RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

   Образцовая Образцова
7 июля 2014 г.

Образцовая Образцова

7 июля юбилейная дата величайшей певицы нашего времени
Чтобы США и духу здесь не было!
1 октября 2014 г.

Чтобы США и духу здесь не было!

Нынешняя Конституция России написана в ельцинские времена под диктовку агентуры США и фактически узаконивает потерю Россией суверенитета
Волчица Парашенко
9 июля 2014 г.

Волчица Парашенко

Наши спецслужбы начинают потихоньку отлавливать и передавать в правоохранительные органы украинских военных преступников
Светлый лик Коржавых
30 июля 2017 г.

Светлый лик Коржавых

31 июля 2017 года полковнику Владимиру Коржавых, моему другу и однокашнику по Львовскому высшему венно-политическому училищу, исполнилось бы 68
Герой России Олег Пешков
28 ноября 2015 г.

Герой России Олег Пешков

Командир Су-24, подло сбитого турками, подполковник Олег Анатольевич Пешков был расстрелян террористами, когда спускался на парашюте.
Главная » Герои нашего времени » Главный Ленин России

Главный Ленин России

Как комендор с крейсера «Аврора» стал экранным вождем пролетариата

30 сентября 1927 года родился народный артист РСФСР Юрий Иванович Каюров. С ним побеседовал главный редактор РГК.
Главный Ленин России

Биографическая справка: Каюров Юрий Иванович родился 30 сентября 1927 года на Вологодчине. После окончания ремесленного училища работал токарем на ленинградском заводе «Вулкан».С 1944 по 1949 год служил в Советской Армии. В 1952 году закончил Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского. Работал в Саратовском драматическом театре имени К. Маркса, Ленинградском театре имени Ленсовета, а с 1967 года стал актером академического Малого театра в Москве. Снялся более чем в 30 теле- и кинофильмах («Шестое июля», «Кремлевские куранты», «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка», «Государственная граница», «Следствие ведут знатоки» и другие). Дважды лауреат государственной премии СССР. Лауреат государственной премии РСФСР. Народный артист России.

 

-Юрий Иванович, вы стали известным на всю страну, а скорее всего и значительно шире, в первую очередь благодаря воплощению образа вождя мирового пролетариата в кино. Как свалилась на вас по тем временам такая тяжкая ноша и одновременно высокая честь. Сыграло роль внешнее сходство?

-Не думаю, что это имело главное значение, тем более, что о внешнем сходстве можно говорить только с учетом виртуозного мастерства наших гримеров. Тем более я не рискнул бы говорить о внутреннем подобии с человеком, которого, несмотря на идеологическое неприятие, даже на Западе считают едва ли не самым ярким политиком ХХ века. Тем не менее, благодаря своему пролетарскому воспитанию, именно внутренний образ Владимира Ильича, хотя бы в некоторых чертах, мне, хотелось бы верить, удалось отобразить.

-Каково же ваше пролетарское воспитание?

-Наверное, главное то, что гены мои насквозь трудовые, рабоче-крестьянские. Многие поколения нашей семьи крестьянствовали на русском Севере, на Вологодчине. Отец Иван Дмитриевич и мама Ольга Алексеевна тоже начинали свою жизнь на Вологодской земле, под Белозерском, занимаясь сельскохозяйственным трудом. Но позднее на крутых поворотах истории оказались в Череповце, затем в Тихвине. Отца в страшном 1937 году репрессировали. Посадили в бывший Тихвинский монастырь, приспособленный под тюрьму. Мама, оставшаяся с двумя детьми на руках, работала воспитательницей в детском саду. В 1939 году отца, чудом избежавшего расстрела, отпустили. В первые дни Великой Отечественной войны, отправив семью в деревню под Белозерском, отец ушел в народное ополчение и в декабре 1941 года погиб, защищая Тихвин.

Став старшим мужчиной в семье, желая помочь матери, я, не доучившись до конца 7-го класса, поступил в ремесленное училище и вместе с ним потом уехал из Белозерска в Вологду. Окончив в 1944 году училище токарем 5-го разряда, получил направление на ленинградский завод «Вулкан». Обтачивал корпуса мин и снарядов, работал для фронта, для Победы. И сам хотел успеть попасть на фронт. Увидев объявление о приеме в Куйбышевское подготовительное военно-морское авиационное училище, подал туда документы и был принят.

День победы я встретил в Куйбышеве. А заканчивал военно-морскую службу в Ленинграде комендором на борту легендарного крейсера «Аврора». Как видите, у меня было немало возможностей пропитаться рабоче-крестьянским и революционным духом.

-Как же вы при таком начале биографии вышли в актеры?

-На первый взгляд, совершенно случайно. Когда служил на «Авроре», во время увольнения на берег попал в ДК имени Кирова. Увидел там объявление о наборе в театральную студию и просто так, без каких-либо далеко идущих планов, записался. Занятия, которые вели известный артист Меркурьев и режиссер Мейерхольд неожиданно увлекли, захватили.

Поэтому, когда уволился в запас, сразу же подал документы в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского. Меня приняли сразу на второй курс (сказалось, видимо, школа, пройденная в театральной студии). Я попал в класс профессора Елизаветы Тиме - ведущей актрисы театра имени А.С. Пушкина, и профессора Серебрякова. Только что из армии, еще не слишком образованный, я оказался в совершенно новой обстановке, попал в иной, удивительный и прекрасный мир.

Историю иностранной литературы преподавала профессор Левборг. Фехтование – Кох, технику речи – княгиня Куракина. Сама Елизавета Ивановна Тиме, прима бывшего Александрийского театра, в прошлом великосветская дама, была не только замечательной артисткой и прекрасным педагогом, но удивительно добрым, чутким человеком, заботившимся о нуждах студентов. Я ходил на занятия в военной форме: в сапогах, галифе и гимнастерке. Это была моя единственная одежда. Как-то раз в институте шофер, который возил профессора Качалова, мужа Тиме, передал мне сверток. Там был отличный костюм и ботинки. Одежда от профессора Качалова стала моим первым концертным костюмом. После выпускных экзаменов, в 1952 году, меня пригласили на работу в Саратовский драматический театр.

Саратов - город с богатыми театральными и литературными традициями. В драматическом театре ставили не только классику и произведения широко известных современных драматургов, но и пьесы местных авторов: Степанидина, Ульяновского и многих других. В одной из таких пьес и состоялся мой профессиональный дебют на сцене саратовского театра. Спектакль о Радищеве назывался «Сын Отечества». Мне дали эпизодическую роль караульного, который сторожил Радищева, этапируемого властями куда-то в Сибирь. За 15 лет работы в Саратове я сыграл огромное количество сценических ролей, преимущественно в пьесах современных авторов, но так же и в классических произведениях. Среди них Ведерников и Марат в пьесах Арбузова «Годы странствий» и «Мой бедный Марат», Алексей в «Оптимистической трагедии» Вишневского, Часовников в «Океане» Штейна, Незнамов и Карандышев в пьесах Островского «Без вины виноватые» и «Бесприданница», Михаил Зыков в «Зыковых» Горького и многие другие.

И вдруг в 1961 году мне, тогда все еще артисту провинциального театра предложили сняться в кино в роли молодого Ульянова-Ленина в фильме «В начале века». Видимо, дебют понравился и зрителям, и кому-то наверху, во всяком случае через некоторое время последовало предложение сыграть вождя в телефильме «сквозь ледяную мглу». Потом были «Шестое июля», «Ленин в Париже», всего 18 лет с образом Ильича.

-Интересно, сейчас, когда советский период стал историей, а Ленин в общественном сознании воспринимается далеко не однозначно, вы не пересмотрели свое отношение к этому персонажу?

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 октября
воскресенье
2017

В этот день:

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Он родился в семье портового грузчика. Окончил церковно-приходскую школу. С 9 лет работал пастухом, кучером, батраком, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром на солеваренных заводах в Славянске, рулевым на барже. В мае 1915 года призван в Русский императорский флот, окончил школу рулевых Черноморского флота. Служил на минном тральщике. После Февральской революции избран председателем судового комитета. Член РКП(б) с февраля 1917 года. Во время Октябрьской революции командовал отрядом моряков, участвовал в установлении Советской власти в Одессе. Сразу после революции вступил в отряд Красной Гвардии. В Красной Армии с февраля 1918 года. В Гражданскую войну — комиссар штаба 2-й Революционной армии (Екатеринослав), командир и комиссар бронепоезда № 4, в 1920 году — командир-военком группы бронепоездов 13-й армии. Отличался храбростью, дважды ранен, один раз контужен в боях.

С 1934 года — в танковых войсках, командир 3-го отдельного танкового полка в Московском военном округе; с 2 мая 1935 года — командир 15-й механизированной бригады Украинского военного округа. С августа 1937 года — начальник автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 Особого) военного округа. С июня 1940 года начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления. Генерал-лейтенант танковых войск (4.06.1940).

С июля 1941 года — заместитель наркома обороны СССР — начальник Автобронетанкового управления РККА, с декабря 1942 года — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Генерал-полковник танковых войск (1.01.1943). Был представителем Ставки Верховного Главнокомандования в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, участник оборонительных операций Северо-Западного фронта в 1942 году и наступательной операции на Брянском фронте в июне-августе 1943 года, наступательных сражений на Воронежском фронте в 1943 году. Внёс в годы войны большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск, способов их применения в ходе военных действий, в повышение выпуска танков и в их техническое совершенствование исходя из опыта боевых действий. Первый, наряду с П. А. Ротмистровым, советский военачальник, которому присвоено воинское звание маршал бронетанковых войск (указ от 21 февраля 1944 года). После войны, с апреля 1946 года — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск

 

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Позже, накануне празднования 25-летия КБ, сам Туполев предложил считать датой образования конструкторского бюро 22 октября 1922 года. За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

 Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.

Ныне ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время основными направлениями деятельности компании являются продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

 Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом. Он был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. В сентябре 1942 г. здесь была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулемета. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк. Командир обороны острова И.К.Гусев 22 октября написал в записной книжке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побило много фашистов»

После войны на острове была расположена метеостанция. С 1991 года остров является необитаемым, последние смотрители маяка покинули его несколько лет назад, однако сам маяк, «зажженный» еще в СССР, функционирует исправно.

 

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Особенностью обслуживания такого реактора стала необходимость поддержания металлического сплава в расплавленном состоянии, когда температура его плавления составляла 125 °C. Лодка имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Под командованием И. И. Гуляева она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии