RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Герой России Андрей Карлов
21 декабря 2016 г.

Герой России Андрей Карлов

21 декабря 2016 года в 15:00 Владимир Путин подписал Указ о присвоении звания Героя России Карлову Андрею Геннадьевичу (посмертно)
Конец злоключениям «Булавы»
30 октября 2014 г.

Конец злоключениям «Булавы»

30 октября стратегическая атомная подлодка "Юрий Долгорукий" проекта 955 (класса "Борей") произвела удачный пуск новой межконтинентальной баллистической ракеты по полигону Кура на Камчатке из акватории Баренцева моря
«Запланированные» авиакатастрофы
26 ноября 2013 г.

«Запланированные» авиакатастрофы

Что американскому пилоту вправо, то русскому - влево
Истребитель
22 января 2015 г.

Истребитель "фантомов" полковник Хара

Дата 22 января приказом Главнокомандующего Войсками ПВО № 300 от 25.10.1996 года объявлена годовым праздником авиации ПВО
Рождение Новороссии
28 июня 2014 г.

Рождение Новороссии

26 июня 2014 года получил правовой статус Союз Донецкой и Луганской народных республик
Главная » Герои нашего времени » Игорь Кваша: усталость от обмана

Игорь Кваша: усталость от обмана

4 февраля 1933 года родился Игорь Владимирович Кваша (умер в 2012), советский актер, режиссер тетара и кино, народный артист России

Он в одном из последних интервью сказал: «Люди идут в театр, чтобы увидеть другую жизнь».
Игорь Кваша: усталость от обмана

В 1955 году окончил Школу-студию МХАТ (курс А. М. Карева)[4]. С 1955 по 1957 год — актёр МХАТ им. М. Горького. С 1957 года — актёр московского театра «Современник».

Роли в театре: Володя ("Вечно живые", дебют), Сирано "Сирано де Бержерак", Первый министр ("Голый король"), Дэвид ("Как брат брату"), Пестель ("Декабристы"), Провинциал ("Народовольцы"), Мамбет ("Восхождение на Фудзияму") и др.; режиссер спектаклей театра "Современник": "Кабала святош", "Дни Турбиных"; роли в кино: Кротов ("Жребий"), Карл Маркс ("Год, как жизнь"), Яков Богомолов ("Преждевременный человек"), Верещагин ("Повесть о неизвестном актере") и другие. Народный артист России.

В последние годы жизни Игорь Кваша вёл телепередачу «Жди меня» на Первом канале. С 2011 года выступал с критикой партии власти «Единая Россия». Скончался на 80-м году жизни 30 августа 2012 года в Москве.

Мне довелось беседовать с Игорем Владимировичем. Вот одно из последних интервью.

- Игорь Владимирович, вы многое успели в жизни: известный театральный и киноактер, режиссер, один из основателей московского театра "Современник", ведущий популярной телепередачи… В каком из этих амплуа вы больше всего себе нравитесь?
- Сам себе я ни в каком качестве не нравлюсь (смеется). Зато люблю все виды своей работы. Выделить ничего не могу. Просто в разные периоды жизни то одному делу отдаешься, то другому. Начинал я свою творческую жизнь как театральный актер. Причем с детских лет в ином качестве себя не мыслил. С седьмого класса ходил в драмкружок. Оттуда после окончания школы поступил в театральный институт. Потом работал в Московском Художественном театре, а с 1957 года и по сей день – в "Современнике"… В конце пятидесятых годов начали приглашать сниматься в кино, одновременно стал заниматься режиссурой. Из поставленных мною пьес наиболее любимы "Кабала святош", "Дни Турбиных". Горжусь ролями Мольера и Сирано, доктора Стокмана и Луки, а также современного "фантазера" Фарятьева. Кинороли, за которые, как говорится, не стыдно, – это Яков Богомолов в "Преждевременном человеке", Кротов в "Жребии", Верещагин в "Повести о неизвестном актере", Бургомистр из фильма "Тот самый Мюнхгаузен". Есть немало вроде бы эпизодических, но очень дорогих ролей.
- Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу проблемы соотношения зрелищности, развлекательности искусства и его воспитательной роли. Извините за выражение, толпа все больше, похоже, жаждет удовольствий, но ведь они, как правило, только развращают душу. Духовность для большинства скучна, ее восприятие требует известных усилий. Сегодня театру, чтобы выжить, наверное, приходится потакать толпе?
- Тут простая диалектика. Во все времена в искусстве рядом работали и те, кто откровенно подлаживался под вкусы и потребности власть имущих, обывателей, и те, кто это делал в заблуждении, и, наконец, те, кто вел в даль светлую. И каждый получал свое. Одни – деньги и славу при жизни, другие – более глубокое и длительное признание. Возьмите, к примеру, Моцарта и Сальери. Первый – истинный духовный светоч в веках, второго помнят лишь только потому, что существует легенда, будто он Моцарта отравил.
Бывают и счастливые исключения. Скажем, творчество Феллини или форманский "Полет над гнездом кукушки". Здесь и зритель в восторге, и духовность высока, очищающа. К этому и нужно стремиться. Пошлость вредна и грешна. Однако какой толк от "высокого произведения", сделанного настолько скучно, что зритель от него отворачивается.
- Но ведь приходится думать и о такой "неморальной" категории, как деньги. И это, наверное, не может не подталкивать художника на путь измены самому себе в угоду тому, кто платит?
- Конечно, это жестокая проблема. Но мне в этом отношении очень повезло! В "Современнике" никогда не было недостатка в зрителях. Это позволяет не поднимать цены выше возможностей нашего зрителя. Имеются и спонсоры. Конечно, их помощи не хватает для нормальной жизни. Но крутимся, стараемся делать все, чтобы на сцене, как вы говорите, самим себе не изменять.
- То есть для того, чтобы "сеять разумное, доброе, вечное" приходится самим искать средства? Грустно это…
- Конечно, лучше, чтобы культура, театр дотировались полностью и достаточно, как во всем мире. Искусство вообще не может да и не должно приносить прибыли и даже обеспечивать себя. Этого, кстати, насколько я знаю, нет нигде, ни в какой стране. И у нас быть не должно. Но что делать? Мы живем в той ситуации, какая есть. Чтобы ее улучшить, нужно многое изменить в душах людей. Чем мы и стараемся заниматься в меру своих сил и возможностей.
- Вы, вероятно, хорошо знаете своего зрителя. Что его сегодня волнует? Что он ищет и находит в театре?
- Все мы, в том числе и наш зритель, очень устали. От обмана, неустроенности жизни, неуверенности в завтрашнем дне. Отсюда – равнодушие ко всему, что происходит вокруг. Равнодушие не от внутренней черствости, а как защитная реакция. И люди идут в театр, чтобы увидеть другую жизнь, может быть, отвлечься от повседневности, даже очиститься от грязи этой повседневности. Сегодня зрителю нравятся комедии, мелодрамы, костюмные, исторические пьесы про любовь, про мушкетеров или про короля Людовика. Но остается и извечная потребность в поиске ответов на главные вопросы бытия.
- Давайте теперь немного поговорим о личном. Вы, как мне известно, увлекаетесь еще и

живописью?
- Должен признаться, что с молодости пишу картины. Как говорится, для души. Перепробовал все: и портреты, и натюрморты, и пейзажи с выездом на природу. Некоторые свои работы дарил друзьям. Однажды они даже устроили выставку моих картин. Но, повторяю, это – чистое увлечение. Просто нравится писать. На большее не претендую.
А еще очень люблю спорт. Серьезно занимался и футболом, и хоккеем, и теннисом, и конным спортом. Правда, сейчас сил хватает разве что на пинг-понг. Стал прибаливать. К сожалению, чаще поликлинику посещаю, чем спортивный зал.
- В кино снимаетесь?

- К сожалению, в последнее время очень мало. Сейчас ведь в принципе не так уж много делается фильмов, во всяком случае таких, которые можно назвать профессиональными. Даже молодым киноактерам непросто найти работу. Все это я понимаю, но…
-…Желание сниматься не покидает вас?
- Да, да. Ведь это моя жизнь. Человеку необходимо дышать и в молодости, и в старости. Так и киноактеру – чтобы он не умер как личность, нужно сниматься. Слава Богу, у меня есть еще театр, телевидение, не умирает и надежда, что когда-нибудь пригласят в кино. С каким бы удовольствием сейчас поработал перед кинокамерой!

Сергей Турченко
4 февраля 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 января
вторник
2018

В этот день:

Царь Иоанн IV

16 января 1547 года в Кремле состоялась церемония венчания великого князя Московского ИВАН IV на царство.

Царь Иоанн IV

16 января 1547 года в Кремле состоялась церемония венчания великого князя Московского ИВАН IV на царство.

Государь принял новый титул «царя и великого князя всея Руси», укрепляя тем самым самодержавную власть московских государей и международное значение Русского государства.
Во время царствования Иоанна
IV Грозного Россия преобразилась: проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. При Иване IV прирост территории Руси составил почти 100 %, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км², к завершению царствования Русское Государство стало размером больше всей остальной Европы.

Оценивая итоги расцвета Русского государства, историк Р. Г. Скрынников называет прекращение феодальной усобицы, объединение земель, реформы Ивана Грозного, укрепившие систему государственного управления и вооруженные силы. Это позволило сокрушить последние осколки Золотой Орды на Волге — Казанское и Астраханское царства. Царствование Иоанна Грозного, по мнению историка И. К. Кондратьева, было "одним из замечательных царствований, наложивших на Москву, а с нею и на всю Россию печать особенного величия“. Действительно, в эти годы в Москве состоялся первый Земский собор, был создан Стоглав, начата торговля с англичанами (1553) (а также с Персией и Средней Азией), открыта первая типография, построены Архангельск, Кунгур и Уфа, башкиры приняты в русское подданство, учредилось Донское казачество, воздвигнут знаменитый храм Покрова в память завоевания Казанского царства, более известный под именем Василия Блаженного».

Тем не менее с момента смерти Иоанна Грозного и по сей день этот великий государственный строитель Земли Русской постоянно шельмуется, преподносится как самодур, деспот и пр. При этом на его память льется беспардонное вранье. Причина скорее всего в том, что при Иване Грозном был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов. Когда же в 1550 году польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был дозволен свободный въезд в Россию, Иоанн отказал в таких словах: «в свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам не писал», поскольку они русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили и пакости многие людям нашим делали».

 

Казачья стража

16 января 1811 года Указом императора Александра I утверждено «Положение об устройстве пограничной казачьей стражи».

Казачья стража

16 января 1811 года Указом императора Александра I утверждено «Положение об устройстве пограничной казачьей стражи».

В соответствии с ним в целях обеспечения надежной охраны передовых рубежей государственной границы на каждые 150 верст западной границы назначалось по одному казачьему полку.

Первая космическая станция - наша

16 января 1969 года состоялась первая в мире стыковка на околоземной орбите двух пилотируемых космических кораблей

Первая космическая станция - наша

16 января 1969 года состоялась первая в мире стыковка на околоземной орбите двух пилотируемых космических кораблей

Это Союз-4 с космонавтами Б.В. ВОЛЫНОВЫМ, Е.В. ХРУНОВЫМ и А.С. ЕЛИСЕЕВЫМ и Союз-5 с космонавтом В.А. ШАТАЛОВЫМ. Произошел первый переход космонавтов из одного космического корабля в другой через открытый космос. В течение 4 часов два космических корабля совершали полет как один объект, образуя первую экспериментальную космическую станцию.

Испытатели Анатолий Андронов и Владимир Шушунов

16 января 1998 года указом Президента РФ за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники» полковникам Анатолию Андронову и Владимиру Шушунову присвоено звание Героя России..

Испытатели Анатолий Андронов и Владимир Шушунов

16 января 1998 года указом Президента РФ за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники» полковникам Анатолию Андронову и Владимиру Шушунову присвоено звание Героя России..

Анатолий Андронов родился 13 марта 1951 года в городе Щёлково Московской области. Окончил среднюю школу. В 1968 году Андронов был призван на службу в Советскую Армию. В 1972 году он окончил Балашовское военное авиационное училище, после чего служил в авиаполку обеспечения Центра подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске. В 1980 году Андронов окончил этот центр, в 1981 году — заочно Московский авиационный институт.

С 1980 года был лётчиком-испытателем ГК НИИ ВВС, затем служил в лётно-испытательном управлении Военно-воздушных сил, дослужился до должности начальника этого управления. Испытывал большое количество тяжёлой авиатехники, в том числе военно-транспортных самолётов («Руслан», «Мрия», «Скальпель»). За время своей лётно-испытательской деятельности Андронов совершил 1478 полётов, освоил более чем 40 разновидностей вертолётов и самолётов. Установил 7 мировых и 10 всесоюзных авиационных рекордов на «Руслане». Испытывал авиатехнику во время боёв в Афганистане, участвовал в Антарктических экспедициях.

Владимир Шушунов родился 3 марта 1948 года в Ленинграде. В 1967 году окончил Радиополитехникум в Ленинграде. В 1967—1971 годах учился в Качинском высшем военном авиационном училище лётчиков, по окончании которого (с отличием) служил там же лётчиком-инструктором. В 1979 году окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (Ахтубинск). С 1981 года — на лётно-испытательной работе в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (Ахтубинск). Освоил и участвовал в испытаниях и доводке более 50 типов и модификаций самолётов, в том числе МиГ-29РБ, МиГ-31Б, МиГ-29СМ, Су-24М, Су-27. Выполнил 108 испытаний различных единиц техники, вооружения, систем управления, среди них: дозаправка самолётов истребительной и фронтовой авиации; дозаправка в воздухе в ночное время и в условиях экстремальных погодных условий.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии