RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Военный психоз -II
12 марта 2014 г.

Военный психоз -II

Ситуация вокруг Крыма стремительно движется в сторону силового варианта
МАКС-2013
27 августа 2013 г.

МАКС-2013

27 августа открылся очередной Международный авиакосмический салон в Жуковском
Прощай, Эшпай!
15 ноября 2015 г.

Прощай, Эшпай!

На минувшей неделе ушел из жизни замечательный композитор, создатель девяти симфоний, двух концертов для фортепиано с оркестром, четырех — для скрипки, музыки для 55 кинофильмов и множества популярных песен
Миллиардер Шарий
20 августа 2016 г.

Миллиардер Шарий

20 августа день рождения лютого разоблачителя дерьмовых укроСМИ, продвинутого видеоблогера, классного журналиста, лауреата Международного литературно-медийного конкурса имени Олега Бузины - Анатолия Анатольевича Шария
Павел Грудинин - последняя надежда ограбленной России
22 декабря 2017 г.

Павел Грудинин - последняя надежда ограбленной России

Кандидатом в президенты РФ от левых сил выдвинут директор подмосковного совхоза имени Ленина
Главная » Герои нашего времени » Старейшина вертолётостроения

Старейшина вертолётостроения

85 лет назад 18 февраля 1931 года родился великий авиаконструктор, Герой Социалистического Труда Марат Николаевич Тищенко

С его именем связана целая эпоха в отечественном и мировом вертолетостроении.
Старейшина вертолётостроения

60 с лишним лет назад, окончив Московский авиационный институт, Марат Тищенко поступил на работу в ОКБ М. Л. Миля (ныне Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля) и проработал там до 2007 года. В период с 1970 по 1992 годы был руководителем и генеральным конструктором этого предприятия.
Он участвовал в разработке, наземных и летных исследованиях, внедрении в серийное производство и обеспечении эксплуатации практически всех отечественных вертолетов марки Ми и их модификаций. За время, когда Марат Николаевич руководил предприятием, были созданы и внедрены в серийное производство и эксплуатацию: модификации вертолета Ми-24 (Д, В, Р, К, ВП, ДУ), являющегося в настоящее время основным боевым вертолетом Российской армии; основной вариант и модификации вертолета-амфибии Ми-14; тяжелый транспортный вертолет Ми-26, являющийся самым грузоподъемным серийным вертолетом в мире; боевой вертолет Ми-28; средний транспортно-десантный вертолет Ми-38 и другие. С 1993 года Марат Тищенко является бессменным президентом организованного им Российского вертолетного общества.

- Советская база вертолетостроения, - вспоминает Тищенко, - была сформирована под руководством Михаила Леонтьевича Миля. Главным результатом работы коллектива ОКБ в те годы стала разработка и внедрение в серийное производство девяти различных типов вертолетов (не считая большого количества модификаций). Каждый из них был существенным вкладом в развитие вертолетной авиации нашей страны. Сегодня нельзя не вспомнить о каждом.

Ми-1 (первый вылет в 1948 году) грузоподъемностью 150–230 кг стал в СССР первым пригодным для практического применения вертолетом. Он применялся в качестве связного вертолета. На нем учились летать военные и гражданские пилоты. Очень полезным оказался Ми-1 для ледовой разведки. Спортсмены успешно выступали на нем на отечественных и зарубежных соревнованиях. Эти вертолеты оказались весьма эффективными при внесении удобрений в период весенней распутицы или опрыскивании виноградников. Несколько Ми-1 были переоборудованы для борьбы с танками. Для этого на них были установлены дистанционно управляемые ракеты «Малютка». Всего на заводах СССР и по лицензии в Польше было построено 2694 вертолета Ми-1.

Ми-4 (первый вылет в 1952 году) грузоподъемностью 1200–1600 кг – первый транспортный вертолет в стране. Его способность поднимать большие грузы позволяла выполнять самые разнообразные работы. Примененная впервые в мировой практике возможность производить загрузку через открывающиеся в задней части грузового помещения створки значительно ускорила эти процессы. Кроме транспортного варианта были спроектированы и выпускались серийно пассажирский, санитарный, сельскохозяйственный варианты, боевой вариант для огневой поддержки сухопутных войск и вариант с поплавковым шасси. С Ми-4 начался экспорт советских вертолетов за рубеж. В Индии было продемонстрировано его превосходство над использовавшимися там американскими вертолетами при работах на больших высотах. Всего было выпущено 3852 вертолета Ми-4.

Ми-6 (первый вылет в 1957 году) грузоподъемностью 6–12 тонн намного опередил по этому показателю западные аналоги. В его конструкции был применен ряд новых конструкторских решений: первое в мировой практике расположение над фюзеляжем двух турбовинтовых двигателей со свободной турбиной перед главным редуктором и много других. Как свидетельствовал сын выдающегося конструктора И.И. Сикорского Сергей, когда его отец ознакомился с информацией о Ми-6, он сказал: «Это не один шаг вперед. Это два шага вперед в нашем деле». Всего было выпущено 924 вертолета Ми-6. Кроме того, этот вертолет выпускался по лицензии в КНР.

Ми-10 (первый вылет в 1960 году) грузоподъемностью 12 т (при дальности полета 250 км) и 15 т (при перевозке на короткие расстояния) и его модификация Ми-10К (первый вылет в 1965 году). Это вертолеты-краны, разработанные на базе силовой установки, трансмиссии и винтов вертолета Ми-6. Они нашли применение для решения таких военных задач как постановка радиопомех и пеленгование радиостанций противника. С помощью Ми-10К было выполнено большое количество уникальных строительно-монтажных работ, позволивших ускорить ввод в строй и сократить средства на строительство многих промышленных объектов. Всего было выпущено 24 вертолета Ми-10 и 21 вертолет Ми-10К.

Ми-2 (первый вылет в 1961 году) грузоподъемностью 900 кг при дальности 355 км и 1000 кг (при перевозке на меньшее расстояние) разрабатывался как смена вертолету Ми-1. В ходе разработки его грузоподъемность была увеличена и превзошла грузоподъемность Ми-1 более чем в четыре раза. Их серийное производство с самого начала было организовано по лицензии в польском городе Свидник. Там находилось конструкторское бюро, которое с участием специалистов ОКБ Миля обеспечивало серийный выпуск и разработало на базе Ми-2 свыше 20 модификаций. Всего было выпущено около 5400 вертолетов Ми-2.

Ми-8 (первый вылет в 1961 году) грузоподъемностью 3 т (при дальности 450 км) и 4 т (при перевозке на меньшее расстояние). Разрабатывался для замены Ми-4 и превзошел его по грузоподъемности в 2,5 раза. В конструкции Ми-8 в основном были применены модифицированные агрегаты Ми-4. Применение более мощного и легкого двигателя и модифицированной трансмиссии, разрабатывавшихся для Ми-14, позволило создать модификацию Ми-8МТ с увеличением нормальной нагрузки до 3 тонн и статического потолка без влияния земли с 1800 до 3500 м. Эти вертолеты пользовались очень высоким спросом на внутреннем и внешнем рынках. Это поставило Ми-8 вместе с его модификациями на первое место в мире по количеству построенных машин, число которых превышает 12 000. Их выпуск продолжается до настоящего времени на двух заводах – в Казани и Улан-Удэ. Экспорт этих вертолетов позволил заводам пережить практически полный обвал внутреннего рынка в девяностые годы.

Ми-14 (первый вылет в 1967 году) - первый в отечественной практике вертолет-амфибия с убирающимся шасси, разрабатывавшийся для противолодочных и поисково-спасательных операций. Всего было выпущено 273 вертолета.

Ми-24 (первый вылет в 1969 году) - «боевая воздушная машина пехоты» – т.е. вертолет, имеющий мощное вооружение и способный перевозить отделение солдат. Всего было разработано семнадцать модификаций Ми-24. Эти вертолеты участвовали в более чем 15 вооруженных конфликтах. Некоторые модификации Ми-24 выпускаются и по сей день.

Кроме указанных выше, были разработаны и испытаны созданные по принципиально новым схемам экспериментальный вертолет В-7 с турбореактивными двигателями на концах лопастей и опытный сверхтяжелый вертолет поперечной схемы Ми-12. Установленный на нем мировой рекорд подъема 40 т груза на высоту более 2000 м по крайней мере еще 15 лет не будет превзойден.

О современном состоянии вертолетостроения Марат Тищенко говорит с большой тревогой:

Не видно хорошей перспективы. Ведь для развития минимально необходимо: создание научно-технического задела или кратко – генерация новых идей; воплощение новых идей в реальные конструкции; разработка новых вертолетов, их испытания и сертификация; разработка модификаций ранее созданных вертолетов.  Ошибочное представление людей, осуществлявших в нашей стране переход от социализма к капитализму, о том, что рыночные отношения автоматически и оптимально реорганизуют систему связей между государством, отраслями промышленности и отдельными предприятиями, поэтому государству можно устраниться от регулирования таких отношений. Следствие этого – резкое сокращение или прекращение госзаказа на продукцию многих предприятий. В нашем ОКБ были остановлены работы по созданию научно-технического задела и проектные изыскания по новым вертолетам, резко сокращены работы по модификациям ранее созданных машин.

Другая беда – из-за неумения или нежелания руководителей стимулировать труд профессионалов произошел отток наиболее энергичных и квалифицированных работников в другие сферы, не связанные с авиацией и не имеющие существенной творческой составляющей, но приносящие хороший доход. Одним из следствий «новых веяний» в целом по стране стало резкое падение в сознании людей престижности таких профессий как инженеры, научные работники и ряда других, совершенно необходимых для существования страны. Ранее профессия авиастроителя была почетна и уважаема (в том числе и потому, что авиастроители имели приличную зарплату). Теперь же на молодого человека, избравшего при поступлении в ВУЗ авиационную инженерную профессию, смотрят как на чудака. Результат господства таких умонастроений – снижение числа талантливых молодых специалистов, приходящих из вузов в ОКБ.

 

Сергей Турченко
18 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
25 августа
воскресенье
2019

В этот день:

Родился Иван Грозный

25 августа 1530 года родился Иван IV Васильевич Грозный (ум. 1584), великий князь Московский и всея Руси, первый царь всея Руси.

Родился Иван Грозный

25 августа 1530 года родился Иван IV Васильевич Грозный (ум. 1584), великий князь Московский и всея Руси, первый царь всея Руси.

За годы его правления проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Cибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. При Иване IV прирост территории Руси составил почти 100 %, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км², к завершению царствования Русское Государство стало размером больше всей остальной Европы.

Одиннадцать покушений на Столыпина

25 августа 1906 года совершена попытка покушения на главу русского правительства Петра Столыпина

Одиннадцать покушений на Столыпина

25 августа 1906 года совершена попытка покушения на главу русского правительства Петра Столыпина

 В его доме на Аптекарском острове произведен взрыв, 24 человека погибли на месте, 33 — тяжело ранены, многие потом скончались. Во время взрыва сам Столыпин не пострадал.

История покушения такова. По субботам у премьер-министра были приёмные дни. Террористы приехали под видом просителей в жандармской форме, якобы по срочному делу. По свидетельству одной из дочерей Столыпина Елены, от смерти его спас адъютант генерал А. Н. Замятнин. Его смутили головные уборы террористов: приехавшие были в старых касках, хотя незадолго до этого форма претерпела существенные изменения. Увидев, что они разоблачены, террористы вначале попытались прорваться силой, а затем, когда их попытка оказалась неудачной, метнули портфель с бомбой. Взрыв был очень большой силы. Комнаты первого этажа и подъезд были разрушены, обрушились верхние помещения. Бомба унесла жизнь 24 человек: самих террористов, адъютанта А. Н. Замятнина, агентов охранки, няни сына Столыпина - Аркадия. От взрыва также пострадали сын и дочь премьер-министра — Аркадий и Наталья. Ранение дочери было тяжёлым. Врачи настаивали на срочной ампутации ног у пострадавшей. Однако Столыпин просил обождать с решением. Доктора согласились и, в конце концов, спасли обе ноги.

Столыпин для западных террористических организаций, наводнивших Россию в начале XX века, был злейшим врагом в первую очередь как реформатор и государственный деятель, сыгравший значительную роль в подавлении революции 1905—1907 годов. В апреле 1906 года император Николай II предложил Столыпину пост министра внутренних дел России. Вскоре после этого правительство было распущено вместе с Государственной думой I созыва, а Столыпин был назначен новым премьер-министром. На новой должности, которую он занимал вплоть до своей гибели, Столыпин провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю как столыпинская аграрная реформа, главным содержанием которой было введение частной крестьянской земельной собственности. Принятый правительством закон о военно-полевых судах ужесточал наказание за совершение тяжких преступлений. Впоследствии Столыпина резко критиковали за жёсткость проводимых мер. Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер-министра особое значение имеют введение земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, изменение избирательного законодательства и роспуск II Думы, положившие конец революции 1905—1907 годов. На Столыпина планировалось и было произведено 11 покушений. Во время последнего, совершённого в Киеве Дмитрием Богровым, Столыпин получил смертельное ранение, от которого через несколько дней умер.

Отец системы С-300 академик Расплетин

25 августа 1908 года родился Александр Андреевич РАСПЛЕТИН (ум. 08.03.1967),академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии.

Отец системы С-300 академик Расплетин

25 августа 1908 года родился Александр Андреевич РАСПЛЕТИН (ум. 08.03.1967),академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии.

Крупнейший специалист в области радиолокации он в 60-тые годы XX столетия возглавил работу по созданию управляемых зенитных ракетных комплексов. Им была создана первая отечественная ракетная система С-25, не имевшая аналогов в мире, целый ряд последующих систем, начата разработка системы нового поколения С-300П. 8 марта 1967 года академик скончался от инсульта. Дальнейшими работами руководил его преемник академик Б. В. БУНКИН. Сегодня имя академика Расплетина носит НПО «Алмаз».

Иранская операция советских войск

25 августа 1941 года советские войска вошли в Иран. Операция под кодовым наименованием „Согласие“» закончилась 17 сентября 1941 года.

Иранская операция советских войск

25 августа 1941 года советские войска вошли в Иран. Операция под кодовым наименованием „Согласие“» закончилась 17 сентября 1941 года.

 Её целью являлась защита иранских нефтяных месторождений от возможного захвата их войсками Германии.

По оценкам политического руководства СССР, существовала прямая угроза вовлечения Ирана на сторону Германии в качестве союзника во Второй мировой войне.

Поначалу шах Ирана Реза Пехлеви отказал Советскому Союзу в просьбе разместить свои войска в Иране. Мотивируя своё участие в данной военной операции против Ирана, советское правительство ссылалось на пункты 5 и 6 действующего на тот момент Договора между Советской Россией и Ираном от 1921 года, которыми предусматривалось, что, в случае возникновения угрозы своим южным рубежам Советский Союз имеет право ввести войска на территорию Ирана.

В ходе операции вооружённые силы СССР вторглись в Иран, свергли шаха Резу Пехлеви и установили контроль над железными дорогами и нефтяными месторождениями Ирана. 8 сентября 1941 года было подписано соглашение, определявшее расположение советских войск на территории Ирана. Соглашение вступило в силу 9 сентября 1941 года. Одновременно южную часть Ирана захватили англичане. Фактически Иран был разделён на две оккупационные зоны, на британскую южную, и на советскую на севере. Правительство Тегерана потеряло политический и экономический контроль над страной.

В 1942 году суверенитет Ирана был восстановлен, власть перешла к сыну шаха — Мохаммеду. Тем не менее, Советский Союз держал свои войска в северном Иране до мая 1946 года. Англичане еще дольше.

Подвиг Марины Плотниковой

25 августа 1992 года № 925 «за мужество и героизм, проявленные при спасении троих тонувших детей», Плотниковой Марине Владимировне посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации

Подвиг Марины Плотниковой

25 августа 1992 года № 925 «за мужество и героизм, проявленные при спасении троих тонувших детей», Плотниковой Марине Владимировне посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации

Марина Владимировна Плотникова родилась 11 мая 1974 года в селе Зубрилово Зубриловского сельского совета Тамалинского района Пензенской области. В 1991 году окончила среднюю школу в родном селе.

В конце июля 1991 года Марина купалась в реке Хопёр вместе с двумя младшими сёстрами Жанной и Леной и их подругой Наташей Воробьёвой. Наташа оказалась на глубине и стала тонуть. Марина вытащила её к прибрежным кустам, после чего услышала, что тонут попавшие в водоворот Жанна и Лена. Девушке удалось спасти их, но сама она, истратив все силы, погибла.

Похоронена в родном селе.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии