RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Гагаринская улыбка светит всем
12 апреля 2016 г.

Гагаринская улыбка светит всем

Малоизвестные страницы первого полета человека в околоземном пространстве
США «вяжут» Россию
19 июля 2014 г.

США «вяжут» Россию

Катастрофа «Боинга» в украинском небе: мнение бывшего офицера ПВО
Нападение США на Россию
10 июня 2014 г.

Нападение США на Россию

Война на земле Новороссии – война, развязанная против русских
Герой России Роман Филипов
6 февраля 2018 г.

Герой России Роман Филипов

6 февраля 2018 года Президент РФ присвоил российскому летчику Роману Николаевичу Филипову звание Героя Российской Федерации посмертно.
Витязь победного духа России
27 июня 2014 г.

Витязь победного духа России

Выпущена медаль в честь 700- летия преподобного Сергия Радонежского
Главная » Герои нашего времени » Золотой век Свиридова

Золотой век Свиридова

16 декабря 2015 года – 100 лет со дня рождения великого русского композитора

Георгий Васильевич был народным артистом СССР, Героем Социалистического Труда, имел Ленинскую и четыре Государственных премии. Его четырежды награждали орденами Ленина, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, многими медалями.
Золотой век Свиридова

Выдающийся творец ХХ века Георгий Свиридов – очень русский композитор. Возможно даже самый русский по духу изо всех советских сочинителей серьёзной музыки. Так его ещё при жизни благодарно воспринимали и общество, и власть.
А главное: его музыка была и остаётся любимой в народе. Она, эта музыка, велика и вечна, ибо вдохновенно создана.
Георгий Свиридов родился в маленьком городке Фатеже Курской губернии. Отец служил на почте, мать – учительствовала. В начале революции Василий Сергеевич вступил в партию большевиков и в 1919 году погиб на Гражданской войне. Маленькому Юре (так его звали в детстве) на то время исполнилось четыре года, а сестра Тамара только на свет появилась. Елизавета Ивановна одна растила детей и трудилась поэтому не покладая рук. Однажды за хорошую работу в качестве премии ей предложили на выбор: корову или рояль «Беккер» «из реквизиционного фонда». Корова в те голодные времена была бы, конечно, исключительным подспорьем для вдовы. Однако, поразмыслив, Елизавета Ивановна выбрала всё же рояль. Сама знатная певунья (пела на клиросе), она каким-то материнским наитием почувствовала в сынишке необыкновенную музыкальность.
«В церковь, – вспоминал Георгий Васильевич, – я ходил вместе с бабушкой, которая была очень религиозна. Помню, что особенно любил службу Чистого Четверга. А ходили мы в церковь Флора и Лавра – в маленькую, уютную, с хорошим хором. Вообще я часто вспоминаю свою Родину - Курский песенный край. Россия была богата песней, Курские края - особенно. Теперь уже так не поют. Жизнь - неумолима! Радио и особенно телевидение вытесняют эту музыку».
С девяти лет (семья как раз переехала в Курск) Юра начал учиться игре на рояле. Но вскоре увлёкся балалайкой. Да так виртуозно освоил инструмент, что скрипач Иоффе, руководивший самодеятельным оркестром русских народных инструментов, пригласил мальца в свой коллектив. Он же помог затем юному воспитаннику поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик сыграл марш собственного сочинения. И члены комиссии пришли в восторг! В музыкальной школе Свиридов стал учеником Веры Уфимцевой, жены известного русского изобретателя-самоучки Анатолия Уфимцева. Общение с этим чутким и талантливым педагогом заложило основы творческой личности Свиридова. Он научился профессионально играть на рояле, сильно увлёкся литературой. Именно Вера Владимировна сумела внушить теперь уже Георгию императивную мысль: всю свою жизнь без остатка он должен, обязан посвятить музыке.
В 1932 году Георгий поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля к профессору И. Браудо. Жил в общежитии. Чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино, в ресторанах, на свадьбах. И при этом фантастически быстро совершенствовал исполнительскую технику, став лидером на курсе.
Однако Исайя Александрович, между прочим, великолепный органист-исполнитель, что называется, наступив на горло собственной песне, добился, чтобы его талантливейшего ученика перевели на композиторское отделение. «У Свиридова – врождённый дар композиции, – говорил Браудо руководству техникума. – Исполнителей мы подготовим, сколько потребуется. А такого сочинителя найти более невозможно. Поэтому я с лёгким сердцем отдаю его в руки Гавриила Яковлевича Юдина, прекрасного педагога и дирижёра». В классе Юдина Свиридов занимался почти три года. Всего за два месяца написал первую курсовую работу – вариации для фортепиано. Они, к слову, до сих пор известны среди музыкантов и используются как блестящий учебный материал. Под руководством Юдина были написаны и другие сочинения.
Но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Все они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.

Имя молодого композитора приобрело стремительную известность в музыкальном сообществе тогдашнего Советского Союза. Это тем более примечательно, что в техникуме занималось тогда много талантливой молодёжи. Здесь учились Никита Богословский и Василий Соловьев-Седой. Вообще по основным параметрам музыкального обучения это среднее учебное заведение успешно конкурировало с Ленинградской консерваторией. Свиридов блестяще, другого слова не подберешь, занимался по всем предметам. И, тем не менее, учёбу ему пришлось прервать. Сколь щедрой была Природа на его музыкальное дарование, столь скаредной оказалась на здоровье. Тщедушный, вечно голодный юноша, с упоением занимающийся композиционными премудростями, то и дело терял сознание, переболел всем, чем только можно было болеть. Пришлось вернуться в Курск под материнскую опеку. И мать свершила чудо. За год с небольшим сумела поставить сына на ноги, да так, что он сумел блестяще поступить в Ленинградскую консерваторию.
В консерватории педагогом Свиридова на четыре года стал Д. Шостакович. Под руководством выдающегося наставника юноша написал свой первый фортепианный концерт. Премьера состоялась во время декады советской музыки, посвященной 20-летию революции. Одновременно с Пятой симфонией Шостаковича. Такой чести не удостаивался более ни один студент консерватории. Выпускной работой молодого композитора была Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. Столь успешное окончание консерватории (никто кроме Свиридова не написал таких масштабных опусов) сулило ему блестящие перспективы. Однако поначалу грандиозность замыслов порушила война. На второй день Великой Отечественной Георгий Васильевич был мобилизован и направлен в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). В конце августа 1941 года училище перебазировалось в город Бирск Башкирской АССР. Там рядовой Свиридов до начала 1942 года постигал суровую военную науку. Потом его комиссовали по состоянию здоровья. До 1944 года Георгий Васильевич жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Писал военные песни. Самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Сочинял музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров.
Все годы войны необыкновенной популярностью пользовалась его оперетта «Раскинулось море широко», рассказывающая о жизни и борьбе балтийских моряков в осаждённом Ленинграде. Это произведение явилось первым и единственным музыкально-драматическим произведением, посвящённым войне. Долгое время оно не сходило со сцен отечественных театров. А в 1960 году по мотивам этой оперетты на Центральном телевидении создан музыкальный фильм.
Пройдут годы и, словно бы итожа пережитые военные невзгоды, блокаду, смерти товарищей, гибели друзей на фронте и личную невозможность с оружием в руках воевать против врага, Свиридов напишет уже о нынешнем времени: «Новый фашизм родил новый тип войны. Война-истребление, война-мясорубка, война-бойня почти без всякого риска для фашистской стороны, на основе материального, технического превосходства, когда нападающая сторона агрессоров теряет 200 человек, а нация-жертва обречена на заклание. Воскрешение древних дохристианских идей – религиозного истребления целых народов, приносимых в жертву новым мiровым владыкам, злодеям, которых ещё не знал мiр. По сравнению с Бушем или Шароном – и Троцкий, и Сталин, при всей своей беспощадности, кажутся мальчишками, играющими в оловянных солдат».
В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград и долго работал в любимом городе на Неве. Его сочинение той поры «Петербург» предстаёт перед нами произведением, в котором с поразительной простотой, силой и ни с чем не сравнимой самобытностью повествуется о страдальческой судьбе России, о трагедии Города, Мира и человека в их органической взаимосвязи. Эта вокальная поэма как бы венчает почти трёхсотлетнюю «петербургскую» традицию русского искусства. Лишь когда Георгия Васильевича избирут членом правления Союза композиторов СССР, секретарём, а затем и первым секретарём правления Союза композиторов России – он весьма нехотя перебирается в столицу. Здесь, как депутат Верховного Совета РСФСР трёх созывов он занимался масштабной общественной деятельностью. Что, к счастью, никоим образом не сказалось на его творчестве.
Свиридов создаёт десятки симфоний, концертов, ораторий, кантат, песен и романсов, становится автором музыки к тринадцати фильмам. Он переводит в блестящий вокальный исполнительский ряд стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, У. Шекспира, А. Исаакяна, Р. Бёрнса, С. Есенина, В. Маяковского, Б. Пастернака, Р. Рождественского. И все это – с потрясающей творческой самобытностью. В 1964 году Георгий Васильевич обнародует хоровой цикл «Курские песни», слова народные (Государственная премия 1968 года). Это произведение определило целое направление в русской музыке, которое получило название «новая фольклорная волна». Уже много позже в русле той волны весьма плодотворно работали такие известные композиторы-«шестидесятники» как В. Гаврилин, Р. Щедрин, Н. Сидельников, С. Слонимский и многие другие.
Как известно, Пушкиным Свиридов увлёкся ещё на студенческой скамье и потом всю жизнь периодически обращался к творчеству гения. Имею в виду шесть романсов на стихи Пушкина, оратории «Декабристы», «Пушкинский венок». При этом вдумчивые музыковеды всегда говорили об особой эквилинеарности, буквально равнострочности, свиридовской музыки пушкинским сочинениям. Постичь глубокомысленность подобных рассуждений простым, как мне, слушателям, было трудно до тех пор, покуда мы впервые не услышали музыку к фильму «Метель» - «музыкальные иллюстрации к повести Пушкина», как скромно называл сочинение сам Георгий Васильевич. И сразу всем стало ясно: рождён исключительной силы воздействия шедевр. Аура «музыкальной иллюстрации» оказалась настолько осязаема, что, кажется, будто ты не только слышишь её звуки, но и видишь воочию то, о чём написано Пушкиным: картины природы, жанровые сценки начала ХIХ века, бал, разворачивающийся на фоне дивных вальсовых вариаций. Через девять лет Свиридов вновь вернулся к своей фантастической музыке, сведя разбросанные по фильму иллюстративные фрагменты в единое целое – симфонию-сюиту. Если хотите, был создан некий новый симфонический жанр.
До тех пор мы имели лишь один пример музыкального постижения гения Пушкина – оперу П. Чайковского «Евгений Онегин». Теперь можно было смело говорить о том, что и музыка к «Метели» стоит в том же ряду.
Кстати, вы никогда не задумывались, почему всю западную литературу, включая Данте Алигьери, Сервантеса, Шекспира, Лопе де Вега, Мольера, Гёте, Гюго и прочих великих сочинителей мы знаем очень прилично? В то время, как наш Пушкин на том же Западе недостаточно известен. А вся причина – в великолепной отечественной школе перевода. Михаил Лозинский и Борис Пастернак перевели для нас всего Шекспира не просто «адекватно, изоморфно и эквивалентно», как сказали бы специалисты, но, порой, в их переводе он звучит даже лучше оригинала. К Пушкину, однако, никто в мире даже приблизиться не в состоянии, не говоря уже о его глубинном познании. Так вот Чайковский и Свиридов музыкально постигли «Наше всё» настолько, насколько это возможно людям из плоти и крови – дальше уже идёт Божественное…
Кроме всего прочего, Свиридов обладал редчайшей, удивительной способностью – занимаясь прикладной киномузыкой, создавать настоящие шедевры. Так, музыкальным сопровождением фильма Михаила Швейцера «Время, вперёд!» стала сюита, состоящая из шести частей: «Уральский напев», «Частушка», «Марш», «Маленький фокстрот», «Ночь». Последняя часть представляет собой музыкальное воплощение безостановочно бегущего времени. Эта исключительно яркая находка композитора снискала себе самую широкую известность не только в нашей стране, но и во всём мире, как ярчайший символ бурного ХХ века.
В советские времена эта музыка использовалась во многих кинофильмах, теле- и радиопередачах. В наше – её включили в постановку церемонии открытия ХХП Зимних Олимпийских игр в Сочи. Долгие годы финальная часть сюиты являлась позывным телепрограммы «Время». В начале «лихих ельцинских лет» её сняли как олицетворяющую застой, но потом восстановили в аранжировке на Первом канале. И правильно сделали. В мире просто не существует музыки, которая бы столь полно воплощала в себе суть самой субстанции времени. Лишь гений Свиридова сумел её выхватить из Космоса.
…У Георгия Васильевича Свиридова был сын Юрий. От отца он унаследовал колоссальную работоспособность, но и отцовское же слабое здоровье. Образованнейший, один из лучших в стране японоведов, он в последнее время жил и работал в Токио. Болел неизлечимо. И когда трагическое известие о его смерти дошло до Москвы, жена Свиридова - Эльза Густавовна не решилась сказать мужу о случившемся. Оно и понятно: Георгий Васильевич проходил реабилитацию после обширного инфаркта. А вскоре, не ведая об этом, последовал за сыном, перешагнув порог вечности в ночь под Рождество 1998 года…

Из высказываний Георгия Свиридова:

…Я устал от беспочвенных воплей и сетований по поводу «нецивилизованности» России, нецивилизованности русских, главным образом. Странно слышать, когда так говорят соотечественники Лобачевского, Менделеева, Гоголя, Лермонтова, Тютчева, Есенина, Достоевского, Чайковского. Правда, я говорю о культуре, а не о цивилизации, о «Слове о полку Игореве», а не о позолоченном унитазе.
***
Искусство – не только искусство. Оно есть часть религиозного (духовного) сознания народа. Когда искусство перестаёт быть этим сознанием, оно становится «эстетическим» развлечением. Люди, которым не близко это духовное сознание народа, не понимают сущности искусства, его сакраментального смысла.

Величие художника – это величие души (величие духа) художника. Величие Мусоргского и Бородина – это величие христианина.

Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным.

Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа.

Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть - вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне - есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории.
***
Я ведь недаром люблю литературу, поэзию, слово. Всё дело в том, что музыка сегодня не та, что была в прошлые века. Религиозный дух оставляет её, отделяется от неё, она как бы эмансипируется. И сегодня она может жить только в союзе со словом. А это ведь - совместная жизнь слова и музыки - издавна присуще русской культуре. Наша народная музыка - это пение, как для русских, так и для белорусов с украинцами. Наши народные песни, целый пласт! Наши былины были немыслимы без мелодического исполнения. Я пытался создать в современной музыкальной жизни своеобразную антологию русской песни, но музыкальная среда, верхушечно-чиновничья композиторская братия отвергла эту мысль.
***
Музыка Русского православия истребляется, унижается, третируется в последнее время. Подобно тому, как церковная роспись католических храмов объявлена бесценным сокровищем, а Русская иконопись почти полностью уничтожена и продолжает уничтожаться.

P.S. Осенью 2005 года в Курске был открыт первый памятник композитору. На нём – слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».
В родном городе Фатеже работает мемориальный дом-музей композитора. В Санкт-Петербурге, Тольятти и Балашихе открыты школы искусств его имени. В Москве несколько детских музыкальных школ носят его имя. Такая же школа есть и в Петрозаводске. Общественное движение «Россия Православная» учредило памятную медаль «Наше наследие» имени Георгия Васильевича Свиридова для награждения за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры. Астроном Крымской астрофизической обсерватории Л. Карачкина назвала астероид N 4075 в честь Свиридова (4075 Sviridov). Астероид N 5093, открытый в ту же ночь, был назван ею 5093 Svirelia в честь жены композитора Эльзы Густавовны Свиридовой-Клазер. Имя «Георгий Свиридов» носит Airbus A320 Аэрофлота. И всегда с нами его музыка.

Михаил Захарчук (http://www.stoletie.ru)

.
16 декабря 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 октября
понедельник
2018

В этот день:

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Он родился в семье портового грузчика. Окончил церковно-приходскую школу. С 9 лет работал пастухом, кучером, батраком, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром на солеваренных заводах в Славянске, рулевым на барже. В мае 1915 года призван в Русский императорский флот, окончил школу рулевых Черноморского флота. Служил на минном тральщике. После Февральской революции избран председателем судового комитета. Член РКП(б) с февраля 1917 года. Во время Октябрьской революции командовал отрядом моряков, участвовал в установлении Советской власти в Одессе. Сразу после революции вступил в отряд Красной Гвардии. В Красной Армии с февраля 1918 года. В Гражданскую войну — комиссар штаба 2-й Революционной армии (Екатеринослав), командир и комиссар бронепоезда № 4, в 1920 году — командир-военком группы бронепоездов 13-й армии. Отличался храбростью, дважды ранен, один раз контужен в боях.

С 1934 года — в танковых войсках, командир 3-го отдельного танкового полка в Московском военном округе; с 2 мая 1935 года — командир 15-й механизированной бригады Украинского военного округа. С августа 1937 года — начальник автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 Особого) военного округа. С июня 1940 года начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления. Генерал-лейтенант танковых войск (4.06.1940).

С июля 1941 года — заместитель наркома обороны СССР — начальник Автобронетанкового управления РККА, с декабря 1942 года — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Генерал-полковник танковых войск (1.01.1943). Был представителем Ставки Верховного Главнокомандования в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, участник оборонительных операций Северо-Западного фронта в 1942 году и наступательной операции на Брянском фронте в июне-августе 1943 года, наступательных сражений на Воронежском фронте в 1943 году. Внёс в годы войны большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск, способов их применения в ходе военных действий, в повышение выпуска танков и в их техническое совершенствование исходя из опыта боевых действий. Первый, наряду с П. А. Ротмистровым, советский военачальник, которому присвоено воинское звание маршал бронетанковых войск (указ от 21 февраля 1944 года). После войны, с апреля 1946 года — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск

 

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Позже, накануне празднования 25-летия КБ, сам Туполев предложил считать датой образования конструкторского бюро 22 октября 1922 года. За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

 Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.

Ныне ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время основными направлениями деятельности компании являются продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

 Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом. Он был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. В сентябре 1942 г. здесь была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулемета. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк. Командир обороны острова И.К.Гусев 22 октября написал в записной книжке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побило много фашистов»

После войны на острове была расположена метеостанция. С 1991 года остров является необитаемым, последние смотрители маяка покинули его несколько лет назад, однако сам маяк, «зажженный» еще в СССР, функционирует исправно.

 

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Особенностью обслуживания такого реактора стала необходимость поддержания металлического сплава в расплавленном состоянии, когда температура его плавления составляла 125 °C. Лодка имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Под командованием И. И. Гуляева она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии