RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Гимн ядерному полигону
31 июля 2020 г.

Гимн ядерному полигону

31 июля 1954 года Совет Министров СССР принял постановление о создании испытательного — ядерного полигона на Новой Земле. Через полтора месяца такой полигон с центром в Белушьей Губе уже начал работу.
Огонь по посольству империи зла
28 марта 2019 г.

Огонь по посольству империи зла

28 марта 1999 года скульптор Александр СУСЛИКОВ объявил войну США, а российская власть дала ему за это 6,5 лет "строгача"
Персидский поход
27 июля 2014 г.

Персидский поход

27 июля 2014 года — День Военно-морского флота России
Охота на кадетов
16 июля 2015 г.

Охота на кадетов

На фоне юбилейных торжеств в честь 70-летия Великой Победы чиновники от минобра пытаются демонтировать военно-патриотическое воспитание в средней школе
Преисподняя под Уфой
3 июня 2014 г.

Преисподняя под Уфой

25 лет назад 3 июня 1989 года в результате взрыва газа в трубопроводе в момент прохождения встречных пассажирских поездов «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск», заживо сгорели 575 человек, 623 получили тяжелые ранения.
Главная » Герои нашего времени » Старейшина вертолётостроения

Старейшина вертолётостроения

85 лет назад 18 февраля 1931 года родился великий авиаконструктор, Герой Социалистического Труда Марат Николаевич Тищенко

С его именем связана целая эпоха в отечественном и мировом вертолетостроении.
Старейшина вертолётостроения

60 с лишним лет назад, окончив Московский авиационный институт, Марат Тищенко поступил на работу в ОКБ М. Л. Миля (ныне Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля) и проработал там до 2007 года. В период с 1970 по 1992 годы был руководителем и генеральным конструктором этого предприятия.
Он участвовал в разработке, наземных и летных исследованиях, внедрении в серийное производство и обеспечении эксплуатации практически всех отечественных вертолетов марки Ми и их модификаций. За время, когда Марат Николаевич руководил предприятием, были созданы и внедрены в серийное производство и эксплуатацию: модификации вертолета Ми-24 (Д, В, Р, К, ВП, ДУ), являющегося в настоящее время основным боевым вертолетом Российской армии; основной вариант и модификации вертолета-амфибии Ми-14; тяжелый транспортный вертолет Ми-26, являющийся самым грузоподъемным серийным вертолетом в мире; боевой вертолет Ми-28; средний транспортно-десантный вертолет Ми-38 и другие. С 1993 года Марат Тищенко является бессменным президентом организованного им Российского вертолетного общества.

- Советская база вертолетостроения, - вспоминает Тищенко, - была сформирована под руководством Михаила Леонтьевича Миля. Главным результатом работы коллектива ОКБ в те годы стала разработка и внедрение в серийное производство девяти различных типов вертолетов (не считая большого количества модификаций). Каждый из них был существенным вкладом в развитие вертолетной авиации нашей страны. Сегодня нельзя не вспомнить о каждом.

Ми-1 (первый вылет в 1948 году) грузоподъемностью 150–230 кг стал в СССР первым пригодным для практического применения вертолетом. Он применялся в качестве связного вертолета. На нем учились летать военные и гражданские пилоты. Очень полезным оказался Ми-1 для ледовой разведки. Спортсмены успешно выступали на нем на отечественных и зарубежных соревнованиях. Эти вертолеты оказались весьма эффективными при внесении удобрений в период весенней распутицы или опрыскивании виноградников. Несколько Ми-1 были переоборудованы для борьбы с танками. Для этого на них были установлены дистанционно управляемые ракеты «Малютка». Всего на заводах СССР и по лицензии в Польше было построено 2694 вертолета Ми-1.

Ми-4 (первый вылет в 1952 году) грузоподъемностью 1200–1600 кг – первый транспортный вертолет в стране. Его способность поднимать большие грузы позволяла выполнять самые разнообразные работы. Примененная впервые в мировой практике возможность производить загрузку через открывающиеся в задней части грузового помещения створки значительно ускорила эти процессы. Кроме транспортного варианта были спроектированы и выпускались серийно пассажирский, санитарный, сельскохозяйственный варианты, боевой вариант для огневой поддержки сухопутных войск и вариант с поплавковым шасси. С Ми-4 начался экспорт советских вертолетов за рубеж. В Индии было продемонстрировано его превосходство над использовавшимися там американскими вертолетами при работах на больших высотах. Всего было выпущено 3852 вертолета Ми-4.

Ми-6 (первый вылет в 1957 году) грузоподъемностью 6–12 тонн намного опередил по этому показателю западные аналоги. В его конструкции был применен ряд новых конструкторских решений: первое в мировой практике расположение над фюзеляжем двух турбовинтовых двигателей со свободной турбиной перед главным редуктором и много других. Как свидетельствовал сын выдающегося конструктора И.И. Сикорского Сергей, когда его отец ознакомился с информацией о Ми-6, он сказал: «Это не один шаг вперед. Это два шага вперед в нашем деле». Всего было выпущено 924 вертолета Ми-6. Кроме того, этот вертолет выпускался по лицензии в КНР.

Ми-10 (первый вылет в 1960 году) грузоподъемностью 12 т (при дальности полета 250 км) и 15 т (при перевозке на короткие расстояния) и его модификация Ми-10К (первый вылет в 1965 году). Это вертолеты-краны, разработанные на базе силовой установки, трансмиссии и винтов вертолета Ми-6. Они нашли применение для решения таких военных задач как постановка радиопомех и пеленгование радиостанций противника. С помощью Ми-10К было выполнено большое количество уникальных строительно-монтажных работ, позволивших ускорить ввод в строй и сократить средства на строительство многих промышленных объектов. Всего было выпущено 24 вертолета Ми-10 и 21 вертолет Ми-10К.

Ми-2 (первый вылет в 1961 году) грузоподъемностью 900 кг при дальности 355 км и 1000 кг (при перевозке на меньшее расстояние) разрабатывался как смена вертолету Ми-1. В ходе разработки его грузоподъемность была увеличена и превзошла грузоподъемность Ми-1 более чем в четыре раза. Их серийное производство с самого начала было организовано по лицензии в польском городе Свидник. Там находилось конструкторское бюро, которое с участием специалистов ОКБ Миля обеспечивало серийный выпуск и разработало на базе Ми-2 свыше 20 модификаций. Всего было выпущено около 5400 вертолетов Ми-2.

Ми-8 (первый вылет в 1961 году) грузоподъемностью 3 т (при дальности 450 км) и 4 т (при перевозке на меньшее расстояние). Разрабатывался для замены Ми-4 и превзошел его по грузоподъемности в 2,5 раза. В конструкции Ми-8 в основном были применены модифицированные агрегаты Ми-4. Применение более мощного и легкого двигателя и модифицированной трансмиссии, разрабатывавшихся для Ми-14, позволило создать модификацию Ми-8МТ с увеличением нормальной нагрузки до 3 тонн и статического потолка без влияния земли с 1800 до 3500 м. Эти вертолеты пользовались очень высоким спросом на внутреннем и внешнем рынках. Это поставило Ми-8 вместе с его модификациями на первое место в мире по количеству построенных машин, число которых превышает 12 000. Их выпуск продолжается до настоящего времени на двух заводах – в Казани и Улан-Удэ. Экспорт этих вертолетов позволил заводам пережить практически полный обвал внутреннего рынка в девяностые годы.

Ми-14 (первый вылет в 1967 году) - первый в отечественной практике вертолет-амфибия с убирающимся шасси, разрабатывавшийся для противолодочных и поисково-спасательных операций. Всего было выпущено 273 вертолета.

Ми-24 (первый вылет в 1969 году) - «боевая воздушная машина пехоты» – т.е. вертолет, имеющий мощное вооружение и способный перевозить отделение солдат. Всего было разработано семнадцать модификаций Ми-24. Эти вертолеты участвовали в более чем 15 вооруженных конфликтах. Некоторые модификации Ми-24 выпускаются и по сей день.

Кроме указанных выше, были разработаны и испытаны созданные по принципиально новым схемам экспериментальный вертолет В-7 с турбореактивными двигателями на концах лопастей и опытный сверхтяжелый вертолет поперечной схемы Ми-12. Установленный на нем мировой рекорд подъема 40 т груза на высоту более 2000 м по крайней мере еще 15 лет не будет превзойден.

О современном состоянии вертолетостроения Марат Тищенко говорит с большой тревогой:

Не видно хорошей перспективы. Ведь для развития минимально необходимо: создание научно-технического задела или кратко – генерация новых идей; воплощение новых идей в реальные конструкции; разработка новых вертолетов, их испытания и сертификация; разработка модификаций ранее созданных вертолетов.  Ошибочное представление людей, осуществлявших в нашей стране переход от социализма к капитализму, о том, что рыночные отношения автоматически и оптимально реорганизуют систему связей между государством, отраслями промышленности и отдельными предприятиями, поэтому государству можно устраниться от регулирования таких отношений. Следствие этого – резкое сокращение или прекращение госзаказа на продукцию многих предприятий. В нашем ОКБ были остановлены работы по созданию научно-технического задела и проектные изыскания по новым вертолетам, резко сокращены работы по модификациям ранее созданных машин.

Другая беда – из-за неумения или нежелания руководителей стимулировать труд профессионалов произошел отток наиболее энергичных и квалифицированных работников в другие сферы, не связанные с авиацией и не имеющие существенной творческой составляющей, но приносящие хороший доход. Одним из следствий «новых веяний» в целом по стране стало резкое падение в сознании людей престижности таких профессий как инженеры, научные работники и ряда других, совершенно необходимых для существования страны. Ранее профессия авиастроителя была почетна и уважаема (в том числе и потому, что авиастроители имели приличную зарплату). Теперь же на молодого человека, избравшего при поступлении в ВУЗ авиационную инженерную профессию, смотрят как на чудака. Результат господства таких умонастроений – снижение числа талантливых молодых специалистов, приходящих из вузов в ОКБ.

 

Сергей Турченко
18 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 января
пятница
2021

В этот день:

Великий князь Иван III

22 января (нов. ст.) 1440 года родился Иван III Васильевич, великий князь Московский, при котором Русь окончательно освободилась от монголо-татарского ига.

Великий князь Иван III

22 января (нов. ст.) 1440 года родился Иван III Васильевич, великий князь Московский, при котором Русь окончательно освободилась от монголо-татарского ига.

В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр общерусского государства.

В состав России вошли: Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Московского княжества Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское княжества. Остались независимы лишь Псковское и Рязанское княжества, однако и они не были полностью самостоятельны. После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского государства вошли Новгород-Северский, Чернигов, Брянск и ещё ряд городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского). Иван III передал своему преемнику в несколько раз бо́льшие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате знаменитого «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается.

От рядового до комбата

22 января (нов. ст.) 1913 года родился Степан Елизарович АРТЁМЕНКО (умер 05.05.1977), полковник, дважды Герой Советского Союза.

От рядового до комбата

22 января (нов. ст.) 1913 года родился Степан Елизарович АРТЁМЕНКО (умер 05.05.1977), полковник, дважды Герой Советского Союза.

Войну начал рядовым, защищал Сталинград, сражался на Курской дуге, в Западной Украине, Польше, а завершил в Берлине, где командир батальона стрелкового полка майор Артеменко в третий раз был ранен. Свои две Звезды  Героя он получил за прорыв вражеской обороны южнее Варшавы и бои за Берлин.

Бой в бандитском тылу

22 января 1997 года гвардии майору РОМАНОВУ Алексею Викторовичу было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Бой в бандитском тылу

22 января 1997 года гвардии майору РОМАНОВУ Алексею Викторовичу было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Свой подвиг он совершил в июне 1995 года во время первой чеченской войны, когда батальон майора Романова десантировался с вертолётов в тыл боевиков и занял все господствующие высоты на путях отхода бандформирований.

Сам майор с группой из 40 десантников занял с боем село Шатой, обороняемое силами до полутора сот боевиков, большинство из которых принудил к сдаче. Действия батальона майора Романова способствовали главным силам российских войск успешно завершить намеченную операцию.

Алексей Викторович Романов родился 19 декабря 1962 года в городе Кургане в семье рабочего. После окончания в 1980 году средней школы № 36 работал на Курганском машиностроительном заводе. Сдал нормативы на звание кандидата в мастера спорта по дзюдо и биатлону. В мае 1981 года призван в ряды Вооружённых Сил СССР. После прохождения шестимесячной подготовки в учебном отряде Воздушно-десантных войск служил санинструктором парашютно-десантного взвода 317-го полка 103 гвардейской (Витебской) воздушно-десантной дивизии. В составе полка принимал участие в военных действиях в Демократической Республике Афганистан. В ходе одной из боевых операций был тяжело ранен. За мужество и героизм, проявленные при исполнении интернационального долга, награждён орденом Красной Звезды.

Затем учился в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище, по окончании которого в звании гвардии лейтенанта продолжил службу в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане заместителем командира разведывательной роты. После вывода советских войск из Афганистана продолжил службу в 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии на должностях командира роты, начальника противовоздушной обороны полка, исполняющего обязанности начальника штаба полка. Побывал во многих горячих точках Кавказа (ирано-азербайджанская граница, Нагорный Карабах, Баку).

В 1994 году в звании гвардии майора назначен командиром парашютно-десантного батальона. С апреля 1995 года принимал участие в боевых действиях при наведении конституционного порядка на территории Чеченской Республики.

После окончания в 1998 году Военной академии имени М. В. Фрунзе назначен начальником штаба 45-го отдельного разведывательного полка ВДВ.

С ноября 1999 года в составе сводного разведывательный отряд полка принимал участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. В начале марта 2000 года руководил операцией по преследованию и разгрому остатков бандформирований, пытавшихся рассеяться после боя с 6-й ротой псковских десантников на высоте 776. В ходе операции были захвачены в плен 70 боевиков и свыше 200 — уничтожены.

Продолжил службу в должности заместителя начальника Управления «В» Центра специального назначения ФСБ России. С января 2012 года занимает должность начальника департамента региональной политики Управления по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерации. Заместитель председателя межрегиональной общественной организации «Союз десантников».

Присоединение Кенигсберга к России

22 января 1758 года русской армией взят Кенигсберг. Манифестом Елизаветы Петровны Восточная Пруссия присоединена к России.

День авиации ПВО

Дата 22 января приказом Главнокомандующего Войсками ПВО № 300 от 25.10.1996 года объявлена годовым праздником авиации ПВО.

День авиации ПВО

Дата 22 января приказом Главнокомандующего Войсками ПВО № 300 от 25.10.1996 года объявлена годовым праздником авиации ПВО.

Именно в этот день в 1942 году авиации ПВО была выделена в род войск противовоздушной обороны. Приказом НКО СССР № 056 от 22.01.1942 г. корпуса, дивизии, полки истребительной авиации, выделенные для противовоздушной обороны территории страны, а также 56 батальонов аэродромного обслуживания переданы в полное подчинение командующему Войсками ПВО территории страны. За годы войны истребительная авиация стала одним из основных родов войск противовоздушной обороны и основным средством борьбы с самолетами противника на дальних подступах к объектам прикрытия. Она совершила около 170 тысяч самолето-вылетов и уничтожила в воздушных боях и на аэродромах 4170 вражеских самолетов.
После войны советские летчики ПВО успешно били американцев в Корее и во Вьетнаме, а сегодня надежно защищают небо России.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии