RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

День сотрудников военных комиссариатов
8 апреля 2016 г.

День сотрудников военных комиссариатов

8 апреля 1918 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам» были учреждены волостные, уездные, губернские и окружные комиссариаты по военным делам — военкоматы.
Казачья традиция
15 октября 2015 г.

Казачья традиция

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел встречу с казачьими атаманами России
Первый искусственный Спутник Земли
4 октября 2020 г.

Первый искусственный Спутник Земли

4 октября 1957 года впервые в истории человечества СССР вывел на околоземную орбиту необитаемый космический аппарат
Мадонны в погонах
7 марта 2014 г.

Мадонны в погонах

Мы преклоняемся перед женщинами вообще, но особенно перед теми, которые служат Родине рядом с мужчинами
Прекрасная незнакомка
26 апреля 2020 г.

Прекрасная незнакомка

Творчество этой великолепной певицы очень слабо представлено в СМИ, на ТВ, в концертных залах
Главная » Герои нашего времени » Схватка с воздушными террористами

Схватка с воздушными террористами

Бывший штурман Тбилисского авиаотряда Герой Советского Союза Владимир Гасоян рассказал нашему корреспонденту о трагедии, случившейся 30 с лишним лет назад в небе над столицей Грузии

.
Схватка с воздушными террористами

9 декабря, в День Героев Отечества, многих из них, по заведенной традиции, пригласили в Кремль, чтобы еще раз воздать должное за проявление самоотверженности в бою и труде. Туда был приглашен и бывший тбилисский авиатор, тот, кто 18 ноября 1983 года совсем не собирался совершать героический поступок. Но сумел. А ведь был обычный рутинный рейс его Ту-134А по маршруту Тбилиси-Батуми-Киев-Ленинград с 57 пассажирами и 7 членами экипажа на борту. Но вскоре он превратился в ад (об этом мы рассказывали в статье «Бойня в лайнере», см.: http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/november/bojnya-v-lajnere).

 

- Произошло вот что, - вспоминает бывший штурман Тбилисского авиаотряда, Герой Советского Союза Владимир Гасоян.- Кабина в «тушке», как известно, тесная. Бортинженер сидит на откидном кресле между первым и вторым пилотом. В левом кресле находился Станислав Габараев, которого как раз в этом полёте вводили в строй в качестве командира экипажа. В правом – тот, кто его вводил – пилот-инструктор Ахматгер Гардапхадзе. С нами летел проверяющий – заместитель начальника лётно-штурманского отдела Грузинского управления ГА Завен Шабартян. Ему и сесть - то было негде, так что он пристроился за спиной бортинженера Анзора Чедия.

В Батуми должны были дозаправиться, уже прошли Кутаиси и, выпустив шасси, находились на предпосадочной прямой, но тут радиограмма: в Батуми внезапный боковой ветер, идти на запасной аэродром. Командир принимает решение возвратиться в Тбилиси. Согласитесь: ситуация в каком-то смысле уже не совсем штатная, требующая повышенного внимания экипажа. Впрочем, пилотам не однажды такое встречалось и раньше, так что готовность к незапланированной посадке была стопроцентная. Сделали разворот над Кобулети. И тут странный стук в дверь пилотской кабины. Он был условным - так обозначают себя бортпроводницы. В глазок двери Шабартян увидел лицо второй бортпроводницы Валентины Крутиковой. Не заметив, что у нее разбита голова, открыл дверь и тут же получил в лицо пять пуль. В кабину ворвались двое. Один из них, подскочив к Габараеву, приставил к его к горлу револьвер. Другой, сорвав с Гардапхадзе наушники, ткнул в лицо ствол «ТТ»: «Самолёт захвачен! Поворачивайте на Турцию, иначе всех перестреляем!» Второй их жертвой в кабине стал бортинженер Анзор Чедия, который едва успел спросить: «Что вы хотите?» Договорить ему не дали.

Уже потом оставшиеся в живых члены экипажа узнали о беспределе в пассажирском салоне. Сначала угонщики - а их оказалось девять - стали буянить, курить, распивать шампанское. Штурман Плотко, летевший в отпуск в форме сотрудника гражданской авиации, сделал им замечание. Они его запомнили, и потом, когда решили, что, выпустив шасси, самолет снижается в Батуми, сначала оглушили обеих бортпроводниц, а затем трижды в него выстрелили, Избитую в кровь бортпроводницу Валентину Крутикову подтащили к двери пилотской кабины. У экипажа было три разрешенных в те времена приказом министра табельных пистолета: у Гардапхадзе, Габараева и Гасояна. В каждой обойме - по восемь патронов. Гардапхадзе, держа руку в кармане, воспользоваться оружием не мог – его держал на мушке один из угонщиков. Бессилен был что-то поначалу предпринять и Гасоян: хотя и сидел, закрытый шторками, но до поры до времени ему загораживал обзор стоящий бортинженер Чедия. И лишь когда тот упал, сраженный выстрелом, сектор обстрела открылся, и Владимир начал действовать. Сначала выстрелил в преступника, державшего под прицелом командира. Следом ранил второго, стоящего рядом с Габараевым. Теперь в бой вступил и Гардапхадзе – вдвоем они попытались закрыть кабину, а заодно и нейтрализовать остальных бандитов. Один из них спрятался за холодильник. Началась перестрелка.

Не забывайте: в это самое время молодому пилоту Габараеву надо было выполнить одну из самых ответственных в полете операций – приземление. Прежде всего, требовалось закрыть дверь кабины. Но как? В проходе лежит Шабартян, на нем - то ли убитый, то ли раненый угонщик. Гардапхадзе просит Гасояна оттащить тела от двери: «Я тебя прикрою». Вместе с очнувшейся Валентиной Крутиковой им удалось это сделать. Командир продолжал стрелять, чтобы прикрыть их, пока Габараев вёл самолёт. И не просто держал руки на штурвале, а по приказу Гардапхадзе перешел с автопилота на ручное управление, чтобы маневрами создать перегрузки.

Потом Габараев вспоминал, что пока он уже над Гори резко бросал машину по курсу и по высоте, сбивая с ног преступников, командир израсходовал последний патрон. Гасоян, когда и у него опустела обойма, воспользовался пистолетом Габараева, продолжая вести огонь и отступая к пилотской кабине. Закрыв ее наглухо, включили сигнал бедствия и передали на землю о бандитском нападении. Уже снижаясь над Тбилиси, услышали по внутренней связи голос бортпроводницы Ирины Химич: «Командир, летите в Турцию, они взорвут самолёт! Достали гранаты!» Гардапхадзе реагирует: «Ирина, передай, что садиться будем в Турции». Был пасмурный вечер с дождем и туманом, и командир рассчитывал на то, что бандиты не разберут, где приземляется самолет.

Из Особой папки КГБ.

Совершенно секретно. Экз. ед. 18.11.1983

«18 ноября 1983 года в 16.16 московского времени во время полета, группа вооружённых преступников смертельно ранила бортмеханика и заместителя начальника лётно-штурманского отдела Управления гражданской авиации Грузинской ССР и потребовала изменить курс, посадить самолёт в Турции. Командир экипажа самолёта не подчинился требованию преступников и произвёл посадку в Тбилиси. Преступники захватили пассажиров в качестве заложников и настаивали на выполнении ранее выдвинутых требований. Председателем КГБ СССР было дано указание немедленно направить в Тбилиси сотрудников спецподразделения 7-го управления для освобождения заложников.

В 23.08.38 сотрудников спецподразделения прибыли в Тбилиси».

Из воспоминаний одного из участников спецоперации:

... С рассветом 19 ноября кровавая трагедия завершилась. Итогом её стало несколько убитых и раненых. Террористы застрелили лётчиков Завена Шабартяна, Анзора Чедия, двоих пассажиров, зверски замучили бортпроводницу Валентину Крутикову. Получили тяжёлые ранения и остались инвалидами штурман Плотко и бортпроводница Ирина Химич. Террорист Табидзе убит в перестрелке, Второй террорист Микаберидзе покончил с собой. Суд приговорил всех бандитов к высшей мере наказания - расстрелу.

- Страх был? – спрашиваю Владимира Бадоевича.

- Тогда об этом как-то не думалось. Мозг, по-видимому, когда видишь, как убивают твоих товарищей, отключается и от страха, и от жалости к тем, кого лишаешь жизни. Я бы назвал свой поступок не геройством, а жестом отчаяния – ведь другого выхода из ситуации не было…

- Как удалось в этой предельно стрессовой обстановке безаварийно посадить самолет?

- Когда мы с командиром – и сейчас поддерживаю с тбилисцем Ахматгером самые братские отношения – пытаемся проанализировать наши действия при посадке судна, сами удивляемся. Хотя удивляться нечему – тогда в гражданской авиации действовала четко продуманная система подготовки экипажей, чувство ответственности буквально на автомате было в крови у каждого. Ведь не зря говорят о летных, писанных кровью законах. Помню, тогда начальник Грузинского управления Александр Иванович Зедгенидзе всем приводил наши действия в пример. Как хочется об этом напомнить тем, кто отвечает за подготовку пилотов сегодня.

- Вам не снится тот жуткий полет?

- Не снится. Чаще бывает бессонница, когда вспоминается каждая минута пережитого, и невольно думаешь: неужели это произошло с тобой? Ведь все и для нас, и для пассажиров того рейса могло сложиться хуже, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что закрывшись шторкой от экипажа, летал в тбилисском отряде только я один. На что, кстати, обижались мои коллеги по экипажу. Как мог, им объяснял: так мне легче сосредоточиться на своих основных обязанностях, меня ничто не отвлекало, тем более, в процессе полета на таком стремительном реактивном Ту-134. Наверное, все же это перст судьбы, что бандиты меня не заметили…

- Известно, что весь ваш экипаж тогда наградили. Гардапхадзе и вы были удостоены звания Героев Советского Союза, Габараев – Ордена Октябрьской революции, Химич – ордена Красной звезды…

- Если честно, я был очень расстроен, что высокая государственная награда обошла Станислава. Ведь он, по сути, еще мальчишка, недавно получивший пилотское удостоверение, несмотря на чудовищную обстановку в самолете, хладнокровно и мастерски произвел посадку. Не говоря уже о том, что уже потом на земле в перестрелке был ранен в ногу. Помню, после того, как нам вручили награды, в Тбилиси прилетел из московского журнала фотокор, чтобы запечатлеть на обложку двух героев. Я тогда отказался фотографироваться без Габараева, из-за чего фотожурналисту пришлось связываться с Москвой для корректировки задания. Так мы и появились втроем на обложке. Вообще, думаю, высшей награды могли быть удостоены все члены экипажа, в том числе и те, кого лишили жизни бандиты…

- Но известно и то, что через несколько лет в Грузии образовали специальную комиссию по новому расследованию дела и о вас скажут, что вы «состояли в сговоре с КГБ и устроили бойню борцам за свободу».

- Скажу больше. В то же время в сквере Тбилисского авиагородка был совершён акт вандализма: памятный камень с фамилиями погибших Шабартяна, Чедия и Крутиковой выдрали из земли, осквернили.

- А вам лично угрожали?

- Не могу стопроцентно это утверждать, но вполне вероятно. Не случайно ведь, когда всех нас в течение месяца отхаживали в военном госпитале, рядом с нами круглосуточно дежурила охрана.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

Владимир 17.11.2019 в 05:46 # Ответить
Молодцы угонщики эти славные ребята ! Это за то что мама без меня была на экскурсии в Праге и видела Карлов Мост и за то что мне моя знакомая не нашла мне невесточку которая имела прописку в Пограничной Зоне Владимир

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 января
четверг
2021

В этот день:

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Вскоре была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина. Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн. Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

125 воинов - инженеров за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами. За подвиги во время Великой Отечественной войне и в послевоенное время более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

В ходе «реформирования» системы военного образования в 2006 году была ликвидирована главная кузница инженерных кадров — Военно-инженерная академия. 9 мая 2006 года преподаватели и слушатели академии последний раз участвовали в параде на Красной площади. 1 августа 2006 года академия присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации») в качестве структурного подразделения: Военного института (инженерных войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Паша Ангелина в 16 лет окончила курсы трактористов, через четыре года организовала женскую тракторную бригаду на Старо-Бешевской МТС (тогда не Донецкой, а Сталинской области), которая выполнила план на 129 % и заняла первое место среди других бригад. Выступая в Кремле на совещании передовиков сельского хозяйства с руководителями партии и правительства в 1935 году, Паша в ответ на реплику Сталина: «Кадры, кадры!» дала обязательство организовать еще 10 женских тракторных бригад. А в 1938 году она обратилась с призывом ко всем советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!». На призыв откликнулись 200 тысяч женщин. Так простая советская женщина стала активным государственным деятелем.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». О столкновении командир нашей ПЛ сразу же доложил командованию флота. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал аварийную ПЛ подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки в Камрани среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла.

После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Без акустических станций, практически на ощупь с развороченным носом К-10 добралась до своей базы. Это был подвиг, но никого не наградили...

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии