RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Гроза америкосов Су-27
20 мая 2014 г.

Гроза америкосов Су-27

20 мая 1977 года состоялся первый полет советского истребителя четвертого поколения, который до сих пор является непревзойденным в своем классе
Испытатель «Пакфайера»
27 марта 2014 г.

Испытатель «Пакфайера»

Лётчик Сергей Богдан первым поднял в воздух истребитель пятого поколения ПАК ФА
Дуэль: Су-27 против F-15
15 июня 2013 г.

Дуэль: Су-27 против F-15

Как наши «Сушки» гоняли американских «Иглов»
Россия должна подавить США
5 августа 2014 г.

Россия должна подавить США

Несколько советов президенту Владимиру Владимировичу Путину
Непокорная Лебедь
20 ноября 2015 г.

Непокорная Лебедь

20 ноября 2015 года – 90 лет со дня рождения великой балерины Майи Плисецкой
Главная » Герои нашего времени » Аварии на орбите

Аварии на орбите

29 апреля 2015 года "Прогресс-М27М", выведенный в околоземное пространство, окончательно потерял управляемость, что предопределяет его гибель.

Это ЧП заставило вспомнить недавнюю катастрофу автоматической межпланетной станции «Фобос-Грунт» и аварийную ситуацию 30-летней давности с советской станцией «Салют-7».
Аварии на орбите

Российский «Фобос-Грунт», у сожалению, погиб. А вот «Салют-7» был спасён благодаря подвигу космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, которые высадились на него и «оживили», несмотря на то, что космический холод практически заморозил станцию.

Это произошло 30 лет назад, когда советская космическая отрасль еще умела проводить аварийно-спасательные операции в безвоздушном пространстве.
11 февраля 1985 года подмосковный Центр управления полетами (ЦУП) потерял связь с орбитальной космической станцией «Союз-7», примерно так же, как это произошло ныне с "Прогрессом-М27М". Коротко говоря, «Союз» перестал передавать информацию о своем состоянии и местонахождении, а также принимать команды. Вскоре потерявшуюся станцию обнаружили специалисты военного космоса. Они рассчитали, что до гибели «Союза-7», то есть до его входа в плотные слои атмосферы, осталось 178 суток. Было принято решение о том, что за это время можно подготовить и провести аварийно-спасательную операцию.

Космонавт Владимир Джанибеков уже бывал на «Салюте-7», поэтому его назначили командиром корабля-спасателя. Джанибеков выбрал своим помощником великолепного космического инженера, тоже хорошо знающего «Салют-7», Виктора Савиных. Параллельно с подготовкой к экспедиции шло переоборудование корабля «Союз Т-13». С него сняли систему автоматической стыковки и кресло третьего космонавта, установили лазерный дальномер, разместили дополнительные запасы продуктов питания и кислорода.

Вскоре Главное разведывательное управление (ГРУ) советского Генштаба выяснило, что американцы срочно начали подготовку к запуску грузового корабля «Челленджер», способного снять с орбиты объект весом до 27 тонн и габаритами 14 метров на 6 метров, что соответствовало параметрам «Салюта-7». К тому же наши разведчики выяснили, что американцы включили в состав своего экипажа французских космонавтов Патрика Бодри и Жана Лю Кретьена, незадолго до этого прошедших в СССР подготовку по программе «Салют-7». Нетрудно было сделать предположение, что США решили украсть советскую станцию, представляющую собой сгусток ноу-хау, которые тогда были недоступными американской науке. Тогдашний президент США Рейган лично дал добро на проведение операции по похищению советской станции с орбиты. Американская администрация посчитала, что дряхлый советский руководитель той поры Константин Черненко не способен адекватно отреагировать на эту дерзость. Но 10 марта 1985 года Черненко умер и в Кремле началась борьба за место Генсека между более молодыми политиками, которые могли принять неприемлемое для США решение. Белый дом вынужден был отложить старт корабля-пирата на неопределенный срок.

Нашим космонавтам пришлось поторопиться, чтобы опередить американцев. 6 июня 1985 года «Союз Т-13» с Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных на борту ушел в космос для выполнения задач, которые еще никогда не стояли перед космонавтами. Впоследствии Владимир Джанибеков вспоминал:
- Когда мы нашли станцию в космическом пространстве, оказалось, что она повёрнута относительно нашего корабля нерабочим стыковочным узлом. Нужно было обойти станцию, но
«Союз Т-13» не предназнячался для проведения филигранных маневров в космосе. Он был обыкновенным космическим извозчиком для доставки космонавтов к автоматической станции, которая сама подставляла в расчетный момент стыковочный узел. А тут - пристыковка к «мертвой» станции. Ничего подобного никто никогда до этого не делал. Тогдашний руководитель полетов Валерий Рюмин впоследствии рассказывал:

- Это все равно, что подойти к гигантскому булыжнику и пристыковаться. Они это сделали виртуозно. Дальше необходимо было открыть люк между кораблем и станцией. Причем это действие таило гигантский риск: если станция полностью потеряла воздух, то ребятам грозила мучительная смерть, поскольку кислорода, имеющегося на корабле, на оба помещения не хватило бы.

К счастью, станция атмосферу не потеряла. Воздух остыл до минус семи градусов по Цельсию. Но при остывании полопались патрубки и водой залило приборы. Потом вода превратилась в лед. Как отогреть станцию, растопить лед в ситуации, когда все электрические цепи станции обесточены? Если подать электроэнергию с корабля, то неизбежно короткое замыкание и обесточивание уже корабельной сети. И тогда возвращение на Землю станет совершенно невозможным. Казалось, выхода нет.
Кстати, наша разведка выяснила, что американцы ждали именно короткого замыкания в электропитании нашей станции. 8 июня «Челленджер» привели в готовность к полету. Предполагалось провести «спасательную операцию», когда наши обесточатся. Захватить «Салют-7» и «спасая» его, переправить на мыс Канаверал, где изучить советские ноу-хау, пока дипломаты будут утрясать вопросы возвращения «Салюта» на родину.
Но Джанибеков и Савиных спутали и эти карты америкосам. Работая двигателями пристыкованного корабля, они развернули станцию к солнцу и отдраили
заглушки иллюминаторов. Замороженная аппаратура станции «потекла». Наши космонавты провели срочные ремонтные работы и вскоре «Салют-7» был выведен на рабочий режим.
В соответствии с чисто американским представлением о чести и порядочности, раздосадованные янки использовали эту героическую страницу освоения космоса в фильме «Армагеддон» (естественно, вывернув все смыслы наизнанку). По сюжету, американские астронавты все-таки попадают на нашу аварийную станцию, где обнаруживают нашего космонавта в шапке-ушанке, который кувалдой чинит «убогую» советскую технику. «Продвинутые» американцы, конечно же, легко решают все проблемы.

Кстати, в реальной жизни в 1979 году в аналогичной ситуации американцы не смогли спасти свою станцию «Скайлэб», и она грохнулась на Землю 11 июля того же года.

Впрочем, «демократическая» Россия настолько усердно подражает американцам, что забыла о своем советском опыте и начала одну за другой терять космические станции, даже не предпринимая попыток к их спасению.

Сергей Турченко
29 апреля 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 сентебря
воскресенье
2018

В этот день:

Храм Христа Спасителя

23 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя (царствование Николая I) в память об Отечественной войне 1812 года.

Храм Христа Спасителя

23 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя (царствование Николая I) в память об Отечественной войне 1812 года.

 На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах. Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994—1997 годах.

Укротитель "Тигров" Сергей Астраханцев

23 сентября 1914 года родился Сергей Васильевич Астраханцев, Герой Советского Союза, старший лейтенант. Погиб 8 августа 1943 года.

Укротитель "Тигров" Сергей Астраханцев

23 сентября 1914 года родился Сергей Васильевич Астраханцев, Герой Советского Союза, старший лейтенант. Погиб 8 августа 1943 года.

Родился в Тамбовской губернии Российской империи (ныне районный центр Республики Мордовия Российской Федерации) в семье рабочего Василия Александровича и домохозяйки Любовь Алексеевны Астраханцевых. В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии призван 28 августа 1941 года, был ранен в бою, после госпиталя закончил курсы младших лейтенантов. В боях под Ленинградом Сергей Васильевич прошёл путь от младшего лейтенанта до старшего лейтенанта и был назначен командиром 7-й стрелковой роты 3-го батальона.

В ходе Курской битвы во время наступления на Харьковском направлении 8 августа 1943 года в районе деревни Шевченково Великописаревского района Сумской области подразделения 367-го стрелкового полка были атакованы немецкой пехотой и танками и вынужденно перешли к обороне. На участке 3-го батальона, не имевшего противотанковых средств, немецкую пехоту поддерживали три Т-6 «Тигр». Видя замешательство батальона, старший лейтенант С. В. Астраханцев со своей ротой, находившейся до этого в резерве, пошёл в контратаку. Дав приказ стрелкам отсекать пехоту, сам старший лейтенант Астраханцев с единственным противотанковым ружьём выдвинулся вперёд и точным огнём подбил 2 немецких танка, однако третий «Тигр» гусеницами смял его огневую позицию.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 августа 1944 года за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчикам и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Астраханцеву Сергею Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

 

Командир женского экипажа Анна Егорова

23 сентября 1916 года родилась Анна Александровна Тимофеева-Егорова (ум. 2009), советский лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза, капитан ВВС.

Командир женского экипажа Анна Егорова

23 сентября 1916 года родилась Анна Александровна Тимофеева-Егорова (ум. 2009), советский лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза, капитан ВВС.

Родилась в деревне Володово (ныне — деревня в Кувшиновском районе Тверской области) в крестьянской семье. В предвоенные годы работала на Метрострое, закончила аэроклуб. В 1938 году была направлена в школу лётчиков Осоавиахима, по окончании (1939) была инструктором Калининского аэроклуба. В начале войны была зачислена лётчиком в 130-ю отдельную авиационную эскадрилью связи (оаэс) Южного фронта. На самолёте У-2 (По-2) совершила около 100 вылетов (связь, разведка и поиск в тылу врага окружённых частей). В феврале 1942 года награждена орденом Боевого Красного Знамени.

В 1942 году добилась перевода в штурмовую авиацию. Воевала в составе 805-го штурмового авиационного полка (197-я штурмовая авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), штурман полка. Пилотировала Ил-2. За участие в прорыве «Голубой Линии» под Новороссийском представлена ко второму ордену Боевого Красного Знамени.

Участвовала в освобождении Польши. Была единственной в полку женщиной-пилотом, позднее вместе со стрелком Дусей Назаркиной составили первый женский экипаж в штурмовой авиации. Совершила 277 боевых вылетов.

20 августа 1944 г. в воздушном бою была сбита и тяжело раненая и обожжённая без сознания попала в плен. Её воздушный стрелок Евдокия Алексеевна (Дуся) Назаркина погибла. Прошла несколько концлагерей. В январе 1945 освобождена танкистами 5-й ударной армии из Кюстринского концлагеря «ЗЦ», где содержалась в отдельном, постоянно охраняемом карцере. В лагере усилиями военнопленных удалось сохранить партбилет и награды Егоровой (сама она была почти недееспособна). Залечить раны ей помог доктор Георгий Синяков.

После освобождения из лагеря к летной работе допущена не была по состоянию здоровья.

Вернулась в Москву на Метрострой. Вышла замуж за Вячеслава Арсеньевича Тимофеева, бывшего командира 197 ШАД (штурмовая авиационная дивизия). В 1965 году ей присвоили звание Героя Советского Союза, к которому она была представлена еще во время войны.

Являлась членом Совета по взаимодействию с общественными объединениями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте РФ. В мае 2006 года была удостоена почётного общественного титула «Национальный герой» и награждена орденом «За честь и доблесть» (всероссийская премия «Российский Национальный Олимп»). Скончалась в Москве 29 октября 2009 года.

 

Атомная подводная лодка «Акула»

23 сентября 1980 года в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подводная лодка «Акула» («Тайфун») проекта 941. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Лненинград). Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв.

Атомная подводная лодка «Акула»

23 сентября 1980 года в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подводная лодка «Акула» («Тайфун») проекта 941. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Лненинград). Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв.

Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году).

Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла.

Первая лодка этого типа была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула».

Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды.

В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей. В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.

Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений. Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Акулы», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Из шести — три уже утилизированы с помощью США. «Дмитрий Донской», «Северсталь» и «Архангельск» пока не тронуты. На совещании в Северодвинске в феврале 2012 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии