RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Самодиагноз сенатора Маккейна: немотивированное самомнение
15 сентября 2013 г.

Самодиагноз сенатора Маккейна: немотивированное самомнение

Во всем мире идет обсуждение статьи Владимира Путина "Сирийская альтернатива" в американской газете «Нью-Йорк таймс».
Бермудская трагедия
6 октября 2016 г.

Бермудская трагедия

30 лет назад 6 октября 1986 года в Центральной Атлантике затонула советская атомная подводная лодка К-219 с баллистическими ракетами на борту
США, хватит борзеть!
24 октября 2014 г.

США, хватит борзеть!

Наш Президент снова ткнул Обаму носом в американские нечистоты. Но главное — предложил правила мирного сосуществования на планете
США «вяжут» Россию
19 июля 2014 г.

США «вяжут» Россию

Катастрофа «Боинга» в украинском небе: мнение бывшего офицера ПВО
«Меч» Тамерлана
19 октября 2014 г.

«Меч» Тамерлана

80 лет назад, 19 октября 1934 года, родился российский конструктор боевой техники Тамерлан Османович Бекирбаев
Главная » Герои нашего времени » Схватка с воздушными террористами

Схватка с воздушными террористами

Бывший штурман Тбилисского авиаотряда Герой Советского Союза Владимир Гасоян рассказал нашему корреспонденту о трагедии, случившейся 30 с лишним лет назад в небе над столицей Грузии

.
Схватка с воздушными террористами

9 декабря, в День Героев Отечества, многих из них, по заведенной традиции, пригласили в Кремль, чтобы еще раз воздать должное за проявление самоотверженности в бою и труде. Туда был приглашен и бывший тбилисский авиатор, тот, кто 18 ноября 1983 года совсем не собирался совершать героический поступок. Но сумел. А ведь был обычный рутинный рейс его Ту-134А по маршруту Тбилиси-Батуми-Киев-Ленинград с 57 пассажирами и 7 членами экипажа на борту. Но вскоре он превратился в ад (об этом мы рассказывали в статье «Бойня в лайнере», см.: http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/november/bojnya-v-lajnere).

 

- Произошло вот что, - вспоминает бывший штурман Тбилисского авиаотряда, Герой Советского Союза Владимир Гасоян.- Кабина в «тушке», как известно, тесная. Бортинженер сидит на откидном кресле между первым и вторым пилотом. В левом кресле находился Станислав Габараев, которого как раз в этом полёте вводили в строй в качестве командира экипажа. В правом – тот, кто его вводил – пилот-инструктор Ахматгер Гардапхадзе. С нами летел проверяющий – заместитель начальника лётно-штурманского отдела Грузинского управления ГА Завен Шабартян. Ему и сесть - то было негде, так что он пристроился за спиной бортинженера Анзора Чедия.

В Батуми должны были дозаправиться, уже прошли Кутаиси и, выпустив шасси, находились на предпосадочной прямой, но тут радиограмма: в Батуми внезапный боковой ветер, идти на запасной аэродром. Командир принимает решение возвратиться в Тбилиси. Согласитесь: ситуация в каком-то смысле уже не совсем штатная, требующая повышенного внимания экипажа. Впрочем, пилотам не однажды такое встречалось и раньше, так что готовность к незапланированной посадке была стопроцентная. Сделали разворот над Кобулети. И тут странный стук в дверь пилотской кабины. Он был условным - так обозначают себя бортпроводницы. В глазок двери Шабартян увидел лицо второй бортпроводницы Валентины Крутиковой. Не заметив, что у нее разбита голова, открыл дверь и тут же получил в лицо пять пуль. В кабину ворвались двое. Один из них, подскочив к Габараеву, приставил к его к горлу револьвер. Другой, сорвав с Гардапхадзе наушники, ткнул в лицо ствол «ТТ»: «Самолёт захвачен! Поворачивайте на Турцию, иначе всех перестреляем!» Второй их жертвой в кабине стал бортинженер Анзор Чедия, который едва успел спросить: «Что вы хотите?» Договорить ему не дали.

Уже потом оставшиеся в живых члены экипажа узнали о беспределе в пассажирском салоне. Сначала угонщики - а их оказалось девять - стали буянить, курить, распивать шампанское. Штурман Плотко, летевший в отпуск в форме сотрудника гражданской авиации, сделал им замечание. Они его запомнили, и потом, когда решили, что, выпустив шасси, самолет снижается в Батуми, сначала оглушили обеих бортпроводниц, а затем трижды в него выстрелили, Избитую в кровь бортпроводницу Валентину Крутикову подтащили к двери пилотской кабины. У экипажа было три разрешенных в те времена приказом министра табельных пистолета: у Гардапхадзе, Габараева и Гасояна. В каждой обойме - по восемь патронов. Гардапхадзе, держа руку в кармане, воспользоваться оружием не мог – его держал на мушке один из угонщиков. Бессилен был что-то поначалу предпринять и Гасоян: хотя и сидел, закрытый шторками, но до поры до времени ему загораживал обзор стоящий бортинженер Чедия. И лишь когда тот упал, сраженный выстрелом, сектор обстрела открылся, и Владимир начал действовать. Сначала выстрелил в преступника, державшего под прицелом командира. Следом ранил второго, стоящего рядом с Габараевым. Теперь в бой вступил и Гардапхадзе – вдвоем они попытались закрыть кабину, а заодно и нейтрализовать остальных бандитов. Один из них спрятался за холодильник. Началась перестрелка.

Не забывайте: в это самое время молодому пилоту Габараеву надо было выполнить одну из самых ответственных в полете операций – приземление. Прежде всего, требовалось закрыть дверь кабины. Но как? В проходе лежит Шабартян, на нем - то ли убитый, то ли раненый угонщик. Гардапхадзе просит Гасояна оттащить тела от двери: «Я тебя прикрою». Вместе с очнувшейся Валентиной Крутиковой им удалось это сделать. Командир продолжал стрелять, чтобы прикрыть их, пока Габараев вёл самолёт. И не просто держал руки на штурвале, а по приказу Гардапхадзе перешел с автопилота на ручное управление, чтобы маневрами создать перегрузки.

Потом Габараев вспоминал, что пока он уже над Гори резко бросал машину по курсу и по высоте, сбивая с ног преступников, командир израсходовал последний патрон. Гасоян, когда и у него опустела обойма, воспользовался пистолетом Габараева, продолжая вести огонь и отступая к пилотской кабине. Закрыв ее наглухо, включили сигнал бедствия и передали на землю о бандитском нападении. Уже снижаясь над Тбилиси, услышали по внутренней связи голос бортпроводницы Ирины Химич: «Командир, летите в Турцию, они взорвут самолёт! Достали гранаты!» Гардапхадзе реагирует: «Ирина, передай, что садиться будем в Турции». Был пасмурный вечер с дождем и туманом, и командир рассчитывал на то, что бандиты не разберут, где приземляется самолет.

Из Особой папки КГБ.

Совершенно секретно. Экз. ед. 18.11.1983

«18 ноября 1983 года в 16.16 московского времени во время полета, группа вооружённых преступников смертельно ранила бортмеханика и заместителя начальника лётно-штурманского отдела Управления гражданской авиации Грузинской ССР и потребовала изменить курс, посадить самолёт в Турции. Командир экипажа самолёта не подчинился требованию преступников и произвёл посадку в Тбилиси. Преступники захватили пассажиров в качестве заложников и настаивали на выполнении ранее выдвинутых требований. Председателем КГБ СССР было дано указание немедленно направить в Тбилиси сотрудников спецподразделения 7-го управления для освобождения заложников.

В 23.08.38 сотрудников спецподразделения прибыли в Тбилиси».

Из воспоминаний одного из участников спецоперации:

... С рассветом 19 ноября кровавая трагедия завершилась. Итогом её стало несколько убитых и раненых. Террористы застрелили лётчиков Завена Шабартяна, Анзора Чедия, двоих пассажиров, зверски замучили бортпроводницу Валентину Крутикову. Получили тяжёлые ранения и остались инвалидами штурман Плотко и бортпроводница Ирина Химич. Террорист Табидзе убит в перестрелке, Второй террорист Микаберидзе покончил с собой. Суд приговорил всех бандитов к высшей мере наказания - расстрелу.

- Страх был? – спрашиваю Владимира Бадоевича.

- Тогда об этом как-то не думалось. Мозг, по-видимому, когда видишь, как убивают твоих товарищей, отключается и от страха, и от жалости к тем, кого лишаешь жизни. Я бы назвал свой поступок не геройством, а жестом отчаяния – ведь другого выхода из ситуации не было…

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии