RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Взрыв на Байконуре
24 октября 2019 г.

Взрыв на Байконуре

24 октября 1960 года во время старта на Байконуре произошла катастрофа межконтинентальной баллистической ракеты "Р-16"
Как сбили воздушного шпиона США
1 мая 2013 г.

Как сбили воздушного шпиона США

В Центральном архиве ФСБ рассекречены судебно-следственные материалы по делу американского пилота-разведчика Фрэнсиса Пауэрса
День рождения Александра Лукашенко
30 августа 2020 г.

День рождения Александра Лукашенко

30 августа 1954 года родился первый и единственный президент Республики Беларусь
Памяти Григория Соколовского
17 июля 2019 г.

Памяти Григория Соколовского

Восемь лет назад ушел из этой жизни мой друг, блестящий журналист, прекрасный писатель, красивый человек...
«Щит Москвы» против оккупации мигрантами
29 июня 2013 г.

«Щит Москвы» против оккупации мигрантами

Бездействие властей вынуждает молодежь самостоятельно заниматься наведением порядка
Главная » Герои нашего времени » Золотой век Свиридова

Золотой век Свиридова

16 декабря 2015 года – 100 лет со дня рождения великого русского композитора

Георгий Васильевич был народным артистом СССР, Героем Социалистического Труда, имел Ленинскую и четыре Государственных премии. Его четырежды награждали орденами Ленина, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, многими медалями.
Золотой век Свиридова

Выдающийся творец ХХ века Георгий Свиридов – очень русский композитор. Возможно даже самый русский по духу изо всех советских сочинителей серьёзной музыки. Так его ещё при жизни благодарно воспринимали и общество, и власть.
А главное: его музыка была и остаётся любимой в народе. Она, эта музыка, велика и вечна, ибо вдохновенно создана.
Георгий Свиридов родился в маленьком городке Фатеже Курской губернии. Отец служил на почте, мать – учительствовала. В начале революции Василий Сергеевич вступил в партию большевиков и в 1919 году погиб на Гражданской войне. Маленькому Юре (так его звали в детстве) на то время исполнилось четыре года, а сестра Тамара только на свет появилась. Елизавета Ивановна одна растила детей и трудилась поэтому не покладая рук. Однажды за хорошую работу в качестве премии ей предложили на выбор: корову или рояль «Беккер» «из реквизиционного фонда». Корова в те голодные времена была бы, конечно, исключительным подспорьем для вдовы. Однако, поразмыслив, Елизавета Ивановна выбрала всё же рояль. Сама знатная певунья (пела на клиросе), она каким-то материнским наитием почувствовала в сынишке необыкновенную музыкальность.
«В церковь, – вспоминал Георгий Васильевич, – я ходил вместе с бабушкой, которая была очень религиозна. Помню, что особенно любил службу Чистого Четверга. А ходили мы в церковь Флора и Лавра – в маленькую, уютную, с хорошим хором. Вообще я часто вспоминаю свою Родину - Курский песенный край. Россия была богата песней, Курские края - особенно. Теперь уже так не поют. Жизнь - неумолима! Радио и особенно телевидение вытесняют эту музыку».
С девяти лет (семья как раз переехала в Курск) Юра начал учиться игре на рояле. Но вскоре увлёкся балалайкой. Да так виртуозно освоил инструмент, что скрипач Иоффе, руководивший самодеятельным оркестром русских народных инструментов, пригласил мальца в свой коллектив. Он же помог затем юному воспитаннику поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик сыграл марш собственного сочинения. И члены комиссии пришли в восторг! В музыкальной школе Свиридов стал учеником Веры Уфимцевой, жены известного русского изобретателя-самоучки Анатолия Уфимцева. Общение с этим чутким и талантливым педагогом заложило основы творческой личности Свиридова. Он научился профессионально играть на рояле, сильно увлёкся литературой. Именно Вера Владимировна сумела внушить теперь уже Георгию императивную мысль: всю свою жизнь без остатка он должен, обязан посвятить музыке.
В 1932 году Георгий поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля к профессору И. Браудо. Жил в общежитии. Чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино, в ресторанах, на свадьбах. И при этом фантастически быстро совершенствовал исполнительскую технику, став лидером на курсе.
Однако Исайя Александрович, между прочим, великолепный органист-исполнитель, что называется, наступив на горло собственной песне, добился, чтобы его талантливейшего ученика перевели на композиторское отделение. «У Свиридова – врождённый дар композиции, – говорил Браудо руководству техникума. – Исполнителей мы подготовим, сколько потребуется. А такого сочинителя найти более невозможно. Поэтому я с лёгким сердцем отдаю его в руки Гавриила Яковлевича Юдина, прекрасного педагога и дирижёра». В классе Юдина Свиридов занимался почти три года. Всего за два месяца написал первую курсовую работу – вариации для фортепиано. Они, к слову, до сих пор известны среди музыкантов и используются как блестящий учебный материал. Под руководством Юдина были написаны и другие сочинения.
Но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Все они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.

Имя молодого композитора приобрело стремительную известность в музыкальном сообществе тогдашнего Советского Союза. Это тем более примечательно, что в техникуме занималось тогда много талантливой молодёжи. Здесь учились Никита Богословский и Василий Соловьев-Седой. Вообще по основным параметрам музыкального обучения это среднее учебное заведение успешно конкурировало с Ленинградской консерваторией. Свиридов блестяще, другого слова не подберешь, занимался по всем предметам. И, тем не менее, учёбу ему пришлось прервать. Сколь щедрой была Природа на его музыкальное дарование, столь скаредной оказалась на здоровье. Тщедушный, вечно голодный юноша, с упоением занимающийся композиционными премудростями, то и дело терял сознание, переболел всем, чем только можно было болеть. Пришлось вернуться в Курск под материнскую опеку. И мать свершила чудо. За год с небольшим сумела поставить сына на ноги, да так, что он сумел блестяще поступить в Ленинградскую консерваторию.
В консерватории педагогом Свиридова на четыре года стал Д. Шостакович. Под руководством выдающегося наставника юноша написал свой первый фортепианный концерт. Премьера состоялась во время декады советской музыки, посвященной 20-летию революции. Одновременно с Пятой симфонией Шостаковича. Такой чести не удостаивался более ни один студент консерватории. Выпускной работой молодого композитора была Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. Столь успешное окончание консерватории (никто кроме Свиридова не написал таких масштабных опусов) сулило ему блестящие перспективы. Однако поначалу грандиозность замыслов порушила война. На второй день Великой Отечественной Георгий Васильевич был мобилизован и направлен в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). В конце августа 1941 года училище перебазировалось в город Бирск Башкирской АССР. Там рядовой Свиридов до начала 1942 года постигал суровую военную науку. Потом его комиссовали по состоянию здоровья. До 1944 года Георгий Васильевич жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Писал военные песни. Самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Сочинял музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров.
Все годы войны необыкновенной популярностью пользовалась его оперетта «Раскинулось море широко», рассказывающая о жизни и борьбе балтийских моряков в осаждённом Ленинграде. Это произведение явилось первым и единственным музыкально-драматическим произведением, посвящённым войне. Долгое время оно не сходило со сцен отечественных театров. А в 1960 году по мотивам этой оперетты на Центральном телевидении создан музыкальный фильм.
Пройдут годы и, словно бы итожа пережитые военные невзгоды, блокаду, смерти товарищей, гибели друзей на фронте и личную невозможность с оружием в руках воевать против врага, Свиридов напишет уже о нынешнем времени: «Новый фашизм родил новый тип войны. Война-истребление, война-мясорубка, война-бойня почти без всякого риска для фашистской стороны, на основе материального, технического превосходства, когда нападающая сторона агрессоров теряет 200 человек, а нация-жертва обречена на заклание. Воскрешение древних дохристианских идей – религиозного истребления целых народов, приносимых в жертву новым мiровым владыкам, злодеям, которых ещё не знал мiр. По сравнению с Бушем или Шароном – и Троцкий, и Сталин, при всей своей беспощадности, кажутся мальчишками, играющими в оловянных солдат».
В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград и долго работал в любимом городе на Неве. Его сочинение той поры «Петербург» предстаёт перед нами произведением, в котором с поразительной простотой, силой и ни с чем не сравнимой самобытностью повествуется о страдальческой судьбе России, о трагедии Города, Мира и человека в их органической взаимосвязи. Эта вокальная поэма как бы венчает почти трёхсотлетнюю «петербургскую» традицию русского искусства. Лишь когда Георгия Васильевича избирут членом правления Союза композиторов СССР, секретарём, а затем и первым секретарём правления Союза композиторов России – он весьма нехотя перебирается в столицу. Здесь, как депутат Верховного Совета РСФСР трёх созывов он занимался масштабной общественной деятельностью. Что, к счастью, никоим образом не сказалось на его творчестве.
Свиридов создаёт десятки симфоний, концертов, ораторий, кантат, песен и романсов, становится автором музыки к тринадцати фильмам. Он переводит в блестящий вокальный исполнительский ряд стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, У. Шекспира, А. Исаакяна, Р. Бёрнса, С. Есенина, В. Маяковского, Б. Пастернака, Р. Рождественского. И все это – с потрясающей творческой самобытностью. В 1964 году Георгий Васильевич обнародует хоровой цикл «Курские песни», слова народные (Государственная премия 1968 года). Это произведение определило целое направление в русской музыке, которое получило название «новая фольклорная волна». Уже много позже в русле той волны весьма плодотворно работали такие известные композиторы-«шестидесятники» как В. Гаврилин, Р. Щедрин, Н. Сидельников, С. Слонимский и многие другие.
Как известно, Пушкиным Свиридов увлёкся ещё на студенческой скамье и потом всю жизнь периодически обращался к творчеству гения. Имею в виду шесть романсов на стихи Пушкина, оратории «Декабристы», «Пушкинский венок». При этом вдумчивые музыковеды всегда говорили об особой эквилинеарности, буквально равнострочности, свиридовской музыки пушкинским сочинениям. Постичь глубокомысленность подобных рассуждений простым, как мне, слушателям, было трудно до тех пор, покуда мы впервые не услышали музыку к фильму «Метель» - «музыкальные иллюстрации к повести Пушкина», как скромно называл сочинение сам Георгий Васильевич. И сразу всем стало ясно: рождён исключительной силы воздействия шедевр. Аура «музыкальной иллюстрации» оказалась настолько осязаема, что, кажется, будто ты не только слышишь её звуки, но и видишь воочию то, о чём написано Пушкиным: картины природы, жанровые сценки начала ХIХ века, бал, разворачивающийся на фоне дивных вальсовых вариаций. Через девять лет Свиридов вновь вернулся к своей фантастической музыке, сведя разбросанные по фильму иллюстративные фрагменты в единое целое – симфонию-сюиту. Если хотите, был создан некий новый симфонический жанр.
До тех пор мы имели лишь один пример музыкального постижения гения Пушкина – оперу П. Чайковского «Евгений Онегин». Теперь можно было смело говорить о том, что и музыка к «Метели» стоит в том же ряду.
Кстати, вы никогда не задумывались, почему всю западную литературу, включая Данте Алигьери, Сервантеса, Шекспира, Лопе де Вега, Мольера, Гёте, Гюго и прочих великих сочинителей мы знаем очень прилично? В то время, как наш Пушкин на том же Западе недостаточно известен. А вся причина – в великолепной отечественной школе перевода. Михаил Лозинский и Борис Пастернак перевели для нас всего Шекспира не просто «адекватно, изоморфно и эквивалентно», как сказали бы специалисты, но, порой, в их переводе он звучит даже лучше оригинала. К Пушкину, однако, никто в мире даже приблизиться не в состоянии, не говоря уже о его глубинном познании. Так вот Чайковский и Свиридов музыкально постигли «Наше всё» настолько, насколько это возможно людям из плоти и крови – дальше уже идёт Божественное…
Кроме всего прочего, Свиридов обладал редчайшей, удивительной способностью – занимаясь прикладной киномузыкой, создавать настоящие шедевры. Так, музыкальным сопровождением фильма Михаила Швейцера «Время, вперёд!» стала сюита, состоящая из шести частей: «Уральский напев», «Частушка», «Марш», «Маленький фокстрот», «Ночь». Последняя часть представляет собой музыкальное воплощение безостановочно бегущего времени. Эта исключительно яркая находка композитора снискала себе самую широкую известность не только в нашей стране, но и во всём мире, как ярчайший символ бурного ХХ века.
В советские времена эта музыка использовалась во многих кинофильмах, теле- и радиопередачах. В наше – её включили в постановку церемонии открытия ХХП Зимних Олимпийских игр в Сочи. Долгие годы финальная часть сюиты являлась позывным телепрограммы «Время». В начале «лихих ельцинских лет» её сняли как олицетворяющую застой, но потом восстановили в аранжировке на Первом канале. И правильно сделали. В мире просто не существует музыки, которая бы столь полно воплощала в себе суть самой субстанции времени. Лишь гений Свиридова сумел её выхватить из Космоса.
…У Георгия Васильевича Свиридова был сын Юрий. От отца он унаследовал колоссальную работоспособность, но и отцовское же слабое здоровье. Образованнейший, один из лучших в стране японоведов, он в последнее время жил и работал в Токио. Болел неизлечимо. И когда трагическое известие о его смерти дошло до Москвы, жена Свиридова - Эльза Густавовна не решилась сказать мужу о случившемся. Оно и понятно: Георгий Васильевич проходил реабилитацию после обширного инфаркта. А вскоре, не ведая об этом, последовал за сыном, перешагнув порог вечности в ночь под Рождество 1998 года…

Из высказываний Георгия Свиридова:

…Я устал от беспочвенных воплей и сетований по поводу «нецивилизованности» России, нецивилизованности русских, главным образом. Странно слышать, когда так говорят соотечественники Лобачевского, Менделеева, Гоголя, Лермонтова, Тютчева, Есенина, Достоевского, Чайковского. Правда, я говорю о культуре, а не о цивилизации, о «Слове о полку Игореве», а не о позолоченном унитазе.
***
Искусство – не только искусство. Оно есть часть религиозного (духовного) сознания народа. Когда искусство перестаёт быть этим сознанием, оно становится «эстетическим» развлечением. Люди, которым не близко это духовное сознание народа, не понимают сущности искусства, его сакраментального смысла.

Величие художника – это величие души (величие духа) художника. Величие Мусоргского и Бородина – это величие христианина.

Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным.

Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа.

Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть - вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне - есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории.
***
Я ведь недаром люблю литературу, поэзию, слово. Всё дело в том, что музыка сегодня не та, что была в прошлые века. Религиозный дух оставляет её, отделяется от неё, она как бы эмансипируется. И сегодня она может жить только в союзе со словом. А это ведь - совместная жизнь слова и музыки - издавна присуще русской культуре. Наша народная музыка - это пение, как для русских, так и для белорусов с украинцами. Наши народные песни, целый пласт! Наши былины были немыслимы без мелодического исполнения. Я пытался создать в современной музыкальной жизни своеобразную антологию русской песни, но музыкальная среда, верхушечно-чиновничья композиторская братия отвергла эту мысль.
***
Музыка Русского православия истребляется, унижается, третируется в последнее время. Подобно тому, как церковная роспись католических храмов объявлена бесценным сокровищем, а Русская иконопись почти полностью уничтожена и продолжает уничтожаться.

P.S. Осенью 2005 года в Курске был открыт первый памятник композитору. На нём – слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».
В родном городе Фатеже работает мемориальный дом-музей композитора. В Санкт-Петербурге, Тольятти и Балашихе открыты школы искусств его имени. В Москве несколько детских музыкальных школ носят его имя. Такая же школа есть и в Петрозаводске. Общественное движение «Россия Православная» учредило памятную медаль «Наше наследие» имени Георгия Васильевича Свиридова для награждения за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры. Астроном Крымской астрофизической обсерватории Л. Карачкина назвала астероид N 4075 в честь Свиридова (4075 Sviridov). Астероид N 5093, открытый в ту же ночь, был назван ею 5093 Svirelia в честь жены композитора Эльзы Густавовны Свиридовой-Клазер. Имя «Георгий Свиридов» носит Airbus A320 Аэрофлота. И всегда с нами его музыка.

Михаил Захарчук (http://www.stoletie.ru)

.
16 декабря 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 октября
вторник
2020

В этот день:

Стояние на Угре

20 октября 1480 года началось «стояние на Угре» между войсками русского князя Ивана III и хана Большой Орды Ахмата, закончившееся окончательным освобождением России от монголо-татарского ига.

Стояние на Угре

20 октября 1480 года началось «стояние на Угре» между войсками русского князя Ивана III и хана Большой Орды Ахмата, закончившееся окончательным освобождением России от монголо-татарского ига.

 

В 1476 году хан Большой Орды Ахмат послал в Москву посольство, которое возглавил Ахмет Садык, с грозным требованием полностью восстановить даннические отношения. Понимая, что отрицательный ответ означает войну, Великий Князь Иван III тянул время, переговоры шли долго. Есть сведения, что окончательное решение Иван III принял под воздействием своей жены византийской принцессы Софьи Фоминичны Палеолог, которая якобы с гневом заявила мужу: «Я вышла замуж за Великого Князя Русского, а не ордынского холопа».

На встрече с послами Иван III разорвал ханскую грамоту, сломал и растоптал ногами басму (коробочка, заполненная воском с оттиском пятки хана, выдававшаяся послам как верительная грамота). Князь велел умертвить послов, кроме одного, которого отпустил и сказал: «Ступай объяви хану: что случилось с его басмою и послами, то будет и с ним, если он не оставит меня в покое».

В 1480 году на Москву устремились несметные полчища хана Ахмата. Им навстречу выступили русские войска. Две армии встретились на реке Угре – левом притоке Оки. 23 июня 1480 года, горячо помолившись Владимирской иконе Божией Матери, к армии в Коломну прибыл и безвыездно находился в ней по 30 сентября Великий Князь Иван III. А вся Москва тем временем молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий и духовник Великого Князя архиепископ Ростовский Вассиан молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.

Никто не хотел нападать первым, происходили стычки, было сражение в нижнем течении реки, но оба войска – и русское, и татарское – по-прежнему занимали свои позиции на разных берегах Угры. В мелких стычках, дипломатических переговорах прошло несколько месяцев, наступила осень.
В начале ноября Иван III отдал приказ отойти на зимние квартиры к Боровску. На берегу Угры он оставил сторожу для наблюдения за татарами. Однако татары вместо того, чтобы атаковать русских, чего опасались московские военачальники, сами бежали. Утром 11 (24) ноября стража увидела, что правый берег Угры пуст. Татары скрытно ночью снялись с позиций и ушли на юг. Стремительное отступление татар более походило на бегство. А вскоре хан Ахмат был убит в Орде.

Историки объясняют бегство татар тем, что Ахмат получил известия о набеге русских и их союзников на оставленную Ахматом Орду, наступлением холодов и т.п.

Русские православные люди видели в этом факте особое покровительство Небесной Владычицы земле Русской. Река Угра нашими предками была названа «поясом Пресвятой Богородицы». «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, - писал летописец. - Нет! Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь ныне спас Россию». Так, без всякой битвы, закончилось на Руси монголо-татарское иго. В честь этого события было установлено празднование Владимирской иконе Божией Матери с Крестным ходом в Сретенский монастырь.
Эта история прорастает важным назиданием в сегодняшний день: с молитвой, чистой и непреклонной перед врагом душой русские побеждают любого врага! Тем более это актуально в нынешней битве с англо-саксонским сатанизмом.

 

 

Навариинское морское сражение 1827 года

20 октября 1827 года в Наваринской бухте Ионического моря состоялось крупное морское сражение между соединённой эскадрой России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом — с другой.

Навариинское морское сражение 1827 года

20 октября 1827 года в Наваринской бухте Ионического моря состоялось крупное морское сражение между соединённой эскадрой России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом — с другой.

 Оно продолжалось около 4 часов и закончилось уничтожением турецко-египетского флота.

Потери турецко-египетского флота составили более 60 кораблей и несколько тысяч человек убитыми и ранеными. Союзники не потеряли ни одного корабля. Их потери убитыми и ранеными составили от 600 до 800 человек. В сражении отличился флагманский корабль русской эскадры «Азов» под командованием капитана 1 ранга Михаила Петровича Лазарева. Флагман уничтожил 5 турецких кораблей, в том числе фрегат командующего турецким флотом. Корабль получил 153 попадания, из них 7 ниже ватерлинии. Корабль был полностью отремонтирован и восстановлен только к марту 1828 года. На «Азове» во время битвы проявили себя будущие российские флотоводцы, герои Синопа и Севастопольской обороны 1854—1855 годов: лейтенант Павел Степанович Нахимов, мичман Владимир Алексеевич Корнилов, гардемарин Владимир Иванович Истомин. За боевые подвиги в сражении линейному кораблю «Азов» впервые в русском флоте был присвоен кормовой Георгиевский флаг.

Разгром турецкого флота в Наваринском сражении значительно ослабил морские силы Турции, что послужило значимым вкладом в победу России в дальнейшей русско-турецкой войне 1828—1829 года. Наваринское сражение обеспечило поддержку греческого национально-освободительного движения, результатом которого по Адрианопольскому мирному договору 1829 года стала автономия Греции.

Гибель линкора «Императрица Мария»

20 октября (7 по ст. ст.) 1916 года на рейде Севастополя взорвался и затонул линейный корабль Российского Императорского флота «Императрица Мария».

Гибель линкора «Императрица Мария»

20 октября (7 по ст. ст.) 1916 года на рейде Севастополя взорвался и затонул линейный корабль Российского Императорского флота «Императрица Мария».

 Он имел водоизмещение 25 465 тонн, длина линкора составляла 168 метров, ширина 27,4 метра, осадка 8,7 метра. Мощность 4-вальной паротурбинной установки - 26 000 л.с., скорость 21 узел. Броня до 262 мм. Вооружение: двенадцать 305-мм и двадцать 130-мм орудий, восемь 75-мм зенитных пушек, 4 торпедных аппарата.

Поздравляем военных связистов

20 октября 1919 года были созданы Советские войска связи.

Поздравляем военных связистов

20 октября 1919 года были созданы Советские войска связи.

 С тех пор этот день отмечается как профессиональный праздник военных связистов.

Материалы и средства для обеспечения военной связи в разные времена были совершенно различными. Начиная от простейшей передачи зрительных и звуковых сигналов, до изобретения новейших технологий военной связи, передающих информацию всех категорий секретности.Сегодня системы связи полностью автоматизированы. Они позволяют передавать данные на огромные расстояния и поддерживать связь между несколькими объектами одновременно. Обслуживают такие системы специально обученные военные — связисты, которые сформированы в отдельный род войск — войска связи РФ.

 

Освобождение Белграда

20 октября 1944 года советскими войсками была освобождена от европейских фашистов столица Югославии

Освобождение Белграда

20 октября 1944 года советскими войсками была освобождена от европейских фашистов столица Югославии

К началу сентября 1944 г. 75-й стрелковый корпус 46-й армии 2-го Украинского фронта в районе города Турну-Северин на румыно-югославской границе форсировал Дунай и захватил на территории Югославии плацдарм. Перед советскими войсками открылась возможность оказать прямую военную помощь Народно-освободительной армии Югославии, которая к тому времени освободила значительную часть территории страны.
В приказе Верховного главнокомандующего НОАЮ Иосипа Броз Тито от 8 сентября отмечалось, что наступил, наконец, день, которого югославские воины ожидали в течение трех с половиной лет тяжелой борьбы. Тито прямо обратился к Государственному Комитету Обороны СССР с просьбой о вводе войск Красной армии в Югославию. Положительный ответ был дан при личной встрече югославского лидера в Москве со Сталиным.
Ставкой ВГК был разработан план Белградской наступательной операции (28 сентября – 20 октября 1944 г.). Цель операции - совместными усилиями советских и югославских войск на белградском направлении, югославских и болгарских войск на нишском и скопьенском направлениях разгромить белградскую группировку противника и освободить все районы Сербии, включая Белград. Решить эту задачу предполагалось путем одновременного нанесения по противнику ударов силами 3-го Украинского фронта (маршал Ф.И. Толбухин) и оперативно подчиненных ему болгарских войск, а также части сил 2-го Украинского фронта (маршал Р.Я. Малиновский) с востока, силами НОАЮ с запада и юга. К началу Белградской операции советские, югославские и болгарские войска имели решающий перевес над противником как в живой силе (4:1), так и в боевой технике, особенно в танках и авиации – более чем в 4 раза.

Особенность Белградской наступательной операции состояла в том, что были объединены усилия трех союзных армий для решения единой задачи, а наступление на решающих направлениях должно было начаться в разные сроки. Переход в наступление стрелковых дивизий 2-го и 3-го Украинских фронтов на 10–12 дней раньше 1-й армейской группы НОАЮ должен был привести к разгрому значительных сил противника и созданию благоприятных условий для сосредоточения, развертывания и наступления войск НОАЮ на Белград.

Это было принципиальной линией Сталина – предоставить возможность войскам союзных СССР антифашистских режимов вместе с Красной армией в первых рядах штурмовать столицы своих стран. Части 1-й армии Войска Польского брали Варшаву, 1-я румынская добровольческая дивизия имени Т. Владимиреску участвовала во взятии Бухареста, Народно-освободительная армия освобождала Белград.

Боевые действия по освобождению Белграда начались 14 октября 1944 г. Опорные пункты противника по нескольку раз переходили из рук в руки. Вместе с советскими и югославскими воинами сражались и жители Белграда. 20 октября энергичными действиями советских войск при участии подошедших с юго-запада частей Народно-освободительной армии Югославии было сломлено сопротивление белградского гарнизона, и к исходу дня Белград был освобожден.

С овладением Белградом советским войскам по указанию Ставки ВГК было приказано закрепиться на рубеже Белград, Баточина, Парачин, Княжевец и в глубь Югославии не продвигаться. Соединения и части НОАЮ, значительно пополненные вооружением и военными материалами, переданными ей советским правительством, к концу октября вышли на рубеж реки Дрина (100 км западнее Белграда).

Всего за время Белградской операции противник потерял до 45 тыс. убитыми и пленными. Его потери в боевой технике составили: 53 танка и САУ, 184 орудия и миномета, 66 боевых самолетов. Безвозвратные потери советских войск составили 4350 человек, санитарные – 14 488 человек. Непосредственно на улицах столицы Югославии отдали жизнь 2953 бойца НОАЮ и около 1000 советских воинов.

Руководство народной Югославии высоко оценило вклад Красной армии в освобождение ее столицы. Так, по оценке И. Броз Тито, освобождение Белграда для народов Югославии имело историческое значение «особенно потому, что страна этих измученных народов является той ареной, где совместно проливали кровь сыны Великого Советского Союза с достойными сынами Югославии».
Более семи десятилетий минуло с тех победных дней. И могли ли наши деды предполагать, что нацизм, казалось бы, получивший на полях Европы смертельный удар, сможет когда-нибудь возродиться? С огромным сожалением В.В. Путин констатировал в интервью сербской газете «Политика», что «"вакцина" от нацистского вируса, выработанная на Нюрнбергском трибунале, в некоторых государствах Европы теряет силу». В странах Прибалтики, на Украине неонацизм поднял голову – при прямой поддержке тех государств, которые вели Вторую мировую войну в стане антигитлеровской коалиции.
Сегодня снова братская славянская страна оказалась разгромленной США и и по сути оккупированной нынешними последователями Гитлера. И ничего удивительного, если вновь прозвучит призыв, который в октябре 1944-го вёл вперед советских и югославских воинов: «Освободить Белград!»

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии