RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Главному протодиакону Кубани — атаманская медаль
4 февраля 2018 г.

Главному протодиакону Кубани — атаманская медаль

4 февраля 2018 года главному протодиакону Екатеринодарской и Кубанской епархии Сергию Мрачко вручена медаль «Атаман Захарий Чепега»
Горечь Украины
25 марта 2014 г.

Горечь Украины

Её еще долго будут испытывать наши братья (да и мы сами) от западной «сладости»
Дело полковника Ковтуна
27 декабря 2017 г.

Дело полковника Ковтуна

За Афган он дважды был представлен к званию Героя Советского Союза
«Явление Шария» в Глобальной сети
12 апреля 2016 г.

«Явление Шария» в Глобальной сети

«Здравствуйте! Меня зовут Анатолий Шарий. Я – украинский журналист. В меня стреляли, меня арестовывали, меня ловил Интерпол. Я нахожусь в розыске. Я – единственный украинский журналист, получивший статус беженца в Европе».
Подвиг капитана Сергея Бавыкина
10 марта 2015 г.

Подвиг капитана Сергея Бавыкина

10 марта 2000 года командир разведывательного подразделения Сергей Петрович Бавыкин в бою с бандитами накрыл своим телом гранату, спасая подчиненных
Главная » Герои нашего времени » Аварии на орбите

Аварии на орбите

29 апреля 2015 года "Прогресс-М27М", выведенный в околоземное пространство, окончательно потерял управляемость, что предопределяет его гибель.

Это ЧП заставило вспомнить недавнюю катастрофу автоматической межпланетной станции «Фобос-Грунт» и аварийную ситуацию 30-летней давности с советской станцией «Салют-7».
Аварии на орбите

Российский «Фобос-Грунт», у сожалению, погиб. А вот «Салют-7» был спасён благодаря подвигу космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, которые высадились на него и «оживили», несмотря на то, что космический холод практически заморозил станцию.

Это произошло 30 лет назад, когда советская космическая отрасль еще умела проводить аварийно-спасательные операции в безвоздушном пространстве.
11 февраля 1985 года подмосковный Центр управления полетами (ЦУП) потерял связь с орбитальной космической станцией «Союз-7», примерно так же, как это произошло ныне с "Прогрессом-М27М". Коротко говоря, «Союз» перестал передавать информацию о своем состоянии и местонахождении, а также принимать команды. Вскоре потерявшуюся станцию обнаружили специалисты военного космоса. Они рассчитали, что до гибели «Союза-7», то есть до его входа в плотные слои атмосферы, осталось 178 суток. Было принято решение о том, что за это время можно подготовить и провести аварийно-спасательную операцию.

Космонавт Владимир Джанибеков уже бывал на «Салюте-7», поэтому его назначили командиром корабля-спасателя. Джанибеков выбрал своим помощником великолепного космического инженера, тоже хорошо знающего «Салют-7», Виктора Савиных. Параллельно с подготовкой к экспедиции шло переоборудование корабля «Союз Т-13». С него сняли систему автоматической стыковки и кресло третьего космонавта, установили лазерный дальномер, разместили дополнительные запасы продуктов питания и кислорода.

Вскоре Главное разведывательное управление (ГРУ) советского Генштаба выяснило, что американцы срочно начали подготовку к запуску грузового корабля «Челленджер», способного снять с орбиты объект весом до 27 тонн и габаритами 14 метров на 6 метров, что соответствовало параметрам «Салюта-7». К тому же наши разведчики выяснили, что американцы включили в состав своего экипажа французских космонавтов Патрика Бодри и Жана Лю Кретьена, незадолго до этого прошедших в СССР подготовку по программе «Салют-7». Нетрудно было сделать предположение, что США решили украсть советскую станцию, представляющую собой сгусток ноу-хау, которые тогда были недоступными американской науке. Тогдашний президент США Рейган лично дал добро на проведение операции по похищению советской станции с орбиты. Американская администрация посчитала, что дряхлый советский руководитель той поры Константин Черненко не способен адекватно отреагировать на эту дерзость. Но 10 марта 1985 года Черненко умер и в Кремле началась борьба за место Генсека между более молодыми политиками, которые могли принять неприемлемое для США решение. Белый дом вынужден был отложить старт корабля-пирата на неопределенный срок.

Нашим космонавтам пришлось поторопиться, чтобы опередить американцев. 6 июня 1985 года «Союз Т-13» с Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных на борту ушел в космос для выполнения задач, которые еще никогда не стояли перед космонавтами. Впоследствии Владимир Джанибеков вспоминал:
- Когда мы нашли станцию в космическом пространстве, оказалось, что она повёрнута относительно нашего корабля нерабочим стыковочным узлом. Нужно было обойти станцию, но
«Союз Т-13» не предназнячался для проведения филигранных маневров в космосе. Он был обыкновенным космическим извозчиком для доставки космонавтов к автоматической станции, которая сама подставляла в расчетный момент стыковочный узел. А тут - пристыковка к «мертвой» станции. Ничего подобного никто никогда до этого не делал. Тогдашний руководитель полетов Валерий Рюмин впоследствии рассказывал:

- Это все равно, что подойти к гигантскому булыжнику и пристыковаться. Они это сделали виртуозно. Дальше необходимо было открыть люк между кораблем и станцией. Причем это действие таило гигантский риск: если станция полностью потеряла воздух, то ребятам грозила мучительная смерть, поскольку кислорода, имеющегося на корабле, на оба помещения не хватило бы.

К счастью, станция атмосферу не потеряла. Воздух остыл до минус семи градусов по Цельсию. Но при остывании полопались патрубки и водой залило приборы. Потом вода превратилась в лед. Как отогреть станцию, растопить лед в ситуации, когда все электрические цепи станции обесточены? Если подать электроэнергию с корабля, то неизбежно короткое замыкание и обесточивание уже корабельной сети. И тогда возвращение на Землю станет совершенно невозможным. Казалось, выхода нет.
Кстати, наша разведка выяснила, что американцы ждали именно короткого замыкания в электропитании нашей станции. 8 июня «Челленджер» привели в готовность к полету. Предполагалось провести «спасательную операцию», когда наши обесточатся. Захватить «Салют-7» и «спасая» его, переправить на мыс Канаверал, где изучить советские ноу-хау, пока дипломаты будут утрясать вопросы возвращения «Салюта» на родину.
Но Джанибеков и Савиных спутали и эти карты америкосам. Работая двигателями пристыкованного корабля, они развернули станцию к солнцу и отдраили
заглушки иллюминаторов. Замороженная аппаратура станции «потекла». Наши космонавты провели срочные ремонтные работы и вскоре «Салют-7» был выведен на рабочий режим.
В соответствии с чисто американским представлением о чести и порядочности, раздосадованные янки использовали эту героическую страницу освоения космоса в фильме «Армагеддон» (естественно, вывернув все смыслы наизнанку). По сюжету, американские астронавты все-таки попадают на нашу аварийную станцию, где обнаруживают нашего космонавта в шапке-ушанке, который кувалдой чинит «убогую» советскую технику. «Продвинутые» американцы, конечно же, легко решают все проблемы.

Кстати, в реальной жизни в 1979 году в аналогичной ситуации американцы не смогли спасти свою станцию «Скайлэб», и она грохнулась на Землю 11 июля того же года.

Впрочем, «демократическая» Россия настолько усердно подражает американцам, что забыла о своем советском опыте и начала одну за другой терять космические станции, даже не предпринимая попыток к их спасению.

Сергей Турченко
29 апреля 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 июля
пятница
2018

В этот день:

Сражение при Ларге

20 июля 1770 года русские войска под командованием генерала Петра Александровича РУМЯНЦЕВА разгромили турецко-татарскую армию в устье реки Ларга (левый приток реки Прут на территории княжества Молдавия).

Сражение при Ларге

20 июля 1770 года русские войска под командованием генерала Петра Александровича РУМЯНЦЕВА разгромили турецко-татарскую армию в устье реки Ларга (левый приток реки Прут на территории княжества Молдавия).

Произошло это в ходе очередной русско-турецкой войны 1768-1774 годов. 19 июля 1770 года между реками Ларга и Бабикул разведка обнаружила передовые отряды армии крымского хана Каплан-Гирея (65 тыс. татар, 15 тыс. турок, при 33 орудиях). 20 июля рано утром русские атаковали вдвое превосходившего по численности противника. С фронта в бой вступил корпус генерал-поручика П.Г. Племянникова. Другие русские корпуса переправились через Ларгу и нанесли удар по татарским флангам. Румянцев построил свои войска в дивизионные и полковые пехотные каре и между ними расположил артиллерию, огонь которой стал решающим. Русские сразу же потеснили противника и к полудню сражение окончилось нашей победой. Потеряв более 1000 человек убитыми и до 2000 человек пленными, а также всю артиллерию и обоз, крымский хан отошел на соединение с главной турецкой армией. Русские войска в этом сражении потеряли около 100 человек убитыми и ранеными. За победу при Ларге Румянцев был награжден орденом святого Георгия высшей, 1-й степени. Он стал первым кавалером высшей степени Военного ордена Российской империи.

Памяти командира крейсера «Варяг»

20 июля 1913 года умер Всеволод Фёдорович РУДНЕВ (р. 1855), герой русско-японской войны, контр-адмирал (1905) Российского Императорского Флота, командир знаменитого крейсера «Варяг», под его командованием принявшего неравный бой у Чемульпо.

Памяти командира крейсера «Варяг»

20 июля 1913 года умер Всеволод Фёдорович РУДНЕВ (р. 1855), герой русско-японской войны, контр-адмирал (1905) Российского Императорского Флота, командир знаменитого крейсера «Варяг», под его командованием принявшего неравный бой у Чемульпо.

9 февраля 1904 года японцы блокировали порт Чемульпо, где находился крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Коерец», а также корабли «союзников» России - Англии и Франции. Командир «Варяга» решил прорываться в открытое море. На выходе из Чемульпо произошел героический бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой, состоявшей из 14 боевых единиц. Командир крейсера капитан первого ранга Всеволод Федорович РУДНЕВ умело руководил сражением, в результате был потоплен японский миноносец и повреждены два крейсера. Но на нашем корабле начался пожар. 37 человек экипажа погибли, 91 человек был ранен, включая командира корабля. Не допуская и мысли о сдаче врагу, Руднев принял решение взорвать «Кореец» и затопить крейсер (его взрыв мог повредить стоящие на рейде корабли «союзников», которые трусливо наблюдали за ходом боя, не вмешиваясь в него). Раненный в голову и контуженный Руднев последним покинул борт корабля.

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Офицеры и матросы были награждены Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев был награждён орденом св. Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» (ещё только строившегося в Петербурге). В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). 7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

Рекорд АНТ-25

20 июля 1936 года - начало беспосадочного перелета протяжённостью более 9 тыс.км экипажа АНТ-25 в составе В. П. ЧКАЛОВА, Г. Ф. БАЙДУКОВА и А. В. БЕЛЯКОВА. Он начался в Москве, проходил над заполярными районами, закончился на Дальнем Востоке. Пролетев за 56 часов 20 минут 9374 км экипаж АНТ-25 совершил посадку на песчаной косе острова Удд (ныне о.Чкалов).

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии