RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Наши в Сирии
18 октября 2015 г.

Наши в Сирии

А где - американцы, просто неприлично говорить
Диктатура предательства
2 июня 2014 г.

Диктатура предательства

Что будет, если Украины не будет? Об этом размышляет известный политик генерал-полковник Леонид Ивашов
Виражи судьбы
8 ноября 2013 г.

Виражи судьбы

Маршал Советского Союза Дмитрий Тимофеевич Язов официально отмечает 90-летний юбилей.
МАКС-2013
27 августа 2013 г.

МАКС-2013

27 августа открылся очередной Международный авиакосмический салон в Жуковском
Подвиг Нвороссии
13 июля 2015 г.

Подвиг Нвороссии

Год назад началась героическая оборона Донецка от киевских фашистских захватчиков
Главная » Герои нашего времени » Первый цыган мира

Первый цыган мира

27 декабря 2014 года народному артисту СССР Николаю Алексеевичу Сличенко исполняется 80 лет

Не всем читателям РГК, верно, известно, что он – кавалер четырёх государственных орденов и двенадцати крупных общественных наград, а также лауреат добрых полутора десятков различных премий, в том числе – Государственной премии СССР.
Первый цыган мира

Помню, как в детстве родители часто брали меня на базар в еврейское местечко - село Яругу. Там каждое воскресенье разворачивалось огромное, бесконечное, многоголосое торжище... Когда впервые прочитал «Сорочинскую ярмарку» - радость на душе вспыхнула: как будто наш яружский базар описал великий Гоголь. Единственное отличие – на нашей ярмарке всегда было очень много цыган, о коих у Николая Васильевича совсем не сказано. Да оно и понятно. У нас - Днестр рядом, а за ним - Бессарабия, Румыния - извечный цыганский путь вплоть до Пиреней.

Страсть, как я любил смотреть на активно небритых, пышноусых цыган, торговавших всякого рода скобяными изделиями, на искромётных цыганок в темных, набитых, как соцветья гвоздик, юбках. Гадая, цыганки надсадно кричали от жадности: им все хотелось, чтобы вокруг собиралась толпа побольше, чтобы вослед одному облапошенному подходил другой и так до бесконечности, покуда над рынком не зажелтеет предзакатное тучное солнце. Жаль, мама не разрешала мне даже подходить к цыганкам. А так хотелось протянуть жгучей брюнетке ладонь и узнать, что ждут меня дороги дальние, казенные дома, молочные реки, кисельные берега и такие страшные успехи, которые даже гадалке не под силу прозрет.

Цыган в наших краях и до сих пор много. В молдавских Сороках – 35 километров от моего села – вообще обитает их цыганский барон всей Восточной Европы. Стоустая молва исстари приписывала этому племени разные грехи, среди которых главным было воровство. Ещё считалось, что цыганки запросто могут «напустить туману», как я теперь понимаю: загипнотизировать человека и, в конечном счёте, все равно обворовать его. Но странное дело, при этом ненависти к вечно кочующему народу никто из моих земляков никогда не испытывал. Веселые и суеверные хохлушки оказывались главным объектом гадания цыганок. На одной из них даже женился мой односельчанин. Хозяйкой чернявая была отменной и в поле ударно трудилась. Единственный недостаток имела: все украсть что-нибудь норовила. Даже ржаную краюху из собственного дома клала на подоконник, выходила на улицу и как бы уворовывала свой же хлеб. Так он ей казался слаще. О цыганах в нашей местности ходит великое множество всяких баек, как всегда лукавых, но с глубоким смыслом.

Зима, вьюга жуткая. Большая цыганская семья мёрзнет в шатре. Мать говорит: «Сейчас пойду в село к хохлам. Погадаю Маньке и возьму у неё муки, погадаю Палажке, она заплатит мне творогом. У Гапки парой яиц разживусь. Вернусь домой и наварю вареников. Самый малый цыганёнок: «Чур, я буду есть по два сразу!». Мама ему подзатыльник: «А не бери по два!»

Мужик, увидев, как цыган бьёт пацана, интересуется: за что? «Да вот хочу послать его с кувшином за водой - что б не разбил» - «Но это же глупо!» - «Глупо бить после того, как кувшин уже вдребезги».

Цыган молится: «Раё Исусо Христосо, Чяво Дэвлэскро, потангинэ ман, грешнонэс (Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго). И дай мне тот ум спереди, который у мужика сзади!»

Таинственная и скрытая жизнь цыган привлекала М.Сервантеса, В.Гюго, П.Мериме, Г.Лорку, И.Брамса, А.Пушкина, Л.Толстого, Н.Лескова, Ф.Достоевского, А.Куприна. И такой список можно продолжать. В самом деле, как не поразиться тому, что этот вечно кочующий народ сумел через века пронести свою ни на кого не похожую культуру - фольклор, песни, танцы, легенды, удивительно энергичный язык, даже беглый анализ которого позволяет утверждать, что прародиной цыган, безусловно, являлась великая, древняя Индия. Наверное, не случайно в энциклопедии братьев Гранат записано, что цыгане – самый загадочный в мире кочевой народ.

После всего сказанного, читателю должно быть понятно, почему одним из первых известных советских деятелей культуры, с которым я сделал интервью, придя на службу в газету «Красная звезда», стал Николай Алексеевич Сличенко. В ту пору (конец семидесятых) он уже был народным артистом СССР, главным художественным руководителем единственного в мире цыганского театра «Ромен». А ещё недавно сыграл красного конника Петю Бессарабца в бесподобной комедии «Свадьба в Малиновке». Естественно, готовясь к беседе, я разузнал о биографии моего героя и многое другое.

Сличенко вырос в большой цыганской семье, где кроме него было ещё четверо детей. Его первые впечатления, а точнее – потрясения, связаны с Великой Отечественной войной. Она началась, когда мальчишке шёл седьмой год.

- Страшнее смерти отца видеть горя мне и не приходилось. Всё было, как во сне: словно бы жуткий кошмар привиделся. Уже значительно позже по рассказам родных, по обрывкам собственных воспоминаний я восстановил ту трагическую картину. Мой папа, Алексей Архипович дружил с евреем Сашей. Поначалу фашисты в Харькове никого не трогали, а потом принялись расстреливать евреев. Отец отдал другу свой паспорт. Они были даже внешне похожими. Саше отцовский паспорт спас жизнь, а батю моего через пару недель гитлеровец убил прикладом автомата. я помню, как отец рухнул на землю и кровь у него на виске помню…

В конце войны семья остановилась в цыганском колхозе «Лоло Октябрь» (были и такие!) Новохоперского района Воронежской области. Работали все – взрослые и дети, восстанавливали разрушенное войной хозяйство. Здесь Николай впервые услышал о существовании в Москве цыганского театра «Ромэн». Мысль о том, чтобы поступить в эту труппу, глубоко запала в сознание юноши. Она казалась заветной и недосягаемой, но от того ещё более манящей. К тому же Коля отлично пел и неплохо плясал. От сельчан не раз слышал: «В театр бы тебе, Коля, в “Ромэн”». И в 1951 году решился. С котомкой за плечами и с пятью дореформенными рублями в кармане сел на товарный поезд и поехал в столицу.

Ну что дальше сказать, тебе читатель? Театр «Ромэн» существует в Москве с 1931 года. И никогда он не испытывал недостатка в актёрах. Ибо какой же настоящий цыган не поёт и не пляшет. К цыганкам это относится в той же мере. Поэтому руководство творческого коллектива всегда решало нелёгкую задачу выбора. С Николаем Сличенко подобной проблемы не существовало. Поразительный талант цыганского юноши решительно и безоговорочно привлёк к нему пристальное внимание ведущих мастеров театра: Ляли Черной, М.В. Скворцова, С.И. Андреева, М.И. Черкасова, С.Ф. Шишкова, И.И. Ром-Лебедева, В.Ф. Бизева, Н.Г. Нарожного, С.С. Золотарева, И.В. Хрусталева. Корифеи цыганского театра сразу поняли: в их ряды влился настоящий самородок. Так Сличенко стал самым младшим актёром труппы, будучи почти что безграмотным. Зато он присутствовал на всех репетициях, на всех спектаклях, участвовал во всех массовых сценах и за очень короткое время уже знал наизусть тексты всех без исключения мужских ролей из репертуара театра. Даже выходя в народных сценах, он получал несказанное удовольствие оттого, что дышал воздухом театра. Ну и, разумеется, ждал своей большой роли – какой же солдат не мечтает стать генералом. Помог стандартный хрестоматийный театральный случай, правда, самим же Сличенко тщательно разработанный.

…Однажды театр выехал со спектаклем «Четыре жениха» по пьесе И.Хрусталёва в Загорск – нынче Сергиев-Посад. Николай сел рядом со своим учителем Шишковым и открытым текстом заговорил: «Сергей Фёдорович, видит Бог, что я желаю вам цыганского здоровья до ста лет и больше, но в Загорске вам следует резко «заболеть». Это не столичная сцена и мне разрешат вас заменить. В Москве такого случая мне придётся ждать незнамо сколько». Шишков играл в спектакле главную роль Лексы. Разумеется, он понимал всю степень риска, которую брал на себя, но ещё больше переживал и волновался за своего любимого ученика. Если тот провалится, то очень долго – на годы - его на пушечный выстрел не допустят к сцене. Но, как говорится, кто не рискует, тот не пьёт шампанского. Так вот после спектакля, прошедшего с фантастическим успехом вся труппа пила шампанское.

Тот случай с заменой основного исполнителя в спектакле не прошел бесследно. На Сличенко обратили внимание, в него поверили, и вскоре предложили сыграть Дмитрия в драме «Грушенька» по повести Н. Лескова «Очарованный странник». Вместе с ним тогда работали ведущие актёры театра Ляля Черная и Иван Ром-Лебедев. Сличенко с блеском выдержал и это испытание. Его стали вводить во все спектакли текущего репертуара. Уже через четыре года Николай Алексеевич прочно вошёл в основной репертуар. Помимо Дмитрия в «Грушеньке» и офицера Чанго в пьесе «Сломанный кнут» он играл в спектаклях «Дочь шатров» (Марко), «Родился я в таборе» (Николай), «Горячая кровь» (Барбаро), «Кабачок “Макрель”» (Яшка-король), «Сын Мадонны» (Дженарино), «Ром Баро» (Иван Кале), «Ты – герой, я – герой» (Ренальдо), «Марианна Пинеда» (Фернандо), «Девчонка из табора» (Коля), «Я – цыганка» (Лацо), «Верность» (Василь), «Человек-волк» (Нандо), «Любовь и смерть» (Ярго), «Сонни и Махиваль» (Махиваль) и во многих других. С тех пор и по настоящее время Сличенко сыграл около семи десятков ролей в родном театре, снялся в ряде фильмов.

Вполне закономерным на пути стремительного творческого роста был переход Николая Сличенко к режиссуре. Начинал он ассистентом, но тоже очень быстро по театральным меркам начал ставить спектакли самостоятельно. Вот лишь некоторые из них: «Грушенька» И.Штока по Н.Лескову, «Мы – цыгане» И.Ром-Лебедева и Н.Сличенко, «Непоклонов» Н.Мирошниченко, «Огненные кони» И.Ром-Лебедева, «Братья» З.Тоболкина, «Четыре жениха» И.Хрусталева, «Живой труп» Л.Толстого, «Верность» Г.Кашубы, «Птицам нужно небо» И.Ром-Лебедева, «Графиня-цыганка» П.Градова.

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

V.Kris 26.12.2014 в 16:00 # Ответить
Сличил своё отношение к Сличенко с авторским и особых отличий не нашёл. Всегда был в восторге от "Мы - цыгане" и от романсов над которыми плакал Леонид Брежнев.
Но цыганка меня один раз чуть не украла. Дело было так. Начиная с детского сада и до совершеннолетия, я проводил все летние каникулы у моей бабушки по материнской линии (она у меня, царство ей небесное, была из терских казаков) в предгорьях горы Бештау, на далёкой окраине Пятигорска, ближе к станции Скачки. Совсем недалёко от нас, за железной дорогой, в поле, переходящем в холмы, подпирающие огромный разлапистый пятивершинный массив Бешта́у (с карачаево-балкарского беш — пять и тау — гора) в те годы (50-е) стоял цыганский табор. Цыгане часто ходили у нас по домам, предлагали погадать и т.п. Я даже бегал в табор и играл с цыганятами. Но, вот в самом Пятигорске, на базаре, когда моя мама с кем-то заболталась, меня взяла за руку цыганка и повела за собой. Она мне что-то строго говорила, но я не понял. Дошли мы до следующей улицы и я, наконец, вежливо спросил: "Тётя, куда вы меня ведёте?". Цыганка, как сейчас принято говорить, была в шоке. Она думала, что я свой, просто потерялся. Я и сейчас довольно смуглый и черноглазый - в маму, а тогда воще был вылитый цыганёнок... Вот такая история. Не новогодняя, но всё же.
Здоровья, счастья, оптимизма и всего самого доброго в Новом году всем-всем, кто читает эти строки!
Геннадий Алехин 26.12.2014 в 16:42 # Ответить
Я учился в одном классе с племянницей Н.Сличенко Ларисой.Она частенько приносила фотографии,на которых она с ДЯДЕЙ.Уже в те годы(середина 60-х),мы считали его мэтром советской песни.Потому и завидовали Ларисе.Многие в Харькове до сих пор помнят и любят,во всяком случае,люди моего поколения.Вспомнил об этом,читая интересные и,во многом,поучительные заметки Михаила Захарчука.В 2015 немало славных дат и юбилеев.Наверняка у автора что-то припасено в архивах.Пора сдувать пыль.
Александр Ушар 26.12.2014 в 18:51 # Ответить
Душевно! Зарисовка музыкальна, как цыганская композиция. Но, отдавая должное мастерству автора, не могу согласиться с заголовком. Практика показала: Николай Алексеевич - первый цыган России. И это достаточно круто! открыт для возражений.
Андрей 26.12.2014 в 19:09 # Ответить
Михаил в очередной раз удивил меня широтой и разнообразием своих творческих знакомств. Узнал для себя много нового, что со мной происходит всегда, когда читаю Захарчука.
Александр Костенко 26.12.2014 в 19:45 # Ответить
Просто влюблен с детства в этого актера! В его песни, его голос, его белозубую улыбку! Действительно, как уже отметили до меня, умное перо автора очерка абсолютно предвосхитило те чувства и эмоции, которые у большинства его читателей вызывает почти легендарный образ Главного Цыгана Мира. Героя очерка - со славным Юбилеем, автора - с очередным талантливым произведением! А всех завсегдатаев "РГК" - с наступающим 2015 годом!


И, право-слово, по-хорошему льстит тот факт, что автор выше опубликованного прекрасного очерка М.А.Захарчук, с которым мы в последнее время по-настоящему сдружились (пусть пока и заочно), лично знаком с Николаем Алексеевичем Сличенко. Опосредованно
Валерий Пинчук 27.12.2014 в 12:50 # Ответить
Спасибо Михаилу Захарчуку за добрые слова в адрес Петра Сличенко, ярчайшего представителя цыганского народа.Впервые я увидел его в несравненной "Свадьбе в Малиновке". Именно Сличенко сформировал во мне толерантное отношение к этим, порой малопривлекательным, людям, способным на обман и жульничество. И все же их отличает одно несомненное качество - это песенный талант, умение зажечь, развеять серость и скуку. Искусство цыган - наше национальное достояние, мир давно уже по достоинству оценил его, а уважаемый Петр Сличенко сделал максимально много, чтобы оно вышло за рамки фольклора. Михаил Захарчук, в свою очередь, своим очерком тоже добавил нотку новизны. Спасибо!
Татьяна П. 27.12.2014 в 16:43 # Ответить
Сегодня читала новый очерк Михаила Захарчука с дороги, почти в походных условиях, в промёрзшем за два дня доме. Но читала с улыбкой и ощущала, что тепло идёт больше от слов, чем от печи.
Автор начинает с описания яркой картины детских воспоминаний.
И у меня параллельно свои воспоминания. Я спрашивала маму, почему у меня чёрные, как смородины, глаза и смуглая кожа. 0на загадочно улыбалась и отвечала:
- Цыгане везли тележку с детьми. Детей было так много, что незаметно выпала маленькая девочка. Нам стало жаль её, и мы тебя подобрали.
А Николая Сличенко впервые увидела и услышала по телевизору в восьмом классе в удивительно дружной семье моей одноклассницы. Отец у Наташи был преподавателем физики в речном училище и носил белоснежный китель с золочёными погонами, он мог играть на любом инструменте. Они с восхищением, самозабвенно слушали песни Николая Сличенко. Любовь к этому артисту прошла и идёт в месте нами по жизни.
Его загадочные, ни на что не похожие, рвущие душу песни впитали в себя романтику цыганских дорог, скитаний, скрип колёс кибитки, вольный воздух и дым цыганских костров, надрыв душевный, плач искренний. Их невозможно без волнения слушать и невозможно не любить.
Этот новый очерк Михаила Захарчука был волнующим, ярким, как тот цыганский костёр, у которого можно согреть душу.
Уважаемый и дорогой Николай Алексеевич, здоровья Вам крепкого. Пусть всегда поёт ваша душа, а наша любовь греет Вас.
Николай Ка 27.12.2014 в 20:18 # Ответить
Ну, что тут скажешь?! Ни добавить, ни убавить. Николай Сличенко, как истинный талант, уникален в своем роде. Подобных больше нет ни в целом мире, ни во всей Вселенной. И не будет – гении, к сожалению (или к счастью?) мать-природа еще раз повторить не в состоянии. Каждый экземпляр - единственный в своем роде.
Об авторе М.А.Захарчуке – только пару-тройку слов: как всегда, - отличная работа.
Виктор Андрусов 28.12.2014 в 00:06 # Ответить
Каждая публикация Миши Захарчука волнует, наводит на размышления и воспоминания. Мой старший брат Вячеслав мастерски играл на семиструнной гитаре и пел, подражая знаменитому Николаю Сличенко, которого он просто обожал. Эти чувства передались с детства и мне. В школьные годы брат Слава учил меня игре на гитаре. Это было так увлекательно, что я с нетерпением ждал звонка на последнем уроке, а потом бежал домой. хватал в руки гитару, играл и пел "Очи чёрные"... *Николая Сличенко любили всегда, но особенно в 60-70-80-е годы. Потом в силу своей скромности, как пишет автор публикации, он реже стал появляться на публике. Однако Сличенко остаётся признанным классиком цыганского искусства. СПАСИБО АВТОРУ МАТЕРИАЛА М. ЗАХАРЧУКУ. Новых творческих удач ему в 2015 году.
Анатолий 30.12.2014 в 11:24 # Ответить
Спасибо автору, что напоминает нам о людях, котоые украшают нашу жизнь. Помнится, переехав на учебу в Москву, мы в первые же выходные посетили театр "Ромэн". Желание было одно, увидеть на сцене Николая Сличенко, услышать его чудный, завораживающий голос. Память о той незабываемой встрече храню до сего времени. Тем и живу...

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 января
вторник
2020

В этот день:

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Вскоре была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина. Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн. Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

125 воинов - инженеров за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами. За подвиги во время Великой Отечественной войне и в послевоенное время более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

В ходе «реформирования» системы военного образования в 2006 году была ликвидирована главная кузница инженерных кадров — Военно-инженерная академия. 9 мая 2006 года преподаватели и слушатели академии последний раз участвовали в параде на Красной площади. 1 августа 2006 года академия присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации») в качестве структурного подразделения: Военного института (инженерных войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Паша Ангелина в 16 лет окончила курсы трактористов, через четыре года организовала женскую тракторную бригаду на Старо-Бешевской МТС (тогда не Донецкой, а Сталинской области), которая выполнила план на 129 % и заняла первое место среди других бригад. Выступая в Кремле на совещании передовиков сельского хозяйства с руководителями партии и правительства в 1935 году, Паша в ответ на реплику Сталина: «Кадры, кадры!» дала обязательство организовать еще 10 женских тракторных бригад. А в 1938 году она обратилась с призывом ко всем советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!». На призыв откликнулись 200 тысяч женщин. Так простая советская женщина стала активным государственным деятелем.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». О столкновении командир нашей ПЛ сразу же доложил командованию флота. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал аварийную ПЛ подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки в Камрани среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла.

После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Без акустических станций, практически на ощупь с развороченным носом К-10 добралась до своей базы. Это был подвиг, но никого не наградили...

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии