RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Перипетии марсианского штурма
25 июля 2018 г.

Перипетии марсианского штурма

25 июля 1973 года СССР запустил межпланетную станцию «Марс-5». Она успешно вышла на околомарсианскую орбиту 12 февраля 1974 года.
Профессор оказался бойцом
10 сентября 2013 г.

Профессор оказался бойцом

Полицейские применили физическое и моральное насилие к 79-летнему Александру Куликову, но он не сдался
По ту сторону войны
31 мая 2017 г.

По ту сторону войны

Готовится к печати книга военного журналиста полковника запаса Геннадия Алехина
«Черные» ангелы
27 ноября 2013 г.

«Черные» ангелы

27 ноября - праздник морских пехотинцев России
Массовые убийства в Гюмри
18 января 2015 г.

Массовые убийства в Гюмри

Владимир Путин выразил соболезнования в связи с гибелью армянской семьи, но забыл о том, что в этом же городе в 1992 году было подло расстреляно армянами подразделение русских бойцов под командованием лейтенанта Шаповалова
Главная » Герои нашего времени » Большой хранитель Малого

Большой хранитель Малого

18 июня 2015 года исполнилось 80 лет народному артисту СССР Юрию Соломину

Наверное, не все читатели знают, что Указом Президента России Малому театру, которым руководит юбиляр, присвоен статус национального достояния. Таким образом он пополнил список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.
Большой хранитель Малого

В разные годы Малым театром руководили выдающиеся деятели отечественной культуры: А. Южин, И. Судаков, П. Садовский, К. Зубов, М. Царев, Е. Симонов, Б. Равенских и другие. С 1988 года театр возглавляет самый долголетний его художественный руководитель - Ю. Соломин. Причём, в театре его сначала единодушно избрали (впервые в истории Малого!) худруком, а потом Правительство утвердило решение коллектива.

Соломин - народный артист СССР; лауреат двух Государственных премий; кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» трёх степеней и ещё шести других орденов; обладатель девяти высших премий по искусству страны и мира; почётный член Российской академии художеств; член-корреспондент Российский академии образования; почётный профессор МГУ; почётный гражданин города Арсеньева. Был министром культуры России. И при этом я далеко не уверен, что перечислил хотя бы половину тех регалий, званий и заслуг, которые стяжал этот выдающийся культуртрегер России. Ведь не упомянуты его многочисленные награды из дальнего зарубежья, как то: «За вклад в мировую культуру» (Япония). Не названы такие звания, как народный артист Кыргызстана, заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл. Не указаны и многочисленные медали (у Юрия Мефодиевича их больше десятка). Есть у него и высшая Российская общественная награда – знак ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество». Есть и астероид за номером 10054, который так и называется – «Юрий Соломин». Наконец, как здесь не назвать главное достижение этого выдающегося мастера отечественной культуры – его всеми любимые кино- и театральные работы.
С 1957 года (тогда окончил Театральное училище имени М.С.Щепкина) Соломин сыграл в 52 спектаклях родного Малого театра. Там же поставил 8 спектаклей. За это же время он сыграл в 60 фильмах и 7 телеспектаклях. Сам снял 4 фильма. Это не просто много, но в некотором смысле даже трудно постижимо. Потому что, прошу не забывать, любезный мой читатель, Юрий Мефодиевич без малого треть столетия ещё и руководит самым большим драматическим коллективом страны, хоть и называется он Малый. Великолепная труппа здесь насчитывает более 100 актёров. А всего в театре трудится около восьми сотен человек – такой себе драматический исконно российский культурный полк. И командир этого полка не фигурально, а натурально в ответе за каждого своего подчинённого перед страной и народом. А какие у него были и есть выдающиеся «подчинённые»! Ведь в разное время под началом Соломина в Малом театре служили такие известные всей стране и миру артисты, как легендарный, проживший сто лет Н. Анненков, Е. Самойлов, Э. Быстрицкая, Т. Панкова, А. Кочетков, В. Коршунов, И. Муравьева, А. Михайлов, Ю. Каюров, В. Павлов, Э. Марцевич, Л. Титова, О. Чуваева, Л. Щербинина, Н. Швец, А. Анохин, В. Бунаков, И. Иванова, С. Коршунов, Л. Пашкова.
Современное поколение артистов и режиссёров Малого театра отличается приверженностью его богатым традициям и опирается на опыт таких выдающихся предшественников, как А. Яблочкина, В. Массалитинова. Е. Турчанинова, В. Рыжова, М. Климов, П. Садовский, Н. Радин, Н. Рыбников, М. Царев, Д. Зеркалова, И. Ильинский, В. Пашенной, Е. Гоголевой, Н. Рыжовой, А. Южин, И. Судаков, Б. Бабочкин, М. Жаров, П. Константинов, Е. Велихов, Е. Матвеев, В.Борцов, В. Хохряков, Н. Подгорный. Вслушайтесь, читатель, в каждом из этих имён – отзвук вековой и великой театральной российской славы.
Сегодня, как и всегда, основу репертуара театра составляют пьесы А. Островского. В былые времена театр не мог найти общего языка с А. Чеховым - при жизни писателя на сцене Малого театра появлялись только его смешные водевили. Однако ныне спектакли по великим пьесам Чехова занимают значительное место в жизни театра. Своего рода «визитной карточкой» Малого театра стала историческая трилогия А. Толстого: «Царь Иоанн Грозный», «Царь Фёдор Иоаннович» (поставленный Борисом Равенских ещё в 1973 году), «Царь Борис». В этих спектаклях звучит музыка Г. Свиридова, специально написанная для театра. Не обделяет своим вниманием Малый и зарубежную классику - в его репертуаре пьесы Ф.Шиллера, А.Стриндберга, Э.Скриба.
Вообще творческая жизнь старейшего театра России чрезвычайно активна и плодотворна. В каждом сезоне Малый выпускает 4-5 новых спектаклей, снимая что-либо из предыдущего репертуара. Обширна и гастрольная география коллектива. Только за последние годы он побывал в Германии, Франции, Японии, Израиле, Греции, Кипре, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Корее. Малый театр является инициатором и регулярным устроителем Всероссийского фестиваля «Островский в Доме Островского». Этот драматический форум выполняет благородную, можно сказать подвижническую миссию поддержки русской театральной провинции, всегда богатой талантами. Театры из разных городов и областей России представляют свои постановки по пьесам великого драматурга на сцене Малого театра. А недавно здесь же родилось ещё одно уникальное театральное действо - Международный фестиваль национальных театров. В рамках этого фестиваля театры из разных стран мира привозят на старейшую московскую драматическую сцену свои постановки, созданные, вопреки утвердившимся авангардным тенденциям, в русле традиционного национального искусства.
За всеми этими грандиозными и масштабным преобразованиями в Малом театре зримо и прежде всего стоит титанический труд Юрия Соломина. И меня ничуть не смущают употреблённые здесь несколько возвышенные эпитеты, потому что, дерзну заявить, знаю, о чём говорю. Судьба так распорядилась, что с этим творческим коллективом связана большая часть (38 лет) моей жизни. В далёком теперь 1977 году я написал о творчестве Е. Н. Гоголевой. То была первая в моей жизни заметка из области культуры о выдающейся актрисе, возглавлявшей Военно-шефскую комиссию Вооружённых Сил СССР. Елена Николаевна познакомила меня с Михаилом Ивановичем Царёвым, тогдашним директором Малого театра и председателем нашего правления ВТО. Через военную газету я впервые рассказал союзному читателю о солдатской службе выдающегося театрального деятеля, и о том, что его однополчанами были доктор географических наук, Герой Социалистического Труда Эрнест Теодорович Кренкель и выдающийся разведчик двадцатого века Рудольф Иванович Абель. Их солдатские койки стояли всегда рядом. И уже Михаил Иванович представил меня М. Жарову, Н. Анненкову, Э. Быстрицкой, И. Ильинскому, Р. Нифонтовой и Ю. Соломину.

На ту пору я был молод (старший лейтенант), по провинциальному наивен и столь же самонадеян. Мало что смысля в столичной театрально жизни, я без страха и сомнений брал интервью у перечисленных выше актёров и публиковал их в своей родной газете «На страже» Бакинского округа ПВО. И сейчас самое для меня удивительное то, что в те времена все они относились ко мне с пониманием, даже казалось, что и уважительно. А ведь, положа руку на сердце, о чём я мог говорить с тем же Соломиным, если всё его творчество тогда заключалось для меня в двух виденных фильмах: «Адъютант его превосходительства» и «Даурия». О том, что Юрий Мефодиевич снялся у великого Акиры Куросавы в советско-японском фильме «Дерсу Узала», я узнал к стыду своему только из нашей беседы. При этом ни одной его театральной работы я ещё тогда не видел. Тем не менее, артист терпеливо со мной общался что-то около часа. Как теперь понимаю, вовсе даже не потому, что была протекция Царёва, хотя мне именно так казалось. Просто он мудрый и всесторонне воспитанный человек из породы тех потомственных русских интеллигентов, которые как атланты небо испокон века держат на своих могучих плечах величественный купол отечественной культуры.
…Соломин родился в Чите. Отец – Мефодий Викторович – тоже родом из Забайкалья. Мама – коренная жительница Томска. Оба этих сибиряка, любовью связавшие свою жизнь, были прекрасными музыкантами: отец свободно играл на всех струнных инструментах, а мать имела потрясающее меццо-сопрано, хотя запросто могла исполнять и партии контральто. В довоенные годы Чита слыла городом высоких и разнообразных культурных традиций. С ним связаны имена великого джазмена Олега Лундстрема, замечательных писателей Николая Задорнова (отца нынешнего писателя-сатирика) и автора великолепного романа «Даурия» «Константина Седых. Семью Соломиных хорошо знали в городе, как профессиональных и беззаветных служителей музы. Отец с матерью трудились преподавателями музыки в городском Доме пионеров и в Доме народного творчества Читы. Ещё в конце 1920-х годов они отправились в Ленинград, поступили в консерваторию и успешно в ней учились. Однако случилась трагедия: из-за болезни Зинаида Ананьевна почти утратила слух. Из консерватории ей пришлось уйти, а отец последовал за любимой женщиной, как та этому ни противилась. Мефодий Викторович затем посвятил свою жизнь поиску музыкальных дарований в Чите, Бурятии, в других районах Забайкалья. Это он открыл превосходный бас Лхасарана Лодоновича Линховоина – лучшего в СССР исполнителя партии Кончака в опере «Князь Игорь», ставшего впоследствии директором оперного театра Бурятии. Еще один ученик Соломина-отца - Виктор Кулешов, впоследствии солист Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, затем - руководителя Казачьего народного хора.
Всё это я рассказываю и для того, чтобы подтвердить ту самую культурную преемственность в семье Соломиных, но ещё больше потому, что хочу подчеркнуть мысль главную: оба брата Соломины стали впоследствии известными актёрами вовсе не случайно. Их родители первыми заметили в сыновьях дарования и сделали всё для того, чтобы те верно определились с жизненным выбором. Было бы по иному кристально честный и высоко порядочный Мефодий Викторович первым бы запретил своим чадам даже думать об актёрской карьере. А он был железно уверен в своих сыновьях. И потому в 1953 году поехал с Юрием в Москву с твёрдым намерением определить сына в Театральное училище имени Щепкина.
«Ехали мы восемь суток и двенадцать часов. Тактичный отец меня не трогал. А я все эти дни я лежал на верхней полке, ни с кем не общаясь, мысленно представляя себе будущие экзаменационные испытания. И был первый тур. Я и сейчас некрупного телосложения, а в молодости вообще был субтильным юношей. И представьте: половина меня нынешнего выходит пред светлые очи авторитетной комиссии и читает героические стихи Твардовского, Маяковского, монолог Нила из «Мещан» Горького! Плюс ещё восемь дней явственно отпечатались на моём облике: слегка умытый, закопченный паровозным дымом. Мы с отцом на птичьих правах жили в Монино у его друзей. Словом, возникал явственный диссонанс между моими физическими данными, некоторой «закопченностью» и теми пафосными выступлениями, которыми я рассчитывал сразить авторитетных экзаменаторов. Надо было обладать феноменальной прозорливостью Пашенной, чтобы разглядеть во мне некоторые артистические задатки. Почему об этом вспоминаю? Когда я добрался до третьего тура, у отца моего в электричке украли все документы и деньги. Я и рассказал Вере Николаевне о наших злоключениях. «Пусть отец уезжает,- сказала она,- а ты оставайся». Так была решена моя судьба благодаря этой великой актрисе и замечательному человеку».
…Почему у нас лучшая в мире артистическая школа? В решающей степени, думается, потому, что в отличие от Запада молодую театральную смену мы готовим не по ремесленному принципу - мастер и подмастерье, а по укладу, сильно напоминающему семейный. Педагоги главных театральных вузов России, конечно же, учат студентов профессии – кто бы спорил. Но ещё по-родственному учат и нравственным императивам, и жизненной позиции. И пример Соломина ярчайшее тому доказательство. Блестящий знаток традиций Малого, а, стало быть, устоев, правил, методов, сложившихся в театре ещё в те времена, когда он был частью Императорских театров, Вера Пашенная являлась для студентов и, особенно для молодого читинца, крестной матерью. Её опыт, великолепная профессиональная школа, идущая от А. Ленского, П. Садовского, А. Островского, нашли в Соломине благодатную почву. Юрий Мефодиевич ещё на студенческой скамье, благодаря прежде всего своей великой наставнице, понял главное: актёр должен быть верен замыслу драматурга. Он так же обязан, впитывая идеи режиссёра, открывать в себе черты своего героя, лепить его образ. Разумеется, самостоятельно, но и крепко опираясь на единый творческий ансамбль соратников по сцене. И при этом как бы пленяя зрителя магией спектакля. Столь сложная нравственно-эстетическая и психологическая парабола воздействия на аудиторию невозможна в нынешних андеграундных театральных изысках, где во главе угла всегда стоит эпатирующий перформанс. И потому Соломину категорически не интересен нынешний повальный эксцентризм на подмостках. Он непоколебимо убеждён: художник, работающий не по внутреннему художественному убеждению, а стремящийся вызвать прежде всего эффект и с его помощью понравиться публике, в конечном итоге и не художник вовсе, а успехи его сиюминутны, эфемерны и ложны.
«Меня журналист однажды спросил: вы читали пьесы, например, Сары Кейн, Марка Равенхилла или наших современных драматургов - братьев Пресняковых, Василия Сигарева, других? Я ответил отрицательно. Тогда, продолжает он, как же вы смеете утверждать, что на это не стоит обращать внимания? А по тому праву, милый, что я проработал шесть десятилетий в театре и уже могу что-то угадывать интуитивно. Да, я их пьес не читал, но определённо знаю из многих других источников, какие темы в них подняты. Мне эти темы не интересны, как и моим зрителям, которых в стране гораздо больше, чем это кому-то кажется. Потом, для меня мат на сцене неприемлем в принципе. Хотя в жизни порой приходится к нему прибегать. Я так же не люблю наглость, глупость, пошлость. И не могу смотреть, как при мне обижают слабого. Не могу позволить, чтобы кого-то унижали, даже если он виноват, - я всегда встреваю. Если виновного просто посылают по-русски - ладно, но когда методично и долго унижают, я этого перенести не могу. В конце концов, я – отец и уже давно дедушка. И я имею право сказать тем, кто мне по возрасту приходится внуком, что их путь мне кажется неверным. Ведь, если говорить совсем просто, те, кто постоянно пьет пепси, через какое-то время попадут к врачу с заболеванием желудка. Их просто хочется предостеречь. Вот смотрю я на молодого человека, который откроет бутылку пепси, отопьет глоточек и ходит с этой бутылкой целый день, показывая, что он принадлежит к поколению пепси, и я не могу не сказать: родной, подключи мозги! И почему в театре мы должны быть ориентированы на него? Почему мы должны не поднимать его до себя, а, с оглядкой на его ничтожные вкусы и привычки, идти у него на поводу? Конечно, и такие молодые люди – часть театральной публики. И с ними нам нужно серьезно работать и учить их. Но почему надо на сцене ржать, как ржет на улицах это самое поколение пепси? Почему режиссер считает, что он может встать вровень с Чеховым, Островским, Шекспиром?»
…Пашенная дала Соломину и путевку в кинематограф. Конечно, мы вольны сейчас утверждать, что красавца-сибиряка отечественный кинематограф заметил бы в любом случае. Но это как сказать. В те поры артисты сплошь и рядом имели привлекательную внешность – других просто не набирали. Так что неизвестно, сколько бы Юрию пришлось ждать своего «киновыхода в люди». И уж во всяком случае он бы никогда не получил в дебюте главную роль без помощи и поддержки Веры Николаевны. А та сумела убедить режиссера Исидора Анненского в том, что её ученик великолепно справится с ролью Павла Каурова в фильме «Бессонная ночь». Так в 1960 году всесоюзный зритель впервые увидел спокойную, вдумчивую, очень располагающую и задушевную игру молодого Юрия Соломина. Понятно, что никакого шумного зрительского потрясения он не стяжал ровно потому, что ни тогда, ни много позже и даже теперь никогда к тому не стремился. Так продолжалось и в последующих фильмах. Соломин играл содержательно, надёжно, не помышляя о каком-то особом успехе. Тем не менее, он случился – феноменальный и феерический. Никем не прогнозированный, в том числе, и самим Юрием Мефодиевичем не ожидаемый. Потому что (открою читателю небольшую кинематографическую тайну) изначально ведь на роль Павла Андреевича Кольцова в пяти серийном фильме «Адъютант его превосходительства» планировался Михаил Ножкин. Однако после долгих размышлений режиссёр Евгений Ташков утвердил Соломина. И те 377 минут экранного времени явили стране настоящий кино шедевр. Во всяком случае, без малейшего преувеличения можно утверждать: эта лента, безусловно, встала вровень с «Чапаевым», кинотрилогией о Максиме, «Подвигом разведчика», «Семнадцатью мгновениями весны», «Судьбой» и «Ошибкой резидента», «Мёртвым сезоном». О Соломине решительно все заговорили, как о советской кинозвезде первой величины. Признание это ценно ещё и потому, что вместе с Юрием Мефодиевиче снимались в том фильме такие известные актёры, как В. Стржельчик, В. Козел, А. Папанов, В. Павлов, М. Кокшенов, Ю. Назаров, И. Старыгин, В. Смирнитский, Н. Гриценко, Б. Новиков, Н. Граббе, Л. Чурсина. И Соломин среди них на затерялся – наоборот сыграл блестяще.

«Я благодарен судьбе за то, что в последний момент получил роль капитана Кольцова. Посмотрев только две серии этой картины, японский режиссер Акира Куросава решил, что актёра лучше меня на роль Арсеньева в фильм «Дерсу Узала» не найти. А Куросава был большой, талантливый художник, человек неповторимой индивидуальности, широкой культуры, обладавший высоким профессиональным мастерством, тонкой интеллигентностью. Сьёмки в кино дали очень много для развития меня, как личности. Они подарили мне встречи с выдающимися режиссерами и актерами: Оттакаром Ваврой, Михаилом Калатозовым, Марком Донским, Комаки Курихара, Жанной Моро, Мариной Влади. Но Куросава всё-таки -особь статья. Когда называют великих, то называют: Феллини, Бергман, Куросава. Эта тройка, без которой очень трудно говорить о мировом кинематографе. Мы потом почти тридцать лет поддерживали самые добрые отношения. Куросава был художником по образованию - закончил Академию художеств - и очень хорошо рисовал. Он мне присылал открытки, которые сам рисовал и выпускал у себя в Японии. А однажды подарил картину, где изображена голова тигра с зеленоватыми глазами. Справа – японский орнамент и подпись: «18 июня 1974 года, Соломин сан, Куросава сан». До сих пор эта картина висит у меня на стене.
Сказать по правде, в последнее время я отдались от кино. У меня такое ощущение, что того мощного кинематографа, который был у нас раньше, сегодня просто нет. Некоторые режиссеры совершают «набеги на съемку». Потом у них нет денег, и они отступают, ждут, фильм откладывается. Да, мне все время предлагают роли в кино. Есть даже хорошие сценарии, и мне особенно понравились сценарии двух исторических фильмов. Если бы я в них снялся - большего и не надо. Но этих фильмов так до сих пор и нет, работа все время откладывается. Сниматься же «в стол» я не вижу смысла, тем более, что придется отнимать время у театра. Последняя более-менее примечательная моя работа случилась в сериале «Московская сага». В «Саге» многое похоже на то, что было в жизни. Я даже вспомнил ситуацию, связанную с арестами. У нас в семье никогда это не обсуждалось, но я знал, что моего деда репрессировали. И я вспомнил, как его арестовывали. Сначала мне казалось, что я выдумал это себе, что где-то прочитал похожее. Но почему-то запомнил, что его арестовали в какой-то праздник, ночью. Мне было тогда всего три года, поэтому я и думал, что мне это показалось. Но в 80-е годы в газете «Забайкальский рабочий» была опубликована статья про моего деда. И оказалось, что его арестовали 30 декабря, под самый Новый год. Я не помню подробностей, но запомнил деда в дверях, когда его уводили. Больше мы его никогда не видели. Но даже и при всём этом, я категорически против тех, кто во всю Ивановскую ругает своё гнездо, из которого вышел, получив образование и став знаменитым. Это всё равно что проклинать собственную семью. У нас была великая страна, великий кинематограф. Я за многое благодарен родной стране и не принадлежу к тем, кто охаивает прошлое и теперь без конца предъявляет какие-то счета, утверждая, что все у нас было плохо. История моей Родины, её сегодняшний день, как и завтрашний, для меня очень небезразличны».
…Вековые традиции Малого театра едва ли не главное и непреходящее его достояние. Здесь, как ни в одном другом творческом коллективе страны наблюдается неразрывная связь поколений, и Соломин её олицетворяет, пожалуй, что и ярче других. Как в связи с этим не вспомнить тот замечательный факт, что бывший директором и художественным руководителем Малого народный артист СССР Михаил Иванович Царёв в продолжение четверти века в лице Юрия Мефодиевича терпеливо и вдумчиво растил свою смену. Именно, что растил, заботливо опекая последнего ещё со студенческой скамьи. Но прошли годы и даже десятилетия, когда Царев поинтересовался: «О какой роли вы мечтаете?» Это были и вера, и надежда на актера, доказавшего свое право на выбор. Соломин ответил, что хотел бы сыграть Сирано. Через год его мечта сбылась.
А мне вспомнилось, как на своём восьмидесятилетии, которое мы славно отметили ещё в старом Доме актёра на улице Горького, растроганный Михаил Иванович признался перед собравшимися: «Я счастливый человек. Всю жизнь занимался любимым делом в любимом театре. Даже имел счастье руководить им. И знаю, что дело наше будет кому продолжить. Знаю, что на моё место придёт Юрий Соломин. И сделает то, что не получилось сделать нам. Так и должно быть, чтобы ученики видели больше и шагали дальше, чем их учителя».

Ещё при Царёве Ю. Соломин стал режиссёром. В этом качестве он работал в Болгарии, Чехословакии, Германии, Японии. С 1961 года Юрий Мефодиевич преподает в своей альма-матер. Является профессором, постоянно ведет мастер-классы со студентами Америки, Японии, Южной Кореи.
«Современные театры сегодня ставят классику активно, но что с ней вытворяют! Немыслимые вещи! Значит - это не любовь к автору, это использование автора в своих целях, которые определяются способностями, измеряются своим "аршином". Я считаю, что такой подход к нашему наследию наносит большой вред развитию общества. Многие нынешние "проекты" именно таковы - они идут вразрез с нормальным взглядом на самих себя, а значит, и на наше общество. Любую классическую пьесу можно подмять под свое мировоззрение. Так и делают: заставляют Яшу (слугу из "Вишневого сада") "заниматься любовью" (на сцене) со служанкой Дуняшей. Этого Чехов не писал, не мог написать. У него Яша не очень хороший человек, но ничего отталкивающего или вызывающего он на сцене не проделывает. Раневскую играют наркоманкой - на "игле сидит". У Чехова написано о её нервном потрясении; можно, конечно, пойти дальше, объясняя её нервность наркотической зависимостью. Но никак нельзя нечто подобное ставить в основание роли - Чехов писал Раневскую другой. Для чего вся эта новизна? Ничего нового здесь абсолютно нет - попросту не могут увидеть того, что написал классик. Классики близко подпускают только очень талантливых людей.
Интересно, что к нам сегодня с гораздо большим почтением, уважением и восхищением относятся иностранцы. Для них именно мы представляем искусство России, русскую школу. У нас же все в погоне за новизной, за модерном, а Малому неприлично бежать. Нам прилична другая поступь - размеренная, с пониманием, что нас окружает великое театральное предание, которое мы наследуем и передаем. Малый театр - традиционный. И это мы говорим совершенно с другой интонацией, чем наши коллеги. Мы сохраняем традиции, которые были заложены Щепкиным, Мочаловым, Островским. Мордовать классиков, обезьянничать Малому театру попросту неприлично. Мы, пожалуй, едва ли не единственный театр, который реально сохранил (через актерские поколения) традиционную преемственность, когда всякое старшее поколение посвящало молодое в традицию искусства Малого.
Я полагаю, что нам всем нужна пушкинская мера в культуре. Она предполагает ответственность и мастерство. Ответственность за свой талант - как перед собой, так и перед публикой. Человек талантливый будет выполнять свою работу честно и чисто. Ибо в профессии, в творчестве есть своя честь. Нынешняя же культура часто человека унижает - и унижение начинается с бытовой культуры. Если мне за роль царя Федора будут платить в долларах, а не в рублях, я что, лучше играть стану? Нет, конечно. Хоть бесплатно играй, хоть в долларах оцените мой труд, я всегда буду играть в меру своих способностей и понимания своего дела. Но тем не менее человека приучают к изначально нечестному стандарту: мастерство и класс у нас в культуре всегда определялись не дороговизной, а, напротив, умением из простого сделать красивое и добротное. И к счастью, такие мастера не перевелись».
… За 2-летний период пребывания в должности министра культуры России Соломину удалось решить несколько важных проблем, связанных с организацией жизни театральных коллективов, развитием детского творчества. Так, он самолично подготовил постановление правительства РФ по реорганизации деятельности театров, которое отменило многие устаревшие постулаты, нормы и правила, мешающие творчеству режиссеров, актеров. По роду своей деятельности Юрий Мефодиевич встречался с огромным количеством самых влиятельных и именитых людей. Это и королева Великобритании Елизавета II, и королева Нидерландов Беатрикс, президенты государств, главы правительств, выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства, общественные деятели. Все они видели в Соломине представителя русской культуры и, в общем-то, свою ровню. Так оно и есть. Соломин – мировая величина. Это на самом деле большой хранитель Малого театра, стоящий на страже всей русской культуры.
С юбилеем вас, дорогой наш Юрий Мефодиевич!

 

Михаил Захарчук
18 июня 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 сентебря
четверг
2018

В этот день:

Казнь подпоручика Василия Мировича

20 сентября (нов.ст.) 1764 года подпоручик Семеновского полка Василий Мирович был приговорен к смертной казни.

Казнь подпоручика Василия Мировича

20 сентября (нов.ст.) 1764 года подпоручик Семеновского полка Василий Мирович был приговорен к смертной казни.

Этот 24-летний офицер пытался освободить из заключения императора Ивана VI Антоновича, низложенного Елизаветой Петровной. История этой трагедии такова. В 1732 году Анна Иоанновна объявила, что трон наследует потомок по мужской линии её племянницы Елизаветы, дочери герцогини мекленбургской.

В августе 1740 года у той родился сын Иоанн Антонович. После смерти Анны Иоанновны двухмесячный младенец был провозглашен императором. Царствование его продолжалось 1 год и 16 дней. Иоанна Антоновича свергла с престола дочь Петра Великого Елизавета Петровна в 1741 году. Годом позже маленький император превратился в арестанта Шлиссельбургской крепости. В последствии предпринималось много попыток освободить свергнутого императора и вновь возвести его на престол. Последняя попытка обернулась для молодого заключённого гибелью. В 1764 году, когда уже царствовала Екатерина II, подпоручик В. Я. Мирович, нёсший караульную службу в Шлиссельбургской крепости, склонил на свою сторону часть гарнизона, чтобы освободить Ивана. Однако стражникам Ивана капитану Власьеву и поручику Чекину была выдана секретная инструкция умертвить арестанта, если его будут пытаться освободить (даже предъявив указ императрицы об этом), поэтому в ответ на требование Мировича о капитуляции они закололи Ивана и только потом сдались.

Мирович был арестован. 1 сентября 1764 года Екатерина II издала Манифест о казни путем четвертования подпоручика Смоленского пехотного полка Василия Мировича. Однако Высочайшее собрание (сенат) не согласилось с чрезвычайной на их взгляд жестокостью Екатерины. К тому же столь кровавые меры могли вызвать в народе, сочувствовавшем Мировичу, нежелательное волнение. 20 сентября Собрание вынесло приговор: «Мировичу отсечь голову и, оставя тело его народу на позорище до вечера, сжечь оное вместе с эшафотом. Из прочих виновных разных нижних чинов прогнать сквозь строй, а капралов сверх того написать вечно в солдаты в дальние команды».

Очевидец казни рассказывал: «Мирович, ведомый на казнь, увидел любопытствующий народ, сказал находившемуся близ него священнику: «Посмотрите, батюшка, какими глазами смотрит на меня народ. Совсем бы иначе на меня смотрели, если бы мне удалось мое предприятие». Прибыв на место казни, он спокойно взошел на эшафот. Сняв с шеи крест с мощами, отдал провожавшему его священнику, прося молиться о душе его. Сняв с руки перстень, подал его палачу, убедительно прося его сколько можно удачнее исполнить свое дело и не мучить его. Потом сам, подняв свои длинные белокурые волосы, лег на плаху. Палач был из выборных, испытан прежде в силе и ловкости и... не заставил страдать несчастного».

Создание министерств при Александре I

20 сентября 1802 года император Александр I издал Манифест “Об учреждении министерств” взамен устаревших коллегий.

Создание министерств при Александре I

20 сентября 1802 года император Александр I издал Манифест “Об учреждении министерств” взамен устаревших коллегий.

Первых российских министерств было восемь: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. Министром юстиции стал выдающийся поэт XVIII века Гавриил Державин, что свидетельствует об уровне подбора кадров (не то, что ныне).  Кстати, сегодня в значительно меньшей по территории и населению России только заместителей у премьера Медведева восемь штук, да плюс двадцать один министр! А толку?

 

Кормишь людей гадостью — будешь расстрелян!

20 сентября 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О вредителях по мясу и др.».

Кормишь людей гадостью — будешь расстрелян!

20 сентября 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О вредителях по мясу и др.».

Дело в том, что сталинскими спецслужбами была выявлена группа подонков, поставляющих на стол трудящимся некачественные продукты. Эти преступления были расследованы, виновные осуждены. И.В. Сталин в это время отдыхал в Сочи. 13 сентября в целях обеспечения гласности он написал письмо в политбюро: «Надо бы все показания вредителей по мясу, рыбе, консервам и овощам опубликовать немедля». В ответ — вышло постановление. Оно предписывало к 22 сентября выделить по полторы полосы в основных газетах под «ряд статей, разъясняющих сущность этого дела и указывающих на то, что работа… шайки полностью разоблачена и приняты все меры к исправлению последствий». Еще через пять дней следовало «опубликовать приговор ОГПУ о расстреле всех участников вредительской организации».
Сегодня в "демократической" России людей кормят гадостью безнаказанно.

 

Историческая навигация ледокола «Литке»

20 сентября 1934 года советский ледокол «Литке» (капитан Н. М. Николаев) завершил первое плавание Северным морским путём, совершенное за одну навигацию.

Историческая навигация ледокола «Литке»

20 сентября 1934 года советский ледокол «Литке» (капитан Н. М. Николаев) завершил первое плавание Северным морским путём, совершенное за одну навигацию.

 «Литке» не крушил лёд тяжестью корпуса, а ударами своего острого форштевня проделывал во льду трещину и затем вклинивался в неё, расширял до нужных пределов. Такие суда в терминологии первой половины XX века было принято называть ледорезами.

 

Смерть космонавта Германа Титова

20 сентября 2000 года скоропостижно скончался Герман Степанович Титов (р. 1935), космонавт СССР № 2.

Смерть космонавта Германа Титова

20 сентября 2000 года скоропостижно скончался Герман Степанович Титов (р. 1935), космонавт СССР № 2.

Герман Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края. С июля 1953 года - в армии. В 1955 году закончил 9-ю военную авиационную школу лётчиков (Кустанай), а в 1957 году — Сталинградское военное авиационное училище, после чего служил в летных частях ВВС Ленинградского военного округа. В 1960 году был зачислен в Первый отряд космонавтов, где стал дублёром Юрия Гагарина. С 6 по 7 августа 1961 года Герман Титов совершил космический полёт продолжительностью 1 сутки 1 час, сделав 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. В полёте имел позывные «Орёл».

Последнее интервью Германа Степановича, а также рассказ о том, как он умер, читайте у нас на сайте по электронному адресу: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2013/august/german-titov-samyij-molodoj-kosmonavt-v-mire?searched=%D0%A2%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2&advsearch=allwords&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1

 

 

Молимся за Аню Сергееву

20 сентября 2008 года после тяжелой и продолжительной болезни отошла ко Господу известная православная журналистка и поэтесса Анна Сергеева.

Молимся за Аню Сергееву

20 сентября 2008 года после тяжелой и продолжительной болезни отошла ко Господу известная православная журналистка и поэтесса Анна Сергеева.

Будучи одной из руководительниц общественного движения «Народный Собор» и учредительницей Совета Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций "Народная Защита", она показывала пример самоотверженной борьбы с либеральным олигархическим беспределом в России.

Несмотря на молодость, Аня Сергеева успела при жизни получить поэтическое признание. В 2005 году она стала дипломантом Всероссийского фестиваля православной музыки и поэзии «Серебряная псалтирь». Но, пожалуй, наибольшую известность и признательность в обществе она получила за свою активную жизненную позицию. Об этом свидетельствуют теплые слова некролога: «Центральный Совет Движения «Народный Собор» извещает, что 20 сентября 2008 года, в субботу, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы, после тяжелой и продолжительной болезни ушла из жизни Анна Сергеева – православный, светлый человек и несгибаемый боец за наше общее дело.

Вместе с мужем Владимиром Сергеевым она была учредительницей и членом Совета Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «Народная Защита», входила в руководство движения «Народный Собор».

Аня была в числе организаторов защиты долгопрудненских милиционеров (восставших против засилья наркобаронов), которые в результате оказались на свободе, активно участвовала в борьбе против кощунственных антироссийских и антиправославных выставок, была среди инициаторов возбуждения уголовного дела в отношении руководства Сахаровского центра.

Аня Сергеева известна и как православная поэтесса, дипломант всероссийского фестиваля православной музыки и поэзии «Серебряная псалтирь – 2005». А ее журналистские материалы публиковались в ряде известных патриотических СМИ.

Движение «Народный Собор» выражает глубокие соболезнования родным и близким новопреставленной рабы Божией Анны. Да упокоит Господь её светлую и чистую душу!».

Сопредседатель "Народного Собора" Олег Кассин так охарактеризовал Аню: "Анна и Владимир Сергеевы несколько лет назад создали православную организацию "Народная защита", она также была членом возглавляемого протоиереем Александром Шаргуновым "Комитета за нравственное возрождение Отечества". Могу сказать, что Анна была стойким православным бойцом. Она участвовала в акции по закрытию кощунственной выставки "Осторожно, религия", была среди инициаторов возбуждения уголовного дела в отношении Сахаровского центра, акции по защите долгопрудненских милиционеров, которые, благодаря ей оказались на свободе. Свое жизненное и поэтическое кредо Анна выразила в замечательном четверостишии:

В земном поклоне пред иконой замираю,

Сплетая призрачную вязь из слов молитвы…

Я каждый день с заходом солнца умираю,

И воскресаю с новым днем для новой битвы!"

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии