RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Возвращение в Арктику
6 сентября 2014 г.

Возвращение в Арктику

На Новосибирских островах создаётся мощная Российская военная база
Не отсиживайтесь на кухне!
20 февраля 2015 г.

Не отсиживайтесь на кухне!

Война - это волк, он может прийти завтра и к твоей двери!
Герой Крыма
30 апреля 2014 г.

Герой Крыма

30 апреля 2014 года Владимир Путин подписал указ о награждении Орденом Мужества Руслана Казакова
Ракетный приоритет
27 ноября 2013 г.

Ракетный приоритет

Президент России продолжает стимулировать развитие главного российского средства защиты - «баллистической дубины».
Киевский детонатор
26 февраля 2014 г.

Киевский детонатор

Госпереворот в столице Украины начал расходится зловещими кругами
Главная » Герои нашего времени » Главный Ленин России

Главный Ленин России

Как комендор с крейсера «Аврора» стал экранным вождем пролетариата

30 сентября 1927 года родился народный артист РСФСР Юрий Иванович Каюров. С ним побеседовал главный редактор РГК.
Главный Ленин России

Биографическая справка: Каюров Юрий Иванович родился 30 сентября 1927 года на Вологодчине. После окончания ремесленного училища работал токарем на ленинградском заводе «Вулкан».С 1944 по 1949 год служил в Советской Армии. В 1952 году закончил Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского. Работал в Саратовском драматическом театре имени К. Маркса, Ленинградском театре имени Ленсовета, а с 1967 года стал актером академического Малого театра в Москве. Снялся более чем в 30 теле- и кинофильмах («Шестое июля», «Кремлевские куранты», «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка», «Государственная граница», «Следствие ведут знатоки» и другие). Дважды лауреат государственной премии СССР. Лауреат государственной премии РСФСР. Народный артист России.

 

-Юрий Иванович, вы стали известным на всю страну, а скорее всего и значительно шире, в первую очередь благодаря воплощению образа вождя мирового пролетариата в кино. Как свалилась на вас по тем временам такая тяжкая ноша и одновременно высокая честь. Сыграло роль внешнее сходство?

-Не думаю, что это имело главное значение, тем более, что о внешнем сходстве можно говорить только с учетом виртуозного мастерства наших гримеров. Тем более я не рискнул бы говорить о внутреннем подобии с человеком, которого, несмотря на идеологическое неприятие, даже на Западе считают едва ли не самым ярким политиком ХХ века. Тем не менее, благодаря своему пролетарскому воспитанию, именно внутренний образ Владимира Ильича, хотя бы в некоторых чертах, мне, хотелось бы верить, удалось отобразить.

-Каково же ваше пролетарское воспитание?

-Наверное, главное то, что гены мои насквозь трудовые, рабоче-крестьянские. Многие поколения нашей семьи крестьянствовали на русском Севере, на Вологодчине. Отец Иван Дмитриевич и мама Ольга Алексеевна тоже начинали свою жизнь на Вологодской земле, под Белозерском, занимаясь сельскохозяйственным трудом. Но позднее на крутых поворотах истории оказались в Череповце, затем в Тихвине. Отца в страшном 1937 году репрессировали. Посадили в бывший Тихвинский монастырь, приспособленный под тюрьму. Мама, оставшаяся с двумя детьми на руках, работала воспитательницей в детском саду. В 1939 году отца, чудом избежавшего расстрела, отпустили. В первые дни Великой Отечественной войны, отправив семью в деревню под Белозерском, отец ушел в народное ополчение и в декабре 1941 года погиб, защищая Тихвин.

Став старшим мужчиной в семье, желая помочь матери, я, не доучившись до конца 7-го класса, поступил в ремесленное училище и вместе с ним потом уехал из Белозерска в Вологду. Окончив в 1944 году училище токарем 5-го разряда, получил направление на ленинградский завод «Вулкан». Обтачивал корпуса мин и снарядов, работал для фронта, для Победы. И сам хотел успеть попасть на фронт. Увидев объявление о приеме в Куйбышевское подготовительное военно-морское авиационное училище, подал туда документы и был принят.

День победы я встретил в Куйбышеве. А заканчивал военно-морскую службу в Ленинграде комендором на борту легендарного крейсера «Аврора». Как видите, у меня было немало возможностей пропитаться рабоче-крестьянским и революционным духом.

-Как же вы при таком начале биографии вышли в актеры?

-На первый взгляд, совершенно случайно. Когда служил на «Авроре», во время увольнения на берег попал в ДК имени Кирова. Увидел там объявление о наборе в театральную студию и просто так, без каких-либо далеко идущих планов, записался. Занятия, которые вели известный артист Меркурьев и режиссер Мейерхольд неожиданно увлекли, захватили.

Поэтому, когда уволился в запас, сразу же подал документы в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского. Меня приняли сразу на второй курс (сказалось, видимо, школа, пройденная в театральной студии). Я попал в класс профессора Елизаветы Тиме - ведущей актрисы театра имени А.С. Пушкина, и профессора Серебрякова. Только что из армии, еще не слишком образованный, я оказался в совершенно новой обстановке, попал в иной, удивительный и прекрасный мир.

Историю иностранной литературы преподавала профессор Левборг. Фехтование – Кох, технику речи – княгиня Куракина. Сама Елизавета Ивановна Тиме, прима бывшего Александрийского театра, в прошлом великосветская дама, была не только замечательной артисткой и прекрасным педагогом, но удивительно добрым, чутким человеком, заботившимся о нуждах студентов. Я ходил на занятия в военной форме: в сапогах, галифе и гимнастерке. Это была моя единственная одежда. Как-то раз в институте шофер, который возил профессора Качалова, мужа Тиме, передал мне сверток. Там был отличный костюм и ботинки. Одежда от профессора Качалова стала моим первым концертным костюмом. После выпускных экзаменов, в 1952 году, меня пригласили на работу в Саратовский драматический театр.

Саратов - город с богатыми театральными и литературными традициями. В драматическом театре ставили не только классику и произведения широко известных современных драматургов, но и пьесы местных авторов: Степанидина, Ульяновского и многих других. В одной из таких пьес и состоялся мой профессиональный дебют на сцене саратовского театра. Спектакль о Радищеве назывался «Сын Отечества». Мне дали эпизодическую роль караульного, который сторожил Радищева, этапируемого властями куда-то в Сибирь. За 15 лет работы в Саратове я сыграл огромное количество сценических ролей, преимущественно в пьесах современных авторов, но так же и в классических произведениях. Среди них Ведерников и Марат в пьесах Арбузова «Годы странствий» и «Мой бедный Марат», Алексей в «Оптимистической трагедии» Вишневского, Часовников в «Океане» Штейна, Незнамов и Карандышев в пьесах Островского «Без вины виноватые» и «Бесприданница», Михаил Зыков в «Зыковых» Горького и многие другие.

И вдруг в 1961 году мне, тогда все еще артисту провинциального театра предложили сняться в кино в роли молодого Ульянова-Ленина в фильме «В начале века». Видимо, дебют понравился и зрителям, и кому-то наверху, во всяком случае через некоторое время последовало предложение сыграть вождя в телефильме «сквозь ледяную мглу». Потом были «Шестое июля», «Ленин в Париже», всего 18 лет с образом Ильича.

-Интересно, сейчас, когда советский период стал историей, а Ленин в общественном сознании воспринимается далеко не однозначно, вы не пересмотрели свое отношение к этому персонажу?

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 мая
пятница
2019

В этот день:

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Истощенная чумой Россия смогла послать на охрану своих южных границ всего 6 тыс. Ратников. Тем не менее, отступающие русские войска укрептлись в Кремле и Китай-городе. Ханские войска принялись грабить посады, а потом подожгли их. Сильно пострадала и центральная часть города, так как "от пожарного зною" взорвались пороховые погреба. Спалив город, ордынцы покинули его, угнав с собой много пленных и увезя награбленное. За этот страшный день пребывания диких орд Девлет-Гирея в Москве население города уменьшилось в 6 раз, ибо много жителей было "задавлено, сгорело, пало от мечей неприятельских или попало в плен".

Девлет-Гирей решил пограбить Москву и на следующий год. Но русские сумели собрать 20-тысячное войско, которое под командование талантливых русских полководцев М. Воротынского, Д. Хворостинина, И. Шуйского, а также казацкого атамана М. Черкашенина разгромили 80-тысячную армаду Девлет-Гирея. Подлый хан еле ноги унес.

 

 

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

После смерти генералиссимуса пять суток огромные толпы народа осаждали дом на Крюковом канале, в котором он скончался. В последний путь полководца провожали десятки тысяч простых людей, стоявших на всем пути траурной процессии по Садовой улице и Невскому проспекту к Александро-Невской лавре.

Император Павел I встретил кортеж на Невском, снял шапку, перекрестился и заплакал. Под залпы тожественного салюта прах Суворова был опущен в могилу в Благовещенской церкви лавры. На могилу возложили белую мраморную плиту, на которой была высечена краткая надпись: "Здесь лежит Суворов".

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

В настоящее время находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге и является объектом культурного наследия Российской Федерации

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии