RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Герой России Олег Пешков
28 ноября 2015 г.

Герой России Олег Пешков

Командир Су-24, подло сбитого турками, подполковник Олег Анатольевич Пешков был расстрелян террористами, когда спускался на парашюте.
Смертью таких не взять!
6 апреля 2016 г.

Смертью таких не взять!

Голливудский Рембо — это для американцев и их марионеток. У русских настоящие герои - были, есть и будут всегда!
«Адмирал Григорович»: курс на Черноморский  флот!
15 марта 2016 г.

«Адмирал Григорович»: курс на Черноморский флот!

Над головным фрегатом проекта 11356, который построен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь», взвился Андреевский флаг
Продовольственная безопасность России
6 июля 2015 г.

Продовольственная безопасность России

Решение Запада о продлении экономических санкций против России до 31 января 2016 года открывает дополнительные возможности комплексного продовольственного импортозамещения в России.
Памяти Евгения Михайловича Ряпова
27 февраля 2018 г.

Памяти Евгения Михайловича Ряпова

Горестная весть пришла в РГК: 23 февраля 2018 года скончался хорошо известный и любимый нашими читателями русский поэт Евгений Михайлович Ряпов
Главная » Герои нашего времени » Конец злоключениям «Булавы»

Конец злоключениям «Булавы»

30 октября стратегическая атомная подлодка "Юрий Долгорукий" проекта 955 (класса "Борей") произвела удачный пуск новой межконтинентальной баллистической ракеты по полигону Кура на Камчатке из акватории Баренцева моря

Эта стрельба имеет ряд важных особенностей.
Конец злоключениям «Булавы»

Впервые при запуске "Булавы" подводный крейсер класса "Борей" имел на борту полный боекомплект в 16 ракет. Минобороны так прокомментировало свой успех: "Стрельба выполнена из подводного положения. Параметры траектории полета МБР "Булава" отработаны в штатном режиме. По подтвержденным данным объективного контроля, боевые блоки ракеты успешно прибыли на полигон Кура на Камчатке... Особенностями этого запуска, кроме полного комплекта ракет на субмарине, стало также то, что стрельба ракетой впервые выполнена в соответствии с планом боевой подготовки после вхождения подводного ракетного крейсера стратегического назначения "Юрий Долгорукий" в состав подводных сил Северного флота". Напомню, все предыдущие стрельбы "Булавой" выполнялись в рамках программы летно-конструкторских испытаний ракетного комплекса.

Нужно сказать, что этот проект с самого начала пошел наперекосяк. По причинам, о которых можно только догадываться, госзаказ на создание этой морской ракеты отдали сугубо сухопутному Московскому институту теплотехники, который никогда ничем подобным не занимался. Естественно, там наделали столько ошибок, что руководство страны вынуждено было снять с должности гендиректора этого учреждения Соломонова и укрепить институт кадрами. Но многие эксперты высказывали мнение, что проблемы с «Булавой» имеют глобальный характер, свидетельствуют об основательном разрушении технологического потенциала России за годы рыночных реформ, и наша промышленность теперь не в состоянии создать принципиально новый для нее тип современной ракеты.

Недавно на эту тему мне довелось побеседовать с бывшим главнокомандующим ВМФ СССР адмиралом флота Владимиром Николаевичем Чернавиным. Он рассказал о многих малоизвестных широкому читателю злоключениях «Булавы».

Так сложилось, что на советском флоте с самого начала пошли по пути разработки и эксплуатации ракет на жидкостном топливе. А это очень опасный «груз» для экипажей атомных подводных лодок. Применяемые в ракетах жидкости настолько агрессивны, что прожигают металл. К тому же они чрезвычайно ядовиты.

В советское время на атомных подводных лодках 941 проекта впервые установили твердотопливные ракеты. Но тогда по технологическим причинам наша промышленность могла их изготавливать только в очень больших габаритах. АПЛ 941 проекта имела 20 ракет по 90 тонн весом каждая. И каждая несла по 10 ядерных зарядов с индивидуальным самонаведением и большой точностью поражения. То есть, одна АПЛ могла уничтожить до 200 значимых целей, можно сказать, городов. Все эти ракеты делал крупнейший конструктор ракетно-космической техники Владимир Челомей и его фирма в Миасе.

- Еще когда я был главкомом ВМФ СССР, - вспомнил Чернавин, - мы начали разрабатывать ракету, подобную «Булаве», взамен наших тяжелых ракет на лодках 941 проекта. К сожалению, после смерти Челомея, нарушилась преемственность. Возглавил фирму один из помощников Челомея. Мы давали ему большие средства на совершенствование этой тяжелой ракеты — уменьшение габаритов, повышение точности. С развалом СССР эти работы приостановились. А когда руководство страны решило их возобновить, за основу взяли не морскую ракету, а сухопутную - «Тополь М». Соответственно, сменили конструкторское бюро. Задумка была соблазнительной — сделать одну универсальную ракету и для сухопутчиков, и для моряков. Это значительно удешевило бы производство. Не учили того, что фирма, которая делала «Тополя», о морских ракетах никакого представления не имела. Помню курьезный случай. Когда специалисты «Тополей» узнали, что лодочная ракета должна запускаться во время движения АПЛ, они за голову схватились. Ведь «Тополь» стреляет с неподвижной платформы. Всё нужно было кардинально менять в расчетах. Сухопутное КБ встретилось с проблемами, которые Челомей уже решил, а тут предстояло изобретать велосипед. Другая, мягко говоря, ошибка была допущена при удешевлении самого хода разработки ракеты. У Челомея было отлажено так. После создания образца начинались так называемые бросковые испытания. Для этого на Черном море у нас была специально переоборудована старая дизельная подводная лодка. В неё вставили ракетную шахту. Из неё выбрасывалась ракета, в которой включалась аппаратура. Таких испытаний нужно было не менее двух. Только после этого переходили к другим испытаниям, которых было множество. «Рыночное сознание» в новых российских условиях подсказало руководителям проекта идею экономии на испытаниях. Никаких предварительных испытаний, а сразу ставить «Булаву» на подводную лодку и все мероприятия проводить одним махом, пропустив некоторые испытательные этапы. Теперь мы все видим, в какую «копеечку» для государства стало это «удешевление». Испытаниям конца не видно, а «Булава» не летит. Но отступать некогда. Хотим мы этого или не хотим, но доводить до ума «Булаву» придется. И разработчика некогда менять. Сухопутчики уже столько набили шишек, что в основном набрались опыта и доведут дело до конца, однако это опять-таки будет стоить немалых денег. Но теперь уже меньше, чем если бы мы сегодня запустили разработку ракеты с нуля. Конечно, в принципе морскую ракету не нужно было давать этим людям строить. Теперь приходится выкручиваться. И сорить средствами. Но, уверен, «Булаву» все-таки заставят летать.

И вот заставили-таки. Напомню: всего с 2005 года было произведено 19 испытательных запусков, из них 8 были признаны успешными, остальные оказались частично успешными или неудачными, происходили отказы в системах управления, разведения боеголовок, двигателях второй и третьей ступени. В результате принятие ракеты на вооружение откладывалось, несмотря на то, что первые РПКСН класса "Борей" (К-535 "Юрий Долгорукий" и К-550 "Александр Невский") в 2013 году уже вошли в состав ВМФ России.
Судя по всему, теперь «Булава» будет полностью принята на вооружение.

Справка
Головной ракетоносец проекта 955 "Борей" - "Юрий Долгорукий" - был передан ВМФ России в начале 2013 года. Каждая подлодка этого класса может нести 16 ракет "Булава" с разделяющейся головной частью, дальность полета ракеты зависит от оснащения и может достигать 11 тыс. км. Ожидается, что вооруженные "Булавой" "Бореи" составят основу морских стратегических ядерных сил России до 2025-2030 годов.

Р-30 "Булава" - российская межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) морского базирования в составе пускового комплекса Д-30. Предназначена для вооружения ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проектов 09550, 09551 и 09552 "Борей", испытания также проводятся на модернизированной АПЛ ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула".

Тактико-технические характеристики "Булавы" официально не публиковались. По данным различных СМИ, МБР представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету, которая может нести от шести до десяти ядерных блоков индивидуального наведения. Стартовая масса - около 36,8 т, забрасываемый вес - 1150 кг, длина в пусковом контейнере - 12,1 м. По данным СМИ, максимальная дальность - от 8 до 11 тыс. км. Круговое вероятное отклонение (показатель точности стрельбы, означает радиус окружности, очерченной вокруг цели, в которую должно попасть 50% боеголовок) ракеты, по оценкам специалистов, может составлять около 250-300 м.

Сергей Турченко
30 октября 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 ноября
среда
2018

В этот день:

Памяти генерал-адмирала Апраксина

21 ноября 1728 года скончался Фёдор Матвеевич Апраксин (род. 1661), сподвижник Петра I, один из создателей русского военного флота, генерал-адмирал, командующий русским флотом в Северной войне и Персидском походе, первый президент Адмиралтейств-коллегии.

Памяти генерал-адмирала Апраксина

21 ноября 1728 года скончался Фёдор Матвеевич Апраксин (род. 1661), сподвижник Петра I, один из создателей русского военного флота, генерал-адмирал, командующий русским флотом в Северной войне и Персидском походе, первый президент Адмиралтейств-коллегии.

Дворянский род Апраксиных считал своим предком татарского мурзу Солохмира, который в 1371 году ушел из Орды в Рязань. В конце XV века предки Апраксина переехали в Москву и начали служить Ивану III. Федор с ранних лет участвовал в забавах царя Петра I в составе потешных полков. В 1692 году назначен воеводой в Архангельск. В этой должности построил корабль, который послал для торговли за море, чем доставил величайшее удовольствие Петру I. Участвовал в Азовских походах Петра, после взятия Азова (1696) получил чин полковника.

В 1697 году, накануне путешествия Петра за границу, ему был поручен главный надзор за судостроением в Воронеже. В 1700 году назначен главой Адмиралтейского приказа и губернатором крепости Азов.

В 1713 году во главе галерного флота взял города Гельсингфорс и Борго. В 1714 году командовал русским флотом, действовавшим у шведских берегов. Под его командованием была одержана решительная победа в морском сражении у мыса Гангут 27 июля (7 августа) 1714 года. С 1718 года до самой смерти исправлял должность президента Адмиралтейств-коллегии, в 1719 году одновременно назначен губернатором Эстляндии.

В 1722 году участвовал в Персидском походе Петра I, весной 1723 года вернулся с Петром в Санкт-Петербург и возглавил Балтийский флот.

Союз русского народа

21 ноября 1905 года в Петербурге учреждён Союз русского народа – единственная общественно-политическая организация, представляющая интересы коренной, государство-образующей нации России. После 1917 года распущена. В 2005 году восстановлена.

"Кольцо" для фельдмаршала Паулюса

21 ноября 1942 года блокирована немецкая 6-я армия Ф. Паулюса

"Кольцо" для фельдмаршала Паулюса

21 ноября 1942 года блокирована немецкая 6-я армия Ф. Паулюса

С 24 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года советскими войсками была проведена операция «Кольцо», в результате которой значительно поредевшия армия паулюса капитулировала. В плен были взяты более 2500 офицеров и 24 генерала 6-й армии. Всего же пленено свыше 91 тыс. солдат и офицеров вермахта. Капитулировали в общей сложности двадцать немецких дивизий: 14-я, 16-я и 24-я танковые, 3-я, 29-я и 60-я моторизованные пехотные, 100-я егерская, 44-я, 71-я, 76-я, 79-я, 94-я, 113-я, 295-я, 297-я, 305-я, 371-я, 376-я, 384-я, 389-я пехотные дивизии. Кроме того, сдались румынские 1-я кавалерийская и 20-я пехотная дивизии. В составе 100-й егерской сдался хорватский полк. Также капитулировали 91-й полк ПВО, 243-й и 245-й отдельные батальоны штурмовых орудий, 2-й и 51-й полки реактивных минометов.

Плененный Паулюс не долго показывал спесь. Вскоре он подписал обращение «К военнопленным немецким солдатам и офицерам и к немецкому народу», в котором говорилось буквально следующее: «Считаю своим долгом заявить, что Германия должна устранить Адольфа Гитлера и установить новое государственное руководство, которое закончит войну и создаст условия, обеспечивающие нашему народу дальнейшее существование и восстановление мирных и дружественных отношений с нынешним противником». Через четыре дня он вступил в «Союз немецких офицеров». Потом — в Национальный комитет «Свободная Германия». С этого момента он становится одним из самых активных пропагандистов в борьбе с нацизмом. Регулярно выступает по радио, ставит свои подписи на листовках, призывая солдат вермахта переходить на сторону русских. Паулюс выступал в качестве свидетеля на Нюрнбергском процессе.
В плену Паулюс полюбил советскую действительность. После смерти Сталина ему разрешили уехать в Восточную Германию, где он до своей кончины в 1957 году верно служил коммунистической идее, выступая с лекциями на эту тему.

Космонавт Константин Феоктистов

21 ноября 2009 года умер Константин Петрович Феоктистов (р. 1926), участник Великой Отечественной войны, лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, доктор технических наук, профессор.

Космонавт Константин Феоктистов

21 ноября 2009 года умер Константин Петрович Феоктистов (р. 1926), участник Великой Отечественной войны, лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, доктор технических наук, профессор.

 Член первого в истории освоения космоса экипажа из трёх человек (вместе с Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым).

В 1949 году окончил МВТУ им. Н. Э. Баумана. Работал в различных научно-исследовательских организациях. Один из главных создателей космического корабля «Восток», на котором был осуществлён первый полёт человека в космос. С 1964 года в отряде космонавтов. К. П. Феоктистов был первым в мире космонавтом без военного звания и единственным в истории советской космонавтики беспартийным, совершившим космический полёт. Входил в состав первого группового экипажа (вместе с В. Комаровым и Б. Егоровым), который 12—13 октября 1964 года совершил полёт на первом аппарате новой серии «Восход» (впервые — без скафандров). К. П. Феоктистов был первым конструктором космических кораблей, опробовавшим своё детище «в деле». С 1990 года преподавал в МГТУ им. Баумана.

Умер в возрасте 83 лет. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии