RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Опасность «второго Афгана»
3 октября 2015 г.

Опасность «второго Афгана»

Молниеносный «сирийский дебют» Владимира Путина ошарашил не только исламских террористов, но и их покровителей в Вашингтоне
ПВО будет - во!
19 ноября 2013 г.

ПВО будет - во!

19 ноября 2013 года Россия повторно объявила о формировании единого противовоздушного «зонтика» для стран ОДКБ
Высший пилотаж России в небе Сирии
27 октября 2015 г.

Высший пилотаж России в небе Сирии

Отношение к ближневосточной боевой операции наших ВВС стало лакмусовой бумажкой для проверки на вшивость политиков всех мастей.
Обаятельная Быстрицкая
4 апреля 2016 г.

Обаятельная Быстрицкая

4 апреля 1928 года родилась Элина Абрамовна Быстрицкая
С днем рождения, Танечка!
7 февраля 2020 г.

С днем рождения, Танечка!

7 февраля 1954 года родилась Татьяна Владимировна ВАГИНА, медицинский работник Скорой помощи из станицы Петровской Краснодарского края
Главная » Герои нашего времени » Старейшина вертолётостроения

Старейшина вертолётостроения

85 лет назад 18 февраля 1931 года родился великий авиаконструктор, Герой Социалистического Труда Марат Николаевич Тищенко

С его именем связана целая эпоха в отечественном и мировом вертолетостроении.
Старейшина вертолётостроения

60 с лишним лет назад, окончив Московский авиационный институт, Марат Тищенко поступил на работу в ОКБ М. Л. Миля (ныне Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля) и проработал там до 2007 года. В период с 1970 по 1992 годы был руководителем и генеральным конструктором этого предприятия.
Он участвовал в разработке, наземных и летных исследованиях, внедрении в серийное производство и обеспечении эксплуатации практически всех отечественных вертолетов марки Ми и их модификаций. За время, когда Марат Николаевич руководил предприятием, были созданы и внедрены в серийное производство и эксплуатацию: модификации вертолета Ми-24 (Д, В, Р, К, ВП, ДУ), являющегося в настоящее время основным боевым вертолетом Российской армии; основной вариант и модификации вертолета-амфибии Ми-14; тяжелый транспортный вертолет Ми-26, являющийся самым грузоподъемным серийным вертолетом в мире; боевой вертолет Ми-28; средний транспортно-десантный вертолет Ми-38 и другие. С 1993 года Марат Тищенко является бессменным президентом организованного им Российского вертолетного общества.

- Советская база вертолетостроения, - вспоминает Тищенко, - была сформирована под руководством Михаила Леонтьевича Миля. Главным результатом работы коллектива ОКБ в те годы стала разработка и внедрение в серийное производство девяти различных типов вертолетов (не считая большого количества модификаций). Каждый из них был существенным вкладом в развитие вертолетной авиации нашей страны. Сегодня нельзя не вспомнить о каждом.

Ми-1 (первый вылет в 1948 году) грузоподъемностью 150–230 кг стал в СССР первым пригодным для практического применения вертолетом. Он применялся в качестве связного вертолета. На нем учились летать военные и гражданские пилоты. Очень полезным оказался Ми-1 для ледовой разведки. Спортсмены успешно выступали на нем на отечественных и зарубежных соревнованиях. Эти вертолеты оказались весьма эффективными при внесении удобрений в период весенней распутицы или опрыскивании виноградников. Несколько Ми-1 были переоборудованы для борьбы с танками. Для этого на них были установлены дистанционно управляемые ракеты «Малютка». Всего на заводах СССР и по лицензии в Польше было построено 2694 вертолета Ми-1.

Ми-4 (первый вылет в 1952 году) грузоподъемностью 1200–1600 кг – первый транспортный вертолет в стране. Его способность поднимать большие грузы позволяла выполнять самые разнообразные работы. Примененная впервые в мировой практике возможность производить загрузку через открывающиеся в задней части грузового помещения створки значительно ускорила эти процессы. Кроме транспортного варианта были спроектированы и выпускались серийно пассажирский, санитарный, сельскохозяйственный варианты, боевой вариант для огневой поддержки сухопутных войск и вариант с поплавковым шасси. С Ми-4 начался экспорт советских вертолетов за рубеж. В Индии было продемонстрировано его превосходство над использовавшимися там американскими вертолетами при работах на больших высотах. Всего было выпущено 3852 вертолета Ми-4.

Ми-6 (первый вылет в 1957 году) грузоподъемностью 6–12 тонн намного опередил по этому показателю западные аналоги. В его конструкции был применен ряд новых конструкторских решений: первое в мировой практике расположение над фюзеляжем двух турбовинтовых двигателей со свободной турбиной перед главным редуктором и много других. Как свидетельствовал сын выдающегося конструктора И.И. Сикорского Сергей, когда его отец ознакомился с информацией о Ми-6, он сказал: «Это не один шаг вперед. Это два шага вперед в нашем деле». Всего было выпущено 924 вертолета Ми-6. Кроме того, этот вертолет выпускался по лицензии в КНР.

Ми-10 (первый вылет в 1960 году) грузоподъемностью 12 т (при дальности полета 250 км) и 15 т (при перевозке на короткие расстояния) и его модификация Ми-10К (первый вылет в 1965 году). Это вертолеты-краны, разработанные на базе силовой установки, трансмиссии и винтов вертолета Ми-6. Они нашли применение для решения таких военных задач как постановка радиопомех и пеленгование радиостанций противника. С помощью Ми-10К было выполнено большое количество уникальных строительно-монтажных работ, позволивших ускорить ввод в строй и сократить средства на строительство многих промышленных объектов. Всего было выпущено 24 вертолета Ми-10 и 21 вертолет Ми-10К.

Ми-2 (первый вылет в 1961 году) грузоподъемностью 900 кг при дальности 355 км и 1000 кг (при перевозке на меньшее расстояние) разрабатывался как смена вертолету Ми-1. В ходе разработки его грузоподъемность была увеличена и превзошла грузоподъемность Ми-1 более чем в четыре раза. Их серийное производство с самого начала было организовано по лицензии в польском городе Свидник. Там находилось конструкторское бюро, которое с участием специалистов ОКБ Миля обеспечивало серийный выпуск и разработало на базе Ми-2 свыше 20 модификаций. Всего было выпущено около 5400 вертолетов Ми-2.

Ми-8 (первый вылет в 1961 году) грузоподъемностью 3 т (при дальности 450 км) и 4 т (при перевозке на меньшее расстояние). Разрабатывался для замены Ми-4 и превзошел его по грузоподъемности в 2,5 раза. В конструкции Ми-8 в основном были применены модифицированные агрегаты Ми-4. Применение более мощного и легкого двигателя и модифицированной трансмиссии, разрабатывавшихся для Ми-14, позволило создать модификацию Ми-8МТ с увеличением нормальной нагрузки до 3 тонн и статического потолка без влияния земли с 1800 до 3500 м. Эти вертолеты пользовались очень высоким спросом на внутреннем и внешнем рынках. Это поставило Ми-8 вместе с его модификациями на первое место в мире по количеству построенных машин, число которых превышает 12 000. Их выпуск продолжается до настоящего времени на двух заводах – в Казани и Улан-Удэ. Экспорт этих вертолетов позволил заводам пережить практически полный обвал внутреннего рынка в девяностые годы.

Ми-14 (первый вылет в 1967 году) - первый в отечественной практике вертолет-амфибия с убирающимся шасси, разрабатывавшийся для противолодочных и поисково-спасательных операций. Всего было выпущено 273 вертолета.

Ми-24 (первый вылет в 1969 году) - «боевая воздушная машина пехоты» – т.е. вертолет, имеющий мощное вооружение и способный перевозить отделение солдат. Всего было разработано семнадцать модификаций Ми-24. Эти вертолеты участвовали в более чем 15 вооруженных конфликтах. Некоторые модификации Ми-24 выпускаются и по сей день.

Кроме указанных выше, были разработаны и испытаны созданные по принципиально новым схемам экспериментальный вертолет В-7 с турбореактивными двигателями на концах лопастей и опытный сверхтяжелый вертолет поперечной схемы Ми-12. Установленный на нем мировой рекорд подъема 40 т груза на высоту более 2000 м по крайней мере еще 15 лет не будет превзойден.

О современном состоянии вертолетостроения Марат Тищенко говорит с большой тревогой:

Не видно хорошей перспективы. Ведь для развития минимально необходимо: создание научно-технического задела или кратко – генерация новых идей; воплощение новых идей в реальные конструкции; разработка новых вертолетов, их испытания и сертификация; разработка модификаций ранее созданных вертолетов.  Ошибочное представление людей, осуществлявших в нашей стране переход от социализма к капитализму, о том, что рыночные отношения автоматически и оптимально реорганизуют систему связей между государством, отраслями промышленности и отдельными предприятиями, поэтому государству можно устраниться от регулирования таких отношений. Следствие этого – резкое сокращение или прекращение госзаказа на продукцию многих предприятий. В нашем ОКБ были остановлены работы по созданию научно-технического задела и проектные изыскания по новым вертолетам, резко сокращены работы по модификациям ранее созданных машин.

Другая беда – из-за неумения или нежелания руководителей стимулировать труд профессионалов произошел отток наиболее энергичных и квалифицированных работников в другие сферы, не связанные с авиацией и не имеющие существенной творческой составляющей, но приносящие хороший доход. Одним из следствий «новых веяний» в целом по стране стало резкое падение в сознании людей престижности таких профессий как инженеры, научные работники и ряда других, совершенно необходимых для существования страны. Ранее профессия авиастроителя была почетна и уважаема (в том числе и потому, что авиастроители имели приличную зарплату). Теперь же на молодого человека, избравшего при поступлении в ВУЗ авиационную инженерную профессию, смотрят как на чудака. Результат господства таких умонастроений – снижение числа талантливых молодых специалистов, приходящих из вузов в ОКБ.

 

Сергей Турченко
18 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
4 апреля
суббота
2020

В этот день:

Первое упоминание Москвы

4 апреля 1147 года впервые упомянуто наименование «Москва».

Первое упоминание Москвы

Первое упоминание Москвы 4 апреля 1147 года впервые упомянуто наименование «Москва».

Юрий Долгорукий пригласил черниговского князя Святослава Ольговича на встречу, состоявшуюся 4 апреля 1147 года, фразой, в которой впервые было упомянуто слово «Москва». Фраза эта звучала так: «Приди ко мне, брате, в Москов». Благодаря летописному упоминанию о встрече «в Москове» князь вошел в историю как «основатель Москвы»

Согласно различным летописям и данным археологических раскопок, Москва основана значительно раньше 1147 года. Вскрыты остатки деревянной мостовой 11 века, и первое упоминание свидетельствует о том, что в городе была временная резиденция Суздальского князя Юрия Долгорукого. Недаром он назначил в Москве встречу своему союзнику, изгнанному из Чернигова князю Святославу Ольговичу.Именно с этой встречи началась война за киевский престол, которого Долгорукий все же добился через 10 лет. Однако эта победа стоила ему жизни. Но обессмертило Юрия не обладание Киевом, а застолье, устроенное в маленьком городке на краю княжества…

Военные планы 1917 года

4 апреля 1917 года Российское правительство объявило о внешних целях России в ходе Первой мировой войны

Военные планы 1917 года

4 апреля 1917 года Российское правительство объявило о внешних целях России в ходе Первой мировой войны

Вот они: создание Чехословакии, Югославии, воссоединение украинских земель Австро-Венгрии с Россией и обладание Константинополем и Босфорским проливом. Если бы не дальнейшая «демократизация» Российской армии, эти цели были бы достигнуты.

Глушить мерзавцев!

4 апреля 1949 года вышло постановление Совета Министров СССР о глушении «антисоветских» радиостанций

Глушить мерзавцев!

4 апреля 1949 года вышло постановление Совета Министров СССР о глушении «антисоветских» радиостанций

Это стало важным шагом в усилении информационного очищения страны. Это было одним из ответов на начатую американами военно-политическую истерию вокруг СССР, пиком которой стало подписание 4 апреля 1949 года Североатлантического договора (НАТО). 

Туда первоначально вошли США, Бельгия, Великобритания, Голландия, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Норвегия, Португалия и Франция. В 1952 году к договору присоединились Греция и Турция, в 1955 году — ФРГ, в 1982 — Испания. В 1999 году членами НАТО стали Венгрия, Польша и Чехия. В 2004 году — Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония.

После 1991 года "демократы" односторонне уничтожили Варшавский договор (созданный в противовес НАТО), и запустили антирусских "вещателей" в российские СМИ. Теперь их просто так не "заглушишь" - нужна жесткая политическая воля руководства страны о безжалостной ликвидации "пятой колонны" Запада внутри России.

 

Морская гвардия

4 апреля - День рождения морской гвардии ВМФ СССР и России

Морская гвардия

4 апреля - День рождения морской гвардии ВМФ СССР и России

В этот день в 1942 году гвардейскими стали крейсер «Красный Кавказ» (капитан 2 ранга А. М. Гущин); эсминец «Стойкий» (капитан-лейтенант Б. П. Левченко); минный заградитель «Марти» (капитан 1 ранга Н. И. Мещерский); тральщик Т-205 «Гафель» (старший лейтенант Е. Ф. Шкребтиенко); подводные лодки Д-3 (капитан-лейтенант М. А. Бибеев), М-171 (капитан-лейтенант В. г. Стариков), М-174 (капитан-лейтенант Н. Е. Егоров), К-22 (капитан 2 ранга В. Н. Котельников).
Всего за минувшее время звания гвардейских были удостоены 18 надводных кораблей, 16 подводных лодок (ПЛ), 13 дивизионов боевых катеров, две авиационные дивизии, два зенитно-артиллерийских полка, одна бригада морской пехоты, одна морская железнодорожная артиллерийская бригада.

Танкист Павел Талтыньш

4 апреля 1903 года родился Павел Матвеевич ТЫЛТЫНЬШ

Танкист Павел Талтыньш

4 апреля 1903 года родился Павел Матвеевич ТЫЛТЫНЬШ

В революционную борьбу он включился в буржуазной Латвии, инженерное образование получил во Франции, а потом приехал в Советскую Россию, стал военным. Под именем капитана Грейзе был направлен в Испанию на помощь республиканцам. За проявленные там доблесть и мужество ему первому из танкистов было присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб на Волховском фронте.

 

Летчик-испытатель Федотов

4 апреля 1984 года погиб Алексей Васильевич ФЕДОТОВ, Герой Советского Союза.

Летчик-испытатель Федотов

4 апреля 1984 года погиб Алексей Васильевич ФЕДОТОВ, Герой Советского Союза.

Установил 18 мировых рекордов. Погиб при испытательном полете самолета МиГ-31. Его имя присвоено Школе летчиков-испытателей при ЛИИ им М. Громова.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии