RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Политик № 2
26 июня 2014 г.

Политик № 2

Так Владимир Путин назвал Геннадия Зюганова, которому 26 июня исполняется 70 лет
Юбилей нашей читательницы
7 февраля 2014 г.

Юбилей нашей читательницы

7 февраля 1954 года родилась Татьяна Владимировна ВАГИНА, медицинский работник Скорой помощи из станицы Петровской Краснодарского края
Бешенство Америки
6 марта 2014 г.

Бешенство Америки

Бывший разведчик США: Штаты вложили в «майданный переворот» 5 миллиардов долларов
Элита Украины предала Русский мир
17 августа 2014 г.

Элита Украины предала Русский мир

Став «шестеркой» США, она наносит удар в спину России
Гвозди бы делать из этих людей!
6 октября 2016 г.

Гвозди бы делать из этих людей!

5 октября 2016 года мы опубликовали очерк «Войны и подвиги Николая Дупака» о 95-летии заслуженного артиста России и Украины Николая Лукьяновича Дупака
Главная » Герои нашего времени » Игорь Кваша: усталость от обмана

Игорь Кваша: усталость от обмана

4 февраля 1933 года родился Игорь Владимирович Кваша (умер в 2012), советский актер, режиссер тетара и кино, народный артист России

Он в одном из последних интервью сказал: «Люди идут в театр, чтобы увидеть другую жизнь».
Игорь Кваша: усталость от обмана

В 1955 году окончил Школу-студию МХАТ (курс А. М. Карева)[4]. С 1955 по 1957 год — актёр МХАТ им. М. Горького. С 1957 года — актёр московского театра «Современник».

Роли в театре: Володя ("Вечно живые", дебют), Сирано "Сирано де Бержерак", Первый министр ("Голый король"), Дэвид ("Как брат брату"), Пестель ("Декабристы"), Провинциал ("Народовольцы"), Мамбет ("Восхождение на Фудзияму") и др.; режиссер спектаклей театра "Современник": "Кабала святош", "Дни Турбиных"; роли в кино: Кротов ("Жребий"), Карл Маркс ("Год, как жизнь"), Яков Богомолов ("Преждевременный человек"), Верещагин ("Повесть о неизвестном актере") и другие. Народный артист России.

В последние годы жизни Игорь Кваша вёл телепередачу «Жди меня» на Первом канале. С 2011 года выступал с критикой партии власти «Единая Россия». Скончался на 80-м году жизни 30 августа 2012 года в Москве.

Мне довелось беседовать с Игорем Владимировичем. Вот одно из последних интервью.

- Игорь Владимирович, вы многое успели в жизни: известный театральный и киноактер, режиссер, один из основателей московского театра "Современник", ведущий популярной телепередачи… В каком из этих амплуа вы больше всего себе нравитесь?
- Сам себе я ни в каком качестве не нравлюсь (смеется). Зато люблю все виды своей работы. Выделить ничего не могу. Просто в разные периоды жизни то одному делу отдаешься, то другому. Начинал я свою творческую жизнь как театральный актер. Причем с детских лет в ином качестве себя не мыслил. С седьмого класса ходил в драмкружок. Оттуда после окончания школы поступил в театральный институт. Потом работал в Московском Художественном театре, а с 1957 года и по сей день – в "Современнике"… В конце пятидесятых годов начали приглашать сниматься в кино, одновременно стал заниматься режиссурой. Из поставленных мною пьес наиболее любимы "Кабала святош", "Дни Турбиных". Горжусь ролями Мольера и Сирано, доктора Стокмана и Луки, а также современного "фантазера" Фарятьева. Кинороли, за которые, как говорится, не стыдно, – это Яков Богомолов в "Преждевременном человеке", Кротов в "Жребии", Верещагин в "Повести о неизвестном актере", Бургомистр из фильма "Тот самый Мюнхгаузен". Есть немало вроде бы эпизодических, но очень дорогих ролей.
- Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу проблемы соотношения зрелищности, развлекательности искусства и его воспитательной роли. Извините за выражение, толпа все больше, похоже, жаждет удовольствий, но ведь они, как правило, только развращают душу. Духовность для большинства скучна, ее восприятие требует известных усилий. Сегодня театру, чтобы выжить, наверное, приходится потакать толпе?
- Тут простая диалектика. Во все времена в искусстве рядом работали и те, кто откровенно подлаживался под вкусы и потребности власть имущих, обывателей, и те, кто это делал в заблуждении, и, наконец, те, кто вел в даль светлую. И каждый получал свое. Одни – деньги и славу при жизни, другие – более глубокое и длительное признание. Возьмите, к примеру, Моцарта и Сальери. Первый – истинный духовный светоч в веках, второго помнят лишь только потому, что существует легенда, будто он Моцарта отравил.
Бывают и счастливые исключения. Скажем, творчество Феллини или форманский "Полет над гнездом кукушки". Здесь и зритель в восторге, и духовность высока, очищающа. К этому и нужно стремиться. Пошлость вредна и грешна. Однако какой толк от "высокого произведения", сделанного настолько скучно, что зритель от него отворачивается.
- Но ведь приходится думать и о такой "неморальной" категории, как деньги. И это, наверное, не может не подталкивать художника на путь измены самому себе в угоду тому, кто платит?
- Конечно, это жестокая проблема. Но мне в этом отношении очень повезло! В "Современнике" никогда не было недостатка в зрителях. Это позволяет не поднимать цены выше возможностей нашего зрителя. Имеются и спонсоры. Конечно, их помощи не хватает для нормальной жизни. Но крутимся, стараемся делать все, чтобы на сцене, как вы говорите, самим себе не изменять.
- То есть для того, чтобы "сеять разумное, доброе, вечное" приходится самим искать средства? Грустно это…
- Конечно, лучше, чтобы культура, театр дотировались полностью и достаточно, как во всем мире. Искусство вообще не может да и не должно приносить прибыли и даже обеспечивать себя. Этого, кстати, насколько я знаю, нет нигде, ни в какой стране. И у нас быть не должно. Но что делать? Мы живем в той ситуации, какая есть. Чтобы ее улучшить, нужно многое изменить в душах людей. Чем мы и стараемся заниматься в меру своих сил и возможностей.
- Вы, вероятно, хорошо знаете своего зрителя. Что его сегодня волнует? Что он ищет и находит в театре?
- Все мы, в том числе и наш зритель, очень устали. От обмана, неустроенности жизни, неуверенности в завтрашнем дне. Отсюда – равнодушие ко всему, что происходит вокруг. Равнодушие не от внутренней черствости, а как защитная реакция. И люди идут в театр, чтобы увидеть другую жизнь, может быть, отвлечься от повседневности, даже очиститься от грязи этой повседневности. Сегодня зрителю нравятся комедии, мелодрамы, костюмные, исторические пьесы про любовь, про мушкетеров или про короля Людовика. Но остается и извечная потребность в поиске ответов на главные вопросы бытия.
- Давайте теперь немного поговорим о личном. Вы, как мне известно, увлекаетесь еще и

живописью?
- Должен признаться, что с молодости пишу картины. Как говорится, для души. Перепробовал все: и портреты, и натюрморты, и пейзажи с выездом на природу. Некоторые свои работы дарил друзьям. Однажды они даже устроили выставку моих картин. Но, повторяю, это – чистое увлечение. Просто нравится писать. На большее не претендую.
А еще очень люблю спорт. Серьезно занимался и футболом, и хоккеем, и теннисом, и конным спортом. Правда, сейчас сил хватает разве что на пинг-понг. Стал прибаливать. К сожалению, чаще поликлинику посещаю, чем спортивный зал.
- В кино снимаетесь?

- К сожалению, в последнее время очень мало. Сейчас ведь в принципе не так уж много делается фильмов, во всяком случае таких, которые можно назвать профессиональными. Даже молодым киноактерам непросто найти работу. Все это я понимаю, но…
-…Желание сниматься не покидает вас?
- Да, да. Ведь это моя жизнь. Человеку необходимо дышать и в молодости, и в старости. Так и киноактеру – чтобы он не умер как личность, нужно сниматься. Слава Богу, у меня есть еще театр, телевидение, не умирает и надежда, что когда-нибудь пригласят в кино. С каким бы удовольствием сейчас поработал перед кинокамерой!

Сергей Турченко
4 февраля 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
15 августа
среда
2018

В этот день:

Памяти Василия Блаженного

15 августа 1557 года скончался Василий Блаженный — московский юродивый. Родился в декабре 1469 года в селе Елохово (сейчас — в городской черте Москвы), на паперти храма, куда пришла молиться его мать о «благополучном разрешении».

Памяти Василия Блаженного

15 августа 1557 года скончался Василий Блаженный — московский юродивый. Родился в декабре 1469 года в селе Елохово (сейчас — в городской черте Москвы), на паперти храма, куда пришла молиться его мать о «благополучном разрешении».

 Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, — повествует житие, — Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. После шестнадцати лет и до самой смерти совершал подвиг юродства, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни. Он круглый год ходил без одежды, ночевал под открытым небом, постоянно соблюдал пост, терпел лишения. Юродивыми на Руси считались люди, которых ведет божественное призвание. Василий мог обличать каждого, будь то боярин или сам царь, грозить им небесной карой за бесчестные поступки. Его боялись и уважали. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией.

Умер Василий Блаженный 2 (15) августа 1552 года. Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершил погребение. Патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 (15) августа.

 

Нападение Антанты на Россию

15 августа 1918 года американские войска высадились во Владивостоке, что означало начало интервенции Антанты в Россию. Всего в интервенции приняли участие 14 государств.В августе же американцы, англичане и французы заняли Архангельск. Интервенты объявили военное положение, ввели военно-полевые суды, за время оккупации они вывезли 2686 тысяч пудов разных грузов на общую сумму свыше 950 миллионов рублей золотом.

Нападение Антанты на Россию

15 августа 1918 года американские войска высадились во Владивостоке, что означало начало интервенции Антанты в Россию. Всего в интервенции приняли участие 14 государств.В августе же американцы, англичане и французы заняли Архангельск. Интервенты объявили военное положение, ввели военно-полевые суды, за время оккупации они вывезли 2686 тысяч пудов разных грузов на общую сумму свыше 950 миллионов рублей золотом.

 Добычей интервентов стал весь военный, торговый и промысловый флот Севера.

Американские войска выполняли функции карателей. Свыше 50 тысяч советских граждан (более 10 % всего подконтрольного населения) были брошены в тюрьмы Архангельска, Мурманска, Печенги, Йоканьги. Только в Архангельской губернской тюрьме было расстреляно 8 тысяч человек, 1020 умерли от голода, холода и эпидемий.

Летом 1919 года 12 тысяч британских, американских и французских войск, находившихся в Архангельске и Мурманске, были эвакуированы. К 1920 году большая часть интервентов покинула территорию РСФСР. На Дальнем Востоке они продержались до 1922 года.

Конструктор «Тайфуна» и «Борея»

15 августа 1919 года родился Сергей Никитич КОВАЛЁВ, главный и генеральный конструктор ЦКБ морской техники «Рубин», академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий. Почетный гражданин Северодвинска.

Конструктор «Тайфуна» и «Борея»

15 августа 1919 года родился Сергей Никитич КОВАЛЁВ, главный и генеральный конструктор ЦКБ морской техники «Рубин», академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий. Почетный гражданин Северодвинска.

 Под его руководством разработаны ударные атомные подводные лодки с баллистическими ракетами классов «Тайфун» и «Борей».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии