RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Прощай, майор Кощавка!
8 апреля 2017 г.

Прощай, майор Кощавка!

Ушел из жизни известный в военно-журналистских кругах офицер
85 лет Василию Пескову
14 марта 2015 г.

85 лет Василию Пескову

14 марта 1930 года родился советский писатель, путешественник. Лауреат Ленинской премии (1964) и премии правительства Российской Федерации 2013 года в области средств массовой информации (посмертно) Василий Михайлович Песков.
Памяти майора ФСБ Георгия Трофимова
10 июля 2017 г.

Памяти майора ФСБ Георгия Трофимова

10 июля 2003 года в Москве при ликвидации взрывного устройства погиб специалист-взрывотехник ФСБ России Георгий Трофимов
Последнее интервью Вячеслава Клыкова
2 июня 2014 г.

Последнее интервью Вячеслава Клыкова

2 июня 2006 года отошел ко Господу великий русский скульптор и патриот Вячеслав Михайлович Клыков
Киев поднимается с колен
8 ноября 2015 г.

Киев поднимается с колен

«Украинский Нюрнберг неизбежен!» - таким был главный лозунг антибандеровского марша, состоявшегося в столице Украины
Главная » Герои нашего времени » «Плетка» для «Фантомов»

«Плетка» для «Фантомов»

25 лет назад 4 июля 1989 года советский истребитель, способный нести до 2 тонн бомбового груза и несколько ракет средней и малой дальности, незаметно подлетел к штаб-квартире Североатлантического альянса

Он мог бы легко превратить в руины это осиное гнездо, но у акции была другая задача...
«Плетка» для «Фантомов»

Начну с небольшого исторического экскурса. 28 мая 1987 года на Красной площади приземлился легкий самолет, пилотируемый Матиасом Рустом. Это был сильнейший удар по престижу страны, ее армии и ПВО. Однако сегодня мало кто знает, что всего пару лет спустя ПВО стран НАТО «пропустили» уже не легкомоторный самолет, а полноценный советский истребитель, долетевший до Бельгии и упавший неподалеку от штаб-квартиры НАТО 4 июля 1989 года.

Официально это было представлено в прессе так. Истребитель МиГ-23М, пилотируемый летчиком 1-го класса полковником Николаем Скуридиным, поднялся в воздух с военного аэродрома 871-го истребительного Померанского Краснознаменного авиаполка. Взлетая в районе Колобжега в Польше, самолет находится в полной боевой готовности, со включенной системой распознавания «свой-чужой», с боекомплектом в 260 выстрелов к бортовой 23-мм пушке. Он мог нести до 2 тонн бомбового груза и несколько ракет средней и малой дальности. Впрочем, как впоследствии оказалось, на нем не было ни дополнительных топливных баков, ни бомб, ни ракет. Но противник об этом знать не мог. Спустя 41 секунду Скуридин якобы зафиксировал уменьшение оборотов двигателя и хлопок в левом воздухозаборнике. Как следствие – резкое падение тяги и снижение. Он развернул машину в сторону моря, а сам катапультировался. Высланные вдогонку самолету истребители его не нашли, и МиГ якобы посчитали разбившимся. Однако спустя 6 секунд после катапультирования (по данным бортового самописца, найденного позднее на месте аварии) двигатель вновь начал набирать обороты. Самолет пошел вверх, пока не достиг потолка в 12 км. Все работало автоматически, по сигналам бортовой электронной системы. Радары ПВО в Западной Германии с запозданием зафиксировали нарушение воздушной границы самолетом, движущимся на скорости 740 км/ч. Генеральный курс — на Брюссель! В штабах НАТО — переполох! Неизвестно, каковы намерения у советского истребителя, прозванного летчиками за боевую результативность «Плеткой» для «Фантомов». В воздух были подняты два истребителя-перехватчика F-15 Eagle 32-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США. Вскоре летчики сообщили диспетчеру, что видят истребитель с советскими опознавательными знаками, без пилота и с сорванным фонарем кабины. Им запретили сбивать «русского», поскольку невозможно было предугадать, куда упадет самолет со столь большой высоты и нет ли на борту ядерного оружия. МиГ продолжал автоматический полет до полной выработки топлива, пролетев в общей сложности около 900 км. После этого двигатель его остановился, и самолет начал плавное снижение. Он приземлился на территории Бельгии на жилое здание фермы в деревеньке Беллегем. В то время в доме находился 19-летний Вим Деларе, который погиб. Впоследствии советское правительство выплатило его семье почти 700 тыс. долларов компенсации.
Было проведено тщательное расследование. При этом не только натовской стороной, но и советской. Наши специалисты были допущены к месту катастрофы, а обломки даже вывезли в СССР. Однако официальная причина ЧП названа так и не была. Обе комиссии установили, что вины летчика в произошедшем нет – да и трудно представить, что в ходе рядового полета ас, налетавший к тому времени более 1700 часов, способен допустить какую-то невероятную ошибку. Недоброй памяти маршал авиации Шапошников так прокомментировал позже это событие: «Случай, по нашим данным, в истории боевой авиации уникальный. По крайней мере, я не припомню, чтобы машина, покинутая пилотом, совершила столь далекий неуправляемый полет». И всё! Натовцы вообще промолчали. А ведь на фоне «пропущенного» самолета Матиаса Руста, легкого «фанерного» Cessna 172B Skyhawk, которого также неоднократно перехватывали советские истребители, инцидент с МиГом выглядит куда серьезнее. Советские разведчики оказались более ловкими: они легко вскрыли систему обороны НАТО в Европе с помощью всего лишь одного «неуправляемого» полёта набитого электроникой истребителя. Безусловно, афишировать это нашей стороне было ни к чему. Так же как и натовской: стоило западным генералам признаться в таком грандиозном проколе, многие из них лишились бы должностей.

Сергей Турченко
4 июля 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 июля
пятница
2018

В этот день:

Сражение при Ларге

20 июля 1770 года русские войска под командованием генерала Петра Александровича РУМЯНЦЕВА разгромили турецко-татарскую армию в устье реки Ларга (левый приток реки Прут на территории княжества Молдавия).

Сражение при Ларге

20 июля 1770 года русские войска под командованием генерала Петра Александровича РУМЯНЦЕВА разгромили турецко-татарскую армию в устье реки Ларга (левый приток реки Прут на территории княжества Молдавия).

Произошло это в ходе очередной русско-турецкой войны 1768-1774 годов. 19 июля 1770 года между реками Ларга и Бабикул разведка обнаружила передовые отряды армии крымского хана Каплан-Гирея (65 тыс. татар, 15 тыс. турок, при 33 орудиях). 20 июля рано утром русские атаковали вдвое превосходившего по численности противника. С фронта в бой вступил корпус генерал-поручика П.Г. Племянникова. Другие русские корпуса переправились через Ларгу и нанесли удар по татарским флангам. Румянцев построил свои войска в дивизионные и полковые пехотные каре и между ними расположил артиллерию, огонь которой стал решающим. Русские сразу же потеснили противника и к полудню сражение окончилось нашей победой. Потеряв более 1000 человек убитыми и до 2000 человек пленными, а также всю артиллерию и обоз, крымский хан отошел на соединение с главной турецкой армией. Русские войска в этом сражении потеряли около 100 человек убитыми и ранеными. За победу при Ларге Румянцев был награжден орденом святого Георгия высшей, 1-й степени. Он стал первым кавалером высшей степени Военного ордена Российской империи.

Памяти командира крейсера «Варяг»

20 июля 1913 года умер Всеволод Фёдорович РУДНЕВ (р. 1855), герой русско-японской войны, контр-адмирал (1905) Российского Императорского Флота, командир знаменитого крейсера «Варяг», под его командованием принявшего неравный бой у Чемульпо.

Памяти командира крейсера «Варяг»

20 июля 1913 года умер Всеволод Фёдорович РУДНЕВ (р. 1855), герой русско-японской войны, контр-адмирал (1905) Российского Императорского Флота, командир знаменитого крейсера «Варяг», под его командованием принявшего неравный бой у Чемульпо.

9 февраля 1904 года японцы блокировали порт Чемульпо, где находился крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Коерец», а также корабли «союзников» России - Англии и Франции. Командир «Варяга» решил прорываться в открытое море. На выходе из Чемульпо произошел героический бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой, состоявшей из 14 боевых единиц. Командир крейсера капитан первого ранга Всеволод Федорович РУДНЕВ умело руководил сражением, в результате был потоплен японский миноносец и повреждены два крейсера. Но на нашем корабле начался пожар. 37 человек экипажа погибли, 91 человек был ранен, включая командира корабля. Не допуская и мысли о сдаче врагу, Руднев принял решение взорвать «Кореец» и затопить крейсер (его взрыв мог повредить стоящие на рейде корабли «союзников», которые трусливо наблюдали за ходом боя, не вмешиваясь в него). Раненный в голову и контуженный Руднев последним покинул борт корабля.

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Офицеры и матросы были награждены Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев был награждён орденом св. Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» (ещё только строившегося в Петербурге). В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). 7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

Рекорд АНТ-25

20 июля 1936 года - начало беспосадочного перелета протяжённостью более 9 тыс.км экипажа АНТ-25 в составе В. П. ЧКАЛОВА, Г. Ф. БАЙДУКОВА и А. В. БЕЛЯКОВА. Он начался в Москве, проходил над заполярными районами, закончился на Дальнем Востоке. Пролетев за 56 часов 20 минут 9374 км экипаж АНТ-25 совершил посадку на песчаной косе острова Удд (ныне о.Чкалов).

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии