RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Свободу полковнику Владимиру Квачкову!
5 июня 2017 г.

Свободу полковнику Владимиру Квачкову!

5 июня 2008 года коллегия присяжных заседателей Московского областного суда вынесла оправдательный вердикт по «делу о покушении на Чубайса».
5 лет «строгача» за...милосердие
29 июля 2015 г.

5 лет «строгача» за...милосердие

3 года назад врача-ветеринара Александра Шпака осудили на 5 лет в колонии строгого режима за использование "Кетамина" - препарата для проведения операций на животных, который в 2000 году был признан наркотическим средством
Казаки - детям
20 августа 2018 г.

Казаки - детям

Кубанский казачий центр «Баско» продемонстрировал своё искусство первой межнациональной смене детского лагеря «Кавказ» в Майкопском районе Республики Адыгея.
«Меч» Тамерлана
19 октября 2014 г.

«Меч» Тамерлана

80 лет назад, 19 октября 1934 года, родился российский конструктор боевой техники Тамерлан Османович Бекирбаев
Подвиг шахтёра Александра Скрябина
9 июля 2014 г.

Подвиг шахтёра Александра Скрябина

7 июля 2014 года в бою с украинскими фашистами луганский ополченец, спасая товарищей, бросился под танк со связкой гранат
Главная » Герои нашего времени » Эпохальные мелодии Александры Пахмутовой

Эпохальные мелодии Александры Пахмутовой

9 ноября у неё юбилей. Поздравляем! Желаем крепкого здоровья и новых песен!

Публикуем рассказ об этом великом композиторе нашего постоянного автора писателя Михаила Захарчука
Эпохальные мелодии Александры Пахмутовой

Мой старший товарищ и боевой командир, к великому сожалению, уже покинувший сей бренный мир, - полковник Анатолий Григорьевич Утыльев служил начальником парашютно-десантной службы в первом отряде космонавтов. И - комсоргом там же. Мало кто знает, что двадцать первых кандидатов в космонавты были комсомольцами. Анатолий Григорьевич рассказывал: «Днём мы гоняли ребят, что твоих сидоровых коз. Программа подготовки была невероятно, запредельно, просто-таки чудовищно сложной. После полёта Гагарина её, кстати, существенно упростили. Достаточно тебе сказать, что по медицинским показаниям уволили Валю Варламова, Толю Карташова и Диму Заикина. Валя Бондаренко погиб в барокамере. А Марса Рафикова, Ваню Аникеева, Валю Филатова и Гришу Нелюбова исключили из отряда просто за нарушение режима подготовки. Так всё было строго, ответственно и напряжённо. Никто ведь понятия не имел о том, как там Космос спросит с человека. Ну а по вечерам ребята откровенно скучали. Однако, что мы могли им предложить, кроме: кино, домино и бильярда. Разнообразить досуг будущих космонавтов нельзя было из-за строжайшей секретности. И как-то в разговоре с первым секретарём ЦК ВЛКСМ Сергеем Павловым я пожаловался на это невесёлое обстоятельство. А Павлович, надо заметить, отличался и смёткой, и хваткой. К тому же был на дружеской ноге с Хрущёвым. При случае и передал ему мою озабоченность. Надо полагать, Никита Сергеевич отреагировал правильно. Это я понял, когда наш начальник Центра Евгений Анатольевич Карпов сердито спросил: «Ты почему не занимаешься досугом своих комсомольцев?» То была отмашка, и я ею воспользовался, как говорится, по полной форме. Скажу тебе не без гордости: за то время, что я рулил комсомолом, в нашем Центре побывали очень многие известные всей стране деятели культуры. Но самой первой была Александра Пахмутова. Она же затем приводила с собой Николая Добронравова, Сергея Гребенникова, Муслима Магомаева, Льва Баркашов, Юрия Гуляева, Иосифа Кобзона, Майю Кристалинскую, Льва Лещенко, Вадима Мулермана, Эдуарда Хиля, Валентину Толкунову, других авторов и исполнителей собственных замечательных песен. Все космонавты первого и последующих призывов - души не чаяли в этой крохотулечной женщине с таким великим, космическим песенным талантом. Но, наверное, самым большим её другом был всё же Юрий Гагарин».

…Покорение Космоса явилось главной и непревзойдённой высотой, взятой социалистическим обществом в послевоенное время. И никто из творцов лучше Пахмутовой, не запечатлел в своих творениях этого дерзновенного взлёта труда и мысли советского человека. Вот вам, дрогой читатель, навскидку музыкальные произведения Александры Николаевны, в которых воспет на века наш прорыв к звёздам: «И сказки расскажут о вас, и песни о вас споют»; «Заря космического века»; «Обнимая небо»; «На взлёт»; «Голос Родины, голос России»; «Созвездие Гагарина» - цикл из пяти песен, включая гениальную «Знаете, каким он парнем был»; «И вновь продолжается бой»; «Звёздная наша пристань»; «Млечный путь»; «Звёзды становятся ближе»; «Мы – гагаринцы»; «Звёздная чайка»; «Эпитафия» - о памятнике Гагарину. И я не уверен, что перечислил хотя бы половину из того, что написала Пахмутова в означенной тематике, хотя бы потому, что не упомянул любимой Гагариным «Нежности».

Социалистическое общество неустанно созидало по всем направлениям общественной жизни, и то созидание всегда сопровождалось неиссякаемым творческим задором супружеского тандема Пахмутова – Добронравов. Порой – буквально, даже географически они отображали экономическую поступь великой страны: «Стоит туман над Енисеем»; «Город мой, Воркута»; «Падунские пороги»; «ЛЭП-500»; «Песня об Ангарске»; «Ямал»; «Песня Дальнего Востока»; «Норильский никель», «Письмо на Усть-Илим». И опять же – непревзойдённое из цикла «Таёжные звёзды»: «А нынче отстроенный Братск легендарен,/ И катер по морю плывёт,/ Марчук играет на гитаре,/ И море Братское поёт». Многие мои современники, распевая эту прекрасную, задушевную песню, искренне полагали, что её герой – тот самый Гурий Марчук, российский академик, выдающийся специалист в области вычислительной математики, физики атмосферы, геофизики, последний президент Академии наук СССР. Ничуть не бывало. Это его двоюродный брат Григорий, рядовой инженер, строивший крупнейшую Братскую ГЭС.

Простецкая эта с виду деталь, вспомнилась не случайно. В годы так называемой перестройки Пахмутову и её соавторов стали облыжно обвинять в творческом конформизме, в подобострастной лояльности к властям, в потакании невзыскательному вкусу масс. И чем шире плацдармы завоевывали так называемые «новое мышление и гласность», тем большая пустота образовывалась вокруг творческого тандема Добронравов-Пахмутова. Наступило время, когда их телефон замолк полностью, как будто его отрезали от внешнего мира. Александру Николаевну и Николая Николаевича не приглашали в концерты, на радио, на телевидение. А если неэлектронные средства массовой информации упоминали её имя, то разве что в уничижительной или злобной тональности: "Та самая Пахмутова, что в верноподданническом раже написала песню про генерального секретаря Брежнева - "Малая земля". В сентябре 1991 отмечались сороковины гибели жертв августовского путча. В Большом театре прозвучала песня-реквием Пахмутовой "Вопрос" на слова Роберта Рождественского. Вот тогда композитору был нанесен едва ли не самый страшный удар за всю её предыдущую творческую жизнь. Очень известное на ту пору издание (к великому сожалению им оказалась моя любимая «Независимая» - М.З.) упрекнуло Александру Николаевну в том, что она как всегда по-комсомольски торопится идти в ногу теперь уже с другими временем: вместо вчерашних галстуков детский хор выходит петь её песни со свечами.

То было коварное и дурное время, когда сплошь и рядом с купелями выплёскивали детей на помойку, когда остервенело топтались проверенные символы эпохи и разрушались надежные державные скрепы. А творчество Пахмутовой было составной частью тех скреп. Вот по нему и ударили: зло и наотмашь. И ведь никто тогда не дал себе труда заглянуть в святцы, чтобы выяснить, что "Вопрос"-то был написан... тремя годами раньше! И всё это время считался запретным, "непроходным" на так называемом бесцензурном «перестроечном» радио и телевидении. Равно как и никто не стал вспоминать, что в замечательной, пронзительной песне "Малая земля" никакого генерального секретаря нет и в помине; что написана она в память о тысячах погибших советских солдат на небольшом плацдарме под Новороссийском, где, в самом деле, довелось повоевать и Леониду Ильичу, бывшему на то время простым полковником. Собственно, в той песне – вся великая философия минувшей войны, когда наши отцы и деды, защищая каждый малый клочок родной земли, защищали тем самым великую родину - Советский Союз: "Малая земля. Кровавая заря./ Яростный десант. Сердец литая твердь./ Малая земля - гвардейская земля,/ Братство презиравших смерть./ Малая земля. Гвардейская семья./ Южная звезда Надежды и Любви./ Малая земля - российская земля,/ Бой во имя всей земли!/ Малая земля. Здесь честь и кровь моя,/ Здесь мы не могли, не смели отступать./ Малая земля - священная земля./ Ты моя вторая мать./ Малая земля. Товарищи, друзья.../ Вновь стучит в сердца тот яростный прибой./ Малая земля - великая земля,/ Вечный путь из боя в бой".

Человек, написавший такие строки о войне, а композитор, создавший к ним столь замечательную музыку, не зря на земле прожили. Но кому же не ясно, что нет пророка в своем отечестве. Правда, теперь многие из нас прозревают. Нам, включая безразличных бомжей и циничных олигархов, постепенно открывается незамысловатая, грубая как забор и кювет при нем, истина: всё, чем мы живем сейчас, всё это создано не при вожделенном свободном рынке, а в проклятые и ненавистные для кого-то "застойные" годы. Всё наше лучшее - оттуда: железные дороги, просто дороги, ГЭСы, ЛЭПы, заводы, мосты, нефть, газ, здания и сооружения, весь наш посконный менталитет, ("когда умом не понять") и даже "старые песни о главном" - тоже оттуда. Многие из нас пытались в хмельном угаре растоптать собственное материальное и духовное прошлое – ах, застой, ах, тоталитаризма! Только не Пахмутова с Добронравовым, так и не предавшие нежной искренности своей молодости. Но даже тогда, когда вздыбленное общество наше чуток остановилось, вдарило себя по лбу и окстилось, даже тогда эти два выдающихся творца не стали предъявлять никому никаких претензий за себя, поруганных, несправедливо оскорблённых. Единственное, что себе позволили - написали горькую песню "Остаюсь с обманутым народом". Такова высокая интеллигентность этих уникальных людей.

…Накануне 70-летия Вооружённых Сил СССР был организован Всесоюзный телевизионный конкурс "Когда поют солдаты". Его туры проходили в Беловежской пуще, в Одессе, в Таллинне, в Киеве, в Волгограде, в Москве. Кроме Таллинна, я побывал везде. И на каждом конкурсе встречался с Александрой Пахмутовой. Вообще, должен заметить, что в годы советской власти, наверное, и не случалось в государстве ни одного масштабного мероприятия, куда бы руководство не приглашало Александру Николаевну и её супруга. Она была знаковой, пожалуй, что и культовой фигурой той эпохи. И ведь что примечательно и о чём читатель, наверняка, узнает только из этих строк. Эта маленькая женщина - великий композитор - откликалась на все приглашения участвовать в тех или иных действах совершенно, как говаривала мультяшная сова, безвозмездно! Да, разумеется, Александре Николаевне Союз композиторов СССР выписывал творческие путёвки в ту же Беловежскую пущу, в Арктику, на Дальний Восток, в другие регионы. Пахмутова и получала своих 2 рубля 80 копеек в сутки. Может быть, сверх этого кто-то соизволял поднести ей подарок: макет трактора, плотины, ракеты, картину, сарафан, тарелку или любую иную копеечную безделушку. Никаких сверхгонораров Александра Николаевна отродясь никогда не получала. И это притом, что зарубежная музыкальная журналистика давно назвала её эквивалентом Джорджа Гершвина, который, как известно, имел миллионные гонорары. Более того, вместе с мужем Николаем Николаевичем, которого в командировки на тех же условиях снаряжал Союз писателей СССР, они, зачастую, тратили свои собственные деньги в многочисленных поездках по стране! Когда я случайно узнал об этом, то с крестьянской непосредственность стал пенять творческой звёздной чете: да как же вы, дескать, позволяете всем этим хапугам и жлобам пользоваться вашей добротой и скромностью?! Да за такие поездки хитрованы-организаторы на местах должны вас озолотить! Попробуйте догадаться, что ответила добрейшая, до седых волос не потерявшая стеснительности, Александра Николаевна:

- Да Бог с ними, с теми деньгами. Тоже нашли проблему!

Так вот что я вам теперь скажу, дорогой читатель. Все песни Пахмутовой столь горячо любимы народом не только из-за их неповторимой мелодичности, но и в не меньшей степени потому, что ни сама композитор, ни её бессменный поэт-песенник никогда не разочаровывали людей. Никогда. Невозможно даже представить себе, чтобы Пахмутова и Добронравов как-то, в чём-то, где-то себя скомпрометировали, оказались замешанными в каком-либо сомнительном деле с точки зрения обыкновенной человеческой морали. Они высоконравственны в подлинном смысле этого понятия. Во всём. Всегда. Это такие тонкие, но одновременно и глубинные материи, что их нельзя организовать никакой пропагандой. И поэтому редко кто из творцов советской эпохи мог бы похвастаться такой несуетной, но горячей любовью к себе простого народа. Ну, разве что Юрий Никулин. Правда, ему не довелось переживать того, что выпало на долю Александры Пахмутовой и ее супруга.

...Случайно как-то в передаче Андрея Караулова увидел я и услышал, какую ахинею несут желтые СМИ о Пахмутове с Добронравовым. Глазам и ушам своим не поверил! Тем более, что за столько лет знакомства с ними (треть века исполнилось!) никогда не слышал никаких сетований от них. И уверен: не возьмись пронырливый Андрюша за эту тему, так бы и помалкивали Александра Николаевна и Николай Николаевич. Не из того теста композитор и поэт, чтобы роптать и жаловаться на долю. Наверное, и потому, что, должно быть, понимают: созданное ими - на века. Вместе с ними на том же поприще трудились сотни, даже тысячи других советских творцов. Но никто даже приблизиться не смог к Пахмутовой и Добронравову. Вообще это уникальный, более нигде в мире не повторяющийся творческий бренд-тандем, который лишь по недосмотру издателей до сих пор отсутствует в «Книге рекордов Гиннеса». До тех пор, покуда у нас будут таки мелодии, как у Пахмутовой, а русская поэзия не потеряет смысла – мы непобедимы. Никому в целом мире, так как нам, песня не помогает «строить и жить». И – побеждать.

Даже невозможно себе представить современной музыкальной культуры без «Песни о тревожной молодости», "Нежности", "Мелодии", "Надежды", «Главное, ребята, сердцем не стареть», "Таежных звезд", "Прощания с Братском", «Девчонки танцуют на палубе», «Усталая подлодка», «Обнимая небо», «Мы учим летать самолёты», «Орлята учатся летать», «Старый клён», «Беловежская пуща», «Трус не играет в хоккей», «Прощальной песни Олимпиады», «И вновь продолжается бой», «Нам не жить друг без друга», «Как молоды мы были», «Команда молодости нашей». Из одного перечисления названий песен Пахмутовой получилась бы солидная статья - песен у композитора более четырёхсот, а всего музыкальных произведений и под тысячу наберётся. Они, эти песни, эта возвышающая душу музыка, жили, живут и будут жить среди нас. С нами они грустят и радуются, мечтают, борются и дерзают. Опять же не припомню, кому бы еще удалось так глубоко и всесторонне познать современника в песнях, как это сделала Пахмутова, достигнув небывалых высот помыслов, идеалов, веры в человека, в его возможности! Песни Пахмутовой исполняли: Л. Зыкина, С. Лемешев, Г. Отс, М. Магомаев, Ю. Гуляев, И. Кобзон, Л. Лещенко, Э. Хиль, М. Кристалинская, Э. Пьеха, В. Толкунова, А. Градский, Т. Гвардцители, Юлиан, Н. Мордюкова, Л. Сенчина, П. Дементьев, М. Пахоменко, А. Герман, Ю. Богатиков, В. Ободзинский, В. Мулерман, И. Бржевская, Н. Бабкина, Г. Белов, В. Леонтьев, С. Ротару, Л. Гурченко, Н. Гнатюк, Д. Гнатюк, М. Боярский, Бисер Киров, Юлиан, Дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски имени Б.Александрова, Хор имени Пятницкого, ансамбли «Песняры», «Самоцветы», «Надежда», «Верасы», «Сябры», «Пламя», «Здравствуй, песня!», «Добры молодцы», различные группы и ещё тысячи других, менее известных певцов. Вот уже несколько десятилетий Пахмутова – самый исполняемый в стране композитор.

"Песни Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова" – за этими простыми словами, так часто повторяемыми дикторами радио и телевидения, ведущими концертных программ, огромный и прекрасный мир мечты, радости вдохновения. Произведения Пахмутовой не спутаешь ни с какими другими. Это её и только её музыка. В ней - неповторимое лицо художника яркой индивидуальности, чутко, остро воспринимающего жизнь. Среди многих звучавших в прошлые годы выспренних, безликих маршей, "гимнов" её песни о лучших людях страны (часто - о конкретных героях), об их делах и подвигах призывали к оптимизму, чистоте чувств, преданности в дружбе, вселяя веру в народ. Трудно перечислить всё, что мы любили и любим из созданного Пахмутовой".

Собрать высказывания известных людей в нашей стране и за её рубежами, таких как это, принадлежащее Муслиму Магомаеву, о творчестве Пахмутовой невозможно даже теоретически, даже с помощью мощнейших сетей Интернета. У неё завидная судьба. Она любима миллионами.

…Работая в газете «Красная звезда», я позвонил однажды Пахмутовой и услышал: "Коля, это тот самый военный журналист, который так хорошо написал обо мне». В другой раз, завизировав моё с ней интервью, сделала приписочку в углу листа: "Спасибо Вам огромное! Буду стараться не разочаровывать". (Она будет стараться!!!) Перейдя в ТАСС, я, наверное, раз пятьдесят написал о творчестве Пахмутовой в сотнях, если не тысячах газет Советского Союза и ни разу не прокомментировал её благодарности в собственный адрес. И сейчас не стану этого делать, потому что боюсь выглядеть нескромным в глазах читателей. Что же касается Александры Николаевны, то, не сомневаюсь, она бы мне простила даже явное желание маленького человека покрасоваться, погреться в лучах её всенародной славы, потому как точно знает: я её люблю сердечно, нежно, преданно и за неё готов кому угодно "пасть порвать и моргалы выколоть". И эту самую "старую хохму" тоже, наверняка, извинит, как даже не заметила однажды, что я от чрезмерного усердия угодить ей и Николаю Николаевичу, плеснул дорогим испанским вином на её парадное платье, тоже, видать, не дешёвое. Случилось это на званом ужине Майи Плисецкой, с которой Пахмутова и Добронравов дружат многие десятилетия. Не помню, к слову, ни одного премьерного или юбилейного спектакля, концерта Плисецкой или Щедрина, на котором бы отсутствовали Пахмутова и Добронравов. Майя Михайловна как-то сказала мне: «Аля и Коля, словно наш творческий талисман. Или – оберег, как вам будет угодно». А Пахмутова в свою очередь однажды заметила, что: «Майя чувствует музыку душой и сердцем. И вообще она – гений. Нам посчастливилось с ней жить в одно время и дружить».

Кто бы спорил, только не я, кому эти две крохотные женщины, как два больших бриллианта, всю жизнь сознательную осветили. Порой, даже самому не очень верится, что судьба моя, которая во многом (особенно в болезнях и смертях родных, близких) сурова со мной донельзя, соблаговолила, тем не менее, одарить меня сердечным и добрым отношением Пахмутовой и Плисецкой. Когда-то я, видать, совершил какое-то богоугодное дело. Во всяком случае, мне в это очень хочется верить...

А родилась Аля в семье рабочего Бекетовской электростанции Николая Андриановича Пахмутова. Мать, Мария Амплиевна (редкое русское отчество, поэтому в обиходе была Андреевной) просто любила музыку, а отец – почти фанатично. На скромный заработок купил фортепиано и очень хорошо научился на нём играть. Наверное, от отца какой-то музыкальный ген передался и дочери. В пять лет Аля вдруг сочинила свою первую фортепианную пьеску. Николай Андрианович был восторжен, изумлён и счастлив. И сделал все от него зависящее, чтобы девчушка всерьез занялась музыкой. Тем более что она делала поразительные успехи на этом непростом поприще. В четвертом классе получила право участвовать в художественной областной олимпиаде, которая состоялась 22 июня 1941 года.

Концерт юных музыкантов шел в Сталинградском областном драматическом театре. Кроха Пахмутова, восседающая на большой подушке, играла вальс собственного сочинения. Публика приняла его с неописуемым восторгом. Но шквал бурных аплодисментов прервало внезапное появление ведущего концерта. Пересохшими от волнения губами он произнёс страшное слово - война.

Двенадцатилетней Пахмутова увидела жестокие лики этого всенародного бедствия: слёзы, взрывы снарядов и бомб, смерти защитников твердыни на Волге. Война опалит её сознание. Спустя годы всё пережитое она (только ей доступным даром) переплавит в память сердца, в музыку. Как это произойдет - никто не узнает. А тогда, в первые годы войны, она уехала вместе с родителями под Караганду. Семья жила в крайне тяжёлых условиях, ни о какой музыке не могло быть и речи, но маленькая Аля упрямо стояла на своем: занятия она не должна прерывать ни в коем случае. И столько в её словах было решимости, не детской твердости, что обескураженный и озадаченный Николай Андрианович взялся чинить старенький аккордеон, с которым дочь впоследствии не расставалась.

В 1943 году в Москву вернулась консерватория, а с ней и Центральная музыкальная школа (специально для одаренных детей – М.З.). Прочитав в газете сообщение об этом, Аля засобиралась в столицу. На этот раз её решимости уже никто в семье не удивлялся, зато столичные педагоги были изрядно шокированы, когда перед ними предстала крошечная Дюймовочка в больших кирзовых сапогах и потертой телогрейке. А когда послушали, убедились: настоящий самородок пожаловал в стены прославленного музыкального заведения. По окончании музыкальной школы в 1948 году Пахмутова поступает в Государственную консерваторию. Занимается у выдающегося композитора и музыканта Виссариона Яковлевича Шебалина. В 1953 году заканчивает консерваторию, а через три года и аспирантуру с диссертацией «Партитура оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Серьезную музыку Александр Николаевна пишет с консерваторской скамьи и работает в самых различных жанрах. Её перу принадлежат: «Русская сюита», «Концерт для трубы с оркестром», увертюра «Юность», «Концерт для оркестра», «Ода на зажжение огня», «Музыка для ансамбля колоколов и оркестра Ave Vita», кантаты «Василий Тёркин», «Прекрасная, как молодость страна», «Красные следопыты», «Отрядные песни», балет «Озарённость». Своей музыкой (и тоже с юных лет!) Пахмутова, можно сказать без преувеличения, украсила такие художественные фильмы как "Юные музыканты", «Семья Ульяновых» «По ту сторону», «Девчата», «Яблоко раздора», «Жили-были старик со старухой», «Три тополя на Плющихе», «Закрытие сезона», «Моя любовь на третьем курсе», «Полынь – трава горькая», «Баллада о спорте», « «О спорт, ты – мир!», «Битва за Москву», «Сын за отца». Пахмутова удачнее и естественнее многих иных композиторов умеет сочетать гражданственность и лиризм. Собственно, в этом направлении со временем у неё не осталось соперников. Так возвышенно, граждански и человечно одновременно за все годы советской власти музыку могли писать только два композитора: И.О. Дунаевский и Александра Пахмутова. Далеко не случайно, спустя многие годы, известный пианист и дирижер Михаил Плетнев организовал абонементный концерт собственного Академического оркестра в Зале Чайковского, посвящённый творчеству Исаака Дунаевского и Александры Пахмутовой.

Широкий слушатель, как тогда говорилось, впервые оценил дарование Пахмутовой 7 ноября 1953 года, когда по Всесоюзному радио прозвучала пахмутовская песня на слова Юлии Друниной "Походная кавалерийская". С того дня можно вести песенный отсчет творчества Пахмутовой, продолжающийся и поныне. А через три года Аля случайно встретила Колю. И с тех пор они неразлучны.

…Когда-то в молодости Александр Николаевна сказала: "Песня требует пожизненной верности и пожизненной смелости". То был не лозунг и не красивая фраза "для печати", а творческое кредо, которому она никогда не изменяла, хотя и регулярно пробовала себя в иных формах. Что понять не сложно: один жанр обязательно обогащает другой. Однако сдается мне, что Александру Николаевну всегда тянуло к сочинению оркестровой музыки, только добровольно принятый ею на себя режим композитора-песенника оказался здесь очень суровым ограничением. Ту же симфонию, к примеру, невозможно сочинять урывками - надо на месяцы приковать себя к столу, к партитуре. А как могла найти много свободного времени неутомимая общественница Пахмутова. Вот я для вас, читатель, только перечислю те, прости меня, Господи, «хомуты», которые добровольно «надевала» на себя эта миниатюрная женщина, и вы поймете, что не всякому мужику они были по силам. Так вот, в течение многих лет Пахмутова являлась председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров. Более двадцати лет она возглавляла жюри международного конкурса «Красная гвоздика». С 1968 по 1991 годы была секретарем правления Союза композиторов СССР, примерно столько же лет секретарствовала в Союзе композиторов России. Неоднократно избиралась депутатом Моссовета, Верховного Совета РСФСР, входила в состав Президиума Верховного Совета РФСР. А приплюсуйте сюда сотни, нет все-таки тысячи концертов, шефских выступлений, встреч с рабочими, военными, студентами. Тут, даже обыкновенное воображение начинает пробуксовывать. Откуда у неё такая творческая неуемность, где берет она силы творить изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год?

Признаться, я задавал Александре Николаевне подобные вопросы, но прояснить сумел немного. Она не очень любит распространяться на темы собственного творчества. Взыскательность её не сей счёт вообще особь статья. Однажды для очередного материала я, признаюсь, списал несколько её ответов, как раз касающихся творческой кухни композитора. Мне они показались вполне нормальными. Хорошо, что показал материала Пахмутовой. Оказалось, что ничего подобного она даже близко не говорила, просто мой коллега сам присочинил «творческие мысли композитора» - такое ведь наш брат допускает сплошь и рядом. В другой раз уже я сам, грешен, вольно изложил историю знакомства Пахмутовой и Добронравова с первым космонавтом земли. Слышали бы вы, читатель, под какой орех меня разделала Александра Николаевна! Как можно, возмущалась она, называть Гагарина Юркой? Да если такое и случалось, то лишь один на один, а тут в публикации такое запанибратство! Мне, конечно, было стыдно, но с другой стороны я лишний раз возблагодарил судьбу и за такие уроки от Пахмутовой. Когда-нибудь расскажу о них внуку – ведь не поверит…

- Александра Николаевна, я тут попробовал перечислить тех певцов, которые исполняли Ваши сочинения. Таких набралось очень много. Скажите, насколько справедливо утверждение: от певца или певицы наполовину зависит популярность песни?

- От исполнителя зависит очень многое, а конкретно, сколько, я никогда не измеряла, что и невозможно сделать, в принципе. Во всяком случае, когда пишу песню, как правило, уже подразумеваю её исполнителя. Есть у меня песни широкого концертного плана для оперных голосов, есть - гитарного склада. Но иногда исполнители решают эту проблему успешнее автора. Так однажды Анна Герман попросила нас с Николаем Николаевичем прислать ноты и слова нескольких песен. "Надежда" оказалась среди них случайно. А легендарная певица выбрала именно её, и стала лучшей исполнительницей. Мы же с Добронравовым изначально представляли себе эту песню "мужской", для таких голосов, какой был у Магомаева и никак не предполагали, что она так пронзительно зазвучит у Герман.

- Как Вы полагаете, песня способна как-то «воспитательно» воздействовать на человека, особенно на молодого?

Страницы:   1 2 3 4  »

Комментарии:

Татьяна П. 09.11.2014 в 14:28 # Ответить
Эти дни и вечера наполнены любовью к великому композитору нашей эпохи Александре Пахмутовой. Хотя при одном упоминании о её имени, всегда пробуждается душевное тепло, такое же, каким она одарила всех нас.
Михаил Захарчук сегодня открыл нам то заветное, что хранит в своём сердце: встречи с Алесандрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым.
А мы, не видя её воочию, пели её песни, слушали музыку всю свою жизнь. И стоит только услышать их первые звуки, душа и сердце наполняются любовью, вдохновением. И какие-то невероятные силы помогают жить, любить и верить, несмотря ни на что.
Все её песни стали вехами нашей жизни, жизни каждого человека и жизни нашей необъятной Родины.
В них - гордость за величие страны, за высоту помыслов, за героев наших, за полёт человеческой мысли и в то же время тихая нежность и любовь обычного человека.
Во всех - теплота и любовь, и окрылённость Они излучают Свет.
Песни Пахмутовой слились с нами воедино, стали плотью и кровью народа и государства.
Александра Пахмутова и Николай Добронравов – наше достояние и гордость.
Спасибо Михаилу Захарчуку за то, что он хранит в себе и дарит нам возможность ещё раз пережить невероятные мгновения встреч на страницах «Российского героического календаря».
Александр 09.11.2014 в 14:42 # Ответить
Спасибо,Михаил, в первую очередь,за добрую память об Анатолии Григорьевиче Утыльеве, светлая ему память,и ,конечно же за материал,из которого узнал много нового не только о Пахмутовой,но и о некоторых любителях сомнительных сенсаций.
Андрей 09.11.2014 в 16:02 # Ответить
Только что посмотрел "Достояние республики" по ТВ, посвящённое юбилею Александры Пахмутовой. Прочитал статью Михаила. Душу переполняет гордость за Россию, за тех людей, что рождены на земле российской. Мне приятно любить свою Родину!
V.Kris 09.11.2014 в 19:09 # Ответить
Спасибо, Миша! Душевно, трогательно, подробно и с любовью. Просто до слёз... Сколько близких моему сердцу событий, имён, лиц, суждений!
Конечно же с годами становишься сентиментальным. Это понятно. Но ты задел именно ТЕ струны души.
Да и Серёжа Турченко молодец, как редактор добротного и близкого нам по отношению к жизни и к прошлому нашей Родины сайта.
Неужели всё это уходит? Неужели вместе с персонажами великолепных Мишиных опусов мы сами переходим в разряд ископаемых?
Хотя недавно познакомился в бане с вполне адекватным молодым человеком. Рассказал немного о себе, о друзьях, о нашем поколении... Знаете, что он сказал в заключение? "Респект и уважуха!". Так что, ребята, респект вам и уважуха!
Валерий Пинчук 09.11.2014 в 22:24 # Ответить
Утром в воскресенье президент Беларуси Александр Лукашенко поздравил народную артистку СССР Героя Социалистического Труда Александру Пахмутову с днем рождения.Он отметил, что в Беларуси Александра Пахмутова пользуется заслуженным признанием и уважением как замечательный композитор и добрый друг страны. "Вы создали множество прекрасных музыкальных произведений, наполненных оптимизмом, созидательной энергией и любовью к Родине, которые по праву входят в золотой фонд современной эстрады", - говорится в поздравлении.
Под этими словами нашего Батьки, уверен, подпишется каждый белорус. Я считаю, что только за песню "Беловежская пуща" Александра Николаевна заслуживает звания Героя Беларуси. Она искренне любит нашу страну и всегда с удовольствием приезжала в партизанскую республику. И дай ей Бог пожить подольше и еще не раз порадовать нас своими новыми хитами!
Сергей Порохов 10.11.2014 в 00:59 # Ответить
Спасибо за Пахмутову, Добронравова и Утыльева (и мой замечательный командир)
Много в адрес Пахмутовой было сказано слов правильных и торжественных людьми, которые по своему служебному положению должны подписать адреса, приветствия, поздравления. А здесь - душевные воспоминания хорошо знавшего ее талантливого журналиста. Подробности важны. А Утыльев - это особый разговор, отдельная тема.
Путин. Эта беседа показывает его человечно. А с другой стороны - дает ему оценку такими замечательными людьми, как Пахмутова и Добронравов.
Адоевцев Николай 10.11.2014 в 12:55 # Ответить
Спасибо, очень трогательно
Правильно говорят..чтобы узнать про творчество Пахмутовой, нужно посмотреть репертуар знаменитых советских певцов и послушать их хиты, там добрая половина принадлежит ей. Хотя мне иногда кажется, что ей достаточно было написать прощальную песню нашей выдающейся Олимпиады и все. Можно считать, что не зря она родилась. А уж столько гениальных песен, это гордость наша. Дай Бог ей крепкого крепкого здоровья. Спасибо за материал автору, даже прослезился на некоторых моментах. Спасибо Росгероике также, редко где сейчас есть что почитать. Всегда слежу за отзывами на статьи авторов и с удовольствием отмечаю, что читатели и комментаторы только воспитанные и интеллигентные люди!
Анатолий 10.11.2014 в 14:59 # Ответить
Мы, чья молодость пришлась на 60-70-годы прошлого века, видимо, до конца еще не осознали, в какое замечательное время жили, какие чудесные песни слышали и пели, во многом благодаря творчеству Александы Пахмутовой и Николая Добронравова. Спасибо автору, который нам напомнил об этом замечательном тандеме. Дай им Бог здоровья и творческого долголетия.
Вера Беляева 10.11.2014 в 15:45 # Ответить
Спасибо большое автору за прекрасный материал, перенесший в светлые воспоминания. Я в силу возраста могла бы слушать совсем иные песни, однако до сих пор любимой остается песня Нежность, с удовольствием ее пою. И каждый раз удивляюсь, как можно сочинять такие песни, такие мелодии...Это люди, посланные на нашу грешную землю Богом. Для меня три творческих тандема особенно дороги - это Плисецкая-Щедрин, Магомаев-Синявская и конечно же Пахмутова-Добронравов. А Пахмутова вообще вызывает особый трепет и желание обнять и поблагодарить за то, что она живет. Дай Бог крепкого здоровья, чтобы она еще долго радовала нас просто тем, что живет на этом свете. спасибо за песню Нежность и за Олимпийский гимн. Я родилась как раз во времена той Олимпиады и видела только по телевизору, как люди искренне плакали. Фантастика! Спасибо автору за прекрасный материал. А красивая талантливая пара пусть живет еще долго, на радость всем нам! Очень приятно видеть их по телевизору, добрые красивые лица!
Николай Ка 11.11.2014 в 17:01 # Ответить
Правильно замечено: Пахмутова – символ нашей эпохи. Я бы только уточнил: символ СОВЕТСКОЙ эпохи. И это есть правда. Ведь практически все самое значимое, уникальное, блистательное, то, что уже принадлежит вечности, создано Александрой Николаевной именно в то трудное, во многом даже тяжкое, но чрезвычайно светлое, чистое и героическое время, до которого теперь ни по каким критериям нам и близко не дотянуться. И Пахмутова, как творец, как художник это выразила всеми струнами своей гениальной души, воспевая и возвышая и само время и героя этого времени, коим был и космонавт, и геолог, и подводник, и хоккеист, и боец фронтовик, и боец стройотряда, и некто неизвестный, без которого просто опустела земля… Честно говоря, не представляю, что бы или кто бы в наше блеклое время могло послужить для уникального художника предметом вдохновения. Оглядимся вокруг: что? кто? Нынешние хозяева жизни ворюги, захапавшие миллиарды народных денег, владельцы особняков, не уступающие царским чертогам, но непонятно на какие бабки приобретенные, разжиревшая до неприличия миллионная свора чиновников, безликая череда дилеров, брокеров, менеджеров, логистов, имиджмейкеров, татуировщиков и т.д. и т.п.? Вся эта шелупонь, увы, затрамбовала живые поры, лишило таланты питательной среды и обрекло на обычное ремесло или на молчание. И это, еще раз увы, тоже есть правда.
А.Костенко 09.11.2019 в 13:24 # Ответить
Невозможно не откликнуться на эту статью. И статья замечательна по форме (думаю - одна из лучших у М.Захарчука), и содержание статьи - в особенности. Такое событие, как 90-летие великого Композитора Пахмутовой (почему-то кажется, что скрывать здесь её возраст не стоит, а "этику" попридержим для иных случаев) я бы, будь наделенным действенной властью на госуровне, возвел бы в ранг общенационального праздника. И никто из миллионов россиян нисколечко бы не возражал! Пахмутова - поистине "наше всё" в песенном (читай - общенародном) жанре. Вон косноязычному моему земляку Черномырдину уже при жизни с подобострастием "пятую точку", извиняюсь, вылизывали (хотя - за что, собственно?), а стоило уйти к праотцам - отгрохали многомиллионный памятник в Оренбурге. Бездарь, тупица, стыд России! Но - против "бабок" Газпрома - попрёшь разве?
А я бы - уже сейчас - этому гениальному - во всех отношениях - тандему Пахмутова-Добронравов монумент соорудил, и не где-нибудь в захолустье - а прямо на Манежной площади! Другое дело, что эти фантастически скромные люди ни за что и ни при каких обстоятельствах на это "добро" свое бы не дали.
Песни А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова - это то, что живет со мною буквально всю мою сознательную жизнь А это уже, ни много ни мало, полных 64 года. Их (её) песни мы пели, когда были пионерами. Пели, когда носили комсомольские значки. Когда я служил в СА - пели и там. И потом. И будем петь, пока рот не устанет для этого открываться. Мы, люди советской закваски, ментально скроены из пахмутовских песен, они пронизываю нас вдоль и поперек, сверху донизу. И нет ничего этих песен для нас милее и дороже.
Надо бы нынче вечером обязательно поднять бокал с вином (или чем там ещё) - за славный Юбилей этой великой - без всякой натяжки - нашей современницы - Александры Николаевны Пахмутовой. Мы все себе даже не представляем, с кем дышим на Земле одним воздухом! Слава Вам, великий наш Песенник. Живите и творите до 100 лет - как минимум!
Dr IHRUS 16.04.2020 в 22:41 # Ответить
"Нравственность"
Dr IHRUS [ихарус]
Для тех,
кому уже исполнилось
120 лет!
***

«Женщина из Дом-2»
или
КУЛЬТУРНЫЙ
«ГЕНОЦИД»
«ПРЕКРАСНОГО»
в коммерческих поп – бизнес-шоу

Вы, Господа, по Конституции – (избранные и назначенные) «Слуги» Народа, декларируете свою приверженность к «высоконравственному искусству» и другими духовным ценностям культуры общества. Но, это же – циничная ложь!
Ведь Вы — «Коммерсанты»1* или, как минимум, исповедуете принципы коммерческого капитализма. Стало быть, все Ваши действия и намерения, продиктованы коммерческой целесообразностью! А это, несовместимо с вашими декларациями и противоречит интересам Общества: «Коммерсант» движим, исключительно, личной выгодой, любой ценой! Потому Культура общества с каждым годом, днём (!) – всё гаснет и становится ничтожнее! А Вы – всё богаче! Такова логика «Коммерции».
Известно, Коммерсант далеко не всегда сознаёт адекватность и рациональность своих действий и намерений. Он – авантюрист! Очень часто он, в погоне за сиюминутной выгодой (эффектом), практически, в недалёкой перспективе — нередко, сам же, себе «роет могилу»! (с большим ущербом и для окружающих)
Коммерсанту (ещё с «каменных веков») известно, что легче и быстрее всего можно разбогатеть, извлекая деньги (ценности), на добровольной основе, из карманов «толпы». Но, для этого, как минимум, «толпа» должна пребывать, в трансе, до состояния «Дебильности», а ещё лучше «Имбецильности». Над этим Господам коммерсантам, конечно, приходится поработать и, даже, «вложиться».
К примеру. С одной стороны, Коммерсанты (Олигархи), пользуясь своей тотальной монополией в обществе, посредством СМИ, особенно массовых развлекательных шоу-проектов, формируют («воспитывают») удобный для себя потребительский рынок (электорат). В основном, это достигается превращением благопристойной толпы обывателей в управляемых ненасытных «потребителей», этаких дебилов — «Гомокоммерсус», влекомых единственным вечным зовом: «Холявы – Хлеба — Секса и Зрелищ».
Это у Коммерсантов успешно получается! Ведь «Гомокоммерсус» — их заветная мечта, универсальный, само-обновляемый и саморазмножающийся идеальный коммерческий «ресурс»! Это — и «трудовой» ресурс, и ненасытный неприхотливый «потребительский» ресурс, непритязательный участник массовых зрелищ, в том числе футбольные фанаты, ресурс послушного «электората» политиков, ресурс надёжных угодливых «силовых структур», и много что ещё, удобное для успешной коммерции!
Но, чтобы постоянно соответствовать «рабочим характеристикам», «Гомокоммерсус», требует неустанной заботы со стороны своих создателей!
И вот уже Олигарх — коммерсант, согласно своим же правилам: «покупатель всегда прав», вынужден ( а скорее – рад) идти наповоду у своего «Пестуна» — «Гомокоммерсус», тотально девальвируя человеческие ценности во всём! И, прежде всего, традиционной Культуре, превращённой в разновидность рыночных Товара и Услуг.
С другой стороны – искусственно созданный «Гомокоммерсус», вопреки задуманному, теперь влиятельный субъект общества, своеобразное искусственное «социальное новообразование». Они – отпетые «космополиты», не только потребительски непритязательны, но уже патологически не воспринимают общественные «традиционные ценности», особенно в массовой развлекательной бизнескультуре.
Сегодня, абсолютно все сферы жизнедеятельности общества «сидят на коммерческой игле», неизлечимо поражены злокачественным «коммерческим вирусом» (похлещи «CVID-19»). Идеальный носитель этого порока, в том числе — «Гомокоммерсус» – классический «люмпен», только «зажравшийся».
Всё, что в традиционном людском Обществе, всегда почиталось «Прекрасным», это – совместный продукт Природы и вековых творческих и духовных усилий Человека. Прежде всего, — само Человечество и вершина прекрасного — Женщина!
Во все времена, для коммерсантов Красивые Женщины были самым малозатратным, ликвидным и выгодным «товаром». Когда на таком рынке кто-то «выбрасывает», хоть и очень дорогой, но престижный и «ходовой» товар, владельцы «ширпотреба» терпят убытки. Это всегда срабатывает, учитывая, что этот «товар» — Любовь, за которую во все времена, настоящие Мужчины готова отдать целое состояние, а, порой, и собственную жизнь! Но в накладе, в конечном счёте, оказываются и владельцы «Красавиц» – «ходового» товара, так как он «штучный».
В период современного глобального коммерческого рынка, для больших сверхприбыльных сделок требуются и крупные партии товара. В вещевом «ширпотребе», это достигается массовостью производства, посредством «высоких технологий», автоматизации и роботизации.
Но, как быть с товарной женщиной – Красавицей, носительницей «Прекрасного», как её воспроизводство поставить «на поток»?! Даже вариант «клонирования» (а этот Коммерсанта не смутит!) – очень трудоёмкий и долгий процесс!
Пошли другим, очень распространённым, опробованным в коммерции путём: «Красавиц» на коммерческом рынке девальвируют, опуская их конкурентоспособность до уровня товарного суррогата женского «ширпотреба» или устраняют их из товарного оборота! Авантюра культурного «геноцида» Прекрасного в современном обществе успешно проходит!
А технология проста. На первом этапе, «Красавиц» предельно развращают. На втором — «Красавиц» показательно, опошляют, опуская их заслуженный имидж ниже уровня стока «городской канализации», с выпадением там, в «осадок» и окончательной потерей приоритетной конкурентоспособности. В результате, на рынке «телоторговли», перестаёт действовать демпинг качества «Красавиц» и повышая ликвидность женского товарного «ширпотреба! Причём, основной «Потребитель» женского секс-порно — товара – «Гомокоммерсус», подмены даже не замечает! 2*
Труднее всего приходится тем Красавицам, которые, ещё в самом начале своей «карьеры», не успели обзавестись влиятельным Покровителем. Подхваченные вихрем коммерческой стихии, они пошли «по рукам» и впали в полную зависимость от безжалостных рыночных Законов.
Такова судьба многих Красавиц и творческих коллективов с их участием. Примечательна судьба «классического женского трио» — «ВИА Гра» (личный «горем» продюсера), заслуженно прославленного, в своё время, исполнительским мастерством, прежде всего, с участием в группе редкостной красавицы – «Блондинки»! «Золотой состав» трио распался, а сама группа тирражиорвана на несколько суррогатных «ширпотребных клонов». Так на рынке «телоторговли» можно заработать больше, при меньших вложениях.
Роли «Блондинки», в классическом ансамбле и, особенно, сольные, отличаются высокой духовность, талантом и, главное, божественным человеколюбием. Сегодня, это совершенно невостребованно в коммерческих отношениях! Её, исполнительская исключительность не только, в природной красивой внешности. Она обладает необыкновенной «пластикой» тела и, особенно лица. Её черты мгновенно изменяются в широком диапазоне образов. У неё несильный, но очень приятный мелодичный, завораживающий грудной голос, «прямо из Души»!
Неподражаемо, идеально совершенные Славянские черты прекрасного лица, в ролях, делают её несравненной и мгновенно узнаваемой среди множества других женских образов.
В танце, её гибкие красивые руки творят чудеса выразительности, а её грациозную неподражаемую сексуальную осанку Красавицы, невозможно спутать ни с кем!
В массовых представлениях её сольные выступления разительно отличаются от прочих участников, скачущих в невероятных конвульсиях и неистово вопящих два – пять, одних и тех же припевок под барабанную дробь. «Прыгуны», постоянно обращаются к публике, всячески вовлекая её в свой «танец», призывая вторить воплям и движениям, до полного исступления!
Если на сцене вдруг появляется Вера,3* в первый момент, публика испытывает некоторое недоумение, шок и, тупо взирая на происходящее. Затем постепенно наступает коллективное прояснение сознания, «толпа Гомокоммерсус» вновь превращается в «людей – зрителей». Зал, с каким-то, давно позабытым благоговением, как перед Алтарём, внемлет, являющемуся на сцене «Чуду», улавливая каждую нотку приятного голоса и жест, завораживающих движений исполнительницы!
Когда же на сцене вновь появляются, современны исполнители — «прыгуны» коммерческих бизнес-шоу, публика (всё ещё Люди), некоторое время, взирает на них без всякого интереса. «Авангардистам» — «Массовикам – затейникам», требуется немало усилий и времени, чтобы вернуть её в «нормальное» состояние – «Гомокоммерсус»!
Такой «конфуз» отрицательно сказывается на коммерческой прибыли Организаторов представления. Потому, Веру, как правило, выпускают на сцену в последнюю очередь или вовсе не включают в программу представлений.
Вот такая Вера, какой, довольно редко, нам удаётся видеть её в роли, на сцене или в записи, то есть, когда она позирует.
В быту же, она не обременяет себя позированием, потому, смотрится много проще, порой, даже вульгарно. И в «развязных» жестах, и в мимике, и в циничных репликах — во всём этом «вальяжном хаосе», особенно в привычном для неё обществе, как Дом-2, «размываются», гаснут и куда-то улетучиваются, сценические признаки божественной «Красавицы». Видимо, таков её естественный культурный уровень, таково воспитание.
В её природных возможностях, по желанию, в зависимости от позиции, в которой она пребывает: в быту или на сцене — в образе, одномоментно менять свой внешний облик. Условно: «позиция слева» – «позиция справа».
То есть, от образов, простых обывателей — «Уличной девки» («шлюхи») и «Базарной бабы» (позиция слева), до образов светских особ — «благовоспитанной Девы» и «высоконравственной Дамы» (позиция справа).
Вера, «образах» – натура «крайностей»: «средневзвешенная умеренная позиция» её не устраивает.
Выбор же образов, к сожалению, не всегда за ней.
В зависимости от занимаемой позиции и содержание «клип-продукции» в её исполнении: от «жёсткого секс-порно» — в позиции «слева», до высоконравственных художественных лирических «опереток» — в позиции «справа».
Сегодня, к сожалению, всё больше она смещается к позиции «слева»!
Вера, в этом не одинока: денег ради, сильно сместились «влево», «страдают» «опущением» нравственности, профессионального достоинства и многие другие, прежде уважаемые, «Кумиры». К примеру, Филипп Киркоров, Николай Басков – стали скоморохами, клоунами, «Филей» и «Колбасковым», на подмостках Дом-2 и в рекламных роликах.
Определённо, Дом-2 (эта «Секс–порно-коммуна» — «зияющая гнойная язва» на теле российского общества, рассадник «инфицирующей аморальщины»), для Веры – «Дом родной» — среда её обитания и воспитания с ранней молодости. Именно, здесь она чувствует себя в «Своей тарелке». Здесь её единомышленники, здесь она придаётся всевозможным «кайфам» и впадает в «жёсткие секс-порно запои» 4*, зарабатывая тем «на жизнь». (У неё, на сегодня, и выбор-то невелик.) Отсюда, усталая, но довольная5*, она возвращается в «Мир», с «работы», к семье, в супружеское «ложе». Короче говоря, Вера — типичная «Женщина из Дом-2».
Её «Муж», привычно, приемлет выручку «Жены» в семейный бюджет. Хотя, эти-то «денежки», явно, «пахнут»! (чужой спермой)
Иногда, и всё реже, Вера, несколько задержавшись в «Миру», дарит нам очередной «Божественный» шедевр и затем вновь, надолго погружается в родную стихию.
Вера — «Дитя Природы», создавшей её в момент большого вдохновения6*. Она непосредственна, доверчива, добра, очень «мягка» и всепрощающе снисходительна в обращении с окружающими, даже, со своими, явными, «недоброжелателями». Разговорный словарь её небогат, много жаргонных выражений («чувак», «кореш», «круто», «клёво», «кайф», «прикол» и т.п.). Потому, застенчива, и, вне роли, даже на сцене, чувствует себя неуверенно. Это сделало её легкомысленно беззащитной перед житейскими проблемами, «страстями и соблазнами».
В несценической жизни она малозаметна, невыразительна, но подобна идеальной податливой «формовочной массе», готовой принять образ («маску») любой театральной «матрицы» для женской роли.
Так, что лучше всего (для нас), ей «всегда быть в маске»!
Наблюдая её во всех образах, порой, испытываешь досадное (конечно, эмоционально ложное) сожаление: «Такое Чудо, да не в то время явилось или не в те руки попало!»
Да, «Вера», теперь уже — имя нарицательное: символ истинной женской красоты, артистичного таланта и, одновременно – воплощение всех людских «либидно — эротических» пороков!
В современном Мире, к сожалению, истинных ценителей женских достоинств, практически, не осталось. Как говорится: «Одних уж нет, другие уж далече».
1* «Коммерсант» это – предприниматель, в основе деятельности которого, обязательно заложен Обман!
Коммерсант при Власти – Олигарх.
Если обычный – добропорядочный Предприниматель всегда готов честно предоставить подробную сметную стоимость своих Товаров и Услуг, предлагаемых обществу, то Коммерсант – никогда!
Ситуация усложняется тем, что между Коммерцией и откровенным преступным Криминалом разделительной грани, практически, не существует.
2*Один из признаков «заката» современной Цивилизации. О подобном, я напоминаю почти в каждой своей публикации. Однако тщетно: к моим призывам – «внять предупреждения Природы – Матушки», глухи, как к «Голосу вопиющего в пустыне».
3*«Вера» — персонаж – вымышленный, условно «собирательный», типичный для определённой социальной среды современного российского общества. Эта физическая модель, для создания художественных женских образов используется автором и в других публикациях. Персонально, не относится ни к кому. Героиню, так же, с успехом, можно было бы назвать «Машей», «Катей» и др., коих много в Дом-2. Некоторые «домыслы» читателей на этот счёт, в комментариях, не соответствуют замыслу автора.
4* «Сомневающимся», рекомендую зайти в Интернет-сайт: «Секс-порно со Звёздами» — «Вера …».
5* У Веры, как и у многих современных людей, превратное понятие о «счастье» и, особенно, о «любви» («Ну да, работа такая», сказал бы Волк, из украинского мультика, голосом Армена Джигарханяна.)
Поясню примером из собственной жизни. В юности, в 18 лет, я неожиданно остался один, без семьи в маленьком, затерянном в пустыне городишке. После техникума, учился в вечернем институте и работал инженером-механиком на ремонтно-механическом предприятии, куда ежедневно, за 36 км ездил на рабочем поезде. Жил в одной из комнат квартиры, оставленной семья отцовского преемника по работе. Этажом ниже, квартиру занимали парни чуть постарше меня. Обыкновенные «работяги», «вкалывали», зарабатывали, а вечерами и в выходные шумно проводили время с друзьями за выпивкой. Однажды, столкнувшись в подъезде дома, один из них, обратился ко мне с предложением влиться в их компанию, сочтя, что у меня скучный образ жизни: «Приходи к нам, у нас хорошо, весило — каждый день пьяным будишь!»
6* Но, «эти таинства» Природы-матушки, видимо, всё-таки, не обошлись без участия самого Дьявола!
1998 – 2000 г.
(личное мнение)


Dr IHRUS [ихарус]
Для тех,
кому уже исполнилось
120 лет!
«Психо — ТАТ»
(«Меченый»)
Или
Назад! — В «каменный век»!
Татуировки использовались Людьми ещё на заре цивилизации. Прежде всего, вследствие суеверных страхов перед непонятными явлениями в окружающей среде. Мотивы были разные:
— обозначение племенной (родовой) принадлежности («удостоверение личности»);
— стремление обезопасить себя и близких от неблагоприятных природных и социальных явлений («Амулет»);
— иерархическая принадлежность в своём сообществе («Герб»);
— стремление, казаться себе и другим более значимым, привлекательным, чем от природы на самом деле («Украшение»).
В любом случае, целью было изменить свою внешность изобразительным способом на своём теле в порядке компенсации своих мнимых природных «недостатков», «несовершенства», «несоответствия желаемому». Таким образом, по крайней мере, по убеждению самого Субъекта, Тату имело функциональное назначение.
Позднее, в рабовладельческом «средневековье» Тату и другие способы нанесения знаков отличия на человеческом теле использовались для «клеймления» рабов, преступников и «распутных» женщин. Подобно клейму в виде «лилии», нанесённому «Лилийским» палачом, раскалённым железом, на предплечии распутной красавицы – террористки, «Миледи», так, что она уже не могла носить глубоких «декольте» (по роману А. Дюма).
В животном мире более низкого, не человеческого, «психо–духовного» уровня, таких явлений не могло быть и, прежде всего, по причине недостаточности умственных способностей. В этой среде жизнеобеспечение достигается на уровне врождённых инстиктивно-рефлекторных способностей. Человек, даже на ранней стадии развития имел несравнимо больший объём головного мозга с высокими врождёнными умственными способностями. Он уже мог абстрактно мыслить, анализировать внешнюю информацию, предполагать, делать выводы, строить алгоритмы программ по преодолению внешних проблем, постепенно нарабатывая, развивая и накапливая собственный Индивидуальный «Интеллект1*». (условно, «инструмент», свод «Норм и Правил» поведения — действий в различных внешних обстоятельствах) Однако, из-за несовершенства и недостаточности интеллектуального уровня развития на то время, выводы человека были часто ложными, потому как, строились на необоснованных посылках. За отсутствием иных представлений об окружающем Мире, это прождало «Суеверие» — свод «Догм» (писаных и не писаных), непререкаемых «Заповедей» и «Заветов» — своеобразных «Норм и Правил» общежития, для обеспечения надёжности и безопасности жизнедеятельности людского сообщества.
В поисках путей решения житейских проблем, там, где не удавалось «быть», удовлетворялись стремлением – хотя — бы «казаться».
Сознание собственного бессилия перед неблагоприятными природными явлениями, состояние постоянного «психо — аффекта», суеверного страха, порождали состояние хронической психопатологии. Человек, поддаваясь ложной посылке, наивно рассчитывая обмануть, задобрить внешнюю «мистическую угрозу», подстраивался под неё, изменяя свою внешность обрядными украшениями и татуировками.
Описанный парадокс свойственный исключительно Человеку — человечеству, состоит в постоянной диспропорции трёх факторов:
— умственных способностей;
— проблем, решение которых, предстоит Человеку, для надёжного и безопасного жизнеобеспечения;
— «Интеллекта», его уровня, которым располагает Человек на момент возникновения проблем.
Умственные способности Человека, практически, остаются на одном, высоком уровне в течение многих тысячелетий и до настоящего времени. Все (нормальные) люди, при рождении, имеют, практически, одинаковый умственный потенциал.
Проблемы и их сложность, величины условно относительные, их значимость определяются возможностями Человека в разные эпохи его существования, потому, тоже могут быть приняты, как Constant — качественно и количественно.
А, вот с Интеллектом — много сложнее. Дело в том, что в мозгу человека он – величина непостоянная, изменяется от ноля, до неопределённого предела, стремясь к бесконечности. То есть, о его границах и недостатке говорить не приходится. Но, главное в том, что, с рождением, Человек, сегодняшний и «каменновековый», наследует от предков лишь большой развитый мозга с высоким умственным потенциалом но, с рождением, Интеллект его всегда равен нулю. Свой индивидуальный Интеллект Человек генерирует деятельностью своего собственного мозга и хранит в своей памяти, постепенно накапливая и развивая. На это естественно требуется время и благоприятные обстоятельства. Потому, Интеллект у разных Людей всегда разный.
При неблагоприятных обстоятельствах развития Человека после рождения (например, оказавшись, как «Маугли» в стае волков), его индивидуальный Интеллект не получит должного (для человеческого общества) развития. Практика показала – исправить это поздним участием уже не удаётся.
А вот, когда тот или иной человек умирает – умирает его мозг, а вместе с ним умирает и его индивидуальный Интеллект, каким бы он ни был при жизни!
Однако Индивидуальный Интеллект может быть сохранён и после смерти Субъекта, если его успели, ещё при жизни, где-то, как-то отобразить. К примеру, в памяти другого живого человека, через общение: от Человека – «Интеллектуального Донора» к Человеку — «Акцептору чужого Интеллекта». Этот процесс называется «Преемственностью». «Преемственность» — важнейший фактор образования развития и сохранения Интеллекта Человека и Человечества вцелом. Интеллект – «Отображённый», присоединившись в памяти к Интеллекту, другого Человека, становится его собственностью. Отобразить Интеллект можно и другими способами, например, с помощью шифров — условных знаков, изображённых на неодушевлённых объектах – наскальные фрески, береста, папирусы, книги, магнитные носители памяти и тому подобное. Интегральный Интеллект всех возможных форм «Отображения» уже не принадлежит индивидуально, какому-то конкретному Человеку, он принадлежит Человеческому обществу – Человечеству и называется «Общественным» — социальным Интеллектом. Это «индикатор» цивилизованности любого общества — цивилизации.
Так, например, Мона Лиза, отображённая посредством красок и кисти на холсте — один из вариантов «Отображённого Интеллекта», по сей день радует взгляд всего Человечества. Одновременно, это отображение Индивидуального Интеллекта Леонардо Давинчи – продукт деятельности его головного Мозга.
Как хорошо, что «инквизиция» того времени, не узрела в этом произведении «ересь», «крамолу» и не сожгла его в костре, вместе с автором.
Человеческое общество устроено так, что, несмотря на непрерывное медленное изменение его физиологии в адаптации с окружающей средой, Общественный Интеллект развивается, в целом, постоянно увеличиваясь, но по своим собственным – социальным законам. За появление, накопление, развитие и сохранность «Общественного» Интеллекта несёт ответственность само Общество — Человечество. Система «Общественного Интеллекта» очень хрупка и уязвима, зависит от многих факторов природного и антропогенного свойства.
История знает много свидетельств падений и взлётов «Общественного» Интеллекта. Известны факты, когда во времена «инквизиций», реакционных политических режимов Интеллект всех видов уничтожался физически самими же людьми! Такое может произойти по многим причинам, в любую историческую эпоху, включая настоящее время. Чтобы лишить новое поколение «Общественного Интеллекта», не обязательно уничтожать его носителей, достаточно «отбить» у молодёжи интерес и потребность в развитии собственного Интеллекта. А тут, ещё вдруг и влияние какого–нибудь природного фактора, типа CVD-19, избирательно летально действующего на пожилых членов общества – основных носителей фундаментального Интеллекта. Как это происходит сейчас в мире и в России.
В коммерческих интересах, появилось, точнее искусственно выведено, новое поколение (формация) людей, так называемых, «Гомокоммерсус», движимых в жизни исключительно зовом: «холявы – хлеба – секса – зрелищ». Глубокий, всесторонне развитый интеллект им, просто, ни к чему.
Уже сегодня «обитают» среди каменных «небоскрёбов» татуированные «психи» — «Гомокоммерсус», эти городские «Маугли», с Интеллектом на уровне «Каменного века».
Причины интеллектуальных «провалов» цивилизаций в разное время разные: в том числе диспропорция культуры общества и уровню технического прогресса, как это в наше время. Но, главное при этом — общественная система экономики. В частности, самая губительная, из экономических систем, известных в человеческой истории, – «Коммерческий2* капитализм». За видимым прогрессом эта система «Самоедская»! Тому есть множество доказательств. Однако самое трагичное в том, что никто, ни преуспевающий «Коммерсант», ни разорённый им простой обыватель, не желают ничего менять! А секрет этого в том, что любой, самый бедный субъект общества видит своё избавление от проблем в собственном становлении, как преуспевающий «Коммерсант»!
Эта ситуация абсолютно тупиковая, как для отдельно взятого субъекта общества, так и для всей человеческой цивилизации, потому, как, и отдельно взятый член общества и всё человечество вцелом, сегодня не готовы, не способны осознать и принять факт всей трагичности своего положения!
И, если, сложившаяся обстановка в обществе, для одних — фактор внешний, раздражающий и ухудшающий настроение, то для многих других с менее устойчивой психикой это уже потрясение с патологией – болезненное состояние. Они начинают поиск способа избавления от этого недуга. Человеческая психика — фактор генетический, со временем, практически не меняется. Потому поведение человека в состоянии психического неблагополучия с патологией, адекватно во все времена: что в «каменном веке», что сегодня!
Важно отметить: во всём человечестве, людей с психическими отклонениями – «психопатов», довольно много (по некоторым данным до 30%), но татуированных из них значительно меньше. Вероятно остальные, «скрытые Психи», не желая себя обнаружить, пока воздерживаются от Тату.
Однако, «скрытые Психи», обнаруживают себя в обществе своим асоциальным поведением – «особенностями характера». Выявить их можно простым наблюдением: психические отклонения в поведении человека, как правило, коррелируются с «псевдо–чертами» их характера. То есть, в быту, психические аномалии выдаются, «маскируются» под своеобразные, «экзотичные» черты характера Субъекта – «чудачество».
Среди таких «особенностей характера» нестандартных людей, в частности, отмечаются такие как: «Невнимательность», «Застенчивость», «Прокрастинация», «Импульсивность», «Самобичевание», «Несамостоятельность», «Подозрительность», «Эмоциональность», «Завышенная самооценка», «Перфекционизм».
Опытным Психологам, Психиатрам не составляет труда по этим признакам «характера» диагностировать у их «владельцев» определённые психические отклонения, соответственно: — «антисоциальное расстройство личности»; — «шизоидное расстройство личности»; — «пассивно-агрессивное расстройство личности»; — «пограничное расстройство личности» — «избегающее расстройство личности»; — «зависимое расстройство личности»; — «параноидальное расстройство личности; — «истерическое расстройство личности»; — «нарциссическое расстройство личности»; — «обсессивное расстройство личности».
Общей характерной «поведенческой» чертой для перечисленных «Психопатов», является стремление как — то компенсировать «дефект» «Личности», например, нанесением дополнительных (не природных) черт внешности, в том числе,2* путём Тату».
По всему миру это явление всегда сильно распространено, особенно среди социально неблагополучного (малокультурного, низкоинтеллектуального) населения, так называемых «Гомокоммерсус», культивируемых «Сильными Мира сего» — Олигархами, в коммерческих интересах.
В России вспышка Тату, этой «Психо — псевдо — культуры» приурочена к 90-ым годам, началу культурного «провала» общества, под влиянием «либеральных идей». За истекшие 30 лет наши «Психи» быстро наверстали «упущенное», с лихвой, заполняя новую социальную «нишу» нашего общества, «татуированных психов» — «Психо-Татов». Появилась масса специальных студий и новая, ранее легально небывалая профессия – «Татуировщик».
Эта «мода» особо культивируется во всевозможных некоммерческих объединениях культурных, спортивных, в притонах проституток, наркоманов и в местах «заключения», среди осуждённых преступников.
В России, наиболее известно, в их числе, «творческое» коммерческое сообщество наркоманов, проституток, сутенеров и просто сомнительных личностей — «Секс-порно-коммуна» под одной крышей, со странным названием – Дом -2 и «романтичным» подпроектом — «ССЛ» (Спаси свою любовь»).
Трудно представить себе реализацию «подпроекта», если обитателей «Секс-порно-коммуны» объединяет один, основополагающий программный лозунг: «СВОБОДА СЕКСУ!!! 3*» Его автор, один из главных создателей — организаторов и вдохновителей Дом-2, Ксении Анатольевна Собчак – «Особа», приближённая ко «Двору Власти». (Кстати, кандидата в президенты России, последней выборной компании). «Ксюша», во всех отношениях – личность неординарная, гиппер-развратная «бестии» с наследственно «надломленной» психикой.
Показательно, на очередной своей свадьбе, в качестве свадебной кареты, она заказала себе катафалк, куда и улеглась в свадебной процессии, вместе с таким же «Психо-Татом — женихом».
Татуировкой покрыты, практически, все «обитатели» Дом-2, а некоторые, так – «сплошь», включая лицо и бритую голову, что не удивительно для этой среды, современных «дикарей» 21-го (теперь опять «каменного») века.
В силу специфики основного «рода деятельности» «Секс-порно-коммуны», её обитателям диагностируется и другой психический недуг — «пограничное расстройство личности», с тяжёлой патологией4*. Этот недуг можно считать «профпатологией», с правом на соцзащиту при выходе на пенсию.
Очень важным негативным следствием Тату, является неотвратимый многоплановый вред здоровью пациентов, которые таким образом причисляются к «группе риска». А обитатели Дом-2, вчастности, общественно-опасны, вдвойне: по линии извращённого секса и — по Тату.
Университетом Майами (University of Miami) установлено, что обладатели Тату, в отличие от своих нормальных сограждан, оказались более склонны к рискованному поведению, включая курение, употребление алкоголя, наркотиков, правонарушениям и секс-порно экзотике.
По статистике и мнению эпидемиологов, процент зараженных вирусом гепатита — С, гепатита — B, ВИЧ, гонореи, сифилиса, туберкулёза, Эбола, «CVID-19», различными бактериальными и грибковыми инфекциями среди татуированных, особенно в санитарно неблагоприятных условиях, (подобно Дом-2) гораздо выше. Причем, после Тату, инфекция может дать о себе знать, как сразу после нанесения рисунка, так и спустя месяцы и годы.
В исследовании, опубликованном в European Journal of Dermatology в 2018 году, описаны 30 случаев рака кожи, развившихся на месте татуировок.
Согласно исследованию, проведенному доктором Ричардом С., Северо-Западного юридического университета (США), полиция воспринимает татуировки, как признак «социальной девиантости» и принадлежности к «опасной субкультуре».
В 2017 году, у татуированных пациентов казанского онко-испансера, обнаружили частички диоксида титана, попавшие из красителя, в лимфатические узлы. Известно, что диоксид титана обладает канцерогенными свойствами.
Наряду со всем негативом тату, «Психо-Таты», разрисовывая своё тело, оказывают своеобразную «услугу» обществу нормальных людей, предупреждая их о своей психонеадекватности.
Это напоминает поведению «прокажённых» в «средневековье», которых обязывали, при перемещении в людных местах, звуком громкой «колотушки», предупреждать окружающих о приближающейся опасности.
А говоря же всерьёз, господа, следует констатировать: при общении с «Психо-Татами», прочими субъектами из «групп риска» (наркоманами, алкоголиками, проститутками и прочими извращенцами) прежде всего, следует помнить, что Вы имеете дело с нездоровыми психически, непредсказуемыми субъектами.
Относиться к ним следует, сочувственно, сожалея о случившемся с ними, но для себя, с предосторожностью.
Имейте в виду: в случае же совершения ими, в отношении Вас, опасного противоправного действия, они, гарантировано, будут оправданы Судом, как невменяемые.
_______________
Примечания:
1* Читайте мою публикацию в Интернет – «Искусственный интеллект».
2*«Коммерсант» это – предприниматель, в основе деятельности которого обязательно заложен Обман!
Коммерсант при Власти – Олигарх.
Если обычный – добропорядочный Предприниматель всегда готов честно предоставить подробную сметную стоимость своих Товаров и Услуг, предлагаемых обществу, то Коммерсант – никогда!
Ситуация усложняется тем, что между Коммерцией и откровенным преступным Криминалом разделительной грани, практически, не существует.
3* В некоторых случаях, редко, это выражается нанесением порезов, (увечий) как правило, на лице с оставлением шрамов экзотичной («художественной») формы, (своего рода «мазохизм»).
4* Наблюдениями «секспатологов» отмечено: для гиперсексуальных людей, со временем, характерна разнообразная прогрессирующая микро-патология, особенно черепно-мозговая. Это (микротравмирование) происходит при половом акте, прежде всего, под воздействием ударных приливов — отливов крови (у мужчин к голове, у женщин – от головы).
Потому:
— у женщин наступает кратковременное «кислородное голодание» мозга с отмиранием какого-то числа нейронов;
— у мужчин в результате ударного повышения мозгового кровяного давления происходит необратимая деформация капиллярных сосудов с разрывом некоторых в виде микро и нано – инсульта.
В конечном счёте, со временем, такая патология приводит к прогрессирующему «слабоумию» (особенно женщин), нередко, — к внутричерепной аденоме и даже онкологии, у субъектов обоих полов. Неслучайно древние «анатомы» каждый половой акт сравнивали с «маленькой смертью».
1998 – 2000 г.
(личное мнение)

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 сентебря
суббота
2020

В этот день:

Память Архистратига Михаила

19 сентября Православный мир вспоминает Архангела Михаила, которого называют Архистратигом, что означает, глава святого воинства Ангелов и Архангелов.

Память Архистратига Михаила

19 сентября Православный мир вспоминает Архангела Михаила, которого называют Архистратигом, что означает, глава святого воинства Ангелов и Архангелов.

Святой Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых в таких религиях как Христианство, Иудаизм и Ислам. В Православии архангел Михаил именуется Архистратиг (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона.

В Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила Архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.

Праздник создателей русского оружия

19 сентября отмечается День оружейника России - новый профессиональный праздник, который появился в 2010 году, благодаря самому известному оружейнику современности — Михаилу Тимофеевичу Калашникову, создателю легендарного автомата АК-47.

Праздник создателей русского оружия

19 сентября отмечается День оружейника России - новый профессиональный праздник, который появился в 2010 году, благодаря самому известному оружейнику современности — Михаилу Тимофеевичу Калашникову, создателю легендарного автомата АК-47.

История праздника такова. 25 мая 2010 года Владимир Путин (в то время председатель российского правительства) посетил Ижевск, где совершил экскурсию по оборонному предприятию «Ижмаш». Премьер-министр осмотрел цеха, которые на протяжении десятилетий производят оружие, а около стенда с различными модификациями знаменитого автомата пообщался с конструктором Михаилом Калашниковым. Именно во время той беседы Калашников попросил Путина учредить День российского оружейника. «Мы стремимся делать все, чтобы Россия занимала достойное место на рынке вооружений, — сказал конструктор. — Просим вас сделать день, чтобы раз в году мы могли собираться и подводить итоги. Такой своеобразный день оружейников». Премьер-министр обещал, что такой день появится в календаре, тем более, что с подобной просьбой выступил также Союз российских оружейников. В качестве даты праздника выбрали 19 сентября — день, когда православная церковь чтит Архангела Михаила, покровителя небесного воинства. В пользу этого послужило и то, что имя главного небесного воина совпадает с именем главного российского оружейника — Михаила Калашникова. В тот же год был установлен новый профессиональный праздник «в целях признания выдающегося вклада создателей оружия в обеспечение защиты и независимости государства».

 

Дом-музей Циолковского

19 сентября 1935 года умер Константин Эдуардович Циолковский, великой русский учёный, основоположник теоретической космонавтики.

Дом-музей Циолковского

19 сентября 1935 года умер Константин Эдуардович Циолковский, великой русский учёный, основоположник теоретической космонавтики.

Спустя год, 19 сентября 1936 года в доме, где он жил, был открыт музей.

Он находится на въезде в город Калугу недалеко от реки Оки. С этим домом связано 29 лет жизни учёного. Здесь им были написаны десятки важнейших работ по воздухоплаванию, авиации, реактивному движению, космонавтике и другим проблемам.

К. Э. Циолковский приобрёл этот дом весной 1904 года. Тогда дом был одноэтажным и имел одну жилую комнату. Весной 1908 года вследствие сильного наводнения дом серьёзно пострадал. Пришлось делать ремонт. Одновременно был пристроен второй этаж, где разместился рабочий кабинет учёного, и веранда, где была устроена его мастерская.

Работа музея прервалась осенью 1941 года, когда Калуга была оккупирована фашистами. В доме поселились немецкие солдаты. Несмотря на то, что часть наиболее ценных экспонатов сотрудникам музея и родным учёного удалось спасти, огромной утратой было уничтожение многих мемориальных предметов, книг, фотографий. Сразу после освобождения Калуги в музее были начаты ремонтно-восстановительные работы и вскоре посетители снова переступили его порог.

Важным этапом в работе Дома-музея К. Э. Циолковского стал 1957 год. Страна отметила 100-летие со дня рождения учёного. К этому времени научно-технический раздел музея получил от Академии Наук СССР новую экспозицию, подготовленную по инициативе С. П. Королёва. Появились уникальные экспонаты, рассказывающие о претворении в жизнь идей Циолковского.

В 1967 году в Калуге был открыт Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского. Дом-музей стал его мемориальным отделом. Интерьеры дома, надворные постройки, двор и сад были воссозданы такими, какими они были при жизни семьи Циолковских в этом доме.

Юрий Алексеевич Гагарин, посетивший Калугу вскоре после возвращения из полёта в космос, записал в Книге почётных посетителей Дома-музея следующее: «С большим…. удовлетворением и волнением побывал в доме, где жил и творил Константин Эдуардович, счастлив, что мне первому удалось осуществить мечту Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полёт человека в космос».

 

Трижды Герой Алеександр Покрышкин

19 сентября 1944 года советскому воздушному асу Александру Ивановичу Покрышкину в Кремле была вручена третья Золотая Звезда Героя Советского Союза.

Трижды Герой Алеександр Покрышкин

19 сентября 1944 года советскому воздушному асу Александру Ивановичу Покрышкину в Кремле была вручена третья Золотая Звезда Героя Советского Союза.

 Он единственный человек, кто в годы войны стал трижды Героем. Жуков, Кожедуб и другие получили по третьей Звезде  уже после Победы.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии