RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Корифей «оборонки» Анатолий Савин
28 марта 2016 г.

Корифей «оборонки» Анатолий Савин

27 марта 2016 года ушел из жизни выдающийся ученый, один из создателей противокосмической обороны России, Герой Социалистического Труда, академик РАН Анатолий Иванович Савин
Молчание Путина
4 июня 2014 г.

Молчание Путина

Почему Россия не предпринимает решительных шагов по защите русских на Юго-Востоке Украины?
«Явление Шария» в Глобальной сети
12 апреля 2016 г.

«Явление Шария» в Глобальной сети

«Здравствуйте! Меня зовут Анатолий Шарий. Я – украинский журналист. В меня стреляли, меня арестовывали, меня ловил Интерпол. Я нахожусь в розыске. Я – единственный украинский журналист, получивший статус беженца в Европе».
Двадцать лет спустя...
20 ноября 2016 г.

Двадцать лет спустя...

20 ноября 2016 года Патриарху московскому и всея Руси Кириллу – 70 лет.
Главный Ленин России
30 сентября 2017 г.

Главный Ленин России

Как комендор с крейсера «Аврора» стал экранным вождем пролетариата
Главная » Герои нашего времени » Схватка с воздушными террористами

Схватка с воздушными террористами

Бывший штурман Тбилисского авиаотряда Герой Советского Союза Владимир Гасоян рассказал нашему корреспонденту о трагедии, случившейся 30 с лишним лет назад в небе над столицей Грузии

.
Схватка с воздушными террористами

9 декабря, в День Героев Отечества, многих из них, по заведенной традиции, пригласили в Кремль, чтобы еще раз воздать должное за проявление самоотверженности в бою и труде. Туда был приглашен и бывший тбилисский авиатор, тот, кто 18 ноября 1983 года совсем не собирался совершать героический поступок. Но сумел. А ведь был обычный рутинный рейс его Ту-134А по маршруту Тбилиси-Батуми-Киев-Ленинград с 57 пассажирами и 7 членами экипажа на борту. Но вскоре он превратился в ад (об этом мы рассказывали в статье «Бойня в лайнере», см.: http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/november/bojnya-v-lajnere).

 

- Произошло вот что, - вспоминает бывший штурман Тбилисского авиаотряда, Герой Советского Союза Владимир Гасоян.- Кабина в «тушке», как известно, тесная. Бортинженер сидит на откидном кресле между первым и вторым пилотом. В левом кресле находился Станислав Габараев, которого как раз в этом полёте вводили в строй в качестве командира экипажа. В правом – тот, кто его вводил – пилот-инструктор Ахматгер Гардапхадзе. С нами летел проверяющий – заместитель начальника лётно-штурманского отдела Грузинского управления ГА Завен Шабартян. Ему и сесть - то было негде, так что он пристроился за спиной бортинженера Анзора Чедия.

В Батуми должны были дозаправиться, уже прошли Кутаиси и, выпустив шасси, находились на предпосадочной прямой, но тут радиограмма: в Батуми внезапный боковой ветер, идти на запасной аэродром. Командир принимает решение возвратиться в Тбилиси. Согласитесь: ситуация в каком-то смысле уже не совсем штатная, требующая повышенного внимания экипажа. Впрочем, пилотам не однажды такое встречалось и раньше, так что готовность к незапланированной посадке была стопроцентная. Сделали разворот над Кобулети. И тут странный стук в дверь пилотской кабины. Он был условным - так обозначают себя бортпроводницы. В глазок двери Шабартян увидел лицо второй бортпроводницы Валентины Крутиковой. Не заметив, что у нее разбита голова, открыл дверь и тут же получил в лицо пять пуль. В кабину ворвались двое. Один из них, подскочив к Габараеву, приставил к его к горлу револьвер. Другой, сорвав с Гардапхадзе наушники, ткнул в лицо ствол «ТТ»: «Самолёт захвачен! Поворачивайте на Турцию, иначе всех перестреляем!» Второй их жертвой в кабине стал бортинженер Анзор Чедия, который едва успел спросить: «Что вы хотите?» Договорить ему не дали.

Уже потом оставшиеся в живых члены экипажа узнали о беспределе в пассажирском салоне. Сначала угонщики - а их оказалось девять - стали буянить, курить, распивать шампанское. Штурман Плотко, летевший в отпуск в форме сотрудника гражданской авиации, сделал им замечание. Они его запомнили, и потом, когда решили, что, выпустив шасси, самолет снижается в Батуми, сначала оглушили обеих бортпроводниц, а затем трижды в него выстрелили, Избитую в кровь бортпроводницу Валентину Крутикову подтащили к двери пилотской кабины. У экипажа было три разрешенных в те времена приказом министра табельных пистолета: у Гардапхадзе, Габараева и Гасояна. В каждой обойме - по восемь патронов. Гардапхадзе, держа руку в кармане, воспользоваться оружием не мог – его держал на мушке один из угонщиков. Бессилен был что-то поначалу предпринять и Гасоян: хотя и сидел, закрытый шторками, но до поры до времени ему загораживал обзор стоящий бортинженер Чедия. И лишь когда тот упал, сраженный выстрелом, сектор обстрела открылся, и Владимир начал действовать. Сначала выстрелил в преступника, державшего под прицелом командира. Следом ранил второго, стоящего рядом с Габараевым. Теперь в бой вступил и Гардапхадзе – вдвоем они попытались закрыть кабину, а заодно и нейтрализовать остальных бандитов. Один из них спрятался за холодильник. Началась перестрелка.

Не забывайте: в это самое время молодому пилоту Габараеву надо было выполнить одну из самых ответственных в полете операций – приземление. Прежде всего, требовалось закрыть дверь кабины. Но как? В проходе лежит Шабартян, на нем - то ли убитый, то ли раненый угонщик. Гардапхадзе просит Гасояна оттащить тела от двери: «Я тебя прикрою». Вместе с очнувшейся Валентиной Крутиковой им удалось это сделать. Командир продолжал стрелять, чтобы прикрыть их, пока Габараев вёл самолёт. И не просто держал руки на штурвале, а по приказу Гардапхадзе перешел с автопилота на ручное управление, чтобы маневрами создать перегрузки.

Потом Габараев вспоминал, что пока он уже над Гори резко бросал машину по курсу и по высоте, сбивая с ног преступников, командир израсходовал последний патрон. Гасоян, когда и у него опустела обойма, воспользовался пистолетом Габараева, продолжая вести огонь и отступая к пилотской кабине. Закрыв ее наглухо, включили сигнал бедствия и передали на землю о бандитском нападении. Уже снижаясь над Тбилиси, услышали по внутренней связи голос бортпроводницы Ирины Химич: «Командир, летите в Турцию, они взорвут самолёт! Достали гранаты!» Гардапхадзе реагирует: «Ирина, передай, что садиться будем в Турции». Был пасмурный вечер с дождем и туманом, и командир рассчитывал на то, что бандиты не разберут, где приземляется самолет.

Из Особой папки КГБ.

Совершенно секретно. Экз. ед. 18.11.1983

«18 ноября 1983 года в 16.16 московского времени во время полета, группа вооружённых преступников смертельно ранила бортмеханика и заместителя начальника лётно-штурманского отдела Управления гражданской авиации Грузинской ССР и потребовала изменить курс, посадить самолёт в Турции. Командир экипажа самолёта не подчинился требованию преступников и произвёл посадку в Тбилиси. Преступники захватили пассажиров в качестве заложников и настаивали на выполнении ранее выдвинутых требований. Председателем КГБ СССР было дано указание немедленно направить в Тбилиси сотрудников спецподразделения 7-го управления для освобождения заложников.

В 23.08.38 сотрудников спецподразделения прибыли в Тбилиси».

Из воспоминаний одного из участников спецоперации:

... С рассветом 19 ноября кровавая трагедия завершилась. Итогом её стало несколько убитых и раненых. Террористы застрелили лётчиков Завена Шабартяна, Анзора Чедия, двоих пассажиров, зверски замучили бортпроводницу Валентину Крутикову. Получили тяжёлые ранения и остались инвалидами штурман Плотко и бортпроводница Ирина Химич. Террорист Табидзе убит в перестрелке, Второй террорист Микаберидзе покончил с собой. Суд приговорил всех бандитов к высшей мере наказания - расстрелу.

- Страх был? – спрашиваю Владимира Бадоевича.

- Тогда об этом как-то не думалось. Мозг, по-видимому, когда видишь, как убивают твоих товарищей, отключается и от страха, и от жалости к тем, кого лишаешь жизни. Я бы назвал свой поступок не геройством, а жестом отчаяния – ведь другого выхода из ситуации не было…

- Как удалось в этой предельно стрессовой обстановке безаварийно посадить самолет?

- Когда мы с командиром – и сейчас поддерживаю с тбилисцем Ахматгером самые братские отношения – пытаемся проанализировать наши действия при посадке судна, сами удивляемся. Хотя удивляться нечему – тогда в гражданской авиации действовала четко продуманная система подготовки экипажей, чувство ответственности буквально на автомате было в крови у каждого. Ведь не зря говорят о летных, писанных кровью законах. Помню, тогда начальник Грузинского управления Александр Иванович Зедгенидзе всем приводил наши действия в пример. Как хочется об этом напомнить тем, кто отвечает за подготовку пилотов сегодня.

- Вам не снится тот жуткий полет?

- Не снится. Чаще бывает бессонница, когда вспоминается каждая минута пережитого, и невольно думаешь: неужели это произошло с тобой? Ведь все и для нас, и для пассажиров того рейса могло сложиться хуже, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что закрывшись шторкой от экипажа, летал в тбилисском отряде только я один. На что, кстати, обижались мои коллеги по экипажу. Как мог, им объяснял: так мне легче сосредоточиться на своих основных обязанностях, меня ничто не отвлекало, тем более, в процессе полета на таком стремительном реактивном Ту-134. Наверное, все же это перст судьбы, что бандиты меня не заметили…

- Известно, что весь ваш экипаж тогда наградили. Гардапхадзе и вы были удостоены звания Героев Советского Союза, Габараев – Ордена Октябрьской революции, Химич – ордена Красной звезды…

- Если честно, я был очень расстроен, что высокая государственная награда обошла Станислава. Ведь он, по сути, еще мальчишка, недавно получивший пилотское удостоверение, несмотря на чудовищную обстановку в самолете, хладнокровно и мастерски произвел посадку. Не говоря уже о том, что уже потом на земле в перестрелке был ранен в ногу. Помню, после того, как нам вручили награды, в Тбилиси прилетел из московского журнала фотокор, чтобы запечатлеть на обложку двух героев. Я тогда отказался фотографироваться без Габараева, из-за чего фотожурналисту пришлось связываться с Москвой для корректировки задания. Так мы и появились втроем на обложке. Вообще, думаю, высшей награды могли быть удостоены все члены экипажа, в том числе и те, кого лишили жизни бандиты…

- Но известно и то, что через несколько лет в Грузии образовали специальную комиссию по новому расследованию дела и о вас скажут, что вы «состояли в сговоре с КГБ и устроили бойню борцам за свободу».

- Скажу больше. В то же время в сквере Тбилисского авиагородка был совершён акт вандализма: памятный камень с фамилиями погибших Шабартяна, Чедия и Крутиковой выдрали из земли, осквернили.

- А вам лично угрожали?

- Не могу стопроцентно это утверждать, но вполне вероятно. Не случайно ведь, когда всех нас в течение месяца отхаживали в военном госпитале, рядом с нами круглосуточно дежурила охрана.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

Владимир 17.11.2019 в 05:46 # Ответить
Молодцы угонщики эти славные ребята ! Это за то что мама без меня была на экскурсии в Праге и видела Карлов Мост и за то что мне моя знакомая не нашла мне невесточку которая имела прописку в Пограничной Зоне Владимир

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
3 августа
понедельник
2020

В этот день:

Экспедиция капитана 1 ранга Г. И. Невельского

3 августа 1849 года экспедиция капитана 1 ранга Г. И. Невельского на транспорте «Байкал» открыла пролив, соединяющий Охотское и Японское моря. Это произошло во время перехода транспорта "Байкал" из Кронштадта в Петропавловск-Камчатский.

Экспедиция капитана 1 ранга Г. И. Невельского

3 августа 1849 года экспедиция капитана 1 ранга Г. И. Невельского на транспорте «Байкал» открыла пролив, соединяющий Охотское и Японское моря. Это произошло во время перехода транспорта "Байкал" из Кронштадта в Петропавловск-Камчатский.

 Экспедиция произвела исследование и описание северной части о. Сахалин, Сахалинского залива, устья р. Амур, доказала, что Сахалин остров, а не полуостров, как считалось ранее,  установила доступность Амура для морских судов

Начало операции «Рельсовая война»

3 августа 1943 года советские партизаны начали крупномасштабную операцию по разрушению железнодорожных коммуникаций в тылу противника ("Рельсовая война"). Она проходила по 15 сентября в целях дезорганизации работы железнодорожного транспорта и тыла немецко-фашистских войск.

Начало операции «Рельсовая война»

3 августа 1943 года советские партизаны начали крупномасштабную операцию по разрушению железнодорожных коммуникаций в тылу противника ("Рельсовая война"). Она проходила по 15 сентября в целях дезорганизации работы железнодорожного транспорта и тыла немецко-фашистских войск.

 Операция способствовала успеху наших войск при проведении Курской битвы 1943 года и общего наступления на советско-германском фронте.

В ходе операции было подорвано около 215 тысяч рельсов, значительное количество эшелонов (только белорусскими партизанами — 836 эшелонов и 3 бронепоезда), взорваны мосты и станционные сооружения. К осени оперативные перевозки противника сократились на 40 процентов. Для восстановления разрушенных железнодорожных путей противник был вынужден превратить двухпутные участки в однопутные, сварить подорванные рельсы, разобрать отдельные участки, доставить из Польши и Германии недостающие рельсы, что ещё больше увеличило напряжённость перевозок. Немецкое командование было вынуждено использовать для подвоза рельсов 5000 платформ и сотни локомотивов, привлечь к охране железных дорог дополнительные силы. Операция значительно затруднила перегруппировки и снабжение отступающих войск противника.

Советские ЗРК против «Фантомов» и «Миражей»

3 августа 1968 года в небе Египта советскими ракетами были сбиты 5 израильских самолетов - четыре «Фантома» и один «Мираж». «Мираж» сбили египетские зенитчики, «Фантомы» - советские.

Советские ЗРК против «Фантомов» и «Миражей»

3 августа 1968 года в небе Египта советскими ракетами были сбиты 5 израильских самолетов - четыре «Фантома» и один «Мираж». «Мираж» сбили египетские зенитчики, «Фантомы» - советские.

 За этот бой командиру зенитно-ракетного дивизиона, уничтожившего три самолета, подполковнику Константину Ильичу ПОПОВУ первым из советских военных специалистов было присвоено звание Героя Советского Союза. Этого же звания был удостоен и командир другого дивизиона подполковник Николай КУТЫНЦЕВ. По американским оценкам, в Египте воевали около полутора тысяч советских зенитчиков и 150 летчиков. Их участие в боевых действиях стало неожиданным для Израиля. За год с июля 1969 года по август 1970 года израильские ВВС потеряли 94 самолета - почти половину всей своей авиации. Эти потери привели к заключению перемирия.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии