RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Боевые строки Виктора Баранца
1 января 1970 г.

Боевые строки Виктора Баранца

10 ноября 1946 года родился один из самых популярных и читаемых военных журналистов современной России
Витязь русского духа
22 октября 2016 г.

Витязь русского духа

18 октября исполнилось 75 лет известному православному общественному деятелю, президенту Региональной общественной организации «Бородино 2012-2045» Геннадию Павловичу Сальникову
Крым в марте 2014 года
5 апреля 2014 г.

Крым в марте 2014 года

Наш специальный корреспондент побывал в Крыму: публикуем его заметки
Тайная функция телерекламы
23 ноября 2013 г.

Тайная функция телерекламы

23 ноября 2013 года отмечается 40 дней с момента безвременной кончины журналиста-патриота Дмитрия Терехова
Тихоокеанскому флоту, ура!
21 мая 2013 г.

Тихоокеанскому флоту, ура!

21 мая 1731 года считается днем создания Тихоокеанского флота России.
Главная » Герои нашего времени » Конец злоключениям «Булавы»

Конец злоключениям «Булавы»

30 октября стратегическая атомная подлодка "Юрий Долгорукий" проекта 955 (класса "Борей") произвела удачный пуск новой межконтинентальной баллистической ракеты по полигону Кура на Камчатке из акватории Баренцева моря

Эта стрельба имеет ряд важных особенностей.
Конец злоключениям «Булавы»

Впервые при запуске "Булавы" подводный крейсер класса "Борей" имел на борту полный боекомплект в 16 ракет. Минобороны так прокомментировало свой успех: "Стрельба выполнена из подводного положения. Параметры траектории полета МБР "Булава" отработаны в штатном режиме. По подтвержденным данным объективного контроля, боевые блоки ракеты успешно прибыли на полигон Кура на Камчатке... Особенностями этого запуска, кроме полного комплекта ракет на субмарине, стало также то, что стрельба ракетой впервые выполнена в соответствии с планом боевой подготовки после вхождения подводного ракетного крейсера стратегического назначения "Юрий Долгорукий" в состав подводных сил Северного флота". Напомню, все предыдущие стрельбы "Булавой" выполнялись в рамках программы летно-конструкторских испытаний ракетного комплекса.

Нужно сказать, что этот проект с самого начала пошел наперекосяк. По причинам, о которых можно только догадываться, госзаказ на создание этой морской ракеты отдали сугубо сухопутному Московскому институту теплотехники, который никогда ничем подобным не занимался. Естественно, там наделали столько ошибок, что руководство страны вынуждено было снять с должности гендиректора этого учреждения Соломонова и укрепить институт кадрами. Но многие эксперты высказывали мнение, что проблемы с «Булавой» имеют глобальный характер, свидетельствуют об основательном разрушении технологического потенциала России за годы рыночных реформ, и наша промышленность теперь не в состоянии создать принципиально новый для нее тип современной ракеты.

Недавно на эту тему мне довелось побеседовать с бывшим главнокомандующим ВМФ СССР адмиралом флота Владимиром Николаевичем Чернавиным. Он рассказал о многих малоизвестных широкому читателю злоключениях «Булавы».

Так сложилось, что на советском флоте с самого начала пошли по пути разработки и эксплуатации ракет на жидкостном топливе. А это очень опасный «груз» для экипажей атомных подводных лодок. Применяемые в ракетах жидкости настолько агрессивны, что прожигают металл. К тому же они чрезвычайно ядовиты.

В советское время на атомных подводных лодках 941 проекта впервые установили твердотопливные ракеты. Но тогда по технологическим причинам наша промышленность могла их изготавливать только в очень больших габаритах. АПЛ 941 проекта имела 20 ракет по 90 тонн весом каждая. И каждая несла по 10 ядерных зарядов с индивидуальным самонаведением и большой точностью поражения. То есть, одна АПЛ могла уничтожить до 200 значимых целей, можно сказать, городов. Все эти ракеты делал крупнейший конструктор ракетно-космической техники Владимир Челомей и его фирма в Миасе.

- Еще когда я был главкомом ВМФ СССР, - вспомнил Чернавин, - мы начали разрабатывать ракету, подобную «Булаве», взамен наших тяжелых ракет на лодках 941 проекта. К сожалению, после смерти Челомея, нарушилась преемственность. Возглавил фирму один из помощников Челомея. Мы давали ему большие средства на совершенствование этой тяжелой ракеты — уменьшение габаритов, повышение точности. С развалом СССР эти работы приостановились. А когда руководство страны решило их возобновить, за основу взяли не морскую ракету, а сухопутную - «Тополь М». Соответственно, сменили конструкторское бюро. Задумка была соблазнительной — сделать одну универсальную ракету и для сухопутчиков, и для моряков. Это значительно удешевило бы производство. Не учили того, что фирма, которая делала «Тополя», о морских ракетах никакого представления не имела. Помню курьезный случай. Когда специалисты «Тополей» узнали, что лодочная ракета должна запускаться во время движения АПЛ, они за голову схватились. Ведь «Тополь» стреляет с неподвижной платформы. Всё нужно было кардинально менять в расчетах. Сухопутное КБ встретилось с проблемами, которые Челомей уже решил, а тут предстояло изобретать велосипед. Другая, мягко говоря, ошибка была допущена при удешевлении самого хода разработки ракеты. У Челомея было отлажено так. После создания образца начинались так называемые бросковые испытания. Для этого на Черном море у нас была специально переоборудована старая дизельная подводная лодка. В неё вставили ракетную шахту. Из неё выбрасывалась ракета, в которой включалась аппаратура. Таких испытаний нужно было не менее двух. Только после этого переходили к другим испытаниям, которых было множество. «Рыночное сознание» в новых российских условиях подсказало руководителям проекта идею экономии на испытаниях. Никаких предварительных испытаний, а сразу ставить «Булаву» на подводную лодку и все мероприятия проводить одним махом, пропустив некоторые испытательные этапы. Теперь мы все видим, в какую «копеечку» для государства стало это «удешевление». Испытаниям конца не видно, а «Булава» не летит. Но отступать некогда. Хотим мы этого или не хотим, но доводить до ума «Булаву» придется. И разработчика некогда менять. Сухопутчики уже столько набили шишек, что в основном набрались опыта и доведут дело до конца, однако это опять-таки будет стоить немалых денег. Но теперь уже меньше, чем если бы мы сегодня запустили разработку ракеты с нуля. Конечно, в принципе морскую ракету не нужно было давать этим людям строить. Теперь приходится выкручиваться. И сорить средствами. Но, уверен, «Булаву» все-таки заставят летать.

И вот заставили-таки. Напомню: всего с 2005 года было произведено 19 испытательных запусков, из них 8 были признаны успешными, остальные оказались частично успешными или неудачными, происходили отказы в системах управления, разведения боеголовок, двигателях второй и третьей ступени. В результате принятие ракеты на вооружение откладывалось, несмотря на то, что первые РПКСН класса "Борей" (К-535 "Юрий Долгорукий" и К-550 "Александр Невский") в 2013 году уже вошли в состав ВМФ России.
Судя по всему, теперь «Булава» будет полностью принята на вооружение.

Справка
Головной ракетоносец проекта 955 "Борей" - "Юрий Долгорукий" - был передан ВМФ России в начале 2013 года. Каждая подлодка этого класса может нести 16 ракет "Булава" с разделяющейся головной частью, дальность полета ракеты зависит от оснащения и может достигать 11 тыс. км. Ожидается, что вооруженные "Булавой" "Бореи" составят основу морских стратегических ядерных сил России до 2025-2030 годов.

Р-30 "Булава" - российская межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) морского базирования в составе пускового комплекса Д-30. Предназначена для вооружения ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проектов 09550, 09551 и 09552 "Борей", испытания также проводятся на модернизированной АПЛ ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула".

Тактико-технические характеристики "Булавы" официально не публиковались. По данным различных СМИ, МБР представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету, которая может нести от шести до десяти ядерных блоков индивидуального наведения. Стартовая масса - около 36,8 т, забрасываемый вес - 1150 кг, длина в пусковом контейнере - 12,1 м. По данным СМИ, максимальная дальность - от 8 до 11 тыс. км. Круговое вероятное отклонение (показатель точности стрельбы, означает радиус окружности, очерченной вокруг цели, в которую должно попасть 50% боеголовок) ракеты, по оценкам специалистов, может составлять около 250-300 м.

Сергей Турченко
30 октября 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 июля
понедельник
2018

В этот день:

Захват японцами адмирала Головнина

16 июля 1811 года во время исследования Курильских островов на шлюпе «Диана» был вероломно захвачен в плен японцами Василий Михайлович ГОЛОВНИН, русский мореплаватель и путешественник, ице-адмирал; член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Захват японцами адмирала Головнина

16 июля 1811 года во время исследования Курильских островов на шлюпе «Диана» был вероломно захвачен в плен японцами Василий Михайлович ГОЛОВНИН, русский мореплаватель и путешественник, ице-адмирал; член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Головнин и его единомышленники успешно совершили тяжелый переход от Кронштадта до Камчатки. Предпринятое ими изучение местности было сопряжено с большими трудностями. Постоянные туманы, обрывистые и скалистые берега, отсутствие удобной, укрытой от ветров якорной стоянки часто лишали моряков возможности проникнуть в глубь того или иного острова. Все было преодолено. Результаты исследований В. М. Головнина были значительны. Он составил точную карту Курильских островов, уточнив сведения о них, собранные другими русскими мореплавателями и учеными. Головнин точно установил, что Курильская гряда состоит из двадцати четырех островов, а не из двадцати одного, как это считали ранее.

В конце путешествия «Диана» подошла к длинной косе, составляющей восточную сторону гавани острова Кунашир, и стала на якорь. Головнин с семью матросами отправился на остров. Японцы встретили его с притворным радушием, пригласили в крепость, а когда ничего не подозревавшие Головнин и его спутники вошли в нее, японцы неожиданно напали на невооруженных русских моряков и захватили их в плен. Больше всего Головнина возмущало коварство и вероломство японцев. «От чистого сердца и от желания им добра поехал я к ним в крепость, как друг их, а теперь что они с нами делают. Я менее мучился бы, — писал он позже в своих «Записках», — если б был причиной только моего собственного несчастья, но еще семь человек подчиненных также от меня страдают».
Вскоре русских моряков перевели с острова Кунашир в город Хакодатэ на острове Матсмай (Хоккайдо) и заключили в тюрьму. Головнина посадили в отдельную темную и сырую камеру.
Но и в этих условиях Головнин не прекращал своих научных занятий. Все, что он наблюдал во время прогулок и узнавал из разговоров с охранниками, Головнин заносил в свой оригинальный «журнал» из ниток, облегчавший ему запоминание. Каждому примечательному событию, о котором Головнину удалось узнать, в этом «журнале» соответствовала нитка определенного цвета. (Нитки выдергивались из манжет, подкладки мундира или шарфа). Эти нитки искусно сплетались в узелок. Только благодаря этому «дневнику» Головнин впоследствии написал свое замечательное произведение «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в1811,1812 и 1813 годах», опубликованное в 1818 г. и впоследствии переведенное почти на все европейские языки. В книге содержатся исключительной ценности сведения о нравах и обычаях японцев, об их культуре. Это был первый обстоятельный труд о Японии.

Пленники пытались бежать, но их поймали и снова заточили в тюрьму, охрана была усилена. Условия содержания стали еще хуже.

Тем временем «Диана» ушла к русским берегам. Заместитель Головнина Рикорд выехал в Иркутск, откуда предполагал отправиться в Петербург. Он узнал в Иркутске, что перед правительством было возбуждено ходатайство об организации экспедиции для спасения из плена Головнина и всех находившихся с ним людей. Возвратившись весной 1812 года из Иркутска в Охотск, Рикорд начал спешно готовиться к плаванию. «Диана» была отремонтирована, экипаж ее увеличен на 11 человек. В распоряжение Рикорда были выделены бриг «Зотик» и транспорт «Павел». Командирами этих судов были назначены офицеры с «Дианы». Решено было захватить с собой в плавание шесть японцев с судов, потерпевших крушение у русских берегов, чтобы обменять их на Головнина и его спутников.

22 июля 1812 года «Диана» в сопровождении брига «Зотик» вышла к острову Кунашир. Но попытки Рикорда завязать переговоры с японскими властями успеха не имели. Японцы, узнавшие о вторжении армии Наполеона в Россию, резко отвергли предложения русских начать переговоры об освобождении пленников. Рикорд возвратился на Камчатку. Пролив между островами Райкоку и Матау, которым проходила «Диана», еще не нанесенный на карты, Рикорд назвал именем Головнина.
В 1813 году «Диана» вновь подошла к острову Кунашир. Через захваченного японского купца Рикорду удалось начать переговоры об освобождении русских моряков. На этот раз японцы проявили большую сговорчивость. Еще за несколько месяцев до прибытия «Дианы» они изменили свое отношение к русским пленным: перевели их в более удобные помещения, улучшили условия содержания. Более того, японские чиновники и охрана начали проявлять заискивающую учтивость, немало удивив этим Головнина и его друзей. Такая перемена объяснялась тем, что весть о славной победе русской армии, разгромившей полчища Наполеона и изгнавшей остатки разбитой французской армии из пределов России, долетела и до Страны восходящего солнца. Успехи русских войск произвели на японское правительство такое сильное впечатление, что оно, по-видимому, готово было пересмотреть свое отношение к России, неоднократно пытавшейся установить экономические и политические связи со своим восточным соседом.
1 октября 1813 года, после более чем двухлетнего пребывания в плену, Головнин и его товарищи были наконец освобождены. В 1814 году Головнин возвратился в Петербург.

Начало великих походов 1819 года

16 июля 1819 года из Кронштадта вышли в океанский поход сразу 4 русских шлюпа.

Начало великих походов 1819 года

16 июля 1819 года из Кронштадта вышли в океанский поход сразу 4 русских шлюпа.

 «Открытие» и «Благонамеренный» под командованием М. Н. ВАСИЛЬЕВА и Г. С. ШИШМАРЕВА ушли в арктические воды для исследования Северного морского пути из Берингова пролива в Атлантический океан, а «Восток» и «Мирный» под командой Ф. Ф. БЕЛЛИНСГАУЗЕНА и М. П. ЛАЗАРЕВА направились в кругосветное плавание в Антарктику для поисков Южного материка.

Конец фашистского крейсера «Ниобе»

16 июля 1944 года советской морской авиацией в финском порту Котка был уничтожен немецкий крейсер ПВО «Ниобе». Он был переоборудован из нидерландского бронепалубного крейсера "Гелдерланд" типа «Холланд», который при вторжении германской армии в Голландию достался немцам в качестве трофея.

Конец фашистского крейсера «Ниобе»

16 июля 1944 года советской морской авиацией в финском порту Котка был уничтожен немецкий крейсер ПВО «Ниобе». Он был переоборудован из нидерландского бронепалубного крейсера "Гелдерланд" типа «Холланд», который при вторжении германской армии в Голландию достался немцам в качестве трофея.

После модернизации крейсер имел внушительное зенитное вооружение из восьми 105-мм, четырёх 40-мм и шестнадцати 20-мм стволов. Стоявший в финском порту Котка «Ниобе» представлял для советской авиации серьезную опасность. Для его уничтожения была собрана армада из более 130 самолётов под общим руководством Героя Советского Союза В.И. Ракова. 16 июля 1944 года в результате массированного налёта «Ниобе» пошёл ко дну. Это самый крупный фашистский корабль, потопленный советскими морскими летчиками.

 

О реабилитации казачества

16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О реабилитации казачества».

О реабилитации казачества

16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О реабилитации казачества».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 1992 г. N 3321-1

О РЕАБИЛИТАЦИИ КАЗАЧЕСТВА (в ред. Федерального "закона" от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
Исходя из требований "Закона" РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", в целях полной реабилитации казачества и создания необходимых условий для его возрождения как исторически сложившейся культурно-этнической общности Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Отменить как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер.

2. Реабилитация отдельных казаков, незаконно подвергшихся уголовному преследованию и репрессиям в административном порядке, производится индивидуально в соответствии с "Законом" РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий".

3. Признать за казачеством права на:

возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека;

установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах в соответствии с "Законом" Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации";

абзац утратил силу. - Федеральный "закон" от 26.06.2007 N 118-ФЗ;

(см. текст в предыдущей "редакции")

восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения, производственных и иных объектов на основе свободного волеизъявления всех групп населения в местах компактного проживания казачества на основании действующего законодательства;

создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других; их регистрацию и деятельность в общем порядке, установленном для общественных объединений граждан.

Права, указанные в настоящем пункте, обеспечиваются Верховным Советом Российской Федерации, Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными Советами народных депутатов, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, Московским и Санкт-Петербургским городскими Советами народных депутатов и исполнительными органами соответствующих уровней.

4. Перечисленные в "пункте 3" настоящего Постановления положения не должны ущемлять права каких-либо других групп населения или отдельных граждан и не означают наделение казачества какими-либо привилегиями, которые могут толковаться как сословные.

Никто не может быть принуждаем к казачьему укладу жизни.

5. Установить, что сооружения, памятные места, иные объекты и предметы, связанные с культурно-историческими событиями в жизни казачества, произведения материального и духовного творчества казачества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, являются общероссийским достоянием казачества и охраняются государством в соответствии с действующим законодательством.

6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

разработать совместно с общественными объединениями казаков комплексную государственную программу возрождения казачества, согласовав ее с соответствующими органами государственной власти и управления;

в срок до 1 ноября 1992 года с участием представителей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и общественных объединений казаков разработать нормативные акты, регулирующие порядок применения "пункта 3" настоящего Постановления.

7. Рекомендовать республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу обеспечить необходимые условия для реализации комплексной государственной программы возрождения казачества; рассмотреть возможность создания комитетов (комиссий) по делам казачества.

8. Ввести в действие настоящее Постановление с момента опубликования.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии