RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Подвиг морпеха Виктора Шуляка
17 апреля 2018 г.

Подвиг морпеха Виктора Шуляка

17 апреля 1995 года, за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, звание Героя Российской Федерации было присвоено капитану Виктору Шуляку.
Куда девался Стрелков?
16 августа 2014 г.

Куда девался Стрелков?

Игорь Иванович был и остается народным лидером Новороссии. Вполне возможно, его отставка — некий хитрый кадровый маневр Путина. Дай бы Бог!
Сталинский рывок в космос
1 марта 2014 г.

Сталинский рывок в космос

102 года назад родился один из создателей космической техники Борис Евсеевич Черток, который долгие годы был заместителем легендарного Сергея Павловича Королева.
Подвиг спецназовца Александра Ковалева
10 сентября 2015 г.

Подвиг спецназовца Александра Ковалева

10 сентября 1999 года погиб смертью Героя в бою с бандитами Басаева старший лейтенант Александр Геннадьевич Ковалёв
Триумф «Триумфа» и «Ангары»
25 декабря 2014 г.

Триумф «Триумфа» и «Ангары»

Итоги 2014: новое оружие России
Главная » Герои нашего времени » Елена Образцова: ушла, чтобы остаться навсегда

Елена Образцова: ушла, чтобы остаться навсегда

Весь мир скорбит о кончине великой певицы и прекрасной женщины

Её чудному, обворожительному, неповторимому меццо-сопрано восторженно внимали слушатели в Метрополитен Опера, Ковент-Гардене, Опера Лисеу, Ла Скала, в опере Лос-Анджелеса, в опере Сан-Франциско, в Михайловском и, конечно же, в Большом театрах.
Елена Образцова: ушла, чтобы остаться навсегда

Горячие испанцы признали Образцову лучшей исполнительницей партии Кармен в мире. Вообще в мировом оперном искусстве нет таких творческих высот, которые бы остались не покорёнными этой выдающейся певицей.

Свою самую первую большую награду Елена завоевала ещё в 1962 году на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки. Через год, будучи студенткой консерватории, дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек из оперы М.Мусоргского «Борис Годунов». По окончании консерватории так и осталась петь в лучшем оперном театре мира. В 1975 году Елена Образцова вместе с Большим театром отправилась на гастроли в США. На спектакле «Борис Годунов» у молодой певицы произошёл триумф, доселе ни с кем из советских исполнителей не случавшийся. Прослушав арию Марины Мнишек, публика поднялась и устроила такой шквал аплодисментов, что спектакль пришлось остановить. Газета New York Times тогда написала: в мире взошла потрясающей величины звезда мировой оперы. Через несколько месяцев Образцова выступила в «Трубадуре» - спектакле, открывавшем сезон Оперы Сан-Франциско. Её партнерами были Лучано Паваротти и Джоан Сазерленд. Место солистки в «Метрополитен-опера» Образцовой было обеспечено. Первые партии в этой роли - Амнерис в «Аиде» Верди и знаменитая Далида основательно потрясли взыскательную американскую публику. Та же New York Times устами своего критика восхищалась: «Сомневаюсь, что мы с вами слышали Далилу, которой бы так легко удавалось осилить две с половиной октавы - Образцова исполняет эту сложнейшую партию без тени напряжения». Две с половиной октавы – это, конечно, не два с половиной метра прыжка, но высота чрезвычайно впечатляюща. Уж поверьте на слово.

Следующее выдающееся достижение певицы – роль Сантуцци в фильме Франко Дзеффирелли «Сельская честь». Напомню читателю, что этот итальянский художник, режиссёр, продюсер и сценарист является лучшим в мире постановщиком в кино классических опер. На его счету: «Золушка», «Аида», «Травиата», «Турок в Италии», «Сельская честь», «Паяцы», «Лючия ди Ламмермур», «Тоска», «Норма», «Фальстаф», «Кармен», «Турандот», «Дон Карлос», «Антоний и Клеопатра», «Отелло», «Дон Жуан», «Богема», «Пуритане» и другие. Так вот величайший мастер всех времён и народов Дзеффирелли признавался: «В моей жизни были три потрясения: Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съемок фильма „Сельская честь“ сотворила чудо».

Кстати, сама Елена Образцова тоже выступала в качестве оперного режиссёра. В 1986 году она поставила в Большом театре оперу Ж.Массне «Вертер» (дирижер-постановщик и по совместительству тогдашний её муж - А. Жюрайтис), где исполняла главную партию. Певица также неоднократно пела главные роли в таких телевизионных музыкальных фильмах, как «Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь», «Тоска». Более десяти лет она преподавала в Московской городской консерватории имени П.И.Чайковского, став там профессором. А ещё сыграла главную роль в спектакле Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» по пьесе Ренато Мейнарда. Целый год исполняла программу классического джаза (Д.Эллингтон, В.Дюк, Дж. Гершвин) с квартетом И. М. Бутмана и оркестром под управлением Д.Бергера. В 2007 - 08 годах возглавляла оперную труппу Михайловского театра. Елена Васильевна - Почётный член Пушкинской академии, академик Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства, академик Академии российского искусства, член Международного общества друзей Русского музея. Обширный концертный репертуар Образцовой – тоже во многом образец для подражания. Она до сих пор исполняет практически все камерно-вокальные произведения для меццо-сопрано П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, Р. Шумана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и ещё многих других композиторов.

В этом месте позволю себе перевести дух в перечислении «образцовых достижений Образцовой» и заняться сладкими воспоминаниями, которые в ином случае могли бы выглядеть почти бахвальством.
Осенью 1977 года руководство ВТО поручило нескольким членам бюро, в том числе и автору сих строк, провести «Встречу артистов Государственного академического Большого Театра СССР с ударниками коммунистического труда московских предприятий». Кроме, так сказать, организационной части, старшему лейтенанту Захарчуку вменялось: доставить в Дом актёра (ещё на улице Горького) руководителя Ансамбля скрипачей Юлия Марковича Реентовича и солистку театра Елену Васильевну Образцову.

«Бригадир скрипачей» сообщил, что его привезёт служебная «Волга». За Образцовой я поехал. Она вышла с дочкой Леной и подругой, которую называла только по фамилии Авдеева. Всю дорогу щебетала без умолку. И так меня к себе расположила, что я осмелился на совершенно глупый, как теперь понимаю, вопрос: «Скажите, а Сергей Образцов из кукольного театра, случайно, не ваш муж или родственник?» «Нет, - ответила,- даже не однофамилец!». И все они втроём на заднем сидении дружно, раскатисто рассмеялись. Дебют партии знакомства я проигрывал с треском. Но у меня была спасительная заготовка, о которой вряд ли могла догадаться оперная дива. Как раз накануне в «Литературной газете» вышла целая полоса диалога Образцовой и очень на ту пору известного журналиста Григория Цитриняка о состоянии оперного искусства в стране. Диалог тот я проштудировал весьма основательно и, выждав паузу в девичьем хохоте, достаточно грамотно изложил свои соображения относительно газетной публикации. «Ни фига себе! – совершенно искренне и неподдельно удивилась Елена Васильевна,- а я-то полагала, что военные кроме маршей ничем больше не интересуются!»

Железо всегда следует ковать, покуда оно горячее. «А вот наш диалог,- вставил я,- живо напомнил мне известное: «Я думала, что они только на деревьях кричать умеют. - Подумаешь! Я ещё и вышивать могу, и на машинке – тоже». Первой в мой мультяшный экспромт «врубилась» дочь Елены Васильевны: «Мама, это же про кота Матроскина!» Миттельшпиль и эндшпиль партии знакомства остался за мной. Смею полагать, что приятно удивлённая Образцова, когда мы прибыли на место, представила меня за кулисами всем своим коллегам. И в дальнейшем активно, со знанием дела, помогала мне вести сборный концерт артистов Большого. Даже гвоздики сортировала и подсказывала, кому и сколько их вручать. Стоя за кулисами, за всех исполнителей искренне переживала. Сама спела, как и положено приме, под занавес, совершенно не волнуясь и перед этим не разминаясь, как другие певцы. Помнится, я вынес ей оставшихся цветов целую охапку и, опустившись на одно колено,- вручил. Публика неистовствовала. Когда же я неуклюже поцеловал руку певицы, а она меня чмокнула в щеку, зал, как мне показалось, вообще взорвался. Впервые в жизни я слышал аплодисменты и восторги тысячной аудитории со сцены. Так прошел мой дебют на столичной публике с поддержкой и непосредственной помощью Елены Васильевны Образцовой. Надо ли говорить читателю о том, что в дальнейшем я пристально следил за творчеством певицы, хотя мы больше не встречались. Зато я до сих пор не пропускаю ни одно её выступление в СМИ. В доказательство приведу некоторые рассуждения этой великой певицы о жизни, о творчестве, о вечном, собранные за многие годы …

 

*
- Жизненных трудностей я не боюсь. Справляюсь с ними по мере их поступления. Я же русская, чего мне пасовать. Вот если бы я была француженка, тогда можно было бы позволить себе слабину. Но вообще-то я по жизни хулиганка и где-то даже авантюристка. Зато - везучая. Первый раз повезло по-крупному, когда я поступила в консерваторию. Основной конкурс уже прошёл. Был дополнительный приём с конкурсом 100 человек на место! И я его преодолела. Ехала в трамвае, по-идиотски улыбаясь, но ничего с собой не могла поделать. В голове только одна мысль крутилась: «Наверное, люди подумают, что дурочка какая-нибудь». Второй раз случилось везение, когда с третьего курса консерватории я попала в Большой театр. Так не бывает, а вот у меня случилось. Потом я с Большим театром я поехала на открытие нашего спектакля в Гранд-опера. Там должна была петь Ирина Константиновна Архипова, но у неё что-то не получилось. И мне дали спеть Марину Мнишек. В тот вечер я стала знаменитой. На следующий день вышли огромные статьи в газетах с моими портретами. Со мной сразу же заключил контракт Соломон Юрек, один из самых серьёзных менеджеров нашего времени. Конечно, я не забуду никогда и свой дебют в Сан-Франциско. Вот такие три громадных прорыва были уже в большую музыку.
- У меня есть чёткий показатель того, как я выступила. Если люди в конце концерта встают, значит - всё в порядке. И если во время исполнения абсолютная тишина в зале - тоже хорошо.
- Радует и вдохновляет меня моя дочь, которая стала хорошо петь; радует внучка-малышка, которая у нас родилась совершенно неожиданно; радует внук, которому уже двадцать пять лет; радуют мои друзья, которых я обожаю,;радуют мои собаки, которых у меня четыре; мой дом, мой сад, в котором я развожу цветы и сажаю кусты. Да, откровенно, всё радует. Если я прекращу радоваться, пора будет умирать. Пока человек любит, до тех пор он живёт.
- А любовь, как и талант – от Бога. Кому-то даёт, кому-то - нет. И талант всегда пробьёт себе дорогу. Обязательно. Не пробил – не талант, значит. Но и везение нужно. Просто, чем раньше везение улыбнётся, тем больше и ярче карьера. А если везение приходит в конце жизни, тогда уже сложнее. Хотя я не люблю этого слова – карьера. Дурацкое слово. Мы в своё время не учились делать карьеру. Мы учились вкладывать свою душу в исполнение и нести своё творчество людям. А сейчас и учатся, и творят для карьеры, чтобы деньги получать. У нас были другие цели и другие задачи. О деньгах я думала в третью, в пятую очередь. Мы были по-хорошему одержимыми. И первой жертвой моей творческой одержимости была, увы, дочь Ленка. Она всегда оставалась одна, когда я уезжала. Девочка вечно меня ждала. Моё сердце рвалось к ней, а её – ко мне. С другой стороны, какое же счастье сейчас выступать в паре с дочерью! И – ответственность тоже большая. Я никогда не скрывала собственного возраста. И сейчас, в свои серьёзные годы, я обязана держать марку, что ещё могу. А Ленка наоборот: «Я уже могу». Поэтому нам петь и в радость, и «в сложность» тоже.
- Не люблю я этого в профессии – «любимый-нелюбимый» певец. Но могу сказать, что Анна Нетребко хорошая певица. Если брать старшее поколение, то, наверное, Дженнифер Лэрмор. У неё меццо-сопрано потрясающее.
- Не надо переживать за нашу оперу. Всегда у нас бывают моменты кризисные, во всех искусствах. Сейчас очень много хороших певцов. Хуже обстоят дела с режиссёрами, которые ставят всё вверх ногами. Я думаю, это или от недоученности, или от скудности ума, а может, кто-то что-то и специально делает, чтобы испоганить оперу - есть у меня и такие подозрения. Переделывать и делать модерновым «Бориса Годунова» или «Тоску» - то же самое, что пририсовать усы Мадонне. Во всяком случае, мне это так же оскорбительно и отвратительно. Сейчас в театрах большая трагедия от директоров и режиссеров. Они портят классическую оперу своими идиотическими постановками. В них нет ни логики, ни знаний, ни продолжения традиций. Эти люди или специально разрушают русское искусство, или у них не хватает культуры и знаний.
- О современной жизни опер нет и не будет. О политиках и аграрной реформе, о революции, что ли, оперы писать? В современной жизни любви мало. Вот в чём проблема.

- Сама я только раз поставила спектакль, «Вертера» в Большом театре. А потом больше не предлагали. Но я поставила очень хороший спектакль, просто замечательный, это было счастье. Сейчас я бы очень хотела поставить «Кармен» и «Царскую невесту».
- За престижностью сцены никогда не гонялась. Так что если, к примеру, меня пригласит какой-то театр из глубинки – поеду не задумываясь. В каждом театре работают люди, которые хотят делать свою работу хорошо – от всей души, от всего сердца, от всего ума…
- У меня очень много учителей. Я всю жизнь училась у всех. Никогда не уходила за кулисы после своей партии, всегда смотрела, как работают мои партнёры - как они поют, как ходят, как произносят слово, как играют. Я встречалась с огромным количеством разных исполнителей и от каждого брала то, что мне подходило, что мне было нужно для моей души, для моего становления, для творческого развития.
- Честно говоря, всегда мечтала о мужчине, при котором я была бы очень нежной, и светлой, и ласковой, и чистой, и беззащитной. Чтобы мужчина был всегда мужчиной рядом со мной. Но вот что-то у меня не получилось так. Хотя мужиков много. И ничего у них по-крупному не меняется. Они как были ходоками, так и есть. Ну, может, сейчас меньше ходят налево, потому что больше сидят за компьютером. Чтобы быть счастливой с мужчиной, нужно его любить очень сильно. А любовь - девочка непокорная. Она может от вас уйти в любое время. Поэтому надо всегда трудиться, чтобы она осталась с вами. Надо придумывать для неё всякие интересные, даже экзотические вещи. Ну, например, насыпать лепестки роз на кровать. Или ещё что-нибудь такое. Я-то придумывала много. Кстати, когда ты что-то делаешь для любимого человека, ты и сама вся в счастье, радости и любви. Не всякий раз мужчине надо уступать, особенно, если он всякую дурость порет. А если чувствуешь, что он делает что-то правильное, нужно уступать обязательно. Хотя, если ты любишь, то всякая его дурость - тоже в радость, как это ни покажется странным. А когда начинаются неприятности и раздражение, значит, любовь уже уходит. И ты должна сразу спросить себя - нужен тебе такой человек или нет? Если ты чувствуешь, что любви больше нет, лучше сразу порвать, чем за что-то цепляться.
- Любое искусство развивается приливами и отливами. Если в государстве есть стабильность, то и в искусстве наступает она. Когда начинаются метания, то и в искусстве разброд и шатание. Вот как сейчас. У нас пока не все получается, как хочет Путин. Он очень много делает для государства. Ему же досталась разруха, и никакого уважения к стране не было. Но он всё-таки это сделал, правда, ещё не до конца.
- Мне нравится, как поступает Гергиев. Он приглашает в театр больших режиссеров и артистов, платит им хорошие деньги, но ставит условие: они обязаны петь в его театре, несмотря на свои гастроли за границей.
- Раньше, в Советском Союзе были передачи с концертов, по телевидению показывали балеты и оперы. А сейчас весь эфир отдан шоу-бизнесу. Какой канал ни включи, везде – шоу, шоу, шоу, песенки, кривляния.
- Политикой я не занимаюсь, и не люблю говорить на эту тему, потому что надо знать то, о чем говоришь. Когда начинаешь говорить о том, чего не знаешь, то выглядишь дураком. Я как была с музыкой, так и осталась с ней. Человеку, который профессионально занимается своим делом, нет времени ходить по митингам на Болотной, или участвовать в какой-то партии. Человек, который занимается музыкой или искусством, должен заниматься музыкой и искусством. Боженька всё видит, и может наказать, если поймёт, что человек расходует силы не на то, что они ему подарено Богом.
- Если человек заставляет себя слушать, если он интересен людям, то он и талантлив. Если он не может собрать залы, значит, бесталанный. В большое искусство за плату можно войти раз. Певец вышел и спел. Но второй раз публика не придет на него, если он неинтересен. А интересен он только тогда, когда он передает то, чем его наградил Бог.
- В творчестве я - разумная авантюристка. Никогда ни одному дирижёру или режиссёру не сказала «нет». Бывало, что они мне предлагали оперу, о которой я и не знала ничего. Интересовались: «Вы поёте это?» Мгновенно отвечала: «Конечно». И пару раз крепко попалась на собственной самонадеянности. Однажды мне звонит импресарио: «На какое число вам брать билеты?» А я понятия не имею, о чём речь. Деликатно интересуюсь: «А там когда начинается?» Оказалось, что это запись 9-й симфонии Бетховена, которую я не пела никогда, да ещё и на немецком языке. Ну и трое суток, как на галере прикованная, сидела и учила. Выучила. Исполняя, не сделала ни одной ошибки. А дирижировал американец Лорин Мазель. Признаюсь ему: «Я вообще-то выучила это всё за три дня и три ночи». Он: «Молодец, только расскажи эту байку кому-нибудь другому. Так не бывает». Много лет спустя тот же Мазель спрашивает: «Вы поёте Верди, «Луизу Миллер»? И я говорю: «Конечно». «Вы знаете, у нас меццо-сопрано заболела. Через три дня запись в Лондоне». Господи, а в России-то даже клавира этой партии не достать! И как назло мой концертмейстер Важа Чачава в отпуске! Проклиная себя на чём свет стоит, разыскала-таки клавир. Кое-как сама себе пальцем выстукивала мелодию. Одолела. Когда я спела и снова нигде не ошиблась, он говорит: «Ну что, опять скажешь, за три дня и три ночи выучила?» - «Я тебе этого не скажу, но так оно и было».
- За рубежом у меня очень много друзей и просто хороших знакомых. Но жить там, как моя Ленка (Елена Макарова 15 лет трудилась в Испании – М.З.) я бы никогда не смогла. Не мыслю себя без моей России. Говорю это безо всякого пафоса. Это – моя страна, моё дыхание.

Михаил Захарчук
12 января 2015 г.

Комментарии:

Татьяна П. 16.01.2015 в 13:13 # Ответить
О потерях говорить всегда больно. Совсем недавно читали статью М. Захарчука о Елене Образцовой. Совсем недавно видели и слышали её на экранах телевидения.
Казалось бы, оборвалась мелодия. Замерло пространство. Но это не так. Невозможно забыть её голос, лицо и улыбку, и выражение этого лица, когда она жила на сцене в её любимой музыке, когда взлетала вместе с ней, увлекая всех, стремясь к Красоте, Любви и Вечности во все времена.
И только такой мы её запомним.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
12 декабря
среда
2018

В этот день:

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

 Был управляющим делами Секретного комитета о раскольниках и отступниках от православия. В 1882—1897 годах занимал пост министра народного просвещения. При нем была  введена процентная норма приема евреев в учебные заведения и обязательное преподавание русского языка в Прибалтике.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Леонид Быков в молодости мечтал стать лётчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент — 163 см) не был принят в лётное училище. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свой первый фильм на новом месте снять именно о военных лётчиках. В соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной войны. Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия и "позывной" «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Также появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге Кожедуба, отважном грузинском лётчике Вано Габуния, погибшем при таране немецкого истребителя. Прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щедронов, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии. Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Сцена знакомства с девушками, когда лётчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место. В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который выступил главным консультантом фильма.

Помимо Титаренко, Виталий Попков стал прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик»). Будущего дважды Героя Советского Союза командир однажды отстранил от полётов на три месяца: лётчик выписывал чрезмерно низкие виражи над аэродромом с целью покрасоваться перед девушками. Для образа Кузнечика также были заимствованы эпизоды из мемуаров дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «Небо остаётся чистым»: «от полётов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным» и сбитый вражеский самолёт во время внезапного налёта немцев. Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного лётчика СССР Анатолия Иванова. Нотный стан на истребителе Титаренко был выполнен по аналогии со штурмовиком Героя Советского Союза — Василия Борисовича Емельяненко.

Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и именно там служил Попков. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Утёсова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни. На освобождённых территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили ветеранов собственным концертом, и Быков был в составе хора, ведущим вокалом которого был будущий знаменитый певец — Иосиф Кобзон.

Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика (настоящая фамилия — Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была лётчицей и погибла при бомбёжке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолеты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали». Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя!») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне летчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков. Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942 году.

Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино Украины, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».

Сам Леонид Быков так писал о фильме: «Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни „старики“». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!». Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

В нем говорилось:«С 16 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на Москву... До 6 декабря наши войска вели ожесточенные оборонительные бои... 6 декабря 1941 г. войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки были разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери. После перехода в наступление с 6 по 10 декабря, частями наших войск занято и освобождено от немцев свыше 400 населенных пунктов. В итоге за время с 16 ноября по 10 декабря сего года захвачено и уничтожено, без учета действий авиации: танков - 1.434, автомашин - 5.416, орудий - 575, минометов - 339, пулеметов - 870. Потери немцев за это время составляют свыше 85.000 убитыми».

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

В документе, в частности, написано: "К положению в «А». Одобрить соображения и мероприятия, изложенные т.т. Андроповым Ю. В., Устиновым Д. Ф., Громыко А. А. Разрешить им в ходе осуществления этих мероприятий вносить коррективы непринципиального характера. Вопросы, требующие решения ЦК, своевременно вносить в Политбюро. Осуществление всех этих мероприятий возложить на т.т. Андропова Ю. В., Устинова Д. Ф., Громыко А. А. Поручить т.т. Андропову Ю. В., Устинову Д. Ф., Громыко А. А. информировать Политбюро ЦК о ходе выполнения намеченных мероприятий".

По свидетельству генерала армии В. И. Варенникова, в 1979 году единственным членом политбюро, не поддержавшим решение об отправке советских войск в Афганистан, был А. Н. Косыгин.

13 декабря 1979 года была сформирована Оперативная группа Министерства обороны по Афганистану во главе с первым заместителем начальника Генерального штаба генералом армии С. Ф. Ахромеевым, приступившая к работе в Туркестанском военном округе с 14 декабря. 14 декабря 1979 года в городе Баграм был направлен батальон 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, для усиления батальона 111-го гвардейского парашютно-десантного полка 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, который с 7 июля 1979 года охранял в Баграме советские военно-транспортные самолёты и вертолёты.

20 декабря 1979 года из Баграма в Кабул был переброшен «мусульманский батальон», который вошёл в бригаду охраны дворца Амина, что существенно облегчило подготовку к запланированному штурму этого дворца. Для этой операции в середине декабря в Афганистан прибыли также 2 спецгруппы КГБ СССР.

До 25 декабря 1979 года в Туркестанском военном округе были подготовлены к вводу в Афганистан полевое управление 40-й общевойсковой армии, 2 мотострелковые дивизии, армейская артиллерийская бригада, зенитно-ракетная бригада, десантно-штурмовая бригада, части боевого и тылового обеспечения, а в Среднеазиатском военном округе — 2 мотострелковых полка, управление смешанного авиакорпуса, 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков, 1 истребительный авиаполк, 2 вертолётных полка, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения. В качестве резерва в обоих округах были отмобилизованы ещё три дивизии. На доукомплектование частей было призвано из запаса более 50 тысяч человек из среднеазиатских республик и Казахстана, и передано из народного хозяйства около 8 тыс. автомобилей и другой техники. Это было крупнейшее мобилизационное развертывание Советской Армии с 1945 года. Кроме того, к переброске в Афганистан также была подготовлена 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Белоруссии, которая уже 14 декабря была переброшена на аэродромы в Туркестанском военном округе.

К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан. 24 декабря Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось: «Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии