RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Тайна гибели «Курска»
11 августа 2019 г.

Тайна гибели «Курска»

12 августа 2000 года страна потеряла эту славную атомную подводную лодку
Тайна убийства Льва Рохлина
6 июня 2020 г.

Тайна убийства Льва Рохлина

6 июня 1947 года родился Лев Яковлевич РОХЛИН, генерал-лейтенант, погибший не в бою, а на личной даче при не проясненных до сих пор обстоятельствах.
СССР против НХЛ — 6:0
8 февраля 2016 г.

СССР против НХЛ — 6:0

8 - 11 февраля 1979 года в нью-йоркском зале «Мэдисон Сквер Гарден» состоялась серия игр между хоккейными сборными Советского Союза и НХЛ. В решающем поединке — разгромный счет в нашу пользу!
День рождения Александра Лукашенко
30 августа 2016 г.

День рождения Александра Лукашенко

30 августа 1954 года родился первый и единственный президент Республики Беларусь
Владимир Крупин: бывало хуже
22 декабря 2014 г.

Владимир Крупин: бывало хуже

Итоги 2014: Внешние санкции нам очень помогут встать с колен, считает известный русский писатель
Главная » Герои нашего времени » Воздушный джигит Роман Таскаев

Воздушный джигит Роман Таскаев

14 октября 2014 года исполнилось 60 лет Роману Петровичу ТАСКАЕВУ, летчику-испытателю МАПО МИГ, Герою России

Он установил мировой авиационный рекорд высоты полёта на самолёте МиГ-29. Дважды катапультировался из аварийных самолётов в безвыходных ситуациях.
Воздушный джигит Роман Таскаев

«Всеобщий любимец, Ромка, начинал на фирме весьма бурно. В ходе программы ввода в строй ему с Александром Васильевичем Федотовым пришлось катапультироваться после разрушения камеры сгорания двигателя на предельной скорости вблизи земли. Через пару месяцев запущенная в полете ракета отклонилась от расчетной траектории и ударила по стабилизатору самолета. «На честном слове и на одном крыле», как пелось в популярной когда-то песенке, вернулись из того полета заслуженный летчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Авиард Гаврилович Фастовец и Роман Таскаев. Тогда и родилась шутка: «Руководитель полетов говорит своему помощнику: «Таскаев запускает двигатели. Давай пожарку и санитарку на полосу». Летает Рома, как песню поет».
Из книги «Страстная неделя», автор Леонид Степанович Попов, Герой России, флаг-штурман МАПО—МИГ.
«Талант летчика-испытателя складывается из двух компонентов: физиологических особенностей, данных природой (способности ориентироваться в пространстве, совершать координированные управляющие действия), которые можно развивать, но в незначительной степени, а также интеллекта, пытливого ума, быстрой мыслительной реакции. Роман Таскаев идеально сочетает в себе эти качества».
Отзыв коллеги, летчика-испытателя МАПО—МИГ, Героя России Олега Антоновича.

Публикуем интервью с юбиляром.

 

— Роман Петрович, на фирме Вы начинали довольно бурно: происшествие за происшествием. Не могли бы рассказать что-нибудь для любителей триллеров.

— Ничего ужасного. Думаю, что у каждого летчика-испытателя случалось немало происшествий. Начало, возможно, было несколько нетрадиционным. Не ожидал, что все так обернется. У каждого летчика-испытателя бывает немало случаев, о которых вспоминаешь с удовлетворением, если победил ситуацию. Но бывает и такое, что вспоминать не хочется, к примеру, мое второе катапультирование, где я проявил излишнюю самоуверенность.

— Говорят, что недавно Вы спасли МиГ-АТ.

— Да, я уже собирался бросать машину. 7 августа 1997 года в испытательном полете МиГ-АТ произошло разрушение хвостового оперения, отлетел руль высоты, машина потеряла управляемость. Во время падения предпринимал какие-то действия, частично восстановил управление и решил сесть на обломках руля высоты, хотя уже доложил о решении катапультироваться.

— А почему так случилось?

— Инженерный просчет. Из-за отсутствия финансирования мы не имеем прежней возможности проверки режимов, к примеру, но стендах в ЦАГИ. Остается много неизведанного, что выясняется уже в полете. И это явный шаг назад.

— А жуткий случай зимой при испытаниях по дозаправке МиГ-29.

— Какой же он жуткий! Разошлась труба, и керосин пошел в двигатель, произошел помпаж. Если смотреть по видео, то впечатляет: полсамолета в пламени. А тогда отстыковался и сел. Все. Такая работа.

— А курьезы бывали?

— Да, к примеру, при общении с командующим ПВО В.И.Андреевым выяснилась любопытная подробность. В свое время проводились совместные учения с ПВО. Участвовали мы с Леонидом Степановичем Поповым на МиГ-31, а В.Г.Пугачев и А.А.Иванов — на Су-27. Закончив работу, заправились и собирались лететь сразу до Москвы. Дошли почти до материка, как вдруг приказ с земли: «Садитесь на Новой Земле». Не соглашаемся, пытаемся хитрить, лишь бы от нас отстали. Но слышим суровое: «Приказ 00-первого. Садитесь на Новой Земле». Ладно, думаем, дело серьезное, надо садиться. Сели. Леонид Степанович доволен, посмотрел северное сияние. А нам — сплошные неудобства: новый аэродром, устройство но ночлег, подача заявок и т. д. И вот совсем недавно в застольной беседе вспоминали мы этот случай, вдруг командующий ПВО Владимир Иванович Андреев заявляет:

— Так это ж я заставил вас сесть.

— Зачем?

— Мне казалось, что вы устали и вам надо отдохнуть.

И еще. Из серии северных полетов. Возвращались мы как-то с Леонидом Степановичем из Анадыря, шли с двумя дозаправками. Пересекаем Пензенскую зону, топлива в обрез, отказ навигации, а впереди — гроза. Наземный пункт наведения начинает нас отворачивать, дает команду «курс 240». Обходить грозу у нас не хватит керосина, но можно ее «перепрыгнуть». Отвечаю: «Понял» — и лечу прежним курсом. Земля не отстает — «курс 240». Пытаюсь объясниться, но товарищ не понимает и в конце концов не выдерживает: «Почему не выполняете мою команду? Какой ваш курс?» Леонид Степанович просит: «Дай я скажу» и докладывает: «Наш курс 0° по меридиану Анадыря». Дальше — тишина. После затянувшейся паузы слышим: «Не понимаю». Леня в ответ: «Чего ж тогда спрашиваешь?» И все. От нас сразу отстали, и мы спокойно летели до дому.

— Не испытывает пи Герой России зависти к летчикам-испытателям — Героям Советского Союза?

— Единственное, чему завидую, их возможности летать. Им доводилось поднимать новые самолеты, устанавливать рекорды. Завидую Б.А.Орлову, А.В.Федотову, А.Г.Фастовцу, они были на гребне испытаний и участвовали в становлении реактивной авиации. Если раньше летчик-испытатель фирмы думал о полетах, то теперь, к примеру, о том, где достать 3 тонны керосина, как преодолеть запреты в связи с долгами предприятия.

— Замечаете ли Вы в себе героические черты?

— Те, кто получил почетные звания, награды, просто удовлетворены тем, что начальство и правительство сочли возможным оценить наш вклад, нашу работу. На мой взгляд, летчики-испытатели приносят и приносили достаточно большую пользу стране. Можно было бы отнестись к ним повнимательнее. У кого-то нет нормального жилья, и для них квартира была бы более ощутимой наградой.

 

Записала Е.Борисова
14 октября 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
4 июля
суббота
2020

В этот день:

Подвиг Степана Супруна

4 июля 1941 года погиб Степан Павлович СУПРУН (род. 02.08.1907), летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза. Впервые звание Героя было присвоено ему в 1940 году за бои в небе Китая, вторично — 22 июля 1941 года, посмертно. Как только началась Великая Отечественная война, Супрун выступил с инициативой создать авиаполки из летчиков-испытателей и стал командиром одного из них. В первых же боях он сбил несколько самолетов противника.

Подвиг Степана Супруна

4 июля 1941 года погиб Степан Павлович СУПРУН (род. 02.08.1907), летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза. Впервые звание Героя было присвоено ему в 1940 году за бои в небе Китая, вторично — 22 июля 1941 года, посмертно. Как только началась Великая Отечественная война, Супрун выступил с инициативой создать авиаполки из летчиков-испытателей и стал командиром одного из них. В первых же боях он сбил несколько самолетов противника.

  4 июля Супрун вступил один в схватку с шестью  самолетами противника. Его самолет был подбит. Летчику удалось совершить посадку у белорусской деревни Монастыри, но выбраться из горевшего самолета он не успел.

Подводный атомоход "Ленинский комсомол"

4 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой советской атомной подводной лодке «К-3» (Ленинский комсомол»).

Подводный атомоход "Ленинский комсомол"

4 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой советской атомной подводной лодке «К-3» (Ленинский комсомол»).

Еще она знаменита тем, что17 июля 1962 года первой в СССР достигла Северного полюса.  Это было неожиданностью даже для ЦРУ. Тогда мало кто верил в существование у разрушенного войной СССР атомного подводного флота. Тогдашний директор ЦРУ Ален Даллес лишился своего поста за то, что прохлопал создание «Ленинского комсомола» и достижение им Северного полюса.

Легендарный Ил-18

4 июля 1957 года состоялся первый полёт советского пассажирского самолёта Ил-18 для авиалиний дальней протяжённости, выполненного по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением (один из первых советских турбовинтовых лайнеров).

Легендарный Ил-18

4 июля 1957 года состоялся первый полёт советского пассажирского самолёта Ил-18 для авиалиний дальней протяжённости, выполненного по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением (один из первых советских турбовинтовых лайнеров).

Выпускался серийно с 1958 по 1978 год на заводе № 30 («Знамя труда»), расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве. Всего было построено болee 850 самолётов, в том числе 564 пассажирских, остальные — специальные (например, ледовой разведки или метеорологические лаборатории) и военные (в том числе Ил-38).

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии