RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Истребитель XXI века Т-50
29 января 2015 г.

Истребитель XXI века Т-50

29 января 2010 года впервые поднялся в небо опытный образец нашего истребителя ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации).
Прощай, поэт-полковник!
26 июля 2017 г.

Прощай, поэт-полковник!

Как и всё, что сейчас доносится с моей малой родины – Украины – эта чёрная весть тоже пришла с опозданием: умер Юра Кириллов.
Дело полковника Ковтуна
27 декабря 2017 г.

Дело полковника Ковтуна

За Афган он дважды был представлен к званию Героя Советского Союза
Игорь Стрелков скоро вернётся
9 сентября 2014 г.

Игорь Стрелков скоро вернётся

Многие очень обеспокоены отсутствием достоверной информации о народном командарме Новороссии
Герои Труда России 2013 года
27 декабря 2013 г.

Герои Труда России 2013 года

27 декабря 1938 года в СССР было учреждено почетное звание Героя Социалистического Труда. А 29 марта 2013 года в России — Героя Труда Российской Федерации
Главная » Герои нашего времени » Отец «Синевы» академик Макеев

Отец «Синевы» академик Макеев

90 лет назад 25 октября 1924 года родился дважды Герой Социалистического Труда Виктор Петрович МАКЕЕВ, создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР

Его ракеты до сих пор представляют главную мощь морской составляющей ядерной триады России. Публикуем воспоминания о нем академика Л.В.Забелина.
Отец «Синевы» академик Макеев

Каким же был этот главный конструктор ракетных систем для подводного флота? Какую роль сыграл Виктор Петрович в переоснащении флота с «жидких» ракет на твердотопливные? Как он решал эту задачу, преодолевая зачастую самого себя? Конечно, есть люди, которые лучше меня знают Виктора Петровича и, наверное, могут дать более глубокую и объективную оценку этой крупной творческой личности. Моя оценка - скорее всего субъективная. При безусловном наличии качеств талантливого конструктора и ученого, у Виктора Петровича особо выдающимися чертами главного конструктора комплексов были: исключительные организаторские способности, осмысленная смелость, в том числе когда большую долю ответственности надо было брать на себя; умение уважать и доверять смежникам; умение подключать к решению проблем различные структуры власти и выходить, коди это было нужно, к первым лицам государства; в этом он был достойным учеником С.П. Королева.

Взявшись за разработку твердотопливного ракетного комплекса, он в сжатые сроки проходит большой путь познания специфического твердотопливного направления. В короткий срок в КБ были созданы необходимые подразделения и службы. Вместе с Виктором Петровичем над твердотопливных комплексом работали талантливые конструкторы и ученые: Ю.П. Григорьев, В.Е. Каргин, А.П. Гребнев, Н.Ф. Тамбу.лов, Н.А. Обухов, Н.С. Данилов, Г.Б. Мочалов, Л.М. Косой и другие.

Однако новизна проблемы давала себя знать, и отдельные решения по ракете были запроектированы явно неудачно. Со стороны твердотопливников это воспринималось как умышленная дискредитация этого направления, поэтому дискуссии на Советах главных конструкторов (СГК) в КБ были острыми, особенно по двум вопросам: по схеме старта (торовый двигатель или ПАД) и по схеме 3-ей ступени (связка или моноблок). Дебатами хорошо дирижировал Виктор Петрович, открыто не вмешиваясь в дискуссии; он старался получить от оппонентов по предложенной им схеме больше аргументов, которые бы убедили его, что взамен предлагается действительно нечто лучшее.

Эмоционально-словесные доводы не принимались, требовались расчеты, результаты экспериментов и исследований. Так, при доказательстве преимуществ моноблока группа расчетчиков ЛНПО «Союз» во главе с заместителем директора по ОКР В.В. Венгерским и с участием специалистов КБ «Миасс»2 в вычислительном центре КБ по согласованной программе сравнили варианты и положили их на стол Виктору Петровичу. На другой день, начиная работу СГК, Виктор Петрович объявил о прекращении работ по варианту «связки» и переходу на вариант моноблока. Иногда, чтобы отказаться от ранее выбранного решения, одного СГК было недостаточно, вопрос изучался и обсуждался более длительно, но решение в конце концов Виктор Петрович принимал объективное и верное. Так, после обстоятельного изучения вопроса им была принята и наша схема старта с помощью ПАД.

Я привел примеры, когда Виктор Петрович соглашался с нашими аргументами, но очень много полезного он дал нашим рецептурщикам и конструкторам; в частности, он жестко проводил в жизнь единые «правила игра» для очень разветвленной кооперации. Каждый директор НИИ, да еще если он Герой и академик, старался применить свою методологию оценок, разработок (показатели качества, свойств, представительность испытаний и т.д.). В этом случае, независимо от титула и заслуг, каждый директор или должностное лицо сталкивались с твердой позицией Виктора Петровича. В отличие от некоторых главных конструкторов он не давал закулисных «подач» и не выступал на разного рода совещаниях (как правило, на высоком уровне) с россыпью критических замечаний в адрес смежников, решая все проблемы в рабочем порядке или привлекая авторитет СГК. Но если вопрос затрагивал серьезную и принципиальную сторону и ставил под 6ольшую угрозу сроки создания комплекса, он открыто говорил: «Иду на Вы и буду докладывать в верху». Это был стиль его работы, и когда я впервые столкнулся с этим стилем, меня это удивило.

На одном из больших совещаний по разбору хода работ по Д-19 на Северодвинском заводе, которое проводил Д.Ф.Устинов, перед самым началом ко мне подошел Виктор Петрович, поздоровался, достал из кармана пиджака свой доклад (он выступал первым) и, передавая, сказал: «Быстро прочитай, если что-то резко или не так сказано по Минмашу - вычеркни, я говорить не буду, потом решим».

Он умел создавать состояние интенсивной работы, постоянного общения; приезжая в Москву, просил меня или заместителя министра общего машиностроения Г.М. Табакова собраться для решения того или оного вопроса, часто собирал для решения вопросов у себя в КБ (либо СГК, либо совещания по частным проблемам); большое число вопросов обсуждалось и решалось по телефону.

Иногда для решения принципиальных вопросов осуществлялся «облет» критичных точек кооперации в составе министров (общего машиностроения и машиностроения), главкома ВМФ и Виктора Петровича.

По существу, на завершающей стадии отработки комплекса Д-19 выяснилось, что ВМФ не успел к сроку построить базу хранения под специальные заряды III ступени, содержащие токсичный компонент; не успело выполнить экологические мероприятия и Министерство общего машиностроения, в то время как Министерство машиностроения ввело в эксплуатацию завод «Заря Востока» и специальный стенд для испытания двигателей с осуществлением всех экологических требований (что было подтверждено Министерством здравоохранения СССР). При посещении завода «Заря Востока» С.А. Афанасьев, главком ВМФ С.Г. Горшков, В.П. Макеев убедились в готовности Минмаша к серийному производству зарядов и неготовности их приемки на предприятиях Министерства общего машиностроения и базах ВМФ. С.А. Афанасьев, С.Г. Горшков и В.П. Макеев обратились тогда к нам с В.В. Бахиревым с просьбой отработать ДУ III ступени на топливе без токсичного компонента, но так, чтобы не сорвать установленных правительством сроков отработки ракеты. При этом Виктор Петрович гарантировал, что при замене высокоэнергетического топлива он сохранит утвержденные технические характеристики за счет использования резервов по другим частям комплекса.

В результате было принято решение перейти на новый состав топлива, при этом всю отработку провести в кратчайшие сроки и не сорвать главному конструктору конечные сроки создания комплекса. В ЛНПО «Союз» под руководством В.В. Венгерского эта работа была успешно выполнена. Виктор Петрович высоко оценил отзывчивость разработчиков топлива и зарядов и наши хорошие и доверительные отношения еще более укрепились.

Здесь уместно сказать, что только благодаря Виктору Петровичу, его доверию ученым Министерства машиностроения, его настойчивости увидели свет самые современные составы на основе гидрида алюминия. Этот продукт пробивал себе дорогу через многие возражения как в Минхимпроме, Министерстве общего машиностроения, так и внутри нашего министерства. Ярым противником этого продукта определенное время был Б.П. Жуков. Сотрудники ЛНПО «Союз» и лично Б.П. Жуков в докладах о6оронному отделу ЦК КПСС работу с гидридом алюминия отноосили к авантюрной, аргументируя это сложностью производства, взрывоопасностью, непригодностью из-за образования пор в топливе и т.д.

В этой обстановке решающую роль сыграла последовательная и настойчивая позиция Виктора Петровича, которую он довел до постановления правительства и не отклонялся от нее до конца. Он убедил в перспективности этого продукта Д.Ф. Устинова, который, в свою очередь, систематически проверял ход создания нового компонента, в том числе и крупного промышленного производства для его выпуска, заслушивая по этому вопросу министров Л.А. Костандова, С.А. Афанасьева и В.В. Бахирева.

Я был свидетелем большого совещания в ГИПХ (в Ленинграде), где руководители Министерства химической промышленности и Министерства общего машиностроения, ссылаясь на Б.П. Жукова, пытались доказать Д.Ф. Устинову невозможность реализовать Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР по этому вопросу. Реакция была исключительно жесткой. Обращаясь к директору ГИПХ В.С. Шпаку (разработчик технологической схемы «ГА») и руководителям Минхимпрома, Д.Ф. Устинов сказал: «Имейте в виду, отвечать вы будете не только за срыв проблемы, но и за срыв постановления ЦК и Совмина». После чего прекратил совещание и уехал. После такого «краткого» рассмотрения дела пошли успешно и успешно были завершены. Следует сказать, что Б.П. Жуков, будучи критиком этого направления, тем не менее раньше, чем НПО «Алтай» и В.П. Макеев, сдал на эксплуатацию заряд с использованием гидрида алюминия в изделии А.Д. Надирадзе.

Трудно рассчитывать варианты решений, возвращаясь в прошлое, но уверен, что без твердой позиции Виктора Петровича и его мощной поддержки гидридные топлива либо вообще не появились бы, либо появились бы с большим опозданием.

Последние полтора года жизни здоровье Виктора Петровича ухудшилось, особенно со стороны сердца. Проводя последний СГК у себя в КБ в Миассе, он пригласил многих руководителей из смежных организаций и министерств; выглядел он непривычно бледным и похудевшим. Впервые за прощальным ужином он держал не бокал вина, а минеральную воду. В перерыве ужина мы вышли с ним в холл, где он с горечью заговорил о том, что наша встреча может окааться последней. В конце лета 1985 г. он был госпитализирован в Москве с инсультом. Не желая показывается друзьям и товарищам в беспомощном состоянии, он отказался от посетителей. 25 октября 1985 г. (в день своего рождения) Виктор Петрович скончался в возрасте 61 года.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 июня
вторник
2018

В этот день:

Афонское сражение

19 июня 1807 года состоялось Афонское сражение между русской Средиземноморской эскадрой под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина и турецким флотом в районе полуострова Афон в Эгейском море.

Афонское сражение

19 июня 1807 года состоялось Афонское сражение между русской Средиземноморской эскадрой под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина и турецким флотом в районе полуострова Афон в Эгейском море.

У русской эскадры Д.Н. Сенявина имелось10 линейных кораблей, у турецкой эскадры под командованием капудан-паши Сейит-Али - 9 линейных кораблей, 5 фрегатов и 5 других судов. В Афонском сражении турецкий флот потерял 3 линейных корабля и 4 фрегата. Хотя полного уничтожения турецкого флота достичь не удалось, он надолго перестал существовать как серьезная боевая сила. Русская эскадра потерь в судах не имела. Победа русского флота в Афонском сражении заставила Турцию ускорить подписание перемирия с Россией.

Женские «батальоны смерти»

19 июня 1917 года по предложению унтер-офицера Марии БОЧКАРЕВОЙ в Российской армии был сформирован первый женский «батальон смерти». В обращении Московского женского союза говорилось: «Женская рать будет тою живою водой, которая заставит очнуться русского богатыря».

Женские «батальоны смерти»

19 июня 1917 года по предложению унтер-офицера Марии БОЧКАРЕВОЙ в Российской армии был сформирован первый женский «батальон смерти». В обращении Московского женского союза говорилось: «Женская рать будет тою живою водой, которая заставит очнуться русского богатыря».

Всего было сформировано два женских пехотных «батальона смерти» и несколько команд. В них вошли более трех тысяч женщин. Один из этих батальонов оказался в числе последних защитников Временного правительства в дни Октябрьского переворота в Петрограде. В январе 1918 года женские батальоны формально распустили, но многие их участницы продолжили службу в частях белогвардейских армий.

Космонавт-астроном Виктор Пацаев

19 июня 1933 года родился Виктор Иванович ПАЦАЕВ (погиб 1971), советский космонавт, Герой Советского Союза, первый астроном в мире, работавший за пределами земной атмосферы.

Космонавт-астроном Виктор Пацаев

19 июня 1933 года родился Виктор Иванович ПАЦАЕВ (погиб 1971), советский космонавт, Герой Советского Союза, первый астроном в мире, работавший за пределами земной атмосферы.

В 1971 году совершил полет в качестве инженера-исследователя космического корабля «Союз-11» и орбитальной космической станции «Салют-1». Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунды. При спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата «Союза-11», экипаж, в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии