RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Потомственный десантник Александр Маргелов
19 июля 2016 г.

Потомственный десантник Александр Маргелов

19 июля 2016 года ушел из жизни легендарный десантник, Герой России Александр Маргелов
Гибель С-80: причина остается загадкой
27 января 2016 г.

Гибель С-80: причина остается загадкой

55 лет назад 27 января 1961 года в Баренцевом море бесследно исчезла субмарина Северного флота
Сегодня - свобода, завтра - смерть
14 марта 2014 г.

Сегодня - свобода, завтра - смерть

Посоветовавшись с Обамой, Яценюк заявил, что его кабинет готов к усилению полномочий Крыма в украинском парламенте
«Адмирал Григорович»: курс на Черноморский  флот!
15 марта 2016 г.

«Адмирал Григорович»: курс на Черноморский флот!

Над головным фрегатом проекта 11356, который построен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь», взвился Андреевский флаг
«Черная дыра» для наших врагов
17 ноября 2015 г.

«Черная дыра» для наших врагов

17 ноября 2015 года российская субмарина из Средиземного моря «дотянулась» ракетным кулаком до самопровозглашенной столицы так называемого «Исламского государства»
Главная » Герои нашего времени » Военный психоз -II

Военный психоз -II

Ситуация вокруг Крыма стремительно движется в сторону силового варианта

Глава Объединенного комитета начальников штабов США генерал Мартин Демпси заявил, что американская армия готова оказать поддержку Киеву в случае обострения ситуации.
Военный психоз -II

Логично предположить, что роль зачинщика силового конфликта возьмет на себя украинская сторона. Возможно, именно для обсуждения этого вопроса президент США Барак Обама пригласил к себе Яценюка.

Киев уже дал понять, что готов к прямым военным действиям. Премьер Яценюк, обращаясь к России и российскому президенту, пообещал, что Украина «не отступит ни на сантиметр со своей земли». И действительно, «незалежная» ударными темпами готовится к силовому сценарию. В районе Перекопского перешейка, вдоль дорог, ведущих в Крым, уже выставлены блокпосты украинских десантников 79-й аэромобильной бригады (дислоцирована в городе Николаев). По соседству сооружены позиции для минометов и укрытия для бронетранспортеров.

В Новоград-Волынском Житомирской области вышла на некие «большие учения» 30-я отдельная механизированная бригада – десятки танков, самоходных орудий и боевых машин пехоты. К маршу готов и 12-й отдельный саперно-инженерный полк, дислоцированный неподалеку.

Пришли в движение и войска, дислоцированные во Львове – расположение 80-го аэромобильного полка покинули десятки бронетранспортеров. По слухам, они двинулись по шоссе в направлении Ровно. В тот же день под Белой Церковью в Киевской области на железнодорожные платформы погрузили около 20 танков 72-й отдельной механизированной бригады.

Правда, и. о. министра обороны адмирал Игорь Тенюх на закрытой части заседания правительства, как утверждают, доложил, что «моральное состояние личного состава в Крыму подавленное, в частях растут протестные настроения, увеличивается число дезертиров. Военным уже больше месяца не платят зарплату, наблюдаются перебои с продовольствием». Об этом сообщил РИА «Новости» украинский чиновник. Чтобы поддержать боевой дух бойцов, кабмин тут же принял решение выделить 125 млн. гривен для единоразового денежного обеспечения военнослужащих Крыму.

Но у самого Яценюка, видимо, нет уверенности, что украинские военнослужащие будут драться в как львы. Поэтому премьер настаивает на усилении армии бойцами идейными – националистами из «Правого сектора». Чтобы вооружить боевиков, Яценюк уже внес соответствующее обращение в Верховную Раду.

Готовятся к отражению штурма Перекопа и отряды самообороны Крыма. Правда, информации об их действиях практически нет. Известно лишь, что украинский разведывательный самолет обнаружил многочисленные посты военнослужащих вдоль Перекопского перешейка в Крыму. Об этом сообщается на официальном сайте Государственной пограничной службы Украины. Прощупывают крымский перешеек и украинские беспилотники – интересное видео с одного из них попало в Интернет.

Словом, ставки сделаны, и стороны ждут отмашки. Ясно и другое: развязка наступит в ближайшие дни – до референдума 16 марта о статусе полуострова. Как будут развиваться события в Крыму, и сыграет ли в них ключевую роль США?

– Американцы присвоили себе право вмешиваться во внутренние дела независимых государств, – убежден генерал-полковник, президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. – В 2008 году они даже выпустили специальный устав сухопутных войск, который называется «Операции по стабилизации». В этом документе четко сказано, что США не только имеют право, но и обязаны вмешиваться в дела государств, где слабы государственные институты. Власть в таких государствах объявляется нелегитимной, и американская армия вмешивается для стабилизации ситуации внутри таких стран.

На Украине американцы именно по этому уставу и действуют. Изначально предполагалось, что операция по стабилизации «незалежной» будет проводиться в несколько этапов. Первый – дестабилизация обстановки в стране, затем кровопролитие. А потом ввод в страну войск НАТО под руководством США. Но главное - в рамках этой операции американцы реализовывают свою давнюю мечту – столкнуть в вооруженном конфликте русских и украинцев.

Поэтому силовой сценарий в Крыму сейчас весьма вероятен. Можно предположить, что украинские войска начнут штурмовать Перекоп и Крым, а затем подтянутся войска западных союзников. Сами американцы рисковать не станут, а пошлют в Крым, скорее всего, румын и болгар – якобы для стабилизации обстановки.

Особо подчеркну: силовой вариант наиболее вероятен накануне референдума в Крыму. Например, в ночь с 15 на 16 марта. В любом случае, провокации со стороны украинской стороны однозначно будут.

Говорить о высокой боевой и технической готовности ВС Украины не приходится. Но соотношение сил в Крыму, не исключено, будет в пользу украинцев. Для крымской операции они подберут части, укомплектованные военнослужащими с Западной Украины, задействуют вооруженных бандеровцев из «Правого сектора». Возможно, развернут диверсионную деятельность.

– Использование военных сил Запада на территории Украины чрезвычайно маловероятно, – отмечает генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова. – Для этого есть другие ресурсы: сама украинская армия, достаточное количество вооруженных бандформирований, вроде «Правого сектора», плюс неонацисты и радикалы из стран Восточной Европы, которые стянутся на Украину. Наконец, имеются вооруженные силы такого вассала Вашингтона на постсоветском пространстве, как Грузии.

За Грузией сейчас нужно наблюдать особенно внимательно. 3 марта состоялся телефонный разговор главы Минобороны Грузии Ираклия Аласания с и.о. главы минобороны Украины. 7 марта военное ведомство Грузии заявило, что вооруженные силы республики находятся в состоянии полной боевой готовности. А на прошлой неделе грузинский премьер Ираклий Гарибашвили побывал в Вашингтоне. И встретился там не только с вице-президентом США Джо Байденом, но и – что выходит за рамки протокола – с президентом Обамой. Все это говорит о том, что Грузия ведет сегодня чрезвычайно активную военно-политическую деятельность.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Приказ Ставки Верховного главнокомандования от 16 августа 1941 г. имел весьма выразительный заголовок - «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава». Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Этот приказ был как бы прелюдией к приказу народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина № 227, который более известен среди фронтовиков по неофициальному названию – «Ни шагу назад!». В соответствии с ним в Красной Армии впервые с времен Гражданской войны были введены штрафные части.

Исторические реваншисты, стремящиеся во что бы то ни стало переиграть итоги Великой Отечественной войны, пользуются слабой осведомленностью наших сограждан и доказывают, например, что советские полководцы были способны побеждать, лишь заваливая врага трупами, а бойцы шли в бой единственно из-за страха перед штрафными частями и заградительными отрядами.

Пишут, например, что в составе Брянского фронта К.К. Рокоссовского воевала целая бригада штрафников, которая и направлена была туда именно потому, что маршал – сам бывший заключенный. Объявлены штрафниками моряки-добровольцы штурмового отряда майора Ц.Л. Куникова, который в феврале 1943 г. захватил плацдарм на Мысхако в районе Новороссийска. Об Александре Матросове рассказывают, как о штрафнике, хотя он был воспитанником Уфимской трудовой колонии и попал на фронт по мобилизации. Не краснея, утверждают, что в штрафбаты направлялись «исключительно зеки ГУЛАГа». Пишут о том, что в Красной Армии были многие тысячи штрафных частей, в которых воевали несколько миллионов человек.

Недобрую службу сослужил вышедший несколько лет назад телесериал «Штрафбат» (автор сценария Э.Я. Володарский, режиссер Н.Н. Досталь), многое в нем оказалось поставленным с ног на голову. По воле авторов фильма в придуманной ими воинской части бок о бок воюют разжалованные офицеры и рядовые солдаты, освобожденные из лагеря политические заключенные и уголовники. По ходу фильма к штрафбату присоединяется православный священник отец Михаил. Командует воинской частью бывший капитан РККА штрафник Твердохлебов. Он же подбирает остальной командный состав – ротных, взводных.

С экрана предстают не воины Красной Армии, а какие-то оборванцы, живущие в атмосфере полупартизанской вольницы. Командиры, чтобы добиться выполнения боевой задачи, вместо отдания приказа уговаривают подчиненных. Политический состав, начиная с комиссара, в этом киношном штрафбате отсутствует напрочь, зато в расположении батальона безвылазно находится начальник особого отдела дивизии, как если бы у него не было иных забот. Сами же штрафники словно состоят не на довольствии в регулярной армии, а пребывают где-то в глубоком тылу врага и потому вынуждены всем необходимым, в том числе оружием, обеспечивать себя самостоятельно и за счет противника. Что касается статуса штрафника, то он по воле авторов фильма носит по сути пожизненный характер. Зрителя подводят к ложной мысли, что сколько штрафник ни воюй, сколько ни проявляй героизма и ни получай ранений, единственная возможность снять с себя «грехи» – погибнуть в бою. Иначе – смерть от пули особиста или заградотрядовца.

Вопреки широко распространенным заблуждениям, штрафные части, созданные по приказу наркома обороны № 227, не имели ничего общего с исправительными учреждениями, а представляли собой обычные стрелковые части.

Всего за неполные три года, минувшие ко дню окончания войны, в составе действующей армии, по данным Генерального штаба ВС СССР, насчитывалось 65 отдельных штрафных батальонов (ОШБ) и 1048 отдельных штрафных рот (ОШР), причем их количество не было постоянным и уже с 1943 г. стало снижаться. Новейшие подсчеты военного юриста и историка А.В. Мороза, позволившие исключить двойной учет одних и тех же формирований, дают еще меньшую цифру – 38 ОШБ и 516 ОШР.

В их составе, согласно архивным отчетно-статистическим документам Генерального штаба, воевали 427910 человек переменного состава. При примерной ежегодной численности армии и флота в 6–6,5 млн. человек доля штрафников ничтожна – от 2,7 процента в 1943 г. до 1,3 процента в 1945 г., что не позволяет говорить об их сколько-нибудь заметной роли в войне.

Принципиальная разница между штрафными и линейными частями состояла только в том, что личный состав штрафных батальонов и рот подразделялся на постоянный (командно-начальствующий состав) и переменный (собственно штрафники). Командиры назначались на должности в обычном порядке, получая, по сравнению с офицерами из линейных частей, льготы по исчислению общей выслуги лет, выслуги в воинском звании, а также повышенный оклад денежного содержания.

Кадровые военнослужащие были безоговорочно чисты перед законом (уже поэтому штрафник Твердохлебов не мог командовать батальоном). Более того, они подбирались, как потребовал нарком обороны, из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников. Командир и комиссар ОШБ пользовались по отношению к штрафникам дисциплинарной властью командира и комиссара дивизии, командир и комиссар ОШР – властью командира и комиссара полка.

Переменники направлялись в штрафные части на срок от одного до трех месяцев либо приказом соответствующего командира (таким правом были наделены командиры дивизий и отдельных бригад и выше в отношении офицеров, командиры полков и выше – в отношении рядового и сержантского состава), либо военным трибуналом, если были осуждены с отсрочкой исполнения приговора до окончания военных действий. По ходу войны к ним присоединялись лица, освобожденные из исправительных колоний и лагерей, а до того осужденные, как правило, за нетяжкие преступления. По неполным данным, за годы войны ИТЛ и колонии НКВД досрочно освободили и передали в действующую армию около 1 млн. человек.

Правда, лишь некоторая часть из них была направлена в штрафные формирования, большинство пополнили обычные линейные части. Именно из такого контингента состояла стрелковая бригада, о которой в книге «Солдатский долг» писал маршал К.К. Рокоссовский и которую многие читатели принимают за штрафное формирование.

Провинившиеся офицеры (от младшего лейтенанта до полковника) направлялись в штрафные батальоны, рядовой и сержантский состав – в штрафные роты. Бывшие офицеры попадали в штрафроты только в том случае, если по приговору военного трибунала они были лишены воинского звания. Все военнослужащие переменного состава, независимо от того, какое воинское звание они носили до направления в штрафную часть, были разжалованы судом или нет, воевали на положении штрафных рядовых.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии