RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

День Вооруженных сил России
7 мая 2018 г.

День Вооруженных сил России

7 мая 1992 года из осколков Вооруженных сил СССР была сформирована современная Российская армия
Гибель космонавта № 0
23 марта 2016 г.

Гибель космонавта № 0

55 лет назад 23 марта 1961 года за 19 дней до полета Юрия Гагарина в Звездном городке произошла страшная трагедия
После молчания Путина
19 июня 2014 г.

После молчания Путина

Президент АНО «Переправа» Александр Нотин о перспективах развития украинского кризиса
Опасная служба вдали от России
15 февраля 2016 г.

Опасная служба вдали от России

15 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ О РОССИЯНАХ, ИСПОЛНЯВШИХ СЛУЖЕБНЫЙ ДОЛГ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ОТЕЧЕСТВА
Жажда песни
9 февраля 2014 г.

Жажда песни

От новых гимнов о новой Олимпиаде хочется выть
Главная » Герои нашего времени » Первый цыган мира

Первый цыган мира

27 декабря 2014 года народному артисту СССР Николаю Алексеевичу Сличенко исполняется 80 лет

Не всем читателям РГК, верно, известно, что он – кавалер четырёх государственных орденов и двенадцати крупных общественных наград, а также лауреат добрых полутора десятков различных премий, в том числе – Государственной премии СССР.
Первый цыган мира

Помню, как в детстве родители часто брали меня на базар в еврейское местечко - село Яругу. Там каждое воскресенье разворачивалось огромное, бесконечное, многоголосое торжище... Когда впервые прочитал «Сорочинскую ярмарку» - радость на душе вспыхнула: как будто наш яружский базар описал великий Гоголь. Единственное отличие – на нашей ярмарке всегда было очень много цыган, о коих у Николая Васильевича совсем не сказано. Да оно и понятно. У нас - Днестр рядом, а за ним - Бессарабия, Румыния - извечный цыганский путь вплоть до Пиреней.

Страсть, как я любил смотреть на активно небритых, пышноусых цыган, торговавших всякого рода скобяными изделиями, на искромётных цыганок в темных, набитых, как соцветья гвоздик, юбках. Гадая, цыганки надсадно кричали от жадности: им все хотелось, чтобы вокруг собиралась толпа побольше, чтобы вослед одному облапошенному подходил другой и так до бесконечности, покуда над рынком не зажелтеет предзакатное тучное солнце. Жаль, мама не разрешала мне даже подходить к цыганкам. А так хотелось протянуть жгучей брюнетке ладонь и узнать, что ждут меня дороги дальние, казенные дома, молочные реки, кисельные берега и такие страшные успехи, которые даже гадалке не под силу прозрет.

Цыган в наших краях и до сих пор много. В молдавских Сороках – 35 километров от моего села – вообще обитает их цыганский барон всей Восточной Европы. Стоустая молва исстари приписывала этому племени разные грехи, среди которых главным было воровство. Ещё считалось, что цыганки запросто могут «напустить туману», как я теперь понимаю: загипнотизировать человека и, в конечном счёте, все равно обворовать его. Но странное дело, при этом ненависти к вечно кочующему народу никто из моих земляков никогда не испытывал. Веселые и суеверные хохлушки оказывались главным объектом гадания цыганок. На одной из них даже женился мой односельчанин. Хозяйкой чернявая была отменной и в поле ударно трудилась. Единственный недостаток имела: все украсть что-нибудь норовила. Даже ржаную краюху из собственного дома клала на подоконник, выходила на улицу и как бы уворовывала свой же хлеб. Так он ей казался слаще. О цыганах в нашей местности ходит великое множество всяких баек, как всегда лукавых, но с глубоким смыслом.

Зима, вьюга жуткая. Большая цыганская семья мёрзнет в шатре. Мать говорит: «Сейчас пойду в село к хохлам. Погадаю Маньке и возьму у неё муки, погадаю Палажке, она заплатит мне творогом. У Гапки парой яиц разживусь. Вернусь домой и наварю вареников. Самый малый цыганёнок: «Чур, я буду есть по два сразу!». Мама ему подзатыльник: «А не бери по два!»

Мужик, увидев, как цыган бьёт пацана, интересуется: за что? «Да вот хочу послать его с кувшином за водой - что б не разбил» - «Но это же глупо!» - «Глупо бить после того, как кувшин уже вдребезги».

Цыган молится: «Раё Исусо Христосо, Чяво Дэвлэскро, потангинэ ман, грешнонэс (Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго). И дай мне тот ум спереди, который у мужика сзади!»

Таинственная и скрытая жизнь цыган привлекала М.Сервантеса, В.Гюго, П.Мериме, Г.Лорку, И.Брамса, А.Пушкина, Л.Толстого, Н.Лескова, Ф.Достоевского, А.Куприна. И такой список можно продолжать. В самом деле, как не поразиться тому, что этот вечно кочующий народ сумел через века пронести свою ни на кого не похожую культуру - фольклор, песни, танцы, легенды, удивительно энергичный язык, даже беглый анализ которого позволяет утверждать, что прародиной цыган, безусловно, являлась великая, древняя Индия. Наверное, не случайно в энциклопедии братьев Гранат записано, что цыгане – самый загадочный в мире кочевой народ.

После всего сказанного, читателю должно быть понятно, почему одним из первых известных советских деятелей культуры, с которым я сделал интервью, придя на службу в газету «Красная звезда», стал Николай Алексеевич Сличенко. В ту пору (конец семидесятых) он уже был народным артистом СССР, главным художественным руководителем единственного в мире цыганского театра «Ромен». А ещё недавно сыграл красного конника Петю Бессарабца в бесподобной комедии «Свадьба в Малиновке». Естественно, готовясь к беседе, я разузнал о биографии моего героя и многое другое.

Сличенко вырос в большой цыганской семье, где кроме него было ещё четверо детей. Его первые впечатления, а точнее – потрясения, связаны с Великой Отечественной войной. Она началась, когда мальчишке шёл седьмой год.

- Страшнее смерти отца видеть горя мне и не приходилось. Всё было, как во сне: словно бы жуткий кошмар привиделся. Уже значительно позже по рассказам родных, по обрывкам собственных воспоминаний я восстановил ту трагическую картину. Мой папа, Алексей Архипович дружил с евреем Сашей. Поначалу фашисты в Харькове никого не трогали, а потом принялись расстреливать евреев. Отец отдал другу свой паспорт. Они были даже внешне похожими. Саше отцовский паспорт спас жизнь, а батю моего через пару недель гитлеровец убил прикладом автомата. я помню, как отец рухнул на землю и кровь у него на виске помню…

В конце войны семья остановилась в цыганском колхозе «Лоло Октябрь» (были и такие!) Новохоперского района Воронежской области. Работали все – взрослые и дети, восстанавливали разрушенное войной хозяйство. Здесь Николай впервые услышал о существовании в Москве цыганского театра «Ромэн». Мысль о том, чтобы поступить в эту труппу, глубоко запала в сознание юноши. Она казалась заветной и недосягаемой, но от того ещё более манящей. К тому же Коля отлично пел и неплохо плясал. От сельчан не раз слышал: «В театр бы тебе, Коля, в “Ромэн”». И в 1951 году решился. С котомкой за плечами и с пятью дореформенными рублями в кармане сел на товарный поезд и поехал в столицу.

Ну что дальше сказать, тебе читатель? Театр «Ромэн» существует в Москве с 1931 года. И никогда он не испытывал недостатка в актёрах. Ибо какой же настоящий цыган не поёт и не пляшет. К цыганкам это относится в той же мере. Поэтому руководство творческого коллектива всегда решало нелёгкую задачу выбора. С Николаем Сличенко подобной проблемы не существовало. Поразительный талант цыганского юноши решительно и безоговорочно привлёк к нему пристальное внимание ведущих мастеров театра: Ляли Черной, М.В. Скворцова, С.И. Андреева, М.И. Черкасова, С.Ф. Шишкова, И.И. Ром-Лебедева, В.Ф. Бизева, Н.Г. Нарожного, С.С. Золотарева, И.В. Хрусталева. Корифеи цыганского театра сразу поняли: в их ряды влился настоящий самородок. Так Сличенко стал самым младшим актёром труппы, будучи почти что безграмотным. Зато он присутствовал на всех репетициях, на всех спектаклях, участвовал во всех массовых сценах и за очень короткое время уже знал наизусть тексты всех без исключения мужских ролей из репертуара театра. Даже выходя в народных сценах, он получал несказанное удовольствие оттого, что дышал воздухом театра. Ну и, разумеется, ждал своей большой роли – какой же солдат не мечтает стать генералом. Помог стандартный хрестоматийный театральный случай, правда, самим же Сличенко тщательно разработанный.

…Однажды театр выехал со спектаклем «Четыре жениха» по пьесе И.Хрусталёва в Загорск – нынче Сергиев-Посад. Николай сел рядом со своим учителем Шишковым и открытым текстом заговорил: «Сергей Фёдорович, видит Бог, что я желаю вам цыганского здоровья до ста лет и больше, но в Загорске вам следует резко «заболеть». Это не столичная сцена и мне разрешат вас заменить. В Москве такого случая мне придётся ждать незнамо сколько». Шишков играл в спектакле главную роль Лексы. Разумеется, он понимал всю степень риска, которую брал на себя, но ещё больше переживал и волновался за своего любимого ученика. Если тот провалится, то очень долго – на годы - его на пушечный выстрел не допустят к сцене. Но, как говорится, кто не рискует, тот не пьёт шампанского. Так вот после спектакля, прошедшего с фантастическим успехом вся труппа пила шампанское.

Тот случай с заменой основного исполнителя в спектакле не прошел бесследно. На Сличенко обратили внимание, в него поверили, и вскоре предложили сыграть Дмитрия в драме «Грушенька» по повести Н. Лескова «Очарованный странник». Вместе с ним тогда работали ведущие актёры театра Ляля Черная и Иван Ром-Лебедев. Сличенко с блеском выдержал и это испытание. Его стали вводить во все спектакли текущего репертуара. Уже через четыре года Николай Алексеевич прочно вошёл в основной репертуар. Помимо Дмитрия в «Грушеньке» и офицера Чанго в пьесе «Сломанный кнут» он играл в спектаклях «Дочь шатров» (Марко), «Родился я в таборе» (Николай), «Горячая кровь» (Барбаро), «Кабачок “Макрель”» (Яшка-король), «Сын Мадонны» (Дженарино), «Ром Баро» (Иван Кале), «Ты – герой, я – герой» (Ренальдо), «Марианна Пинеда» (Фернандо), «Девчонка из табора» (Коля), «Я – цыганка» (Лацо), «Верность» (Василь), «Человек-волк» (Нандо), «Любовь и смерть» (Ярго), «Сонни и Махиваль» (Махиваль) и во многих других. С тех пор и по настоящее время Сличенко сыграл около семи десятков ролей в родном театре, снялся в ряде фильмов.

Вполне закономерным на пути стремительного творческого роста был переход Николая Сличенко к режиссуре. Начинал он ассистентом, но тоже очень быстро по театральным меркам начал ставить спектакли самостоятельно. Вот лишь некоторые из них: «Грушенька» И.Штока по Н.Лескову, «Мы – цыгане» И.Ром-Лебедева и Н.Сличенко, «Непоклонов» Н.Мирошниченко, «Огненные кони» И.Ром-Лебедева, «Братья» З.Тоболкина, «Четыре жениха» И.Хрусталева, «Живой труп» Л.Толстого, «Верность» Г.Кашубы, «Птицам нужно небо» И.Ром-Лебедева, «Графиня-цыганка» П.Градова.

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

V.Kris 26.12.2014 в 16:00 # Ответить
Сличил своё отношение к Сличенко с авторским и особых отличий не нашёл. Всегда был в восторге от "Мы - цыгане" и от романсов над которыми плакал Леонид Брежнев.
Но цыганка меня один раз чуть не украла. Дело было так. Начиная с детского сада и до совершеннолетия, я проводил все летние каникулы у моей бабушки по материнской линии (она у меня, царство ей небесное, была из терских казаков) в предгорьях горы Бештау, на далёкой окраине Пятигорска, ближе к станции Скачки. Совсем недалёко от нас, за железной дорогой, в поле, переходящем в холмы, подпирающие огромный разлапистый пятивершинный массив Бешта́у (с карачаево-балкарского беш — пять и тау — гора) в те годы (50-е) стоял цыганский табор. Цыгане часто ходили у нас по домам, предлагали погадать и т.п. Я даже бегал в табор и играл с цыганятами. Но, вот в самом Пятигорске, на базаре, когда моя мама с кем-то заболталась, меня взяла за руку цыганка и повела за собой. Она мне что-то строго говорила, но я не понял. Дошли мы до следующей улицы и я, наконец, вежливо спросил: "Тётя, куда вы меня ведёте?". Цыганка, как сейчас принято говорить, была в шоке. Она думала, что я свой, просто потерялся. Я и сейчас довольно смуглый и черноглазый - в маму, а тогда воще был вылитый цыганёнок... Вот такая история. Не новогодняя, но всё же.
Здоровья, счастья, оптимизма и всего самого доброго в Новом году всем-всем, кто читает эти строки!
Геннадий Алехин 26.12.2014 в 16:42 # Ответить
Я учился в одном классе с племянницей Н.Сличенко Ларисой.Она частенько приносила фотографии,на которых она с ДЯДЕЙ.Уже в те годы(середина 60-х),мы считали его мэтром советской песни.Потому и завидовали Ларисе.Многие в Харькове до сих пор помнят и любят,во всяком случае,люди моего поколения.Вспомнил об этом,читая интересные и,во многом,поучительные заметки Михаила Захарчука.В 2015 немало славных дат и юбилеев.Наверняка у автора что-то припасено в архивах.Пора сдувать пыль.
Александр Ушар 26.12.2014 в 18:51 # Ответить
Душевно! Зарисовка музыкальна, как цыганская композиция. Но, отдавая должное мастерству автора, не могу согласиться с заголовком. Практика показала: Николай Алексеевич - первый цыган России. И это достаточно круто! открыт для возражений.
Андрей 26.12.2014 в 19:09 # Ответить
Михаил в очередной раз удивил меня широтой и разнообразием своих творческих знакомств. Узнал для себя много нового, что со мной происходит всегда, когда читаю Захарчука.
Александр Костенко 26.12.2014 в 19:45 # Ответить
Просто влюблен с детства в этого актера! В его песни, его голос, его белозубую улыбку! Действительно, как уже отметили до меня, умное перо автора очерка абсолютно предвосхитило те чувства и эмоции, которые у большинства его читателей вызывает почти легендарный образ Главного Цыгана Мира. Героя очерка - со славным Юбилеем, автора - с очередным талантливым произведением! А всех завсегдатаев "РГК" - с наступающим 2015 годом!


И, право-слово, по-хорошему льстит тот факт, что автор выше опубликованного прекрасного очерка М.А.Захарчук, с которым мы в последнее время по-настоящему сдружились (пусть пока и заочно), лично знаком с Николаем Алексеевичем Сличенко. Опосредованно
Валерий Пинчук 27.12.2014 в 12:50 # Ответить
Спасибо Михаилу Захарчуку за добрые слова в адрес Петра Сличенко, ярчайшего представителя цыганского народа.Впервые я увидел его в несравненной "Свадьбе в Малиновке". Именно Сличенко сформировал во мне толерантное отношение к этим, порой малопривлекательным, людям, способным на обман и жульничество. И все же их отличает одно несомненное качество - это песенный талант, умение зажечь, развеять серость и скуку. Искусство цыган - наше национальное достояние, мир давно уже по достоинству оценил его, а уважаемый Петр Сличенко сделал максимально много, чтобы оно вышло за рамки фольклора. Михаил Захарчук, в свою очередь, своим очерком тоже добавил нотку новизны. Спасибо!
Татьяна П. 27.12.2014 в 16:43 # Ответить
Сегодня читала новый очерк Михаила Захарчука с дороги, почти в походных условиях, в промёрзшем за два дня доме. Но читала с улыбкой и ощущала, что тепло идёт больше от слов, чем от печи.
Автор начинает с описания яркой картины детских воспоминаний.
И у меня параллельно свои воспоминания. Я спрашивала маму, почему у меня чёрные, как смородины, глаза и смуглая кожа. 0на загадочно улыбалась и отвечала:
- Цыгане везли тележку с детьми. Детей было так много, что незаметно выпала маленькая девочка. Нам стало жаль её, и мы тебя подобрали.
А Николая Сличенко впервые увидела и услышала по телевизору в восьмом классе в удивительно дружной семье моей одноклассницы. Отец у Наташи был преподавателем физики в речном училище и носил белоснежный китель с золочёными погонами, он мог играть на любом инструменте. Они с восхищением, самозабвенно слушали песни Николая Сличенко. Любовь к этому артисту прошла и идёт в месте нами по жизни.
Его загадочные, ни на что не похожие, рвущие душу песни впитали в себя романтику цыганских дорог, скитаний, скрип колёс кибитки, вольный воздух и дым цыганских костров, надрыв душевный, плач искренний. Их невозможно без волнения слушать и невозможно не любить.
Этот новый очерк Михаила Захарчука был волнующим, ярким, как тот цыганский костёр, у которого можно согреть душу.
Уважаемый и дорогой Николай Алексеевич, здоровья Вам крепкого. Пусть всегда поёт ваша душа, а наша любовь греет Вас.
Николай Ка 27.12.2014 в 20:18 # Ответить
Ну, что тут скажешь?! Ни добавить, ни убавить. Николай Сличенко, как истинный талант, уникален в своем роде. Подобных больше нет ни в целом мире, ни во всей Вселенной. И не будет – гении, к сожалению (или к счастью?) мать-природа еще раз повторить не в состоянии. Каждый экземпляр - единственный в своем роде.
Об авторе М.А.Захарчуке – только пару-тройку слов: как всегда, - отличная работа.
Виктор Андрусов 28.12.2014 в 00:06 # Ответить
Каждая публикация Миши Захарчука волнует, наводит на размышления и воспоминания. Мой старший брат Вячеслав мастерски играл на семиструнной гитаре и пел, подражая знаменитому Николаю Сличенко, которого он просто обожал. Эти чувства передались с детства и мне. В школьные годы брат Слава учил меня игре на гитаре. Это было так увлекательно, что я с нетерпением ждал звонка на последнем уроке, а потом бежал домой. хватал в руки гитару, играл и пел "Очи чёрные"... *Николая Сличенко любили всегда, но особенно в 60-70-80-е годы. Потом в силу своей скромности, как пишет автор публикации, он реже стал появляться на публике. Однако Сличенко остаётся признанным классиком цыганского искусства. СПАСИБО АВТОРУ МАТЕРИАЛА М. ЗАХАРЧУКУ. Новых творческих удач ему в 2015 году.
Анатолий 30.12.2014 в 11:24 # Ответить
Спасибо автору, что напоминает нам о людях, котоые украшают нашу жизнь. Помнится, переехав на учебу в Москву, мы в первые же выходные посетили театр "Ромэн". Желание было одно, увидеть на сцене Николая Сличенко, услышать его чудный, завораживающий голос. Память о той незабываемой встрече храню до сего времени. Тем и живу...

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 октября
вторник
2019

В этот день:

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Он родился в семье портового грузчика. Окончил церковно-приходскую школу. С 9 лет работал пастухом, кучером, батраком, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром на солеваренных заводах в Славянске, рулевым на барже. В мае 1915 года призван в Русский императорский флот, окончил школу рулевых Черноморского флота. Служил на минном тральщике. После Февральской революции избран председателем судового комитета. Член РКП(б) с февраля 1917 года. Во время Октябрьской революции командовал отрядом моряков, участвовал в установлении Советской власти в Одессе. Сразу после революции вступил в отряд Красной Гвардии. В Красной Армии с февраля 1918 года. В Гражданскую войну — комиссар штаба 2-й Революционной армии (Екатеринослав), командир и комиссар бронепоезда № 4, в 1920 году — командир-военком группы бронепоездов 13-й армии. Отличался храбростью, дважды ранен, один раз контужен в боях.

С 1934 года — в танковых войсках, командир 3-го отдельного танкового полка в Московском военном округе; с 2 мая 1935 года — командир 15-й механизированной бригады Украинского военного округа. С августа 1937 года — начальник автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 Особого) военного округа. С июня 1940 года начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления. Генерал-лейтенант танковых войск (4.06.1940).

С июля 1941 года — заместитель наркома обороны СССР — начальник Автобронетанкового управления РККА, с декабря 1942 года — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Генерал-полковник танковых войск (1.01.1943). Был представителем Ставки Верховного Главнокомандования в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, участник оборонительных операций Северо-Западного фронта в 1942 году и наступательной операции на Брянском фронте в июне-августе 1943 года, наступательных сражений на Воронежском фронте в 1943 году. Внёс в годы войны большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск, способов их применения в ходе военных действий, в повышение выпуска танков и в их техническое совершенствование исходя из опыта боевых действий. Первый, наряду с П. А. Ротмистровым, советский военачальник, которому присвоено воинское звание маршал бронетанковых войск (указ от 21 февраля 1944 года). После войны, с апреля 1946 года — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск

 

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Позже, накануне празднования 25-летия КБ, сам Туполев предложил считать датой образования конструкторского бюро 22 октября 1922 года. За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

 Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.

Ныне ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время основными направлениями деятельности компании являются продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

 Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом. Он был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. В сентябре 1942 г. здесь была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулемета. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк. Командир обороны острова И.К.Гусев 22 октября написал в записной книжке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побило много фашистов»

После войны на острове была расположена метеостанция. С 1991 года остров является необитаемым, последние смотрители маяка покинули его несколько лет назад, однако сам маяк, «зажженный» еще в СССР, функционирует исправно.

 

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя.

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя.

 Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя. Особенностью обслуживания такого реактора стала необходимость поддержания металлического сплава в расплавленном состоянии, когда температура его плавления составляла 125 °C. Лодка имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Под командованием И. И. Гуляева она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии