RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Звезда Героя майора Родионова
9 ноября 2018 г.

Звезда Героя майора Родионова

9 ноября 1965 года родился Евгений Николаевич Родионов, который геройски погиб 5 января 1996 года в Чечне
Мама, не ждите сына!
13 августа 2014 г.

Мама, не ждите сына!

Волна украинского горя американского разлива накрыла и Восток, и Запад республики, но есть большая разница: Новороссия защищает свой дом, а фашисты-бандеровцы пришли туда убивать и грабить
Русский Герой сирийской войны
11 апреля 2018 г.

Русский Герой сирийской войны

11 апреля 2016 года погибшему под сирийской Пальмирой российскому спецназовцу старшему лейтенанту Александру Прохоренко присвоено звание Героя России.
Моя добрая, милая Мама
21 июля 2017 г.

Моя добрая, милая Мама

21 июля 2017 года исполнилось 13 лет, как нет мамы. Есть жена, дети, внуки, друзья, книги, медленная старость и прогрессирующие болячки, а мамы нет.
Поле битвы - космос
27 мая 2013 г.

Поле битвы - космос

Генерал армии Сергей Шойгу с Генштабом начали внезапную проверку войск Воздушно-космической обороны
Главная » Герои нашего времени » Первый цыган мира

Первый цыган мира

27 декабря 2014 года народному артисту СССР Николаю Алексеевичу Сличенко исполняется 80 лет

Не всем читателям РГК, верно, известно, что он – кавалер четырёх государственных орденов и двенадцати крупных общественных наград, а также лауреат добрых полутора десятков различных премий, в том числе – Государственной премии СССР.
Первый цыган мира

Помню, как в детстве родители часто брали меня на базар в еврейское местечко - село Яругу. Там каждое воскресенье разворачивалось огромное, бесконечное, многоголосое торжище... Когда впервые прочитал «Сорочинскую ярмарку» - радость на душе вспыхнула: как будто наш яружский базар описал великий Гоголь. Единственное отличие – на нашей ярмарке всегда было очень много цыган, о коих у Николая Васильевича совсем не сказано. Да оно и понятно. У нас - Днестр рядом, а за ним - Бессарабия, Румыния - извечный цыганский путь вплоть до Пиреней.

Страсть, как я любил смотреть на активно небритых, пышноусых цыган, торговавших всякого рода скобяными изделиями, на искромётных цыганок в темных, набитых, как соцветья гвоздик, юбках. Гадая, цыганки надсадно кричали от жадности: им все хотелось, чтобы вокруг собиралась толпа побольше, чтобы вослед одному облапошенному подходил другой и так до бесконечности, покуда над рынком не зажелтеет предзакатное тучное солнце. Жаль, мама не разрешала мне даже подходить к цыганкам. А так хотелось протянуть жгучей брюнетке ладонь и узнать, что ждут меня дороги дальние, казенные дома, молочные реки, кисельные берега и такие страшные успехи, которые даже гадалке не под силу прозрет.

Цыган в наших краях и до сих пор много. В молдавских Сороках – 35 километров от моего села – вообще обитает их цыганский барон всей Восточной Европы. Стоустая молва исстари приписывала этому племени разные грехи, среди которых главным было воровство. Ещё считалось, что цыганки запросто могут «напустить туману», как я теперь понимаю: загипнотизировать человека и, в конечном счёте, все равно обворовать его. Но странное дело, при этом ненависти к вечно кочующему народу никто из моих земляков никогда не испытывал. Веселые и суеверные хохлушки оказывались главным объектом гадания цыганок. На одной из них даже женился мой односельчанин. Хозяйкой чернявая была отменной и в поле ударно трудилась. Единственный недостаток имела: все украсть что-нибудь норовила. Даже ржаную краюху из собственного дома клала на подоконник, выходила на улицу и как бы уворовывала свой же хлеб. Так он ей казался слаще. О цыганах в нашей местности ходит великое множество всяких баек, как всегда лукавых, но с глубоким смыслом.

Зима, вьюга жуткая. Большая цыганская семья мёрзнет в шатре. Мать говорит: «Сейчас пойду в село к хохлам. Погадаю Маньке и возьму у неё муки, погадаю Палажке, она заплатит мне творогом. У Гапки парой яиц разживусь. Вернусь домой и наварю вареников. Самый малый цыганёнок: «Чур, я буду есть по два сразу!». Мама ему подзатыльник: «А не бери по два!»

Мужик, увидев, как цыган бьёт пацана, интересуется: за что? «Да вот хочу послать его с кувшином за водой - что б не разбил» - «Но это же глупо!» - «Глупо бить после того, как кувшин уже вдребезги».

Цыган молится: «Раё Исусо Христосо, Чяво Дэвлэскро, потангинэ ман, грешнонэс (Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго). И дай мне тот ум спереди, который у мужика сзади!»

Таинственная и скрытая жизнь цыган привлекала М.Сервантеса, В.Гюго, П.Мериме, Г.Лорку, И.Брамса, А.Пушкина, Л.Толстого, Н.Лескова, Ф.Достоевского, А.Куприна. И такой список можно продолжать. В самом деле, как не поразиться тому, что этот вечно кочующий народ сумел через века пронести свою ни на кого не похожую культуру - фольклор, песни, танцы, легенды, удивительно энергичный язык, даже беглый анализ которого позволяет утверждать, что прародиной цыган, безусловно, являлась великая, древняя Индия. Наверное, не случайно в энциклопедии братьев Гранат записано, что цыгане – самый загадочный в мире кочевой народ.

После всего сказанного, читателю должно быть понятно, почему одним из первых известных советских деятелей культуры, с которым я сделал интервью, придя на службу в газету «Красная звезда», стал Николай Алексеевич Сличенко. В ту пору (конец семидесятых) он уже был народным артистом СССР, главным художественным руководителем единственного в мире цыганского театра «Ромен». А ещё недавно сыграл красного конника Петю Бессарабца в бесподобной комедии «Свадьба в Малиновке». Естественно, готовясь к беседе, я разузнал о биографии моего героя и многое другое.

Сличенко вырос в большой цыганской семье, где кроме него было ещё четверо детей. Его первые впечатления, а точнее – потрясения, связаны с Великой Отечественной войной. Она началась, когда мальчишке шёл седьмой год.

- Страшнее смерти отца видеть горя мне и не приходилось. Всё было, как во сне: словно бы жуткий кошмар привиделся. Уже значительно позже по рассказам родных, по обрывкам собственных воспоминаний я восстановил ту трагическую картину. Мой папа, Алексей Архипович дружил с евреем Сашей. Поначалу фашисты в Харькове никого не трогали, а потом принялись расстреливать евреев. Отец отдал другу свой паспорт. Они были даже внешне похожими. Саше отцовский паспорт спас жизнь, а батю моего через пару недель гитлеровец убил прикладом автомата. я помню, как отец рухнул на землю и кровь у него на виске помню…

В конце войны семья остановилась в цыганском колхозе «Лоло Октябрь» (были и такие!) Новохоперского района Воронежской области. Работали все – взрослые и дети, восстанавливали разрушенное войной хозяйство. Здесь Николай впервые услышал о существовании в Москве цыганского театра «Ромэн». Мысль о том, чтобы поступить в эту труппу, глубоко запала в сознание юноши. Она казалась заветной и недосягаемой, но от того ещё более манящей. К тому же Коля отлично пел и неплохо плясал. От сельчан не раз слышал: «В театр бы тебе, Коля, в “Ромэн”». И в 1951 году решился. С котомкой за плечами и с пятью дореформенными рублями в кармане сел на товарный поезд и поехал в столицу.

Ну что дальше сказать, тебе читатель? Театр «Ромэн» существует в Москве с 1931 года. И никогда он не испытывал недостатка в актёрах. Ибо какой же настоящий цыган не поёт и не пляшет. К цыганкам это относится в той же мере. Поэтому руководство творческого коллектива всегда решало нелёгкую задачу выбора. С Николаем Сличенко подобной проблемы не существовало. Поразительный талант цыганского юноши решительно и безоговорочно привлёк к нему пристальное внимание ведущих мастеров театра: Ляли Черной, М.В. Скворцова, С.И. Андреева, М.И. Черкасова, С.Ф. Шишкова, И.И. Ром-Лебедева, В.Ф. Бизева, Н.Г. Нарожного, С.С. Золотарева, И.В. Хрусталева. Корифеи цыганского театра сразу поняли: в их ряды влился настоящий самородок. Так Сличенко стал самым младшим актёром труппы, будучи почти что безграмотным. Зато он присутствовал на всех репетициях, на всех спектаклях, участвовал во всех массовых сценах и за очень короткое время уже знал наизусть тексты всех без исключения мужских ролей из репертуара театра. Даже выходя в народных сценах, он получал несказанное удовольствие оттого, что дышал воздухом театра. Ну и, разумеется, ждал своей большой роли – какой же солдат не мечтает стать генералом. Помог стандартный хрестоматийный театральный случай, правда, самим же Сличенко тщательно разработанный.

…Однажды театр выехал со спектаклем «Четыре жениха» по пьесе И.Хрусталёва в Загорск – нынче Сергиев-Посад. Николай сел рядом со своим учителем Шишковым и открытым текстом заговорил: «Сергей Фёдорович, видит Бог, что я желаю вам цыганского здоровья до ста лет и больше, но в Загорске вам следует резко «заболеть». Это не столичная сцена и мне разрешат вас заменить. В Москве такого случая мне придётся ждать незнамо сколько». Шишков играл в спектакле главную роль Лексы. Разумеется, он понимал всю степень риска, которую брал на себя, но ещё больше переживал и волновался за своего любимого ученика. Если тот провалится, то очень долго – на годы - его на пушечный выстрел не допустят к сцене. Но, как говорится, кто не рискует, тот не пьёт шампанского. Так вот после спектакля, прошедшего с фантастическим успехом вся труппа пила шампанское.

Тот случай с заменой основного исполнителя в спектакле не прошел бесследно. На Сличенко обратили внимание, в него поверили, и вскоре предложили сыграть Дмитрия в драме «Грушенька» по повести Н. Лескова «Очарованный странник». Вместе с ним тогда работали ведущие актёры театра Ляля Черная и Иван Ром-Лебедев. Сличенко с блеском выдержал и это испытание. Его стали вводить во все спектакли текущего репертуара. Уже через четыре года Николай Алексеевич прочно вошёл в основной репертуар. Помимо Дмитрия в «Грушеньке» и офицера Чанго в пьесе «Сломанный кнут» он играл в спектаклях «Дочь шатров» (Марко), «Родился я в таборе» (Николай), «Горячая кровь» (Барбаро), «Кабачок “Макрель”» (Яшка-король), «Сын Мадонны» (Дженарино), «Ром Баро» (Иван Кале), «Ты – герой, я – герой» (Ренальдо), «Марианна Пинеда» (Фернандо), «Девчонка из табора» (Коля), «Я – цыганка» (Лацо), «Верность» (Василь), «Человек-волк» (Нандо), «Любовь и смерть» (Ярго), «Сонни и Махиваль» (Махиваль) и во многих других. С тех пор и по настоящее время Сличенко сыграл около семи десятков ролей в родном театре, снялся в ряде фильмов.

Вполне закономерным на пути стремительного творческого роста был переход Николая Сличенко к режиссуре. Начинал он ассистентом, но тоже очень быстро по театральным меркам начал ставить спектакли самостоятельно. Вот лишь некоторые из них: «Грушенька» И.Штока по Н.Лескову, «Мы – цыгане» И.Ром-Лебедева и Н.Сличенко, «Непоклонов» Н.Мирошниченко, «Огненные кони» И.Ром-Лебедева, «Братья» З.Тоболкина, «Четыре жениха» И.Хрусталева, «Живой труп» Л.Толстого, «Верность» Г.Кашубы, «Птицам нужно небо» И.Ром-Лебедева, «Графиня-цыганка» П.Градова.

Тема человека, его призвания, предназначения, борьбы и нравственных исканий стала основной в работе Сличенко как режиссера. В своём дипломном спектакле «Грушенька» (в 1972 году Николай Алексеевич окончил высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе под руководством А.Гончарова) он показал родство душ цыганского и русского народов. Его волновала социальная и нравственная тема произведения. Режиссёр не просто возобновил старую постановку, а создал совершенно новый спектакль, окрасив сценическое повествование о трагической судьбе молодой цыганки Грушеньки в тревожные, но и возвышенно-романтические тона. Журнал «Театральная жизнь» писал о премьере: «Родилась новая “Грушенька”. И вместе с ней родился новый талантливый режиссер – Николай Сличенко». Так сложилась судьба этого спектакля, что Николаю Сличенко пришлось переиграть в нём все мужские роли, а за роль Голована он был удостоен звания лауреата первой премии «Театральная весна».

Но если говорить совсем уж откровенно, то мне лично среди многочисленных режиссёрских работ Сличенко особенно по душе спектакль «Мы – цыгане». По-моему это самая удачная работа не столько даже самого режиссёра, сколько всего творческого коллектива «Ромэна». Спектакль вобрал в свой сюжет многовековую историю цыган, воспетую гениями литературы и поэзии разных стран, и стал по-настоящему народным представлением – вещь давно и напрочь исчезнувшая с подмостков всех, без исключения, отечественных театров. Теперь в них, в основном, зрителя шокируют, эпатируют нелепостями, гениталиями, матом и прочими андеграундными изысками. А «Мы – цыгане» - это искромётные песни, красивые романсы, зажигательные танцы, серьёзные стихи и фрагменты из глубоких пьес. Подобное великолепие слилось здесь в яркий, трогательный рассказ о многовековой судьбе народа вольного, смелого, независимого, живущего по своим, особым законам. Это является главной причиной долголетия спектакля и неослабевающего интереса зрителей к нему. Центральное телевидение даже сняло фильм по этой постановке. За 38 лет спектакль был поставлен многим более 2000 раз. Он вошёл в «Книгу рекордов Гиннеса». Но главное другое: ни разу действо не проходило без участия Сличенко.

- Николай Алексеевич, я видел «Мы – цыгане» несколько раз и вослед вашему соавтору Ром-Лебедеву могу с полным основанием подтвердить – это театральное представление, во многом удавшаяся попытка философски осмыслить средствами сценического искусства судьбу цыганского народа. Ну просто – чудо-спектакль!

- Спасибо на добром слове. Но настоящее чудо, я в этом глубоко убеждён, произошло много раньше, чем я поставил этот спектакль. Сказать по правде, мне даже невдомёк, почему так случилось именно со мной. Мы дружили с соседским пареньком, моим ровесником. Во время войны он нашёл в своём сарае-развалюхе какую-то завалявшуюся широкую грязную доску, всю в мазуте. Даже в руки брать её было неприятно. Дружок уже размахнулся топором, чтобы ее разрубить (холодрыга стояла жуткая). И в это время я, сам не знаю почему, закричал (будто что-то меня толкнуло!): «Не надо рубить!» - «Ты чего, Коля?» - «Отдай мне!» - «Та ты що? Батько мене вб’є. Цэ ж цiла дровеняка – на стукы тэпла будэ!» Короче, не помню уже, что я ещё ему говорил, но дошло до того, что даже расплакался. Сосед и сунул эту доску мне под фуфайку. Дома мама кое-как протёрла доску и ахнула: «Сыночек, это же икона!». Поставила находку в угол, а через несколько дней доска всеми красками засияла. Оказалось, это икона «Знамение» Божьей Матери»! Ею меня мама и благословила на поездку в столицу.

- Полагаю, что читателям РГК небезынтересно будет услышать рассказ о театре «Ромэн» из уст его бессменного руководителя в продолжение почти четырёх десятилетий.

- Московский Цыганский театр, на самом деле, единственным в мире. Начало свое он берет с цыганского хора под управлением известного дирижера Егора Полякова. Была в этом коллективе цыганская комсомольская ячейка, куда входили Д. Михайлов, Г. Лебедев, С. Поляков, И. Ром-Медведев, К. Леонтьев. Вот эта группа и образовала цыганский театральный коллектив. В районе Петровского парка был образован красный уголок, где собиралось много цыганской молодежи. С тех пор всё и пошло.

20 декабря 1930 года в газете «Вечерняя Москва» появилось объявление о том, что начинаются приемные экзамены в студию Индоромэнского (цыганского) театра. Слово "индо" указывало на происхождение цыган из Индии. Правда, надежда на то, что придет молодежь из табора, была очень слабая. Ну, кто, казалось, из кочевых цыган, почти сплошь неграмотных, прочтет объявление в «Вечерке»? Однако когда члены приемной комиссии вошли в зал, отведенный для просмотра выступлений будущих студийцев, они обнаружили, что яблоку упасть было физически негде.

В тот день было отобрано 20 человек. Торжественное открытие студии состоялось 24 января 1931 года. Первый спектакль, сыгранный молодым творческим коллективом, назывался «Жизнь на колесах». Так впервые в мире цыгане заговорили на своем родном языке о своих волнующих проблемах. Так впервые появилось осмысленное и организованное сюжетное театральное действо, выкристаллизовалась глубокая социальная мысль в цыганском искусстве, выработалось осознанное творческое направление, состоялся творческий коллектив единомышленников, занявший по праву свое достойное место в тогдашнем многонациональном советском театре. Для цыганского народа это событие равнялось почти социальной революции.

Решающее значение в становлении нашего театра, в художественном воспитании молодого коллектива имело то обстоятельство, что в самом процессе приняли деятельное участие такие мастера МХАТа, как М. Яншин, Б. Вершилов, П. Лесли, В. Сахновский. Они не только воспитывали молодых актеров, учили их мастерству, но просто взяли шефство над «Ромэном». В 1935 году во главе нашего коллектива встал выдающийся мастер русской сцены Михаил Михайлович Яншин, прекрасно знавший цыганское искусство. В репертуаре «Ромен» появились классические произведения. Яншин любил повторять: «Театр «Ромэн» должен быть не только театром пения, танцев и музыки, но и театром серьезного содержания, стремящимся соединить фольклор с большой драматургией, с нетленной классикой».

Фактически этой программе мы следуем по сей день. И если мы действительно заслужили высокую оценку своего труда не только отечественной, но и мировой критики, то в решающей степени потому, что наше искусство всегда опирается на достижения великого русского театра. И будет впредь всегда опираться. Ну а спектакль, о котором уже упоминалось - «Мы – цыгане» - я всегда сравниваю с букетом роз, подаренных русским братьям за их помощь и поддержку цыган.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

V.Kris 26.12.2014 в 16:00 # Ответить
Сличил своё отношение к Сличенко с авторским и особых отличий не нашёл. Всегда был в восторге от "Мы - цыгане" и от романсов над которыми плакал Леонид Брежнев.
Но цыганка меня один раз чуть не украла. Дело было так. Начиная с детского сада и до совершеннолетия, я проводил все летние каникулы у моей бабушки по материнской линии (она у меня, царство ей небесное, была из терских казаков) в предгорьях горы Бештау, на далёкой окраине Пятигорска, ближе к станции Скачки. Совсем недалёко от нас, за железной дорогой, в поле, переходящем в холмы, подпирающие огромный разлапистый пятивершинный массив Бешта́у (с карачаево-балкарского беш — пять и тау — гора) в те годы (50-е) стоял цыганский табор. Цыгане часто ходили у нас по домам, предлагали погадать и т.п. Я даже бегал в табор и играл с цыганятами. Но, вот в самом Пятигорске, на базаре, когда моя мама с кем-то заболталась, меня взяла за руку цыганка и повела за собой. Она мне что-то строго говорила, но я не понял. Дошли мы до следующей улицы и я, наконец, вежливо спросил: "Тётя, куда вы меня ведёте?". Цыганка, как сейчас принято говорить, была в шоке. Она думала, что я свой, просто потерялся. Я и сейчас довольно смуглый и черноглазый - в маму, а тогда воще был вылитый цыганёнок... Вот такая история. Не новогодняя, но всё же.
Здоровья, счастья, оптимизма и всего самого доброго в Новом году всем-всем, кто читает эти строки!
Геннадий Алехин 26.12.2014 в 16:42 # Ответить
Я учился в одном классе с племянницей Н.Сличенко Ларисой.Она частенько приносила фотографии,на которых она с ДЯДЕЙ.Уже в те годы(середина 60-х),мы считали его мэтром советской песни.Потому и завидовали Ларисе.Многие в Харькове до сих пор помнят и любят,во всяком случае,люди моего поколения.Вспомнил об этом,читая интересные и,во многом,поучительные заметки Михаила Захарчука.В 2015 немало славных дат и юбилеев.Наверняка у автора что-то припасено в архивах.Пора сдувать пыль.
Александр Ушар 26.12.2014 в 18:51 # Ответить
Душевно! Зарисовка музыкальна, как цыганская композиция. Но, отдавая должное мастерству автора, не могу согласиться с заголовком. Практика показала: Николай Алексеевич - первый цыган России. И это достаточно круто! открыт для возражений.
Андрей 26.12.2014 в 19:09 # Ответить
Михаил в очередной раз удивил меня широтой и разнообразием своих творческих знакомств. Узнал для себя много нового, что со мной происходит всегда, когда читаю Захарчука.
Александр Костенко 26.12.2014 в 19:45 # Ответить
Просто влюблен с детства в этого актера! В его песни, его голос, его белозубую улыбку! Действительно, как уже отметили до меня, умное перо автора очерка абсолютно предвосхитило те чувства и эмоции, которые у большинства его читателей вызывает почти легендарный образ Главного Цыгана Мира. Героя очерка - со славным Юбилеем, автора - с очередным талантливым произведением! А всех завсегдатаев "РГК" - с наступающим 2015 годом!


И, право-слово, по-хорошему льстит тот факт, что автор выше опубликованного прекрасного очерка М.А.Захарчук, с которым мы в последнее время по-настоящему сдружились (пусть пока и заочно), лично знаком с Николаем Алексеевичем Сличенко. Опосредованно
Валерий Пинчук 27.12.2014 в 12:50 # Ответить
Спасибо Михаилу Захарчуку за добрые слова в адрес Петра Сличенко, ярчайшего представителя цыганского народа.Впервые я увидел его в несравненной "Свадьбе в Малиновке". Именно Сличенко сформировал во мне толерантное отношение к этим, порой малопривлекательным, людям, способным на обман и жульничество. И все же их отличает одно несомненное качество - это песенный талант, умение зажечь, развеять серость и скуку. Искусство цыган - наше национальное достояние, мир давно уже по достоинству оценил его, а уважаемый Петр Сличенко сделал максимально много, чтобы оно вышло за рамки фольклора. Михаил Захарчук, в свою очередь, своим очерком тоже добавил нотку новизны. Спасибо!
Татьяна П. 27.12.2014 в 16:43 # Ответить
Сегодня читала новый очерк Михаила Захарчука с дороги, почти в походных условиях, в промёрзшем за два дня доме. Но читала с улыбкой и ощущала, что тепло идёт больше от слов, чем от печи.
Автор начинает с описания яркой картины детских воспоминаний.
И у меня параллельно свои воспоминания. Я спрашивала маму, почему у меня чёрные, как смородины, глаза и смуглая кожа. 0на загадочно улыбалась и отвечала:
- Цыгане везли тележку с детьми. Детей было так много, что незаметно выпала маленькая девочка. Нам стало жаль её, и мы тебя подобрали.
А Николая Сличенко впервые увидела и услышала по телевизору в восьмом классе в удивительно дружной семье моей одноклассницы. Отец у Наташи был преподавателем физики в речном училище и носил белоснежный китель с золочёными погонами, он мог играть на любом инструменте. Они с восхищением, самозабвенно слушали песни Николая Сличенко. Любовь к этому артисту прошла и идёт в месте нами по жизни.
Его загадочные, ни на что не похожие, рвущие душу песни впитали в себя романтику цыганских дорог, скитаний, скрип колёс кибитки, вольный воздух и дым цыганских костров, надрыв душевный, плач искренний. Их невозможно без волнения слушать и невозможно не любить.
Этот новый очерк Михаила Захарчука был волнующим, ярким, как тот цыганский костёр, у которого можно согреть душу.
Уважаемый и дорогой Николай Алексеевич, здоровья Вам крепкого. Пусть всегда поёт ваша душа, а наша любовь греет Вас.
Николай Ка 27.12.2014 в 20:18 # Ответить
Ну, что тут скажешь?! Ни добавить, ни убавить. Николай Сличенко, как истинный талант, уникален в своем роде. Подобных больше нет ни в целом мире, ни во всей Вселенной. И не будет – гении, к сожалению (или к счастью?) мать-природа еще раз повторить не в состоянии. Каждый экземпляр - единственный в своем роде.
Об авторе М.А.Захарчуке – только пару-тройку слов: как всегда, - отличная работа.
Виктор Андрусов 28.12.2014 в 00:06 # Ответить
Каждая публикация Миши Захарчука волнует, наводит на размышления и воспоминания. Мой старший брат Вячеслав мастерски играл на семиструнной гитаре и пел, подражая знаменитому Николаю Сличенко, которого он просто обожал. Эти чувства передались с детства и мне. В школьные годы брат Слава учил меня игре на гитаре. Это было так увлекательно, что я с нетерпением ждал звонка на последнем уроке, а потом бежал домой. хватал в руки гитару, играл и пел "Очи чёрные"... *Николая Сличенко любили всегда, но особенно в 60-70-80-е годы. Потом в силу своей скромности, как пишет автор публикации, он реже стал появляться на публике. Однако Сличенко остаётся признанным классиком цыганского искусства. СПАСИБО АВТОРУ МАТЕРИАЛА М. ЗАХАРЧУКУ. Новых творческих удач ему в 2015 году.
Анатолий 30.12.2014 в 11:24 # Ответить
Спасибо автору, что напоминает нам о людях, котоые украшают нашу жизнь. Помнится, переехав на учебу в Москву, мы в первые же выходные посетили театр "Ромэн". Желание было одно, увидеть на сцене Николая Сличенко, услышать его чудный, завораживающий голос. Память о той незабываемой встрече храню до сего времени. Тем и живу...

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
14 августа
пятница
2020

В этот день:

Георгиевский крест Козьмы Крючкова

14 августа 1914 года первым именным георгиевским крестом в ходе Первой мировой войны был награжден донской казак из хутора Нижний Калмыкос Козьма КРЮЧКОВ. С небольшим отрядом он вступил в бой с превосходящими силами противника в Пруссии, получил 16 ранений, но остался в строю, уничтожив при этом 11 пруссаков.

Снайперы Наталья Ковшова и Мария Поливанова

14 августа 1942 года погибли в бою Наталья Венедиктовна КОВШОВА и Мария Семеновна ПОЛИВАНОВА, снайперы, Герои Советского Союза (посмертно). У деревни Сутоки Новгородской области снайперов окружили фашисты. Наши девушки отстреливались до последнего патрона, а потом вместе с врагами подорвали себя гранатами.

Прославление царской семьи

14 августа 2000 года проходивший в Москве Архиерейский собор Русской православной церкви принял решение «о соборном прославлении новомучеников-исповедников российских», в том числе и членов царской семьи императора Николая Второго — императрицы Александры, цесаревича Алексея, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии