RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Бытовое предательство
3 февраля 2014 г.

Бытовое предательство

Американизация сознания убивает нас и духовно, и физически
Украина — это Россия
13 мая 2016 г.

Украина — это Россия

11 и 12 мая Донецкая и Луганская республики отметили День рождения
Ракетный приоритет
27 ноября 2013 г.

Ракетный приоритет

Президент России продолжает стимулировать развитие главного российского средства защиты - «баллистической дубины».
Смерть главного военного разведчика
4 января 2016 г.

Смерть главного военного разведчика

4 января 2016 года скончался начальник Главного разведывательного управления Генштаба ВС России Игорь Дмитриевич Сергун
США, хватит борзеть!
24 октября 2014 г.

США, хватит борзеть!

Наш Президент снова ткнул Обаму носом в американские нечистоты. Но главное — предложил правила мирного сосуществования на планете
Главная » Герои нашего времени » Схватка с воздушными террористами

Схватка с воздушными террористами

Бывший штурман Тбилисского авиаотряда Герой Советского Союза Владимир Гасоян рассказал нашему корреспонденту о трагедии, случившейся 30 с лишним лет назад в небе над столицей Грузии

.
Схватка с воздушными террористами

9 декабря, в День Героев Отечества, многих из них, по заведенной традиции, пригласили в Кремль, чтобы еще раз воздать должное за проявление самоотверженности в бою и труде. Туда был приглашен и бывший тбилисский авиатор, тот, кто 18 ноября 1983 года совсем не собирался совершать героический поступок. Но сумел. А ведь был обычный рутинный рейс его Ту-134А по маршруту Тбилиси-Батуми-Киев-Ленинград с 57 пассажирами и 7 членами экипажа на борту. Но вскоре он превратился в ад (об этом мы рассказывали в статье «Бойня в лайнере», см.: http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/november/bojnya-v-lajnere).

 

- Произошло вот что, - вспоминает бывший штурман Тбилисского авиаотряда, Герой Советского Союза Владимир Гасоян.- Кабина в «тушке», как известно, тесная. Бортинженер сидит на откидном кресле между первым и вторым пилотом. В левом кресле находился Станислав Габараев, которого как раз в этом полёте вводили в строй в качестве командира экипажа. В правом – тот, кто его вводил – пилот-инструктор Ахматгер Гардапхадзе. С нами летел проверяющий – заместитель начальника лётно-штурманского отдела Грузинского управления ГА Завен Шабартян. Ему и сесть - то было негде, так что он пристроился за спиной бортинженера Анзора Чедия.

В Батуми должны были дозаправиться, уже прошли Кутаиси и, выпустив шасси, находились на предпосадочной прямой, но тут радиограмма: в Батуми внезапный боковой ветер, идти на запасной аэродром. Командир принимает решение возвратиться в Тбилиси. Согласитесь: ситуация в каком-то смысле уже не совсем штатная, требующая повышенного внимания экипажа. Впрочем, пилотам не однажды такое встречалось и раньше, так что готовность к незапланированной посадке была стопроцентная. Сделали разворот над Кобулети. И тут странный стук в дверь пилотской кабины. Он был условным - так обозначают себя бортпроводницы. В глазок двери Шабартян увидел лицо второй бортпроводницы Валентины Крутиковой. Не заметив, что у нее разбита голова, открыл дверь и тут же получил в лицо пять пуль. В кабину ворвались двое. Один из них, подскочив к Габараеву, приставил к его к горлу револьвер. Другой, сорвав с Гардапхадзе наушники, ткнул в лицо ствол «ТТ»: «Самолёт захвачен! Поворачивайте на Турцию, иначе всех перестреляем!» Второй их жертвой в кабине стал бортинженер Анзор Чедия, который едва успел спросить: «Что вы хотите?» Договорить ему не дали.

Уже потом оставшиеся в живых члены экипажа узнали о беспределе в пассажирском салоне. Сначала угонщики - а их оказалось девять - стали буянить, курить, распивать шампанское. Штурман Плотко, летевший в отпуск в форме сотрудника гражданской авиации, сделал им замечание. Они его запомнили, и потом, когда решили, что, выпустив шасси, самолет снижается в Батуми, сначала оглушили обеих бортпроводниц, а затем трижды в него выстрелили, Избитую в кровь бортпроводницу Валентину Крутикову подтащили к двери пилотской кабины. У экипажа было три разрешенных в те времена приказом министра табельных пистолета: у Гардапхадзе, Габараева и Гасояна. В каждой обойме - по восемь патронов. Гардапхадзе, держа руку в кармане, воспользоваться оружием не мог – его держал на мушке один из угонщиков. Бессилен был что-то поначалу предпринять и Гасоян: хотя и сидел, закрытый шторками, но до поры до времени ему загораживал обзор стоящий бортинженер Чедия. И лишь когда тот упал, сраженный выстрелом, сектор обстрела открылся, и Владимир начал действовать. Сначала выстрелил в преступника, державшего под прицелом командира. Следом ранил второго, стоящего рядом с Габараевым. Теперь в бой вступил и Гардапхадзе – вдвоем они попытались закрыть кабину, а заодно и нейтрализовать остальных бандитов. Один из них спрятался за холодильник. Началась перестрелка.

Не забывайте: в это самое время молодому пилоту Габараеву надо было выполнить одну из самых ответственных в полете операций – приземление. Прежде всего, требовалось закрыть дверь кабины. Но как? В проходе лежит Шабартян, на нем - то ли убитый, то ли раненый угонщик. Гардапхадзе просит Гасояна оттащить тела от двери: «Я тебя прикрою». Вместе с очнувшейся Валентиной Крутиковой им удалось это сделать. Командир продолжал стрелять, чтобы прикрыть их, пока Габараев вёл самолёт. И не просто держал руки на штурвале, а по приказу Гардапхадзе перешел с автопилота на ручное управление, чтобы маневрами создать перегрузки.

Потом Габараев вспоминал, что пока он уже над Гори резко бросал машину по курсу и по высоте, сбивая с ног преступников, командир израсходовал последний патрон. Гасоян, когда и у него опустела обойма, воспользовался пистолетом Габараева, продолжая вести огонь и отступая к пилотской кабине. Закрыв ее наглухо, включили сигнал бедствия и передали на землю о бандитском нападении. Уже снижаясь над Тбилиси, услышали по внутренней связи голос бортпроводницы Ирины Химич: «Командир, летите в Турцию, они взорвут самолёт! Достали гранаты!» Гардапхадзе реагирует: «Ирина, передай, что садиться будем в Турции». Был пасмурный вечер с дождем и туманом, и командир рассчитывал на то, что бандиты не разберут, где приземляется самолет.

Из Особой папки КГБ.

Совершенно секретно. Экз. ед. 18.11.1983

«18 ноября 1983 года в 16.16 московского времени во время полета, группа вооружённых преступников смертельно ранила бортмеханика и заместителя начальника лётно-штурманского отдела Управления гражданской авиации Грузинской ССР и потребовала изменить курс, посадить самолёт в Турции. Командир экипажа самолёта не подчинился требованию преступников и произвёл посадку в Тбилиси. Преступники захватили пассажиров в качестве заложников и настаивали на выполнении ранее выдвинутых требований. Председателем КГБ СССР было дано указание немедленно направить в Тбилиси сотрудников спецподразделения 7-го управления для освобождения заложников.

В 23.08.38 сотрудников спецподразделения прибыли в Тбилиси».

Из воспоминаний одного из участников спецоперации:

... С рассветом 19 ноября кровавая трагедия завершилась. Итогом её стало несколько убитых и раненых. Террористы застрелили лётчиков Завена Шабартяна, Анзора Чедия, двоих пассажиров, зверски замучили бортпроводницу Валентину Крутикову. Получили тяжёлые ранения и остались инвалидами штурман Плотко и бортпроводница Ирина Химич. Террорист Табидзе убит в перестрелке, Второй террорист Микаберидзе покончил с собой. Суд приговорил всех бандитов к высшей мере наказания - расстрелу.

- Страх был? – спрашиваю Владимира Бадоевича.

- Тогда об этом как-то не думалось. Мозг, по-видимому, когда видишь, как убивают твоих товарищей, отключается и от страха, и от жалости к тем, кого лишаешь жизни. Я бы назвал свой поступок не геройством, а жестом отчаяния – ведь другого выхода из ситуации не было…

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 октября
суббота
2017

В этот день:

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Крейсера, линкоры, тяжелые авианесущие крейсера, атомные авианосцы — вот далеко не полный перечень его продукции. Но после 1991 года все это для «демократов» оказалось ненужным. Были порезаны на стапелях и проданы на металлолом в Китай практически готовые авианосцы. Судостроительные площади стали сдаваться в аренду, специалисты разбежались, кое-что делается сегодня по мелким иностранным заказам при загрузке предприятия лишь до 5 процентов былых мощностей.

 

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Это - палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик), разработанная в ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Во время Великой Отечественной войны выпускался малыми сериями.

Вооружение состояло из одной неподвижной установки пулемета ШКАС (7,62 мм) в носовой части лодки и пулемета ШКАС на турели типа МВ-5, расположенной в средней части лодки. Самолет мог нести четыре бомбы весом до 200 кг. Основным назначением КОР-2 была ближняя морская разведка, корректировка артиллерийского огня корабельной и береговой артиллерии, охрана тяжелых боевых кораблей от подводных лодок противника, противолодочный поиск, а также борьба с небольшими боевыми кораблями и катерами.

 

Первый спутник Венеры

21 октября 1975 года автоматическая межпланетная станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры. На следующий день спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на поверхность планеты. Была произведена первая в мире съемка панорамы поверхности Венеры.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

В 1941—1943 годах — заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода. Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка периода второй мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. В период 1943-1944 гг. под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжёлого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжёлого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортёра БТР-50П (на базе танка ПТ-76), а также трелёвочного КТ-12 (1948) и колёсного К-700 (1963) тракторов и др.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии