RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Наш низкий поклон Светлане!
26 февраля 2016 г.

Наш низкий поклон Светлане!

26 февраля — день ангела нашей дорогой сподвижницы Светланы Геннадьевны Кучер
Охота на кадетов
16 июля 2015 г.

Охота на кадетов

На фоне юбилейных торжеств в честь 70-летия Великой Победы чиновники от минобра пытаются демонтировать военно-патриотическое воспитание в средней школе
Со 100-летием Советской Армии и ВМФ!
23 февраля 2018 г.

Со 100-летием Советской Армии и ВМФ!

Российский героический календарь и его читателей поздравили наши авторы и друзья
Верните Стрелкова!
21 октября 2014 г.

Верните Стрелкова!

Он, обладающий талантом полководца, искренне любимый ополченцами, истинный патриот-славянин способен повести за собой армию Новороссии, чтобы разгромить и уничтожить украинский национал-фашизм
Метод Уго Чавеса
25 июля 2014 г.

Метод Уго Чавеса

Росчерк пера и взвод автоматчиков
Главная » Герои нашего времени » Генерал театра и кино Олег Табаков

Генерал театра и кино Олег Табаков

17 августа 2015 года Олегу Павловичу Табакову исполнилось 80 лет

О встречах с ним рассказывает писатель и журналист Михаил Захарчук
Генерал театра и кино Олег Табаков

 

- Олег Павлович, позвольте Вам представить нашего лучшего помощника, нашего военного капитана, который любит ваше творчество и хочет о нем написать, - так отрекомендовала меня Табакову покойная Мария Вениаминовна Воловикова, которую в Москве величали матерью всех артистов. Он сделал губы своей фирменной трубочкой, тряхнул очень густой и волнистой на то время копной волос, изобразив крайнее удивление на лице:

 

- Как, неужели меня знают и в широких армейских кругах?

 

Уже не помню, что я ему ответил, и протянул заготовку материала: примерные вопросы, примерные ответы на основании весьма небогатого тогдашнего моего досье о Табакове. Однако главные вехи его творческой артистической биографии представлены были, что Олег Павлович оценил сразу и тут же поставил свою закорючку: О.Таб, а сверху аккуратно прочертил ровненькую линию. Больше я ему, как собеседник, был неинтересен. И то была горькая правда. В академические годы я писал об артистах, как Ляпис Трубецкой сочинял свои поэмы: споро, быстро, с учетом главной своей армейской конъюнктуры.

 

Сегодня у меня за спиной с десяток личных встреч и досье о Табакове, насчитывающее свыше ста единиц хранения! У него самого, я железно в том уверен, нет стольких газетных, журнальных публикаций, записей телевизионных и радиопередач о его собственном творчестве. Потому что, во-первых, Олег Павлович много раз (четырнадцать!) в жизни переезжал с места на место. А, во-вторых, у него отсутствует такая привычка тщеславно наблюдать: кто там и что про меня говорит и пишет. Он выше тех простых суетностей и жизненных мелочей, которые, как болото затягивают человека в свои омуты, не дают ему развернуться во весь размах даже Богом отпущенных способностей. У Табакова редкое умение мудро и дальновидно организовывать жизнь свою, свое творчество, устремления и помыслы тех людей, которые добровольно или по нужде признают в нем для себя лидера. Скажу больше: в постсоветском театральном мире людей калибра Табакова попросту нет. И это тем более ценно, что ведь себя он сделал сам, своим умом, «своими руками». У Олега Павловича никогда не было влиятельной протекции, его не двигали ни сильные мира сего, ни национальные кланы, ни даже общественное мнение как таковое. Всего добился сам, как добивается простой, но оборотистый мужик достатка, потом и кровью поливая свою нивку, становясь сначала кулаком, а потом и помещиком.

 

В этом смысле его биография весьма поучительна для тех, кто способен брать пример с других, учиться у других и делать выводы.

 

- Родом я из Саратова. Дед по отцу был слесарь, золотые руки, но сильно выпивал, а мамин отец владел громадным имением в Одесской губернии. Как толковый аграрий, дед обеспечивал зерном едва ли не половину царской армии. Имел дом на острове Капри и на всех детей (на всякий случай) держал в сбербанке по 25 тысяч серебром. Разумеется, после революции эти деньги превратились в прах. Дед скончался в конце 1919, сполна хлебнув прелестей власти пролетариата. Возможно и поэтому у меня лично никакой предрасположенности «воспринять сердцем» революционные идеалы не наблюдалось. Знал я, что эсер дядя Гриша застрелился, тетя Оля, забеременев от директора гимназии, дабы не подвергать любимого позору, тоже кончила жизнь самоубийством. Дядя Толя довольно рано просветил меня насчет того, что по-настоящему творится в стране и в обществе, а не пишется в газетах и говорится по радио. Он был за старшего в нашей семье, поскольку отец ее бросил, когда мне исполнилось 14 лет. На всю жизнь я запомнил эту боль, становившуюся особенно нестерпимой в гостях у друзей, где были отцы. Моя последняя женитьба растянулась на много лет именно из-за той боли. Мать моя была женщина гордая, красивая и наверняка могла бы устроить свою личную судьбу, но на ее руках находились я и моя сводная сестра Мирра. Жили мы скудно: покупали мешок картошки, бабушка солила в кадках капусту, помидоры, огурцы. Жить буду, помирать стану, а таких помидор больше нигде не попробую. Поскольку у меня четыре крови: польская, мордовская, русская и украинская, то в нашем доме все эти кухни были представлены хоть и скудно, но достаточно разнообразно. Поэтому у меня культура еды очень высокая, и я об этом везде говорю с гордостью, даже хвастаюсь.

 

Мое знакомство с высоким искусством началось с балета. Самые мои горячие чувства оказались шовинистическими. Будучи на четверть поляком, я негодовал по поводу татарских набегов на польское государство и очень сочувствовал Марии, которую принуждали к сожительству. Тем более что ее танцевала, как говорила бабушка, «пидстаркуватая звезда», и мне по-человечески было жаль «пожилую женщину». На «Кремлевских курантах», которые показывал МХАТ, когда находился в Саратове в эвакуации, я заснул. Тем не менее, какие-то артистические склонности во мне проснулись довольно рано, по крайней мере, мои кривлянья, показы знакомых и гостей воспринимались окружающими весьма благосклонно. Но повели меня в драмкружок Дворца пионеров вовсе не из-за мои способностей, а чтобы оторвать от тлетворного влияния улицы. По натуре я был трусоват, а урковатых товарищей располагал к себе своей хорошей памятью, умением что-то интересно рассказать, кого-то просветить. Кличку имел «профессоренок», чем по логике вещей гордиться следовало, а я возмущался ею как оскорблением. Как и всякому мальчишке, мне хотелось быть рубахой-парнем, а не интеллигентом паршивым. Моим первым учителем в искусстве стала дочь чешского профессора Наталья Иосифовна Сухостав. Она раньше работала в ТЮЗе, но была уволена оттуда, когда ее мужа Томашайтиса, следователя по особо важным делам, расстреляли. К концу своей жизни женщина эта дала путевку в жизнь 160 актерам! Мы, благодарные ее ученики, недавно поставили памятник своей наставнице. От нее я воспринял, может быть главную истину: театр - это дело, коллективное, решающим образом взаимозависимое. В той же юности я получил еще один важный урок, когда, приехав в Москву, попал в семейство Валентина Александровича Серова. Там было несколько замечательных женщин - жен серовских внуков. Интеллигентные, мягкие в обхождении, они были непреклонными в своих воззрениях. Я же был жутким конформистом. Мочалин передо мной щенком выглядел бы. Благодаря тем женщинам, я на многие вещи в жизни стал смотреть иными глазами и льщу себя надеждой, что помру все-таки человеком интеллигентным.

 

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

Павел 17.08.2015 в 20:56 # Ответить
Спасибо, дорогой Миша! Ты пишешь об Эпохе, которая подарила нам великих актеров, литераторов, ученых, полководцев. Табаков один из последних Великих той эпохи. Это наша История! Спасибо!
Василь Ткачев 17.08.2015 в 21:45 # Ответить
Материал хорошо дополняет о Табакове то, что вчера и сегодня слышал (или не слышал?) по телевидению от его друзей и коллег. Прочитал с удовольствием!
Александр Ушар 18.08.2015 в 06:00 # Ответить
Вот и я тоже: просто прочитал материал и просто получил удовольствие от этого процесса. Спасибо!
Андрей 18.08.2015 в 07:47 # Ответить
Гениальный человек - больше добавить нечего!
Татьяна П. 18.08.2015 в 09:21 # Ответить
Спасибо Михаилу Александровичу за замечательный очерк.
В нём видится реальный человек, Олег Табаков.
Особенно дороги его воспоминания, такие жизненные, мудрые, с юмором.
Многое для меня было новым откровением.
Не раз улыбалась, согретая светом человечности, восхищения и приобщения к таинству познания и постижения мира этого великого актёра.
Валерий Пинчук 18.08.2015 в 11:05 # Ответить
Михаил верно подметил: Табаков из тех творческих личностей, которые не требуют, чтобы их переписывали и улучшали, как это обычно бывает. Здесь другая история - талантливый человек талантлив во всем. Насколько легко читается (даже интонация слышится) и всерьез воспринимается всё сказанное Мастером! Его рассуждения умны, без пустоты и ложного величия. Что и говорить, актер - милостью божей.
На этом фоне как-то придурковато воспринимаются претензии к нему со стороны украинских составителей черных списков. И становится грустно за происходящее. С надеждой, что всё рано или поздно образуется...
Вера Россия 18.08.2015 в 12:36 # Ответить
Я вот ни одной паре, где муж (актер, режиссер и т.п.) - старше и талантливее своей жены-актрисы никогда не верила, кроме пары Табаков-Зудина. Настоящая семья, кто бы что не говорил и видно, что любят друг друга. Табаков классный, за что не возьмется. Для меня любимая роль его Гарри в фильме "Человек с бульвара Капуцинов". Неподражаемый. Счастья и здоровья ему! Автору спасибо за материал, интересно, но мало)
Вера Корсакова 18.08.2015 в 15:16 # Ответить
Статья очень интересная. Написано здорово! Все раскрыто на высоком уровне: и уникальный характер Табакова, и его богатая творческая биография, и главное, как эта высота достигалась. Табаков очень привлекательный мужчина, талантливый актер, и ТРУЖЕНИК с большой буквы. Сколько им сделано на несколько жизней хватит. Он не стареет , а развивается как молодой актер, и в то же время, передает актерский опыт молодым. Живет и творит активно, позиции свои не сдает. Дай Бог ему здоровья! И творческого долголетия. ! Молодец Захарчук: статья наполнена глубоким смыслом.
Владимир Леонидов 18.08.2015 в 17:42 # Ответить
Вот уж кто не тянет ни на «диссидента», ни на «оппозиционера», так это Табаков. Он, великий хитрован, всегда умел ладить с сильными мира сего. И явно конъюнктурных ролей подчас не гнушался. Оказывается для того, чтобы быть великим актером, не обязательно быть эдаким бунтарем, «борцом за идею», держателем «фиги в кармане» и т.д. Надо просто талантливо играть роли. Любые, самые разнообразные – от какого-нибудь революционера Искремаса до Кота Матроскина. Среди прочих ролей у Табакова, была очень яркая роль в незаслуженно подзабытом советском фильме «Красавец-мужчина» по мотивам драматурга Островского. Вот он такой и был всегда – «красавец-мужчина». За что и любим публикой.
Николай Ка 18.08.2015 в 19:54 # Ответить
Никогда не был поклонником Табакова. Претит этакая барская троекуровская вальяжность, проступающая из всего естества О.П. Тем не менее, отдаю должное его профессионализму. Посему не отрекаюсь от лозунга: больше актеров хороших и разных!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 июля
пятница
2018

В этот день:

Сражение при Ларге

20 июля 1770 года русские войска под командованием генерала Петра Александровича РУМЯНЦЕВА разгромили турецко-татарскую армию в устье реки Ларга (левый приток реки Прут на территории княжества Молдавия).

Сражение при Ларге

20 июля 1770 года русские войска под командованием генерала Петра Александровича РУМЯНЦЕВА разгромили турецко-татарскую армию в устье реки Ларга (левый приток реки Прут на территории княжества Молдавия).

Произошло это в ходе очередной русско-турецкой войны 1768-1774 годов. 19 июля 1770 года между реками Ларга и Бабикул разведка обнаружила передовые отряды армии крымского хана Каплан-Гирея (65 тыс. татар, 15 тыс. турок, при 33 орудиях). 20 июля рано утром русские атаковали вдвое превосходившего по численности противника. С фронта в бой вступил корпус генерал-поручика П.Г. Племянникова. Другие русские корпуса переправились через Ларгу и нанесли удар по татарским флангам. Румянцев построил свои войска в дивизионные и полковые пехотные каре и между ними расположил артиллерию, огонь которой стал решающим. Русские сразу же потеснили противника и к полудню сражение окончилось нашей победой. Потеряв более 1000 человек убитыми и до 2000 человек пленными, а также всю артиллерию и обоз, крымский хан отошел на соединение с главной турецкой армией. Русские войска в этом сражении потеряли около 100 человек убитыми и ранеными. За победу при Ларге Румянцев был награжден орденом святого Георгия высшей, 1-й степени. Он стал первым кавалером высшей степени Военного ордена Российской империи.

Памяти командира крейсера «Варяг»

20 июля 1913 года умер Всеволод Фёдорович РУДНЕВ (р. 1855), герой русско-японской войны, контр-адмирал (1905) Российского Императорского Флота, командир знаменитого крейсера «Варяг», под его командованием принявшего неравный бой у Чемульпо.

Памяти командира крейсера «Варяг»

20 июля 1913 года умер Всеволод Фёдорович РУДНЕВ (р. 1855), герой русско-японской войны, контр-адмирал (1905) Российского Императорского Флота, командир знаменитого крейсера «Варяг», под его командованием принявшего неравный бой у Чемульпо.

9 февраля 1904 года японцы блокировали порт Чемульпо, где находился крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Коерец», а также корабли «союзников» России - Англии и Франции. Командир «Варяга» решил прорываться в открытое море. На выходе из Чемульпо произошел героический бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой, состоявшей из 14 боевых единиц. Командир крейсера капитан первого ранга Всеволод Федорович РУДНЕВ умело руководил сражением, в результате был потоплен японский миноносец и повреждены два крейсера. Но на нашем корабле начался пожар. 37 человек экипажа погибли, 91 человек был ранен, включая командира корабля. Не допуская и мысли о сдаче врагу, Руднев принял решение взорвать «Кореец» и затопить крейсер (его взрыв мог повредить стоящие на рейде корабли «союзников», которые трусливо наблюдали за ходом боя, не вмешиваясь в него). Раненный в голову и контуженный Руднев последним покинул борт корабля.

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Офицеры и матросы были награждены Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев был награждён орденом св. Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» (ещё только строившегося в Петербурге). В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). 7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

Рекорд АНТ-25

20 июля 1936 года - начало беспосадочного перелета протяжённостью более 9 тыс.км экипажа АНТ-25 в составе В. П. ЧКАЛОВА, Г. Ф. БАЙДУКОВА и А. В. БЕЛЯКОВА. Он начался в Москве, проходил над заполярными районами, закончился на Дальнем Востоке. Пролетев за 56 часов 20 минут 9374 км экипаж АНТ-25 совершил посадку на песчаной косе острова Удд (ныне о.Чкалов).

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии