RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Юрий  Гагарин жив!
27 марта 2016 г.

Юрий Гагарин жив!

27 марта 1968 года мир потерял первого космонавта Земли.
Кадыров против «пятой колонны»
22 января 2016 г.

Кадыров против «пятой колонны»

«Мы – за Владимира Путина!», «Мы – за Рамзана Кадырова!», «Не быть пятой колонне» - с такими лозунгами прошел миллионный митинг в Чеченской Республике.
«Кубанский казачий Спас»
25 июня 2018 г.

«Кубанский казачий Спас»

Состязания под таким названием состоялись в Краснодарском крае
Казаки - детям
20 августа 2018 г.

Казаки - детям

Кубанский казачий центр «Баско» продемонстрировал своё искусство первой межнациональной смене детского лагеря «Кавказ» в Майкопском районе Республики Адыгея.
Рабы «демократии»
13 сентября 2017 г.

Рабы «демократии»

В это сложно поверить, но рабство в путинской России не только существует, а еще и процветает.
Главная » Герои нашего времени » Истребитель "фантомов" полковник Хара

Истребитель "фантомов" полковник Хара

Дата 22 января приказом Главнокомандующего Войсками ПВО № 300 от 25.10.1996 года объявлена годовым праздником авиации ПВО

Именно в этот день в 1942 году авиация ПВО была выделена в род войск противовоздушной обороны.
Истребитель

Приказом НКО СССР № 056 от 22.01.1942 г. корпуса, дивизии, полки истребительной авиации, выделенные для противовоздушной обороны территории страны, а также 56 батальонов аэродромного обслуживания переданы в полное подчинение командующему Войсками ПВО территории страны. За годы войны истребительная авиация стала одним из основных родов войск противовоздушной обороны и основным средством борьбы с самолетами противника на дальних подступах к объектам прикрытия. Она совершила около 170 тысяч самолето-вылетов и уничтожила в воздушных боях и на аэродромах 4170 вражеских самолетов.
После войны советские летчики ПВО успешно били американцев в Корее и во Вьетнаме, а сегодня надежно защищают небо России.
Незадолго до праздника редактор РГК побеседовал с одним из прославленных ветеранов авиации ПВО, который участвовал в американско-вьетнамской войне и смело бил янки в воздухе, прославленным российским асом, кавалером множества советских и российских орденов, Героем Социалистической Республики Вьетнам
полковником в отставке Леонтием Харой.

Несостоявшаяся свадьба

После окончания летного училища молодой лейтенант Леоний Хара был направлен в один из молдавских гарнизонов. Было время хрущевского богоборчества. И боевой летчик неожиданно испытал это на себе.

- Летал я много и с радостью, весь отдавался службе, но молодость брала свое. В свободное время стали мы похаживать в соседнее село. Там познакомился я с чудной девушкой Оксаной. Встречались какое-то время. Дело шло к женитьбе. Повела она меня знакомить с родителями. Отец оказался местным православным батюшкой. Уж как он угощал меня домашним вином из молдавского винограда! Утром рассказал об этом в эскадрилье. Ребята возмутились: сам пил, а нас не пригласил, идем сегодня же тебя сватать. И пошли всей эскадрильей. Батюшка расчувствовался, выкатил бочонок. Когда ночью возвращались, один из наших свалился с мосточка в ручей, ногу подвернул. Мы его в санчасть отнесли. А на утро в часть с проверкой прибыл начальник политуправления армии. Ему доложили от травме летчика. Начали разбираться. Узнав, что меня просватали за дочь попа, политработник взбеленился: ты что, не знаешь политики партии ? И приказал: Хару от полетов отстранить, пока не откажется от женитьбы! Отказываться я не хотел, но и не летать не мог. Месяц ходил, как в тумане. Оксана узнала о причине моей тоски. Пошла к командиру части и сказала: свадьбы не будет, я от него отказываюсь! В тот же день меня допустили к полетам, а через пару недель перевели для дальнейшей службы в подмосковную Кубинку. Долго потом Оксана снилась. Но небо в конце концов залечило душевную рану.

Герой Вьетнама

В 1972 году капитана Хару как одного из лучших пилотов отправили во Вьетнам, где шла война с американцами. Вскоре он подбил одного из лучших асов США. Тогда еще никто не знал, что во вьетнамском небе появились советские летчики. Поэтому американец был очень удивлен: кто смог меня сбить, покажите. Его привели к Харе. Когда американец узнал, что побежден советским пилотом, несколько успокоился. Только с удивлением спросил Леонтия: а за что вы здесь воюете? Не за что, ответил тот, а против вашей американской политики навязывания своих долларовых ценностей повсеместно силой оружия. Ну и сколько вы здесь получаете в переводе на доллары? - спросил янки. 840 баксов. В день? В месяц. Американец самодовольно усмехнулся: а я в месяц получаю 20 тысяч баксов. Плюс две тысячи за каждый боевой вылет, но не больше трех вылетов в день.

Когда на счету Хары было два сбитых американца, ему начал завидовать политработник. Стал придираться. Однажды после удачной операции Леонтий выпил с вьетнамскими коллегами. Политработник раздул скандал, начал готовить материалы на досрочную отправку в Союз. Об этом узнали вьетнамские друзья, доложили по команде. Президенту Вьетнамской Республики быстренько представили проект указа (за два сбитых Фантома, по вьетнамским правилам, полагалось звание Героя республики). Уже на следующий день майору Харе в торжественной обстановке была вручена Звезда Героя Вьетнама. Вопрос об отправке в Союз отпал сам собой.

Месть генерала

- У меня с политработниками почему-то частенько искрило во взаимоотношениях, - вспоминает Хара. - Когда во Вьетнам отправляли, вызвали в военный отдел ЦК КПСС на инструктаж. К девяти утра. Прибыл в 8-30 к указанному кабинету. И вот уже десятый час — не вызывают. Я — человек военный, привык к точности. В 9-11 стучусь в кабинет. Там генерал сидит задумчиво. Докладываю: прибыл на инструктаж к девяти, а уже одиннадцать минут десятого. А ты куда спешишь, строго спрашивает генерал-политработник. Становлюсь по стойке смирно и во всю глотку ору: выполнять интернациональный долг! Начал он мне долго и нудно рассказывать о том, как будет трудно во Вьетнаме, мол, народ отсталый, нищий.

А я перебиваю: может он и нищий, но воевать умеет, в 1952 году разбил французскую армию, сейчас америкосов лупцует. Генерал аж побелел от злости. Как крикнет: сдать партбилет! Не вы мне его давали, отвечаю, не вам и забирать. Политработник злорадно говорит: вот тут ты не прав, сдать мне партбилет ты обязан, поскольку он будет храниться в ЦК партии, пока ты там воевать будешь. Вдруг собьют, никто не должен знать, что ты коммунист. Тайна!

И вот по возвращении из командировки через два года снова иду в ЦК КПСС. Тот же генерал сидит, в той же позе. Вспомнил меня. Дает целую стопку бумаги и говорит: садись пиши партийно-политический отчет. Подробно! А накануне меня вызывали в КГБ, где я целый день писал о том, с кем встречался, какое впечатление от того или иного вьетнамского товарища и пр. Ну уж, думаю, здесь так дело не пойдет. Сел и коротко написал: полностью выполнил задание партии и правительства. Генерал отомстил: забирай партбилет, но тут же выплати партвзносы за два года. Это был удар. Дело в том, что когда собирался в ЦК, жена дала денег: мол, купи там в блатном буфете хорошей колбаски, копченостей и пр. Когда оплатил взносы, вопрос о колбаске отпал. Вышли из ЦК, выгребли все из карманов с сослуживцем, с которым вместе летали во Вьетнам, и насчитали рубль и восемьдесят копеек.

А нужно сказать, чего греха таить, шли мы в ЦК партии в полной парадной форме и в надежде, что нас там будут чествовать как героев. Даже спасибо не сказали. Ну мы с досады решили зайти в какое-нибудь кафе и хряпнуть водочки. Подходим к бармену, даем свои гроши и говорим: налей водки, а если останется, дай пару кусочков хлеба на закуску. Он глянул на мою Звезду, подал два полных фужера водки и по два бутерброда с икрой. Неужели хватило? - спросил я. Еще и на чай осталось, улыбнулся бармен.

Два стакана с Брежневым

- Зато Леонид Ильич Брежнев отблагодарил за всю партию сразу, - продолжает вспоминать Леонтий Пантелеевич. - После Вьетнама я служил в Кубинке заместителем командира центра по летной подготовке. Однажды мы выполняли показ новой техники для членов политбюро. Накануне на тренировке произошла трагедия. Тренировку приехал посмотреть тогдашний министр обороны Гречко. На аэродроме увидел группу военных строителей в робах. Приказал: немедленно убрать всех за территорию. Стройбатовцев тут же вывезли в соседний лесок и расположили в палатках. Мы начали показательные полеты на МиГ-25. Машины до конца не отработанные, еще плохо управлялись. Один из наших на развороте не удержал машину, и она врезалась прямо в палаточный лагерь военных строителей: 182 трупа! Гречко приказал: все убрать, все зарыть, чтобы к завтрашнему дню ничего не было видно.

На следующий день прибыла большая группа партчиновников. Отлетались мы отлично. Всех вызвали на КП. Там стоял Брежнев, рядом — порученец с корзиной наручных часов. И к этой корзине — очередь. Первые, конечно, политработники, потом - тыловики, штабисты, а мы, летчики, как всегда, последние. Подошла моя очередь (я был седьмым с конца) — сунул Брежнев руку в корзину, а там — пусто. Кончились, констатирует порученец. Брежнев: в стране часы кончились?! Ну-ка немедленно - в вертолет и привезите семь часов для тех, кому не хватило. А потом обратился к нам: а что бы вам не скучно было ждать, пойдемте со мной. И повел в банкетный зал. Стали всемером плюс Брежнев с краю стола. Генсек приказал рюмки заменить на стаканы. Сам лично наливает нам до краев, а себе — одну треть стакана: за вас, соколы! Только начали закусывать, он по второй — до краев. Выпили, закусили, поговорили. Потом Брежнев кричит распорядителю: приглашайте остальных, а то ведь такой стол пропадет. Пока рассаживались, прилетел порученец, и нам вручили часы прямо за столом.

 

Записал Сергей Турченко
22 января 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
17 января
воскресенье
2021

В этот день:

Отец аэродинамики

17 января 1847 года родился Николай Егорович Жуковский, русский учёный, создатель аэродинамики (ум. 1921).

Отец аэродинамики

17 января 1847 года родился Николай Егорович Жуковский, русский учёный, создатель аэродинамики (ум. 1921).

 При его активном участии был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), на базе которого в 1920 году был сформирован Институт инженеров Красного воздушного флота, с мая 1922 года ставший Военно-воздушной инженерной академией им. Жуковского.

Николай Жуковский родился в деревне Орехово под Владимиром (ныне Собинский район Владимирской области) в семье инженера. В феврале 1858 года поступил в 4-ю Московскую гимназию. В 1864 году, окончив гимназию с серебряной медалью, Николай Жуковский без экзаменов был зачислен на физико-математический факультет Московского университета.

14 сентября 1874 г. Жуковский утверждён доцентом кафедры аналитической механики училища; 4 ноября 1876 г. состоялась публичная защита его магистерской диссертации, а 30 апреля 1882 г. Жуковский защитил диссертацию на степень доктора прикладной математики, представив работу «О прочности движения». С 1886 г. Н. Е. Жуковский — экстраординарный профессор Московского университета по кафедре прикладной механики. С 1893 г. — действительный статский советник. В 1894 г. Жуковский был избран членом-корреспондентом Академии наук. В 1905 г. избран президентом Московского математического общества.

Работы Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука. Он всесторонне исследовал динамику полёта птиц, 3 ноября 1891 года сделал доклад «О парении птиц». В 1892 году сделал доклад «По поводу летательного снаряда Чернушенко»; составив основные уравнения динамики для центра тяжести планирующего тела (то есть, при постоянном угле атаки), Жуковский нашёл траектории при различных условиях движения воздуха, в том числе теоретически предсказал возможность мёртвой петли.

Осенью 1898 года на Х съезде русских естествоиспытателей и врачей Жуковский прочитал обзорный доклад «О воздухоплавании».

В 1904 г. Жуковский открыл закон, определяющий подъёмную силу крыла самолёта; определил основные профили крыльев и лопастей винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта.

15 ноября 1905 года Жуковским был прочитан доклад «О присоединенных вихрях», заложивший теоретическую основу развития методов определения подъемной силы крыла аэроплана; в 1906 г. он опубликован в виде отдельной научной работы.

В техническом училище в 1908 г. он создал Воздухоплавательный кружок, из которого впоследствии вышли многие известные деятели авиации и техники: А. А. Архангельский, В. П. Ветчинкин, Г. М. Мусинянц, Г. Х. Сабинин, Б. С. Стечкин, А. Н. Туполев, Б. Н. Юрьев; в 1909 году Жуковский возглавил создание аэродинамической лаборатории в Московском высшем техническом училище. При его активном участии был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), на базе которого в 1920 году был сформирован Институт инженеров Красного воздушного флота, с мая 1922 года ставший Военно-воздушной инженерной академией им. Жуковского.

Воздушный истребитель танков

17 января 1916 года родился Виктор Максимович ГОЛУБЕВ, дважды Герой Советского Союза

Воздушный истребитель танков

17 января 1916 года родился Виктор Максимович ГОЛУБЕВ, дважды Герой Советского Союза

Виктор Голубев родился в Петрограде в семье рабочего. Детство и юность прошли в Угличе, закончил среднюю школу. Работал на заводе в Ленинграде.В рядах Красной Армии с 1936 года. В 1939 году окончил Харьковское пограничное училище НКВД.

В Великую Отечественную войну, с первых её дней, — в штурмовой авиации. Воевал в составе 285-го штурмового авиаполка 228-й штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии. Командуя звеном штурмовиков «Ил-2», участвовал в боях под Смоленском, Ростовом-на-Дону. В период Сталинградской битвы (с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года) лётчики-штурмовики его звена, а затем и эскадрильи проявили образцы героизма и мастерства, уничтожая технику и живую силу гитлеровцев, рвущихся к Волге.

12 августа 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 693).

8 февраля 1943 года «за проявленную отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава в разгроме фашистских войск под Сталинградом» 285-й штурмовой авиаполк был преобразован в 58-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

В ходе Курской битвы (с 5 июля по 23 августа 1943 года) по всему фронту гремела слава о мастерских ударах по хвалёным немецким «Тиграм», «Пантерам» и «Фердинандам» лётчика-штурмовика Героя Советского Союза штурмана 58-го гвардейского авиаполка гвардии майора В. М. Голубева. В ожесточённых боях на «курском выступе» он многократно водил в бой шестёрку штурмовиков «Ил-2», которой нередко удавалось за один вылет уничтожать десятки танков врага.

24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майор Голубев В. М. был удостоен второй медали «Золотая Звезда». Он стал первым дважды Героем 16-й воздушной армии. К этому времени на его боевом счету насчитывалось 257 боевых вылетов, в ходе которых им уничтожено и повреждено 69 танков, 875 автомашин, 10 цистерн с горючим, много другой боевой техники, а также выведена из строя не одна сотня вражеских солдат и офицеров.

С 1943 года гвардии майор Голубев — слушатель Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. 17 мая 1945 года его жизнь оборвалась при выполнении учебно-тренировочного полёта. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

 

Фронтовой бомбардировщик Су-24

17 января 1970 года впервые поднялся в воздух Су-24

Фронтовой бомбардировщик Су-24

17 января 1970 года впервые поднялся в воздух Су-24

Он предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

Су-24 принят на вооружение 4 февраля 1975 года. Выпускался на Новосибирском авиазаводе и КнААПО. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 этих машин. Модернизированный Су-24М2 совершил первый полёт в 2001 году. Этот самолет стоит на вооружении не только России, но и Белоруссии, Украины, Узбекистана, Алжира, Анголы, Сирии, Казахстана и др.
Максимальная взлётная масса машины — 39,7 т, максимальная скорость полёта на высоте составляет 1700 км/ч, потолок — 11 500 м.

Вооружение. Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.

Управляемые ракеты: «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8), «воздух-земля»:. 4 × Х-25МЛ/МР или Х-23. Неуправляемые ракеты: 192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32. Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты 3 × 1500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т. д.)

Су-24 применялись в Афганской войне (1979—1989). Самолёты, доставшиеся Азербайджану, ограниченно применялись в ходе Карабахской войны. Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита. Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было по разным причинам потеряно три машины. Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии в 2008 году.

Последний бой генерала Малофеева

17 января 2000 года геройски погиб Михаил Юрьевич Малофеев — начальник отдела боевой подготовки 58-й армии

Последний бой генерала Малофеева

17 января 2000 года геройски погиб Михаил Юрьевич Малофеев — начальник отдела боевой подготовки 58-й армии

Михаил Малофеев родился 25 мая 1956 года в городе Ломоносов Ленинградской области (ныне в составе города Санкт-Петербург). По национальности — русский. В 1973 году, по окончании средней школы, поступил и в 1977 году окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище имени С. М. Кирова. Служил командиром взвода, роты, начальником штаба батальона. Проходил службу в Группе советских войск в Германии, после чего был переведён в Закавказский военный округ, а через два с половиной года вместе с полком на два года убыл в Туркестанский военный округ.

В 1989 году Малофеев окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе и был назначен на должность командира батальона в Заполярье; последовательно занимая в дальнейшем должности заместителя командира полка, начальника штаба, командира полка и заместителя командира дивизии. В 1995 году — Командир 134 МСП (в/ч 67616) 45МСД. С 1995 по 1996 годы принимал участие в восстановлении конституционного порядка в Чеченской республике. С декабря 1997 года полковник Малофеев служил на должности командира 138-й отдельной гвардейской Краснознамённой Ленинградско-Красносельской мотострелковой бригады Ленинградского военного округа (посёлок Каменка Ленинградской области), и в последующем стал заместителем начальника управления боевой подготовки Ленинградского военного округа.

С 1999 года генерал-майор Малофеев участвовал в антитеррористической операции на Северном Кавказе, занимая пост начальника отдела боевой подготовки 58-й армии Северо-Кавказского военного округа — заместителя командующего группировкой федеральных войск «Север» в Чеченской Республике.

14 января 2000 года генерал-майору Малофееву М. Ю. были поручены разработка и проведение специальной операции по овладению силами батальона Внутренних войск МВД РФ зданиями Грозненского консервного завода. Операция имела стратегическое значение для дальнейшего продвижения федеральных сил к центру столицы Чечни. Для реализации этого замысла утром 17 января 2000 года две штурмовые группы выдвинулись к западной окраине завода. Понимая складывающуюся обстановку, боевики отчаянно оборонялись, открыв плотный огонь из стрелкового оружия. Попав под шквальный огонь, штурмовые группы залегли и стойко отражали атаки боевиков. При этом трое военнослужащих были ранены и один погиб. Нависла угроза уничтожения штурмующих групп и срыва боевой задачи федеральной группировки. В это время на северо-западную окраину Грозного прибыл генерал-майор Малофеев с оперативной группой, состоявшей из начальника артиллерии 276-го мотострелкового полка, двух связистов и капитана-стажёра из Общевойсковой академии. Посчитав, что после проведенной мощнейшей огневой подготовки, в ближайшем к боевикам здании в живых никого не осталось, генерал занял его. Но отсидевшиеся в подвалах боевики, как только утих огонь, вышли наружу и столкнулись с группой генерала Малофеева. Генерал вступил в бой и отстреливался, прикрывая отход подчинённых, несмотря на полученное ранение головы. Боевики открыли огонь из гранатомётов и миномётов, и генерал Малофеев со своей группой погиб под обломками стены. В течение полутора суток федеральные войска никак не могли подойти к месту гибели генерала, но, когда зданием удалось, наконец, овладеть, — при разборе завалов вместе с генерал-майором Малофеевым было обнаружено тело сержанта Шараборина — радиста, сопровождавшего своего командира в его последнем бою.

28 января 2000 года генерал-майор Малофеев был похоронен с воинскими почестями на Никольском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. Указом Президента РФ от 9 февраля 2000 года № 329 за мужество и героизм, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований в Северо-Кавказском регионе, генерал-майору Малофееву Михаилу Юрьевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

23 февраля 2000 года в Большом Кремлёвской дворце в Москве «Золотая Звезда» Героя России была передана вдове Героя — Светлане Малофеевой.

Сарыкамышская операция

17 января 1915 года завершилась Сарыкамышская операция

Сарыкамышская операция

17 января 1915 года завершилась Сарыкамышская операция

Это операция  русской Кавказской армии (генерал И. И. Воронцов-Дашков) против 3-й турецкой армии (командующий — военный министр Энвер-паша).

В результате упорных боев турки потерпели поражение, что упрочило положение Кавказского фронта и облегчило действия английских войск в Ираке и при обороне Суэца.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии