RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Украина в опасности!
20 февраля 2014 г.

Украина в опасности!

Более 100 тысяч пуль уже предназначены для «восстановления демократии»
В.Путин: «Если не мы, то нас»
12 июня 2013 г.

В.Путин: «Если не мы, то нас»

Выступление президента России на вручении Государственных премий напомнило знаменитое сталинское предупреждение: «Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»
«Салют-7»: невозможное возможно!
13 октября 2017 г.

«Салют-7»: невозможное возможно!

На экраны выходит фильм о подвиге советских космонавтов 6 июня 1985 года
Бить «пиндосов» по-русски!
22 декабря 2017 г.

Бить «пиндосов» по-русски!

22 декабря 1950 года во время Корейcкой войны (1950-1953) cоcтоялся первый крупный воздушный бой между cоветскими и американскими летчиками.
Главный Ленин России
30 сентября 2017 г.

Главный Ленин России

Как комендор с крейсера «Аврора» стал экранным вождем пролетариата
Главная » Герои нашего времени » Талант человечности

Талант человечности

27 августа 2015 года исполнилось 85 лет народному артисту СССР, лауреату Государственной премии Владимиру Алексеевичу Андрееву

О встречах с ним рассказывает писатель и журналист Михаил Захарчук
Талант человечности

В конце 2005 или в начале 2006, точнее уже и не упомню, позвонил Андреев: «Приглашаю завтра на премьеру «Перекрёстка» - «Владимир Алексеевич, так я же смотрел, благодаря вам, этот спектакль года три или четыре назад!» - «Нет, дорогой, это на половину уже другой спектакль. Главную героиню теперь играет Шмыга».
Так получилось, что народному артисту СССР, лауреату Государственной премии, кавалеру шести высших государственных орденов Андрееву я многим по жизни обязан. И тем, что почти сорок лет назад он поверил мне, молодому военному журналисту, дав обстоятельное интервью для «Красной звезды». И тем, что до сих пор сохраняет со мной дружеские отношения, не смотря на возрастную и статусную разницу между нами. И тем, что ни одна из его театральных работ за обозначенный период не прошла мимо меня. Но особенно я благодарен режиссёру за тот самый, «заветный» «Перекрёсток». И тут никак не обойтись без бередящих мою седую душу подробностей. Татьяну Ивановну Шмыгу я любил, обожал и как женщину, и как актрису. Она тоже, видит Бог, хорошо ко мне относилась. Знал я поэтому о её больших проблемах со здоровьем, которые актриса тщательно скрывала от любознательной публики. Меж тем, всё было настолько сложно и серьёзно, что врачи, в конце концов, вынуждены были ампутировать ей ногу. Но до этой трагедии мужественная женщина несколько лет героически сражалась со своими недугами. Ей помогали в этом многие коллеги в Театре оперетты, любящий супруг Анатолий Кремер. Однако творческое содействие Андреева оказалось едва ли не самым благотворным. Татьяна Ивановна однажды обмолвилась: «Господи, да если бы не Володя, я бы, наверное, и умерла, не почувствовав себя по-настоящему драматической актрисой! Какое же он подарил мне счастье!» Дорогого стоит такое признание гордой Шмыги…
А я вдруг попробовал себе представить: сколько ещё известных и не очень артистов могли бы присоединиться к легендарной приме оперетты в своей благодарности Андрееву? Но, поразмыслив, увы, понял: «миссия невыполнима». Ты как бы вторгаешься в астральный мир труднопостижимых, почти космических субстанций. В самом деле, Андреев без малого семь десятилетий живёт в актёрской профессии. С учётом студии при московском Дворце пионеров, так и больше семидесяти лет. Мои родители ещё не встретились, а он уже пришёл в ГИТИС к Андрею Михайловичу Лобанову. С 1952 года – артист театра имени Ермоловой. Полвека руководил этим творческим коллективом и ещё Малым театрам. Сыграл за это время в двадцати фильмах и в доброй полусотни спектаклей. Свыше сорока лет Владимир Алексеевич преподаёт. Среди его учеников - Виктор Евграфов, Николай Токарев, Елена Яковлева, Виктор Раков, Борис Миронов, Борис Дергун, Сергей Бирюлин, Арсений Ковальский, Евгений Каменькович, Кристина Орбакайте. В Малом театре он поставил четыре, а в ермоловском около тридцати спектаклей. Другими словами, Андреев большую часть своей жизни занимался режиссурой. Уникальная, штучная, как теперь модно говорить, эксклюзивная профессия. Андрей Александрович Гончаров, между прочим, второй учитель Владимира Алексеевича по ГИТИСу, однажды сказал автору сих строк: «Режиссура и дрессура не просто синонимы. Это практически одна и та же профессия, в которой кнут и пряник – орудия главные при воздействии на объект».

Кто-то скривится: фи, мол, как грубо! Зато правдиво. Во всём мире режиссеры, прежде всего – диктаторы. Такова сущность их сермяжного мастерства: не погонишь – не поедешь. Поэтому и кнут большинство используют в 95 процентах из 100. Остальное – пряник. И то – по ситуации. У Андреева такая пропорция всегда - наоборот. То есть, как раз с головы – на ноги. Он всегда пониманием и добротой оперирует в творческом процессе, к кнуту вообще не прибегая. Подтвердить правдивость данного умозаключения могли бы Владимир Павлов, Наталья Архангельская, Владимир Заманский, Элина Быстрицкая, Станислав Любшин, та же Татьяна Шмыга, Никита Подгорный, Юрий Соломин и ещё многие, многие другие, кому довелось испытать на себе благотворное влияние андреевской режиссуры. Простую, ясную, напрочь лишённую какой бы то ни было эпатажности, ставшей по нынешним времена альфой и омегой основной массы драматических действий, её любят подавляющее большинство актеров, прежде всего за то, что она… не подавляет. Она всегда даёт им созидательный простор для истинного, а не кажущегося самовыражения. Режиссёр и педагог в Андрееве воедино и органически слиты. Если учесть ещё, что он по жизни убеждённый вегетарианец, то мы существенно приблизимся к пониманию его таланта человечности.

Возможно, именно поэтому Андреев в числе самых первых режиссёров открыл удивительный и пронзительно трепетный мир Вампилова. И поставил в своё время его «Старшего сына», «Прошлым летом в Чулымске» со Станиславом Любшиным в роли Шаманова, «Стечение обстоятельств» - по рассказам и незавершённым пьесам Александра Валентиновича. «Утиную охоту» ставил трижды или четырежды. Даже в МХАТ его приглашали с этой блестящей работой, но Андреев деликатно тогда отказался. Неудобно, сказал, при живом Ефремове вторгаться мне в его владения. Сомневаюсь, что ещё кто-нибудь из отечественных режиссёров отказался бы от постановки во МХАТе …
В своё время Андреева упрекали за то, что много ставил Ю. Бондарева. И, правда, много: «Выбор», «Батальоны просят огня», «Берег», «Игра». Некоторые театралы-снобы вообще считали его «неразборчивым». Другие порицали за то, что «состоял, участвовал, откликался, допускал конформизм». «Да, всё было, - соглашается Андреев, - зато лжи я не допускал. Когда пришёл в Малый, вездесущий Анатолий Софронов тут же принёс мне своих две пьесы. А я их запрятал куда подальше и ставил Бондарева. Мой «Выбор» кто-то из рецензентов назвал «Притчей о блудном сыне». Там покойный Подгорный, выдающийся, между прочим, актёр играл Самсонова, который боялся разговаривать с иностранцами. Это ощущение я сам помнил, сам чувствовал этот страх: как бы чего не вышло. То есть, я искал и находил в произведениях Бондарева некие болевые точки, позволяющие оставаться человеком. А возьмите опять же моего любимого Самойлова. Были ли в его поведении хоть какие-то элементы диссидентства? Не было, уж я-то точно знаю. У нас были великолепные отношения. Но у него - всегда правда. Вот и я всегда был за правду. В начале семидесятых я поставил «Дарю тебе жизнь» татарского драматурга Диаса Валеева. Сам сыграл там главного героя-коммуниста. Одна из рецензий на спектакль так и называлась «Убеждённость коммуниста». По нынешним временам – крамола, караул! А я, видит Бог, вдохновенно, искренне работал. И как режиссёр, и как актёр. Там герой боролся с идиотизмом времени. (Кто рискнёт отрицать сегодняшний идиотизм на постсоветском пространстве?) И погибал мой герой, не в силах преодолеть идиотизма системы. Не спорю, в той пьесе содержалось много плакатного, возможно, даже простоватого – такой была стилистика времени. Но я вкладывал в ортодоксальные слова искреннюю свою боль. И зрителю она передавалась.

Это, кстати, к твоему вопросу, какой мой герой самый любимый. Всех их люблю, поскольку практически ни за одну роль в своей жизни не брался из-под палки. А за что люблю - сразу и ответить трудно. Вот до сих пор помню сыгранного на ермоловской сцене лейтенанта Шмидта. В этом образе меня занимали и факты биографии героя, и само восстание на крейсере «Очаков». Но прежде всего - характер интеллигентного человека, лишённого всякой ортодоксальности и косности, присущих людям его класса, поэтически относящегося к женщине, на редкость стойкого и мужественного, сознающего свою особую ответственность перед Отечеством, народом, историей. Таких героев в нашей драматургии - раз, два и обчёлся. А ведь он сценически прописан был крайне слабо. И я всё мечтал к нему вернуться на ином уровне осмысления – не получилось. Жизнь не бухгалтерия, где дебет с кредитом сводятся до копейки. Вот поэтому я всё чаще стараюсь задавать себе «неудобные» вопросы и пытаюсь отвечать на них предельно честно. И многое из того, что делаю, мне не нравится. Это такое, я бы сказал, созидательное самоедство.
Сегодня, в своём, скажем так, почтенном возрасте, я просто обязан подводить некоторые итоги. И, скажу откровенно, не все они приносят мне «большое удовлетворение». И лжет тот, кто говорит, что жизнь его была ровна, верна, безоблачна. Лгут такие люди, притом, наговаривая на других. А в моей жизни всякое бывало. Ошибок много случалось, кроме подлостей, разумеется. В них меня никто не упрекнёт. Но я всегда брал в работу лишь такие пьесы, в которых мог высказаться за добро, милосердие, против несправедливости. Разумеется, я действовал в пределах возможного, каждый раз пытаясь преодолевать не столько сложности драматургического свойства, сколько реалии тогдашнего бытия. Скажем, отлично понимал, что своим присутствием на съезде или ином каком знаковом мероприятии, получаю право прийти «в инстанции» и за кого-то попросить. Наверное, и поэтому мне судьба подарила знакомство с Вампиловым, с его матерью. Мне доверили ставить Вампилова такие люди, которые с другими бы даже не стали общаться. А возьми нашего живого классика Бондарева. И кто только его ни ставил. Но ко мне Юрий Васильевич относился по-особому. И вряд ли кто больше меня поставил Бондарева. Виктор Петрович Астафьев и Валентин Григорьевич Распутин тоже, благодаря судьбе, ко мне благоволили. Я всегда выбирал своих, по духу, по мировоззрению близких авторов.

Однако самым «близко родственным» мне автором всегда был и остаётся Леонид Зорин. Ещё в далёком 1953 году мой учитель Лобанов поставил пьесу «Гости». Один или два раза прошёл спектакль и его сняли за дерзкие, не приличествующие жёсткому времени мотивы. То был дебют Зорина. До сих пор я помню тогдашнее своё чувство необычайной взволнованности тем, как автор сумел защитить достоинство маленького человека, его право на жизнь и собственные поступки. Спустя годы я поставил «Гостей» в Малом в память о людях, учивших нас жить честно. О малых людях, не желавших быть маленькими. И ещё много раз ставил Зорина. Мне очень близка его особая мелодраматическая тональность. Да и зритель, до сих пор убеждаюсь, её великолепно чувствует хотя бы в том же «Перекрёстке».

Никто не заходит так далеко, как человек, который не знает, куда идёт. Вот не рискну самодовольно утверждать, что всегда знал, куда иду. Случалось, и спотыкался. Но теперь мне открылись и другие истины. Например, у Давида Самойлова, которого я тоже когда-то ставил, есть такая мысль: «И начинает уставать вода, и это означает близость снега». Мне она сейчас особенно близка. А от неё уже рукой подать до философии Шекспира: «Готовься к смерти, тогда и жизнь, и смерть, что бы ни было, приятней будут». Но пока я живу, не теряю спасительной надежды продолжать постижение окружающего мира и самого себя в нём. Мне очень хочется, чтобы сохранялось ускользающее из нашего общества добро.

Когда-то Иван Иванович Соловьёв, один из основателей и создателей Ермоловского театра заметил: «Может быть, я отстаю формально, наверное, учиться надо, но переучиваться в главном – поздно. И, может быть, я буду отдавать то, в чём силён и в чём я глубоко серьёзен». А я в силу, может быть, возраста или того фундамента, на котором стою, не способен ухватить всё новое, но пытаюсь почувствовать: а что такое технология и суть современного искусства? И прихожу к выводу, что в конечном счёте всё зависит от умения режиссёра работать с актёром и от актёра, который способен здесь, сейчас, в эту минуту выразить себя и время своё.

Много лет я выхожу на сцену, всякий раз испытывая волнение, будто играю сегодня впервые. Люди, любящие Театр, - всегда наши друзья. Мы зависим от них. Эта зависимость не унижает, а наоборот помогает жить, надеяться, творить. Идёт время, требующее оправдания седины и эстетики морщин, приходят молодые, доказывая свое право на поиск. Поэтому я и позвал Олега Меньшикова стать руководителем Московского драматического театра им. Ермоловой. Мне Меньшиков дорог как индивидуум, как личность творческая и человеческая. Мне он был симпатичен и раньше. И по своим актёрским умениям, и по своей манере творить. Он легко рождает идею, он чувствует и думает в гармоническом сочетании – редкое умение в нашем ремесле. Признаться, я боялся, что дело, которому служу уже очень много лет, вдруг может разрушиться. Ведь именно такая тенденция существует нынче во многих театрах. Теперь у нас много идей. Иногда Олег Евгеньевич советуется со мной. И всегда мы общаемся с ним на хорошей человеческой основе. Независимо от того, кто из нас на какой ступени сидит. Я в нём вижу сегодня и своего младшего товарища и интересного руководителя, не похожего на других».
Уникальный, не имеющий аналога в отечественном искусстве поступок Владимира Алексеевича даже не собираюсь комментировать. Лучше самого Олега Меньшиков этого всё равно не сделать. А он сказал: «Я не помню такого, чтобы человек предлагал на свое место другого художественного руководителя и оставался работать в театре. Надеюсь, что мы будем как старший и младший брат». Дай бог, чтобы так оно и случилось. Потому что до сих пор главные режиссёры или художественные руководители уходили из своих театров лишь в мир иной. Как генсеков из Кремля увозили только на лафетах.
…Много лет назад автору этих строк довелось вести в Доме актёра имени А. Яблочкиной творческий отчёт ермоловцев перед ударниками труда столичных предприятий. После сольных выступлений артистов, после отрывков из спектаклей слово взял Андреев. Поблагодарив зрителей за сердечный приём, артистов - за хорошую игру, сказал: «А ещё мне хотелось бы выразить особую признательность людям, без которых сегодняшнее действо наверняка бы не состоялся». И стал по очереди вызывать на сцену художника, звукорежиссёра, осветителя, костюмера, гримёра, словом, всех тех, кто обеспечивал вечер. И каждого (!) называл по имени-отчеству, и для каждого нашел персональные и тёплые слова. А благодарный зал своими аплодисментами лишь увеличивал весомость тех слов. Много раз мне приходилось участвовать в подготовке подобных мероприятий, но с таким вниманием со стороны главного режиссера к незаметным труженикам театра столкнулся тогда впервые.

Андреев никогда и ни перед кем не корчил из себя мэтра. Не был он вхож ни в какие околотеатральные кланы. Всегда сторонился любых «тусовочных» столичных презентаций и прочих «пиарных предприятий». Живёт мастер своим домом без скандалов и вызовов. Любит и прекрасно знает поэзию, но чрезвычайно редко читает со сцены. И собак любит. Может запросто подобрать дворнягу и привезти её на дачу. Много лет назад на съемках фильма «Калиф-аист» Владимир Алексеевич познакомился с молоденькой актрисой Натальей Селезневой. Той самой - из «Кабачка 13 стульев», вернее – из театра Сатиры. Он играл заколдованного принца, она – принцессу. С первого съемочного дня у них случилась любовь. И больше никто из них друг другу не изменил. У них сын-дипломат, внуки: Алексей и Николай. Словом, образцовая, я бы даже сказал патриархально прочная семья. Верно, мало кто из моих потенциальных читателей знает, что Селезнёва – общественный помощник уполномоченного при президенте РФ по правам ребёнка Павла Астахова. И уж точно никому неизвестно, что Андреев и Селезнёва регулярно помогают детям Луганска и Донецка. При этом я совсем не уверен, что получу одобрение этих сведений со стороны супругов. Не в их строгих правилах рекламировать собственные добродетели.

- Наталья Игоревна, а вы почему не преподаёте?

- Потому что у меня всю жизнь преподаёт муж, и я вижу всю степень его срьёза, сколько он отдаёт студентам. Таких профессионалов почти не осталось. Уходящая натура.

Добавлю: замечательная натура, которой по праву может гордиться отечественная театральная культура.

Михаил Захарчук
28 августа 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 марта
четверг
2019

В этот день:

Шведам дали пинка

21 марта 1557 года Московское государство принудило Швецию к заключению мирного договора сроком на 40 лет.

Шведам дали пинка

21 марта 1557 года Московское государство принудило Швецию к заключению мирного договора сроком на 40 лет.

 Это явилось итогом войны, которую начал шведский король Густав I Ваза в надежде захватить часть русских территорий. Агрессия была отбита. По мирному договору, русско-шведская граница восстанавливалась по ореховскому рубежу, определенному еще в 1323 году. Шведы вернули русских пленных, а шведские пленные, по договору, подлежали освобождению за выкуп.

Изобретатель самолета Александр Можайский

21 марта 1825 года родился Алекса́ндр Фёдорович МОЖАЙСКИЙ, контр-адмирал, изобретатель первого русского самолета.

Изобретатель самолета Александр Можайский

21 марта 1825 года родился Алекса́ндр Фёдорович МОЖАЙСКИЙ, контр-адмирал, изобретатель первого русского самолета.

Самолет был построен на собственные средства А. Ф. Можайского и испытан 20 июля 1882 года. После разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. Можайский пытался отремонтировать свое детище и продолжить испытания, но средства у него закончились. Самолёт простоял много лет под открытым небом, потом был разобран.

 

Первый в России полет самолета

21 марта 1910 года в Одессе состоялся первый публичный полет самолета над территорией России

Первый в России полет самолета

21 марта 1910 года в Одессе состоялся первый публичный полет самолета над территорией России

 Его осуществил авиатор Михаил Ефимов в присутствии 100 тысяч наблюдателей и зевак. В тот день Ефимов поднимался в воздух пять раз, выполнив три круга на высоте 50 метров и два полёта с пассажирамии — банкирами бароном И. Ксидиасом и председателем Одесского «Аэроклуба» Артуром Анатрой. Полёты были осуществлены на аэроплане «Фарман-IV».

 

Столкновение «К-314» с «Китти Хок»

21 марта 1984 года в Японском море столкнулись советская атомная подводная лодка «К-314» и американский авианосец «Китти Хок»

Столкновение «К-314» с «Китти Хок»

21 марта 1984 года в Японском море столкнулись советская атомная подводная лодка «К-314» и американский авианосец «Китти Хок»

В ходе слежения за маневрами ударной группы ВМС США во время американо-корейских учений "Tim Spirit" советская субмарина пропорола кормой днище авианосца на участке длиной около 40 метров. Американцам пришлось свернуть маневры, а «Китти Хок» (с 85 самолетами и несколькими десятками ядерных боеприпасов на борту) едва дотянул до дока на Филиппинах, где стал в ремонт. Наша лодка получила повреждения легкого корпуса, ограждения рубки, правого стабилизатора и правого гребного вала и, потеряв ход, была вынуждена всплыть на поверхность, после чего была взята на буксир советским кораблем и доставлена на Дальневосточный завод "Звезда" для восстановительного ремонта. Это происшествие вызвало переполох в американских военно-морских кругах. Янки никак не ожидали, что подводные лодки потенциального противника могут оставаться незамеченными непосредственно под килем американского корабля.

 

 

Памяти генерала Василия Петренко

21 марта 2003 года умер Василий Яковлевич ПЕТРЕНКО, генерал-лейтенант, Герой Советского Союза.

Памяти генерала Василия Петренко

21 марта 2003 года умер Василий Яковлевич ПЕТРЕНКО, генерал-лейтенант, Герой Советского Союза.

В битве за Днепр личный состав соединения, которым командовал  Петренко, проявил большое мужество и отвагу. Благодаря этому 26 сентября 1943 г. первые подразделения дивизии, используя плоты из бочек и досок, под огнём противника переправились на правый берег у села Толокунская Рудня Вышгородского района Киевской области. Гитлеровцы намеревались восстановить оборону и бросили в контратаку значительные силы. Но наши воины решительно отразили натиск врага. Они расширили плацдарм и удерживали его до подхода подкрепления. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 г. за мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра и удержании плацдарма на его правом берегу полковнику Василию Яковлевичу Петренко присвоено звание Героя Советского Союза.

В дальнейшем Петренко - командир 107-й стрелковой дивизии, которая участвовала в Висло-Одерской операции. 27 января 1945 года его солдаты освобождили узников Освенцима.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии