RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Железный романтик
26 февраля 2018 г.

Железный романтик

Александру Андреевичу Проханову – 80 лет
«Ангара» дотянется до Луны
27 мая 2013 г.

«Ангара» дотянется до Луны

27 мая 2013 года «со стапелей» Научно-производственного центра имени М.В. Хруничева отправлена на космодром Плесецк принципиально новая ракета класса «Ангара»
Продовольственная безопасность России
6 июля 2015 г.

Продовольственная безопасность России

Решение Запада о продлении экономических санкций против России до 31 января 2016 года открывает дополнительные возможности комплексного продовольственного импортозамещения в России.
Брежневский застой
11 ноября 2017 г.

Брежневский застой

Вот сейчас бы туда вернуться — мечтают многие из тех, кто 10 ноября по-доброму помянет дорого Леонида Ильича
Ностальгия по советским лидерам
25 мая 2013 г.

Ностальгия по советским лидерам

«Левада-Центр» провел опрос, результаты которого для порядочных госруководителей могли бы стать поводом к отставке
Главная » Герои нашего времени » Какова песня - такова душа

Какова песня - такова душа

Спортивные итоги Олимпиады-2014 восхищают, технологические достижения организации Игр не имеют аналогов, но...

Неожиданно для многих «Русская Олимпиада» отчетливо выявили зияющие проблемы наиболее массового музыкально-поэтического жанра
Какова песня - такова душа

Российский героический календарь уже писал об этом (см.http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2014/february/zhazhda-pesni ). Само открытие (а потом и закрытие ) Олимпиады в музыкальном плане очень удачно базировалось на отечественной классике. Но когда возникла необходимость «показать» и современное музыкальное лицо России, кроме позора, мало что вышло. Как говорится, «писком» сезона стала песенка, написанная совсем по другому поводу и достаточно давно «Нас не догонят!».

Её смысл вовсе не олимпийский, да и вообще — мутноватый. По этому поводу известный политолог Юрий Болдырев сказал следующее:
- После всех казенных речей, сопровождавших принятие строгих законов о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, цитирую: «Президент Путин приветствует команду России под звуки «Нас не догонят»! Вперед, ребята!» (Первый канал ТВ). Надо ли пояснять, что такое группа «Тату», чем она прославилась? Один момент все же подчеркну: речь не о какой-либо ориентации самих девиц – это их личное дело. Прославились они именно пропагандой, причем не просто гомосексуализма, но именно среди, практически, детей. В Великобритании же их обвиняли в провоцировании педофилии, вследствие чего под давлением тамошнего общественного мнения концерты срывались.

Для справки: открытие Олимпиады никоим образом не сопровождалось предупреждениями «18+». Стоит ли задаваться риторическим вопросом о том, будут ли организаторы шоу (включая верховного, без соизволения которого в данном случае, очевидно, и мышь бы не проскочила) привлечены к ответственности по закону против соответствующей пропаганды среди несовершеннолетних? Иезуитская гнусность еще и в том, что привязав музыку гей-пропагандисток к выходу олимпийской сборной страны – организатора Олимпиады, наши «затейники» заставили под этот недвусмысленный гимн встать весь зал – все 40 тысяч человек…

Уж лучше бы взяли «за основу современности» песни «тоталитарной» Олимпиады-1980. Они были не только мелодичны, но и наполнены добрым, внятным смыслом. Но традиции той мощной песенной культуры, на которой родились олимпийские песни-1980, забыты и заброшены, поэтому нет и песни — 2014. И не только в олимпийском, но и в самом широком смысле. Послушайте телевидение, радио программы: там в песенном плане почти нет не только ничего русского, но даже и русскоязычного, в основном — афро-американизмы. Композиторы забыли русскую мелодику. Поэты-песенники забывают русский язык.
Конечно, это мнение не профессионала, а рядового потребителя песенной продукции, возможно, и слишком резкое. Но послушаем, что говорят наши известные певцы.

Народный артист России Александр Розенбаум:
- К сожалению, в современной эстраде, или тусовке, как ее теперь называют, слишком многое покупается и продается. Сегодня к микрофону может пробиться человек с деньгами или богатым спонсором, но далеко не обязательно талантливый. Я понимаю, что всегда и везде бывали протеже, но не в таком ужасающе поточном состоянии, как сегодня. Страшно и другое: блатная песня стала, по сути дела, государственной, пущена на поток, отовсюду слышится. Перепутали провинциальную дискотеку с радио - и телеканалом. Поразительно, что музыканты, умеющие писать настоящую музыку, вынуждены для заработка "косить под блатных" или "мастырить" дискотечную дребедень. Получается замкнутый круг: чтобы заработать, подстраиваются под вкус обывателя, тем самым окончательно его портя. Если так пойдет дальше, серьезная музыка вскоре не будет востребована, ее перестанут понимать. А это - духовная смерть общества. Нередко я, честное слово, с некоторой ностальгией вспоминаю худсоветы доперестроечных времен. Я уже не могу постоянно слышать из репродукторов дикие вопли, называемые почему-то современной поп-музыкой, не желаю, чтобы мои дети слушали "Я на тебе, как на войне" и другую пошлость. Нет, я не ханжа и в целом не против даже самых экстравагантных направлений в искусстве, но всему свое время и место. Мы живем в государстве, где люди привыкли к определенным ценностям, и никто не вправе лезть со своим уставом в этот общественный храм. То есть мне нужен художественный совет, цензура, если хотите, не по идейным принципам, а по моральным, да и просто по принципам здравого смысла. Чтобы, к примеру, полуголые певуньи на телевидении были убраны в ночную программу для сильно озабоченных, да еще и закрыты от детей.
Заслуженный артист России Олег Погудин:

- Нынешнее время не дружит ни с мелодией, ни со смыслом. Сегодня во всем, в том числе и в вокальной музыке, заметна тенденция упрощения. Примитивный текст, императивный ритм - вот главное в современной песне. Мелодия, проникновенные слова развивают индивидуальность, поэтому неприемлемы для тех, кто управляет рынком современной попсы. Так что борьба с нормальной песнейтеперь ведется с помощью рыночных методов, которые зачастую более эффективны, нежели идеологические запреты. К сожалению, немало современных людей удовлетворяются примитивом и в жизни, и в искусстве. Кто знает, какие должны произойти катаклизмы, чтобы вернуть нынешнее общество потребителей к пониманию того, что надо думать о чем-то более высоком, чем собственное брюхо и физиологические удовольствия. Именно вот такое состояние общества не дает возможностей для создания в искусстве чего-то более великого, чем было уже создано.

В принципе обязанность государства - поддерживать и популяризировать то, что составляет национальное достояние. Поэтому тем, кто руководит страной, нужно задуматься, к чему приводит попустительство по отношению к бездуховности и пошлости, коими заполнены сейчас СМИ. Конечно, каждый человек сам обязан трудится душой и делать свой выбор постоянно. Сейчас многие выбирают рок. Я не искусствовед, и мое мнение может быть далеко не бесспорным. Рок как жанр резко расходится с моими этическими и мировоззренческими позициями, хотя талантливую рок-музыку я отношу все-таки к сфере искусства. У меня нет презрения к этому музыкальному направлению, чего я не могу сказать о попсе. Но рок - это почти всегда разрушение, а мне нравится созидание. Иногда в роке звучит тема протеста - это более приемлемо. Попса же это просто бизнес, да еще, перефразируя Островского, довольно низкого сорта. И уже приходится опасаться не просто за искусство, а вообще за человечество. Потому что когда человека называют потребителем, то для души остается очень мало места. Рынок регламентирует все, даже такие высокие человеческие проявления, как любовь, зато для жертвенности, милосердия просто не остается места в этой идеологии, которая навязывается всем. Но человечество не может существовать только по принципу "хлеба и зрелищ". Оно или погибнет, или сбросит с себя грязь.
Солистка Москонцерта Светлана Твердова:
-
Песня — душа народа. Мы теряем душу русскую. Везде льётся, вернее, с грохотом падает, как водопад, афро-американская песня. А какое содержание якобы русских, точнее, русскоязычных песен! В лучшем случае - о примитивно понимаемой любви двух разнополых особей. В худшем — уже и однополых. Уровень текста : «Два кусочечка колбаски». О высокой гражданственности, любви к Родине нет и речи. На ТВ одни и те же песни, одни и те же люди, тема у которых, что называется, ниже пояса. У нас сегодня нет песен, которые могли бы поднять людей на самоотверженный труд, на защиту Отечества. СМИ, всевозможные продюсеры вдалбливают, что это не формат. При этом ссылаются на рынок, на то, что вынуждены потакать потребностям слушателей. Но для людей, у которых сохранилась еще душа, есть огромная потребность в настоящей лирической или патриотической песне. У каждого нормального человека есть желание жить дыханием своей страны. Это я вижу, когда езжу по России с концертами. Большинству простого люда от американизмов тошно, оно аплодирует и вызывает на бис русскую, нередко народную песню. Но её не пускают ни на радио, ни на ТВ. Это вызывает естественное подозрение в том, что такая политика —это идеологическая заданность. Ведь людьми, забывшими своё Отечество, потерявшими русскую традицию легче управлять. Вот, видимо, в чем корень такой политики.
Интересно, как оценивают современную песню представители нынешней молодежи.Школьница из Братска Катя Урыкина на городской научно-практической конференции сделала доклад о современной песне. Показательно, что эпиграфом к нему она взяла строку из произведения известного исполнителя Максима «Хорошо, что ты не слышал моих песен». Вот цитата из доклада: «Тексты для исследования были отобраны при помощи анкетирования. Опросы проводились дважды: в 2012 и 2013 гг. Анкетирование 2012 года (было опрошено 52 человека) показало, что популярны песни Димы Билана, Валерии, В. Дайнеко, С.Лазарева, Потапа и Насти Каменской, «Ранеток», «Фабрики», «Корни» и др. Незначительная часть опрошенных называли Ёлку, Нюшу, «Нервы», «Ногано», «Гамору», «Челси»и др. В 2013 году было опрошено 88 учащихся. Оказалось, что приоритетными стали песни в стиле реп. Исполнители: «Гамора», «АК47», «Ногано», «Гуф», «Баста», Серёжа Местный, «Нервы», BahhTee, ZoireMC, Loc Doc. Всего проанализировано 53 песни. Выявлено 203 лингвистических ошибки. Одним из самых распространённых речевых изъянов является нарушение лексической сочетаемости, что затрудняет понимание темы и цели высказывания, а порой и просто смысла текста. «Вот и вечер затих, забрав мечты теплом»,«И где обещанный сюрприз? Он просто в воздухе повис», «… только мы больны судьбой» (Д.Билан); «Я расскажу тебе такую тайну», (Лера Массква),«Наши крылья растворились, улетят на небеса», «Прогулявшись среди слёз, так и не нашёл ответа», «Ванильный горизонт нельзя с ней не сравнить» (Ранетки). Поражает изобилие жаргонных слов и слов-паразитов: «Ты почему-то не пришла, я не пойму, что за дела» (Д. Билан), «И всё, что прячется внутри, увижу я на раз-два-три» (Билан), «Сегодня клёвый день, иду, пишу, как по лыжне», « Ну, вот, сам догоняешь, ты понял, я одна» (Ранетки); «Понимаешь, я родителям врала» (Фабрика)».

А дальше девочка уже обращается к создателям песен: «Сегодня жанр популярной музыки выполняет в основном развлекательные функции, а тематика песен не предполагает ответов на серьезные жизненные вопросы. Однако это обстоятельство не снимает с авторов песен ответственности за содержание и языковое оформление создаваемых произведений, а, напротив, подразумевает серьезную работу над текстами».
Тревогу бьют и ученые. Например, кандидат филологических наук Ольга Сергеевна Кострюкова в своей диссертации о смыслах современной песни пишет: «В текстах современных песен отмечается тенденция к снижению эстетического уровня, преобладание экспрессивной разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов и сленга, использование средств речевой агрессии, злоупотребление иноязычной лексикой и др.».
Многие исследователи, певцы, музыканты причиной нравственного упадка песенного жанра называют отсутствие какой-либо цензуры со стороны общества. Лично я не могу с этим полностью согласиться. Цензура есть. Только определяют, что формат, а что не формат не профессионалы под эгидой государства или какого-либо общественного совета, а шоу-бизнесмены, у которых в глазах вместо зрачков — доллары (иногда они и вообще действуют по определенному зарубежному заказу). А государство до сих пор упорно стоит на ранне-перестроечных принципах: никакого вмешательства в культурные (или антикультурные) процессы, всё, мол, устроится само собой, рынок уладит! Неужели до сих пор не ясно, что рынок внедряет только рыночную «культуру». А государственные менеджеры, которые не используют такой мощный способ стимулирования поведения и настроения людей, как песня, вряд ли могут считаться эффективными, скорее - дефективными.

Но с другой стороны, - куда они должны звать, что стимулировать? Исторически у каждого поколения - своя задача. Песни первых пятилеток звали на стройки социализма. Фронтовые песни — на защиту Отечества. Потом были целина, БАМ... А что сейчас? Если по песням потомки будут судить о нынешнем поколении, то скорее всего они назовут его сексуально-озабоченным. Виновато оно? Наверное. Но и государство тоже. Тут хочешь — не хочешь, а придется сказать о политике. Трудно не вспомнить, что у нас нет ни общенациональной идеи, ни единой государственной цели, ни даже государственной идеологии (запрещена Конституцией). Ну, ладно, уйдем от политики. Наверное, это не тема данной публикации. Но есть ведь и общечеловеческие ценности, которые, по идее, должно утверждать уважающее себя государство: любовь к Родине, к природе, к семейному очагу, детям... Почему бы эти качества не формировать с помощью песни, как это всегда бывало?
Еще три года назад известные композиторы Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Сергей Невский, еще десятка три авторов обратились к руководству страны с открытым письмом, в котором предложили краткий список мер, способных улучшить ситуацию:

1. Поддержка уже существующих ансамблей современной музыки (бюджет, репетиционная база).

2. Создание центров современной музыки в 6—7 крупных городах России. При каждом центре должен быть свой ансамбль, концертный зал, библиотека современной музыки.

3. Учреждение фонда поддержки новых музыкальных инициатив, системы стипендий для композиторов и грантов для исполнителей, желающих заказывать новую музыку, играть ее и гастролировать с ней.

4. Создание звукозаписывающей компании, специализирующейся на издании новой музыки и распространении ее в мировом пространстве.

5. Создание издательского дома, способного конкурировать на международном уровне.

6. Создание единого информационного центра современной музыки, объединяющего и структурирующего деятельность центров.
Услышаны ли они? Ситуация с современным песенным жанром пока, к сожалению, заставляет думать о худшем.
Иллюстрация с
softportal.apex-print.ru

Сергей Турченко
26 февраля 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
25 августа
воскресенье
2019

В этот день:

Родился Иван Грозный

25 августа 1530 года родился Иван IV Васильевич Грозный (ум. 1584), великий князь Московский и всея Руси, первый царь всея Руси.

Родился Иван Грозный

25 августа 1530 года родился Иван IV Васильевич Грозный (ум. 1584), великий князь Московский и всея Руси, первый царь всея Руси.

За годы его правления проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Cибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. При Иване IV прирост территории Руси составил почти 100 %, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км², к завершению царствования Русское Государство стало размером больше всей остальной Европы.

Одиннадцать покушений на Столыпина

25 августа 1906 года совершена попытка покушения на главу русского правительства Петра Столыпина

Одиннадцать покушений на Столыпина

25 августа 1906 года совершена попытка покушения на главу русского правительства Петра Столыпина

 В его доме на Аптекарском острове произведен взрыв, 24 человека погибли на месте, 33 — тяжело ранены, многие потом скончались. Во время взрыва сам Столыпин не пострадал.

История покушения такова. По субботам у премьер-министра были приёмные дни. Террористы приехали под видом просителей в жандармской форме, якобы по срочному делу. По свидетельству одной из дочерей Столыпина Елены, от смерти его спас адъютант генерал А. Н. Замятнин. Его смутили головные уборы террористов: приехавшие были в старых касках, хотя незадолго до этого форма претерпела существенные изменения. Увидев, что они разоблачены, террористы вначале попытались прорваться силой, а затем, когда их попытка оказалась неудачной, метнули портфель с бомбой. Взрыв был очень большой силы. Комнаты первого этажа и подъезд были разрушены, обрушились верхние помещения. Бомба унесла жизнь 24 человек: самих террористов, адъютанта А. Н. Замятнина, агентов охранки, няни сына Столыпина - Аркадия. От взрыва также пострадали сын и дочь премьер-министра — Аркадий и Наталья. Ранение дочери было тяжёлым. Врачи настаивали на срочной ампутации ног у пострадавшей. Однако Столыпин просил обождать с решением. Доктора согласились и, в конце концов, спасли обе ноги.

Столыпин для западных террористических организаций, наводнивших Россию в начале XX века, был злейшим врагом в первую очередь как реформатор и государственный деятель, сыгравший значительную роль в подавлении революции 1905—1907 годов. В апреле 1906 года император Николай II предложил Столыпину пост министра внутренних дел России. Вскоре после этого правительство было распущено вместе с Государственной думой I созыва, а Столыпин был назначен новым премьер-министром. На новой должности, которую он занимал вплоть до своей гибели, Столыпин провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю как столыпинская аграрная реформа, главным содержанием которой было введение частной крестьянской земельной собственности. Принятый правительством закон о военно-полевых судах ужесточал наказание за совершение тяжких преступлений. Впоследствии Столыпина резко критиковали за жёсткость проводимых мер. Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер-министра особое значение имеют введение земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, изменение избирательного законодательства и роспуск II Думы, положившие конец революции 1905—1907 годов. На Столыпина планировалось и было произведено 11 покушений. Во время последнего, совершённого в Киеве Дмитрием Богровым, Столыпин получил смертельное ранение, от которого через несколько дней умер.

Отец системы С-300 академик Расплетин

25 августа 1908 года родился Александр Андреевич РАСПЛЕТИН (ум. 08.03.1967),академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии.

Отец системы С-300 академик Расплетин

25 августа 1908 года родился Александр Андреевич РАСПЛЕТИН (ум. 08.03.1967),академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии.

Крупнейший специалист в области радиолокации он в 60-тые годы XX столетия возглавил работу по созданию управляемых зенитных ракетных комплексов. Им была создана первая отечественная ракетная система С-25, не имевшая аналогов в мире, целый ряд последующих систем, начата разработка системы нового поколения С-300П. 8 марта 1967 года академик скончался от инсульта. Дальнейшими работами руководил его преемник академик Б. В. БУНКИН. Сегодня имя академика Расплетина носит НПО «Алмаз».

Иранская операция советских войск

25 августа 1941 года советские войска вошли в Иран. Операция под кодовым наименованием „Согласие“» закончилась 17 сентября 1941 года.

Иранская операция советских войск

25 августа 1941 года советские войска вошли в Иран. Операция под кодовым наименованием „Согласие“» закончилась 17 сентября 1941 года.

 Её целью являлась защита иранских нефтяных месторождений от возможного захвата их войсками Германии.

По оценкам политического руководства СССР, существовала прямая угроза вовлечения Ирана на сторону Германии в качестве союзника во Второй мировой войне.

Поначалу шах Ирана Реза Пехлеви отказал Советскому Союзу в просьбе разместить свои войска в Иране. Мотивируя своё участие в данной военной операции против Ирана, советское правительство ссылалось на пункты 5 и 6 действующего на тот момент Договора между Советской Россией и Ираном от 1921 года, которыми предусматривалось, что, в случае возникновения угрозы своим южным рубежам Советский Союз имеет право ввести войска на территорию Ирана.

В ходе операции вооружённые силы СССР вторглись в Иран, свергли шаха Резу Пехлеви и установили контроль над железными дорогами и нефтяными месторождениями Ирана. 8 сентября 1941 года было подписано соглашение, определявшее расположение советских войск на территории Ирана. Соглашение вступило в силу 9 сентября 1941 года. Одновременно южную часть Ирана захватили англичане. Фактически Иран был разделён на две оккупационные зоны, на британскую южную, и на советскую на севере. Правительство Тегерана потеряло политический и экономический контроль над страной.

В 1942 году суверенитет Ирана был восстановлен, власть перешла к сыну шаха — Мохаммеду. Тем не менее, Советский Союз держал свои войска в северном Иране до мая 1946 года. Англичане еще дольше.

Подвиг Марины Плотниковой

25 августа 1992 года № 925 «за мужество и героизм, проявленные при спасении троих тонувших детей», Плотниковой Марине Владимировне посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации

Подвиг Марины Плотниковой

25 августа 1992 года № 925 «за мужество и героизм, проявленные при спасении троих тонувших детей», Плотниковой Марине Владимировне посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации

Марина Владимировна Плотникова родилась 11 мая 1974 года в селе Зубрилово Зубриловского сельского совета Тамалинского района Пензенской области. В 1991 году окончила среднюю школу в родном селе.

В конце июля 1991 года Марина купалась в реке Хопёр вместе с двумя младшими сёстрами Жанной и Леной и их подругой Наташей Воробьёвой. Наташа оказалась на глубине и стала тонуть. Марина вытащила её к прибрежным кустам, после чего услышала, что тонут попавшие в водоворот Жанна и Лена. Девушке удалось спасти их, но сама она, истратив все силы, погибла.

Похоронена в родном селе.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии