RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Фидель: гудбай, Америка!
2 сентября 2014 г.

Фидель: гудбай, Америка!

88-летний команданте в очередной раз поразил мир ясностью своего ума
Нападение на храм
16 августа 2015 г.

Нападение на храм

В ночь на 8 августа 2015 года неизвестные пытались поджечь Христорождественский собор города Хабаровска
По коням!
1 декабря 2017 г.

По коням!

Занятия по казачьим боевым искусствам в Кубанской казачьей спортивной школе «Баско»
КАМАЗ-МАСТЕР ЗАВОДИТ МОТОРЫ
28 декабря 2016 г.

КАМАЗ-МАСТЕР ЗАВОДИТ МОТОРЫ

О подготовке к ралли «Дакар-2017» и «Африка Эко Рейс-2017»
Европу уничтожат первой
26 августа 2014 г.

Европу уничтожат первой

Размещая на своих территориях базы США, американские холуи, похоже, не понимают, что в грядущей войне Россия именно по этим местам будет вынуждена нанести испепеляющие удары
Главная » Герои нашего времени » Истребитель "фантомов" полковник Хара

Истребитель "фантомов" полковник Хара

Дата 22 января приказом Главнокомандующего Войсками ПВО № 300 от 25.10.1996 года объявлена годовым праздником авиации ПВО

Именно в этот день в 1942 году авиация ПВО была выделена в род войск противовоздушной обороны.
Истребитель

Приказом НКО СССР № 056 от 22.01.1942 г. корпуса, дивизии, полки истребительной авиации, выделенные для противовоздушной обороны территории страны, а также 56 батальонов аэродромного обслуживания переданы в полное подчинение командующему Войсками ПВО территории страны. За годы войны истребительная авиация стала одним из основных родов войск противовоздушной обороны и основным средством борьбы с самолетами противника на дальних подступах к объектам прикрытия. Она совершила около 170 тысяч самолето-вылетов и уничтожила в воздушных боях и на аэродромах 4170 вражеских самолетов.
После войны советские летчики ПВО успешно били американцев в Корее и во Вьетнаме, а сегодня надежно защищают небо России.
Незадолго до праздника редактор РГК побеседовал с одним из прославленных ветеранов авиации ПВО, который участвовал в американско-вьетнамской войне и смело бил янки в воздухе, прославленным российским асом, кавалером множества советских и российских орденов, Героем Социалистической Республики Вьетнам
полковником в отставке Леонтием Харой.

Несостоявшаяся свадьба

После окончания летного училища молодой лейтенант Леоний Хара был направлен в один из молдавских гарнизонов. Было время хрущевского богоборчества. И боевой летчик неожиданно испытал это на себе.

- Летал я много и с радостью, весь отдавался службе, но молодость брала свое. В свободное время стали мы похаживать в соседнее село. Там познакомился я с чудной девушкой Оксаной. Встречались какое-то время. Дело шло к женитьбе. Повела она меня знакомить с родителями. Отец оказался местным православным батюшкой. Уж как он угощал меня домашним вином из молдавского винограда! Утром рассказал об этом в эскадрилье. Ребята возмутились: сам пил, а нас не пригласил, идем сегодня же тебя сватать. И пошли всей эскадрильей. Батюшка расчувствовался, выкатил бочонок. Когда ночью возвращались, один из наших свалился с мосточка в ручей, ногу подвернул. Мы его в санчасть отнесли. А на утро в часть с проверкой прибыл начальник политуправления армии. Ему доложили от травме летчика. Начали разбираться. Узнав, что меня просватали за дочь попа, политработник взбеленился: ты что, не знаешь политики партии ? И приказал: Хару от полетов отстранить, пока не откажется от женитьбы! Отказываться я не хотел, но и не летать не мог. Месяц ходил, как в тумане. Оксана узнала о причине моей тоски. Пошла к командиру части и сказала: свадьбы не будет, я от него отказываюсь! В тот же день меня допустили к полетам, а через пару недель перевели для дальнейшей службы в подмосковную Кубинку. Долго потом Оксана снилась. Но небо в конце концов залечило душевную рану.

Герой Вьетнама

В 1972 году капитана Хару как одного из лучших пилотов отправили во Вьетнам, где шла война с американцами. Вскоре он подбил одного из лучших асов США. Тогда еще никто не знал, что во вьетнамском небе появились советские летчики. Поэтому американец был очень удивлен: кто смог меня сбить, покажите. Его привели к Харе. Когда американец узнал, что побежден советским пилотом, несколько успокоился. Только с удивлением спросил Леонтия: а за что вы здесь воюете? Не за что, ответил тот, а против вашей американской политики навязывания своих долларовых ценностей повсеместно силой оружия. Ну и сколько вы здесь получаете в переводе на доллары? - спросил янки. 840 баксов. В день? В месяц. Американец самодовольно усмехнулся: а я в месяц получаю 20 тысяч баксов. Плюс две тысячи за каждый боевой вылет, но не больше трех вылетов в день.

Когда на счету Хары было два сбитых американца, ему начал завидовать политработник. Стал придираться. Однажды после удачной операции Леонтий выпил с вьетнамскими коллегами. Политработник раздул скандал, начал готовить материалы на досрочную отправку в Союз. Об этом узнали вьетнамские друзья, доложили по команде. Президенту Вьетнамской Республики быстренько представили проект указа (за два сбитых Фантома, по вьетнамским правилам, полагалось звание Героя республики). Уже на следующий день майору Харе в торжественной обстановке была вручена Звезда Героя Вьетнама. Вопрос об отправке в Союз отпал сам собой.

Месть генерала

- У меня с политработниками почему-то частенько искрило во взаимоотношениях, - вспоминает Хара. - Когда во Вьетнам отправляли, вызвали в военный отдел ЦК КПСС на инструктаж. К девяти утра. Прибыл в 8-30 к указанному кабинету. И вот уже десятый час — не вызывают. Я — человек военный, привык к точности. В 9-11 стучусь в кабинет. Там генерал сидит задумчиво. Докладываю: прибыл на инструктаж к девяти, а уже одиннадцать минут десятого. А ты куда спешишь, строго спрашивает генерал-политработник. Становлюсь по стойке смирно и во всю глотку ору: выполнять интернациональный долг! Начал он мне долго и нудно рассказывать о том, как будет трудно во Вьетнаме, мол, народ отсталый, нищий.

А я перебиваю: может он и нищий, но воевать умеет, в 1952 году разбил французскую армию, сейчас америкосов лупцует. Генерал аж побелел от злости. Как крикнет: сдать партбилет! Не вы мне его давали, отвечаю, не вам и забирать. Политработник злорадно говорит: вот тут ты не прав, сдать мне партбилет ты обязан, поскольку он будет храниться в ЦК партии, пока ты там воевать будешь. Вдруг собьют, никто не должен знать, что ты коммунист. Тайна!

И вот по возвращении из командировки через два года снова иду в ЦК КПСС. Тот же генерал сидит, в той же позе. Вспомнил меня. Дает целую стопку бумаги и говорит: садись пиши партийно-политический отчет. Подробно! А накануне меня вызывали в КГБ, где я целый день писал о том, с кем встречался, какое впечатление от того или иного вьетнамского товарища и пр. Ну уж, думаю, здесь так дело не пойдет. Сел и коротко написал: полностью выполнил задание партии и правительства. Генерал отомстил: забирай партбилет, но тут же выплати партвзносы за два года. Это был удар. Дело в том, что когда собирался в ЦК, жена дала денег: мол, купи там в блатном буфете хорошей колбаски, копченостей и пр. Когда оплатил взносы, вопрос о колбаске отпал. Вышли из ЦК, выгребли все из карманов с сослуживцем, с которым вместе летали во Вьетнам, и насчитали рубль и восемьдесят копеек.

А нужно сказать, чего греха таить, шли мы в ЦК партии в полной парадной форме и в надежде, что нас там будут чествовать как героев. Даже спасибо не сказали. Ну мы с досады решили зайти в какое-нибудь кафе и хряпнуть водочки. Подходим к бармену, даем свои гроши и говорим: налей водки, а если останется, дай пару кусочков хлеба на закуску. Он глянул на мою Звезду, подал два полных фужера водки и по два бутерброда с икрой. Неужели хватило? - спросил я. Еще и на чай осталось, улыбнулся бармен.

Два стакана с Брежневым

- Зато Леонид Ильич Брежнев отблагодарил за всю партию сразу, - продолжает вспоминать Леонтий Пантелеевич. - После Вьетнама я служил в Кубинке заместителем командира центра по летной подготовке. Однажды мы выполняли показ новой техники для членов политбюро. Накануне на тренировке произошла трагедия. Тренировку приехал посмотреть тогдашний министр обороны Гречко. На аэродроме увидел группу военных строителей в робах. Приказал: немедленно убрать всех за территорию. Стройбатовцев тут же вывезли в соседний лесок и расположили в палатках. Мы начали показательные полеты на МиГ-25. Машины до конца не отработанные, еще плохо управлялись. Один из наших на развороте не удержал машину, и она врезалась прямо в палаточный лагерь военных строителей: 182 трупа! Гречко приказал: все убрать, все зарыть, чтобы к завтрашнему дню ничего не было видно.

На следующий день прибыла большая группа партчиновников. Отлетались мы отлично. Всех вызвали на КП. Там стоял Брежнев, рядом — порученец с корзиной наручных часов. И к этой корзине — очередь. Первые, конечно, политработники, потом - тыловики, штабисты, а мы, летчики, как всегда, последние. Подошла моя очередь (я был седьмым с конца) — сунул Брежнев руку в корзину, а там — пусто. Кончились, констатирует порученец. Брежнев: в стране часы кончились?! Ну-ка немедленно - в вертолет и привезите семь часов для тех, кому не хватило. А потом обратился к нам: а что бы вам не скучно было ждать, пойдемте со мной. И повел в банкетный зал. Стали всемером плюс Брежнев с краю стола. Генсек приказал рюмки заменить на стаканы. Сам лично наливает нам до краев, а себе — одну треть стакана: за вас, соколы! Только начали закусывать, он по второй — до краев. Выпили, закусили, поговорили. Потом Брежнев кричит распорядителю: приглашайте остальных, а то ведь такой стол пропадет. Пока рассаживались, прилетел порученец, и нам вручили часы прямо за столом.

 

Записал Сергей Турченко
22 января 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии