RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Военный психоз -II
12 марта 2014 г.

Военный психоз -II

Ситуация вокруг Крыма стремительно движется в сторону силового варианта
Таинственные аварии марсианских миссий
28 мая 2013 г.

Таинственные аварии марсианских миссий

28 мая 1971 года отправилась к «красной планете» автоматическая станция «Марс-3», которая через полгода впервые в истории человечества осуществила там мягкую посадку
Юрий  Гагарин жив!
27 марта 2016 г.

Юрий Гагарин жив!

27 марта 1968 года мир потерял первого космонавта Земли.
Выбор князя Владимира
26 декабря 2015 г.

Выбор князя Владимира

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему «Хранить верность историческому выбору: к 1000-летию памяти святого князя Владимира».
Французы открыли глаза на Русский Крым
27 июля 2015 г.

Французы открыли глаза на Русский Крым

Как Европа прорубила маленькое окошко в Россию
Главная » Герои нашего времени » Какова песня - такова душа

Какова песня - такова душа

Спортивные итоги Олимпиады-2014 восхищают, технологические достижения организации Игр не имеют аналогов, но...

Неожиданно для многих «Русская Олимпиада» отчетливо выявили зияющие проблемы наиболее массового музыкально-поэтического жанра
Какова песня - такова душа

Российский героический календарь уже писал об этом (см.http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2014/february/zhazhda-pesni ). Само открытие (а потом и закрытие ) Олимпиады в музыкальном плане очень удачно базировалось на отечественной классике. Но когда возникла необходимость «показать» и современное музыкальное лицо России, кроме позора, мало что вышло. Как говорится, «писком» сезона стала песенка, написанная совсем по другому поводу и достаточно давно «Нас не догонят!».

Её смысл вовсе не олимпийский, да и вообще — мутноватый. По этому поводу известный политолог Юрий Болдырев сказал следующее:
- После всех казенных речей, сопровождавших принятие строгих законов о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, цитирую: «Президент Путин приветствует команду России под звуки «Нас не догонят»! Вперед, ребята!» (Первый канал ТВ). Надо ли пояснять, что такое группа «Тату», чем она прославилась? Один момент все же подчеркну: речь не о какой-либо ориентации самих девиц – это их личное дело. Прославились они именно пропагандой, причем не просто гомосексуализма, но именно среди, практически, детей. В Великобритании же их обвиняли в провоцировании педофилии, вследствие чего под давлением тамошнего общественного мнения концерты срывались.

Для справки: открытие Олимпиады никоим образом не сопровождалось предупреждениями «18+». Стоит ли задаваться риторическим вопросом о том, будут ли организаторы шоу (включая верховного, без соизволения которого в данном случае, очевидно, и мышь бы не проскочила) привлечены к ответственности по закону против соответствующей пропаганды среди несовершеннолетних? Иезуитская гнусность еще и в том, что привязав музыку гей-пропагандисток к выходу олимпийской сборной страны – организатора Олимпиады, наши «затейники» заставили под этот недвусмысленный гимн встать весь зал – все 40 тысяч человек…

Уж лучше бы взяли «за основу современности» песни «тоталитарной» Олимпиады-1980. Они были не только мелодичны, но и наполнены добрым, внятным смыслом. Но традиции той мощной песенной культуры, на которой родились олимпийские песни-1980, забыты и заброшены, поэтому нет и песни — 2014. И не только в олимпийском, но и в самом широком смысле. Послушайте телевидение, радио программы: там в песенном плане почти нет не только ничего русского, но даже и русскоязычного, в основном — афро-американизмы. Композиторы забыли русскую мелодику. Поэты-песенники забывают русский язык.
Конечно, это мнение не профессионала, а рядового потребителя песенной продукции, возможно, и слишком резкое. Но послушаем, что говорят наши известные певцы.

Народный артист России Александр Розенбаум:
- К сожалению, в современной эстраде, или тусовке, как ее теперь называют, слишком многое покупается и продается. Сегодня к микрофону может пробиться человек с деньгами или богатым спонсором, но далеко не обязательно талантливый. Я понимаю, что всегда и везде бывали протеже, но не в таком ужасающе поточном состоянии, как сегодня. Страшно и другое: блатная песня стала, по сути дела, государственной, пущена на поток, отовсюду слышится. Перепутали провинциальную дискотеку с радио - и телеканалом. Поразительно, что музыканты, умеющие писать настоящую музыку, вынуждены для заработка "косить под блатных" или "мастырить" дискотечную дребедень. Получается замкнутый круг: чтобы заработать, подстраиваются под вкус обывателя, тем самым окончательно его портя. Если так пойдет дальше, серьезная музыка вскоре не будет востребована, ее перестанут понимать. А это - духовная смерть общества. Нередко я, честное слово, с некоторой ностальгией вспоминаю худсоветы доперестроечных времен. Я уже не могу постоянно слышать из репродукторов дикие вопли, называемые почему-то современной поп-музыкой, не желаю, чтобы мои дети слушали "Я на тебе, как на войне" и другую пошлость. Нет, я не ханжа и в целом не против даже самых экстравагантных направлений в искусстве, но всему свое время и место. Мы живем в государстве, где люди привыкли к определенным ценностям, и никто не вправе лезть со своим уставом в этот общественный храм. То есть мне нужен художественный совет, цензура, если хотите, не по идейным принципам, а по моральным, да и просто по принципам здравого смысла. Чтобы, к примеру, полуголые певуньи на телевидении были убраны в ночную программу для сильно озабоченных, да еще и закрыты от детей.
Заслуженный артист России Олег Погудин:

- Нынешнее время не дружит ни с мелодией, ни со смыслом. Сегодня во всем, в том числе и в вокальной музыке, заметна тенденция упрощения. Примитивный текст, императивный ритм - вот главное в современной песне. Мелодия, проникновенные слова развивают индивидуальность, поэтому неприемлемы для тех, кто управляет рынком современной попсы. Так что борьба с нормальной песнейтеперь ведется с помощью рыночных методов, которые зачастую более эффективны, нежели идеологические запреты. К сожалению, немало современных людей удовлетворяются примитивом и в жизни, и в искусстве. Кто знает, какие должны произойти катаклизмы, чтобы вернуть нынешнее общество потребителей к пониманию того, что надо думать о чем-то более высоком, чем собственное брюхо и физиологические удовольствия. Именно вот такое состояние общества не дает возможностей для создания в искусстве чего-то более великого, чем было уже создано.

В принципе обязанность государства - поддерживать и популяризировать то, что составляет национальное достояние. Поэтому тем, кто руководит страной, нужно задуматься, к чему приводит попустительство по отношению к бездуховности и пошлости, коими заполнены сейчас СМИ. Конечно, каждый человек сам обязан трудится душой и делать свой выбор постоянно. Сейчас многие выбирают рок. Я не искусствовед, и мое мнение может быть далеко не бесспорным. Рок как жанр резко расходится с моими этическими и мировоззренческими позициями, хотя талантливую рок-музыку я отношу все-таки к сфере искусства. У меня нет презрения к этому музыкальному направлению, чего я не могу сказать о попсе. Но рок - это почти всегда разрушение, а мне нравится созидание. Иногда в роке звучит тема протеста - это более приемлемо. Попса же это просто бизнес, да еще, перефразируя Островского, довольно низкого сорта. И уже приходится опасаться не просто за искусство, а вообще за человечество. Потому что когда человека называют потребителем, то для души остается очень мало места. Рынок регламентирует все, даже такие высокие человеческие проявления, как любовь, зато для жертвенности, милосердия просто не остается места в этой идеологии, которая навязывается всем. Но человечество не может существовать только по принципу "хлеба и зрелищ". Оно или погибнет, или сбросит с себя грязь.
Солистка Москонцерта Светлана Твердова:
-
Песня — душа народа. Мы теряем душу русскую. Везде льётся, вернее, с грохотом падает, как водопад, афро-американская песня. А какое содержание якобы русских, точнее, русскоязычных песен! В лучшем случае - о примитивно понимаемой любви двух разнополых особей. В худшем — уже и однополых. Уровень текста : «Два кусочечка колбаски». О высокой гражданственности, любви к Родине нет и речи. На ТВ одни и те же песни, одни и те же люди, тема у которых, что называется, ниже пояса. У нас сегодня нет песен, которые могли бы поднять людей на самоотверженный труд, на защиту Отечества. СМИ, всевозможные продюсеры вдалбливают, что это не формат. При этом ссылаются на рынок, на то, что вынуждены потакать потребностям слушателей. Но для людей, у которых сохранилась еще душа, есть огромная потребность в настоящей лирической или патриотической песне. У каждого нормального человека есть желание жить дыханием своей страны. Это я вижу, когда езжу по России с концертами. Большинству простого люда от американизмов тошно, оно аплодирует и вызывает на бис русскую, нередко народную песню. Но её не пускают ни на радио, ни на ТВ. Это вызывает естественное подозрение в том, что такая политика —это идеологическая заданность. Ведь людьми, забывшими своё Отечество, потерявшими русскую традицию легче управлять. Вот, видимо, в чем корень такой политики.
Интересно, как оценивают современную песню представители нынешней молодежи.Школьница из Братска Катя Урыкина на городской научно-практической конференции сделала доклад о современной песне. Показательно, что эпиграфом к нему она взяла строку из произведения известного исполнителя Максима «Хорошо, что ты не слышал моих песен». Вот цитата из доклада: «Тексты для исследования были отобраны при помощи анкетирования. Опросы проводились дважды: в 2012 и 2013 гг. Анкетирование 2012 года (было опрошено 52 человека) показало, что популярны песни Димы Билана, Валерии, В. Дайнеко, С.Лазарева, Потапа и Насти Каменской, «Ранеток», «Фабрики», «Корни» и др. Незначительная часть опрошенных называли Ёлку, Нюшу, «Нервы», «Ногано», «Гамору», «Челси»и др. В 2013 году было опрошено 88 учащихся. Оказалось, что приоритетными стали песни в стиле реп. Исполнители: «Гамора», «АК47», «Ногано», «Гуф», «Баста», Серёжа Местный, «Нервы», BahhTee, ZoireMC, Loc Doc. Всего проанализировано 53 песни. Выявлено 203 лингвистических ошибки. Одним из самых распространённых речевых изъянов является нарушение лексической сочетаемости, что затрудняет понимание темы и цели высказывания, а порой и просто смысла текста. «Вот и вечер затих, забрав мечты теплом»,«И где обещанный сюрприз? Он просто в воздухе повис», «… только мы больны судьбой» (Д.Билан); «Я расскажу тебе такую тайну», (Лера Массква),«Наши крылья растворились, улетят на небеса», «Прогулявшись среди слёз, так и не нашёл ответа», «Ванильный горизонт нельзя с ней не сравнить» (Ранетки). Поражает изобилие жаргонных слов и слов-паразитов: «Ты почему-то не пришла, я не пойму, что за дела» (Д. Билан), «И всё, что прячется внутри, увижу я на раз-два-три» (Билан), «Сегодня клёвый день, иду, пишу, как по лыжне», « Ну, вот, сам догоняешь, ты понял, я одна» (Ранетки); «Понимаешь, я родителям врала» (Фабрика)».

А дальше девочка уже обращается к создателям песен: «Сегодня жанр популярной музыки выполняет в основном развлекательные функции, а тематика песен не предполагает ответов на серьезные жизненные вопросы. Однако это обстоятельство не снимает с авторов песен ответственности за содержание и языковое оформление создаваемых произведений, а, напротив, подразумевает серьезную работу над текстами».
Тревогу бьют и ученые. Например, кандидат филологических наук Ольга Сергеевна Кострюкова в своей диссертации о смыслах современной песни пишет: «В текстах современных песен отмечается тенденция к снижению эстетического уровня, преобладание экспрессивной разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов и сленга, использование средств речевой агрессии, злоупотребление иноязычной лексикой и др.».
Многие исследователи, певцы, музыканты причиной нравственного упадка песенного жанра называют отсутствие какой-либо цензуры со стороны общества. Лично я не могу с этим полностью согласиться. Цензура есть. Только определяют, что формат, а что не формат не профессионалы под эгидой государства или какого-либо общественного совета, а шоу-бизнесмены, у которых в глазах вместо зрачков — доллары (иногда они и вообще действуют по определенному зарубежному заказу). А государство до сих пор упорно стоит на ранне-перестроечных принципах: никакого вмешательства в культурные (или антикультурные) процессы, всё, мол, устроится само собой, рынок уладит! Неужели до сих пор не ясно, что рынок внедряет только рыночную «культуру». А государственные менеджеры, которые не используют такой мощный способ стимулирования поведения и настроения людей, как песня, вряд ли могут считаться эффективными, скорее - дефективными.

Но с другой стороны, - куда они должны звать, что стимулировать? Исторически у каждого поколения - своя задача. Песни первых пятилеток звали на стройки социализма. Фронтовые песни — на защиту Отечества. Потом были целина, БАМ... А что сейчас? Если по песням потомки будут судить о нынешнем поколении, то скорее всего они назовут его сексуально-озабоченным. Виновато оно? Наверное. Но и государство тоже. Тут хочешь — не хочешь, а придется сказать о политике. Трудно не вспомнить, что у нас нет ни общенациональной идеи, ни единой государственной цели, ни даже государственной идеологии (запрещена Конституцией). Ну, ладно, уйдем от политики. Наверное, это не тема данной публикации. Но есть ведь и общечеловеческие ценности, которые, по идее, должно утверждать уважающее себя государство: любовь к Родине, к природе, к семейному очагу, детям... Почему бы эти качества не формировать с помощью песни, как это всегда бывало?
Еще три года назад известные композиторы Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Сергей Невский, еще десятка три авторов обратились к руководству страны с открытым письмом, в котором предложили краткий список мер, способных улучшить ситуацию:

1. Поддержка уже существующих ансамблей современной музыки (бюджет, репетиционная база).

2. Создание центров современной музыки в 6—7 крупных городах России. При каждом центре должен быть свой ансамбль, концертный зал, библиотека современной музыки.

3. Учреждение фонда поддержки новых музыкальных инициатив, системы стипендий для композиторов и грантов для исполнителей, желающих заказывать новую музыку, играть ее и гастролировать с ней.

4. Создание звукозаписывающей компании, специализирующейся на издании новой музыки и распространении ее в мировом пространстве.

5. Создание издательского дома, способного конкурировать на международном уровне.

6. Создание единого информационного центра современной музыки, объединяющего и структурирующего деятельность центров.
Услышаны ли они? Ситуация с современным песенным жанром пока, к сожалению, заставляет думать о худшем.
Иллюстрация с
softportal.apex-print.ru

Сергей Турченко
26 февраля 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 октября
пятница
2019

В этот день:

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город—крепость» или «Укреплённый город».

В 1723—1747 годах построена центральная крепость, окружающая Кронштадт с моря и суши. В январе 1733 года при морском госпитале открылась госпитальная лекарская школа — первое военно-морское медицинское учебное заведение страны.

После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором С. И. Чевакинским. В 1783 году Екатерина II хотела перевести адмиралтейство из Санкт-Петербурга в Кронштадт; комплекс зданий Кронштадтского адмиралтейства был построен в 1780—1790-х годах по проектам архитекторов М. Н. Ветошникова, В. И. Баженова и Ч. Камерона. Павел I отменил этот проект. В 1786 году открылось Морское офицерское собрание, ставшее центром культурной жизни Кронштадта.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

 Победа при Тарутине была первой победой русских войск в Отечественной войне 1812 года после Бородинского сражения. Успех укрепил дух русской армии, перешедшей в контрнаступление.
Цель Тарутинского боя не была достигнута полностью, но её результат оказался успешным, и ещё большее значение имел успех для подъёма духа русских войск. Прежде в ходе войны ни в одном сражении у любой из сторон (даже при Бородино) не было такого количества захваченных пушек, как в этом — 36 или 38 орудий. В письме царю Александру I Кутузов сообщает о 2 500 убитых французах, 1 000 пленных, и ещё 500 пленных на следующий день взяли казаки при преследовании. Свои потери Кутузов оценил в 300 убитых и раненых.

 

 


Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

 Основной самолёт Аэрофлота до 1940 года. Всего было построено 258 самолётов этого типа.

К разработке «К-5» Калинин приступил в 1926 г., прототип был построен в 1929 г. Машину подняли в воздух пилот М.А. Снегирёв и бортмеханик П.Н. Власов. В качестве третьего члена экипажа полетел сам Калинин. Случилось это на харьковском аэродроме "Сокольники". Самолёт оказался лёгок в управлении, хорошо слушался руля. 30 мая 1930 К-5 перелетел в Москву, где выдержал экзамен перед государственной комиссией. Госкомиссия установила, что самолёт вполне отвечает предъявленным требованиям. Дальность до 1000 км, скорость до 200 км в час.

 

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Японские радиопеленгаторы регулярно засекали выходившую в эфир радиостанцию группы Зорге. Засечь точно работающий передатчик, или даже приблизиться к нему достаточно близко, японцам так и не удалось. Мнение о провале группы как следствие успешно работавших пеленгаторов — это не более чем художественный вымысел. Первая радиограмма была перехвачена в 1937 году. С тех пор донесения перехватывались регулярно. Однако, расшифровать ни одну из перехваченных радиограмм японцы так и не смогли.

И только после того, как на первом же допросе радист Макс Клаузен выдал всё, что он знал о кодах шифрования, японцы смогли расшифровать и прочитать всю подборку перехваченных донесений за несколько лет. Эти донесения фигурировали в материалах следствия, и по ним обвиняемые давали свои пояснения.

Всего по делу группы Зорге было арестовано 35 человек, привлечено к суду 17. Дознание длилось до мая 1942 года. 16 мая 1942 года официальные обвинения были предъявлены первым 7 обвиняемым: Зорге, Одзаки, Максу Клаузену, Вукеличу, Мияги, Сайондзи и Инукаи. Остальным обвинения были предъявлены позднее. Приговоры основным обвиняемым были вынесены 29 сентября 1943 года. Зорге и Одзаки были приговорены к смертной казни через повешение, Вукелич и Клаузен — к пожизненному тюремному заключению, Мияги умер в тюрьме ещё до вынесения приговора. Подробно: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2013/september/povesit-na-royalnoj-strune?searched=%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4+%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B5&advsearch=allwords&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1+ajaxSearch_highlight2

 

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

Спускаемый аппарат с набором научной аппаратуры благополучно отделился и впервые в истории космонавтики провел прямые измерения состава атмосферы Венеры при спуске в ней на парашюте.    Спускаемый аппарат мог работать при температуре вплоть до +425°C и при давлении до 10 атмосфер, причем для увеличения шансов на успех он десантировался на ночную сторону планеты. Перед стартом он был подвергнут стерилизации с целью предотвращения переноса на Венеру земных микроорганизмов.

Сигнал прекратился внезапно через 95 минут после начала спуска, на 25-26 км ниже начальной точки, когда за бортом было +280°C и 15 атмосфер. Сначала всем казалось, что это и был момент посадки и что «Венере-4» удалось дойти до поверхности в рабочем состоянии. И лишь через несколько недель стало ясно, что в действительности на высоте около 28 км аппрарат был раздавлен атмосферным давлением, оказавшимся намного больше предусмотренного при конструировании станции.

Лишь «Венера-7», запущенная 17 августа 1970 года, благополучно достигла поверхности планеты. Она разрабатывалась и строилась с учетом опыта полетов предыдущих АМС. Спускаемый аппарат был сконструирован заново, и он должен был работать не менее 30 минут на поверхности при температуре до +540°С и давлении до 150 атмосфер. Теоретические значения, полученные для поверхности планеты были такими: 500°С и 100 атмосфер, так что спускаемый аппарат был построен с запасом. На всякий пожарный случай.

Спустя 120 суток после старта, 15 декабря 1970 года, станция «Венера-7» достигла планеты.

15 декабря в 8 часов 34 минут 10 секунд спускаемый аппарат впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность Венеры. В общей сложности он передавал на Землю информацию в течение 53 минут, в том числе около 20 минут непосредственно с поверхности Венеры. Измеренная температура у поверхности Венеры составила 475°±20°С; она соответствовала давлению 90±15 атмосфер.

В 1975 году спускаемый модуль зонда "Венера-9" передал первые черно-белые фотографии поверхности планеты. И, наконец, первые цветные изображения были получены в 1982 году "Венерой-13".

Американцы далеко отстали от СССР в исследовании Венеры. Лишь в 1967 году через день после посадки советской "Венеры-4" мимо планеты на расстоянии 4000 км пролетел американский "Маринер-5". На околовенерианскую орбиту впервые США вышли с помощью аппарата «Пионер-Венера-1», запущенного 20 мая 1978 года, который проработал до августа 1992 года и осуществлял, в частности, радиолокационное картографирование планеты.

Американская пресса вынуждена была констатировать: "Русские побили США в борьбе за очень большое количество первых мест в освоении космоса: первые спутники, запуск первых животных и первого человека, первый выход в открытый космос, первая посадка зонда на Марсе, первый зонд к Венере, первая орбитальная станция, первый полет вокруг Луны».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии