RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Самопожертвование танкиста
11 марта 2016 г.

Самопожертвование танкиста

11 марта 1959 года родился Сергей Георгиевич Вчерашнев (погиб 1 декабря 1980 года), рядовой, механик-водитель танка 177-го мотострелкового полка (место дислокации — Джабаль Ус-Сарадж — перевал Саланг, провинция Парван).
Звезда Героя майора Родионова
9 ноября 2018 г.

Звезда Героя майора Родионова

9 ноября 1965 года родился Евгений Николаевич Родионов, который геройски погиб 5 января 1996 года в Чечне
С-500 «Прометей» напугал США
4 июня 2018 г.

С-500 «Прометей» напугал США

Американский телеканал новостей бизнеса CNBC сообщил о новом достижении российских оборонщиков и военных
Куда девался Стрелков?
16 августа 2014 г.

Куда девался Стрелков?

Игорь Иванович был и остается народным лидером Новороссии. Вполне возможно, его отставка — некий хитрый кадровый маневр Путина. Дай бы Бог!
Что такое украинский фашизм
26 июля 2014 г.

Что такое украинский фашизм

Боевые действия на Донбассе несут огромные угрозы России, Европе и всему миру
Главная » Герои нашего времени » Игорь Кваша: усталость от обмана

Игорь Кваша: усталость от обмана

4 февраля 1933 года родился Игорь Владимирович Кваша (умер в 2012), советский актер, режиссер тетара и кино, народный артист России

Он в одном из последних интервью сказал: «Люди идут в театр, чтобы увидеть другую жизнь».
Игорь Кваша: усталость от обмана

В 1955 году окончил Школу-студию МХАТ (курс А. М. Карева)[4]. С 1955 по 1957 год — актёр МХАТ им. М. Горького. С 1957 года — актёр московского театра «Современник».

Роли в театре: Володя ("Вечно живые", дебют), Сирано "Сирано де Бержерак", Первый министр ("Голый король"), Дэвид ("Как брат брату"), Пестель ("Декабристы"), Провинциал ("Народовольцы"), Мамбет ("Восхождение на Фудзияму") и др.; режиссер спектаклей театра "Современник": "Кабала святош", "Дни Турбиных"; роли в кино: Кротов ("Жребий"), Карл Маркс ("Год, как жизнь"), Яков Богомолов ("Преждевременный человек"), Верещагин ("Повесть о неизвестном актере") и другие. Народный артист России.

В последние годы жизни Игорь Кваша вёл телепередачу «Жди меня» на Первом канале. С 2011 года выступал с критикой партии власти «Единая Россия». Скончался на 80-м году жизни 30 августа 2012 года в Москве.

Мне довелось беседовать с Игорем Владимировичем. Вот одно из последних интервью.

- Игорь Владимирович, вы многое успели в жизни: известный театральный и киноактер, режиссер, один из основателей московского театра "Современник", ведущий популярной телепередачи… В каком из этих амплуа вы больше всего себе нравитесь?
- Сам себе я ни в каком качестве не нравлюсь (смеется). Зато люблю все виды своей работы. Выделить ничего не могу. Просто в разные периоды жизни то одному делу отдаешься, то другому. Начинал я свою творческую жизнь как театральный актер. Причем с детских лет в ином качестве себя не мыслил. С седьмого класса ходил в драмкружок. Оттуда после окончания школы поступил в театральный институт. Потом работал в Московском Художественном театре, а с 1957 года и по сей день – в "Современнике"… В конце пятидесятых годов начали приглашать сниматься в кино, одновременно стал заниматься режиссурой. Из поставленных мною пьес наиболее любимы "Кабала святош", "Дни Турбиных". Горжусь ролями Мольера и Сирано, доктора Стокмана и Луки, а также современного "фантазера" Фарятьева. Кинороли, за которые, как говорится, не стыдно, – это Яков Богомолов в "Преждевременном человеке", Кротов в "Жребии", Верещагин в "Повести о неизвестном актере", Бургомистр из фильма "Тот самый Мюнхгаузен". Есть немало вроде бы эпизодических, но очень дорогих ролей.
- Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу проблемы соотношения зрелищности, развлекательности искусства и его воспитательной роли. Извините за выражение, толпа все больше, похоже, жаждет удовольствий, но ведь они, как правило, только развращают душу. Духовность для большинства скучна, ее восприятие требует известных усилий. Сегодня театру, чтобы выжить, наверное, приходится потакать толпе?
- Тут простая диалектика. Во все времена в искусстве рядом работали и те, кто откровенно подлаживался под вкусы и потребности власть имущих, обывателей, и те, кто это делал в заблуждении, и, наконец, те, кто вел в даль светлую. И каждый получал свое. Одни – деньги и славу при жизни, другие – более глубокое и длительное признание. Возьмите, к примеру, Моцарта и Сальери. Первый – истинный духовный светоч в веках, второго помнят лишь только потому, что существует легенда, будто он Моцарта отравил.
Бывают и счастливые исключения. Скажем, творчество Феллини или форманский "Полет над гнездом кукушки". Здесь и зритель в восторге, и духовность высока, очищающа. К этому и нужно стремиться. Пошлость вредна и грешна. Однако какой толк от "высокого произведения", сделанного настолько скучно, что зритель от него отворачивается.
- Но ведь приходится думать и о такой "неморальной" категории, как деньги. И это, наверное, не может не подталкивать художника на путь измены самому себе в угоду тому, кто платит?
- Конечно, это жестокая проблема. Но мне в этом отношении очень повезло! В "Современнике" никогда не было недостатка в зрителях. Это позволяет не поднимать цены выше возможностей нашего зрителя. Имеются и спонсоры. Конечно, их помощи не хватает для нормальной жизни. Но крутимся, стараемся делать все, чтобы на сцене, как вы говорите, самим себе не изменять.
- То есть для того, чтобы "сеять разумное, доброе, вечное" приходится самим искать средства? Грустно это…
- Конечно, лучше, чтобы культура, театр дотировались полностью и достаточно, как во всем мире. Искусство вообще не может да и не должно приносить прибыли и даже обеспечивать себя. Этого, кстати, насколько я знаю, нет нигде, ни в какой стране. И у нас быть не должно. Но что делать? Мы живем в той ситуации, какая есть. Чтобы ее улучшить, нужно многое изменить в душах людей. Чем мы и стараемся заниматься в меру своих сил и возможностей.
- Вы, вероятно, хорошо знаете своего зрителя. Что его сегодня волнует? Что он ищет и находит в театре?
- Все мы, в том числе и наш зритель, очень устали. От обмана, неустроенности жизни, неуверенности в завтрашнем дне. Отсюда – равнодушие ко всему, что происходит вокруг. Равнодушие не от внутренней черствости, а как защитная реакция. И люди идут в театр, чтобы увидеть другую жизнь, может быть, отвлечься от повседневности, даже очиститься от грязи этой повседневности. Сегодня зрителю нравятся комедии, мелодрамы, костюмные, исторические пьесы про любовь, про мушкетеров или про короля Людовика. Но остается и извечная потребность в поиске ответов на главные вопросы бытия.
- Давайте теперь немного поговорим о личном. Вы, как мне известно, увлекаетесь еще и

живописью?
- Должен признаться, что с молодости пишу картины. Как говорится, для души. Перепробовал все: и портреты, и натюрморты, и пейзажи с выездом на природу. Некоторые свои работы дарил друзьям. Однажды они даже устроили выставку моих картин. Но, повторяю, это – чистое увлечение. Просто нравится писать. На большее не претендую.
А еще очень люблю спорт. Серьезно занимался и футболом, и хоккеем, и теннисом, и конным спортом. Правда, сейчас сил хватает разве что на пинг-понг. Стал прибаливать. К сожалению, чаще поликлинику посещаю, чем спортивный зал.
- В кино снимаетесь?

- К сожалению, в последнее время очень мало. Сейчас ведь в принципе не так уж много делается фильмов, во всяком случае таких, которые можно назвать профессиональными. Даже молодым киноактерам непросто найти работу. Все это я понимаю, но…
-…Желание сниматься не покидает вас?
- Да, да. Ведь это моя жизнь. Человеку необходимо дышать и в молодости, и в старости. Так и киноактеру – чтобы он не умер как личность, нужно сниматься. Слава Богу, у меня есть еще театр, телевидение, не умирает и надежда, что когда-нибудь пригласят в кино. С каким бы удовольствием сейчас поработал перед кинокамерой!

Сергей Турченко
4 февраля 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 января
суббота
2020

В этот день:

Десант под Вязьмой

18 января 1942 года началась Вяземская воздушно-десантная операция (4-й воздушно-десантный корпус, 201-я воздушно-десантная бригада), проведенная для содействия войскам Западного фронта в прорыве немецкой обороны.

Десант под Вязьмой

18 января 1942 года началась Вяземская воздушно-десантная операция (4-й воздушно-десантный корпус, 201-я воздушно-десантная бригада), проведенная для содействия войскам Западного фронта в прорыве немецкой обороны.

Было принято решение высадить юго-западнее Вязьмы воздушный десант в составе двух батальное 201-й воздушно-десантной бригады и 250-го стрелкового полка. Районом десантирования выбрали деревню Желанья в 35-40 км за линией фронта.

Высадка проведена в несколько этапов: выброска парашютистов для захвата и удержания посадочной площадки; высадка стартовой команды и приём посадочного десанта. Операцию обеспечивал 21 транспортный самолёт ПС-84 и несколько бомбардировщиков ТБ-3, выделенные из состава 23-й авиадивизии для перевозки 45-мм пушек. В ночь на 18 января в район деревни Желанья было выброшено 452 десантника. Вечером того же дня высадились 65 человек стартовой команды, а в ночь на 19 января — ещё 200 парашютистов. Они обеспечили успешное продвижение наших войск.

 

Операция «Искра»

18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда в результате операции «Искра» - наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда.

Операция «Искра»

18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда в результате операции «Искра» - наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда.

Согласно первоначальному плану советские войска продолжили наступление с целью разгрома мгинско-синявинской группировки противника и обеспечения надежной железнодорожной связи Ленинграда со страной, но в ожесточенных боях в феврале—марте развить достигнутый в январе успех не удалось. Полностью блокада была ликвидирована позже.

 

Герой спецслужбы Александр Тихонов

18 января 2003 года Тихонову Александру Евгеньевичу присвоено звание Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания (по некоторым данным – за операцию по освобождению заложников в Театральном центре на Дубровке).

Герой спецслужбы Александр Тихонов

18 января 2003 года Тихонову Александру Евгеньевичу присвоено звание Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания (по некоторым данным – за операцию по освобождению заложников в Театральном центре на Дубровке).

Александр Тихонов родился 17 августа 1952 года в городе Прокопьевск Кемеровской области. Русский. После окончания средней школы поступил в Высшую школу КГБ.

В 1974 году поступил на службу в Комитет государственной безопасности Таджикской ССР. Активно участвовал в локализации межнациональных конфликтов конца 1980-х – начала 1990-х годов. В 1991 году был переведён в центральный аппарат Комитета государственной безопасности СССР (с 1992 – Министерство безопасности РФ, с 1993 – Федеральная служба контрразведки РФ, с 1995 – Федеральная служба безопасности РФ). В 1996 году был назначен первым заместителем начальника Управления «А» («Альфа») Антитеррористического центра ФСБ России.

22 октября 1998 года генерал-лейтенант Александр Тихонов (ныне генерал-полковник) был назначен начальником только что созданного Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ России. ЦСН был сформирован на базе двух боевых управлений – «А» («Альфа») и «В» («Вымпел»). Данный центр под руководством А.Е.Тихонова проводит различные операции по уничтожению боевиков в Чеченской Республике и за её пределами.

В сентябре 2000 года была проведена успешная спецоперация в посёлке Лазаревское Краснодарского края, где вооружённые бандиты захватили в заложники строителей частной гостиницы. Они забросали гранатами двор перед зданием, требовали большую сумму денег и самолёт. Ситуацию удалось разрешить без применения силы благодаря мастерству переговорщиков ЦСН. В результате террористы освободили заложников и сдались. Операцией руководил лично начальник ЦСН А.Е.Тихонов.

В октябре 2002 года входил в оперативный штаб от ФСБ России по проведению контртеррористической операции во время освобождения заложников в театральном центре на Дубровке в Москве. Этот варварский захват заложников не имел аналогов в мире. Тогда 40 вооружённых террористов захватили в заложники свыше 900 зрителей и артистов мюзикла «Норд-Ост» и удерживали их трое суток. Бойцами ЦСН был проведён штурм здания театрального центра с использованием специального газа, все 40 террористов были уничтожены, а заложники были освобождены. Однако непосредственно в период операции и после неё скончалось 129 человек из числа заложников.

Несомненно, что бойцы спецподразделений в кратчайший срок подготовили и провели уникальную боевую операцию. Проявив профессионализм и высочайшее мужество, они не дали террористам произвести взрыв здания с заложниками, к которому всё было подготовлено, а также не дали им возможности оказать организованное вооружённое сопротивление. Отдельные террористы, оказавшиеся в местах, где действие газа было не столь сильным, произвели несколько выстрелов, не нанеся потерь штурмующим. На 28 террористах в момент штурма были «пояса шахидов», ни один из которых они не успели привести в действие.

Однако оперативный штаб не принял мер по оказанию действенной медицинской помощи освобождённым заложникам и недостаточно грамотно организовал их эвакуацию в больницы Москвы. В результате на истощённых трёхдневным голоданием и бывших столько же дней в состоянии сильнейшего стресса людей газ оказал воздействие, значительно превышающее степень его обычного влияния на организм. Не подготовленные к данной ситуации медики не смогли оказать многим из заложников оперативную помощь, что привело к большому числу жертв.

Вина за данные недостатки целиком легла на руководство оперативного штаба. Тем не менее, А.Е.Тихонов был удостоен высшей награды государства, что вызвало вполне закономерную негативную реакцию не только в обществе, но и в самих органах государственной безопасности.

Указом Президента Российской Федерации («закрытым») от 18 января 2003 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания (по некоторым данным – за операцию по освобождению заложников в Театральном центре на Дубровке), генерал-полковнику Тихонову Александру Евгеньевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

За пятнадцать лет (1998-2013) сотрудниками ЦСН было проведено свыше 3000 боевых мероприятий по освобождению заложников, нейтрализации главарей бандитских формирований, пресечению каналов незаконного сбыта оружия и наркотиков, охране руководства страны. На счету ЦСН нейтрализация таких знаковых фигур мирового терроризма, как Салман Радуев (2000), Арби Бараев (2001), Абу Умар (2001), Аслан Масхадов (2005), Абу Хавс (2006) и Шамиль Басаев (2006).

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии