RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Соколы умирают в небе
29 января 2019 г.

Соколы умирают в небе

Памяти нашего выдающегося летчика Николая Майданова, погибшего смертью героя при выполнении боевой задачи в Чечне
Французы открыли глаза на Русский Крым
27 июля 2015 г.

Французы открыли глаза на Русский Крым

Как Европа прорубила маленькое окошко в Россию
Инцидент на траверзе Фороса
12 февраля 2013 г.

Инцидент на траверзе Фороса

Как наши моряки "дали прикурить" американцам
Бить «пиндосов» по-русски!
22 декабря 2017 г.

Бить «пиндосов» по-русски!

22 декабря 1950 года во время Корейcкой войны (1950-1953) cоcтоялся первый крупный воздушный бой между cоветскими и американскими летчиками.
«Прозрачные стены» Георгия Блейка
14 июля 2020 г.

«Прозрачные стены» Георгия Блейка

Нагрудным знаком № 1 " За службу в разведке" 14 июля 1990 года был награжден Георгий Блейк, он же - Жорж Бехар, он же — Джордж Блейк, он же - Георгий Иванович Бехтер
Главная » Герои нашего времени » Истребитель "фантомов" полковник Хара

Истребитель "фантомов" полковник Хара

Дата 22 января приказом Главнокомандующего Войсками ПВО № 300 от 25.10.1996 года объявлена годовым праздником авиации ПВО

Именно в этот день в 1942 году авиация ПВО была выделена в род войск противовоздушной обороны.
Истребитель

Приказом НКО СССР № 056 от 22.01.1942 г. корпуса, дивизии, полки истребительной авиации, выделенные для противовоздушной обороны территории страны, а также 56 батальонов аэродромного обслуживания переданы в полное подчинение командующему Войсками ПВО территории страны. За годы войны истребительная авиация стала одним из основных родов войск противовоздушной обороны и основным средством борьбы с самолетами противника на дальних подступах к объектам прикрытия. Она совершила около 170 тысяч самолето-вылетов и уничтожила в воздушных боях и на аэродромах 4170 вражеских самолетов.
После войны советские летчики ПВО успешно били американцев в Корее и во Вьетнаме, а сегодня надежно защищают небо России.
Незадолго до праздника редактор РГК побеседовал с одним из прославленных ветеранов авиации ПВО, который участвовал в американско-вьетнамской войне и смело бил янки в воздухе, прославленным российским асом, кавалером множества советских и российских орденов, Героем Социалистической Республики Вьетнам
полковником в отставке Леонтием Харой.

Несостоявшаяся свадьба

После окончания летного училища молодой лейтенант Леоний Хара был направлен в один из молдавских гарнизонов. Было время хрущевского богоборчества. И боевой летчик неожиданно испытал это на себе.

- Летал я много и с радостью, весь отдавался службе, но молодость брала свое. В свободное время стали мы похаживать в соседнее село. Там познакомился я с чудной девушкой Оксаной. Встречались какое-то время. Дело шло к женитьбе. Повела она меня знакомить с родителями. Отец оказался местным православным батюшкой. Уж как он угощал меня домашним вином из молдавского винограда! Утром рассказал об этом в эскадрилье. Ребята возмутились: сам пил, а нас не пригласил, идем сегодня же тебя сватать. И пошли всей эскадрильей. Батюшка расчувствовался, выкатил бочонок. Когда ночью возвращались, один из наших свалился с мосточка в ручей, ногу подвернул. Мы его в санчасть отнесли. А на утро в часть с проверкой прибыл начальник политуправления армии. Ему доложили от травме летчика. Начали разбираться. Узнав, что меня просватали за дочь попа, политработник взбеленился: ты что, не знаешь политики партии ? И приказал: Хару от полетов отстранить, пока не откажется от женитьбы! Отказываться я не хотел, но и не летать не мог. Месяц ходил, как в тумане. Оксана узнала о причине моей тоски. Пошла к командиру части и сказала: свадьбы не будет, я от него отказываюсь! В тот же день меня допустили к полетам, а через пару недель перевели для дальнейшей службы в подмосковную Кубинку. Долго потом Оксана снилась. Но небо в конце концов залечило душевную рану.

Герой Вьетнама

В 1972 году капитана Хару как одного из лучших пилотов отправили во Вьетнам, где шла война с американцами. Вскоре он подбил одного из лучших асов США. Тогда еще никто не знал, что во вьетнамском небе появились советские летчики. Поэтому американец был очень удивлен: кто смог меня сбить, покажите. Его привели к Харе. Когда американец узнал, что побежден советским пилотом, несколько успокоился. Только с удивлением спросил Леонтия: а за что вы здесь воюете? Не за что, ответил тот, а против вашей американской политики навязывания своих долларовых ценностей повсеместно силой оружия. Ну и сколько вы здесь получаете в переводе на доллары? - спросил янки. 840 баксов. В день? В месяц. Американец самодовольно усмехнулся: а я в месяц получаю 20 тысяч баксов. Плюс две тысячи за каждый боевой вылет, но не больше трех вылетов в день.

Когда на счету Хары было два сбитых американца, ему начал завидовать политработник. Стал придираться. Однажды после удачной операции Леонтий выпил с вьетнамскими коллегами. Политработник раздул скандал, начал готовить материалы на досрочную отправку в Союз. Об этом узнали вьетнамские друзья, доложили по команде. Президенту Вьетнамской Республики быстренько представили проект указа (за два сбитых Фантома, по вьетнамским правилам, полагалось звание Героя республики). Уже на следующий день майору Харе в торжественной обстановке была вручена Звезда Героя Вьетнама. Вопрос об отправке в Союз отпал сам собой.

Месть генерала

- У меня с политработниками почему-то частенько искрило во взаимоотношениях, - вспоминает Хара. - Когда во Вьетнам отправляли, вызвали в военный отдел ЦК КПСС на инструктаж. К девяти утра. Прибыл в 8-30 к указанному кабинету. И вот уже десятый час — не вызывают. Я — человек военный, привык к точности. В 9-11 стучусь в кабинет. Там генерал сидит задумчиво. Докладываю: прибыл на инструктаж к девяти, а уже одиннадцать минут десятого. А ты куда спешишь, строго спрашивает генерал-политработник. Становлюсь по стойке смирно и во всю глотку ору: выполнять интернациональный долг! Начал он мне долго и нудно рассказывать о том, как будет трудно во Вьетнаме, мол, народ отсталый, нищий.

А я перебиваю: может он и нищий, но воевать умеет, в 1952 году разбил французскую армию, сейчас америкосов лупцует. Генерал аж побелел от злости. Как крикнет: сдать партбилет! Не вы мне его давали, отвечаю, не вам и забирать. Политработник злорадно говорит: вот тут ты не прав, сдать мне партбилет ты обязан, поскольку он будет храниться в ЦК партии, пока ты там воевать будешь. Вдруг собьют, никто не должен знать, что ты коммунист. Тайна!

И вот по возвращении из командировки через два года снова иду в ЦК КПСС. Тот же генерал сидит, в той же позе. Вспомнил меня. Дает целую стопку бумаги и говорит: садись пиши партийно-политический отчет. Подробно! А накануне меня вызывали в КГБ, где я целый день писал о том, с кем встречался, какое впечатление от того или иного вьетнамского товарища и пр. Ну уж, думаю, здесь так дело не пойдет. Сел и коротко написал: полностью выполнил задание партии и правительства. Генерал отомстил: забирай партбилет, но тут же выплати партвзносы за два года. Это был удар. Дело в том, что когда собирался в ЦК, жена дала денег: мол, купи там в блатном буфете хорошей колбаски, копченостей и пр. Когда оплатил взносы, вопрос о колбаске отпал. Вышли из ЦК, выгребли все из карманов с сослуживцем, с которым вместе летали во Вьетнам, и насчитали рубль и восемьдесят копеек.

А нужно сказать, чего греха таить, шли мы в ЦК партии в полной парадной форме и в надежде, что нас там будут чествовать как героев. Даже спасибо не сказали. Ну мы с досады решили зайти в какое-нибудь кафе и хряпнуть водочки. Подходим к бармену, даем свои гроши и говорим: налей водки, а если останется, дай пару кусочков хлеба на закуску. Он глянул на мою Звезду, подал два полных фужера водки и по два бутерброда с икрой. Неужели хватило? - спросил я. Еще и на чай осталось, улыбнулся бармен.

Два стакана с Брежневым

- Зато Леонид Ильич Брежнев отблагодарил за всю партию сразу, - продолжает вспоминать Леонтий Пантелеевич. - После Вьетнама я служил в Кубинке заместителем командира центра по летной подготовке. Однажды мы выполняли показ новой техники для членов политбюро. Накануне на тренировке произошла трагедия. Тренировку приехал посмотреть тогдашний министр обороны Гречко. На аэродроме увидел группу военных строителей в робах. Приказал: немедленно убрать всех за территорию. Стройбатовцев тут же вывезли в соседний лесок и расположили в палатках. Мы начали показательные полеты на МиГ-25. Машины до конца не отработанные, еще плохо управлялись. Один из наших на развороте не удержал машину, и она врезалась прямо в палаточный лагерь военных строителей: 182 трупа! Гречко приказал: все убрать, все зарыть, чтобы к завтрашнему дню ничего не было видно.

На следующий день прибыла большая группа партчиновников. Отлетались мы отлично. Всех вызвали на КП. Там стоял Брежнев, рядом — порученец с корзиной наручных часов. И к этой корзине — очередь. Первые, конечно, политработники, потом - тыловики, штабисты, а мы, летчики, как всегда, последние. Подошла моя очередь (я был седьмым с конца) — сунул Брежнев руку в корзину, а там — пусто. Кончились, констатирует порученец. Брежнев: в стране часы кончились?! Ну-ка немедленно - в вертолет и привезите семь часов для тех, кому не хватило. А потом обратился к нам: а что бы вам не скучно было ждать, пойдемте со мной. И повел в банкетный зал. Стали всемером плюс Брежнев с краю стола. Генсек приказал рюмки заменить на стаканы. Сам лично наливает нам до краев, а себе — одну треть стакана: за вас, соколы! Только начали закусывать, он по второй — до краев. Выпили, закусили, поговорили. Потом Брежнев кричит распорядителю: приглашайте остальных, а то ведь такой стол пропадет. Пока рассаживались, прилетел порученец, и нам вручили часы прямо за столом.

 

Записал Сергей Турченко
22 января 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
27 октября
вторник
2020

В этот день:

Авиаконструктор Генрих Новожилов

27 октября 1925 года родился Генрих Васильевич НОВОЖИЛОВ, авиаконструктор (ОКБ имени Ильюшина), академик (1984), лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда.

Авиаконструктор Генрих Новожилов

27 октября 1925 года родился Генрих Васильевич НОВОЖИЛОВ, авиаконструктор (ОКБ имени Ильюшина), академик (1984), лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда.

Он родился в Москве в семье военнослужащих. Отец, Василий Васильевич, был военным инженером, мать — Ираида Ивановна — военнослужащая. В 1943 году Генрих стал

студентом самолётостроительного факультета МАИ. С 1949 года работал в ОКБ С. В. Ильюшина. В 1956—1958 годах Новожилов — секретарь партийного комитета завода, затем заместитель главного конструктора Ил-18, в 1964 году — первый заместитель генерального конструктора, руководил организацией серийного производства Ил-62, за что с группой работников ОКБ стал лауреатом Ленинской премии 1970 года.

 

Геройская гибель Виктора Талалихина

27 октября 1941 года погиб Виктор Васильевич ТАЛАЛИХИН (род. 18.09.1918), летчик-истребитель, Герой Советского Союза.

Геройская гибель Виктора Талалихина

27 октября 1941 года погиб Виктор Васильевич ТАЛАЛИХИН (род. 18.09.1918), летчик-истребитель, Герой Советского Союза.

 Первым во время Великой Отечественной войны применил ночной таран. Погиб 23 лет от роду, защищая небо Москвы.

Он родился в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии. Сын рабочего. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в советско-финской войне. Совершил 47 боевых вылетов, сбил четыре финских самолёта, за что в 20 лет был награждён орденом Красной Звезды.

В Великую Отечественную войну был заместителем командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиаполка. В ночь на 7 августа 1941 года на И-16 произвёл таран в ночном воздушном бою, сбив около Москвы бомбардировщик He-111. Его самолёт упал в лес вблизи деревни Мансурово (Домодедовский район), а сам раненый летчик на парашюте спустился в речку Северку. В последующих боях сбил ещё пять немецких самолётов. Погиб в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года. Дело было так.

27 октября 1941 года 6 истребителей под командованием Талалихина вылетели на прикрытие наших войск в район деревни Каменки, на берегу Нары ( 85 км западнее Москвы ). При подходе к немецкому аэродрому их встретила девятка Ме-109. Талалихин сбил один "мессер" лично, а другой - в паре с ведомым Александром Богдановым. Но пулемётная очередь пришлась и по кабине его истребителя. Талалихин был тяжело ранен в голову и вскоре чёрный столб дыма отметил место падения его машины...

Виктор Васильевич Талалихин похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды. Отважный лётчик навечно зачислен в списки воинской части.

В городе Подольске после войны ему поставлен величественный памятник, а в Москве - бюст. Его именем названы также улицы в городах Калининграде ( Московской области ), Волгограде, Борисоглебске и многих других.

 

Карибский кризис: воздушный шпионаж

27 октября 1962 года советской системой ПВО над Кубой был сбит разведывательный самолёт U-2 ВВС США: пилот майор Рудольф Андерсон погиб.

Карибский кризис: воздушный шпионаж

27 октября 1962 года советской системой ПВО над Кубой был сбит разведывательный самолёт U-2 ВВС США: пилот майор Рудольф Андерсон погиб.

Недавно опубликован рассекреченный документ ЦРУ, датируемый 02:00, 28 октября 1962 года: "Причиной потери U-2 над Баном была, вероятно, атака SA-2, или гипоксия пилота. Первая причина более вероятна, так как базируется на переданной пилотом информации".

Инцидент произошел на фоне самой острой стадии Карибского кризиса. До сентября 1962 самолёты ВВС США облетали Кубу дважды в месяц. С 5 сентября по 14 октября полёты были прекращены. С одной стороны из-за плохой погоды, с другой — президент США Кеннеди запретил их из опасения эскалации конфликта в случае, если американский самолёт будет сбит советской зенитной ракетой. Первый после перерыва полёт состоялся 14 октября (стоит отметить, что до 5 сентября полеты выполнялись с ведома ЦРУ, теперь же такие полёты перешли под контроль ВВС США) — самолет-разведчик U-2 4080-го стратегического разведывательного крыла, пилотируемый майором Ричардом Хейзером, взлетел около 3 часов ночи с авиабазы Эдвардс в Калифорнии. Через час после восхода солнца Хейзер достиг Кубы. Полёт до Мексиканского залива занял у него 5 часов. Хейзер облетел Кубу с запада и пересек береговую линию с юга в 7:31 утра. Самолёт пересёк всю Кубу почти точно с юга на север, пролетев над городами Тако-Тако, Сан-Кристобаль, Бахиа-Хонда. Приземлившись на авиабазе в южной Флориде, Хейзер вручил пленку ЦРУ. 15 октября аналитики ЦРУ установили, что на фотографиях — советские баллистические ракеты средней дальности Р-12 («SS-4» по классификации НАТО). Вечером того же дня эта информация была доведена до сведения высшего военного руководства США. Утром 16 октября в 8:45 фотографии показали президенту. После этого по приказу Кеннеди полёты над Кубой участились в 90 раз: с двух раз в месяц до шести раз в день.

В конце концов, это должно было привести к конфликту. 27 октября в одно из подразделений ПВО пришло сообщение, что на подлёте к Гуантанамо замечен американский самолёт-разведчик U-2. Начальник штаба зенитного ракетного дивизиона С-75 капитан Антонец позвонил в штаб Группы советских войск на Кубе (ГСВК) генералу армии Иссе Плиеву за инструкциями, но того на месте не оказалось. Заместитель командующего ГСВК по боевой подготовке генерал-майор Леонид Гарбуз приказал капитану ждать появления Плиева. Через несколько минут Антонец вновь позвонил в штаб — никто не взял трубку. Когда U-2 был уже над Кубой, Гарбуз сам прибежал в штаб и, не дождавшись Плиева, отдал приказ уничтожить самолёт. Пуск был осуществлён в 10:22 по местному времени. Пилот U-2 майор Рудольф Андерсон погиб. Примерно в это же время другой U-2 был почти перехвачен над Сибирью, так как генерал ЛеМей, начальник штаба ВВС США, пренебрёг приказом президента США прекратить все полёты над советской территорией. Ещё через несколько часов два самолёта фоторазведки ВМС США RF-8A «Крусейдер» были обстреляны зенитными орудиями во время облёта Кубы на малой высоте. Один из них был повреждён, однако пара благополучно вернулась на базу. Кеннеди снова приказал прекратить полеты.

Подвиг взрывотехника Михаила Чеканова

27 октября 1994 года в Москве при обезвреживании взрывного устройства на основе мины МОН-50 с часовым механизмом у магазина «Контур-Авто» на шоссе Энтузиастов, 27, погиб подполковник ФСК Михаил Чеканов.

Подвиг взрывотехника Михаила Чеканова

27 октября 1994 года в Москве при обезвреживании взрывного устройства на основе мины МОН-50 с часовым механизмом у магазина «Контур-Авто» на шоссе Энтузиастов, 27, погиб подполковник ФСК Михаил Чеканов.

27 октября 1994 года в дежурную службу управления ФСК поступило сообщение об обнаружении подозрительного пакета у магазина на шоссе Энтузиастов. В тот день Михаил Чеканов вышел на дежурство не в свою смену - подменил коллегу. Он почему-то сразу понял, что это не ложный вызов: интуиция. Скорее всего - взрывное устройство, результат тогдашних криминальных разборок. По прибытии ситуацию оценил сразу: противопехотная осколочная мина направленного действия. Сектор действия - до 100 метров. Мину дополняла канистра с бензином, что значительно усилит взрыв. А рядом - самая обычная жизнь, проходят сотни людей. Чеканов первым делом убрал канистру. О том, сколько времени взрывное устройство находится в зависшем состоянии, в тот момент он знать не мог. Специальных роботов на вооружении еще не было. Выход один: обезвредить бомбу вручную. Чеканов успел развернуть пакет к стене и этим спас жизнь тем, кто находился у него за спиной со стороны улицы.

Как потом определили специалисты, обезвредить то устройство было невозможно. Оставалось рискнуть своей жизнью, чтобы спасти другие. Чеканов это отлично понимал. Коллеги считали его зубром взывотехники. Счет в таких случаях идет на секунды. «Зависшее» устройство непредсказуемо. В действие его может привести даже дуновение ветра или вибрация от проходящего рядом трамвая.

Михаил Чеканов посмертно награжден орденом «За личное мужество». После этой трагедии взрывотехники стали применять для разминирования роботы-манипуляторы ирландского производства «Хобо».

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии