RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Неужели предадим Новороссию?
25 июля 2014 г.

Неужели предадим Новороссию?

Принцип «наша хата с краю» может обернуться большой кровью
День спецназовца
29 августа 2016 г.

День спецназовца

29 августа — профессиональный праздник военнослужащих подразделений специального назначения
Десантники 6-й роты дрались один против двадцати бандитов
29 февраля 2016 г.

Десантники 6-й роты дрались один против двадцати бандитов

1 марта - День памяти десантников 6-й роты 104-го полка 76-й дивизии ВДВ и спецназа, погибших при исполнении служебного долга в Чеченской республике.
Россия должна подавить США
5 августа 2014 г.

Россия должна подавить США

Несколько советов президенту Владимиру Владимировичу Путину
Парни решили: лучше умереть в бою, чем жить на коленях
25 апреля 2013 г.

Парни решили: лучше умереть в бою, чем жить на коленях

26 – 27 апреля 1985 года небольшая группа советских военнопленных захватила и удерживала пакистанскую крепость Бадабер, уничтожив около 200 моджахетов и их американских инструкторов
Главная » Герои нашего времени » Аварии на орбите

Аварии на орбите

29 апреля 2015 года "Прогресс-М27М", выведенный в околоземное пространство, окончательно потерял управляемость, что предопределяет его гибель.

Это ЧП заставило вспомнить недавнюю катастрофу автоматической межпланетной станции «Фобос-Грунт» и аварийную ситуацию 30-летней давности с советской станцией «Салют-7».
Аварии на орбите

Российский «Фобос-Грунт», у сожалению, погиб. А вот «Салют-7» был спасён благодаря подвигу космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, которые высадились на него и «оживили», несмотря на то, что космический холод практически заморозил станцию.

Это произошло 30 лет назад, когда советская космическая отрасль еще умела проводить аварийно-спасательные операции в безвоздушном пространстве.
11 февраля 1985 года подмосковный Центр управления полетами (ЦУП) потерял связь с орбитальной космической станцией «Союз-7», примерно так же, как это произошло ныне с "Прогрессом-М27М". Коротко говоря, «Союз» перестал передавать информацию о своем состоянии и местонахождении, а также принимать команды. Вскоре потерявшуюся станцию обнаружили специалисты военного космоса. Они рассчитали, что до гибели «Союза-7», то есть до его входа в плотные слои атмосферы, осталось 178 суток. Было принято решение о том, что за это время можно подготовить и провести аварийно-спасательную операцию.

Космонавт Владимир Джанибеков уже бывал на «Салюте-7», поэтому его назначили командиром корабля-спасателя. Джанибеков выбрал своим помощником великолепного космического инженера, тоже хорошо знающего «Салют-7», Виктора Савиных. Параллельно с подготовкой к экспедиции шло переоборудование корабля «Союз Т-13». С него сняли систему автоматической стыковки и кресло третьего космонавта, установили лазерный дальномер, разместили дополнительные запасы продуктов питания и кислорода.

Вскоре Главное разведывательное управление (ГРУ) советского Генштаба выяснило, что американцы срочно начали подготовку к запуску грузового корабля «Челленджер», способного снять с орбиты объект весом до 27 тонн и габаритами 14 метров на 6 метров, что соответствовало параметрам «Салюта-7». К тому же наши разведчики выяснили, что американцы включили в состав своего экипажа французских космонавтов Патрика Бодри и Жана Лю Кретьена, незадолго до этого прошедших в СССР подготовку по программе «Салют-7». Нетрудно было сделать предположение, что США решили украсть советскую станцию, представляющую собой сгусток ноу-хау, которые тогда были недоступными американской науке. Тогдашний президент США Рейган лично дал добро на проведение операции по похищению советской станции с орбиты. Американская администрация посчитала, что дряхлый советский руководитель той поры Константин Черненко не способен адекватно отреагировать на эту дерзость. Но 10 марта 1985 года Черненко умер и в Кремле началась борьба за место Генсека между более молодыми политиками, которые могли принять неприемлемое для США решение. Белый дом вынужден был отложить старт корабля-пирата на неопределенный срок.

Нашим космонавтам пришлось поторопиться, чтобы опередить американцев. 6 июня 1985 года «Союз Т-13» с Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных на борту ушел в космос для выполнения задач, которые еще никогда не стояли перед космонавтами. Впоследствии Владимир Джанибеков вспоминал:
- Когда мы нашли станцию в космическом пространстве, оказалось, что она повёрнута относительно нашего корабля нерабочим стыковочным узлом. Нужно было обойти станцию, но
«Союз Т-13» не предназнячался для проведения филигранных маневров в космосе. Он был обыкновенным космическим извозчиком для доставки космонавтов к автоматической станции, которая сама подставляла в расчетный момент стыковочный узел. А тут - пристыковка к «мертвой» станции. Ничего подобного никто никогда до этого не делал. Тогдашний руководитель полетов Валерий Рюмин впоследствии рассказывал:

- Это все равно, что подойти к гигантскому булыжнику и пристыковаться. Они это сделали виртуозно. Дальше необходимо было открыть люк между кораблем и станцией. Причем это действие таило гигантский риск: если станция полностью потеряла воздух, то ребятам грозила мучительная смерть, поскольку кислорода, имеющегося на корабле, на оба помещения не хватило бы.

К счастью, станция атмосферу не потеряла. Воздух остыл до минус семи градусов по Цельсию. Но при остывании полопались патрубки и водой залило приборы. Потом вода превратилась в лед. Как отогреть станцию, растопить лед в ситуации, когда все электрические цепи станции обесточены? Если подать электроэнергию с корабля, то неизбежно короткое замыкание и обесточивание уже корабельной сети. И тогда возвращение на Землю станет совершенно невозможным. Казалось, выхода нет.
Кстати, наша разведка выяснила, что американцы ждали именно короткого замыкания в электропитании нашей станции. 8 июня «Челленджер» привели в готовность к полету. Предполагалось провести «спасательную операцию», когда наши обесточатся. Захватить «Салют-7» и «спасая» его, переправить на мыс Канаверал, где изучить советские ноу-хау, пока дипломаты будут утрясать вопросы возвращения «Салюта» на родину.
Но Джанибеков и Савиных спутали и эти карты америкосам. Работая двигателями пристыкованного корабля, они развернули станцию к солнцу и отдраили
заглушки иллюминаторов. Замороженная аппаратура станции «потекла». Наши космонавты провели срочные ремонтные работы и вскоре «Салют-7» был выведен на рабочий режим.
В соответствии с чисто американским представлением о чести и порядочности, раздосадованные янки использовали эту героическую страницу освоения космоса в фильме «Армагеддон» (естественно, вывернув все смыслы наизнанку). По сюжету, американские астронавты все-таки попадают на нашу аварийную станцию, где обнаруживают нашего космонавта в шапке-ушанке, который кувалдой чинит «убогую» советскую технику. «Продвинутые» американцы, конечно же, легко решают все проблемы.

Кстати, в реальной жизни в 1979 году в аналогичной ситуации американцы не смогли спасти свою станцию «Скайлэб», и она грохнулась на Землю 11 июля того же года.

Впрочем, «демократическая» Россия настолько усердно подражает американцам, что забыла о своем советском опыте и начала одну за другой терять космические станции, даже не предпринимая попыток к их спасению.

Сергей Турченко
29 апреля 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
14 ноября
среда
2018

В этот день:

Первооткрыватель Антарктиды адмирал Лазарев

14 ноября 1788 года родился Михаил Петрович Лазарев (ум. 1851), адмирал, совершивший три кругосветных плавания и открывший Антарктиду вместе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном.

Первооткрыватель Антарктиды адмирал Лазарев

14 ноября 1788 года родился Михаил Петрович Лазарев (ум. 1851), адмирал, совершивший три кругосветных плавания и открывший Антарктиду вместе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном.

В 1800 году поступил в Морской кадетский корпус. В 1808—1813 годах служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской войне 1808—1809 и Отечественной войне 1812. В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение — командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в плавание вокруг земного шара. Оно длилось до 1815 года.

В апреле 1819 года Лазарев, командуя шлюпом «Мирный»,отправился к Южному полюсу вместе с Белинсгаузеном, командовавшим шлюпом «Восток». Им принадлежит открытие Антарктиды.

10 июня — 6 октября 1827 года Лазарев, командуя кораблём «Азов», совершил переход из Кронштадта на Средиземное море. Здесь, 8 октября1827 года, являясь командиром «Азова», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея. За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами (греческий — «Командорский крест Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика) , а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.

В 1828—1829 руководил блокадой Дарданелл; в 1830 вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота. В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале — июне 1833, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833 года. С 1833 — главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а летом 1834 года — командующий Черномор­ским флотом и командиром портов Севастополя и Николае­ва. В том же году он был произведен в вице-адмиралы. Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его под­линным преобразователем. Он ввел совершенно новую сис­тему обучения моряков непосредственно в море в обстанов­ке, максимально приближенной к боевой.

Особая заслуга Лазарева в подготовке командиров, прославив­ших русский флот и Россию в годы Крымской войны 1853—1856 годов. Он был наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.

Великий адмирал скончался в 1851 году. Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе. Там же впоследствии были похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.

 

«Сталинец» подорвался на минах

В ночь с14 на 15 ноября 1941 года при выполнении боевого задания погибла подводная лодка Л-2.

«Сталинец» подорвался на минах

В ночь с14 на 15 ноября 1941 года при выполнении боевого задания погибла подводная лодка Л-2.

Она была заложена 6 сентября 1929 года на заводе № 189 в Ленинграде под именем «Марксист». Спуск на воду состоялся 21 мая 1931 года. В 1932 году лодка получила имя «Сталинец», а 24 октября 1933 года вошла в состав Балтийского флота.
12 ноября 1941 года в 18:00 лодка вышла из Кронштадта на минную постановку в Данцигскую бухту в составе конвоя № 4, направлявшегося на о. Ханко. В ночь с 14 на 15 ноября лодка подорвалась на трёх донных минах и затонула. Почти весь экипаж погиб. Вместе со всеми известный поэт-маринист Алексей Лебедев, служивший на Л-2 штурманом.

93 диверсии Константина Заслонова

14 ноября 1942 года погиб Константин Сергеевич Заслонов (р. 1910), Герой Советского Союза, командир партизанского отряда и бригады, с октября 1942 командующий всеми партизанскими силами Оршанской зоны.

93 диверсии Константина Заслонова

14 ноября 1942 года погиб Константин Сергеевич Заслонов (р. 1910), Герой Советского Союза, командир партизанского отряда и бригады, с октября 1942 командующий всеми партизанскими силами Оршанской зоны.

Родился в семье рабочего 7 января 1910 года. В 1930 году окончил Великолукскую железнодорожную профтехшколу. С 1935 помощник начальника паровозного депо Новосибирска, с 1937 начальник паровозного депо станции Рославль, с 1939 — паровозного депо Орша. В начале войны при подходе немецких войск к Орше эвакуировался в Москву и работал в депо им. Ильича.

В октябре 1941 по собственной просьбе был отправлен в тыл врага в составе группы железнодорожников. Партизанский псевдоним — «Дядя Костя». Создал подпольную группу, участники которой путём применения «угольных мин» (мины, замаскированные под каменный уголь) за три месяца подорвали 93 немецких паровоза.

Ввиду угрозы ареста в марте 1942 года Заслонов с группой покинул Оршу и организовал партизанский отряд, который провёл ряд успешных боевых рейдов в районе Витебск — Орша — Смоленск, уничтожив большое количество вражеских солдат и техники. 14 ноября 1942 года Константин Заслонов геройски погиб в бою с карательным отрядом у д. Куповать Сенненского района.

Герои китайской войны

14 ноября 1938 года звание Героя Советского Союза присвоено военным летчикам Благовещенскому Алексею Сергеевичу и Полынину Федору Павловичу.

Герои китайской войны

14 ноября 1938 года звание Героя Советского Союза присвоено военным летчикам Благовещенскому Алексею Сергеевичу и Полынину Федору Павловичу.

Оба проявили героизм в боях с японскими захватчиками в Китае.

Алексей Благовещенский родился 5 (18) октября 1909 года в городе Брест-Литовск (ныне — город Брест, Белоруссия). В 1929 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Брянске), с 1933 года — в авиации Тихоокеанского флота. С сентября по декабрь 1937 года — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-5, И-15 и И-16. С декабря 1937 года по август 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае. Был командиром истребительной авиаэскадрильи, затем — командиром истребительной авиагруппы. Совершил 73 боевых вылета на истребителе И-16, в 11 воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 16 самолётов противника.
В 1939 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генштаба. Командовал 54-й истребительной авиабригадой (в Ленинградском военном округе). Участник советско-финляндской войны 1939—1940 годов в должности командира 54-й истребительной авиационной бригады. Совершил 39 боевых вылетов на истребителе И-16, участвовал в 3 воздушных боях.
Участник Великой Отечественной войны: в октябре 1942-феврале 1945 — командир 2-го истребительного авиационного корпуса. Корпус под его командованием сражался на Калининском, Волховском, Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Великолукской операции, прорыве блокады Ленинграда, Ржевско-Вяземской и Орловской операциях, освобождении Белоруссии и Литвы, в Висло-Одерской операции. 9 февраля 1945 года был тяжело ранен (подорвался на мине) на аэродроме города Любин (Польша). До мая 1945 года находился на излечении в госпитале. За время войны совершил 48 боевых вылетов для оценки воздушной обстановки, участвовал в 3 воздушных боях.
После войны — начальник ГК НИИ ВВС. Принимал участие в государственных испытаниях различных самолётов, в том числе реактивных истребителей Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19, СМ-12, СМ-50, реактивного разведчика Як-25Р, пассажирского самолёта Ил-18.

Умер 25 мая 1994 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Федор Полынин в РККА с 1928 года. Окончил Вольскую лётную школу, школу лётчиков в Оренбурге, курсы усовершенствования командного состава Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в 1935 году. С ноября 1937 по апрель 1938 участвовал в Японо-китайской войне. Полынин командовал бомбардировочной авиагруппой: на самолёте СБ принимал участие в бомбардировке японского аэродрома на острове Формоза (Тайвань). В должности командующего ВВС 13-й армии Полынин участвовал в советско-финской войне.
На фронтах Великой Отечественной войны Полынин c июня 1941 года в должности командира 13-й бомбардировочной авиационной дивизии. Командующий 6-й воздушной армией. С октября 1944 — командующий ВВС Войска Польского. В 1959—1971 годах — начальник тыла ВВС. С 1971 года в отставке.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии