RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Помогите Новороссии!
21 февраля 2015 г.

Помогите Новороссии!

22 февраля 2015 года во всех российских православных храмах будет проведен сбор средств в помощь пострадавшим от фашистской хунты мирным жителям Донбасса
Виртуозы казачьей рубки
22 октября 2017 г.

Виртуозы казачьей рубки

Итоги состязаний по боевым искусствам Кубанского казачьего войска в 2017 году
Война отложена
4 марта 2014 г.

Война отложена

4 марта 2014 года Владимир Путин на встрече с журналистами ткнул политиков Запада в их собственную гадость
Казачья традиция
15 октября 2015 г.

Казачья традиция

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел встречу с казачьими атаманами России
Певец мужества Иосиф Кобзон
13 сентября 2017 г.

Певец мужества Иосиф Кобзон

11 сентября 2017 года этому замечательному артисту исполнилось 80 лет
Главная » Герои нашего времени » Игорь Кваша: усталость от обмана

Игорь Кваша: усталость от обмана

4 февраля 1933 года родился Игорь Владимирович Кваша (умер в 2012), советский актер, режиссер тетара и кино, народный артист России

Он в одном из последних интервью сказал: «Люди идут в театр, чтобы увидеть другую жизнь».
Игорь Кваша: усталость от обмана

В 1955 году окончил Школу-студию МХАТ (курс А. М. Карева)[4]. С 1955 по 1957 год — актёр МХАТ им. М. Горького. С 1957 года — актёр московского театра «Современник».

Роли в театре: Володя ("Вечно живые", дебют), Сирано "Сирано де Бержерак", Первый министр ("Голый король"), Дэвид ("Как брат брату"), Пестель ("Декабристы"), Провинциал ("Народовольцы"), Мамбет ("Восхождение на Фудзияму") и др.; режиссер спектаклей театра "Современник": "Кабала святош", "Дни Турбиных"; роли в кино: Кротов ("Жребий"), Карл Маркс ("Год, как жизнь"), Яков Богомолов ("Преждевременный человек"), Верещагин ("Повесть о неизвестном актере") и другие. Народный артист России.

В последние годы жизни Игорь Кваша вёл телепередачу «Жди меня» на Первом канале. С 2011 года выступал с критикой партии власти «Единая Россия». Скончался на 80-м году жизни 30 августа 2012 года в Москве.

Мне довелось беседовать с Игорем Владимировичем. Вот одно из последних интервью.

- Игорь Владимирович, вы многое успели в жизни: известный театральный и киноактер, режиссер, один из основателей московского театра "Современник", ведущий популярной телепередачи… В каком из этих амплуа вы больше всего себе нравитесь?
- Сам себе я ни в каком качестве не нравлюсь (смеется). Зато люблю все виды своей работы. Выделить ничего не могу. Просто в разные периоды жизни то одному делу отдаешься, то другому. Начинал я свою творческую жизнь как театральный актер. Причем с детских лет в ином качестве себя не мыслил. С седьмого класса ходил в драмкружок. Оттуда после окончания школы поступил в театральный институт. Потом работал в Московском Художественном театре, а с 1957 года и по сей день – в "Современнике"… В конце пятидесятых годов начали приглашать сниматься в кино, одновременно стал заниматься режиссурой. Из поставленных мною пьес наиболее любимы "Кабала святош", "Дни Турбиных". Горжусь ролями Мольера и Сирано, доктора Стокмана и Луки, а также современного "фантазера" Фарятьева. Кинороли, за которые, как говорится, не стыдно, – это Яков Богомолов в "Преждевременном человеке", Кротов в "Жребии", Верещагин в "Повести о неизвестном актере", Бургомистр из фильма "Тот самый Мюнхгаузен". Есть немало вроде бы эпизодических, но очень дорогих ролей.
- Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу проблемы соотношения зрелищности, развлекательности искусства и его воспитательной роли. Извините за выражение, толпа все больше, похоже, жаждет удовольствий, но ведь они, как правило, только развращают душу. Духовность для большинства скучна, ее восприятие требует известных усилий. Сегодня театру, чтобы выжить, наверное, приходится потакать толпе?
- Тут простая диалектика. Во все времена в искусстве рядом работали и те, кто откровенно подлаживался под вкусы и потребности власть имущих, обывателей, и те, кто это делал в заблуждении, и, наконец, те, кто вел в даль светлую. И каждый получал свое. Одни – деньги и славу при жизни, другие – более глубокое и длительное признание. Возьмите, к примеру, Моцарта и Сальери. Первый – истинный духовный светоч в веках, второго помнят лишь только потому, что существует легенда, будто он Моцарта отравил.
Бывают и счастливые исключения. Скажем, творчество Феллини или форманский "Полет над гнездом кукушки". Здесь и зритель в восторге, и духовность высока, очищающа. К этому и нужно стремиться. Пошлость вредна и грешна. Однако какой толк от "высокого произведения", сделанного настолько скучно, что зритель от него отворачивается.
- Но ведь приходится думать и о такой "неморальной" категории, как деньги. И это, наверное, не может не подталкивать художника на путь измены самому себе в угоду тому, кто платит?
- Конечно, это жестокая проблема. Но мне в этом отношении очень повезло! В "Современнике" никогда не было недостатка в зрителях. Это позволяет не поднимать цены выше возможностей нашего зрителя. Имеются и спонсоры. Конечно, их помощи не хватает для нормальной жизни. Но крутимся, стараемся делать все, чтобы на сцене, как вы говорите, самим себе не изменять.
- То есть для того, чтобы "сеять разумное, доброе, вечное" приходится самим искать средства? Грустно это…
- Конечно, лучше, чтобы культура, театр дотировались полностью и достаточно, как во всем мире. Искусство вообще не может да и не должно приносить прибыли и даже обеспечивать себя. Этого, кстати, насколько я знаю, нет нигде, ни в какой стране. И у нас быть не должно. Но что делать? Мы живем в той ситуации, какая есть. Чтобы ее улучшить, нужно многое изменить в душах людей. Чем мы и стараемся заниматься в меру своих сил и возможностей.
- Вы, вероятно, хорошо знаете своего зрителя. Что его сегодня волнует? Что он ищет и находит в театре?
- Все мы, в том числе и наш зритель, очень устали. От обмана, неустроенности жизни, неуверенности в завтрашнем дне. Отсюда – равнодушие ко всему, что происходит вокруг. Равнодушие не от внутренней черствости, а как защитная реакция. И люди идут в театр, чтобы увидеть другую жизнь, может быть, отвлечься от повседневности, даже очиститься от грязи этой повседневности. Сегодня зрителю нравятся комедии, мелодрамы, костюмные, исторические пьесы про любовь, про мушкетеров или про короля Людовика. Но остается и извечная потребность в поиске ответов на главные вопросы бытия.
- Давайте теперь немного поговорим о личном. Вы, как мне известно, увлекаетесь еще и

живописью?
- Должен признаться, что с молодости пишу картины. Как говорится, для души. Перепробовал все: и портреты, и натюрморты, и пейзажи с выездом на природу. Некоторые свои работы дарил друзьям. Однажды они даже устроили выставку моих картин. Но, повторяю, это – чистое увлечение. Просто нравится писать. На большее не претендую.
А еще очень люблю спорт. Серьезно занимался и футболом, и хоккеем, и теннисом, и конным спортом. Правда, сейчас сил хватает разве что на пинг-понг. Стал прибаливать. К сожалению, чаще поликлинику посещаю, чем спортивный зал.
- В кино снимаетесь?

- К сожалению, в последнее время очень мало. Сейчас ведь в принципе не так уж много делается фильмов, во всяком случае таких, которые можно назвать профессиональными. Даже молодым киноактерам непросто найти работу. Все это я понимаю, но…
-…Желание сниматься не покидает вас?
- Да, да. Ведь это моя жизнь. Человеку необходимо дышать и в молодости, и в старости. Так и киноактеру – чтобы он не умер как личность, нужно сниматься. Слава Богу, у меня есть еще театр, телевидение, не умирает и надежда, что когда-нибудь пригласят в кино. С каким бы удовольствием сейчас поработал перед кинокамерой!

Сергей Турченко
4 февраля 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
25 марта
понедельник
2019

В этот день:

Героическая оборона Козельска

25 марта 1238 года полчища монгольского хана Батыя осадили небольшой городок Козельск. Его героическая оборона длилась семь недель. После взятия города монголы уничтожили всех, включая грудных детей.

Командир взвода Василий Бекетов

25 марта 1924 года родился Василий Семенович Бекетов (умер 18 сентября 1991), командир стрелкового взвода 170-го гвардейского стрелкового полка 57-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза .

Командир взвода Василий Бекетов

25 марта 1924 года родился Василий Семенович Бекетов (умер 18 сентября 1991), командир стрелкового взвода 170-го гвардейского стрелкового полка 57-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза .

Бекетов Василий Семенович родился в селе Андреевка Кугарчинского района Башкирской АССР. В Красную Армию призван в марте 1943 года Юмагузинским райвоенкоматом Башкирской АССР. На фронте с июля 1943 года. Служил командиром стрелкового взвода 170-го гвардейского стрелкового полка.

Василий Бекетов особо отличился при форсировании рек Западный Буг и Висла. 20 июля 1944 года он в числе первых со своим взводом форсировал Западный Буг в районе города Любомль Волынской области и стремительным броском под ураганным огнём ворвался в траншеи противника, где истребил до десяти гитлеровцев.

1 августа 1944 года взвод Василия Бекетова в числе первых под сильным артиллерийско-миномётным и пулемётным огнём противника переправился через реку Вислу в районе города Магнушев (Польша) и выбил гитлеровцев из первой линии их обороны. В разгар боя, заменив тяжелораненого командира роты, Василий Бекетов трижды поднимал бойцов в атаку, сорвав стремительным наступлением попытку немцев атаковать наши подразделения с флангов и отрезать их от района переправы.

 

Юный партизан Шура Чекалин

25 марта 1925 года родился Шура /Александр Павлович/ ЧЕКАЛИН, юный партизан, Герой Советского Союза. В 16 лет он стал разведчиком в партизанском отряде.

Юный партизан Шура Чекалин

25 марта 1925 года родился Шура /Александр Павлович/ ЧЕКАЛИН, юный партизан, Герой Советского Союза. В 16 лет он стал разведчиком в партизанском отряде.

В начале ноября 1941 года фашисты выследили его, окружили и предложили сдаться. В ответ Саша открыл огонь, а когда закончились патроны, бросил гранату, но она не взорвалась. Был захвачен и доставлен в военную комендатуру. Несколько дней его пытали, требуя выдать местонахождения отряда. Но мальчишка молчал. Его повесили 6 ноября 1941 года.

Герой России Виктор Адамишин

25 марта 1962 года родился Виктор Михайлович Адамишин (погиб 7 апреля 1995, Самашки), капитан милиции, Герой Российской Федерации (1995, посмертно).

Герой России Виктор Адамишин

25 марта 1962 года родился Виктор Михайлович Адамишин (погиб 7 апреля 1995, Самашки), капитан милиции, Герой Российской Федерации (1995, посмертно).

В 1980 году был призван в армию. Спустя два года после демобилизации поступил на службу в милицию. Был командиром отделения. С 1 ноября 1987 года — заместитель командира роты ОМОН при ГУВД Москвы.

В составе сводного отряда ОМОН МВД России участвовал в боевых действиях в Чечне. 1 апреля 1995 года отряд Виктора наткнулся на большие силы боевиков. Завязались бои. 7 апреля группа Виктора осталась без прикрытия, и Адамишин оказался в окружении вместе с небольшой группой бойцов. Группа пошла в прорыв, а Виктор остался её прикрывать и погиб. Звание Героя Российской Федерации было присвоено посмертно 25 августа 1995 года. Навечно занесен в списки личного состава ОМОН при ГУВД г. Москвы.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии