RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Почему Обама
2 октября 2014 г.

Почему Обама "заказал" Путина

«Последний диктатор» не даёт «чёрному голубю мира» осчастливливать человечество кровавой демократией «исключительной нации»
С-500 «Прометей» напугал США
4 июня 2018 г.

С-500 «Прометей» напугал США

Американский телеканал новостей бизнеса CNBC сообщил о новом достижении российских оборонщиков и военных
21 июля 2014 г.

"Боинг" завалили укры. Под контролем США

21 июля начальник главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Андрей Картаполов сделал сенсационное заявление
Преисподняя под Уфой
3 июня 2014 г.

Преисподняя под Уфой

25 лет назад 3 июня 1989 года в результате взрыва газа в трубопроводе в момент прохождения встречных пассажирских поездов «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск», заживо сгорели 575 человек, 623 получили тяжелые ранения.
Создатель ядерного щита
19 марта 2016 г.

Создатель ядерного щита

19 марта 2016 года ушел из жизни выдающийся деятель оборонно-промышленного комплекса, доктор технических наук, профессор, Герой социалистического труда Аркадий Адамович Бриш
Главная » Герои нашего времени » Помянём космонавта Геннадия Стрекалова

Помянём космонавта Геннадия Стрекалова

25 декабря 2004 года в Москве на 65 году жизни скончался Дважды Герой Советского Союза Геннадий Михайлович Стрекалов

Мне посчастливилось быть с с ним в добрых отношениях, память о которых навсегда осталась в сердце.
Помянём космонавта Геннадия Стрекалова

Он совершил пять (по другим данным — шесть) космических полетов. Сам Геннадий Михайлович грустно шутил: пять с половиной. Все дело в том, что один из стартов не получил нормального завершения, а закончился тяжелейшей катастрофой. Геннадий Стрекалов и Владимир Титов чудом выжили, благодаря автоматическому катапультированию. Сам Геннадий Михайлович вспоминал об этом так:

- Это случилось 26 сентября 1983 года. Во время старта произошло возгорание топлива. Мы с Владимиром Титовым за секунду до взрыва ракеты успели катапультироваться, благодаря тому, что сработала система аварийного спасения. Эта система хорошо продумана. В момент аварии она выбрасывает пилотскую кабину вверх и в сторону, чтобы парашюты раскрылись не над очагом возгорания, а в стороне от него.

В ночь накануне старта мне приснилась мама, Прасковья Михайловна. Её день рождения 28 (!) сентября. Мама плакала и говорила: «Не надо лететь, сынок. Все будет плохо». Проснувшись, я не знал, что делать. Говорят, если рассказать сон, он не сбудется. Но каково сообщить такую историю командованию перед стартом?! Слова матери не выходили из головы. Когда ехал к старту, заметил: что-то необычно много пожарных машин. Все, однако, шло по графику: мы с Титовым облачились в скафандры, прибыли на стартовую площадку, сели в корабль, выполнили необходимые предстартовые операции. Меньше чем за две минуты до времени пуска на стартовой позиции начался пожар, быстро охвативший ракетные блоки. Слава Богу, у космического корабля есть система аварийного спасения (САС). При аварии на старте решение о её включении принимают два человека — руководитель пуска и технический руководитель по ракете-носителю, которые находятся в бункере поблизости и получают доклады от всех расчетов, обеспечивающих пуск. Распоряжения отдаются только голосом — никаких кнопочных наборов команд. Оба «стреляющих», независимо друг от друга, за два часа до старта получают из штаба в конвертах пароль на случай аварии, действительный только для данного пуска.

Поначалу всё шло нормально. Руководитель пуска Шумилин отдавал команды строго по графику: «Ключ на старт», «Протяжка один», «Продувка»… Внезапно он увидел в перископ языки пламени и сразу же прокричал аварийный пароль — «Днестр». Офицер в пультовой, находящейся в 20 километрах, как и положено, нажал кнопку «Авария». Но на борт эта команда может уйти только при нажатии двух кнопок. Секундой позже Шумилина команду «Днестр» выдал также технический руководитель по ракете Солдатенков. И второй офицер в другой пультовой нажал кнопку «Авария». Команда ушла на борт, на всё с момента обнаружения пламени было затрачено 10 секунд. Чуть более секунды ушло на автоматический запуск двигателя САС, он оторвал головной блок от ракеты менее чем за секунду до взрыва! САС сработала блестяще. На высоте около километра произошло разделение отсеков корабля и спускаемый аппарат опустился на парашюте примерно в четырех километрах. В иллюминатор мы видели пожар, который практически уничтожил стартовую позицию. Когда нас доставили к руководителю полётов нашлись силы даже для шуток. Титов попросил зарегистрировать рекорд — самый короткий полет в истории космонавтики продолжительностью пять с половиной минут. (Этот действительно самый короткий полет на ракете позже и в самом деле был занесен в Книгу Гиннеса). Я тоже пошутил: подошел к руководителю полётов и обратился по форме: «Товарищ генерал! Разрешите выпить по случаю досрочного прекращения космического полета…».
Нас ни в чем не обвиняли, да и вины нашей в этой аварии не было. Только Герман Титов пошутил неудачно: «Двух Титовых в космосе не может быть». Но так как это происшествие было строго засекречено, ни каких орденов и медалей нам не дали.

Поразительно то, что еще в одном полёте, который Стрекалов осуществил с Геннадием Манаковым, тоже произошел «смертельный» случай. После выхода в открытый космос не закрывался люк. Один из двух узлов крепления крышки оказался сильно деформирован - согнут. Специальными струбцинами космонавты пытались исправить перекос, но тщетно. Тогда, в открытом космосе, Геннадий Михайлович, как потом мне рассказывал, сказал себе: «Если люк закроется, я всю оставшуюся жизнь буду помогать людям!» Вскоре люк с большим трудом удалось закрыть. Разгерметизации не произошло. Космонавты выжили.

С того дня в поведении Стрекалова произошли разительные перемены. Кстати, когда он ушел из жизни, в его архиве обнаружили большое количество писем с просьбами со всех концов страны. О чем люди просили? Помочь в лечении, исправить несправедливость, одолжить деньги. Зарплату он получал не очень большую, но все считали: раз уж космонавт, то богатый. И он всем помогал, как и обещал в тот трудный момент на орбите. На работе его называли «Бюро добрых услуг», а жена в 21 час отключала телефон, который мог звонить, невзирая на время.

В последние годы Геннадий Михайлович Стрекалов переживал (как и другие его коллеги) свою невостребованность. «Космонавтика стала падчерицей», - часто говорил он. Он никогда не прятал своих чувств, был откровенен во всем. Еще в апреле 1995 года в своем полетном дневнике Стрекалов записал: «Задумался о смысле жизни. Что с нами происходит? Есть великие труженики, увлеченные своей работой: учителя, врачи, ученые, художники, музыканты и люди простых профессий. Которые могут и коня подковать, и блоху, и вообще сделать все, что угодно. И на таких людях, на их совести, доброте и трудолюбии держится мир! Но есть и другая категория людей: они, как правило, ничего не созидают, а только разрушают, любят власть и стремятся к ней любыми путями… Из-за их амбиций, властолюбия и продажности — все зло на земле: предательство интересов народа в угоду собственному благополучию, коррупция, распродажа собственного государства».

На снимке: Геннадий Стрекалов с автором статьи.

Сергей Турченко
25 декабря 2018 г.

Комментарии:

МАЗ 25.12.2015 в 11:49 # Ответить
Из таких мужиков складывается становой хребет государства. Помянем. МАЗ.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 августа
воскресенье
2019

В этот день:

Воздушный десант в Харбине

18 августа 1945 года советские войска высадились в Харбине.

Воздушный десант в Харбине

18 августа 1945 года советские войска высадились в Харбине.

Эта операция была предпринята для того, чтобы ускорить разоружение капитулировавших японских войск, предотвратить возможные разрушения промышленных предприятий, железнодорожных станций и других важных объектов, а также не допустить вывоза материальных ценностей.

Демонстрационный полет самолета 120Р

18 августа 1946 года во время празднования Дня воздушного флота СССР состоялся демонстрационный полет самолета 120Р конструкции С.А.Лавочкина с работающим ЖРД РД-1ХЗ конструкции В.П.Глушко на авиационном параде в Тушино.

Дважды Герой Василий Ефремов

18 августа 1990 года скончался Василий Сергеевич ЕФРЕМОВ, летчик-бомбардировщик, дважды Герой Советского Союза (1.5.1943 и 24.8. 1943), полковник, почетный гражданин города-героя Волгограда. Здесь он родился, здесь сражался (более половины из своих 340 боевых вылетов) и здесь похоронен на Мамаевом кургане.

Убийство журналиста Николая Васильева

18 августа 2002 года убит журналист Николай Васильев, сотрудничавший с газетой "Советская Чувашия".

Убийство журналиста Николая Васильева

18 августа 2002 года убит журналист Николай Васильев, сотрудничавший с газетой "Советская Чувашия".

Он был автором наиболее конфликтных публикаций, направленных на защиту "маленького человека". Он вел в газете очень популярную среди читателей рубрику "Плутовские истории".  Позже Николай Петрович работал редактором еженедельника "Молодежный курьер", а в последнее время был заместителем главного редактора газеты "Вести Чувашии". По данным прокуратуры, Васильев был до смерти избит, когда поздно вечером возвращался домой вместе со своим знакомым.

В том же 2002 году были убиты 23 журналиста. В среднем в год во времена «гласности» погибает от 10 до 15 журналистов.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии