RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Десантная «Синева»
2 августа 2019 г.

Десантная «Синева»

Сегодня, 2 августа, День Воздушно-десантных войск России
Герой России Андрей Карлов
21 декабря 2016 г.

Герой России Андрей Карлов

21 декабря 2016 года в 15:00 Владимир Путин подписал Указ о присвоении звания Героя России Карлову Андрею Геннадьевичу (посмертно)
Бесланская трагедия: помним, скорбим...
2 сентября 2016 г.

Бесланская трагедия: помним, скорбим...

С 3 по 5 сентября в Москве пройдет выставка в память о жертвах трагедии Беслана «Без лишних слов».
Военный психоз -II
12 марта 2014 г.

Военный психоз -II

Ситуация вокруг Крыма стремительно движется в сторону силового варианта
Витязи глубин
19 марта 2019 г.

Витязи глубин

19 марта в России отмечается День моряка-подводника.
Главная » Герои нашего времени » Никас Сафронов: «Бог велел делиться»

Никас Сафронов: «Бог велел делиться»

Провокации радикальных сил Украины коснулись и известного российского художника Никаса Сафронова

Выставку его работ в Киеве пытались сорвать, испортив картины, посвященные России и Украине.
Никас Сафронов: «Бог велел делиться»

«Мне пришлось выйти на Майдан и сказать: «Ребята, вы великий народ, я художник, человек мира, у меня здесь выставка, приходите на нее», — рассказал Никас Сафронов в интервью Национальной службе новостей.

«Позже я узнаю, что идет подготовка провокационных бригад, которые изучили, как подойти, что сделать, каких держать людей, какие картины без стекла обливать. Существуют какие-то группы людей, которые делают все для того, чтобы и нас рассорить и украинский народ вызвать на какие-то провокационные действия. Есть люди, которые действительно идут по призыву совести, чести, думая, что надо что-то менять в этом мире, а кто-то идет просто так, рушит, ломает, возникают какие-то внутренние хулиганские порывы — заодно вместе с другими покуражиться, погулять, поиздеваться. Этим пользуются те провокаторы, которые создают специальные прецеденты для разрушения внутренних человеческих факторов, спокойствия, демократии».

 

Никас Сафронов один из самых популярнейших художников не только в России, но и в мире. Диапазон творца весьма разнообразен: иконопись, кубизм, сюрреализм, символизм и психологические портреты. Одни свои картины Никас строит на прозрачных метафорах, другие – на тонких символах, третьи – на шальных, не многим понятных, ассоциациях.

Наконец, Сафронов, в творческом обличье своём, в бытовой и общественной ипостаси сочетает поступки и действия, для многих из нас несовместные. Ну, самый что ни на есть на поверхности лежащий пример. Никас в числе первых русских художников, стал открыто исследовать через собственную живопись грань между искусством и эротикой. И в то же время он – глубоко верующий человек. А в его роду несколько поколений – православные священники.

Как-то Илья Глазунов заметил: "Мне думается, что душа Никаса поражена бытием ХХ века, его всеядностью. Она странным образом соединяет в себе абсолютно противоположные вещи - поиски Бога и желание укрыться от Него, веру и безверие, романтизм и жесткий взгляд на действительность".

Понятен отсюда мой авторский соблазн рассказать читателям о впечатляющих творческих свершениях художника Сафронова, тем более, что мы с ним в дружеских отношениях более полутора десятка лет. Однако, остановлюсь исключительно на благотворительной стороне деятельности Никаса. И пусть читатель судит, насколько может быть добрым воистину православный человек. И ещё пусть знает, что более щедрого художника в стране нынче нет.

Итак, художник Сафронов в продолжение двух десятилетий морально, материально и существенно финансово поддерживал благотворительные фонды: «Взгляд ребенка», «Дети – детям», «Детский благотворительный фонд РБК», «Грани таланта», «Милосердие», «Подари ребёнку радость», «Международная спортивная академия Владислава Третьяка», «АиФ. Доброе сердце», «Семья помогает семье», «Спешите делать добро», «Бюро добрых дел», «Меценаты столетия», «WWF», «Анти-рак», «Древо жизни», «Международный благотворительный фонда Юрия Розума», «Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам с ДЦА "Адели"».

Никас принимает регулярное и деятельное участи в благотворительных выставках и аукционах. Перечислю лишь некоторые из них: «Главное не имя. Главное – живопись», «Программа помощи детям «Операция Надежда», «Вифлеемская звезда», «Миллиард мелочью», «Праздник детства и молодости», «Поделись Любовью» (г.Киев), «Пташинка». Художник деятельно участвует в ежегодных Благотворительных Балах, организуемых Собранием друзей Исаакиевского Собора Санкт-Петербурга.

Несколько лет назад он финансово помог Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф.А.Коваленко и местной детской художественной студии «8-ой день недели». В честь 60-летия Победы Сафронов провёл в Волгограде благотворительный аукцион. Собранные средства были переданы ветеранам Великой Отечественной войны и Городскому дому ребенка. Никас - постоянный спонсор Всероссийского общества слепых «Реакомп», общества инвалидов «Лосиноостровский», московской областной общественной организации «Социально-правовая защита детей-инвалидов «Виктория». Свои собственные творческие выставки художник провёл в десятках городов России и ближнего зарубежья. Все вырученные средства отданы на благотворительность.

Сафронов оказал огромную финансовую помощь в воссоздании Войскового Собора Благоверного Князя Александра Невского в Краснодаре. Он сам построил церковь Святой Анны в Ульяновске и часовню Святой Анны в честь своей мамы (село Вышки, Ульяновская область). При его содействии возводился православный храма Иоанно-Предтеченского прихода в Ульяновске.

- Однажды я поинтересовался у Сергея Михалкова, к слову, верующего человека, бывшего коммунистом почти половину из прожитых им 95 лет: «Зачем вы занимаетесь благотворительностью, помогаете всем, кто вас ни попросит?» - «Устраиваю свою загробную жизнь. Там, откуда нет возврата, стоят весы. Надо, чтобы добро в нашей земной жизни перевешивало то плохое, что мы в ней же натворил. Вот я и кидаю, что могу, на те весы в меру своих сил и возможностей». Никас, а если я вам задам такой же вопрос, как вы на него ответите?

- Я не очень уверен, что «Там» стоят именно весы. Хотя как троп-метафора звучит очень даже неплохо. И по духовному кредо весьма созидательно. Придумать нечто подобное вот так, сходу мне трудно. Поэтому отвечу просто. Я не миллионер, как некоторые полагают. Однако зарабатываю действительно очень прилично. Но именно: за-ра-ба-ты-ва-ю! Ровно столько, чтобы мне хватило «без напряга» содержать моих детей, помогать моим братьям и сестре, двум школам-гимназиям, которые патронирую, помогать детским домам, больницам, школам слепых, окружающей природе. Добавлю без преувеличения, тем более без кокетства: и так далее, и тому подобное. Потому что сегодня или завтра мне могут позвонить знакомые люди, которым я доверяю, и попросить материально поддержать какое-нибудь очередное благородное предприятие. И я им не откажу. Сам, меж тем, живу достаточно скромно, не шикую. Практически все деньги уходят на то, что я вам перечислил. Считаю, что заработав даже несколько копеек, половину нужно отдать на благое дело. И тогда Бог тебе не поскупится: и на талант, и на успех, и на удачу, и даже на любовь…

- В начале этих заметок я рассуждал о вашей некоторой моральной и нравственной эклектичности. Поверьте, вовсе не потому, что мне так уж хотелось «задеть вас за живое», по-журналистски спровоцировать на излишнюю откровенность – при наших-то многолетних добрых отношениях. Но согласитесь, вы действительно - ярко экстравагантный человек. Да и по жизни - каких только собак на вас не навешивают, а я что-то не припомню ни одной судебной тяжбы с ваши участием. Вам что так уж действительно безразлично, что и как о вас говорят, судачат?

- Ну, Михаил, я же живой человек и ничто человеческое мне не чуждо. Но есть такое понятие, как имидж. Я его долгие годы, с далёкой юности выстраивал, словно большую картину писал. Один из основополагающих элементов этого имиджа, если уж мы с вами говорим начистоту, заключается в том, что моё имя должно быть на слуху как можно у большего числа людей. Пусть они говорят. Некоторые полагают, что это придумка телевизионщиков для популярной передачи Малахова. Однако мы то с вами помним прекрасный фильм с участием знаменитого в прошлом певца Рафаэля Санчеса «Пусть говорят». Он вышел на экраны более 40 лет назад, и вот тогда же я точно взял его как девиз на вооружение. При этом я прекрасно понимал, что срежиссировать мнением миллионов людей невозможно, в принципе, но побудить их интересоваться твоей личностью, твоим творчеством - во многом от тебя же и зависит. Никто так не понимал этой железной взаимосвязи, как «наше всё» Пушкин. Однажды он явился на бал без лосин, а лишь в крупноячейном чехле для них, сквозь который хорошо просматривалось всё его естество. Это что, сумасбродный поступок? Да нет же, всего лишь эпатажное привлечение к себе внимания перед выходом в печать «Евгения Онегина».

- И для этого вы эпатируете своих зрителей? А продвинутого «художника-почвенника» Илью Глазунова уломали сфотографироваться на обложку фривольного журнала с полуобнаженными моделями? Сами не единожды позировали для различных эротических изданий? И ещё заявляли: «Зачем качаться, если не иметь возможности показать людям свое тело во всей его красе?» Оно бы всё вроде ничего, но на таком эпатирующем фоне вы можете рассуждать о вере…

- Вот как раз о собственной вере я на каждом углу не распространяюсь, не треплю Божье имя всуе, помня, что это грех немалый. У меня 12 поколений по отцу были священниками. Поэтому веру и суету людскую я никогда не смешиваю. Поэтому и всю жизнь молюсь православному Богу. А еще - своему ангелу-хранителю, который у каждого есть. Человек может быть и воришкой, и хулиганом, и даже преступником, но ангел-хранитель не оставляет его ни на секунду: оберегает, поддерживает, подсказывает, что и как надо в сложной ситуации предпринять. Возможно, в этих мох рассуждениях, как и у Сергея Михалкова, проскальзывают некие метафизические нотки, но именно так я думаю. Не скажу как именно, но мой ангел всегда советует мне делиться с бедными, сиротами, с беспризорными кошками и собаками. Для меня не важно, кто нуждается в помощи: снежный барс или человек - во многих мероприятиях, связанных с благотворительностью, я участвую, вовсе не помышляя о том, чтобы прослыть лучше, чем я есть на самом деле. Другими словами жизнь моя мирская – это одно, а моя вера – нечто совсем иное. Я ничего и никогда не совершаю такого, чтобы это вызвало большой личный внутренний дискомфорт. Есть вещи, которые, я считаю, можно себе позволить, а есть вещи непозволительные. Не всегда надо браться за то, что тебе предлагают. Надо и от чего-то отказываться. У меня так заведено: когда начинаю работу и после того, как её заканчиваю, неизменно читаю молитву и часть денег обязательно отдаю на благие дела. Могу замотаться и на какое-то время отступить от этого своего железного правила. И сразу чувствую, как что-то вокруг меня напрягается, у бытия наступают еле слышимые перебои. Всё в мире взаимосвязано, и действительно, чем больше даришь, тем больше потом получаешь. Да и потом не мной ведь сказано, что умение дарить – есть высшая и окончательная форма эгоизма.

Что же касается эпатажа, с которого вы начали свой вопрос, то все это - сиюминутное и мелкое на фоне вечности. Понимаете, даже если бы я требовал у своих заказчиков по полмиллиона долларов за каждую свою работу, то это всё равно были бы копейки по сравнению с тем, сколько они будут стоить в будущем. Тем более – после моей смерти. Я могу здесь обольщаться, как и всякий творец, но, скажем, Леонардо да Винчи свою «Джоконду» некогда просто подарил французскому королю Франциску I, а сегодня эта картина застрахована на полтора миллиарда «зеленых». Так что я в любом случае беру за свои работы вполне по-божески. Никогда на людях мне симпатичных даже зарабатывать, не говоря уже чтобы наживаться, не пытаюсь…

- Мне Таня Саульская призналась, что вы сделали несколько портретов покойного Юрия Сергеевича и не взяли за то ни копейки.
-
Да вы что, как же я мог? Ведь мы с Юрием Сергеевичем дружили. Вообще должен признаться, что раздарил многим более полутысячи своих картин и портретов. В этом смысле я действительно способен на экстравагантный поступок. Предположим, мне предлагают за холст 50 тысяч, а я хочу 70, и в цене мы не сходимся. Однако завтра могу подарить эту же картину тому, кто мне просто понравится. Однажды ко мне пришел человек и купил какой-то пейзаж за 10 тысяч долларов «Давайте, - сказал ему из вежливости, - провожу вас до машины». Он смутился: «Да нет, я на метро». Вообще-то, на метро мои клиенты не ездят, но он объяснил: «Восемь лет я копил деньги - отказывал себе в отдыхе, в путешествиях, даже порою в еде, чтобы купить вашу картину». Разумеется, я вернул ему половину денег и отправил домой со своим водителем.

Свой короткий рассказ о необыкновенной благотворительной деятельности художника Сафронова закончу выдержкой из книги преподавателя ИЗО московской средней школы №1414 Натальи Лебедевой «Боттега» - моя судьба»: «Саша долго и тяжело болел. И, казалось бы, я должна была как-то свыкнуться с его неминуемым уходом. Ничего подобного. Смерть мужа стала для меня таким ударом, которого по жизни сносить ещё не приходилось. Впрочем, что такое стать вдовой в тридцать лет я всё равно описать не смогу, да и не хочу. Поэтому продолжу о «Боттеге».

2 марта 2006 года в том же Доме Нащокина на Старом Арбате состоялась традиционная ежегодная выставка учащихся детской художественной школы «Боттега» - первая за столько лет без участия её основателя. Грешным делом, я тогда была почти стопроцентно убеждена, что этот вернисаж станет для меня и последним – не сдюжу одна с «Боттегой». И в эту тяжелейшую годину жизни мне Бог послал встречу с великим художником современности и не менее великим душой человеком Никасом Сафроновым.

За двадцать лет существования «Боттеги» в её становлении и развитии приняли посильное участие десятки, сотни человек. О некоторых я ещё постараюсь в дальнейшем вспомнить и рассказать. Однако ничьей участи не желая принизить, всё-таки замечу, что Никас для меня и моих учеников не просто маэстро, патрон, учитель, меценат. Он - наш профессиональный и нравственный эталон, труднодостижимый образец, зримое олицетворение такого понятия как художественная школа. В живописи ведь главное – на что ты, держа в руке кисточку, карандаш, держишь ориентир в творчестве – большое оно или малое. Никас и есть моя, наша школа».

О «Боттеге» я впервые написал ещё при жизни её основателя Александра Лебедева. И с тех пор стараюсь не выпускать её из поля зрения. На днях звонит Наталья Лебедева: не хотите ли вместе с нами проведать Никаса Сафронова? Поехал на Брюсов переулок в студию маэстро. Увидел, какое роскошное угощение он приготовил для детишек из «Боттеги». Интересуюсь: «Никас, знаю, что вы уже девятый год патронируете боттеговцев. Но я не видел на вашем сайте в перечне тех объектов, которым вы помогаете, школы №1414. Почему?» - «Потому что я ни разу не перечислял туда денег. А то, что ребятишки у меня гостят регулярно и я у них бываю часто, так это просто моя жизнь. Вот они сегодня пришли, наполнили детством мой «средневековый замок» и на душе у меня стало благостно».

 

Михаил Захарчук
22 февраля 2014 г.

Комментарии:

Виктория 22.02.2014 в 14:41 # Ответить
Добрый день. Спешу оставить отзыв на очередное творение М.Захарчука. Не устаю восхищаться его желанием творить)) Всегда интересно читать особый взгляд на творчество известных людей, тем более с пропущенной изнутри любовью к людям! Здоровья автору и его героям!
Андрей 22.02.2014 в 15:16 # Ответить
Интересный рассказ о незаурядной личности! Как всегда, автор на высоте!
Ирина 22.02.2014 в 17:29 # Ответить
Любопытно чуть больше узнать человека, который заставляет о себе говорить. Не всегда через творчество. У каждого свои весы. ТАМ или здесь. "Под микроскопом", на виду, всегда тяжело существовать. Это выбор личный.А автор материала - на высоте. Впрочем, как всегда.
Александр Ушар 22.02.2014 в 20:39 # Ответить
Точно знаю: герой и автор материала - люди совершенно разные. Но есть то, что, бесспорно, роднит их - это неравнодушие, участие, человечность. А это, согласитесь, немало...
Нина Кочеткова 23.02.2014 в 00:40 # Ответить
А знаете, Михаил, ну вот умеете Вы тронуть ... и герой Ваш, Никас Сафронов, такой же.
И хоть вы абсолютно разные в этом мире, но вот души ваши удивительно схожи и дай Бог вам как можно больше удивлять нас своими прекрасными работами!
Александр 24.02.2014 в 16:44 # Ответить
Много лет знаю автора материала и совсем не знаю,как оказалось,Никаса Сафронова.Прежде у меня был сложившийся образ,образ вполне себе положительный,но плоский,а сейчас Михаил Захарчук преобразовал его в модный ныне формат три Д.
Николай Ка. 24.02.2014 в 17:07 # Ответить
Замечательно, что М.А.Захарчук обратил взор на здравствующего в наше время Никаса Сафронова – талантливого художника, неустанного труженика и благотворителя, человека большой души и широкой эрудиции. Убежден: надо больше и чаще обращаться к живым соотечественникам, отмеченным даром Всевышнего, потомки скажут за это только спасибо. Возможно, я ошибаюсь, но представляется, что, несмотря на известность во всех выше названных (и многих других) ипостасях, Никасу все-таки воздается нами гораздо скромнее того, что он делает, чем отмечен его разносторонний яркий талант.
Татьяна Пороскова 24.02.2014 в 19:33 # Ответить
С
интересом читаю новую публикацию Михаила Захарчука о Никасе Сафронове.

​Художники – люди особенные. Кому-то дано быть
признанными и успешными при жизни, а кому-то после неё: Поль Гоген …

Особый
мир художника рождает и особые образы, выражая его собственное я: светлый мир
Куинджи или протест против войны у Верещагина…

А
мир Сафронова очень многообразен и бесконечен.

Умело
создавая психологический портрет своего героя, Захарчук говорит о его
противоречивости, обращает наше внимание на тонкие черты личности своего героя,
на стремление помочь материально нуждающимся в поддержке.

Талант
всегда вызывает разносторонние споры. Чем ярче личность, тем больше споров и
мнений вокруг неё.

Надо
смотреть на картины. От них идёт энергетика. Какая?

Прошлой
зимой я вошла в художественный музей Череповца и остановилась при входе в зал. Рука
невольно поднялась, и пальцы сложились, чтобы перекреститься, как при входе в
Храм.

Я
шла осторожно мимо икон, которые выдворили из разрушенных обезумевшей толпой
Храмов. Ощущала на себе их скорбное величие, страдание и прощение…

Конечно,
я не была на выставках картин Сафронова, а видел лишь их фото. Почувствовала в
них и безмятежность, и вопрос, и тайну, и гармонию, и полёт в вечное, и земную
сущность.

Наверное,
таков его внутренний мир.

Художник
остался для меня загадкой.


А статья Михаила Захарчука проникнута деликатностью, бережным отношением
к своему герою и желанием сделать его понятным для других
Бусаров Сергей 24.02.2014 в 23:11 # Ответить
Выдающийся художник, наш современник, тонко воспринимающий окружающий мир, не менее других имеющий право на свое видение в чем угодно, политике, футболе.
Помогает детям, и в частности рисующим детям. награждает ценными подарками. Видел сам
на замечательных выставках "Ботеги"
Спасибо за мудрую статью.
Владимир Марский 26.02.2014 в 17:05 # Ответить
Если Никас всю жизнь сознательно выстраивает свой имидж, то Михаил внес в это весомый вклад. В конце-концов, без разницы во имя чего человек занимается благотварительность. Главное, занимается. А Никас, как явствует из потдекста, делает это еще и потому, что просто не может не помогать людям. Не могу сказать, что являюсь поклонником творчечства художника, но уважаю его за эту внутренюю позицию - безусловно. Так могут только действительно сильные личности.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
3 августа
понедельник
2020

В этот день:

Экспедиция капитана 1 ранга Г. И. Невельского

3 августа 1849 года экспедиция капитана 1 ранга Г. И. Невельского на транспорте «Байкал» открыла пролив, соединяющий Охотское и Японское моря. Это произошло во время перехода транспорта "Байкал" из Кронштадта в Петропавловск-Камчатский.

Экспедиция капитана 1 ранга Г. И. Невельского

3 августа 1849 года экспедиция капитана 1 ранга Г. И. Невельского на транспорте «Байкал» открыла пролив, соединяющий Охотское и Японское моря. Это произошло во время перехода транспорта "Байкал" из Кронштадта в Петропавловск-Камчатский.

 Экспедиция произвела исследование и описание северной части о. Сахалин, Сахалинского залива, устья р. Амур, доказала, что Сахалин остров, а не полуостров, как считалось ранее,  установила доступность Амура для морских судов

Начало операции «Рельсовая война»

3 августа 1943 года советские партизаны начали крупномасштабную операцию по разрушению железнодорожных коммуникаций в тылу противника ("Рельсовая война"). Она проходила по 15 сентября в целях дезорганизации работы железнодорожного транспорта и тыла немецко-фашистских войск.

Начало операции «Рельсовая война»

3 августа 1943 года советские партизаны начали крупномасштабную операцию по разрушению железнодорожных коммуникаций в тылу противника ("Рельсовая война"). Она проходила по 15 сентября в целях дезорганизации работы железнодорожного транспорта и тыла немецко-фашистских войск.

 Операция способствовала успеху наших войск при проведении Курской битвы 1943 года и общего наступления на советско-германском фронте.

В ходе операции было подорвано около 215 тысяч рельсов, значительное количество эшелонов (только белорусскими партизанами — 836 эшелонов и 3 бронепоезда), взорваны мосты и станционные сооружения. К осени оперативные перевозки противника сократились на 40 процентов. Для восстановления разрушенных железнодорожных путей противник был вынужден превратить двухпутные участки в однопутные, сварить подорванные рельсы, разобрать отдельные участки, доставить из Польши и Германии недостающие рельсы, что ещё больше увеличило напряжённость перевозок. Немецкое командование было вынуждено использовать для подвоза рельсов 5000 платформ и сотни локомотивов, привлечь к охране железных дорог дополнительные силы. Операция значительно затруднила перегруппировки и снабжение отступающих войск противника.

Советские ЗРК против «Фантомов» и «Миражей»

3 августа 1968 года в небе Египта советскими ракетами были сбиты 5 израильских самолетов - четыре «Фантома» и один «Мираж». «Мираж» сбили египетские зенитчики, «Фантомы» - советские.

Советские ЗРК против «Фантомов» и «Миражей»

3 августа 1968 года в небе Египта советскими ракетами были сбиты 5 израильских самолетов - четыре «Фантома» и один «Мираж». «Мираж» сбили египетские зенитчики, «Фантомы» - советские.

 За этот бой командиру зенитно-ракетного дивизиона, уничтожившего три самолета, подполковнику Константину Ильичу ПОПОВУ первым из советских военных специалистов было присвоено звание Героя Советского Союза. Этого же звания был удостоен и командир другого дивизиона подполковник Николай КУТЫНЦЕВ. По американским оценкам, в Египте воевали около полутора тысяч советских зенитчиков и 150 летчиков. Их участие в боевых действиях стало неожиданным для Израиля. За год с июля 1969 года по август 1970 года израильские ВВС потеряли 94 самолета - почти половину всей своей авиации. Эти потери привели к заключению перемирия.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии