RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Продолжение жизни Валентина Распутина
14 марта 2016 г.

Продолжение жизни Валентина Распутина

Год назад 14 марта 2015 года за день своего 78-летия скончался великий русский писатель, который уже давным-давно стал классиком и останется им пока жива Россия
Двадцать лет спустя...
20 ноября 2016 г.

Двадцать лет спустя...

20 ноября 2016 года Патриарху московскому и всея Руси Кириллу – 70 лет.
2015: защита от США
3 января 2015 г.

2015: защита от США

О перспективах и необходимости ускоренного развития Вооруженных сил России в начавшемся году
Казаки готовятся к боям
10 октября 2015 г.

Казаки готовятся к боям

Опыт проведения военно-полевых сборов Кубанской казачьей спортивной школы Геленджикского Центра РФС «Баско»
Прощай, поэт-полковник!
26 июля 2017 г.

Прощай, поэт-полковник!

Как и всё, что сейчас доносится с моей малой родины – Украины – эта чёрная весть тоже пришла с опозданием: умер Юра Кириллов.
Главная » Герои нашего времени » Какова песня - такова душа

Какова песня - такова душа

Спортивные итоги Олимпиады-2014 восхищают, технологические достижения организации Игр не имеют аналогов, но...

Неожиданно для многих «Русская Олимпиада» отчетливо выявили зияющие проблемы наиболее массового музыкально-поэтического жанра
Какова песня - такова душа

Российский героический календарь уже писал об этом (см.http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2014/february/zhazhda-pesni ). Само открытие (а потом и закрытие ) Олимпиады в музыкальном плане очень удачно базировалось на отечественной классике. Но когда возникла необходимость «показать» и современное музыкальное лицо России, кроме позора, мало что вышло. Как говорится, «писком» сезона стала песенка, написанная совсем по другому поводу и достаточно давно «Нас не догонят!».

Её смысл вовсе не олимпийский, да и вообще — мутноватый. По этому поводу известный политолог Юрий Болдырев сказал следующее:
- После всех казенных речей, сопровождавших принятие строгих законов о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, цитирую: «Президент Путин приветствует команду России под звуки «Нас не догонят»! Вперед, ребята!» (Первый канал ТВ). Надо ли пояснять, что такое группа «Тату», чем она прославилась? Один момент все же подчеркну: речь не о какой-либо ориентации самих девиц – это их личное дело. Прославились они именно пропагандой, причем не просто гомосексуализма, но именно среди, практически, детей. В Великобритании же их обвиняли в провоцировании педофилии, вследствие чего под давлением тамошнего общественного мнения концерты срывались.

Для справки: открытие Олимпиады никоим образом не сопровождалось предупреждениями «18+». Стоит ли задаваться риторическим вопросом о том, будут ли организаторы шоу (включая верховного, без соизволения которого в данном случае, очевидно, и мышь бы не проскочила) привлечены к ответственности по закону против соответствующей пропаганды среди несовершеннолетних? Иезуитская гнусность еще и в том, что привязав музыку гей-пропагандисток к выходу олимпийской сборной страны – организатора Олимпиады, наши «затейники» заставили под этот недвусмысленный гимн встать весь зал – все 40 тысяч человек…

Уж лучше бы взяли «за основу современности» песни «тоталитарной» Олимпиады-1980. Они были не только мелодичны, но и наполнены добрым, внятным смыслом. Но традиции той мощной песенной культуры, на которой родились олимпийские песни-1980, забыты и заброшены, поэтому нет и песни — 2014. И не только в олимпийском, но и в самом широком смысле. Послушайте телевидение, радио программы: там в песенном плане почти нет не только ничего русского, но даже и русскоязычного, в основном — афро-американизмы. Композиторы забыли русскую мелодику. Поэты-песенники забывают русский язык.
Конечно, это мнение не профессионала, а рядового потребителя песенной продукции, возможно, и слишком резкое. Но послушаем, что говорят наши известные певцы.

Народный артист России Александр Розенбаум:
- К сожалению, в современной эстраде, или тусовке, как ее теперь называют, слишком многое покупается и продается. Сегодня к микрофону может пробиться человек с деньгами или богатым спонсором, но далеко не обязательно талантливый. Я понимаю, что всегда и везде бывали протеже, но не в таком ужасающе поточном состоянии, как сегодня. Страшно и другое: блатная песня стала, по сути дела, государственной, пущена на поток, отовсюду слышится. Перепутали провинциальную дискотеку с радио - и телеканалом. Поразительно, что музыканты, умеющие писать настоящую музыку, вынуждены для заработка "косить под блатных" или "мастырить" дискотечную дребедень. Получается замкнутый круг: чтобы заработать, подстраиваются под вкус обывателя, тем самым окончательно его портя. Если так пойдет дальше, серьезная музыка вскоре не будет востребована, ее перестанут понимать. А это - духовная смерть общества. Нередко я, честное слово, с некоторой ностальгией вспоминаю худсоветы доперестроечных времен. Я уже не могу постоянно слышать из репродукторов дикие вопли, называемые почему-то современной поп-музыкой, не желаю, чтобы мои дети слушали "Я на тебе, как на войне" и другую пошлость. Нет, я не ханжа и в целом не против даже самых экстравагантных направлений в искусстве, но всему свое время и место. Мы живем в государстве, где люди привыкли к определенным ценностям, и никто не вправе лезть со своим уставом в этот общественный храм. То есть мне нужен художественный совет, цензура, если хотите, не по идейным принципам, а по моральным, да и просто по принципам здравого смысла. Чтобы, к примеру, полуголые певуньи на телевидении были убраны в ночную программу для сильно озабоченных, да еще и закрыты от детей.
Заслуженный артист России Олег Погудин:

- Нынешнее время не дружит ни с мелодией, ни со смыслом. Сегодня во всем, в том числе и в вокальной музыке, заметна тенденция упрощения. Примитивный текст, императивный ритм - вот главное в современной песне. Мелодия, проникновенные слова развивают индивидуальность, поэтому неприемлемы для тех, кто управляет рынком современной попсы. Так что борьба с нормальной песнейтеперь ведется с помощью рыночных методов, которые зачастую более эффективны, нежели идеологические запреты. К сожалению, немало современных людей удовлетворяются примитивом и в жизни, и в искусстве. Кто знает, какие должны произойти катаклизмы, чтобы вернуть нынешнее общество потребителей к пониманию того, что надо думать о чем-то более высоком, чем собственное брюхо и физиологические удовольствия. Именно вот такое состояние общества не дает возможностей для создания в искусстве чего-то более великого, чем было уже создано.

В принципе обязанность государства - поддерживать и популяризировать то, что составляет национальное достояние. Поэтому тем, кто руководит страной, нужно задуматься, к чему приводит попустительство по отношению к бездуховности и пошлости, коими заполнены сейчас СМИ. Конечно, каждый человек сам обязан трудится душой и делать свой выбор постоянно. Сейчас многие выбирают рок. Я не искусствовед, и мое мнение может быть далеко не бесспорным. Рок как жанр резко расходится с моими этическими и мировоззренческими позициями, хотя талантливую рок-музыку я отношу все-таки к сфере искусства. У меня нет презрения к этому музыкальному направлению, чего я не могу сказать о попсе. Но рок - это почти всегда разрушение, а мне нравится созидание. Иногда в роке звучит тема протеста - это более приемлемо. Попса же это просто бизнес, да еще, перефразируя Островского, довольно низкого сорта. И уже приходится опасаться не просто за искусство, а вообще за человечество. Потому что когда человека называют потребителем, то для души остается очень мало места. Рынок регламентирует все, даже такие высокие человеческие проявления, как любовь, зато для жертвенности, милосердия просто не остается места в этой идеологии, которая навязывается всем. Но человечество не может существовать только по принципу "хлеба и зрелищ". Оно или погибнет, или сбросит с себя грязь.
Солистка Москонцерта Светлана Твердова:
-
Песня — душа народа. Мы теряем душу русскую. Везде льётся, вернее, с грохотом падает, как водопад, афро-американская песня. А какое содержание якобы русских, точнее, русскоязычных песен! В лучшем случае - о примитивно понимаемой любви двух разнополых особей. В худшем — уже и однополых. Уровень текста : «Два кусочечка колбаски». О высокой гражданственности, любви к Родине нет и речи. На ТВ одни и те же песни, одни и те же люди, тема у которых, что называется, ниже пояса. У нас сегодня нет песен, которые могли бы поднять людей на самоотверженный труд, на защиту Отечества. СМИ, всевозможные продюсеры вдалбливают, что это не формат. При этом ссылаются на рынок, на то, что вынуждены потакать потребностям слушателей. Но для людей, у которых сохранилась еще душа, есть огромная потребность в настоящей лирической или патриотической песне. У каждого нормального человека есть желание жить дыханием своей страны. Это я вижу, когда езжу по России с концертами. Большинству простого люда от американизмов тошно, оно аплодирует и вызывает на бис русскую, нередко народную песню. Но её не пускают ни на радио, ни на ТВ. Это вызывает естественное подозрение в том, что такая политика —это идеологическая заданность. Ведь людьми, забывшими своё Отечество, потерявшими русскую традицию легче управлять. Вот, видимо, в чем корень такой политики.
Интересно, как оценивают современную песню представители нынешней молодежи.Школьница из Братска Катя Урыкина на городской научно-практической конференции сделала доклад о современной песне. Показательно, что эпиграфом к нему она взяла строку из произведения известного исполнителя Максима «Хорошо, что ты не слышал моих песен». Вот цитата из доклада: «Тексты для исследования были отобраны при помощи анкетирования. Опросы проводились дважды: в 2012 и 2013 гг. Анкетирование 2012 года (было опрошено 52 человека) показало, что популярны песни Димы Билана, Валерии, В. Дайнеко, С.Лазарева, Потапа и Насти Каменской, «Ранеток», «Фабрики», «Корни» и др. Незначительная часть опрошенных называли Ёлку, Нюшу, «Нервы», «Ногано», «Гамору», «Челси»и др. В 2013 году было опрошено 88 учащихся. Оказалось, что приоритетными стали песни в стиле реп. Исполнители: «Гамора», «АК47», «Ногано», «Гуф», «Баста», Серёжа Местный, «Нервы», BahhTee, ZoireMC, Loc Doc. Всего проанализировано 53 песни. Выявлено 203 лингвистических ошибки. Одним из самых распространённых речевых изъянов является нарушение лексической сочетаемости, что затрудняет понимание темы и цели высказывания, а порой и просто смысла текста. «Вот и вечер затих, забрав мечты теплом»,«И где обещанный сюрприз? Он просто в воздухе повис», «… только мы больны судьбой» (Д.Билан); «Я расскажу тебе такую тайну», (Лера Массква),«Наши крылья растворились, улетят на небеса», «Прогулявшись среди слёз, так и не нашёл ответа», «Ванильный горизонт нельзя с ней не сравнить» (Ранетки). Поражает изобилие жаргонных слов и слов-паразитов: «Ты почему-то не пришла, я не пойму, что за дела» (Д. Билан), «И всё, что прячется внутри, увижу я на раз-два-три» (Билан), «Сегодня клёвый день, иду, пишу, как по лыжне», « Ну, вот, сам догоняешь, ты понял, я одна» (Ранетки); «Понимаешь, я родителям врала» (Фабрика)».

А дальше девочка уже обращается к создателям песен: «Сегодня жанр популярной музыки выполняет в основном развлекательные функции, а тематика песен не предполагает ответов на серьезные жизненные вопросы. Однако это обстоятельство не снимает с авторов песен ответственности за содержание и языковое оформление создаваемых произведений, а, напротив, подразумевает серьезную работу над текстами».
Тревогу бьют и ученые. Например, кандидат филологических наук Ольга Сергеевна Кострюкова в своей диссертации о смыслах современной песни пишет: «В текстах современных песен отмечается тенденция к снижению эстетического уровня, преобладание экспрессивной разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов и сленга, использование средств речевой агрессии, злоупотребление иноязычной лексикой и др.».
Многие исследователи, певцы, музыканты причиной нравственного упадка песенного жанра называют отсутствие какой-либо цензуры со стороны общества. Лично я не могу с этим полностью согласиться. Цензура есть. Только определяют, что формат, а что не формат не профессионалы под эгидой государства или какого-либо общественного совета, а шоу-бизнесмены, у которых в глазах вместо зрачков — доллары (иногда они и вообще действуют по определенному зарубежному заказу). А государство до сих пор упорно стоит на ранне-перестроечных принципах: никакого вмешательства в культурные (или антикультурные) процессы, всё, мол, устроится само собой, рынок уладит! Неужели до сих пор не ясно, что рынок внедряет только рыночную «культуру». А государственные менеджеры, которые не используют такой мощный способ стимулирования поведения и настроения людей, как песня, вряд ли могут считаться эффективными, скорее - дефективными.

Но с другой стороны, - куда они должны звать, что стимулировать? Исторически у каждого поколения - своя задача. Песни первых пятилеток звали на стройки социализма. Фронтовые песни — на защиту Отечества. Потом были целина, БАМ... А что сейчас? Если по песням потомки будут судить о нынешнем поколении, то скорее всего они назовут его сексуально-озабоченным. Виновато оно? Наверное. Но и государство тоже. Тут хочешь — не хочешь, а придется сказать о политике. Трудно не вспомнить, что у нас нет ни общенациональной идеи, ни единой государственной цели, ни даже государственной идеологии (запрещена Конституцией). Ну, ладно, уйдем от политики. Наверное, это не тема данной публикации. Но есть ведь и общечеловеческие ценности, которые, по идее, должно утверждать уважающее себя государство: любовь к Родине, к природе, к семейному очагу, детям... Почему бы эти качества не формировать с помощью песни, как это всегда бывало?
Еще три года назад известные композиторы Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Сергей Невский, еще десятка три авторов обратились к руководству страны с открытым письмом, в котором предложили краткий список мер, способных улучшить ситуацию:

1. Поддержка уже существующих ансамблей современной музыки (бюджет, репетиционная база).

2. Создание центров современной музыки в 6—7 крупных городах России. При каждом центре должен быть свой ансамбль, концертный зал, библиотека современной музыки.

3. Учреждение фонда поддержки новых музыкальных инициатив, системы стипендий для композиторов и грантов для исполнителей, желающих заказывать новую музыку, играть ее и гастролировать с ней.

4. Создание звукозаписывающей компании, специализирующейся на издании новой музыки и распространении ее в мировом пространстве.

5. Создание издательского дома, способного конкурировать на международном уровне.

6. Создание единого информационного центра современной музыки, объединяющего и структурирующего деятельность центров.
Услышаны ли они? Ситуация с современным песенным жанром пока, к сожалению, заставляет думать о худшем.
Иллюстрация с
softportal.apex-print.ru

Сергей Турченко
26 февраля 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии