RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Состязания кубанских казачат
24 февраля 2019 г.

Состязания кубанских казачат

17 февраля 2019 года в рамках всекубанского месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы состоялись состязания казачьей молодежи Кубанского казачьего войска.
Открытие Олимпиады
8 февраля 2014 г.

Открытие Олимпиады

Эта великолепная церемония вылилась для многих в открытие преображенной, восставшей из развалин «перестройки» и «реформ» России
Майданутым — слава! Дурная...
14 марта 2014 г.

Майданутым — слава! Дурная...

Всё это было бы смешно, если бы не было так мерзко и горько
Подвиг и подлость
13 сентября 2013 г.

Подвиг и подлость

Санитарка Юлия Ануфриева погибла, спасая пациентов психоневрологического интерната, которым власть не обеспечила минимальную безопасность
Создана Национальная гвардия России
5 апреля 2016 г.

Создана Национальная гвардия России

Об этом Президент Российской Федерации Владимир Путин сообщил в ходе встречи с министром внутренних дел Владимиром Колокольцевым, главнокомандующим внутренними войсками МВД Виктором Золотовым
Главная » Герои нашего времени » Памяти лётного главкома

Памяти лётного главкома

В ночь на 1 июля скончался бывший главнокомандующий ВВС России генерал армии Анатолий Михайлович Корнуков

Это был выдающийся летчик, командир, военачальник, который вписал свою золотую строку в историю Вооруженных Сил СССР и Российской Федерации
Памяти лётного главкома

Анатолий Михайлович Корнуков родился 10 января 1942 года в г. Кадиевка (ныне Стаханов), Ворошиловградской области (ныне Луганская область) Украинской Советской Социалистической Республики. Русский. Из семьи донецкого шахтёра, участника Великой Отечественной войны.

В 1959 году поступил в Кременчугское военное авиационное училище первоначального обучения лётчиков, потом был переведен в Черниговское военное авиационное училище лётчиков имени Ленинского комсомола, которое окончил с красным дипломом в 1964 году. Офицерскую службу начал в 54-м гвардейском Керченском Краснознаменном истребительном авиационном полку Войск противовоздушной обороны СССР. В 1970 году переведён в 47-й истребительный авиационный полк на Дальнем Востоке на должность заместителя командира авиационной эскадрильи. С 1971 года — командовал истребительной авиационной эскадрильей. С 1972 года — заместитель командира, а в 1974 — 1976 годах — командир 777-го истребительного авиационного полка (остров Сахалин). За период службы в Войсках противовоздушной обороны СССР совершил свыше 150 вылетов на разведку и перехват воздушных целей, предупреждение и пресечение нарушения воздушного пространства СССР.

В 1976 году Анатолий Корнуков был назначен заместителем командира корпуса противовоздушной обороны на Дальнем Востоке. С 1978 года — заместитель начальника авиации 11-й армии противовоздушной обороны на Дальнем Востоке. В 1980 году — заочно окончил Военную академию противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.

В 1980 — 1985 годах — командир 40-й истребительной авиационной дивизии в Войсках ПВО страны на Дальнем Востоке. Полки дивизии дислоцировались в Советской Гавани, на Сахалине и на Курильских островах. Находясь в этой должности, 1 сентября 1983 года отдал приказ об уничтожении южнокорейского пассажирского самолёта «Боинг-747», дважды вторгавшегося в советское воздушное пространство у берегов Камчатки и Сахалина. При этом Корнуков отдал приказ самостоятельно, под личную ответственность, поскольку его вышестоящее командование не рискнуло взять ответственность на себя. Впоследствии Корнуков никогда не уклонялся от вопросов на эту тему, всегда подчеркивая, что его приказ был основан на нормах международного и советского права. Сам же полёт южнокорейского «Боинга» он полагает провокацией со стороны США, рассчитанной на выявление действий советской противовоздушной обороны и на ухудшение советско-американских отношений. За это своё решение Корнуков не был ни награждён, ни наказан.

В 1985 году Анатолий Корнуков был назначен командиром 71-го истребительного авиационного корпуса Войск противовоздушной обороны СССР, дислоцировавшегося в Германской Демократической Республике. В состав корпуса входили две дивизии и 6 отдельных полков ПВО. В 1988 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил имени К. Е. Ворошилова. С 1988 года — первый заместитель начальника авиации Войск противовоздушной обороны страны. С 1989 года — первый заместитель командующего, а с 1990 года — командующий 11-й отдельной армией противовоздушной обороны (штаб-квартира — г. Хабаровск). Армия была крупнейшей в СССР, прикрывала огромную территорию и включала в себя 4 корпуса ПВО, две отдельные дивизии ПВО, большое количество отдельных частей.

С августа 1991 года — командующий Московским округом противовоздушной обороны, прикрывавшим военные и гражданские объекты на территории 29 субъектов Российской Федерации. Когда в конце 1997 года Военно-воздушные силы Российской Федерации и Войска противовоздушной обороны Российской Федерации были объединены в единый вид Вооруженных сил РФ — Военно-воздушные силы Российской Федерации, то их первым Главнокомандующим в январе 1998 года был назначен генерал-полковник А. М. Корнуков. Провёл всю практическую работу по объединению ВВС и ПВО, при этом сохранив их потенциал. Воинское звание генерал армии присвоено указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 21 февраля 2000 года.

С января 2002 года — в запасе, уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. За период своей военной службы освоил 8 типов реактивных самолётов, имеет налёт свыше 3 000 часов. Кандидат военных наук.
С 2002 года работал заместителем Генерального директора НПО «Алмаз» по вопросам военно-технической политики. НПО «Алмаз» является головным предприятием военно-промышленного комплекса Российской Федерации, занимающееся разработкой зенитно-ракетных комплексов и иных средств противовоздушной обороны.

Супруга Людмила Васильевна (1942 г. рожд.), заслуженный учитель Российской Федерации, преподаватель математики, физики и черчения с одной из московских школ. Сын Сергей (1966 г.рожд.) — полковник ВС России. Дочь Татьяна (1973 г.рожд.) — капитан таможенной службы.

Мне довелось быть знакомым с Анатолием Михайловичем. К сожалению, не очень близко, но памятно.
Как-то в ту пору командующий Московским округом ПВО генерал-полковник авиации Корнуков пригласил группу журналистов в город Бежецк на «смотрины» вновь формируемого полка истребителей Су-27. Там уже на фуршете мы оказались рядом и он рассказал мне историю, которая напрочь разбивает пропагандистскую легенду об «убогости» советского оружия и превосходстве американского.

Летом 1992 года звено наших Су-27 по договоренности с американской стороной совершило посадку на авиабазе Лэнгли, где базируются лучшие истребители США F-15. После взаимного знакомства наши летчики предложили провести учебный бой. Американцы заосторожничали. Устраивать дуэль над аэродромом на виду у журналистов, им, видимо, показалось дело рискованным. Вызов был принят, но с условием, что бой состоится в 200 километрах от берега над Атлантическим океаном.

Схему учебного боя выработали достаточно простую. Для начала Су-27 должен был удержаться «на хвосте» у F-15. Затем самолетам предстояло поменяться местами. Американский самолет сразу же на полном форсаже попытался оторваться от нашего истребителя. Но не тут-то было. На минимальном форсаже Су-27 легко “достал” американца.

Поменялись местами. Су-27 сразу же ушел от F-15 в развороте с набором высоты. Сделав несколько маневров, он пристроился американцу в хвост. Пилот F-15 потерял наш истребитель из виду. Он беспомощно обратился по радио к летчику самолета-наблюдателя: “Где “Фленкер”?” (по классификации НАТО – кодовое название Су-27). “Он за тобой”, - был ответ.

Все попытки американского аса оторваться кончились неудачей. Наш пилот надежно держал его в зенитно-ракетном прицеле.

Кстати , советские и американские самолеты встречались не только в учебном бою. Анатолий Михайлович рассказал, что в реальных боях советские и американские сверхзвуковые истребители впервые столкнулись во Вьетнаме. В 1972 году, когда напряженность боев достигла максимального накала, в воздушных поединках было сбито 79 американских самолетов и 47 наших МИГов. И до этого соотношение потерь составляло 3,5:1 в пользу краснозвездных “ястребков”. Как видим ни техника, ни летчики США не оказались на высоте.

Следующее столкновение - в долине Бекаа. Летом 1982 года новейшим американским самолетам четвертого поколения (F-15 А и F-16 А) противостояли значительно более старые МИГ-21, МИГ-23 МФ, МИГ-23МС. С 6 по 11 июня ВВС Израиля, по советским данным, потеряли 50 самолетов и 8 дистанционно пилотируемых летательных аппаратов. Сирийская же авиация понесла потери в количестве 67 самолетов. Соотношение 1:1,3 в пользу Израиля. Но когда зимой 1982\83 года воздушные бои в небе возобновились, сирийские ВВС пополнились новыми истребителями МИГ-23 МЛ, которые уничтожили три F-15 А и один F-4 “Фантом”. Сами потерь не имели.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

Михаил Захарчук 01.07.2014 в 16:23 # Ответить
Знавал Корнукова ещё в его бытность командующим Московским округом ПВО. Настоящий офицер, генерал, мужик. Его жена, дражайшая Людмила Васильевна, сказала о спупруге: "А что касается должности мужа, так ведь он - "кровавый генерал" Мой корреспондент Михаил Смыслов даже растерялся после такого ответа. И в материале просто постаивл вопросительный знак. "Ну он из тех,- продолжала Людмила Васильевна, кто, не иемя влиятельной родни, всего добиваются потом и кровью".
Примите мои соболезнования, дорогая Людмила Васильевна.
Полковник в отставке М.Захарчук, бывший главный редактор журнала "Вестник ПВО".

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 января
вторник
2020

В этот день:

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Вскоре была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина. Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн. Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

125 воинов - инженеров за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами. За подвиги во время Великой Отечественной войне и в послевоенное время более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

В ходе «реформирования» системы военного образования в 2006 году была ликвидирована главная кузница инженерных кадров — Военно-инженерная академия. 9 мая 2006 года преподаватели и слушатели академии последний раз участвовали в параде на Красной площади. 1 августа 2006 года академия присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации») в качестве структурного подразделения: Военного института (инженерных войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Паша Ангелина в 16 лет окончила курсы трактористов, через четыре года организовала женскую тракторную бригаду на Старо-Бешевской МТС (тогда не Донецкой, а Сталинской области), которая выполнила план на 129 % и заняла первое место среди других бригад. Выступая в Кремле на совещании передовиков сельского хозяйства с руководителями партии и правительства в 1935 году, Паша в ответ на реплику Сталина: «Кадры, кадры!» дала обязательство организовать еще 10 женских тракторных бригад. А в 1938 году она обратилась с призывом ко всем советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!». На призыв откликнулись 200 тысяч женщин. Так простая советская женщина стала активным государственным деятелем.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». О столкновении командир нашей ПЛ сразу же доложил командованию флота. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал аварийную ПЛ подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки в Камрани среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла.

После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Без акустических станций, практически на ощупь с развороченным носом К-10 добралась до своей базы. Это был подвиг, но никого не наградили...

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии