RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Тайная функция телерекламы
23 ноября 2013 г.

Тайная функция телерекламы

23 ноября 2013 года отмечается 40 дней с момента безвременной кончины журналиста-патриота Дмитрия Терехова
Как Крым ушёл от американского рабства
16 марта 2019 г.

Как Крым ушёл от американского рабства

16 марта 2014 года на исконно русском полуострове состоялся референдум, итоги которого позволили русским вернуться в Россию
Потомственный десантник Александр Маргелов
19 июля 2016 г.

Потомственный десантник Александр Маргелов

19 июля 2016 года ушел из жизни легендарный десантник, Герой России Александр Маргелов
Русский подвижник
28 июня 2017 г.

Русский подвижник

27 июня 2017 года исполнилось 80 лет математику, общественному деятелю, редактору новосибирской газеты «Память» Валерию Будянову
«Меч» Тамерлана
19 октября 2014 г.

«Меч» Тамерлана

80 лет назад, 19 октября 1934 года, родился российский конструктор боевой техники Тамерлан Османович Бекирбаев
Главная » Герои нашего времени » «Я выдвинул Ельцина...»

«Я выдвинул Ельцина...»

Исповедь бывшего секретаря ЦК КПСС Якова Рябова

24 марта 1928 года родился Яков Петрович Рябов, крупный партийный и хозяйственный деятель советского периода, курировавший от партии вопросы обороны, впоследствии первый заместитель председателя Совета министров СССР. Мне доводилось с ним не раз встречаться и беседовать. Вот некоторые отрывки диктофонных записей.
«Я выдвинул Ельцина...»

— Я коренной уралец. Родители строили Уралмашзавод, а я 14-летним пацаном в 1942 году пришел сюда работать токарем. Вырос до начальника цеха. Затем был избран секретарем парткома. На Урале поднялся на высшую партийную орбиту — стал первым секретарем Свердловского обкома партии в 1971 году, а потом дослужился до секретаря ЦК по обороне. И на всех должностях старался быть полезным Уралу, даже если это было во вред себе.

Помню, как в 1971 году вошел в конфликт с тогдашним секретарем ЦК по обороне Дмитрием Устиновым. Наш Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле подготовил выпуск танков Т-72. Но в Харькове наладили производство танков Т-64. Военным он не нравился, и его приняли на вооружение только под большим давлением самого Устинова, который жестко выступал против нашего Т-72.

Вскоре Устинов приехал к нам вручать области орден, но отказался заехать в Нижний Тагил. Я его все-таки на Уралвагонзавод привез. Показали танк, а он мне говорит: «Знаешь, Яков, ты занимайся своим партийным делом, а в оборонку не лезь». Ну, меня заело. «Я знаю, — отвечаю, — чем мне заниматься. Танк Т-72 в производство пойдет!» И началось… Приехала комиссия. Мнения у нее разделились. Тем, кто подчинялся Устинову, не нужен наш танк, а военным — приехали генерал армии Павловский, маршал Бабаджанян — танк нравится. Следом приезжает первый зам. министра обороны маршал Якубовский и тоже говорит, что наш танк армии нужен. Потом мне звонит Брежнев: «Что там у вас с Устиновым?» Я ему объясняю, что мы создали прекрасную машину, которая станет не только основой нашей мощи, но и долгие годы будет основой нашего оборонного экспорта и принесет много валюты. Брежнев неопределенно сказал: «Ладно». И положил трубку.

Дней через пять мне звонит министр обороны маршал Гречко: «Вылетаю к вам в Нижний Тагил». Через четыре часа мы с командующим Уральским военным округом встречали Гречко на Тагильском аэродроме ПВО. Показали ему сборочный цех завода. Вывели маршала к шоссе, которое шло вдоль корпуса. Вдруг гул. Со скоростью почти 70 километров в час мчится Т-72, от булыжника искры летят. За ним второй — скорость такая же, только башня крутится и пушка вверх-вниз. Третий танк остановился, высекая искры, с полного хода прямо возле Гречко. Маршал был восхищен. Пришли к директору завода. Гречко говорит: «Надо танк в производство пускать». Пошли мы с ним к телефону ВЧ, позвонили Брежневу. Гречко докладывает: «Я посмотрел Т-72. Это чудеснейшая машина. Это то, что нужно Вооруженным силам. Если вы не будете возражать, я от вашего имени объявлю, что машина принимается на вооружение». Брежнев отвечает: «Тебе решать. А как же с Устиновым?» Гречко говорит: «Да на хрен он нужен со всеми его перекрутками!» Устинов мне этого не простил.

Припомнил, когда вас назначили секретарем ЦК по обороне?

— Поначалу вроде бы нет. Он поздравил меня с избранием, мы расцеловались. Посоветовались, кого мне взять помощником. Участок достался нелегкий — отделы оборонных отраслей промышленности, административных органов и нефтехимического комплекса. Самым сложным, конечно, был оборонный отдел. Я почти каждую неделю ездил в командировки на оборонные заводы, или в НИИ. В год получалось примерно 40 городов и около 150 научных и конструкторских организаций.

Вскоре убедился, что имевшаяся у нас система разработки вооружений поглощает слишком много денег из казны. Разные КБ параллельно вели работу над системами одного и того же назначения. В результате силы главных конструкторов тратились на проталкивание созданных образцов. Иногда недоработанная и недостаточно испытанная техника запускалась в производство, из-за чего было немало аварий и катастроф. А в целом такая политика вела к тому, что мы во многих вопросах начали отставать от американцев. По этим проблемам и возникли у нас трения с Устиновым.

- Какие?

- В 1977 году я вместе с начальником Генштаба маршалом Огарковым и представителями министерств проверял противовоздушную и противоракетную системы обороны Москвы. Она имела много недостатков. Устинов меня выслушал и говорит: «Знаешь, Яков, раньше и такой системы не было». Потом мы столкнулись по танковому вопросу. У нас были огромные хранилища устаревших танков. Под Свердловском целый арсенал на тысяче гектаров. Ангары, дома для офицеров. Говорю Устинову: «Дмитрий Федорович, зачем держать такое количество никому не нужной техники? Давайте спокойно сдадим старые танки в переплавку, дома передадим городам, офицеров отправим служить туда, где они действительно будут полезны». Он разозлился: «А что это тебя так волнует? Мало ли что? Вдруг эти танки пригодятся?»

Наверное, Устинов приложил руку к тому, что вас «ушли» с должности секретаря по обороне?

— Да. Он долго выжидал повода. Была предвыборная кампания в Верховный Совет СССР. Я баллотировался от Свердловской области, от Нижнего Тагила. Все шло как обычно, я выступал на заводах, и тут первый секретарь горкома попросил меня встретиться в узком кругу с членами бюро горкома, секретарями райкомов. «Ходят слухи, — говорит, — что Брежнев тяжело болен. Разъясните ситуацию».

Об этом разговоре, видимо, доложили Брежневу. Дня через два после моего возвращения в Москву он мне позвонил: «Вот вы с Долгих готовили вопрос по Госплану (а мы действительно года за полтора до того разработали предложения по укреплению кадров Госплана). Надо сейчас заняться этим делом. С тобой Суслов поговорит». Минут через двадцать приглашает меня Суслов: «Леонид Ильич с вами говорил? Есть предложение, чтобы вы стали первым зампреда Госплана».

Политбюро состоялось, мой вопрос решили, и я выступил. Поблагодарил за то, что товарищи помогли мне пройти в ЦК хорошую школу, можно сказать, академию. После заседания меня обнял Алексей Николаевич Косыгин и сказал: «Вы не переживайте, в Госплане тоже пройдете хорошую школу. Если что, обращайтесь прямо ко мне».

А как вы стали первым заместителем предсовмина?

- Умер отвечавший за химический комплекс зампред Леонид Аркадьевич Кастандов. А я в Госплане курировал в числе прочего и химию. И потому тогдашний председатель правительства Николай Александрович Тихонов предложил меня на этот пост. Но его достаточно скоро сменил мой бывший ученик Николай Рыжков. К сожалению, он быстро забыл все хорошее, что я для него сделал. Когда я еще работал секретарем обкома, то немало помогал ему в продвижении по службе.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
30 марта
понедельник
2020

В этот день:

Авиаконструктор Сергей Ильюшин

30 марта 1894 года родился Сергей Владимирович ИЛЬЮШИН (умер 09.02.1977 года), авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, семикратный лауреат Сталинской премии, генерал-полковник, академик АН СССР.

Авиаконструктор Сергей Ильюшин

30 марта 1894 года родился Сергей Владимирович ИЛЬЮШИН (умер 09.02.1977 года), авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, семикратный лауреат Сталинской премии, генерал-полковник, академик АН СССР.

В 1926 году Сергей Ильюшин закончил Военно-воздушную Академию имени профессора Н. Е. Жуковского. С ноября 1931 года на руководящей конструкторской работе. Первым его самолетом стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26. 17 июля 1936 года Владимир Коккинаки установил на нём первый советский мировой авиационный рекорд (высоты подъёма груза), официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией (ФАИ). Затем в ОКБ Ильюшина были сконгструированы бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4), осуществившие ряд налётов на Берлин в августе-сентябре 1941 года, а также «летающий танк» — штурмовик Ил-2, самый массовый самолёт СССР в Великой Отечественной войне. С 1943 года ОКБ Ильюшина по приказу Сталина приступило к разработке пассажирских самолётов. Серия гражданских Илов началась с Ил-12. Потом последовали Ил-14, Ил-18, Ил-62. Последним самолётом, разработанным под руководством Сергея Владимировича, стал Ил-62 — флагман Аэрофлота 1960-х — 1970-х годов.

 

Партизанский «батя» Алексей Фёдоров

30 марта 1901 года родился Алексей Федорович ФЁДОРОВ (умер 09.09.1989 года), руководитель партизанского движения, дважды Герой Советского Союза.

Подводник Анатолий Коняев

30 марта 1909 года родился Анатолий Михайлович КОНЯЕВ (умер 13.5.1992 года), офицер-подводник, капитан 1 ранга, Герой Советского Союза.

Космонавт Елена Кондакова

30 марта 1957 года родилась Елена Владимировна КОНДАКОВА, космонавт, Герой России.

Гибель лётчика-испытателя Василия Борисова

30 марта 2001 года погиб Василий Петрович БОРИСОВ (род. 10.01.1929 года), подполковник ВВС, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза.

Гибель лётчика-испытателя Василия Борисова

30 марта 2001 года погиб Василий Петрович БОРИСОВ (род. 10.01.1929 года), подполковник ВВС, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза.

Василий Борисов родился 10 января 1929 года в деревне Чернобровкина Белоярского района Свердловской области в семье крестьянина. В 1947 году был призван на службу в Советскую Армию. В 1950 году Борисов окончил военное авиационное училище лётчиков в Омске, был лётчиком в частях ВВС СССР.

В 1959 году в звании подполковника был уволен в запас. В 1960 году, не желая уходить с лётной работы, окончил школу лётчиков-испытателей и поступил на работу в ОКБ Туполева. Участвовал в испытаниях 80 разновидностей самолётов, в том числе: «Ту-104», «Ту-134», «Ту-144», «Ту-154», «Ту-22», «Ту-22М», «Ту-22М2» и их модификации. В 1994 году Борисов вышел на пенсию. Проживал в городе Жуковском Московской области. 30 марта 2001 года был убит в подъезде своего дома в стычке с грабителями.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии