RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Подводный стратег №1
21 марта 2016 г.

Подводный стратег №1

21 марта 1929 года родился Герой Советского Союза контр-адмирал Вадим Леонидович Березовский
Какова песня - такова душа
26 февраля 2014 г.

Какова песня - такова душа

Спортивные итоги Олимпиады-2014 восхищают, технологические достижения организации Игр не имеют аналогов, но...
Подвиг Магомеда Нурбагандова
22 сентября 2016 г.

Подвиг Магомеда Нурбагандова

Президент РФ Владимир Путин присвоил звание Героя России лейтенанту полиции Магомеду Нурбагандовичу Нурбагандову за мужество и героизм, проявленные при выполнении служебного долга
Русский Донбасс
26 мая 2014 г.

Русский Донбасс

Беседа с героем современного антифашистского Сопротивления
Продовольственная безопасность России
6 июля 2015 г.

Продовольственная безопасность России

Решение Запада о продлении экономических санкций против России до 31 января 2016 года открывает дополнительные возможности комплексного продовольственного импортозамещения в России.
Главная » Герои нашего времени » Соколы умирают в небе

Соколы умирают в небе

Памяти нашего выдающегося летчика Николая Майданова, погибшего смертью героя при выполнении боевой задачи в Чечне

Пулей снайпера он был ранен в область сердца, а потом в шею, но штурвала вертолета из рук не выпустил, пока не довел машину с десантниками до базы.
Соколы умирают в небе

29 января 2000 года звено Ми-8, в составе которого находился вертолёт командира полка Н.С. Майданова, выполняло в районе Аргунского ущелья высадку десанта на одну из высот и вело разведку местности. После высадки отряд десантников попал в засаду - под мощный перекрестный огонь из крупнокалиберных пулеметов противника. Командир вертолетчиков Николай Майданов принял решение - забрать десантников обратно к себе на борт. В ходе их эвакуации пуля снайпера террористов пробила остекление кабины командирского Ми-8, угодила в приборную доску и срикошетила в грудь мужественного пилота, попав в область сердца. Однако, несмотря на смертельное ранение, командир не выпустил штурвала из своих рук. В момент набора высоты еще одна пуля попала Майданову в шею. Но Николай продолжал лично управлять вертолетом и почти довел его до нашей базы. Смерть настигла мужественного летчика прямо в полете - от колоссальной потери крови за несколько мгновений до приземления. Посадку вертолета завершил второй пилот.

Указом Президента РФ от 10 марта 2000 года Николай Саинович Майданов посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации. Это было второе геройское звание Майданова. Первое - Героя Советского Союза - он получил в Афганистане 29 июля 1988 года.


Николай
(имя при рождении Каиргельды) Саинович Майданов, казах по национальности,родился 7 февраля 1956 года в селе Таскудук Джамбейтинского (ныне Сырымского) района Уральской области (Казахстан) в многодетной семье рабочего. (Забегая вперед, отмечу: несмотря на то, что его отец был казахом, а мать − немкой, Каиргельды Майданов в 40 лет крестился, принял православную веру с именем Николай. Крестным отцом ему стал генерал-майор Анатолий Михайлович Филипенок).

До призыва в Вооруженные Силы Майданов работал на кирпичном заводе, элеваторе. В 1974-1976 годах проходил срочную службу в группе Советских войск в Германии. После увольнения в запас, в 1976 году он поступил в Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков и в 1980 году окончил его. Затем, став военным летчиком, Н.С. Майданов служил в Одесском, Забайкальском и Туркестанском военных округах.

В сентябре 1984 года коммунист Н.С. Майданов в составе 40-й армии (Ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан) принимал участие в боевых действиях в этой стране. Первая командировка на афганскую землю длилась по декабрь 1985 года.

Второй раз в Афганистан капитан Н.С. Майданов был направлен в апреле 1987 года. Он принимал участие в десантных операциях в районах Пандшера, Ташкудука, Мазари-Шарифа, Газни, Джелалабада. За это время старший лётчик отдельной вертолётной эскадрильи высадил более 200 разведывательных групп. Кроме того за 15 месяцев экипаж Майданова обнаружил и уничтожил десять караванов с оружием. К июню 1988 года выполнил на вертолете Ми-8 1250 боевых вылетов с налётом 1100 часов. Лично вывез с поля боя 85 раненых солдат и офицеров, перевёз около 1000 десантников и 100 тонн грузов. Вот несколько боевых эпизодов.

12 мая 1987 года экипажи Николая Майданова и Юрия Кузнецова на вертолетах Ми-8 доставляли спецназ в ущелье, где был обнаружен караван моджахедов с оружием. Вертолеты высадили десант, начали возвращаться. Но моджахедов оказалось больше, чем думали. Начался ожесточенный бой, и стало ясно: если не вытащить спецназовцев назад из ущелья, то все они погибнут. Горючего у летчиков почти не осталось, да и с нашей базы поступил приказ возвращаться. Но вертолетчики приняли решение вернуться в ущелье, на помощь десанту. И лишь забрав ребят, машины пошли на базу. А командование посчитало вертолеты погибшими и доложило об этом наверх. Майданова обвинили в невыполнении приказа непосредственного начальника, отстранили от полетов. На счастье, нашелся порядочный старший начальник, во всем разобрался. В конце концов за эту операцию Майданова наградили орденом Красного Знамени.

8 сентября 1987 года Николай Майданов обнаружил душманский караван - 250 вьючных животных с оружием в сопровождении группы мятежников. Под сильным огнем, используя рельеф местности, он высадил десант воинов, которые сразу вступили в бой. После этого вертолетчик выполнил еще пять полетов и высадил в общей сложности 60 человек. В ходе этого боевого задания было уничтожено 6 ракетных комплексов "Стингер", большое количество оружия и боеприпасов.
Особо отличился капитан Майданов и 8 декабря 1987 года, когда ему была поставлена задача эвакуировать экипажи наших двух сбитых вертолетов. В том районе шел яростный бой. Садился Майданов, без преувеличения, в самое пекло. Ему удалось высадить группу усиления, забрать на борт экипажи сбитых вертолетов и группу десантников.

В другой раз экипаж Майданова эвакуировал со скалы высотой 3500 метров бойцов правительственной армии, блокированных там со всех сторон мятежниками. Правда, для этого пришлось облегчить борт до такой степени, что с вертолета сняли все навесное оборудование и даже двери.

Николай в Афганистане одним из первых начал применять тактику, которая спасла потом жизни многим вертолётчикам и солдатам ограниченного контингента. Высоко в горах вертолёты Ми-8 плохо слушались управления и взлетать даже с небольшой загрузкой по-вертолётному "не хотели". Тогда молодой ещё лётчик Николай Майданов стал разгонять боевую машину по-самолётному и... бросать её с горных вершин в пропасть. Рискованный манёвр давал результат - в падении винт раскручивался, машина набирала необходимую скорость и зачастую уходила прямо из-под носа душманов, которые уже готовы были праздновать победу.

Показатель боевой эффективности Николая Майданова проявился еще и в том, что за его голову душманы назначили премию в миллион афгани наличными, о чем свидетельствовали красочные объявления, разбросанные по городу Газни. Боевики вели настоящую охоту за Николаем Майдановым. Дважды в его вертолёт попадали "Стингеры". Но Герой Советского Союза Майданов выжил.

В 1992 году он окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. После разрушения СССР офицер-казах, верный раз и навсегда данной присяге, остался на службе в Военно-воздушных силах России, служил в авиации Сухопутных войск. В июне 1998 года он стал командиром вертолётного полка Ленинградского военного округа, дислоцированного под Санкт-Петербургом в посёлке Агалатово Всеволожского района. Затем полковник Майданов принимал участие в контртеррористической операции в Дагестане, высадил там 6 тактических десантов.

В 1999-2000 годах командир 325-го отдельного транспортно-боевого вертолетного полка полковник Николай Майданов участвовал в антитеррористической операции российских войск в Чеченской Республике, где геройски погиб. Похоронен в Санкт-Петербурге на Аллее Героев Серафимовского кладбища.

Сергей Турченко
29 января 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 октября
суббота
2017

В этот день:

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Крейсера, линкоры, тяжелые авианесущие крейсера, атомные авианосцы — вот далеко не полный перечень его продукции. Но после 1991 года все это для «демократов» оказалось ненужным. Были порезаны на стапелях и проданы на металлолом в Китай практически готовые авианосцы. Судостроительные площади стали сдаваться в аренду, специалисты разбежались, кое-что делается сегодня по мелким иностранным заказам при загрузке предприятия лишь до 5 процентов былых мощностей.

 

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Это - палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик), разработанная в ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Во время Великой Отечественной войны выпускался малыми сериями.

Вооружение состояло из одной неподвижной установки пулемета ШКАС (7,62 мм) в носовой части лодки и пулемета ШКАС на турели типа МВ-5, расположенной в средней части лодки. Самолет мог нести четыре бомбы весом до 200 кг. Основным назначением КОР-2 была ближняя морская разведка, корректировка артиллерийского огня корабельной и береговой артиллерии, охрана тяжелых боевых кораблей от подводных лодок противника, противолодочный поиск, а также борьба с небольшими боевыми кораблями и катерами.

 

Первый спутник Венеры

21 октября 1975 года автоматическая межпланетная станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры. На следующий день спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на поверхность планеты. Была произведена первая в мире съемка панорамы поверхности Венеры.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

В 1941—1943 годах — заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода. Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка периода второй мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. В период 1943-1944 гг. под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжёлого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжёлого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортёра БТР-50П (на базе танка ПТ-76), а также трелёвочного КТ-12 (1948) и колёсного К-700 (1963) тракторов и др.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии