RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Россия плюс Белоруссия
2 апреля 2015 г.

Россия плюс Белоруссия

2 апреля — День единения российского и белорусского братских народов
Главному протодиакону Кубани — атаманская медаль
4 февраля 2018 г.

Главному протодиакону Кубани — атаманская медаль

4 февраля 2018 года главному протодиакону Екатеринодарской и Кубанской епархии Сергию Мрачко вручена медаль «Атаман Захарий Чепега»
Герой России Андрей Карлов
21 декабря 2016 г.

Герой России Андрей Карлов

21 декабря 2016 года в 15:00 Владимир Путин подписал Указ о присвоении звания Героя России Карлову Андрею Геннадьевичу (посмертно)
Россия — США: газовая дуэль
7 июля 2015 г.

Россия — США: газовая дуэль

Американская стратегия вытеснения нашей страны из европейского газового рынка терпит фиаско
Последний начальник советского Генштаба вспоминает...
22 июля 2015 г.

Последний начальник советского Генштаба вспоминает...

22 июля 2015 года исполнилось 80 лет генералу армии Владимиру Николаевичу Лобову
Главная » Герои нашего времени » Аварии на орбите

Аварии на орбите

29 апреля 2015 года "Прогресс-М27М", выведенный в околоземное пространство, окончательно потерял управляемость, что предопределяет его гибель.

Это ЧП заставило вспомнить недавнюю катастрофу автоматической межпланетной станции «Фобос-Грунт» и аварийную ситуацию 30-летней давности с советской станцией «Салют-7».
Аварии на орбите

Российский «Фобос-Грунт», у сожалению, погиб. А вот «Салют-7» был спасён благодаря подвигу космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, которые высадились на него и «оживили», несмотря на то, что космический холод практически заморозил станцию.

Это произошло 30 лет назад, когда советская космическая отрасль еще умела проводить аварийно-спасательные операции в безвоздушном пространстве.
11 февраля 1985 года подмосковный Центр управления полетами (ЦУП) потерял связь с орбитальной космической станцией «Союз-7», примерно так же, как это произошло ныне с "Прогрессом-М27М". Коротко говоря, «Союз» перестал передавать информацию о своем состоянии и местонахождении, а также принимать команды. Вскоре потерявшуюся станцию обнаружили специалисты военного космоса. Они рассчитали, что до гибели «Союза-7», то есть до его входа в плотные слои атмосферы, осталось 178 суток. Было принято решение о том, что за это время можно подготовить и провести аварийно-спасательную операцию.

Космонавт Владимир Джанибеков уже бывал на «Салюте-7», поэтому его назначили командиром корабля-спасателя. Джанибеков выбрал своим помощником великолепного космического инженера, тоже хорошо знающего «Салют-7», Виктора Савиных. Параллельно с подготовкой к экспедиции шло переоборудование корабля «Союз Т-13». С него сняли систему автоматической стыковки и кресло третьего космонавта, установили лазерный дальномер, разместили дополнительные запасы продуктов питания и кислорода.

Вскоре Главное разведывательное управление (ГРУ) советского Генштаба выяснило, что американцы срочно начали подготовку к запуску грузового корабля «Челленджер», способного снять с орбиты объект весом до 27 тонн и габаритами 14 метров на 6 метров, что соответствовало параметрам «Салюта-7». К тому же наши разведчики выяснили, что американцы включили в состав своего экипажа французских космонавтов Патрика Бодри и Жана Лю Кретьена, незадолго до этого прошедших в СССР подготовку по программе «Салют-7». Нетрудно было сделать предположение, что США решили украсть советскую станцию, представляющую собой сгусток ноу-хау, которые тогда были недоступными американской науке. Тогдашний президент США Рейган лично дал добро на проведение операции по похищению советской станции с орбиты. Американская администрация посчитала, что дряхлый советский руководитель той поры Константин Черненко не способен адекватно отреагировать на эту дерзость. Но 10 марта 1985 года Черненко умер и в Кремле началась борьба за место Генсека между более молодыми политиками, которые могли принять неприемлемое для США решение. Белый дом вынужден был отложить старт корабля-пирата на неопределенный срок.

Нашим космонавтам пришлось поторопиться, чтобы опередить американцев. 6 июня 1985 года «Союз Т-13» с Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных на борту ушел в космос для выполнения задач, которые еще никогда не стояли перед космонавтами. Впоследствии Владимир Джанибеков вспоминал:
- Когда мы нашли станцию в космическом пространстве, оказалось, что она повёрнута относительно нашего корабля нерабочим стыковочным узлом. Нужно было обойти станцию, но
«Союз Т-13» не предназнячался для проведения филигранных маневров в космосе. Он был обыкновенным космическим извозчиком для доставки космонавтов к автоматической станции, которая сама подставляла в расчетный момент стыковочный узел. А тут - пристыковка к «мертвой» станции. Ничего подобного никто никогда до этого не делал. Тогдашний руководитель полетов Валерий Рюмин впоследствии рассказывал:

- Это все равно, что подойти к гигантскому булыжнику и пристыковаться. Они это сделали виртуозно. Дальше необходимо было открыть люк между кораблем и станцией. Причем это действие таило гигантский риск: если станция полностью потеряла воздух, то ребятам грозила мучительная смерть, поскольку кислорода, имеющегося на корабле, на оба помещения не хватило бы.

К счастью, станция атмосферу не потеряла. Воздух остыл до минус семи градусов по Цельсию. Но при остывании полопались патрубки и водой залило приборы. Потом вода превратилась в лед. Как отогреть станцию, растопить лед в ситуации, когда все электрические цепи станции обесточены? Если подать электроэнергию с корабля, то неизбежно короткое замыкание и обесточивание уже корабельной сети. И тогда возвращение на Землю станет совершенно невозможным. Казалось, выхода нет.
Кстати, наша разведка выяснила, что американцы ждали именно короткого замыкания в электропитании нашей станции. 8 июня «Челленджер» привели в готовность к полету. Предполагалось провести «спасательную операцию», когда наши обесточатся. Захватить «Салют-7» и «спасая» его, переправить на мыс Канаверал, где изучить советские ноу-хау, пока дипломаты будут утрясать вопросы возвращения «Салюта» на родину.
Но Джанибеков и Савиных спутали и эти карты америкосам. Работая двигателями пристыкованного корабля, они развернули станцию к солнцу и отдраили
заглушки иллюминаторов. Замороженная аппаратура станции «потекла». Наши космонавты провели срочные ремонтные работы и вскоре «Салют-7» был выведен на рабочий режим.
В соответствии с чисто американским представлением о чести и порядочности, раздосадованные янки использовали эту героическую страницу освоения космоса в фильме «Армагеддон» (естественно, вывернув все смыслы наизнанку). По сюжету, американские астронавты все-таки попадают на нашу аварийную станцию, где обнаруживают нашего космонавта в шапке-ушанке, который кувалдой чинит «убогую» советскую технику. «Продвинутые» американцы, конечно же, легко решают все проблемы.

Кстати, в реальной жизни в 1979 году в аналогичной ситуации американцы не смогли спасти свою станцию «Скайлэб», и она грохнулась на Землю 11 июля того же года.

Впрочем, «демократическая» Россия настолько усердно подражает американцам, что забыла о своем советском опыте и начала одну за другой терять космические станции, даже не предпринимая попыток к их спасению.

Сергей Турченко
29 апреля 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 февраля
пятница
2020

В этот день:

Адмирал Алексей Епанчин

21 февраля 1823 года родился Алексей Павлович Епанчин, адмирал (1909), начальник Морского училища и Николаевской морской академии.

Подводник Юрий Щербаков

21 февраля 1947 года родился Юрий Александрович Щербаков, офицер-подводник, капитан первого ранга, командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». В1996 году по результатам глубоководных испытаний получил звание Героя Российской Федерации.

Подводник Юрий Щербаков

21 февраля 1947 года родился Юрий Александрович Щербаков, офицер-подводник, капитан первого ранга, командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». В1996 году по результатам глубоководных испытаний получил звание Героя Российской Федерации.

Юрий Александрович Щербаков уроженец Минска. Служил в Военно-Морском Флоте с 1966 года. В июне 1971 года окончил минно-торпедный факультет Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола (в 1998 году расформировано, остатки стали частью Санкт-Петербургского военно-морского института), в июле 1978 года — Высшие специальные офицерские классы ВМФ.

Службу проходил на Северном флоте: начал с должности командир минно-торпедной боевой части (БЧ-3) атомной подводной лодки К-159 (август 1971 — декабрь 1975); помощник командира атомной подводной лодки К-11 (декабрь 1975 — ноябрь 1977).

С августа 1978 года - командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». 26 ноября 1995 года АС-35 вошла в состав флота (29-я отдельная бригада подводных лодок), а в 1996 году проведены глубоководные испытания, по результатам которых указом президента Российской Федерации от 27 января 1997 года капитану 1-го ранга Щербакову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Скоропостижно кончался 17 мая 2012 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Комиссия ГОЭЛРО

21 февраля 1920 года создана Государственная комиссия по электрификации России. Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. Нынешним «реформаторам» за 25 лет удалось развалить заложенную тогда систему. Сегодня износ электросетей России составляет 80 процентов!

Комиссия ГОЭЛРО

21 февраля 1920 года создана Государственная комиссия по электрификации России. Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. Нынешним «реформаторам» за 25 лет удалось развалить заложенную тогда систему. Сегодня износ электросетей России составляет 80 процентов!

По заданию и под руководством В. И. Ленина она разработала государственный план электрификации РСФСР. Одобрен VIII Всероссийским электротехническим съездом, созванным декретом Совета народных комиссаров. План ГОЭЛРО с рядом замечаний и дополнений был принят Советом Народных Комиссаров, который принял 21 декабря 1921 г постановление «О плане электрификации России».
Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План, в основном, был перевыполнен к 1931 году. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2,0 до 13,5 млрд кВт·ч.
Нынешним «реформаторам» за 25 лет удалось развалить заложенную тогда систему. Сегодня износ электросетей России составляет 80 процентов!

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии