RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Неизбежность войны
6 мая 2014 г.

Неизбежность войны

ЗУБР: засечка угроз безопасности России — обстановка на 6 мая 2014 года
Пора расследовать катастрофу «Боинга»
21 июля 2014 г.

Пора расследовать катастрофу «Боинга»

Идет пятый день после трагедии в небе Донбасса, а Европа так и не приступила по-настоящему не только к выяснению её обстоятельств, но и к опознанию жертв
Командир несчастной «Нерпы»
29 апреля 2014 г.

Командир несчастной «Нерпы»

29 апреля 2013 года военный суд Тихоокеанского флота объявил оправдательный приговор капитану первого ранга Дмитрию Лаврентьеву, которого несправедливо обвиняли в аварии на атомной субмарине
Непокорная Лебедь
20 ноября 2015 г.

Непокорная Лебедь

20 ноября 2015 года – 90 лет со дня рождения великой балерины Майи Плисецкой
Генерал-полковник в рясе
6 апреля 2014 г.

Генерал-полковник в рясе

7 апреля 1947 года родился Юрий Леонидович Шевченко, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН
Главная » Герои нашего времени » Конец злоключениям «Булавы»

Конец злоключениям «Булавы»

30 октября стратегическая атомная подлодка "Юрий Долгорукий" проекта 955 (класса "Борей") произвела удачный пуск новой межконтинентальной баллистической ракеты по полигону Кура на Камчатке из акватории Баренцева моря

Эта стрельба имеет ряд важных особенностей.
Конец злоключениям «Булавы»

Впервые при запуске "Булавы" подводный крейсер класса "Борей" имел на борту полный боекомплект в 16 ракет. Минобороны так прокомментировало свой успех: "Стрельба выполнена из подводного положения. Параметры траектории полета МБР "Булава" отработаны в штатном режиме. По подтвержденным данным объективного контроля, боевые блоки ракеты успешно прибыли на полигон Кура на Камчатке... Особенностями этого запуска, кроме полного комплекта ракет на субмарине, стало также то, что стрельба ракетой впервые выполнена в соответствии с планом боевой подготовки после вхождения подводного ракетного крейсера стратегического назначения "Юрий Долгорукий" в состав подводных сил Северного флота". Напомню, все предыдущие стрельбы "Булавой" выполнялись в рамках программы летно-конструкторских испытаний ракетного комплекса.

Нужно сказать, что этот проект с самого начала пошел наперекосяк. По причинам, о которых можно только догадываться, госзаказ на создание этой морской ракеты отдали сугубо сухопутному Московскому институту теплотехники, который никогда ничем подобным не занимался. Естественно, там наделали столько ошибок, что руководство страны вынуждено было снять с должности гендиректора этого учреждения Соломонова и укрепить институт кадрами. Но многие эксперты высказывали мнение, что проблемы с «Булавой» имеют глобальный характер, свидетельствуют об основательном разрушении технологического потенциала России за годы рыночных реформ, и наша промышленность теперь не в состоянии создать принципиально новый для нее тип современной ракеты.

Недавно на эту тему мне довелось побеседовать с бывшим главнокомандующим ВМФ СССР адмиралом флота Владимиром Николаевичем Чернавиным. Он рассказал о многих малоизвестных широкому читателю злоключениях «Булавы».

Так сложилось, что на советском флоте с самого начала пошли по пути разработки и эксплуатации ракет на жидкостном топливе. А это очень опасный «груз» для экипажей атомных подводных лодок. Применяемые в ракетах жидкости настолько агрессивны, что прожигают металл. К тому же они чрезвычайно ядовиты.

В советское время на атомных подводных лодках 941 проекта впервые установили твердотопливные ракеты. Но тогда по технологическим причинам наша промышленность могла их изготавливать только в очень больших габаритах. АПЛ 941 проекта имела 20 ракет по 90 тонн весом каждая. И каждая несла по 10 ядерных зарядов с индивидуальным самонаведением и большой точностью поражения. То есть, одна АПЛ могла уничтожить до 200 значимых целей, можно сказать, городов. Все эти ракеты делал крупнейший конструктор ракетно-космической техники Владимир Челомей и его фирма в Миасе.

- Еще когда я был главкомом ВМФ СССР, - вспомнил Чернавин, - мы начали разрабатывать ракету, подобную «Булаве», взамен наших тяжелых ракет на лодках 941 проекта. К сожалению, после смерти Челомея, нарушилась преемственность. Возглавил фирму один из помощников Челомея. Мы давали ему большие средства на совершенствование этой тяжелой ракеты — уменьшение габаритов, повышение точности. С развалом СССР эти работы приостановились. А когда руководство страны решило их возобновить, за основу взяли не морскую ракету, а сухопутную - «Тополь М». Соответственно, сменили конструкторское бюро. Задумка была соблазнительной — сделать одну универсальную ракету и для сухопутчиков, и для моряков. Это значительно удешевило бы производство. Не учили того, что фирма, которая делала «Тополя», о морских ракетах никакого представления не имела. Помню курьезный случай. Когда специалисты «Тополей» узнали, что лодочная ракета должна запускаться во время движения АПЛ, они за голову схватились. Ведь «Тополь» стреляет с неподвижной платформы. Всё нужно было кардинально менять в расчетах. Сухопутное КБ встретилось с проблемами, которые Челомей уже решил, а тут предстояло изобретать велосипед. Другая, мягко говоря, ошибка была допущена при удешевлении самого хода разработки ракеты. У Челомея было отлажено так. После создания образца начинались так называемые бросковые испытания. Для этого на Черном море у нас была специально переоборудована старая дизельная подводная лодка. В неё вставили ракетную шахту. Из неё выбрасывалась ракета, в которой включалась аппаратура. Таких испытаний нужно было не менее двух. Только после этого переходили к другим испытаниям, которых было множество. «Рыночное сознание» в новых российских условиях подсказало руководителям проекта идею экономии на испытаниях. Никаких предварительных испытаний, а сразу ставить «Булаву» на подводную лодку и все мероприятия проводить одним махом, пропустив некоторые испытательные этапы. Теперь мы все видим, в какую «копеечку» для государства стало это «удешевление». Испытаниям конца не видно, а «Булава» не летит. Но отступать некогда. Хотим мы этого или не хотим, но доводить до ума «Булаву» придется. И разработчика некогда менять. Сухопутчики уже столько набили шишек, что в основном набрались опыта и доведут дело до конца, однако это опять-таки будет стоить немалых денег. Но теперь уже меньше, чем если бы мы сегодня запустили разработку ракеты с нуля. Конечно, в принципе морскую ракету не нужно было давать этим людям строить. Теперь приходится выкручиваться. И сорить средствами. Но, уверен, «Булаву» все-таки заставят летать.

И вот заставили-таки. Напомню: всего с 2005 года было произведено 19 испытательных запусков, из них 8 были признаны успешными, остальные оказались частично успешными или неудачными, происходили отказы в системах управления, разведения боеголовок, двигателях второй и третьей ступени. В результате принятие ракеты на вооружение откладывалось, несмотря на то, что первые РПКСН класса "Борей" (К-535 "Юрий Долгорукий" и К-550 "Александр Невский") в 2013 году уже вошли в состав ВМФ России.
Судя по всему, теперь «Булава» будет полностью принята на вооружение.

Справка
Головной ракетоносец проекта 955 "Борей" - "Юрий Долгорукий" - был передан ВМФ России в начале 2013 года. Каждая подлодка этого класса может нести 16 ракет "Булава" с разделяющейся головной частью, дальность полета ракеты зависит от оснащения и может достигать 11 тыс. км. Ожидается, что вооруженные "Булавой" "Бореи" составят основу морских стратегических ядерных сил России до 2025-2030 годов.

Р-30 "Булава" - российская межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) морского базирования в составе пускового комплекса Д-30. Предназначена для вооружения ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проектов 09550, 09551 и 09552 "Борей", испытания также проводятся на модернизированной АПЛ ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула".

Тактико-технические характеристики "Булавы" официально не публиковались. По данным различных СМИ, МБР представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету, которая может нести от шести до десяти ядерных блоков индивидуального наведения. Стартовая масса - около 36,8 т, забрасываемый вес - 1150 кг, длина в пусковом контейнере - 12,1 м. По данным СМИ, максимальная дальность - от 8 до 11 тыс. км. Круговое вероятное отклонение (показатель точности стрельбы, означает радиус окружности, очерченной вокруг цели, в которую должно попасть 50% боеголовок) ракеты, по оценкам специалистов, может составлять около 250-300 м.

Сергей Турченко
30 октября 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
14 декабря
суббота
2019

В этот день:

Конструктор танка Т-80

14 декабря 1931 года родился Николай Сергеевич Попов, создатель танка Т-80.

Конструктор танка Т-80

14 декабря 1931 года родился Николай Сергеевич Попов, создатель танка Т-80.

Николай Сергеевич Попов родился в станице Усть-Лабинская Краснодарского края. Окончил семилетнюю школу, учился в Краснодаре в спецшколе ВВС. В 1950 году поступил в Харьковский политехнический институт и окончил его с отличием в 1955 году. С 1955 года Николай Попов работал в танковом конструкторском бюро Кировского завода в Ленинграде.

В 1968 году он был назначен начальником и главным конструктором КБ, а с 1972 года - генеральным конструктором СКБ «Трансмаш» производственного объединения «Кировский завод». В 1976 году под его руководством был создан танк Т-80, первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем.

Покорение «полюса недоступности»

14 декабря 1958 года третья советская антарктическая экспедиция на санно-гусеничном ходу впервые достигла полюса недоступности Антарктиды

Покорение «полюса недоступности»

14 декабря 1958 года третья советская антарктическая экспедиция на санно-гусеничном ходу впервые достигла полюса недоступности Антарктиды

На станции (дом площадью 24 м²) находились четыре человека, радиостанция и электростанция. Станция использовалась для метеорологических, гляциологических, геомагнитных и актинометрических наблюдений. Была пробурена скважина глубиной 60 метров для измерения температуры снежного покрова, подготовлена взлётно-посадочная полоса, на которую 17 декабря 1958 года сел самолёт Ли-2. На станции также было проведено сейсмозондирование ледникового покрова. Закрыта 26 декабря 1958.

 

Чествование ликвидаторов

14 декабря на Украине -День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Чествование ликвидаторов

14 декабря на Украине -День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 1986 года в Советском Союзе на Чернобыльской атомной электростанции расположенной на территории Украинской ССР произошла самая крупная в истории человечества техногенная катастрофа - Чернобыльская авария. Благодаря самоотверженности ликвидаторов последствий катастрофы, многие из которых заплатили за это жизнями и здоровьем, авария была локализована. 30 ноября 1986 года было закончено строительство саркофага над разрушенным энергоблоком, а спустя две недели, 14 декабря, главная газета КПСС «Правда» и другие центральные издания СССР опубликовали Извещение ЦК КПСС и Совета министров о том, что государственной комиссией был принят в эксплуатацию комплекс защитных сооружений четвёртого энергоблока ЧАЭС. Именно дата публикации этого сообщения, по прочтении которого страна смогла вздохнуть спокойно, и стала «Днём чествования участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС».

По самым скромным оценкам, в ликвидации катастрофы приняли участие не менее 90.000 человек практически всех национальностей СССР. После развала СССР в республиках чествуют ликвидаторов в разные дни.

 

Памяти космического академика

14 декабря 2011 года скончался Борис Евсеевич Черток, советский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва.

Памяти космического академика

14 декабря 2011 года скончался Борис Евсеевич Черток, советский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва.

Он -Герой Социалистического Труда, академик РАН, доктор технических наук, создатель космической техники.

Трудовую деятельность начал электромонтером на авиазаводе. В 1934 году Черток поступил на вечернее отделение в Московский энергетический институт, который окончил в 1940 году. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я. Л. Бибикова.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии он был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. 2 мая 1945 года в звании майора расписался на рейхстаге, что считал счастливейшим достижением в своей жизни. В том же году вместе с А. М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт — «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с Сергеем Павловичем.

Вся научно-инженерная деятельность Б. Е. Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.

Нашествие хана Едигея на Москву

14 декабря 1408 года ордынский хан Едигей вторгся с войском на Русскую землю.

Нашествие хана Едигея на Москву

14 декабря 1408 года ордынский хан Едигей вторгся с войском на Русскую землю.

Нашествие Едигея на Москву явилось для Московского князя Василия Дмитриевича полной неожиданностью, так как между ними был заключен мирный договор. Когда же несметные полчища Едигея заполонили Русскую землю и, казалось, спасения уже не было, Едигей вынужден был поспешно снять осаду Москвы из-за начавшейся в Орде очередной усобицы. Как писал летописец, Москва была спасена от вражеского нашествия Божьим промыслом и помощью находящейся в ней иконы Владимирской Богоматери, перед которой усердно полились жители столицы. «И милосердный Человеколюбец, еще не совсем разгневавшийся, увидев печаль людей своих и слезы их покаяния, утешает их вскоре, памятуя о милости к стаду своему. Величавого и гордого агарянина Едигея устрашил, навел на измаилтянина трепет перед своей всевышней и карающей десницей. И агарянин, который похвалялся пробыть в православной земле долгое время и обещал зазимовать, вдруг, забеспокоившись, внезапно снялся с места и, не желая медлить ни единого дня, сказал дружине: "Или царство наше захватит другой, или Василий соберется на нас", - такая мысль смутила агарянина. Быстро посылает он к городу, сам прося мира: и как захотели горожане, так и замирился с ними окаянный Едигей и отошел».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии