RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Русская звезда Голливуда
13 октября 2015 г.

Русская звезда Голливуда

30 лет назад в октябре 1985 года умер Юл Бриннер, русский по происхождению, сумевший оседлать американский кинематограф в его лучшую пору
Помогите Новороссии!
21 февраля 2015 г.

Помогите Новороссии!

22 февраля 2015 года во всех российских православных храмах будет проведен сбор средств в помощь пострадавшим от фашистской хунты мирным жителям Донбасса
России нужна государственная идеология
23 марта 2015 г.

России нужна государственная идеология

19 марта 2015 года в старинном городе Калязине Тверской области, прошла межрегиональная конференция «Русский мир в эпоху международной нестабильности. Идеология и пути национального и духовного возрождения современной России»
Нелегальщина
1 ноября 2013 г.

Нелегальщина

Смелый поступок молодого участкового Ильи Краснова привел к серьезным изменениям в отделе полиции московского района Свиблово
9 рота: ложь и правда
7 января 2015 г.

9 рота: ложь и правда

7-8 января 1988 года 39 советских десантников остановили около 400 афганских головорезов, обученных и вооруженных спецслужбами США и Пакистана
Главная » Герои нашего времени » Большой хранитель Малого

Большой хранитель Малого

18 июня 2015 года исполнилось 80 лет народному артисту СССР Юрию Соломину

Наверное, не все читатели знают, что Указом Президента России Малому театру, которым руководит юбиляр, присвоен статус национального достояния. Таким образом он пополнил список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.
Большой хранитель Малого

В разные годы Малым театром руководили выдающиеся деятели отечественной культуры: А. Южин, И. Судаков, П. Садовский, К. Зубов, М. Царев, Е. Симонов, Б. Равенских и другие. С 1988 года театр возглавляет самый долголетний его художественный руководитель - Ю. Соломин. Причём, в театре его сначала единодушно избрали (впервые в истории Малого!) худруком, а потом Правительство утвердило решение коллектива.

Соломин - народный артист СССР; лауреат двух Государственных премий; кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» трёх степеней и ещё шести других орденов; обладатель девяти высших премий по искусству страны и мира; почётный член Российской академии художеств; член-корреспондент Российский академии образования; почётный профессор МГУ; почётный гражданин города Арсеньева. Был министром культуры России. И при этом я далеко не уверен, что перечислил хотя бы половину тех регалий, званий и заслуг, которые стяжал этот выдающийся культуртрегер России. Ведь не упомянуты его многочисленные награды из дальнего зарубежья, как то: «За вклад в мировую культуру» (Япония). Не названы такие звания, как народный артист Кыргызстана, заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл. Не указаны и многочисленные медали (у Юрия Мефодиевича их больше десятка). Есть у него и высшая Российская общественная награда – знак ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество». Есть и астероид за номером 10054, который так и называется – «Юрий Соломин». Наконец, как здесь не назвать главное достижение этого выдающегося мастера отечественной культуры – его всеми любимые кино- и театральные работы.
С 1957 года (тогда окончил Театральное училище имени М.С.Щепкина) Соломин сыграл в 52 спектаклях родного Малого театра. Там же поставил 8 спектаклей. За это же время он сыграл в 60 фильмах и 7 телеспектаклях. Сам снял 4 фильма. Это не просто много, но в некотором смысле даже трудно постижимо. Потому что, прошу не забывать, любезный мой читатель, Юрий Мефодиевич без малого треть столетия ещё и руководит самым большим драматическим коллективом страны, хоть и называется он Малый. Великолепная труппа здесь насчитывает более 100 актёров. А всего в театре трудится около восьми сотен человек – такой себе драматический исконно российский культурный полк. И командир этого полка не фигурально, а натурально в ответе за каждого своего подчинённого перед страной и народом. А какие у него были и есть выдающиеся «подчинённые»! Ведь в разное время под началом Соломина в Малом театре служили такие известные всей стране и миру артисты, как легендарный, проживший сто лет Н. Анненков, Е. Самойлов, Э. Быстрицкая, Т. Панкова, А. Кочетков, В. Коршунов, И. Муравьева, А. Михайлов, Ю. Каюров, В. Павлов, Э. Марцевич, Л. Титова, О. Чуваева, Л. Щербинина, Н. Швец, А. Анохин, В. Бунаков, И. Иванова, С. Коршунов, Л. Пашкова.
Современное поколение артистов и режиссёров Малого театра отличается приверженностью его богатым традициям и опирается на опыт таких выдающихся предшественников, как А. Яблочкина, В. Массалитинова. Е. Турчанинова, В. Рыжова, М. Климов, П. Садовский, Н. Радин, Н. Рыбников, М. Царев, Д. Зеркалова, И. Ильинский, В. Пашенной, Е. Гоголевой, Н. Рыжовой, А. Южин, И. Судаков, Б. Бабочкин, М. Жаров, П. Константинов, Е. Велихов, Е. Матвеев, В.Борцов, В. Хохряков, Н. Подгорный. Вслушайтесь, читатель, в каждом из этих имён – отзвук вековой и великой театральной российской славы.
Сегодня, как и всегда, основу репертуара театра составляют пьесы А. Островского. В былые времена театр не мог найти общего языка с А. Чеховым - при жизни писателя на сцене Малого театра появлялись только его смешные водевили. Однако ныне спектакли по великим пьесам Чехова занимают значительное место в жизни театра. Своего рода «визитной карточкой» Малого театра стала историческая трилогия А. Толстого: «Царь Иоанн Грозный», «Царь Фёдор Иоаннович» (поставленный Борисом Равенских ещё в 1973 году), «Царь Борис». В этих спектаклях звучит музыка Г. Свиридова, специально написанная для театра. Не обделяет своим вниманием Малый и зарубежную классику - в его репертуаре пьесы Ф.Шиллера, А.Стриндберга, Э.Скриба.
Вообще творческая жизнь старейшего театра России чрезвычайно активна и плодотворна. В каждом сезоне Малый выпускает 4-5 новых спектаклей, снимая что-либо из предыдущего репертуара. Обширна и гастрольная география коллектива. Только за последние годы он побывал в Германии, Франции, Японии, Израиле, Греции, Кипре, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Корее. Малый театр является инициатором и регулярным устроителем Всероссийского фестиваля «Островский в Доме Островского». Этот драматический форум выполняет благородную, можно сказать подвижническую миссию поддержки русской театральной провинции, всегда богатой талантами. Театры из разных городов и областей России представляют свои постановки по пьесам великого драматурга на сцене Малого театра. А недавно здесь же родилось ещё одно уникальное театральное действо - Международный фестиваль национальных театров. В рамках этого фестиваля театры из разных стран мира привозят на старейшую московскую драматическую сцену свои постановки, созданные, вопреки утвердившимся авангардным тенденциям, в русле традиционного национального искусства.
За всеми этими грандиозными и масштабным преобразованиями в Малом театре зримо и прежде всего стоит титанический труд Юрия Соломина. И меня ничуть не смущают употреблённые здесь несколько возвышенные эпитеты, потому что, дерзну заявить, знаю, о чём говорю. Судьба так распорядилась, что с этим творческим коллективом связана большая часть (38 лет) моей жизни. В далёком теперь 1977 году я написал о творчестве Е. Н. Гоголевой. То была первая в моей жизни заметка из области культуры о выдающейся актрисе, возглавлявшей Военно-шефскую комиссию Вооружённых Сил СССР. Елена Николаевна познакомила меня с Михаилом Ивановичем Царёвым, тогдашним директором Малого театра и председателем нашего правления ВТО. Через военную газету я впервые рассказал союзному читателю о солдатской службе выдающегося театрального деятеля, и о том, что его однополчанами были доктор географических наук, Герой Социалистического Труда Эрнест Теодорович Кренкель и выдающийся разведчик двадцатого века Рудольф Иванович Абель. Их солдатские койки стояли всегда рядом. И уже Михаил Иванович представил меня М. Жарову, Н. Анненкову, Э. Быстрицкой, И. Ильинскому, Р. Нифонтовой и Ю. Соломину.

На ту пору я был молод (старший лейтенант), по провинциальному наивен и столь же самонадеян. Мало что смысля в столичной театрально жизни, я без страха и сомнений брал интервью у перечисленных выше актёров и публиковал их в своей родной газете «На страже» Бакинского округа ПВО. И сейчас самое для меня удивительное то, что в те времена все они относились ко мне с пониманием, даже казалось, что и уважительно. А ведь, положа руку на сердце, о чём я мог говорить с тем же Соломиным, если всё его творчество тогда заключалось для меня в двух виденных фильмах: «Адъютант его превосходительства» и «Даурия». О том, что Юрий Мефодиевич снялся у великого Акиры Куросавы в советско-японском фильме «Дерсу Узала», я узнал к стыду своему только из нашей беседы. При этом ни одной его театральной работы я ещё тогда не видел. Тем не менее, артист терпеливо со мной общался что-то около часа. Как теперь понимаю, вовсе даже не потому, что была протекция Царёва, хотя мне именно так казалось. Просто он мудрый и всесторонне воспитанный человек из породы тех потомственных русских интеллигентов, которые как атланты небо испокон века держат на своих могучих плечах величественный купол отечественной культуры.
…Соломин родился в Чите. Отец – Мефодий Викторович – тоже родом из Забайкалья. Мама – коренная жительница Томска. Оба этих сибиряка, любовью связавшие свою жизнь, были прекрасными музыкантами: отец свободно играл на всех струнных инструментах, а мать имела потрясающее меццо-сопрано, хотя запросто могла исполнять и партии контральто. В довоенные годы Чита слыла городом высоких и разнообразных культурных традиций. С ним связаны имена великого джазмена Олега Лундстрема, замечательных писателей Николая Задорнова (отца нынешнего писателя-сатирика) и автора великолепного романа «Даурия» «Константина Седых. Семью Соломиных хорошо знали в городе, как профессиональных и беззаветных служителей музы. Отец с матерью трудились преподавателями музыки в городском Доме пионеров и в Доме народного творчества Читы. Ещё в конце 1920-х годов они отправились в Ленинград, поступили в консерваторию и успешно в ней учились. Однако случилась трагедия: из-за болезни Зинаида Ананьевна почти утратила слух. Из консерватории ей пришлось уйти, а отец последовал за любимой женщиной, как та этому ни противилась. Мефодий Викторович затем посвятил свою жизнь поиску музыкальных дарований в Чите, Бурятии, в других районах Забайкалья. Это он открыл превосходный бас Лхасарана Лодоновича Линховоина – лучшего в СССР исполнителя партии Кончака в опере «Князь Игорь», ставшего впоследствии директором оперного театра Бурятии. Еще один ученик Соломина-отца - Виктор Кулешов, впоследствии солист Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, затем - руководителя Казачьего народного хора.
Всё это я рассказываю и для того, чтобы подтвердить ту самую культурную преемственность в семье Соломиных, но ещё больше потому, что хочу подчеркнуть мысль главную: оба брата Соломины стали впоследствии известными актёрами вовсе не случайно. Их родители первыми заметили в сыновьях дарования и сделали всё для того, чтобы те верно определились с жизненным выбором. Было бы по иному кристально честный и высоко порядочный Мефодий Викторович первым бы запретил своим чадам даже думать об актёрской карьере. А он был железно уверен в своих сыновьях. И потому в 1953 году поехал с Юрием в Москву с твёрдым намерением определить сына в Театральное училище имени Щепкина.
«Ехали мы восемь суток и двенадцать часов. Тактичный отец меня не трогал. А я все эти дни я лежал на верхней полке, ни с кем не общаясь, мысленно представляя себе будущие экзаменационные испытания. И был первый тур. Я и сейчас некрупного телосложения, а в молодости вообще был субтильным юношей. И представьте: половина меня нынешнего выходит пред светлые очи авторитетной комиссии и читает героические стихи Твардовского, Маяковского, монолог Нила из «Мещан» Горького! Плюс ещё восемь дней явственно отпечатались на моём облике: слегка умытый, закопченный паровозным дымом. Мы с отцом на птичьих правах жили в Монино у его друзей. Словом, возникал явственный диссонанс между моими физическими данными, некоторой «закопченностью» и теми пафосными выступлениями, которыми я рассчитывал сразить авторитетных экзаменаторов. Надо было обладать феноменальной прозорливостью Пашенной, чтобы разглядеть во мне некоторые артистические задатки. Почему об этом вспоминаю? Когда я добрался до третьего тура, у отца моего в электричке украли все документы и деньги. Я и рассказал Вере Николаевне о наших злоключениях. «Пусть отец уезжает,- сказала она,- а ты оставайся». Так была решена моя судьба благодаря этой великой актрисе и замечательному человеку».
…Почему у нас лучшая в мире артистическая школа? В решающей степени, думается, потому, что в отличие от Запада молодую театральную смену мы готовим не по ремесленному принципу - мастер и подмастерье, а по укладу, сильно напоминающему семейный. Педагоги главных театральных вузов России, конечно же, учат студентов профессии – кто бы спорил. Но ещё по-родственному учат и нравственным императивам, и жизненной позиции. И пример Соломина ярчайшее тому доказательство. Блестящий знаток традиций Малого, а, стало быть, устоев, правил, методов, сложившихся в театре ещё в те времена, когда он был частью Императорских театров, Вера Пашенная являлась для студентов и, особенно для молодого читинца, крестной матерью. Её опыт, великолепная профессиональная школа, идущая от А. Ленского, П. Садовского, А. Островского, нашли в Соломине благодатную почву. Юрий Мефодиевич ещё на студенческой скамье, благодаря прежде всего своей великой наставнице, понял главное: актёр должен быть верен замыслу драматурга. Он так же обязан, впитывая идеи режиссёра, открывать в себе черты своего героя, лепить его образ. Разумеется, самостоятельно, но и крепко опираясь на единый творческий ансамбль соратников по сцене. И при этом как бы пленяя зрителя магией спектакля. Столь сложная нравственно-эстетическая и психологическая парабола воздействия на аудиторию невозможна в нынешних андеграундных театральных изысках, где во главе угла всегда стоит эпатирующий перформанс. И потому Соломину категорически не интересен нынешний повальный эксцентризм на подмостках. Он непоколебимо убеждён: художник, работающий не по внутреннему художественному убеждению, а стремящийся вызвать прежде всего эффект и с его помощью понравиться публике, в конечном итоге и не художник вовсе, а успехи его сиюминутны, эфемерны и ложны.
«Меня журналист однажды спросил: вы читали пьесы, например, Сары Кейн, Марка Равенхилла или наших современных драматургов - братьев Пресняковых, Василия Сигарева, других? Я ответил отрицательно. Тогда, продолжает он, как же вы смеете утверждать, что на это не стоит обращать внимания? А по тому праву, милый, что я проработал шесть десятилетий в театре и уже могу что-то угадывать интуитивно. Да, я их пьес не читал, но определённо знаю из многих других источников, какие темы в них подняты. Мне эти темы не интересны, как и моим зрителям, которых в стране гораздо больше, чем это кому-то кажется. Потом, для меня мат на сцене неприемлем в принципе. Хотя в жизни порой приходится к нему прибегать. Я так же не люблю наглость, глупость, пошлость. И не могу смотреть, как при мне обижают слабого. Не могу позволить, чтобы кого-то унижали, даже если он виноват, - я всегда встреваю. Если виновного просто посылают по-русски - ладно, но когда методично и долго унижают, я этого перенести не могу. В конце концов, я – отец и уже давно дедушка. И я имею право сказать тем, кто мне по возрасту приходится внуком, что их путь мне кажется неверным. Ведь, если говорить совсем просто, те, кто постоянно пьет пепси, через какое-то время попадут к врачу с заболеванием желудка. Их просто хочется предостеречь. Вот смотрю я на молодого человека, который откроет бутылку пепси, отопьет глоточек и ходит с этой бутылкой целый день, показывая, что он принадлежит к поколению пепси, и я не могу не сказать: родной, подключи мозги! И почему в театре мы должны быть ориентированы на него? Почему мы должны не поднимать его до себя, а, с оглядкой на его ничтожные вкусы и привычки, идти у него на поводу? Конечно, и такие молодые люди – часть театральной публики. И с ними нам нужно серьезно работать и учить их. Но почему надо на сцене ржать, как ржет на улицах это самое поколение пепси? Почему режиссер считает, что он может встать вровень с Чеховым, Островским, Шекспиром?»
…Пашенная дала Соломину и путевку в кинематограф. Конечно, мы вольны сейчас утверждать, что красавца-сибиряка отечественный кинематограф заметил бы в любом случае. Но это как сказать. В те поры артисты сплошь и рядом имели привлекательную внешность – других просто не набирали. Так что неизвестно, сколько бы Юрию пришлось ждать своего «киновыхода в люди». И уж во всяком случае он бы никогда не получил в дебюте главную роль без помощи и поддержки Веры Николаевны. А та сумела убедить режиссера Исидора Анненского в том, что её ученик великолепно справится с ролью Павла Каурова в фильме «Бессонная ночь». Так в 1960 году всесоюзный зритель впервые увидел спокойную, вдумчивую, очень располагающую и задушевную игру молодого Юрия Соломина. Понятно, что никакого шумного зрительского потрясения он не стяжал ровно потому, что ни тогда, ни много позже и даже теперь никогда к тому не стремился. Так продолжалось и в последующих фильмах. Соломин играл содержательно, надёжно, не помышляя о каком-то особом успехе. Тем не менее, он случился – феноменальный и феерический. Никем не прогнозированный, в том числе, и самим Юрием Мефодиевичем не ожидаемый. Потому что (открою читателю небольшую кинематографическую тайну) изначально ведь на роль Павла Андреевича Кольцова в пяти серийном фильме «Адъютант его превосходительства» планировался Михаил Ножкин. Однако после долгих размышлений режиссёр Евгений Ташков утвердил Соломина. И те 377 минут экранного времени явили стране настоящий кино шедевр. Во всяком случае, без малейшего преувеличения можно утверждать: эта лента, безусловно, встала вровень с «Чапаевым», кинотрилогией о Максиме, «Подвигом разведчика», «Семнадцатью мгновениями весны», «Судьбой» и «Ошибкой резидента», «Мёртвым сезоном». О Соломине решительно все заговорили, как о советской кинозвезде первой величины. Признание это ценно ещё и потому, что вместе с Юрием Мефодиевиче снимались в том фильме такие известные актёры, как В. Стржельчик, В. Козел, А. Папанов, В. Павлов, М. Кокшенов, Ю. Назаров, И. Старыгин, В. Смирнитский, Н. Гриценко, Б. Новиков, Н. Граббе, Л. Чурсина. И Соломин среди них на затерялся – наоборот сыграл блестяще.

«Я благодарен судьбе за то, что в последний момент получил роль капитана Кольцова. Посмотрев только две серии этой картины, японский режиссер Акира Куросава решил, что актёра лучше меня на роль Арсеньева в фильм «Дерсу Узала» не найти. А Куросава был большой, талантливый художник, человек неповторимой индивидуальности, широкой культуры, обладавший высоким профессиональным мастерством, тонкой интеллигентностью. Сьёмки в кино дали очень много для развития меня, как личности. Они подарили мне встречи с выдающимися режиссерами и актерами: Оттакаром Ваврой, Михаилом Калатозовым, Марком Донским, Комаки Курихара, Жанной Моро, Мариной Влади. Но Куросава всё-таки -особь статья. Когда называют великих, то называют: Феллини, Бергман, Куросава. Эта тройка, без которой очень трудно говорить о мировом кинематографе. Мы потом почти тридцать лет поддерживали самые добрые отношения. Куросава был художником по образованию - закончил Академию художеств - и очень хорошо рисовал. Он мне присылал открытки, которые сам рисовал и выпускал у себя в Японии. А однажды подарил картину, где изображена голова тигра с зеленоватыми глазами. Справа – японский орнамент и подпись: «18 июня 1974 года, Соломин сан, Куросава сан». До сих пор эта картина висит у меня на стене.
Сказать по правде, в последнее время я отдались от кино. У меня такое ощущение, что того мощного кинематографа, который был у нас раньше, сегодня просто нет. Некоторые режиссеры совершают «набеги на съемку». Потом у них нет денег, и они отступают, ждут, фильм откладывается. Да, мне все время предлагают роли в кино. Есть даже хорошие сценарии, и мне особенно понравились сценарии двух исторических фильмов. Если бы я в них снялся - большего и не надо. Но этих фильмов так до сих пор и нет, работа все время откладывается. Сниматься же «в стол» я не вижу смысла, тем более, что придется отнимать время у театра. Последняя более-менее примечательная моя работа случилась в сериале «Московская сага». В «Саге» многое похоже на то, что было в жизни. Я даже вспомнил ситуацию, связанную с арестами. У нас в семье никогда это не обсуждалось, но я знал, что моего деда репрессировали. И я вспомнил, как его арестовывали. Сначала мне казалось, что я выдумал это себе, что где-то прочитал похожее. Но почему-то запомнил, что его арестовали в какой-то праздник, ночью. Мне было тогда всего три года, поэтому я и думал, что мне это показалось. Но в 80-е годы в газете «Забайкальский рабочий» была опубликована статья про моего деда. И оказалось, что его арестовали 30 декабря, под самый Новый год. Я не помню подробностей, но запомнил деда в дверях, когда его уводили. Больше мы его никогда не видели. Но даже и при всём этом, я категорически против тех, кто во всю Ивановскую ругает своё гнездо, из которого вышел, получив образование и став знаменитым. Это всё равно что проклинать собственную семью. У нас была великая страна, великий кинематограф. Я за многое благодарен родной стране и не принадлежу к тем, кто охаивает прошлое и теперь без конца предъявляет какие-то счета, утверждая, что все у нас было плохо. История моей Родины, её сегодняшний день, как и завтрашний, для меня очень небезразличны».
…Вековые традиции Малого театра едва ли не главное и непреходящее его достояние. Здесь, как ни в одном другом творческом коллективе страны наблюдается неразрывная связь поколений, и Соломин её олицетворяет, пожалуй, что и ярче других. Как в связи с этим не вспомнить тот замечательный факт, что бывший директором и художественным руководителем Малого народный артист СССР Михаил Иванович Царёв в продолжение четверти века в лице Юрия Мефодиевича терпеливо и вдумчиво растил свою смену. Именно, что растил, заботливо опекая последнего ещё со студенческой скамьи. Но прошли годы и даже десятилетия, когда Царев поинтересовался: «О какой роли вы мечтаете?» Это были и вера, и надежда на актера, доказавшего свое право на выбор. Соломин ответил, что хотел бы сыграть Сирано. Через год его мечта сбылась.
А мне вспомнилось, как на своём восьмидесятилетии, которое мы славно отметили ещё в старом Доме актёра на улице Горького, растроганный Михаил Иванович признался перед собравшимися: «Я счастливый человек. Всю жизнь занимался любимым делом в любимом театре. Даже имел счастье руководить им. И знаю, что дело наше будет кому продолжить. Знаю, что на моё место придёт Юрий Соломин. И сделает то, что не получилось сделать нам. Так и должно быть, чтобы ученики видели больше и шагали дальше, чем их учителя».

Ещё при Царёве Ю. Соломин стал режиссёром. В этом качестве он работал в Болгарии, Чехословакии, Германии, Японии. С 1961 года Юрий Мефодиевич преподает в своей альма-матер. Является профессором, постоянно ведет мастер-классы со студентами Америки, Японии, Южной Кореи.
«Современные театры сегодня ставят классику активно, но что с ней вытворяют! Немыслимые вещи! Значит - это не любовь к автору, это использование автора в своих целях, которые определяются способностями, измеряются своим "аршином". Я считаю, что такой подход к нашему наследию наносит большой вред развитию общества. Многие нынешние "проекты" именно таковы - они идут вразрез с нормальным взглядом на самих себя, а значит, и на наше общество. Любую классическую пьесу можно подмять под свое мировоззрение. Так и делают: заставляют Яшу (слугу из "Вишневого сада") "заниматься любовью" (на сцене) со служанкой Дуняшей. Этого Чехов не писал, не мог написать. У него Яша не очень хороший человек, но ничего отталкивающего или вызывающего он на сцене не проделывает. Раневскую играют наркоманкой - на "игле сидит". У Чехова написано о её нервном потрясении; можно, конечно, пойти дальше, объясняя её нервность наркотической зависимостью. Но никак нельзя нечто подобное ставить в основание роли - Чехов писал Раневскую другой. Для чего вся эта новизна? Ничего нового здесь абсолютно нет - попросту не могут увидеть того, что написал классик. Классики близко подпускают только очень талантливых людей.
Интересно, что к нам сегодня с гораздо большим почтением, уважением и восхищением относятся иностранцы. Для них именно мы представляем искусство России, русскую школу. У нас же все в погоне за новизной, за модерном, а Малому неприлично бежать. Нам прилична другая поступь - размеренная, с пониманием, что нас окружает великое театральное предание, которое мы наследуем и передаем. Малый театр - традиционный. И это мы говорим совершенно с другой интонацией, чем наши коллеги. Мы сохраняем традиции, которые были заложены Щепкиным, Мочаловым, Островским. Мордовать классиков, обезьянничать Малому театру попросту неприлично. Мы, пожалуй, едва ли не единственный театр, который реально сохранил (через актерские поколения) традиционную преемственность, когда всякое старшее поколение посвящало молодое в традицию искусства Малого.
Я полагаю, что нам всем нужна пушкинская мера в культуре. Она предполагает ответственность и мастерство. Ответственность за свой талант - как перед собой, так и перед публикой. Человек талантливый будет выполнять свою работу честно и чисто. Ибо в профессии, в творчестве есть своя честь. Нынешняя же культура часто человека унижает - и унижение начинается с бытовой культуры. Если мне за роль царя Федора будут платить в долларах, а не в рублях, я что, лучше играть стану? Нет, конечно. Хоть бесплатно играй, хоть в долларах оцените мой труд, я всегда буду играть в меру своих способностей и понимания своего дела. Но тем не менее человека приучают к изначально нечестному стандарту: мастерство и класс у нас в культуре всегда определялись не дороговизной, а, напротив, умением из простого сделать красивое и добротное. И к счастью, такие мастера не перевелись».
… За 2-летний период пребывания в должности министра культуры России Соломину удалось решить несколько важных проблем, связанных с организацией жизни театральных коллективов, развитием детского творчества. Так, он самолично подготовил постановление правительства РФ по реорганизации деятельности театров, которое отменило многие устаревшие постулаты, нормы и правила, мешающие творчеству режиссеров, актеров. По роду своей деятельности Юрий Мефодиевич встречался с огромным количеством самых влиятельных и именитых людей. Это и королева Великобритании Елизавета II, и королева Нидерландов Беатрикс, президенты государств, главы правительств, выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства, общественные деятели. Все они видели в Соломине представителя русской культуры и, в общем-то, свою ровню. Так оно и есть. Соломин – мировая величина. Это на самом деле большой хранитель Малого театра, стоящий на страже всей русской культуры.
С юбилеем вас, дорогой наш Юрий Мефодиевич!

 

Михаил Захарчук
18 июня 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
11 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Кровавые латышские стрелки

11 декабря 1917 года (28 ноября по ст. ст.) прибывший двумя днями раньше в Петроград сводный батальон латышских стрелков принял торжественную присягу верности советскому правительству и приступил к возложенным на него обязанностям по охране Смольного.

Кровавые латышские стрелки

11 декабря 1917 года (28 ноября по ст. ст.) прибывший двумя днями раньше в Петроград сводный батальон латышских стрелков принял торжественную присягу верности советскому правительству и приступил к возложенным на него обязанностям по охране Смольного.

После Октябрьской революции, во время Гражданской войны в России латышские полки поддержали большевиков и были одними из первых воинских частей, стоявших у основания РККА. Являлись самым крупным национальным военным образованием в Красной армии. Использовались как исключительно боеспособная сила на службе революции. Общая численность 80 тысяч человек, средний возраст которых был 23 года. Дивизии латышских стрелков широко применялись по всему фронту Гражданской войны.

Части латышских стрелков отличались железной дисциплиной, использовались для подавления антибольшевистских восстаний в ряде городов (Ярославль, Муром, Рыбинск, Калуга, Саратов, Новгород и др.). Многие командиры латышских стрелков, впоследствии уже после расформирования частей смогли достигнуть больших руководящих постов. Так, первым начальником ГУЛАГа был бывший латышский стрелок Ф. Эйхманс. Латышские стрелки также стали занимать значительные должности в Красной армии.

В материалах следствия Н. А. Соколова по делу об убийстве Императора Николая II и его семьи утверждается, что непосредственными исполнителями убийства были «латыши». Однако, есть мнение, что жители центральных русских губерний, не слышавшие о латышах до революции вообще, называли так вообще всех нерусских интернационалистов, в том числе еврейских и венгерских исполнителей казни.

PS Не стоило бы о них писать в Российском героическом календаре, но очень уж много из Прибалтики раздается истерических воплей по поводу того, что всех этих чухонцев насильно загоняли под Советскую власть. На самом деле они бежали в первых рядах, зачастую по локоть в русской крови.

Памяти легендарного Ковпака

11 декабря 1967 года скончался Сидор Артемьевич Ковпак (р. 1887), генерал-майор, дважды Герой Советского Союза, командир Путивльского партизанского отряда (позднее — Сумского партизанского соединения, ещё позднее — 1-й Украинской партизанской дивизии).

Памяти легендарного Ковпака

11 декабря 1967 года скончался Сидор Артемьевич Ковпак (р. 1887), генерал-майор, дважды Герой Советского Союза, командир Путивльского партизанского отряда (позднее — Сумского партизанского соединения, ещё позднее — 1-й Украинской партизанской дивизии).

Родился 26 мая (7 июня) 1887 года в селе Котельва (ныне посёлок городского типа Полтавской области Украины) в бедной крестьянской семье. Семья была многодетная, шесть сыновей и 4 дочери. Срочную службу проходил в Саратове в Александровском полку, после службы работал там же, в Саратове, грузчиком.

Участник Первой мировой (службу проходил в 186-м пехотном Асландузском полку) и Гражданской войн. Во время Первой мировой войны воевал на Юго-Западном фронте, участник Брусиловского прорыва. В апреле 1915 года в составе почётного караула был лично награждён Николаем II Георгиевским крестом. Всего был награждён Георгиевскими крестами III и IV степеней и медалями «За храбрость» («георгиевскими» медалями) III и IV степеней.

Во время Гражданской войны возглавлял местный партизанский отряд, боровшийся на Украине с немецкими оккупантами вместе с отрядами А. Я. Пархоменко, затем был бойцом 25-й Чапаевской дивизии на Восточном фронте, где занимался разоружением казаков, участвовал в боях с армиями генералов А. И. Деникина и Врангеля на Южном фронте.

В 1921—1926 годах — помощник уездного военкома, уездный военком, военком Павлоградского округа Екатеринославской губернии (с 1926 года — Днепропетровская область Украины). Одновременно в 1925—1926 — председатель сельскохозяйственной артели в селе Вербки. С 1926 года — директор Павлоградского военно-кооперативного хозяйства, затем — председатель сельскохозяйственного кооператива в Путивле, с 1935 — заведующий дорожным отделом Путивльского райисполкома, с 1937 — председатель Путивльского горисполкома Сумской области Украинской ССР.

Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. Один из организаторов партизанского движения на Украине — командир Путивльского партизанского отряда, а затем — соединения партизанских отрядов Сумской области. Также к партизанскому движению был причастен его брат, Семен Артемьевич.

В 1941—1942 годах соединением Ковпака были осуществлены рейды в тылу врага по Сумской, Курской, Орловской и Брянской областям, в 1942—1943 годах — рейд из брянских лесов на Правобережную Украину по Гомельской, Пинской, Волынской, Ровенской, Житомирской и Киевской областям; в 1943 году — Карпатский рейд. Сумское партизанское соединение под командованием Ковпака прошло с боями по тылам немецко-фашистских войск более 10 тысяч километров, разгромило гарнизоны противника в 39 населённых пунктах. Рейды Ковпака сыграли большую роль в развёртывании партизанского движения против немецких оккупантов.

31 августа 1942 года был лично принят Сталиным и Ворошиловым в Москве, где вместе с другими партизанскими командирами участвовал в совещании. Партизанскому соединению Ковпака была поставлена задача совершить рейд за Днепр с целью расширения партизанской борьбы на Правобережную Украину. В апреле 1943 года С. А. Ковпаку было присвоено воинское звание «генерал-майор». В январе 1944 года Сумское партизанское соединение было переименовано в 1-ю Украинскую партизанскую дивизию имени С. А. Ковпака под командованием П. П. Вершигоры.

 

Погибли за Армению

11 декабря 1988 года вблизи Ленинакана разбился самолет «Ил-76» со спасателями, летевшими на помощь жертвам землетрясения в Армении. Все 78 человек на борту авиалайнера погибли. Тысячи советских людей самоотверженно спасали армян в Ленинакане.

Погибли за Армению

11 декабря 1988 года вблизи Ленинакана разбился самолет «Ил-76» со спасателями, летевшими на помощь жертвам землетрясения в Армении. Все 78 человек на борту авиалайнера погибли. Тысячи советских людей самоотверженно спасали армян в Ленинакане.

Этот подвиг был «отблагодарен» с лихвой. 10 июля 1992 года в армянском Ленинакане вероломно и подло, из засады расстреляны русские десантники, отказавшиеся сдать министерству обороны Армении вверенное им вооружение. Российская военная техника была бандитски захвачена у регулярной воинской части Российской армии. «Акция» проходила под общим руководством официальных лиц армянской республики, в частности, заместителя министра обороны армении генерала Н.Абрамяна. До сих пор преступники не задержаны, хотя их имена известны. Российской стороне даже не принесены извинения.

 

«Демократическая» бойня

11 декабря 1994 года, по решению Ельцина и его окружения, Российские войска вступили на территорию Чечни, на что, впрочем, имели юридическое право, поскольку де-юре это была территория России.

«Демократическая» бойня

11 декабря 1994 года, по решению Ельцина и его окружения, Российские войска вступили на территорию Чечни, на что, впрочем, имели юридическое право, поскольку де-юре это была территория России.

Предыстория вкратце такова. В августе 1991 года руководство Чечено-Ингушетии поддержало ГКЧП.

6 сентября 1991 года бывший генерал Советской армии Дудаев объявил о роспуске республиканских государственных структур, его сторонники штурмом захватили здание Верховного Совета, телецентр и Дом радио. Ельцин злорадствовал: так им и надо, раз поддержали ГКЧП. Но сценарий закрутился супер кровавый. По этому поводу глава Чеченской Республики Завгаев Д. Г. высказался в 1996 году на заседании Государственной Думы так:

«На территории Чечено-Ингушской Республики (сегодня она разделена) война началась осенью 1991 года, именно война против многонационального народа, когда преступный криминальный режим при некоторой поддержке тех, кто сегодня здесь тоже проявляет нездоровый интерес к ситуации, залил кровью этот народ. Первой жертвой происходящего стал именно народ этой республики, и чеченцы прежде всего. Война началась тогда, когда среди бела дня был убит Виталий Куценко, председатель Грозненского городского совета, во время заседания Верховного Совета республики. Когда на улице был застрелен Беслиев, проректор государственного университета. Когда был убит Канкалик, ректор этого же государственного университета. Когда ежедневно осенью 1991 года на улицах Грозного находили убитыми до 30 человек. Когда начиная с осени 1991 года и до 1994 года морги Грозного были до потолка забиты, делались объявления по местному телевидению с просьбой забрать, установить, кто там находится, и так далее».

Период правления Дудаева характеризуется этническими чистками против всего нечеченского населения. В 1991—1994 годах нечеченское (прежде всего — русское) население Чечни подвергалось убийствам, нападениям и угрозам со стороны чеченцев. В июле 1999 года министерство по делам национальностей России сообщило, что в Чечне с 1991 по 1999 годы было убито более 21 тыс. русских (не считая погибших в ходе военных действий), захвачено более 100 тыс. квартир и домов, принадлежащих представителям нечеченских этносов, более 46 тыс. человек были фактически превращены в рабов. У них отбиралось имущество и паспорта при попустительстве республиканских и федеральных властей.

Меры нужно было принимать решительные, но Ельцин начал «раздавать суверенитеты», а затем «вдарил», и такой удар определялся как «меры по поддержанию конституционного порядка». С 11 декабря по февраль шли кровопролитные бои. Когда же, наконец, субсидируемые из-за рубежа боевики были изгнаны из Грозного, Ельцин под давлением своего ненасытного окружения, сделал им поблажку, выпустив на арену генерала Лебедя, который подписал позорные Хасавюртовские соглашения, что узаконило вывод российских войск. Чечня вновь стала де-факто независимым, но де-юре непризнанным ни одной страной мира (в том числе Россией) государством. Разрушенные дома и сёла не восстанавливались, экономика — исключительно криминальная, впрочем, криминальная она была не только в Чечне, так, по утверждению бывшего депутата Константина Борового, взятки в строительном бизнесе по подрядам Министерства обороны, во время Первой чеченской войны, доходили до 80 % от суммы договора. Из-за этнических чисток и боевых действий Чечню покинуло (или было убито) практически всё нечеченское население. В республике начался межвоенный кризис и рост ваххабизма, в дальнейшем приведшие к вторжению в Дагестан, а затем и к началу Второй чеченской войны.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии