RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Главный генерал Советского Союза
16 января 2014 г.

Главный генерал Советского Союза

16 января – 80 лет со дня рождения Василия Семеновича Ланового
Большой хранитель Малого
18 июня 2015 г.

Большой хранитель Малого

18 июня 2015 года исполнилось 80 лет народному артисту СССР Юрию Соломину
Приглашение на праздник
24 июля 2018 г.

Приглашение на праздник

Исполняется 75 лет со дня образования суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ
Подвиг экипажа К-19
4 июля 2017 г.

Подвиг экипажа К-19

4 июля 1961 года на советской атомной подводной лодке под командованием капитана второго ранга Николая Затеева вышел из строя ядерный реактор.
Дуэль: Су-27 против F-15
15 июня 2013 г.

Дуэль: Су-27 против F-15

Как наши «Сушки» гоняли американских «Иглов»
Главная » Герои нашего времени » Схватка с воздушными террористами

Схватка с воздушными террористами

Бывший штурман Тбилисского авиаотряда Герой Советского Союза Владимир Гасоян рассказал нашему корреспонденту о трагедии, случившейся 30 с лишним лет назад в небе над столицей Грузии

.
Схватка с воздушными террористами

9 декабря, в День Героев Отечества, многих из них, по заведенной традиции, пригласили в Кремль, чтобы еще раз воздать должное за проявление самоотверженности в бою и труде. Туда был приглашен и бывший тбилисский авиатор, тот, кто 18 ноября 1983 года совсем не собирался совершать героический поступок. Но сумел. А ведь был обычный рутинный рейс его Ту-134А по маршруту Тбилиси-Батуми-Киев-Ленинград с 57 пассажирами и 7 членами экипажа на борту. Но вскоре он превратился в ад (об этом мы рассказывали в статье «Бойня в лайнере», см.: http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/november/bojnya-v-lajnere).

 

- Произошло вот что, - вспоминает бывший штурман Тбилисского авиаотряда, Герой Советского Союза Владимир Гасоян.- Кабина в «тушке», как известно, тесная. Бортинженер сидит на откидном кресле между первым и вторым пилотом. В левом кресле находился Станислав Габараев, которого как раз в этом полёте вводили в строй в качестве командира экипажа. В правом – тот, кто его вводил – пилот-инструктор Ахматгер Гардапхадзе. С нами летел проверяющий – заместитель начальника лётно-штурманского отдела Грузинского управления ГА Завен Шабартян. Ему и сесть - то было негде, так что он пристроился за спиной бортинженера Анзора Чедия.

В Батуми должны были дозаправиться, уже прошли Кутаиси и, выпустив шасси, находились на предпосадочной прямой, но тут радиограмма: в Батуми внезапный боковой ветер, идти на запасной аэродром. Командир принимает решение возвратиться в Тбилиси. Согласитесь: ситуация в каком-то смысле уже не совсем штатная, требующая повышенного внимания экипажа. Впрочем, пилотам не однажды такое встречалось и раньше, так что готовность к незапланированной посадке была стопроцентная. Сделали разворот над Кобулети. И тут странный стук в дверь пилотской кабины. Он был условным - так обозначают себя бортпроводницы. В глазок двери Шабартян увидел лицо второй бортпроводницы Валентины Крутиковой. Не заметив, что у нее разбита голова, открыл дверь и тут же получил в лицо пять пуль. В кабину ворвались двое. Один из них, подскочив к Габараеву, приставил к его к горлу револьвер. Другой, сорвав с Гардапхадзе наушники, ткнул в лицо ствол «ТТ»: «Самолёт захвачен! Поворачивайте на Турцию, иначе всех перестреляем!» Второй их жертвой в кабине стал бортинженер Анзор Чедия, который едва успел спросить: «Что вы хотите?» Договорить ему не дали.

Уже потом оставшиеся в живых члены экипажа узнали о беспределе в пассажирском салоне. Сначала угонщики - а их оказалось девять - стали буянить, курить, распивать шампанское. Штурман Плотко, летевший в отпуск в форме сотрудника гражданской авиации, сделал им замечание. Они его запомнили, и потом, когда решили, что, выпустив шасси, самолет снижается в Батуми, сначала оглушили обеих бортпроводниц, а затем трижды в него выстрелили, Избитую в кровь бортпроводницу Валентину Крутикову подтащили к двери пилотской кабины. У экипажа было три разрешенных в те времена приказом министра табельных пистолета: у Гардапхадзе, Габараева и Гасояна. В каждой обойме - по восемь патронов. Гардапхадзе, держа руку в кармане, воспользоваться оружием не мог – его держал на мушке один из угонщиков. Бессилен был что-то поначалу предпринять и Гасоян: хотя и сидел, закрытый шторками, но до поры до времени ему загораживал обзор стоящий бортинженер Чедия. И лишь когда тот упал, сраженный выстрелом, сектор обстрела открылся, и Владимир начал действовать. Сначала выстрелил в преступника, державшего под прицелом командира. Следом ранил второго, стоящего рядом с Габараевым. Теперь в бой вступил и Гардапхадзе – вдвоем они попытались закрыть кабину, а заодно и нейтрализовать остальных бандитов. Один из них спрятался за холодильник. Началась перестрелка.

Не забывайте: в это самое время молодому пилоту Габараеву надо было выполнить одну из самых ответственных в полете операций – приземление. Прежде всего, требовалось закрыть дверь кабины. Но как? В проходе лежит Шабартян, на нем - то ли убитый, то ли раненый угонщик. Гардапхадзе просит Гасояна оттащить тела от двери: «Я тебя прикрою». Вместе с очнувшейся Валентиной Крутиковой им удалось это сделать. Командир продолжал стрелять, чтобы прикрыть их, пока Габараев вёл самолёт. И не просто держал руки на штурвале, а по приказу Гардапхадзе перешел с автопилота на ручное управление, чтобы маневрами создать перегрузки.

Потом Габараев вспоминал, что пока он уже над Гори резко бросал машину по курсу и по высоте, сбивая с ног преступников, командир израсходовал последний патрон. Гасоян, когда и у него опустела обойма, воспользовался пистолетом Габараева, продолжая вести огонь и отступая к пилотской кабине. Закрыв ее наглухо, включили сигнал бедствия и передали на землю о бандитском нападении. Уже снижаясь над Тбилиси, услышали по внутренней связи голос бортпроводницы Ирины Химич: «Командир, летите в Турцию, они взорвут самолёт! Достали гранаты!» Гардапхадзе реагирует: «Ирина, передай, что садиться будем в Турции». Был пасмурный вечер с дождем и туманом, и командир рассчитывал на то, что бандиты не разберут, где приземляется самолет.

Из Особой папки КГБ.

Совершенно секретно. Экз. ед. 18.11.1983

«18 ноября 1983 года в 16.16 московского времени во время полета, группа вооружённых преступников смертельно ранила бортмеханика и заместителя начальника лётно-штурманского отдела Управления гражданской авиации Грузинской ССР и потребовала изменить курс, посадить самолёт в Турции. Командир экипажа самолёта не подчинился требованию преступников и произвёл посадку в Тбилиси. Преступники захватили пассажиров в качестве заложников и настаивали на выполнении ранее выдвинутых требований. Председателем КГБ СССР было дано указание немедленно направить в Тбилиси сотрудников спецподразделения 7-го управления для освобождения заложников.

В 23.08.38 сотрудников спецподразделения прибыли в Тбилиси».

Из воспоминаний одного из участников спецоперации:

... С рассветом 19 ноября кровавая трагедия завершилась. Итогом её стало несколько убитых и раненых. Террористы застрелили лётчиков Завена Шабартяна, Анзора Чедия, двоих пассажиров, зверски замучили бортпроводницу Валентину Крутикову. Получили тяжёлые ранения и остались инвалидами штурман Плотко и бортпроводница Ирина Химич. Террорист Табидзе убит в перестрелке, Второй террорист Микаберидзе покончил с собой. Суд приговорил всех бандитов к высшей мере наказания - расстрелу.

- Страх был? – спрашиваю Владимира Бадоевича.

- Тогда об этом как-то не думалось. Мозг, по-видимому, когда видишь, как убивают твоих товарищей, отключается и от страха, и от жалости к тем, кого лишаешь жизни. Я бы назвал свой поступок не геройством, а жестом отчаяния – ведь другого выхода из ситуации не было…

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 февраля
четверг
2019

В этот день:

Адмирал Алексей Епанчин

21 февраля 1823 года родился Алексей Павлович Епанчин, адмирал (1909), начальник Морского училища и Николаевской морской академии.

Подводник Юрий Щербаков

21 февраля 1947 года родился Юрий Александрович Щербаков, офицер-подводник, капитан первого ранга, командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». В1996 году по результатам глубоководных испытаний получил звание Героя Российской Федерации.

Подводник Юрий Щербаков

21 февраля 1947 года родился Юрий Александрович Щербаков, офицер-подводник, капитан первого ранга, командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». В1996 году по результатам глубоководных испытаний получил звание Героя Российской Федерации.

Юрий Александрович Щербаков уроженец Минска. Служил в Военно-Морском Флоте с 1966 года. В июне 1971 года окончил минно-торпедный факультет Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола (в 1998 году расформировано, остатки стали частью Санкт-Петербургского военно-морского института), в июле 1978 года — Высшие специальные офицерские классы ВМФ.

Службу проходил на Северном флоте: начал с должности командир минно-торпедной боевой части (БЧ-3) атомной подводной лодки К-159 (август 1971 — декабрь 1975); помощник командира атомной подводной лодки К-11 (декабрь 1975 — ноябрь 1977).

С августа 1978 года - командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». 26 ноября 1995 года АС-35 вошла в состав флота (29-я отдельная бригада подводных лодок), а в 1996 году проведены глубоководные испытания, по результатам которых указом президента Российской Федерации от 27 января 1997 года капитану 1-го ранга Щербакову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Скоропостижно кончался 17 мая 2012 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Комиссия ГОЭЛРО

21 февраля 1920 года создана Государственная комиссия по электрификации России

Комиссия ГОЭЛРО

21 февраля 1920 года создана Государственная комиссия по электрификации России

По заданию и под руководством В. И. Ленина она разработала государственный план электрификации РСФСР. Одобрен VIII Всероссийским электротехническим съездом, созванным декретом Совета народных комиссаров. План ГОЭЛРО с рядом замечаний и дополнений был принят Советом Народных Комиссаров, который принял 21 декабря 1921 г постановление «О плане электрификации России».
Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План, в основном, был перевыполнен к 1931 году. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2,0 до 13,5 млрд кВт·ч.
Нынешним «реформаторам» за 25 лет удалось развалить заложенную тогда систему. Сегодня износ электросетей России составляет 80 процентов!

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии