RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Гибель дублера Гагарина
18 февраля 2016 г.

Гибель дублера Гагарина

Почему капитан ВВС Григорий Нелюбов не полетел в космос
Подвиг лейтенанта Яфарова
6 марта 2015 г.

Подвиг лейтенанта Яфарова

6 марта 2000 года геройски погиб в бою с бандитами командир взвода специального назначения Джафяс Джафярович Яфаров
Русский Донбасс
26 мая 2014 г.

Русский Донбасс

Беседа с героем современного антифашистского Сопротивления
Молодые юбиляры
30 июня 2015 г.

Молодые юбиляры

40-летие офицера-ракетчика в запасе Александра Макарова и его супруги ознаменовано решением Владимира Путина поставить в Ракетные войска стратегического назначения 40 новейших баллистических ракет
«Меч» Тамерлана
19 октября 2014 г.

«Меч» Тамерлана

80 лет назад, 19 октября 1934 года, родился российский конструктор боевой техники Тамерлан Османович Бекирбаев
Главная » Герои нашего времени » Конец злоключениям «Булавы»

Конец злоключениям «Булавы»

30 октября стратегическая атомная подлодка "Юрий Долгорукий" проекта 955 (класса "Борей") произвела удачный пуск новой межконтинентальной баллистической ракеты по полигону Кура на Камчатке из акватории Баренцева моря

Эта стрельба имеет ряд важных особенностей.
Конец злоключениям «Булавы»

Впервые при запуске "Булавы" подводный крейсер класса "Борей" имел на борту полный боекомплект в 16 ракет. Минобороны так прокомментировало свой успех: "Стрельба выполнена из подводного положения. Параметры траектории полета МБР "Булава" отработаны в штатном режиме. По подтвержденным данным объективного контроля, боевые блоки ракеты успешно прибыли на полигон Кура на Камчатке... Особенностями этого запуска, кроме полного комплекта ракет на субмарине, стало также то, что стрельба ракетой впервые выполнена в соответствии с планом боевой подготовки после вхождения подводного ракетного крейсера стратегического назначения "Юрий Долгорукий" в состав подводных сил Северного флота". Напомню, все предыдущие стрельбы "Булавой" выполнялись в рамках программы летно-конструкторских испытаний ракетного комплекса.

Нужно сказать, что этот проект с самого начала пошел наперекосяк. По причинам, о которых можно только догадываться, госзаказ на создание этой морской ракеты отдали сугубо сухопутному Московскому институту теплотехники, который никогда ничем подобным не занимался. Естественно, там наделали столько ошибок, что руководство страны вынуждено было снять с должности гендиректора этого учреждения Соломонова и укрепить институт кадрами. Но многие эксперты высказывали мнение, что проблемы с «Булавой» имеют глобальный характер, свидетельствуют об основательном разрушении технологического потенциала России за годы рыночных реформ, и наша промышленность теперь не в состоянии создать принципиально новый для нее тип современной ракеты.

Недавно на эту тему мне довелось побеседовать с бывшим главнокомандующим ВМФ СССР адмиралом флота Владимиром Николаевичем Чернавиным. Он рассказал о многих малоизвестных широкому читателю злоключениях «Булавы».

Так сложилось, что на советском флоте с самого начала пошли по пути разработки и эксплуатации ракет на жидкостном топливе. А это очень опасный «груз» для экипажей атомных подводных лодок. Применяемые в ракетах жидкости настолько агрессивны, что прожигают металл. К тому же они чрезвычайно ядовиты.

В советское время на атомных подводных лодках 941 проекта впервые установили твердотопливные ракеты. Но тогда по технологическим причинам наша промышленность могла их изготавливать только в очень больших габаритах. АПЛ 941 проекта имела 20 ракет по 90 тонн весом каждая. И каждая несла по 10 ядерных зарядов с индивидуальным самонаведением и большой точностью поражения. То есть, одна АПЛ могла уничтожить до 200 значимых целей, можно сказать, городов. Все эти ракеты делал крупнейший конструктор ракетно-космической техники Владимир Челомей и его фирма в Миасе.

- Еще когда я был главкомом ВМФ СССР, - вспомнил Чернавин, - мы начали разрабатывать ракету, подобную «Булаве», взамен наших тяжелых ракет на лодках 941 проекта. К сожалению, после смерти Челомея, нарушилась преемственность. Возглавил фирму один из помощников Челомея. Мы давали ему большие средства на совершенствование этой тяжелой ракеты — уменьшение габаритов, повышение точности. С развалом СССР эти работы приостановились. А когда руководство страны решило их возобновить, за основу взяли не морскую ракету, а сухопутную - «Тополь М». Соответственно, сменили конструкторское бюро. Задумка была соблазнительной — сделать одну универсальную ракету и для сухопутчиков, и для моряков. Это значительно удешевило бы производство. Не учили того, что фирма, которая делала «Тополя», о морских ракетах никакого представления не имела. Помню курьезный случай. Когда специалисты «Тополей» узнали, что лодочная ракета должна запускаться во время движения АПЛ, они за голову схватились. Ведь «Тополь» стреляет с неподвижной платформы. Всё нужно было кардинально менять в расчетах. Сухопутное КБ встретилось с проблемами, которые Челомей уже решил, а тут предстояло изобретать велосипед. Другая, мягко говоря, ошибка была допущена при удешевлении самого хода разработки ракеты. У Челомея было отлажено так. После создания образца начинались так называемые бросковые испытания. Для этого на Черном море у нас была специально переоборудована старая дизельная подводная лодка. В неё вставили ракетную шахту. Из неё выбрасывалась ракета, в которой включалась аппаратура. Таких испытаний нужно было не менее двух. Только после этого переходили к другим испытаниям, которых было множество. «Рыночное сознание» в новых российских условиях подсказало руководителям проекта идею экономии на испытаниях. Никаких предварительных испытаний, а сразу ставить «Булаву» на подводную лодку и все мероприятия проводить одним махом, пропустив некоторые испытательные этапы. Теперь мы все видим, в какую «копеечку» для государства стало это «удешевление». Испытаниям конца не видно, а «Булава» не летит. Но отступать некогда. Хотим мы этого или не хотим, но доводить до ума «Булаву» придется. И разработчика некогда менять. Сухопутчики уже столько набили шишек, что в основном набрались опыта и доведут дело до конца, однако это опять-таки будет стоить немалых денег. Но теперь уже меньше, чем если бы мы сегодня запустили разработку ракеты с нуля. Конечно, в принципе морскую ракету не нужно было давать этим людям строить. Теперь приходится выкручиваться. И сорить средствами. Но, уверен, «Булаву» все-таки заставят летать.

И вот заставили-таки. Напомню: всего с 2005 года было произведено 19 испытательных запусков, из них 8 были признаны успешными, остальные оказались частично успешными или неудачными, происходили отказы в системах управления, разведения боеголовок, двигателях второй и третьей ступени. В результате принятие ракеты на вооружение откладывалось, несмотря на то, что первые РПКСН класса "Борей" (К-535 "Юрий Долгорукий" и К-550 "Александр Невский") в 2013 году уже вошли в состав ВМФ России.
Судя по всему, теперь «Булава» будет полностью принята на вооружение.

Справка
Головной ракетоносец проекта 955 "Борей" - "Юрий Долгорукий" - был передан ВМФ России в начале 2013 года. Каждая подлодка этого класса может нести 16 ракет "Булава" с разделяющейся головной частью, дальность полета ракеты зависит от оснащения и может достигать 11 тыс. км. Ожидается, что вооруженные "Булавой" "Бореи" составят основу морских стратегических ядерных сил России до 2025-2030 годов.

Р-30 "Булава" - российская межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) морского базирования в составе пускового комплекса Д-30. Предназначена для вооружения ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проектов 09550, 09551 и 09552 "Борей", испытания также проводятся на модернизированной АПЛ ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула".

Тактико-технические характеристики "Булавы" официально не публиковались. По данным различных СМИ, МБР представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету, которая может нести от шести до десяти ядерных блоков индивидуального наведения. Стартовая масса - около 36,8 т, забрасываемый вес - 1150 кг, длина в пусковом контейнере - 12,1 м. По данным СМИ, максимальная дальность - от 8 до 11 тыс. км. Круговое вероятное отклонение (показатель точности стрельбы, означает радиус окружности, очерченной вокруг цели, в которую должно попасть 50% боеголовок) ракеты, по оценкам специалистов, может составлять около 250-300 м.

Сергей Турченко
30 октября 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 ноября
четверг
2017

В этот день:

Маршал Советского Союза Малиновский

23 ноября 1898 года родился Родион Яковлевич Малиновский (ум. 1967), советский военачальник и государственный деятель, полководец Великой Отечественной войны, Маршал Советского Союза (1944), дважды Герой Советского Союза, Народный герой Югославии, министр обороны СССР (1957—1967).

Маршал Советского Союза Малиновский

23 ноября 1898 года родился Родион Яковлевич Малиновский (ум. 1967), советский военачальник и государственный деятель, полководец Великой Отечественной войны, Маршал Советского Союза (1944), дважды Герой Советского Союза, Народный герой Югославии, министр обороны СССР (1957—1967).

Родион Малиновский родился вне брака 22 ноября 1898 года в Одессе. Мать — Варвара Николаевна Малиновская — украинка, предполагаемый отец — Яким (Яков) Иванович Бунин, одесский полицмейстер.

В 1914 году 16-летний Родион уговорил солдат, отправляющихся на фронт Первой мировой войны, взять его в воинский эшелон, после чего был зачислен подносчиком патронов в пулемётную команду. В сентябре 1915 года был тяжело ранен под Сморгонью (два осколка попали в спину, один — в ногу) и получил первую боевую награду — Георгиевский крест 4-й степени.

После 1917 года вступил в Красную Армию, принял участие в Гражданской войне. Когда она окончилась, служил и учился: сначала в школе младшего комсостава, потом в Военной академии имени М. В. Фрунзе. В 1937—1938 годах полковник Малиновский воевал в Испании в качестве военного советника во время испанской Гражданской войны (псевдоним «полковник Малино»). Там был награждён двумя орденами.

Великую Отечественную войну встретил в должности командира 48-го стрелкового корпуса в молдавском городе Бельцы. С августа 1941 года командовал 6-й армией, а в декабре 1941 года был назначен командующим Южным фронтом. После поражения под Харьковом Малиновский был снят с должности и назначен с понижением командующим 66-й армией, действовавшей севернее Сталинграда. С октября 1942 года — заместитель командующего войсками Воронежского фронта. С ноября 1942 года — командующий войсками 2-й гвардейской армии. На этом посту он вновь проявил себя с наилучшей стороны: войска армии выдвигались на ростовское направление, когда ударная группировка немецкого генерала Манштейна нанесла удар с юга в направлении на Сталинград, имея задачу прорвать советское кольцо окружения вокруг 6-й армии Паулюса. Пока советский генерал Александр Василевский доказывал И. В. Сталину необходимость привлечь армию Малиновского к отражению немецкого удара, Малиновский по собственной инициативе остановил движение армии и развернул её в боевые порядки. Инициативные действия Малиновского и героизм личного состава возглавляемой им армии сыграли большую роль в победе в Котельниковской операции и, как следствие, в Сталинградской битве.

В феврале 1943 года Сталин вновь вернул Малиновского на должность командующего войсками Южного фронта. На этом посту ему удалось освободить Ростов-на-Дону. С марта 1943 года командовал войсками Юго-Западного фронта, с октября 1943 года переименованного в 3-й Украинский фронт. На этом посту самостоятельно и во взаимодействии с другими фронтами в период с августа 1943 по апрель 1944 года провёл Донбасскую, Нижне-Днепровскую, Запорожскую, Никопольско-Криворожскую, Березнеговато-Снигиревскую, Одесскую наступательные операции. В результате были освобождены Донбасс и вся Южная Украина. В апреле 1944 года ему довелось освободить свой родной город Одессу. В мае 1944 года Малиновский был назначен командующим 2-м Украинским фронтом, который вместе с 3-м Украинским фронтом (под командованием Фёдора Толбухина) разгромил войска германской группы армий «Южная Украина» в ходе Ясско-Кишинёвской стратегической операции. Это принудило Румынию выйти из союза с Германией. 10 сентября 1944 года Малиновскому было присвоено воинское звание «Маршал Советского Союза». В октябре 1944 года Малиновский нанес противнику жестокое поражение в восточной Венгрии и вышел на ближние подступы к Будапешту. В ходе битвы за Будапешт удалось сначала окружить, а потом уничтожить почти 200-тысячную группировку врага. Весной 1945 года во взаимодействии с войсками Фёдора Толбухина фронт Родиона Малиновского успешно провёл Венскую операцию, по существу ликвидировав немецкий фронт в Австрии и соединившись с войсками союзников. За это Малиновский был удостоен высшего советского полководческого ордена «Победа».

Закончил Великую Отечественную войну в Австрии и Чехословакии. Тут же был переведён на Дальний Восток, где в ходе советско-японской войны вступил в командование Забайкальским фронтом. Фронт неожиданно для японского командования прорвался через пустыню Гоби в центральную часть Маньчжурии, довершив окружение и полный разгром японских войск. Малиновскому за эту операцию было присвоено звание Героя Советского Союза.

Потом служил на Дальнем Востоке, был заместителем министра обороны Г.К. Жукова. Запятнал себя на октябрьском (1957) пленуме ЦК КПСС, где обсуждался вопрос о снятии Г. К. Жукова с поста министра обороны СССР. Под давлением Хрущева выступил с критикой своего непосредственного начальника. За что был назначен министром обороны СССР (вместо Жукова) и оставался на этой должности до своей смерти 31 марта 1967 года.

 

Космонавт Владислав Волков

23 ноября 1935 года родился космонавт СССР Владислав Николаевич Волков (погиб 30 июня 1971), дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Владислав Волков

23 ноября 1935 года родился космонавт СССР Владислав Николаевич Волков (погиб 30 июня 1971), дважды Герой Советского Союза.

 В 1953 году поступил в Московский авиационный институт. В 1959 году начал работу в ОКБ-1 (КБ Королева), участвовал в создании многих образцов космической техники, в том числе космических кораблей Восток и Восход. В 1966 году зачислен в отряд космонавтов (группа гражданских специалистов № 2). В 1969 годусовершил свой первый полёт в качестве бортинженера корабля «Союз-7» (12—17 октября). Полёт продолжался 4 суток 22 часа 40 минут 23 секунды. В 1971 году совершил полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полёт продолжался 23 дня 18 часов 21 минуту 43 секунды. При спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата Союз-11, экипаж, в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.

Гибель разведчицы Лизы Чайкиной

23 ноября 1941 года в городе Пено Калининской (ныне — Тверской) области была расстреляна партизанская разведчица и командир подпольной комсомольской организации Лиза Чайкина.

Гибель разведчицы Лизы Чайкиной

23 ноября 1941 года в городе Пено Калининской (ныне — Тверской) области была расстреляна партизанская разведчица и командир подпольной комсомольской организации Лиза Чайкина.

Она родилась 28 августа 1918 года в деревне Руно Пеновского района Калиниской области. Во время Великой Отечественной войны секретарь Пеновского райкома ВЛКСМ Лиза Чайкина возглавляла подпольную организацию молодёжи, принимала активное участие в операциях партизанского отряда, действовавшего на территории Великолукской и Калининской областей.

22 ноября 1941 года Лиза Чайкина отправилась из партизанского отряда в Пено с целью разведки численности вражеского гарнизона. По пути она зашла на хутор Красное Покатище к своей подруге, где её заметил староста и донёс немцам. Немцы ворвались в дом Купровых, расстреляли семью, а Лизу Чайкину увезли в Пено. Даже под пытками она отказалась выдать информацию о местонахождении партизанского отряда и была расстреляна 23 ноября 1941 года.

Звание Героя Советского Союза Елизавете Ивановне Чайкиной присвоено посмертно 6 марта 1942 года.

 

Майор Петров сбит своими

23 ноября 1941 года погиб Пётр Михайлович Петров (р. 1910), командир 254-го истребительного авиационного полка, майор, Герой Советского Союза.

Майор Петров сбит своими

23 ноября 1941 года погиб Пётр Михайлович Петров (р. 1910), командир 254-го истребительного авиационного полка, майор, Герой Советского Союза.

 Пётр Михайлович Петров родился в городе Петрозаводске в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ, работал слесарем в депо железнодорожной станции Петрозаводск.

В РККА с 1929 года. В 1931 году окончил Ленинградскую военно-техническую школу ВВС, служил техником авиаотряда в Московском военном округе. Член ВКП(б) с 1932 года. В 1936 году окончил Борисоглебскую военно-авиационную школу, продолжил службу лётчиком-истребителем в частях Ленинградского военного округа. Участник советско-финской войны 1939—1940 годов. Командир эскадрильи 68-го отдельного истребительного авиационного полка 13-ой армии Северо-Западного фронта капитан П. М. Петров, выполняя боевое задание, 17 февраля 1940 года совершил посадку на замёрзшее озеро Муола-Ярви и под огнём противника принял на лыжу своего истребителя штурмана с подбитого советского бомбардировщика и вывез его в расположение советских войск. За этот подвиг 7 апреля 1940 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

На фронтах Великой Отечественной войны с 28 июня 1941 года. Командир 254 истребительного авиационного полка майор Петров был сбит зенитно-пушечным огнём своих войск 23 ноября 1941 год на станции Алексеевка Курской области. Похоронен в братской могиле №18, рядом с центральным гражданским кладбищем в посёлке Уразово Валуйского района Белгородской области.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии