RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Памяти славного адмирала-подводника
30 января 2016 г.

Памяти славного адмирала-подводника

29 января на 86-м году жизни после продолжительной болезни скончался Герой Советского Союза вице-адмирал Евгений Дмитриевич ЧЕРНОВ
Командир «кругосветки»
24 марта 2016 г.

Командир «кругосветки»

24 марта 1921 года родился Анатолий Иванович СОРОКИН,вице-адмирал, Герой Советского Союза
Со 100-летием Советской Армии и ВМФ!
23 февраля 2018 г.

Со 100-летием Советской Армии и ВМФ!

Российский героический календарь и его читателей поздравили наши авторы и друзья
День спецназовца
29 августа 2016 г.

День спецназовца

29 августа — профессиональный праздник военнослужащих подразделений специального назначения
Подводный стратег №1
21 марта 2016 г.

Подводный стратег №1

21 марта 1929 года родился Герой Советского Союза контр-адмирал Вадим Леонидович Березовский
Главная » Герои нашего времени » Последний поклон

Последний поклон

31 января 2014 года - 40 дней как не стало Михаила Тимофеевича Калашникова

Его оружие защищало не только СССР, но и свободу во всём мире.
Последний поклон

«Поминки сорокового дня завершают сорокадневный поминальный период и являются главной датой частного поминовения; особенно значимы в традиции православных славян. По всеобщему убеждению, в течение этого периода душа умершего пребывает на земле, возвращается в свой дом, витает вокруг могилы, посещает места, в которых бывал умерший, а в 40-й день окончательно покидает землю («три дня в доме, до девяти дней во дворе, до сорока дней - на земле»). Википедия.

 

Невозможно даже предположить, о чём будут думать в эти сороковины люди, знавшие величайшего русского изобретателя, и те миллионы, которые хоть раз жизни слышали фамилию Калашников. Наверное, за рубежами России, прежде всего, вспомнят его фантастическое оружие – автомат, которому невозможно найти аналогов ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем человеческого сообщества. Как самое распространённое в мире оружие (АК-47 вошёл в Книгу рекордов Гиннеса, выпущено многим более чем 70 миллионов штук) оно в разное время состояло на вооружении 82 странах мира. Достаточно для сравнения сказать, что вторая по популярности и масштабам производства немецкая штурмовая винтовка «Хехлер и Кох» была принята на вооружение в 65 странах, автоматические винтовки, автоматы и пулемёты семейства FN FAL – в 50, а американские М 16 – в 42 странах.

При этом вот ещё какой удивительный наблюдается феномен. Казалось бы, АК - оружие, призванное нести смерть. Но никто и никогда именно со смертью его не ассоциирует. Наоборот. Американский историк Ларри Каганер, издавший книгу «АК-47» не без оснований утверждает, что этот автомат в лучшую сторону «изменил лицо войны». Автор в своих исследованиях пришёл к выводу, что русский автомат в силу каких-то до конца нами не понятых мистических обстоятельств стал для людей защитным средством, уступающим разве что ножу.

Не менее примечательно и другое массовое мировое явление, опять-таки пристально проанализированное американскими исследователями, что в силу нашего извечного противостояния даёт мне право полагать их мнения исключительно правдивыми и объективными. Так вот Чарли Катшоу в соавторстве с россиянином Валерием Шилиным издали в 2000 году книгу «Легенды и реальности автомата Калашникова». Через год вышла книга известного военного историка Криса Макнаба «АК-47». В 2004 на прилавках США появилась энциклопедия «Автоматы Калашникова и их вариации» под редакцией видного оружейного эксперта Джо Пойера. И все авторы, словно сговорившись (что на самом деле исключено!), отмечают удивительное, опять-таки труднообъяснимое, превращение АК в международный геральдический символ. Среди стран, включивших изображение автомата Калашникова в государственную символику, называют Мозамбик (герб и флаг, с 1975 года); Зимбабве (герб, с 1980 года); Буркина-Фасо (герб, с 1984 года). Надо ли здесь педалировать то незамысловатое обстоятельство, что для этих и ещё многих других стран Африки, Азии и Латинской Америки русский автомат стал символом сражения за свободу и независимость от иноземных захватчиков?

А наши соотечественники в своих поминальных молитвах «по усопшему рабу Божиему Михаилу» скорее всего, отметят то великое и значимое для страны обстоятельство, что родился будущий оружейник, весь мир покоривший, в крестьянской семье села Курья Алтайского края. И был - семнадцатым ребёнком, которых в народе ещё поскрёбышами величали. Правда, выжило только восемь детей. Да и сам герой лишь чудом, каким-то Божьим провидением избежал страшной, так сильно распространённой в те времена детской смертности. Вспоминал: «Был я совсем хилым, и не было, как утверждает родня, такой болезни, которой я бы не переболел. А когда мне было шесть лет, то чуть не умер. Я уже перестал дышать: родители убедились в этом, когда поднесли к носу куриное пёрышко - оно не шевельнулось. Позвали плотника. Он прутиком замерил мой рост и ушёл во двор делать гробик. Но стоило ему затюкать топором, как я стал тут же подавать признаки жизни. Плотника опять позвали в избу. Говорят, он в сердцах сплюнул: «Такая сопливая малявка,- сказал,- а туда же – так притворился».

В 1930 году семью отца - Тимофея Александровича Калашникова, признанного кулаком, сослали в Томскую область, посёлок Нижняя Моховая (ныне Бакчарский район, около села Парбиг). Страшное было время. А Михаилу уже одиннадцать исполнилось. Всё запомнил. Тем более, что вскорости отец умер: «Был сильный мороз. Гроб в холодную комнату поставили. Мы, дети, боялись спать. Казалось, встанет и выйдет оттуда отец. Неделю в доме он пролежал. Наконец, лошадь привели, связали между собой лыжи и на них погрузили гроб. Мы из-за холода и плохой одежды дома просидели. Где могила отца точно не знаю. Отец всегда был для нас примером. Он старался дать основное – воспитать в нас жизненную потребность в труде. «Не бойся руки спачкать, не бойся,- как будто до сих пор слышу его насмешливый голос.- В чёрных руках «белая» копеечка должна быть». Так он ждал её ради нас всех. Так надсаживался трудом! «Надсажался!» - причитала сломленная безмерным страданием, настигшим её в чужом краю наша мама».

Казалось бы, если следовать одномерной житейской логике, то должен был вырасти из малого Миши Калашникова (выше 161 сантиметра его рост никогда не достигал!) великий мститель за поруганное собственное детство, за муки родителей, сестёр и братьев. И кто бы посмел осудить парня за ту месть? Только это уже был бы не гениальный русский изобретатель, а обыкновенный обыватель, растративший себя на недостойные истинного православного христианина чувства и устремления. Наш же герой с детских лет интересовался техникой, страстно исследуя устройство и принципы работы разных механизмов. В школе увлекался физикой, геометрией и… литературой. Окончив седьмой класс, с позволения родителей, пошёл пешком на Алтай, в родную Курью, но устроиться там на работу не смог. Через год вернулся к матери и отчиму, чтобы получить паспорт. Восемнадцатилетним перебрался в Казахстан. Работал учётчиком в депо станции Матай Туркестано-Сибирской железной дороги. Общение с рабочими-железнодорожниками укрепило интерес Михаила к технике и зародило желание сделать что-нибудь самому.

Много лет спустя, уже довольно пожилым человеком, Михаил Тимофеевич, возвращаясь памятью в свою трудную юность, напишет: «Вот я и думаю, может, это так надо было – ведь раскулачивали наиболее хозяйственных и приспособленных к работе на земле людей. Потом они в ссылках вгрызались в целинные земли и поднимали их, доводили до нужной кондиции. Может, Сталин тем самым обеспечил освоение безлюдных пространств России? А то ведь достались бы непрошенным гостям. То, что мы сегодня наблюдаем по Дальнему Востоку, да и в Сибири тоже. Нет, была, очевидно, сермяжная правда в том жестоком деле. Страну надо было сохранить и укрепить, война была не за горами. Я не оправдываю сталинизм и его перегибы, но вот что-то думается: всё это было не случайно, рассчитывалось на большую перспективу. Это была дальновидная государственная политика».

Тут для нас ценен даже не столько необычный, довольно парадоксальный и нестандартный взгляд на вечно саднящую историческую болячку массового раскулачивания, а та терпеливая извечная русская мудрость, с которой народный самородок анализирует прошедшее со страной, с его родными, да и с ним самим. И опять же, ни толики злости, раздражённого недовольства мы в его суждениях не наблюдаем. Потому как был Михаил Калашников с раннего детства и до своего последнего вздоха настоящим патриотом Отечества. А родное Отечество истинные его сыновья никогда не пеняют и не предают. Как говорил классик Леонов: «Россию в непогоду сумей полюбить,- при ясном солнышке она каждому мила».

Великую Отечественную войну старший сержант Калашников встретил командиром танка. Но ещё накануне успел разработать инерционный счётчик выстрелов из танковой пушки, приспособление к пистолету ТТ для повышения эффективности стрельбы через щели в башне танка и счётчик моторесурса танка. Последнее изобретение оказалось столь значимым, что молодого изобретателя вызвал к себе для доклада тогдашний командующий Киевским Особым военным округом генерал армии Георгий Жуков. После обстоятельной беседы полководец отправил сержанта в Москву для сравнительных испытаний и далее на Ленинградский завод имени Ворошилова, для доработки прибора и запуска его в серию. Заводские конструкторы и разработчики упрашивали Михаила остаться в КБ, но он упрямо рвался на фронт.

В октябре 1941 года в боях под Брянском Калашников получил тяжелейшее ранение, практически не совместимое с жизнью. Только Высшее Провидение не иначе, как берегло алтайского юношу-крепыша для «дальнейших великих свершений». Уже в госпитале он по-настоящему загорелся желанием создать собственное боевое оружие. Делал наброски, чертежи, сопоставлял и анализировал свои впечатления о боях, мнения товарищей по оружию, которые на чём свет стоит костерили конструкторов, оставивших бойцов без надёжного оружия ближнего боя. Запоем проглатывал всевозможную техническую литературу. Шло накопление количества знаний, которое в полном соответствии с диалектикой, рано или поздно должно было дать качественный скачок. И он случился в депо Матай, куда тяжело раненый фронтовик был направлен в шестимесячный отпуск на долечивание. Именно там, лёжа на больничной койке, Михаил Тимофеевич впервые начертил контуры будущего своего гениального детища АК.

Как музыка состоит из семи нот, живопись из семи цветов радуги, а расписание нашей жизни бренной из семи дней, да и мир сотворён, в конце концов, за такое же время, так и автомат Калашникова изначально представлял из себя семь основных блоков. Потом будут сотни, если не тысячи доработок, но этот базовый принцип семи блоков не изменится. А сколько длительных мытарств по различным инстанциям пришлось преодолеть конструктору! Ну вот, к примеру, заключение Главного артиллерийского управления от 1943 года: «Пистолет-пулемёт Калашникова в изготовлении сложнее и дороже, чем ППШ-41 и ППС, и требует применения дефицитных и медленных фрезерных работ. Поэтому, несмотря на многие подкупающие стороны (малый вес, малая длина, наличие одиночного огня, удачное совмещение переводчика и предохранителя, компактный шомпол и пр.), в настоящем виде своём промышленного интереса не представляет».

Только упорства Михаилу Тимофеевичу было не занимать. Тоже величайшее качество русской натуры – не унывать ни при каких обстоятельствах, невзирая на любые сложности добиваться цели. Это, конечно, общие слова, но за ними – конкретная судьба изобретателя и его детища. Ведь окажись на месте Калашникова любой другой изобретатель характером послабее, а натурой податливее и мир никогда бы не получил суперавтомата АК. И за это тоже его будет долго помнить русский народ. А ещё за то, что не был Михаил Тимофеевич стяжателем, всегда равнодушно относился к материальным благам. («Зачем мне миллионы? Я и без них живу хорошо. Всё, что надо для жизни у меня есть – большего не надо»). Даже став всемирно известным, в буквальном смысле слова одним из символов Росси (водка, матрёшка, икра и Калашников) он оставался простым и доступным мужиком. Никто и никогда не мог упрекнуть его в заносчивости кичливости, самовосхвалении. А ведь мог бы хоть изредка, хоть где-нибудь козырнуть, что вот, мол, он, простой сельский паренёк, стал доктором технических наук, генерал-лейтенантом, Героем Российской Федерации, кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного, дважды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской, Сталинской и Государственной премий, членом Союза писателей России, депутатом Верховного совета СССР многих созывов. Наоборот всегда микшировал свои заслуги и способности. Так лишь совсем недавно мы узнали, что ещё в далёкой солдатской молодости Михаил Тимофеевич серьёзно увлекался поэзией, печатался в военной газете, был участником слёта военных поэтов в Киеве весной 1940 года.

Когда власти Ижевска решили построить музей имени Калашникова и даже заверстали его в городской бюджет, Михаил Тимофеевич убедил отцов города лучше восстановить на те средства Свято-Михайловский собор, разрушенный в недоброй памяти 1937 год. Храм, высотой 67 метров был открыт в 2007 году. Освятил и совершил первую литургию в нём патриарх Алексий П. Перед самой смертью Калашников отправил письмо патриарху Кириллу. Но там он поднял слишком сложные вещи, о которых не хочу говорить вскользь…

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

Михаил З. 01.02.2014 в 20:12 # Ответить
Есть ли обратная связь с читателями? МЗ.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Приказ Ставки Верховного главнокомандования от 16 августа 1941 г. имел весьма выразительный заголовок - «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава». Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Этот приказ был как бы прелюдией к приказу народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина № 227, который более известен среди фронтовиков по неофициальному названию – «Ни шагу назад!». В соответствии с ним в Красной Армии впервые с времен Гражданской войны были введены штрафные части.

Исторические реваншисты, стремящиеся во что бы то ни стало переиграть итоги Великой Отечественной войны, пользуются слабой осведомленностью наших сограждан и доказывают, например, что советские полководцы были способны побеждать, лишь заваливая врага трупами, а бойцы шли в бой единственно из-за страха перед штрафными частями и заградительными отрядами.

Пишут, например, что в составе Брянского фронта К.К. Рокоссовского воевала целая бригада штрафников, которая и направлена была туда именно потому, что маршал – сам бывший заключенный. Объявлены штрафниками моряки-добровольцы штурмового отряда майора Ц.Л. Куникова, который в феврале 1943 г. захватил плацдарм на Мысхако в районе Новороссийска. Об Александре Матросове рассказывают, как о штрафнике, хотя он был воспитанником Уфимской трудовой колонии и попал на фронт по мобилизации. Не краснея, утверждают, что в штрафбаты направлялись «исключительно зеки ГУЛАГа». Пишут о том, что в Красной Армии были многие тысячи штрафных частей, в которых воевали несколько миллионов человек.

Недобрую службу сослужил вышедший несколько лет назад телесериал «Штрафбат» (автор сценария Э.Я. Володарский, режиссер Н.Н. Досталь), многое в нем оказалось поставленным с ног на голову. По воле авторов фильма в придуманной ими воинской части бок о бок воюют разжалованные офицеры и рядовые солдаты, освобожденные из лагеря политические заключенные и уголовники. По ходу фильма к штрафбату присоединяется православный священник отец Михаил. Командует воинской частью бывший капитан РККА штрафник Твердохлебов. Он же подбирает остальной командный состав – ротных, взводных.

С экрана предстают не воины Красной Армии, а какие-то оборванцы, живущие в атмосфере полупартизанской вольницы. Командиры, чтобы добиться выполнения боевой задачи, вместо отдания приказа уговаривают подчиненных. Политический состав, начиная с комиссара, в этом киношном штрафбате отсутствует напрочь, зато в расположении батальона безвылазно находится начальник особого отдела дивизии, как если бы у него не было иных забот. Сами же штрафники словно состоят не на довольствии в регулярной армии, а пребывают где-то в глубоком тылу врага и потому вынуждены всем необходимым, в том числе оружием, обеспечивать себя самостоятельно и за счет противника. Что касается статуса штрафника, то он по воле авторов фильма носит по сути пожизненный характер. Зрителя подводят к ложной мысли, что сколько штрафник ни воюй, сколько ни проявляй героизма и ни получай ранений, единственная возможность снять с себя «грехи» – погибнуть в бою. Иначе – смерть от пули особиста или заградотрядовца.

Вопреки широко распространенным заблуждениям, штрафные части, созданные по приказу наркома обороны № 227, не имели ничего общего с исправительными учреждениями, а представляли собой обычные стрелковые части.

Всего за неполные три года, минувшие ко дню окончания войны, в составе действующей армии, по данным Генерального штаба ВС СССР, насчитывалось 65 отдельных штрафных батальонов (ОШБ) и 1048 отдельных штрафных рот (ОШР), причем их количество не было постоянным и уже с 1943 г. стало снижаться. Новейшие подсчеты военного юриста и историка А.В. Мороза, позволившие исключить двойной учет одних и тех же формирований, дают еще меньшую цифру – 38 ОШБ и 516 ОШР.

В их составе, согласно архивным отчетно-статистическим документам Генерального штаба, воевали 427910 человек переменного состава. При примерной ежегодной численности армии и флота в 6–6,5 млн. человек доля штрафников ничтожна – от 2,7 процента в 1943 г. до 1,3 процента в 1945 г., что не позволяет говорить об их сколько-нибудь заметной роли в войне.

Принципиальная разница между штрафными и линейными частями состояла только в том, что личный состав штрафных батальонов и рот подразделялся на постоянный (командно-начальствующий состав) и переменный (собственно штрафники). Командиры назначались на должности в обычном порядке, получая, по сравнению с офицерами из линейных частей, льготы по исчислению общей выслуги лет, выслуги в воинском звании, а также повышенный оклад денежного содержания.

Кадровые военнослужащие были безоговорочно чисты перед законом (уже поэтому штрафник Твердохлебов не мог командовать батальоном). Более того, они подбирались, как потребовал нарком обороны, из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников. Командир и комиссар ОШБ пользовались по отношению к штрафникам дисциплинарной властью командира и комиссара дивизии, командир и комиссар ОШР – властью командира и комиссара полка.

Переменники направлялись в штрафные части на срок от одного до трех месяцев либо приказом соответствующего командира (таким правом были наделены командиры дивизий и отдельных бригад и выше в отношении офицеров, командиры полков и выше – в отношении рядового и сержантского состава), либо военным трибуналом, если были осуждены с отсрочкой исполнения приговора до окончания военных действий. По ходу войны к ним присоединялись лица, освобожденные из исправительных колоний и лагерей, а до того осужденные, как правило, за нетяжкие преступления. По неполным данным, за годы войны ИТЛ и колонии НКВД досрочно освободили и передали в действующую армию около 1 млн. человек.

Правда, лишь некоторая часть из них была направлена в штрафные формирования, большинство пополнили обычные линейные части. Именно из такого контингента состояла стрелковая бригада, о которой в книге «Солдатский долг» писал маршал К.К. Рокоссовский и которую многие читатели принимают за штрафное формирование.

Провинившиеся офицеры (от младшего лейтенанта до полковника) направлялись в штрафные батальоны, рядовой и сержантский состав – в штрафные роты. Бывшие офицеры попадали в штрафроты только в том случае, если по приговору военного трибунала они были лишены воинского звания. Все военнослужащие переменного состава, независимо от того, какое воинское звание они носили до направления в штрафную часть, были разжалованы судом или нет, воевали на положении штрафных рядовых.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии