RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

По коням!
1 декабря 2017 г.

По коням!

Занятия по казачьим боевым искусствам в Кубанской казачьей спортивной школе «Баско»
100 лет Дальней авиации России
23 декабря 2014 г.

100 лет Дальней авиации России

23 декабря 1914 года Император России Николай II подписал указ о создании Эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец»
Испытатель «Пакфайера»
27 марта 2014 г.

Испытатель «Пакфайера»

Лётчик Сергей Богдан первым поднял в воздух истребитель пятого поколения ПАК ФА
Инцидент над Кубой: С-75 против U-2
26 октября 2014 г.

Инцидент над Кубой: С-75 против U-2

27 октября 1962 года в небе Острова Свободы наши зенитчики завалили американский разведывательный самолёт
Настоящие мужчины
25 сентября 2016 г.

Настоящие мужчины

Есть ли таковые сегодня? Кто они? Как их распознать?
Главная » Герои нашего времени » Аварии на орбите

Аварии на орбите

29 апреля 2015 года "Прогресс-М27М", выведенный в околоземное пространство, окончательно потерял управляемость, что предопределяет его гибель.

Это ЧП заставило вспомнить недавнюю катастрофу автоматической межпланетной станции «Фобос-Грунт» и аварийную ситуацию 30-летней давности с советской станцией «Салют-7».
Аварии на орбите

Российский «Фобос-Грунт», у сожалению, погиб. А вот «Салют-7» был спасён благодаря подвигу космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, которые высадились на него и «оживили», несмотря на то, что космический холод практически заморозил станцию.

Это произошло 30 лет назад, когда советская космическая отрасль еще умела проводить аварийно-спасательные операции в безвоздушном пространстве.
11 февраля 1985 года подмосковный Центр управления полетами (ЦУП) потерял связь с орбитальной космической станцией «Союз-7», примерно так же, как это произошло ныне с "Прогрессом-М27М". Коротко говоря, «Союз» перестал передавать информацию о своем состоянии и местонахождении, а также принимать команды. Вскоре потерявшуюся станцию обнаружили специалисты военного космоса. Они рассчитали, что до гибели «Союза-7», то есть до его входа в плотные слои атмосферы, осталось 178 суток. Было принято решение о том, что за это время можно подготовить и провести аварийно-спасательную операцию.

Космонавт Владимир Джанибеков уже бывал на «Салюте-7», поэтому его назначили командиром корабля-спасателя. Джанибеков выбрал своим помощником великолепного космического инженера, тоже хорошо знающего «Салют-7», Виктора Савиных. Параллельно с подготовкой к экспедиции шло переоборудование корабля «Союз Т-13». С него сняли систему автоматической стыковки и кресло третьего космонавта, установили лазерный дальномер, разместили дополнительные запасы продуктов питания и кислорода.

Вскоре Главное разведывательное управление (ГРУ) советского Генштаба выяснило, что американцы срочно начали подготовку к запуску грузового корабля «Челленджер», способного снять с орбиты объект весом до 27 тонн и габаритами 14 метров на 6 метров, что соответствовало параметрам «Салюта-7». К тому же наши разведчики выяснили, что американцы включили в состав своего экипажа французских космонавтов Патрика Бодри и Жана Лю Кретьена, незадолго до этого прошедших в СССР подготовку по программе «Салют-7». Нетрудно было сделать предположение, что США решили украсть советскую станцию, представляющую собой сгусток ноу-хау, которые тогда были недоступными американской науке. Тогдашний президент США Рейган лично дал добро на проведение операции по похищению советской станции с орбиты. Американская администрация посчитала, что дряхлый советский руководитель той поры Константин Черненко не способен адекватно отреагировать на эту дерзость. Но 10 марта 1985 года Черненко умер и в Кремле началась борьба за место Генсека между более молодыми политиками, которые могли принять неприемлемое для США решение. Белый дом вынужден был отложить старт корабля-пирата на неопределенный срок.

Нашим космонавтам пришлось поторопиться, чтобы опередить американцев. 6 июня 1985 года «Союз Т-13» с Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных на борту ушел в космос для выполнения задач, которые еще никогда не стояли перед космонавтами. Впоследствии Владимир Джанибеков вспоминал:
- Когда мы нашли станцию в космическом пространстве, оказалось, что она повёрнута относительно нашего корабля нерабочим стыковочным узлом. Нужно было обойти станцию, но
«Союз Т-13» не предназнячался для проведения филигранных маневров в космосе. Он был обыкновенным космическим извозчиком для доставки космонавтов к автоматической станции, которая сама подставляла в расчетный момент стыковочный узел. А тут - пристыковка к «мертвой» станции. Ничего подобного никто никогда до этого не делал. Тогдашний руководитель полетов Валерий Рюмин впоследствии рассказывал:

- Это все равно, что подойти к гигантскому булыжнику и пристыковаться. Они это сделали виртуозно. Дальше необходимо было открыть люк между кораблем и станцией. Причем это действие таило гигантский риск: если станция полностью потеряла воздух, то ребятам грозила мучительная смерть, поскольку кислорода, имеющегося на корабле, на оба помещения не хватило бы.

К счастью, станция атмосферу не потеряла. Воздух остыл до минус семи градусов по Цельсию. Но при остывании полопались патрубки и водой залило приборы. Потом вода превратилась в лед. Как отогреть станцию, растопить лед в ситуации, когда все электрические цепи станции обесточены? Если подать электроэнергию с корабля, то неизбежно короткое замыкание и обесточивание уже корабельной сети. И тогда возвращение на Землю станет совершенно невозможным. Казалось, выхода нет.
Кстати, наша разведка выяснила, что американцы ждали именно короткого замыкания в электропитании нашей станции. 8 июня «Челленджер» привели в готовность к полету. Предполагалось провести «спасательную операцию», когда наши обесточатся. Захватить «Салют-7» и «спасая» его, переправить на мыс Канаверал, где изучить советские ноу-хау, пока дипломаты будут утрясать вопросы возвращения «Салюта» на родину.
Но Джанибеков и Савиных спутали и эти карты америкосам. Работая двигателями пристыкованного корабля, они развернули станцию к солнцу и отдраили
заглушки иллюминаторов. Замороженная аппаратура станции «потекла». Наши космонавты провели срочные ремонтные работы и вскоре «Салют-7» был выведен на рабочий режим.
В соответствии с чисто американским представлением о чести и порядочности, раздосадованные янки использовали эту героическую страницу освоения космоса в фильме «Армагеддон» (естественно, вывернув все смыслы наизнанку). По сюжету, американские астронавты все-таки попадают на нашу аварийную станцию, где обнаруживают нашего космонавта в шапке-ушанке, который кувалдой чинит «убогую» советскую технику. «Продвинутые» американцы, конечно же, легко решают все проблемы.

Кстати, в реальной жизни в 1979 году в аналогичной ситуации американцы не смогли спасти свою станцию «Скайлэб», и она грохнулась на Землю 11 июля того же года.

Впрочем, «демократическая» Россия настолько усердно подражает американцам, что забыла о своем советском опыте и начала одну за другой терять космические станции, даже не предпринимая попыток к их спасению.

Сергей Турченко
29 апреля 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 июля
четверг
2019

В этот день:

Народное ополчение 1812 года

18 июля 1812 года император Александр Первый издал манифест о создании народного ополчения для борьбы против Наполеона. Манифест закреплял уже сложившуюся практику инициативного формирования партизанских отрядов в помощь регулярным полкам для борьбы с наполеоновскими оккупантами.

Народное ополчение 1812 года

18 июля 1812 года император Александр Первый издал манифест о создании народного ополчения для борьбы против Наполеона. Манифест закреплял уже сложившуюся практику инициативного формирования партизанских отрядов в помощь регулярным полкам для борьбы с наполеоновскими оккупантами.

 В 16 центральных губерниях России и 4 губерниях Малороссии во исполнение манифеста были сформированы дружины народного ополчения. Их основной контингент сотавляли крепостные крестьяне, которых принимали только с ведома помещика. Всего было собрано около 400 000 ополченцев, которые сыграли значительную роль в разгроме наполеоновских войск.

Реактивный таран летчика Куляпина

18 июля 1981 года заместитель командира авиационной эскадрильи по политической части капитан В. А. Куляпин над территорией Закавказского военного округа таранным ударом Су-15 сбил самолет-нарушитель Государственной границы CL-44, который вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы.

Реактивный таран летчика Куляпина

18 июля 1981 года заместитель командира авиационной эскадрильи по политической части капитан В. А. Куляпин над территорией Закавказского военного округа таранным ударом Су-15 сбил самолет-нарушитель Государственной границы CL-44, который вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы.

 Экипаж погиб. Таран завершился благополучно для советского летчика. За этот подвиг он был награжден орденом Красного Знамени.

Это был второй случай реактивного тарана в мировой практике. Впервые это сделал 28 ноября 1973 года капитан Геннадий Николаевич ЕЛИСЕЕВ.

 

28 ноября 1973 года системы ПВО Закавказского военного округа зафиксировали нарушение Государственной границы. На перехват цели отправился МиГ-21, за штурвалом которого был 35-летний капитан Геннадий Николаевич Елисеев. Нарушителем оказался американский Фантом RF-4C с иранскими опознавательными знаками. Экипаж самолёта, как впоследствии выяснилось, составляли американский полковник Джон Сондерс и иранский офицер Мохаммад Шокуния. Выйдя на дистанцию прицельной стрельбы, Елисеев выпустил по нарушителю две ракеты Р-3С, но Фантом применил тепловые ловушки, и ракеты, захватив их, пролетели в 30 метрах от самолёта и самоликвидировались. Тогда Елисеев решился на таран. Оба самолета взорвались. Катапультироваться Елисееву не удалось, а оба вражеских пилота оказались более удачливыми. Они катапультировались и были задержаны пограничниками. Генндию Николаевичу Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Валентин Куляпин, конечно, знал об этом случае. «Я учился на третьем курсе Высшего военного лётного училища, когда услышал о таране капитана Елисеева, - рассказывал впоследствии Валентин Александрович. - Мы все, 19-летние, в те дни спрашивали друг у друга: "А ты бы смог ?" Я тогда промолчал - что толку, находясь в безопасности, толковать о подвиге ? Но про себя решил: Елисеев оставил нам, молодым, завет научиться искусству тарана на реактивном самолёте. Так когда-то Нестеров своей героической гибелью передал русским авиаторам завет сделать открытый им рискованный приём оружием в войне с врагом, и более 600 советских лётчиков - наследников Нестерова - насчитывает сегодня история авиации».

Нужно сказать, что у реактивного сверхзвукового самолёта нет разящего винта и мощных плоскостей - крыльев. Таран казался на нём технически невозможным, тем более после гибели лётчика Елисеева. И всё же через 8 лет капитан Валентин Куляпин на сверхзвуковом реактивном самолёте совершил второй такой таран, уничтожив самолёт, вторгшийся в воздушное пространство СССР.

18 Июля 1981 года Государственную границу СССР на территории Армении нарушил транспортный самолёт Канадэр CL-44 аргентинской авиакомпании со швейцарским экипажем, перевозивший контрабандой партию оружия в Иран. На перехват были подняты 2 пары истребителей Су-15ТМ. Не обнаружив цели и израсходовав всё горючее, они вернулись на аэродром. Тогда на цель был наведён Валентин Куляпин. Ему была поставлена задача посадить нарушитель на нашей территории. Обнаружив самолёт - нарушитель на высоте 11000 метров, он сблизился с ним и пошёл параллельным курсом. Куляпин стал подавать нарушителю знаки следовать за собой. Тот не реагировал и продолжал лететь в направлении границы. Тогда с КП поступила команда - "Нарушителя сбить !".
Су-15ТМ Куляпина был вооружён ракетами дальнего радиуса действия Р-98М. Для их пуска дистанция была недостаточной, а сделать новый заход для атаки уже не хватало времени - нарушитель приближался к границе. Тогда Куляпин решил таранить. Он сблизился с самолётом - нарушителем и со второй попытки нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника. После этого Куляпин катапультировался, а CL-44 вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы. Экипаж погиб.

За этот подвиг Валентин Александрович был представлен командованием полка к званию Героя Советского Союза, но... получил орден Красного Знамени.

Больше никто во всем мире не решился повторить подвиг капитана Елисеева.

Маршал артиллерии Казаков

18 июля 1898 года родился Василий Иванович Казаков (ум. 1968), советский военачальник, Герой Советского Союза, маршал артиллерии.

Маршал артиллерии Казаков

18 июля 1898 года родился Василий Иванович Казаков (ум. 1968), советский военачальник, Герой Советского Союза, маршал артиллерии.

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии