RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Герои границы
28 мая 2016 г.

Герои границы

28 мая — День пограничника, праздник тех, кто даже в мирный период каждодневно идет на подвиг, охраняя границы Отечества
Помогите Новороссии!
21 февраля 2015 г.

Помогите Новороссии!

22 февраля 2015 года во всех российских православных храмах будет проведен сбор средств в помощь пострадавшим от фашистской хунты мирным жителям Донбасса
Бешеная собака
19 декабря 2015 г.

Бешеная собака

19 декабря 2014 года Обама заявил о подписании «Акта в защиту Украины 2014 г.», позволяющего вводить против нас новые санкции и поставлять на Украину летальное оружие против России
Тайная функция телерекламы
23 ноября 2013 г.

Тайная функция телерекламы

23 ноября 2013 года отмечается 40 дней с момента безвременной кончины журналиста-патриота Дмитрия Терехова
Коричневый майдан
16 октября 2014 г.

Коричневый майдан

Как мы прозевали фашистский переворот на Украине
Главная » Герои нашего времени » Золотой век Свиридова

Золотой век Свиридова

16 декабря 2015 года – 100 лет со дня рождения великого русского композитора

Георгий Васильевич был народным артистом СССР, Героем Социалистического Труда, имел Ленинскую и четыре Государственных премии. Его четырежды награждали орденами Ленина, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, многими медалями.
Золотой век Свиридова

Выдающийся творец ХХ века Георгий Свиридов – очень русский композитор. Возможно даже самый русский по духу изо всех советских сочинителей серьёзной музыки. Так его ещё при жизни благодарно воспринимали и общество, и власть.
А главное: его музыка была и остаётся любимой в народе. Она, эта музыка, велика и вечна, ибо вдохновенно создана.
Георгий Свиридов родился в маленьком городке Фатеже Курской губернии. Отец служил на почте, мать – учительствовала. В начале революции Василий Сергеевич вступил в партию большевиков и в 1919 году погиб на Гражданской войне. Маленькому Юре (так его звали в детстве) на то время исполнилось четыре года, а сестра Тамара только на свет появилась. Елизавета Ивановна одна растила детей и трудилась поэтому не покладая рук. Однажды за хорошую работу в качестве премии ей предложили на выбор: корову или рояль «Беккер» «из реквизиционного фонда». Корова в те голодные времена была бы, конечно, исключительным подспорьем для вдовы. Однако, поразмыслив, Елизавета Ивановна выбрала всё же рояль. Сама знатная певунья (пела на клиросе), она каким-то материнским наитием почувствовала в сынишке необыкновенную музыкальность.
«В церковь, – вспоминал Георгий Васильевич, – я ходил вместе с бабушкой, которая была очень религиозна. Помню, что особенно любил службу Чистого Четверга. А ходили мы в церковь Флора и Лавра – в маленькую, уютную, с хорошим хором. Вообще я часто вспоминаю свою Родину - Курский песенный край. Россия была богата песней, Курские края - особенно. Теперь уже так не поют. Жизнь - неумолима! Радио и особенно телевидение вытесняют эту музыку».
С девяти лет (семья как раз переехала в Курск) Юра начал учиться игре на рояле. Но вскоре увлёкся балалайкой. Да так виртуозно освоил инструмент, что скрипач Иоффе, руководивший самодеятельным оркестром русских народных инструментов, пригласил мальца в свой коллектив. Он же помог затем юному воспитаннику поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик сыграл марш собственного сочинения. И члены комиссии пришли в восторг! В музыкальной школе Свиридов стал учеником Веры Уфимцевой, жены известного русского изобретателя-самоучки Анатолия Уфимцева. Общение с этим чутким и талантливым педагогом заложило основы творческой личности Свиридова. Он научился профессионально играть на рояле, сильно увлёкся литературой. Именно Вера Владимировна сумела внушить теперь уже Георгию императивную мысль: всю свою жизнь без остатка он должен, обязан посвятить музыке.
В 1932 году Георгий поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля к профессору И. Браудо. Жил в общежитии. Чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино, в ресторанах, на свадьбах. И при этом фантастически быстро совершенствовал исполнительскую технику, став лидером на курсе.
Однако Исайя Александрович, между прочим, великолепный органист-исполнитель, что называется, наступив на горло собственной песне, добился, чтобы его талантливейшего ученика перевели на композиторское отделение. «У Свиридова – врождённый дар композиции, – говорил Браудо руководству техникума. – Исполнителей мы подготовим, сколько потребуется. А такого сочинителя найти более невозможно. Поэтому я с лёгким сердцем отдаю его в руки Гавриила Яковлевича Юдина, прекрасного педагога и дирижёра». В классе Юдина Свиридов занимался почти три года. Всего за два месяца написал первую курсовую работу – вариации для фортепиано. Они, к слову, до сих пор известны среди музыкантов и используются как блестящий учебный материал. Под руководством Юдина были написаны и другие сочинения.
Но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Все они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.

Имя молодого композитора приобрело стремительную известность в музыкальном сообществе тогдашнего Советского Союза. Это тем более примечательно, что в техникуме занималось тогда много талантливой молодёжи. Здесь учились Никита Богословский и Василий Соловьев-Седой. Вообще по основным параметрам музыкального обучения это среднее учебное заведение успешно конкурировало с Ленинградской консерваторией. Свиридов блестяще, другого слова не подберешь, занимался по всем предметам. И, тем не менее, учёбу ему пришлось прервать. Сколь щедрой была Природа на его музыкальное дарование, столь скаредной оказалась на здоровье. Тщедушный, вечно голодный юноша, с упоением занимающийся композиционными премудростями, то и дело терял сознание, переболел всем, чем только можно было болеть. Пришлось вернуться в Курск под материнскую опеку. И мать свершила чудо. За год с небольшим сумела поставить сына на ноги, да так, что он сумел блестяще поступить в Ленинградскую консерваторию.
В консерватории педагогом Свиридова на четыре года стал Д. Шостакович. Под руководством выдающегося наставника юноша написал свой первый фортепианный концерт. Премьера состоялась во время декады советской музыки, посвященной 20-летию революции. Одновременно с Пятой симфонией Шостаковича. Такой чести не удостаивался более ни один студент консерватории. Выпускной работой молодого композитора была Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. Столь успешное окончание консерватории (никто кроме Свиридова не написал таких масштабных опусов) сулило ему блестящие перспективы. Однако поначалу грандиозность замыслов порушила война. На второй день Великой Отечественной Георгий Васильевич был мобилизован и направлен в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). В конце августа 1941 года училище перебазировалось в город Бирск Башкирской АССР. Там рядовой Свиридов до начала 1942 года постигал суровую военную науку. Потом его комиссовали по состоянию здоровья. До 1944 года Георгий Васильевич жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Писал военные песни. Самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Сочинял музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров.
Все годы войны необыкновенной популярностью пользовалась его оперетта «Раскинулось море широко», рассказывающая о жизни и борьбе балтийских моряков в осаждённом Ленинграде. Это произведение явилось первым и единственным музыкально-драматическим произведением, посвящённым войне. Долгое время оно не сходило со сцен отечественных театров. А в 1960 году по мотивам этой оперетты на Центральном телевидении создан музыкальный фильм.
Пройдут годы и, словно бы итожа пережитые военные невзгоды, блокаду, смерти товарищей, гибели друзей на фронте и личную невозможность с оружием в руках воевать против врага, Свиридов напишет уже о нынешнем времени: «Новый фашизм родил новый тип войны. Война-истребление, война-мясорубка, война-бойня почти без всякого риска для фашистской стороны, на основе материального, технического превосходства, когда нападающая сторона агрессоров теряет 200 человек, а нация-жертва обречена на заклание. Воскрешение древних дохристианских идей – религиозного истребления целых народов, приносимых в жертву новым мiровым владыкам, злодеям, которых ещё не знал мiр. По сравнению с Бушем или Шароном – и Троцкий, и Сталин, при всей своей беспощадности, кажутся мальчишками, играющими в оловянных солдат».
В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград и долго работал в любимом городе на Неве. Его сочинение той поры «Петербург» предстаёт перед нами произведением, в котором с поразительной простотой, силой и ни с чем не сравнимой самобытностью повествуется о страдальческой судьбе России, о трагедии Города, Мира и человека в их органической взаимосвязи. Эта вокальная поэма как бы венчает почти трёхсотлетнюю «петербургскую» традицию русского искусства. Лишь когда Георгия Васильевича избирут членом правления Союза композиторов СССР, секретарём, а затем и первым секретарём правления Союза композиторов России – он весьма нехотя перебирается в столицу. Здесь, как депутат Верховного Совета РСФСР трёх созывов он занимался масштабной общественной деятельностью. Что, к счастью, никоим образом не сказалось на его творчестве.
Свиридов создаёт десятки симфоний, концертов, ораторий, кантат, песен и романсов, становится автором музыки к тринадцати фильмам. Он переводит в блестящий вокальный исполнительский ряд стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, У. Шекспира, А. Исаакяна, Р. Бёрнса, С. Есенина, В. Маяковского, Б. Пастернака, Р. Рождественского. И все это – с потрясающей творческой самобытностью. В 1964 году Георгий Васильевич обнародует хоровой цикл «Курские песни», слова народные (Государственная премия 1968 года). Это произведение определило целое направление в русской музыке, которое получило название «новая фольклорная волна». Уже много позже в русле той волны весьма плодотворно работали такие известные композиторы-«шестидесятники» как В. Гаврилин, Р. Щедрин, Н. Сидельников, С. Слонимский и многие другие.
Как известно, Пушкиным Свиридов увлёкся ещё на студенческой скамье и потом всю жизнь периодически обращался к творчеству гения. Имею в виду шесть романсов на стихи Пушкина, оратории «Декабристы», «Пушкинский венок». При этом вдумчивые музыковеды всегда говорили об особой эквилинеарности, буквально равнострочности, свиридовской музыки пушкинским сочинениям. Постичь глубокомысленность подобных рассуждений простым, как мне, слушателям, было трудно до тех пор, покуда мы впервые не услышали музыку к фильму «Метель» - «музыкальные иллюстрации к повести Пушкина», как скромно называл сочинение сам Георгий Васильевич. И сразу всем стало ясно: рождён исключительной силы воздействия шедевр. Аура «музыкальной иллюстрации» оказалась настолько осязаема, что, кажется, будто ты не только слышишь её звуки, но и видишь воочию то, о чём написано Пушкиным: картины природы, жанровые сценки начала ХIХ века, бал, разворачивающийся на фоне дивных вальсовых вариаций. Через девять лет Свиридов вновь вернулся к своей фантастической музыке, сведя разбросанные по фильму иллюстративные фрагменты в единое целое – симфонию-сюиту. Если хотите, был создан некий новый симфонический жанр.
До тех пор мы имели лишь один пример музыкального постижения гения Пушкина – оперу П. Чайковского «Евгений Онегин». Теперь можно было смело говорить о том, что и музыка к «Метели» стоит в том же ряду.
Кстати, вы никогда не задумывались, почему всю западную литературу, включая Данте Алигьери, Сервантеса, Шекспира, Лопе де Вега, Мольера, Гёте, Гюго и прочих великих сочинителей мы знаем очень прилично? В то время, как наш Пушкин на том же Западе недостаточно известен. А вся причина – в великолепной отечественной школе перевода. Михаил Лозинский и Борис Пастернак перевели для нас всего Шекспира не просто «адекватно, изоморфно и эквивалентно», как сказали бы специалисты, но, порой, в их переводе он звучит даже лучше оригинала. К Пушкину, однако, никто в мире даже приблизиться не в состоянии, не говоря уже о его глубинном познании. Так вот Чайковский и Свиридов музыкально постигли «Наше всё» настолько, насколько это возможно людям из плоти и крови – дальше уже идёт Божественное…
Кроме всего прочего, Свиридов обладал редчайшей, удивительной способностью – занимаясь прикладной киномузыкой, создавать настоящие шедевры. Так, музыкальным сопровождением фильма Михаила Швейцера «Время, вперёд!» стала сюита, состоящая из шести частей: «Уральский напев», «Частушка», «Марш», «Маленький фокстрот», «Ночь». Последняя часть представляет собой музыкальное воплощение безостановочно бегущего времени. Эта исключительно яркая находка композитора снискала себе самую широкую известность не только в нашей стране, но и во всём мире, как ярчайший символ бурного ХХ века.
В советские времена эта музыка использовалась во многих кинофильмах, теле- и радиопередачах. В наше – её включили в постановку церемонии открытия ХХП Зимних Олимпийских игр в Сочи. Долгие годы финальная часть сюиты являлась позывным телепрограммы «Время». В начале «лихих ельцинских лет» её сняли как олицетворяющую застой, но потом восстановили в аранжировке на Первом канале. И правильно сделали. В мире просто не существует музыки, которая бы столь полно воплощала в себе суть самой субстанции времени. Лишь гений Свиридова сумел её выхватить из Космоса.
…У Георгия Васильевича Свиридова был сын Юрий. От отца он унаследовал колоссальную работоспособность, но и отцовское же слабое здоровье. Образованнейший, один из лучших в стране японоведов, он в последнее время жил и работал в Токио. Болел неизлечимо. И когда трагическое известие о его смерти дошло до Москвы, жена Свиридова - Эльза Густавовна не решилась сказать мужу о случившемся. Оно и понятно: Георгий Васильевич проходил реабилитацию после обширного инфаркта. А вскоре, не ведая об этом, последовал за сыном, перешагнув порог вечности в ночь под Рождество 1998 года…

Из высказываний Георгия Свиридова:

…Я устал от беспочвенных воплей и сетований по поводу «нецивилизованности» России, нецивилизованности русских, главным образом. Странно слышать, когда так говорят соотечественники Лобачевского, Менделеева, Гоголя, Лермонтова, Тютчева, Есенина, Достоевского, Чайковского. Правда, я говорю о культуре, а не о цивилизации, о «Слове о полку Игореве», а не о позолоченном унитазе.
***
Искусство – не только искусство. Оно есть часть религиозного (духовного) сознания народа. Когда искусство перестаёт быть этим сознанием, оно становится «эстетическим» развлечением. Люди, которым не близко это духовное сознание народа, не понимают сущности искусства, его сакраментального смысла.

Величие художника – это величие души (величие духа) художника. Величие Мусоргского и Бородина – это величие христианина.

Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным.

Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа.

Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть - вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне - есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории.
***
Я ведь недаром люблю литературу, поэзию, слово. Всё дело в том, что музыка сегодня не та, что была в прошлые века. Религиозный дух оставляет её, отделяется от неё, она как бы эмансипируется. И сегодня она может жить только в союзе со словом. А это ведь - совместная жизнь слова и музыки - издавна присуще русской культуре. Наша народная музыка - это пение, как для русских, так и для белорусов с украинцами. Наши народные песни, целый пласт! Наши былины были немыслимы без мелодического исполнения. Я пытался создать в современной музыкальной жизни своеобразную антологию русской песни, но музыкальная среда, верхушечно-чиновничья композиторская братия отвергла эту мысль.
***
Музыка Русского православия истребляется, унижается, третируется в последнее время. Подобно тому, как церковная роспись католических храмов объявлена бесценным сокровищем, а Русская иконопись почти полностью уничтожена и продолжает уничтожаться.

P.S. Осенью 2005 года в Курске был открыт первый памятник композитору. На нём – слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».
В родном городе Фатеже работает мемориальный дом-музей композитора. В Санкт-Петербурге, Тольятти и Балашихе открыты школы искусств его имени. В Москве несколько детских музыкальных школ носят его имя. Такая же школа есть и в Петрозаводске. Общественное движение «Россия Православная» учредило памятную медаль «Наше наследие» имени Георгия Васильевича Свиридова для награждения за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры. Астроном Крымской астрофизической обсерватории Л. Карачкина назвала астероид N 4075 в честь Свиридова (4075 Sviridov). Астероид N 5093, открытый в ту же ночь, был назван ею 5093 Svirelia в честь жены композитора Эльзы Густавовны Свиридовой-Клазер. Имя «Георгий Свиридов» носит Airbus A320 Аэрофлота. И всегда с нами его музыка.

Михаил Захарчук (http://www.stoletie.ru)

.
16 декабря 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 марта
воскресенье
2019

В этот день:

Первая в мире передача радиосигнала

24 марта 1896 года А. С. Попов осуществил в Русском физико-химическом обществе первую в мире передачу радиосигнала.

Адмирал Анатолий Сорокин

24 марта 1921 года родился Анатолий Иванович СОРОКИН, адмирал флота, Герой Советского Союза.

Адмирал Анатолий Сорокин

24 марта 1921 года родился Анатолий Иванович СОРОКИН, адмирал флота, Герой Советского Союза.

 В 1966 году он руководил первым в истории советского флота трансокеанским переходом атомных подводных лодок Северного флота к берегам Камчатки вокруг Южной Америки проливом Дрейка.
Анатолий Иванович Сорокин родился в Калуге. Закончил школу, на флоте с 1939 года, он был призван по комсомольскому набору. В 1941 году окончил Черноморское военно-морское училище в Севастополе. И сразу же после выпуска он ушел на войну.

С ноября 1941 года по май 1943-го он командир взвода отдельной роты автоматчиков 82-й отдельной морской стрелковой бригады Северного флота, а с мая по сентябрь 1943 года — командир отдельной роты автоматчиков 510-го стрелкового полка Западного фронта. Участвовал в боях за освобождение городов Ельня и Дорогобуж, был дважды ранен. По окончании войны фронтовик продолжил службу на кораблях, в частях и соединениях ВМФ СССР.

С 1959 года по июль 1961 года капитан 1-го ранга Анатолий Сорокин командовал различными соединениями подлодок Северного флота. В 1964 году, уже став контр-адмиралом, Сорокин окончил Военную академию Генерального штаба, был назначен командующим флотилией. Ну, а в 1966 году Сорокин возглавил то самое плавание, ставшее уникальным, никем не повторенным до сих пор. На "К-133" в течение всей кругосветки североморцы вели рукописный журнал "Летопись похода, или 25000 миль под водой". В него вошли стихи, очерки, рисунки подводников — словом, все лучшее, созданное корабельными поэтами, художниками и писателями за время плавания. По сей день этот журнал хранится в Центральном военно-морском музее.

Героическое кругосветное плавание наших подлодок, которым руководил адмирал Сорокин, никто больше не повторил. Как пишет историк флота Сергей Васильев, уже после развала Союза российские подводники несколько раз выходили "наверх" с инициативой выполнить еще одно кругосветное плавание. В 1992 году с таким почином выступил экипаж АПЛ "Пантера". Несколько позднее совершить "орбитальный" поход в честь 300-летия Российского флота готовился гвардейский атомный подводный ракетный крейсер "Воронеж". Однако североморцев вышестоящее командование не поддержало. Так что уникальная "сорокинская" кругосветка и поныне остается легендарной.

В 1985 году вице-адмирал Анатолий Иванович ушел в отставку. Но долго пробыть без моря и без флотской службы так и не сумел. Он ушел из жизни 30 декабря 1988 года. Похоронен адмирал в Москве на Кунцевском кладбище. Почетная похоронная процессия, участники которой несли на бархатных подушечках награды адмирала, растянулась, по свидетельствам очевидцев, более чем на сотню метров.

 

Смерть командира «Альфы»

24 марта 2003 года скоропостижно скончался Виктор Федорович КАРПУХИН, председатель правления Ассоциации ветеранов войны в Афганистане, в прошлом - командир группы антитеррора КГБ СССР «Альфа», Герой Советского Союза.

Смерть командира «Альфы»

24 марта 2003 года скоропостижно скончался Виктор Федорович КАРПУХИН, председатель правления Ассоциации ветеранов войны в Афганистане, в прошлом - командир группы антитеррора КГБ СССР «Альфа», Герой Советского Союза.

Виктор Федорович Карпухин родился 27 октября 1947 г. в семье военнослужащего в г. Луцк. В 1969 г. закончил Ташкентское высшее военное танковое командное училище. До 1974 г. служил в Пограничных войсках. С 1974 г. обучал первый состав только что созданного спецподразделения КГБ (Группа «А») вождению боевых машин и стрельбе из вооружения, установленного на бронетехнике. В сентябре 1979 г. Карпухин пришел в Группу «А» («Альфа») 7-го Управления КГБ СССР, где прошёл путь от заместителя командира отделения до руководителя «Альфы». За этот период Виктор Федорович неоднократно руководил и лично участвовал в различных оперативно-боевых мероприятиях и специальных операциях, в том числе в штурме дворца Амина «Тадж-Бек» в столице Республики Афганистан г. Кабул 27 декабря 1979 г. В день штурма этой хорошо охраняемой цитадели, БМП Карпухина, преодолев крутой серпантин дороги вокруг холма, на котором был выстроен дворец Амина, первой прорвалась к «Тадж-Беку». Карпухин и его подчинённые открыли прицельный огонь по дворцу, дав возможность остальным бойцам своей подгруппы десантироваться. Результатом таких стремительных и грамотных действий стало то, что штурм, считавшегося неприступным, «Тадж-Бека», имевшего стены 2-метровой толщины и располагавшего 2,5-тысячной охраной, длился 40 минут. Спецназовцы КГБ потеряли убитыми 5 человек. Во время этого жестокого боя, когда почти все бойцы «Грома» и «Зенита» были ранены, Карпухин не получил ни одной царапины. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1980 года «за мужество и отвагу, проявленные в специальных боевых операциях» капитану Карпухину Виктору Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». По окончании Высшей школы КГБ СССР с 1984 г. Карпухин заместитель начальника Группы «А». Вместе с «Альфой» он прошёл все «горячие точки» на территории СССР. В 1988-1991 гг. встал во главе Группы «Альфа». В августе 1990 г. «альфовцы» Карпухина вместе с бойцами Группы «Витязь» освободили заложников из сухумского следственного изолятора. Эта специальная операция, как и штурм дворца Амина, золотыми буквами вписана в историю легендарного подразделения антитеррора. После событий в Москве 19-21 августа 1991 г. генерал-майор В.Ф. Карпухин в запасе. С 1991 по 1992 гг. Виктор Федорович руководил Службой безопасности Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Затем с 1993 г. работал в сфере частного детективного бизнеса, и с этого же времени стал председателем правления Ассоциации ветеранов войны в Афганистане. Карпухин был членом Комитета Торгово-промышленной Палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, возглавлял крупную некоммерческую структуру «Росфонд». Он известен своей активной общественной деятельностью, направленной на оказание помощи ветеранам боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике. В.Ф.Карпухин скончался в 2003 г. в поезде «Минск-Москва». Похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище.

Царский посох Михаила Романова

24 марта 1613 года 16-летний Михаил РОМАНОВ, ранее избранный на царство, дал согласие принять царство и был наречен государем. Архиепископ Казанский и Муромский Феодорит вручил ему царский посох.

Памяти генерала-«оборонщика»

24 марта 2010 года ушел из жизни военный ученый, Герой Социалистического труда, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант в отставке О.К.Рогозин.

Памяти генерала-«оборонщика»

24 марта 2010 года ушел из жизни военный ученый, Герой Социалистического труда, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант в отставке О.К.Рогозин.

Олег Константинович Рогозин, отец известного российского политика и государственного деятеля Д.О.Рогозина, родился 31 октября 1929 г. в Москве. В годы Великой Отечественной войны юнгой Днепровской флотилии принимал участие в освобождении г. Смоленска. Вернувшись с фронта, с 1943 по 1946 гг., еще подростком, работал слесарем-механиком завода 339 НКАП (г. Москва). После войны окончил Оренбургское военно-воздушное училище, а затем, в 1959 году - Военно-воздушную инженерную академию.
Всю свою сознательную жизнь Олег Константинович Рогозин посвятил военной науке, более 40 лет прослужив в Вооруженных силах СССР. Он стоял у истоков создания и был одним из руководителей развития оборонной промышленности СССР в послевоенный период. Работал в центральном аппарате Министерства обороны СССР. Занимал должности начальника управления перспективных систем вооружений и первого заместителя начальника службы вооружений до отставки в 1989 г. О.К.Рогозин после отставки и до последнего времени продолжал трудиться над научными исследованиями в области обороны. Работая ведущим научным сотрудником РАН, он посвятил свои научные разработки теории вооружения, проблемам развития вооружений, военной безопасности. За выдающийся вклад в науку и развитие отечественной оборонной промышленности профессору О.К.Рогозину были присвоены звания Лауреата Государственной премии СССР (1981) и Героя Социалистического Труда (1984). О.К.Рогозин награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, девятнадцатью медалями СССР, тремя орденами и восемью медалями стран-участниц Варшавского договора. В 2004 г. ему было присвоено звание Лауреата Золотой медали имени генерального конструктора ракетно-космической техники академика В.Ф.Уткина в номинации «За вклад в развитие экономики и укрепление обороноспособности страны». О.К.Рогозин – автор многочисленных книг по военной стратегии, посвященных развитию вооружения и военной техники, включая фундаментальный научный труд «Стратегия сдерживания - основа глобальной безопасности XXI века» (1994), глоссарий «Война и мир в терминах и определениях» (2004) - руководитель авторского коллектива, воспоминания «Незабываемые имена и свершения» (2004) об организации и развитии оборонной промышленности СССР в послевоенный период, книгу «Отечественный военно-промышленный комплекс и его историческое развитие» (2005).
Вся жизнь Олега Константиновича была образцом служения долгу. Талант ученого и организатора, эрудицию, глубочайшую компетентность - все это он сполна посвятил Отчизне. Генерал-лейтенант О.К.Рогозин скончался в 2010 г. Отпевание покойного проходило в Москве в Храме Святого Митрофания Воронежского.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии