RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Охота на гвардии полковника Буданова
10 июня 2020 г.

Охота на гвардии полковника Буданова

Он мужественно защищал Россию, а государство отдало его на поругание врагам
Прекрасная незнакомка
26 апреля 2020 г.

Прекрасная незнакомка

Творчество этой великолепной певицы очень слабо представлено в СМИ, на ТВ, в концертных залах
Родной Безродный
10 апреля 2017 г.

Родной Безродный

Четверть века в гаком назад ушел из жизни полковник Виталий Георгиевич Безродный
Победа над Западом куётся в Кремле
16 сентября 2014 г.

Победа над Западом куётся в Кремле

Если мы не задавим «пятую колонну» в России - проиграем всё!
Памяти Виктора Анпилова
16 января 2018 г.

Памяти Виктора Анпилова

15 января 2018 года скончался лидер движения "Трудовая Россия" Виктор Иванович Анпилов
Главная » Герои нашего времени » Никас Сафронов: «Бог велел делиться»

Никас Сафронов: «Бог велел делиться»

Провокации радикальных сил Украины коснулись и известного российского художника Никаса Сафронова

Выставку его работ в Киеве пытались сорвать, испортив картины, посвященные России и Украине.
Никас Сафронов: «Бог велел делиться»

«Мне пришлось выйти на Майдан и сказать: «Ребята, вы великий народ, я художник, человек мира, у меня здесь выставка, приходите на нее», — рассказал Никас Сафронов в интервью Национальной службе новостей.

«Позже я узнаю, что идет подготовка провокационных бригад, которые изучили, как подойти, что сделать, каких держать людей, какие картины без стекла обливать. Существуют какие-то группы людей, которые делают все для того, чтобы и нас рассорить и украинский народ вызвать на какие-то провокационные действия. Есть люди, которые действительно идут по призыву совести, чести, думая, что надо что-то менять в этом мире, а кто-то идет просто так, рушит, ломает, возникают какие-то внутренние хулиганские порывы — заодно вместе с другими покуражиться, погулять, поиздеваться. Этим пользуются те провокаторы, которые создают специальные прецеденты для разрушения внутренних человеческих факторов, спокойствия, демократии».

 

Никас Сафронов один из самых популярнейших художников не только в России, но и в мире. Диапазон творца весьма разнообразен: иконопись, кубизм, сюрреализм, символизм и психологические портреты. Одни свои картины Никас строит на прозрачных метафорах, другие – на тонких символах, третьи – на шальных, не многим понятных, ассоциациях.

Наконец, Сафронов, в творческом обличье своём, в бытовой и общественной ипостаси сочетает поступки и действия, для многих из нас несовместные. Ну, самый что ни на есть на поверхности лежащий пример. Никас в числе первых русских художников, стал открыто исследовать через собственную живопись грань между искусством и эротикой. И в то же время он – глубоко верующий человек. А в его роду несколько поколений – православные священники.

Как-то Илья Глазунов заметил: "Мне думается, что душа Никаса поражена бытием ХХ века, его всеядностью. Она странным образом соединяет в себе абсолютно противоположные вещи - поиски Бога и желание укрыться от Него, веру и безверие, романтизм и жесткий взгляд на действительность".

Понятен отсюда мой авторский соблазн рассказать читателям о впечатляющих творческих свершениях художника Сафронова, тем более, что мы с ним в дружеских отношениях более полутора десятка лет. Однако, остановлюсь исключительно на благотворительной стороне деятельности Никаса. И пусть читатель судит, насколько может быть добрым воистину православный человек. И ещё пусть знает, что более щедрого художника в стране нынче нет.

Итак, художник Сафронов в продолжение двух десятилетий морально, материально и существенно финансово поддерживал благотворительные фонды: «Взгляд ребенка», «Дети – детям», «Детский благотворительный фонд РБК», «Грани таланта», «Милосердие», «Подари ребёнку радость», «Международная спортивная академия Владислава Третьяка», «АиФ. Доброе сердце», «Семья помогает семье», «Спешите делать добро», «Бюро добрых дел», «Меценаты столетия», «WWF», «Анти-рак», «Древо жизни», «Международный благотворительный фонда Юрия Розума», «Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам с ДЦА "Адели"».

Никас принимает регулярное и деятельное участи в благотворительных выставках и аукционах. Перечислю лишь некоторые из них: «Главное не имя. Главное – живопись», «Программа помощи детям «Операция Надежда», «Вифлеемская звезда», «Миллиард мелочью», «Праздник детства и молодости», «Поделись Любовью» (г.Киев), «Пташинка». Художник деятельно участвует в ежегодных Благотворительных Балах, организуемых Собранием друзей Исаакиевского Собора Санкт-Петербурга.

Несколько лет назад он финансово помог Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф.А.Коваленко и местной детской художественной студии «8-ой день недели». В честь 60-летия Победы Сафронов провёл в Волгограде благотворительный аукцион. Собранные средства были переданы ветеранам Великой Отечественной войны и Городскому дому ребенка. Никас - постоянный спонсор Всероссийского общества слепых «Реакомп», общества инвалидов «Лосиноостровский», московской областной общественной организации «Социально-правовая защита детей-инвалидов «Виктория». Свои собственные творческие выставки художник провёл в десятках городов России и ближнего зарубежья. Все вырученные средства отданы на благотворительность.

Сафронов оказал огромную финансовую помощь в воссоздании Войскового Собора Благоверного Князя Александра Невского в Краснодаре. Он сам построил церковь Святой Анны в Ульяновске и часовню Святой Анны в честь своей мамы (село Вышки, Ульяновская область). При его содействии возводился православный храма Иоанно-Предтеченского прихода в Ульяновске.

- Однажды я поинтересовался у Сергея Михалкова, к слову, верующего человека, бывшего коммунистом почти половину из прожитых им 95 лет: «Зачем вы занимаетесь благотворительностью, помогаете всем, кто вас ни попросит?» - «Устраиваю свою загробную жизнь. Там, откуда нет возврата, стоят весы. Надо, чтобы добро в нашей земной жизни перевешивало то плохое, что мы в ней же натворил. Вот я и кидаю, что могу, на те весы в меру своих сил и возможностей». Никас, а если я вам задам такой же вопрос, как вы на него ответите?

- Я не очень уверен, что «Там» стоят именно весы. Хотя как троп-метафора звучит очень даже неплохо. И по духовному кредо весьма созидательно. Придумать нечто подобное вот так, сходу мне трудно. Поэтому отвечу просто. Я не миллионер, как некоторые полагают. Однако зарабатываю действительно очень прилично. Но именно: за-ра-ба-ты-ва-ю! Ровно столько, чтобы мне хватило «без напряга» содержать моих детей, помогать моим братьям и сестре, двум школам-гимназиям, которые патронирую, помогать детским домам, больницам, школам слепых, окружающей природе. Добавлю без преувеличения, тем более без кокетства: и так далее, и тому подобное. Потому что сегодня или завтра мне могут позвонить знакомые люди, которым я доверяю, и попросить материально поддержать какое-нибудь очередное благородное предприятие. И я им не откажу. Сам, меж тем, живу достаточно скромно, не шикую. Практически все деньги уходят на то, что я вам перечислил. Считаю, что заработав даже несколько копеек, половину нужно отдать на благое дело. И тогда Бог тебе не поскупится: и на талант, и на успех, и на удачу, и даже на любовь…

- В начале этих заметок я рассуждал о вашей некоторой моральной и нравственной эклектичности. Поверьте, вовсе не потому, что мне так уж хотелось «задеть вас за живое», по-журналистски спровоцировать на излишнюю откровенность – при наших-то многолетних добрых отношениях. Но согласитесь, вы действительно - ярко экстравагантный человек. Да и по жизни - каких только собак на вас не навешивают, а я что-то не припомню ни одной судебной тяжбы с ваши участием. Вам что так уж действительно безразлично, что и как о вас говорят, судачат?

- Ну, Михаил, я же живой человек и ничто человеческое мне не чуждо. Но есть такое понятие, как имидж. Я его долгие годы, с далёкой юности выстраивал, словно большую картину писал. Один из основополагающих элементов этого имиджа, если уж мы с вами говорим начистоту, заключается в том, что моё имя должно быть на слуху как можно у большего числа людей. Пусть они говорят. Некоторые полагают, что это придумка телевизионщиков для популярной передачи Малахова. Однако мы то с вами помним прекрасный фильм с участием знаменитого в прошлом певца Рафаэля Санчеса «Пусть говорят». Он вышел на экраны более 40 лет назад, и вот тогда же я точно взял его как девиз на вооружение. При этом я прекрасно понимал, что срежиссировать мнением миллионов людей невозможно, в принципе, но побудить их интересоваться твоей личностью, твоим творчеством - во многом от тебя же и зависит. Никто так не понимал этой железной взаимосвязи, как «наше всё» Пушкин. Однажды он явился на бал без лосин, а лишь в крупноячейном чехле для них, сквозь который хорошо просматривалось всё его естество. Это что, сумасбродный поступок? Да нет же, всего лишь эпатажное привлечение к себе внимания перед выходом в печать «Евгения Онегина».

- И для этого вы эпатируете своих зрителей? А продвинутого «художника-почвенника» Илью Глазунова уломали сфотографироваться на обложку фривольного журнала с полуобнаженными моделями? Сами не единожды позировали для различных эротических изданий? И ещё заявляли: «Зачем качаться, если не иметь возможности показать людям свое тело во всей его красе?» Оно бы всё вроде ничего, но на таком эпатирующем фоне вы можете рассуждать о вере…

- Вот как раз о собственной вере я на каждом углу не распространяюсь, не треплю Божье имя всуе, помня, что это грех немалый. У меня 12 поколений по отцу были священниками. Поэтому веру и суету людскую я никогда не смешиваю. Поэтому и всю жизнь молюсь православному Богу. А еще - своему ангелу-хранителю, который у каждого есть. Человек может быть и воришкой, и хулиганом, и даже преступником, но ангел-хранитель не оставляет его ни на секунду: оберегает, поддерживает, подсказывает, что и как надо в сложной ситуации предпринять. Возможно, в этих мох рассуждениях, как и у Сергея Михалкова, проскальзывают некие метафизические нотки, но именно так я думаю. Не скажу как именно, но мой ангел всегда советует мне делиться с бедными, сиротами, с беспризорными кошками и собаками. Для меня не важно, кто нуждается в помощи: снежный барс или человек - во многих мероприятиях, связанных с благотворительностью, я участвую, вовсе не помышляя о том, чтобы прослыть лучше, чем я есть на самом деле. Другими словами жизнь моя мирская – это одно, а моя вера – нечто совсем иное. Я ничего и никогда не совершаю такого, чтобы это вызвало большой личный внутренний дискомфорт. Есть вещи, которые, я считаю, можно себе позволить, а есть вещи непозволительные. Не всегда надо браться за то, что тебе предлагают. Надо и от чего-то отказываться. У меня так заведено: когда начинаю работу и после того, как её заканчиваю, неизменно читаю молитву и часть денег обязательно отдаю на благие дела. Могу замотаться и на какое-то время отступить от этого своего железного правила. И сразу чувствую, как что-то вокруг меня напрягается, у бытия наступают еле слышимые перебои. Всё в мире взаимосвязано, и действительно, чем больше даришь, тем больше потом получаешь. Да и потом не мной ведь сказано, что умение дарить – есть высшая и окончательная форма эгоизма.

Что же касается эпатажа, с которого вы начали свой вопрос, то все это - сиюминутное и мелкое на фоне вечности. Понимаете, даже если бы я требовал у своих заказчиков по полмиллиона долларов за каждую свою работу, то это всё равно были бы копейки по сравнению с тем, сколько они будут стоить в будущем. Тем более – после моей смерти. Я могу здесь обольщаться, как и всякий творец, но, скажем, Леонардо да Винчи свою «Джоконду» некогда просто подарил французскому королю Франциску I, а сегодня эта картина застрахована на полтора миллиарда «зеленых». Так что я в любом случае беру за свои работы вполне по-божески. Никогда на людях мне симпатичных даже зарабатывать, не говоря уже чтобы наживаться, не пытаюсь…

- Мне Таня Саульская призналась, что вы сделали несколько портретов покойного Юрия Сергеевича и не взяли за то ни копейки.
-
Да вы что, как же я мог? Ведь мы с Юрием Сергеевичем дружили. Вообще должен признаться, что раздарил многим более полутысячи своих картин и портретов. В этом смысле я действительно способен на экстравагантный поступок. Предположим, мне предлагают за холст 50 тысяч, а я хочу 70, и в цене мы не сходимся. Однако завтра могу подарить эту же картину тому, кто мне просто понравится. Однажды ко мне пришел человек и купил какой-то пейзаж за 10 тысяч долларов «Давайте, - сказал ему из вежливости, - провожу вас до машины». Он смутился: «Да нет, я на метро». Вообще-то, на метро мои клиенты не ездят, но он объяснил: «Восемь лет я копил деньги - отказывал себе в отдыхе, в путешествиях, даже порою в еде, чтобы купить вашу картину». Разумеется, я вернул ему половину денег и отправил домой со своим водителем.

Свой короткий рассказ о необыкновенной благотворительной деятельности художника Сафронова закончу выдержкой из книги преподавателя ИЗО московской средней школы №1414 Натальи Лебедевой «Боттега» - моя судьба»: «Саша долго и тяжело болел. И, казалось бы, я должна была как-то свыкнуться с его неминуемым уходом. Ничего подобного. Смерть мужа стала для меня таким ударом, которого по жизни сносить ещё не приходилось. Впрочем, что такое стать вдовой в тридцать лет я всё равно описать не смогу, да и не хочу. Поэтому продолжу о «Боттеге».

2 марта 2006 года в том же Доме Нащокина на Старом Арбате состоялась традиционная ежегодная выставка учащихся детской художественной школы «Боттега» - первая за столько лет без участия её основателя. Грешным делом, я тогда была почти стопроцентно убеждена, что этот вернисаж станет для меня и последним – не сдюжу одна с «Боттегой». И в эту тяжелейшую годину жизни мне Бог послал встречу с великим художником современности и не менее великим душой человеком Никасом Сафроновым.

За двадцать лет существования «Боттеги» в её становлении и развитии приняли посильное участие десятки, сотни человек. О некоторых я ещё постараюсь в дальнейшем вспомнить и рассказать. Однако ничьей участи не желая принизить, всё-таки замечу, что Никас для меня и моих учеников не просто маэстро, патрон, учитель, меценат. Он - наш профессиональный и нравственный эталон, труднодостижимый образец, зримое олицетворение такого понятия как художественная школа. В живописи ведь главное – на что ты, держа в руке кисточку, карандаш, держишь ориентир в творчестве – большое оно или малое. Никас и есть моя, наша школа».

О «Боттеге» я впервые написал ещё при жизни её основателя Александра Лебедева. И с тех пор стараюсь не выпускать её из поля зрения. На днях звонит Наталья Лебедева: не хотите ли вместе с нами проведать Никаса Сафронова? Поехал на Брюсов переулок в студию маэстро. Увидел, какое роскошное угощение он приготовил для детишек из «Боттеги». Интересуюсь: «Никас, знаю, что вы уже девятый год патронируете боттеговцев. Но я не видел на вашем сайте в перечне тех объектов, которым вы помогаете, школы №1414. Почему?» - «Потому что я ни разу не перечислял туда денег. А то, что ребятишки у меня гостят регулярно и я у них бываю часто, так это просто моя жизнь. Вот они сегодня пришли, наполнили детством мой «средневековый замок» и на душе у меня стало благостно».

 

Михаил Захарчук
22 февраля 2014 г.

Комментарии:

Виктория 22.02.2014 в 14:41 # Ответить
Добрый день. Спешу оставить отзыв на очередное творение М.Захарчука. Не устаю восхищаться его желанием творить)) Всегда интересно читать особый взгляд на творчество известных людей, тем более с пропущенной изнутри любовью к людям! Здоровья автору и его героям!
Андрей 22.02.2014 в 15:16 # Ответить
Интересный рассказ о незаурядной личности! Как всегда, автор на высоте!
Ирина 22.02.2014 в 17:29 # Ответить
Любопытно чуть больше узнать человека, который заставляет о себе говорить. Не всегда через творчество. У каждого свои весы. ТАМ или здесь. "Под микроскопом", на виду, всегда тяжело существовать. Это выбор личный.А автор материала - на высоте. Впрочем, как всегда.
Александр Ушар 22.02.2014 в 20:39 # Ответить
Точно знаю: герой и автор материала - люди совершенно разные. Но есть то, что, бесспорно, роднит их - это неравнодушие, участие, человечность. А это, согласитесь, немало...
Нина Кочеткова 23.02.2014 в 00:40 # Ответить
А знаете, Михаил, ну вот умеете Вы тронуть ... и герой Ваш, Никас Сафронов, такой же.
И хоть вы абсолютно разные в этом мире, но вот души ваши удивительно схожи и дай Бог вам как можно больше удивлять нас своими прекрасными работами!
Александр 24.02.2014 в 16:44 # Ответить
Много лет знаю автора материала и совсем не знаю,как оказалось,Никаса Сафронова.Прежде у меня был сложившийся образ,образ вполне себе положительный,но плоский,а сейчас Михаил Захарчук преобразовал его в модный ныне формат три Д.
Николай Ка. 24.02.2014 в 17:07 # Ответить
Замечательно, что М.А.Захарчук обратил взор на здравствующего в наше время Никаса Сафронова – талантливого художника, неустанного труженика и благотворителя, человека большой души и широкой эрудиции. Убежден: надо больше и чаще обращаться к живым соотечественникам, отмеченным даром Всевышнего, потомки скажут за это только спасибо. Возможно, я ошибаюсь, но представляется, что, несмотря на известность во всех выше названных (и многих других) ипостасях, Никасу все-таки воздается нами гораздо скромнее того, что он делает, чем отмечен его разносторонний яркий талант.
Татьяна Пороскова 24.02.2014 в 19:33 # Ответить
С
интересом читаю новую публикацию Михаила Захарчука о Никасе Сафронове.

​Художники – люди особенные. Кому-то дано быть
признанными и успешными при жизни, а кому-то после неё: Поль Гоген …

Особый
мир художника рождает и особые образы, выражая его собственное я: светлый мир
Куинджи или протест против войны у Верещагина…

А
мир Сафронова очень многообразен и бесконечен.

Умело
создавая психологический портрет своего героя, Захарчук говорит о его
противоречивости, обращает наше внимание на тонкие черты личности своего героя,
на стремление помочь материально нуждающимся в поддержке.

Талант
всегда вызывает разносторонние споры. Чем ярче личность, тем больше споров и
мнений вокруг неё.

Надо
смотреть на картины. От них идёт энергетика. Какая?

Прошлой
зимой я вошла в художественный музей Череповца и остановилась при входе в зал. Рука
невольно поднялась, и пальцы сложились, чтобы перекреститься, как при входе в
Храм.

Я
шла осторожно мимо икон, которые выдворили из разрушенных обезумевшей толпой
Храмов. Ощущала на себе их скорбное величие, страдание и прощение…

Конечно,
я не была на выставках картин Сафронова, а видел лишь их фото. Почувствовала в
них и безмятежность, и вопрос, и тайну, и гармонию, и полёт в вечное, и земную
сущность.

Наверное,
таков его внутренний мир.

Художник
остался для меня загадкой.


А статья Михаила Захарчука проникнута деликатностью, бережным отношением
к своему герою и желанием сделать его понятным для других
Бусаров Сергей 24.02.2014 в 23:11 # Ответить
Выдающийся художник, наш современник, тонко воспринимающий окружающий мир, не менее других имеющий право на свое видение в чем угодно, политике, футболе.
Помогает детям, и в частности рисующим детям. награждает ценными подарками. Видел сам
на замечательных выставках "Ботеги"
Спасибо за мудрую статью.
Владимир Марский 26.02.2014 в 17:05 # Ответить
Если Никас всю жизнь сознательно выстраивает свой имидж, то Михаил внес в это весомый вклад. В конце-концов, без разницы во имя чего человек занимается благотварительность. Главное, занимается. А Никас, как явствует из потдекста, делает это еще и потому, что просто не может не помогать людям. Не могу сказать, что являюсь поклонником творчечства художника, но уважаю его за эту внутренюю позицию - безусловно. Так могут только действительно сильные личности.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
30 октября
пятница
2020

В этот день:

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

 Дважды Герой Социалистического Труда (1942, 1961), Герой Советского Союза (1978), министр обороны СССР (1976—1984).

Родом из Самары из рабочей семьи. В 22 года вступил добровольцем в Красную армию, уаствовал в боевых действиях с басмачами. Осенью 1929 года стал студентом механического факультета Иваново-Вознесенского политехнического института. Работал секретарём комсомольской организации, являлся членом партийного бюро института. Затем перешел в

Ленинградский военно-механический институт, который закончил в 1934 году. C 1934 года — инженер, начальник бюро эксплуатации и опытных работ в Ленинградском артиллерийском научно-исследовательском морском институте. С 1937 года — инженер-конструктор, заместитель главного конструктора, директор Ленинградского завода «Большевик». С 9 июня 1941 года по 14 декабря 1957 года — нарком вооружения СССР, министр вооружения СССР, министр оборонной промышленности СССР. 14 декабря 1957 года — 13 марта 1963 года — заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. За подготовку первого полёта человека в космос (Ю. А. Гагарин, 12 апреля 1961 года) удостоен звания Героя Социалистического Труда. 13 марта 1963 года — 26 марта 1965 года — первый заместитель председателя Совета министров СССР, председатель Высшего Совета народного хозяйства СССР. 26 марта 1965 года — 26 октября 1976 года — секретарь ЦК КПСС по оборонным вопросам. 29 апреля 1976 года — 20 декабря 1984 года — министр обороны СССР. Среди членов Политбюро 1970—1980-х гг. отличался тем, что спал по 4—4,5 часа. Был исключительно энергичен, предприимчив, очень быстро решал задачи управления и руководства предприятиями.

Д. Ф. Устинов, простудившись во время учений новой боевой техники, умер 20 декабря 1984 года от скоротечного тяжёлого воспаления лёгких. Генерал-лейтенант Иван Устинов (однофамилец) вспоминал: "На последнем учении, после которого его на самолете отправили больным, мы сидели в его резиденции с 9 до 3 утра. Он всем интересовался - и делами, и в персональном плане... В конце концов я ему напомнил: "Дмитрий Федорович, пора и отдохнуть, ведь по плану в 9 часов утра начало учения". - "Иван Лаврентьевич, не беспокойтесь я сталинской закалки". Да вот видите..."

Похоронен на Красной площади (кремирован, урна с прахом замурована в Кремлёвскую стену).

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Крым имел стратегическое значение, как один из путей к нефтеносным районам Кавказа (через Керченский пролив и Тамань). Кроме того, Крым был важен как база для авиации. С потерей Крыма советская авиация лишилась бы возможности налётов на нефтепромыслы Румынии, а немцы смогли бы наносить удары по целям на Кавказе.

Севастопольский оборонительный район (СОР) к началу Великой Отечественной войны был одним из самых укреплённых мест в мире. Сооружения СОР включали десятки укреплённых орудийных позиций, минные поля и др. В систему обороны входили также две так называемые «бронебашенные батареи» (ББ), или форты, вооружённые артиллерией крупного калибра. Форты ББ-30 (командир — Г. А. Александер) и ББ-35 (командир — А. Я. Лещенко) были вооружены орудиями калибра 305 мм.

В советской историографии первым штурмом Севастополя принято считать попытки немецких войск с ходу захватить город в течение 30 октября — 21 ноября 1941 года. С 30 октября по 11 ноября велись бои на дальних подступах к Севастополю, со 2 ноября начались атаки внешнего рубежа обороны крепости. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей. Советская группировка насчитывала вначале около 20 тысяч человек.

В конце октября Ставка ВГК решила усилить гарнизон Севастополя силами Приморской армии (командующий — генерал-майор И. Е. Петров), до тех пор защищавшей Одессу. 16 октября оборона Одессы была прекращена и Приморская армия была морем переброшена в Севастополь. Силы подкрепления составили до 36 тысяч человек, около 500 орудий, 20 тысяч тонн боеприпасов, танки и другие виды вооружений и материалов. Таким образом, к середине ноября гарнизон Севастополя насчитывал, — по советским данным, — около 50-55 тысяч человек. 9—10 ноября вермахту удалось полностью окружить крепость с суши, однако в течение ноября к своим пробивались силы арьергарда, в частности, части 184-й стрелковой дивизии НКВД, прикрывавшей отход 51-й армии.

11 ноября с подходом основной группировки 11-й армии вермахта завязались бои по всему периметру . В течение 10 дней наступавшим удалось незначительно вклиниться в передовую полосу обороны после чего в сражении наступила пауза.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Она была разработана в 1954—1961 годах группой физиков-ядерщиков под руководством академика Игоря Курчатова.

Бомбардировщик Ту-95В с "Царь- бомбой" на борту, пилотируемый экипажем в составе: командир корабля А. Е. Дурновцев, штурман И. Н. Клещ, бортинженер В. Я. Бруй, вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А. Через 2 часа после вылета бомба была сброшена с высоты 10 500 метров на парашютной системе по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос». Подрыв бомбы был осуществлён барометрически через 188 секунд после сброса на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью). Самолёт-носитель успел улететь на расстояние 39 километров, а самолёт-лаборатория — на 53,5 километра. Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 километра. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отражённая ударная волна, подмявшая и отбросившая шар от земли. Световое излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров. Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут. Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар. Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра. Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров. Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров. Однако о каких-либо разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону посёлке городского типа Амдерма и посёлке Белушья Губа не сообщалось.

Основной целью, которая ставилась и достигнута этим испытанием, была демонстрация владения Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения — тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США был почти вчетверо меньше, чем у АН602. Крайне важным научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что максимальная мощность термоядерного заряда, в принципе, не ограничена ничем.

Интересно, что тогда еще любивший советскую власть академик А. Д. Сахаров (впоследствии проамериканский диссидент) предложил проект по тайному размещению нескольких десятков сверхмощных ядерных боеголовок мощностью от 200 или даже 500 мегатонн вдоль американских морских границ, что, по мнению учёного, позволило бы отрезвить неоконсервативные круги политической элиты США, не втягиваясь в разорительную гонку вооружений. В случае нападения США на СССР можно было затопить береговые города Америки — с помощью искусственного цунами. Гигантская волна высотой более 300 м приходит со стороны Атлантики и обрушивается на Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон, Аннаполис. Волна достигает крыш небоскребов. Друга волна накрывает западное побережье в районе Чарльстона. Еще две волны обрушиваются на Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Всего одной волны хватает, чтобы на побережье Мексиканского залива смыло низко расположенный Хьюстон, Новый Орлеан, Пенсаколу.

К сожалению, Хрущев отклонил этот проект. Подобную идею сегодня вынашивает академик Игорь Острецов: уничтожение США с помощью направленного взрыва, вызывающего гигантскую волну в заданном направлении.

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

 

Первым был запущен «Космос-186». Он являлся «активным» кораблём , то есть он должен был найти с помощью радиолокационной антенны «пассивный» корабль «Космос-188», сблизиться и пристыковаться.

30 октября 1967 года во время пролёта корабля «Космос-186» над космодромом был запущен «Космос-188» в той же плоскости орбиты, но с опережением на 24 км. Для осуществления стыковки необходима высокая точность вывода на орбиту, так как автоматическая система стыковки может работать только до определённой величины расстояния между кораблями. Расстояние в 24 км не превышало этого предела. Командой из центра управления были активированы системы ориентации, системы автоматического управления и счётно-решающие устройства. После обнаружения «пассивного» корабля «Космос-186» стал корректировать свою орбиту в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приближаясь к «Космосу-188» на скорости 90 км/ч. Когда расстояние между кораблями составило 300 м, отключился главный двигатель, и начали свою работу двигатели малой тяги. Последний этап стыковки называется причаливанием. Во время причаливания скорость сближения кораблей составила 0,5—1 м/с. Затем произошла сама стыковка: штанга стыковочного узла «Космоса-186» попала в конусообразный захват «Космоса-188». Состыкованными корабли летали 3,5 часа, совершив около 2 витков вокруг Земли. Затем по команде с Земли они расстыковались и последовательно приземлились: сначала «Космос-186», потом «Космос-188».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии