RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

День Вооруженных сил России
7 мая 2018 г.

День Вооруженных сил России

7 мая 1992 года из осколков Вооруженных сил СССР была сформирована современная Российская армия
1 мая 2016 г.

"Мягкая сила" полковника Бориса Николаева

Штрихи к портрету командира отряда спецназа "Сатурн"
СССР уничтожили предатели
19 августа 2020 г.

СССР уничтожили предатели

19 августа 1991 года руководство Советского Союза (минус Горбачев) попыталось остановить развал страны, но нижестоящая власть во главе с Ельциным совершила госпереворот
Маэстро авиапрома
27 октября 2020 г.

Маэстро авиапрома

27 октября 2020 года одному из блестящей плеяды прославивших страну легендарных отечественных авиаконструкторов Генриху Новожилову исполнилось бы 95 лет.
Нас не победить!
9 мая 2015 г.

Нас не победить!

Празднование 70-летия Великой Победы показало, что русский дух возрождается в нашем многонациональной народе с новой силой
Главная » Герои нашего времени » Главный Ленин России

Главный Ленин России

Как комендор с крейсера «Аврора» стал экранным вождем пролетариата

30 сентября 1927 года родился народный артист РСФСР Юрий Иванович Каюров. С ним побеседовал главный редактор РГК.
Главный Ленин России

Биографическая справка: Каюров Юрий Иванович родился 30 сентября 1927 года на Вологодчине. После окончания ремесленного училища работал токарем на ленинградском заводе «Вулкан».С 1944 по 1949 год служил в Советской Армии. В 1952 году закончил Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского. Работал в Саратовском драматическом театре имени К. Маркса, Ленинградском театре имени Ленсовета, а с 1967 года стал актером академического Малого театра в Москве. Снялся более чем в 30 теле- и кинофильмах («Шестое июля», «Кремлевские куранты», «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка», «Государственная граница», «Следствие ведут знатоки» и другие). Дважды лауреат государственной премии СССР. Лауреат государственной премии РСФСР. Народный артист России.

 

-Юрий Иванович, вы стали известным на всю страну, а скорее всего и значительно шире, в первую очередь благодаря воплощению образа вождя мирового пролетариата в кино. Как свалилась на вас по тем временам такая тяжкая ноша и одновременно высокая честь. Сыграло роль внешнее сходство?

-Не думаю, что это имело главное значение, тем более, что о внешнем сходстве можно говорить только с учетом виртуозного мастерства наших гримеров. Тем более я не рискнул бы говорить о внутреннем подобии с человеком, которого, несмотря на идеологическое неприятие, даже на Западе считают едва ли не самым ярким политиком ХХ века. Тем не менее, благодаря своему пролетарскому воспитанию, именно внутренний образ Владимира Ильича, хотя бы в некоторых чертах, мне, хотелось бы верить, удалось отобразить.

-Каково же ваше пролетарское воспитание?

-Наверное, главное то, что гены мои насквозь трудовые, рабоче-крестьянские. Многие поколения нашей семьи крестьянствовали на русском Севере, на Вологодчине. Отец Иван Дмитриевич и мама Ольга Алексеевна тоже начинали свою жизнь на Вологодской земле, под Белозерском, занимаясь сельскохозяйственным трудом. Но позднее на крутых поворотах истории оказались в Череповце, затем в Тихвине. Отца в страшном 1937 году репрессировали. Посадили в бывший Тихвинский монастырь, приспособленный под тюрьму. Мама, оставшаяся с двумя детьми на руках, работала воспитательницей в детском саду. В 1939 году отца, чудом избежавшего расстрела, отпустили. В первые дни Великой Отечественной войны, отправив семью в деревню под Белозерском, отец ушел в народное ополчение и в декабре 1941 года погиб, защищая Тихвин.

Став старшим мужчиной в семье, желая помочь матери, я, не доучившись до конца 7-го класса, поступил в ремесленное училище и вместе с ним потом уехал из Белозерска в Вологду. Окончив в 1944 году училище токарем 5-го разряда, получил направление на ленинградский завод «Вулкан». Обтачивал корпуса мин и снарядов, работал для фронта, для Победы. И сам хотел успеть попасть на фронт. Увидев объявление о приеме в Куйбышевское подготовительное военно-морское авиационное училище, подал туда документы и был принят.

День победы я встретил в Куйбышеве. А заканчивал военно-морскую службу в Ленинграде комендором на борту легендарного крейсера «Аврора». Как видите, у меня было немало возможностей пропитаться рабоче-крестьянским и революционным духом.

-Как же вы при таком начале биографии вышли в актеры?

-На первый взгляд, совершенно случайно. Когда служил на «Авроре», во время увольнения на берег попал в ДК имени Кирова. Увидел там объявление о наборе в театральную студию и просто так, без каких-либо далеко идущих планов, записался. Занятия, которые вели известный артист Меркурьев и режиссер Мейерхольд неожиданно увлекли, захватили.

Поэтому, когда уволился в запас, сразу же подал документы в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского. Меня приняли сразу на второй курс (сказалось, видимо, школа, пройденная в театральной студии). Я попал в класс профессора Елизаветы Тиме - ведущей актрисы театра имени А.С. Пушкина, и профессора Серебрякова. Только что из армии, еще не слишком образованный, я оказался в совершенно новой обстановке, попал в иной, удивительный и прекрасный мир.

Историю иностранной литературы преподавала профессор Левборг. Фехтование – Кох, технику речи – княгиня Куракина. Сама Елизавета Ивановна Тиме, прима бывшего Александрийского театра, в прошлом великосветская дама, была не только замечательной артисткой и прекрасным педагогом, но удивительно добрым, чутким человеком, заботившимся о нуждах студентов. Я ходил на занятия в военной форме: в сапогах, галифе и гимнастерке. Это была моя единственная одежда. Как-то раз в институте шофер, который возил профессора Качалова, мужа Тиме, передал мне сверток. Там был отличный костюм и ботинки. Одежда от профессора Качалова стала моим первым концертным костюмом. После выпускных экзаменов, в 1952 году, меня пригласили на работу в Саратовский драматический театр.

Саратов - город с богатыми театральными и литературными традициями. В драматическом театре ставили не только классику и произведения широко известных современных драматургов, но и пьесы местных авторов: Степанидина, Ульяновского и многих других. В одной из таких пьес и состоялся мой профессиональный дебют на сцене саратовского театра. Спектакль о Радищеве назывался «Сын Отечества». Мне дали эпизодическую роль караульного, который сторожил Радищева, этапируемого властями куда-то в Сибирь. За 15 лет работы в Саратове я сыграл огромное количество сценических ролей, преимущественно в пьесах современных авторов, но так же и в классических произведениях. Среди них Ведерников и Марат в пьесах Арбузова «Годы странствий» и «Мой бедный Марат», Алексей в «Оптимистической трагедии» Вишневского, Часовников в «Океане» Штейна, Незнамов и Карандышев в пьесах Островского «Без вины виноватые» и «Бесприданница», Михаил Зыков в «Зыковых» Горького и многие другие.

И вдруг в 1961 году мне, тогда все еще артисту провинциального театра предложили сняться в кино в роли молодого Ульянова-Ленина в фильме «В начале века». Видимо, дебют понравился и зрителям, и кому-то наверху, во всяком случае через некоторое время последовало предложение сыграть вождя в телефильме «сквозь ледяную мглу». Потом были «Шестое июля», «Ленин в Париже», всего 18 лет с образом Ильича.

-Интересно, сейчас, когда советский период стал историей, а Ленин в общественном сознании воспринимается далеко не однозначно, вы не пересмотрели свое отношение к этому персонажу?

-Время не властно по отношению к этой личности. Я не собираюсь отказываться от того, что сделал. В фильме «В начале века» у Ленина есть такая фраза: «Дайте нам точку опоры, и мы перевернем мир». Этой точкой опоры стала революционная организация, с помощью которой им действительно удалось перевернуть мир. Правда, сейчас мир уже снова переворачивается, только в другую сторону, и здесь действуют уже иные силы.

-Вас называют главным Лениным страны. Но ведь, кроме образа вождя, вы создали и на сцене и на экране десятки других, не менее интересных. Какие из них наиболее любимы?

-Все люблю, все дорого. Но в самом начале моей театральной деятельности, еще в Саратове, была роль Ведерникова в пьесе Алексея Арбузова «Годы странствий». Тогда эта работа очень удалась и постановщику Николаю Бондареву, и моим партнерам по спектаклю. Очень удачная работа … Вот эту роль я и могу – условно, конечно – назвать моей первой театральной любовью.

В Малом академическом театре мне посчастливилось работать над образами русской классики под руководством таких прославленных режиссеров как Бабочкин, Равенских, Варпаховский, Хейфец, Львов-Анохин, Морозов…

-А как вы оказались в Малом академическом театре в Москве?

-Когда еще работал в Саратове, как-то в отпуск приехал в Москву. В это время в Малом театре гастролировал ленинградский театр имени Пушкина. Желая увидеть новые постановки театра, на спектаклях которого я воспитывался в годы учебы в Ленинграде, обратился к администратору Малого театра за пропуском. И вдруг услышал от него нечто совершенно неожиданное: «Ну где вы пропадаете, мы же вас разыскиваем!» Оказалось, в Малом театре заметили мою работу в роли Ленина в фильме «Сквозь ледяную мглу» и решили пригласить сыграть эту роль в спектакле «Джон Рид», автором и постановщиком которого был Евгений Рубенович Симонов, в ту пору главный режиссер Малого театра. Так, в 1967 году я вступил в труппу Малого театра и с тех пор, уже 30 с лишним лет, имею честь быть здесь артистом старейшего драматического театра. Работаю по сей день, играя и классику, и некоторые современные вещи.

-А новых ролей в кинематографе не предвидится?

-Нет. В кино я сейчас не снимаюсь. Теперь делают другие фильмы, и я в них не востребован. В кино я сделал свое дело, потому ностальгией о нем не страдаю.

-Как относитесь к ситуации в современном отечественном кино?

-В кино не хожу, оно дорогое. Иногда смотрю что-то по телевидению: кое-что хорошее у нас получается, но сейчас кино все более и более превращается в низкосортные телесериалы, если их, конечно, можно назвать «кино»…

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
28 октября
среда
2020

В этот день:

Разведчик Овидий Горчаков

28 октября 1924 года родился Овидий Александрович Горчаков, советский разведчик, писатель и сценарист (ум. 2000). Во время Великой Отечественной войны он был руководителем разведгруппы в тылу врага в Польше и в Германии. С 1950 года работал переводчиком, в частности, съездов и пленумов КПСС с участием иностранных гостей.

Разведчик Овидий Горчаков

28 октября 1924 года родился Овидий Александрович Горчаков, советский разведчик, писатель и сценарист (ум. 2000). Во время Великой Отечественной войны он был руководителем разведгруппы в тылу врага в Польше и в Германии. С 1950 года работал переводчиком, в частности, съездов и пленумов КПСС с участием иностранных гостей.

 

С 1952 состоял в Коммунистической партии. В 1957 окончил Литературный институт им. М. Горького. С 1965 года — член Союза Писателей СССР.

Совместно с польским писателем Янушем Пшимановским написал повесть «Вызываем огонь на себя» (1960) и одноимённый сценарий четырёхсерийного телефильма (1965; премия Ленинского комсомола, 1968).

Подвиг истребителя Евгения Степанова

28 октября 1937 года впервые в истории мировой авиации применен ночной таран. Его совершил в небе Испании советский летчик командир 1-й эскадрильи «Чатос» старший лейтенант Е. Н. СТЕПАНОВ, который в небе над Барселоной на самолете И-15 сбил при помощи таранного удара итальянский бомбардировщик "Савойя-Маркетти" S.M.81.

Памяти генерала Драгомирова

28 октября 1905 года умер известный российский военный и государственный деятель, генерал-адъютант, генерал от инфантерии Михаил Иванович Драгомиров.

Памяти генерала Драгомирова

28 октября 1905 года умер известный российский военный и государственный деятель, генерал-адъютант, генерал от инфантерии Михаил Иванович Драгомиров.

Он продолжил развитие суворовской науки побеждать, что особенно проявилось в ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

Михаил Иванович Драгомиров родился 8 ноября 1830 г. близ города Конотопа Черниговской губернии в семье потомственного дворянина, офицера, участника Отечественной войны 1812 г. Получив первоначальное образование в Конотопском городском училище, Михаил поступил в Петербургский Дворянский полк. С отличием освоив там курс фельдфебелей, в 1849 г. он был направлен на службу прапорщиком в лейб-гвардии Семеновский полк. В 1854 г. он поступил в Академию генерального штаба, которую через два года окончил с золотой медалью и занесением имени на мраморную доску лучших выпускников.

В 1858 г. Военное министерство направило Драгомирова за границу для изучения постановки военного дела, и он принял участие в австро-итало-французской войне в качестве наблюдателя при штабе Сардинской армии. По возвращении в Россию Драгомиров представил отчет «Очерки австро-итало-французской войны 1859 г.», где уделил особое внимание анализу нравственных качеств армий и военачальников. В 1860 г. офицера, склонного к военной теории, назначили в Академию генерального штаба адъюнкт-профессором, а слушателем его курса тактики вскоре стал наследник-цесаревич - будущий Император Александр III.

С 1861 г. началась активная деятельность Драгомирова в российских военных журналах («Инженерный журнал», «Оружейный сборник», «Артиллерийский журнал»), где он указывал на значение роли нравственных сил Русской армии, возрождая заветы суворовской «Науки побеждать».

В 1869 г., уже будучи генерал-майором, Драгомиров был назначен начальником штаба Киевского военного округа, а в 1873 г. - командиром 14-й пехотной дивизии. Драгомиров уделял большое внимание воспитанию у подчиненных уважения к законам, осознанной дисциплины, а в обучении - упражнениям, тренировкам и маневрам. Ему удалось добиться заметных результатов: 14-я дивизия отличалась надежной боевой выучкой, личный состав прочно усвоил основы новой тактики стрелковых цепей, офицеры и солдаты были бодры и энергичны.

Практической проверкой системы обучения и воспитания войск, которую проповедовал Драгомиров, стала Русско-турецкая война 1877–1878 гг. 14 апреля 1877 г. он со своей дивизией выступил в поход из Кишинева к Дунаю через Румынию. 14-й дивизии было поручено первой преодолеть Дунай, и на Драгомирова выпали главные заботы по проведению рекогносцировки, подготовке переправочных средств, разработке плана действий. За блестяще организованную переправу Русской армии, Драгомиров был удостоен от Императора ордена св. Георгия 3-й степени. Во время героических боев на Шипке Драгомиров был тяжело ранен в ногу и выбыл из строя.
Будучи авторитетнейшим военным специалистом, Драгомиров в 1889 г. был назначен командующим Киевским военным округом, стал через два года генералом от инфантерии. В 1898 г. Драгомиров, оставаясь командующим округом, был назначен одновременно киевским, подольским и волынским генерал-губернатором, а в 1901 г. Император Николай II удостоил его высшим российским орденом - св. Андрея Первозванного. В возрасте 73 лет Михаил Иванович вышел в отставку с зачислением в члены Государственного совета. До последних дней своей жизни он не прекращал публицистической и научной работы, издав целый ряд трудов, получивших высокую оценку военных специалистов. Умер 28 октября (нов. ст.) 1905 года в Конотопе.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии