города безвозвратно погибли. Разрушения были столь велики, что воспринимались как непоправимая утрата части национальной культуры. Постановлением от 1 ноября 1945 года Новгород был включён в число 15 древнейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. К настоящему времени новгородскими реставраторами исследовано, восстановлено или законсервировано более 200 памятников зодчества, составляющих богатейшее наследие региона. По решению ЮНЕСКО в 1992 году 37 памятников и ансамблей Великого Новгорода были включены в Список Всемирного культурного наследия. 29 октября 2008 года президент России подписал Указ о присвоении Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы».

 

 

 

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

Bison — «Бизон») создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью и бомбовой нагрузкой, но меньшим радиусом действия. Эту машину впервые поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский, штурман А. И. Помазунов, радист И. И. Рыхлов, бортинженер Г. А. Нефедов, ведущие инженеры А. И. Никонов и И. Н. Квитко).

Из построенных серийно 32-х самолётов, три погибли вместе с экипажами, едва родившись. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья — случилась при облете самолёта заводским экипажем (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых летчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте.

Технические характеристики:

Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)

Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)

Высота: 14,1 м

Площадь крыла: 326,35 м²

Масса пустого: 79 700 кг

Нормальная взлётная масса: 138 500 кг

Максимальная взлётная масса: 181 500 кг

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 947 км/ч

Практическая дальность: 8 100 км

Практический потолок: 11 000 м

Длина разбега: 1 470 м

Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках

Бомбовая нагрузка: нормальная: 5 000 кг, максимальная: 24 000 кг

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии