RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Брежневский застой
11 ноября 2017 г.

Брежневский застой

Вот сейчас бы туда вернуться — мечтают многие из тех, кто 10 ноября по-доброму помянет дорого Леонида Ильича
Настоящий Герой настоящей Украины
11 июня 2017 г.

Настоящий Герой настоящей Украины

Правдивого журналиста Руслана Коцабу киевская хунта трамбует в тюрьме
Флагман военной журналистики
26 апреля 2014 г.

Флагман военной журналистики

26 апреля 1945 года родился Виктор Николаевич Литовкин, главный редактор Редакции военных новостей ИТАР-ТАСС
55 лет на семи ветрах
27 августа 2013 г.

55 лет на семи ветрах

Герои семьи: 28 августа 1958 года зарегистрировали свой брак Раиса Григорьевна и Лев Дмитриевич Сухинины
«Мёртвая рука» Путина
16 марта 2015 г.

«Мёртвая рука» Путина

16 марта 2014 года, по приказу верховного главнокомандующего, в России начались крупномасштабные учения, которые демонстрируют готовность отразить любую агрессию США
Главная » Герои нашего времени » Персидский поход

Персидский поход

27 июля 2014 года — День Военно-морского флота России

Наши корабли бороздят просторы всех океанов Земли. Об одном из таких боевых плаваний этот рассказ.
Персидский поход

История проведения торжеств в честь флота начинается в XVIII веке. Идея ежегодного торжественного празднования принадлежит Петру I. 27 июля (7 августа по новому стилю) 1714 года в ходе Северной войны наши моряки одержали победу при Гангуте, которая стала первой в российской истории морской победой русского флота.

Гангутскую победу торжественно отметили в Санкт-Петербурге. Празднование продолжалось несколько дней. В своем указе Петр I повелел ежегодно 27 июля отмечать день Гангутской победы торжественными богослужениями, морскими парадами и фейерверками. Этот день стал своего рода праздником Военно-морского флота. Позже празднование победы ограничивалось только торжественным молебном. В середине XIX века традиция времен Петра I возродилась: 27 июля стали проводиться парады расцвеченных флагами кораблей и звучать орудийные салюты.

В октябре 1917 году праздник отменили. С 1920 года, по предложению Штаба морских сил Балтийского моря, в ближайший к 18 мая выходной день в Петрограде стали отмечать День Красного флота. Именно в этот день (7 мая по старому стилю) в 1703 году русский регулярный флот одержал первую победу на Балтике: в абордажном бою были захвачены шведские бот "Гедан" и шнява (небольшое двухмачтовое судно с прямыми парусами) "Астрильд". Впоследствии дату этого боя приняли за день возникновения Балтийского флота.

В СССР праздник впервые отмечался как День военно-морского флота 24 июля 1939 года на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 22 июня 1939 года, в котором говорилось: "В целях мобилизации широких масс трудящихся вокруг вопросов строительства Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота Союза ССР и стоящих перед ним задач установить День Военно-Морского Флота Союза ССР". Праздник отмечался ежегодно 24 июля.

Дата празднования Дня ВМФ была перенесена на последнее воскресенье июля указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях". Согласно указу президента РФ от 31 мая 2006 года, День военно-морского флота установлен как памятный день в Вооруженных Силах Российской Федерации и празднуется в последнее воскресенье июля. В этом году выпадает на 27 число.

В честь праздника военных моряков публикуем заметки из боевого похода на ирано-иракскую войну в Персидский залив редактора Российского героического календаря.

 

1. В БАЛТИЙСКИХ ПРОЛИВАХ

Хмурое утро стлало над волнами сизые пряди тумана. Отряд кораблей снялся с якоря и в строю кильватера начал выдвигаться с рейда.

Наш курс проходит через координаты славы и отдания воинских почестей. В этом районе 43 года тому назад совершила свой подвиг подводная лодка «С-13».

Радиоинформация по кораблю: 30 января 1945 года подводная лодка «С-13» под командованием капитана 3 ранга А.Маринеско потопила вражеский лайнер «Вильгельм Густлов», на борту которого находилось несколько тысяч солдат и офицеров, в том числе личный состав школы подводного плавания. 10 февраля эта подводная лодка потопила другой крупный транспорт — «Генерал фон Штойбен» с несколькими тысячами солдат и офицеров вермахта на борту. За мужество и героизм весь личный состав «С-13» был награжден орденами и медалями, а подводная лодка стала Краснознаменной. Героический подвиг балтийских подводников золотыми буквами вписан в славную летопись Советских Вооруженных Сил, как пример мужества и бесстрашия, беспредельной любви и преданности Родине. Командира подводной лодки «С-13» Гитлер объявил личным врагом, а по поводу гибели лайнера «Вильгельм Густлов» и транспорта «Генерал фон Штойбен» в Германии был объявлен трехдневный траур, как после Сталинградского разгрома. И теперь это место, где совершили свой выдающийся подвиг подводники Краснознаменной лодки «С-13», стало местом отдания воинских почестей в честь героев Великой Отечественной войны. Товарищи! Будем достойны славы героев! Успешно выполним задачи похода!

На корабле сыгран сигнал «Захождение», приспущен до половины Военно-морской флаг СССР. Звучит команда, и гром орудийного салюта торжественно оглашает окрестности. Церемониал отдачи воинских почестей в данном случае не предусматривает орудийный салют. Но командир корабля решил таким образом проверить боеготовность подчиненных командира БЧ-2 капитана 3 ранга А.Годанюка. Комендоры уверенно выполняют неожиданную вводную. И салют превращается в своеобразную клятву воинов приумножить в дальнем походе славу флота, его лучшие традиции.

Первое испытание — проход Балтийской проливной зоны. Более чем на триста миль протянулись водные пути проливов Зунд, Большой Бельт, Малый Бельт, Каттегат, Скагеррак, соединяющие Балтийское море с Северным морем и Атлантическим океаном. На Балтике есть место, которое хотя и не находится в проливной зоне, но непосредственно к ней относится. Здесь начиналась слава русского флота. 26—27 июля (ст. ст.) 1714 года в ходе Северной войны произошло Гангутское сражение. Русский гребной флот под командованием генерал-адмирала Ф.м. Апраксина сосредоточился у полуострова Гангут с целью прорваться к Або-Аландским шхерам и высадить войска для усиления русского гарнизона в Або. Путь ему преградил шведский флот. Благодаря умелым и решительным действиям русских моряков шведские силы оказались расчленены, а десять кораблей взято в плен. Это была первая победа русского регулярного флота. В целом же в результате Северной войны Россия получила широкий выход в Балтийское море. С этого времени она стала принимать активное участие в определении правового режима проливной зоны.

Режим Балтийских проливов регулируется действующим в настоящее время Копенгагенским трактатом, заключенным в 1857 году, которым установлено свободное движение судов через проливы. В последнее время он, конечно, дополнился и другими документами, но тем не менее, как вскоре мы убедились, свобода движения в проливах иногда бывает очень и очень зыбкой…

В Зунд мы вошли ранним утром с таким расчетом, чтобы пройти наиболее сложные проливы в светлую часть суток. Командир отряда кораблей приказал, чтобы все это время на мостике находился командир корабля. Он и сам прекрасно понимал, что в этом районе плавания ему ни на минуту нельзя покидать ходовой пост. Мы подсчитали с командиром: за свою службу он двадцать раз проходил эти проливы. Знает здесь, пожалуй, каждый изгиб фарватера, каждую навигационную опасность. Но, наверное, не было ни минуты плавания, когда бы даже этот опытнейший кораблеводитель не испытывал почти стрессового нервного напряжения.

Десятки встречных, попутных, пересекающих курс судов были постоянно в поле зрения командира. Далеко не все они точно выполняли МППСС, некоторые маневрировали довольно опасно, но командир всегда загодя находил выход из создавшегося положения. Многочисленные трудности создавали навигационные, гидрологические опасности. Лоция предупреждала о рифах, затопленных судах, мощных и изменчивых течениях. И штурман капитан-лейтенант О.Миронов вместе с командиром ЭНГ старшим лейтенантом В.Афаносенко, несмотря на четкую работу точнейших радионавигационных средств, беспрерывно определял место корабля визуальными способами для страховки от случайных ошибок. Командир находил время, чтобы и самому определиться для контроля, хотя, конечно, вполне доверял офицерам. Просто так требовали руководящие документы. На корабле они выполняются особенно тщательно. Инструкции составлены таким образом, что, как мы подсчитали, пунктуальное к ним отношение обеспечивает минимум троекратную страховку от чьей-то ошибки.

Лоция предупреждала и о том, что бывают в проливной зоне опасны гигантские водоросли с листьями до полутора метров. Оторванные штормами, они скапливаются на поверхности, образуя порой двухметровый слой, и, попав в забортные клапаны судовых механизмов, могут явиться причиной остановки машин. Но командир БЧ-5 капитан 3 ранга О.Щупляк со своими подчиненными был готов к любым неожиданностям. Механики безукоризненно обеспечивали корабль энергией и маневром. Все это были естественные трудности, но встретились и такие, о которых нельзя не говорить без возмущения.

В проливе Каттегат, неподалеку от острова Анхольд, мы увидели небольшое водолазное плавсредство, стоящее на якоре. Это было судно датчанина Оге Енсена, профессионально занимающегося поиском затонувших судов. Как-то в газетах промелькнуло сообщение, что в районе Анхольда он нашел затонувшую фашистскую подводную лодку «U-534». Считается, что в ночь на 5 мая 1945 года она вышла из базы в Киле, взяв курс на Южную Америку. На борту лодки якобы находились награбленные сокровища, а также документы о преступлениях фашистов. Но подлодке суждено было дойти только до острова Анхольд, вблизи которого она и была потоплена английскими бомбардировщиками. Не знаю, насколько все это соответствует истине, но ясно: найдено еще одно свидетельство фашистского прошлого, которое предупреждает, чем заканчиваются агрессии. Беда только, что не все внемлют этим предупреждениям. Свобода судоходства в Балтийских проливах все более ущемляется агрессивными приготовлениями и провокационными действиями сил НАТО в этом районе, которые стремятся установить свой контроль над проливной зоной. В этом мы воочию убедились во время плавания.

Только за время прохождения проливной зоны одиннадцать кораблей НАТО совершили обход нашего отряда, нередко опасно маневрируя с явно провокационными целями. Например, сторожевой катер с бортовым номером Р-356 в темное время суток опасно сблизился с нами, почти вплотную, и осветил палубу и надстройки галогенным прожектором. Пятнадцать раз нас облетали натовские самолеты, причем в шести случаях открыто имитировали выход в атаку на корабль. Все это потребовало большой выдержки от командиров кораблей. Экипажи противопоставили провокаторам высокое профессиональное мастерство и готовность в любую секунду решительно ответить ударом на удар. А политработники активно проводили на боевых постах индивидуальные и радиополитинформации о фактическом облике и сути натовской военщины, используя, как говорится, живые наглядные пособия.

Из проливной зоны мы вышли в штормовое Северное море…

 

2. ГРЕМЯЩИЕ СОРОКОВЫЕ

Сороковые широты в Южном полушарии моряки наградили эпитетом «гремящие». В Северном, в районе Бискайского залива, сороковые широты не менее суровы. Во всяком случае об этой части Атлантического океана среди моряков бытует самая дурная слава. Океанская пучина ежегодно поглощает здесь десятки судов.

На БПК, как на любом современном большом корабле, есть по сути дела полноценная гидрометеостанция. Она входит в хозяйство корабельного штурмана капитан-лейтенанта О.Миронова. Сюда относятся аппаратура для приема факсимильных карт погоды, навигационных и штормовых предупреждений, приборы для определения температуры воздуха и воды, давления, влажности, направления ветра. Измерения ведутся минимум каждые четыре часа, а при необходимости и чаще. Их анализ, а также хорошее знание штурманов местных признаков погоды дают возможность сделать заблаговременный и точный прогноз.

На выходе из Ла-Марша туман осел, солнце щедро озолотило палубу и надстройки корабля, и все, казалось, уже поверили, что на этот раз Бисай поведет себя нетрадиционно. Однако самописец барографа начал вычерчивать нисходящую кривую, а психометр показывал постоянное повышение влажности. Когда же старший метеонаблюдатель матрос О.Брусов принял факсимильную карту погоды, стало ясно, что Бискай свой норов еще покажет. Карта говорила о том, что над Южной Европой сформировался устойчивый циклон, а над Британскими островами — глубокая депрессия. При таком раскладе обеспечен характерный для района Бискайского залива так называемый западный тип погоды, когда ветры от веста достигают силы шторма и вызывают сильное волнение…

Страницы:   1 2 3 4 5 6  »

Комментарии:

регистрация 06.12.2014 в 10:03 # Ответить
porew321
Уважаемый автор блога, а вы случайно не из Москвы?
загранпаспорт 07.12.2014 в 10:38 # Ответить
fmeeelina30
Распланировали свои майские праздники?
регистрация в Москве граждан 08.12.2014 в 07:57 # Ответить
vrem366e
И да пребудет с Вами сила!
временная регистрация по месту пребывания 12.12.2014 в 01:24 # Ответить
mosmigr99
красиво, сделал! Благодарю!!!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
25 сентебря
пятница
2020

В этот день:

Подвиг генерала Раевского

25 сентября 1771 года родился Николай Николаевич Раевский (ум. 1829), русский генерал, герой Отечественной войны 1812 года. За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи: на Кавказе, в войнах с Турцией, Швецией, Францией, в польской, молдавской, финской кампаниях. Дослужился до генерала от кавалерии.

Подвиг генерала Раевского

25 сентября 1771 года родился Николай Николаевич Раевский (ум. 1829), русский генерал, герой Отечественной войны 1812 года. За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи: на Кавказе, в войнах с Турцией, Швецией, Францией, в польской, молдавской, финской кампаниях. Дослужился до генерала от кавалерии.

Всенародная слава пришла к Раевскому после подвига, совершенного 23 июля 1812 года у деревни Салтановка (11 км вниз по Днепру от Могилёва). Дело было так.

Корпус Раевского в течение десяти часов сражался с пятью дивизиями корпуса Даву. Бой шёл с переменным успехом. В критический момент Раевский лично повёл в атаку Смоленский полк со словами: "Солдаты! Я и мои дети откроем вам путь к славе! Вперед за царя и отечество!" Рядом с Николаем Николаевичем в этот момент шли сыновья: 17-летний Александр и 11-летний Николай. В этом бою Раевский был ранен картечью в грудь, но его самоотверженность вдохновила солдат, которые обратили противника в бегство.

Хрестоматийным стал и бой за батарею Раевского, который считается одним из ключевых эпизодов Бородинского сражения. Генерал дошел до Парижа и принимал участие в битве за столицу Франции.

После войны Раевский жил в Киеве, где был расквартирован вверенный ему 4-й пехотный корпус. Почти ежегодно Раевский с семьёй путешествовал в Крым. Там через сына познакомился и подружился с молодым с А. С. Пушкиным.

Скончался Николай Николаевич Раевский от старых ран 16 (28) сентября 1829 года в селе Болтышка Чигиринского уезда Киевской губернии в возрасте 58 лет.

 

Начало обороны Севастополя

25 сентября 1854 года началась героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Вражеские силы планировали завершить штурм города в течение недели, однако обороноспособность русских войск была недооценена.

Начало обороны Севастополя

25 сентября 1854 года началась героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Вражеские силы планировали завершить штурм города в течение недели, однако обороноспособность русских войск была недооценена.

Напомним, в июне — июле 1854 года превосходящие силы флота союзников (Англия, Франция, Турция и Сардиния) — 34 линейных корабля и 55 фрегатов (в том числе большинство паровых) блокировали русский флот (14 линейных парусных кораблей, 6 фрегатов и 6 пароходо-фрегатов) в бухте Севастополя. В конце августа 1854 года десантный флот с наземными войсками союзников двинулся к крымским берегам. Численность десантных войск составляла 62 тысячи человек со 134 полевыми и 73 осадными орудиями.

1 сентября 1854 года была произведена высадка десанта возле Евпатории. После высадки войска союзников двинулись в сторону Севастополя.

У входа в Севастопольскую бухту было затоплено несколько старых кораблей, что не дало возможности врагам войти в неё. Экипажи остальных судов российского флота пошли на усиление гарнизона; корабельные орудия установили на берегу.

Оборона Севастополя была поручена адмиралам Павлу Степановичу Нахимову и Владимиру Алексеевичу Корнилову, в распоряжении которых оставалось 18 тысяч человек — преимущественно флотских экипажей. Все фортификационные работы велись под руководством инженер-подполковника Эдуарда Ивановича Тотлебена, ставшего душой обороны. Во время осадных работ союзники несли много потерь от огня гарнизона и от частых вылазок, производившихся с замечательной отвагой.

5 (17) октября последовала первая бомбардировка Севастополя. Общий урон российских войск составил 1250 человек; у союзников выбыло из строя 900—1000 человек. Нашей незаменимой потерей была смерть Владимира Алексеевича Корнилова, смертельно раненного на Малаховом кургане. Общие итоги бомбардировки вселили уверенность в русских, что Севастополь можно отстоять малыми силами. И наоборот, вражеским войскам

от надежды на лёгкое торжество пришлось отказаться.

 

Герои Чернобыля

25 сентября 1986 года за мужество, героизм и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза майору внутренней службы Л. П. Телятникову, лейтенантам внутренней службы В. Н. Кибенку (посмертно), В. П. Правику (посмертно).

Герои Чернобыля

25 сентября 1986 года за мужество, героизм и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза майору внутренней службы Л. П. Телятникову, лейтенантам внутренней службы В. Н. Кибенку (посмертно), В. П. Правику (посмертно).

Леонид Петрович Телятников родился 25 января 1951 года в посёлке Введенка Мендыгаринского района Кустанайской области (ныне Казахстан). Русский. Член КПСС с 1978 года. В 1983 году был назначен начальником военизированной пожарной части № 2 по охране Чернобыльской АЭС. Л. П. Телятников вместе с другими пожарными (В. Игнатенко, В. Кибенком, В. Правиком и др.) принимал участие в тушении пожара в первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Во время тушения получил высокую дозу облучения. Умер от рака 2 декабря 2004 года, похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Виктор Николаевич Кибенок родился в семье потомственного пожарного 17 февраля 1963 года в посёлке Ивановка Нижнесерогозского района Херсонской области. Украинец.

Вместе с другими пожарными (В. Игнатенко, В. Правиком, Л. Телятниковым и др.) принимал участие в тушении пожара в первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Во время тушения получил высокую дозу облучения более 1000 рентген (смертельная доза 400 рентген), был отправлен на лечение в Москву, где и скончался в 6-й клинической больнице 11 мая 1986 года. Похоронен на Митинском кладбище в Москве.

 

Владимир Павлович Правик родился 13 июня 1962 года в Чернобыле в семье служащего. Украинец.

Вместе с другими пожарными (В. Игнатенко, В. Кибенком, Л. Телятниковым и др.) принимал участие в тушении пожара в первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Во время тушения получил высокую дозу облучения, был отправлен на лечение в Москву, где и скончался в 6-й клинической больнице 11 мая 1986 года. Похоронен на Митинском кладбище в Москве.

Со времен Чернобыльской аварии к государственным наградам были представлены 70 тысяч ликвидаторов. 

Смотрите оригинал материала наhttp://www.1tv.ru/news/social/175367
 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии