RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

   Образцовая Образцова
7 июля 2014 г.

Образцовая Образцова

7 июля юбилейная дата величайшей певицы нашего времени
Российско-белорусский военный кулак
12 марта 2014 г.

Российско-белорусский военный кулак

12 марта 2014 года президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил России разместить на территории республики дополнительно до 15 самолётов
 35 лет назад ушёл из жизни М.И.Жаров
16 декабря 2016 г.

35 лет назад ушёл из жизни М.И.Жаров

Михаил Иванович был народным артистом СССР, Героем Социалистического Труда, имел 7 высших орденов страны, пять медалей, три Сталинских премии.
Кадровая «чистка» в Кремле
19 мая 2014 г.

Кадровая «чистка» в Кремле

Владимир Путин готовится к отражению атак Запада на российскую власть
«Запланированные» авиакатастрофы
26 ноября 2013 г.

«Запланированные» авиакатастрофы

Что американскому пилоту вправо, то русскому - влево
Главная » Герои нашего времени » Последний поклон

Последний поклон

31 января 2014 года - 40 дней как не стало Михаила Тимофеевича Калашникова

Его оружие защищало не только СССР, но и свободу во всём мире.
Последний поклон

«Поминки сорокового дня завершают сорокадневный поминальный период и являются главной датой частного поминовения; особенно значимы в традиции православных славян. По всеобщему убеждению, в течение этого периода душа умершего пребывает на земле, возвращается в свой дом, витает вокруг могилы, посещает места, в которых бывал умерший, а в 40-й день окончательно покидает землю («три дня в доме, до девяти дней во дворе, до сорока дней - на земле»). Википедия.

 

Невозможно даже предположить, о чём будут думать в эти сороковины люди, знавшие величайшего русского изобретателя, и те миллионы, которые хоть раз жизни слышали фамилию Калашников. Наверное, за рубежами России, прежде всего, вспомнят его фантастическое оружие – автомат, которому невозможно найти аналогов ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем человеческого сообщества. Как самое распространённое в мире оружие (АК-47 вошёл в Книгу рекордов Гиннеса, выпущено многим более чем 70 миллионов штук) оно в разное время состояло на вооружении 82 странах мира. Достаточно для сравнения сказать, что вторая по популярности и масштабам производства немецкая штурмовая винтовка «Хехлер и Кох» была принята на вооружение в 65 странах, автоматические винтовки, автоматы и пулемёты семейства FN FAL – в 50, а американские М 16 – в 42 странах.

При этом вот ещё какой удивительный наблюдается феномен. Казалось бы, АК - оружие, призванное нести смерть. Но никто и никогда именно со смертью его не ассоциирует. Наоборот. Американский историк Ларри Каганер, издавший книгу «АК-47» не без оснований утверждает, что этот автомат в лучшую сторону «изменил лицо войны». Автор в своих исследованиях пришёл к выводу, что русский автомат в силу каких-то до конца нами не понятых мистических обстоятельств стал для людей защитным средством, уступающим разве что ножу.

Не менее примечательно и другое массовое мировое явление, опять-таки пристально проанализированное американскими исследователями, что в силу нашего извечного противостояния даёт мне право полагать их мнения исключительно правдивыми и объективными. Так вот Чарли Катшоу в соавторстве с россиянином Валерием Шилиным издали в 2000 году книгу «Легенды и реальности автомата Калашникова». Через год вышла книга известного военного историка Криса Макнаба «АК-47». В 2004 на прилавках США появилась энциклопедия «Автоматы Калашникова и их вариации» под редакцией видного оружейного эксперта Джо Пойера. И все авторы, словно сговорившись (что на самом деле исключено!), отмечают удивительное, опять-таки труднообъяснимое, превращение АК в международный геральдический символ. Среди стран, включивших изображение автомата Калашникова в государственную символику, называют Мозамбик (герб и флаг, с 1975 года); Зимбабве (герб, с 1980 года); Буркина-Фасо (герб, с 1984 года). Надо ли здесь педалировать то незамысловатое обстоятельство, что для этих и ещё многих других стран Африки, Азии и Латинской Америки русский автомат стал символом сражения за свободу и независимость от иноземных захватчиков?

А наши соотечественники в своих поминальных молитвах «по усопшему рабу Божиему Михаилу» скорее всего, отметят то великое и значимое для страны обстоятельство, что родился будущий оружейник, весь мир покоривший, в крестьянской семье села Курья Алтайского края. И был - семнадцатым ребёнком, которых в народе ещё поскрёбышами величали. Правда, выжило только восемь детей. Да и сам герой лишь чудом, каким-то Божьим провидением избежал страшной, так сильно распространённой в те времена детской смертности. Вспоминал: «Был я совсем хилым, и не было, как утверждает родня, такой болезни, которой я бы не переболел. А когда мне было шесть лет, то чуть не умер. Я уже перестал дышать: родители убедились в этом, когда поднесли к носу куриное пёрышко - оно не шевельнулось. Позвали плотника. Он прутиком замерил мой рост и ушёл во двор делать гробик. Но стоило ему затюкать топором, как я стал тут же подавать признаки жизни. Плотника опять позвали в избу. Говорят, он в сердцах сплюнул: «Такая сопливая малявка,- сказал,- а туда же – так притворился».

В 1930 году семью отца - Тимофея Александровича Калашникова, признанного кулаком, сослали в Томскую область, посёлок Нижняя Моховая (ныне Бакчарский район, около села Парбиг). Страшное было время. А Михаилу уже одиннадцать исполнилось. Всё запомнил. Тем более, что вскорости отец умер: «Был сильный мороз. Гроб в холодную комнату поставили. Мы, дети, боялись спать. Казалось, встанет и выйдет оттуда отец. Неделю в доме он пролежал. Наконец, лошадь привели, связали между собой лыжи и на них погрузили гроб. Мы из-за холода и плохой одежды дома просидели. Где могила отца точно не знаю. Отец всегда был для нас примером. Он старался дать основное – воспитать в нас жизненную потребность в труде. «Не бойся руки спачкать, не бойся,- как будто до сих пор слышу его насмешливый голос.- В чёрных руках «белая» копеечка должна быть». Так он ждал её ради нас всех. Так надсаживался трудом! «Надсажался!» - причитала сломленная безмерным страданием, настигшим её в чужом краю наша мама».

Казалось бы, если следовать одномерной житейской логике, то должен был вырасти из малого Миши Калашникова (выше 161 сантиметра его рост никогда не достигал!) великий мститель за поруганное собственное детство, за муки родителей, сестёр и братьев. И кто бы посмел осудить парня за ту месть? Только это уже был бы не гениальный русский изобретатель, а обыкновенный обыватель, растративший себя на недостойные истинного православного христианина чувства и устремления. Наш же герой с детских лет интересовался техникой, страстно исследуя устройство и принципы работы разных механизмов. В школе увлекался физикой, геометрией и… литературой. Окончив седьмой класс, с позволения родителей, пошёл пешком на Алтай, в родную Курью, но устроиться там на работу не смог. Через год вернулся к матери и отчиму, чтобы получить паспорт. Восемнадцатилетним перебрался в Казахстан. Работал учётчиком в депо станции Матай Туркестано-Сибирской железной дороги. Общение с рабочими-железнодорожниками укрепило интерес Михаила к технике и зародило желание сделать что-нибудь самому.

Много лет спустя, уже довольно пожилым человеком, Михаил Тимофеевич, возвращаясь памятью в свою трудную юность, напишет: «Вот я и думаю, может, это так надо было – ведь раскулачивали наиболее хозяйственных и приспособленных к работе на земле людей. Потом они в ссылках вгрызались в целинные земли и поднимали их, доводили до нужной кондиции. Может, Сталин тем самым обеспечил освоение безлюдных пространств России? А то ведь достались бы непрошенным гостям. То, что мы сегодня наблюдаем по Дальнему Востоку, да и в Сибири тоже. Нет, была, очевидно, сермяжная правда в том жестоком деле. Страну надо было сохранить и укрепить, война была не за горами. Я не оправдываю сталинизм и его перегибы, но вот что-то думается: всё это было не случайно, рассчитывалось на большую перспективу. Это была дальновидная государственная политика».

Тут для нас ценен даже не столько необычный, довольно парадоксальный и нестандартный взгляд на вечно саднящую историческую болячку массового раскулачивания, а та терпеливая извечная русская мудрость, с которой народный самородок анализирует прошедшее со страной, с его родными, да и с ним самим. И опять же, ни толики злости, раздражённого недовольства мы в его суждениях не наблюдаем. Потому как был Михаил Калашников с раннего детства и до своего последнего вздоха настоящим патриотом Отечества. А родное Отечество истинные его сыновья никогда не пеняют и не предают. Как говорил классик Леонов: «Россию в непогоду сумей полюбить,- при ясном солнышке она каждому мила».

Великую Отечественную войну старший сержант Калашников встретил командиром танка. Но ещё накануне успел разработать инерционный счётчик выстрелов из танковой пушки, приспособление к пистолету ТТ для повышения эффективности стрельбы через щели в башне танка и счётчик моторесурса танка. Последнее изобретение оказалось столь значимым, что молодого изобретателя вызвал к себе для доклада тогдашний командующий Киевским Особым военным округом генерал армии Георгий Жуков. После обстоятельной беседы полководец отправил сержанта в Москву для сравнительных испытаний и далее на Ленинградский завод имени Ворошилова, для доработки прибора и запуска его в серию. Заводские конструкторы и разработчики упрашивали Михаила остаться в КБ, но он упрямо рвался на фронт.

В октябре 1941 года в боях под Брянском Калашников получил тяжелейшее ранение, практически не совместимое с жизнью. Только Высшее Провидение не иначе, как берегло алтайского юношу-крепыша для «дальнейших великих свершений». Уже в госпитале он по-настоящему загорелся желанием создать собственное боевое оружие. Делал наброски, чертежи, сопоставлял и анализировал свои впечатления о боях, мнения товарищей по оружию, которые на чём свет стоит костерили конструкторов, оставивших бойцов без надёжного оружия ближнего боя. Запоем проглатывал всевозможную техническую литературу. Шло накопление количества знаний, которое в полном соответствии с диалектикой, рано или поздно должно было дать качественный скачок. И он случился в депо Матай, куда тяжело раненый фронтовик был направлен в шестимесячный отпуск на долечивание. Именно там, лёжа на больничной койке, Михаил Тимофеевич впервые начертил контуры будущего своего гениального детища АК.

Как музыка состоит из семи нот, живопись из семи цветов радуги, а расписание нашей жизни бренной из семи дней, да и мир сотворён, в конце концов, за такое же время, так и автомат Калашникова изначально представлял из себя семь основных блоков. Потом будут сотни, если не тысячи доработок, но этот базовый принцип семи блоков не изменится. А сколько длительных мытарств по различным инстанциям пришлось преодолеть конструктору! Ну вот, к примеру, заключение Главного артиллерийского управления от 1943 года: «Пистолет-пулемёт Калашникова в изготовлении сложнее и дороже, чем ППШ-41 и ППС, и требует применения дефицитных и медленных фрезерных работ. Поэтому, несмотря на многие подкупающие стороны (малый вес, малая длина, наличие одиночного огня, удачное совмещение переводчика и предохранителя, компактный шомпол и пр.), в настоящем виде своём промышленного интереса не представляет».

Только упорства Михаилу Тимофеевичу было не занимать. Тоже величайшее качество русской натуры – не унывать ни при каких обстоятельствах, невзирая на любые сложности добиваться цели. Это, конечно, общие слова, но за ними – конкретная судьба изобретателя и его детища. Ведь окажись на месте Калашникова любой другой изобретатель характером послабее, а натурой податливее и мир никогда бы не получил суперавтомата АК. И за это тоже его будет долго помнить русский народ. А ещё за то, что не был Михаил Тимофеевич стяжателем, всегда равнодушно относился к материальным благам. («Зачем мне миллионы? Я и без них живу хорошо. Всё, что надо для жизни у меня есть – большего не надо»). Даже став всемирно известным, в буквальном смысле слова одним из символов Росси (водка, матрёшка, икра и Калашников) он оставался простым и доступным мужиком. Никто и никогда не мог упрекнуть его в заносчивости кичливости, самовосхвалении. А ведь мог бы хоть изредка, хоть где-нибудь козырнуть, что вот, мол, он, простой сельский паренёк, стал доктором технических наук, генерал-лейтенантом, Героем Российской Федерации, кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного, дважды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской, Сталинской и Государственной премий, членом Союза писателей России, депутатом Верховного совета СССР многих созывов. Наоборот всегда микшировал свои заслуги и способности. Так лишь совсем недавно мы узнали, что ещё в далёкой солдатской молодости Михаил Тимофеевич серьёзно увлекался поэзией, печатался в военной газете, был участником слёта военных поэтов в Киеве весной 1940 года.

Когда власти Ижевска решили построить музей имени Калашникова и даже заверстали его в городской бюджет, Михаил Тимофеевич убедил отцов города лучше восстановить на те средства Свято-Михайловский собор, разрушенный в недоброй памяти 1937 год. Храм, высотой 67 метров был открыт в 2007 году. Освятил и совершил первую литургию в нём патриарх Алексий П. Перед самой смертью Калашников отправил письмо патриарху Кириллу. Но там он поднял слишком сложные вещи, о которых не хочу говорить вскользь…

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

Михаил З. 01.02.2014 в 20:12 # Ответить
Есть ли обратная связь с читателями? МЗ.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 октября
пятница
2019

В этот день:

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город—крепость» или «Укреплённый город».

В 1723—1747 годах построена центральная крепость, окружающая Кронштадт с моря и суши. В январе 1733 года при морском госпитале открылась госпитальная лекарская школа — первое военно-морское медицинское учебное заведение страны.

После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором С. И. Чевакинским. В 1783 году Екатерина II хотела перевести адмиралтейство из Санкт-Петербурга в Кронштадт; комплекс зданий Кронштадтского адмиралтейства был построен в 1780—1790-х годах по проектам архитекторов М. Н. Ветошникова, В. И. Баженова и Ч. Камерона. Павел I отменил этот проект. В 1786 году открылось Морское офицерское собрание, ставшее центром культурной жизни Кронштадта.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

 Победа при Тарутине была первой победой русских войск в Отечественной войне 1812 года после Бородинского сражения. Успех укрепил дух русской армии, перешедшей в контрнаступление.
Цель Тарутинского боя не была достигнута полностью, но её результат оказался успешным, и ещё большее значение имел успех для подъёма духа русских войск. Прежде в ходе войны ни в одном сражении у любой из сторон (даже при Бородино) не было такого количества захваченных пушек, как в этом — 36 или 38 орудий. В письме царю Александру I Кутузов сообщает о 2 500 убитых французах, 1 000 пленных, и ещё 500 пленных на следующий день взяли казаки при преследовании. Свои потери Кутузов оценил в 300 убитых и раненых.

 

 


Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

 Основной самолёт Аэрофлота до 1940 года. Всего было построено 258 самолётов этого типа.

К разработке «К-5» Калинин приступил в 1926 г., прототип был построен в 1929 г. Машину подняли в воздух пилот М.А. Снегирёв и бортмеханик П.Н. Власов. В качестве третьего члена экипажа полетел сам Калинин. Случилось это на харьковском аэродроме "Сокольники". Самолёт оказался лёгок в управлении, хорошо слушался руля. 30 мая 1930 К-5 перелетел в Москву, где выдержал экзамен перед государственной комиссией. Госкомиссия установила, что самолёт вполне отвечает предъявленным требованиям. Дальность до 1000 км, скорость до 200 км в час.

 

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Японские радиопеленгаторы регулярно засекали выходившую в эфир радиостанцию группы Зорге. Засечь точно работающий передатчик, или даже приблизиться к нему достаточно близко, японцам так и не удалось. Мнение о провале группы как следствие успешно работавших пеленгаторов — это не более чем художественный вымысел. Первая радиограмма была перехвачена в 1937 году. С тех пор донесения перехватывались регулярно. Однако, расшифровать ни одну из перехваченных радиограмм японцы так и не смогли.

И только после того, как на первом же допросе радист Макс Клаузен выдал всё, что он знал о кодах шифрования, японцы смогли расшифровать и прочитать всю подборку перехваченных донесений за несколько лет. Эти донесения фигурировали в материалах следствия, и по ним обвиняемые давали свои пояснения.

Всего по делу группы Зорге было арестовано 35 человек, привлечено к суду 17. Дознание длилось до мая 1942 года. 16 мая 1942 года официальные обвинения были предъявлены первым 7 обвиняемым: Зорге, Одзаки, Максу Клаузену, Вукеличу, Мияги, Сайондзи и Инукаи. Остальным обвинения были предъявлены позднее. Приговоры основным обвиняемым были вынесены 29 сентября 1943 года. Зорге и Одзаки были приговорены к смертной казни через повешение, Вукелич и Клаузен — к пожизненному тюремному заключению, Мияги умер в тюрьме ещё до вынесения приговора. Подробно: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2013/september/povesit-na-royalnoj-strune?searched=%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4+%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B5&advsearch=allwords&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1+ajaxSearch_highlight2

 

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

Спускаемый аппарат с набором научной аппаратуры благополучно отделился и впервые в истории космонавтики провел прямые измерения состава атмосферы Венеры при спуске в ней на парашюте.    Спускаемый аппарат мог работать при температуре вплоть до +425°C и при давлении до 10 атмосфер, причем для увеличения шансов на успех он десантировался на ночную сторону планеты. Перед стартом он был подвергнут стерилизации с целью предотвращения переноса на Венеру земных микроорганизмов.

Сигнал прекратился внезапно через 95 минут после начала спуска, на 25-26 км ниже начальной точки, когда за бортом было +280°C и 15 атмосфер. Сначала всем казалось, что это и был момент посадки и что «Венере-4» удалось дойти до поверхности в рабочем состоянии. И лишь через несколько недель стало ясно, что в действительности на высоте около 28 км аппрарат был раздавлен атмосферным давлением, оказавшимся намного больше предусмотренного при конструировании станции.

Лишь «Венера-7», запущенная 17 августа 1970 года, благополучно достигла поверхности планеты. Она разрабатывалась и строилась с учетом опыта полетов предыдущих АМС. Спускаемый аппарат был сконструирован заново, и он должен был работать не менее 30 минут на поверхности при температуре до +540°С и давлении до 150 атмосфер. Теоретические значения, полученные для поверхности планеты были такими: 500°С и 100 атмосфер, так что спускаемый аппарат был построен с запасом. На всякий пожарный случай.

Спустя 120 суток после старта, 15 декабря 1970 года, станция «Венера-7» достигла планеты.

15 декабря в 8 часов 34 минут 10 секунд спускаемый аппарат впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность Венеры. В общей сложности он передавал на Землю информацию в течение 53 минут, в том числе около 20 минут непосредственно с поверхности Венеры. Измеренная температура у поверхности Венеры составила 475°±20°С; она соответствовала давлению 90±15 атмосфер.

В 1975 году спускаемый модуль зонда "Венера-9" передал первые черно-белые фотографии поверхности планеты. И, наконец, первые цветные изображения были получены в 1982 году "Венерой-13".

Американцы далеко отстали от СССР в исследовании Венеры. Лишь в 1967 году через день после посадки советской "Венеры-4" мимо планеты на расстоянии 4000 км пролетел американский "Маринер-5". На околовенерианскую орбиту впервые США вышли с помощью аппарата «Пионер-Венера-1», запущенного 20 мая 1978 года, который проработал до августа 1992 года и осуществлял, в частности, радиолокационное картографирование планеты.

Американская пресса вынуждена была констатировать: "Русские побили США в борьбе за очень большое количество первых мест в освоении космоса: первые спутники, запуск первых животных и первого человека, первый выход в открытый космос, первая посадка зонда на Марсе, первый зонд к Венере, первая орбитальная станция, первый полет вокруг Луны».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии