RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Подвиг лейтенанта Яфарова
6 марта 2015 г.

Подвиг лейтенанта Яфарова

6 марта 2000 года геройски погиб в бою с бандитами командир взвода специального назначения Джафяс Джафярович Яфаров
Северный флот не подведет?
1 июня 2018 г.

Северный флот не подведет?

1 июня 1933 года для обороны северных морских рубежей СССР была сформирована Северная военная флотилия с местом базирования в Кольском заливе.
Как нам его не хватает!
18 мая 2019 г.

Как нам его не хватает!

Всё чаще уходят в мир иной дорогие нашему сердцу люди. И ничего нам не остаётся — только помнить и молиться...
Русский Герой сирийской войны
11 апреля 2018 г.

Русский Герой сирийской войны

11 апреля 2016 года погибшему под сирийской Пальмирой российскому спецназовцу старшему лейтенанту Александру Прохоренко присвоено звание Героя России.
55 лет на семи ветрах
27 августа 2013 г.

55 лет на семи ветрах

Герои семьи: 28 августа 1958 года зарегистрировали свой брак Раиса Григорьевна и Лев Дмитриевич Сухинины
Главная » Герои нашего времени » Николай Пеньков: любовь и мечта

Николай Пеньков: любовь и мечта

21 декабря 2009 года ушел из жизни народный артист России Николай Васильевич Пеньков

Публикуем его последнее интервью, данное редактору Российского героического календаря.
Николай Пеньков: любовь и мечта

Николай Пеньков родился 4 января 1936 года на Орловщине. Окончил горный техникум в Липецке, работал два года в Магнитогорске, служил в армии на Дальнем Востоке.

В 1963 году окончил Школу-студию МХАТ (курс В. К. Монюкова) и до конца жизни работал во МХАТе (после раздела театра в 1987 года— во МХАТе им. М. Горького под руководством Татьяны Дорониной), где сыграл более 60 ролей. В кино снимался с 1960 года. На его счету более 30 фильмов, самые известные из которых "Щит и меч", "Вечный зов", "Долги наши", "Дождь в чужом городе", "Лебедев против Лебедева» и др.

Он ушел из этой жизни 21 декабря 2009 года.
Мы были близко знакомы с Николаем Васильевичем в последние годы его жизни, которую он проживал смело, честно, никому не кланяясь и глубоко презирая американскую «зелень», духовный примитивизм янки и их российских прихлебателей.

- Я крестьянский сын, - рассказывал он мне. - Считается, что славяне в том уголке, где я родился, жили еще до Святослава. Когда он шел на хазар, как говорили раньше, "примучил" славянские племена, которые жили в верховьях Оки и Сосны. Это ныне Орловская область, по выражению Бунина, край предстепья. Память моя проснулась вместе с падением советского бомбардировщика за околицей нашей деревни. Был ночью бой вверху. Я спал с дедом в пуньке (это летнее помещение с земляным полом и без крыши). Мы выскочили. Огненный шар со страшным свистом валился с неба. И за деревней приземлился. Все туда побежали. Оттуда стал строчить пулемет. Только утром разобрались: наши летчики подумали, что упали в немецком тылу, отстреливались. Их потом увезли в медсанбат... И вот это первое детское воспоминание небесного огня, краснозвездной железной птицы и окровавленных, но не сдающихся офицеров-летчиков осталось со мною на всю жизнь. Всегда освящает душу и то, что с детства жил в бунинских местах. Это станция Измалково, деревня Глотово. Там было небольшое имение у сестры Бунина, в котором, как потом я узнал, наш великий соотечественник написал все лучшее, что создано им до революции. Замечательная была, тихая деревня, где на Троицу водили девчата хороводы, плели венки... Поехал я в прошлом году туда - ничего не осталось от деревни. Было 32 двора - теперь нигде даже пепелища не видно. На том месте, где жила сестра Бунина, где он творил, проходит сейчас дорога, а рядом с ней два пенсионера получили участок, строят дом. Рассказывают: копаем землю, какие-то черепки находим. Они даже не ведают, кто там жил! Вот так и отмирают кусочки души нации. Страшно! Больно!
- А что было дальше?
- После войны, окончив семилетку, уехал учиться в Липецкий горно-металлургический техникум. Не потому, что очень тянуло, а потому, что там давали форму. Семья жила бедно, и мне не во что одеться было. Когда приехал по распределению в Магнитогорск, помню, был выходной день. У меня два рубля в кармане. Пришел в заводоуправление. Вахтерша впустила в кабинет главного инженера, показала диван, где можно переспать, накормила чем-то, чайком напоила. А на следующий день меня уже назначили на должность прораба, дали место в общежитии, вернее, в так называемом интернате для молодых специалистов. Это было уникальное учреждение. Из него можно было не выходить год. Там имелось все: клуб, кинотеатр, богатейшая библиотека с множеством книг роскошных дореволюционных изданий, видимо, в свое время конфискованных у местных "буржуев".
Просто поразительные у меня воспоминания о той поре. Я, сопляк, молодой специалист, мог в любое время прийти к директору комбината и потребовать решения любого вопроса! А зарабатывали мы, горняки, не поверите, так, что деньги без счета лежали в тумбочке. Сколько нужно - столько и взял. Забегая вперед, скажу: когда я решил поступать в театральное, мама плакала, потому что рабочий человек в то время был кормильцем в семье.
- Так что же вас свернуло с рабочей стези?
- Еще когда учился в техникуме, учительница по литературе устраивала конкурсы чтецов. Мне это дело полюбилось. Потом на магнитогорском металлургическом комбинате участвовал в самодеятельном театре. В армии почувствовал к этому особый вкус. Я был авиационным связистом. Дальний Восток, Уссурийская тайга, воинская часть. Кругом на тысячи верст - никого. И вот несколько энтузиастов организовали там театр. Я сам ставил пьесы. Командир и политработник говорят: тебе, мол, учиться надо. И ведь на четыре месяца раньше срока отпустили со службы, чтобы я успел на вступительные экзамены в театральное училище. Такое доверие я не мог не оправдать и с первого захода поступил в студию МХАТа. Учился там с 1959 по 1963 год. Это было прекраснейшее время!
- А во МХАТе вы стали работать сразу после окончания студии?
- Да, в 1963 году. Как-то так пошло и пошло: одна роль, другая, третья... Через шесть лет уже дали заслуженного артиста РСФСР. Первые же роли оказались какими-то ударными, что ли. В пьесе "6 июля" я сыграл Якова Свердлова. В спектакле "Тяжкое обвинение" - следователя Каргина. В "Соловьиной ночи" Ежова у меня была главная роль сержанта Бородина. С трепетом и счастьем вспоминаю работу над ролями в спектаклях "Я вижу солнце", "Зимняя сказка"... Потом МХАТ разделился. Олег Ефремов сказал: "Ребята, мне трудно вами, такими разными, управлять, надо разбегаться. Я беру с собой моих единомышленников, а кто "не мои", пусть сами ищут место: могут подвал снять, могут на улице выступать"... Так и появилось в России два МХАТа.
- Давайте перейдем в кино. Как вы, удачливый театральный актер, связались с этим неблагодарным делом?
- Мой первый фильм - "Лебедев против Лебедева" режиссера Габая. Потом Владимир Басов пригласил сниматься в нашумевшем в свое время фильме "Щит и меч". Мы с Любшиным на роль Вайса пробовались полтора месяца. Басов сказал: "Коля, извини, у тебя профиль, может быть, и арийский, но морда, как ни крути, орловская". И дал мне роль Хакке. Обиды никакой не было. Кстати, мы как подружились тогда со Стасом Любшиным, так до сих пор дружим. Некоторых такая ситуация разъединяет, а нас, наоборот, соединила. Потом пошли "Вечный зов", где я играл Валентика, "Долги наши", "Дождь в чужом городе"...
- Еще лет двадцать назад ваше лицо, как говорится, не сходило с киноэкранов, сейчас же почти не снимаетесь. Почему?
- Приглашают на те роли, за которые перед детьми было бы стыдно. Когда нынешние киношники жалуются, что зритель на современные отечественные фильмы не ходит, я говорю: а что вы сотворили с киноискусством в последнее время? Да некоторые ваши фильмы обходить нужно за три километра и креститься.
- Чем, кроме театра, вы сейчас занимаетесь?
- Пишу рассказы о войне, о ее детском восприятии. Я так и назвал цикл: "Из-под стола". Некоторые опубликованы. Иногда с бунинскими рассказами, которые очень люблю, удается записаться на телевидении, радио. Сейчас, на мой взгляд, происходит деградация русской прозы. Помимо упадка темы, разрушается литературный русский язык. Бунин - это как родник для русского человека.
- А как складывалась личная жизнь?
- Жена - Пенькова Нина Степановна, инженер-экономист. Двое детей.
- Живете все вместе?
- Да, мне еще в советское время МХАТ дал прекрасную квартиру, где мы все вместе хорошо уживаемся.
- Машина, дача?
- В конце 80-х сумел поднасобирать на первую модель "Жигулей". На ней и езжу, правда, кузов поменял, ведь без гаража стоит. Личной дачи нет, но к даче тестя и тещи сделал небольшую пристроечку - и прекрасно.
- Как отпуска проводите? Чем увлекаетесь?
- Раньше любили всей семьей ездить в отпуск по стране, дикарями. Тогда ведь не было разгула преступности. Сейчас не ездим. Пишу в отпуске рассказы Это и есть самое большое увлечение. Другое - грибы! Тут люблю одиночество. Жена, дети долго не хотят ходить, кричат: "Папа, ау!" Нет, лучше уж одному.
- Интересно, когда вы - известный актер, один бродите по лесу, к вам другие грибники не пристают с просьбой дать автограф?
- Когда люди идут в лес, они одеваются так, что все похожи друг на друга. В лесу меня никто не узнает.
- Вы верующий?
- Да, конечно.
- А когда к вам пришла вера, ведь вы большую часть жизни прожили в атеистическом государстве?
- Вера всегда была. Как говорил Иван Карамазов брату Алеше, мол, если я своим "евклидовым умом" никак не могу понять, как две параллельные прямые, по теории Лобачевского, пересекаются, то как же я могу понять, есть ли Бог или нет. Я априори верю, что есть, но мира, им созданного, не приемлю.
- И все-таки, когда вы первый раз пошли в церковь?
- Когда начал задумываться больше о духовной, нежели о материальной пище. Вообще-то я вначале вступил в КПСС. Мне уж было за сорок. Но в то время в партии появилось много интересной молодежи, которая, как мне казалось, стремилась дать новое развитие нашей национальной мысли. Но вскоре понял, что ошибся. И пошел в церковь искать пищу для души.
- Говорят, человека лучше всего характеризует то, о чем он мечтает. Вы могли бы поделиться своей самой сокровенной мечтой?
- Все просто: мечтаю о любви.
- Вам ее не хватает?
- Нет, в другом смысле. О любви всех ко всем и каждого к каждому. Как учит Библия. Скажете, утопия? Но вы ведь спросили о мечте. А мечта - это и есть то сокровенное желание, которое далеко не всегда сбывается.
- Дай Бог, чтобы ваша сбылась хоть когда-нибудь, ибо она имеет общечеловеческую направленность.
- Да, люди б этом мечтают, наверное, с тех пор, как стали людьми. Собственно, и искусство зародилось, как попытка выразить мечту об этом. Так что в данном смысле я мечтатель по профессии. Чем и горжусь.

 

Сергей Турченко
21 декабря 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 ноября
пятница
2019

В этот день:

Конструктор вертолётов Михаил Миль

22 ноября 1909 года родился Михаил Леонтьевич Миль (умер в 1970), конструктор вертолётов. доктор технических наук (1945), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968).

Конструктор вертолётов Михаил Миль

22 ноября 1909 года родился Михаил Леонтьевич Миль (умер в 1970), конструктор вертолётов. доктор технических наук (1945), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968).

Коллективом конструкторов под его руководством были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и др.

С детства увлекался авиамоделированием, в двенадцатилетнем возрасте сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Новосибирске. В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт, но вскоре перевёлся на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске, поскольку там где была авиационная специализация. После окончания института работал в ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского, участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15, потом трудилмся на автожирном заводе заместителем Николая Камова.

В годы Великой Отечественной войны Миль был отправлен в эвакуацию в посёлок Билимбай. Там занимался усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости, за что был удостоен пяти правительственных наград.

В 1947 году М. Л. Миль был назначен главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению, созданного на базе завода № 383 минавиапрома. Первая машина ГМ-1 (Геликоптер Миля-1), созданная в ОКБ, была поднята в воздух 20 сентября 1948 года на аэродроме Захарково лётчиком-испытателем М. К. Байкаловым. В начале 1950 года, после серии испытаний, вышло постановление правительства о создании опытной серии из 15 вертолётов ГМ-1 под обозначением Ми-1. В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и др.

Первая радиосвязь самолёта с землей

22 ноября 1911 года инженер-подполковник Д. М. Сокольцов осуществил радиопередачу с самолёта, пилотируемого летчиком А. В. Панкратьевым, на землю. До этого для корректировки артиллерийской стрельбы с аэроплана приходилось передавать информацию артиллеристам эволюциями самолета, сбрасыванием вымпелов и т. д.

Первая радиосвязь самолёта с землей

22 ноября 1911 года инженер-подполковник Д. М. Сокольцов осуществил радиопередачу с самолёта, пилотируемого летчиком А. В. Панкратьевым, на землю. До этого для корректировки артиллерийской стрельбы с аэроплана приходилось передавать информацию артиллеристам эволюциями самолета, сбрасыванием вымпелов и т. д.

Аппаратура, на которой работал Сокольцов, состояла из закрепленного на груди передатчика, отдельного приемника и установленного под сиденьем электромотора. Антенной служил спущенный с хвоста самолета оголенный провод длиной 35 м, заканчивавшийся металлическим кругом метрового диаметра. Общий вес системы составлял около 30 килограммов.

Непокорённая полтавчанка Елена Убийвовк

22 ноября 1918 года родилась Елена Константиновна Убийвовк (расстреляна фашистами 26.05.1942), одна из руководителей комсомольского антифашистского подполья в Полтаве в годы Великой Отечественной войны, создательница подпольной группы «Непокорённая полтавчанка». Елена Константиновна Убийвовк была посмертно удостоенная звания Героя Советского Союза.

Непокорённая полтавчанка Елена Убийвовк

22 ноября 1918 года родилась Елена Константиновна Убийвовк (расстреляна фашистами 26.05.1942), одна из руководителей комсомольского антифашистского подполья в Полтаве в годы Великой Отечественной войны, создательница подпольной группы «Непокорённая полтавчанка». Елена Константиновна Убийвовк была посмертно удостоенная звания Героя Советского Союза.

После окончания Полтавской школы поступила в Харьковский университет. Будучи студенткой, познакомилась с Сергеем Сапиго (учился в школе красных комиссаров), с которым позже в годы оккупации работала в Полтавском подполье. Летом 1941 года, закончив 4 курса университета, приехала в Полтаву к родителям, где её и застала война. Создала подпольную группу «Непокорённая полтавчанка», в которую первоначально вошло девять комсомольцев. Вместе с товарищами она собирала оружие, вела антифашистскую агитацию среди жителей города. Подпольщики установили связь с партизанским отрядом под командованием коммуниста Жарова, который действовал в Диканьских лесах. Выполняя указания Жарова, регулярно принимали по радио из Москвы сводки Совинформбюро, печатали листовки (в течение шести месяцев распространили более 2 тысяч листовок). Кроме того, изготавливали различные документы и справки для членов подпольной организации, дававшие возможность свободно передвигаться по городу и окрестным селам.

Группа постепенно увеличилась до 20 человек; начальником штаба подпольной организации был Сергей Сапиго. Проводили диверсии: вывели из строя электростанцию, повреждали станки на механическом заводе, где ремонтировались немецкие танки. Организовали помощь военнопленным, находившимся в лагере: снабжали их штатской одеждой и продуктами питания, 18 военнопленным помогли бежать и переправиться в партизанский отряд. Подпольщики готовились к вооружённому выступлению в Полтаве, для чего приобрели винтовки и гранаты. Оккупационные власти в поиске подпольщиков задействовали группу «Цеппелин», карательные отряды эсэсовской дивизии «Мёртвая голова», шпионскую школу «Орион-00220». 6 мая 1942 года одновременно были арестованы и подвергнуты пыткам наиболее активные члены подполья. Елену Убийвовк пытали и допрашивали 26 раз.

26 мая 1942 года за городским кладбищем в Полтаве были расстреляны: Елена Константиновна Убийвовк, Сергей Терентьевич Сапиго, Борис Поликарпович Серга, Сергей Антонович Ильевски, Валентин Дмитриевич Сорока и Леонид Иванович Пузанов.

Из гестаповской тюрьмы Елене Убийвовк удалось переслать родителям предсмертные письма. Заверенные их копии до 1991 года хранились в Центральном архиве ЦК ВЛКСМ (материалы по Полтаве, 1942 г., л. 1—5), где сейчас — неизвестно. К счастью, они были частично опубликованы в сборнике «Советские партизаны» (М., 1961, стр. 513—514). И мы имеем возможность ознакомить читателей с этими свидетельствами душевной чистоты и величия этой советской патриотки.

ПИСЬМО ОТЦУ 12—13 мая 1942 г.

Папа, родной!

Ты мужчина и должен перенести все, что будет, как мужчина. У меня один на сто шансов выйти отсюда. Виноват в этом не Сергей,— он сделал все, что мог, чтобы спасти меня.

Я пишу не сгоряча, а хорошо все обдумав. Надежду не теряю до последней минуты и присутствия духа. Но если я погибну, помни — вот мое завещание: мама, верно, не переживет моей смерти, но ты должен жить и мстить, когда будет возможность.

Отсюда, из самого сердца фашизма, я ясно вижу, что это такое — все это утонченное зверство.

Смерти я не боюсь, но хочу, если не будет выхода, погибнуть от своей руки, поэтому заклинаю тебя всем, что для тебя свято, твоею любовью ко мне — принести мне, и сегодня же, опию, у нас дома есть в бутылке, ровно столько, сколько это нужно, чтобы умереть, ни больше, ни меньше, чтобы не промазать.

Я верю, что любя меня, это сделаешь. Помни, что я пишу не сгоряча и поспешности тоже не сделаю. Налей пузырек и вложи в хлеб. Лучше в кастрюлю с супом, супя вылью вон.

Я выполню свой долг — не впутаю невинных людей и, если нужно, стойко умру. . Но, чтобы избавить меня от мук, передай сегодня же, пока можно видеть, опий или морфий — тебе виднее, смертельную дозу — и будь молодцом, чтобы не сделать мне хуже. К пяти часам меня привезут в тюрьму, и там меня можно увидеть.

Друзьям передай: я уверена, что моя смерть будет отомщена. Валя — предательница, она наговорила на меня и Сергея. Сергей — молодец, и все это не забудь передать.

Каждое это слово — завещание, и если я буду знать, что все будет выполнено, буду спокойна.

Еще надежда есть, но решение мое неизменно, если ее не будет. Маму пока не волнуй.

Целую вас всех от всего сердца.
Привет друзьям.

 

ПИСЬМО РОДНЫМ

24—25 мая 1942 г.

Родные мои мама, папа, Верочка, Глафира.

Сегодня, завтра — я не знаю когда — меня расстреляют за то, что я не могу идти против своей совести, за то, что я комсомолка. Я не боюсь умирать и умру спокойно.

Я твердо знаю, что выйти отсюда я не могу. Поверьте — я пишу не сгоряча, я совершенно спокойна. Обнимаю вас всех в последний раз и крепко, крепко целую. Я не одинока и чувствую вокруг себя много любви и заботы. Умирать не страшно.

Целую всех от всего сердца.

Ляля.

 

Великий советский поэт-песенник Николай Добронравов

22 ноября 1928 года родился Николай Добронравов, поэт-песенник, лауреат Государственной премии СССР.

Великий советский поэт-песенник Николай Добронравов

22 ноября 1928 года родился Николай Добронравов, поэт-песенник, лауреат Государственной премии СССР.


Николай Добронравов родился в Ленинграде, в начале войны был эвакуирован в Горький. С 1942 года жил в Малаховке (Люберецкий район Московской области). Там окончил среднюю школу с золотой медалью. Имеет два высших образования: в 1950 году окончил Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ имени М. Горького, в 1952 году — Московский городской Учительский институт. Песни на его стихи — любимы советским народом по сей день.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии