RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Русская национальная идея
17 сентября 2014 г.

Русская национальная идея

О ней говорят десятилетия, но до сих пор впустую, что очень опасно
Патриотизм — наше национальное достояние
5 апреля 2016 г.

Патриотизм — наше национальное достояние

5 апреля 2016 года под председательством Президента России Владимира Путина в Большом Кремлёвском дворце состоялось 37-е заседание Российского организационного комитета «Победа»
«Ночные волки» и подлые шакалы
20 августа 2014 г.

«Ночные волки» и подлые шакалы

Писатель Александр Проханов — о героизме и предательстве, так называемой, творческой элиты России
Самопожертвование танкиста
11 марта 2014 г.

Самопожертвование танкиста

11 марта исполнилось бы 55 лет Сергею Георгиевичу Вчерашневу (погиб в Афгане 1 декабря 1980 года)
9 дней после катастрофы Ту-154
2 января 2017 г.

9 дней после катастрофы Ту-154

Для порядочных людей продолжается траур, но сопли распускать нельзя
Главная » Герои нашего времени » Помянём космонавта Геннадия Стрекалова

Помянём космонавта Геннадия Стрекалова

25 декабря 2004 года в Москве на 65 году жизни скончался Дважды Герой Советского Союза Геннадий Михайлович Стрекалов

Мне посчастливилось быть с с ним в добрых отношениях, память о которых навсегда осталась в сердце.
Помянём космонавта Геннадия Стрекалова

Он совершил пять (по другим данным — шесть) космических полетов. Сам Геннадий Михайлович грустно шутил: пять с половиной. Все дело в том, что один из стартов не получил нормального завершения, а закончился тяжелейшей катастрофой. Геннадий Стрекалов и Владимир Титов чудом выжили, благодаря автоматическому катапультированию. Сам Геннадий Михайлович вспоминал об этом так:

- Это случилось 26 сентября 1983 года. Во время старта произошло возгорание топлива. Мы с Владимиром Титовым за секунду до взрыва ракеты успели катапультироваться, благодаря тому, что сработала система аварийного спасения. Эта система хорошо продумана. В момент аварии она выбрасывает пилотскую кабину вверх и в сторону, чтобы парашюты раскрылись не над очагом возгорания, а в стороне от него.

В ночь накануне старта мне приснилась мама, Прасковья Михайловна. Её день рождения 28 (!) сентября. Мама плакала и говорила: «Не надо лететь, сынок. Все будет плохо». Проснувшись, я не знал, что делать. Говорят, если рассказать сон, он не сбудется. Но каково сообщить такую историю командованию перед стартом?! Слова матери не выходили из головы. Когда ехал к старту, заметил: что-то необычно много пожарных машин. Все, однако, шло по графику: мы с Титовым облачились в скафандры, прибыли на стартовую площадку, сели в корабль, выполнили необходимые предстартовые операции. Меньше чем за две минуты до времени пуска на стартовой позиции начался пожар, быстро охвативший ракетные блоки. Слава Богу, у космического корабля есть система аварийного спасения (САС). При аварии на старте решение о её включении принимают два человека — руководитель пуска и технический руководитель по ракете-носителю, которые находятся в бункере поблизости и получают доклады от всех расчетов, обеспечивающих пуск. Распоряжения отдаются только голосом — никаких кнопочных наборов команд. Оба «стреляющих», независимо друг от друга, за два часа до старта получают из штаба в конвертах пароль на случай аварии, действительный только для данного пуска.

Поначалу всё шло нормально. Руководитель пуска Шумилин отдавал команды строго по графику: «Ключ на старт», «Протяжка один», «Продувка»… Внезапно он увидел в перископ языки пламени и сразу же прокричал аварийный пароль — «Днестр». Офицер в пультовой, находящейся в 20 километрах, как и положено, нажал кнопку «Авария». Но на борт эта команда может уйти только при нажатии двух кнопок. Секундой позже Шумилина команду «Днестр» выдал также технический руководитель по ракете Солдатенков. И второй офицер в другой пультовой нажал кнопку «Авария». Команда ушла на борт, на всё с момента обнаружения пламени было затрачено 10 секунд. Чуть более секунды ушло на автоматический запуск двигателя САС, он оторвал головной блок от ракеты менее чем за секунду до взрыва! САС сработала блестяще. На высоте около километра произошло разделение отсеков корабля и спускаемый аппарат опустился на парашюте примерно в четырех километрах. В иллюминатор мы видели пожар, который практически уничтожил стартовую позицию. Когда нас доставили к руководителю полётов нашлись силы даже для шуток. Титов попросил зарегистрировать рекорд — самый короткий полет в истории космонавтики продолжительностью пять с половиной минут. (Этот действительно самый короткий полет на ракете позже и в самом деле был занесен в Книгу Гиннеса). Я тоже пошутил: подошел к руководителю полётов и обратился по форме: «Товарищ генерал! Разрешите выпить по случаю досрочного прекращения космического полета…».
Нас ни в чем не обвиняли, да и вины нашей в этой аварии не было. Только Герман Титов пошутил неудачно: «Двух Титовых в космосе не может быть». Но так как это происшествие было строго засекречено, ни каких орденов и медалей нам не дали.

Поразительно то, что еще в одном полёте, который Стрекалов осуществил с Геннадием Манаковым, тоже произошел «смертельный» случай. После выхода в открытый космос не закрывался люк. Один из двух узлов крепления крышки оказался сильно деформирован - согнут. Специальными струбцинами космонавты пытались исправить перекос, но тщетно. Тогда, в открытом космосе, Геннадий Михайлович, как потом мне рассказывал, сказал себе: «Если люк закроется, я всю оставшуюся жизнь буду помогать людям!» Вскоре люк с большим трудом удалось закрыть. Разгерметизации не произошло. Космонавты выжили.

С того дня в поведении Стрекалова произошли разительные перемены. Кстати, когда он ушел из жизни, в его архиве обнаружили большое количество писем с просьбами со всех концов страны. О чем люди просили? Помочь в лечении, исправить несправедливость, одолжить деньги. Зарплату он получал не очень большую, но все считали: раз уж космонавт, то богатый. И он всем помогал, как и обещал в тот трудный момент на орбите. На работе его называли «Бюро добрых услуг», а жена в 21 час отключала телефон, который мог звонить, невзирая на время.

В последние годы Геннадий Михайлович Стрекалов переживал (как и другие его коллеги) свою невостребованность. «Космонавтика стала падчерицей», - часто говорил он. Он никогда не прятал своих чувств, был откровенен во всем. Еще в апреле 1995 года в своем полетном дневнике Стрекалов записал: «Задумался о смысле жизни. Что с нами происходит? Есть великие труженики, увлеченные своей работой: учителя, врачи, ученые, художники, музыканты и люди простых профессий. Которые могут и коня подковать, и блоху, и вообще сделать все, что угодно. И на таких людях, на их совести, доброте и трудолюбии держится мир! Но есть и другая категория людей: они, как правило, ничего не созидают, а только разрушают, любят власть и стремятся к ней любыми путями… Из-за их амбиций, властолюбия и продажности — все зло на земле: предательство интересов народа в угоду собственному благополучию, коррупция, распродажа собственного государства».

На снимке: Геннадий Стрекалов с автором статьи.

Сергей Турченко
25 декабря 2015 г.

Комментарии:

МАЗ 25.12.2015 в 11:47 # Ответить
Из таких мужиков складывается стьановойBp nfrb[ ve;brjd
МАЗ 25.12.2015 в 11:49 # Ответить
Из таких мужиков складывается становой хребет государства. Помянем. МАЗ.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 октября
суббота
2017

В этот день:

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Крейсера, линкоры, тяжелые авианесущие крейсера, атомные авианосцы — вот далеко не полный перечень его продукции. Но после 1991 года все это для «демократов» оказалось ненужным. Были порезаны на стапелях и проданы на металлолом в Китай практически готовые авианосцы. Судостроительные площади стали сдаваться в аренду, специалисты разбежались, кое-что делается сегодня по мелким иностранным заказам при загрузке предприятия лишь до 5 процентов былых мощностей.

 

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Это - палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик), разработанная в ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Во время Великой Отечественной войны выпускался малыми сериями.

Вооружение состояло из одной неподвижной установки пулемета ШКАС (7,62 мм) в носовой части лодки и пулемета ШКАС на турели типа МВ-5, расположенной в средней части лодки. Самолет мог нести четыре бомбы весом до 200 кг. Основным назначением КОР-2 была ближняя морская разведка, корректировка артиллерийского огня корабельной и береговой артиллерии, охрана тяжелых боевых кораблей от подводных лодок противника, противолодочный поиск, а также борьба с небольшими боевыми кораблями и катерами.

 

Первый спутник Венеры

21 октября 1975 года автоматическая межпланетная станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры. На следующий день спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на поверхность планеты. Была произведена первая в мире съемка панорамы поверхности Венеры.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

В 1941—1943 годах — заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода. Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка периода второй мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. В период 1943-1944 гг. под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжёлого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжёлого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортёра БТР-50П (на базе танка ПТ-76), а также трелёвочного КТ-12 (1948) и колёсного К-700 (1963) тракторов и др.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии