RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Последний начальник советского Генштаба вспоминает...
22 июля 2015 г.

Последний начальник советского Генштаба вспоминает...

22 июля 2015 года исполнилось 80 лет генералу армии Владимиру Николаевичу Лобову
День рождения военного министра
21 мая 2018 г.

День рождения военного министра

21 мая 1955 года родился Сергей Кужугетович ШОЙГУ, министр обороны, который наконец-то начал настоящую реформу Вооруженных Сил России.
12 оборонных инициатив - 2013
31 декабря 2013 г.

12 оборонных инициатив - 2013

Изгнание Сердюкова из военного ведомства дало кое-какой положительный результат
Памяти лётного главкома
1 июля 2014 г.

Памяти лётного главкома

В ночь на 1 июля скончался бывший главнокомандующий ВВС России генерал армии Анатолий Михайлович Корнуков
Александр Розенбаум — флотский офицер
13 сентября 2013 г.

Александр Розенбаум — флотский офицер

13 сентября — день рождения известного певца, в прошлом — корабельного врача
Главная » Герои нашего времени » Персидский поход

Персидский поход

27 июля 2014 года — День Военно-морского флота России

Наши корабли бороздят просторы всех океанов Земли. Об одном из таких боевых плаваний этот рассказ.
Персидский поход

История проведения торжеств в честь флота начинается в XVIII веке. Идея ежегодного торжественного празднования принадлежит Петру I. 27 июля (7 августа по новому стилю) 1714 года в ходе Северной войны наши моряки одержали победу при Гангуте, которая стала первой в российской истории морской победой русского флота.

Гангутскую победу торжественно отметили в Санкт-Петербурге. Празднование продолжалось несколько дней. В своем указе Петр I повелел ежегодно 27 июля отмечать день Гангутской победы торжественными богослужениями, морскими парадами и фейерверками. Этот день стал своего рода праздником Военно-морского флота. Позже празднование победы ограничивалось только торжественным молебном. В середине XIX века традиция времен Петра I возродилась: 27 июля стали проводиться парады расцвеченных флагами кораблей и звучать орудийные салюты.

В октябре 1917 году праздник отменили. С 1920 года, по предложению Штаба морских сил Балтийского моря, в ближайший к 18 мая выходной день в Петрограде стали отмечать День Красного флота. Именно в этот день (7 мая по старому стилю) в 1703 году русский регулярный флот одержал первую победу на Балтике: в абордажном бою были захвачены шведские бот "Гедан" и шнява (небольшое двухмачтовое судно с прямыми парусами) "Астрильд". Впоследствии дату этого боя приняли за день возникновения Балтийского флота.

В СССР праздник впервые отмечался как День военно-морского флота 24 июля 1939 года на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 22 июня 1939 года, в котором говорилось: "В целях мобилизации широких масс трудящихся вокруг вопросов строительства Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота Союза ССР и стоящих перед ним задач установить День Военно-Морского Флота Союза ССР". Праздник отмечался ежегодно 24 июля.

Дата празднования Дня ВМФ была перенесена на последнее воскресенье июля указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях". Согласно указу президента РФ от 31 мая 2006 года, День военно-морского флота установлен как памятный день в Вооруженных Силах Российской Федерации и празднуется в последнее воскресенье июля. В этом году выпадает на 27 число.

В честь праздника военных моряков публикуем заметки из боевого похода на ирано-иракскую войну в Персидский залив редактора Российского героического календаря.

 

1. В БАЛТИЙСКИХ ПРОЛИВАХ

Хмурое утро стлало над волнами сизые пряди тумана. Отряд кораблей снялся с якоря и в строю кильватера начал выдвигаться с рейда.

Наш курс проходит через координаты славы и отдания воинских почестей. В этом районе 43 года тому назад совершила свой подвиг подводная лодка «С-13».

Радиоинформация по кораблю: 30 января 1945 года подводная лодка «С-13» под командованием капитана 3 ранга А.Маринеско потопила вражеский лайнер «Вильгельм Густлов», на борту которого находилось несколько тысяч солдат и офицеров, в том числе личный состав школы подводного плавания. 10 февраля эта подводная лодка потопила другой крупный транспорт — «Генерал фон Штойбен» с несколькими тысячами солдат и офицеров вермахта на борту. За мужество и героизм весь личный состав «С-13» был награжден орденами и медалями, а подводная лодка стала Краснознаменной. Героический подвиг балтийских подводников золотыми буквами вписан в славную летопись Советских Вооруженных Сил, как пример мужества и бесстрашия, беспредельной любви и преданности Родине. Командира подводной лодки «С-13» Гитлер объявил личным врагом, а по поводу гибели лайнера «Вильгельм Густлов» и транспорта «Генерал фон Штойбен» в Германии был объявлен трехдневный траур, как после Сталинградского разгрома. И теперь это место, где совершили свой выдающийся подвиг подводники Краснознаменной лодки «С-13», стало местом отдания воинских почестей в честь героев Великой Отечественной войны. Товарищи! Будем достойны славы героев! Успешно выполним задачи похода!

На корабле сыгран сигнал «Захождение», приспущен до половины Военно-морской флаг СССР. Звучит команда, и гром орудийного салюта торжественно оглашает окрестности. Церемониал отдачи воинских почестей в данном случае не предусматривает орудийный салют. Но командир корабля решил таким образом проверить боеготовность подчиненных командира БЧ-2 капитана 3 ранга А.Годанюка. Комендоры уверенно выполняют неожиданную вводную. И салют превращается в своеобразную клятву воинов приумножить в дальнем походе славу флота, его лучшие традиции.

Первое испытание — проход Балтийской проливной зоны. Более чем на триста миль протянулись водные пути проливов Зунд, Большой Бельт, Малый Бельт, Каттегат, Скагеррак, соединяющие Балтийское море с Северным морем и Атлантическим океаном. На Балтике есть место, которое хотя и не находится в проливной зоне, но непосредственно к ней относится. Здесь начиналась слава русского флота. 26—27 июля (ст. ст.) 1714 года в ходе Северной войны произошло Гангутское сражение. Русский гребной флот под командованием генерал-адмирала Ф.м. Апраксина сосредоточился у полуострова Гангут с целью прорваться к Або-Аландским шхерам и высадить войска для усиления русского гарнизона в Або. Путь ему преградил шведский флот. Благодаря умелым и решительным действиям русских моряков шведские силы оказались расчленены, а десять кораблей взято в плен. Это была первая победа русского регулярного флота. В целом же в результате Северной войны Россия получила широкий выход в Балтийское море. С этого времени она стала принимать активное участие в определении правового режима проливной зоны.

Режим Балтийских проливов регулируется действующим в настоящее время Копенгагенским трактатом, заключенным в 1857 году, которым установлено свободное движение судов через проливы. В последнее время он, конечно, дополнился и другими документами, но тем не менее, как вскоре мы убедились, свобода движения в проливах иногда бывает очень и очень зыбкой…

В Зунд мы вошли ранним утром с таким расчетом, чтобы пройти наиболее сложные проливы в светлую часть суток. Командир отряда кораблей приказал, чтобы все это время на мостике находился командир корабля. Он и сам прекрасно понимал, что в этом районе плавания ему ни на минуту нельзя покидать ходовой пост. Мы подсчитали с командиром: за свою службу он двадцать раз проходил эти проливы. Знает здесь, пожалуй, каждый изгиб фарватера, каждую навигационную опасность. Но, наверное, не было ни минуты плавания, когда бы даже этот опытнейший кораблеводитель не испытывал почти стрессового нервного напряжения.

Десятки встречных, попутных, пересекающих курс судов были постоянно в поле зрения командира. Далеко не все они точно выполняли МППСС, некоторые маневрировали довольно опасно, но командир всегда загодя находил выход из создавшегося положения. Многочисленные трудности создавали навигационные, гидрологические опасности. Лоция предупреждала о рифах, затопленных судах, мощных и изменчивых течениях. И штурман капитан-лейтенант О.Миронов вместе с командиром ЭНГ старшим лейтенантом В.Афаносенко, несмотря на четкую работу точнейших радионавигационных средств, беспрерывно определял место корабля визуальными способами для страховки от случайных ошибок. Командир находил время, чтобы и самому определиться для контроля, хотя, конечно, вполне доверял офицерам. Просто так требовали руководящие документы. На корабле они выполняются особенно тщательно. Инструкции составлены таким образом, что, как мы подсчитали, пунктуальное к ним отношение обеспечивает минимум троекратную страховку от чьей-то ошибки.

Лоция предупреждала и о том, что бывают в проливной зоне опасны гигантские водоросли с листьями до полутора метров. Оторванные штормами, они скапливаются на поверхности, образуя порой двухметровый слой, и, попав в забортные клапаны судовых механизмов, могут явиться причиной остановки машин. Но командир БЧ-5 капитан 3 ранга О.Щупляк со своими подчиненными был готов к любым неожиданностям. Механики безукоризненно обеспечивали корабль энергией и маневром. Все это были естественные трудности, но встретились и такие, о которых нельзя не говорить без возмущения.

В проливе Каттегат, неподалеку от острова Анхольд, мы увидели небольшое водолазное плавсредство, стоящее на якоре. Это было судно датчанина Оге Енсена, профессионально занимающегося поиском затонувших судов. Как-то в газетах промелькнуло сообщение, что в районе Анхольда он нашел затонувшую фашистскую подводную лодку «U-534». Считается, что в ночь на 5 мая 1945 года она вышла из базы в Киле, взяв курс на Южную Америку. На борту лодки якобы находились награбленные сокровища, а также документы о преступлениях фашистов. Но подлодке суждено было дойти только до острова Анхольд, вблизи которого она и была потоплена английскими бомбардировщиками. Не знаю, насколько все это соответствует истине, но ясно: найдено еще одно свидетельство фашистского прошлого, которое предупреждает, чем заканчиваются агрессии. Беда только, что не все внемлют этим предупреждениям. Свобода судоходства в Балтийских проливах все более ущемляется агрессивными приготовлениями и провокационными действиями сил НАТО в этом районе, которые стремятся установить свой контроль над проливной зоной. В этом мы воочию убедились во время плавания.

Только за время прохождения проливной зоны одиннадцать кораблей НАТО совершили обход нашего отряда, нередко опасно маневрируя с явно провокационными целями. Например, сторожевой катер с бортовым номером Р-356 в темное время суток опасно сблизился с нами, почти вплотную, и осветил палубу и надстройки галогенным прожектором. Пятнадцать раз нас облетали натовские самолеты, причем в шести случаях открыто имитировали выход в атаку на корабль. Все это потребовало большой выдержки от командиров кораблей. Экипажи противопоставили провокаторам высокое профессиональное мастерство и готовность в любую секунду решительно ответить ударом на удар. А политработники активно проводили на боевых постах индивидуальные и радиополитинформации о фактическом облике и сути натовской военщины, используя, как говорится, живые наглядные пособия.

Из проливной зоны мы вышли в штормовое Северное море…

 

2. ГРЕМЯЩИЕ СОРОКОВЫЕ

Сороковые широты в Южном полушарии моряки наградили эпитетом «гремящие». В Северном, в районе Бискайского залива, сороковые широты не менее суровы. Во всяком случае об этой части Атлантического океана среди моряков бытует самая дурная слава. Океанская пучина ежегодно поглощает здесь десятки судов.

На БПК, как на любом современном большом корабле, есть по сути дела полноценная гидрометеостанция. Она входит в хозяйство корабельного штурмана капитан-лейтенанта О.Миронова. Сюда относятся аппаратура для приема факсимильных карт погоды, навигационных и штормовых предупреждений, приборы для определения температуры воздуха и воды, давления, влажности, направления ветра. Измерения ведутся минимум каждые четыре часа, а при необходимости и чаще. Их анализ, а также хорошее знание штурманов местных признаков погоды дают возможность сделать заблаговременный и точный прогноз.

На выходе из Ла-Марша туман осел, солнце щедро озолотило палубу и надстройки корабля, и все, казалось, уже поверили, что на этот раз Бисай поведет себя нетрадиционно. Однако самописец барографа начал вычерчивать нисходящую кривую, а психометр показывал постоянное повышение влажности. Когда же старший метеонаблюдатель матрос О.Брусов принял факсимильную карту погоды, стало ясно, что Бискай свой норов еще покажет. Карта говорила о том, что над Южной Европой сформировался устойчивый циклон, а над Британскими островами — глубокая депрессия. При таком раскладе обеспечен характерный для района Бискайского залива так называемый западный тип погоды, когда ветры от веста достигают силы шторма и вызывают сильное волнение…

Страницы:   1 2 3 4 5 6  »

Комментарии:

регистрация 06.12.2014 в 10:03 # Ответить
porew321
Уважаемый автор блога, а вы случайно не из Москвы?
загранпаспорт 07.12.2014 в 10:38 # Ответить
fmeeelina30
Распланировали свои майские праздники?
регистрация в Москве граждан 08.12.2014 в 07:57 # Ответить
vrem366e
И да пребудет с Вами сила!
временная регистрация по месту пребывания 12.12.2014 в 01:24 # Ответить
mosmigr99
красиво, сделал! Благодарю!!!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
13 июля
понедельник
2020

В этот день:

Собор двенадцати апостолов

13 июля отмечается православный праздник — Собор двенадцати апостолов. Празднование памяти 12 ближайших учеников Христа установлено в древности. Уже в IV веке император Константин Великий построил в Константинополе храм во имя святых двенадцати апостолов.

Собор двенадцати апостолов

13 июля отмечается православный праздник — Собор двенадцати апостолов. Празднование памяти 12 ближайших учеников Христа установлено в древности. Уже в IV веке император Константин Великий построил в Константинополе храм во имя святых двенадцати апостолов.

 Блаженный Феофилакт в Толковании на Евангелие от Матфея так пишет об избрании 12 апостолов: “Христос избирает двенадцать учеников по числу двенадцати колен... Дал им силу чудотворений, чтобы, поражая чудесами, они имели внимательных к своему учению слушателей”.

Св. Иоанн Златоуст пишет об апостолах следующее: “Апостолы блистательнее самых звезд; и не ошибся бы тот, кто назвал бы их светилами Вселенной, светилами не тогда только, пока они жили, но даже и теперь, когда они уже умерли. Благодать святых мужей не исчезает с их смертью, не слабеет с их кончиною".

Все апостолы (кроме Иоанна) погибли в муках от рук палачей-богоборцев, но ни один не предал памяти Иисуса. Память святых апостолов празднуется также: Петра (16 января и 29 июня), Иакова, сына Зеведеева (30 апреля), Иоанна (8 мая и 26 сентября), Филиппа (14 ноября), Варфоломея (11 июня и 25 августа), Фомы (6 октября), Матфея (16 ноября), Иакова Алфеева (9 октября), Иуды Иаковлева (Фаддея) (19 июня), Симона (Зилота) (10 мая) и Матфия (9 августа).

Медаль за отличие на границе

13 июля 1950 года президиумом Верховного Совета СССР учреждена медаль "За отличие в охране государственной границы СССР".

Медаль за отличие на границе

13 июля 1950 года президиумом Верховного Совета СССР учреждена медаль "За отличие в охране государственной границы СССР".

Ею награждались военнослужащие погранвойск МГБ, МВД, КГБ СССР и лица из числа гражданского населения:

за храбрость и самоотверженность, проявленные в боевых действиях при задержании нарушителей государственной границы СССР;

за умелое руководство боевыми действиями пограничного наряда при защите неприкосновенности границы СССР;

за высокую бдительность и инициативные действия, в результате которых были задержаны нарушители государственной границы;

за умелую организацию пограничной службы и примерную работу по укреплению государственных границ СССР;

за безупречное несение службы по охране государственных границ СССР;

за активную помощь пограничным войскам в их боевой работе по охране государственных границ СССР.

Всего медалью «За отличие в охране государственной границы СССР» совершено примерно 67 520 награждений.

 

Гражданская оборона

13 июля 1961 года было утверждено Положение «О гражданской обороне СССР», которое определило создание системы, обеспечивающей защиту населения и народного хозяйства от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в масштабе всей страны.

Гражданская оборона

13 июля 1961 года было утверждено Положение «О гражданской обороне СССР», которое определило создание системы, обеспечивающей защиту населения и народного хозяйства от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в масштабе всей страны.

Для непосредственного руководства гражданской обороной введена должность начальника Гражданской обороны СССР, на которую был назначен Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза В. И. Чуйков.
Были построены бомбоубежища, проводились специальные занятия и учения с населением.1991 года бомбоубежища и другие объекты гражданской обороны заняты рыночниками под склады. Учения проводить некому, да и дорого стало. 8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О Гражданской обороне», в котором общее руководство Гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на председателя Совета Министров – Правительства Российской Федерации, который по должности стал начальником Гражданской обороны страны. Так что будьте спокойны, в случае чего нашим спасением займется лично Дмитрий Медведев.

 

Открытие маршрута Москва — Улан-Батор — Пекин

13 июля 1925 года был завершён перелёт шести советских самолётов по маршруту Москва — Улан-Батор — Пекин, старт которому был дан 10 июня.

Открытие маршрута Москва — Улан-Батор — Пекин

13 июля 1925 года был завершён перелёт шести советских самолётов по маршруту Москва — Улан-Батор — Пекин, старт которому был дан 10 июня.

Самолеты пилотировали летчики М.А.Волковойнов, М.М.Громов, А.И.Екатов, Н.И.Найденов, И.К.Поляков, А.И.Томашевский. Два самолета Р-1, пилотируемые М.А.Волковойновым и М.М.Громовым, продолжили перелет до Токио. В задачу перелёта, организованного общественной организацией «Авиахим», входила всесторонняя проверка надёжности отечественных самолётов и двигателей, а также тщательное изучение трассы будущих воздушных сообщений.
В результате отечественная авиационная техника прошла успешную проверку своих возможностей, что позволило работать над её дальнейшем усовершенствованием.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии